Срочно!!!! пожалуйста!!!!!5 примеров описательных оборотов. Основные определения эвфемизмов и перифраз в лингвистике Описательный оборот к слову слон

- (греч.). 1) околичность; риторическая фигура, заменяющая прямое выражение другим окольным, делающим слог тяжелым, непонятным; описательная форма выражения чего либо. 2) выражение той же мысли иными словами. Словарь иностранных слов, вошедших в… …

ПЕРИФРАЗ(А) [гр. periphrasis окольная речь] филол. описательное, непрямое выражение смысла (напр., «Северная Пальмира» вм. «Санкт Петербург», «ваш покорный слуга» вм. «я»). Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. ПЕРИФРАЗА см. ПАРАФРАЗА.… … Словарь иностранных слов русского языка

ЗАГАДЫВАТЬ, загадать что, задумывать, замышлять; предлагать неизвестное на решенье себе самому, иному, или гаданью, ворожбе. Не загадывай в год, а загадывай в рот. Далеко вперед не загадывай. Отгадай, что я загадал? Загадай загадку. Я загадывал… … Толковый словарь Даля

Жен., лат. наружный очерк предмета, внешнее очертанье, вид, образ, стать. Фигура стали осьмиугольная. Фигура мониторов походит на огромную черепаху. Это что за фигура? что за человек. | Изображенье, очерк вещи, подобие. Облака принимают иногда… … Толковый словарь Даля

Задача, шарада, ребус. См … Словарь синонимов

См. намек без обиняков... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. обиняк сущ., кол во синонимов: 4 загадка … Словарь синонимов

пери-

перифраза - ы, ж. и перифра/з, а, м., лит. Описательное выражение, заменяющее прямое название и содержащее в себе признаки не названного прямо предмета. Примеры перифраз: царь зверей (вместо лев), небесная лампада (вместо луна), погрузился в сон (вместо… … Популярный словарь русского языка

пери- - (гп) περί образует слова со значением около, рядом, возле, кругом, вокруг. перигей точка орбиты Луны или искусственного спутника, ближайшая к Земле (противоп. апогей) периметр размер «окружности» фигуры период время обращения по кругу периферия… … Анатомия терминов. 400 словообразовательных элементов из латыни и греческого

ОКОЛЕСИТЬ, (обколесить) свет, обколозить зап. объехать, объездить, побывать всюду. Я обколесил Русь. ?? Мы обколесоли версты три, объехали, окружили, сделали лишку. Околеситься чем, окружиться, обгородиться, обставиться. ?? Новое колесо или ось… … Толковый словарь Даля

Технологическая карта урока русского языка

учителя русского языка и литературы

МОУ Дмитровской общеобразовательной средней школы № 9

Васильевой Лады Евгеньевны.

Тема урока: Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот.

Тип урока: открытия новых знаний

Технология: технология развития критического чтения через чтение и письмо

информационно-коммуникативные технологии

технология уровневой дифференциации материала

Цель урока: обеспечить формирование представления об описательном обороте как средстве лексической связи предложений в тексте и средстве выразительности; сформировать умение составления описательных оборотов и их использования в связной речи.

Реализуемая программа: по русскому языку общеобразовательных учреждений. 5-9 классы на основе УМК Бабайцевой В.В.

УМК: Русский язык. Русская речь. 6 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / Е.И.Никитина. - М.: Дрофа, 2013.

Личностные результаты: достаточный объем словарного запаса и усвоенных лексических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения (Л1); понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей (Л2).

Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция своей деятельности.

Предметные результаты:

Научатся: определять функциональные особенности описательных оборотов

Получат возможность научиться: работать с различными источниками информации; использовать знания об описательном обороте как средстве лексической связи предложений в тексте и средстве художественного выражения.

УУД личностные: ориентирование в системе моральных норм и ценностей (Л3).

УУД регулятивные: целеполагание и планирование своей деятельности (Р1); принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров (Р2); осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме (Р3); контроль и оценивние своих действий как по результату, так и по способу действия (Р4).

УУД познавательные: проведение сравнения и классификации изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям (П1); определение основной и второстепенной информации (П2); построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей (П3);

УУД коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1); практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества (К2); действие с учётом позиции другого, умение согласовывать свои действия с другими участниками (К3).

Форма работы: индивидуальная, групповая

Оборудование: мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку, аудиозапись К.Сен-Санс. Сюита «Карнавал животных». Эпизод «Слоны».

Характеристика этапов урока

Этап урока

Время, мин.

(формируемые УУД)

Деятельность

Деятельность

учащихся

Форма рабо-ты

Результат

Организацион-ный момент, мотивация к учебной деятельности

Настрой на учебную деятельность

Л3, Р3, П3, К1

Включение в деловой ритм урока.

На экране надпись: «Что делает текст текстом?»

Волевая саморегуляция .

Запись числа и вида работы.

Учащиеся высказывают предположения.

Обще-класс-ная

Внутренняя и внешняя готовность

Словесное поощ-рение

Этап «вызов».

Организация ситуации, которая актуализирует необходимые для последующего открытия знания

Л1, Р2, Р3, П1, П3, К1

Этап актуализации знаний.

Учитель спрашивает: «Какие лексические средства связи предложений в тексте уже знают учащиеся»

Учащиеся называют лексические повторы. лексические синонимы, текстовые синонимы, антонимы.

родовидовые слова.

Инди-виду-альная с проверкой по образ-цу

Актуализа-ция знаний, необходи-мых для понимания новой темы

Словесное поощ-рение

Открытие новых знаний:

Работа с информацией

Л1, Л2, Р2, Р4, П3, П4, К1, К2

Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации. Регулирует процесс работы с текстом упражнения № 48 .

Над сияющим миром рас кинулась в пол неба радуга. Один конец семи цветной дуги тонет в не глубокой речо нке, а другой край чудесн ой подковы опускаетс я за далекими ле сами.

Направляет учащихся к пониманию, что же такое описательный оборот и чем он выражается.

Выполняют упражнение № 48, затем упражнение № 47

Класс: Читают и перерабатывают информацию.

Формулируют тему и цель урока.

Фиксирова-ние новых знаний через моделирова-ние и работу с информа-цией

Словесная оценка учите-лем работы класса.

Оценка в баллах учени-ка у доски

Этап «осмысление»

Постановка учебной задачи и цели, уточнение темы урока

Р1, Р4, Л1, Л2, П4

Организация деятельности для отработки навыков

Л2, Р2, Р3, Р4

П1, П2, П3, К2, К3

Активизирует знания учащихся.

Создаёт проблемную ситуацию.

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. Упражнение №49

(Приём выбора слов в прямом и переносном значении).

Упражнение № 50 призвано научить обучающихся выбирать описательные обороты, подчёркивающие наиболее важные в данном контексте признаки.

Творческое задание. На экране текст, в который нужно вместо многоточий поставить описательные обороты.

Читают упражнение и выбирают верное утверждение.

Письменно выполняют упражнение, вставляя вместо многоточий наиболее подходящие к данному контексту описательные обороты.

Сначала групповая работа. Класс выбирает наиболее подходящие в данном контексте описательные обороты, а затем записывает их тетради через запятую.

Груп-повая

Готовность к осмыслениюновых знаний

Словесное поощ-рение

Само-оценка с выявлением наибо-лее прави-льно выпол-ненных зада-ний

Физминутка (2 мин.) «Весёлая разминка».

Коррекция, анализ планируемых результатов усвоения новых знаний

Л1, Л2, Р2, Р3, Р4, П3, П5, К2

Организует деятельность по применению новых знаний и актуализации имеющихся.

Упражнение № 53

Демонстрирует роль описательных оборотов в текстах различных стилей речи

Групповая работа с индивидуальными ответами по поднятой руке.

Выполняют упражнение № 53. Сначала устно, а затем письменно, выбирая для записи один из трёх фрагментов текста.

Груп-повая работа с составлением описательных оборотов по моде-ли

Осознание значимости новых знаний

Словесная оценка учителя работы групп, уч-ся.

Оценка в баллах лиде-ров групп

Рефлексия

Коррекция, анализ полученных результатов, планирование домашнего задания

Обобщение ценностного отношения к деятельности, к совместной деятельности, её оценка

Устанавливает осознанность восприятия. Завершающее обобщение.

Организует прослушивание отрывка «Слоны» из сюиты К.Сен-Санса «Карнавал животных» с последующим чтением упражнения № 51, в котором находят описательные обороты.

Обобщение знаний об описательном обороте:

1)позволяет избежать повторов одного и того же слова.

2) создание выразительного образа, дополнительной характеристики.

Индивидуальное осмысление полученных знаний с составлением синквейна по теме «описательный оборот»

Обще-класс-ная

Осознание значимости новых знаний

Ценностное отношение к деятельнос-ти и её оценка

Словесная оценка учителем и учащимися резуль-татов урока

Информация о домашнем задании

Закрепить полученные знания.

Развитие творческих способностей

Составить текст из 2-ух связных предложений с использованием описательного оборота.

Самостоятельная домашняя работа

По выбору

Оценка в баллах после проверки

Выставление оценок за урок

Учитель выставляет оценки, комментируя их

Подают дневники, для выставления оценок за работу на уроке.

Рефлексия

Учитель спрашивает: «Что на уроке вам запомнилось лучше всего? Какое назначение описательного оборота вам ближе?»

Ученики отвечают на поставленные вопросы.

По выбору

Закрепление полученных знаний, развитие творческих способнос-тей

Русский язык считается одним из красивейших и богатых языков мира. Как он выразителен и прекрасен. С легкостью можно использовать множество изобразительных средств для пышности и яркости фраз. Описательный оборот, примеры которого представлены в статье, является одним из таких средств.

Что называется описательным оборотом?

При рассказе о каком-либо предмете, явлении или человеке важно не злоупотреблять повторами. Избегать их помогают описательные обороты. Так называется устное выражение или письменное высказывание, употребленное вместо конкретного слова. При этом предмет не называется прямо. То, что речь идет именно о нем, дают понять изображения с характерными для этого предмета признаками, которые дает описательный оборот. Примеры: река - пресная артерия, снежинки - зимние мошки, весна - пора пробуждения .

Выделяют образные и необразные обороты описания. Если образные несут на себе эстетическую нагрузку, то необразные лишь расширяют представление о предмете. Например, цветы жизни (дети), Голубая планета (земля), Третий Рим (Москва) - это образные описательные обороты; автор "Анны Карениной" (Л.Н. Толстой), город на Неве (Санкт-Петербург), модная столица Европы (Париж) - необразные обороты.

Перифраз

Выразительные возможности описательных оборотов давно привлекают поэтов и писателей. Такие конструкции широко употреблялись в эпоху классицизма, когда особенно тщательно подходили к отбору слов в произведениях высокого стиля. Например, М.В. Ломоносов применил описательный оборот в своем "Письме о пользе Стекла": "Искусство, коим был прославлен Апеллес, И коим ныне Рим главу свою вознес". Так поэт назвал живопись. Литературоведами подобное выражение называется перифразой. Это употребленный в художественном произведении описательный оборот. Примеры из поэтических текстов: "унылая пора" (осень), "Петра творенье" (Санкт-Петербург), "свободная стихия" (море). Перифраз, наряду с метафорой, эпитетом, сравнением, определяется как троп, то есть выражение, усиливающее образность и экспрессивность языка.

Описательные обороты в загадках

Подобные конструкции расширяют кругозор, развивают эрудицию и словесно-логическое мышление, поэтому часто употребляются в загадках для детей. Предложения с описательным оборотом (примеры из загадок):

  • Птиц к югу отправляет, деревья раздевает;
  • на летнем солнышке подсох, его достанут из стручков;
  • чик-чирик - к зернышкам прыг;
  • хитрая и ловкая рыжая плутовка.

При отгадывании загадок активизируется словарь ребенка, закрепляется умение выделять значимые признаки предметов. Значение загадок, представляющих собой предложения с описательными оборотами, в развитие ребенка очень велико. Она отражает сущность явлений или предметов, их особенные черты через простые, понятные ребенку слова, что имеет важное педагогическое значение. Загадки влияют на развитие любознательности детей, на их интерес к языку.

Предложения с описательными оборотами

Описательные обороты необходимы для создания наибольшей образности, а также для предотвращения тавтологии. Предложения с описательным оборотом, примеры которых представлены в таблице, порой носят экспрессивный, чрезмерно образный, деловой характер.

Описательный оборот в тексте

Как отмечено выше, конструкции описания выполняют экспрессивную функцию в предложениях, они употребляются в загадках и поэтических произведениях для создания большей образности. В публицистических текстах широко используется описательный оборот как лексическое средство связи.

Внутри текста предложения связаны логически, грамматически, структурно и по смыслу. При передаче информации о каком-либо явлении, предмете, событии важно не увлечься употреблением форм одного и того же слова. Его необходимо заменить на местоимение или на описательный оборот. Примеры:

  • Картина "Итальянский полдень" наполнена красками солнечного Рима. Она изображает быт итальянцев. Шедевр мировой живописи был признан одной из лучших работ Карла Брюллова и подарен Государыне, жене Николая Первого. (Картина - она - шедевр)
  • Африка считается наиболее жарким континентом на планете. Около 90% ее почв непригодны для сельского хозяйства. Засушливые районы и пустыни Черного континента занимают более половины всей его территории. (Африка - ее - Черного континента)
  • Абу Даби по праву считается самым комфортным для проживания местом в мире. Город в пустыне чист и прекрасен. На его территории высажено восемьдесят миллионов пальм и чуть меньше (Абу Даби - Город в пустыне - на его)

Наряду с местоимениями, союзами, вводными словами и другими грамматическими средствами связи, описательные обороты является Особенно часто их заключает в себе публицистический описательный текст. Примеры: Сицилия привлекает туристов своей уникальной природой, тысячелетней историей и самобытной культурой. Самый большой остров Средиземноморья хранит многовековую историю: Сиракузы - открытый для посещения город-музей, представляющий собой множество архитектурных памятников. Родина приглашает гостей в поход к кратеру, который безопасен, так как за ним ведется круглосуточное наблюдение. Окруженный тремя морями кусочек природной благодати и его столица Палермо привлекательны для туристов и другими развлечениями: рыбалкой, пляжами, походами по магазинам, парками аттракционов.

Описательный оборот в материалах выпускных работ

Экзаменационная работа по русскому языку рассчитана на обучающихся, уверенно овладевших правилами и нормами языка. В ней встречаются и задания на нахождение описательного оборота. Это задания повышенной трудности, где из списка изобразительных средств нужно выбрать только те, которые были использованы в тексте.

Урок русского языка в 6 классе по теме

«Текст. Средства связи предложений в тексте.

Описательный оборот».

Дата: 15.11.2017

Класс: 6-а, 6-в

Тип урока: открытия новых знаний

Технология: технология развития критического чтения через чтение и письмо

информационно-коммуникативные технологии

технология уровневой дифференциации материала

Цель урока: обеспечить формирование представления об описательном обороте как средстве лексической связи предложений в тексте и средстве выразительности; сформировать умение составления описательных оборотов и их использования в связной речи.

Реализуемая программа: по русскому языку общеобразовательных учреждений. 5-9 классы на основе УМК Бабайцевой В.В.

УМК : Русский язык. Русская речь. 6 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / Е.И.Никитина. - М.: Дрофа, 2010.

Личностные результаты: достаточный объем словарного запаса и усвоенных лексических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения (Л1); понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей (Л2).

Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция своей деятельности.

Предметные результаты:

Научатся: определять функциональные особенности описательных оборотов

Получат возможность научиться: работать с различными источниками информации;использовать знания об описательном обороте как средстве лексической связи предложений в тексте и средстве художественного выражения.

УУД личностные: ориентирование в системе моральных норм и ценностей (Л3).

УУД регулятивные: целеполагание и планирование своей деятельности (Р1); принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров (Р2); осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме (Р3); контроль и оценивание своих действий как по результату, так и по способу действия (Р4).

УУД познавательные: проведение сравнения и классификации изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям (П1); определение основной и второстепенной информации (П2); построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей (П3);

УУД коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1); практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества (К2); действие с учётом позиции другого, умение согласовывать свои действия с другими участниками (К3).

Форма работы: индивидуальная, групповая

Оборудование: мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку, видеозапись К.Сен-Санс. Сюита «Карнавал животных». Эпизод «Лебедь».

Ход урока

Этап урока

Цель:

К-во мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Наглядный материал

1.Оргмомент Психоэмоциональный настрой

Настроить детей на работу, снять эмоциональное напряжение в начале урока

1 мин.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы будем говорить о тексте, определять средства связи предложений в тексте, говорить об описательном обороте, слушать музыкально произведение, развивая свое воображение, писать сочинение-миниатюру. И я желаю вам удачной работы (изображение смайлика-солнышка). Солнышко улыбается нам, улыбнёмся и мы.

Слушают учителя, настраиваются на работу, поворачиваются друг к другу, улыбаются друг другу.

Слайд 1

2. Введение в тему занятия

Подвести уч-ся к теме урока

1 мин.

Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.

Из всех знаний и умений самым важным,

самым необходимым для жизни является,

конечно, умение ясно, понятно говорить

на своем языке.

Л.Н. Толстой.

    Как вы его понимаете?

    Согласны ли вы с мыслями автора? Свой ответ обоснуйте.

    А что нужно знать, чтобы научиться так ясно и понятно говорить? (составлять высказывания-тексты)

Читают эпиграф и объясняют его смысл.

Слайд 2

3. Актуализация темы, целеполагание

Актуализировать тему, поставить цель урока и настроить детей на серьезный разговор.

1 мин.

Перед вами кусочек ткани, он состоит из множества нитей, крепко скрепленных между собой, так и текст состоит из нескольких предложений, которые связаны друг с другом по смыслу и грамматически. Если из куска ткани мы вынем одну нитку, то мы испортим ткань. Так и любой текст, потеряв несколько предложений, может потерять смысл.

Слушают учителя, применившего ассоциативный прием, прием сравнения.

Учитель показывает кусочек ткани.

4. Беседа по теме урока

Повторить ранее изученный материал, сделать вывод о признаках текста.

5 мин

    Давайте вспомним признаки текста. Чем текст отличается от просто предложений или просто слов?

    Правильно. Да, в тексте предложения связываются цепной и параллельной связью.

    А кто скажет, как могут связываться между собой предложения в тексте?

    При цепной связи сцепляюшими словами могут быть разные слова. Посмотрите на слайд.

Ученики отвечают на вопросы учителя.

Слайд 3

Слайд 4

5. Наблюдение

(проблемная ситуация)

Средства связи.

Развивать навыки сравнения, методом ассоциаций подвести к выводу о роли средств связи в тексте, о роли описательного оборота.

2 мин.

    Ребята, перед вами кусок черной ткани, все нити в нем крепко сплетены, он прочен, но не радует нашего глаза.

    А вот кусочек цветной ткани, он красив и навевает на нас хорошее настроение. Почему?

    Для создания этой ткани использовались нитки разных цветов.

    Когда мы в тексте используем разные средства связи, мы делаем его ярче, образнее, он становится более доступным для окружающих. Мы уже знаем, что в русском языке существуют различные средства связи предложений в текст. Давайте вспомним их.

Ученики размышляют, сравнивают 2 предмета, делают метафорический вывод о роли описаний, эпитетов в тексте.

Кусочек черной ткани

Кусочек цветной ткани

6. Описатель-ный оборот.

Через метод сравнения подвести к выводу о роли описательного оборота.

3 мин.

    Ребята, чем отличаются эти тексты?

    Сделайте вывод: из каких слов может составляться описательный оборот? (из эпитетов)

    А что такое эпитет?

    Приведите свои примеры описательного оборота радуги.

Ученики наглядно видят преображение текста с описат-м оборотом, находят его.

Потом приводят свои описат-ные обороты к иллюстрациям на слайде.

Слайд 5

Слайд 6

7. Работа с учебником.

Развивать навыки определения описательных оборотов с прямым и переносным значением.

5 мин.

    Обратимся к учебнику. Откройте его на стр. 39 и прочтите определение описательного оборота.

    Упр.49.

    Упр. 50

Ученики выполняют упр. 49, находят опис. обороты с прямым и переносным значением.

Ученики подбирают описат-ные обороты.

Работа с учебником

8. Психоэмоциональная пауза (снятие напряжения)

Снять психоэмоциональное напряжение

1 мин.

    Мы с вами находили описательные обороты в тексте, определяли прямые они или переносного значения,

    А теперь немного отдохнем и послушаем музыку композитора К.Сен-Санса – отрывок из сюиты «Карнавал животных»

Ученики отдыхают, откинувшись на спинку стула.

Звучит

отрывок из сюиты «Карнавал животных»

9. Беседа

Развивать воображение уч-ся, устную речь

3 мин.

    Какие чувства у вас вызвала эта музыка?

    Что вы представили, слушая её, каких зверей. Ведь сюита называется «Карнавал животных».

    С каким животным она ассоциируется?

10.Просмотр слайда-видеопрезентации под музыку К.Сен-Санса

Через зрительный канал – воздействовать на эмоциональную сферу детей, развивая чувство прекрасного

    Какие эмоции у вас вызвала лебедь?

    Какие описательные обороты вы можете подобрать?

Ученики размышляют, воображают и отвечают на вопросы учителя.

Показ видеопрезен-тации

11. Написание мини-сочинения

Развивать навык использования опис.оборота в тексте, развивать письменную речь.

    Напишите небольшое мини-сочинение из 4-5 предложений

    Кто хочет прочесть сочинение?

Ученики пишут мини-сочинение

2-3 уч. зачитывают мини-сочинение свое

12. Эмоц. оценка деятельности

Формировать и развивать навыки оценки собств-ой деятельности и деят-сти других, эмоц. состояния

    Как вы оценивает свою работу на уроке? Слайд 9

    Д.З. упр. 52

Данный урок является логическим продолжением темы "Текст" в 6 классе и имеет большое значение для совершенствования у учащихся умений и навыков учащихся работы над текстом. Включает в себя методы ИКТ и технологии развития теоретического понятийного и наглядно-действенного мышления; групповую и фронтальную, а также поисковую работу учащихся. Итог урока - творческая работа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе по теме «Текст. Средства связи предложений в тексте. Описательный оборот»

Учитель высшей категории Иванова Любовь Валерьевна ГБОУ лицея №344 Невского района Санкт-Петербурга

Класс 6 «А»

Главная дидактическая цель урока формирование коммуникативной компетенции через углубление и расширение знаний о тексте.

Задачи урока.

  1. Образовательные :
  • повторить и обобщить знания о признаках текста;
  • обобщить и систематизировать знания о лексических средствах связи предложений в тексте;
  • познакомить учащихся с описательным оборотом;
  1. Развивающие :
  • формировать навык создания текстов с использованием
  • описательного оборота;
  • продолжить формирование навыков и умений структурировать
  • материал, выбирая главное, обобщать, делать выводы;
  • обучать творческому мышлению и созданию творческих работ;
  • развивать умения учащихся работать самостоятельно и в группах.

3. Воспитательные:

  • воспитывать культуру общения, чувство ответственности за результаты своего труда;
  • способствовать выявлению личностных качеств учащихся;
  • совершенствовать навыки групповой работы и творческих способностей каждого.

Тип урока: комбинированный урок

Используемые технологии обучения : технология исследовательского

Обучения, технология обучения на основе схемных моделей, тестирование

С применением ИКТ.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая.

Пояснительная записка. Данный урок является логическим продолжением темы «Текст» в 6 классе и имеет большое значение для совершенствования у учащихся умений и навыков работы над текстом. Включает в себя методы ИКТ и технологии развития теоретического понятийного и наглядно-действенного мышления; групповую и фронтальную, а также поисковую работу учащихся. Итог урока - создание творческих работ.

Примечание к пояснительной записке: урок проводится для Клуба молодых учителей лицея в рамках лектория «Современный урок как система» к занятию «Структурный анализ урока». Задача учителя – показать целостность урока, необходимость всех его компонентов, логичность перехода от одного этапа урока к другому, результативность.

Учебник: Е.И. Никитина Русский язык. Русская речь. М: Дрофа,2009.

Оборудование урока: интерактивная доска, презентация к уроку, аудиозапись музыки МР3: пьесы «Слоны», «Королевский марш львов» из сюиты К.Сен-Санса «Карнавал животных», раздаточный материал.

Эпиграф урока (на доске)

Речь - удивительно сильное средство,

Но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

Речь – это язык в действии.

Текст (от лат. textus - ткань, сплетение) - в лингвистике понимается

Как продукт речевой деятельности.

Основные признаки целого текста:

  • заглавие;
  • тема;
  • идея;
  • делимость: 1 – начало, 2 – основная часть, 3 – конец;
  • связность;
  • стилевое единство.

Способы связи предложений в тексте: цепная и параллельная.

Средства связи предложений в тексте: лексические, морфологические.

Лексические средства связи предложений в тексте:

  • лексический повтор;
  • синонимическая замена;
  • использование антонимов;
  • родовидовые слова;
  • употребление слов одной тематической группы.
  • описательный оборот.

Описательный оборот – это описательное выражение, которое употребляется вместо того или иного слова.

Описа́тельный -ая, -ое.

  1. Содержащий в себе общее описание чего-л. О. оборот речи (в котором предмет или явление называют не прямо, а несколькими словами, указывающими на какие-л. признаки, например: дневное свети́ло - о солнце).

Ход урока:

  1. Организационный этап и вступительное слово учителя.

Дидактическая задача: подготовить учащихся к работе на уроке.

На доске слайд 1: титульный

  • Взаимные приветствия учащихся и учителя.
  • Проверка подготовленности учащихся к уроку, порядка на парте и правильности посадки.
  • Подготовка тетрадей к работе.

На доске 2 слайд: эпиграф к уроку.

Речь - удивительно сильное средство, но нужно

Иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель

Учитель:

Прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку и подумайте, о чем размышлял немецкий философ 19 века Георг Вильгельм Фридрих Гегель.

  • Речь – это богатство каждого человека, так как это общение посредством языка, но чтобы пользоваться ею, надо развивать мышление.

Учитель:

Сегодня на уроке мы продолжим развивать наши мыслительные способности, совершенствовать речь. Что такое речь?

  • Это язык в действии.

Учитель:

Как понятие речь связано с понятием «текст»?

  • Текст – это продукт речевой деятельности.

Учитель:

Ключевым понятием сегодняшнего урока является слово «текст».

  1. Этап проверки домашнего задания.

Дидактическая задача: установить степень знания теоретического материала, устранить обнаруженные пробелы, совершенствуя при этом знания, умения и навыки.

На дом было задано: повторить признаки текста, а также способы связи предложений в тексте, используя упр.1 задание 1 учебника и опорную запись на странице 9. Так как урок проводится после выходного дня, письменного задания не было.

Учитель

Вспомните, что было задано на дом.

  • Повторить признаки текста.

На доске 3 слайд: Признаки целого текста

Учитель

Поработайте в группах из 4 человек. Вам даны карточки, запишите в них фамилии участников группы, приготовьтесь их сдать по окончании урока для оценки работы на уроке. Обратитесь к 1 заданию: дан перечень признаков текста. Установите, все ли признаки текста указаны. Если какого-то признака не хватает, впишите в карточку. Время на работу 1 мин.

7 групп – 7 карточек:

1 карточка

заглавие; [тема] ; идея; делимость: 1 – начало, 2 – основная часть, 3 – конец; связность; композиционная завершенность; стилевое единство.

2 карточка

заглавие; тема; [идея] ; делимость: 1 – начало, 2 – основная часть, 3 – конец; связность; композиционная завершенность; стилевое единство.

3 карточка

[заглавие] ; тема; идея; делимость: 1 – начало, 2 – основная часть, 3 – конец; связность; композиционная завершенность; стилевое единство.

4 карточка

заглавие; тема; идея; делимость: 1 – начало, 2 – основная часть, 3 – конец; связность; композиционная завершенность; [стилевое единство] .

5 карточка

заглавие; тема; идея; [делимость: 1 – начало, 2 – основная часть, 3 – конец] ; связность; композиционная завершенность; стилевое единство.

6 карточка

заглавие; тема; идея; делимость: 1 – начало, 2 – основная часть, 3 – конец; связность; [композиционная завершенность] ; стилевое единство.

7 карточка

заглавие; тема; идея; делимость: 1 – начало, 2 – основная часть, 3 – конец; [связность] ; композиционная завершенность; стилевое единство.

* Красным цветом отмечены пропущенные признаки.

По мере проверки выполнения домашнего задания на доске выплывают признаки текста в следующем порядке:

  1. тема;
  2. идея;
  3. заглавие;
  4. стилевое единство;
  5. делимость:1 – начало, 2 – основная часть, 3 – конец;
  6. композиционная завершенность;
  7. связность.

Учитель

В ваших карточках дан текст-миниатюра (задание 2). Прочитайте его, докажите, что это текст.

Каждая группа должна подобрать аргументы для доказательства наличия «своего» признака. На подготовку 1-2 минуты.

На доске 4 слайд: текст-миниатюра

Текст

(1)Я бродил подолгу и видел много примет осени.(2) По утрам в лужах под стеклянной коркой льда виднелись пузырьки воздуха. (3)Иногда в таком пузырьке лежал, как в полом хрустальном шаре, багровый или лимонный лист осины или березы. (4)Я разбивал лед, доставал замерзшие листья и приносил их домой. (По К. Паустовскому)

Тема: приметы осенью.

Идея: у осени много удивительных примет.

Заглавие: можно озаглавить «Лист в хрустальном шаре».

Стиль: художественный (наличие средств художественной выразительности: сравнение как в полом хрустальном шаре , эпитеты под стеклянной коркой, багровый или лимонный лист, метафора коркой льда; образность).

Делимость: начало – 1 предложение; основная часть – 2,3 предложения, конец – 4 предложение.

Композиционная завершенность: полное раскрытие авторского замысла (автор показывает удивительное в природе осенью) и проявляется в строении текста: есть зачин, основная часть и концовка.

Связность: все элементы текста связаны между собой.

На доске 5 слайд-заставка «Приметы осени»

  1. Этап всесторонней проверки знаний

Дидактическая задача: проверить объем и качество усвоения ранее изученного материала различными методами

Учитель

Используя данный текст, решите тесты.

На доске слайд 6. Какие способы связи предложений имеет текст?

А) параллельный;

Б) цепной;

В) параллельный и цепной.

Ответ: Б

На доске слайд 7. Какое средство связи предложений не использовано в тексте?

А) слова одной тематической группы (ключевые слова);

Б) глаголы одного вида;

В) повтор одного и того же слова;

Г) синонимы

Ответ: Г

Учитель

На какие 2 группы можно разделить средства связи предложений в тексте, представленные в тесте?

После ответов учащихся на доске появляется схема.

На доске слайд 8. Средства связи предложений в тексте.

Учитель

Выпишите из текста средства связи в два столбика: морфологические, лексические.

При проверке – названия средств связи выплывают.

  1. Этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала.

Дидактическая задача: организовать познавательную деятельность учащихся, обеспечить готовность к усвоению.

Учитель

Сегодня на уроке мы будем говорить о лексических средствах связи предложений в тексте. В столбик «Лексические средства связи» уже записаны слова одной тематической группы (ключевые слова); повтор одного и того же слова; синонимы. Какие бывают еще?

Давайте вспомним, проанализировав мини-тексты (задание 3), данные в карточках, недостающие допишем (выплывают на доске по мере работы).

Работа в группах.

1 карточка

Лесная тропинка привела нас к обрыву . Под кручей шумела река.

Ответ: синонимы

2 карточка

В конце осени в лесу замирает жизнь птиц . Над берёзовыми опушками уже не встретишь резвящихся ласточек , по просекам не услышишь свиста рябчиков , высоко в небе летят последние косяки гусей .

Ответ: родовидовые слова

3 карточка

Дни и ночи напролет моросит мелкий дождь . От дождя никуда не скрыться.

Ответ: лексический повтор

4 карточка

Поздняя осень настраивает на долгие размышления. Ранняя весна приносит радость.

Ответ: антонимы

5 карточка

Мы в предзимнем лесу . Деревья давно сбросили разноцветное убранство. Листья успели почернеть, трава - пожухнуть. Лужи покрылись тонким ледком.

Ответ: слова одной тематической группы.

6 карточка

Лебеди стадом летели из холодной стороны в теплые земли. Они летели через моря.

Ответ: местоимение; это не лексическое, а морфологическое средство связи.

7 карточка

Раскидистая ель Зеленая красавица не боится скорых морозов.

Ответ: словосочетание? Оборот речи?

Учитель

Это описательное сочетание (выражение, оборот речи). Оно употребляется вместо того или иного слова и содержит элемент характеристики или подчёркивает какую-либо сторону, качество, признак описываемого предмета. Называется описательным оборотом.

На доске слайд 9. Описательный оборот.

  • Запись темы в тетрадь.
  1. Этап усвоения новых знаний.

Дидактическая задача: дать учащимся представление об описательном обороте, познакомить с его видами, научить распознавать в тексте; показать практическую значимость изучаемой темы.

Учитель

Сравните тексты (появляются на доске ) :

Раскидистая ель весело стоит на опушке предзимнего леса. Зеленая красавица не боится скорых морозов.

Раскидистая ель весело стоит на опушке предзимнего леса. Ель не боится скорых морозов.

Прочитайте теоретический материал параграфа 5 учебника стр. 39, 40 и ответьте на вопрос: как вы думаете, для чего необходимо знать описательный оборот и научиться употреблять его при создании текстов?

  • Они не только связывают предложения в тексте, но и украшают его, помогают избежать лексических повторов - наиболее распространённой речевой ошибки. (Вывод появляется на доске .)

Учитель

Понаблюдаем, какие бывают описательные обороты. Выполним задание упражнения № 47.

Задание: рассмотрите на вклейке рисунки. Как вы думаете, почему под каждым из них не одна подпись, а две и более?

  • Вывод: описательные обороты могут быть с прямым и переносным значением (метафора). Они могут являться описательными толкованиями лексического значения слова, могут быть устойчивыми сочетаниями. (Запись вывода в тетрадь). На доске 10 слайд: вывод.
  • ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (На доске 11 слайд)
  1. Этап проверки понимания учащимися нового материала.

Дидактическая задача: установить, усвоены или нет учащимися содержание новых понятий, устранить обнаруженные пробелы.

Учитель

Выполните упражнение №49: в тетрадь запишите только текст, где сцепляющий оборот имеет только переносное значение.

  • Проверка:

Построили шоссе . Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей.

На доске 12 слайд-заставка: иллюстрация к упражнению «Шоссе».

Учитель

Придумайте свои описательные обороты для связи предложений в данном тексте.

  • Варианты: широкая стальная лента, многокилометровая полоса, новая дорога, кратчайший путь, современная магистраль.
  1. Этап закрепления нового материала.

Дидактическая задача: закрепить знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Учитель

Часто музыка помогает мысленно представить те или иные образы.

Давайте послушаем музыкальную пьесу «Слоны» из сюиты Камиля Сен-Санса «Карнавал животных» и представим этих животных на арене цирка.

На доске 13 слайд-заставка. Слоны на арене цирка.

Звучит музыка.

Учитель

Подберите описательные обороты к слову «слоны».

  • Варианты: могучие артисты, веселые циркачи, африканские гости, милые толстяки.

Выполним упражнение №51 . Задание: прочитайте начало

Сочинения ученика. Найдите описательные обороты, которые помогли

Ему избежать повторения слова слоны.

  • Огромные умные животные. Четвероногие артисты. Зверь-великан.

Допишите концовку сочинения. Используйте описательные обороты для

Связи предложений.

Чтение и обсуждение нескольких работ учащихся.

  • Вариант (на доске слайд 14) :

Второй веселый гигант уселся и в такт музыке размахивает хоботом. Третий африканский танцор топает ногами.

Забавное зрелище получилось!

  1. Этап информирования учащихся о домашнем задании. Комментарии по его выполнению.

Дидактическая задача: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока.

Учитель

Послушайте еще одну музыкальную пьесу К. Сен-Санса из сюиты «Карнавал животных». Каких животных вы себе представили?

Звучит пьеса «Королевский марш львов». На 15 слайде .

  • Дети пробуют отгадать. Учитель называет пьесу.

На доске 16 слайд-заставка . Львы.

Попробуйте дома написать сочинение о том, что вы мысленно видите (или какое настроение испытываете), слушая эту пьесу. Используйте в сочинении 2-3 описательных оборота.

На доске 17 слайд : домашнее задание

Это задание упражнения № 52, которое и будет вашим домашним заданием. За сочинение все ребята получат оценки.

Подведение итога:

  • Для какой цели вы будете использовать описательные обороты?

(Для связи предложений в тексте.)

  • К какой группе средств связи принадлежит описательный оборот?

(Это лексическое средство связи.)

  • Допишите предложение (на доске 18 слайд) :

Описательный оборот делает нашу речь более _______________________. (Выразительной, красочной, интересной.)

Оценка работы учащихся на уроке.


Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...