Изображения мухаммеда. Портрет пророка и о приятном запахе, исходившем от него

ВСЕ ФОТО

Верующие мусульмане утверждают, что данные карикатуры глубоко уязвили их чувства. Многие из них заявляли, что ислам вообще запрещает любые изображения людей, не говоря уже о портретах пророка, cообщает NEWSru Israel .

Между тем, это не совсем верно. Ислам действительно запрещает изображать людей или животных, так же, как и иудаизм. Однако, как и в еврейской традиции, данный запрет соблюдался далеко не всегда, в том числе, и в отношении пророка Мухаммеда.

Известны изображения пророка, сделанные в XIV веке. Следует отметить, что большинство рисунков, на которых изображается Мухаммед, появлялись в странах, находящихся на периферии мусульманской цивилизации, где ислам вобрал в себя многие местные традиции, не уничтожив их, например, в Средней Азии.

Существовал также канон, предписывающий изображать пророка Мухаммада, а также других почитаемых фигур, с закрытыми лицами. Такие рисунки делались, к примеру, в Османской империи и Сафавидском Иране.

Карикатуры на пророка также появились не в ХХI веке. Изображения, высмеивающие Мухаммеда, рисовались в христианской Европе уже в эпоху Ренессанса, например, до наших дней дошла гравюра на дереве из Германии "Жена бранит пьяного Мухаммеда", сделанная в 1481 году.

Прекрасноликий Мухаммед

Согласно исламским верованиям, Бог абсолютно трансцендентен. Его сущность остается непостигаемой. Она превосходит любое воображение, любое сравнение. Ее нельзя ни изобразить, ни определить. Однако Бог проявляет себя через свои атрибуты. Благодаря им можно составить представление о Его эманации и убедиться в Его существовании. Так же обстоит дело и в иудаизме. Не только в Библии, но и в Коране говорится о Моисее, который захотел увидеть Бога, но увидел громы и молнии на горе Синай. Однако, согласно традиции, пророк Мухаммед встречался с Богом во время Мираджа - восхождения на седьмое небо. Бог явился ему в одном из своих многочисленных качеств, джемаль , что означает "прекрасный ликом". С тех пор в турецкой - и не только - народной традиции Мухаммеду приписывается это качество, джемаль , и это имя очень широко распространено в мусульманском мире.

Ислам запрещает изображение, это факт. Тем не менее, в исламском мире оно не было полностью исключено из религиозной сферы. За исключением ваххабизма, изображение пророка встречается постоянно, в частности, в турецкой традиции. "Сийер-и Неби", описывающая жизнь Мухаммеда по арабским источникам - это иллюстрированная книга, рукопись которой относится к XIV веку. Мухаммед изображен в ней с лицом, покрытым белым или зеленым покрывалом. Но в книге "Мирадж-наме", также написанной в XIV столетии и хранящейся в музее Топкапы в Стамбуле, пророк изображен с открытым лицом. Это красивый бородатый мужчина в белом тюрбане, одетый в прекрасный голубой кафтан, напоминающий плащ Богородицы, столь любимый художниками эпохи Ренессанса. Он сидит на плечах архангела Джебраила, который возносит его на небеса, Liberation (полный текст на сайте InoPressa.ru).

Во время моих поездок по Анатолии, пишет корреспондент французской газеты, Недим Гюрсель, мне часто приходилось видеть портреты Али - зятя пророка и четвертого халифа - на стенах домов алавитов. Эта многочисленная община (около 10 миллионов человек), близкая к шиитам и почитающая Али гораздо больше, чем Мухаммеда, практикует терпимый ислам и в силу своей открытости является прочной опорой светского режима в Турции.

Поэтому в скандале вокруг карикатур на Мухаммеда все дело не в его изображении, но в той манере, в которой оно было сделано. С точки зрения верующих и религиозных авторитетов, имело место богохульство. А за богохульство поплатились жизнью многие художники и мыслители в истории ислама, в том числе Халладж аль-Мансур, казненный за слова "Ана-ль-Хакк" ("Я - Истинный"), то есть за приписывание себе одного из атрибутов Аллаха, и Несими - великий суфийский поэт XIV века, с которого содрали кожу за поношение в адрес мулл города Алеппо. Слдует признать, что в демократической стране богохульство не может рассматриваться как правонарушение. Мы живем не при теократическом режиме, и свобода слова является непременным условием художественного творчества.

Когда Салман Рушди был приговорен к смерти фетвой аятоллы Хомейни, я был одним из первых мусульманских писателей, продолжает корреспондент, выступивших в его поддержку. Тем более, что "Сатанинские стихи" были романом, и в лице этого художественного произведения мы должны были защитить не только свободу слова, но и право автора на вымысел. Сегодня мы должны сделать то же самое для защиты карикатуристов, чья жизнь оказалась под угрозой, несмотря на то, что их талант оставляет желать лучшего.

О, Мухаммад! Я опечален, что не был твоим современником. Человечество только единожды увидело твою великую силу, и больше никогда ее не сможет увидеть. Я восхищаюсь тобой!

Отто фон Бисмарк

Мухаммад (единственно верное произнесение его имени, после которого, согласно традиции, всегда следует говорить: "Да благословит его Аллах и приветствует") — первый и единственный пророк ислама, центральная фигура после Аллаха. Его жизнеописание хорошо известно и, говоря современным языком, не уступает по накалу страстей приключенческому роману.

Доподлинно известно, что пророк Мухаммад происходил из рода Курайш и относился к клану Хашима. Интересно, что такое наименование клан получил в честь прадеда нашего героя, богатого человека по имени Амр. Хашим — это прозвище, которое Амр получил за то, что "разламывал хлеб", то есть кормил и поил приезжавших в Мекку паломников. У Хашима был сын по имени Абд аль-Мутталиб, очень почитаемый в народе, и внук, Абд Аллах — дед и отец пророка, соответственно. Абд Аллах умер еще до рождения Мухаммада, которое, согласно исследованиям некоторых ученых, произошло 20 или 22 апреля 571 года.

Впрочем, с днем рождения родоначальника ислама все не так просто, на этот счет существует несколько мнений: множество источников называет годом его рождения 570-й, а кто-то и подавно считает точную дату неизвестной. Нет противоречия лишь в том, что день недели пришелся на понедельник, потому что об этом говорил сам Мухаммад: "Я родился в понедельник, в понедельник же началось мое служение людям, и в понедельник мне был ниспослан Коран". Мухаммадом назвал будущего пророка его дед, Абд аль-Мутталиб, и это имя означает "восхваляемый" или "достойный хвалы".

Новорожденный Мухаммад был, по местному обычаю, отдан в кочевое бедуинское племя своей кормилицы Халиме бинт Аби Зу"айб, где прожил четыре года, после чего вернулся в материнские объятия. Семейная радость была недолгой — через два года Мухаммад остался полным сиротой, его мать Амина умерла. Мальчика забрал себе дед, тот самый Абд иль-Мутталиб, но еще через несколько лет скончался и он. Заботу о ребенке взял на себя дядя с отцовской стороны Абу Талиб, человек достойный, но бедный. В течение почти 40 лет он всесторонне оберегал Мухаммада от различных опасностей — сначала бытовых, позднее, после начала проповеди пророка, родовых и военных. (Наградой за милосердие и долготерпение был Абу Талибу его сын, имам "Али, один из первых мусульман и великих имамов.)

Попав в дом дяди, Мухаммад сначала пас овец, а со временем своим отношением к работе, честностью и надежностью он завоевал доверие окружающих и получил имя Амин, то есть верный, хранитель, тот, с кем безопасно. Позднее племянник стал помогать дяде в торговых делах, а когда будущему пророку исполнилось 25 лет, его наняла для поездки в Сирию богатая и знатная женщина по имени Хадиджа — и с этого момента в судьбе Мухаммада наступает крутой перелом.

Поездка в Сирию оказалась удивительно удачной и привела к тому, что Хадиджа вышла за Мухаммада замуж. На момент женитьбы ему было 25 лет, а невесте — сорок. Они прожили вместе четверть века. Это была нелегкая — особенно после начала пророческой миссии, но очень счастливая семейная жизнь. Пока Хадиджа была жива, Мухаммад больше не брал себе жен. И даже после ее смерти столь сильно чтил ее память, что известны сетования по этому поводу Аиши, самой молодой и любимой жены пророка после Хадиджи.

О внешности первой жены Мухаммада практически нет сведений, но зато можно хорошо представить, как выглядел сам пророк. Вот что пишет о нем исламский историк и богослов Абу Джафар Мухаммад ат-Табари в своей книге "Всеобщая история": "Он был среднего роста, ни высоким, ни низким. Лицо у него было розовато-белое, глаза — темные, волосы — густые, блестящие, очень красивые. Лицо обрамляла борода. Длинные волосы ниспадали на плечи. Цветом они были черные. Временами волосы свободно ниспадали у него с головы, иногда он завязывал их в два или четыре пучка. К 62 годам у него практически не было седых волос. Нос у него был прямой, зубы редкие. Походка его была столь живой, что казалось, с каждым шагом он отрывается от земли, и вместе с тем движения его были столь легки, словно он не касался ее. Однако в походке его не было гордости, присущей сильным мира сего. В лице его было столько доброты, что нельзя было отвести глаз. Голодным было достаточно взглянуть на него, как они тотчас забывали о пище. Все видевшие его были единодушны в том, что никогда, ни раньше, ни позже, не встречали человека, беседа с которым была бы столь приятна". Все описания внешности пророка отмечают его удивительную мягкую улыбку. Однако есть разночтения о том, смеялся ли Мухаммад. Некоторые исследователи пишут, что "иногда он смеялся так, что видны были его коренные зубы", но это явно противоречит словам Аиши, сказавшей: "Мне никогда не доводилось видеть, чтобы посланник Аллаха смеялся во весь рот, открывая все свои зубы, потому что свой смех он всегда ограничивал улыбкой".

Так или иначе, можно сказать, чтопророк Мухаммад был приятным в простом общении человеком, а описание его внешности и подавно тяготеет к каноническому описанию праведников практически любой религии. Не будет лишним упомянуть и о том, что по многочисленным свидетельствам Мухаммад всегда довольствовался малым, не заботясь ни о пище, ни об удобствах своего жилища.

Кроме тяги к аскетизму, пророк Мухаммад был склонен к раздумьям и молитвенным созерцаниям, а множественные торговые поездки по разным странам привели к тому, что он всерьез задумался о язычестве, которое исповедовал в то время его народ. В одну из ночей, когда Мухаммад, по обыкновению удалившись от людей, предавался размышлениям и молитвам, и явился к нему впервые ангел Джабраил. Мухаммад оказался в растерянности, но верная Хадиджа, узнав о случившемся, отправилась для совета к своему родственнику Вараке ибн Науфелю, который был (что весьма интересно) одним из христианских богословов. Полученный ответ развеял сомнения: "Твой супруг на протяжении 40 лет был правдив во всем и честен. Ангел, явившийся ему, есть тот, который в свое время являлся Моисею и Иисусу. Мухаммаду будет нелегко. Если я доживу до тех дней, то помогу ему". Приняв откровение Аллаха, первые несколько лет Мухаммад практически не проповедовал новую религию, лишь Хадиджа и самые близкие родственники и друзья стали первыми, кто принял ислам.

С 613 года Мухаммад начинает проповедь. Вот как говорится об этом в Коране: "Провозгласи то, что тебе велено и отвернись от многобожников". Новая религия нашла не только сторонников, но и яростных противников — даже род пророка ополчился против него. Мухаммад и первые мусульмане подвергались яростным гонениям, так что проповедник решил, что пришло время первого переселения его последователей — так в 615 году состоялась первая хиджра (переселение) в Эфиопию. Сам пророк остался в Мекке, продолжая проповедь, однако его ждали испытания не только со стороны противников новой религии. В 619 году, который Мухаммад назвал годом печали, умер сначала его дядя, Абу Талиб, а затем, в месяц Рамадан, скончалась и Хадиджа.

Однако в этот год скорби пророк Мухаммад пережил и настоящую духовную радость: так называемое Ночное путешествие в Иерусалим. Мухаммад находился в Мекке, в состоянии между сном и бодрствованием, когда к нему вновь явился ангел Джабраил. Он призвал его вознестись к Аллаху, рассек грудь, вынул его сердце, омыл и вложил обратно. Затем пророк был перенесен в Иерусалим, в мечеть Аль"Акса, а потом был вознесен на Седьмое небо, откуда и пошло название этого дня: Мирадж (от арабского "лестница" или "вознесение").

Однако после небес всегда приходится возвращаться на землю — и возвращение не было исполнено радости. Лишившись поддержки дяди, Мухаммад оказался практически беззащитным перед воинственными курайшитами, однако он не оставил своей проповеди. Более того, в 621-м и 622-м годах племена Хазрадж и Аус поклялись почитать одного Аллаха и повиноваться его пророку (эти действия получили названия Первой и Второй клятвы в Акабе). Это привело к откровенным покушениям на жизнь Мухаммада, так что в сентябре 622 года пророк со второй женой Саудой бинт Заамой и последователями бежал в Ясриб, с тех пор получивший название Медины. Это бегство и стало началом мусульманского летоисчисления (лунного календаря) и называется Хиджрой.

Хадисы о личности пророка Мухаммеда

О внешности пророка Мухаммеда

1.1. По словам одного из современников, у пророка Мухаммеда была крупная голова и большие глаза. Когда он шел, он наклонялся вперед, словно поднимаясь в гору. Если он поворачивался, то поворачивался всем телом.

Другие, близко знавшие его, говорили, что посланник Аллаха был несколько выше среднего роста. У него были очень светлая, белая кожа, черная борода и красивые и здоровые зубы. Глаза его были опушены длинными ресницами.

Третьи запомнили, что он был очень широкоплечим и круглощеким. Люди отмечали, что у него необычная походка, так как он ходил, ступая на землю сразу всей ступней, но на ступнях у него не было привычных выемок.

Если пророку надо было повернуться, он либо полностью поворачивался к людям, либо полностью отворачивался от них.

При всем разнообразии воспоминаний тех, кто знали пророка, общим в них является то, что все говорили о нем как об исключительном человеке, подобного которому они не встречали ни до него, ни после него.

Об общности пророка Мухаммеда с другими пророками

1.2. Пророк Мухаммед говорил, что все пророки – братья. У них общий отец, но разные матери. Из всех пророков ему ближе всего был его непосредственный предшественник Иса, сын Марьям.

Об отличии пророка Мухаммеда от других пророков

1.3. Однажды посланник Аллаха перечислил то, что было даровано только ему и никогда не ниспосылалось предшествовавшим ему пророкам:

– Я побеждаю потому, что страх вселяется в сердца всех моих врагов, находящихся на расстоянии месяца пути от меня. Вся земля дана мне для того, чтобы поклоняться Всемогущему Аллаху, и вся она сделана пригодной для очищения, когда мы не можем найти воду для омовения, чтобы мои последователи могли творить молитву там, где окажутся во время, отведенное для молитвы. Я могу брать военную добычу, что не было дозволено ни одному из предшествовавших мне пророков. Мне дано право заступаться за мусульман перед Повелителем Миров. И я послан не только к своему народу, а ко всем, кто живет на земле.

1.4. Пророк Мухаммед не хотел, чтобы мусульмане превозносили его так, как христиане превозносят Ису; он рассматривал себя как раба Аллаха и Его посланника.

1.5. Посланник Аллаха обычно постился по субботам и воскресеньям.

– Эти дни являются праздниками для народов Книги, а я хочу отличаться от них.

О речи пророка Мухаммеда

1.6. По словам современников, посланник Аллаха, обращаясь к людям, всегда говорил очень четко и обычно трижды повторял свои слова, чтобы они лучше дошли до сознания его слушателей, а когда приходил в гости, то трижды приветствовал хозяев дома.

О прямолинейности пророка Мухаммеда

1.7. Если пророк Мухаммед видел что-то такое, что было ему не по душе, это сразу отражалось на его лице.

О нравственных принципах пророка Мухаммеда

1.8. Посланник Аллаха всегда, когда ему надо было сделать выбор, предпочитал более простое сложному, если только речь не шла о неправедном деянии. Он был последним из тех, кто мог бы совершить неправедный поступок. Он никогда не мстил за причиненное ему зло. Однако если он видел, что люди проявляют неуважение к Всемогущему Аллаху, он наказывал их от имени Всемогущего Аллаха.

1.9. Уча мусульман скромности, пророк Мухаммед во всем подавал им пример скромного поведения. Один из знавших его людей справедливо заметил, что стыдливой скромности в нем было больше, чем у девственницы в ее шатре.

Скромный и непритязательный в быту, посланник Аллаха также был самым щедрым из людей. Однако наибольшую щедрость он проявлял в месяц Рамадан, когда каждую ночь к нему являлся Джабраил, чтобы обучить его новым стихам Корана. В такие дни щедрость пророка напоминала веяние благодатного ветра.

1.10. Пророк Мухаммед всегда проявлял бережное отношение к одежде. Причину этого следует искать, разумеется, не в скаредности, ибо не было человека более щедрого, чем он: посланник Аллаха ценил одежду как дар, ниспосланный ему Всемогущим Аллахом, и поэтому всякий раз, когда ему доводилось надевать новую одежду, он уважительно произносил ее название, а потом возносил хвалу даровавшему ее Аллаху и творил молитвенное обращение, прося Его о том, чтобы она и то, из чего она была изготовлена, принесли ему благо, и о том, чтобы Он защитил его от зла, которое она могла бы ему принести.

И еще он всегда начинал надевать одежду справа.

1.11. Посланник Аллаха учил мусульман приветствовать друг друга радостными улыбками, но никто никогда не видел, чтобы он смеялся во весь рот.

1.12. Стремясь водворить мир и покой в своей умме, пророк Мухаммед учил, что, когда двое мусульман ругают друг друга, ответственность за все сказанное ими ложится на того, кто заговорил первым, однако это происходит только в том случае, если тот, кого поносят, не выходит за пределы дозволенного.

А тех, кто ругаются и поносят друг друга, он называл шайтанами, обвиняющими и отвергающими друг друга.

Сам же пророк Мухаммед никогда никого не поносил, и никто не слышал от него ни одного грубого слова. Если он желал показать, что осуждает кого-либо из своей уммы, он говорил:

– И что это на него нашло? Да запылится его чело!

1.13. Посланник Аллаха, по собственному предпочтению всегда живший в бедности, принимал гостей в течение гораздо больших сроков, чем три дня, рекомендованные им правоверным. Однажды к нему пришли несколько молодых людей, принадлежавших к одному и тому же племени, и он оставил их у себя на целых двадцать дней, уча их молиться Единому Господу.

Заметив же, что его гости тоскуют по дому, посланник Аллаха принялся расспрашивать их об их семьях, а потом велел всем возвращаться домой и учить своих родных исламу, вести добродетельный, богобоязненный образ жизни и в установленное время творить молитвы. При этом он велел старшему из молодых людей руководить их молитвами, а другому гостю – призывать к ней всех остальных. Так, благодаря пророку Мухаммеду, в том племени появились имам и муэдзин.

1.14. Когда пророку Мухаммеду приносили свежие финики, он всегда призывал благословение Аллаха на свою умму, а затем угощал фиником младшего из находившихся рядом с ним ребятишек.

1.15. Однажды после длительного периода засухи пошел сильный дождь. И пророк Мухаммед снял с себя одежду и вышел на улицу, чтобы постоять под ливнем.

– Зачем ты это сделал, о посланник Аллаха? – спросили его, и он сказал:

– Потому что этот дождь – дар Всемогущего Аллаха и пришел прямо от Него.

О молитвенных обращениях пророка Мухаммеда

1.16. Посланник Аллаха говорил, что Аллах ответит на молитву каждого мусульманина, если только в этой молитве не будет содержаться просьба о запретном, о разрыве родственных уз. Кроме того, молящий должен проявлять терпение, последовательно повторяя свою просьбу, и не говорить, что его молитва осталась без ответа.

1.17. По свидетельству современников, посланник Аллаха часто повторял это молитвенное обращение:

– O Аллах, помоги мне и не помогай против меня. Поддержи меня и не поддерживай того, кто против меня. Прояви хитрость за меня, а не против меня. Отврати от меня тех, кто против меня. О Аллах, сделай меня благодарным Тебе, поминающим Тебя, боящимся Тебя, покорным Тебе и смиренным, молящим и кающимся перед Тобой. Прими мое покаяние. Смой с меня мои грехи и ответь на мою молитву. Утверди мое доказательство веры. Веди мое сердце и язык по пути Истины и очисти мое сердце от ненависти.

Из книги Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий автора Мечковская Нина Борисовна

65. «Сунна» пророка Мухаммада и хадисы. Иснад, связующая нить традиции У мусульман в роли Св. Предания, призванного дополнить и объяснить Коран, выступает «Сунна» – жизнеописание творца религии. Вероучительный первоисточник Коран, представляя собой запись монолога

Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

Из книги «...А друзей искать на Востоке. Православие и Ислам: противостояние или содружество?» автора Архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Владимир

Глава III Ваххабизм: ересь «Мухаммеда-второго» Здание начинается с фундамента. Затем возводятся стены, создаются архитектурные украшения. Но и мировые религии, обретя основы вероучения, в ходе истории обогащаются, из поколения в поколение укрепляются, украшаются трудами

Из книги Культы и мировые религии автора Порублёв Николай

Видения Мухаммеда Приблизительно в 610 г. у Мухаммеда появилась склонность уединяться для размышления о религии. Он уходил для этого в пещеру на горе Хира вблизи города Мекки. Во время этих уединении, как говорят исламские источники, ему начали приходить духовные

Из книги История и теория религий: конспект лекций автора Альжев Д В

4. «Сунна» пророка Мухаммеда и хадисы У мусульман в роли Св. Предания, призванного дополнить и объяснить Коран, выступает «Сунна» – жизнеописание творца религии. Вероучительный первоисточник Коран, представляя собой запись монолога Аллаха, как бы транслированного через

Из книги Россия и ислам. Том 2 автора Батунский Марк Абрамович

3. Спор о личности Мухаммеда, о природе ислама и его роли в истории Исходя – и опять-таки верно – из тезиса о «непрочности главных оснований», на которых строятся взгляды Мюллера и Соловьева (Миропиев, однако, скрывает тот факт, что Соловьев во многом – как и он сам –

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

Глава 48. Прославление промышления Господня в людях чрез пророка Илию, пророка Елисея, пророка Исаию, благочестие и мудрость царя Езекии 1-15 Ср. 3 Цар. XVII-XIX; XXI; 4 Цар. I-X;

Из книги Толковая Библия. Том 6 автора Лопухин Александр

Глава III. Вступление пророка в служение. 1-3. Съедение свитка. 4-11. Успокоительное ободрение пророка к принятию призвания. 12-15. Удаление Божественного явления и перенесение пророка в Тел-Авив. 16-21. Новые разъяснения насчет пророческого призвания. 22-27. Внешнее состояние

Из книги К пониманию ислама автора Кадри Абдулу Хамиду

Пророчество Мухаммеда Если мы окинем взором атлас мира, то увидим, что не могло быть другой более подходящей страны, чем Аравия, для столь желанной мировой религии. Аравия расположена в центре Азии и Африки, недалеко от Европы. Центральная часть Европы во времена

Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

Вклад Пророка Мухаммеда (Мир ему!) в духовное развитие человека Чтобы оценить заслуги этого человека, необходимо обратиться к мировой истории. Она показывает, что этот неграмотный житель пустынной Аравии, родившийся более 14 столетий тому назад, явился настоящим лидером

Из книги Хадисы о пророке Мухаммеде автора Бурова Ирина Игоревна

Из книги История религий. Том 2 автора Крывелев Иосиф Аронович

Притчи пророка Мухаммеда О Журайже и его матери9.1. Пророк Мухаммед не раз говорил мусульманам о том, что они должны заботиться о своих матерях, потому что Аллах всегда отвечает на молитвы матерей. Об этом свидетельствует и рассказанная им притча об отшельнике

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Хадисы о чудесах пророка Мухаммеда Чудо о воде10.1. Однажды, когда наступило время молитвы, мусульмане, жившие неподалеку от мечети, разошлись по домам, чтобы совершить омовение, а потом явиться на молитву.А пророку Мухаммеду принесли небольшую миску с водой, которой было

Из книги Православие и ислам автора Максимов Юрий Валерьевич

ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ МУХАММЕДА. СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ РАННЕГО ИСЛАМА Историчность личности Мухаммеда не вызывает сомнений. Он действительно был основателем ислама, признание чего ни в коей мере не снимает проблемы решающего значения тех социально-исторических

Из книги автора

Из книги автора

Почему христиане не считают Мухаммеда пророком? Этот вопрос искренне волнует многих мусульман и, наверное, его чаще всего задают христианам. Нередко он звучит в такой форме: “вот, мы же, мусульмане, почитаем вашего Иисуса Христа как пророка, а вы вот не признаёте нашего

(Данная статья содержит историческое изображение пророка Мухаммеда).

Если отвлечься на время от обсуждения вопроса, оскорбительно ли для верующих сатирическое изображение пророка, существует отдельная и сложная дискуссия о том, запрещает ли ислам в принципе любые графические образы Мухаммеда. Для большинства мусульман такой запрет абсолютен: изображения Мухаммеда и всех остальных пророков в исламской вере безусловно запрещены и считаются идолопоклонством. Этот запрет существует во многих исламских странах. Исторически исламское изобразительное искусство основано на геометрических или каллиграфических мотивах и не имеет фигуративных аспектов.

Мусульмане обычно приводят суру в Коране, в которой пророк Ибрахим спрашивает: "Что это за изваяния, которым вы поклоняетесь? " На что ему отвечают: "Мы знаем, что наши отцы поклонялись им ". Ибрахим ответил им: "Так значит, и вы, и ваши отцы явно заблуждались ".

Однако, как указывает профессор Мона Сиддики из Эдинбургского университета, в Коране отсутствует прямой запрет на изображение пророка. Запрет возник на основе изучения хадисов - отдельных сказаний о жизни и высказываниях Мухаммеда, собранных после его смерти.

Сиддики указывает на многочисленные изображения Мухаммеда, созданные мусульманскими художниками в период существования Монгольской и Османской империй. В некоторых из них лицо пророка скрыто, но не подлежит сомнению, что это он. Как считает историк, художники вдохновлялись глубоким религиозным чувством.

"В большинстве случаев эти изображения создавались не ради идолопоклонства, а в силу любви и уважения ", - говорит ученый.

В какой же момент изображения Мухаммеда стали считаться запретными, или "харам"?

По словам Кристины Грубер, профессора исламского искусства в Университете штата Мичиган, многие такие изображение, которые относятся к XIV веку, предназначались только для личного употребления.

"Часто это были предметы роскоши, создававшиеся для состоятельных людей и хранившиеся в их библиотеках ", - говорит она. Некоторые из иллюстраций представляют собой миниатюры с изображениями персонажей из Корана.

Широкое распространение книгопечатания в конце XVIII века поставило ислам в сложное положение, говорит Грубер. Европейская колонизация многих стран исламского мира, а также распространение христианства и других западных идеологий также сыграли свою роль.

Ислам отреагировал на это подчеркиванием своих отличий от христианства, которое всегда опиралось на традицию публичной иконографии. Изображения Мухаммеда стали исчезать из обращения, а имамы вели все более активную борьбу с идолопоклонством.

Однако имам Кари Азим из мечети Макка в Лидсе, одной из крупнейших в Британии, отрицает, что отношение к изображениям пророка менялось в течение истории. Он утверждает, что появление хадисов, которые содержат запреты на изображения живых существ, должно восприниматься в качестве автоматического запрета на изображение Мухаммеда.

По его словам, средневековые изображения должны интерпретироваться в их историческом контексте: "Большая часть этих изображений относятся к вознесению пророка в рай, когда Мухаммед изображается верхом на лошади ".

Азим отрицает, что эти изображения являются портретами пророка Мухаммеда. По его словам, сюжеты этих изображения часто неясны.

Профессор Хью Годдар, директор Алвалидского центра по изучению ислама в современном мире при университете Эдинбурга, с такой точкой зрения не согласен и считает, что отношение ислама к изображениям пророка не раз менялось.

"Ни Коран, ни хадисы не обладают единодушием по этому вопросу. В последующие века среди различных мусульманских общин существовали разные представления по этому поводу ", - говорит историк.

Арабский богослов Мухаммад ибн Абд Ваххаб, который считается основателем ваххабитского учения, принятого среди суннитов в Саудовской Аравии, сыграл ведущую роль в этом вопросе.

"При нем споры стали гораздо более ожесточенными. Среди ваххабитов было распространено враждебное отношение к идее поклонения чему-либо, кроме Аллаха, включая и самого пророка. За последние 200-300 лет взгляды на это вопрос неоднократно менялись ", - говорит Годдар.


Рисунок из иранской рукописи XVI века, изображающий вознесение пророка Мухаммеда в рай

Ситуация со скульптурными или иными трехмерными изображениями пророка была всегда куда более определенной. Для некоторых мусульман, отмечает Годдар, отвращение к изображениям пророка распространялось на отказ принимать любые изображения живых существ, как людей, так и животных.

Однако такой запрет существовал не везде - например, многие мусульмане-шииты придерживаются несколько иной точки зрения. По словам бывшего имама Хассана Юсефи Эшкавари из Ирана, ныне проживающего в Германии, даже в наши дни в домах многих иранских шиитов можно найти изображения пророка Мухаммеда.

"Религиозных запретов на такие изображения никогда не было, их можно увидеть в магазинах и в домах. Они не считаются оскорбительными ни с религиозной, ни с культурной точек зрения ", - отмечает он.

Различия в подходе к этому вопросу можно связать с традиционными расхождениями между суннитами и шиитами. Однако, по мнению Грубер, те, кто считает, что такой запрет существовал изначально на протяжении всей истории ислама, неправы.

Но многие мусульмане не согласны с такой позицией.

"Коран молчит по этому поводу, - говорит доктор Азам Таммими, бывший глава Института исламской политической мысли. - Но все исламские власти сходятся в том, что пророк Мухаммед и все остальные пророки являются безупречными и безгреховными фигурами, и поэтому не могут подвергаться никакому осмыслению, особенно, если оно может привести к неуважению к пророку ".

Его не убеждают доводы в том, что в средние века существовали изображения пророка, и это может указывать на то, что абсолютного запрета тогда не было.

"Наверняка уже тогда такие изображения подвергались осуждению богословов ", - говорит он.

Мухаммед, судя по сведениям, сообщаемым преданиями, исходящими от его современников, был среднего роста, плотно сложен, мускулист, с большими руками и ногами. В юности он обладал необыкновенной силой и крепостью, а к концу жизни проявлял склонность к тучности. Голову имел большую, прекрасной формы и отлично сидевшую на шее, выступавшей, как колонна, из его полной груди. Лоб у него был широкий и высокий, изборожденный вплоть до бровей жилами, надувавшимися всякий раз, когда он был возбужден или рассержен. Лицо его было продолговатое, выразительное, с резкими чертами; нос орлиный, глаза черные, окаймленные дугообразными, близко сходившимися бровями, рот широкий и выразительный; белые зубы, несколько редкие и неправильные; волосы черные, волнистые, ниспадавшие кудрями на плечи; борода длинная и густая.

В обращении он был спокоен и ровен, иногда допускал шутки, но обыкновенно был серьезен и полон достоинства, хотя улыбка его, как уверяют, была обворожительно приятна. Лицо его было более румяно, чем обыкновенно у арабов, и в минуты возбуждения и восторга сияло, что ученики объясняли сверхъестественным светом пророчества.

Его умственные качества, без сомнения, были незаурядны.

Он отличался быстротой соображения, хорошей памятью и живым воображением. Не получив почти никакого образования, он развил и обогатил свой ум тщательными наблюдениями и массой разнообразных познаний относительно различных религиозных систем, господствовавших в его время или известных с древности по преданию. Разговор его отличался важностью тона и обилием сентенций, обычных у арабов; воодушевляясь, Мухаммед становился красноречивым. Он обладал звучным, приятным голосом.

В пище он был умерен и даже воздержан, тщательно соблюдая все посты. Он не выносил наружного великолепия, этого предмета тщеславия ограниченных умов; но простота его одежды не была искусственная, а выражала его действительное пренебрежение к таким пустякам. Одежда его была иногда шерстяная, иногда полосатая бумажная, какую принято ткать в Йемене, и часто на ней встречались заплаты. На голове он носил чалму, по примеру будто бы ангелов, причем чалма обвивалась вокруг головы так, что один конец спускался и висел между плечами, ибо так, по его словам, носили ее и ангелы. Он запрещал чисто шелковые одежды. Точно так же им не допускались золотые кольца. Сам он имел серебряный перстень, служивший печатью. На внутренней стороне перстня вырезаны были слова: «Мухаммед, посланник Бога». Мухаммед отличался щепетильностью относительно чистоты и соблюдал частые омовения. В некоторых отношениях он был человек очень чувственный и часто повторял: «В мире есть две вещи, восхищающие меня: женщины и благовония. Они радуют мой взор и придают мне силы быть более ревностным в благоговении». Благодаря чистоплотности и употреблению духов и благовонных масел для смазывания волос получалось, вероятно, то приятное благоухание, которое ученики приписывали врожденному и сверхъестественному свойству его тела. Его слабость к женскому полу имела громадное влияние на все его дела. Уверяют, что в присутствии красивой женщины он постоянно гладил лоб и расправлял волосы, как бы из желания казаться интереснее.

Число его жен неизвестно. Абульфеда, наиболее осторожный из всех арабских историков, ограничивал число их пятнадцатью, хотя некоторые утверждали, что у него было двадцать пять жен. В момент смерти у него оставалось девять жен, и каждая обитала в отдельном здании близ мединской мечети. В оправдание того, что он имел больше жен, чем дозволял своим последователям, приводят его желание дать своему народу особенное племя пророков. Если таково было действительно его желание, то оно не осуществилось. Из детей одна только Фатима, жена Али, пережила отца, да и та умерла вскоре после его смерти, а из всего ее потомства лишь старший ее сын Хасан достиг престола халифов.

В своих отношениях пророк был справедлив и обращался одинаково и с друзьями, и с врагами, и с бедными, и с богатыми, и с сильными, и со слабыми - простой народ любил его за то, что он приветливо принимал каждого и внимательно выслушивал жалобы, с которыми обращались к нему.

Мухаммед по своей природе был раздражителен, но научился сдерживаться, так что даже в домашней жизни он был всегда добр и терпелив. «Я служила ему с восьмилетнего возраста, - говорила служанка Анаса, - и он никогда не бранил меня, хотя нередко мне случалось портить разные вещи».

Теперь невольно возникает вопрос: был ли он тем беспринципным самозванцем, каким его рисуют? Были ли все его видения и откровения сознательным обманом, а вся его система - сплетением лжи? Рассматривая этот вопрос, мы должны помнить, что Мухаммед неповинен во многих нелепостях, связанных с его именем. Многие из видений и откровений, передаваемых за полученные будто бы им, в действительности поддельны. Все чудеса, приписываемые ему, являются плодом фантазии ревнителей мусульманской веры. Он положительно и неоднократно отрицал все чудеса, кроме Корана, который, в силу его замечательных достоинств и того, каким способом он ниспосылался ему с неба, признавался Мухаммедом за величайшее чудо.

Письменные воспоминания о Мухаммеде полны извращений, а записанные по преданию нередко являются выдумками. Этим, бесспорно, увеличивается трудность ясно и справедливо разрешить вопрос об истинном характере пророка и образе его действий. История его, по-видимому, распадается на два резко отличающихся периода. В течение первого периода, вплоть до середины его жизни, мы не можем даже придумать достаточно сильного мотива для того бессмысленного и изумительного обмана, в котором его стараются обвинить. В самом деле, какие личные выгоды могли руководить им? Жажда богатства? Но благодаря его женитьбе на Хадидже он уже был достаточно богат, и в течение многих лет, предшествовавших его видениям, он не проявлял никакого желания увеличить свои средства. Желание известности? Но он уже пользовался известностью в родном городе как человек выдающегося ума и честности, а кроме того, он принадлежал к знаменитому племени курайшитов и даже к самой почетной ветви этого племени. Стремление к власти? Место охранителя Каабы и сопряженная с ним власть правителя священного города в течение многих поколений принадлежали членам его рода, а его положение давало ему полное право с уверенностью рассчитывать на этот выдающийся пост. Стремясь упразднить ту веру, в которой он воспитывался, Мухаммед тем самым подрывал в самом корне все эти преимущества. Прежняя вера служила источником богатства и знатности его семьи. Нападать на нее значило вызвать против себя ненависть родственников, негодование своих сограждан и ужас и ненависть соотечественников, поклонявшихся Каабе.

Были ли какие-нибудь внешние выгоды, которые могли бы в начале пророческой деятельности вознаградить за все жертвы и пленить Мухаммеда? Нет, наоборот: деятельность его началась с сомнения и втайне. В течение многих лет она не сопровождалась никаким материальным успехом. По мере того как учение становилось известно и пророк возвещал о своих откровениях, он все больше становился предметом насмешек, злобы, клеветы и, наконец, упорных преследований, разоривших его самого и его друзей, заставивших некоторых членов его семьи и многих его последователей искать убежище в чужих странах. В силу чего упорствовал бы он столько лет в обмане, подрывавшем все его земные блага, и притом в такой период жизни, когда уже было слишком поздно надеяться на возможность восстановить их снова?

За отсутствием достаточных эгоистических или материальных побудительных причин мы вынуждены дать иное объяснение поведению Мухаммеда в этот наиболее загадочный период его жизни. Мы можем предположить только одно: что в это время он сам верил в действительность своих снов или видений, верил тем более, что все его сомнения развивались ревностной и безусловно верившей ему Хадиджей и ловким Баракой.

Убедившись в своей Божественной миссии - идти и проповедовать новую веру, он соответственно этому объяснял и все свои последующие сны и представления, которые считал за указания Божественной воли, различными путями проявлявшейся ему. Мы находим его постоянно подверженным припадкам столбняка или экстаза при малейшем возбуждении или волнении, когда он легко мог воображать себя в общении с Богом, и действительно после таких припадков почти всегда следовали его откровения.

Общий характер его поведения вплоть до бегства из Мекки ясно обнаруживает, что он глубоко убежден был в своем посланничестве; яркий путь, который его восторженный дух пробивал сквозь путаницу верований и диких преданий, не лишен поражающего величия; это был путь к чистому и духовному поклонению единому истинному Богу взамен слепого идолопоклонства его детства.

Все, объявленные им части Корана, даже в том несвязном виде, в каком они дошли до нас, пройдя через различные руки, когда их первоначальная красота была, несомненно, омрачена, отличаются, однако, чистым и возвышенным характером, и от них веет не только религиозным, но и поэтическим вдохновением. Они указывают на то, что Мухаммед многое черпал из живых источников христианства, и если ему не удалось усвоить их во всей безукоризненной чистоте, то это потому только, что он заимствовал эту живую воду из надтреснутых цистерн и нечистых потоков, замутненных теми, которые должны были их охранять. Вера, проповедуемая им, была чище исповедуемой многими мнимыми христианами Аравии.

Таков наш взгляд на Мухаммеда и на его жизнь в течение первой половины его деятельности, когда он терпел преследования и всякие невзгоды в Мекке. Однако после бегства в Медину, когда вместо убежища и защиты, которых он только и искал и на которые и мог только рассчитывать, он встретил неожиданно почитание, слепое повиновение как властелину и очутился во главе могущественной, всевозрастающей и воинственной толпы последователей, в нем, как мы показали в предыдущих главах, произошла резкая перемена. С этого момента мирские страсти и мирские цели слишком часто становятся побудительными причинами его деятельности. Старое учение о долготерпении, прощении и страдании внезапно отбрасывается в сторону. Он становится мстителен к тем, кто гнал его, и проявляет жажду честолюбия. Начиная с этого времени его откровения так преднамеренны и так часто приноровлены к известным обстоятельствам, что мы невольно начинаем сомневаться в его искренности. Впрочем, необходимо помнить, что откровения не всегда записывались точно.

При этом мы не можем признать справедливость мнения, в силу которого Мухаммеду приписывают широкие замыслы и глубоко обдуманные планы завоеваний. Основатель ислама, бесспорно, был человек гениальный, обладавший сильной творческой фантазией, но нам кажется, что он в значительной степени действовал под влиянием минутных порывов и очень сильно подчинялся обстоятельствам. Его планы возникали по мере его успехов, а не наоборот: не успехи его являлись результатом его планов. Ему было сорок лет, когда он впервые возвестил свое учение. Затем он медлил год за годом, не проповедуя его никому, кроме членов своей семьи. К моменту бегства из Мекки прошло уже тринадцать лет со времени возвещения его миссии, и из богатого купца он превратился в разоренного изгнанника. Явившись в Медину, Мухаммед и не мечтал о мирской власти, а единственно желал только построить скромную мечеть, где мог бы проповедовать, и надеялся, что ему безнаказанно позволят это делать. Когда власть внезапно очутилась в его руках, он некоторое время пользовался ею для жалких набегов. Его военные планы разрастались вместе с увеличением возможностей, но их отнюдь нельзя считать искусными, а часто даже и успешными. Они не отличаются ни смелостью замысла, ни определенностью исполнения, но часто изменяются сообразно с мнениями воинственных вождей, приближенных к нему, а иногда даже и с внушениями людей ограниченных, нередко ложно направлявших его. Если бы Мухаммед действительно с самого начала лелеял мысль соединить все разрозненные и враждующие племена Аравии в одну нацию, он был бы одним из первых военных гениев; но мысль о широких завоеваниях, по-видимому, возникла у него впоследствии, как результат его успеха. Он возвестил «религию меча» и вызвал в хищных арабах страсть к грабежам; с этого момента он ринулся на путь завоеваний, который с непреодолимой стремительностью увлекал его все дальше и дальше. Фанатическое рвение, внушенное им своим последователям, значительно больше содействовало успеху, чем его военные знания; вера в его учение о предопределении вызывала победы вопреки всевозможным военным расчетам. При первых нерешительных шагах в роли пророка Мухаммед встретил поддержку в искусных советах своего ученого оракула Бараки, а в деле завоеваний имел при себе Омара, Халида и других пылких воинов, которые помогали ему направлять грозную силу, пробужденную им к деятельности.

Военные победы не породили в Мухаммеде ни гордости, ни тщеславия, как это неизбежно случилось бы, если бы он руководствовался эгоистическими целями. В период своего величайшего могущества он сохранил ту же простоту манер и внешности, как и в дни, когда ему приходилось испытывать всевозможные превратности судьбы. Он чуждался царских почестей, ему не нравилось даже, когда, входя к нему, кто-ни-будь выражал необычайные знаки уважения. Если он и жаждал всемирного господства, то господства веры; что же касается временной власти, возраставшей в его руках, то он пользовался ею без всякого тщеславия и не употребил ни малейшего усилия, чтоб сделать ее наследственной в своей семье.

Богатства, сыпавшиеся на него в виде военной дани и добычи, употреблялись на дела, содействовавшие победе веры, и на помощь бедным его последователям, причем часто его личная касса бывала истощена до последней монеты. Омар ибн аль-Харис утверждает, что у Мухаммеда после смерти не осталось ни одного золотого динария, ни одной серебряной драхмы, ни одного раба или рабыни, а только его седой мул Далдал, его оружие и земля, которые он завещал своим женам, детям и бедным. «Аллах, - говорит один арабский писатель, - предоставил ему ключи от всех богатств земных, но он отказался принять их».

Сколько бы земной примеси ни обнаруживалось в нем после того, как мирская власть досталась ему в руки, ранние влечения его духа всегда сказывались и возносили Мухаммеда над всем земным. Неправы те, кто пытается упрекнуть его в обмане, ибо трудно и даже невозможно примирить столь пламенное благочестие с душою, преданной неблагородным страстям и низким, земным интересам. Молитва, эта религиозная обязанность, предписываемая исламом, и это вернейшее средство хранить чистоту души, всегда соблюдалась им строго. Упование на Бога служило утешением и поддержкой ему во дни невзгод и испытаний. Айша передает, что однажды спросила его: «О пророк, разве никто не входит в рай, как только по милосердию Божию?» - «Никто, никто, никто», - отвечал он, повторяя эти слова задумчиво и с особенным ударением. «А ты, пророк, неужели и ты войдешь в рай, только если Бог смилуется над тобой?» Тогда Мухаммед, положив себе руку на голову, с особенной торжественностью произнес три раза: «И я не войду в рай, если Бог не осенит меня Своим милосердием!»

Когда Мухаммед в сильнейшей печали находился у смертного одра своего сына Ибрагима, покорность воле Божией сказывалась во всем, и надежда на то, что он сам скоро свидится с сыном в раю, служила ему утешением. Провожая останки Ибрагима, он перед страшным зрелищем могилы призывал дух сына твердо верить в единого Бога и в свою миссию как пророка. И в минуты, когда дыхание смерти уже касалось самого Мухаммеда, когда последние слова дрожали в его устах и никакие мирские заботы уже не могли руководить им, в его словах не было места обману - он был переполнен неизменным религиозным благочестием и верой в свою пророческую миссию.

Умственные видения, поразившие восторженный дух Мухаммеда на горе Хира, сопутствовали ему до самого конца земного поприща, до самого последнего дыхания.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...