От чего зависит эффективность обучения. Анализ результативности обучения. Дмитрий матрос, заведующий кафедрой информатики и методики преподавания информатики челябинского государственного педуниверситета

Оценка эффективности обучения является важным этапом процесса обучения персонала. Ее смысл состоит в том, чтобы установить, какую пользу от обучения работников получает организация, или выяснить, является ли одна форма обучения более эффективной, чем другая. Раз на учебу затрачены деньги, то следует точно знать, что же взамен сможет получить организация.

Информацию, полученную в результате оценки эффективности конкретных учебных программ, необходимо анализировать и использовать при подготовке и проведении аналогичных программ в будущем. Оценка эффективности обучения работников организации позволяет постоянно работать над повышением качества обучения, избавляясь от таких учебных программ и форм обучения, которые не оправдали возложенных на них надежд.

В идеале оценку эффективности обучения следует производить постоянно, в качественной либо количественной форме оценивая влияние обучения на такие показатели работы организации, как продажи, качество продукции и услуг, производительность труда, установки работников и др.

Основная причина, по которой организация должна оценивать эффективность учебных программ, - это выяснение того, в какой степени в итоге были достигнуты цели обучения. Учебная программа, которая не позволяет достичь требуемого уровня рабочих показателей, сформировать необходимые навыки или установки, должна быть изменена или заменена другой программой. Не всегда организация после обучения своих работников добивается желаемого результата. В этом случае возникает необходимость выявления причин неуспеха. Даже хорошие программы могут потерпеть неудачу по многих причинам: могут быть поставлены нереалистичные или слишком общие цели обучения, может быть плохо организован сам процесс обучения, возможны срывы по причинам, находящимся вне контроля тех специалистов, которые занимаются организацией обучения (например, болезнь преподавателя, поломки оборудования или ошибки людей) и др. Выявление причин, по которым данная программа обучения потерпела неудачу, и их анализ, позволяют предпринять в будущем необходимые корректирующие меры.

Оценка эффективности обучения может проводиться с помощью тестов, опросников, заполняемых обучающимися, экзаменов и т.п. Оценивать эффективность обучения могут как сами обучающиеся, так и руководители, специалисты отделов обучения, преподаватели, эксперты или специально созданные целевые группы.

Можно выделить пять критериев, обычно используемых при оценке эффективности обучения. Данные представлены на рисунке 1.5.

Рассмотрим эти критерии.

Мнение обучающихся. Выяснение мнения обучающихся о той учебной программе, по которой они только что прошли обучение, о ее полезности, интересности является принятой практикой во многих организациях.

Рисунок-Критерии, используемые при оценке эффективности обучения

Это предполагает выяснение их мнения по следующим вопросам:

Качество преподавания (квалификация преподавателя, стиль преподавания, используемые методы обучения);

Общие условия и обстановка во время обучения (физические условия, отсутствие отвлечений и т.д.);

Степень достижения целей обучения (соответствие ожиданиям слушателей, готовность слушателей использовать результаты обучения в практике своей работы).

При оценке мнений исходят из того, что если программа обучения понравилось участникам, значит, она является достаточно хорошей. Мнение обучающихся рассматривается как оценка экспертов, способных объективно оценить учебную программу по предлагаемым критериям (показателям). Обучающимся обычно предлагают по завершении обучения заполнить специально разработанные анкеты, где могут содержаться, например, следующие вопросы:

Насколько полезной для вас была эта программа?

Насколько интересным было обучение?

Насколько актуальной была тематика обучения? и т.п.

Ответы слушателей могут дать важную информацию об их отношении к обучению, к тому, как был преподнесен материал преподавателем, и выявить их готовность к использованию полученных знаний и навыков в своей работе.

Усвоение учебного материала.

Чтобы оценить степень усвоения слушателями учебного материала, преподаватель или организатор учебы должен ответить на два главных вопроса:

Что должен уметь делать ученик, чтобы продемонстрировать, что он усвоил предмет?

Что должен знать обучающийся? На какие вопросы он должен быть способен дать ответы?

Именно полнота усвоения знаний и прочность приобретенных навыков является теми показателями, на основе которых оценивается успех обучения. Оценить полноту усвоения учебного материала можно при помощи устных опросов, контрольных работ, тестирования, устных или письменных зачетов и экзаменов. Как письменная, так и устная форма проверки знаний предполагает, что обучающимся задают разнообразные вопросы.

К сожалению, большинство российских компаний не делает практически никаких попыток выяснить, в какой степени был усвоен учебный материал работниками, прошедшими обучение. Часто приходиться сталкиваться с тем, что процедура "зачета" или "тестирования", которыми пугают слушателей, на деле оказывается чистой формальностью - зачет получают все, а заполненные бланки с результатами тестирования прямым ходом, без проверки отправляются в корзину. Конечно же, и такая форма "контроля усвоения" имеет право на существования - в этом случае она выполняет функцию повышения мотивации слушателей к обучению. Но если можно взять от этой процедуры гораздо больше, то не следует от этого отказываться.

Поведенческие изменения. В соответствии с этим критерием определяется, как изменяется поведение работников после прохождения курса обучения, когда они возвращаются к своей работе. К примеру, обучение технике безопасности должно иметь итогом более высокий уровень соблюдения правил обращения с горючими или ядовитыми веществами; обучение вождению - овладение навыками вождения, безопасная езда; тренинг делового общения - уменьшение числа конфликтов в организации, более высокий уровень сотрудничества между работниками организации.

Рабочие результаты.

Эффективность программы обучения можно оценить также и по результатам производственной деятельности тех, кто прошел обучение. Если результаты работы организации, подразделения или отдельного работника улучшаются, то это и есть та реальная выгода, которую получает организация в результате обучения. Стимулом для того, чтобы начать обучение персонала, может быть слишком высокий уровень отходов или брака. При этом целью обучения работников будет сокращение отходов, например, с 10 до 3 процентов. Если такой результат достигнут, можно считать, что обучение было успешным. Успех курса по маркетингу можно оценить через определение объема продаж или через оценку степени удовлетворенности покупателей, выявленную в результате их опроса. Можно предложить непосредственным руководителям работников, прошедших обучение, оценить, насколько хорошо они применяют те знания, которые они получили за время обучения. Такую процедуру оценки можно повторить через какое-то время (через 1 месяц, 3 месяца, 6 месяцев или больше).

Эффективность затрат.

Программы обучения следует также оценивать на предмет эффективности затрат. Обучение должно быть выгодным для организации, то есть надо стремиться к тому, чтобы выгоды, которые будут получены по завершении обучения, превосходили затраты на проведение обучения.

Например, в компании "Хониуэлл" эффект воздействия программы обучения на повышение производительности труда и качества продукции определяется по формуле:

Э=П х N х V х K - N х З, (1.1)

где П - продолжительность программы (в годах); N - количество обученных работников; V - стоимостная оценка различий в результативности труда лучших и средних работников (долл.); К - коэффициент прироста результативности в результате обучения: З - затраты на обучение одного работника (долл.).

Обучение должно быть составной частью работы организации, неотделимой от ее основных целей. Обучение стоит денег, но эти вложения окупаются через повышение производительности, качества, удовлетворенности потребителей. Кроме того, и сотрудники высоко ценят те возможности, которые им открывает обучение.

Можно выделить следующие показатели эффективности обучения и методы их расчета (таблица 1.5):

Таблица 1.5 - Показатели эффективности обучения и методы их расчета

Направление оценки

Показатель

Метод расчета

Расходы на обучение

Доля расходов на обучение

Отношение расходов на обучение к общим расходам

Расходы на одного работника

Расходы на обучение, поделенные на число обученных сотрудников

Расходы на обучение в расчете на час занятий

Общие расходы на обучение, поделенные на общее время обучения

Отдача на вложения в обучение

Достигнутая экономия по отношению к затратам на обучение

Общая экономия за счет использования неиспользованных ранее ресурсов или предотвращения потерь, поделенная на сумму расходов на обучение

Процент улучшения производственных показателей после обучения в расчете на один курс

Процент работников, улучшивших производственные показатели (разница в показателях до и после обучения

Доход в расчете на одного работника за год

Общий доход или объем продаж, поделенный на общее число работников

Прибыль в расчете на одного сотрудника за год

Общая годовая прибыль до выплаты налогов, поделенная на общее число работников

Обеспеченность квалифицированными специалистами

Число сотрудников отдела обучения на 1000 работников компании

Численность отдела обучения, поделенная на общее число работников х 1000

Оценка работы отдела обучения

Удовлетворенность со стороны потребителей услуг отдела обучения и развития персонала

Отношение числа потребителей услуг отдела обучения, давших оценку «хорошая работа» или «эффективная работа», к общему числу потребителей, заполнивших оценочные листы

Понятно, что для разных видов оценки критерии будут несколько различаться. Например, для оценки первичного обучения критерии могут быть следующими: знание продуктов и услуг, профиль личности, коммуникативные навыки взаимодействия с клиентами; активность в учебном процессе. А для оценки практики, мониторинга и плановой оценки могут также добавиться такие критерии как стремление к развитию, соблюдение корпоративной культуры и т.д.

Процедура оценки эффективности обучения обычно состоит из четырех этапов, которые представлены на рисунке 1.5.

Рисунок - Этапы процедуры оценки эффективности обучения

1. Определение целей обучения. Процесс оценки эффективности обучения начинается уже на этапе планирования обучения, при определения его целей. Цели обучения задают стандарты и критерии оценки эффективности учебных программ.

Posted On 12.02.2018

Любой науке присуща система законов и закономерностей. В философии закон трактуется как наиболее существенная, повторяющаяся, устойчивая связь и взаимная обусловленность. Благодаря познанию закона вскрываются не любые связи и отношения, а те, которые отражают явление в его целостности. Законы существуют объективно, так как они отражают объективную действительность.

Педагогическая система является одной из подсистем общества, ее компонентам также присущи связи и отношения. Поэтому есть основания говорить о таком категории, как педагогический закон.

В.И. Андреев считает, что «педагогический закон – это педагогическая категория для обозначения объективных, существенных, необходимых, общих, устойчиво повторяющихся явлений при определенных педагогических условиях, взаимосвязь между компонентами педагогической системы, отражающая механизмы самореализации, функционирования и саморазвития целостной педагогической системы.

В педагогике понятие «закономерность» рассматривается как частное проявление закона, как часть по отношению к понятию «закон».

понятие «закономерность» используется применительно к отдельным элементам педагогической системы и сторонам педагогического процесса: «закономерности педагогического процесса», «закономерности обучения», «закономерности процесса воспитания» и т.д.

Например, закон о социальной сущности образования, который проявляется в обязательном и необходимом усвоении подрастающими поколениями опыта старших поколений, находит свое отражение в закономерностях процесса обучения и воспитания.

Закономерности педагогического процесса могут обусловливаться социальными условиями (характер обучения и воспитания в конкретных исторических условиях определяется потребностями общества), природой человека (формирование личности человека протекает в прямой зависимости от его возрастных и индивидуальных особенностей), сущностью педагогического процесса (обучение, воспитание и развитие личности неотделимы друг от друга) и т.д.

Выделяют закономерности:

Объективные (Общие)

ПО закономерно зависит от соц.заказа общества;

ПО связан с ПВ и развития

ПО зависит от условий, в котором он существует

ПО зависит от уровня учащихся.

Субъективные (частные)

Цель-Задачи-Содержание-Средства-Результат (лекция)

На основе педагогических законов и закономерностей (то есть уже на познанной педагогической действительности) базируются педагогические принципы. Если закон отражает педагогическое явление на уровне сущего и отвечает на вопрос: каковы существенные связи и отношения между компонентами педагогической системы, то принцип отражает явление на уровне должного и отвечает на вопрос: как нужно действовать наиболее целесообразным образом в решении соответствующего класса педагогических задач.

«Педагогический принцип – это одна из педагогических категорий, представляющая собой основное нормативное положение, которое базируется на познанной педагогической закономерности и характеризует наиболее общую стратегию решения определенного класса педагогических задач (проблем), служит одновременно системообразующим фактором для развития педагогической теории и критерием непрерывного совершенствования педагогической практики в целях повышения ее эффективности».

Каждый педагогический принцип реализуется в тех или иных правилах. Правила педагогики – это прикладные рекомендации, предписания, нормативные требования по реализации того или иного принципа обучения и воспитания.

Функции обучения.

Философия определяет функции как внешние проявления свойств какого-либо объекта в данной системе. С этой точки зрения, функции процесса обучения являются его свойствами, знания которых обогащает наше представление о нем и позволяет сделать его более эффективным.

Дидактика вьщеляет три функции процесса обучения: образовательную, развивающую и воспитательную.

Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен прежде всего на формирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности.

Знание в педагогике определяется как понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий. Усвоенные, интериоризованные знания характеризуются полнотой, системностью, осознанностью и действенностью. Это значит, что в процессе обучения ученики получают необходимые фундаментальные сведения по основам наук и видам деятельности, представленные в определенной системе, упорядоченные, при условии, что учащиеся осознают объем и структуру своих знаний и умений ими оперировать в учебных и практических ситуациях.

Современная дидактика считает, что знания обнаруживаются в умениях ученика и что, следовательно, образование состоит не столько в формировании "абстрактного" знания, сколько в развитии умений использовать его для по лучения новых знаний и решения жизненных задач. Поэтому образовательная функция обучения предполагает, что обучение направлено наряду со знанием на формирование умений и навыков, как общих, так и специальных. Под умением надо понимать владение способом деятельности, способность применять знание. Это как бы знание в действии. Специальные умения относятся к способам деятельности в отдельных отраслях науки, учебного предмета (например, работа с картой, лабораторная научная работа). К общим умениям и навыкам относятся владение устной и письменной речью, информационными материалами, чтение, работа с книгой, реферирование и пр.

Анализ образовательной функции обучения естественно ведет к выделению и описанию тесно связанной с ней развивающей функции.

Развивающая функция обучения обозначает то, что в процессе обучения, усвоения знаний происходит развитие обучаемого. Это развитие происходит во всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно - мотивационной области. Развивающая функция обучения цо существу составляет проблему взаимоотношения обучения и развития - один из острейших вопросов в психологии и современной дидактике. Отечественной психологической школой и педагогическими исследованиями установлено, что обучение выступает как источник, средство развития личности. Один из важнейших законов психологии, сформулированный Л.С. Выготским, утверждает, что обучение ведет за собой развитие.

Однако психология и дидактика XX века утверждают, что развивающая функция обучения реализуется успешнее, если обучение имеет специальную направленность, разработано и организовано так, чтобы включать учащегося в активную и сознательную разнообразную деятельность.

Развивающая функция обучения реализуется в ряде специальных технологий или методических систем, преследующих именно цели развития личности. В отечественной дидактике для этого имеется специальный термин "развивающее обучение". В 60-е годы один из российских дидактов Л.В. Занков создал систему развивающего обучения младших школьников. Ее принципы, отбор содержания образования и методы обучения направлены на развитие восприятия, речи, мышления школьников и способствовали теоретической и прикладной разработке проблемы развития в ходе обучения наряду с исследованиями других отечественных ученых: Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Н.А. Менчинской и др. Благодаря этим исследованиям, отечественная дидактика получила ценные результаты: теорию поэтапного формирования умственных действий (П.А. Гальперин), методы проблемного обучения (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер), способы активизации познавательной деятельности учащихся и др.

Процесс обучения носит также и воспитывающий характер. Педагогическая наука считает, что связь между воспитанием и обучением является объективной закономерностью, также как связь между обучением и развитием. Однако воспитание в процессе обучения осложняется влиянием внешних факторов (семья, микросреда и пр.), что делает воспитание более сложным процессом. Воспитательная функция обучения состоит собственно в том, что в процессе обучения формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять законы в нем принятые. В процессе обучения формируются также потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение.

Следует также иметь в виду, что не только воспитание зависит от обучения, но и наоборот: без определенного уровня воспитанности, желания ученика учиться, наличия элементарных навыков поведения и общения, принятия учащимися этических норм общества невозможно обучение.

В практике обучения функции неразрывно связаны друг с другом, как связаны три процесса: обучение, развитие, воспитание. Они взаимообусловлены, являясь следствием и причиной одно другого. Функции обучения реализуются во всех дидактических компонентах процесса обучения: в комплексе задач урока или какого-либо отрезка обучения, содержании обучения, в системе методов, форм, средств обучения, а также в психологической сфере процесса обучения.

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Закономерности и принципы процесса обучения

Закономерности обучения выражают существенные и необходимые связи между его условиями и результатом, а обусловленные ими принципы определяют общую стратегию решения целей обучения. Наиболее общая устойчивая тенденция обучения как педагогического процесса состоит в развитии личности путем присвоения ею социального опыта. Это основная закономерность процесса обучения, проявляющаяся как необходимое условие социализации, преемственности между поколениями. Она обусловливает частные или специфические закономерности обучения, определяет зависимость содержания, форм и методов обучения от уровня социально-экономического развития общества. Характер обучения зависит от требований экономики и производства, от социокультурной ситуации, т.е. образовательной политики. Эффективность процесса обучения закономерно зависит от тех условий, в которых он протекает (материальных, гигиенических, социально-психологических и т.п.). Важной является закономерность соответствия содержания, форм и методов обучения возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям учащихся.Для непосредственной организации обучения важно знание учителем (преподавателем) внутренних закономерных связей между его функциональными компонентами. Так, содержание конкретного учебного процесса закономерно обусловлено поставленными задачами. Методы и средства обучения обусловлены задачами и содержанием конкретной учебной ситуации. Формы организации процесса обучения определяются предметным содержанием и т.д.Названные закономерности процесса обучения находят выражение в принципах обучения. Принципы обучения – это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности. В принципах обучения раскрываются теоретические подходы к построению учебного процесса и управлению им. Они определяют позиции и установки, с которыми учителя подходят к организации процесса обучения. Все принципы обучения связаны друг с другом и проникают один в другой, поэтому они могут быть представлены как система, состоящая из содержательных и процессуальных (организационно-методических) принципов. Содержательные принципы отражают закономерности, которые связаны с отбором содержания образования К ним относятся: гражданственности, научности, воспитывающего характера, фундаментальности и прикладной направленности (связи обучения с жизнью, теории с практикой).Принцип гражданственности отражает социальные аспекты обучения. Принцип научности обучения предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки. Принцип научности требует, чтобы содержание образования, реализуемое как в учебное, так и во внеучебное время, было направлено на ознакомление обучаемых с объективными научными фактами. Принцип воспитывающего обучения предполагает формирование в процессе обучения базовой культуры личности: нравственной, правовой, эстетической, физической, культуры труда. Процессуальные: принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения.

ЛЕКЦИЯ № 32. Законы и закономерности процесса обучения

Принцип соответствия обучения возраст. и индивид. особенностям предполагает реализацию возраст. и индивид.подходов. Принцип сознательности и творческой активности обучаемых утверждает их субъектность в уч. процессе. Принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности требует учета в его организации реальных возможностей обучаемых. Прочность обучения связана с созданием условий для надежного сохранения в памяти необходимых для будущей деятельности обучаемых знаний, овладения способами выполнения действий. Принципы обучения дополняют и усиливают друг друга. Они изменялись на протяжении веков (принцип наглядности – изменились средства наглядности, принцип компьютеризации новый). Правила обучения являются как бы переходным звеном от теории к практике. В правилах обычно предусматривается типичный способ действия учителей в типичных ситуациях учения.

Под содержанием понимается система ЗУН, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения. В новом Федеральном Законе «Об образовании в РФ»: образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и(или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Функции образования:передача накопленных поколениями знаний и культурных ценностей,способствует социализации человека и преемственности поколений, формирует образ человека в перспективе, развивает региональные системы и национальные традиции. Т.О. компоненты:научно обоснованная система знаний, умений и навыков, эмоционально ценностные отношения к миру, опыт творческой деятельности. Виды образования: общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение,обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования: общее образование: дошкольное образование; начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование; профессионального образования: среднее профессиональное образование; высшее образование - бакалавриат; высшее образование - специалитет, магистратура;высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Среди многочисленных теорий отбора содержания учебного материала к важнейшим относятся концепции дидактического материализма (как можно больший объём знаний – Коменский), дидактического формализма (обучение только как средство развития способностей и познавательных интересов учащихся – Э. Шмидт), дидактического утилитаризма (сконцентрировать внимание на занятиях конструктивного характера – Д. Дьюи), проблемно-комплексная концепция (облегчать им познание действительности – Б. Суходольский), концепции структурализма (лишь наиболее важный материал – К. Сосницкий), экземпляризма (предоставить учителю свободу выбора темы – Г. Шейерль), функционального материализма (мировоззренческий подход – В. Оконь) и теории дидактического программирования (внимание тщательному анализу учебного материала, дидактические матрицы). Критерии: целостного отражения задач, научной и практической значимости, соответствия сложности содержания учебным возможностям уч-ся, объема содержания времени изучения, соответствия содержания образования базе школы. Дифференциация: профильная и уровневая.Федеральные государственные образовательные стандарты определяют обязательную учеб-ную программу каждой школы или вуза. Такой стандарт состоит из двух частей. Первая часть - это набор обязательных для всех школ или вузов дисциплин, вто-рая часть-дисциплины по выбору. На уровне Российской Федерации первую часть называют федеральным, а вторую - региональным компонентом. На уров-не конкретного учебного заведения первая часть - обязательные дисциплины учебного плана для всех учащихся, вторая часть - предметы по выбору. Стан-дарт включает обязательный набор требований к подготовке выпускника школы или вуза. Они обеспечивают: единство образовательного пространства Российской Федерации; преемственность основных образовательных программ; вариативность содержания образовательных программ, государственные гарантии уровня и качества образования. К основным образовательным программам относятся:основные общеобразовательные программы - образоват.программы дошкольного образования, образоват.программы начального общего образования, образоват.программы основного общего образования, образоват.программы среднего общего образования.Учебный план - документ, который определяет перечень,трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения уч.предметов, курсов, дисциплин (модулей), формы промежуточной аттестации обучающихся.Виды планов: базисный (часть стандарта); типовой (на основе стандарта для школы); учебный план школы.Учебные программы: пояснительную записку, характеристику учебного предмета, курса;описание места учебного предмета, ориентиров содержания учебного предмета; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения,содержание учебного предмета, тематическое планирование,материально-техническое обеспечение.Учебно-методический комплект (УМК) – совокупность учебно-методических материалов и программно-технических средств, способствующих эффективному освоению учащимися учебного материала, входящего в программу предметного курса. Учебники.

Предыдущая234567891011121314151617Следующая

Немецкий педагог Э. Мейман сформулировал три закона:

Развитие индивидуума с самого начала определяется в преобладающей степени природными задатками;

Ранее всего всегда развиваются те функции, которые являются наиболее важными для жизни и удовлетворения элементарных потребностей ребенка;

Душевное и физическое развитие ребенка происходят неравномерно.

Хуторской А. В. выделяет следующие законы обучения: социальной обусловленности целей, содержания, форм и методов обучения; взаимосвязи творческой самореализации ученика и образовательной среды; взаимосвязи обучения, воспитания и развития; обусловленности результатов обучения характером образовательной деятельности учащихся; целостности и единства образовательного процесса.

Закономерности обучения отражают объективные, существенные, общие, устойчивые взаимосвязи, повторяющиеся при определенных условиях. Теоретиками и практиками выделено большое количество дидактических закономерностей. Так, в учебнике И. П. Подласого приводится более 70 различных закономерностей обучения1.

С целью упорядочивания различных закономерностей обучения их классифицируют.

Различают общие и частные (конкретные) закономерности.

Общие закономерности свойственны любому образовательному процессу, они охватывают своим действием всю систему обучения. К общим закономерностям относятся:

Закономерности цели обучения.

Цель обучения зависит от: а) уровня и темпов развития общества; б) потребностей и возможностей общества; в) уровня развития и возможностей педагогической науки и практики;

Закономерности содержания обучения.

Закономерности качества обучения.

Эффективность каждого нового этапа обучения зависит от: а) продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов; б) характера и объема изучаемого материала; в) организационно-педагогического воздействия обучающих; г) обучаемости учащихся; д) времени обучения;

Закономерности методов обучения.

Эффективность дидактических методов зависит от: а) знаний и навыков в применении методов; б) цели обучения; в) содержания обучения; г) возраста учащихся; д) учебных возможностей (обучаемости) учащихся; е) материально-технического обеспечения; ж) организации учебного процесса;

Закономерности управления обучением.

Продуктивность обучения зависит от: а) интенсивности обратных связей в системе обучения; б) обоснованности корректирующих воздействий;

Закономерности стимулирования обучения.

Продуктивность обучения зависит от: а) внутренних стимулов (мотивов) обучения; б) внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов1.

Действие частных закономерностей распространяется на отдельные стороны системы обучения.

Современной науке известно большое количество частных закономерностей процесса обучения.

3.3. Закономерности процесса обучения

К частным закономерностям процесса обучения относятся закономерности:

Собственно дидактические (результаты обучения зависят от применяемых методов, средств обучения, профессионализма преподавателя и т. д.);

Гносеологические (результаты обучения зависят от познавательной активности учащихся, умения и потребности учиться и т. д.);

Психологические (результаты обучения зависят от учебных возможностей учащихся, уровня и стойкости внимания, особенностей мышления и т. Д.);

Социологические (развитие индивида зависит от развития всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении, от уровня интеллектуальной среды, от стиля общения учителя с учащимися и т. д.);

Организационные (эффективность процесса обучения зависит от организации, от того, насколько он развивает у учащихся потребность учиться, формирует познавательные интересы, приносит удовлетворение, стимулирует познавательную активность и т. д.).

Закономерности обучения находят свое конкретное выражение в принципах и вытекающих из них правилах обучения.

Эффективность обучения на курсах зависит от многих факторов, значимость которых мы и проанализируем, выработав универсальный алгоритм 100% успешного результата. Но для начала, давайте разберемся: что такое профессиональные курсы и какие направления деятельности сегодня пользуются наибольшей популярностью.

На современном рынке труда большой востребованностью пользуются не столько специалисты того или иного профиля, сколько высококвалифицированные профессионалы, практические навыки которых отвечают современным требованиям. Поэтому многим специалистам приходится время от времени повышать свою квалификацию в учебных центрах на профессиональных курсах .

Мало того, крупные компании достаточно часто создают собственные специализированные курсы для сотрудников, где специалисты могут повысить свою квалификацию без отрыва от производства. Таким образом, руководство стремится показать особенности профессиональной деятельности именно в их компании. После завершения обучения специалисты, как правило, сдают тест, подтверждающий уровень полученных ими знаний и практических навыков.

Эффективность обучения на курсах зависит от многих факторов, значимость которых мы и проанализируем, выработав универсальный алгоритм 100% успешного результата. Но для начала, давайте разберемся: что такое профессиональные курсы и какие направления деятельности сегодня пользуются наибольшей популярностью.

Что такое профессиональные курсы?


Это комплекс занятий, направленный на то, чтобы посещающий их человек с минимальными материальными и временными затратами в полном объеме овладел определенной специальностью. Отметим, что посещать профессиональную школу можно не только для личного саморазвития, но и по наставлению руководства (для профессионального роста или скорейшей адаптации на новом месте роботы).

Профессиональные курсы необходимо рассматривать в контексте дополнительного образования , как одну из его самых важных составляющих, поскольку их программа рассчитана на людей, которые уже обладают определенным уровнем знаний и навыков. Повысить свою квалификацию сегодня можно практически по все направлениям деятельности, так как учебные организации предлагают пройти обучение по самой разнообразной тематике.

Самыми популярными на сегодня считают школы бухгалтеров, программирования, визажа, маникюра, по финансовой отчетности МСФО (международным стандартам финансовой отчетности), менеджеров по туризму, персоналу, логистике, ВЭД (внешнеэкономической деятельности), тестированию ПО, ресторанного бизнеса, веб-дизайна. То есть наибольший спрос наблюдается на курсы таких направлений, как красота, бизнес, программирование и дизайн.

От чего же зависит эффективность обучения на профессиональных курсах?

Прежде всего, от вашей мотивации и желания достигнуть цели. Однако немаловажными факторами качественного повышения квалификации и получения новой профессии также выступают:

  • комплексное обучение (одновременные занятия на курсах и, например, посещение семинаров, тренингов);
  • взаимосвязь теории и практического применения навыков;
  • самообучение;
  • постоянное самосовершенствование в профессиональном плане;
  • преподаватели-практики;
  • комбинированное обучение.


Чтобы ваша учеба на 100% достигла своей цели, формы уроков и лекций должны быть современными и разнообразными. Поэтому, перед тем, как записаться на курсы, тщательно изучите программу занятий, их варианты, оцените гармоничность этих компонентов. Кроме классических лекций в программу занятий профессиональных курсов , в зависимости от специальности, должны входить:

  • семинары (это групповые занятия, посвященные обсуждению, анализу определенной темы);
  • тренинги;
  • обучение на рабочем месте (что позволит на практике применить свои знания и навыки, попробовать себя в будущей профессиональной роли);
  • авторские методические материалы;
  • мастер-классы (взаимодействие профессионала и обучающегося обеспечит прямую передачу опыта, непосредственный показ приемов работы на практике);
  • стажировка (проходит в форме индивидуального обучения или обучения небольших групп на специализированных предприятиях).

От перечисленных выше аспектов напрямую зависит результативность обучения. Ведь насколько сильным не было бы ваше желание стать профессионалом, при условии слабой материально-технической базы, некомпетентности преподавательского состава, а также нерационально составленной программы занятий, овладеть комплексом знаний и навыков в полной мере не удастся.

Немаловажным фактором при выборе учебной организации должен стать диплом (сертификат) об окончании курсов и овладении специальностью. Обязательно проверьте, кто аккредитовал школу, и какую значимость будет представлять документ для вас и будущего работодателя (другими словами, пользуется ли диплом профессиональных курсов доверием у потенциальных работодателей).

Индивидуальные особенности студента – важнейший фактор эффективного обучения


Чтобы сделать обучение на профессиональных курсах максимально эффективным, нужно учитывать и другие факторы, касающиеся личностных особенностей учащегося и его распорядка дня. Конечно же, профессиональные курсы не могут занимать все свободное время, но будьте готовы посвящать им не менее 2-3 часов в день. Ведь необходимо будет не только посещать занятия, но и выполнять домашние задания, готовится к семинарам, анализировать лекции.

Возьмите за правило никогда не откладывать работу над теорией в долгий ящик. Это чревато тем, что вы не сможете структурировать материал и, как следствие, понять его смысл в полном объеме. Кроме того, большое количество непонятных для вас моментов, помешают усвоению новой информации в дальнейшем.

Всегда ищите дополнительный материал к теме, чтобы всесторонне проанализировать ее. В частности, читайте публикации в журналах или заметки на специализированных форумах (конечно, имеются в виду комментарии тех, кто имеет опыт работы в нужной вам сфере).

Основные факторы эффективного обучения на профессиональных курсах

Если вы собираетесь пройти обучение на профессиональных курсах не ради "галочки", а ради профессионального и личностного роста, то помните об основных аспектах, которые обязательно помогут вам достигнуть успеха.

  1. Тщательно анализируйте и оценивайте учебные программы школы, а также компетентность преподавателей.
  2. Выбирайте тот учебный центр, где формы занятий отличаются разнообразием, что выступает своего рода гарантией их высокой эффективности.

Помните, высокий уровень мотивации и старательность – половина вашего успеха.

Даже если на вашем пути возникнет сложная преграда к цели, вспомните слова У. Черчилля: «Успех - это движение от неудачи к неудаче без потери энтузиазма».

Эффективность обучения определяется внутренними и внешними критериями. В качестве внутренних критериев используют успешность обучения и академическую успеваемость, а также качество знаний и степень наработанности умений и навыков, уровень развития обучающегося, уровень обученности и обучаемости.

Академическая успеваемость обучающегося определяется как степень совпадения реальных и запланированных результатов учебной деятельности. Академическая успеваемость находит отражение в балльной оценке. Успешность обучения это также эффективность руководства учебным процессом, обеспечивающего высокие результаты при минимальных затратах.

Обучаемость - это приобретенная учащимся (под влиянием обучения и воспитания) внутренняя готовность к различным психологическим перестройкам и преобразованиям в соответствии с новыми программами и целями дальнейшего обучения. То есть общая способность к усвоению знаний. Важнейшим показателем обучаемости является то количество дозированной помощи, которая необходима учащемуся для достижения заданного результата. Обученность - это тезаурус, или запас усвоенных понятий и способов деятельности. То есть система знаний, умений и навыков, соответствующая норме (заданному в образовательном стандарте ожидаемому результату).

Процесс усвоения знаний осуществляется поэтапно в соответствии со следующими уровнями:

Различения или узнавания предмета (явления, события, факта);

Запоминания и воспроизведения предмета, понимания, применения знаний на практике и переноса знаний в новые ситуации.

Качество знаний оценивают по таким показателям, как их полнота, системность, глубина, действенность, прочность. Одним из основных показателей перспектив развития учащегося является способность ученика к самостоятельному решению учебных задач (близких по принципу решения в сотрудничестве и с помощью учителя). В качестве внешних критериев эффективности процесса обучения принимают:

Степень адаптации выпускника к социальной жизни и профессиональной деятельности;

Темпы роста процесса самообразования как пролонгированный эффект обучения;

Уровень образованности или профессионального мастерства;

Готовность повысить образование.

Один из важнейших показателей эффективности обучения заключается в том, как обеспечивается в процессе обучения психическое развитие ребенка и, в частности, развитие его мыслительных процессов.

Пидкасистый -> 1) В действительности же творческая и воспроизводящая деятельность обучаемых, сменяя друг друга и дополняя друг друга во всех циклах учебного процесса, во многом повышает эффективность и качество обучения.

2) В единстве 3 целей, в соответствии целей учителя и учеников. При рассогласовании целей эффективность обучения снижается.

3) Развитие активности учащегося субъекта и ее поддержание в процессе обучения - одно из главных условий его эффективности.

4) Еще одним средством модернизации процесса обучения кроме названных могло бы стать усовершенствование школьных и вузовских учебников. Работы, уже ведущиеся в этом направлении, заслуживают внимания. Так, благодаря анализу содержания традиционных учебников, установлено, что эти учебники можно значительно улучшить, например исключив из них излишний материал, исправив фрагменты текста, слишком трудные или просто непонятные для учеников, и т. п.

5) Повышение эффективности обучения является обеспечение наглядности в преподавании с использованием технических средств. Методически грамотное применение средств обучения повышает эффективность учебного процесса. Исследования показали, что правильное использование технических средств обучения (ТСО) позволяет улучшить понимание рассматриваемой проблемы, повысить уровень запоминания учебного материала, сократить время изучения проблемы.

6) Все методы обучения имеют свои сильные и слабые стороны, и поэтому в зависимости от целей, условий, имеющегося времени необходимо их оптимально сочетать. Вот почему, точнее корректные говорить: «Процесс обучения может быть активным (где обучаемый участвует как субъект собственного обучения) или пассивным (где обучаемый играет только роль объекта чего – то воздействия). Основные формы и методы обучения, способствующие повышению качества обучения – это: ролевые игры, деловые игры, семинары повторительно–обобщающие уроки, конференции, диспуты, диалоги, проблемное обучение, самостоятельная работа, защита рефератов, индивидуальная работа, творческие сочинения, доклады, сообщения; тестирование, программированный контроль, исследовательская работа и др. Все перечисленные технологии обучения способствуют решению проблемы качества обучения.

Чтобы добиться эффективности от использования методов обучения, нужно составить психологический портрет группы и выяснить какие методы можно применить, а какие нельзя. Исходя из этого условно методы можно разбить на группы.

Методы, не требующие особой предшествующей подготовки (проблемное обучение, выполнение действий по алгоритму);

Методы, требующие особой предшествующей подготовки (проведение самостоятельной работы, самостоятельного исследования на уроке).

7) Использование тестовой формы. Многие исследователи подчеркивают, что систематическое тестирование стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, а также их активность и внимание на уроке, что способствует эффективности в овладении учебным материалом.

8) Применение личностно-ориентированного подхода в обучении.

9) Всякая деятельность, включая учебную, исходит из определенных мотивов и направлена на достижение определенных целей. Мотив - это то, что побуждает человека к деятельности, а цель - то, чего он стремится достичь в результате деятельности. Отношение мотив-цель образует своеобразный вектор, задающий направление и интенсивность деятельности.

10) Психолого-педагогическая подготовка учителя работать в профильном классе.

11) Улучшение материально-технической базы, фонды библиотек, компьютеризация.

12) Активизация с/р учащихся.

13) Эффективность процесса обучения связано с экономикой образования.

14) Умение учителя формировать позитивную мотивацию учебно-познавательной деятельности.

Действительной основой мотива служат потребности. Совокупность потребностей и мотивов, побуждающих человека к деятельности в определенном направлении, называют мотивацией. Всякая целенаправленная деятельность человека должна иметь мотивацию. Только при этом условии проявляется собственно деятельность учения. Мотивационная сторона процесса учения включает три группы мотивов: внешние (поощрение - наказание), соревновательные (успех в сравнении с кем-то или с самим собой), внутренние (раскрываемые как поле плодотворной деятельности личности); внутренние мотивы обеспечивают наиболее стойкий интерес к учению.

Контроль результатов обучения является составной частью учебного процесса. Он представляет собой сложный дидактический комплекс, включающий ряд тесно взаимосвязанных между собой звеньев. В структуру контроля входят:

Проверка (выявление, измерение),

Оценка (как процесс и результат),

Учет (фиксация и сохранение получаемых результатов в виде баллов в классных журналах, дневниках, ведомостях).

Необходимость контроля как составной части учебного процесса вытекает из целого ряда обстоятельств:

Из общественной потребности иметь информацию о степени эффективности функционирования школы,

Из особенностей структуры процесса обучения, предполагающей осушествление обратной связи в виде проверки‚ без чего невозкюжно само регулирование процесса обучения,

Из имеющей место многофунуциональности самого контроля, что в свою очередь, обеспечивает результативность обучения

Все это налагает определенные требования к организации и проведению контроля. Контроль должен быть результативным, т.е.

способствовать повышению качества знаний учащихся. Это будет выполняться тогда, когда проверочные задания будут соответствовать целям и задачам обучения. Контроль должен быть всесторонним, т.е учителем должны учитываться не только объем знаний, но и их глубина, осмысленность, научность, систематичность, форма выражения, прочность и др. Контроль должен быть систематическим, т.е. осуществляться не от случая к случаю, а по каждой теме с последовательным усложнением задач, содержания и методики. Контроль должен быть объективным, т.е. не зависеть от настроения учителя, симпатии и антипатии, содержать оценку не только в виде баллов, но и в виде устных комментариев. Контроль должен быть гласным, т.е. каждую оценку учитель должен объявить, так, чтобы о ней знал и ее понимал весь класс, что придает оценке силу стимула. В пронессе контроля должен осуществляться индивидуыьиый подход к учащимся и педагогический такт учителя, т.е. учитель использует такт для того, чтобы видеть каждого ученика, особенности его работы, достижения, срывы, трудности и верно руководить его ростом; цель учителя - не «поймать» незнающего, а помочь ему.

Рассмотрим основные, выделенные выше, структурные звенья контроля.

1) Проверка знаний, умений и навыков учащихся. Проверить знания - это, прежде всего, проверить объем знаний, т.е. удостовериться в наличии их или отсутствии, а также сравнить имеющиеся у ученика знания с объемом знаний, изложенных в учебнике или учителем. Во-вторых, проверить знания - это проверить их качество, т‚е. узнать, насколько правильны понятия и факты, усвоенные учеником, какова их научная достоверность, в-третьих, - удостовериться в общих и специальных способностях учеников.



Проверка выполняет три основные функции: контролирующую, обучающую и воспитывающую. Контролирующая функция состоит в

выявлении состояния (наличия, отсутствия, степени усвоения) знаний, умений и навыков. Эта функция в деятельности учителя состоит в оценке собственных методов и приемов обучения, в выявлении собственных методических ошибок. Обучающая функция проверки состоит в умении учителя так организовать проверку, чтобы она была полезна для всего класса. Например, во время ответа одного ученика другие, слушая его, сравнивают свои знания с тем, что говорит отвечающий; отвечающий закрепляет свои знания; учитель или учащиеся дополняют, исправляют, делают выводы, показывают целесообразные приемы умственной деятельности, т.е. идет обучение. Дидактически важно, чтобы проверка предусматривала репродуктивное и творческое применение знаний и умений. В этом случае прояшшется и развивающая роль проверки, реализуемой посредством создания ситуаций познавательных затруднений, требующих для их разрешения применения комплекса мыслительных операций. Воспитывающая функция проверки состоит в приучении учащихся к систематической работе. Проверка способствует выработке критического отношения к своим знаниям, помогает правильно оценить свои силы, воспитывает силу воли, ответственность, трудолюбие, умение организовать свое время.

Учитель осуществляет контроль во всех основных звеньях процесса обучения, используя для этого различнъте виды проверки: текущую, тематическую (в конце пройденной темы) и итогову (экзамены).



Методы проверки (устной и письменной). К методам устной проверки относятся: индивицушный опрос уплотненный опрос, фронтальный опрос. К письменной проверке относятся различные самостоятельные, контрольные работы, тесты, рецензирование статей.

2) Оценка знаний, умений и навыков. Результатом проверки знаний является оценка, это завершающий этап проверки. Оценка - это суждение, окончательное заключение учителя о том, что положительно и какие недостатки имеются в знаниях ученика. Оценка - это суждение о качестве знаний и степени сформированности умений и навыков в соответствии с конкретными целями обучения. Учителя используют письменную и устную оценку знаний. Письменная оценка осуществляется в форме рецензии выполненной учеником работы. Устная оценка выражается различными формами: одобрительный кивок, улыбка, осуждающий жест, пристальный взгляд, тон голоса, похвала или порицание. Высказываются суждения о качественной стороне знаний. Результатом дальнейшего педагогического обобщения оценочного суждения является выставление отметки. Отметка - это результат оценочного суждения учителя в виде баллов. Отметка показывает уровень успеваемости ученика.

3) Учет знаний и успеваемости учащихся. Учет- это фиксация наиболее существенных данных, полученных преподавателем в результате проверки, оценки и выставления соответствующей отметки. Учет ведется каждым учителем по своему предмету.


18. Урок как ведущая форма сотрудничества в системе “учитель-ученик”.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...