Зловещая судьба «морщинистых папуасов. Племя кукукуку и его копченые мумии - народы мира Астрономы на пирогах

Куки

Страны проживания: Индия , Бангладеш , Мьянма
Регион проживания: Азия

КУКИ, народы, составляющие подгруппу в группе куки-чин. Живут на северо-востоке Индии , в Бангладеш , Мьянме . Общая численность - свыше 2,7 млн. человек. Говорят на языках подгруппы куки и центр. и север. чин центральной группы сино-тибетской семьи. Придерживаются традиционных верований, есть индуисты, христиане, мусульмане-сунниты. Основные племена: пурум, чиру, аймол, хмар и др. (в Индии).

Традиционное занятие - ручное подсечно-огневое земледелие (рис, кукуруза, овощи), переходят к пашенному, часть куки обрабатывает заливные поля у подножия гор. Из ремёсел развиты прядение и ткачество.

В недалёком прошлом деревни часто переносились при смене полей. Дома бамбуковые - наземные или свайные. Соломенная крыша двух- или четырёхскатная.

Традиционная женская одежда - несшитая юбка, перепоясанная широким куском ткани, и белая кофточка. Мужская - рубаха, дхоти, безрукавка, тюрбан.

Сохраняется общинное землевладение, управление общиной - на демократических началах. Существуют патрилинейные роды, внутри которых различаются старшая и младшая ветви. Между родами брачные отношения строятся по системе, известной как кольцевая связь родов, или трёхродовой союз. Семья куки включает родителей, несовершеннолетних детей и семью сына-наследника. Существовал обычай отработки за невесту. Наследование патрилинейное, считается предпочтительным Брак с дочерью брата матери. При наличии заливных полей, считающихся владением семьи, в отцовском доме после свадьбы иногда остаются и другие сыновья, образуя большую семью.

Традиционные верования - почитание добрых и злых духов.

В последние годы некоторые мелкие племена куки (аймол, чхоте и др.) меняют свою этническую ориентацию и ассоциируют себя с нага; другие тяготеют к мизо.

Alphabetical List of India’s Scheduled Tribes
  • Grierson (1909), Linguistic Survey of India , Vol. 111, Tibeto-Burman Family, General Introduction, Specimens of the Tibetan Dialects, The Himalayan Dialects and The North Assam Group, Pt. II, with Grierson (1903), Specimens of the Bodo, Naga and Kachin Groups, Pt. III, Grierson (1904) Specimens of the Kuki, Chin and Burma Groups, Pt. 111, Vol. 111
  • Violence and identity in North-east India: Naga-Kuki conflict - Page 201 S. R. Tohring - 2010 «… for these tribes including the Kuki/ speaking tribe such as: "Chin", "Mizo", "Chin-Kuki-Mizo", "CHIKIM", "Zomi", "Zou", "Zo". … During the British era, the British rulers used the term "Chin-Kuki-Mizo" and the Government of India seemed to follow …»
  • Sachchidananda, R. R. Prasad -Encyclopaedic profile of Indian tribes - Page 530 1996
  • Pradip Chandra Sarma, Traditional Customs and Rituals of Northeast India: Arunachal … Page 288 Vivekananda Kendra Institute of Culture «chose to employ the term Chin to christen those on the Burmese side and the term Kuki on the Indian side of the … The Mizo of today’s Mizoram are the descendants of Luseia, and the Zomi of Manipur are from the Songthu line, and thus all …»
  • Amy Alexander Burma: «we are Like Forgotten People»: the Chin People of Burma Page 16 2009 «… within Chin State, Chin nationalist leaders popularized the term „Chin“ following Burma’s independence from Britain.»
  • History of Zomi T. Gougin - 1984.
  • B. Datta-Ray Tribal identity and tension in north-east India Page 34 1989 «Now to accept the term Chin would mean subtle Paite domination in the matter, which the other groups like the Hmars, Zous, Anals and Koms may not coopt. A Zomi leader categorically stated that "Chin" is a Burmese word which literally …»
  • Keat Gin Ooi - Southeast Asia: A Historical Encyclopedia, from Angkor Wat to East … - Volume 1 - Page 353 2004 «Until recently, there appeared to be a consensus that the term Chin was not an identity that any of these peoples would … Some promote the terms Zo and Zomi, stating that they are derived from the name of the mythic common ancestor of all …»
  • Ramamoorthy Gopalakrishnan - Socio-political framework in North-East India Page 149 1996 «Later, the term "Mizo" created a lot of confusion particularly when the Zomi National Congress emerged. … But the problem arose with the use of the term "Chin" (it is not given due recognition in the List of Scheduled Tribes in Manipur).»
  • Chinkholian Guite - Politico-economic development of the tribals of Manipur: a study … Page 8 1999 «Conceptual Meaning and Various Interpretations of the Terms- Chin, Kuki and Mizo (a) Chin The term Chin is the name given to this Zo/Zou tribes (formerly known as Chin-Kuki-Mizo) group of people in Myanmar (Burma). They are mostly found in the …»
  • Mrinal Miri. Linguistic Situation in North-East India . - Concept Publishing Company, 1 January 2003. - P. 77. - ISBN 978-81-8069-026-6 .
  • Burma and Assam Frontier, ‘Kuki rising, 1917-1919’, L/PS/10/724, Oriental and India Office Collections (OIOC), British Library, London
  • Самый крупный остров Индийского Океана, Новая Гвинея – пожалуй, настоящий рай на земле. Сотни мест, где еще не ступала нога белого человека. Десятки диких племен, которые незнакомы с благами цивилизации. Это место хранит дух первозданной красоты и первобытной дикости. Здесь происходят самые удивительные встречи. Здесь можно встретить людей, не испорченных лицемерной моралью современного общества. Они живут так, как жили их предки сто, пятьсот, тысячу лет назад.

    Новую Гвинею открыл в 1545 году мореплаватель Иниго Ортиз де Ретез. Лакомый кусок поделили между собой британцы, которые нарекли юго-восток Папуа, голландцы, окопавшиеся на западе, но вскоре уступившие территорию Индонезии и немцы, позже отдавшие свои земли Австралии.


    В 1973 году остров получил независимость, и в столице Порт-Морсби был водружен флаг нового государства Папуа-Новая Гвинея. Вот только местным аборигенам было все равно, чем занимаются белые люди. Они продолжали свою борьбу с дикой природой. Им нужно было кормить свои семьи. Правительство острова насчитало на его территории несколько сотен племен, общей численностью до двух миллионов человек, которые говорили на собственных языках, верили в своих богов и вели затворнический образ жизни. Одно из таких племен нарекли странным именем "куку-куку". Это племя было не совсем диким. Контакты с внешним миром все же имелись. Но они работали по схеме «оставь-и-жди». Папуасы торговали с соседями особым образом. На условленном месте, возле реки они оставляли корзину с ракушками и прочим диковинным товаром. Торговцы забирали их, оставляя взамен соль, краски и прочие предметы первой необходимости. Такой способ обмена товарами зародился несколько веков назад и свято почитался обеими сторонами. Единственный торговец, пожелавший собственными глазами увидеть папуасов, плохо кончил. Он залег в засаду неподалеку от условленного места. А через несколько дней его тело нашли там же. Он был убит ядовитым дротиком. Больше любопытных не нашлось. Тем временем правительство решило нести плоды цивилизации в самые дальние уголки своей страны. Они набирали добровольцев, которые на выгодных условиях должны были попытаться войти в контакт с подобными племенами и обучить их элементарной грамоте, нормам гигиены и основам сельского хозяйства. Одним из них стал молодой человек по имени Поль Едидамо. Он обосновался на границе владений куку-куку, построил небольшую хижину, где жил вместе с женой и несколькими наемными рабочими, и ждал, когда туземцы сами выйдут с ним на контакт. Его земельный надел был окружен густым лесом. Стоило выйти за забор огорода - начинались девственные джунгли, в которых кто-то прятался. Работая на участке, Поль постоянно ощущал на себе чей-то пристальный взгляд. Мужчина засадил поле картофелем. Когда пришло время собирать урожай, он с удивлением обнаружил, что его огород "обнесли" неизвестные. Посреди ночи они тихо вошли, взяли зрелые плоды и скрылись в неизвестном направлении, не оставив никаких следов. При этом недозревшие плоды они оставили. Тогда он разбросал по участку куски такни, бусы, зеркальца. Но пришельцы на них не позарились, продолжая воровать плоды кау-кау. Поль решил выждать. Ночь он провел в засаде, сжимая в руках один только фонарик. Он напрочь отказался от любого оружия, поскольку оно не могло защитить его от гостей, а лишь усугубить ситуацию. Раздался шорох, хруст веток под ногами. Мужчина посветил в то место, откуда послышался звук. Перед ним был старик. От яркого света он опешил и застыл как вкапанный. А потом разревелся, как ребенок. Голый, грязный, он стоял посреди грядок, сжимая в руках плоды картофеля. Люди окружили его, провели в хижину. Мужчина настороженно оглядывался по сторонам. Ему предложили конфету, но он её выплюнул. К жаренной кау-кау он притронулся после того, как Поль лично откусил кусок. Затем он съел конфету. Лицо старика озарила улыбка. Он протянул руку, приговаривая "бон-бон". В рот отправилась очередная сладость. После этого старика отпустили. А наутро хижину окружило все мужское население племени куку-куку. Впереди стоял старик, и приговаривал "бон-бон", жестом показывая, что хотел бы угостить дивным яством своих соплеменников. За считаный час аборигены съели годовой запас конфет. А потом гости пригласили миссионера в свою деревню, которая находилась в нескольких километрах от его дома. Поль начал обучать людей основам английского языка. Легче всего знания ухватывали дети. С их помощью он смог нанести на карту очертания деревни и узнать историю племени. Оказалось, что куку-куку состоит из нескольких поселков, расположенных неподалеку. Все они находятся в состоянии постоянной войны друг с другом. Вскоре в деревню прибыл полицейский, который выдал старейшине флаг государства и фуражку с гербом. Флаг отныне гордо реял над "мужским домом", а фуражку вождь надевал только по большим праздникам. Поль смог объяснить людям элементарные правила гигиены и уже подумывал об открытии школы. Но контракт подходил к концу. Тем не менее, задача была выполнена. Контакт установлен. Люди с радостью встречали его, беседовали, делились новостями. А однажды вечером пришли с шестом, к которому была подвешена... маленькая девочка из соседнего племени. Поль подумал, что его заставят съесть несчастную, разделив трапезу с племенем. Однако старейшина вышел вперед и сказал: "Дай ей бон-бон. Она расскажет о нем своим. И мы прекратим войну". Так путь к другим деревням был открыт. Полю предстояло еще очень много работы. Нужно было обучать других туземцев элементарным вещам. Но для этого требовалось время. Однако то, что сделал этот человек, стало великим прорывом для людей, которые до недавнего времени жили в каменном веке.
    Фото с сайта

    Знаменитый английский мореплаватель Джеймс Кук - руководитель трех кругосветных экспедиций, "автор" ряда географических открытий, исследователь Австралии, Новой Зеландии и островов Полинезии. Кук первым нанес на карту очертания восточного побережья Австралии, доказал, что Новая Зеландия - два самостоятельных острова, разделенных проливом и первым пересек южный полярный круг. Вопреки известной шуточной песенке Владимира Высоцкого, про австралийских аборигенов, которые "хотели кока, а съели Кука", мореплавателя никто не ел, хотя его действительно убили туземцы во время вооруженной стычки с английскими моряками. Вторая ошибка в песне - это произошло не в Австралии, а на Гавайях, которые также открыл Джеймс Кук.

    Сегодня "РГ" рассказывает о семи удивительных фактах, связанных с гавайскими аборигенами и Джеймсом Куком.

    Астрономы на пирогах

    Джеймс Кук стал первым европейцем, ступившим на землю Гавайских островов. Это произошло во время третьего кругосветного плавания, главной задачей которого было найти так называемый "Северо-западный проход" - водный путь, пересекающий Североамериканский континент. Британский парламент пообещал команде корабля, который сделает открытие, 20 тысяч фунтов стерлингов - астрономическая сумма по тем временам.

    Кук рассчитывал найти "проход", двигаясь вдоль тихоокеанского побережья Северной Америки, и держал путь от Новой Зеландии и Таити на северо-восток, в северное полушарие, пересекая Тихий океан.

    Гавайские острова Джеймс Кук открыл 18 января 1778 года, назвав их Сэндвичевыми в честь одного из английских лордов. Команда мореплавателя пробыла на Сэндвичевых островах около трех недель, а затем экспедиция двинулась на север.

    Этот, первый визит Джеймса Кука на Гавайи, обошелся без конфликтов с местным населением. Однако каково же было удивление исследователя, когда он обнаружил, что туземцы Сэндвичевых островов говорят на языке аборигенов с Таити! Было очевидно, что они принадлежат к одним и тем же полинезийским племенам. Открытие было шокирующим, ведь между Таити и Гавайскими островами - больше четырех тысяч километров морского пути. А единственным средством передвижения туземцев по морю были пироги. Для дальних путешествий использовались многовесельные пироги, но большое количество гребцов не меняло сути - лодка оставалась лодкой. Однако полинезийцы были прекрасными путешественниками и уверенно ориентировались в океане по звездам, солнцу и луне, не имея никаких астрономических приборов.

    Позднее исследователи подтвердили этнографические выводы Джеймса Кука. Согласно современной теории, первые полинезийцы прибыли на Гавайи около 300 года с Маркизских островов. Вторая волна "колонизации" Гавайев полинезийцами произошла в XIV веке, на этот раз пришельцы были с Таити. Постепенно они совершенно вытеснили коренных жителей островов - племена менехуне (пигмеев), превратив их в своих рабов. Но даже до ХХ века на одном из островов чудом сохранилась деревушка пигмеев, а местном фольклоре присутствуют сказания о племенах и поселениях злобных карликов.

    Трудно быть богом

    После путешествия по северным широтам, в ходе которого экспедиция вошла даже в Чукотское море (кстати, это именно Кук во время этого плавания назвал пролив между Азией и Северной Америкой именем российского исследователя Витуса Беринга), в ноябре 1778 года Кук вернулся на Гавайи. Требовалось отремонтировать корабли и пополнить припасы. Однако подходящее место для стоянки капитан нашел только к середине января 1779 года. Корабли экспедиции "Резолюшн" и "Дискавери" бросили якоря в бухте Кеалакекуа.

    Туземцы приняли англичан, что называется, с распростертыми объятиями. Дело в том, что местные жители приняли Кука за божество Лоно (о-Роно в другой транскрипции).

    По одной из версий, аборигены в первый раз увидели судно ночью, оно проходило вдали от острова, освещенное огнями. Именно так, согласно пророчествам, должно было состояться "второе пришествие" бога Лоно. Несколько разведчиков на пирогах отправились посмотреть на "бога" вблизи. Когда же корабль вошел в бухту и бросил якорь для стоянки, туземцы только укрепились в своем мнении, так как именно в этом месте и должно было произойти триумфальное возвращение божества.

    В своих дневниковых записях Джеймс Кук отмечает, что его встречали несколько тысяч аборигенов. Часть из них вышла в море на пирогах, еще больше ждали его на берегу. "Я никогда не видел в здешних морях такого количества людей, собравшихся в одном месте; кроме множества каноэ, весь берег был покрыт людьми, а сотни их плавали вокруг корабля как стаи рыб", - записал Кук в своем журнале.

    С таким приемом Кук без труда подружился с местным вождем Каланиопуу и договорился с ним о поставках на корабль продовольствия и пресной воды. Туземцы воспринимали все это как подношения богу.

    Гирлянда для божества

    Цветочные гирлянды - леи - один из символов Гавайских островов сегодня. Без этих оригинальных, красочных и ароматных украшений не обходится ни одна вечеринка с участием туристов, кроме того, официально отмечается "лей-дей" - праздник цветочных гирлянд.

    Во времена Джеймса Кука право носить гирлянды из цветов имели только вожди. Причем такое украшение несло в себе скрытый смысл: по "растительному составу" гирлянды, по ее окраске, способу плетения можно было многое сказать о ее хозяине. Можно сказать, что лей нес такую же информацию об украшенном им человеке, как ирокез у североамериканских индейцев или татуировки у австралийских племен. Лей символизировал статус и власть в обществе. У каждого вождя были свои, присущие только ему "цветы и цвета". По особо торжественным поводам вожди украшали себя гирляндами, сплетенными из редких цветов, доставленных из глубины острова. Естественно, украшения из цветов полагались и "богу" - Джеймсу Куку.

    Праздник разврата

    "Мы живем в величайшей роскоши, а что касается количества и выбора женщин, то среди нас едва ли найдется такой, кто не сможет состязаться с самим турецким султаном", - писал в своем дневнике судовой врач Дэвид Сэмуэлл.

    Доступностью местных женщин был впечатлен и сам Джеймс Кук. Обычно сдержанный, он записал в журнале: "Нигде в мире я не встречал менее сдержанных и более доступных женщин… у них была только одна цель - вступить в любовную связь с моряками… при этом ничего не требуя взамен… Этот народ достиг высшей степени чувственности. Такого не знал ни один другой народ, нравы которого описаны с начала истории до наших дней. Чувственности, какую даже трудно себе представить".

    Подобная развратность вполне объяснима. Дело в том, что Лоно, за которого приняли Джеймса Кука, был богом плодородия, а его символом являлась статуя фаллоса, высеченная в скале, к которой приносились щедрые дары. В честь Лоно устраивались многочисленные праздники, самый большой из которых, Макаики, длился четыре месяца, с ноября до марта. Это было время веселья, песен, пиров, состязания и любовных игрищ, в которых участвовало практически все население острова, независимо от возраста, пола и родственных связей. Во время одной из таких игр мужчины и женщины племени садились друг напротив друга, а ведущий, прохаживаясь между ними, по очереди указывал на них палочкой. Составленные таким образом случайные пары уходили, чтобы провести вместе ночь.

    В подобных играх не участвовали только вожди племени. Неприкосновенны были и их жены. Однако английские моряки, ободренные доступностью женщин после долгих месяцев плавания и не знавшие особенностей местного общества, жестко разделенного на касты, спали с десятками женщин, невзирая на их социальное положение в племени и статус.

    Этот факт послужил началом конфликта между англичанами и туземцами. Во-первых, по представлению местных, богов не должны были интересовать земные женщины. Во-вторых, вождям, вполне естественно, не понравилось покушение пришлых на "честь" их жен. Другой причиной стало воровство туземцев, которые тащили с корабля все, что плохо лежит.

    Нарушенное табу

    Именно благодаря дневникам Джеймса Кука в современный язык вошли слова "кенгуру", "бумеранг" и "табу". Понятие "табу" было широко распространено у островитян и накладывалось вождем племени либо жрецами по самым разным причинам.

    После того, как отношения англичан и аборигенов охладели, вождь племени Каланиопуу намекнул Куку, что, мол, пора бы и честь знать. В начале февраля, пробыв на Гавайях около трех недель, экспедиция покинула острова. А вождь наложил на бухту и прилегающую к ней береговую территорию, опустошенную пребыванием англичан и беспрерывными празднествами, табу. Дело в том, что островная культура требовала чрезвычайно бережного обращения с ресурсами, требовалось несколько лет, чтобы истощенная часть острова восстановилась. В это время жителям запрещалось появляться на этой территории.

    Однако события развивались неблагоприятно для Джеймса Кука. Недалеко от Гавайских островов "Резолюшн" попал в шторм и повредил мачту. Кораблю требовался ремонт. Учитывая, что бухту Кеалакекуа Кук искал больше месяца, выбора не было - англичане вынуждены были вернуться на остров. На этот раз их встретили прохладно, если не сказать враждебно - ведь они нарушили табу!

    Дальше конфликт только нарастал. Последней каплей стала кража с борта корабля клещей, а затем и шлюпки. Кук решил вернуть бот, и с вооруженным отрядом в 10 человек отправился на берег. В это время на берегу собралась толпа в несколько тысяч воинов. Десять человек, даже с огнестрельным оружием, не смогли бы остановить их.

    Есть версия, что Кук решил взять вождя Каланиопуу в заложники (в некоторых источниках говорится, что, несмотря на дружелюбие к туземцам, он проворачивал этот фокус не один раз). Как бы то ни было, Кук и вождь шли к шлюпкам, когда в толпе туземцев началась паника (кто-то выкрикнул, что на другом конце острова англичане убивают местных), и Кука ударили в затылок. Он успел разрядить в туземцев ружье, заряженное дробью, но никого не убил - аборигены окончательно разуверились, что белый - бог. Команда Кука отступила, оставив тело капитана на растерзание племени.

    Бумерангом по голове

    Есть несколько версий насчет оружия, с помощью которого был убит Джеймс Кук. Одни исследователи утверждают, что его ударили копьем в затылок, другие - что треснули обычной дубинкой, а потом добили кинжалами или ножами. И уж точно это не была "палка из бамбука", как у Высоцкого.

    Вторая версия более вероятна, только вместо "обычной дубинки", скорее всего, был невозвратный бумеранг. Бумеранги, как изогнутые (возвратные) так и прямые (невозвратные), были традиционным оружием не только австралийских племен, но и полинезийских. Причем для охоты и для войны, то есть в тех случаях, когда реально требовалось поразить цель и нанести ей урон, применялись именно невозвратные бумеранги, своего рода "палки-металки". Изогнутые бумеранги, по мнению исследователей, применялись только для ритуальных игр и для охоты на птиц, которых бумерангом сгоняли с насиженных мест.

    Ножей и кинжалов как таковых у полинезийских племен не было - они не знали металла. А оружие изготавливали из дерева, в края которого вставлялись акульи зубы. Вполне возможно, что таким "кинжалом" ударили в спину раненного Джеймса Кука.

    Кроме того, этим же фактом можно объяснить и воровство туземцев - больше всего на корабле их привлекали металлические детали и предметы, крепеж.

    Особая честь

    Итак, команда Джеймса Кука отступила, оставив тело своего капитана туземцам. Однако после этого англичане не спешили покинуть остров. Капитан второго корабля, "Дискавери", Чарльз Клерк решил добиться выдачи тела Кука. Но после произошедшего мирные переговоры не дали никакого результата. И тогда Клерк под прикрытием пушек с кораблей захватил и сжег прибрежные поселения, отбросив аборигенов в горы. После этого местные вожди доставили на "Резолюшн" то, что осталось от Джеймса Кука.

    Увидев останки капитана, англичане были в шоке. В большой плетеной корзине лежали куски человеческого мяса, а сверху - голова без нижней челюсти. Возможно, после этого и родилась легенда о том, что аборигены "съели Кука", хотя гавайские туземцы не были каннибалами.

    На самом деле, подобная жестокость гавайцев говорила об оказании великой чести умершему. Дело в том, что знатных вождей, подобных в своем величии богам, хоронили особым образом: помещали на 10 дней в неглубокую могилу, а затем сохранившийся скелет с почестями помещали в усыпальницу, после чего вождь объявлялся настоящим богом. На Гавайских островах до сих пор сохранились такие королевские усыпальницы со скелетами.

    Нижнюю челюсть Кука в буквальном смысле "на память" забрал себе вождь Каланиопуу, и это тоже была честь, так как подобное разрешалось только близким родственникам.

    21 февраля 1779 года останки Джеймса Кука, по старинному морскому обычаю, зашили в парусину и захоронили в море.

    Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

    Загрузка...