Принцип ориентации на зону ближайшего развития. Соотношение понятий обучения и развития. Зона актуального развития, зона ближайшего развития (Л.С. Выгодский). Социальная ситуация развития

Понятие «зона ближайшего развития»

Понятие «зона ближайшего развития» оформилось в культурно-исторической теории Л.С. Выготского в 30-е годы ХХ века. Это стало возможным после того, как ученый разработал методологические основы концепции психического развития ребенка. В книге «Педагогическая психология», опубликованной в 1926 г., понятия «зона ближайшего развития» еще нет. Его нет и в книге «История развития высших психических функций», написанной в 1930-1931 гг. Однако в лекциях по педологии, прочитанных Выготским в Ленинградском педагогическом институте в 1932-1934 гг., он говорит о законах психического развития ребенка, и в том числе о зоне ближайшего развития.

В «Лекциях по педологии», в статье «Проблема возраста», Л.С. Выготский ввел понятие зоны ближайшего развития для обоснования принципов научной диагностики психического развития: «теоретическое значение этого диагностического принципа заключается в том, что он позволяет нам проникнуть во внутренние казуально-динамические и генетические связи, определяющие сам процесс умственного развития» .

Он описал два уровня развития - актуальный уровень и уровень ближайшего развития. Нахождение зоны ближайшего развития - это определение не созревших на сегодняшний день, но находящихся в периоде созревания процессов. Уровень актуального развития - это «знание итогов вчерашнего дня».

В статье «Проблема возраста» он расширил это понятие и использовал его для характеристики индивидуальных различий детей, показал связь зоны ближайшего развития и сенситивных периодов развития, подчеркивая, что обучение более эффективно, если осуществляется в период созревания психических функций.

В статьях «Динамика умственного развития школьника в связи с обучением», «Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте», «Обучение и развитие в дошкольном возрасте» и в стенограммах лекций «Игра» от 23 марта 1933 г. и «Проблема обучения и развития» от 15 мая 1933 г. понятие «зона ближайшего развития» используется Л.С. Выготским для того, чтобы раскрыть внутренние связи между процессом обучения и умственным развитием ребенка.

По словам Л.С. Выготского, процессы психического развития не совпадают с процессами обучения; процессы развития идут вслед за процессами обучения, создающими зону ближайшего развития. Обучение - движущая сила развития, оно пробуждает к развитию те процессы, которые без него невозможны. Циклы обучения и развития не совпадают, они имеют различные «единицы» анализа.

В монографии «Мышление и речь» Л.С. Выготский показал, что связь между развитием научных и житейских понятий обнаружит свою истинную природу, если ее понимать как «связь зоны ближайшего развития и актуального уровня развития» .

Основные признаки понятия зоны ближайшего развития в культурно-исторической теории Л.С. Выготского:

1) появление нового в развитии всегда основывается на пройденных циклах развития. Для его возникновения должна быть подготовлена соответствующая почва. Таким образом, зона ближайшего развития опирается на актуальный уровень развития.

2) понятие «зона ближайшего развития» как следствие закона развития высших психических функций опирается на другие положения о развитии (гипотеза о системном и смысловом строении сознания, закон гетерохронности, опосредованный характер развития высших психических функций);

3) зона ближайшего развития, обнаруживая себя в подражании и его особой форме - сотрудничестве, связана с процессом приобретения вспомогательных, культурных средств;

4) зона ближайшего развития выступает как ведущий методологический прием в диагностике умственного развития ребенка и изучении индивидуальных различий;

5) зона ближайшего развития напрямую связана с процессами обучения и умственного развития.

Вывод: Основная роль обучения - содействие учащемуся в процессе овладения собственным поведением. В лекции об игре Л.С. Выготский отмечал: «Отношение игры к развитию следует сравнивать с отношением обучения к развитию. За игрой стоят изменения потребностей, изменения сознания более общего характера. Игра - источник развития и создает зону ближайшего развития. Действие в воображаемом поле, в мнимой ситуации, создание произвольного намерения, образование жизненного плана, волевых мотивов - все это возникает в игре и ставит ее на высший уровень развития».

В основу активно разрабатываемой в отечественной возрастной и педагогической психологии концепции о соотношении обучения и умственного развития ребенка легло положение о зонах актуального развития (ЗАР) и зоне ближайшего развития (ЗБР). Эти уровни психического развития были выделены Л.С. Выготским.

Понятие «зона ближайшего развития» оформилось в культурноисторической теории Л.С. Выготского уже в 30-е годы XX в. Это стало возможным после того, как ученый разработал методологические основы концепции психического развития ребенка. В книге «Педагогическая психология», опубликованной в 1926 г., понятия «зона ближайшего развития» еще нет. Его нет и в книге «История развития высших психических функций», написанной в 1930-1931 гг. Однако в лекциях по педологии, прочитанных Л.С. Выготским в Ленинградском педагогическом институте в 1932-1934 гг., он говорит о законах психического развитии ребенка и, в том числе, о зоне ближайшего развития. Анализ работ Л.С. Выготского позволяет выделить три контекста, в которых обсуждается зона ближайшего развития: при формулировании принципов диагностики психического развития, при характеристике внутренних процессов развития, при постановке проблемы обучения и развития. В «Лекциях по педологии» и статье «Проблема возраста» он описал два уровня развития - актуальный уровень и уровень ближайшего развития. Уровень актуального развития - это «знание итогов вчерашнего дня». Определение еще не созревших, но находящихся в периоде становления процессов есть определение зоны ближайшего развития.

Как можно диагностировать зону ближайшего развития? Через изучение возможностей ребенка к подражанию и сотрудничеству с взрослым или сверстником. «Выясняя возможности ребенка при работе в сотрудничестве, мы определяем тем самым область созревающих интеллектуальных функций, которые в ближайшей стадии развития должны принести плоды и, следовательно, переместиться на уровень реального умственного развития ребенка. Таким образом, исследуя, что ребенок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня», - писал Выготский .

Л.С. Выготский сформулировал общий способ диагностики умственного развития. В упомянутой статье «Проблема возраста» он использует ЗБР для характеристики индивидуальных различий детей. Оценить уровень развития ребенка можно исходя из того, каков прогноз его развития. Это иллюстрируется так: диагностика зоны ближайшего развития одного восьмилетнего ребенка показывает, что он может с помощью взрослого решать задачи для двенадцатилеток (вероятно, Выготский здесь имеет в виду широко распространенные в то время задачи из теста интеллекта А. Бине), а другой восьмилетний ребенок в сотрудничестве продвигается лишь на один год. Конечно же, ЗБР не измеряется годами. Однако эта идея позволяет более дифференцированно относиться к диагностике.

Результаты диагностики должны характеризовать актуальный уровень развития ребенка и его возможности к развитию в обозримом будущем, т.е. возможности, становящиеся реальностью при разнообразной по форме и содержанию помощи взрослого. В статьях «Динамика умственного развития школьника в связи с обучением», «Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте», «Обучение и развитие в дошкольном возрасте» и в стенограммах лекций понятие «зона ближайшего развития» раскрывает внутренние связи между процессом обучения и умственным развитием ребенка. По словам Л. В. Выготского, процессы психического развития не совпадают с процессами обучения, они идут вслед за обучением, создающим зону ближайшего развития. Обучение - движущая сила развития. Именно благодаря обучению развиваются высшие психические функции (логическая память, аналитическое мышление и др.). Лев Семенович Выготский сформулировал основную роль обучения: это передача знаний, умений и навыков, кои, безусловно, нужны развивающемуся человеку. Сейчас в западной психологии на место знаний, умений, навыков развили идею о компетенциях - это более широкое понятие, описывающее общие проявляющиеся способности человека к реализации себя в той или иной области.

Психологический смысл обучения состоит в том, что в процессе обучения ребенок (учащийся) становится способным овладеть своим поведением. Л.С. Выготский показал, что реальное соотношение умственного развития к возможностям обучения может быть выявлено с помощью определения уровня актуального развития ребенка и его зоны ближайшего развития. Обучение, создавая последнюю, ведет за собой развитие; и только то обучение действенно, которое идет впереди развития. Итак, зона ближайшего развития - это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребенок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками).

Ученый считал, что ЗБР определяет психические функции, находящиеся в процессе созревания. Она связана с такими фундаментальными проблемами детской и педагогической психологии, как возникновение и развитие высших психических функций, соотношение обучения и умственного развития, движущие силы и механизмы психического развития ребенка. Зона ближайшего развития - следствие становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта. Зона ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. «Обучение только тогда хорошо, - писал Л.С. Выготский, - когда оно идет впереди развития» . Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития. Обучение может ориентироваться на уже пройденные циклы развития - это низший порог обучения, но оно может ориентироваться на еще не созревшие функции, на ЗБР, - это высший порог обучения; между этими порогами и находится оптимальный период обучения. ЗБР дает представление о внутреннем состоянии, потенциальных возможностях развития ребенка и на этой основе позволяет дать обоснованный прогноз и практические рекомендации об оптимальных сроках обучения как для массы детей, так и для каждого отдельного ребенка.

Определение актуального и потенциального уровней развития, а также ЗБР составляет то, что Л.С. Выготский называл нормативной возрастной диагностикой, в отличие от симптоматической диагностики, опирающейся лишь на внешние признаки развития. В этом аспекте зона ближайшего развития может быть использована как показатель индивидуальных различий детей. В отечественной и зарубежной психологии проводятся исследования с целью разработки методик, позволяющих качественно описать и количественно оценить ЗБР. ЗБР может быть выявлена и при изучении личности ребенка, а не только его познавательных процессов. При этом выясняется разница между стихийно складывающимися в процессе социализации личностными характеристиками и теми сдвигами в развитии личности, которые происходят в результате направленных воспитательных воздействий. Оптимальные условия для выявления ЗБР личности создает интеграция ее в коллективе.

А.К. Маркова определила основные «пласты» развития и их показатели в соответствии с уровнями психического развития. Среди основных «пластов» уровня актуального развития она выделила обученность, развитость и воспитанность, а в зоне ближайшего развития - обучаемость, развиваемость, воспитуемость .

Обученность. Прежде всего, надо выявить наличный уровень того, что уже сложилось в опыте ребенка, что явилось результатом всего предшествующего обучения (систематического и стихийного, воздействий на ребенка учителей, родителей, сверстников) и на что можно опереться в дальнейшей работе. Каждый учащийся владеет определенным запасом знаний и тем или иным уровнем умения учиться. Это и принято называть обученностью. Учение направлено на переход ученика из состояния необученности в состояние обученности. Итак, обученность - это, с одной стороны, результат прошлого опыта, а с другой - цель предстоящего обучения. Степень обученности зависит от степени реализации цели обучения. Поэтому задача обучения - создать условия реализации обучаемости и перехода ребенка к новому уровню обученности. Обученность включает: наличный, имеющийся к сегодняшнему дню, запас знаний; сложившиеся учебные действия, умения и навыки, фрагменты умения.

Знания очень неоднородны, они имеют разную психологическую значимость. Можно различить виды знаний, этапы и уровни их усвоения. Виды знаний: знания о фактах, понятия и термины, законы и теории, знания о способах деятельности и методах познания. Очевидно, что более весомы для умственного развития законы и теории, знания о деятельности, хотя знания о фактах подготавливают сдвиги в развитии.

Развитость. Каждый учащийся к настоящему моменту имеет тот или иной уровень развития (развитость). Это актуальный уровень развития, не совпадающий с обученностью. Б.Г. Ананьев писал: «В процессе определенного вида деятельности создаются не только определенный аппарат действий, знаний и навыков, но и потенциал развития человека. Эта характеристика человеческого развития в виде обучаемости, воспитуемости, способностей к развитию имеет для педагогики не меньшее значение, чем обученность, воспитанность, образованность человека в определенный момент воспитания» . У обучающегося может быть высокий уровень развития (у него хорошие способности), но низкая обученность; и, напротив, у ребенка может быть низкий уровень развития, не очень хорошие способности, но он натренирован, обучен. Развитость, таким образом - это совокупность характеристик развития. Развитость - действование в уме, действование с абстрактными отношениями, познавательная инициатива и т.д.

Если говорить о диагностике собственно умственного развития, то отметим: ни знания, ни учебная деятельность не являются самоцелью обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, качественные позитивные сдвиги в нем. Поэтому определение развитости у школьника включает: характеристики абстрактного отвлеченного мышления; оперирование ключевыми понятиями, принципами, законами в данном учебном предмете; познавательную инициативу как выход за пределы заданного; самостоятельное обнаружение новых закономерностей и скрытых возможностей задачи (продуктивное мышление, креативность); рефлексию как осознанность деятельности; произвольность и преднамеренную организацию познавательной деятельности. Выявление этих параметров приближает нас к проникновению в сущность умственного развития.

Воспитанность. В каждый данный момент учащийся находится на определенном уровне личностного развития (безусловно, связанного с умственным). Называется это воспитанностью. Важный шаг в определении развития школьников - выявление личностных характеристик ученика в процессе обучения. Умственное развитие нельзя отрывать от личностного, от воспитанности школьника. Воспитанность не может быть сведена к внешним правилам этикета поведения (пропустил старшего в дверь, первым поздоровался со старшим). Воспитанность - это сумма, конгломерат многих качеств ученика (от искренности до интернационализма). Стержнем воспитанности, по мнению А. К. Марковой, является согласованность трех компонентов: нравственных знаний (знаний об отношении к труду, обществу, к другому человеку, к самому себе); нравственных убеждений и мотивов, целей, отношений, смыслов - то, что из нравственных знаний принято учеником для себя как эталон; нравственных поступков и нравственного поведения в учении. Поэтому психологическими показателями воспитанности являются: широкий запас нравственных знаний, усваиваемых на осознанном уровне; понимание окружающих; нравственные убеждения; мотивы и цели, проявляющиеся в интересе к различным способам деятельности, в добровольном выполнении необязательных учебных заданий, в «сильном» целеполагании - доведении до конца монотонной деятельности, помехоустойчивости, отсутствии разрушения учебной деятельности в случае затруднений, ошибок; реальные повторяющиеся нравственные поступки школьника в учении 1 .

Итак, согласно теории Л.С. Выготского, каждому этапу жизни ребенка соответствует и определенная зона его потенциальных возможностей, перспективы, зона ближайшего развития. Б.Г. Ананьев, отмечая, что обучение в начальной школе может не приводить к развитию, писал: «Прогресс обученности детей непосредственно не влечет за собой роста обучаемости» . Наряду с перспективой ребенка в сфере обучения (обучаемость) есть потенциальные возможности и в сфере развития. А.К. Маркова называет это явление развиваемостью. Развиваемость определяется: способностью, возможностью к дальнейшему развитию; готовностью к переходу на новые уровни развитости; проявлением динамики в самом умственном развитии, в становлении интеллекта, мышления, активности, инициативы и т.д.

Аналогичным образом может быть намечена перспектива личностного развития - воспитуемость, которая определяется: откликаемостью на воспитательные воздействия извне; готовностью к переходу на новые уровни развития личности 1 .

Правильно организованное обучение опирается на имеющуюся у ребенка ЗБР, на психические процессы, которые начинают складываться у него в совместной работе с взрослыми, а затем функционируют в его деятельности. ЗБР характеризует возможности и перспективу развития, и ее определение имеет чрезвычайно важное значение для диагностики психического развития.

Вопросы и задания

  • 1. Подготовьте доклады о культурно-исторической концепции Л.С. Выготского.
  • 2. Подготовьте сообщения о положениях концепции Л.С. Выготского о ЗБР и ЗАР.
  • 3. Расскажите об основных «пластах» развития и их показателях в соответствии с уровнями психического развития по А. К. Марковой.
  • Ананьев Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. М.: Директ- Медиа, 2008.
  • Маркова Л.К. Психология обучения подростка. М., 1995.
  • Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. Л., 1935.

Лев Семенович Выготский спустя 40 лет после своей смерти много шума наделал в Америке и странах Западной Европы. В 1970-е его работы о развитии детей сделали Выготского настоящей иконой зарубежной психологии. Некоторые специалисты всерьез говорят о «культе» Выготского на Западе.

Его идеи лежат в основе советской психологии, которая стремительно потеряла популярность с открытием железного занавеса: «запрещенные» теории стали доступны для изучения и профессионалы с жаром принялись их осваивать: гуманистическая и когнитивная психология, арт- и семейная терапия, нейро-лингвистическое программирование и психоанализ - всему находилось применение.

Сам Выготский, между прочим, при жизни состоял в Российском психоаналитическом обществе (почти до самого его закрытия в 1930 году), а его ближайший коллега Александр Романович Лурия, будущий создатель нейропсихологии, вел переписку с модным тогда профессором Фрейдом.

Однако идеи психоанализа и бихевиоризма, тогда гораздо более радикальных, чем сейчас, совершенно не сочетались с советской идеологией. Бытие определяет сознание, а никак не наоборот, писал Маркс. К тому же, Выготского больше интересовало появление и развитие мышления, роль речи в становлении сознания.

Так появился культурно-исторический подход, в русле которого предполагается, что огромную роль в когнитивном развитии человека играют культура и общество. Эта идея оказалась сверх-популярной у специалистов, которые работают с детьми. Ведь теперь можно было опираться на достижения культуры, а не уповать на «плохие гены».

Кстати, многообещающая и востребованная сейчас эпигенетика как раз и изучает, как один и тот же ген по-разному реализуется в зависимости от внешних условий развития.

В СССР были разработаны уникальные методики помощи детям с особыми потребностями и новаторские подходы к обучению школьников. К сожалению, большинство этих идей так и не нашли своего места вне лабораторий и экспериментальных школ.

Зато в 1970-е подход Выготского оказался востребованным на Западе, где его идеи стали активно внедрять в практику обучения.

Высшие психические функции

(восприятие, память, мышление и речь)

По идее Выготского, появление этих функций - продукт культурного развития человека. Они не даны нам от рождения и формируются сначала как внешние, данные обществом, способы освоения среды. Постепенно эти внешние способы становятся внутренними, человек присваивает их себе в процессе обучения и культурного развития или, как говорил Выготский, интериоризирует. Огромную роль в передаче культурного опыта играют знаки и, в первую очередь, слово.

Высшие психические функции произвольны, человек может самостоятельно управлять ими. Люди различаются не только биологически (особенности работы мозга и нервной системы) - человек с одной и той же «биологической основой» может достичь принципиально разных результатов в своем психическом развитии в зависимости от окружения и среды, в которых он живет и развивается.

На практике:

Часто можно услышать жалобы взрослых или детей на свою память. Однако для человека доступны особые способы запоминания, которые не требуют феноменальной от рождения памяти.

Например, если ребенку трудно на слух запомнить стихотворение, вы можете вместе с ним сделать пиктограммы к каждой строчке текста. Сначала это потребует даже больше времени, чем простая зубрежка, но постепенно навык использования пиктограмм интериоризируется, а процесс запоминания ускорится.Так рисунки-пиктограммы станут «культурным орудием» для улучшения работы биологически заданной функции памяти.

Если вы чувствуете, что вам нужна поддержка в поиске таких способов и средств, имеет смысл обратиться к детскому нейропсихологу: простые упражнения помогут ребенку развить память, восприятие, мышление и речь.

Социальная ситуация развития

Так Выготcкий назвал меняющуюся систему отношений ребенка с окружающим его миром. Для каждого человека социальная ситуация развития - это уникальный узор контактов с другими людьми, собственного опыта и условий развития, который меняется с возрастом, а также под влиянием внешних изменений.

В тот момент, когда социальная ситуация развития меняется, перед ребенком и родителями встает задача ревизии всей системы отношений. И поиска новых способов взаимодействия друг с другом.

На практике:

Если привычные способы общения с ребенком перестали работать, присмотритесь:

● Научился ли малыш чему-то новому? Возможно ребенок пытается доступными ему способами объяснить, что ему нужно чуть больше самостоятельности?

● Изменилось ли что-то в привычных отношениях ребенка? Появились ли новые люди - например, бабушка стала навещать чаще или родился братик? Исчезли ли знакомые - например, папа уехал в командировку или мама вышла на работу? Изменились ли сами отношения между людьми?

● Поменялось ли что-то в более широком окружении? Например, у родственников или друзей случилось важное событие, о котором много говорят или стараются говорить поменьше в вашей семье?

● Произошли ли перемены в «материальном» мире ребенка (от новой кроватки до долгожданных каникул на море)?

Иногда даже малозаметные детали оказываются важными для ребенка. Поговорите с ним об этом, скорее всего, он сам задаст вам все волнующие вопросы.

О том, как говорить, чтобы дети слушали, и слушать, чтобы дети говорили, можно узнать в одноименной книжке или на занятиях для родителей (например, в проекте «Капуста» или на занятиях у Юлии Борисовны Гиппенрейтер)

Зона ближайшего развития

В то время, когда Выготский выдвинул эту идею, мнения ученых были полярными. Одни считали, что обучение мало влияет на развитие, которое происходит спонтанно и по своим внутренним законам. Другие предполагали, что именно обучение и формирует ребенка, а его возрастные и индивидуальные особенности - небольшая погрешность в сложном образовательном уравнении.

Выготский предположил, что у каждого ребенка есть своя Зона Ближайшего Развития (ЗБР) - это то, что ребенок уже умеет делать вместе со взрослым, но еще не способен сделать самостоятельно. Именно эти умения ребенок готов осваивать в ближайшем будущем.

Обучая ребенка тому, что находится вне его ЗБР, мы зря тратим силы, так как для усвоения знаний у него нет достаточного ресурса. А предлагая ребенку изучить то, что он и так прекрасно умеет сам, мы тормозим его развитие.

На практике:

Если вы хотите научить ребенка чему-то важному для вас и пока еще сложному для него:

● Делайте это сначала вместе. Да, много раз подряд. Если малыш с удовольствием читает книгу вместе с вами, это еще не означает, что с тем же удовольствием он будет читать ее сам - ему просто пока это трудно.

● Готовьте почву для сложного навыка: сначала каляки-маляки, потом портрет папы. Попробуйте выделить нужные умения для того, чему вы учите ребенка: прежде чем делать каляки-маляки, имеет смысл научиться держать карандаш, а, может быть, для начала - мелок?

● Наблюдайте за своим ребенком: что ему сейчас интересно? Что получается, в чем ему нужна поддержка, а что пока не дается совсем?

Кстати, совершенно не обязательно, чтобы ребенка всему обучали родители. Педагоги, психолого, няни, родственники и старшие дети могут с радостью взять на себя часть работы.

Хотя Выготский много писал о развитии когнитивных функций, мне хотелось бы привести пример и про эмоциональную жизнь.

Бывает полезно отметить для себя, где находится у ребенка зона его ближайшего эмоционального развития. Что он уже умеет делать сам (например, пожалеть себя, разбив коленку), а в чем ему еще нужна помощь (например, при переходе от бодрствования ко сну).

Речь для себя и речь для других

Ученые заметили, что дети в возрасте 5-7 лет много разговаривают словно бы сами с собой. Этот феномен исследовал известный психолог Жан Пиаже и пришел к выводу, что дети думают и действуют более эгоцентрично, чем взрослые, в силу того, что дети пока еще менее социализированы и просто получают наслаждение от самого процесса произнесения слов. Такую речь Пиаже назвал эгоцентрической. И рассматривал ее как некоторый атавизм в процессе развития ребенка.

Выготский же увидел в этом бесконечном детском монологе совсем другую функцию - это же речь для себя! Внутренняя речь, та беседа, которую каждый взрослый ведет сам с собой в течение жизни. Просто у детей еще не произошла интериоризация этого процесса и мы становимся свидетелями превращения культурного навыка в часть психики маленького человека.

На практике:

Некоторые дети, проходя этот этап развития разговаривают буквально все время, когда они не спят и не едят (хотя некоторые умудряются не прерывать процесс и в эти моменты).

Заботливые родители утомляются, стараясь поддерживать бесконечное общение и не раздражаться от этого. Иногда появляется ощущение, что ребенок буквально все пространство заполняет собой и «вынуждает» родителя отдавать ему больше слов (внимания, любви, ресурсов), чем у того есть в запасе.

Среди людей внутренняя речь активизируется - вспомните себя в компании: сколько своих мыслей вы на самом деле произносите вслух?

В общем-то, поддерживая диалог в той мере, на какую вы способны, вы уже вносите вклад в развитие своего ребенка. В остальных случаях вы вполне можете заварить себе кофе и ограничиться согласным мычанием в ответ.

Совсем скоро ваша удивительная возможность «читать мысли» исчезнет, а ребенок будет удивляться тому, что у него есть способность разговаривать «без слов».

Игра

В отношении Выготского к игре, пожалуй, больше всего прослеживался его интерес к психоаналитическим исследованиям детства. Недаром, после закрытия детского дома-лаборатории одна из ведущих его сотрудниц, психоаналитик Вера Шмидт, работала под руководством Выготского.

По мнению Выготского игра является той деятельностью, в которой у ребенка развивается внутренняя речь, способность к логическому запоминанию, абстрактному мышлению, эмоциональной саморегуляции и умению действовать по правилам. Игра создает основу, на которой ребенок пробует и упражняется в том, что будет ему необходимо во взрослой жизни.

Почти 100 лет спустя мы все еще встречаем распространенное мнение, что игра - это бесполезное занятие. Да, появляются «игровые занятия» и все, что только можно делать с детьми, стараются делать «в игровой форме». Однако ученым и профессионалам по работе с детьми все еще приходится отстаивать смысл и ценность свободной детской игры - добавляя комментарии в статью 31 конвенции о правах ребенка, создавая ассоциации и компании по продвижению детской игры!

На практике:

У современных детей остается все меньше времени и возможностей для свободной игры: на улицу не выйдешь, да и не с кем, на неделе 5 кружков, а еще садик, школа, уроки и дополнительные занятия, начиная с младенчества.

Педагоги и специалисты по работе с детьми все чаще бьют тревогу: дети гиперактивные, плохо концентрируются и ничем не интересуются, не умеют дружить и вообще разучились играть во что-то, кроме компьютерных игр.

Что делать? Играть!

Любой детский психолог расскажет вам целую лекцию о значении игры для детей вплоть до подросткового возраста, а взрослый психолог поведает, как важна игра для всех остальных.

Да, возможность просто покопаться в песке (можно даже замок не строить), попинать мяч или поиграть в куклы вместе с другим детьми может оказаться гораздо более развивающим занятием, чем заучивание новых цифр и букв.

Нравится

По Л.С. Выготскому, движущая сила психического развития - обучение. Важно отметить, что развитие и обучение - это разные процессы. По словам Л.С. Выготского, процесс развития имеет внутренние законы самодвижения.

"Развитие, - пишет он, - есть процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях".

Обучение, по Л.С. Выготскому, есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека.

Обучение не тождественно развитию. Оно создает зону ближайшего развития, то есть вызывает у ребенка к жизни, пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития, которые вначале для ребенка возможны только в сфере взаимоотношения с окружающими и сотрудничества с товарищами, но затем, пронизывая весь внутренний ход развития, становятся достоянием самого ребенка. Понятие "зона ближайшего развития" - логическое следствие закона становления высших психических функций.

Зона ближайшего развития - это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Как пишет Л.С. Выготский, "зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития". "Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день".

Понятие зоны ближайшего развития имеет важное теоретическое значение и связано с такими фундаментальными проблемами детской и педагогической психологии, как возникновение и развитие высших психических функций, соотношение обучения и умственного развития, движущие силы и механизмы психического развития ребенка.

Зона ближайшего развития - логическое следствие закона становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта. Когда психический процесс формируется в совместной деятельности, он находится в зоне ближайшего развития; после формирования он становится формой актуального развития субъекта.

Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. "Обучение только тогда хорошо, - писал Л.С. Выготский, - когда оно идет впереди развития". Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития. Применительно к школе это означает, что обучение должно ориентироваться не столько на уже созревшие функции, пройденные циклы развития, сколько на созревающие функции. Возможности обучения во многом определяются зоной ближайшего развития. Обучение, разумеется, может ориентироваться на уже пройденные циклы развития - это низший порог обучения, - но оно может ориентироваться на еще не созревшие функции, на зону ближайшего развития, что характеризует высший порог обучения. Между этими порогами и находится оптимальный период обучения. "Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития", - писал Л.С. Выготский. Обучение с ориентацией на зону ближайшего развития может вести развитие вперед, ибо то, что лежит в зоне ближайшего развития, в одном возрасте преобразуется, совершенствуется и переходит на уровень актуального развития в следующем возрасте, на новой возрастной стадии. Ребенок в школе осуществляет деятельность, которая постоянно дает ему возможность роста. Эта деятельность помогает ему подняться как бы выше самого себя (Хрест.6.2 и 6.3).

Как всякая ценная идея, понятие зоны ближайшего развития имеет большое практическое значение для решения вопроса об оптимальных сроках обучения, причем это особенно важно как для массы детей, так и для каждого отдельного ребенка. Зона ближайшего развития - симптом, критерий в диагностике умственного развития ребенка. Отражая область еще не созревших, но уже созревающих процессов, зона ближайшего развития дает представление о внутреннем состоянии, потенциальных возможностях развития и на этой основе позволяет сделать научно обоснованный прогноз и дать практические рекомендации. Определение обоих уровней развития - актуального и потенциального, а также одновременно и зоны ближайшего развития, - составляет вместе то, что Л.С. Выготский называл нормативной возрастной диагностикой в отличие от симптоматической диагностики, опирающейся лишь на внешние признаки развития. Важным следствием этой идеи можно считать и то, что зона ближайшего развития может быть использована как показатель индивидуальных различий детей.

Елена Трусова
Актуальность создания зоны ближайшего развития (ЗБР) для детей раннего возраста.

(ЗБР)

для детей раннего возраста .

Трусова Е. С.

Старший воспитатель

МАДОУ «ЦРР – Детский сад № 378»

Зона ближайшего развития (ЗБР) – уровень развития «зона ближайшего развития » развития и педагогической психологии.

Чтобы определить зону ближайшего развития необходимо знать зону актуального развития .

Зона актуального развития быстро актуальным развитием актуального развития развития развитие развития .

компонентов :

– компоненты актуального уровня развития развернутого актуального уровня детей различна .

развития

– зона перспективного развития – то , что окажется в ЗБР в.

этапов :

первая «доза» - подсказать, как сделать;

Индивидуальные занятия.

(1 год и 11 месяцев)

- Воспитатель : .

- Эмиль : «Да, красивые» .

- Воспитатель : .

- Воспитатель : .

зоны ближайшего развития ближайшего развития зоны ближайшего развития ближайшего развития , стала зоной актуального развития

Вместе с тем концепция зоны ближайшего развития развития «модные» сегодня попытки родителей «развивать » своих детей дошкольного возраста иностранным языкам возраста .

свидетельствует и интерес развития ребенка и его способностей.

Актуальность создания зоны ближайшего развития (ЗБР)

для детей раннего возраста .

Трусова Е. С.

Старший воспитатель

МАДОУ «ЦРР – Детский сад № 378»

Зона ближайшего развития (ЗБР) – уровень развития , достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, в ходе совместной с ним деятельности, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности. Понятие «зона ближайшего развития » было впервые открыто Л. С. Выготским в начале 1930-х годов и рассматривается как одно из важнейших в психологии развития и педагогической психологии.

Чтобы определить зону ближайшего развития необходимо знать зону актуального развития .

Зона актуального развития – это психические функции, умения и навыки ребенка, которые уже сформировались, созрели, причем ребенок выполняет задачи, связанные с этими умениями и навыками без помощи взрослых. Дети растут очень быстро : то, что сегодня требовало помощи, завтра будет выполняться самостоятельно. В зоне ближайшего развития решаются задачи , которые ребенок самостоятельно выполняет еще не уверенно и ему требуется помощь. Те задачи, которые дети делают сегодня с помощью взрослого – завтра будут делать сами, и это уже станет актуальным развитием . Иными словами, когда умение переходит в зону актуального развития , оно открывает для малыша новые возможности, поскольку освоенные действия являются опорой для дальнейшего развития . И наоборот, каждое действие, для которого ребенку приходится напрягаться умственно или физически, подстегивает его развитие . И это очень важно понимать! Именно здесь происходит таинство развития .

Результаты исследований Белопольской, Кравцовой, Буастаманте, Зака, Варданяна, Ивановой и других легли в основу разработки структурной модели ЗБР, состоящие из следующих компонентов :

– компоненты актуального уровня развития (обучаемость + способность к переходу от развернутого выполнения действия к его сокращенной форме + уровень выполнения действий + минимальная компетенция). У каждого ребенка своя структура актуального уровня , следовательно, и центральная часть ЗБР так же будет у всех детей различна .

– центральная часть ЗБР – то, что в данный момент находится в процессе развития . Помощь взрослого способствует успешному выполнению действия, ребенок принимает помощь и может использовать предложенные способы действия самостоятельно.

– периферическая часть ЗБР – то, что в данный момент осуществляется при большой помощи взрослого.

– зона перспективного развития – то , что окажется в ЗБР в.

Помощь взрослого ребенку можно подразделить на несколько этапов :

первая «доза» - подсказать, как сделать;

вторая – показать наглядный пример на такой же картинке (тренажере, как сделать, или же показать промежуточный вариант выполнения;

третья – показать на картинке ребенка, в случае с письмом – водить рукой ребенка, т. е. показать способ действия.

Индивидуальные занятия.

По психологическим нормативам ребенок 2.5-3 лет должен уметь расстегивать три пуговицы. Воспитатель заметила, что Эмиль (1 год и 11 месяцев) заинтересовался пуговицами на своей одежде.

- Воспитатель : «Эмиль, какие у тебя красивые пуговки, разноцветные» .

- Эмиль : «Да, красивые» .

- Воспитатель : «Сейчас, пора спать и пуговки нужно расстегнуть» .

Эмиль смотрит на пуговицы, дергает их, пытаясь просунуть в петли.

- Воспитатель : «Давай, я тебе помогу, смотри как нужно» .

Воспитатель аккуратно берет пуговицу и медленно расстегивает ее. Когда воспитатель взялась за вторую пуговицу, Эмиль изъявил желание расстегнуть ее вместе с воспитателем. То же было и с третьей пуговицей. На протяжении четырех дней воспитатель совместно с Эмилем расстегивали пуговицы. На пятый день, когда воспитатель подошла к Эмилю, чтобы снова расстегнуть одежду, Эмиль убрал ее руку и расстегнул пуговицу сам.

Из этих занятий можно определить границы зоны ближайшего развития : у Эмиля сформировалась зона ближайшего развития , когда он проявил интерес к пуговицам, пытаясь их расстегнуть. Воспитатель оказала дозированную помощь, подсказывая как это сделать. Эмиль осуществлял совместную с воспитателем деятельность, охотно принимая ее помощь до тех пор, пока не почувствовал, что сам может осуществить эту деятельность. Здесь находится вторая граница зоны ближайшего развития . Когда Эмиль, стал расстегивать пуговицы самостоятельно зона ближайшего развития , стала зоной актуального развития , т. е. он приобрел, определенное умение и помощь воспитателя ему больше не требовалась.

Вместе с тем концепция зоны ближайшего развития подвергается критике со стороны ряда ученых (Э. Эриксон и др., которые отмечают, что одна из опасностей, непосредственно связанная с зоной ближайшего развития в трактовке Л . С. Выготского, заключается в том, «… что нельзя пытаться подтолкнуть ребенка вперед до того, как у него разовьются способности, соответствующие той стадии развития , на которой он находится в данный момент. Это особенно важно с точки зрения эпигенетического принципа, сформулированного Э. Эриксоном. Как показано в работах самого Э. Эриксона и его последователей, игнорирование актуальных потребностей развития приводит к серьезным личностным деформациям и, более того, психическим расстройствам. Как демонстрирует это практика, чрезвычайно «модные» сегодня попытки родителей «развивать » своих детей дошкольного возраста посредством обучения их счету и письму, иностранным языкам , музыке и т. п. зачастую нередко не только наносят ущерб физическому и психическому здоровью, но и редко снижают мотивацию ребенка к обучению по достижении им дошкольного возраста .

Тем не менее, сама по себе идея зоны ближайшего развития является , бесспорно плодотворной, о чем свидетельствует и интерес , проявленный к ней не только у нас в стране, но и за рубежом. Основная идея этой теории направлена на наиболее адекватную оценку перспектив развития ребенка и его способностей.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...