Толстый и тонкий анализ рассказа. Чехов “Толстый и тонкий”. тему или основную мысль

Рассказ «Толстый и тонкий» (1883) относится к раннему периоду творчества А. П. Чехова. Рассказ очень мал по объему, так как написан необыкновенно емко и концентрированно. Признанный мастер, Чехов умел «коротко говорить о длинных вещах». При этом авторская позиция в рассказе намеренно не акцентирована – читатель сам может сделать выводы на основании прочитанного.

Жанр произведения – рассказ, написанный в лучших традициях критического реализма. В рассказе ярко проявлены черты индивидуального писательского стиля Чехова: быстрое развитие сюжета, лаконичность, внимание к выразительным деталям, точность языка.

Проблематика рассказа

В рассказе Чехов показывает зависимость людей от занимаемого социального статуса и связанных с ним стереотипов мышления.

Автор с присущим ему тонким юмором высмеивает людей, пресмыкающихся перед должностью. Главный объект осмеяния – маленький чиновник, раболепствующий, когда никто его к этому не вынуждает. Чехов правдиво и беспощадно рисует картину мира «тонких», мира рабской психологии. Трагизм заключается в потере такими людьми своего «я», утрате чувства личности.

Особенности сюжетной композиции рассказа

Произведение отличает предельно краткая экспозиция , выраженная одним предложением. Даже из него можно сделать два вывода. Во-первых, писатель использует антитезу, говоря о том, что один приятель – толстый, другой – тонкий, уже этим противопоставляя их друг другу. Во-вторых. Николаевская железная дорога соединяла Москву и Петербург; основными ее пассажирами были чиновники. Можно предположить, что в рассказе пойдет речь именно о них. Завязкой служит неожиданная встреча двух друзей детства – Михаила и Порфирия.

Развитие действия включает и первую искреннюю радость узнавания, и общие воспоминания о детстве, и расспросы о жизни. Кульминацией произведения является момент, когда «тонкий» узнает, что «толстый» имеет чин тайного советника. В остросоциальной развязке резко меняется поведение «тонкого» и его семьи. «Тонкий» начинает подобострастничать перед «толстым»: обращение на «ты» сменяется «вашим превосходительством», в речи Порфирия появляется высокий стиль («милостивое внимание»). Особый прием писателя – незаконченные предложения - словно позволяет услышать, как прерывается дыхание «тонкого» от почтительности. «Толстого» ситуация раздражает, и он спешит расстаться с семейством «тонкого».

Система персонажей

Отличительная особенность рассказа – отточенность психологических характеристик героев. Отношения между главными персонажами – «толстым» и «тонким» - основаны на противопоставлении двух героев.

В повествовании отсутствует описание внешности героев, однако с помощью выразительных штрихов Чехов создал яркие образы, показав место каждого персонажа в жизни. Автор подчеркивает социальное различие приятелей детства с помощью запахов: от «толстого», пообедавшего в ресторане вокзала, пахло «хересом и флер-д"оранжем», от «тонкого» - «ветчиной и кофейной гущей».

Во второй части рассказа внутренний конфликт усиливается. Писатель раскрывает его через противопоставление мимики героев - «толстый» «поморщился», в то время как «тонкий побледнел, окаменел», «съежился, сгорбился, сузился». У «толстого» остается прежнее обращение к Порфирию на «ты», а у «тонкого» появляется «вы» - «Что вы-с…».

Введение второстепенных персонажей жены и сына «тонкого» помогает автору в полной мере раскрыть особенности характера Порфирия.

Анализ стилистических особенностей

Рассказ написан в художественном стиле с использованием элементов разговорного стиля .

Раскрывая характер героев при помощи контрастного изображения, Чехов широко использует разнообразные стилистические приемы: антонимы, сравнения, метафоры, аллитерацию, синтаксическую антитезу, многократное повторение союза «а».

На протяжении рассказа меняется речь героев: в начале повествования автор вкладывает в уста героев разговорную лексику («голубчик», «батюшки»), которая сменяется во второй части на официально-деловое обращение.

Как врач, как писатель, как человек, Чехов вскрывает в своем произведении духовные болезни общества, призывая «по капле выдавливать из себя раба».

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
- 54.50 Кб

Анализ рассказа Чехова «Толстый и тонкий».

Свой творческий путь Антон Павлович Чехов начинал с веселой и язвительной насмешки, с юморесок, в которых очень скоро обнаружился сильнейший сатирический заряд. В коротких и смешных рассказах А. П. Чехова, как в зеркале, отражаются многие человеческие пороки и недостатки. Автор как бы приглашает нас остановиться и внимательнее присмотреться не только к окружающим, но и к самим себе. Художественный талант писателя формировался в эпоху глухого безвременья 80-х годов, когда в миросозерцании русской интеллигенции совершался болезненный перелом, именно в эти года казенные отношения между людьми пропитали все слои общества, "маленький человек" превратился в мелкого человека, утратил свойственные ему гуманные качества. Чехов великолепно проиллюстрировал эти изменения в своем рассказе "Толстый и тонкий".

Рассказ Чехова «Толстый и тонкий» написан в жанре сценки. Произведение очень мало по объему, написано очень емко и концентрированно. В нем идет речь о встрече на железнодорожном вокзале двух приятелей - бывших одноклассников: толстого и тонкого. Мы не знаем, как они выглядели, во что были одеты, красивы они были или уродливы, - об этом автор не сообщает. Но все же с помощью нескольких штрихов Чехову удается создать полнокровный образ. Мелкие, на первый взгляд ничего не значащие детали, чудесным образом создают облик персонажей.

Какие же функции возлагаются Чеховым на эту художественную деталь? Во-первых, с ее помощью Чехову удается достигнуть максимальной сжатости своих произведений, к которой он стремился ил протяжении всего своего творчества, справедливо полагая, что "краткость - сестра таланта". В рассказе и повести, по словам самого писателя, "не должно быть ничего лишнего, вот как на военном корабле на палубе". И Чехов опускает все длинные описания, вменяя их одним коротким, но многозначительным штрихом.

Так, например, тонкого автор рисует человеком, пахнущим «ветчиной и кофейной гущей», толстого же – человеком, пахнущим «хересом и флёр-д"оранжем». Уже эти штрихи показывают, что второй герой более благополучен и состоятелен, чем первый. Такие мелкие детали прослеживается на протяжении всего рассказ, именно с помощью них Чехов «лепит», компонует, выстраивает образы персонажей, показывает нам место каждого героя в жизни.

Во-вторых, художественная деталь сообщает повествованию писателя выпуклость, яркость и реалистическую достоверность. Дело в том, что зрелый Чехов никогда не изображал необыкновенных характеров и ситуаций, как, к примеру, Достоевский. Для Чехова это казалось слишком простым, примитивным и далеким от реальной жизни, где исключительные типы и происшествия крайне редки. Верный принципам критического реализма, писатель изображал обычных людей и события обыденной жизни, причем старался выбирать короткие, но самые характерные эпизоды из повседневного существования героев, такие, через которые высвечивалась бы картина их жизни в целом.

Чехов изображал своих персонажей сквозь призму частностей, деталей. Большое проглядывает через малое, "через ерунду". Обобщая, можно сказать, что поздний Чехов изображал не "трагедию в жизни", но "трагедию жизни".

В-третьих, художественная деталь необходима писателю для передачи своей авторской позиции, которая обязательно присутствует в каждом художественном произведении в качестве личной оценки автором своих героев и их поступков. Только такая оценка может быть выражена явно или скрыто, если автор желает, чтобы читатели сами пришли к определенным выводам на основании прочитанного.

Авторская позиция в этом рассказе Чехова не акцентирована. Создается иллюзия «объективности», видимого «нейтралитета» автора-повествователя. Чехов не допускает прямых оценочных характеристик персонажей, но это не значит, что он полностью уклоняется от выражения своей точки зрения. Писатель понял неэффективность старого, «оценочного» метода, грешившего прямолинейностью, навязыванием читателю авторских мнений об изображаемом. Он пришел к парадоксальным, на первый взгляд, выводам: «чем объективнее, тем сильнее выходит впечатление», «надо быть равнодушным, когда пишешь жалостные рассказы». Завуалированность авторской точки зрения создает особый художественный эффект: многовариантное толкование рассказа кажется не только допустимым, но и совершенно правильным для верного понимания смысла произведения. Текст чеховского рассказа порождает у читателя собственный ассоциационный ряд.

Теперь перейдем к анализу структуры произведения. Название рассказа Чехова уникально, так как полностью отражает содержание рассказа. Оно построено на противопоставлении, это слова-антонимы. Уже по названию рассказа понятно, что в тексте будут сравниваться два героя, и не просто сравниваться, а противопоставляться. Такой прием в художественном произведении называется антитезой. Сущность персонажей, подчеркнутая в заголовке, юмористически сводится к черте их внешнего облика, мотивированной социальными условиями жизни, а еще более – штампами «низкого» комического жанра: «толстый» для читателей XIX и первой половины XX в., как правило, благополучен и богат, «тонкий» же если не беден, то испытывает несомненные материальные затруднения.

В произведении отсутствует предисловие, что вполне естественно для жанра художественного рассказа, где рассказчик чаще всего скрыт и как бы отчуждён от описываемых событий.

В произведении есть экспозиция 1 . Она играет здесь очень важную роль, потому что уже в описании героев содержится громадная разница потенциалов, которая настраивает читателя на ожидание неизбежного конфликта. Один - толстый, другой - тонкий, один доволен, другой - измучен, один - налегке, без спутников, второй обременён и скарбом и семейством. Причем то, что жена и сын тонкого упомянуты после «чемоданов, узлов и картонок», усиливает печально-комический эффект. Это не просто контраст, это - антитеза. Антитеза строится на сопоставлении контрастных или противоположных образов, понятий, ситуаций и других элементов в художественном произведении. Здесь мы легко угадываем антагонистов (противостоящих друг другу героев).

Хотелось бы также отметить, что Николаевская железная дорога соединяла Москву и Петербург, и большинство ее пассажиров относилось к служащему, «казенному» люду. Так уже первой крохотной деталью, конкретным наименованием железнодорожного пути, автор настраивает ожидание читателя, окрашивает предстоящий конфликт в «служебные тона».

Завязкой произведения (началом конфликта) является встреча двух приятелей. Этот блаженный момент возвращения к детскому, забытому состоянию, моментальный бросок на много лет назад. Перед нами вдруг появляются не два солидных мужа, а два мальчугана - Порфирий и Миша. Дальше завязка, завершающаяся знаменательной фразой «Оба были приятно ошеломлены», развивается в основное действие рассказа.

Развитие действия (нарастание конфликта, интенсивности применяемых средств противостояния.) начинаетсяпосле первой искренней радости узнавания друга. Тонкий убеждается, что толстый как был, так и остался прежним "душонком" и "щёголем". Несомненно, Тонкий всегда завидовал своему другу. И в этот первый момент встречи Порфирий догадывается, что и теперь, спустя много лет, перед ним человек, более преуспевший в жизни, чем он сам. Первое инстинктивное намерение - узнать, так это или нет ("Ну, что же ты? Богат? Женат?"), он сам же подавляет (а вдруг это именно так?!!) и, не давая открыть рта собеседнику, идёт в атаку, хвастаясь своими приобретениями (жена-лютеранка, сын-гимназист). Скрытая и, скорее всего, самим тонким неосознаваемая до конца, агрессия есть и в дальнейших воспоминаниях - о том, что толстого дразнили Геростратом. Почему он тут же вспоминает и свою кличку - Эфиальт ("за то, что ябедничать любил")? - Может, по инерции, но, скорее, потому что перед нами действительно два старых друга, которым скрывать друг от друга нечего - ("детьми были!"). А что соперничество было и есть - ничего страшного, между друзьями бывает. Поэтому в искренность радости героев читатель верит.

Далее напор Тонкого нарастает. В ответ на вопрос о своих достижениях он перечисляет: служит коллежским асессором (в табели о рангах это чин, по достижении которого давалось личное дворянство - вот причина торжествующего тона Порфирия!), имеет орден (Станислава третьей степени, то есть низшая награда за выслугу лет), жена подрабатывает уроками музыки, а сам, чтобы прокормиться, делает дома портсигары на продажу чуть ли не оптовыми партиями - ("перебиваемся кое-как").Если присмотреться, то тут идёт обратная градация (деградация) - от предметов высоких к предметам низким (от асессора - к портсигарам). Но, судя по всему, интонация, с которой это всё говорится, пышная (что особенно комично) идёт, по нарастающей, стремится к кульминации.

И, наконец, кульминация (наивысшая точка борьбы, вершина конфликта, когда становится ясен его исход) – Тонкий (имеющий после многих лет службы чин коллежского асессора) узнает, что друг детства не просто превзошел его ("небось, уже статский?"), а превзошел очень и очень сильно и оказался в чине тайного советника. Поэтому реакция тонкого, воспитанного в традициях русского чинопочитания, совершенно естественная. Как говорится, на его месте так поступил бы каждый нормальный человек в нормальном иерархическом обществе.

Развязка ( новое состояние среды и героев после разрешения конфликта), наступающая после «переломной точки» резко меняет ход разговора. Сразу перечеркнута умилительная картина встречи двух приятелей, друзей детства. Не два человека перед нами - толстый и тонкий, а два чина - большой и маленький, тайный советник и коллежский асессор. Один стоит на верхней ступени служебной лестницы, другой - где-то там внизу. Это люди, между которыми разверзлась непреодолимая пропасть. Толстый пытается навести мосты, но тонкий уже не может не держать дистанцию. Дальнейшие его действия продиктованы инстинктом самосохранения: с начальством дружба к добру не приводит. Друг не может быть начальником, а начальник - другом. Отсюда прямой путь к важнейшей авторской идее об уродующей, калечащей силе социальной иерархии, искажающей человеческую сущность, о необходимости внутреннего сопротивления этой силе, о постоянном воспитании и поддержании в себе чувства собственного достоинства. Последняя фраза «Все трое были приятно ошеломлены» перекликается с аналогичной фразы завязки, что заставляет читателя переосмыслить выражение «приятного ошеломления» и почувствовать его второй, иронический, смысл.

Так разговор о композиции, начавшись, казалось бы, с формальных вещей, выводит нас на более глубокий содержательный уровень произведения.

Это произведение Чехова, повествует о встречу двух давних друзей детства, которые от неожиданного счастья не только "облобызались и устремили друг на друга глаза", но и "были приятно ошеломлены". Недолго длится искренняя радость старых приятелей, с восторгом вспоминающих шалости и проказы своего детства. Приятная беседа двух бывших соучеников прервана в момент, когда они узнают друг в друге чиновников несовместимого статуса. Поразительна перемена, произошедшая в тонком, когда он слышит, что его друг "уже до тайного дослужился" и имеет "две звезды". Мощь впечатления, произведенного этой информацией на тонкого передается рядом динамических глаголов («побледнел, окаменел», лицо искривилось улыбкой, от глаз «посыпались искры»; при этом три глагола имеют одинаковую приставку «с»: «съежился, сгорбился, сузился,») Потрясен не только герой, но и съежился его багаж («чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились..."), который опять же предшествует семейству, стал еще длиннее подбородок жены, «вытянулся во фунт» сын-гимназист.

Но самое смешное и грустное, как трансформируется речь тонкого: «ты» меняется на «вы», «мой милый» – «на ваше превосходительство», появляются элементы «высокого штиля» - «милостивое внимание», «живительная влага». Не менее разительна перемена синтаксиса: практически ни одно предложение не заканчивается – так и слышно, как прерывается от почтительности дыхание. Эта прерывистость и спонтанность речи играет очень важную роль, так как она говорит об искренности и самозабвении героя. В чеховском рассказе смешное (и страшное) впечатление производит имена эта «натуральность» поведения тонкого.

Напрасно толстый хочет остановить это жалкое заискивание бывшего приятеля: "Мы с тобой друзья детства - и к чему тут это чинопочитание!" Но как переубедить человека, у которого на лице "было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты", что тайного советника "стошнило".
Они имеют имена, автор даже называет их, но имена здесь совсем не важны. Характеристики «толстый» и «тонкий» гораздо полнее раскрывают внутреннюю сущность этих героев: довольный жизнью, преуспевающий тайный советник и суетливый, едва сводящий концы с концами, коллежский асессор. Радостная встреча бывших друзей не может повториться.

Описание работы

свой творческий путь Антон Павлович Чехов начинал с веселой и язвительной насмешки, с юморесок, в которых очень скоро обнаружился сильнейший сатирический заряд. В коротких и смешных рассказах А. П. Чехова, как в зеркале, отражаются многие человеческие пороки и недостатки. Автор как бы приглашает нас остановиться и внимательнее присмотреться не только к окружающим, но и к самим себе. Художественный талант писателя формировался в эпоху глухого безвременья 80-х годов, когда в миросозерцании русской интеллигенции совершался болезненный перелом, именно в эти года казенные отношения между людьми пропитали все слои общества, "маленький человек" превратился в мелкого человека, утратил свойственные ему гуманные качества. Чехов великолепно проиллюстрировал эти изменения в своем рассказе "Толстый и тонкий".

На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флер-д"оранжем. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из-за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным подбородком — его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом — его сын. — Порфирий! — воскликнул толстый, увидев тонкого.— Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет! — Батюшки! — изумился тонкий.— Миша! Друг детства! Откуда ты взялся? Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез. Оба были приятно ошеломлены. — Милый мой! — начал тонкий после лобызания.— Вот не ожидал! Вот сюрприз! Ну, да погляди же на меня хорошенько! Такой же красавец, как и был! Такой же душонок и щеголь! Ах ты, господи! Ну, что же ты? Богат? Женат? Я уже женат, как видишь... Это вот моя жена, Луиза, урожденная Ванценбах... лютеранка... А это сын мой, Нафанаил, ученик III класса. Это, Нафаня, друг моего детства! В гимназии вместе учились! Нафанаил немного подумал и снял шапку. — В гимназии вместе учились! — продолжал тонкий.— Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казенную книжку папироской прожег, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил. Хо-хо... Детьми были! Не бойся, Нафаня! Подойди к нему поближе... А это моя жена, урожденная Ванценбах... лютеранка. Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца. — Ну, как живешь, друг? — спросил толстый, восторженно глядя на друга.— Служишь где? Дослужился? — Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое... ну, да бог с ним! Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берет десять штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведен столоначальником по тому же ведомству... Здесь буду служить. Ну, а ты как? Небось, уже статский? А? — Нет, милый мой, поднимай повыше,— сказал толстый.— Я уже до тайного дослужился... Две звезды имею. Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились... Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира... — Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с. — Ну, полно! — поморщился толстый.— Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства — и к чему тут это чинопочитание! — Помилуйте... Что вы-с...— захихикал тонкий, еще более съеживаясь.— Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги... Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил... жена Луиза, лютеранка, некоторым образом... Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку. Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «хи-хи-хи». Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены.

В 1883 году в журнале «Осколки» появился небольшой рассказ «Толстый и тонкий» А. Чехова. Короткий и емкий по содержанию, он наполнен глубоким смыслом. Автор обращается в нем к проблеме угодничества и чинопочитания, не раз становившейся объектом для критики в русской литературе.

Композиция и содержание (краткое)

Толстый и тонкий, бывшие одноклассники по гимназии, случайно встретились на вокзале. Упоминание о Николаевской железной дороге в первом предложении (это сжатая экспозиция) подсказывает, что герои рассказа - чиновники. Подробного их описания А. Чехов не дает, но точные сразу же вносят ясность в происходящее. Например, упоминание о том, что от толстого пахло «хересом и флер-д’оранжем» - это признак состоятельности, а от тонкого - «ветчиной и кофейной гущей», помогает определить, на какой ступени социальной лестницы находился каждый из героев. К тому же последний был обвешан коробками и чемоданами - вероятно, не имел лишних средств или жалел денег на носильщика.

Первым заметил бывшего приятеля толстый. Его радостный возглас, обращенный к Порфирию, становится завязкой действия. Они не виделись с самого детства, и вполне естественно, что между ними завязывается разговор. Короткий, но достаточный для того, чтобы читатель смог составить полное представление о жизненной позиции каждого из приятелей.

Кульминацией становится момент, когда тонкий узнает, каких высот в жизни достиг его товарищ. Миша тут же превращается в «ваше превосходительство», а сам Порфирий без нужды становится угодливым и лебезящим человечком, что дальше покажет анализ.

Толстый и тонкий во время диалога

Порфирий, увидев друга детства, был просто ошеломлен. Бывшие приятели обнялись и трижды «облобызались» - автор намеренно использует здесь возвышенную лексику, чтобы придать всей сцене насмешливый характер.

Тонкий был чрезвычайно говорлив и начал хвастливо рассказывать о своей жизни. Он представил жену и сына, при этом Нафанаил сначала подумал и только потом снял шляпу. Рассказал, что за годы службы в канцелярии дошел до коллежского асессора. А еще делает и продает сигары - дополнительная прибыль к жалованию. Однако его радость и восторг от встречи исчезли в тот же миг, когда он узнал, что его друг - «небось уже статский?» - дослужился до тайного советника. Тонкий сначала побледнел и словно окаменел, после чего изобразил на лице широчайшую улыбку, вероятно, лучше всего подходившую для беседы с важным лицом. Он сразу как будто уменьшился, стараясь не привлекать к себе лишнего внимания. То же самое произошло с его семьей и многочисленными узлами и картонками: они все вдруг съежились и сморщились. Чинопочитание, в любой ситуации и перед каждым, кто был хоть чуточку значительнее, стало для мелкого чиновника нормой жизни - к такому итогу подводит поведение Порфирия и его анализ.

Толстый и тонкий расстались совсем не так, как встретились. Тайный советник, немногословный и уверенный в себе, но выказывающий радушие, хотел было что-то возразить, а затем просто отвернулся, подав на прощание руку. Его стошнило от такой перемены в товарище.

А все семейство застыло в «приятном ошеломлении».

В детские годы

Характеры героев и воспоминания Порфирия позволет оценить анализ. Толстый и Тонкий вместе провели несколько лет в гимназии. Уже тогда было очевидно превосходство первого, прозванного Геростратом - в древности грек с таким именем уничтожил огнем одно из чудес света. Миша же прожег папироской казенную книжку - явно хотел завоевать авторитет у одноклассников.

Тонкого же звали Эфиальтом, так как он часто ябедничал. И это имя - предателя спартанцев в битве при Фермопилах - сохранилось в истории. Прошли годы, и один остался красавцем, «душонком» и щеголем, жил степенно и в достатке. Другой - «благодаря» умению угодить и многолетней работе, сумел дослужиться до невысокого чина, дававшего все же дворянское звание. И теперь эта разница между бывшими приятелями обнажилась еще больше, а постоянный страх перед начальством заставили Порфирия дрожать перед тем, кто еще несколько минут назад был только «другом детства».

и роль детали

Главный прием, который использует в рассказе «Толстый и тонкий» Чехов, - антитеза. Противопоставление героев обнаруживается во всем, включая название: от упоминания о том, чем каждый пообедал, до манеры поведения и речи. Показателен в этом плане тонкий. Если в начале встречи мы слышим от него: «ты», «милый мой», «друг детства», то впоследствии его тон меняется на благоговейный и почтительный. К многозначительным «ваше превосходительство», «такие вельможи-с», «помилуйте-с», «хи-хи-хи» и т.п. добавляются паузы, словно ему вдруг стало трудно говорить.

Во второй части рассказа важную роль для раскрытия образа коллежского асессора играют метафора («окаменел»), сравнение («казалось… от лица и глаз его посыпались искры»), олицетворение (коробки, узлы «съежились, поморщились»). Так в рассказе «Толстый и тонкий» Чехов высмеивает низкопоклонство, трусость, приспособленчество героя. Причем делает Тонкий это неосознанно, по привычке, на слова бывшего товарища: «Ну, полно… И к чему этот тон?».

Нравственное значение произведения

Невеселые мысли вызывает у читателя содержание рассказа и его анализ. «Толстый и тонкий» - это пример того, до какого самоуничижения может дойти человек в стремлении выслужиться, угодить. А великий писатель и знаток человеческой души, А.П. Чехов, же вот уже полтора столетия призывается нас посмотреть на себя и окружающих с тем, чтобы общество наконец избавилось от пороков, мешающих установлению здоровых и искренних отношений между людьми.

Сатирический рассказ «Толстый и тонкий» создан в 1883 г., относится к раннему творчеству Чехова. Первая его публикация состоялась в юмористическом журнале «Осколки» 1 октября того же года. Поначалу сюжет рассказа был основан на анекдотическом казусе, а конфликт «толстого» и «тонкого» возникает нечаянно из-за ошибки последнего. В 1886 г. рассказ был отредактирован, в целом текст был близок к первоначальному варианту 1883 года, но, некоторые внесённые изменения довольно существенно изменили смысл повествования. Автор удалил мотив подчинённости по службе.«Тонкий» теперь лебезил перед «толстым» безо всякой практической подоплёки, чисто по привычке и выработанному рефлексу.Благодаря внесённым изменениям рассказ стал более обобщённым и сатирически острым.

Идейное содержание рассказа заключается в высмеивании чинопочитания и связанным с ним образом мышления. Автор показывает, насколько смешон и жалок человек, для которого должность и социальный статус превыше простых человеческих отношений. Главный герой маленький человек, который сам делает себя таковым, раболепствуя даже тогда, когда в этом нет никакой необходимости. В рассказе мы видим мир «тонких», мир рабской психологии, который беспощадно и правдиво разоблачает писатель. Мир, в котором человек добровольно теряет собственное достоинство и свою личность.

Анализ рассказа

Сюжет

Действие происходит на железнодорожном вокзале, где встречаются два давних школьных приятеля, один из них «толстый»,другой «тонкий». «Тонкий» выходит из прибывшего вагона в сопровождении своей худой жены и такого же подростка сына в гимназической форме, «толстый» же выходит из вокзального буфета, где он, видимо довольно плотно пообедал. Друзья радостно встречаются и начинают расспрашивать друг друга о жизни, кто чего достиг. На вопрос тонкого Порфирия, кем он теперь стал, толстый Миша без всякой задней мысли отвечает, что он теперь важный чиновник, тайный советник.

Вот тут и происходит разительная метаморфоза с Порфирием и всем его семейством, которая приводит Мишу в некоторое замешательство. Сын гимназист мгновенно застёгивается на все пуговицы и вытягивается. Длинный подбородок жены Порфирия становится ещё длиннее, а сам он начинает вести себя как на приёме у важного чиновника с прошением. Он начинает лебезить, переходит на «вы», униженно похихикивать. Миша пытается его урезонить: «перестань, мы же старые друзья». Однако Порфирий не унимается и продолжает вести себя в том же духе. Толстому Мише это становится настолько неприятно, что он старается побыстрее попрощаться с Порфирием и уйти.

Главные персонажи

Говоря о семействе Порфирия, можно говорить обо всех троих, как об одном лице, так как глава семейства, судя по их поведению, смог слепить из жены и сына своё точное подобие. Если в начале рассказа все они ведут себя как нормальные люди, радующиеся встрече со старым другом, то, после известия о должности Толстого, с ними происходит такая же метаморфоза, как и с Тонким. Можно с уверенностью сказать, что должность человека для них превыше всего. Всё это семейство живёт по принципу «я червяк в сравнении с ним, в сравнении с ним, с лицом таким…». Пресмыкаясь перед вышестоящим по должности человеком, они, видимо, будут относиться с презрением к тем, кто стоит ниже них по социальной ступени.

В сравнении с ними вызывает больше симпатий Миша, который, не смотря на высокую должность, которую он достиг, сумел, тем не менее, сохранить простые человеческие качества. Помнить дружбу, радоваться встрече со старым другом, не глядя на его социальный статус. Можно предположить, что человек он добродушный и общительный, ему чужда спесь и высокомерие. Именно поэтому, когда Порфирий стал так рьяно выражать ему своё чинопочитание и подобострастие, ему это стало настолько неприятно, что он постарался поскорее уйти. Из этого можно сделать вывод, что ему самому эти качества чужды и несвойственны.

Своим рассказам Чехов призывает людей перестать быть рабами, помнить о своём человеческом достоинстве и самоуважении.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...