Народничество - политические доктрины и революционная деятельность. Народничество - идеология и история движения Возобновление «кружковщины». Неонародничество

Что мы знаем о народничестве? Возможно, нам следовало бы углубить знания? Прочитав эту статью, вы наверняка найдете для себя что-то новое.

Приверженцы этого течения освобождали общественное сознание из-под диктата церкви, но сохраняли общекультурные христианские традиции. Идеология народничества сделала самодержавие невосприимчивым к разумным альтернативам государственного виделись властям бунтовщиками, поэтому царская власть находила для себя опору только в консервативном окружении, что, в конечном итоге, ускорило ее гибель.

Направления и течения

По степени радикализма различают:

  • консервативное течение;
  • либерально-революционное;
  • социально-революционное народничество;
  • анархистское.

Консервативное крыло было связано со славянофилами (Страховым, Григорьевым). Его деятельность наименее изучена и представлена в основном творчеством сотрудников журнала "Неделя" П. Червинского и И. Каблица.

Представители либерально-революционного (центристского) крыла 60-70-х годов 19 века: Елисеев (журнал "Современник"), Златовратский, Оболенский, Михайловский, Короленко (1868-1884, "Отечественные записи"), Кривенко, Южаков, Воронцов и другие. Ведущими его идеологами были Лавров и Михайловский.
Сторонников социально-революционного направления народничества во главе с Ткачевым и в некоторой степени Морозовым не устраивала нацеленность на пропаганду и долгую подготовку к социальному взрыву. Их влекла идея ускорения, форсирования революции.

Анархистское крыло оспаривало необходимость преобразований в рамках страны. Народники-анархисты Кропоткин и Бакунин скептически относились к власти, считая ее порабощающей и подавляющей свободу личности. Как оказалось, это течение скорее сыграло разрушительную роль, хотя имело в теоретическом плане ряд позитивных идей.

Первые кружки и организации

В 1856-1858 годах существовал пропагандистский кружок в Харьковском университете. В 1861 на смену ему в Москве пришло объединение под руководством П. Э. Агриропуло и П. Г. Заинчевского. Его члены единственным способом преобразования окружающей действительности считали революцию.

"Земля и воля"

Наиболее влиятельной тайной организацией Петербурга в 1861-1864 годах была "Земля и воля". Ее члены (Слепцов, Курочкин, Обручев, Утин, Рымаренко) мечтали об "условиях для революции". В программе этого общества фигурировала передача земли крестьянам (планировалась за выкуп), замена всех чиновников выборными лицами, снижение расходов на армию и царский двор. Однако эти положения так и не получили должной поддержки в народе, и в итоге организация самораспустилась, оставаясь даже не обнаруженной царскими охранительными службами.

"Ишутинцы"

Революционное общество Ишутина выросло из кружка, входящего в организацию "Земля и воля". Его целью было подготовить крестьянскую революцию посредством заговора интеллигентских групп. Стремясь воплотить в жизнь некоторые идеи Чернышевского по созданию мастерских и артелей, члены общества открыли в Москве бесплатную школу в 1865 году, переплетную и швейную мастерские, вели переговоры, касающиеся создания коммуны, с рабочими Людиновского железоделательного завода в Калужской губернии, основали ватную фабрику на началах ассоциации в 1865 году в Можайском уезде. "Ишутинцы" планировали побег Чернышевского с каторги, но их деятельность прервалась 4 апреля 1866 покушением Каракозова, одного из членов этого общества, на императора. По этому делу более 2000 народников попали под следствие, 36 были приговорены властью к разным мерам (Каракозов - повешен, Ишутин помещен в одиночную камеру в где впоследствии сошел с ума).

"Народная расправа"

Эта организация во главе с Нечаевым представляла радикальное движение народничества и была создана в 1869 году в Москве и Петербурге. Она насчитывала 77 человек. Ее целью также была подготовка "народной революции". Сергей Нечаев олицетворял в этой организации фанатизм, беспринципность, лживость и диктат. Против него открыто выступал П. Л. Лавров, который считал, что "никто не должен без крайней необходимости рисковать нравственной чистотой борьбы, и не должна пролиться ни одна лишняя капля крови". Нечаев же призывал к террору, провокациям. Он был уверен, что такие методы станут полезны для расшатывания режима, приблизят светлое будущее. Иванов, выступавший против Нечаева, позже был обвинен в предательстве и убит. Полиция раскрыла это уголовное преступление, и руководитель организации бежал за границу, но был найден, арестован и судим как уголовный преступник.

Идеология эта не прошла бесследно, отразившись и на революционной мысли других государств. Так, в популистских движениях стран третьего мира на протяжении многих последующих лет встречалось народничество (век XX).

Вся обстановка в стране -- разорение крестьянских масс и варварские формы капиталистической эксплуатации, незавершенность буржуазных реформ и стремление дворянских верхов повернуть вспять, к дореформенным порядкам, полное политическое бесправие народа и всевластие царских чиновников -- создавала почву для нового оживления демократического движения.

При всей ограниченности преобразований 60-х годов они открывали все же большую, чем в прошлом, возможность для оппозиционной и революционной деятельности. Очагом ее были, в частности, высшие учебные заведения, в которые двинулась после реформы разночинская молодежь.

Главной легальной трибуной передовой демократической мысли стал журнал «Отечественные записки», перешедший в 1868 г. в руки соратников Н. Г. Чернышевского -- Н. А. Некрасова и М. Е. Салтыкова-Щедрина. Значительное влияние на ход событий в России оказали также рост международного рабочего движения и деятельность I Интернационала, героическая борьба парижских коммунаров.

В. И. Ленин рассматривал развитие революционного движения в России от падения крепостного права до середины 90-х годов как один период -- буржуазно-демократический по своему классовому содержанию, разночинский по составу участников движения, народнический (в широком смысле слова) по их мировоззрению. Народничество,-- говорил Ленин,-- это «громадная полоса общественной мысли». 70-е годы были временем его расцвета.

Новое поколение революционеров, выступившее на общественную арену в начале 70-х годов, связывали с их предшественниками, действовавшими в 50--60-е годы, как общие демократические взгляды, так и убеждение в возможности для России миновать капиталистический путь развития, вера в осуществимость перехода к социализму через сельскую общину; и те и другие рассматривали крестьянство как основную силу, способную подняться на социалистическую революцию. В то же время между наиболее зрелыми представителями революционно-демократического движения 60-х годов и их преемниками, действовавшими в 70-е годы, были существенные различия.

В лице своих влиятельных идеологов (П. Л. Лаврова, Н. К. Михайловского и др.) народничество отступило от последовательного материализма Чернышевского в сторону идеалистической философии и субъективистской социологии с характерной для нее недооценкой решающей исторической роли народных масс и преувеличенным представлением об общественном призвании интеллигенции. Большинство революционных деятелей 70-х годов в отличие от основного ядра революционеров-шестидесятников долгое время занимало анархистские или полуанархистские позиции; они отрицали необходимость политической борьбы, исходя из ошибочного убеждения, что крестьянская революция одним ударом покончит и с монархическим строем, и с социально-экономическими порядками, основанными на эксплуатации масс. Воззрения одного из основоположников анархизма Михаила Бакунина получили в это время широкое распространение в среде революционной молодежи.

Народничество 70-х годов распадалось на несколько течений. Разногласия касались в основном вопросов тактики. Последователи Бакунина считали народ готовым для революции; задачу революционной интеллигенции они видели в возбуждении крестьян к активным боевым выступлениям («бунтам») и в объединении разрозненных волнений во всероссийское крестьянское восстание. Сторонники другого видного вождя народничества -- Петра Лаврова (профессора Петербургской артиллерийской академии, вступившего в 60-х годах в освободительное движение и затем бежавшего за границу из ссылки) исходили из необходимости большой подготовительной работы революционного характера, главным образом пропагандистской, а к «бунтарской» деятельности относились отрицательно. Было и третье течение, родственное бланкизму. Его основатель, известный журналист демократического лагеря Петр Ткачев отстаивал заговорщическую тактику и необходимость захвата власти небольшим революционным меньшинством.

Взятое в целом, при всех своих оттенках и различиях, народничество являлось своеобразным выражением интересов широких крестьянских масс. Преобладание и в пореформенной России класса мелких производителей, страдавших больше от крепостнических пережитков, чем от вызревавших капиталистических отношений, замаскированность последних общинными порядками в деревне и широким распространением «кустарных» промыслов -- таков был источник длительного существования народнического течения, соединявшего в себе крестьянский демократизм с утопическим социализмом.

Революционное движение в России имело в 70-е годы широкие связи с западноевропейским социалистическим движением. Крупнейшим событием явился выход в Петербурге в 1872 г. первого тома «Капитала» -- первого по времени иностранного перевода бессмертного творения Маркса. Спустя несколько лет народники писали Марксу, что «Капитал» сделался в России «настольной книгой образованных людей». Однако воспринять все глубочайшее содержание марксова труда и тем более построить на основе его правильную теорию революционные народники не смогли. Для них было совершенно чуждо понимание классовой природы пролетариата и его исторической миссии: под «работниками» они понимали трудящихся вообще, прежде всего крестьян. Ряд идеологов народничества тогда, и особенно позднее, пытался «по Марксу» опровергнуть неизбежность капиталистического развития России.

Маркс и Энгельс знали, что представители революционного народничества не стоят и не могут стоять на позициях научного социализма, но все их симпатии были на стороне русских революционеров, которые вели один на один борьбу с могущественным и беспредельно жестоким врагом -- царским деспотизмом. Веря в неизбежность русской революции, Маркс и Энгельс ожидали, что она развяжет руки рабочему и социалистическому движению Европы и выдвинет Россию в авангард мирового революционного движения. Поэтому они с исключительным вниманием следили за внутренней жизнью России, поддерживали личные отношения и находились в переписке со многими русскими политическими и культурными деятелями -- Лавровым, мужественным революционером Германом Лопатиным -- членом Первого Интернационала, с экономистами и социологами Н. Ф. Даниельсоном, М. М. Ковалевским и др. Основоположники марксизма высоко ценили достижения передовой русской общественной мысли, ее критическую направленность и «самоотверженные искания чистой теории, достойные народа, давшего Добролюбова и Чернышевского».

Вместе с тем Маркс и Энгельс выступали с критикой народнической доктрины, вскрывали несостоятельность бакунинского анархизма, ошибочность воззрений Ткачева на социальную природу царизма и задачи русской революционной партии; несмотря на свою дружбу с Лавровым, они подвергли острой критике его попытки «примирить» марксистов со сторонниками Бакунина в Интернационале.

Народничество – выражало протест против становления капитализма, разрушения основ традиционного общества, оно редставляло собой попытку выработать национальную модель некапиталистической эволюции.

Народничество – идеология и общественно-политическое движение демократической интеллигенции в России во 2-й пол. 19 в. Объективно выражало протест против становления капитализма, складывания новой социальной структуры, разрушения основ традиционного общества. Представляло собой попытку выработать национальную модель некапиталистической эволюции, постепенной адаптации большинства населения к условиям модернизации страны. Народничество не являлось исключительно русским явлением и получило распространение на Украине, Кавказе, в Прибалтике,Польше. Как идеология, народничество характерно для стран с преимущественно аграрным характером экономики в период перехода к индустриальной стадии развития. В нем уживались элементы т. н. утопического социализма и конкретные проекты реформирования экономической, социальной и политической сфер жизни страны.

С момента зарождения в народничестве существовали два течения - радикальное (революционное) и умеренное (либеральное). Революционеры видели свою главную цель в насильственном свержении существовавшего режима власти и осуществлении на практике идеалов социализма. Представители умеренного крыла отдавали предпочтение ненасильственным мерам в проведении социальных, политических и экономических преобразований, имевших антикапиталистическую направленность. Намечавшиеся реформы должны были способствовать модернизации России с опорой на традиционные институты и ценности, национальные особенности и особую роль отечественной интеллигенции в общественной жизни страны принадлежала революционерам. Временем наибольшего влияния либерального народничества стали 1880-е - нач. 1890-х гг.

Родоначальниками народничества считаются А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский. Однако при значительном сходстве взглядов между ними существовали серьезные расхождения по ряду принципиальных вопросов, которые определили в дальнейшем отсутствие целостности народнической доктрины. В основе концепции социалистического прогресса, разработанной Герценом, лежала убежденность в самоценности человека, а конечная цель обществ, эволюции виделась в развитии личности. Такой подход сложился под влиянием идей Ф. Шиллера, Ж. Ж. Руссо, Б. Констана, К. Сен-Симона, Г. Гегеля и во многом диктовался морально-этическим неприятием социального неравенства. Обращение к западно-европейской модели развития было вызвано протестом против деспотической атмосферы русской жизни 1830-40-хгг. Однако революционные события 1848 убедили Герцена, что общественное устройство Европы далеко от идеала. Политическая свобода не гарантировала равенства и братства людей. Для этого требовалось изменение отношений собственности. Наряду с этим Герцен сумел разглядеть ограниченность западно-европейского либерализма, отдававшего предпочтение частной инициативе и предпринимательской хватке в ущерб интересам общей массы населения. Будущее виделось Герцену в развитии солидарности и взаимопомощи членов общества. Зародыши этих качеств он находил в русской общине, многовековой уклад жизни которой базировался па началах коллективизма, а нравственный облик крестьян был, с его точки зрения, выше индивидуалистических устремлений европейцев. Вера в особый путь России в сочетании с усвоенными и переработанными идеями западноевропейской социалистической мысли послужили основой для создания Герценом концепции «русского социализма», исходного варианта народнической доктрины. Однако эта концепция не получила законченного оформления. В ней причудливо переплетались надежда на коммунистические зачатки общины, вера в созидающую мощь передовой интеллигенции, отрицание и неприятие революционного насилия. Герцен заложил основы мирного, нереволюционного социализма, который не мог удовлетворить требования радикалов. Это и предопределило быстрое охлаждение к его взглядам части отечественной интеллигенции в 18бО-хгг

Новый импульс развития народничество получило в творчестве Чернышевского. Его интерпретация прогресса отличалась от взглядов Герцена большим универсализмом, признанием всеобщности законов социального развития для разных стран и народов. Но в обосновании будущего социалистического устройства Чрнышевский придерживался социалистических идеалов. Не отвергая революцию как средство разрешения накопившихся проблем, он главным орудием преобразований считал реформу. Залогом ее успеха было активное участие в реформаторском процессе широких народных масс. Но для этого требовалась целенаправленная просветительская деятельность интеллигенции, подчиненная объективным законам развития общества. Универсализм Чернышевского проявлялся и в представлениях о социалистическом будущем России. Его увлеченность русской общиной была непродолжительной, и уже в начале 1860-х гг. более целесообразным он считал использование кооперации, получившей широкое распространение в Европе. В отличие от Герцена, под «русским социализмом» Чернышевский понимал не социализм «земли и крестьянского быта», а трудовые ассоциации городской среды. В ней он находил и проводников идеи сближения с народом. Сила будущих преобразований укоренилась, по его мнению, не столько в идейном потенциале дворянской интеллигенции, сколько в «новых людях», разночинцах. С ними связывал Чернышевский надежды на длительную просветительскую и политическую работу для народа. В первую необходимость передачи земли крестьянам за выкуп, содержались требования замены правительственных чиновников выборными, участия представителей народа в определении податей и повинностей, сокращения расходов на войско и императорский двор. Основным способом влияния на крестьянство считалась пропаганда. Однако программные положения «Земли и воли» не получили широкой поддержки, а само общество не превратилось в единую партию. Более радикально настроенным оказался московский кружок П. Г. Заичневского и П. Э. Аргиропуло. Единственным средством преобразования общества его руководители считали революцию. Осуществить ее в России мог, по их мнению, небольшой кружок сплоченных единомышленников. После свержения самодержавия политическое устройство общества представлялось в виде добровольного федеративного союза областей и общин во главе с выборным национальным собранием.

Расхождения между радикальными и умеренными подходами свидетельствовали о первом кризисе народничества. Его причины коренились в отсутствии массовой поддержки выдвигавшихся проектов преобразования страны, а также в необходимости теоретического переосмысления и практической конкретизации идей «русского социализма» Герцена и Чернышевского. Часть разночинской молодежи попыталась понять нужды и запросы народа, вызвать его общественную активность. Спектр деятельности был достаточно широк и включал в себя изучение особенностей экономического уклада общины, настроений и потребностей крестьян, а также ведение просветительской работы в их среде. Планировалось организовать артели (коммуны), наладить издание книг для народа, ознакомить русского читателя с переводами зарубежной социально-экономической литературы. Организация Н. А. Ишутина - И. А. Худякова, кружок Г. К.Лопатина и созданное им «Рублевое общество» наиболее ярко воплотили в своих программах направление пропагандистско-просветительской работы. Одновременно с этим наблюдалась тенденция к использованию более радикальных средств. Предпринимались попытки создания строго законспирированных центров, ставивших своей задачей террористическую борьбу с наиболее ненавистными представителями администрации и самим императором. Примером такой практики стала деятельность части членов общества Ишутина - Худякова, которые разработали планы захвата власти и убийства императора. Один из участников этого тайного центра - Д. В. Каракозов - 4.4.1866 стрелял в имиператора Александра II. Но наиболее явно принцип неограниченного и слепого подчинения, сверхцентрализм проявились в деятельности С. Г. Нечаева и созданной им организации «Народная расправа». Согласно взглядам Нечаева, революционер - человек обреченный, отрицающий общепринятые нравственные нормы и правила поведения. Ненависть и вседозволенность определяют его отношение к людям и обществу. В своей практической деятельности он руководствуется принципом «цель оправдывает средства».

Основная масса участников революционного движения кон. 1860-х - нач. 1870-х гг. решительно отмежевалась от авантюризма и беспринципности Нечаева и осудила насаждавшиеся им порядки. Феномен «нечаевщины» стал серьезным предупреждением о возможности криминального перерождения высоких идей в тех случаях, когда человек из цели общественного прогресса превращается в его орудие. Реакцией на иезуитство и макиавеллизм Нечаева стало создание кружка «чайковцев». Активными его членами были М. А. Натонсон, Н, В, Чайковский, С. Л. Перовская, П. А. Кропоткин. Кружок объединил в своих рядах единомышленников, людей, спаянных общим пониманием нравственного долга и поведения, единства мысли и действия. По своим взглядам члены кружка были социалистами, которые эволюционировали к идее организации крестьянской революции в России.

К кон. 1860-х гг. для народников центральными оказались вопросы о методе осуществления преобразований (революция или реформа), характере политических и экономических требований, взаимоотношении авангарда («партии») и масс, использовании легальных и нелегальных методов работы, месте и роли просвещенного меньшинства в соц. прогрессе. Работы П. Я.Лаврова, М, А. Бакунина, П. Н. Ткачева, Н. К.Михайловского указали новые (зачастую взаимоисключающие) подходы, послужили связующим звеном двух поколений российских социалистов - 18бО-х и 1870-х гг. Революционное направление в народничестве получило наиболее мощное обоснование и распространение благодаря развитию субъективной социологии, отводившей решающую роль в истории «критически мыслящим личностям». Один из творцов субъективного метода - Лавров - возлагал па передовую интеллигенцию обязательство возвратить неоплатный долг народу, создавшему своим трудом все блага цивилизации, но не получившему за это даже жалких крох образования и просвещения. «Цивилизованное русское меньшинство» должно было, обогатив себя знаниями и усвоив народные потребности, просветить парод и подготовить его к революции. Но отдельная личность еще не обладала для этого достаточной силой. Революционерам необходимо было объединиться в массовую «партию». Моральный облик ее членов должен был соответствовать высоте поставленной цели Организационное строение «партии» обязано было основываться на разумном сочетании демократических и централистских начал; добровольном делегировании низовыми организациями своих полномочий центру, возможности «низов» влиять на принятие решений и контролировать их выполнение. Идеи Лаврова оказали существенное влияние на становление различных объединений народников 1-й пол. 1870-х гг.

Однако радикальная молодежь не всегда удовлетворялась его призывами к самоподготовке и последующему просвещению народа. Она жаждала практического дела, стремилась поднять народные массы на борьбу. Выразителем подобных настроений стал Бакунин. Он считал, что у народа в результате длительной многовековой работы уже выработался идеал свободы, поэтому необходимо перейти к организации всенародного бунта. Бакунин не отрицал правомерности и оправданности деятельности тайного общества с целью возбуждения, сплочения и организации народных сил. По его убеждению, для этого не требовалось навязывать народу свою программу, а нужно было только пробудить в нем сознание собственной свободы и потребность к объединению. По мнению Бакунина, для этого достаточно создать штаб революции из 50-60 чел. Такая организация послужила бы посредницей между народным инстинктом и революционной мыслью.

Своеобразную позицию в вопросах революционной тактики занимал Ткачев, который возлагал свои надежды на радикальную часть интеллигенции, объединенную в «партию». Эта «партия» должна была подготовить захват власти и поднять народ на выступление. Совершить переворот не представляло труда: российское самодержавие, как считал Ткачев, не имело социальной опоры и буквально «висело в воздухе». Реальные трудности возникнут позднее - при проведении революционных преобразований в экономической и социальной областях. Но и с ними удастся быстро справиться, используя общинные и артельные традиции русского народа.

Идеологи пропагандистского, бунтарского, заговорщического течений в революционном народничестве были едины в абсолютизации роли передовой интеллигенции в деле осуществления социального переворота. Бакунин, Ткачев и Лавров разработали проекты будущих преобразований, во многом конкретизировали понимание характера и форм общественного устройства, роли и места «революционной партии» при социализме. Общими для них оставались вера в возможность использования общинной организации как основы будущего административного и хозяйственного порядка. Однако по ряду проблем точка зрения Бакунина кардинально отличалась от позиций Ткачева и Лаврова. Согласно его идеям, чтобы использовать общину для социалистических преобразований, требовался переходный период, во время которого необходимо было создать федерации самоуправляющихся коллективов, самостоятельно распоряжающихся своими средствами производства и регулирующих взаимоотношения между членами общества. Бакунин отрицал необходимость государства: революционеры призваны разрушить его и организовать самоуправление народа. Их действия должны были обеспечить «полнейшее равенство и полнейшую и всестороннюю человеческую свободу». Лавров и Ткачев, напротив, считали, что после победы революции институт государства потребуется для проведения необходимых социальных преобразований и их защиты от контрреволюционных выступлений. Форма будущего управления должна быть основана на народном представительстве, но создание органов власти возлагалось на «революционную партию». При дальнейшем развитии общинного самоуправления государственную власть должна постепенно ослабевать, а функции центральных учреждений - упраздняться. Это позволило бы федеративным началам социализма проявить себя в полной мере. Также были схожи взгляды Ткачева и Лаврова на экономическую переустройство общества. Их программы предполагали обобществление имущества и орудий труда, устройство производства на принципах артели, коллективное распределение продуктов, устранение соц. неравенства.

Испытание на прочность теоретических конструкций идеологов революционного народничества пришлось на 1870-е гг., когда социалистические идеалы интеллигенции столкнулись с консервативной утопией народа. Уже во время массового «хождение в народ» (весна - лето 1874) бакунинская идея народного бунта потерпела крах. Крестьянство не поддержало призывов к революционному выступлению, безучастно отнеслось оно и к социалистической пропаганде. Неудача «хождения в народ» заставила революционеров пересмотреть некоторые программные положения, более реалистично подойти к ведению агитации, отказаться от организационной системы кружков. Все более очевидным становилась необходимость централизованной «революционной партии». Первые шаги по ее созданию предприняты в сер. 1870-х гг. членами «Всероссийской социально-революционной организации» (группа «москвичей»). Но окончательно такая «партии» сложилась в 1876. Она получила название «Земля и воля» в память предшественников 18бО-х гг. Ее основателями стали М. А. и О. А. Натансоны, Г. Б. Плеханов, А. А. Квятковский, Д. А. Лиязогуб, А. Д. Михайлов и др. Организация строила работу на принципах конспирации, подчинения меньшинства большинству, строгого подбора новых членов. Вместо «летучей пропаганды», которая в основном использовалась прежде, предусматривался переход к оседлым поселениям, работа в деревне в качестве врачей, учителей, сельских писарей. Однако надеждам революционных народников в очередной раз не суждено было сбыться. Крестьянство по-прежнему не реагировало на призывы к рев.олюционным выступлениям. Все больше земледельцев склонялось к идее политической борьбы, которую могла вести лишь организация профессиональных революционеров-единомышленников. В 1879 внутри «Земли и воли» произошел раскол. Сторонники старой тактики («деревенщики») считали невозможным отказаться от поддержки нар. движений, Плеханов, Л. Г, Дейч, П. А. .Аксельрод, В. И. Засулич и др. объединились в новую организацию - «Черный передел», объявили себя продолжателями дела «Земли и воли». Их оппоненты («политики») А. И. Желябов, Перовская, Михайлов, Н, А.Морозов, В. Н. Фигнер и др. избрали путь полит, борьбы. Созданная ими организация «Народная воля» должна была выполнить роль детонатора взрыва, обязанного всколыхнуть крестьянскую массу, разрушить ее вековую инертность. Индивидуальный террор против «наиболее вредных» чиновников местной администрации, самого императора должен был подорвать «обаяние» существовавшей власти, поднимать революционный дух народа, внушать ему веру в успех дела, формировать готовые к бою силы. Но ни агитационно-пропагандистская деятельность «Черного передела», ни штурм самодержавия, предпринятый «Народных волей», не привели к ниспровержению самодержавия. Для народников, наряду с выводом о неприемлемости некоторых форм и методов борьбы, стало очевидным и существование идейной пропасти между крестьянским миром и интеллигенцией. Революционаризм оказался не в состоянии ликвидировать этот разрыв. Начиная с 1880-х гг. рев. народничество вступило в полосу длительного кризиса.

Размежевание в среде народников на сторонников революционных и реформаторских методов преобразования общества произошло в кон. 1860-х гг. и во многом было связано с пониманием роли субъективного фактора в истории. Большую роль в этом сыграли работы Михайловского. Его позиция во многом схожа с идеями Лаврова, но Михайловский шел собственным путем поиска критерий оценки социальных явлений. Если Лавров главное внимание уделял интеллектуальному развитию личности, то Михайловский делал акцент на трудовом сотрудничестве людей и совершенствовании форм кооперации. Более высоко, в нравственном отношении он считал простую кооперацию, позволявшую раскрыть все природные задатки индивидуума. Благодаря такому сотрудничеству субъект прогресса одновременно становился целью прогресса, а его активная позиция в вопросах общественной жизни определяла темпы движения к справедливому устройству. Тем самым Михайловский отстаивал «право вмешательства в ход жизни», но вмешательства нереволюционного толка.

Если Лавров считал правомерным и допустимым использование насилия для продвижения прогресса, то Михайловский исходил из необходимое первоначального изменения личности и длительной подготовки социальных преобразований.

В 1870-х гг. либеральное народничество по своему влиянию уступало революционерам, но внесло значительный вклад в развитие народнической доктрины. Михайловский продолжил разработку субъективного метода в социологии. Созданные им теории простой и сложной кооперации, типов и степеней социального развития, борьбы за индивидуальность, героя и толпы служили важными аргументами в доказательстве центральной роли личности в прогрессе общества. Михайловский однозначно придерживался социалистической ориентации. Ключевую роль в эволюции России, по его мнению, должна была сыграть отечественная интеллигенция; ее нравственный и интеллектуальный потенциал служили залогом будущего справедливого общественного порядка. Но, отвергая законы буржуазной цивилизации, Михайловский не стал сторонником революционного насилия. Реформа как главное средство реализации назревших преобразований преобладала в его программе. Одновременно с этим Михайловский пришел к выводу о необходимости политической борьбы с существовавшим строем, завоевания демократических прав и свобод, их законодательного закрепления, принятия конституции, что стало новым шагом в развитии его концепции.

Наряду с появлением политической тенденции в среде либерального народничества обозначился и отход от социалистической направленности доктрины. Переоценка предыдущего опыта была наиболее характерна для П. П. Червинского и И. И. Каблица. Критически осмыслив идеи радикалов, они выдвинули на первый план не идею морального долга просвещенного меньшинства перед народом, а требование осознания интеллигенцией его реальных нужд и запросов. Их идеал справедливого общества содержал требование «самостоятельного» развития русской деревни, невмешательства интеллигенции в ее патриархальные устои. В лучшем случае альтруистическая интеллигенция могла сыграть роль «бродильного элемента», обеспечивая реформирование, соответствующее «мнению народа». Отказ от социалистических идей, сужение понимания просветительства, апелляция к государственным интересам, акцентировка внимания на повседневных проблемах жизни крестьянства подталкивали к выводу о необходимости чисто культурнической деятельности. Эти идеи у Червинского и Каблица были выражены достаточно неопределенно, в основном касались социологического, а не экономического аспекта проблемы. Выдвигаемым ими требованиям не хватало четкости постановочных задач, конкретики форм работы. Этот пробел попытался восполнить в 1880-х гг. Я. В.Абрамов. Он определил характер деятельности интеллигенции (помощь крестьянству в преодолении трудностей рыночной экономики) и указал на возможную форму организации практики (работа к земствах). Сильная сторона «абрамовщины» заключалась в ее четкой адресности, обращении к врачам, учителям, агрономам с призывом помочь русскому мужику в его нелегком положении. Для многих земских служащих «малых дел» теория стала обоснованием полезности и необходимости культурнической деятельности.

Популярности идей Абрамова способствовало и изучение пореформенного развития России народниками-экономистами. Наиболее заметными личностями среди них были В. П.Воронцов и Н. Ф. Даниелъсон. Их труды дали реальную картину состояния русской деревни: обнищание крестьян в результате Крестьянской реформы 1861, расслоение сельского населения, сокращение его покупательной способности и др. Наряду с этим были проанализированы особенности процесса модернизации народного хозяйства, присущие странам с преимущественно аграрным характером производства, выявлены серьезные диспропорции в развитии различных отраслей хозяйства, показаны трудности становления рыночных отношений. Однако соц. направленность сделанных ими выводов была различна. Если Даниельсон призывал «общество» спасти общину, приветствовал участие интеллигенции в политическом переустройстве России, то Воронцов выдвигал программу государственного регулирования экономики, при осуществлении которой крестьянское хозяйство могло наиболее безболезненно адаптироваться к товарно-денежным отношениям. В целом к кон. 1880-х гг. в либеральном народничестве отчетливо проявились два подхода в оценке общего состояния российского общества и возможных перспектив его развития в будущем: или приспособление к новым условиям существования, или политическое реформирование страны с ориентацией на социалистический идеал. Единственным объединяющим элементом оставалось признание либеральными народниками необходимости мирной эволюции страны. Это стало показателем нового серьезного кризиса. На многие вопросы текущей жизни уже было невозможно ответить в рамках подходов старого народничества.

Общественная мысль России XVIII- начала XX века. Энциклопедия. Отв. ред. д. и. н., проф. В. В. Журавлев.

Народничество – течение политической мысли и общественное движение, возникшее в 60 - ые гг. Х1Х в. прошлого столетия как движение революционно настроенной разночинной интеллигенции. При своем возникновении народничество выражало и защищало интересы мелкого собственника, преимущественно крестьянина. Как общественное движение, народничество выросло, с одной стороны, из протеста против крепостничества, а с другой – против роста капитализма. На протяжэжении своей истории народничество прошло длительный путь развития от так называемого «старого русского народничества» 1860 – 1870 - ых гг., через либеральное народничество 1890 - ых гг. к партиям социалистов – революционеров (эсеров) и Трудовой крестьянской партии начала ХХ века.

Народническое движение началось с организации кружков и первых опытов пропаганды среди учащейся молодежи. Наиболее значительное место среди среди народнических кружков начала 70 - ых гг. Х1Х в. занимал «кружок чайковцев» , организованный в 1870 - м г. в Петербурге Н.Чайковским и М.Натансоном , из которого вышли ряд наиболее видных деятелей народничества: П.Кропоткин, С.Перовская, С.Кравчинский, А.Желябов и др. В 1872 г. в Москве был организован кружок Долгушина . В эти же годы в Петербурге были организованы кружки лавристов и бакунистов .

С весны 1874 г. стало развиваться т.н. «хождение в народ», которое носило разрозненный и неорганизованный характер. Бакунисты вытесняли из движения лавристов. Постепенно не пропаганда, а бунт стал общим лозунгом идущих в народ. Первые неудачи «хождения в народ» привели народников к выводу, что вместо не связанных друг с другом кружков следует создать единую централизованную организацию. В 1876 г. в Петербурге была создана народническая партия, носившая название «Северная революционно – народническая группа» , а с 1878 г. называвшаяся «Народная воля» . Организаторами и основными деятелями этой партии были: М.Натансон, М.Михайлов, С.Кравчинский, Г.Плеханов, Иванчин – Писарев, С.Перовская, В.Фигнер, О.Аптекман и др.

Своей главной задачей народники этого периода считали революционную агитацию в деревне с целью поднять крестьян на революцию. Они не отказывались и от агитации среди городских рабочих, но это направление деятельности было для них вспомогательным. Наткнувшись на неприятие их идей основной массой крестьян, и не принимая концепции массового революционного движения (в силу своей приверженности концепции «героев и массы»), народники постепенно перешли к методам индивидуального террора против ведущих фигур самодержавия и лично царя. Между сторонниками нового, террористического направления и приверженцами старых методов работы происходила ожесточенная борьба. Это борьба закончилась в 1879 г. расколом «Земли и воли» на две партии: «Народная воля» - сторонников политической борьбы методами индивидуального террора – и «Черный передел» – сторонников старой народной тактики. В партию «Народная воля» вошли Желябов, Михайлов, Фигнер, Перовская и др., в «Черный передел» Плеханов, Дейч, Аксельрод, Засулич, Игнатов, Аптекман, Стефанович и др. «Черный передел» просуществовал недолго, и его руководители вскоре перешли на позиции марксизма.

Иная судьба была уготована партии «Народная воля». Метод индивидуального террора, без опоры на массы, неизбежно привел ее к поражению. После длительной подготовки им удалось убить царя Александра Второго. Народовольцы верили, что с убийством царя кончится реакция и начнется новая эра в истории русского народа. Однако их ожидания не сбылись: террор не вызвал массового движения. Царское правительство, достаточно быстро оправившись от нанесенного ему удара, разгромило партию «Народная воля». 3 апреля 1881 г. были казнены Желябов, Перовская, Кибальчич, Михайлов и Русаков. Многие народовольцы подверглись арестам и ссылке. Народовольчество как движение сошло «на нет», передав «террористическую эстафету» партии социалистов – революционеров.

Попытки отдельных представителей народничества оживить былую деятельность партии были безуспешны. В 1880 - ые гг. народничество разложилось: часть народников усвоили учение марксизма (М.Ольминский, Н.Мещеряков ), другие (Н.Михайловский, Южаков, Воронцов, Кривенко и др.) отказались от революционных традиций и выступали за улучшение положения крестьянства с помощью либеральных реформ.

Для народников разных поколений и направлений, по общему определению, были характерны слеждующие общие убеждения:

1) Признание капитализма строем, означающим безусловный «откат назад» для России. Отсюда – стремление не допустить капиталистического разложения деревни и общины, шагнуть «через формацию» сразу в социализм;

2) Признание самобытности русского экономического строя вообще, и общинно – артельного уклада жизни крестьянства – в частности. Исходя из этого – отказ анализировать отношения в крестьянской среде с точки зрения классовой структуры, идеализация крестьянства, отказ от признания ведущей роли пролетариата в революции;

3) Игнорирование связи политических и правовых учреждений страны с интересами конкретных общественных классов;

4) Признание ведущей роли интеллигенции в подготовке революции.

Непосредственными идеологами и вождями старого русского народничества были М.А.Бакунин, П.Л.Лавров и П.Н.Ткачев .

Развитие анархизма на русской почве первоначально было связано с деятельностью бакунистов. Последователи Бакунина отрицательно относились ко всякому государству и политической борьбе. С его уничтожением они связывали уничтожение всякой эксплуатации. Исходя из убеждения в том, что Россия минует стадию капиталистического развития, бакунисты считали, что спасение для русского народа лежит в крестьянской общине, которая естественным ходом своего развития приведет крестьянина к социализму, если будет уничтожено государство. До известной степени недооценивая возможности революционного движения пролетариата, бакунисты считали крестьянина «прирожденным социалистом», всегда готовым к социалистической революции. Решающую роль в организации «крестьянского бунта» бакунисты отводили интеллигенции, задача которой, по их мнению, заключалась в том, чтобы слить разрозненные крестьянские бунты в один общенародный бунт.

Самарский Государственный Технический Университет

Народничество: политические доктрины и революционная деятельность

Работу выполнил:

студент 1-АИТ-2

Фролова Е.Н.

Самара 2010


Введение

Классическое народничество, возникшее в 60-е годы XIX века, достигло кульминации в 70-е годы. Первой политической организацией, официально назвавшей себя партией, была, как известно, "Народная воля" (1879 год). Ранее партиями назывались из подражания Западу придворные группировки или кружки гвардейских офицеров. Массовое хождение разночинной интеллигенции в "народ" принимало самые различные формы (устная пропаганда, переселение в деревню, индивидуальный террор) и характеризовалось высокой организованностью. Жесточайшая конспирация, строгая дисциплина отличали народнические организации "Земля и воля" (1876 год), "Черный передел" (1878 год), "Народная воля" (1879 год). Высшей точкой, явившейся одновременно и крахом классического народничества, стало убийство царя Александра II членами "Народной воли" в 1881 году (убийца - А. Гриневецкий).

К историческим заслугам классического народничества относится поиск почвенного, самобытного пути развития России, стремление сделать народ субъектом исторического творчества. Народники, как известно, стремились решить задачу вовлечения народа ("почвы") в активную деятельность различными средствами: "хождением в народ", созданием крестьянских поселений, пропагандой своих идей, немедленным бунтом и т. д. Народники сумели создать политические организации, способные противостоять царским спецслужбам ("Земля и воля", и особенно, "Народная воля", которая, благодаря высокой дисциплине, конспирации, осуществляла свою деятельность в течение трех лет).

Однако доктрина народничества была ошибочна прежде всего потому, что она абсолютизировала архаичные формы экономической и духовной жизни русского народа. Его главные идеологи - Н. Чернышевский и А. Герцен - считали основной ячейкой будущего справедливого социалистического устройства крестьянскую общину. Террор занимал значительное место в деятельности народников на всех этапах движения. Главными причинами усиления активности террористов стали, во-первых, неудачные попытки "пробуждения общества", во-вторых, - репрессивная, жесткая политика самодержавия. Так, например, только зимой 1878-1879 годов в Петербурге было арестовано свыше двух тысяч человек; одесский генерал-губернатор Э. Готлебен вагонами отправлял народников в ссылку. За 1877-1882 годы было казнено 30 революционеров. Были случаи, когда людей вешали только за то, что при обыске находили прокламации "Народной воли". И тем не менее приверженность народников к терроризму не могла не вызвать осуждения их деятельности обществом, и, в конечном счете, привела движение к историческому краху. Народнические организации время от времени возникали и в 80-е годы. В 90-е годы идеи народников были восприняты новыми партиями, называвшими себя социалистами-революционерами. Крупнейшие из них - "Союз социалистов-революционеров", "Партия социалистов-революционеров", "Рабочая партия политического освобождения России".

"Народничество, - писал В.И. Ленин, - есть идеология (система взглядов) крестьянской демократии в России". Народничество соединяло в себе идеи утопического социализма с требованием крестьянства, заинтересованного в уничтожении помещичьих владений. Выступало как против крепостничества, так и против буржуазного развития общества. С момента зарождения в народничестве наметились два течения - революционное и либеральное. Революционеры главной цель видели в организации крестьянской революции и в течение 60-80-х гг. различными путями стремились к ней. Либеральные народники, действовавшие легально, искали мирные формы перехода к социализму. Либеральное народничество не играло существенной роли до 80-х гг., когда стало господствующем направлением. В народническом движении участвовали представители многих национальностей России. Народническая идеология своеобразно преломлялась в условиях Украины, Кавказа, Прибалтики, Польши и других районов. Народничество не было чисто русским явлением. Подобная форма идеологии была характерна и для других стран, поздно вставших на путь капиталистического развития.


Идеология

Народничество представляет особую разновидность утопического социализма, свойственную странам с преобладанием сельскохозяйственного производства и крестьянского населения, со слабым развитием промышленности. Ко времени зарождения народничества в передовых странах Европы капитализм уже достиг той стадии развития, когда обнаружились коренные социально-политические противоречия буржуазного общества. Буржуазно-демократическая революции в этих странах, не улучшившие положения народных масс, вызвали разочарование передовой русской интеллигенции. В этой обстановке начались поиски "особых путей" социального переустройства России, допускавших для России некапиталистическое развитие. Вера в возможность непосредственного перехода - минуя капитализм - к социалистическому строю через крестьянскую общину, которой отводилась особая роль, составляла главное содержание теории русского утопического социализма. Родоначальниками ее были А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский. "Крестьянский социализм" активно пропагандировал Н.П. Огарев.

Герцен считал, что Россия не будет повторять все фазы развития европейских стран. Она перейдет к социализму "самобытным" путем благодаря сельской общине, освобождению крестьян с землей, крестьянскому самоуправлению, традиционному праву крестьян на землю. "Человек будущего в России, - считал Герцен, - мужик, точно так же, как во Франции работник". Герцен отмечал и некоторые отрицательные стороны общины, но считал их преодолимыми в процессе утверждения социалистических идей в народе. Теорию общинного социализма Герцена развивал Чернышевский. Он связывал сохранение русской общины с замедленностью развития, отсталостью страны, но в то же время отводил общине большую положительную роль при условии радикальных социальных преобразований: свержения народом самодержавия, безвозмездной передачи всей земли крестьянам, соединения общинного владения землей с общинным промышленным производством. Таким образом, теория русского крестьянского социализма была попыткой использовать общину, чтобы, с одной стороны, поднять крестьянство на революцию, а с другой - сохранить существовавшие в общине уравнительные начала до времени утверждения социалистических принципов.

60-е гг. были первым этапом в развитии революционно-демократической идеологии, когда общетеоретические принципы крестьянского социализма претворялись в конкретные программы. С конца 60-х гг. в революционном движении произошел поворот в сторону "действенности". Вопрос о некапиталистическом развитии из области теории перешел в революционную практику. Крестьянская социалистическая революция провозглашается непосредственной целью народнического движения. Наиболее крупными идеологами Н. в 70-е гг. были М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, Н.К. Михайловский. Значительное влияние на русское революционное движение оказал Бакунин. Считая русского крестьянина "прирожденным" социалистом, Бакунин призывал молодежь немедленно готовить народное восстание против трех главных врагов: частной собственности, государства, церкви. Под его непосредственным воздействием в народничестве сложилось бунтарское бакунистское направление. Роль народа в революции признавалась решающей.

Программа революционных народников 70-х гг. отличалась верой не в заговор, а в широкое народное движение, в крестьянскую социалистическую революцию. Отрицалась борьба за политические свободы, пропагандировалось безразличное отношение к формам государственной власти. Казанская демонстрация 1876 открыла серию политических актов. В 1878 южные народники (В.А. Осинский, братья Ивичевичи и др.) перешли к террористической борьбе, выступая от имени "Исполнительного комитета русской социально-революционной партии". В либеральных кругах заговорили о конституции.

Народовольцы, как и их предшественники, продолжали верить в социалистические особенности русской общины, хотя и видели уже расслоение деревни, усиление кулаков-мироедов, укрепление буржуазии. Но они отрицали закономерность и органичность этого процесса: "...У нас не государство есть создание буржуазии, как в Европе, а наоборот, буржуазия создается государством". Народовольцы рассчитывали путем захвата власти остановить развитие капиталистических отношений в стране и перейти через общину к социалистическому строю. Крупной заслугой народовольцев явилась их борьба за завоевание политических свобод в России: требования конституции, всеобщего избирательного права, свободы слова, печати, сходок и др. Ближайшей целью народовольцы считали свержение царского самодержавия и установление демократической республики, основанной на "воле народа". Ленин считал "великой исторической заслугой" народовольцев их стремление "...привлечь к своей организации всех недовольных и направить эту организацию на решительную борьбу с самодержавием". Вместе с тем Ленин указывал, что народовольцы "...суживали политику до одной только заговорщицкой борьбы", что опыт истории революционного движения в России предостерегает от таких приемов борьбы, как террор.

К кон. 80-х гг. - по мере развития капитализма и роста рабочего класса в России, с началом распространения марксизма в стране - окончательно выявилась необоснованность веры в "коммунистические инстинкты" мужика, в крестьянскую социалистическую революцию, в успех единоборства геройской интеллигенции с самодержавием. Идеология революционного народничества оказалась несостоятельной.

Революционная деятельность

В годы первой революционной ситуации 1859-61 начали возникать нелегальные кружки и народнические организации. С 1856 до 1862 действовало Харьковско-Киевское тайное общество, основателями которого были Я.Н. Бекман и М.Д. Муравский. В 1861-62 в Москве функционировал кружок П.Г. Заичневского и П.Э. Аргиропуло, печатавший нелегальные издания, начавший революционную пропаганду в народе, призывавший к свержению самодержавия (прокламация "Молодая Россия"). В условиях революционной ситуации, подъема массового движения и борьбы демократической интеллигенции, ожидавшей крестьянское восстание, в 1861 возникло тайное общество "Земля и воля" - крупнейшее революционное объединение 60-х гг. и первая попытка создания всероссийской организации. Идейным вдохновителем "Земли и воли" был Чернышевский, заграничный центр представляли Герцен и Огарев, наиболее активными членами являлись братья Н.А. и А.А. Серно-Соловьевичи, А.А. Слепцов, H.H. Обручев, С.С. Рымаренко, В. С. Курочкин и др.

70-е гг. явились новым этапом в развитии революционно-демократического движения: по сравнению с 60-ми гг. неизмеримо выросло число участников движения, его размах и действенность. Весной и летом 1874 началось массовое "хождение в народ" демократической интеллигенции, произошло первое сближение революционной молодежи с народом. Теоретические рассуждения о долге перед народом превратились в практические действия, направленные на то, чтобы поднять крестьянские массы на социалистическую революцию. "Хождение в народ" явилось первой проверкой идеологии революционного народничества. Ленин высоко оценил это движение. К концу 1875 "хождение в народ" было разгромлено полицией, его участники арестованы и осуждены по "процессу 193-х" (1877-78). В числе подсудимых находились крупные революционеры: П.И. Войнаральский, Волховский, С.Ф. Ковалик, И.Н. Мышкин, Д.М. Рогачев и др. "Хождение в народ" выявило организационную слабость народнического движения и определило необходимость единой централизованной организации революционеров. Эта задача нашла отчасти разрешение в деятельности "Всероссийской социально-революционной организации" (группа "москвичей"), возникшей в конце 1874 - начале 1875. В середине 70-х гг. проблема концентрации революционных сил в единой организации стала центральной. Она обсуждалась на съездах народников в Петербурге, Москве, в эмиграции, дебатировалась на страницах нелегальной прессы, среди участников "хождения в народ", привлеченных по "процессу 193-х". Революционерам предстояло выбрать централистский или федеративный принцип организации, определить отношение к социалистическим партиям в других странах.

1876 в Петербурге возникла новая народническая организация, получившая в 1878 название "Земля и воля". Ее основателями и активными участниками были: М.А. и О.А. Натансон, А.Д. Михайлов, А.Д. Оболешев, Г.В. Плеханов, О.В. Аптекман, А.А. Квятковский, Д.А. Лизогуб, Осинский и др. Большой заслугой землевольцев явилось создание крепкой и дисциплинированной организации, которую Ленин назвал "превосходной" и "образцом" для революционеров. Землевольцы имели свои органы: "Земля и воля" (1878-79), "Листок Земли и воли" (1879). В практической работе "Земля и воля" перешла от "бродячей" пропаганды, характерной для 1-го этапа "хождения в народ", к оседлым деревенским поселениям. Однако надежды землевольцев поднять крестьянство на революцию не оправдались. Разочарование в результатах пропаганды, усиление правительственных репрессий, с одной стороны, общественное возбуждение в обстановке назревания второй революционной ситуации в стране - с другой, способствовали обострению разногласий внутри организации. Большинство землевольцев убеждалось в необходимости перехода к непосредственной политической борьбе с самодержавием. Одним из основных средств революционной борьбы постепенно становится террор. Вначале это были акты самозащиты и мести за злодеяния царской администрации. Однако постепенно успехи террористической борьбы, вызывавшие растерянность в верхах, породили у народников иллюзию особой эффективности этого метода. В августе 1879 в результате конфликта "политиков" (А. И. Желябов, А.Д. Михайлов, Квятковский и др.) с "деревенщиками" (Плеханов, М.Р. Попов, Аптекман и др.) произошел раскол "Земли и воли". Образовались две самостоятельные организации - "Народная воля" и "Черный передел".

"Народная воля" еще более усилила выработанные "Землей и волей" принципы централизации и конспирации. В Исполнительный комитет "Народной воли" вошли выдающиеся революционеры Желябов, А.Д. Михайлов, Перовская, В.Н. Фигнер, Н.И. Кибальчич и др. Органами народовольцев были "Народная воля" (1879-85, с перерывами), "Вестник Народной воли" (1883-86), "Листок Народной воли" (1880-86).

После убийства революционерами Александра II и процесса над первомартовцами начались провалы, предательства, аресты, обескровившие "Народную волю". Серия судебных процессов 80-х гг. ("процесс 20-ти", "процесс 17-ти", "процесс 14-ти" и др.) довершила разгром организации. В 1885 в Екатеринославе собрался съезд южных народовольцев (Б.Д. Оржих, В.Г. Богораз, Ф.И. Ясевич, В.П. Бражников и др.), рассмотревший состояние революционных сил на юге России и обративший внимание на необходимость расширения борьбы за политические свободы и широкой пропаганды в массах.

Народовольческие и идейно близкие к ним организации продолжали действовать и в 90-е гг. В 1889-90 в Костроме, Владимире и Ярославле существовала революционная организация во главе с М.В. Сабунаевым. В 1891-94 в Петербурге вела работу "Группа народовольцев" под руководством М.С. Александрова (Ольминского). В 1893 возникла партия "Народного права" (М.А. Натансон, П. Николаев, Н. Тютчев и др.). По мере распространения марксизма в России народнические организации теряли свое значение.

Их лучшие демократические традиции в изменившихся условиях классовой борьбы продолжало новое революционное поколение, преодолевшее ошибки и иллюзии народничества. Некоторые народники по мере утверждения пролетарской идеологии переходили на позиции марксизма, а позднее стали членами социально-демократической партии.

Желябов А.И.

Желябов, Андрей Иванович (1851–1881) – русский революционер, деятель народнического движения, член Исполнительного комитета «Народной воли». Носил партийные клички «Борис», «Тарас».

Родился 17 (29) августа 1851 в с. Николаевка Феодосийского у. Таврической губ. в семье крепостного дворового усадьбы Султановка в одном из крымских сел, грамоте был обучен дедом по псалтыри. В 1860 был отдан помещиком в Керченское уездное училище (позже – гимназию), которое окончил в 1869 с серебряной медалью. В гимназии прочел роман Н.Г.Чернышевского Что делать?, который, по его словам, сформировал его идейные убеждения. В 1869 поступил на юридический факультет Новороссийского университета в Одессе. Убежденный, что «история движется ужасно медленно, надо ее подталкивать», возглавил студенческие выступления против одного из консерваторов-преподавателей (проф. Богишича), за что был в 1871 отчислен из университета и выслан из Одессы.

В 1872 женился на дочери сахарозаводчика Яхненко, чьи предприятия были расположены в Тираспольском у. Херсонской губ. У них родился сын, после чего Желябов, вероятно, по просьбе друзей, был восстановлен в университете, но жить с семьей не стал. Вторично исключенный с 3-го курса, он переехал в 1872 в Киев, жил случайными уроками в Городище Киевской губ., где установил связь с революционными кругами Киева и с деятелями украинской либерально-буржуазной культурно-просветительской организации украинской интеллигенции «Громада».

В 1873 вновь оказался в Одессе, где вошел в кружок Ф.В. Волковского – одного из южнороссийских народников, поддерживавших связь со столичным кружком «чайковцев» (Н.В. Чайковского). Вел пропаганду среди рабочих и интеллигенции. В сентябре 1874 арестован, освобожден под залог, продолжал нелегальную деятельность («Жил на средства из фонда для освобождения народа», – сказал он позже на одном из судов над ним).

В 1873–1874 стал участником первого «хождения в народ». 18 октября 1878 вновь арестован и судим по «Процессу 193-х». Оправданный в январе 1879, окончательно перешел на нелегальное положение, переехал в Подольскую губ., где продолжал вести пропаганду среди крестьян. По словам товарища по организации народников, О.С. Любатовича, к тому времени он «возмужал умственно и физически… все существо его было проникнуто каким-то радостным светом и великой надеждой»; этой надеждой была вера в необходимость борьбы с правительством методами террора во имя „народного счастья"».

В июне 1879 Желябов принял участие в воронежском съезде народников, где его приняли в организацию «Земля и воля», активно отстаивал тактику террора, что способствовало расколу организации на сторонников этого метода борьбы (они образовали чуть позже «Народную волю») и противников (создали организацию «Черный передел»). На липецком съезде политиков-террористов, состоявшемся сразу после воронежского, Желябов пришел к выводу, что террор есть «средство исключительное, героическое, но зато и самое действительное». С августа 1879 – главный организатор и идейный вдохновитель санкт-петербургской организации «Народная воля» (которую он лично именовал партией), защитник террористического направления ее деятельности. Полагал, однако, что «захватывать власть можно лишь с тем, чтобы передать ее в руки народа» (свидетельство М.Ф. Фроленко). В то время в нем проявились задатки народного трибуна: «приятный и сильный голос», предельная «ясность, горячность, порывистость речи».

При руководящем участии Желябова были основаны рабочая, студенческая и военная организации «Народной воли», написаны программные документы. Они, в частности, предусматривали уничтожение самодержавия, созыв Учредительного собрания, введение демократических свобод, передачу земли крестьянам, издание нелегальных печатных органов (газеты «Народная воля», издавалась 1879–1881, и «Рабочая газета», издавалась с осени 1880, вышло 3 номера, 1000 экз.). Желябов возглавлял и главный коллегиальный руководящий орган «Народной воли» – Исполнительный комитет (помимо него, туда входили А.Д. Михайлов, С.Л. Перовская и др.).

Жандармский генерал Н.И. Шебеко именовал Желябова «страшным» человеком, но и отмечал впоследствии, что этот «великий организатор покушений обладал удивительной силой деятельности и не принадлежал к числу дрожащих и молчащих; невозможно и допустить, чтобы хотя тень раскаяния коснулась его сердца в промежутке между организацией преступления и часом его искупления…»

Именно Желябов возглавил в 1879 «боевую группу» террористов, ставившую своей целью подготовку убийства царя Александра II. Обосновывал необходимость покушений на него тем, что именно царское правительство запретило мирную пропаганду социалистических идей и обрушилось с репрессиями на их носителей («наше движение разбилось исключительно о многочисленные преграды, которые встретило в лице тюрем и ссылок; мирная пропаганда оказалась невозможной – пришлось от слова перейти к делу»).

Он лично участвовал в подготовке и определении тактики терактов. Для первого покушения, узнав о предполагавшейся поездке царя по железной дороге, арендовал на вымышленную фамилию Черемисьева участок земли под г.Александровском Екатеринославской губ., а также подобрал место закладки мины под рельсы. Это покушение 18 ноября 1879 не удалось: мина сработала уже после того, как поезд прошел над ней. Всего подготовил 8 покушений на Александра II.

В начале 1880 стал фактическим руководителем Исполнительного комитета народовольцев и организатором новых покушений на царя. Умело вел пропагандистскую работу. Собирался поехать в Самарскую губернию, чтобы поднять там восстание крестьян, говорил, что чувствует «в себе силы сделать это», но Исполнительный Комитет нашел несвоевременным массовое выступление и отклонил его намерение.

Войдя в так называемую «распорядительную комиссию Народной воли», руководил новой подготовкой к покушению на царя (по словам Л.Г. Дейча, Желябов был человеком «неукротимой энергии, державшим в руках все нити подготовлявшегося цареубийства»).

27 февраля 1881 был случайно арестован на квартире своего товарища. Не только не пытался бежать, но добровольно сдался полиции. Дело подготовки покушения, намеченного двумя днями позже, взяла на себя его гражданская жена – С.Л. Перовская. По ее сигналу 1 марта 1881 И.И. Гриневицкий бросил в царя бомбу и подорвался сам. После ареста С.Л. Перовской на Невском проспекте 10 марта 1881 Желябов потребовал приобщения себя к числу участников процесса о цареубийстве I марта 1881.

Перед судом Желябов был помещен в Трубецкой бастион Петропавловской крепости. На суде отказался от защитника. Многократно прерываемый председателем суда, все же сумел использовать судебное заседание как трибуну для изложения программы и принципов деятельности «Народной воли» («служил делу освобождения народа»). Заявив, что отрицает православную веру, в то же время подчеркнул, что в учении Христа видит «борьбу за правду, за права слабых и угнетенных». В заключение признал, что отказался бы от террора, если бы «явилась возможность мирной пропаганды идей». По приговору Верховного уголовного суда был вместе с другими «первомартовцами» повешен 3 (15) апреля 1881 на Семеновском плацу в Петербурге (последняя публичная казнь в России).

Уже в 1882 (через год после казни) за границей была издана биография этого революционера-террориста. Его общественная деятельность широко освещалась в журнале «Былое» в 1906–1907. В.И. Ленин ставил Желябова в один ряд с Робеспьером и Гарибальди. Именем Желябова в 1928 был назван поселок в Устюженском районе Вологодской обл. В знаменитом романе Ю.В. Трифонова Нетерпение (1973), рассказывающем о подвижнической деятельности народовольцев, фигура Желябова занимает центральное место.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...