Формы общения между людьми, выражение своих чувств и эмоций, проявление дружбы и любви. Внешнее выражение эмоций и чувств Выражение эмоций и чувств в психологии

Чувства - одно из наиболее ярких проявлений личности человека, выступающих в единстве с познавательными про­цессами и волевой регуляцией поведения и деятельности. Со­держание чувств определяет устойчивое отношение личности к тому, что она познает и делает. Охарактеризовать лич­ность во многом означает сказать, что вообще данный кон­кретный человек любит, что он ненавидит, презирает, чем он гордится, чему радуется, чего стыдится, чему завидует и т.д. Предмет устойчивых чувств индивида, интенсивность, харак­тер и частота переживаний в форме эмоций, аффектов, стрес­совых состояний и настроений раскрывают перед наблюдате­лем эмоциональный мир человека, его чувства и тем самым его индивидуальность. Именно поэтому при анализе эмоцио­нальных процессов необходимо перейти от рассмотрения преходящих состояний к устойчивым чувствам, характери­зующим личность человека.

Виды высших чувств: интеллектуальные, эстетические, моральные, праксические

В зависимости от направленности чувства делятся на: моральные или нравственные (переживания человеком его отношения к другим людям, к обществу); интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью); эстетические (чувства красоты, особенно ярко проявляющиеся при восприятии произведений искусства, явлений природы, событий общественной жизни); праксические или практические (чувства, связанные с деятельностью человека).

Индивидуальные различия в проявлении чувств.

Люди как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости возникающих у них эмоциональных переживаний, доминированию положительных (стениче-ских) или отрицательных (астенических) эмоций. Но более всего эмоциональная сфера развитых личностей различается по силе и глубине чувств, а также по их содержанию и предметной отнесенности. Это обстоятельство, в частности, используется психологами при конструировании тестов, предназначенных для изучения личности. По характеру эмоций, которые у человека вызывают представленные в тестах ситуации и предметы, события и люди, судят об их личностных качествах.

Эмоциональные проблемы и их разрешение

Эмоциональные проблемы у детей и подростков проявляются в форме реакций агрессии, тревоги, страха, депрессии

Агрессия – это сложная по своей структуре реакция, включающая эмоциональный компонент: гнев, раздражение; агрессивное поведение: нападение, удары, укусы; вербально-когнитивный компонент: высмеивание, обзывание и т.д., которые проявляются и меняются по мере взросления личности.

Агрессивному ребёнку нужно подсказать возможные выходы из состояния возбуждения, не подавляя реакцию, а трансформируя её в различные формы активного поведения (занятия спортом, физический труд). Психотерапия направлена на формирование новых установок, моделей (форм) поведения, повышение самооценки при индивидуальной работе с личностью или в условиях малой группы(3-5 человек). При выраженности и длительном проявлении агрессивных реакций, и их сочетании с гиперактивностью, импульсивностью, оппозиционно - вызывающим поведением, расстройствами поведения необходима консультация психотерапевта или невролога.

Реакции тревоги, страха сопровождают процесс развития и формирования личности и являются естественными при наличии незнакомой, неожиданной ситуации. Страх - это переживание конкретной психотравмирующей ситуации, часто происходящей неожиданно для личности. Тревога - это переживание, ожидаемой психотравмирующей ситуации, которая может произойти в будущем, содержащее в себе мобилизующий компонент. Таким образом, страх как эмоциональная реакция появляется при реальных событиях, тревога сопровождает ожидание данных событий.

Существуют проявления страха и тревоги, которые более выражены и длительны по времени, не поддаются произвольному контролю и не могут быть объяснены или логически опровергнуты. В таких случаях речь идёт о тревожных расстройствах, которые отличаются от нормальной тревожности и боязливости выраженной интенсивностью, которая непропорциональна ситуации, устойчивостью, сопутствующими соматическими реакциями, снижением уровня социальной адаптации. При наличии подобных расстройств у личности необходим медицинский подход, то есть консультация психотерапевта, невролога. При других проявлениях тревоги и страха важна поддержка эмоционально близкого лица, которым в семье является родитель, также можно, обратится к психологу, психотерапевту. Своевременное обращение к психотерапевту способствует выявлению «крайних эмоциональных состояний», при которых тревога сопровождается проявлениями депрессии. Из-за тесной связи тревогу и депрессию объединили общим термином негативная (отрицательная) аффективность. Хотя негативная аффективность является общим элементом в тревоге и депрессии, каждое нарушение имеет характерные особенности.

Депрессивная реакция, которая включает чувство печали, одиночества, волнения может проявляться при психотравмирующей ситуации и рассматриваться как отклонение в пределах нормы. Проявлениям депрессии у детей присущи определённые характеристики.

Эмоциональное благополучие подростка, стабильность его поведения зависят от того места, которое он занимает в семье и коллективе и определяется отношениями с родителями и сверстниками. Психологическое сопровождение, доминирует, если отклонение незначительно выражено и проявляется в пределах нормы. В решении проблем у детей и подростков, не достигающих степени расстройства велика роль родителей, которые проводят с ребенком значительную часть времени и знают его личностные и возрастные особенности, что позволяет им найти правильные пути разрешения сложных ситуаций при своевременном обращении к психологу, психотерапевту и совместной работе.

Возникновение эмоционального процесса приводит к формированию новых форм реагирования. Иногда эмоциональные реакции бывают бурными и внезапными, возникая почти сразу после действия возбуждающего агента. Такая эмоция принимает форму аффекта.
Но эмоции могут формироваться и постепенно, длительное время, оставаясь латентными; в таком случае не наблюдаются ни эмоциональные специфические проявления, ни какие бы то ни было следы в сознании - существует только повышенная готовность к эмоциональной реакции.
Эмоция, получившая достаточную силу и организованность, приобретает способность оказывать большое влияние на функциональное состояние различных психических механизмов. Организующая функция эмоций проявляется в нескольких различных формах:
. в форме выразительных движений,
. в форме эмоциональных действий,
. в форме высказываний об испытываемых эмоциональных состояниях,
. в форме определенного отношения к окружающему.
Эмоции - внутренние психические субъективные состояния, характеризующиеся специфичным для них ярким телесным выражением, которое проявляется в сосудистых реакциях, в изменениях дыхания и кровообращения (в связи с этим в побледнении или покраснении лица), в своеобразной мимике и жестах, в интонационных особенностях речи и т. д.
Изменение дыхания при эмоциях. Многие эмоции связаны с усилением мышечной деятельности и повышением голоса. Этим объясняется большая роль, которую играют в эмоциях дыхательные движения, выполняющие, как известно, двойную функцию: 1) усиление газообмена и обеспечение необходимого для повышенной мускульной работы кислорода и 2) пропускание воздуха через голосовую щель и обеспечение требуемой вибрации голосовых связок.
Дыхательные движения при эмоциях претерпевают характерные для различных эмоциональных состояний изменения своей скорости и амплитуды.
Изменения кровообращения при эмоциях. Эти изменения характеризуются частотой и силой пульса, величиной кровяного давления, расширением и сужением кровеносных сосудов. В результате этих изменений убыстряется или замедляется ток крови и соответственно наблюдается приток крови к одним и ее отток отдругих органов и частей тела. Как указывалось выше, скорость сердечных сокращений регулируется вегетативными импульсами, а также изменяется под влиянием адреналина. В спокойном состоянии частота пульса составляет 60-70 ударов в минуту. При испуге происходит мгновенное ускорение до 80-90 ударов. При возбуждении и напряженном ожидании (на старте) частота пульса повышается на 15-16 ударов в минуту. Вообще возбуждение ускоряет кровообращение.
Мимические выразительные движения. Человек обладает сложной мускулатурой лица, которая в своей значительной части выполняет только функцию мимических движений в соответствии с характером испытываемых человеком эмоциональных состояний. С помощью мимики,т. е. координированных движений глаз, бровей, губ, носа и т. д., человек выражает самые сложные и разнообразные эмоциональные состояния: слегка открытый рот с опусканием его углов выражает печаль; вытянутые в стороны губы с поднятием углов рта кверху - удовольствие; поднятые брови - удивление; сильное и внезапное поднятие бровей - изумление; оскал зубов - раздражение и гнев; подъем верхней губы с характерным расширением ноздрей носа - отвращение; полузакрытые глаза - безразличие; плотно сжатые губы - решимость и т. д. Мимика лица способна выразить очень тонкие оттенки смущения, гнева, оскорбления, любви, пренебрежения, уважения и т. д. Большое значение при этом имеет выражение глаз (рис.).
Выражение эмоций в речевой интонации. Поскольку речь играет огромную роль в жизни человека, большое значение во взаимоотношениях людей приобрело выражение эмоций с помощью повышения, или понижения, или ослабления голоса. Выразительное значение имеют также и тембр голоса, темп речи и ее ритмическое (акцентное) членение с помощью пауз и логического ударения. Слова, произносимые на одной и той же высоте звука, делают речь монотонной и лишенной выразительности. Наоборот, значительная звуковысотная модуляция голоса (у некоторых артистов она превышает две октавы) делает речь человека весьма выразительной в эмоциональном отношении.
Эмоциональная выразительность речи играет огромную роль в общении людей. Совокупным действием всех указанных средств человек только с помощью одного своего голоса может выражать самые сложные и тонкие эмоции - иронию, ласку, сарказм, боязнь, решимость, просьбу, восторг и т. д.
Чувства у человека могут проявляться в таких формах, как: аффект, страсть, настроение, стресс.

Текст
Александр Ляпидевский,специалист по восстановительной медицине, методист, массажист
Ирина Соловьева, психолог, специалистпо телесно-ориентированной психотерапии, член АТОП

журнал "Наша психология" (психология на каждый день), май 2011,

" Болезнь невыраженных чувств "

Наше тело и наша психика связаны едино и неразрывно. То, что происходит у нас в душе, мгновенно отражается на теле: лицо выражает наши переживания, в минуту волнения учащается пульс, и наоборот: изменения, которые происходят в теле, влияют на наше душевное состояние. На этом, к примеру, построена система релаксационных аутотренингов: расслабляя тело, мы успокаиваемся психологически.

Эмоции выражают себя через тело, а оно влияет на эмоции. Обратная связь - от тела к эмоциям - используется в актерской системе Станиславского: чтобы почувствовать переживания своего героя, актер перед позу и выражение лица, которые соответствуют этим эмоциям, - и через какое-то время к нему действительно приходят нужные переживания.

Не бывает «плохих» и «хороших» эмоций, любые чувства имеют право быть и возникают не случайно. «Плохими» мы называем те чувства, которые нам трудно пережить, но это не значит, что они и правда «плохие».

Чувства возникают помимо нашей воли, вне сознательного контроля. Нельзя усилием воли заставить себя не ревновать, не бояться и т. д. Сознательно мы можем лишь решить, что с этим чувством дальше делать, как поступать. Например, я боюсь экзамена, страх возникает вне зависимости от моего желания. А вот что с этим дальше делать: все-таки пойти на экзамен или сказаться больной, - это уже сознательный выбор.

Увы, хотя в детстве нас и учат многому, но не тому, как обходиться со своими чувствами. Мы осваиваем алфавит, таблицу умножения, потом - логарифмы и степенные функции, но вот что делать с эмоциями, мы не знаем. Более того, в нашем обществе есть множество мифов, приводящих к запрету не только на выражение чувств, но и на их переживание. С детства нам твердят: «Ты же девочка - как ты можешь злиться?», «Ты же мальчик!», «Мужчины не плачут». Став взрослыми, мы не знаем, как справляться с эмоциональным стрессом, со своим и чужим.

Типичная ошибка - запрет на переживание горя. Когда произошла большая потеря - смерть близкого человека, нужно эту потерю оплакать, прожить, отпустить. Рыдать, причем даже дни напролет, - естественно. Это нормальная эмоциональная реакция на ненормальную ситуацию. Но вмешиваются заботливые друзья и начинают утешать: «Ну, не плачь»… Усилием воли человек прекращает плакать - а эмоциональное переживание боли остается. И вместо того, чтобы выйти естественным путем, через тело (слезы, крик…), болезненные эмоции остаются внутри и, как медленный яд, начинают разрушать нас изнутри. В психологии этот механизм называется подавлением чувств.

К подавлению чувств приводят ситуации двух типов.
1. Мы осознаем, что испытываем определенные чувства, но не можем себе позволить их выражение. Так, у одной моей знакомой внезапно от инфаркта умер муж. Она не позволяла себе плакать, чтобы не расстраивать ребенка, держала все в себе, и в результате у нее самой начались проблемы с сердцем - в нем поселилось слишком много горя…

2. Но ситуации, когда мы действительно не можем выразить все то, что сейчас чувствуем, действительно встречаются. Что делать, если мы не можем, например, в разгар совещания честно сказать начальнику, что он - козел?.. Важно в любом случае осознавать, что ты сейчас испытываешь, - вне зависимости от того, можно ли сейчас позволить себе выражать чувства или нет. А уже потом, в подходящей обстановке, действительно дать волю чувствам. Например, придя домой, попинать подушку или порвать в клочки старую газету…

Но есть настолько запретные чувства, что, и испытывая их, мы это даже не отслеживаем. Например, у нас в культуре есть миф о том, что на близкого человека нельзя злиться. Думаю, каждый психолог не раз слышал в своем кабинете слова «Конечно, я на него не злюсь! Я же его люблю!». Но злость - естественное чувство. Можно любить мужа и злиться на то, что он вечно забывает купить хлеб, любить ребенка и злиться на вечный бардак в его комнате…

А подавленные чувства из нашего внутреннего пространства никуда не деваются. Ведь если запихнуть весь хлам в кладовку, он все равно в квартире останется - просто теперь будет храниться в другом помещении… К тому же размеры кладовки ограничены. Рано или поздно она перестанет в себя вмещать очередные сломанные лыжи и школьные тетради за второй класс. Более того, из нее начнут вываливаться старые предметы…

То есть наше Бессознательное, вмещающее в себя вытесненные переживания, в какой-то момент перестает с этой функцией справляться. И что же тогда наступает? Саморазрушение…

Как возможный вариант - уход в зависимость. Или в очевидную (наркомания, алкоголизм), или не столь уж явную (интернет-зависимость, трудоголизм, сексоголизм…). Сам вид зависимости - уже частность. Сама по себе зависимость - «болезнь замороженных чувств». Объект зависимости - алкоголь, работа и прочее - здесь нужны лишь для того, чтобы продолжать подавлять эмоции, т. е. запихивать в «кладовку» все новые и новые вещи - и граммофонные пластинки, и штопаные шерстяные носки...

Другой путь - развитие физических симптомов, т. е. болезней. За ними стоят исключительно психологические причины - подавленные чувства. Например, за гипертонией скрывается гнев, а за онкологией - аутоагрессия.

Влияние психологических процессов на формирование и развитие телесных (соматических) болезней изучает психосоматика - раздел современной официальной медицины, зародившийся в XIX веке. Психосоматическими называются те болез- ни, за возникновением которых стоят психологические причины. Ф. Александер - пожалуй, один из самых известных специалистов, занимающихся психосоматикой, - говорил о том, что к психосоматическим болезням приводит неразрешенный внутренний конфликт. Фактически это «болезнь невыраженных чувств».

Но о связи между определенными эмоциями и заболеваниями говорили еще в древности и античная, и восточная медицина…

И во все времена (не важно, возникшая ли это болезнь, приснившаяся жаба или неурожай брюквы) возникал извечный вопрос «К чему бы это?». Попытки перевести язык тела на язык чувств, связать болезнь и психологическое состояние были всегда, продолжаются и сейчас. И так как «все новое - это хорошо забытое старое», мы предлагаем вам ознакомиться с тем, какой «словарь» болезней предлагает китайская традиционная медицина.

«И в центре любого психосоматического симптома (болезни), и в центре любой зависимости лежит некая душевная боль, которую человек пытается избежать, подавляя чувства. На это уходит много энергии, и со временем напряжение только усиливается. Внутренний конфликт не решается, если пустить его на самотек. Напротив, и болезнь, и зависимость будут лишь прогрессировать. Как и беременность, “само не рассосется”. Единственный выход - пойти навстречу этой боли, перестать ее избегать, погрузиться в свои истинные чувства. Только так внутренний конфликт имеет шансы разрешиться».

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Александр Донцов, доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ имени Ломоносова, академик
Российской академии образования

Мазохизм - не досужая выдумка. Поделившись доисторической «новостью», что в земной жизни душа обитает в теле, авторы рекомендуют не бояться открытого выражения эмоций. Упомянуты горе, гнев и страх. Согласен, они естественны, и стыдиться их столь же глупо, как жажды или голода. Не спорю, время от времени им, вероятно, нужно давать «выход». Впрочем, если эти эмоции глубоки и искренни, они и не спрашивают «разрешения», сами выплескиваются. Хотя подспудно скрытая за советом «рыдать дни напролет» метафора человеческих чувств как парового котла, из которого, дабы не взорвался, следует «спускать пар», кажется мне примитивной. И не только мне. Авторы «котел» заменили «кладовкой», но сути дела это не меняет. «Эти чувства из нашего внутреннего пространства никуда не деваются», - настаивают они. Разве? Почему же тогда солнечным утром забываешь вчерашний гнев или обиду? Да и оправданная печаль никому не помешала улыбнуться удачной шутке. И еще. Позволив себе открыто предаваться страстям, можно ли напрочь забыть об окружающих? Довести до истерики ребенка, у которого умер отец? А что сердце защемило от ухода близкого человека, так на то оно сердце, чтобы болеть при утрате. Я бы с осторожностью применял рецепт «пойти навстречу боли»: мазохизм - не досужая выдумка.

РУССКИЙ ЯЗЫК
Зырянова Алёна

Научный руководитель:

Зырянова Галина Ивановна
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ЭМОЦИЙ
Эмоциональные процессы изучают в различных науках: философии, психологии, лингвистике. Лингвистика позже других наук обратилась к изучению сферы эмоционального. Язык является средством выражения эмоций. Мы познаем мир посредством мышления и пользуемся языком для выражения своих впечатлений, мнений, эмоций, восприятия.

К вербальным способам выражения эмоций относятся: л ексические способы, морфологические, грамматические, стилистические, синтаксические, изобразительно-выразительные средства, речевые интонации.


  1. Лексические способы выражения эмоций
В составе эмоциональной лексики выделяют 3 группы:

  1. Слова, содержащие оценку фактов, явлений, признаков, дающие однозначную характеристику людей: восхитительный, непревзойденный (эмоции восторга); противный, напакостить, подхалим, любимчик и т. д. (эмоции неодобрения). Такие слова не употребляются в переносном значении .

  2. Многозначные слова, получившие эмоциональную окраску при переносном употреблении. Так о человеке, определяя его характер, можно сказать: шляпа, тряпка, тюфяк, вешалка (эмоции пренебрежения).

  3. Слова, передающие различные оттенки: сыночек, дочурка, бабуля (положительные эмоции); бородища, казенщина, тягомотина (отрицательные).
Эмоциональность лексики нередко передается особо выразительной экспрессивной лексикой. Экспрессивность - выразительность, сила, проявление чувств, переживаний. Например, вместо слова хороший в состоянии восторга можно сказать – прекрасный, замечательный, восхитительный. По степени эмоционального напряжения слово может иметь несколько экспрессивных синонимов: несчастье – горе, катастрофа; буйный – безудержный, яростный.

По эмоциональной окраске выделяются: торжественные слова – свершения, незабвенный; риторические – соратник, возвестить ; поэтические – лазурный, воспевать ; шутливые - благоверный, новоиспеченный ; иронические - соблаговолите, донжуан ; фамильярные – смазливый, шушукаться ; неодобрительные – претенциозный, пройдоха ; пренебрежительные – малевать, крохоборство ; презрительные – наушничать, подхалим ; уничижительные – юбчонка, хлюпик ; вульгарные – хапуга, клевый ; бранные – хам, дурак . Таким образом, слова, близкие по эмоциональной окрашенности, классифицируются на лексику положительных эмоций и лексику, выражающую отрицательную оценку называемых понятий.

Также эмоциональную окрашенность имеют устоявшиеся фразеологические сочетания, пословицы, поговорки.

Богат Ермошка: есть козел да кошка - ирония, насмешка, неодобрение.

Видели добро – увидим и худо – опасения, разочарование, боязнь.

Чтоб ему пусто было ! – досада, раздражение, недовольство и т.д.

II. Морфологические способы выражения эмоций

Наши эмоции зависят от того, какими словами каких частей речи мы их выражаем. Так, м еждометие является той частью речи, которая включает неизменяемые слова, непосредственно выражающие наши чувства, волеизъявления: радости, печали, удивления, сожаления, страха, гнева, возмущения, презрения, отвращения и другие.

Сердце так и гложет страх! Ах!

Эх! Ведь как назло!

Вот бы нынче повезло!

Ох, беда уже близка!

Так и ждет меня доска.

Если б кто-нибудь помог. Ох!

Ух! Ах! Эх! Ох!

Ух… не вызвали!

Модальные слова – слова, при помощи которых говорящий оценивает свое высказывание, происходящее. Возможные значения: неуверенность, сомнение (наверное, кажется ); эмоциональное отношение к фактам действительности (к счастью, к удивлению, к сожалению, к несчастью, к огорчению и т. д.)

Частицы – служебные слова, придающие дополнительный смысл, эмоциональные оттенки. Примеры: а) восклицательно - оценочные частицы – что за! как! Просто ну! (Ну что за шейка, что за глазки! ); б) Частица С-, выражающая подобострастие, вежливость. (Сударыня, можно-с ручку-с ); в) частица – КА со значением смягчения требования (Отойди – ка от меня ).

4. Слова категории состояния - выражают состояние (душевное, психическое, физическое и т.д.) человека, окружающей среды, оценку действий - грустно, весело, радостно, печально, тоскливо . В русской классике известно множество лирических произведений, в которых широко используются слова категории состояния. Пример – стихотворение М.Ю. Лермонтова «И скучно, и грустно, и некому руку подать».

III. Грамматические способы.

Это использование для образования новых слов, выражающих различные эмоциональные оттенки, различных суффиксов и приставок: 1) уменьшительно-ласкательные суффиксы - еньк-, оньк-, -иньк-, ушк-, юшк - (дорога- дороженька, заяц - заинька, поле - полюшко, воробей - воробышек, хлеб – хлебушек); 2) суффиксы субъективной оценки -к-, -ок-, -ек- ( лампада - лампадка, ветер - ветерок, фонарь - фонарик, изба – избушка) ; 3) приставки: больно – пребольно, сверхинтересный, супергерой ; 4) образование превосходной степени прилагательных при помощи приставки –наи - и суффикса – ш- : красивый - наикрасивейший ; при помощи суффикса –ейш- : храбрый – храбрейший ; 5) степени сравнения наречий – простая сравнительная степень – ярко – ярче ; составная сравнительная степень - более ярко, менее ярко .

Примером может служить стихотворение поэтессы из Горно-Алтайска – Александры Зыковой «О Родине».

Из малого Отечества большое вытекает.

Как тихонькая реченька

В Катунь мою впадает.

И дерном луг спасенный.

Ты малою росиночкой будь, небом оброненной.

Не меньше капля росная, чем заводь меж смородины,-

Мне шепчет лето босое заветное о Родине.

IV. Стилистические способы.

Одним из стилистических средств, направленных на выражение эмоций, можно считать жанр письма. В зависимости от эмоциональной окраски письма употребляется различная эмоционально-экспрессивная лексика. Например: письмо официально-деловое и письмо личное. Конечно же, другу мы не будем писать письмо в официально-деловом стиле, а объяснительную начальнику вряд ли кто начнет со слов «Здравствуй, милый мой друг!».

V. Синтаксические.

Синтаксис – это смысловое, эмоционально-логическое соотношение и расположение слов в предложениях , на которые всегда разделяется речь. Художественная речь в принципе должна восприниматься не только зрительно, но и на слух, в своем живом и непосредственно ощутимом интонационном звучании. Именно в нем произведения словесного искусства могут до конца раскрыть все эмоционально-образное богатство своего идейного содержания.

Выражение эмоций возможно через обособленные, вводные конструкции, сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными, придаточными обстоятельственными, бессоюзные сложные предложения с обстоятельственным значением .


  1. Обособленные конструкции – смысловое и интонационное выделение второстепенных членов предложения с целью эмоциональной, стилистической выразительности: И что вы, с вашим умом , нашли в нем. Несогласованное обособленное определение – с вашим умом – может иметь следующую эмоциональную окрашенность: восхищение (вы так умны ), пренебрежение (невысокая оценка умственного потенциала ), разочарование (вы умны, но поступили неправильно ).

  2. Вводные предложения, вставные конструкции. Их назначение – добавлять замечания, попутные указания, уточнения. Вставные вопросительные и восклицательные конструкции выражают эмоции автора или его отношение к высказываемым словам, цитатам: Отверстие в двери он плотно заткнул своим армяком и чуть свет был уже на дворе, как ни в чем не бывало, сохраняя даже (невинная хитрость!) прежнюю усталость на лице.

  3. Сложноподчиненные предложения: А) с придаточными изъяснительными (отвечают на вопросы косвенных падежей): Я очень рада (чему?), что вы нас навестили. Б) С придаточными обстоятельственными со значением условия: Я буду очень огорчена, (когда, при каком условии?), если вы не навестите нас. В) Бессоюзные сложные предложения с обстоятельственным значением: Вы не навестите нас – я буду огорчена.
Следует помнить, что сложные предложения тогда будут иметь эмоциональное выражение, когда имеют определяемое слово, т. е. то слово, от которого задаем вопрос.

VI. Изобразительно-выразительные, языковые средства.

Выразительность речи (экспрессивность) характеризуют такие свойства формы речи, которые обеспечивают и поддерживают внимание и интерес читателей или слушателей.


  1. Благозвучие (эвфония) – сочетание звуков, удобное для произношения и приятное на слуха. Облака, летя, сияют и, сияя, улетают за далекие леса. Такое сочетание вызывает эмоции восторга, восхищения, изумления.

  2. Неблагозвучие (какофония) – неудачное, неблагоприятное для произношения и слуха стечение звуков: Плакать жалостно о отшествии искреннего своего друга . Здесь выражены эмоции печали, грусти, сострадания.

  3. Звукопись: аллитерация - сближение согласных звуков (Чуть слышно бесшумно шуршат камыши )- эмоции ожидания, опасения.

  4. Ассонанс - сближение гласных звуков: Вложу я тетиву тугую, послушный лук согну в дугу, и там пошлю наудалую и горе нашему враг - восторг, ожидание победы.

  5. Антитеза – противопоставление: Мал золотник, да дорог - восхищение, уважение.

  6. Ирония – насмешка, лукавое иносказание: Ну как тебя не бояться! Едва ли кто польстится на такую красавицу.

  7. Литота - намеренное преуменьшение: Ваш милый пес не более наперстка - эмоции пренебрежения или умиления.

  8. Гипербола – намеренное преувеличение: И начался бой, и потекли реки крови - горечь, сожаления.

  9. Оксюморон – использование в сочетании слов, имеющих противоположное или несовместимое значение: Смотри, ей весело грустить такой нарядно обнаженной - восторг, преклонение.

  10. Метонимия – переименование, смежность обозначаемых явлений: Этот скульптор особенно силен в бронзе - эмоции восхищения.

    1. Речевая интонация.
Художественная речь, вследствие своей эмоциональной образности, требует для раскрытия всех особенностей своего содержания не только правильной расстановки логических акцентов, но и постановки дополнительных акцентов, имеющих эмоционально-выразительное значение. И восклицания, и вопросы, и обращения, возникающие в разговорной речи, требуют какого-то отклика, совета, ответа, а иногда и практических действий со стороны тех, к кому они относятся. Риторические вопросы, восклицания и обращения делают речь более эмоционально-выразительной. Интонация речи – этот голосоведение, с помощью которого произносятся предложения и в котором реализуются смысловое соотношение слов. Одно и тоже предложение - Я вас люблю! - можно произнести с такими интонациями , что собеседник уверует в то, что он действительно любим или по отношению к нему испытывают совершенно другие чувства. Знаки препинания в предложениях с прямой речью служат для выражения эмоциональной окрашенности слов автора, для выражения его эмоций.

Речевая интонация особенно важна, когда мы хотим заставить услышать себя, достучаться до других. Примером может служить стихотворение еще одной известной Горно-Алтайской поэтессы Лилии Юсуповой.

Плакала собака во дворе,

Тоненько и жалобно, как пела.

Словно о безрадостной судьбе

Рассказать все Господу хотела.

Чтоб услышал он её мольбу

И за эту жизнь ее собачью

Друга ей послал и конуру,

И большую косточку впридачу.
Город спал, отрекшись от тревог.

Дождь осенний лил, не уставая.

И звучал собачий монолог,

Душу мне печалью разрывая.
Таким образом, эмоции как лингвистическое явление - способ проявить свои чувства, вызвать определенное отношение у собеседников. Эмоции бывают разные, но хотелось бы пожелать всем, чтобы у вас были только положительные эмоции от восприятия окружающего, от общения с великим и могучим русским языком.
Литература

1. Аникина В.П. Русские пословицы и поговорки – М.: Художественная литература, 1988.

2. Голуб И.Б. Русский язык – М., 2006

3. Гольцова Н.Г. Русский язык 10-11 классы - М.: Русское слово, 2006.

4. Зыкова А. Корона Катуни: Избранное. - Горно-Алтайск, 2001

5. Ожегов С.И. Толковый словарь Русского языка: издание 4-е, доп. – М., 2001.

6. Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку. – М.:, 2001.

7. Справочник школьника нового типа: универсальное учебное пособие. – СПб., 2003.

8. Юсупова Л. Двойной портрет. - Горно-Алтайск, 1999.

Переживания эмоциональных состояний - радости, любви, дружбы, симпатии, благосклонности или боли, горя, страха, ненависти, презрения, отвращения и т.п. - всегда сопровождаются соответствующими внешними или внутренними выражениями.

Достаточно возникнуть эмоциональному возбуждению, оно немедленно охватывает весь организм. Внешние выражения эмоций и чувств проявляются в движениях, позах, в двигательной и вокальной мимике, интонациях речи, движениях глаз и т.п. Внутренняя или висцеральная выраженность переживаний ярко проявляется в сердцебиении, дыхании, кровяном давлении, изменениях в эндокринных железах, органах пищеварения и выделения.

Эти внутренние переживания бывают астеническими или стеническими , то есть проявляются через подавление или возбуждение.

Внешнее или экспрессивное выражение эмоций и чувств заметно даже у младенцев. Но у них оно еще мало дифференцировано. С опытом, особенно с освоением ребенком речи, экспрессивное выражение эмоций и чувств приобретает разнообразные оттенки. Богатство их настолько велико, что в языке существуют около 5000-6000 слов, которыми преимущественно передаются переживания.

С опытом и развитием речи ребенок постепенно овладевает экспрессивными выражениями, в какой-то степени задерживает их, но это не значит, что этим тормозится эмоция. П. К. Анохин считает, что в таких случаях угнетаются только те или иные периферийные компоненты эмоций - движения, мимика, сама же эмоция, раз она возникла, неизбежно распространяется на другие, преимущественно висцеральные компоненты.

Однако формирование выдержки у детей положительно отражается на их жизнедеятельности и отношениях в коллективе.

С овладением экспрессивными способами выражения эмоций и чувств формируются способности воспринимать и понимать разнообразные формы и оттенки выражения переживаний, умения их опознавать.

Вместе с этим развивается умение пользоваться экспрессивными способами выражения чувств с целью оказывать влияние на других. Эта способность необходима для артиста, а особенно для педагога, который, распознав, благодаря наблюдательности, внутренние состояния и переживания, может руководить ими, влиять на других с воспитательной целью собственными экспрессивно выраженными чувствами.

В зависимости от обстоятельств и состояния человека, его подготовленности к переживаниям, эмоции и чувства могут быть выражены по-разному. Чувство страха, например, может вызвать астеническую реакцию - скованность, шок, или же реакцию стеническую. Горе может вызвать апатию, бездействие, растерянность или соответствующие энергичные действия.

Формы и интенсивность выявления эмоций и чувств в значительной степени зависят от воспитанности, уровня культуры человека, традиций и обычаев. Это особенно отражается на выражении их внешними способами - мимикой, движениями, жестами. Внутреннее же их выражение (сердцебиение, дыхание, действие эндокринной системы) происходит относительно независимо от социальных факторов.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...