Главная мысль рассказа обида шукшина. Анализ эпического произведения малой формы (на примере рассказа В.Шукшина "Обида"). выставка его книг

Сейчас,как и раньше многие из нас привыкли не обижаться, не реагировать не негативные мелочи,которые пытаются вывести нас из себя,как-то сильно задеть.И вроде бы,это правильно,но бывают ситуации,на первый взгляд абсолютно комичные,когда обида становится настолько нестерпимой,острой и понятной только обиженному.И если прислушаться к этому обиженному человеку,то можно увидеть,что за "смехом" скрывается боль и что этот человек своей обидой в чем-то прав...Эта, вроде бы лишь смешная ситуация,как и в рассказах Чехова,и в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина,подразумевает на самом деле трагизм.

Так в рассказе В.М. Шукшина "Обида" взрослый мужчина,даже не мужчина,а дядечка, Сашка Ермолаев обиделся на то,что продавщица в магазине приняла его за какого-то пьяницу, устроившего накануне "дебош" в магазине.Его унизили.Сашка был поражен,что можно быть настолько злобным и равнодушным человеком,как тетя-продавщица,настолько недалекой хамовитой и бескультурной!Образ этой тети включен в систему и других обезличенных образов,составляющих срез такого же агрессивного общества,создать который помогает городское пространство,пространство магазина. Другие второстепенные персонажи,объединенные в систему-это очередь в магазине,люди,стоящие в ней.Один из этих людей,пожилой,в плаще-типичный городской житель,человек без лица,без души подливает масло в огонь,еще сильнее обижая Сашку.Позже Шукшин называет его неблагозвучную фамилию-Чукалов.Его,Чукалова,также переполняет злоба,желчь,желание возвыситься за счет унижения другого человека,в данном случае,Сашки, который неслучайно задает ему правдивый вопрос "А почему вы подхалимничаете?".Ответом на этот вопрос становится физическая сила сына "подхалима",Игоря,образ которого является своеобразным собирательным воплощением зажиточного,ограниченного в плане человечности,цинично-равнодушного городского человека. В отдельную систему можно объединить двух других второстепенных персонажей: жену Сашки,Веру и его маленькую,но все понимающую дочку,которая дает свою характеристику всем этим людям в магазине:"похая тетя...","какие дяди похие".И неслучайно писатель обращается к детскому видению ситуации.Как известно,устами младенца глаголет истина.А может быть у самого героя,Сашки,на чьей стороне малышка,тоже такое детское сознание?Если да,то значит,что он-наивный "чудик",образ любимый Шукщиным, искренний,простой,настоящий, открытый и воспримчивый, ранимый.В рассказе доминирует психологическое время.Обида героя здесь по ощущениям приравнивается к детской,но серьезной обиде, которая тоже вырисовывается как отдельный образ в рассказе.Остро ощущается динамика психологических ощущений героя,чувство обиды становится все сильнее и приравнивается к боли физиологической,то есть настолько эта обида ощущаема!:"обида толкнулась в грудь,как кулаком дали"-эта метафора оживляет Обиду,писатель использует прием антропоморфизации."Сводит челюсть от обиды","лицо его горело","Опять свело челюсть,затряслись губы","и трясся все утро,м трясся,затрясло опять","его Опять трясло","аж слеза навернулась"-обида разрастается в душе героя,а в конце рассказа мы наблюдаем катарсис,кульминацию этой обиды.Речь героя соответствует его состоянию в тот момент,она эмоциональна,отрывиста, не всегда ясная:"стоит..и начинает-ни с того,ни с сего...за что?"Многоточия,повторы"не был я вчера в магазине,не был" указывают на сильное смятение Сашки.Детскую наивность,чувствительность, какую-то искреннюю веру,желание доказать себе и другим свою правоту демонстрирует поступок похода к Чукалову."Может он одинокий какой..."-думает Сашка.Хоть тот и сильно оскорбил его,главный герой пытается его понять почему он стал таким подхалимом,надеется,что у того есть оправдание такому поведению.Сашка-"чудик",человек,обладающий в какой-то мере детским сознанием,обостренным чувством справедливости и искренности.Шукшин продолжает развивать тему "маленького человека" в литературе,опираясь на гоголевские,пушкинские традиции, ведь против Сашки-чудика все это городское общество, а у главного героя остается шукшинское понятие полукультуры,когда деревенский человек переезжает в город,вроде бы становится деревенским жителем,но не до конца.И здесь такой человек оказывается лучше урбанистических личностей.

В рассказе сочетаются несколько похожих видов композиций:рамочная,кольцевая и ретроспективная,диалоги отличаются динамизмом и живостью,отсутствием назидательности,в центре внимания простой человек-чудик.Мы знаем Шукшина как мастера "деревенской прозы", в его произведениях открытость,простодушие и ранимость,как в рассказе"Обида" характеризуют простого человека,который близок к деревенской народной культуре,который резко противопоставлен жителю города.Писатель обращается к проблемам отсутствия человечности,духовности в городском обществе,проблемам низкой нравственности людей,подхалимничества, черствости,равнодушия.В произведении есть образ рассказчика,который то и дело озвучивает эти проблемы"Что такое творится с людьми?".Но чтобы раскрыть все это Шукшину не нужно было использовать среднюю или крупную форму повествования,жанр рассказ лаконично и ясно обозначивает одну сюжетную линию,которая прослеживается с душевным состоянием героя.Глубокий чеховский психологизм, скрытый юмор,ирония в сочетании с драматизмом проблематики сконцентрировались в этом рассказе.

Тема : « Людей не интересных в мире нет…» (по рассказу В.М.Шукшина « Обида».)

Цель:

    Познакомить учащихся с биографией писателя.

    Прочтение и осмысление рассказа В.М.Шукшина «Обида».

    Развитие творческих и аналитических способностей, коммуникативных умений.

Воспитательная цель: Обратить внимание учащихся на актуальные для сегодняшнего дня и одновременно вечные проблемы духовности, нравственности. Воспитывать в детях свойства человеческой души: доброту, справедливость, любовь к людям, чувство собственного достоинства.

Ведущий прием: Аналитическая беседа

Оборудование: Портрет В.М. Шукшина (слайд №2 ). . Выставка произведений писателя

Эпиграф к уроку (слайд № 3 )

Ход урока

I. Организационный момент

II . Вызов эмоционального настроения учащихся на восприятие рассказа.

    Обращение к эпиграфу.

­­1. Как вы понимаете значение слова «обида?»

А вот что говорит нам словарь Ожегова:

Обида – 1. Несправедливо причиненное огорчение, оскорбление, а также вызванное этим чувством.

2. О досадном обидном случае (разговорное)

2. Ребята, что чувствуете и предпринимаете, если вас кто-то обидел?

От чего зависит эта реакция?

(Чувств, возмущение, гнев, огорчаются, расстраиваются, замыкаются в себе, кто-то старается доказать свою правоту, кто-то перестает разговаривать с человеком, который его обидел, кто-то хамит).

3. Как, по-вашему, следует вести, если тебя кто-то несправедливо обидел?

МНЕНИЯ

Восстановить справедливость, Ответить тем же, прекратить с этим

разобраться, почему с тобой так человеком отношения.

поступили.

4. Можете ли вы по названию определить, каким будет содержание рассказа?

I I I. Вступительное слово учителя о писателе

Русские писатели в своих лучших произведениях призывают нас быть добрее, милосерднее, сердечнее относиться друг к другу. Одним из таких писателей был В.М. Шукшин. Он вспыхнул на горизонте культуры ослепительно чистой, яркой звездой, прямо-таки сказочной россыпью дарований. Писатель-романист, драматург, удивительный, неповторимый артист, умеющий сказать пронзительную, такую необходимую правду о простом человеке, что миллионы сердец замирали в едином порыве. В.М.Шукшину было дано такое счастье. Стремился познать душу народа, слиться с ней в неразрывном единстве. Невозможно понять В.М.Шукшина без его кровной связи с родным селом, родным домом, с матерью, которую любил невероятной сыновней любовью. Он все время рвался душой на родину в Сростки.

1.Чтение стихотворения ученицей

В своем признании В.М.Шукшин говорил: « Как где скажут Алтай, так вздрогнешь. Когда буду помирать, если буду в сознании, в последней момент успею подумать о матери, о детях, родине, которая живет во мне. Дороже у меня ничего нет». Он похож на свою родину, она воплотилась в нем, вылитая родная сторона. Герои Шукшина – люди, живущие просто, естественно, не делая другим зла. Но их стремление сделать “людям как лучше” постоянно натыкается на стену непонимания, отчужденность, даже враждебность Автор показывает, что истинная доброта и нравственность не могут исчезнуть. Творчество В.М. Шукшина зовет к обсуждению, спору. Хочется пробудить в вас интерес к его фильмам, к его книгам.

Писатель Валентин Распутин выделяет в творчестве Шукшина основополагающую грань: “Будь человеком”. Талант Шукшина – это прежде всего голос взыскующей совести. Нравственное здоровье современного общества – предмет особенно мучительных раздумий писателя: (слайд № 4 )

Главное для Шукшина – не где живет человек, а как он живет и какой это человек (слайд №5).

2. Изменилось ли ваше представление о названии и содержании рассказа после услышанного? (Очевидно герой рассказа необычно поведет себя, будет выяснять, что обидчики не правы, или простит обиду, или побьет обидчика).

Переходим к анализу рассказа “Обида”. Рассказ, казалось бы, ни о чем. Приняли за пьяницу человека в магазине, обошлись непочтительно, а один выпивший потом даже побил, чтоб не “возникал”. Мы с вами разделили рассказ « Обида» на 6 частей.

IV . Чтение и осмысление рассказа.

    Чтение I части

    Найдите и зачитайте «ключевые» слова в этой части.

    Какой литературный герой вспоминается, когда читаешь эти слова?

    Какая проблема поставлена во вступительной части рассказа?

    К чему готовит нас такое вступление?

Вывод: Итак, героя обидели. Пока мы не знаем, кто? Где? Почему?, но герой назван Сашка Ермолаев.

Кто мог обидеть Сашку?

(Кто угодно: одноклассники, родители, на улице, врач, жена и др.).

    Чтение II части

Ребята, подтвердились ли ваши предположения о дальнейших событиях рассказа?

    Почему действие рассказа происходит именно в магазине?

    Как, скорее всего, поступит наш герой? Почему вы так думаете?

Вывод: В этом эпизоде завязка. Развитие действия будет связано с нравственным выбором героя. (Визит к директору проблемы не решит).

    Чтение III части

Подтвердились ли ваши предположения?

1. Что не подтвердилось? Почему?

2. Каково психологическое состояние героя в этом эпизоде?

3. Почему заведующая отделом и продавщица не понимают Сашку? (В круг их жизненных ценностей не входят такие понятия, как честь, достоинство, уважение к человеку. Таким людям он ничего не докажет).

4. Как следовало бы поступить герою?

- Как он поступит?

- Почему вы так думаете?

Вывод: Сашка продолжает верить в то, что будут свидетели.

    Чтение IV части

Скажите, пожалуйста, какие ваши предположения подтвердились?

Человека в плаще?

2. Что чувствует Сашка, оказавшись перед враждебной ему очередью

3. Почему в рассказе несколько раз повторяются слова Сашкиной маленькой дочки?

Вывод: Единственное существо, чувствующее состояние Сашки. Она по-своему, по-детски, готова защитить, посочувствовать, поддержать словами, нравственную оценку происходящему дает ребенок, но что можно объяснить людям, которые тебя не слышат.

4. Какие возможны дальнейшие варианты в поведении героя? (Уйти, поколотить человека в плаще, поговорить с ним).

    Самостоятельное чтение V части

- работа в парах

Сформулируйте вопросы к этому эпизоду, чтобы лучше понять характер героя?

    Почему Сашка решил поговорить с «человеком в плаще?»

    Какие чувства испытывает к этому человеку?

    Почему ничего не сказал жене?

    Почему Сашка решил сходить к этому человеку?

Вывод: В Сашке живет великая потребность в справедливости и великая вера в нее. Способность болеть душой за других людей, за все человечество.

    Чтение VI части

Скажите, какое впечатление производит этот эпизод?

    Как изображен Чукалов?

    Почему Чукалов не заметил «спокойного, интеллигентного» настроя Сашки?

Вывод: Герой только что переживал за все человечество, а теперь готов поднять руку на человека. Сильна обида, страшная злоба бессилия. Что же делать, если тебя не понимают по-хорошему?

- самостоятельная работа

Попробуйте написать возможное окончание рассказа. Постарайтесь при этом учесть логику героев, авторскую позицию. (обсуждение).

    Чтение учителем финала

    Какое впечатление от финала?

    Смирился ли Сашка с хамством, несправедливостью?

    Найдите в тексте вопрос, который больше всего волнует Сашку?

Важен ли этот вопрос сегодня?

Ребята, вернемся к эпиграфу, как он соотносится с нашим рассказом? (слайд №7 )

V . Обобщение учителя

В рассказе “Обида” речь идет об обыкновенном житейском случае, свидетелем или участником которого может оказаться каждый из нас в любую минуту: в транспорте, в магазине, в любом учреждении. Это, к сожалению, стало обыденной реальностью. Наш герой беспокойный, с обостренным чувством справедливости, он прост, открыт, он незаметный «маленький» человек, но задумывается над большими проблемами, но ему не по силам решить все проблемы: «мне интересен исследовательский характер человека – не догматика, человека, не посаженного на науку поведения, такой человек импульсивен, поддается порывам, а, следовательно, крайне естественен, но у него всегда разумная душа»,- писал В.М.Шукшин. Мы живем среди обозленных, агрессивно настроенных, грубых людей. И грубость, к несчастью, становится нормой поведения и общения. Поневоле задаешь тот же вопрос, что и Василий Макарович Шукшин: “Люди, что с нами происходит?” Да, что с нами происходит? К чему мы идем? В этом бешеном ритме жизни, наверное, обязательно нужно найти минуту и вспомнить простую истину: надо быть человеком... Вера в гуманные начала жизни, вера в силы человека, возможность одержать победу над злом побудила Шукшина написать рассказ. Шукшин абсолютно убеждает нас в том, что “людей неинтересных в мире нет” (слайд № 9 ).

VШ. Домашнее задание (слайд № 10 ).

Анализ произведения В.Шукшина «Обида»

Наверно, нет такого человека, которого бы кто-нибудь не обидел. Конечно, каждый из нас был в такой ситуации, когда со стороны другого лица мы слышим беспричинные обвинения или даже оскорбления…Но стоит ли из-за этого переживать? Или можно просто улыбнуться Вашему обидчику?

«Обида». Так называется произведение В.Шукшина. И по короткому, простому, всем привычному слову читатель уже может составить некоторое представление о рассказе.

Образ обиды главный, центральный в произведении. Поэтому автор уже в названии его обозначает. Однако он представлен не просто как чувство, охватившее героя, а скорее как живое существо. Автор использует прием олицетворения, чтобы наделить образ обиды человеческими качествами: «толкнулась в грудь, как кулаком дали». Это и метафора, которая передает, как внезапно и быстро охватило героя чувство обиды и оставалось с ним до последнего слова рассказа. Все произведение построено на приеме градации. Поэтому чувство обиды развивается, усиливается с каждым действием: «толкнулась» - «сводит челюсть от обиды» - «лицо его горело» - «затряслись губы» - «опять затрясло» - «опять сводит челюсть». Повтор «опять» рисует беспрестанно усиливающееся чувство обиды. Это придает и динамичность, стремительность произведению. Автор не раскрывает в моменты возникающих волн обиды внутренний мир героя, его душевные переживания, однако через физиологические ощущения, через психологические жесты читатель легко может понять и почувствовать состояние героя, может ощутить его боль. Оно так ярко, подробно представлено, что мы невольно представляем себя на месте героя или становимся свидетелями, зрителями происходящего. В этом заключается своеобразный прием эмпатии, который использует автор: передача обиды как своей собственной. И читатель также проникается этим ощущением нанесенной обиды.

Все произведение будто пронизано различными ощущениями: «точно ему надавали пощечин» или ощущение заговора («заговор какой-то!»). Они помогают читателю еще лучше увидеть картину, изображаемую в произведении и почувствовать обстановку, в которой находятся герои.

Важную роль играет ощущение заговора. Словно все люди разделяют одну точку зрения, не совпадающую с мнением героя, и настроены очень агрессивно по отношению к нему. Образ очереди и символизирует эту толпу людей, серую массу. К ним относятся и более подробные, яркие образы «серого плаща», «тети» и завотделом. Они противопоставляются главному герою – Сашке. Однако очередь возникла не сразу. Снова используется автором прием восходящей градации: сначала появляется образ тети, потом тети и завотделом, затем тети, завотделом и «парня-мясника», и только потом – очереди. Тогда и возникает то самое мучительное ощущение заговора.

Возглавляет эту очередь и воплощает в себе все её характерные черты образ «одного пожилого в плаще». Даже фамилия этого героя (Чукалов) какая-то неблагозвучная. Автор овеществляет его, называя «плащом» («плащ остановился»). Это типичный городской житель: человек без души, без лица. Он как все, и такие как он преобладают в обществе. Автор поднимает проблему подхалимничества, угодничества. Главный герой не понимает и не разделяет позицию этих людей. В их глазах он чудик. Это особый тип героя, человека не от мира сего. Его поведение нетрадиционное и не понятное другим. Он сродни юродивому: он также не похож на остальных людей, отношение к нему порой несправедливое, однако, как известно, его уста глаголют истину. Так и позиция автора полностью совпадает с позицией Сашки. В.Шукшин обращается к теме маленького человека в образе чудика, продолжая традиции, начатые Пушкиным, Гоголем. Безразличие к главному герою людей, стоящих в очереди, их злость и агрессия к нему ярко иллюстрируют эту проблему.

Образ «серого плаща» неразрывно связан и с образом «тети». Между ними существует явная связь. Способом характеристики этих персонажей является их речь. Тетя-продавщица говорит строго, зло. Речь также рисует героиню как неразвитую, необразованную, недалекую женщину («плотют»). Все её жесты, действия говорят о её злом характере («глаза вспыхнули злостью»). Она сама создает напряженную обстановку, повышая голос на главного героя («тетя повысила голос, приглашая к скандалу других продавщиц»). Агрессивное поведение «тети» также раскрывает некоторые отрицательные стороны персонажа.

Автор меняет угол зрения, раскрывая события глазами ребенка, рисуя детское сознание. «Какие дяди похие…», - говорит маленькая девочка Маша о тете и о других людях в очереди. И с такой позицией нельзя не согласиться. Взгляды героев Саши и Маши слиты, и автор также разделяет их. На стороне главного героя находится и другой персонаж – его жена, которая прекрасно понимает его. Она противопоставляется злым, агрессивным людям в магазине. В.Шукшин указывает на социальный конфликт между ними.

Пространство города, которое представлено в произведение, враждебное, чужое, закрытое. Магазин же становится символом этого города. Автор обрисовал срез общества, обезличенных людей, заглянув в него (в магазин).

Произведение В.Шукшина отличается публицистической остротой постановки проблем. Все вопросы-проблемы рассказчик озвучивает. В рассказе множество риторических вопросов, которые ярко это иллюстрируют («Что за желание угодить продавцу, чиновнику, начальству?»). Продолжая традиции Чехова и Зощенко, Шукшин за юмором и иронией скрывает глубочайший смысл, за которым проглядывает и драматизм всей ситуации. Изображение боли главного героя способно вызвать катарсис, то есть очищение, просветление человеческой души через слезы.

Произведение небольшое по объёму, очень лаконичное, в нем представлено малое количество героев, и раскрывается одна сюжетная линия. Все это дает право говорить, что жанр данного творения – рассказ. В произведение, как правило, есть экспозиция, однако она очень интересная и нетрадиционная: в ней не рассказывается о предыстории героев. Автор размышляет о обиде и о поведении людей, которых обидели. Композиционное построение рассказа также отличается. Шукшин использует элементы кольцевой и рамочной композиции, чтобы отделить и выделить произведение. Ретроспективная композиция рисует воспоминания рассказчика об изображаемых событиях, что придает им достоверность. Создавая произведение в рамках реализма, автору удалось показать объективную картину действительности.

Риторическое восклицание «Трясуны мы, трясуны!» является опорным в рассказе, создает максимальную эмоциональную напряженность. Оно непосредственно обращено к читателю, на что указывает местоимение "мы". Тогда может и нам следует задуматься о роли маленького человека в современном обществе и быть внимательнее по отношению к окружающим нас людям.

Открытый урок по литературе (10 класс)

"ЭТИ РАЗНЫЕ-РАЗНЫЕ СУДЬБЫ"

(Урок по творчеству В. Шукшина.

Рассказ-характер "Чудик".

Рассказ-исповедь "Обида")

Цели:

- проанализировать рассказы В. Шукшина "Чудик", "Обида";

Учиться видеть и чувствовать человека;

Развивать связную речь учащихся.

Оборудование:

стенд "Человек он редкостный", плакат с высказыванием В. Шукшина: "Русский народ за свою историю отобрал, сохранил и возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту... Помни это. Будь человеком!"

Эпиграф:

Шукшин остается нашей совестью. Он не мог жить "со стороны", он сгорал в каждом созданном образе, сердце было болеющее, ранимое...

Ход урока

1. Слово учителя.

Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский в книге "Родительская педагогика" писал: "Есть такая опасная вещь - лень души. Загляни себе в душу, нет ли в ней зернышка этой беды. Если есть - выбрось, ее, не дай прорасти дурманом. Лень души – это равнодушие к человеку. Ты идешь по улице многолюдного города, видишь среди множества лиц человека, в глазах которого смятение и отчаяние. Твои глаза скользнули по этим единственным в мире глазам, но не донесли до твоей души ни отчаяния, ни смятения, ты не подумал, что перед тобой горе, возможно, перед тобой гибель целого мира: ведь каждая человеческая душа - это неповторимый мир. Если ты не чувствуешь этого мира, значит, у тебя первые признаки этой болезни лени души. Преодолей в себе эту болезнь. Всматривайся во все, что происходит вокруг тебя. Учись видеть и чувствовать человека. Помни, что самое главное в окружающем тебя мире - человек..."

Главное в поле зрения Василия Шукшина - человек. В каждом рассказе писателя он возникает зримо, с массой точных бытовых и психологических деталей. Герои В. Шукшина, по словам писателя, - это "люди простые, но всегда неравнодушные, ищущие".

2. Рассказ ученика о жизни В. Шукшина у стенда "Человек он редкостный".

Учитель: Нет с нами большого писателя - Василия Макаровича Шукшина. Но остались его книги, его мысли. И каждый его рассказ заставляет нас задуматься о серьезных проблемах современности, о жизни, о поведении человека, его поступках. Шукшин хотел разбудить нашу совесть, чтобы мы задумались, что с нами происходит.

3. Работа с текстом рассказа "Чудик".

Ученик выразительно читает отрывок из рассказа "Чудик":

"Он купил конфет, пряников, три плитки шоколада. И отошел в сторону, чтобы уложить все в чемодан. Раскрыл чемодан на полу, стал укладывать... Что-то глянул: на полу-то, у прилавка, где очередь, лежит в ногах у людей пятидесятирублевая бумажка..."

Учитель: Из какого рассказа эта цитата?

Ученик кратко пересказывает содержание рассказ "Чудик".

Учитель: Почему Василий Егорыч не вернулся за деньгами?

Эпизод "В самолете".

Рассказ ученика.

Учитель: Послушать живого человека не хотелось. Или еще: "Быстро стали снижаться. Читатель сорвался с места... потом очутился на полу... Все вокруг молчали - это поразило...

Чудик отстегнул ремень и тоже стал искать челюсть.

Эта?! - радостно воскликнул он. И подал..."

Почему же возмущается читатель?

Эпизод "Чудик в аэропорту".

Учитель: Как Чудик составил текст телеграммы?

Эпизод "Чудик в городе у брата".

Учитель: Как встретила Чудика сноха? ("Вот она, мол, жизнь! Видел? Сколько злости в человеке? Сколько злости! Злость..., жестокость... Это же не выход. Не понимаю: зачем они стали злые?")

Рассказ ученика о том, как Чудик разрисовал детскую коляску.

Эпизод "Разговор между братом и женой".

"Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, и возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту... Помни это. Будь человеком!" - обращается к нам В. Шукшин.

Глубокая любовь к людям приводит Шукшина к простой, казалось бы, мысли: жизнь только тогда будет прекрасной, когда люди будут делать добро, будут радовать друг друга. Обостренные чувство совести, доброго и прекрасного в человеке у В. Шукшина нерасторжимо связано с отрицанием самодовольства, хамства, зла, равнодушия.

4. Анализ рассказа "Обида".

Ученик пересказывает содержание рассказа "Обида".

Эпизод "В магазине".

Учитель: Какое отношение очереди к Ермолаеву? (Безразличное, равнодушное.)

Какие же чувства вызывают в герое безразличные плоские реплики? (Непримиримую реакцию. Они подводят к размышлениям о природе человеческого хамства, равнодушия, вообще о человеческой жизни.)

5. Учитель: Чем вас удивил, поразил В. Шукшин? Против чего он борется? Какими он хочет видеть людей?

После чтения рассказов Шукшина начинаешь более внимательно относиться к людям, которые тебя окружают. Как много может открыться в человеке, если повнимательнее приглядеться к нему.

Рассказы Шукшина, "населенные" очень разными героями, - не просто сборники рассказов. Это книги о добре, которым люди живы. Это книги о том, что каждый человек своим путем, может быть, очень трудным, приходит к этой истине. Если он человек. Его рассказы о людях думающих, страдающих и равнодушных, добрых и жестоких воспитывают в нас Человека, предлагают подумать о,самом себе, о жизни.

Ученик читает наизусть стихотворение о жизненной
позиции В. М. Шукшина.
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе
Щит и латы, посох и заплаты.
Каждый выбирает по себе.
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже - как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.

(Ю. Левитанский)

Учитель: "Никогда, ни разу в своей жизни я не позволил пожить расслабленно, развалившись. Вечно напряжен, собран", -писал о себе В. М. Шукшин.

Ученица читает наизусть стихотворение Е. Евтушенко "Памяти Шукшина".

В искусстве уютно

быть свободною булкой

французской, но так не накормишь ни вдов,

ни калек,

ни сирот.

Шукшин был горбушкой
с калиною красной

вприкуску,


черняшкою той,

без которой немыслим народ...

Когда мы взошли,

на тяжелой закваске

мужицкой,

нас тянет к природе,

к есенинским чистым стихам.

Нам с ложью не сжиться,

в уюте ужей не ужиться.

И сердце, как сокол,

как связанный Разин Степан...

Учитель: И остается в нас чуть усталый, глуховатый голос В. Шукшина: "Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть... Мы один раз, уж так случилось, живем на земле. Ну так и будьте повнимательнее друг к другу, подобрее".

С этим жил, в это верил, это проповедовал Василий Шукшин.

Урок внеклассного чтения в 9-м классе по рассказу В.М. Шукшина "Волки"

Пудова Любовь Николаевна, Учитель русского языка и литературы

Статья отнесена к разделу: Преподавание литературы

Объявление

С 26 марта по 23 апреля 2008 года состоялся Первый интернет-марафон учебных предметов для учителей всей страны. Материалы читайте и смотрите на нашем сайте.

Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру:

честность,

трудолюбие,

совестливость,

доброту…

Помни это. Будь человеком.

В.М.Шукшин

Цель урока:

воспитание нравственных качеств в человеке;

выявление языковых особенностей прозы Шукшина, подготовка к сочинению-рассуждению

Оборудование (наглядность):

портреты В.М.Шукшина,

выставка его книг,

ксерокопии рассказа “Волки”,

оформление доски (тема, эпиграф).

Урок начинается рассказом учителя о В.М. Шукшине.

Удивительно талантливый и разносторонне одарённый – актёр, киносценарист, режиссёр, писатель. В 1963 году вышел сборник его рассказов “Сельские жители”, который принёс Шукшину известность. Героями стали деревенские жители, и это не случайно. Василий Макарович сам родился и вырос в селе Сростки Алтайского края. Он никогда не считал себя горожанином и пронёс через всю свою жизнь любовь к русской деревне и её жителям. Именно здесь он научился ценить нелёгкий крестьянский труд, честность и открытость, искренность, простоту.

Стихотворение читает ученик:

Разметалось село в предгорьях,

Где Катунь расплескалась светло,

Знало вдоволь и лиха, и горя

Стародавнее это село.

Здесь мальчишка торил дорожку,

Пряный ветер вдыхал с лугов,

В огороде копал картошку,

На Катуни тягал чебаков…

Край сибирский, пейзаж неброский.

Бьёт о берег Катуни волна.

Знает каждый в России,

Что Сростки –

Это родина Шукшина.

Жизнь не баловала Василия Шукшина: в 1933 г. арестовали отца, как говорили тогда, “за вредительство”. С 15 лет пришлось зарабатывать на жизнь, в 16 уйти из дома. Пытался поступить в училище – не удалось, а затем служба на флоте. Вернувшись в родное село, экстерном сдает экзамены на аттестат зрелости, работает в вечерней школе, преподает русский язык и литературу. В 1954 г. поступает на режиссерское отделение ВГИКа. Однокурсники вспоминали, что ВГИКовские педагоги боялись его брать: он был правдолюбец, совершенно не понимал, что можно говорить, а о чем лучше промолчать.

1.В чём суть происшествия в магазине? Была ли причина для оби¬ды? Какими выглядят продавщица Роза, завотделом, покупатели? Кто из них обращается к другим «на ты»?

В этом произведении речь идет об обыкновенном житейском случае, свидетелем или участником которого может оказаться каждый из нас в любую минуту: в транспорте, в магазине, в любом учреждении. Речь идет о... хамстве, обыкновенном хамстве. Сашка Ермолаев приходит в магазин, где обознавшаяся продавщица обвиняет его в том, что вчера он «скандалил» на весь магазин. Чудика это возмущает, он пытается доказать, что продавщица ошиблась, но не находит оправдания, а сталкивается с подхалимами и обиженный уходит домой.

Думаем, это достаточная причина для обиды. Продавщица Роза выглядит как хамка и грубиянка, завотделом не хочет разобраться в сути ситуации, покупатели подхалимничают. Именно Роза «тыкает» мужчине. Возможно она знает, что не права, но отступать не намерена, потому что жалкая хамоватая особа.

2.Почему Сашке захотелось объясниться с мужчиной в плаще? Ка¬кова цель, каковы намерения Сашки? Разделяете ли вы его пози¬цию? Почему? Проследите за развитием Сашкиной мысли. Толь-ко ли оскорблённое чувство собственного достоинства говорит и нём? Что ещё?

Сашка Ермолаев - удивительный человек. Его оскорбили, обвинили «всем магазином» в том, чего он не совершал, а он упорно доказывал, что ни в чем не виноват, пытался выяснить, почему некоторые люди подхалимничают, объяснить им, что так делать не нужно. Он не думал ни о какой мести, а наоборот, размышляя, почему люди ведут себя подло, льстят кому-то, предположил: «зря он так – не разобравшись, полез вступаться… Вообще поговорю. Может, он одинокий какой». Но после всех унижений, Сашку заботит то, что происходит в жизни совершенно чужого человека, несправедливо обвинившего его. Это характеризует героя рассказа, как человека доверчивого, добродушного, великодушного, честного, не способного на подхалимство, справедливого, упорного, ищущего и стремящегося к правде.

3.Какова натура Сашки, что он за человек? Что стоит за таким ав- юрским замечанием: «...Последнее время наладился жить хоро¬шо, мирно, забыл даже, когда и выпивал... И оттого ещё, что дер-жал в руке маленькую родную руку дочери...»? За словами жены: «С кем опять драку затеваешь?.. Опять на тебе лица нету...»?

Сашка Ермолаев, человек ранимый, чувствительный, эмоциональный. Он очень переживает из-за ошибок, даже слишком переживает, его постоянно «трясет», «в груди что-то вскипает», он может плакать: «У Сашки навернулись на глаза слезы». А иногда «слезы наворачиваются» и от любви, от любви к родной дочке, от любви к самому дорогому, что у него есть.

Сашка - совестливый, справедливый человек. Он борется за правду, он борется с ненормальным.

Возможно, он когда-то выпивал, боролся за свои принципы, дрался, но бросил ради семьи и теперь жизнь у него наладилась, он любит свою семью, добрый, чувствительный человек.

4.Зачем в рассказ введён образ ребёнка? Какие стороны натуры Сашки высвечивает его отношение к дочери? Какую роль в тексте играют реплики девочки, что тёти и дяди «похие»?

Маленькая дочка Сашки дает свою характеристику всем этим людям в магазине:"похая тетя...","какие дяди похие".И неслучайно писатель обращается к детскому видению ситуации. Как известно, устами младенца глаголет истина., Сашка, на чьей стороне малышка, искренний,простой,настоящий, открытый и воспримчивый, ранимый.В рассказе доминирует психологическое время. Обида героя здесь по ощущениям приравнивается к детской,но серьезной обиде, которая тоже вырисовывается как отдельный образ в рассказе.Остро ощущается динамика психологических ощущений героя,чувство обиды становится все сильнее и приравнивается к боли физиологической,то есть настолько эта обида ощущаема!:"обида толкнулась в грудь,как кулаком дали"-эта метафора оживляет Обиду,писатель использует прием антропоморфизации."Сводит челюсть от обиды","лицо его горело","Опять свело челюсть,затряслись губы","и трясся все утро,м трясся,затрясло опять","его Опять трясло","аж слеза навернулась"-обида разрастается в душе героя,а в конце рассказа мы наблюдаем катарсис,кульминацию этой обиды.Речь героя соответствует его состоянию в тот момент,она эмоциональна,отрывиста, не всегда ясная:"стоит..и начинает-ни с того,ни с сего...за что?"Многоточия,повторы"не был я вчера в магазине,не был" указывают на сильное смятение Сашки.Детскую наивность,чувствительность, какую-то искреннюю веру,желание доказать себе и другим свою правоту.

Сашка Ермолаев. Автор так и называет своего героя-чудика - Сашка («Сашку Ермолаева обидели…», «В субботу утром Сашка…», «Сашка, милый…»), а не Александр Ермолаев. Этим Василий Шукшин определяет чудика, как простого человека, благодаря использованию такого имени возникает некое родство, близость читателя и персонажа. В этом рассказе нет описания, ни внешности чудика, ни его жизни. Шукшин повествует читателю только об одном случае, произошедшем с главным героем, потому что главное для Василия Макаровича - выявить причину, по которой его герой оказался непонятым в обществе, показать его особенность.

6.Какие художественные детали рассказа раскрывают нравствен¬ную атмосферу общества: привычное хамство, неуважение к человеческой личности, подозрительность, озлобление, желание заклеймить?

Образ «стенки из людей». Появившись как итоговый в конце эпизода в магазине, он усиливается несколько раз появляющимся в последних эпизодах образом молотка, с которым Сашка собирается «проломиться» к Игорю. Молоток здесь оказывается единственным орудием, способным сокрушить эту людскую стенку. Подобные переклички позволяют говорить об образе людской стены как о лейтмотиве рассмотренного рассказа.

7.В чём смысл вступительной части рассказа об обидах, о благо¬разумии, театральных мечах, об отчаянии? Почувствовали ли вы в ней авторскую иронию? Не приоткрывает ли она отношение писателя к типу поведения, изображённому в Сашкиной истории? Каково оно?

Автор озвучивает позицию людей, которые предпочитают не бороться с проявлениями хамства по отношению к ним самим и другим людям. Многие предпочитают молча проглатывать оскорбления, чтобы не ввязываться в это бесполезное дело. В словах автора сквозит явная ирония. Автор показывает Сашку – маленького человека – чудика, который пытается выяснить причину своего оскорбления, пытается защитить своё достоинство, но прошибить «стену» он не может. Автор любит и уважает таких людей, которые еще не поникли морально, которые противостоят людскому хамству и грубости, а не безвольно прячется и глотает обиды.

Через все повествование проходит важная мысль: с обидой, оскорблением не обязательно бороться, можно благоразумно уйти в сторону, не выяснять отношения, не возмущаться, не заводиться. Благоразумие, – иронизирует Шукшин, – вещь не из рыцарского сундука. Автор как будто приглашает читателя к диалогу на житейскую тему (у каждого в жизни был хоть один подобный случай), но в то же время затрагивает вопросы, выходящие за рамки обыденного: о внутренней культуре, совести, порядочности.

В этом рассказе Шукшин ставит героя в ситуацию, из которой почти нет выхода без ущерба для его человеческого достоинства, и не дает никаких рецептов, как следует поступать. Может быть, поэтому до сих пор его рассказы воспринимаются свежо, с интересом, они заставляют примеривать на себя описанные ситуации, взвешивать, сочувствовать, размышлять.

*** Дополнительные вопросы ***

В рассказе Василия Макаровича Шукшина "Обида" речь идет об обыкновенном житейском случае, свидетелем или участником которого может оказаться каждый из нас в любую минуту: в транспорте, в магазине, в любом учреждении. Это, к сожалению, стало обыденной реальностью. Речь идет о хамстве. Сашка Ермолаев противопоставляется другим.

В Сашке живет великая потребность в справедливости и великая вера в нее. Поэтому он и ждет человека в плаще. А этот персонаж - человек ограниченный, агрессивный, трусливый, подозрительный. Для него Сашка – “подворотня чёртова”. Он “недобро уставился на Сашку”, оскорбляет его. В нем не видно человека. Наверное, поэтому автор называет его в этом эпизоде “плащ”: “плащ остановился”, “плащ прошуршал”. Почему он такой? Теперь Сашку тревожит уже не собственная обида, а вопрос более масштабный: “Что такое творится с людьми?”. Видимо, поэтому он и жене ничего не рассказал. Он задумался о человеке в плаще. Что сделало его таким? Почему он не понимает таких простых вещей: нельзя трусить, подхалимничать? Не верится, что Сашке удастся это объяснить “плащу” - Чукалову. Этот эпизод по-новому показывает личность героя. Вызывает уважение его великодушие, готовность простить обидчика, способность болеть душой за других людей, за всё человечество.

Сашке не удается наказать обидчика, доказать свою правоту. Автор сочувствует своему герою, но и гордится им. Вот Сашка увидел бегущую ему навстречу жену - и обиду и злость заслоняет тревога: что случилось? Не с детьми ли что? И извечная женская мольба: “Ты о нас-то подумай. Неужели тебе нас-то не жалко? – останавливает Сашку.

А слова Веры: “Ты опять захотел? Тебе опять неймется?” - свидетельство того, что не смирился Сашка с несправедливостью, а только временно сдал позиции, что опять и опять будет он восставать против лжи, клеветы… Нравственная сила, а не слабость Сашки проявляется в том, что он себя не пожалеет, а жену, детей пожалеет, остановится у последней черты… И будет себя презирать: “Эх-х… Трясуны мы, трясуны!”

Мы живем среди обозленных, агрессивно настроенных, грубых людей. И грубость, к несчастью, становится как бы нормой поведения и общения. Если тебе спокойно, доброжелательно ответили, то ты воспринимаешь это не как норму, а как редкое и приятное исключение.

И в этом мире зла все труднее жить каждому из нас и всем вместе. Поневоле задаешь тот же вопрос, что и Василий Макарович Шукшин: "Люди, что с нами происходит?"

Да, что с нами происходит? К чему мы идем? В этом быстром ритме жизни, наверное, обязательно нужно найти минуту и вспомнить истину: "Надо человеком быть". Быть человеком...

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...