Какого роста был император коммод. Комод Люций (161–192). Своя рука – владыка

Коммод Луций Аврелий Антонин - римский император из династии Антонинов, правивший в 180-192 гг. Сын Марка Аврелия. Род. 31 авг. 161 г. + 31 дек. 192 г.
* * *

Император Марк Аврелий, который был одним из самых ученых людей своего времени, с детства постарался преподать Коммоду свои нравственные правила и правила великих и выдающихся мужей. Его учили и литературе, и риторике, и философии, но никакой пользы эти занятия ему не принесли из-за дурных задатков, которые рано проявились у Коммода . Едва ли не с самого детства он отличался постыдным поведением, был бесчестен, жесток, развратен. Искуснее всего он был в тех занятиях, которые не соответствовали положению императора: лепил чаши, танцевал, пел, свистел, наконец, проявлял способности превосходного шута и гладиатора. Признаки жестокости обнаружил он на двенадцатом году жизни. Однажды, когда его мыли в слишком теплой воде, он велел бросить банщика в печь. Тогда дядька его, которому приказано было это сделать, сжег в печи баранью шкуру, дабы зловонным запахом гари доказать, что наказание приведено в исполнение.

В 175 г., в дни восстания Авидия Кассия, Коммод сопровождал отца в его поездке в Египет и Сирию. После этого, в 176 г., он был провозглашен императором, а в следующем году, в нарушение закона о возрасте, получил первое консульство. Уже тогда благодаря мягкости отца он устраивал в Палатинском Дворце попойки и кутежи, собирал у себя женщин, отличавшихся красивой наружностью, как каких-нибудь рабынь-проституток, и, издеваясь над стыдливостью, устроил у себя лупанарий. Он завел у себя также упряжку коней для колесницы и, нарядившись возницей, правил колесницами и пировал с гладиаторами. Стараясь смягчить его нрав, Марк Аврелий взял сына на войну с германцами. Но вскоре император заразился чумой и умер, оставив Коммода своим наследником. Тогда Коммод немедленно прекратил войну, которую отец его почти что закончил; требования одних врагов он принял, дружбу других купил деньгами и поспешил после этого в Рим (Лампридий: "Коммод Антонин"; 1-3).

Народ в столице встречал его с радостью и ликованием, ведь помимо молодости он имел привлекательную наружность. Взор у него был ласковым и огненным, волосы от природы белокурыми и вьющимися, так что, когда он шел, освещенный солнцем, то многим казался Почти что божеством.

В течение некоторого времени Коммод оказывал всяческий почет отцовским друзьям и во всех делах пользовался их советами. Но потом он поставил во главе преторианцев Перенниса, родом италийца, который, злоупотребляя возрастом юноши, совершенно развратил его и отвадил от подобающих государю забот (Геродиан: 1; 7-8). Охотно поддавшись его влиянию. Ком-мод стал безумствовать во дворце на пирах и в банях вместе с тремястами наложниц, которых он набрал из матрон и блудниц по признаку красоты, а также с тремястами взрослых развратников, которых он собрал из простого народа и из знати, насильно и за деньги, причем дело также решала красота. Он сражался на арене среди своих спальников как гладиатор, пользуясь тупыми рапирами, а иногда и отточенными мечами. Иногда он приказывал осквернять у себя на глазах даже своих наложниц. Он дошел до такого позора, что сам отдавался молодым людям, и все без исключения части тела, даже уста, были осквернены сношениями с людьми обоего пола. У него были любимцы, именами которых служили названия срамных частей мужского и женского тела; им он особенно охотно раздавал свои поцелуи. Он держал также у себя одного человека, у которого был необыкновенных размеров мужской орган; этого человека он называл своим ослом и очень дорожил им. Коммод сделал его богатым и поставил во главе жрецов сельского Геркулеса. В бане он мылся по семи и восьми раз в день и в бане же принимал пищу. Даже шутки его были под стать необузданному характеру. Часто в дорогие кушанья он подмешивал человеческий кал и таким образом смеялся над гостями. Префекту претории Юлиану он приказал плясать голым с измазанным лицом перед своими наложницами и бить в кимвалы (Лампридий: "Коммод Антонин"; 5, 10, II). Между тем, позволив Коммоду заниматься удовольствиями и попойками, Переннис постепенно приобрел такую силу, что все управление государством оказалось у него в руках. Влияние свое он всецело использовал в корыстных целях и первом делом начал клеветать на самых достойных из друзей и сподвижников Марка Аврелия. Успеху его козней много способствовал и заговор против императора, раскрытый как раз в это время (Геродиан: 1; 8). Во главе заговорщиков стояла сестра принцепса Луцилла, а убить Коммода должен был близкий к нему человек, Клавдий Помпеян. Но войдя к Коммоду с обнаженным мечом и имея возможность действовать, он выкрикнул: "Этот кинжал посылает тебе сенат". Этим он только выдал существование замысла, но не выполнил дела, так как был в ту же минуту обезоружен (Лампридий: "Коммод Антонин"; 4). Это покушение стало первой и главной причиной ненависти юноши к сенату; сказанное ранило его душу, и он стал считать всех сенаторов врагами, постоянно помня о речи напавшего на него. Коммод беспощадно казнил всех, кто состоял в заговоре, а также и многих попавших под подозрение (Геродиан: 1; 8).

Луциллу он сначала отправил на Капри, а потом велел умертвить. Впрочем, Переннис ненадолго пережил своих врагов. Вскоре он был обвинен в подготовке покушения на жизнь императора и казнен вместе со своим сыном. С кончиной обоих вскрылись многочисленные злоупотребления, творимые ими якобы волей императора. Коммод отменил многие распоряжения своего прежнего фаворита и даже объявил о своем намерении лично заняться государственными делами. Но в таком настроении он пробыл не более месяца, а потом все пошло по-старому. Место Пе-ренниса занял вольноотпущенник Клеандр (Лампридий: "Коммод Антонин"; 4, 6). Он достиг такой чести и могущества, что ему были доверены личная охрана, заведование опочивальней государя и командование войсками (Геродиан: 1; 12). Произволу этого временщика не было никаких границ. По его усмотрению даже вольноотпущенников выбирали в сенат и причисляли к патрициям. Тогда впервые в один год было двадцать пять консулов, и все провинции были проданы. Клеандр продавал за деньги всех возвращенных из изгнания удостаивал почетных должностей, отменял решение суда. Все, кто пытался раскрыть Коммоду глаза на злоупотребления Клеандра, немедленно подвергались опале. Коммод велел казнить даже мужа своей сестры Бирра, причем вместе с ним было умерщвлено много других лиц, защищавших его. Среди жертв оказался также префект претория Эбуниан. Вместо него Клеандр сам стал префектом (Лампридий: "Ком-мод Антонин"; 6). Но и этого самовластца в конце концов постигла расплата. В 189 г. Клеандр скупил в огромном количестве хлеб и держал его под замком, чем вызвал голод в столице. Коммод тем временем настолько отошел от дел государства, что ничего об этом не знал. Когда же толпа народа двинулась к его дворцу, чтобы принести жалобу на Клеандра, на нее были пущены войска. В результате на улицах города разыгралось настоящее сражение между разъяренной чернью и всадниками. Только тогда Коммоду осмелились донести о происходящем, и он распорядился немедленно казнить Клеандра. Когда голову ненавистного вольноотпущенника показали римлянам, волнения улеглись сами собой (Геродиан: 1; 12-13). Тогда же были убиты и другие придворные вольноотпущенники, ставленники Клеандра. Между прочим выяснилось и то, что Клеандр вступал в связь с наложницами Коммода и имел от них детей, которые после его гибели были убиты вместе со своими матерями (Лампридий: "Коммод Антонин"; 7). Испытав столь великие опасности, Коммод стал относиться с недоверием ко всем, беспощадно убивая и легко веря всем наветам. В поведении ввв~ ем он вскоре откинул всякий стыд и раскрыл перед римлянами всю безмерную пропасть своей разнузданности. Прежде всего, он велел именовать себя не Коммодом , но Геркулесом, сняв римское и императорское одеяние, натягивал на себя львиную шкуру и носил в руках дубину. Этой дубиной он убил несколько человек, одних в припадке гнева, других - просто в шутку (Лампридий: "Коммод Антонин"; 9). Иногда он надевал пурпурную златотканую одежду, так что стал смешным, подражая одновременно своим внешним видом и расточительству женщин, и силе героев. Изменил он и названия месяцев года, отменив древние и назвав все месяцы своими собственными названиями (Геродиан: 1; 13- 14). Август стал именоваться коммодом , сентябрь - геркулесом, октябрь - непобедимым, ноябрь - преодолевающим, декабрь - амазонским. Амазонским он был назван в честь любимой наложницы императора Марции, портретом которой в виде амазонки он любовался (Лампридий: "Коммод Антонин"; II). Он поставил и свои статуи по всему городу и даже против здания сената статую с натянутым луком - он хотел, чтобы и его изображение грозило ужасом. Эту статую сенат после его смерти убрал и воздвиг изображение свободы. Не сдерживая себя, он опустился наконец до того, что стал обнаженным участвовать в публичных зрелищах, как простой гладиатор. Он даже пожелал переселиться из дворца в казарму гладиаторов и себя именовал уже не Геркулесом, но именем одного знаменитого, незадолго до этого скончавшегося гладиатора. Он велел отрубить голову величайшей статуи, почитаемой римлянами как изображение солнца, и поместил на ее место свою голову, подписав на основании вместо обычных императорских прозваний "победивший тысячу гладиаторов" (Геродиан: 1; 15). В самом деле, он победил или убил столько ретиариев, что количество гладиаторских пальмовых ветвей доходило у него до тысячи (Лампридий: "Ком-мод Антонин"; 12). Впрочем, это было и не удивительно, так как все подавались ему, думая о нем как о государе, а не как о гладиаторе (Геродиан: 1; 15). Часто он убивал своьх противников под видом оборонительной битвы, в то время как У не:го самого было оружие, снабженное свинцовым острием. После того как он уже многих заколол тающ образом, некий гладиатор по имени Сцева, полагаясь на свою смелость, физическую силу и выучку, отпугнул его от таких упражнений: он отбросил меч, признав его бесполезным и сказав, что достаточно для двоих того оружия,. которым был вооружен сам Ком-мод,. А тот испугался, как бы он не выхватил у него в бою кинжал - что бывает, - и отпустил Сцеву. С тех пор он стал опасаться и других борцов и обратил свою ярость против диких зверей (Виктор: "О Цезарях"; 18). Он устраивал грандиозные зрелища, дав обещание собственной рукой убить всех зверей. Модва об этом распространилась, и со всей Италии и из соседних провинций съезжались люди, чтобы посмотреть на то, чего они раньше не видали и о чем не слыхали. Тосковали о меткости его руки и о том, что он бросал копье и пускал стрелу, не зная промахов. При нем были обучавшие его чрезвычайно опытные в стрельбе из лука парфяне и лучшие метатели копья мавританцы - их всех он превосходил ловкостью. Когда же наступили дни зрелищ, амфитеатр наполнился; для Коммода была устроена ограда в виде кольца, чтобы он не подвергался опасности, сражаясь со зверями лицом к лицу; бросая копье сверху, из безопасного места, он выказывал больше меткости, нежели мужества. Он поражал оленей и газелей и других рогатых животных, какие еще есть, кроме быков, бегая вместе с ними и преследуя их, опережая их бег и убивая их ловкими ударами; львов же и леопардов и других благородных зверей он, обегая вокруг, убивал копьем сверху. И никто не увидел ни второго дротика, ни другой раны, кроме смертоносной; как только животное выскакивало, он наносил удар в лоб или в сердце и ни разу его дротик не попадал в другую часть тела. Отовсюду для него привозили животных, и, убивая, он показал римлянам всех животных, дотоле неизвестных, из Индии и Эфиопии, из южных И северных земель. Все поражались меткости его руки. Как-то, взяв стрелы, наконечники которых имели вид полумесяца, он стал выпускать их в мавританских страусов, мчавшихся благодаря быстроте ног и изгибу крыльев с необыкновенной скоростью. Он обезглавливал их, перерезая верхнюю часть шеи; даже лишенные голов из-за стремительности стрел, они продолжали бежать вокруг, будто с ними ничего не случилось. Когда однажды леопард в своем чрезвычайно быстром беге настиг выпустившего его человека и готовился укусить его, Коммод , опередив его своим дротиком, зверя убил, а человека спас. В другой раз из подземелий была одновременно выпущена сотня львов, и он убил их всех таким же количеством дротиков - трупы их лежали долго, так что все спокойно пересчитали их и не увидели ни одного лишнего дротика (Геродиан: 1; 15). При избиении зверей он проявлял необыкновенную силу, пронзая пикой насквозь слона, прокалывая рогатиной рог дикой нумидийской козы и убивая с первого удара много тысяч громадных зверей.

Но если во всем этом он был достаточно силен, то в остальном оказывался слаб и немощен. У него была большая опухоль в паху, и римский народ замечал этот его недостаток сквозь шелковые одежды. Лень и небрежность его доходили до того, что на многих прошениях он писал одно и то же, а почти все его письма ограничивались единственной фразой: "Будь здоров". Все же остальные государственные дела делались другими с великими злоупотреблениями (Лампридий: "Коммод Антонин"; 13).

Погиб Коммод в 192 г. в результате заговора, который составили против него ближайшие к нему люди. Говорят, что поссорившись со своей любовницей Марцией, он составил список тех, кого хотел казнить той же ночью. Кроме Марции и еще нескольких известных людей, в него внесены были Лет, префект претория, и Эклект, императорский спальник. Но случилось так, что Филокоммод , маленький мальчик, с которым император любил возиться и спать, играя, вытащил этот список из кабинета Коммода . Таким образом, он попал в руки Марции, а она показала его Лету и Эклекту. Хотя эта история и кажется не очень правдоподобной, она вполне вероятна; во всяком случае несомненно, что именно эти трое задумали умертвить принцепса и осуществили свой замысел. Когда Коммод после бани пришел к Марции, она напоила его отравленным вином. Сначала яд подействовал усыпляюще, но потом у Коммода началась сильная рвота (Геродиан: 1; 17). Заговорщики испугались, что после этого сила яда окажется недостаточной и император догадается о покушении. Тогда они подослали к нему вольноотпущенника Нарцисса, мастера натираний. Как бы занимаясь своим искусством, тот надавил Коммоду локтем на горло и таким образом задушил его (Виктор: "О Цезарях"; 17). И сенат, и народ восприняли весть о смерти Коммода с величайшим ликованием. Было даже принято постановление бросить его труп в Тибр. Но новый императора Пертинакс не разрешил такого кощунства, и тело Коммода погребли в усыпальнице Адриана (Лампридий: "Коммод Антонин"; 17).

(193 г.), Септимия Севера (193-211 г.), Каракаллы (211-217 г.)

Коммод и Марк Аврелий

Заговор Матерна

Появление британской депутации в Риме уже показывало упадок дисциплины; скоро после того появились другие симптомы деморализации императорского войска. Матерн, простой воин, человек отважный, набрал из дезертиров, отпущенников и беглых рабов многочисленную шайку разбойников, ходил с нею по Галлии, по Испании, грабил богатые беззащитные города. Правители тех провинций долго смотрели на грабеж бездейственно, быть может, получая за то часть добычи. Наконец грозные приказания Коммода принудили их покинуть беспечность; они по общему плану двинули войска против разбойников, окружили шайку Матерна со всех сторон; она не могла бы устоять потому, что войска были слишком многочисленны. Матерн придумал средство себе спастись и отмстить. По его совету, разбойники переоделись и разошлись маленькими группами; прокравшись между войск, они пошли пустынными горными тропинками в Рим и, не замеченные никем, собрались там ко времени мегалесского праздника, когда народ шумно и буйно веселился. Матерн хотел с надежнейшими товарищами вмешаться в отряд телохранителей, убить императора Коммода и сделаться из разбойника повелителем государства. Но некоторые его соумышленники, по зависти к нему, выдали умысел. Матерн и отважнейшие из его товарищей были схвачены и казнены (апрель 188 г.).

Клеандр

Народ благодарил богов за спасение императора от двух заговоров. Но если бы вступил на престол Переннис или Матерн, государство едва ли стало бы страдать больше, чем страдало от Коммода. Он боялся злоумышлений; все больше и больше удалялся от народа, жил на своих виллах, занимался фехтованьем с гладиаторами, a всю администрацию и судебную власть предоставил новому префекту Клеандру, фригийцу, который попал во дворец рабом и приобрел расположение своего повелителя Коммода усердной услужливостью. Клеандр не был так честолюбив, как Переннис; господствующей страстью его было корыстолюбие; сделавшись префектом, он удовлетворял своей алчбе, продавая должности и в самом Риме и в провинциях, решал судебные дела за взятки. Клеандр публично продавал сан консула , сан патриция, сенатора, говорит Гиббон , и кто отказался бы купить пожертвованием большей части своего состояния эти пустые, почти постыдные, титулы, тот попал бы в число злоумышленников. Клеандр удерживал y себя деньги, назначенные на содержание благотворительных учреждений. Правители провинций грабили народ и делились добычею с префектом. Богатые преступники легко покупали себе безнаказанность и губили жаловавшихся на них, губили свидетелей. Клеандр поддерживал себя в милости y императора лестью и великолепными подарками, которые от времени до времени клал к ногам Коммода. Он устраивал великолепные игры, делал общественные постройки, чтобы расположить к себе народ. По интригам Клеандра, были казнены сенатор Бурр, муж сестры Коммода, отважившийся говорить ему о гнусности его любимца, и Аррий Антонин, наследник имени и добродетели Антонинов, бывший проконсул Азии и отказавшийся делать несправедливости, которых требовал Клеандр. Фаворит императора выдумал заговор, назвал Бурра и Антонина соучастниками его, и Коммод велел казнить их.

Ослепляемый праздниками, которые щедро давал ему Клеандр, римский народ три года выносил тиранию алчного фригийца, бывшего раба. Но во время эпидемии, страшно свирепствовавшей в Риме, когда умирало по 2000 человек в день, постигло столицу еще другое бедствие: начался голод, оказалось, что он был произведен спекуляциею Клеандра, закупившего весь хлеб; народ толпою пошел ко дворцу императора. Дворец, в котором жил тогда Коммод, находился в одном из предместий Рима; толпа обступила дворец и потребовала головы Клеандра. Отряд преторианской конницы напал на толпу, она побежала в город; конница преследовала ее, но в узких улицах встретила более упорное сопротивление. Народ бросал из окон и с кровель дротики, камни, другие тяжелые вещи на преторианцев ; им пришлось отступить. Народ толпою, многочисленнее прежней, подступил к воротам дворца, повторяя свое требование. Коммод развратничал в отдаленной части и не слышал шума, не знал ничего о том, что делается. Фадилла, сестра императора, и Марция, любимая его наложница, испуганные, вбежали, с распущенными волосами, в комнату, бросились на колени перед Коммодом, умоляя его успокоить раздраженную толпу, пожертвовав ненавистным префектом. Коммод вскочил в испуге, дрожа за свою жизнь, велел отрубить голову злодея Клеандра, насадить её на копье и показать народу (189 г.). Толпа разошлась с криками радости.

Коммод – гладиатор

Сыну Марка Аврелия было бы легко навсегда сохранить за собою любовь изнеженного римского народа, если б он не нарушал всех правил пристойности. Императору Коммоду не повредило бы неудовольствие сенаторов: толпа восхищалась играми и праздниками, которых много давал он ей, сам наслаждаясь ими. Но в его правлении не было ничего такого, чем хоть сколько-нибудь прикрывались бы гнусности его частной жизни. Сын государя, ставившего знание и мудрость выше всего, Коммод с детства выказывал отвращение к умственным занятиям, ко всему благородному. Император любил только развлечения грубой черни: игры цирка, гладиаторский бой , бой с дикими зверями. Отец пригласил в Рим для него самых лучших преподавателей; их уроки были скучны, отвратительны ему. Коммод нашел себе других наставников – мавра и парфянина, y которых усердно учился стрелять из лука и бросать дротик, и достиг необыкновенного мастерства в этих искусствах. Показывать это мастерство народу было величайшим его наслаждением. Когда Коммод сделался императором, он стал давать в гладиаторском цирке и в амфитеатрах великолепные игры, какие бывали при Нероне и Домициане ; их занимательность для черни увеличивалась тем, что главным бойцом на арену выступал сам император.

Сначала Коммод показывал свое искусство только избранным зрителям на аренах своих дворцов и вилл; но похвалы льстивых придворных вскружили ему голову, он забыл свое достоинство, всякий стыд и стал героем на публичных аренах. Из всех земель – из Индии, Парфии, из пустынь Аравии, Эфиопии были с громадными издержками привозимы в зверинцы цирков иноземные животные, в том числе такие, которых еще не видывал Рим, и дивный стрелок император убивал их на торжественных гладиаторских зрелищах. Льстецы называли его римским Геркулесом . Это имя так понравилось тщеславному глупцу Коммоду, что он велел изображать себя на монетах с атрибутами Геркулеса. По сторонам престола его стояла булава и лежала львиная шкура, он сам в торжественных случаях являлся с накинутой на вышитую золотом порфиру львиной шкурой и с булавой Геркулеса.

Статуя Коммода в образе Геркулеса. Ок. 191-192 гг.

Но в своем подражании этому герою император Коммод не доходил до того, чтобы подвергать свою жизнь опасности при убивании хищных зверей: их сотнями отпускали из зверинцев на арену, они бегали по песку, a римский Геркулес стоял за крепкой решеткой в полной безопасности; меткие стрелы, острие которых имело форму полумесяца, поражали львов, тигров, слонов, пантер, жираф, перерезали длинную шею страусов, a до героя-гладиатора никак не могли допрыгнуть жертвы его искусства. При фехтовании с гладиаторами Коммод имел шлем, щит и меч, – был, как это называлось y римлян, гладиатором-секутором, a его противник имел своим оружием только трезубец и сетку, бросаемую на веревке, подобно аркану.

Говорят, что Коммод одержал в таком гладиаторском бое победу 736 раз. Сенат должен был присутствовать при подвигах императора; только Помпеян, муж сестры императора Луциллы, осмеливался не бывать тут. Славные победы императора-гладиатора записывались в государственных документах, и Коммод доходил в своем позоре до того, что брал за свои гладиаторские труды громадное вознаграждение, для уплаты которого был установлен новый налог. Вообще он был изобретателен в деле добывания денег на свое мотовство. Дион говорит, что сенаторы, в том числе и он сам, жены и дети сенаторов должны были дарить императору в день его рождения по две золотые монеты, a члены правительственных советов других городов по пяти драхм.

Эта сторона жизни Коммода отражена в знаменитом фильме Ридли Скотта «Гладиатор» (2000 г.). Образ императора-любителя гладиаторских боёв создал в нём актёр Хоакин Феникс.

Образ императора Коммода в фильме Ридли Скотта "Гладиатор" (2000)


Имя Калигулы стало синонимом разврата и насилия, царивших при дворе императора. Однако в Римской империи были и другие, не менее беспощадные, жестокие и порочные правители, которые по количеству своих «подвигов» могли бы соперничать с Калигулой. Одним из них был Луций Элий Аврелий Коммод , прославившийся распутством, хищениями из государственной казны и любовью к развлечениям. Он появился на свет в один день с Калигулой, 31 августа, но только спустя полтора столетия.



31 августа 161 г. у римского императора-философа Марка Аврелия родился сын, которого решили назвать в честь соправителя отца, Луция Вера. У Луция Коммода были все шансы продолжить династию «пяти добрых императоров», которые правили до него: лучшие учителя обучали мальчика философии, литературе, риторике, но к этим наукам он проявлял мало интереса. Куда больше его увлекали гладиаторские бои, пение и танцы. Уже с юности проявились дурные задатки характера Коммода: он был бесчестным, развратным и жестоким. В 12 лет он потребовал сжечь в печи банщика, который по неосторожности перегрел ему воду для мытья.



До смерти Марка Аврелия Коммод был его соправителем, а после вся власть перешла к нему. Вступив на престол, он отказался от захвата новых территорий, начатого отцом, заключил мир с даками и сарматами, потерял отвоеванные Марком Аврелием земли за Дунаем. В первое время его политика вызывала одобрение в народе, так как он использовал популистские методы, часто устраивал масштабные праздники. Однако вскоре стало слишком заметно то, что государственными делами новый император не занимается вовсе, все свое время посвящая развлечениям. Казна быстро оскудевала, делами империи занимались его фавориты.



Развлекался Коммод с императорским размахом: в его гареме было около трехсот женщин и столько же мужчин. Он любил, нарядившись возницей, управлять колесницами и пировать с гладиаторами. Коммод сам неоднократно принимал участие в гладиаторских боях, хотя выступление свободных граждан на гладиаторской арене считалось бесчестьем. Император провел 735 битв, из которых всегда выходил победителем – во-первых, потому, что сам прекрасно владел мечом, во-вторых, другие гладиаторы не смели оказывать сопротивление императору. Когда Коммод на сцене побеждал очередного противника или забивал животных, сенаторы должны были кричать: «Ты – бог, ты – первый, ты – самый удачливый из людей! Ты – победитель и всегда будешь победителем!».



У Коммода было своеобразное чувство юмора: он любил подавать гостям фекалии в изысканных блюдах, играть во врача, препарируя живых людей, носить женскую одежду. Однажды он заставил префекта претории Юлиана плясать голым с измазанным лицом перед своими наложницами и бить в кимвалы.



Пока император предавался разврату и участвовал в гладиаторских боях, Римом правил префект претория Тигидий Перенн. Он всячески поощрял распутство Коммода, укрепляя тем временем свою власть. Перенн оклеветал приближенных императора, и тот казнил всех подозреваемых в заговоре. Но вскоре и сам Перенн был обвинен в подготовке покушения на жизнь Коммода и казнен вместе со своим сыном.



Императорской власти Коммоду вскоре оказалось недостаточно, и он потребовал своего обожествления. Он был поклонником восточных культов – носил на голове изображение бога Анубиса, появлялся в одеянии жреца Изиды. В последние годы отождествлял себя с Геркулесом, сыном Юпитера, и приказывал так себя именовать. В 190 г. он объявил Рим своей личной колонией и переименовал его в Коммодиану, или Город Коммода.





В 193 г. против Коммода созрел новый заговор, и на этот раз он оказался результативным. Любовница императора Марция попыталась его отравить, но яд не дал ожидаемого эффекта, и Коммода задушил атлет Нарцисс – раб, с которым тот занимался борьбой. Сенат тут же объявил Коммода «врагом отечества», позже к власти пришел Септимий Север, причисливший предшественника к богам – для того, чтобы заручиться поддержкой его могущественной семьи.



Не меньшей жестокостью славился и другой правитель, имя которого обросло большим количеством легенд.

Когда Коммод узнал об планах своего отца, он испытал шок и задушил Марка Аврелия. Захватив престол, Коммод уничтожил семью Максимуса, но самого генерала упустил.

Коммод не был популярным ни в народе, ни в сенате, ни в армии. Поэтому, он решает возродить традицию гладиаторских сражений и, дав народу хлеба и зрелищ, завоевать его признание.

Несмотря на меры предпринятые Коммодом, недовольство в сенате нарастает и постенно зреет заговор против имератора. К тому же, объявляется Максимус, который в перспективе может стать новым императором. Против Коммода замышляет не только сенат, но и его сестра Луцилла, которую тот сделал своей женой.

Коммод, отлично умеющий интриговать, раскрывает замысел, но не решается убить Максимуса, боясь бунта со стороны плебса. Видя, какую популярность имеет Максимус, будучи успешным гладиатором, Коммод решает все сделать красиво. Он хочет победить Максимуса в бою и, тем самым, получить признание народа. Чтобы не рисковать, Коммод перед боем ранит генерала в бок. Тем не менее, Коммод недооценил Максимуса и тот побеждает его. Когда Коммод понимает, что его сейчас убьют, он взывает о помощи, но никто не хочет ему подать меч. Максимус убивает его.

Вообще, фильм конечно великолепный, но непонятно, зачем Коммод пошел на такой риск и стал драться как простой гладиатор. Практически все тираны в истории находили хитрые способы избавиться от слишком популярных соперников.

Несуразицы в фильме, связанные с Коммодом, указанные в Википедии:

1.В Риме арестовать человека без суда и следствия не могли даже по приказу императора - римское право торжествовало везде. Максимус был бы освобождён тут же у ближайшего патруля, стоило бы ему назвать своё имя.

2.Главной опорой императора всегда была армия. Ни один император не продержался бы больше дня на престоле, если бы поступил так с популярным военачальником.

3.Марк Аврелий не был задушен своим сыном Коммодом. Официально считается, что 17 марта 180 года он скончался от чумы в Виндобоне на Дунае (современная Вена). Но, разумеется, истинные причины смертей многих исторических личностей останутся неизвестны навсегда.

4.Коммод действительно выступал на арене Колизея (неоднократно, Коммод довольно часто побеждал на арене), но он не был убит во время боя; (в реальности Коммод неоднократно побеждал на арене) его задушил в комнате для переодеваний атлет Нарцисс (раб). Именно так и хотели назвать Максимуса в первых вариантах сценария. На самом деле Коммод погиб в 192 году, правив 12 лет, а по фильму - вскоре после восшествия на престол.

5.В истории действительно имел место заговор против Коммода, в котором участвовала его сестра и легионеры - через год после его восшествия на престол - однако заговор был подавлен, а его сестра сослана на остров, где скончалась через несколько лет.

Коммод, сын Марка Аврелия и Фаустины Младшей, был «скорее гладиатором, чем императором» (АЖА, М. Ант. XIX).

«Говорили, что Марк Аврелий желал смерти сына, так как предвидел, что тот будет таким, каким он и оказался после смерти отца; он боялся, как он сам говорил, что сын будет подобен Тиберию, Калигуле и Домициану» (АЖА, М. Ант. XXVIII).

Коммод обладал красивой внешностью, стройной фигурой, большой физической силой и изумительной ловкостью. Этим исчерпывались его достоинства.


Коммод в образе Геракла. Мрамор. Рим. Капитолийские музеи


«Войну, которую отец его Марк Аврелий почти закончил, он прекратил, приняв требования врагов, и возвратился в Рим. Пьянствуя до рассвета и расточая средства Римской империи, он по вечерам таскался по кабакам и домам разврата. Для управления провинциями он посылал либо соучастников своих позорных похождений, либо людей, рекомендованных этими соучастниками. Сенату он стал до такой степени ненавистен, что и сам, в свою очередь, начал жестоко свирепствовать на погибель этому великому сословию и из презренного превратился в страшного» (АЖА, Комм. III).

При Коммоде в Риме за деньги продавалось все: судебные решения, смертные приговоры, помилования, административные должности и даже провинции (см. АЖА, Комм. XIV).

Коммод, вступив на путь умопомрачительной распущенности, сам провозгласил себя римским Геркулесом, повелел водрузить в Риме статуи, изображающие его в виде Геркулеса в шкуре льва, и приносить ему жертвы как богу, а город Рим надумал переименовать в город Коммода (см. АЖА, Комм. VIII-IX).

Коммод был первым императором, который вышел на арену амфитеатра как борец с дикими зверями и как гладиатор. Об этих неслыханных в римской истории деяниях Геродиан рассказывает:

«Коммод, уже не сдерживая себя, принял участие в публичных зрелищах, дав обещание собственной рукой убить всех зверей и сразиться в единоборстве с мужественнейшими из юношей. Молва об этом распространилась, и со всей Италии и из соседних провинций спешили люди, чтобы посмотреть на то, чего они раньше не видели и о чем не слыхали. Ведь толковали о меткости его руки и о том, что он, бросая копье и пуская стрелу, никогда не промахивается.

Когда же наступил день зрелищ, амфитеатр заполнился зрителями; для Коммода была устроена ограда в виде кольца, чтобы он не подвергался опасности, сражаясь со зверями лицом к лицу, а бросал бы копье сверху, из безопасного места, выказывая больше меткости, чем смелости». Всех зверей он поражал копьем или дротиком с первого удара. «Наконец, когда из подземелий амфитеатра была одновременно выпущена сотня львов, он убил их всех таким же количеством дротиков – трупы их лежали долго, так что все спокойно пересчитали их и не обнаружили лишнего дротика.

До этих пор, хотя его поступки и не соответствовали императорскому положению, однако в них было благодаря мужеству и меткости нечто приятное для простого народа; когда же он обнаженный вышел на арену амфитеатра и, взяв оружие, начал сражаться как гладиатор, тогда уже народ с неодобрением посмотрел на это зрелище – благородный римский император, после стольких трофеев отца и предков, не против варваров берет в руки оружие, подобающее римской власти, но глумится над своим достоинством, принимая позорнейший и постыдный вид. Вступая в единоборство, он легко одолевал противников, и дело доходило до ранений, так как все поддавались ему, думая о нем как об императоре, а не как о гладиаторе.

Дошел он до такого безумия, что не захотел больше жить в императорском дворце, но пожелал переселиться в казарму гладиаторов. Себя он повелел называть уже не Геркулесом, а именем одного знаменитого гладиатора, недавно скончавшегося» (Гер. I, 15).

По свидетельству биографа Коммода, он выступал на арене как гладиатор 735 раз.

«Диких же зверей он убил собственной рукой много тысяч, в том числе убивал и слонов. И все это он часто проделывал на глазах у римского народа. При избиении зверей он проявлял необыкновенную силу, пронзая пикой слона насквозь, прокалывая рогатиной рог дикой нумидийской козы и убивая с первого удара много тысяч громадных зверей» (АЖА, Комм. XI-XIII).

31 декабря 192 г. Коммод был убит в результате заговора, организованного его любовницей Марцией и начальником его охраны Квинтом Эмилием Летом.

Рим возликовал, сенат приказал разбить статуи Коммода и уничтожить его имя.

Славная династия Антонинов пришла к бесславному концу.

Конец Антонинов совпал с концом благополучия Римской империи.

Роковой порок заключался в том, что Рим всегда шел вширь, а не вглубь; он шел по пути экстенсификации, жил за счет все более и более широкого ограбления других народов, а не за счет совершенствования внутренних ресурсов; древним римлянам просто не приходило в голову, что можно идти по пути интенсификации, по пути научно-технического прогресса – в этом заключалась их историческая ограниченность, у них наука не сомкнулась с производством, ибо этому воспрепятствовало рабовладение. Раб мог работать добросовестно, так как ему было выгодно заслужить милость хозяина, но беда состояла в том, что хозяину невыгодно было вкладывать большие средства в техническое усовершенствование производства, поскольку проще и дешевле было его расширять за счет увеличения числа рабов, огромные партии которых постоянно доставляли победоносные войны: не наука питала античное производство, а война.

Экстенсификация Римской империи достигла предела в начале II в. н. э. – последняя, 36-я провинция (Дакия) была образована в 107 г.; обращенная в 115 г. в провинцию Армения перестала быть ею и получила самостоятельность после смерти Траяна в 117 г. Завоеванные территории были столь обширны, что двигаться дальше Рим уже физически не мог. Со времени правления Адриана утвердилась политика мирного существования, а при его преемниках римлянам пришлось вести даже оборонительные войны.

С прекращением победоносных войн заметно сократился приток рабов. К концу II в. численность рабов естественно сократилась, и рабовладельческий способ производства, лишенный питательной силы, вступил в период безнадежного кризиса.

Неблагополучие в экономике повлекло за собой кризис в идеологии и внутриполитическую неустойчивость – настоящий императорский галоп (до Коммода во II в. царствовало 5 императоров, а после него и в III в. на троне перебывало 57 человек); все это пагубно сказалось на боеспособности империи.

Все древние государства двигались по пути экстенсификации, становясь в конечном итоге добычей более сильного соперника. Уникальность Рима заключается в том, что он прошел самый длинный путь экстенсификации, захлебнулся на этом пути и вступил в тяжкий и долгий период самораспада. Никакие внешние силы не могли сокрушить античный Рим; в конечном итоге его погубили милитаризм и рабство.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...