Иван фомин и классическая традиция. Архитектор фомин иван александрович И а фомин архитектор

Архитектор Иван Александрович Фомин родился в городе Орле в феврале 1872 года. Начав работу в архитектурном стиле модерн, стал со временем ведущим мастером неоклассической архитектуры. В советское время разработал и применял «пролетарскую классику», став, таким образом, основателем так называемой сталинской архитектуры.

Классическую гимназию Фомин закончил в городе Риге, сразу после которой отправился на учебу в Московский университет. Проучился он здесь лишь два года, после чего поступил в Императорскую Академию художеств. Но и здесь долго не задержался, оказавшись отчисленным по политическим мотивам.

Следующим местом обучения стало «Московское училище живописи, ваяния и зодчества», затем командировка в Париж и, наконец, сдача всех необходимых экзаменов и получение права на занятие архитектурной практикой.

Некоторое время Иван Александрович проработал в Москве в архитектурных фирмах и . Под руководством последнего он принимал участие в проектировании Художественного театра и особняка Рябушинского. В 1900 году построил в Первопрестольной первое в своей практике здание в Скатерном переулке, 20, которое позднее было перестроено другим архитектором.

Будучи в Москве, совместно с Ильей Бондаренко и Федором Шехтелем, архитектор Фомин организовал выставку «Искусств и архитектуры Нового стиля», однако, создать в городе сообщество архитекторов, которые приняли бы этот стиль, так и не смог.

После 1903 года зодчий отходит от модерна и все более склоняется к неоклассицизму. Подтверждением этому стала статья в журнале «Мир Искусства», опубликованная в 1904 году, в которой Фомин становится на защиту «александровского ампира».

В 1905 году Иван Александрович Фомин возвращается в столицу - город Санкт-Петербург, где вновь поступает в Академию художеств в мастерскую Леонтия Николаевича Бенуа. Его дипломной работой в 1909 году стал проект «Курзал на Минеральных Водах». Защита прошла успешно и ему присваивается звание художника-архитектора, а также присуждается пенсионерская стажировка заграницу.

В годы советской власти, с февраля 1918 года по сентябрь 1929 года, архитектор Фомин преподавал в «Петроградских Государственных Свободных художественно-учебных мастерских» (бывшая Академия художеств) на архитектурном факультете.

В 1929 году Иван Александрович переезжает в Москву, и его дальнейшая творческая работа будет связана с этим городом до конца жизни, хотя и в этот период он будет создавать проекты зданий теперь уже на территории Советского Союза.

До 28 июня в доме-музее Муравьевых-Апостолов на выставке «Иван Фомин. От модерна к классике», показывают полсотни дореволюционных графических работ Ивана Фомина, открывающих известного советского архитектора с неожиданной стороны. Все они находятся в частных коллекциях, и увидеть их в другое время практически невозможно.

Куратор выставки Сергей Подстаницкий рассказывает о некоторых работах, представленных на выставке.

В 1902 году Иван Фомин при участии Ф.О. Шехтеля и И.Е. Бондаренко организовал в Москве выставку, посвященную набиравшему силу стилю модерн, к участию в которой были приглашены далеко не только русские архитекторы и художники. Объехав бóльшую часть Европы, он пообщался с представителями венского сецессиона, английского и шотландского модерна: Йозефом Ольбрихом, Йозефом Хоффманном, Чарльзом Рени Макинтошем. Все они в той или иной степени приняли участие в выставке, которая стала своеобразным местом встречи русского и европейского искусства. Русские работы получили крайне положительные отзывы западных художников. Большое впечатление на гостей произвело использование традиционных для России и экзотических для иностранных участников элементов русского стиля.

Еще в 1897 году Иван Фомин участвовал в студенческих волнениях и был отчислен из Академии художеств. Обратно приняли только тех студентов, кто подал прошение с обещанием «исполнять правила для учащихся, установленные начальством Академии». Фомин посчитал это унизительным и смог вернуться в Академию только после революции 1905 года. В 1909 году о защитил дипломную работу «Курзал на Минеральных водах». Проект не планировался к осуществлению: для красивой фантазии было не самое подходящее время. Это один из листов диплома, но на выставке представлено несколько работ, показывающих развитие проекта от первых карандашных набросках до законченных офортов.

За проект курзала на Минеральных водах Иван Фомин получил звание художника-архитектора и право на пенсионерскую поездку. Он отправился в Грецию, Египет и Италию. Италия была обязательна для всех молодых архитекторов, а вот выбор остального маршрута необычен: Египет посещали немногие. Луксор наложил огромный отпечаток на все дальнейшее творчество Фомина. Отсюда он привез множество зарисовок обелисков, и затем эта форма регулярно появлялась в его работах. Большинство рисунков Луксора не являются топографически точными. Они делались позже и представляли собой архитектурные фантазии. Но этот лист, по всей видимости, выполнен на месте. Интересно, что в поездке Фомин всюду возил с собой офортные доски большого размера, чтобы прямо на месте гравировать понравившиеся сюжеты, хотя это и не было обязательным.

Из Египта Фомин отправился в Италию, куда стремились попасть все молодые архитекторы. Римские развалины были одной из ведущих тем Академии художеств. Фомина привлекал не только античный, но и барочный Рим. Это гравюра сделана по рисунку с натуры. Она интересна тем, что к традиционному римскому сюжету Фомин добавляет обелиск — один из своих любимых объектов.

В 1912 году планировалось широко отмечать юбилей победы в Войне 1812 года. В Москве задумывалось строительство музея, экспонатами которого должны были стать вещи, подаренные потомки участников событий. На празднование и музей благодаря частным пожертвованиям собрали огромные средства, однако строительство здания так и не началось из-за случившейся революции. Проект Фомина получил третью премию. Вещи, принесенные потомками, сейчас входят в коллекцию Государственного исторического музея. Там же хранится несколько эскизов Фомина для этого проекта.

На проект Бородинского моста был объявлен конкурс, в котором приняли участие многие ведущие архитекторы. Проект Фомина, выполненный совместно с инженером Г.П. Передерием, получил вторую премию. Первую жюри присудило работе Р.И. Клейну, которую мы можем видеть на Москве-реке до сих пор. Видимо, работа Фомина показалась слишком лапидарной.

Редкий случай в биографии раннего Фомина: его проект получил первую премию, был построен и стоит до сих пор. Правда, выглядит он не совсем так. Первый представленный на конкурс эскиз, который мы видим, отсылал к колонне Траяна с ее опоясывающим ствол рельефом. Задумка была масштабная, но довольно дорогая. В целях экономии был сделан другой вариант — не колонна, а обелиск. В правом верхнем углу этого неосуществленного варианта осталась пометка рукой Фомина: «Въ Витебскѣ Варiантъ дороже и безъ барельефа».

Это проект интерьера кабинета одного из ближайших друзей императора Александра III. Для своего петербургского особняка на улице Моховой, дом 10 граф Воронцов-Дашков заказал отделку Фомину. Долгое время было неизвестно, что стало с этим кабинетом, но несколько лет назад в одном из петербургских интерьеров узнали именно это помещение. К сожалению, от него осталось немного: несколько барельефов и камины. Вещи, созданные по эскизам Фомина, по всей видимости, погибли в революцию или в блокаду.

Выставка «Иван Фомин. От модерна к классике» проходит в доме-музее Муравьевых-Апостолов по адресу ул. Старая Басманная, дом 23/9, стр. 1. Выставка работает по средам и субботам с 15:00 до 19:00 до 28 июня.

Русский и советский архитектор, преподаватель, историк архитектуры. Начав работу в стиле модерн, в начале 1910-x годов стал ведущим мастером петербургской неоклассической школы. В 1920-е годы разрабатывал теорию и практику «пролетарской классики» и стал одним из основателей сталинской архитектуры. Работал у Л. Н. Кекушева и Ф. О. Шехтеля .


По окончании Александровской гимназии в Риге, поступил в Императорский Московский университет, который через два года оставил и поступил в Императорскую Академию художеств. В 1896 году был исключен из Академии по политическим мотивам, продолжил обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, затем в Париже, и через год в Москве сдал экзамен на право заниматься архитектурной практикой.



Дворец Половцова Санкт-Петербург

Здание Совнаркома УССР в Киеве
В 1900 году по заказу Московского торгово-строительного акционерного общества построил своё первое здание в Скатертном переулке. В 1902 году совместно с И. Е. Бондаренко и Ф. О. Шехтелем организовал в Москве выставку «Искусств и архитектуры Нового стиля». Однако попытки не увенчались успехом. В 1903 году в эскизах Фомина наметился отход от модерна к неоклассицизму . В 1904 году он выступил в журнале «Мир Искусства» с программным заявлением в защиту александровского ампира . В 1908 году Фомин стал одним из участников труда по истории русского искусства, возглавляемого И. Э. Грабарём . В 1911 году он организовал «Историческую выставку архитектуры». В 1905 году вернулся в С.-Петербург, чтобы закончить академический курс.

Дом на Мойке. Санкт-Петербург

В 1909 году он предоставил на конкурс Академии художеств композицию на тему «Курзал на Минеральных Водах» (мастерская Л. Н. Бенуа ) и получил звание художника-архитектора. Ему была присуждена пенсионерская поездка заграницу, во время которой он выполнил крупную серию офортов. В 1911-1913 годах по проектам Фомина построены в Петербурге дом Половцева на Каменном острове и дом князя С. С. Абамелик-Лазарева (набережная реки Мойки, 21). В эти же годы он проектирует дом Оболенского на озере Сайма и дом А. Г. Гагарина в имении Холомки в Псковской губернии.


Дом «Динамо»

В 1912 году по проектам Фомина построены памятники русским воинам, павшим в 1812 году - обелиски в Витебске и Борисове и колонна в Волковыске. 26 октября 1915 году Академическое собрание «за известность на художественном поприще» избрало И. А. Фомина академиком архитектуры. Преподаватель Высших Женских Политехнических курсов (в 1915 г. преобразованных в Женский Политехнический институт, в 1918 г. - во Второй Петроградский Политехнический институт).
Под руководством Фомина летом 1920 года была проведена работа по декоративному оформлению Каменного острова и создан проект планировки и озеленения Марсова поля. В этот же период Фомин принял активное участие в проектной работе по планировке Петрограда.



Здание НКПС в Москве

В первое советское десятилетие Фоминым выполнены конкурсные проекты здания общества «Аркос» в Москве (1924), Дома Советов в Брянске (1924), Промбанка в Свердловске (1925). По его проектам были построены здания Политехнического института имени Фрунзе (главное здание, рабфак, химический и библиотечный корпуса; 1927) и научная библиотека в Иваново-Вознесенск, санаторий «Ударник» в Железноводске (1928) и Дом Совета Народных Комиссаров УССР в Киеве (1937). Начиная с середины 1920-х годов, Фомин разрабатывает архитектурную концепцию «пролетарской классики».

Метро «Театральная»

В 1929 году И. А. Фомин переехал из Ленинграда в Москву. Здесь по его проектам были построены универмаг и жилой дом общества «Динамо», выходящий на улицу Дзержинского, Фуркасовский переулок и Малую Лубянку (1928, соавтор А. Я. Лангман ), новый корпус здания Моссовета, выходящий на улицу Станкевича (1928, соавтор Г. К. Олтаржевский ), здание НКПС у Красных ворот (1930). В 1933 году Фомин получает предложение руководить архитектурно-проектной мастерской Моссовета № 3. Поздние работы Фомина , выполненные совместно с учениками - это конкурсные проекты театра в Ашхабаде (1934), здания Наркомтяжпрома на Красной площади (1934), городка Академии наук СССР в Москве (1934, соавторы), санатория Комиссии содействия учёным в Сочи (1935, соавтор Поляков Л. М .)

Метро «Красные ворота»

Лаконичный стиль Ивана Александрович а Фомина нашёл своё органичное применение в классической декорации массивных пилонов и сводов станций метрополитена глубокого заложения «Красные ворота» (1934) и «Площадь Свердлова» (1936, работа завершена Поляковым Л. М .). По проекту Фомина построено здание Совнаркома УССР в Киеве (1935, соавтор Абросимов П. В .). Стволы трёхчетвертных колонн большого ордера, охватывающие семь этажей этого здания, обработаны рустом с рельефной фактурой «под шубу» и снабжены

Иван Александрович Фомин родился 22 января 1872 года в Орле в семье почтового чиновника. Через четыре года семья Фоминых переехала в Ригу, где Иван к 1890 году окончил гимназию. В этом же году он уехал в Москву для поступления на математический факультет университета. Математика давалась юноше легко, но его больше заинтересовала архитектура. На третьем курсе Иван Фомин оставил университет и переехал в Санкт-Петербург, где подал прошение на поступление в Академию художеств. С первого раза поступить в Академию ему не удалось, подвела слабая подготовка в рисовании.

В течение следующего года Иван Фомин отбывал воинскую повинность в инженерных войсках и упорно занимался рисованием. Летом 1894 года он всё-таки поступил в архитектурное отделение Высшего художественного училища, только что открытого при Академии художеств. Закончить пятилетнее образование ему не удалось. В 1897 году из-за студенческих волнений все студенты были отчислены. Вновь поступить в Академию можно было только подав специальное прошение. Этого делать Иван Фомин не пожелал. Он отправился за границу, где год прожил в Париже, изучая современные архитектурные проекты. Его увлёк новый стиль "модерн".

Вернувшись в Россию, Иван Фомин поступил в Техническо-строительный комитет министерства внутренних дел в должности помощника архитектора. Первым местом работы для него стала Москва, где Фомин трудился помощником архитектора Шехтеля.

В 1905 году Фомин снова приехал в Санкт-Петербург и подал прошение на поступление в Высшее художественное училище. Снова поступив в училище, он приступил к занятиям в мастерской Л. Н. Бенуа .

Фомину пришлось сдавать экзамены по всем пропущенным предметам. Быстро это сделать не оказалось возможным. У архитектора уже появилась семья, и он был вынужден браться за любую работу. Академию Иван Фомин закончил с отличием и правом на заграничную поездку, но только в 1909 году.

Летом 1909 года Иван Фомин покинул Санкт-Петербург. Он ехал через Одессу, Константинополь, Грецию и далее девять месяцев путешествовал по Италии, Египту. В середине 1910 года Фомин вернулся в Россию.

Первой работой архитектора стал дом княгини М. А. Шаховской (наб. р. Фонтанки, 27). Зодчий строил загородные дома для князя Оболенского в Финляндии, для князя Гагарина в Псковской губернии. В 1911-1914 годах по проекту Фомина были сооружены его самые значительные постройки - особняки А. А. Половцева (на Каменном острове) и С. С. Абамелек-Лазарева (наб. р. Мойки, 23).

Иван Фомин много работал над интерьерами. Его заказчиками были сенатор Д. Б. Нейдгарт (Захарьевская ул. 31), граф Воронцов-Дашков (Моховая ул. 10).

В 1911-1913 годах вместе с Ф. И. Лидвалем Иван Фомин занимался проектированием застройки острова Голодай. Здесь планировалось построить район "Новый Петербург". По созданному проекту удалось завершить только одно здание - пер. Каховского, 2. Осуществлению данного проекта помешала начавшаяся Первая мировая война.

В 1915 году Иван Александрович Фомин стал академиком архитектуры. В 1918 году зодчий стал профессором одной из Государственных свободных художественно-учебных мастерских, которые были созданы взамен Академии художеств. Мастерская Фомина располагалась на третьем этаже здания Академии.

По проекту Фомина в 1920 году реконструировалась территория Марсова поля . Архитектор создал на бывшем пыльном военном плаце существующих до сих пор партерный сквер. В 1931 году он приступил к работе в Москве, всё реже появлялся в Ленинграде. После выхода из состава профессоров Академии художеств Фомин занимался строительством только в Москве.

Родился в семье почтового чиновника. Окончил классическую гимназию в Риге и поступил в Московский университет на математический факультет, на котором проучился три курса.

В 1894 году Иван Фомин поступил на архитектурный факультет Академии художеств в Санкт-Петербурге.

В 1897 году из-за студенческих волнений руководство Академии объявило всех студентов отчисленными и потребовало от каждого повторной подачи заявления о приеме – Иван Фомин уехал во Францию, где в течение года изучал архитектуру. Вернувшись, сдал экзамен на право строительных работ.

В 1898 – 1905 годах он начал работать в фирмах архитекторов Д.Н. Кекушева и Ф.О. Шехтеля. В этот период Иван Фомин принял участие в воплощении проекта особняка Рябушинского и спроектировал интерьеры здания Художественного театра.

В 1900 году Иван Фомин выстроил первый особняк в Скатертном переулке (д. 20) для Московского Торгового Строительного Акционерного Общества.

В 1902 году Иван Фомин вместе с И.Е. Бондаренко и Ф.О. Шехтелем выступил одним из организаторов выставки «Архитектура и художественная промышленность нового стиля» в Москве. По его проектам было выполнено несколько интерьеров и десятки предметов для этой выставки. Позднее, в своем творчестве он обратился к классицизму и «московскому ампиру». В это время Иван Фомин активно сотрудничал с кружком «Мир искусства», куда он формально вступил в 1910 году.

В 1904 году он написал программную статью об александровском ампире в журнал «Мир Искусства».

В 1905 году Иван Фомин снова начал заниматься в Академии художеств, закончив ее в 1909 году по мастерским Л.Н. Бенуа. За дипломный проект на тему «Курзал на Минеральных Водах» он был награжден пенсионерской поездкой за границу, во время которой в 1909 – 1910 годах специально изучал архитектуру Египта, Греции, Италии.

В 1911 году Иван Фомин принял деятельное участие в организации «Исторической выставки архитектуры» в Санкт-Петербурге.

26 октября 1915 году Ивану Фомину присуждается звание академика архитектуры за известность на художественном поприще». В этот период он преподает на Высших женских политехнических курсах, позднее преобразованных в Женский политехнический институт, в 1918 году – во Второй Петроградский Политехнический институт.

В 1917 году архитектор Иван Фомин вошел в Комиссию художников – «Комиссию Горького», руководившую тогдашней художественной жизнью страны.

В 1918 – 1929 годы преподавал на архитектурном факультете Петроградских Государственных Свободных художественно-учебных мастерских – Ленинградском Высшем художественно-техническом институте (бывшей Академии художеств).

В 1919 возглавил Архитектурно-планировочную мастерскую Совета по урегулированию плана Петрограда и его окраин при Совете коммунального хозяйства Петрограда. Под его руководством была создана последовательная программа развития города – он выполнял обязанности главного архитектора до середины 1920 годов. Иван Фомин выступал с теорией обновления классики, предлагая «пролетарскую классику».

В 1928 году по проекту Ивана Фомина и его соавтора А.А. Лангмана были построены универмаг и жилой дом общества «Динамо». В этом же году, сотрудничая с Г.К. Олтаржевским, архитектор Иван Фомин построил новый корпус здания Моссовета на улице Станкевича.

В 1929 году Иван Фомин переехал из Ленинграда в Москву.

В 1930 году по его проекту было построено здание Народного комиссариата путей сообщения СССР у Красных ворот.

В 1933 году Иван Фомин возглавляет архитектурно-проектную мастерскую Моссовета № 3.

В 1934 – 1935 годах Иван Фомин спроектировал и построил подземные интерьеры станции метро «Красные ворота».

В 1936 году начал проектировать станцию метро «Площадь Свердлова», но работа не была им закончена – проект завершил Л.М.Поляков.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...