Какое племя величиной с кулак. «Люди величиной с кулак. «Лилипуты» из тропического леса

О, сколько много же племен живет или проживало на просторах этого континента! Читала как-то записки мистера Роберта Рипли и хотите верьте, а хотите - нет, говоря его словами, но интересных и необычных фактов об этом материке и его коренных жителях хватило бы не на одну книгу. Например, вы разглядывали когда-нибудь фотографии зулусских мужчин и женщин? Если, да, то наверняка обратили внимание на их необычные прически, которые уникальны и индивидуальны. Женщины этого племени даже используют красную глину для закрепления "Вавилонов" на голове и, как иронично замечает этот натуралист: "ни одно уважающее себя насекомое не полезет в эту "башню". А знаете как с африканского переводится названия зулус? Небесный человек, ни много, ни мало, верно?

Или, например, вы знаете как совершают ритуал погребения конголезского вождя? Нет? Его раздувают, как воздушный шар, набивая пожитками, которые он приобрел при жизни, и чем богаче был вождь, тем пышнее получаются похороны. Кошмарное зрелище для европейца, согласитесь.

А масаи - знакомое название, верно? Это, пожалуй, самое известное африканское племя, которое традиционно считается отважным и очень смелым. Почему? Не поверите, но они охотятся на львов с одним копьем, при этом зверь поражается копьем в сердце, а воин прикрывается лишь щитом. Мне особенно запомнилось из игры, а сегодня (3 июня) у Диброва звучал сей вопрос, название племени бушмены. Так вот это лесные люди, а если буквально переводить их название, то люди из кустов. Забавно.

Я хоть и не мистер Рипли, но довелось в Тунисе прокатиться на одну экскурсию в пустыню, где обитают берберы-троглодиты. Так вот этот коренной народ вообще отличается тем, что живет в пещерах, вырывая себя там квартиры, правда сейчас возле пещер современные авто стоят и антеннами утыканы стены, но частичка быта сохранена. И пусть только для туристов, но интерес такая жизнь вызывает неподдельный. Вспомнив Тунис, естественно, память и к Египту обратилась, вспоминая бедуинские племена и совершенно отличительный образ жизни этих африканских кочевников. И заметьте, у каждого своя история...

Но, возвращаясь к нашим человечкам, которые величиной с кулачок, должна сказать, что сей народ называется пигмеи, что это название реального, низкорослого племени, а не уничижительное прозвище маленького невзрачного человека. Откуда такая уверенность? Посмотрите на нижнюю фотографию, там видно какое племя выиграло в раунде.


Название "пигмеи" переводится буквально, как "люди величиной с кулак". В экваториальной Африке проживает множество народностей, чей рост можно было бы определить, как "метр в кепке", если бы эти люди носили традиционные головные уборы. Рекордсменами среди "лесных лилипутов" считаются мбути, их рост обычно не превышает 135 см !




Побывав в племени мбути, любой славянин почувствует себя великаном. Знакомство с низкорослыми кочевниками будет интересно, поскольку культура мбути самобытна, а устройство общества в корне отличается от привычных нам моделей. Общая численность этой этнической группы достигает порядка 100 тысяч человек. Все мбути живут в гармонии с природой, занимаются охотой и собирательством, но берут у леса ровно столько, сколько необходимо им для выживания. Основа их мировоззрения - бережливое отношение к ресурсам.







У мбути нет социальной иерархии, они живут большими группами, состоящими минимум из 7 семей. В группе нет лидера, каждый имеет свои обязанности в зависимости от пола и возраста. В охоте принимают участие все члены племени: мужчины расставляют сети, женщины и подростки загоняют зверя, дети и старейшины остаются в лагере, чтобы развести священный огонь.



Мбути постоянно меняют места дислокации, жилища они строят очень быстро, используя для этого побеги деревьев и листья. Одежду они традиционно изготавливали из коры деревьев, разминая ее слоновым бивнем. У жителей племени особой популярностью пользовались набедренные повязки. Современные мбути не отказываются и от обычной одежды, которую обменивают на дичь у жителей близлежащих поселений.







Мбути считают себя неотъемлемой частью леса, болезненно реагируют на вырубу деревьев и браконьерство. Все их амулеты и обереги сделаны из природных материалов, при рождении младенца купают в лесной воде, особые магические ритуалы с использованием амулетов, сплетенных из лиан и коры деревьев, проводят мужчины, отправляясь на охоту.

От других африканских племен пигмеи отличаются своим ростом, который колеблется в пределах от 143 до 150 сантиметров. Причина столь небольшого роста пигмеев до сих пор является загадкой для ученых, хотя некоторые исследователи полагают, что их рост обусловлен приспособленностью к трудным условиям жизни в тропическом лесу.

Пигмеев продавали в зоопарки!

Происхождение пигмеев пока остается для ученых загадкой. Никто не знает, кем были их далекие предки и как эти маленькие люди оказались в экваториальных лесах Африки. Нет ни преданий, ни мифов, помогающих ответить на эти вопросы. Есть предположение, что в давние времена пигмеи занимали всю центральную часть Черного континента, а позднее были вытеснены другими племенами в тропические леса. С греческого пигмеи переводится как «люди величиной с кулак», научное определение трактует пигмеев как группу низкорослых негроидных народов, обитающих в лесах Африки.

Пигмеи упоминаются еще в древнеегипетских источниках III тысячелетия до н. э., позже о них писали Геродот и Страбон, Гомер в своей «Илиаде». Аристотель считал пигмеев вполне реальным народом, хотя в древних источниках о них было написано немало фантастического: например, Страбон перечислял их вместе с большеголовыми, безносыми, циклопами, псоглавцами и другими мифическими существами античного периода.

Стоит отметить, что из-за своего роста пигмеи с давних времен терпят немало бедствий и унижений. Более рослые африканцы выгнали их из наиболее благоприятных мест и загнали в зеленый ад экваториальных лесов. Немного радостей принесла им и цивилизация, особенно в начале контакта с белыми людьми. Некоторые путешественники и колониальные чиновники пленяли пигмеев и как диковинку увозили с собой в Европу и США. Доходило до того, что пигмеев, особенно их детей, в конце XIX - начале XX века продавали, как живые экспонаты, в зоопарки Запада…

Казалось бы, сейчас этот народец может жить гораздо спокойнее и увереннее в своем будущем, но, увы, это не так. В это трудно поверить, но в период 1998-2003 годов во время гражданской войны в Конго довольно часто случалось, что пигмеев ловили и ели, словно диких животных. В тех же краях до сих пор орудует секта «стирателей», членов которой нанимают для зачистки территории от пигмеев, если на ней предполагается добыча полезных ископаемых. Сектанты убивают пигмеев и питаются их плотью. Просвещение еще не проникло в глубокие слои африканского населения, поэтому немало обитателей Черного континента верят, что, съедая пигмея, они обретают некую магическую силу, защищающую их от колдовства.

Невероятным покажется и наличие немалого количества своеобразных рабов-пигмеев, хотя рабство законодательно запрещено во всех странах. Рабами пигмеи становятся в той же Республике Конго, причем даже передаются по наследству, по существующей здесь традиции их хозяевами являются представители народа банту. Нет, пигмеи не ходят в кандалах, но их хозяин может просто отобрать у рабов плоды и мясо, добытые в лесу, иногда он все же выделяет им какую-то провизию, инструменты и металл для наконечников стрел. Поразительно, но никаких восстаний против рабовладельцев пигмеи не устраивают: как говорят некоторые исследователи, без поддерживания отношений с банту им может стать только хуже,

Почему они такие маленькие?

Рост пигмеев колеблется от 140 до 150 см. Самыми маленькими людьми в мире считаются пигмеи племени эфе, в котором средняя высота мужчин не превышает 143 см, а у женщин - 130-132 см. Конечно, как только ученые узнали о существовании пигмеев, у них сразу возник вопрос - какова причина их столь незначительного роста? Если бы пигмеи небольшого роста составляли в своем племени лишь небольшую часть, их миниатюрность можно было объяснить генетическим сбоем. Однако из-за поголовного низкого роста такое объяснение сразу пришлось отбросить.

Еще одно объяснение, казалось бы, лежит прямо на поверхности - у пигмеев отсутствует полноценное питание, и они часто недоедают, что и отражается на их росте. Исследование показало, что рацион африканских пигмеев практически одинаков с соседствующими с ними фермерами (теми же банту), однако суточный объем поглощаемой пищи у них очень мал. Не исключено, что именно поэтому их тела, а соответственно и рост, уменьшались из поколения в поколение. Понятно, что маленькому человеку для выживания достаточно и меньшего количества еды. Был проведен даже весьма любопытный эксперимент: длительное время небольшую группу пигмеев кормили до отвала, но, увы, ни сами пигмеи, ни их потомство из-за этого не подросли.

Существует и версия о влиянии на рост пигмеев недостатка солнечного света. Проводя всю жизнь под пологом густого леса, пигмеи не получают достаточного количества солнечного света, что ведет к незначительной выработке организмом витамина D. Нехватка этого витамина вызывает торможение роста костной ткани, вот и получается у пигмеев весьма миниатюрный скелет.

Некоторые исследователи полагают, что миниатюрность пигмеев вызвана эволюционным процессом, приспосабливающим их к жизни в густых зарослях. Понятно, что маленькому и юркому пигмею гораздо легче пробираться через частокол деревьев, поваленных стволов, опутанных лианами, чем рослому европейцу. Известно также о пристрастии пигмеев к собиранию меда. Разыскивая мед, мужчины-пигмеи примерно 9% жизни проводят на деревьях в поисках мест обитания диких пчел. Само собой, лазить по деревьям легче человеку с небольшим ростом и весом до 45 килограмм.

Конечно, пигмеев тщательно исследовали медики и генетики, они установили, что концентрация гормона роста в их крови не особо отличается от усредненных показателей обычного человека. Однако уровень инсулиноподобного фактора роста оказался ниже нормы в 3 раза. По мнению исследователей, это объясняет малый рост новорожденных пигмеев. Кроме того, низкая концентрация данного гормона в плазме крови препятствует наступлению периода активного роста у подростков-пигмеев, которые уже в возрасте 12-15 лет полностью перестают расти. Кстати, генетические исследования позволили назвать пигмеев потомками древнейшего народа, появившегося на Земле около 70 тысяч лет назад. А вот генетических мутаций ученые у них не выявили.

Маленький рост пигмеев объясняют и короткой продолжительностью их жизнью. Увы, эти маленькие люди живут в среднем всего от 16 до 24 лет, достигшие 35-40 лет среди них уже долгожители. Из-за небольшого жизненного цикла у пигмеев происходит раннее половое созревание, вызывающее торможение роста тела. Половая зрелость у пигмеев наступает уже в 12 лет, а наибольшая рождаемость у женщин отмечается в 15.

Как видите, есть немало факторов, способствующих небольшому росту пигмеев. Возможно, главным является один из них, а может, действуют все в совокупности. Да, из-за низкого роста некоторые ученые даже готовы выделить пигмеев в отдельную расу. Любопытно, что кроме роста у пигмеев есть и другие отличия от негроидной расы - это светлая кожа коричневого оттенка и весьма тонкие губы.

«Лилипуты» из тропического леса

Сейчас племена пигмеев можно встретить в лесах Габона, Камеруна, Конго, Руанды, Центральноафриканской Республики. Жизнь этих маленьких людей постоянно связана с лесом, они проводят в нем основную часть своей жизни, добывают себе пропитание, рожают детей и умирают. Они не занимаются земледелием, главные их занятия - собирательство и охота. Пигмеи ведут кочевой образ жизни, они покидают свою стоянку, как только вокруг лагеря не остается ни дичи, ни плодов, ни съедобных растений, ни меда. Переселение происходит в пределах установленных с другими группами границ, охота на чужой земле может стать поводом для конфликта.

Бывает и другая причина для переселения. Оно происходит, если в небольшой деревеньке пигмеев кто-то умирает. Пигмеи весьма суеверны, они считают, что раз их посетила смерть, значит, лес не хочет, чтобы они продолжали жить в этом месте. Покойника закапывают прямо в его хижине, ночью проходят поминальные пляски, а утром, бросив свои нехитрые строения, пигмеи переходят на другое место.

Главным занятием мужчин-пигмеев является охота. В отличие от «цивилизованных» охотников, приезжающих в Африку потешить свое самолюбие и добыть охотничьи трофеи, пигмеи никогда не убивают живое существо, если в этом нет нужды. Охотятся они с помощью луков с отравленными растительным ядом стрелами и копий с металлическими наконечниками. Их добычей становятся птицы, обезьяны, небольшие антилопы и олени. Пигмеи не запасают мясо впрок, добычу они всегда делят по справедливости. Несмотря на обычную удачливость малорослых охотников, добытое мясо составляет всего 9% их рациона. Кстати, пигмеи нередко охотятся с собаками, они у них очень выносливые и, если понадобится, готовы ценой своей жизни защитить хозяина от самого свирепого зверя.

Значительную долю в рационе пигмеев составляют мед и другие дары леса. Мед добывают мужчины, готовые забраться за ним на самые высокие деревья, а вот дары леса собирают женщины. Вокруг лагеря они ищут плоды, дикорастущие корнеплоды, съедобные растения, не брезгают червями, личинками, улитками, лягушками и змеями. Все это идет в пищу. Однако не менее 50% рациона пигмеев составляют овощи и фрукты, которые они выменивают у фермеров на мед и другие дары леса. Кроме продовольствия путем обмена пигмеи достают нужные им ткани, гончарные изделия, железо и табак.

Ежедневно в деревне остается часть женщин, изготовляющих своеобразную материю из древесной коры под названием «тана», именно из нее делаются знаменитые передники пигмеев. У мужчин такой передник крепится к кожаному или меховому поясу, сзади они носят пучок листьев. А вот женщины носят одни передники. Однако уже появившиеся оседлые пигмеи нередко носят европейскую одежду. Цивилизация медленно, но настойчиво проникает в быт и жизнь пигмеев, их культура и традиции, возможно, уже через несколько десятков лет уйдут в прошлое.

Эфе - карликовый народ «величиной с кулак», проживающий в тропической Африке. Как и все пигмеи бамбути, они имеют довольно архаичную культуру. Эфе не умеют изготавливать каменные орудия и добывать огонь. Эти карлики верят, что душа каждого человека после смерти воплощается в тотемическое животное. Некоторые антропологи считали бамбути потомками неандертальцев. Но генные исследования показали, что они - обычные люди, которые получили особый ген 50 – 90 тысяч лет назад.

Первые упоминания о странных маленьких людях имеется в древнеегипетских надписях 3 тысячелетия до н. э.. Позже Гомер писал о сказочных карликах, которые по размерам были подобны лягушкам и часто становились жертвами журавлей, которые летали над океаном бурливым и «роду пигмеев погибель с собой принося и убийство».
В VII веке нашей эры китайский историк Ли Тай подробно описал карликов ростом лишь 3 чи (90 см), проживающих к югу от Римской империи. Первые европейцы столкнулись с «матимба» - низкорослым народом, в XVI-XVII веках в Западной Африке. В 19 веке существование пигмеев было подтверждено немецкими и русскими путешественниками, исследующими бассейн реки Итури. В 1934 году было открыто племя эфе экспедицией М. Гузинде. После этого в реальность существования карликов уже никто не сомневался. Рост мужчин-пигмеев не превышает 142-145 см. Характерными особенностями являются: крупное туловище на коротких ногах, светло-коричневая кожа, курчавые темные волосы, тонкие губы, узкое и низкое переносье. Внешне они немного напоминают негроидов, но считаются отдельной расой.
До расселения банту пигмеи занимали всю центральную Африку, но затем были оттеснены в леса. Сейчас они так привыкли жить в чащобе, что не выносят прямых лучей солнца и, оказавшись на открытом пространстве, стараются как можно быстрее вернуться в родные дебри. Африканцы нормального роста презирают своих маленьких соседей. Из-за этого племена эфе, живущие в бассейне Итури, меньше всего подверглись смешиванию с соседями. Но случаи женитьбы высокорослых мужчин на крошках-женщинах эфе все-таки случаются.
Так было и с Абаму. Несколько лет назад этот мужчина банту женился на девушке своего племени, но их первый ребенок умер, и жена больше не могла забеременеть. Абаму взял второй женой симпатичную девушку из племени эфе. Мужчины племени эфе не в восторге от таких браков, ведь для них найти спутницу жизни - проблема. Но они, несмотря на это, отдают в жены банту своих девушек совершенно бесплатно, так как рады породниться с высокими покровителями. Если же от связи мужчины-пигмея и негритянки рождается ребенок, то его изгоняют из высокорослого племени. Его единственный путь - в лесную чащу, к родственникам – пигмеям, которые даже в 21 веке по уровню развития не достигли каменного века.
Эфе, как и все пигмеи, до сих пор не умеют добывать огонь и бережно переносят пламя с собой, следя, чтобы оно не потухло. Их день на 99 процентов занят охотой и сбором растений. Каменные орудия также неведомы этим детям тропического леса. Для охоты они используют лук и стрелы с отравленными наконечниками. Пигмеи выменивают кое-что у других племен на дичь, добытую на охоте, которой у них всегда много, ведь они - великолепные охотники. Любимое мясо – слоновье, но это лакомство – редкость, один раз в несколько лет. Обычная же добыча - антилопы, обезьяны. Не гнушаются они и рыбой. Пигмеи используют особый метод ловли рыбы – отравление растительными ядами. Рыба засыпает, всплывает на поверхность, и её можно собирать руками. Эфе собирают столько рыбы, сколько необходимо, а остальную опускают (она просыпается через полчаса).
Мужчины также собирают лакомство- мед. Эта работа считается трудной и опасной. Если же драгоценная добыча получена, то добытчики наедаются медом так, что животы становятся, как барабаны. По наблюдениям Роберта Байли, примерно десятая часть времени у эфе уходит на поиски меда. Мед составляет около 14 процентов калорий в общем объеме питания эфе. Женщины ежедневно в сопровождении детей собирают вокруг своего лагеря дикорастущие корнеплоды, листья съедобных растений и плоды, ловят червей, улиток, лягушек, змей и рыб. После того, как все улитки съедены и все коренья выкопаны, Эфе меняют место обитания.
Несмотря на кочевой образ жизни, каждое племя имеет свою территорию, переходит в другую область леса, но странствуя в пределах установленных границ. Охота на чужих землях может повести к враждебным столкновениям. Такие столкновения - редкость, ведь по своей сути пигмеи эфе – неагрессивны. Все исследователи отмечают, что они радуются по любому поводу. Особая причина для восторгов - удачная охота. Чтобы она прошла удачно, эфе строго соблюдают суеверные охотничьи правила и запреты, совершают магические обряды. Они обращаются к лесному духу - Торе, прося его помочь в промысле.
Так как каждый род имеет свой тотем- животного (чаще всего леопард, шимпанзе, а также змеи, разные обезьяны, антилопы, муравьи и пр.), то к нему относятся как к близкому родственнику, называют «дедушка», «отец». Дикари верят в происхождение родов от своих тотемов. Во время пира исключается употребление мяса тотемного животного. После пира они поют и пляшут, часто по 4-5 часов подряд. В полнолуние танцы затягиваются на всю ночь. Танцуют маленькие люди самозабвенно, под грохот барабанов. Танец «охота на слона» - самый известный и популярный у пигмеев.
Рождение ребенка - не повод для праздника. Ребенок может умереть от укуса змеи, от лихорадки, его может утащить гепард. Праздник наступает, когда человек вступает в пору зрелости и в племени появляется пара рабочих рук. Обычно тогда дикари пируют 3-4 дня, танцуют и пьют пальмовое вино. Обряд инициации - один из самых важных у пигмеев и только после его успешного его завершения юноша становится полноценным членом племени. Обряды совершаются коллективно над целой группой мальчиков от 9 до 16 лет. Их подвергают обрезанию и другим тяжелым испытаниям: бьют, мажут разными нечистотами, запугивают плясками в страшных масках, заставляют лежать неподвижно на животе. Весь ритуал посвящения связан с образом лесного духа Торе. Инициации рассматриваются, как своего рода приобщение к магической силе, необходимой охотнику.
Инициация у девочек называется «има». Има - это дорогой и редкий праздник с пиром горой и плясками до упада. Чаще всего две-три семьи справляют има для своих дочерей одновременно. Виновницы торжества накануне сидят 2 месяца взаперти в церемониальной хижине. Лишь старухи приходят к ним, уча уму-разуму. К празднику готовят «мбугу» - праздничную накидку из лубяной материи. Ее изготовление - настоящее искусство. Нужно найти лиану особого сорта. Выделанную ткань затем красят, расписывая узорами, которые являются настоящим произведением искусства. Вначале ткань обрабатывают соком фрукта тато (он дает черный цвет, смешавшись с угрями от костра). Мастерица покрывает ткань затейливым рисунком из пересекающихся линий. Затем в ход идет красная краска из сердцевины дерева ндо. Потом добавляется еще один цвет, желтый, из корней растения бинджали. Накидка готова! Завершение наряда – затейливые повязки из перьев попугаев. Виновницы торжества теперь будут в центре мужского внимания.
Веяния нового времени также присутствуют. В губах у красавиц должны быть зажаты банкноты - символ богатства. Без них девушка-эфе не будет выглядеть зажиточной. К сожалению, праздников у маленького народа становится все меньше. Они столкнулись с большой проблемой - гибелью тропического леса. Их вотчину истребляют ради новых сельскохозяйственных угодий, исчезают зверье и птицы. Эфе вынуждены уходить в лес все дальше и дальше, нарушая привычные связи с банту. Их жизни – под угрозой.

Именно так переводится с греческого слово pygmalios, которым назвали самый малорослый народ, проживающий в тропических лесах Африки. Существует предположение, что когда-то пигмеи занимали всю Центральную Африку, но затем были вытеснены оттуда другими племенами. Сегодня их можно встретить в лесах Габона, Камеруна, Конго, Руанды и Центральноафриканской Республики.

До настоящего времени происхождение пигмеев остаётся научной загадкой. У них нет ни преданий, ни мифов, ни сказок, которые помогли бы её решить. Тем не менее об этом народе известно с глубокой древности.

Красочные мифы о реальном народе

Первые упоминания о странных маленьких людях имеются в древнеегипетских надписях III тысячелетия до нашей эры. Сохранился рассказ египтянина Хуфхора, вельможи эпохи Древнего царства, в котором он хвалится, что привёз из своего похода карлика. Тот предназначался для потехи молодого царя и назывался «днг». Показательно, что и сегодня это название сохранилось в языках народностей Эфиопии, в которых карлик называется «денг» или «дат».

Спустя много веков Гомер написал о сказочных карликах, которые по размерам не превышали лягушек и часто становились жертвами журавлей. У него журавли предстают как выходцы из потустороннего мира, а смысл мифа — в борьбе жизни и смерти.

Некоторые античные учёные объясняют вражду между пигмеями и журавлями превращением в журавля пигмейской девушки, враждовавшей с племенем. При этом не совсем понятно, идёт ли речь о реальных африканцах или о мифических существах.

Обычно пигмеи в греческом мифотворчестве — сказочный народ карликов, живущий в Ливии или в Малой Азии. Размером они были от муравья до мартышки. У «отца истории» Геродота пигмеи — особое племя, обитающее в Африке в верховьях Нила. По его утверждению, они тесно связаны с культом бога плодородия Нила и отождествляются с карликами, в окружении которых изображался Нил. Отсюда представление о пигмеях как о земледельческом племени, волосатых и чёрных человечках, обитающих в плодородном слое земли.

Однако Аристотель считал пигмеев вполне реальным народом. В свою очередь, географ Страбон перечислял их вместе с большеголовыми, безносыми, циклопами, полупсами и другими мифическими существами античности. Показательна легенда, в которой Геракл победил сына богини земли — ливийского великана Антея. Когда герой отдыхал после борьбы, на него с оружием напали пигмеи, жившие, подобно муравьям, в песке. Геракл забрал их всех в львиную шкуру и унёс с собой. Возможно, сказания о пигмеях у египтян и греков связаны с существованием карликов в тропической Африке. Ведь их изображения имеются на фресках в Помпеях и Геркулануме. А излюбленным сюжетом на греческих вазах являлась комическая война пигмеев с журавлями.

В VII веке китайский историк Ли Тай подробно описал карликов ростом в 90 сантиметров, проживающих к югу от Римской империи. Его информация странным образом пересекается с древнегреческой мифологией. Европейцы же впервые столкнулись с низкорослым народом «матимба» в Западной Африке ещё в XVI-XVII веках. А в XIX веке существование пигмеев было окончательно подтверждено немецкими и русскими исследователями.

Избегающие Солнца

Оказалось, что в Африке действительно существует самый маленький в мире народ. У мужчин-пигмеев рост колеблется в пределах 142-150 сантиметров. Для них характерны крупное туловище на коротких ногах, светло-коричневая кожа, курчавые тёмные волосы и тонкие губы. Но есть племена, в которых средняя высота мужчин не превышает 141 сантиметра, а женщин — 130-132 сантиметров. Несмотря на то, что эти люди напоминают негроидов, они считаются отдельной расой. Точная численность представителей племени не известна. По разным данным их насчитывается от 40 до 280 тысяч человек. Средняя продолжительность жизни у мужчин — не более 45 лет, в то время как женщины живут немного дольше.

Из-за своего роста и других отличий эти люди всегда испытывали немало бедствий и унижений со стороны более рослых соседей. До расселения банту пигмеи занимали всю Центральную Африку, но затем были вытеснены из наиболее благоприятных мест в зелёный ад экваториальных лесов. Сейчас они до такой степени привыкли жить в чащобе, что не выносят прямых лучей солнца, а оказавшись на открытом пространстве, стараются как можно быстрее вернуться в родные дебри. Обычные африканцы презирают своих маленьких соседей. Из-за этого пигмеи почти не смешиваются с другими племенами, хотя случаи женитьбы чужих мужчин на крошечных женщинах всё же случаются.

Когда же появились белые люди, проблем у маленьких африканцев стало ещё больше. Некоторые «цивилизованные» путешественники и колониальные чиновники ещё в конце XIX — начале XX века смотрели на пигмеев как на редкую диковинку. Известны случаи, когда их увозили в Европу и США, где взрослых людей, и особенно их детей, продавали, как живые экспонаты, в зоопарки. Там их демонстрировали праздным зевакам наряду с экзотическими дикими животными из различных стран мира.

Сегодня на Западе подобное невозможно. Но на родине ситуация практически не изменилась. В это трудно поверить, но в Африке до сих пор существует убеждение, что убив и съев пигмея, можно получить магическую силу, защищающую от колдовства. И это не только поверье, но и практика. Не только в далёком прошлом, но буквально в наши дни — во время гражданской войны в Конго в 1998-2003 годах пигмеев ловили и ели, словно диких зверей.

Но особенно не везёт тем племенам, на территории которых находят полезные ископаемые. В таком случае местных жителей просто истребляют. Для этих целей существует даже секта «стирателей», члены которой не только убивают пигмеев, но и питаются их плотью.

В XXI веке рабство запрещено во всех странах. Но в той же Республике Конго до сих пор в семьях банту существуют рабы-пигмеи, которые передаются по наследству. Искоренить это явление практически невозможно, так как сами рабы не протестуют против своего положения. Напротив, несмотря на своё бесправие, они убеждены, что без совместной жизни с банту им может стать только хуже.

Карлики тропического леса

Жизнь пигмеев неизменно связана с лесом. В тропических дебрях они добывают себе пропитание, вступают в брак, рожают детей и умирают. Пигмеи не занимаются земледелием, предпочитая собирательство и охоту. Поэтому они ведут кочевой образ жизни и покидают свою стоянку только тогда, когда вокруг неё не остаётся дичи и съедобных растений или кто-то умирает. Эти люди очень суеверны, так как смерть соплеменника объясняют тем, что лес не хочет, чтобы они жили на этом месте. Переселение происходит в пределах существующих с соседями границ, так как охота на чужой земле может стать поводом для конфликта.

Главным занятием мужчин-пигмеев является охота на птиц, обезьян, антилоп, оленей и других обитателей леса. В отличие от профессиональных охотников, они никогда не убивают животное без необходимости и не запасают мясо впрок. Добычу всегда делят по справедливости и сразу же съедают после охоты. Сезонным промыслом является рыболовство. На рыбалке пигмеи используют специальную траву, которую бросают в воду, и рыба засыпает, но не погибает. Улов собирают ниже по течению. Тропические джунгли — это не только дом, но и постоянная угроза для людей. Они кишат различными опасными животными, которых остерегаются даже охотники. Особенно они боятся питонов. Если случайно наступить на питона, то шансов на спасение практически нет, и жизнь заканчивается в смертельных объятиях змеи.

Значительную долю в рационе пигмеев составляет мёд, но в пищу также идут плоды, ягоды, различные корнеплоды и растения, а также черви, личинки, улитки, лягушки и змеи.

Мясо в лесном меню составляет всего лишь 9%, в то время как не менее 50% составляют овощи и фрукты, которые вымениваются у соседей в обмен на дары джунглей.

Жизнь маленьких людей, которые обитают в джунглях, лишена романтики и заключается в постоянной борьбе за выживание. Основной задачей каждого из них является добывание пищи, поэтому удачная охота — самый желанный повод для праздника и пира. После обильной еды они самозабвенно поют и пляшут. В этих случаях грохот барабанов может звучать в джунглях по 4-5 часов подряд, а то и всю ночь. А утром вновь надо искать еду. И так из года в год, и так всю жизнь, пока цивилизация не уничтожит первобытные традиции.

Евгений ЯРОВОЙ

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...