Объективная реальность данная. Объективная реальность. Логические формы освоения всеобщих свойств мира

Объективная реальность, данная нам в ощущениях - это физический мир, который ежедневно нас окружает. То есть то, что действительно материально: земля, трава, дерево возле вон того холма, кот, жмурящийся на солнце - в общем все, что можно действительно ощутить, увидеть и потрогать.

В философском учении ответ на это вопрос понимается так:

« Все сущее, находящееся за пределами нашего сознания, и окружающее нас, является объективной реальностью, данной нам в ощущениях».

В философии есть такие категории, как бытие, материя, время и пространство, свойства которых будут рассмотрены ниже.

Объективная реальность

Бытие - есть всеобъемлющая действительность, от которой зависит все материальное и духовное. Но все же это понятие является относительным.

Касательно человека - это все существующее за пределами его сознания и воспринимаемое им, но он и его мироощущение является такой же объективной реальностью для других индивидуумов.

Если отвлечься от субъективного восприятия реальности, становится очевидным, что она, в общем-то, схожа с общей действительностью, состоящей из разных материальных вещей со своими свойствами, временем, движением, пространством и физическими законами. Кроме того, бытие имеет такие социальные явления, как государство, образование, культура, наука и прочее.

Человеческое влияние

Не стоит думать, что понятие «материя» противоречит понятию «объективная реальность». Такой эффект возникает только тогда, когда материальное лишается тех свойств и форм, без которых оно просто перестает существовать. Например, если человек умирает, то его субъективная реальность уходит в небытие вместе с ним.

Жизнь, движение, время и пространство являются особенностями или проявлениями истинных качеств всего живого или неживого на земле, образуя мир, в котором мы живем. Объективная реальность, данная человеку в ощущениях - есть мир, существующий независимо от него и его мышления, позволяющий чувствовать и видеть то, что вокруг. Действительность не зависит как от представления субъекта о внешнем мире, так и от его позиции касательно всего сущего. Ее можно охарактеризовать как сложный механизм, действующий по своим собственным законам, и человек не может как-то значительно повлиять на ее ход.

Различные представления об объективной реальности, в ощущениях

В магических и религиозных учениях говорится о том, что мир распахивает свои двери перед человеком, подчиняясь его духовной (субъективной) деятельности. Основой всего сущего считаются «Высшие силы» или Боги, создавшие этот мир (креационизм), напрямую влияющие на ход его событий (теизм) или молча созерцающие то, что в нем происходит (деизм).

Агностическое же учение, напротив, подразумевает то, что объективная реальность, данная нам в ощущениях, недостижима для абсолютного понимания и познания человеком.

Многие ученые считают, что вышеупомянутый термин, пустивший корни в нашей русской философии, означает не что иное, как проявление логической ошибки, потому что само слово «реальность» можно обозначить как данность, независимую от действий субъекта. В том понимании, что иллюзии, грезы и галлюцинации действительны для определенного субъекта (точнее для его мозга), если взглянуть на них под углом логического продолжения его психоэмоционального состояния. Обычно эти иллюзии подробно описываются в истории болезни, а иногда становятся объектом для подробнейшего изучения. Но с иной точки зрения это настоящее закономерное отсечение действительности от ее восприятия, и, как следствие, обозначение «объективная реальность» помогает увидеть отличия действительного от настоящего.

В чем отличие видения?

Материя, как объективная реальность, данная нам в ощущениях - это все, присутствующее на самом деле вокруг нас. Это то, на что субъект (человек) никак не может повлиять в полной мере. Если он умрет, то окружающий мир спокойно продолжит свое существование в пространстве и времени. Но субъективная реальность, напротив, напрямую зависит от восприятия человеком различных случаев в жизни, личного отношения к ним и вызванных этим переживаний. Чтобы определить объективную реальность, которую можно потрогать, сымитировать или запечатлеть, в философском учении применяется термин «материя», и делится она условно на две группы:

  • то, что познается человеком (субъективная реальность);
  • то, что ему несвойственно понять (объективная реальность).

Данное разделение делать необходимо, так как, размышляя о свойствах материи, можно рассуждать лишь о том, что поддается человеческому пониманию. Наши ощущения - это чувственное отражение объективной реальности, которое невозможно проигнорировать.

Основные составляющие материи

Материя проявляется в трех общих формах:

  1. Движение. Под этим термином подразумевается не просто обычное передвижение тел, но и различное взаимодействие с ними в любых проявлениях и формах. Зачастую антиподом движению мы считаем покой, что вроде бы и разумно, но все же является общераспространенным заблуждением, так как состояние покоя имеет сравнительный характер, а движение - безусловный.
  2. Пространство. Это первая форма бытия материи. Этот философский термин применяется для обозначения строения объектов, а также их свойства иметь протяженность и вставать в один ряд с другими. Пространство можно охарактеризовать как бесконечность.
  3. Время. Это вторая составляющая материальной реальности. Данным термином принято пояснять продолжительность жизни любого из объектов, а также стремительное их изменение. Вторую и третью категории принято считать как неизменными, так и относительными, потому что их качества очень изменчивы и зависимы от множества факторов, но без их влияния не обходится ни один объект.

Заключение

Для каждого из нас окружающий мир реален ровно настолько, насколько мы его понимаем. Многое человечеству пока еще неведомо и недостижимо для него, но придет тот день и час, когда все встанет на свои места и мир заиграет новыми красками.

Реальность - это главное понятие философского учения, потому что без него невозможно ответить на извечные вопросы:

  1. Что появилось вначале, сознание или материя?
  2. Есть ли у человека возможность постигнуть реальность, находящуюся вокруг него?

Это вопросы, в попытке ответить на которые можно сломать все зубы о гранит науки, но никак не определиться с ответом.

ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ – философская категория, бытие (в науке соответствует понятию материя), существование и свойства которого не зависят от того, воспринимает ли (мыслит) его какой-либо субъект, или нет. Всё, что существует, может существовать только в объективной реальности. Для описания материи выделяют три объективные формы ее существования: Движение , (см.). Различают объективную и субъективную реальность, которую можно определить как явление сознания, ощущения, восприятия человеком чего-либо и все то, что с этим связано.

В плане основного вопроса философии под объективной реальностью понимается существующее независимо от человеческого сознания и первичное по отношению к нему. Необходимость введения категории объективной реальности как абсолютной реальности, которая противостоит сознанию и познанию, была обусловлена осуществленным Декартом делением мира на внутренний (мир «Я» — субъективной реальности, феноменов мышления, сознания) и внешний (мир «не-Я» — чувственных, телесных вещей, физических явлений в пространстве и времени). Это деление мира стало философской основой классического природоведения, где объективная реальность – это природа (материя), которую субъект познает, опираясь на ощущения и на эксперимент, которую можно описать такой, какой она есть, противопоставляя ее феноменам Мышления и Сознания (см.). Материалисты обычно представляют объективную реальность как некий механизм, который работает в соответствии со своим устройством, и на который люди могут оказывать лишь ограниченное влияние. Взгляд некоторых религий на объективную реальность мало отличается от материалистического - вся разница сводится к тому, что здесь этот «механизм» был создан Богом (см. Деизм ); кроме того, Бог иногда вмешивается в работу этого «механизма» (теизм). Агностики считают, что «объективная реальность», то есть истина, недоступна пониманию человека.

Категория объективной реальности необходима также для сохранности реалистической, антисубъективистской мировоззренческой ориентации. По мнению некоторых учёных, сам термин «объективная реальность», введенный в советсткой философской традиции, представляет собой пример логической ошибки (плеоназм), поскольку уже понятие «реальность» обозначает данность, свободную от субъективных влияний.

Вместе с тем развитие науки обнаружило гносеологические трудности, обусловленные понятием «объективная реальность». В процессе познания субъект неизбежно вовлекает объективную реальность в систему своих средств познания и познавательных действий, что делает проблемным установление границы между объективной реальностью, как она мыслится субъектом, и самым субъектом (его средствами познания и его сознанием).

С точки зрения современных естественных наук «объективная реальность» является принципиально непознаваемой (в полном объёме, до мельчайших деталей), так как квантовая теория доказывает, что наличие наблюдателя изменяет наблюдаемое (парадокс наблюдателя). Отсюда в философии возникает целесообразность рассмотрения объективной реальности как бытия, которое существует независимо от данного субъекта, от его ощущений и мыслей, его познавательной активности, а также использования операционных характеристик объективной реальности, обусловленных его психологическими и праксеологическими измерениями. Объективная реальность в этом смысле проявляет себя не только как мир естественных явлений и процессов, но и закономерностей исторического и социального бытия, институционального строения общества, а также как совокупность определенных культурных явлений, идей, мыслей или представлений других субъектов. Движение, Пространство и Время, Жизнь (см.) и т. д. — все это свойства или проявления свойств и взаимодействий различных по степени сложности видов материи, которые в совокупности и образуют мир в целом или всю объективную реальность.

Понятие материи конкретизирует абстрактно-всеобщее содержание бытия. Неисчерпаемость рассматриваемого объекта обуславливает множество различных определений материальности, существовавших в истории философии. Существует несколько определений материи, но именно фактор ее ощутимости фиксируется в гносеологическом: "материя - это категория для обозначения объективной реальности, данной нам в ощущениях и существующей независимо от сознания" .

Современные представления о материи как философской категории в "снятом" виде содержат ее основные исторические формы (наглядно-чувственную, вещественно-субстратную, гносеологическую и другие), стремятся избежать как излишнюю релятивизацию понятия, так и его абсолютную унификацию в качестве единственно верного и окончательного. Рассматриваемая категория имеет непреходящее значение для формирования определенного мировоззрения, осуществления научно-теоретической деятельности.

Прежде всего, рассмотрим историческое развитие понятия "материя" Материальный, природный мир является одной из основных форм бытия. Поэтому содержательный анализ понятия "материя" всегда находился в поле зрения различных философских направлений. Материя как основное понятие европейской философии возникает и активно разрабатывается еще в ранней античности. Натурфилософы первыми пытались выявить некое "первовещество", составляющее основу существующего мира. Фалес, Анаксимен, Гераклит, Демокрит последовательно утверждают в качестве такового: воду, воздух, огонь, атомы. Но попытки придать конкретным видам материального мира всеобщий характер, возложить на них функцию абсолютного субстрата всего сущего не увенчались успехом, ибо не смогли объяснить, в первую очередь, многообразие действительности.

Собственно термин "материя" впервые был использован Платоном, который утверждал, что соединение идей (эйдосов) как подлинного бытия и противостоящего ему небытия (материи) образуют мир вещей, природу, сущее. Согласно Аристотелю, отвергшему мир платоновских идей, инертная и косная материя есть лишь возможность предметного многообразия. Подлинной же действительностью является форма - самодовлеющее, активное, творческое начало: глине необходим гончар - демиург. Высшая форма мира - Бог-создатель всего сущего, действительного. Аристотелевская концепция соотношения формы и материи, преобразованная в соответствии с принципами монотеизма, заняла господствующее положение в философских системах христианства и мусульманства.

В механистическом материализме Нового времени в основе определения материи лежит не вещество, а некие всеобщие свойства (протяженность, непроницаемость, фигура, тяжесть и другие). Чаще всего, носителем этих свойств признаются атомы как последние неделимые элементы мира. В философских учениях Бруно и Спинозы материя отождествляется с природой. Если все вещи определены внешней причиной, то природа (субстанция) в отличие от них есть причина самой себя (causa sui). Французские материалисты XVIII в. (Гельвеции, Гольбах и другие)" продолжили и развили далее механистические воззрения на развитие мира. Материя представлялась им как вечная и несотворимая, постоянно движущаяся по законам механики, основа реального мира. Опираясь на материалистический сенсуализм, утверждали первичность материи и вторичность всех форм сознания.

Гегель рассматривал материю в качестве "инобытия" абсолютной идеи, необходимого периода, одного из этапов развития бытия мирового духа.

Маркс и Энгельс в понятие материи включали всю постоянно изменяющуюся и развивающуюся картину мира. Они считали содержанием философского понятия материя не какой-либо "общий признак", а противоречивый процесс определения сознания бытием в ходе практической деятельности человека. Материя понималась как единственно существующая субстанция.

В начале XX века, в связи с открытием английским физиком Дж. Томсоном электрона первой внутриатомной частицы, некоторыми философами и учеными был сделан вывод об "исчезновении материи", так как существование последней связывалось с неделимостью атома. На смену вещественно-субстрактному представлению о материи приходит гносеологическое, одним из первых сформулированное В.И. Лениным в его работе "Материализм и эмпириокритицизм". Эта концепция получила свое дальнейшее развитие в рамках марксистского мировоззрения. Но оно оказалось лишь периодом в развитии понятия материи. Даже краткое рассмотрение истории возникновения и развития понятия материи со всей очевидностью показывает, что оно>. является результатом длительного и противоречивого процесса мироосмысления, основанного на деятельности человека по познанию и преобразованию окружающего мира.

Какое же определение является адекватным материи? Ответ на этот вопрос постоянно является предметом острых споров и дискуссий. Это и не случайно, потому что сам определяемый предмет (объективная реальность) неисчерпаем и содержит множество возможных определений. Понимание этого обстоятельства позволяет наметить реальный выход из, казалось бы, непреодолимого лабиринта "различных значений. Он заключается в выявлении предельно общего содержания этих значений, что позволило бы за различиями усмотреть всеобщее, единое 13 . В этом смысле анализ различных определений материи обеспечивает все более глубокое понимание целостности рассматриваемого понятия.

Существуют различные аспекты философского осмысления материи. Достаточным для нас является определение: "материя - это философская категория для обозначения объективной реальности, данной нам в ощущениях и существующей независимо от сознания". Это определение носит ярко выраженный мировоззренческий характер и определяет отношение человека к миру, содержит в себе возможность для индивида сопоставлять свое существование с существованием других людей, различными сторонами природного и социального бытия, познавать и практически использовать общие понятия, представления, ценности, знание в целом, общечеловеческий опыт, регулирующие его отношение с окружающей реальностью. Что следует из этого определения?

Во-первых, то, что главным свойством материи является свойство быть объективной реальностью, то есть существовать вне нашего сознания. Этим признаётся первичность материи по отношению к сознанию.

Во-вторых, если признаком материальности является свойство «быть объективной реальностью», то никакие тела, вещи, процессы, как природные, так и произведённые человеком, не могут претендовать на своё исключительное право быть материей. Материя существует только в многообразии конкретных объектов. Люди открывают всё новые и новые свойства природных тел и процессов, производят бесконечное множество не существующих в природе вещей. Это даёт возможность утверждать, что материя неисчерпаема.

В-третьих, материя «копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями». Этим признаётся принципиальная познаваемость материального мира, что означает согласование, совпадение между собой содержания законов мышления и законов объективного мира. Объясняется фант такого согласования следующим образом: мышление - продукт человеческого мозга; но и человек и его мозг - продукты природы, которые развиваются вместе с ней. Следовательно, в конечном счёте, мышление -продукт природы, а потому его законы совпадают с законами объективного мира. Материи приписываются те же характеристики, что и Богу: вечность, неуничтожимость, несотворённость. Следовательно, она может рассматриваться в качестве своеобразного обоснования существования не только материального мира, но и духовного. Материальный мир развивается через взаимодействие вещей и процессов. Это взаимодействие (а не Бог) выступает, согласно материализму, основанием мира.

Смысл основного вопроса философии заключается в признании двух фундаментальных типов реальности - объективной, материальной и субъективной, идеальной, их которых одна предшествует другой и порождает ее. Материя предшествует сознанию, или, наоборот, сознание предшествует материи? Материализм исходное берет мир, существующий объективно, независимо от сознания человека и человечества. Объяснение мира из него самого таков мировоззренческий и методологический принципы материализма. Идеализм стоит на противоположной позиции, считая, что развитие мира определяется духовным началом.

Другой стороной основного вопроса философии является не менее принципиальный вопрос о познаваемости мира. Может ли человек постичь объективные законы мира или мир не познаваем? Основной вопрос философии - это не просто вопрос об отношении мышления к бытию вообще, но и более конкретно: вопрос об отношении общественного сознания к общественному бытию. Его материалистическое понимание применительно к обществу выражается емко и просто: общественное бытие, в конечном счете, определяет общественное сознание, которое, будучи производно, в свою очередь, оказывает активное ^братное воздействие на это бытие. Другими словами, в вопросе о существовании здесь даётся первое и последнее слово только исключительно самым конкретным вещам. Это и есть позиция науки. Наука и материализм имеют одно и то же понимание бытия: оно отождествляется с существованием чувственных вещей, а функция обоснования этого существования приписывается материи.

Итак, материя - это объективная реальность, данная нам в ощущении. Этот тезис делает главный акцент на возможности познания мира, воспроизводит теоретико-познавательную ситуацию и поэтому его относят к гносеологическим. Следовательно, подчеркивание возможности ощущения материальных объектов наводит нас на мысль о принципиальной познаваемости материального мира.

Объективная реальность, данная нам в ощущении
Из работы «Материализм и эмпириокритицизм» (1909) В. И. Ленина (1870-1924), который дал определение материи: Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении...
Шутливо-иронически: о каком-либо непреложном факте, о реальности.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Объективная реальность, данная нам в ощущении" в других словарях:

    Содержание и объем понятия. Критика домарксистских и антимарксистских воззрений на Л. Проблема личного начала в Л. Зависимость Л. от социальной «среды». Критика сравнительно исторического подхода к Л. Критика формалистической трактовки Л.… … Литературная энциклопедия

    ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ И МЕДИЦИНА - ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ И МЕДИЦИНА. Вопрос о применении Д. метода в медицине и биологии, несмотря на все его огромное принципиальное и практическое значение, отнюдь не является достаточно разработанным. Лишь в самые последние годы стали… … Большая медицинская энциклопедия

    Всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. «...Логично предположить, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения...»… … Философская энциклопедия

    отражение - ОТРАЖЕНИЕ основная характеристика познания и сознания с точки зрения философии диалектического материализма. Познание и сознание понимаются в рамках этой концепции в качестве О., воспроизведения характеристик предметов, существующих… …

    - (10(22). 04. 1870, Симбирск (ныне Ульяновск) 21. 01. 1924, пос. Горки (ныне Горки Ленинские Московской обл.) общественный и государственный деятель, политический мыслитель, философ марксист. Род. в семье инспектора народных училищ Симбирской губ … Русская философия: словарь

    ЛЕНИН (наст. фам. Ульянов) Владимир Ильич - (10(22).04. 1870, Симбирск (ныне Ульяновск) 21.01.1924, пос. Горки (ныне Горки Ленинские Московской обл.) общественный и государственный деятель, политический мыслитель, философ марксист. Род. в семье инспектора народных училищ Симбирской губ … Русская Философия. Энциклопедия

    Философские категории, являющиеся мировоззренческими основаниями науки в рамках материалистнч. философских учений. С точки зрения материалистич. диалектики, материальное единство мира, представляющего собой движущуюся материю, служит философским… … Физическая энциклопедия

    материализм - МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. materialis вещественный) философское мировоззрение, утверждающее первичность материи и вторичность человеческого сознания. Никакого др. сознания, согласно М., не существует. М. признает, в отличие от субъективного… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    Филос. категория, отображающая существенную определенность вещей и явлений реального мира. Филос. понятие «К.» не совпадает с употреблением этого термина, когда под ним подразумевается высокая ценность и полезность вещи. Качественная… … Философская энциклопедия

    I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

E. конечная субстанция, первооснова всего существующего

78. Что такое атрибут материи (определение.?

A. Свойства, которые всегда и везде присущи всей материи и любым материальным объектам

B. Все, что существует вне человеческого сознания

C. Это реальность, существующая в нашем сознании, мышлении, воображении

D. Другой вариант ответа

E. «Вещь в себе»

79. Формами или способами существования материи являются:

A. движение

B. пространство

D. все выше перечисленное

E. другой вариант ответа

80. Каково философское понятие пространства и времени?

A. Пространство и время – это представления, присущие человеку от рождения, они ему даны до всякого опыта

B. Пространство и время субъективны, так как воспринимаются каждым человеком по-своему

C. Пространство и время – формы бытия движущейся материи

D. Другой вариант ответа

E. Пространство и время – это философские абстракции

81. Какие важнейшие характеристики движения, присущий всем формам движения?

A. изменчивость

B. устойчивость

C. первые две характеристики

D. другой вариант ответа

E. социальность

82. Какой из типов движения относится к развитию?

A. прогресс

B. регресс

C. движение по прямой

D. движение по кругу

E. движение по спирали

83. Укажите высшую форму движения материи:

A. биологическая

B. механическая

C. социальная

D. химическая

E. физическая

84. Какой формой движения материи является развитие процессов, происходящих в обществе?

A. физическая

B. химическая

C. биологическая

D. социальная

E. гравитационная

85. Какая форма отражения является высшей?

A. отражение сознанием человека

B. раздражимость

C. психическое отражение

D. элементарное отражение

E. рефлексия

86. Способ существования материи есть:

A. физический вакуум

C. пространство

D. движение

87. Что является всеобщим свойством материи?

A. отражение

B. притяжение

C. существование

D. мышление

E. движение

88. Слово «материя» в переводе с греческого означает:

A. «земля»

C. «вещество»

E. «ткань»

89. Какой из перечисленных феноменов не относится к нерациональному?

A. интеллект

B. интуиция

D. бессознательное

90. Кем осуществляется духовное производство?

A. абсолютным духом

B. духами света

C. духовниками

D. учеными, идеологами, деятелями культуры

E. искусствоведами

91. Термин «аксиология» впервые был использован:

A. Э. фон Гартманом

B. М. Вебером

C. В. Виндельбандом

D. Г. Риккертом

E. М. Шелером

92. Потенциальное и актуальное существование предмета, явления выражаются парными категориями:

A. возможности и действительности

B. части и целого

C. причины и следствия

D. необходимости и случайности

E. сущности и явления

B. явление

C. сущность

D. возможность

E. случайность

94. Укажите точку зрения вульгарного материализма:

A. объективные «мыслительные формы» определяют развитие общества

B. познание есть конструирование идеальных предметов

C. мозг выделяет мысль так же, как печень желчь

D. сознание есть идеальное всеобщее отражение законов объективной действительности

E. окружающий мир есть совокупность (комплекД. ощущений

95. Сознание есть свойство:

A. всей материи

B. живой материи

C. высших животных

D. человека и его мозга

E. другой вариант ответа

96. Психическое отражение возможно у…?

A. растений

C. простейших

D. развитых живых существ, обладающих достаточно сложной нервной системой

E. другой вариант ответа

97. Выделите основную причину качественного отличия сознания людей от психики животных:

A. абстрактная мыслительная деятельность

B. деятельность

C. рефлексия

D. язык

E. другой вариант ответа

98. Какое из определений сознания является правильным?

A. Сознание это копия объективной реальности

B. Сознание – продукт божественного творения

C. Сознание – высшая форма отражения действительности

D. Сознание – это свойство всякой материи

E. Сознание – это сумма, совокупность ощущений

99. Что такое сознание?

A. сфера чувственности

B. психическое вообще

C. сфера мышления

D. божественный дар осознания себя и окружающей действительности

E. субъективная реальность, целенаправленное отражение действительности, связанная с речью, функция человеческого мозга

100. Отличает человека от животного и возводит психику на уровень сознательной психики:

B. самосознание

D. мышление

E. воображение

101. Идеология – это:

A. система идей и взглядов, которые принадлежат всем

B. система идей и взглядов среднего класса

C. система идей, взглядов и принципов, которые отражают позиции определенных социальных групп

D. система идей и взглядов интеллигенции

E. система идей и взглядов политиков

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...