Амортизация основных средств у некоммерческих организаций. Правильный порядок списания основных средств – проводки, пример и документальное оформление Ос в некоммерческой организации проводки

Уточняющий вопрос к предыдущему ответу: в данном случае амортизация не начисляется, а начисляет износ. Вопрос: куда списать покупку основного средства,если износ считается на забалансовом счете? И как поступить с основными средствами, если износ не начислялся?

Отвечает Анна Зайкина, эксперт

Да, по основным средствам некоммерческой организации необходимо основных средств, который расходом не признается. И неважно, за счет какого источника приобрели объект ( пункта 17 ПБУ 6/01, письма Минфина России , ). При выбытии основного средства, приобретенного за счет целевого источника, его стоимость списывается со счета 83 проводкой:

Дебет 83 Кредит 01

— списано основное средство, приобретенное за счет целевых поступлений или полученное безвозмездно;

Кредит 010

— списан износ.

Если износ по объектам основных средств не был начислен, то достаточно сделать проводку на основании бухгалтерской справки на сумму всего доначисленного износа:

Дебет 010

— начислен инос.

Обоснование

Павла Гамольского , президента Ассоциации «Клуб бухгалтеров и аудиторов некоммерческих организаций»

Как некоммерческой организации учитывать основные средства

Объект основных средств приобретен за счет целевых поступлений

Содержание операции Дебет Кредит Сумма Первичный документ Оплачено за основное средство60-25141 300платежное поручение, выписка банкаПолучены компьютеры0860-141 300накладная, счет-фактураЗачтен аванс, уплаченный поставщику60-160-241 300счетКомпьютер принят к учету в качестве объекта основных средств010841 300акт приемки-передачи объекта основных средствОтражен источник финансирования по приобретенному ОС86-1 и др.83-141 300бухгалтерская справка, смета доходов и расходов*

<…>

Отражен источник финансирования по приобретенному ОС86-1 и др.83-146 500бухгалтерская справка, смета доходов и расходовНадо ли в бухучете НКО начислять амортизацию

По основным средствам НКО амортизацию в бухучете не начисляют. И неважно, за счет какого источника приобрели объект. Вместо амортизации в НКО основных средств, который расходом не признается. Об этом сказано в пункта 17 ПБУ 6/01, письмах Минфина России , .*

<…>

Какими проводками списать основные средства

Какие проводки делают некоммерческие организации (НКО) при списании основных средств

Минфин России рекомендует списывать в учете НКО основные средства, которые уже невозможно использовать, следующим образом. Уменьшите показатели по группам статей «Основные средства» и «Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества». Одновременно уменьшите сумму износа.

Такой порядок прописан в информации Минфина России ПЗ-1/2015.*

Какие проводки делают при продаже основных средств

Какие проводки делают некоммерческие организации (НКО) при продаже основных средств

Бухгалтерские записи при продаже основного средства зависят от системы налогообложения НКО. Набор проводок для общей и упрощенной системы – в таблицах ниже.

Проводки при продаже основных средств в НКО на общем режиме налогообложения

Содержание операции Дебет Кредит Сумма Первичный документ Перечислено за объект ОС605160 000платежное поручение, выписка банкаАкцептован счет поставщика086050 847,46накладнаяОтражена сумма НДС по приобретенному объекту ОС19609152,54счет-фактураСумма НДС включена в стоимость объекта08199152,54бухгалтерская справкаОбъект зачислен в состав основных средств010860 000акт приемки-передачи объекта основных средствОтражен источник финансирования по приобретенному объекту ОС86-28360 000бухгалтерская справка, смета доходов и расходов……………Начислен износ за время эксплуатации объекта ОС 01021 000бухгалтерская справка-расчетОтражена задолженность покупателя за реализуемый объект ОС7691-164 900договор, накладнаяНачислена сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет [(64 900 – 60 000) ? 18/118]91-368748счет-фактура, расчетСписана первоначальная стоимость выбывающего объекта ОС830160 000акт приемки-передачи объекта основных средствПолучены денежные средства от покупателя ОС517664 900выписка банка

Выявлен финансовый результат от реализации объекта ОС (без учета других операций)

91-99964 152бухгалтерская справка-расчет

Как известно, любое имущество рано или поздно приходит в непригодность и, следовательно, возникает необходимость списать его с баланса учреждения. Как показывает наша практика, списание федерального имущества часто оборачивается головной болью для бухгалтера учреждения. Какой пакет документов подготовить? С кем и в какие сроки согласовывать списание? Как избежать нарушений законодательства?

На эти и другие вопросы мы ответим в данной статье.

Для «грамотного» списания движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за федеральными государственными унитарными предприятиями или на праве оперативного управления за федеральными казенными предприятиями, федеральными государственными учреждениями, федеральными органами государственной власти, органами управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, следует запомнить ряд важных документов общего характера (актуальны на момент написания статьи):

Уточните, существует ли в вашей организации приказ учредителя или иной внутриведомственный документ, регламентирующий более подробный порядок списания.

- Постановление Правительства РФ от 14 октября 2010 года N 834 «Об особенностях списания федерального имущества» (далее - Постановление N 834);

- Приказ Министерства экономического развития РФ и Минфина РФ от 10 марта 2011 года N 96/30н «Об утверждении порядка представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления».

Учитывая положения указанных нормативных актов и разъяснения, приведенные в письмах Минэкономразвития, подробно рассмотрим особенности списания движимого и недвижимого федерального имущества.

Согласно п. 2 Постановления N 834 под списанием федерального имущества понимается комплекс действий, связанных с признанием федерального имущества непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, либо выбывшим из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, а также с невозможностью установления его местонахождения.

Списание федерального имущество - комплекс действий по признанию этого имущества непригодным для использования.

К сведению.

Положения Постановления N 834 не распространяются на списание:

а) федерального имущества, изъятого из оборота;

б) музейных предметов и коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, а также документов, включенных в Архивный фонд Российской Федерации и (или) Национальный библиотечный фонд;

в) федерального имущества, расположенного за пределами Российской Федерации .

Решение о списании федерального имущества принимается в следующих случаях:

  • если федеральное имущество непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа;
  • если федеральное имущество выбыло из владения , пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления его местонахождения.
При этом решение о списании имущества принимается:

а) в отношении федерального движимого имущества , за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением собственником либо приобретенного федеральным государственным учреждением за счет средств, выделенных его учредителем на приобретение федерального имущества, - организацией самостоятельно ;

б) в отношении федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), а также особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением собственником либо приобретенного федеральным государственным учреждением за счет средств, выделенных его учредителем на приобретение федерального имущества, - организацией по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого оно находится.

В целях подготовки и принятия решения о списании федерального имущества организацией создается постоянно действующая комиссия по подготовке и принятию такого решения (далее - комиссия).

Положение о комиссии и ее состав утверждаются приказом руководителя организации.

Комиссию возглавляет председатель, который осуществляет общее руководство деятельностью комиссии, обеспечивает коллегиальность в обсуждении спорных вопросов, распределяет обязанности и дает поручения членам комиссии.

В состав комиссии по списанию имущества могут включаться: - главный бухгалтер (бухгалтер; иные лица, на которых возложены обязанности по ведению бухгалтерского учета);

- руководители структурных подразделений учреждения;

- материально ответственные лица, на которых возложена ответственность за сохранность имущества;

- специалисты учреждения, которые могут дать объективное заключение о состоянии имущества.

В случае отсутствия у организации работников, обладающих специальными знаниями, для участия в заседаниях комиссии по решению председателя комиссии могут приглашаться эксперты . Эксперты включаются в состав комиссии на добровольной основе.

Экспертом не может быть лицо организации, на которое возложены обязанности, связанные с непосредственной материальной ответственностью за материальные ценности, исследуемые в целях принятия решения о списании федерального имущества.

Понятие «эксперт» в различных нормативных актах трактуется по-разному, но в любом случае это не только профессионал, но и человек, обладающий глубокими познаниями в определенной сфере и соответствующим опытом.

Приведем несколько определений.

Эксперты - граждане, имеющие специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, и организации, аккредитованные в установленном Правительством Российской Федерации порядке в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, которые привлекаются органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю (Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Эксперт саморегулируемой организации оценщиков - член саморегулируемой организации оценщиков, сдавший единый квалификационный экзамен и избранный в состав экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков общим собранием членов саморегулируемой организации оценщиков (ст. 16.2 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Если договором, заключенным между организацией, в которой создана комиссия, и экспертом, участвующим в работе комиссии, предусмотрена возмездность оказания услуг эксперта, оплата его труда осуществляется: а) федеральным органом государственной власти, органом управления внебюджетным фондом Российской Федерации, федеральным государственным учреждением, являющимися в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации получателями средств федерального бюджета, - в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных на их содержание;

б) федеральным бюджетным учреждением, федеральным автономным учреждением - за счет собственных средств либо в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за счет средств, предоставленных из федерального бюджета в форме субсидий;

в) иными организациями - за счет собственных средств.

Если вы не хотите платить эксперту, необходимо, во-первых, найти такого энтузиаста, а во-вторых, прямо прописать безвозмездный характер в договоре.

Комиссия проводит заседания по мере появления утратившего целевое назначение имущества. Порядок заседаний аналогичен собранию учредителей какой-либо коммерческой организации.

Четко регламентирован срок рассмотрения комиссией представленных ей документов. Он не должен превышать 14 дней, после чего комиссия выносит решение.

При этом заседание комиссии считается правомочным при наличии кворума, который составляет не менее двух третей членов состава комиссии .

Комиссия осуществляет следующие действия:

а) осматривает федеральное имущество, подлежащее списанию, с учетом данных, содержащихся в учетно-технической и иной документации;

б) принимает решение по вопросу о целесообразности (пригодности) дальнейшего использования федерального имущества, о возможности и эффективности его восстановления, возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов от федерального имущества;

в) устанавливает причины списания федерального имущества, в числе которых : - физический и (или) моральный износ;

- нарушение условий содержания и (или) эксплуатации;

- аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации. При этом желательно, чтобы все события такого рода имели свое документальное подтверждение;

- длительное неиспользование для управленческих нужд и иные причины, которые привели к необходимости списания федерального имущества в соответствии с п. 3 Постановления N 834;

г) подготавливает акт о списании федерального имущества (далее - акт о списании) в зависимости от вида списываемого федерального имущества по установленной форме и формирует пакет документов в соответствии с перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится организация.

Согласно п. 12 Инструкции по применению плана счетов бюджетных учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н, и п. 9 Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н , решение комиссии учреждения о списании объектов основных средств оформляется следующими первичными документами: - Актом о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003 );

- Актом о списании автотранспортных средств (ф. 0306004 );

- Актом о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306033 );

- Актом о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143 ) (в части однородных предметов хозяйственного инвентаря);

- Актом о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144 ).

Приказом руководителя на комиссию могут быть возложены дополнительные полномочия, направленные на обеспечение использования федерального имущества по целевому назначению, в том числе при проведении инвентаризации, а также при своевременной подготовке и принятии решений о списании федерального имущества.

Однако составление акта комиссии - не последнее действие в долгой процедуре списания имущества!

1. Оформленный акт о списании имущества должен быть утвержден руководителем организации самостоятельно , а в отношении федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), а также особо ценного движимого имущества - руководителем организации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится организация.

2. В целях согласования решения о списании федерального имущества руководитель организации направляет в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится организация, следующие документы :

1) перечень объектов федерального имущества, решение о списании которых подлежит согласованию (далее - объекты федерального имущества).

В данном перечне в обязательном порядке указываются: — номер по порядку;

— наименование объекта федерального имущества;

— инвентарный номер объекта федерального имущества в случае его присвоения;

— год ввода в эксплуатацию (год выпуска) объекта федерального имущества;

— балансовая стоимость объекта федерального имущества на момент принятия решения о списании. Напомним, что балансовой стоимостью объектов нефинансовых активов является их первоначальная стоимость с учетом ее изменений ;

— остаточная стоимость объекта федерального имущества на момент принятия решения о списании (под остаточной стоимостью понимается балансовая стоимость объекта, уменьшенная на сумму начисленной на соответствующую дату амортизации );

— срок полезного использования, установленный для данного объекта федерального имущества, и срок фактического использования на момент принятия решения о списании;

2) копию решения о создании постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании федерального имущества (с приложением положения о данной комиссии и ее состава, утвержденных приказом руководителя организации) в случае, если такая комиссия создается впервые, либо в случае, если в ее положение либо в состав внесены изменения;

3) копию протокола заседания постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании объектов федерального имущества;

4) акты о списании федерального имущества и документы согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, в соответствии с пп. «г» п. 6 Положения об особенностях списания федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года N 834 .

3. Указанные документы направляются сопроводительным письмом, содержащим полное наименование организации.

4. По результатам рассмотрения представленных учреждением документов учредителем принимается решение о согласовании или об отказе в согласовании списания .

Решение должно быть направлено учреждению в срок не позднее 45 календарных дней с момента поступления учредителю указанных документов. В случае принятия решения об отказе в согласовании, причины отказа должны быть также доведены до учреждения.

До утверждения в установленном порядке акта о списании реализация мероприятий, предусмотренных актом о списании, не допускается.

5. Реализация мероприятий по непосредственному списанию осуществляется организацией самостоятельно либо с привлечением третьих лиц на основании заключенного договора и подтверждается комиссией.

6. И наконец, окончательное выбытие федерального имущества в связи с принятием решения о списании отражается в бухгалтерском (бюджетном) учете организацией в установленном порядке в соответствии с п. 10 Инструкции N 162н1, п. 12 Инструкции N 174н2, п. 12 Инструкции N 183н3 и не относится к действиям по распоряжению федеральным имуществом.

7. Но! Даже после этого учреждению необходимо вовремя направить в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом утвержденный руководителем организации акт о списании, а также документы, представление которых предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 года N 447 «О совершенствовании учета федерального имущества».

Для этого учреждение должно уложиться в срок, не превышающий одного месяца , если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации, для внесения соответствующих сведений в реестр федерального имущества.

К сведению.

Согласно позиции Минэкономразвития РФ, изложенной в Письме от 10 февраля 2011 года N 2238-АЛ/Д08 «О разъяснении норм Положения об особенностях списания федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года N 834» согласовывать списание федерального имущества с Росимуществом не требуется, что не освобождает правообладателей от необходимости согласования с Росимуществом, после отражения соответствующих сведений в реестре федерального имущества в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 года N 447 «О совершенствовании учета федерального имущества», в установленном порядке дальнейших действий по распоряжению федеральным имуществом.

Bтак, в данной статье мы осветили основные нюансы списания федерального имущества бюджетными и казенными учреждениями. Придерживаясь вышеуказанных рекомендаций, вы сможете обезопасить себя от совершения ошибок и возможных негативных последствий, сэкономить время и нервы.

И помните, решение о списании федерального имущества принимается по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого оно находится, только в отношении:

  • федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства);
  • особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением собственником либо приобретенного учреждением за счет средств, выделенных его учредителем.
В отношении движимого имущества, не относящегося в соответствии с законодательством к особо ценному движимому имуществу и не изъятого из оборота, учреждения правомочны принимать решения о списании самостоятельно .

Внимательно отнеситесь к порядку списания имущества и своевременному оформлению документов, и вся процедура пройдет без проблем!

____________________________________

  1. Приказ Минфина РФ от 6 декабря 2010 года N 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению»;
  2. Приказ Минфина РФ от 16 декабря 2010 года N 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению»;
  3. Приказ Минфина РФ от 23 декабря 2010 года N 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению».

Материал предоставлен корпоративным изданием для клиентов ГК «ИРБиС»

КонсультантПлюс: примечание.

Ст. 20 не распространяется на казенные учреждения, Госкомпанию "Автодор".

Статья 20. Имущество ликвидируемой некоммерческой организации

1. При ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, направляется в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. В случае, если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства.

2. При ликвидации некоммерческого партнерства оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество подлежит распределению между членами некоммерческого партнерства в соответствии с их имущественным взносом, размер которого не превышает размер их имущественных взносов, если иное не установлено федеральными законами или учредительными документами некоммерческого партнерства.

Порядок использования имущества некоммерческого партнерства, стоимость которого превышает размер имущественных взносов его членов, определяется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

3. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество частного учреждения передается его собственнику, если иное не предусмотрено законами и иными правовыми актами Российской Федерации или учредительными документами такого учреждения.

В некоммерческой организации операция по износу основных средств в программе "Бухсофт" (как посоветовали разработчики) формируется проводкой Дебет 010 Кредит 000 (вспомогательный счет для внебалансовых проводок). Например: Дебет 010 Кредит 000 - 5000 руб. начислен износ по основному средству за 2013 год. Соответственно по счету 000 в конце 2013 года получается кредитовое сальдо на сумму 5000 руб. Как работать с данным счетом? Остатки по этому счету нужно переносить на 2014 год? Получается, что в оборотно - сальдовой ведомости накапливается по кредиту эта сумма каждый год при начислении износа по этой проводке. Если делать таким образом, то получается равенство показателей в оборотно-сальдовой ведомости. Но при этом увеличивается показатели баланса. Является ли такой подход к начислению износа правильным?

Ответ

Так как Планом счетов не предусмотрено открытие обособленного забалансового счета 000, порядок ведения такого счета законодательством не урегулирован.

Согласно пункту 17 ПБУ 6/01 по объектам основных средств некоммерческих организаций амортизация не начисляется. По ним производится начисление износа. Для некоммерческих организаций установлены особые правила начисления износа. Износ на забалансовом счете начисляется ежемесячно и исключительно линейным способом.

При начислении износа ежемесячно делают проводку:

Дебет 010
– начислен износ по основному средству.

Ежемесячно в бухучете нужно отражать начисленный износ в размере 1/12 от годовой суммы. Такой порядок предусмотрен пунктом 19 ПБУ 6/01.

В тот момент, когда основное средство бухгалтер списывает с баланса, то сумму износа по этому объекту надо списать:

Кредит 010
– списана сумма износа, начисленная за время использования основного средства.

Другого порядка начисления износа и отражения в учете некоммерческой организации ПБУ 6/01 не содержит.

Счет 000, предложенный Вам разработчиками, вероятно, является «техническим» счетом, необходимым для того, чтобы сделать в программе проводки по счету 010. Дать рекомендации по его закрытию могут сами разработчики программы, так как, как уже было сказано выше, действующим законодательством это не регламентировано.

Обоснование

Как начислить износ по неамортизируемым основным средствам

Кто начисляет износ

Износ по принадлежащим им основным средствам начисляют некоммерческие организации (абз. 3 п. 17 ПБУ 6/01).

Бухучет

Некоммерческие организации могут вести бухучет упрощенным способом. Но, если поступление денежных средств и имущества за предшествующий отчетный год превысит 3 000 000 руб., бухучет следует вести в полном объеме.

В отличие от амортизации, износ основных средств не включается в состав расходов. Суммы износа отражаются за балансом на счете 010 «Износ основных средств». При начислении износа ежемесячно выполняется проводка:

Дебет 010
– начислен износ по основному средству некоммерческой организации.

Метод начисления износа

Начислять износ можно только линейным методом. Для расчета суммы износа нужно знать первоначальную стоимость основного средства (восстановительную, если объект переоценивался) и срок его полезного использования. Перечень расходов, формирующих первоначальную стоимость основного средства, приведен в таблице.

Расчет суммы износа

Затем рассчитайте годовую сумму износа. Для этого используйте формулу:

Ежемесячно в бухучете нужно отражать начисленный износ в размере 1/12 от годовой суммы.

Такой порядок предусмотрен пунктом 19 ПБУ 6/01.

Пример отражения в бухучете износа по основному средству некоммерческой организации

Некоммерческая организация «Альфа» приобрела легковой автомобиль для использования в своей уставной (некоммерческой) деятельности. Его первоначальная стоимость, сформированная в бухучете, – 200 000 руб. При вводе в эксплуатацию автомобилю был установлен срок полезного использования 4 года.

Годовая норма износа по автомобилю равна:
(1: 4 года) × 100% = 25%.

Годовая сумма износа составляет:
200 000 руб. × 25% = 50 000 руб.

Месячная сумма износа равна:
50 000 руб. : 12 мес. = 4167 руб.

Начиная с месяца, следующего за вводом автомобиля в эксплуатацию, бухгалтер «Альфы» ежемесячно отражает начисление износа проводкой:

Дебет 010
– 4167 руб. – начислен износ по автомобилю за текущий месяц.

Некоммерческими считаются организации, которые не имеют цели получить прибыль от своей деятельности. Их работа имеет общественную направленность. Они создаются для выполнения каких-либо культурных, религиозных, научных и других задач. Рассмотрим в статье, как осуществляется бухгалтерский и налоговый учет в некоммерческой организации.

Деятельность подобных объединений регулируется планом счетов некоторыми ПБУ, а также следующими нормативными документами:

  1. Законом о бухучете № 402-ФЗ;
  2. Гражданским кодексом (ГК РФ );
  3. Законом «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.1996;
  4. Законом «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ от 19.05.1995.

Особенности учета в некоммерческих организациях

Некоммерческие организации (НКО) ведут бухучет и составляют отчетность согласно законодательству РФ. Для его ведения руководство обязано ввести должность бухгалтера либо составить соглашение на соответствующие услуги с иной фирмой.

Операции по прописанной в Уставе деятельности и предпринимательству ведутся раздельно. Счета учета доходов и затрат представлены в таблице. (нажмите для раскрытия)

В отличие от коммерческих компаний НКО, занимающаяся предпринимательством, не имеет права распределять полученный за период доход между участниками. Прибыль должна направляться исключительно на выполнение уставных целей объединения. В учете имеет место запись:

Дт 90 Кт 99 - отражена полученная по итогам отчетного периода прибыль.

В конце года сч. 99 закрывают:

Дт 99 Кт 84 - учтена чистая прибыль за год;

Дт 84 Кт 86 - финансирование уставной работы.

Если коммерческая деятельность НКО привела к убыткам, делают записи:

Дт 99 Кт 90 - учтен убыток за период (месяц);

Дт 84 Кт 99 - отражен годовой убыток.

Убыток покрывается за счет определенных источников. Например, из резервного фонда, за счет прошлогодней прибыли, дополнительных вложений участников и т. д.

Имеют место записи:

Дт 76 Кт 84 - убыток погашен за счет членских взносов;

Дт 86 Кт 84 - за счет прибыли прошлого года;

Дт 82 Кт 84 - из резервного фонда.

Пример №1. Списание итогов от предпринимательства

НКО «Барьер» занимается оказанием услуг за плату. За 2016 год доход составил 614 тыс. р., расходы - 389 тыс. р.

В течение года делаются проводки:

Дт 62 Кт 90 614 000 - учтена выручка от предпринимательства;

Дт 90 Кт 20 389 000 - списана стоимость услуг;

Дт 90 Кт 99 225 000 - учтен итог работы объединения.

По итогам года бухгалтер запишет:

Дт 99 Кт 84 225 000 - списана прибыль;

Дт 84 Кт 86 225 000 - годовая прибыль добавлена в целевые суммы.

Учесть имущество как основные фонды НКО может при выполнении необходимых условий:

  • Применение в работе, установленной Уставом, для нужд управления либо предпринимательства;
  • Применение в течение превышающего один год срока;
  • Не предусматривается дарение, передача в собственность иным лицам.

Оценивается объект по рыночной стоимости в момент постановки на учет. Стоимость основных фондов отражают записью: Дт 08 Кт 86.

По основным фондам НКО начисляют износ вместо амортизации, как коммерческие компании. Полученные данные применяют при расчете имущественного налога со средней за год стоимости основных фондов (ст. 375 НК РФ).

Сумму износа показывают на забалансовом счете, а основные фонды - в балансе по их первоначальной стоимости. Иначе актив не будет равен пассиву. Особенностью бухучета основных фондов, поступивших за счет целевых средств, является применения сч. 83. В балансе остатки по нему отражают по строке «Фонд недвижимого и движимого имущества».

Упрощенное налогообложение в некоммерческих организациях

НКО вправе применять упрощенное налогообложение. Выбрать УСН они могут при создании, подав соответствующее заявление в налоговую либо перейти на режим в процессе хозяйствования. Ограничения на применение УСН представлены в таблице.

Находящиеся на УСН организации за год сдают в инспекцию единую упрощенную декларацию. Они освобождены от уплаты налогов на прибыль, имущество и НДС. НКО на упрощенке рассчитывают единый налог. При налогообложении «по доходам» он равен 6% от всех поступивших доходных средств. При объекте «доходы минус расходы» - 15% от разницы, а при ее отсутствии 1%. (см. → )

Использованные на уставные цели поступления единым налогом не облагаются. Это касается грантов, членских взносов, пожертвований, субсидий на целевые нужды. НКО на упрощенке обязаны учитывать доходы и затраты имеющихся целевых сумм раздельно.

При данной системе руководитель вправе исполнять обязанности главного бухгалтера и не прибегать к услугам иных организаций для ведения бухгалтерии. Переход на УСН выгоден для НКО, занимающихся продажей товаров, работами за плату и имеющим облагаемое налогом имущество на балансе.

Целевые доходы и их оформление

Основной составляющей учета в НКО является приход и расход целевых сумм. Их поступление отражается на сч. 86 «Целевые финансирование». Читайте также статью: → “ ». Учет разбивают по видам средств и источникам их поступления. По Кт 86 указывают приход средств от источников финансирования в сочетании со сч.76, 50, 51, 52. По Дт 86 - расходование денег. К сч. 86 открывают субсчета по видам источников средств, финансируемым программам и т. д.

Участники объединения могут вносить деньги как в кассу, так и на счета. Порядок поступления, размер и сроки внесения взносов должен прописываться в Уставе.

В базу налога на прибыль не входят следующие виды целевых доходов: (нажмите для раскрытия)

  • Поступления для нужд, заявленных в Уставе и на обслуживание объединения;
  • Гранты на научные, спортивные мероприятия, кроме профессионального;
  • Взносы участников;
  • Безвозмездные доходы от работ, услуг по договорам;
  • Права на имущество, перешедшие по наследству;
  • Имущественные права на занятие благотворительностью;
  • Полученные в дар средства подразделений на уставную работу;
  • Выделенные подразделениям суммы. Расходуются целевые суммы по заранее составленной смете.

Отчетность некоммерческих организаций

Состав отчетных форм отличается в зависимости от видов деятельности НКО. Различия приведены в таблице.

Помимо бухгалтерской, НКО сдают налоговые декларации по следующим:

Налог на имущество рассчитывают по его стоимости по кадастру (ст. 346.11 НК РФ ). НКО представляют данные о средней численности персонала и справки 2-НДФЛ. В фонд соцстраха НКО сдают ежеквартально форму 4-ФСС, в пенсионный - расчет РСВ-1. Читайте также статью: → “ ». В статистическое управление представляют форму 1-НКО. Она содержит данные о работе организации. Краткая форма № 11 представляется ежегодно и включает данные о наличии и перемещении основных фондов.

В Министерство юстиции сдаются три формы:

  • ОН0001 - данные о руководстве и характере деятельности НКО;
  • ОН0002 - расходование целевых средств и использование активов;
  • ОН0003 - заполняется на сайте Минюста.

Данные формы сдают только те организации, годовые поступления денег в которых превышают 3 млн. рублей, есть поступления от зарубежных лиц и компаний либо при наличии иностранцев среди участников НКО.

Учет денежных средств на счетах

Для учета, хранения, использования наличности НКО должны использовать кассовый аппарат. Лимит остатка по кассе устанавливается в обязательном порядке и предварительно согласовывается с кредитным учреждением, осуществляющим обслуживание субъекта.

Кассовые операции ведутся с применением ККМ в том случае, если организация занимается торговлей или оказывает услуги. Для приема взносов, пожертвований, прочих поступлений от физических лиц кассовая техника не нужен. Операции по кассе оформляют с помощью унифицированных форм документов.

Участники НКО вносят деньги в кассу или на счет организации. Данный порядок должен определяться руководителем либо Уставом объединения.

Пример №2. Инвентаризация кассы в НКО: проводки

В НКО при инвентаризации кассы был выявлен излишек. Бухгалтер отнес его на увеличение доходов и сделал проводки:

Дт 50 Кт 91. 1- обнаружен излишек;

Дт 91.1 Кт 91.9 - учтена прибыль за период отчета;

Дт 91.9 Кт 99 - учтен финансовый результат;

Дт 99 Кт 68 - начислен налог на прибыль;

ДТ 99 Кт 86 - прибыль от излишка добавлена в целевые суммы.

Учет нематериальных активов

Нематериальные активы (НМА) учитываются в НКО на основании ПБУ 14/2007. При принятии их к учету устанавливают срок планируемого использования для решения уставных задач организации. Этот срок ежегодно подлежит проверке и уточнению. При наличии корректировок их отражают в учете и отчетных формах на начало года как изменения оценки.

Амортизация на НМА в НКО не начисляется, даже при использовании их в коммерческой деятельности (п. 24 ПБУ 14/2007 ). Если НМА приобретены за счет дохода от предпринимательства, то начисление амортизации допускается.

Например, при создании собственной компьютерной программы проводки будут следующими:

Дт 08.5 КТ 10, 70, 69 - учтены затраты на создание продукта;

Дт 04 Кт 08.5 - программа поставлена на учет как НМА;

Дт 86 Кт 83 - использованы целевые суммы для создания НМА.

Проводки и расшифровка операций

Счет 86 используется в следующих основных хозяйственных операциях.

Дебет Кредит Расшифровка операции
86 20, 26 Израсходованы целевые суммы
83 Потраченные суммы включены в добавочный капитал
98 Целевые суммы добавлены в будущие расходы
07 86 Учтено оборудование для уставных мероприятий
08 Отражен вклад во внеоборотные активы
10, 11 Оприходованы материалы (животные) как целевой приход
15 Учтены МПЗ для мероприятий по Уставу
20 Получен объект основного производства
41 Учтены товары, переданные для целевых программ
76 Начислено финансирование

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос №1. В каких случаях НКО должна платить НДС?

Если НКО занимается коммерцией с операциями, облагаемыми НДС. Например, продает товары, облагаемые этим налогом. При этом налог платится независимо от целей использования дохода от продажи.

Вопрос №2. Вправе ли НКО принять НДС к вычету по продукции, купленной для коммерческой деятельности?

Да. Но, если НКО имеет операции как облагаемые, так и необлагаемые, то для принятия налога к вычету она должна вести их раздельный учет (ст. 149, 170 НК РФ ). Если данное требование не соблюдается, то принятие налога к вычету может вылиться в налоговые санкции за занижение налога.

Вопрос №3. НКО перечислила средства вдовам военных. Должна ли она удержать НДФЛ с этих сумм?

Если лица, которым оказана помощь, не состоят в штате компании, то НДФЛ необходимо удержать (п. 3 ст. 217 НК РФ ). Если сделать это невозможно, например, выданы товары в качестве помощи, необходимо в течение месяца известить об этом налоговую.

Вопрос №4. Облагается ли налогом на прибыль реализация ранее принятых в дар ценностей?

Да. Полученные в дар от иных лиц (организаций) ценности на целевые мероприятия не облагаются налогом на прибыль. При их продаже образуется доход, а стоимость проданного имущества в расходы на уменьшение налоговой базы включать нельзя (ст. 247 НК РФ ).

Вопрос №5. Какова предельная величина расчетов наличными между организациями?

В рамках одного договора лимит расчетов наличными равен 100 тыс. рублей. На расчеты с физическими лицами данный предел не распространяется.

Итак, бухучет в некоммерческих объединениях имеет свои особенности. Он должен вестись раздельно по целевой и коммерческой деятельности. Это поможет грамотно исчислить налоги и избежать проблем с налоговой.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...