Уполномоченный по делам религии. Уполномоченный по делам религий и национальностей. Глава XII Внутреннее положение в России. Неустойчивость положения правительства. Отчужденность между правительством и народным представительством. Занятие Горемыкиным пост

От редакции:

После распада СССР прошло уже 24 года. Выросло целое поколение людей, которые не знают, что такое Советская власть. За эти годы в нашей стране всё кардинально поменялось. Не является исключением и религиозная жизнь. Изменилась ситуация внутри каждой конфессии. Сейчас людям нет необходимости скрывать свои религиозные убеждения, ушло в прошлое понятие «регистрации» для священнослужителей, по-другому строятся взаимоотношения Церкви и государства. В средствах массовой информации, среди политических деятелей, чиновников, других социальных слоев самой распространенной точкой зрения является сугубо негативная оценка советского периода истории Церкви. Но так ли это однозначно?

СССР просуществовал 70 лет. В разные периоды истории страны было разное отношение Советской власти к Церкви, и наоборот. Об этом написано много книг, снято множество фильмов. Огромные архивы хранят массу еще не известных документов. Но обратимся к самим людям, которые жили и работали в данной сфере в те годы. Представители старшего поколения духовенства, сравнивая прошлый и современный периоды, отмечают, что, как это ни странно, в те годы можно было «опереться на власть», обратиться в надзорный орган с обращением, жалобой даже на архиерея.

Вячеслав Георгиевич, что представляло собой учреждение — Совет по делам религий?

В 1943 году Советское правительство приняло решение о создании государственного учреждения, которое бы занималось регистрацией религиозных общин и соблюдением советского законодательства по религиозным вопросам.

Сначала было два Совета: Совет по делам Русской Православной Церкви (его возглавлял Г.Г. Карпов ) и Совет по делам религиозных культов во главе с И.В. Полянским , который курировал все остальные конфессии. Карпов относился к религии и церкви очень лояльно. Потом ему предложили уйти на пенсию (по возрасту и, может быть, в связи с политикой Н.С. Хрущева), и с 1960 года во главе Совета был Владимир Алексеевич Куроедов . До этого он работал главным редактором газеты «Советская Россия», откуда его и призвали «командовать» религиями. Именно он выдвинул предложение сделать единый государственный орган, считая, что единая государственная политика по религиозным вопросам должна быть в одних руках. Так объединили два Совета и получился Совет по делам религий при Совете министров СССР. Что из этого вышло? Получилось неплохо. Структура учреждения была следующей. Было создано несколько отделов: по делам православных церквей, мусульманской и буддистской религий, протестантских церквей, иудейской религии и сект, римско-католической и армянской церквей, а также отдел международных связей. Кроме того были международный отдел и общий отдел (канцелярия). Всего в Совете работало около 60 человек.

Биографическая справка

Георгий Григорьевич Карпов (1898 — 1967) — советский государственный деятель, генерал-майор НКГБ (1945). С сентября 1943 по февраль 1960 года — председатель Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР.

Родился в Кронштадте в семье рабочего. Окончил духовную семинарию. В 1918—1922 годы служил в РККФ на транспорте «Борго» (Балтийский флот). Член партии с 1920 года. В органах ВЧК с 1922 года.

После встречи И. В. Сталина с иерархами РПЦ 4 сентября 1943 года, принятом решении о восстановлении патриаршества в РПЦ, для постоянной рабочей связи Патриархии с руководством СССР был создан правительственный орган — Совет по делам Русской православной церкви при СНК СССР.

Иван Васильевич Полянский (1898 — 1956) — советский государственный деятель, председатель Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР. С 1921 по 1947 год — сотрудник органов ВЧК-ОГПУ-НКВД-МВД СССР. Участник Гражданской войны. В 1944 году возглавил новообразованный Совет по делам религиозных культов при Совете Народных Комиссаров СССР (Совет курировал все конфессии, кроме Русской православной церкви), который возглавлял до своей смерти в 1956 году.

Владимир Алексеевич Куроедов (1906 — 1994) — советский партийный и государственный деятель, генерал-лейтенант КГБ. С 1960 по 1965 год председатель Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР, с 1965 по 1984 год председатель Совета по делам религий при Совете Министров СССР, начальник 4-го отдела (кураторство над Церковью) Пятого управления КГБ СССР.

Председатель Совета Владимир Алексеевич Куроедов проработал в этой должности 24 года. Он застал эпоху и Н.С. Хрущева, и Л.И. Брежнева. Сначала он пошел по пути администрирования. Потом почувствовал, что это до хорошего не доведет. В целом можно сказать, что он был замечательный человек, умница, хороший редактор и даже писатель. Он всё умел, всё знал. Он знал цену личности. Если нужно было решить какой-то вопрос — всегда примет. Ведь в те годы многие храмы в стране закрывались административным путем, и верующие люди ходили к нему, просили вернуть… Но государство относилось к этим просьбам сдержанно. Много о нем можно рассказывать. В 1984 году его отправили на пенсию. Он уже был стар. Пригласили, сказали: «Пиши заявление». Он не стал спорить.

«Православным» отделом в Совете командовал Фуров Василий Григорьевич , который получил прозвище «Победоносцев». Он являлся заместителем председателя Совета и моим непосредственным начальником. Что о нем можно сказать? По своему мировоззрению это был откровенный и убежденный атеист, который добивался искоренения религии в обществе. Он был яростным сторонником закрытия церквей! Целыми списками снимал с регистрации религиозные общины! Почему? Хрущев в свое время дал задание: 50 процентов религиозных организаций закрыть! Всех: православных, мусульман, католиков и т.д. Но… не получалось! В.А. Куроедов прекратил эту практику. Именно благодаря ему стали разбираться в каждом случае индивидуально.

Биографическая справка

Василий Григорьевич Фуров (1907 — 1998) — заместитель председателя Совета по делам религий при Совете министров СССР с 1965 по 1981 г.

Фуров, по сравнению с Куроедовым, держался официально. Он подчеркивал, что является администратором. Сам он был из партийных работников. Командовал Павлово-Посадским районом, потом Орехово-Зуевским, постепенно дошел до ЦК, потом попал в Совет. На пенсию не хотел уходить, хотя ему было под 80. Духовенство, верующих Фуров не любил. Но и духовенство его не переносило, особенно патриарх Пимен. Допустим, патриарху надо идти решать какой-нибудь вопрос в Совет, а он всё тянет, тянет… В конце концов Шиловский Григорий Петрович (заместитель Фурова) вызывал меня и просил позвонить и пригласить Патриарха. Только после этого он приходил. А так — нет.

На пенсию Фурова отправили в 1981 году. На его место пригласили Генриха Александровича Михайлова, работавшего до этого уполномоченным по делам религий по Ивановской области. Во главе мусульманского отдела был доктор философских наук, профессор Нуруллаев Абдул Абдулвагапович. Протестантскими конфессиями руководил Евлампий Алексеевич Тарасов. Вот он был родом из старообрядцев, почему носил такое необычное для советского времени имя. Он был очень эмоциональный человек. Международный отдел был сферой КГБэшников. Руководил им вначале генерал Титов, и работали там в основном отставные комитетские. Потом его сменил Фицев Владимир Васильевич.

Расскажите о своей семье. Имели ли Ваши родственники религиозные ориентиры?

Я вырос в семье, где Богу молились все. Поэтому оскорблять религиозные чувства верующих я просто не мог и деятельность В.Г. Фурова не разделял (конечно, не показывая это откровенно в те годы). Так что для меня это было не в новинку, как себя вести с верующим народом.

К какой конфессии принадлежала Ваша семья?

Православные и старообрядцы. Бабка (по отцу) была из преображенских старообрядцев (поморцев). Их было три сестры. Они были богомольные, держали посты.

Кем были Ваши родители?

Отец — участник войны, ефрейтор. Мать сначала работала медсестрой, потом устроилась на электромеханический завод начальником склада. Бога она никогда не похуляла, всуе не поминала. В церковь ходила изредка, может, раз в год, на Пасху. С ее слов, после войны жить было голоднее, чем во время войны, и поэтому наша семья уехала в деревню. Когда мне был один год, в 1948 году, мать меня крестила в храме Фрола и Лавра (Ярославская область, Мышкинский район). Крестил меня священник, которому уже было за 80, вернувшийся из лагеря. Он стал меня погружать, как полагается (тихоновский поп-то!), и уронил в купель.

Историческая справка

В 1923 году в Русской Православной Церкви возник раскол. Ортодоксальные члены РПЦ («тихоновцы» — по имени патриарха Тихона) находились в антагонизме с обновленческой церковью, для которой были характерен ряд нововведений в богослужении (новый стиль, русский язык и т. п.)

Какое Вы получили образование?

Я закончил философский факультет МГУ в 1976 году.

Какой была тема Вашей дипломной работы?

«Социальные и идейные истоки религиозного плюрализма в США», где рассматривалось множество конфессий, существующих в США. Там шла речь об этом многонациональном и многоконфессиональном государстве, преимущественно протестантском. Им была свойственна определенная свобода мысли.

У Вас есть ученая степень?

Нет. Защититься не получилось.

Вячеслав Георгиевич, как получилось, что Вы пришли на работу в Совет по делам религий? Чья это была инициатива?

Это было в 1977 году. Тогда мне было 29 лет. Ситуация такая. Вызвали в Ленинский райком партии. Партия сказала: «Иди!» И я пошел. Райком партии тогда находился в доме Дениса Давыдова (Пречистенка, 17). А рекомендовал меня Иван Иванович Бражник . Он был научным руководителем моей дипломной работы, которую я защитил на кафедре научного атеизма МГУ. В свое время он работал первым заместителем председателя Совета по делам религий, но отношения с начальством у него не сложились. Еще был Новиков Михаил Петрович, заведующий кафедрой научного атеизма философского факультета МГУ (потом ее переименовали в кафедру религиоведения). На кафедре Бражник был сначала доцентом, потом профессором. Новиков посоветовал Бражнику меня найти.

Биографическая справка

Бражник Иван Иванович (1923 — 1987) работал на кафедре научного атеизма МГУ с 1971 по 1976 годы. Читал лекционные курсы на ряде факультетов МГУ, спецкурс для студентов, специализирующихся на кафедре. Автор более 20 работ по проблемам сектант ства, в том числе монографии «Право. Религия. Атеизм. Правовое содержание научного атеизма».

Новиков Михаил Петрович (1918 — 1993) — советский и российский религиовед, специалист по истории и теории атеизма и религии. Редактор и один из авторов «Атеистического словаря», а также трёх изданий учебника «История и теория атеизма», монографий «Русская православная церковь».

Кем Вы до этого работали?

На третьем курсе вызывают меня в деканат и предлагают идти работать по специальности — учителем или заместителем по учебно-воспитательной работе. Направили меня в 14 профтехучилище (на Таганской улице, где готовили связистов) и дали место помощника заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Потом какое-то время я работал в училище № 70 на улице 8-го марта. Здесь с директором отношения не сложились. И я пришел к Бражнику, попросил его найти для меня другую должность. Бражник направил меня на кафедру истории зарубежной философии. После этого я работал в парткоме Московского университета — заведовал учебной частью кабинета марксизма-ленинизма (в высотном здании на 10-м этаже). А оттуда уже Бражник привел меня в Совет по делам религий. Совет находился на Смоленском бульваре, напротив МИДа.

Прихожу впервые в Совет. Секретарь Куроедова меня спрашивает:

— Это Вы — Вячеслав Георгиевич?
— Я.
— Подождите, я доложу.

Тогда Куроедову было уже порядочно лет. Доложили. Меня впустили в кабинет. Куроедов меня и спрашивает:

— Заявление написал?
— Владимир Алексеевич, ведь мне никто ничего не говорил. Вы меня вызвали, я и пришел.
— А что тебе сказал Фуров?
— Меня к нему никто не звал.

Пошел потом к Фурову. Тот звонит Куроедову из одного кабинета в другой, говорит:

— Ну как? Он ведь больно молодой! Владимир Алексеевич отвечает:
— А тебе сколько лет было, когда ты райкомом партии командовал?
— Тридцать.
— А что же ты его не берешь? Мне пенсионеров и так достаточно! Пусть пишет заявление. Через два дня всё решим.

Вот так буквально в два-три дня всё решилось. Так меня, можно сказать, и «призвали». С меня-то и началась смена кадровой политики. Всех стариков-КГБэшников стали постепенно заменять.

Кто тогда работал в Совете?

Старики и КГБэшники! Всегда были недовольные, что религия им «жить не дает»! Надо вот бороться с ней! Я в этом плане оказался другим человеком. А что значит «бороться»? С кем? Вы же с собственным народом боретесь! Вот за это они меня и не любили.

На какую должность Вы пришли в совет?

Вначале я был инспектором. Вскоре меня сделали старшим инспектором. Моим делом было наблюдение за печатью («Журнал Московской Патриархии»). А потом мне дали «персональную надбавку» — командировки. Я никогда не боялся и не стеснялся ездить. Все сложные вопросы поручали мне, жалобы и т.п.

Система была такая. В отделе, где я работал, всю страну разделили на 6 областей. За мной закрепили 28 центральных областей Российской Федерации. Помимо этого 2 человека курировали Украину. Один сотрудник курировал всю Сибирь — Ю.М. Дегтярев. М.И. Одинцов ведал всеми союзными республиками. Это — по территориям. Кроме того, еще один человек курировал монастыри, и один — финансово-хозяйственную деятельность, так как денег в Церкви тогда было много. Некоторое время спустя к нам на работу пришел Анатолий Николаевич Лещинский. Он обратился с просьбой к Г.А. Михайлову (председателю православного отдела):

— Генрих Александрович! Отдайте мне печать, а старообрядцами пусть Вячеслав занимается. У него с народом хорошо получается!

До этого старообрядчеством занимался полковник Носов Анатолий Васильевич. Его отправили на пенсию уже после ухода Фурова. Так мне «поручили» всё старообрядчество в СССР. Ведь почему меня и поставили «на староверов»? Моему предшественнику это было очень трудно, потому что он был КГБэшник и атеист. Я ему говорил:

— Если закон нарушают, давай по факту разбираться. Если воруют — докажи!

— Мы иначе коммунизм не построим, — вот и весь разговор.

Все старались построить коммунизм. Стройте, мне-то что? Но люди просят попов — дайте людям!

В чем заключалась Ваша работа?

В те времена открыть общину (то есть зарегистрировать), построить молитвенный дом очень было непросто. Кто-то ведь постоянно возражал! Но надо было улаживать с властями: и с местными, и с московскими. Ведь тогда в Москве был один белокриницкий храм. А еще же у нас и поморцы, и федосеевцы, и филипповцы.

Вячеслав Георгиевич, сначала Вы наблюдали за печатью, общались с духовенством РПЦ. Потом Вы начали курировать старообрядцев. Какое впечатление на Вас произвело знакомство с ними?

Самое мрачное! Способ мышления иной — ты ему одно, а он тебе другое! Я на них не обижался, потому что понимал, что они живут в семнадцатом веке, а я в двадцатом. А если они живут в семнадцатом веке, что с ними можно сделать? Потом — невысокий уровень образования у большинства священников и представителей общин, наконец, какая-то скрытность… Вообще исстари к старообрядцам было недоверие. Не доверяли их политической благонадежности, государственной приверженности… А если не доверяют, то сдерживают.

Какое впечатление производили на Вас службы, особенно впервые?

Опять же — мрачное. Как услышу знаменное пение, сразу начинало подниматься давление! Разобраться в этом мне помог Н. Г. Денисов. А так — я всегда относился ко всем людям терпимо и лояльно. Это у меня было правило такое. Не то, что я не любил вашего брата, — просто не понимал неприятие многими староверами всего нового, современного. Напротив, мне очень понравился горьковский священник о. Михаил Шашков: широта взглядов, приветливость, государственный подход к делу. Он осознавал закон и обстановку, а не то что «мы этого не знаем, не понимаем…» Могу вспомнить о. Григория Сафронникова (ныне покойного), который служил в Молдавии. Он также произвел на меня хорошее впечатление. В прошлом о. Григорий был моряком, сам собой статный, красивый. Мог и пошутить, посмеяться. Ведь все приходили ко мне. И спорили! И я, честно говоря, дозволял это. Мне самому было интересно: а что ты скажешь по этому поводу?

    Союзный орган, образованный в 1965 в целях последовательного осуществления политики Сов. государства в отношении религий. Государственный контроль за соблюдением требований сов. законодательства о религиозных культах одна из основных… … Большая советская энциклопедия

    СОВЕТ ПО ДЕЛАМ РЕЛИГИЙ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР - союзный орган, образованный в 1965 в целях последоват. осуществления политики Сов. гос ва в отношении религий, контроля за соблюдением законодательства о релит, культах. С. принимает решения о регистрации и снятии с регистрации релит, объединений … Атеистический словарь

    Государство Израиль Эта статья из цикла статей: Политика и правительство Израиля … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Совет министров. Совет министров Палестинской национальной администрации правительство Палестинской национальной администрации (ПНА). До 2003 года возглавлялось председателем ПНА, с… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Совет министров. Совет Министров Республики Беларусь высший орган исполнительной власти, осуществляющий руководство системой подчиненных ему республиканских органов государственного… … Википедия

    Экспертный совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации консультативный орган, образованный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 ноября 2004 года… … Википедия

    Палестинский совет министров правительство Палестинской автономии. До 2003 возглавлялось президентом ПНА, с 2003 премьер министром. Премьер министр и члены правительства приобретают полномочия с момента утверждения Палестинским… … Википедия

    ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ОТДЕЛ, ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ, ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА - Православный церковный календарь. М., 1944 Православный церковный календарь. М., 1944 органы, в разное время ответственные за издательскую деятельность Русской Церкви. Создание в РПЦ соответствующих структур управления было связано с возрождением … Православная энциклопедия

    - (ВСЕХБ) церковное объединение Евангельских христиан баптистов на территории Советского Союза. Содержание 1 Образование объединения … Википедия

    - (лат. Pontificium Consilium pro Dialogo Inter Religiones) дикастерия Римской курии. Совет было установлен папой римским Павлом VI 19 мая 1964 как Секретариат по делам нехристиан, а позднее переименован папой римским Иоанном Павлом II… … Википедия

Книги

  • Преподобный Иосиф Волоцкий и его обитель.Сборник статей. Вып. 2 , В 2009 г. в Иосифо-Волоцком монастыре состоялась очередная научно-практическая конференция по теме "Преподобный Иосиф Волоцкий и его обитель". На этот раз работа конференции была связана с… Категория: Монастыри. Храмы. Святыни Издатель: Лето ,
  • Дневники. Саратовская епархия. В 2-х частях , Архиепископ Пимен Хмелевской , Этим сборником мы завершаем публикацию дневников архиепископа Саратовского и Вольского Пимена (Хмелевского; 1923-1993). В выпуск вошли записи 1965-1993 гг., когда владыка Пимен управлял… Категория: Жития Святых и священнослужителей Издатель: Саратовская епархия ,
  • Дневники. Саратовская епархия. В 2-х частях: Часть 1: 1965-1984 гг. Часть 2: 1985-1993 гг (количество томов: 2) , архиепископ Саратовский и Вольский Пимен (Хмелевск , Этим сборником мы завершаем публикацию дневников архиепископа Саратовского и Вольского Пимена (Хмелевского; 1923-1993). В выпуск вошли записи 1965-1993 гг., когда владыка Пимен управлял… Категория:

Инициатива депутата Милонова об учреждении якобы новой должности в органах власти не должна никого вводить в заблуждение: речь не идет о создании какой-то новой структуры. История взаимодействия государственной власти и религиозных организаций началась не вчера.

Идея назначить специального чиновника, который осуществлял бы контакты с Церковью, родилась у Петра I в начале XVIII века - когда он упразднил патриаршество. В 1722 году в России появилась должность обер-прокурора - «ока государева и стряпчего о делах государственных в Синоде».

Характер взаимоотношений Церкви с обер-прокурорами если и менялся в течение последующих двух столетий, то несущественно: без ведома этого чиновника Синод не мог принимать никаких сколь-нибудь важных решений.

В 1917 году Временное правительство упразднило эту должность, учредив, между тем, Министерство исповеданий. Но в скором времени большевистская власть, приняв декрет об отделении Церкви от государства, распустила и эту структуру.

В 1917 году на Поместном соборе Русской церкви один из его участников архиепископ Таврический Димитрий (Абашидзе) так охарактеризовал обер-прокурорский период в истории Русской церкви:

«Явилось преемство власти не в рясах, а во фраках и мундирах. Преемство людей неверующих, явных отступников от веры, по рождению и воспитанию не принадлежащих к русскому народу. Таковы князь Голицын, Мелиссино и другие. Были и верующие, но они были незаконными патриархами Русской Церкви, потому что, ужасно сказать, они были не патриархами русскими, а папами римскими на патриаршем престоле».

Советская Россия

В феврале 1918 года Совет народных комиссаров опубликовал декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Все религиозные организации были лишены прав юридического лица и всех прав собственности. Большевицкое правительство начало планомерную борьбу с Церковью и развернуло атеистическую пропаганду.

1 мая 1919 г. под грифом «Строго секретно» выходит указание Ленина «О борьбе с попами и религией», адресованное председателю ВЧК Дзержинскому.

Текст этого распоряжения краток:

«В соответствии с решением В.Ц.И.К. и Сов. Нар. Комиссаров, необходимо как можно быстрее покончить с попами и религией. Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше. Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатывать и превращать в склады».

По сути, главным органом, в компетенцию которого вошла «работа» с Русской церковью, стала Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК). Развернулись жестокие репрессии.

Это ленинское указание было отменено лишь в 1939 году по распоряжению Сталина.

СССР

Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Народных Комиссаров СССР был создан после памятной встречи Сталина с иерархами в 1943 году. В должности Председателя Совета был утвержден Г.Г. Карпов, профессиональный чекист.

Целью его создания было поддержание имиджа Советского Союза на международной арене.

В 1965 году организация была переименована в Совет по делам религий при Совете Министров СССР.

Советская власть смотрела на отделение Церкви от государства однозначно: в обществе Церковь не должна была иметь никакого статуса и никакого влияния. Основной функцией совета был надзор за деятельностью религиозных организаций и в первую очередь - Русской православной церкви. Запрещались требы без соответствующего учета и оформления, проведение богослужений в запрещенных местах, совершение крещений на дому у священников, привлечение к службе детей, крещение детей без согласия обоих родителей и пр.

Важной функцией также была «политико-воспитательная работа» с духовенством: в лице Русской православной церкви хотели получить своего рода духовно-идеологическую подпорку для политики, проводимой коммунистической партией. Поэтому все кадровые решения (в первую очередь епископские назначения) в обязательном порядке согласовывались в Совете.

Специальные осведомители вели пристальный контроль за богослужениями - на предмет присутствия в храмах молодежи, членов комсомола или КПСС, а также за содержанием проповедей.

Оригинальные методы

Советские чиновники пытались отвлечь молодежь от интереса к Церкви разными способами. Одним из наиболее нестандартных был следующий: в пасхальную ночь в кинотеатрах вне всякого расписания показывали какой-нибудь иностранный фильм. На языке пропаганды это называлось «отвлекающее мероприятие».

Кино использовали и для «вразумления» слушателей духовных школ. Список кинофильмов, которые демонстрировались в 1971-1972 учебном годах в Одесской семинарии, говорит сам за себя:

«Мое последнее танго»,
«Кража»,
«Бриллиантовая рука»,
«Они сражались за Родину»,
«Итальянец в Америке»,
«О любви»,
«Поместный Собор Русской Православной Церкви в 1971 г.»,
«Опасные гастроли»,
«Девушка в черном»,
«Андрей Рублев»,
«Сын прокурора»,
«Дикое сердце»,
«Цена быстрых секунд»,
«Рожденная свободной»,
«Золотой теленок»,
«Дорога мечты»,
«Сезон любви»,
«Серенада большой любви»,
«Поезд в дальний август»,
«Достояние республики»,
«После тьмы свет»,
«Убийство в тихом квартале»,
«Приключения на берегах Онтарио»,
«Ромео и Джульетта»,
«Погоня».

Здесь и непременные патриотические ленты, и западные картины, хотя присутствуют в списке и «Андрей Рублев», и документальная лента о Поместном соборе 1971 года.

Вообще, семинарии и академии находились под постоянным давлением «кураторов». Особенную тревогу органов вызывали абитуриенты с Украины и из Молдавии, количество которых увеличивалось год от года. Сложно представить, но абитуриенту-не москвичу было практически невозможно ознакомиться с правилами приема в духовные школы: они публиковались только в «Журнале Московской Патриархии», а журнал выходил ничтожно малым тиражом и был недоступен.

Ситуация поменялась лишь в конце 1980-х годов.

Что думают сами священники?

О восприятии деятельности уполномоченных по делам религии выражает поговорка, которую до сих пор помнят пожилые священники: «Уполномоченный: упал и - намоченный». Речь шла о подмоченной репутации: сотрудничество с этими чиновниками почиталось за отступление от профессиональной этики.

По мнению настоятеля храма в честь святых апостолов Петра и Павла в Гонконге протоиерея Дионисия Поздняева, светское государство не имеет компетенций для контроля над религиозными организациями в силу своей секулярности. «В случае создания института уполномоченных могут возникнуть предпосылки для вмешательства светского государства в дела религиозных общин. Такой шаг способен повлечь за собой создание неофициальных или подпольных форм религиозной жизни», - считает священник.

В комментарии для сайт он также рассказал о практике взаимодействия православных приходов и государственных властей на примере Китая и Гонконга. По его словам, Китай в этом смысле следует советской модели, стараясь контролировать религиозную жизнь граждан и рассматривая религиозные вопросы под политическим углом. Этим занимается Управление по делам религий.

«Возможно, поэтому значительная часть верующих в Китае предпочитает объединяться в неконтролируемые государством религиозные организации, - отметил протоиерей. - В Гонконге ситуация принципиально иная. В Гонконге вообще нет процедуры регистрации религиозных организаций. Равно как и контроля. Религиозные организации (и наш приход в том числе) должны, конечно, решать свои хозяйственные вопросы, но для этого достаточно учредить какое-то юридическое лицо».

Настоятель московского храма Святой Троицы в Хохлах протоиерей Алексей Уминский считает, что для Церкви и для верующих людей эта идея бесполезна. Но ситуацией смогут воспользоваться секты и нетрадиционные религиозные течения. «Они получат новую возможность для продвижения своих идей, постоянных судебных исков по отношению к тем, кто каким-то образом этим сектам и новым религиозным движениям станет противодействовать», - предупредил священнослужитель в своем комментарии для сайт.

«Для нас, христиан, такая подмена - быть защищаемым в нашей духовной жизни от кого-то кем-то, кроме Бога, - выглядит довольно странно, - отметил протоиерей. - Потому что мы, христиане, не боимся ни мира сего, ни того что в мире. И если мы живем по заповедям Божьим, если Господь с нами - то Господь нас и защищает. Он наш омбудсмен - Господь наш Иисус Христос. Другого нам не надо. А все остальное - это довольно странные политические манипуляции».

Страны Ближнего зарубежья

В соседних государствах практически везде существуют государственные структуры, призванные обеспечивать взаимодействие между властью и религиозными организациями.

На Украине существует должность Уполномоченного по делам религий и национальностей, а также функционирует Государственный комитет Украины по делам национальностей и религий.

В Белоруссии должность Уполномоченного по делам религий и национальностей существует с 2006 года.

Молдова: в 2007 году Государственная служба по проблемам культов при Правительстве Республики Молдова была ликвидирована, а ее функции переданы Министерству юстиции.

Казахстан: Комитет по делам религии создан в 2005 году.

Таджикистан: Комитет по делам религии, упорядочения национальных традиций, торжеств и обрядов при Правительстве Республики Таджикистан (2010).

Кыргызстан: Государственная комиссия по делам религий Кыргызской Республики (2012).

Туркменистан: Генгеш (Совет) по делам религии при президенте страны (1994).

Узбекистан: Комитет по делам религий при Кабинете Министров Республики Узбекистан.

Рэквізiты

Прыняты:

Постановлением Совете министров Республики Беларусь 15 июля 2006 г. № 891 "Об утверждении Положения об Уполномоченном по делам религий и национальностей и его аппарате"

УТВЕРЖДЕНО

Постановление

Совета Министров

Республики Беларусь

15.07.2006 № 891

1. Уполномоченный по делам религий и национальностей назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь по предложению Совета Министров Республики Беларусь.

2. Уполномоченный по делам религий и национальностей осуществляет функции органа государственного управления и подчиняется Правительству.

3. Деятельность Уполномоченного по делам религий и национальностей обеспечивает аппарат Уполномоченного по делам религий и национальностей (далее - аппарат). Работники аппарата Уполномоченного по делам религий и национальностей, кроме технического и обслуживающего персонала, являются государственными служащими.

4. Уполномоченный по делам религий и национальностей и его аппарат в своей деятельности руководствуются Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 17 декабря 1992 года «О свободе совести и религиозных организациях» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1993 г., № 2, ст. 18), настоящим Положением и иными актами законодательства Республики Беларусь.

5. Основными задачами Уполномоченного по делам религий и национальностей и его аппарата являются:

участие в разработке и реализация государственной политики в этноконфессиональной сфере;

обеспечение прав граждан на свободу совести и свободу вероисповедания, защиты их прав и интересов независимо от отношения к религии и религиозной принадлежности, а также права на свободу объединения в религиозные организации;

подготовка предложений по урегулированию вопросов, связанных с деятельностью религиозных организаций и общественных объединений граждан, относящихся к национальным меньшинствам, требующих решения Президента Республики Беларусь или Совета Министров Республики Беларусь;

контроль деятельности религиозных организаций в части исполнения ими законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях, а также их уставов;

рассмотрение вопросов, возникающих в сфере взаимоотношений государства и религиозных организаций, государства и общественных объединений граждан, относящих себя к национальным меньшинствам;

в пределах своей компетенции участие в разработке, организации исполнения и контроль за соблюдением актов законодательства Республики Беларусь, внесение предложений по совершенствованию законодательства на основе обобщения практики его применения;

охрана и содействие в реализации прав граждан Республики Беларусь различных национальностей в сферах культуры, образования, языка, информационного обеспечения, оказание помощи в просветительской деятельности общественных объединений граждан, относящих себя к национальным меньшинствам;

оказание по просьбе религиозных организаций и общественных объединений граждан, относящих себя к национальным меньшинствам, содействия в достижении ими договоренностей с государственными органами, содействие в укреплении взаимопонимания и терпимости между религиозными организациями различных вероисповеданий и представителями национальных общностей;

организация содействия и помощи в удовлетворении национально-культурных потребностей белорусов и выходцев из Беларуси, проживающих за рубежом (далее - соотечественники за рубежом), укреплении их связей с Республикой Беларусь;

исследование и прогнозирование религиозной и этнополитической ситуации, динамики и тенденций национальных процессов, межнациональных и межконфессиональных отношений, предотвращение проявлений религиозной исключительности и неуважительного отношения к религиозным и национальным чувствам;

международное сотрудничество по вопросам, относящимся к его компетенции.

6. Уполномоченный по делам религий и национальностей и его аппарат в соответствии с возложенными задачами:

участвует по поручению Совета Министров в разработке проектов актов законодательства в соответствии со своей компетенцией и вносит их на рассмотрение в Совет Министров Республики Беларусь;

определяет механизмы реализации актов законодательства, относящихся к его компетенции;

дает местным Советам депутатов, исполнительным и распорядительным органам методические рекомендации и консультации по вопросам исполнения и применения законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях;

получает от республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов сведения о соблюдении законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях;

разрабатывает и осуществляет мероприятия по координации деятельности республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, общественных объединений по реализации актов законодательства в сфере национальных отношений в целях содействия реализации прав в национально-культурном развитии граждан Республики Беларусь различных национальностей и соотечественников за рубежом;

участвует в обеспечении соблюдения законодательства и исполнения международных договоров Республики Беларусь в области свободы совести и вероисповедания, защиты прав лиц, относящихся к национальным меньшинствам, вносит предложения по совершенствованию и дальнейшему развитию законодательства в соответствии с международными стандартами и общепризнанными принципами международного права в сфере его компетенции;

организует научные исследования, совместно с заинтересованными анализирует состояние и динамику этноконфессиональных процессов, межнациональных и межконфессиональных отношений, изучает зарубежный опыт, готовит прогнозы развития этноконфессиональной ситуации на ближайшую и долгосрочную перспективу, разрабатывает практические рекомендации в сфере этноконфессиональных отношений;

совместно с заинтересованными органами государственного управления, научными организациями и общественными объединениями разрабатывает комплексные программы развития этноконфессиональной сферы, содействия национально-культурному развитию национальных общностей в республике и соотечественников за рубежом;

содействует деятельности образовательных и научно-исследовательских учреждений по вопросам подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров религиоведов;

принимает участие в работе по распространению идей веротерпимости, национального согласия, уважения к истории, культуре и языку национальных общностей республики, их многовековым традициям совместного проживания;

содействует работе средств массовой информации, изданию и комплектованию фондов учебной, учебно-методической и художественной литературы на языках национальных общностей страны, а также информационному обеспечению соотечественников за рубежом;

участвует в подготовке и проведении национальных и религиозных праздников, дней культуры, литературы и искусства, культурно-массовых, благотворительных и спортивных мероприятий;

создает экспертный совет для проведения государственной религиоведческой экспертизы, утверждает положение о нем, определяет порядок назначения и проведения указанной экспертизы;

назначает и обеспечивает проведение государственной религиоведческой экспертизы вероучений, соответствующих им культовых практик и уставов при создании религиозных организаций, исповедующих ранее не известные в Республике Беларусь вероучения, а также при осуществлении деятельности религиозных организаций;

обеспечивает проведение государственной религиоведческой экспертизы религиозной литературы, поступающей в библиотечные фонды, религиозной литературы и иных печатных, аудио- и видеоматериалов, ввозимых в Республику Беларусь;

осуществляет государственную регистрацию религиозных объединений, монастырей, монашеских общин, религиозных братств и сестричеств, религиозных миссий и духовных учебных заведений;

ведет Государственный реестр религиозных организаций и определяет перечень сведений, подлежащих включению в этот Государственный реестр;

выносит письменные предупреждения религиозным объединениям, монастырям, монашеским общинам, религиозным братствам и сестричествам, религиозным миссиям и духовным учебным заведениям в случае нарушения ими законодательства Республики Беларусь либо осуществления деятельности, противоречащей уставам этих организаций, а также принимает иные меры по устранению выявленных нарушений;

обращается в суд с заявлением о ликвидации религиозной организации в случае нарушения ею законодательства либо осуществления деятельности, противоречащей ее уставу. При этом вправе принять решение о приостановлении деятельности религиозной организации до вынесения судебного решения;

дает заключения по вопросам согласования мест размещения земельных участков для строительства культовых строений;

принимает участие в рассмотрении государственными органами проблем, связанных с деятельностью религиозных организаций и общественных объединений граждан, относящих себя к национальным меньшинствам, по просьбе религиозных организаций и общественных объединений граждан, относящих себя к национальным меньшинствам, оказывает необходимую помощь в решении их вопросов, находящихся в компетенции других государственных органов;

осуществляет контакты и координационные связи с государственными органами других государств в этноконфессиональной сфере;

выполняет иные функции в соответствии с законодательством.

7. Уполномоченный по делам религий и национальностей в пределах своей компетенции имеет право:

взаимодействовать с республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, религиозными организациями, общественными объединениями, средствами массовой информации, иными юридическими, а также физическими лицами;

направлять в установленном порядке информацию, предложения в Совет Министров Республики Беларусь;

давать разъяснения и заключения по видам и формам религиозной деятельности по запросам государственных органов;

вносить предложения об отмене принятых республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями и религиозными организациями постановлений и иных решений, противоречащих законодательству в сфере свободы совести, вероисповедания и национальных отношений, а также ставить вопрос о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства;

запрашивать и получать в установленном порядке государственные статистические отчеты, а также иные сведения, справки и материалы у органов государственного управления, религиозных организаций и общественных объединений граждан, относящих себя к национальным меньшинствам, об исполнении и применении законодательства по вопросам, относящимся к его компетенции;

сотрудничать в установленном порядке с соответствующими органами и организациями других государств и международными организациями, вести переговоры и подписывать международные договоры в соответствии с национальным законодательством;

привлекать для решения поставленных перед ним задач внебюджетные финансовые средства и материально-технические ресурсы в порядке, установленном законодательством;

выступать государственным заказчиком по республиканским целевым программам, научным исследованиям, создавать временные творческие и научные коллективы;

проводить в установленном порядке конференции, семинары, совещания, выставки, фестивали и иные мероприятия;

осуществлять в установленном законодательством порядке информационно-издательскую деятельность, учреждать свои средства массовой информации.

8. Уполномоченный по делам религий и национальностей и должностные лица его аппарата имеют право при исполнении своих служебных обязанностей посещать в установленном порядке государственные и религиозные организации, общественные объединения и иные юридические лица, а также проводимые ими мероприятия в целях ознакомления с документами, материалами, информацией, относящимися к его компетенции.

9. Уполномоченный по делам религий и национальностей и его аппарат осуществляет свою деятельность во взаимодействии с республиканскими органами государственного управления, а также с местными исполнительными и распорядительными органами Республики Беларусь.

В структуру облисполкомов и Минского горисполкома входят структурные подразделения, осуществляющие государственно-властные полномочия по делам религий и национальностей. Утверждение положений об указанных структурных подразделениях, назначение и освобождение от должности их руководителей осуществляются соответствующими исполкомами по согласованию с Уполномоченным.

10. Уполномоченный по делам религий и национальностей возглавляет аппарат, имеет заместителя, назначаемого на должность и освобождаемого от должности Советом Министров Республики Беларусь.

11. Уполномоченный по делам религий и национальностей:

руководит деятельностью аппарата, в пределах своей компетенции самостоятельно принимает решения и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач и функций;

распределяет обязанности между своим заместителем и руководителями структурных подразделений аппарата;

утверждает штатное расписание аппарата в пределах установленных численности и фонда оплаты труда;

утверждает положения о структурных подразделениях и должностные обязанности работников аппарата;

действует без доверенности, в установленном порядке распоряжается денежными средствами, открывает счета в банках, заключает договоры;

в соответствии с законодательством назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата;

в пределах своей компетенции издает приказы и распоряжения, подписывает постановления и приказы коллегии;

реализует в соответствии с законодательством права на владение, пользование и распоряжение государственным имуществом, относящимся к республиканской собственности;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

12. В аппарате образуется коллегия в составе 5 человек. В состав коллегии входит Уполномоченный по делам религий и национальностей (председатель коллегии) и его заместитель по должности. По решению Совета Министров Республики Беларусь в ее состав могут входить другие руководители структурных подразделений аппарата, а также работники иных государственных органов.

Решения коллегии реализуются приказами и постановлениями Уполномоченного по делам религий и национальностей.

В случае возникновения разногласий между Уполномоченным по делам религий и национальностей и членами коллегии при принятии решений Уполномоченный по делам религий и национальностей реализует свое решение, информируя об этом Совет Министров Республики Беларусь. Члены коллегии также имеют право сообщать свое мнение в Совет Министров Республики Беларусь.

13. При Уполномоченном по делам религий и национальностей могут создаваться консультативные советы из числа работников аппарата, представителей других государственных органов, организаций, научных и образовательных учреждений, общественных и религиозных объединений для выработки рекомендаций по соответствующим направлениям деятельности Уполномоченного по делам религий и национальностей.

Персональный состав консультативных советов и положения о них утверждаются Уполномоченным по делам религий и национальностей.

14. Финансирование Уполномоченного по делам религий и национальностей и его аппарата осуществляется в установленном законодательством порядке.

15. Уполномоченный по делам религий и национальностей и его аппарат являются юридическим лицом, которое имеет печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием, а также счета в банке.

Занимавшийся вопросами религий на территории Союза Советских Социалистических Республик в период с по 1991 годы .

Совет по делам религий был создан в декабре 1965 года, по окончании хрущёвской антирелигиозной кампании в результате слияния двух органов, подведомственных Совету министров СССР - Совета по делам Русской православной церкви (образован 14 сентября 1943 года) и Совета по делам религиозных культов (образован 19 мая 1944 года). Основной целью нового учреждения стало «последовательное осуществление политики Советского государства в отношении религий , контроля за соблюдением законодательства о религиозных культах» .

Совет принимал решения о регистрации и снятии с регистрации религиозных объединений, об открытии и закрытии молитвенных зданий и домов, осуществлял связь между правительством СССР и религиозными организациями. На местах имел подчинённых ему уполномоченных лиц. Все служители культа в СССР для осуществления своей профессиональной деятельности должны были иметь регистрацию Совета. Несмотря на формально декларируемое невмешательство государственных органов в дела религиозных организаций, Совет пытался контролировать их органы управления, в частности Святейший синод Русской православной церкви. Заместитель председателя Совета В. Фурсов, отчитываясь перед ЦК КПСС за период 1974 - начало 1975 годов, утверждал: «Синод находится под контролем Совета. Вопрос подбора и расстановки его… членов был и остается всецело в руках Совета… Ответственные сотрудники Совета проводят систематическую воспитательно-разъяснительную работу с членами Синода, устанавливают с ними доверительные контакты» .

В связи со вступлением в силу закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях в СССР» от 1 октября 1990 года институт Уполномоченных Совета по делам религий был упразднен . Постановлением Государственного Совета СССР от 14 ноября 1991 года, Совет по делам религий был упразднён. В некоторых регионах в процессе упразднения Совета были созданы структуры, выполнявшие его функции. Например, распоряжением Совета министров Башкирской ССР от 16 ноября 1990 года аппарат Уполномоченного Совета по делам религий был преобразован в Совет по делам религий при Совете министров Башкирской ССР, причем действовавший на тот момент Уполномоченный А. Н. Муратшин стал его председателем

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...