Личностная и социальная значимость образования. Социальная и личностная значимость образования Общественный и личный смысл образования

Образование – один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков, развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов как семья, школа, средства массовой информации. Цель – приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранения ее культурного достояния.

Согласно Закону РФ «Об образовании» образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития в интересах чело­века, общества и государства.
Функции образования :

Экономическая (формирование социально-профессиональной структуры общества);

Социальная (осуществление социализации личности (социальная функция);

Культурная (использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида).

Сеть образовательных учреждений в России:

дошкольные (ясли, детские сады);

начального (4 класса), общего среднего (9 классов) и полного среднего (11 классов) образования (школы, гимназии, лицеи);

дополнительное образование (дома детского творчества, кружки, секции);

среднего специального образования (лицеи, техникумы, училища, колледжи);

высшего специального образования (вузы: институты, университеты, академии);

постдипломного образования (институты повышения квалификации, курсы);

подготовка научных кадров (магистратура, ординатура, аспирантура, докторантура);

духовные учебные заведения (семинарии, теологические факультеты, духовные академии).

Образование в современном мире отличает многообразие путей получения (школа, экстернат, домашнее обучение, дистанционное обучение, курсы самообразования и др.)

Общие тенденции в образовании:

демократизация образования;

рост продолжительности образования;

непрерывность образования;

гуманизация образования;

гуманитаризация образования;

интернационализация образования;

компьютеризация образования.

Приоритеты государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования :

Обеспечение доступности качественного общего образования

Повышение качества школьной учебной литературы

Повышение уровня оплаты труда работников образования

Модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования

Повышение качества профессионального образования

Расширение общественного участия в управлении образованием

Развитие сети общеобразовательных учреждений

Переход на нормативное подушевое (бюджетное) финансирование общеобразовательных учреждений.

Современное образование является средством решения важнейших проблем, стоящих не только перед всем обществом, но и перед отдельными индивидами. Это один из важнейших этапов в длительном процессе их социализации.


Широко известно одно из самых гуманных нравственных правил: «Оставь землю богаче и лучше, чем ты получил ее от своих отцов». Какой смысл вложен в него? Что подразумевается в данном случае под словом «богаче»?

Данное высказывание подчеркивает преемственность поколений, их непосредственную связь. Речь идет о непрекращающемся процессе смены поколений и о проблеме сохранения и передачи культурного наследства потомкам. В природе человека заложен принцип развития личности от поколения к поколению, это выражается в накапливании бесценного жизненного опыта, знаний и т. д. Но не всегда молодое поколение бывает более совершенным, часто оно остается на прежнем уровне развития, что и старое, а порой и на более низком. Поэтому особую роль здесь играет отношение к потомкам, чувство ответственности перед ними.

Мы живем в XXI в. и сталкиваемся с множеством проблем, как глобального, так и местного характера. Это и серьезные экологические угрозы, связанные с небывалым промышленным бумом второй половины XX столетия, и высокая смертность в некоторых регионах планеты, и многое другое. Сегодня человечество пришло к мысли о том, что необходимо признать за собой ответственность за судьбы будущих поколений, ответственность, которую ни на кого нельзя переложить. С целью документально закрепить такую позицию в 1997 г. в Париже в рамках ЮНЕСКО была принята Декларация об ответственности нынешних поколений перед будущими. В настоящий исторический момент угрозе подвергается само существование человечества и окружающей его среды, защита потребностей и интересов будущих поколений представляет собой одно из важнейших направлений деятельности ООН. Желание «оставить землю богаче и лучше» объединяет все цивилизованные страны. Причем слово «богаче» не стоит понимать буквально. Следует признать, что одного богатства для счастья мало, поэтому необходимо создавать такие условия, при которых потребности и интересы последующих поколений не будут отягощены бременем прошлого, а также оставить в наследство будущим поколениям более совершенный мир. Для выполнения этой задачи люди должны полностью осознавать свою ответственность перед будущими поколениями, признавая, что защита потребностей и интересов последних является важнейшей целью не только в рамках этической миссии ЮНЕСКО, но и всего цивилизованного сообщества.

Как социальный институт отвечает потреб­ностям личности и общества в приобретении знаний; является системой учреждений, обладающей материальны­ми средствами, коммуникациями; выполняет в соответствии с нормативными актами функции передачи социального опыта, включения индивида в различные сферы жизне­деятельности общества, приобщения его к культуре. Школа несет ответственность перед обществом и государством за до­ступность, качество образования, его соответствие современ­ным научным воззрениям

В Законе РФ «Об образовании» характеризу­ется как целенаправленный процесс воспитания и обучения, ориентированный на интересы человека, общества, государ­ства.

Первый ориентир - личностный. Он исходит из призна­ния человека высшей ценностью, а права на - одним из фундаментальных прав личности

Образование вооружает человека системой знаний, умений, необходимой для успешной деятельности в различ­ных сферах жизни.

Образование вводит индивида в культурную жизнь чело­вечества, приобщает его к главным плодам цивилизации. Оно служит необходимой базой для понимания и овладения политической, экономической, правовой, художественной культурой.

Образование помогает индивиду точнее ориентироваться в сложных условиях современного бытия, определять свою гражданскую позицию, познавать Родину и быть ее патрио­том.

Второй ориентир - социальный, в интере­сах общества и государства, - органически взаимосвязан с личностным, ибо главное богатство общества - это люди. Ученые утверждают: развитие каждой индивидуальности, несомненно, способствует общественному развитию, в обоб­щенном смысле развитие общества эквивалентно развитию личности. Если общество создает личности возможности развиваться, в конце концов, это неизбежно приводит к разви­тию общества в целом.

В большинстве стран рассматривается как величайшая ценность каждого народа, мировой цивилизации. Забота об образовании объявляется приоритетной (хотя в реальной жизни это не всегда соблюдается). Только является основой полноценного функционирования всех сфер общественной жизни, а значит, и социальной стабильности.

Образование положительно воздействует на социальные процессы, хорошо образованный человек лучше знает и точ­нее исполняет законы, стремится предотвращать возможные конфликты, оградить себя и своих близких от опасных потрясений, осознает важные для себя преимущества эволюционного развития.

Велика роль образования в укреплении и функциониро­вании демократического общества, правового государства. Оно способствует воспитанию гражданского сознания, помо­гает людям осознанно подходить к оценке основных доку­ментов различных партий и определять свое отношение к их политике. Образование служит укреплению национальной безопас ности нашей страны.

Образование способствует экологической безопасности. Только о бразованные люди подняли голос в защиту при­роды, организовали при огромном участии молодежи массовое движение, охватившее весь мир, для предотвраще­ния экологических катастроф.

Кроме того, способствует подготовке на­учного, инженерного состава, обеспечивающего современ­ный уровень различных сфер производства, включая боевую технику, служащую охране государства.

В Законе РФ «Об образовании» образование характеризу­ется как целенаправленный процесс воспитания и обучения, ориентированный на интересы человека, общества, государ­ства.

Первый ориентир - личностный. Он исходит из призна­ния человека высшей ценностью, а права на образование - одним из фундаментальных прав личности.

Мыслители, общественные деятели разных эпох и наро­дов охарактеризовали ряд факторов личностной значимости образования. Назовем некоторые из них.

Образование - это то, что заставляет человека стре­миться развивать и применять свои способности. В научной литературе образование часто характеризуется как процесс педагогически организованной социализации - развития и


Саморазвития человека на протяжении всей жизни в процес­се усвоения и воспроизводства культуры общества.

Образование обеспечивает человека системой знаний, умений, необходимой для успешной деятельности в различ­ных сферах жизни. Лауреат Нобелевской премии Ж. И. Ал­феров отметил: «Экономика, основанная на наукоемких тех­нологиях, делает жизнь огромного количества людей куда более интересной, потому что им приходится решать очень сложные задачи», это «стимулирует развитие образования, побуждает людей учиться, поскольку знания становятся подлинным источником благополучия - как личности, так и общества».

Образование вводит индивида в культурную жизнь чело­вечества, приобщает его к главным плодам цивилизации. Оно служит необходимой базой для понимания и овладения политической, экономической, правовой, художественной культурой.

Образование помогает индивиду точнее ориентироваться в сложных условиях современного бытия, определять свою гражданскую позицию, познавать Родину и быть ее патрио­том.

Одним из показателей личностного и общественного зна­чения образования является человеческий интеллектуаль­ный капитал. Это понятие экономическая наука определяет как капитал, воплощенный в людях в форме их образова­ния, квалификации, знаний, опыта.

Чем значительнее такой капитал, тем обычно значитель­нее трудовые возможности работников, их трудовая отдача, производительность и качество труда. В ряде стран от уровня образования прямо зависит интеллектуальность деятельности, продвижение по службе, заработок и, следо­вательно, социальный статус и достоинство человека, удов­летворенность благополучием своим и своей семьи.

В нашей стране, к сожалению, образованность человека пока далеко не в полной мере сопровождается благополучи­ем. Даже наоборот: нередко малоквалифицированный труд оплачивается лучше, чем деятельность, требующая основа­тельных знаний. Эта явная нелепость преодолевается край­не медленно, особенно в организациях, состоящих на госу­дарственном бюджете.

Второй ориентир - социальный, образование в интере­сах общества и государства, - органически взаимосвязан с личностным, ибо главное богатство общества - это люди. Ученые утверждают: развитие каждой индивидуальности, несомненно, способствует общественному развитию, в обоб­щенном смысле развитие общества эквивалентно развитию личности. Если общество создает личности возможности раз-


Виваться, в конце концов это неизбежно приводит к разви­тию общества в целом.

В большинстве стран образование рассматривается как величайшая ценность каждого народа, мировой цивилиза­ции. Забота об образовании объявляется приоритетной (но приоритетность не всегда реализуется). В обществе растет понимание того, что фундаментальное и разностороннее об­разование способствует полноценному функционированию всех сторон общественной жизни, выработке и реализации политики стабильного социального развития.

Образование положительно воздействует на социальные процессы, хорошо образованный человек лучше знает и точ­нее исполняет законы, стремится предотвращать возможные конфликты, оградить себя и своих близких от опасных потрясений, осознает важные для себя преимущества эволю­ционного развития.

Велика роль образования в укреплении и функциониро­вании демократического общества, правового государства. Оно способствует воспитанию гражданского сознания, помо­гает людям осознанно подходить к оценке основных доку­ментов различных партий и определять свое отношение к их политике.

Образование служит укреплению национальной безопас ности нашей страны. В этой связи отметим несколько по­ложений.

Образование способствует экологической безопасности. Образованные люди не только подняли голос в защиту при­роды, но и организовали при огромном участии молодежи массовое движение, охватившее весь мир, для предотвраще­ния экологических катастроф.

Миллионы высококвалифицированных специалистов, способных к инновациям, прежде всего технологическим, укрепляют экономическую безопасность государства. Эти люди совершенствуют производство, выводят его на уровень мировых стандартов, правильно ведут дело в суровых усло­виях рынка, укрепляют конкурентоспособность страны.

Подчеркнем, что образование способствует подготовке на­учного, инженерного состава, обеспечивающего современ­ный уровень различных сфер производства, включая боевую технику, служащую охране государства.

Для реализации военно-технического потенциала также необходимы высококвалифицированные кадры. В формиро­вании личного состава Вооруженных сил существенна роль образования. Подготовленный в гражданских и военных учебных заведениях офицерский и генеральский корпус мо­жет решать самые сложные задачи по укреплению обороно­способности страны. Обороноспособность во многом зависит от уровня и качества образования солдат и младшего ком-


Состава. Здесь не все обстоит благополучно. Специальные
части (ракетные войска, подводный флот) комплектуются
людьми, имеющими достаточный образовательный уровень.
Однако другие части испытывают трудности из-за того, что
образованность людей, пополняющих армию по призыву,
подчас не отвечает требованиям военной службы. Пре­
одоление этой трудности также требует повышения качест­
ва знаний, получаемых в образовательных учреждениях.
| «Цели образования тесно связаны с целями жизни дан- ,
I ного общества. Жизнь определяет образование, и обрат- >
j но, образование воздействует на жизнь». ;

1 С. И. Гессен, русский педагог (1870-1950)

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Напомним: «тенденция» - это синоним слов «направле­ние развития», «склонность», «стремление».

Главная, постоянно действующая тенденция гениально сформулирована пушкинской строкой: «...в просвещении быть с веком наравне». Для того чтобы стать достойным XXI века, образование должно (как сказано в Законе «Об образовании») быть адекватным мировому уровню общей и профессиональной культуры. Вместе с тем появляются тео­ретические и практические ростки тенденции «работать на опережение», готовить людей, особенно молодежь, к произ­водственным и общественным инновациям, которыми, не­сомненно, будет отмечено насту пившее столетие.

В основу целей образования в ряде стран (в том числе в Европейском союзе) положены четыре базовых принципа, изложенных в документах Международной комиссии по об­разованию для XXI в. Они характеризуют и тенденции раз­вития образования. Эти тенденции учитывают мировой опыт, опираются на анализ действительности, отвечают со­временным и перспективным запросам изменяющегося об­щества, сегодняшним и завтрашним потребностям, интере­сам человека.

Первый принцип - научиться познавать, приобретать знания, умение учиться. Рост мировой научной информа­ции, удваивавшейся каждые 10-15 лет, ее быстрое частич­ное устаревание, общественное развитие, открывающее но­вые возможности экономической, политической, социальной Деятельности, требуют сочетания широких общекультурных знаний с глубоким постижением непрерывно развивающих­ся наук, освоением способов самостоятельного добывания знаний.

В условиях перехода к постиндустриальному, информа­ционному обществу этот принцип воплощается в двух тен-


Денциях: выдвижении в образовательном процессе на пер­вый план не только формирования знаний, но и овладения способами самостоятельного труда по их приобретению; воз­растающем значении общекультурного аспекта образования, соединении фундаментальной профессиональной подготовки и овладения гуманитарными знаниями.

Второй принцип - научиться делать, научиться рабо­тать, приобретать не только профессиональную квалифи­кацию, но и компетентность, являющуюся основой конку­рентоспособности выпускника образовательных учреждений.

Напомним: термин «компетентность» имеет несколько значений. В общей форме компетенция определяется как знания, опыт в той или иной области деятельности. Профес­сиональная компетентность - круг связанных с професси­ей проблем, в которых индивид обладает познаниями, жиз­ненным и учебным опытом, достаточным для решения практических и теоретических задач.

В законодательных актах об образовании, в практике учебных заведений, особенно профессиональных, значитель­на тенденция на усиление практической направленности образования, достижение выпускниками профессиональной компетенции. Именно она является основой конкуренто­способности работника, организатора производства. Заме­тим, что главной причиной многочисленных производст­венных неудач, аварий, катастроф чаще всего является недостаточная компетентность работников и руководителей разного ранга.

Третий принцип - научиться жить вместе, сосущест вовать, воспитывать способность к пониманию других лю­дей, народов; развивать знания об их истории, традициях, образе мышления, уважать их ценности. Надо осознать за­висимость людей друг от друга; это поможет преодолению препятствий на путях развития цивилизации. Люди долж­ны научиться совместно проектировать свои личные и кол­лективные действия для разумного и мирного решения воз­никающих конфликтов. Так определяется тенденция возрастания роли образования в формировании граждан ских качеств личности, одно из которых - сознание необходимости установления лояльных отношений между социальными группами, народами, государствами. В между­народных и национальных документах по образованию боль­ше внимания, чем прежде, уделяется выработке норм соци­ального поведения, критического и творческого мышления, необходимых для функционирования демократического об­щества, для сотрудничества в продуктивном решении внутригосударственных, межгосударственных, глобальных проблем современности. Рассматриваемая тенденция прояв­ляется, в частности, в усилении значимости воспитания то-


Лерантности как качества культуры (нравственной, право­вой, политической).

Четвертый принцип как бы суммирует образовательно-воспитательную направленность трех предыдущих. Принцип формулируется так: научиться жить с тем, чтобы содейство­вать развитию собственной личности и быть в состоянии действовать, проявляя независимость, самостоятельность суждений и личную ответственность. Речь идет о тенденции повышения роли образования в раскрытии творческого по пгенциала личности, в овладении ею способами самостоя­тельного жизнетворчества, формирования жизненных пози­ций и перспектив.

Одной из ключевых тенденций является переход к прак­тике непрерывного образования.

Идея непрерывного образования как процесса, охватыва­ющего всю жизнь человека, восходит к возникшим в древ­ности учениям о непрерывном духовном совершенствовании человека, его воспитании как члена общества и государ­ства.

Развивая эти взгляды, чешский мыслитель и педагог Я. А. Коменский (1592-1670) в своих трудах представил целостную картину воспитания и самосовершенствования человека на протяжении всей его жизни.

В XX в. непрерывное образование стало рассматриваться не только как идея, но и как часть образовательной прак­тики, направленная на освоение человеком социокультурно­го опыта с использованием всех звеньев образовательной системы.

Развитие непрерывного образования стало общемировой тенденцией со второй половины XX в., а на пороге нашего века приобрело, как говорится в документах ЮНЕСКО, клю­чевое значение. Это связано с научно-технической револю­цией, переходом к постиндустриальному обществу, когда наука, техника, технология, культура стали обновляться с небывалой быстротой, появилось много новых профессий. Процессы глобализации, возрастающая значимость межгосу­дарственных производственно-технических, культурных связей потребовали от значительной части населения расши­рения культурного кругозора, овладения иностранными языками. Непрерывное образование начало выполнять зада­чи не только профессионального совершенствования работ­ников, но и повышения их общекультурного уровня.

Об изменяющейся сущности непрерывного образования свидетельствует замена формулы «образование на всю Жизнь», утверждавшей, что полученного образования доста­точно для всей жизни, положением «образование через всю йсизнь», утверждающим необходимость пожизненного обра­зования. Так подтвердилась народная мудрость: «Век живи,


Век учись». Замечательный театральный деятель и педагог К. С. Станиславский (1863-1938) писал: «Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы ма­леньким, но новым для вас куском знаний, считайте бес­плодно и невозвратно для себя погибшим».

Развитие непрерывного образования способствует распрост­ранению тенденции совершенствования общего образования. Именно общее образование помогает людям лучше понимать друг друга, координировать свои действия, дает индивиду це­лостную картину мира, включая основы культуры, понима­ния места и роли личности в этом мире, в культуре.

Общеобразовательные проблемы стали занимать подобаю­щее им место в вузах, лекториях, СМИ. Общему образова­нию способствует посещение музеев, выставок, туризм.

Общему образованию (как и другим формам образования) начинают серьезно содействовать информационные техноло­гии, компьютеризация учебных заведений, внедрение дис танционного обучения, использование которого скоро пре­вратится в устойчивую тенденцию.

Среди функций непрерывного образования выделяют компенсирующую (восполнение пробелов в базовом образо­вании), адаптивную (оперативная подготовка и переподго­товка в условиях меняющейся социальной и производствен­ной ситуации), развивающую (удовлетворение духовных запросов личности, потребностей творческого роста).

Существенным звеном непрерывного образования являет­ся самообразование: управляемая самой личностью целена­правленная познавательная деятельность; приобретение сис­тематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п.

Одним из важнейших критериев уровня цивилизованно­сти общества, проявления его культуры является образова­ние, с которым в различные периоды жизни связаны все живущие в современном обществе.

Что такое образование. В соответствии с Законом Рос­сийской Федерации «Об образовании» оно понимается как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в инте­ресах человека, общества, государства, сопровождающий­ся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (об­разовательных цензов)».

Образование - социальный институт, состоящий из множества учреждений и институций, включающий средства управления и организации.

Образование в обществе выполняет множество функций. К ним относят:

Передачу знаний от поколения к поколению и распро­странение культуры;

Генерирование и хранение культуры общества;

Разработку и создание новых идей и теорий, открытий и изобретений;

Социализацию личности, особенно молодёжи, и её ин­теграцию в общество;

Обеспечение профессиональной ориентации и профес­сионального отбора молодёжи;

Создание условий для социальной мобильности. Поло­жение индивида в обществе, возможности для его ус­пешного продвижения по служебной лестнице опреде­ляются качеством полученного образования, во многом связанного с престижем учебного заведения.

Образованию принадлежит очень важная роль в опреде­лении социального статуса личности, в воспроизводстве и развитии социальной структуры общества, в поддержании социального порядка и стабильности, осуществлении со­циального контроля за процессами интеллектуального, нравственного, физического развития молодого поколения. А на систему профессионального образования, кроме того, ложатся ещё и функции контроля за распределением поко­ления, вступающего в самостоятельную трудовую жизнь, по различным ячейкам социальной структуры общества: классам, социальным группам, слоям, производственным коллективам.

Образование - социальный лифт. Образование, наряду с армией и сферой приложения труда, - один из лифтов со­циальной мобильности. Получив знания и высокую квали­фикацию, в современном обществе гораздо легче сделать карьеру, чем: а) это было в доиндустриальном и индустри­альном обществе, б) если бы человек ими не обладал.

Те, кто рано уходит из школы, в будущем имеют более низкий социально-экономический статус. Причём основной процент отсева приходится на семьи с низким социаль­но-экономическим статусом. Объясняется это не только нехваткой денег, хотя часто именно они становятся главной причиной.

С давних пор и по сей день образование как социальный ин­ститут выступает основным механизмом социального тести­рования, отбора и распределения индивидов по социальным слоям, группам.

Необразованный человек не может получить высоко­оплачиваемую и ответственную работу, какого бы социаль­ного происхождения он ни был. У образованного и необразо­ванного неравные жизненные шансы, но ситуацию всегда можно исправить, повысив свою квалификацию, стоит только приложить усилия.

Разумеется, всегда можно найти обходные пути, устроив­шись на высокооплачиваемую работу, где не требуют уни­верситетского диплома. Но таких мест мало, к тому же дли­тельное время находиться на такой социальной позиции рис­кованно: то ли очередная проверка с аттестацией нагрянет, то ли конкуренты обойдут, то ли грубый промах по своей не­грамотности допустишь. Второй раз найти лазейку гораздо сложнее. Даже фальсификация документов об образовании, покупка липового диплома свидетельствуют о возросшем значении образования как канала вертикальной мобиль­ности.

Уровень образования - уровень доходов. Другое дело, что связь между двумя переменными - уровнем образо­вания и уровнем доходов - не такая очевидная, а в неко­торых обществах она вообще проблематичная. Филолог или врач-терапевт может быть более образован, чем мно­гие из преуспевших бизнесменов. Но получают они совер­шенно разные доходы. Перед тем как выбрать вуз, необхо­димо узнать рыночную стоимость будущего образования. Она-то и определит ваши шансы на достижение желаемо­го уровня материального благополучия. Профессия эко­номиста и юриста до недавнего времени в нашей стране пользовалась наибольшим спросом, соответственно и кон­курсы в профильные вузы постоянно росли. Но сейчас на­ступило перенасыщение рынка труда такими специали­стами. Поэтому и растёт рыночная цена инженерного об­разования.

В обществе со стабильной и процветающей экономикой между уровнем образования и размером заработной платы обнаруживается жёсткая связь. Например, в США работни­ки, окончившие лишь среднюю школу, зарабатывают в среднем в полтора-два раза меньше, чем их сверстники, имеющие диплом бакалавра, и почти втрое меньше, чем док­тора. Примерно такая же картина и в странах Европы. Каж­дый шаг наверх по образовательной лестнице хорошо возна­граждается, ибо в обществе прочно укоренилось восприятие высшего образования не только как социального блага, но и как высшей духовной ценности.



Качественное образование выгодно не только для отдель­ного человека, но и для общества в целом. Благодаря ему индивид может надеяться сделать неплохую карьеру в биз­несе, на политическом или культурном поприще. Благода­ря системе образования страна получает высококвалифици­рованных работников. А это означает рост производитель­ности труда, внедрение новых технологий, выход на передо­вые рубежи в социальном развитии.

Образование и обучение. Сегодняшняя система образова­ния в мире держится на фундаментальной подмене понятия «человек образованный» понятием «человек обученный» и на отождествлении процесса образования с процессом обу­чения. Однако это далеко не одно и то же.

Обучение - процесс трансляции знаний, умений, навыков от учителя к ученику, который имеет чётко регламентиро­ванные цели, задачи и этапы реализации.

Что касается образования, то это гораздо более широ­кое и фундаментальное понятие. Процесс образования, становления человеческой личности происходит непре­рывно, на протяжении всей жизни человека в ходе инди- видуально-личностного диалога с миром окружающей че­ловека культуры. При этом случаются ситуации, когда человека кто-то специально учит, обучает; однако в огромном количестве случаев никакого специального обу­чения нет, а процесс образования всё равно происходит. Например, когда человек просто читает книги, или обща­ется с умными людьми, или сам пытается что-то создавать в духовной сфере.

Также непросто обстоят дела и с понятиями «просвеще­ние» и «грамотность», в чём нам предстоит ещё убедиться.

Что такое образованный человек. Образованный человек обладает развитым чувством совести и потому способен не­сти ответственность за свои действия и их последствия не только перед собой и своими друзьями и близкими, а перед гораздо более широкой общностью, которое именуют чело­вечеством в целом. Образованный человек - это человек, в котором присутствует нравственное начало. А ведь специ­фика нравственной позиции состоит в том, что её нельзя усвоить как какое-то внешнее знание, её можно лишь вы­страдать.

Просвещённый человек - это индивид с широким гума­нитарным взглядом на мир; хорошо знакомый с достиже­ниями мировой культуры; ориентирующийся в ее истории и направлениях; умеющий поддержать беседу или про­явить свою эрудицию по самым разным вопросам, в том числе и естественно-научного профиля. Он может быть од­новременно глубоко нравственным человеком, однако критерий нравственности не заложен в самом понятии просвещённого человека. Скорее это некое дополнение к нему.

Homo edoctus (человек образованный) - не только хоро­шо информированный и разбирающийся в современных науках индивид. Кроме того, он обладает самостоятельным образом мысли, гибким и развитым мыслительным аппара­том, позволяющим искать и находить нестандартные реше­ния. При этом речь идёт не о том, что он владеет готовыми алгоритмами мышления или схемами знания, как в случае человека просвещённого, а о том, что его мышление имеет свой неповторимый почерк.

Зато человек просвещённый - всегда индивид, владе­ющий широкой палитрой языков культуры, позволяющих ему вступать в продуктивный диалог с представителями других культур. Прежде всего это язык художественно-по­этического творчества. Таких людей относят к цвету гума­нитарной интеллигенции. В то время как человек образо­ванный может вполне быть узким специалистом или даже практиком в технических областях.

Грамотный и просвещённый человек. Результатом дей­ствия в обществе развитой системы среднего и высшего обра­зования, помимо всего прочего, является создание, во-пер­вых, грамотного (на базе среднего образования), во-вторых, просвещённого (на базе высшего образования) населения.

О пользе просвещения в наш век уже не принято гово­рить в вопросительной форме. Мало кто сомневается в его необходимости. Хотя все мы в разной степени приобщаем­ся к его плодам. Тот, кто разобрался в основах наук, препо­даваемых в средней школе, зовётся грамотным человеком. А если к тому же он разбирается в современном искусстве и литературе, знает классическое наследие в области гумани­тарной мысли, то почему бы не назвать его просвещённым человеком. Но тот, кто приобщается к знаниям не любо­пытства ради, а проводит серьёзные исследования, расши­ряя наши представления о мире, способствует приросту но­вого знания, несомненно, считается учёным.

Обучение даёт квалификацию, образование - метаквали- фикацию, т. е. систему знаний, облегчающую поиск и усво­ение новых знаний. Например, фермеры в развитых странах имеют не только высокую квалификацию, которую им дали опыт работы на ферме и среднее образование. Они имеют ме- таквалификацию, которая даёт знание того, к кому и когда обратиться за советом - к юристу, ветеринару, местному агенту по сбыту, сотруднику университетского факультета па­тологии растений, оптовому поставщику, метеорологу, меха­нику. Метаквалификация, таким образом, позволяет челове­ку найти нужную информацию и усвоить её, даже если она на­ходится далеко за пределами его личного опыта.

Основные термины и понятия

Образование, обучение Вопросы и задания

■■■■■^■^■■■■■■■■шяшамншашввншнш

1. Охарактеризуйте образование как социальный институт.

2. Что такое социальный лифт? Почему образование можно к нему отнести? Сравните его с возможностями других социальных лифтов.

3. Раскройте разницу смысла словосочетаний: человек образован­ный, обученный человек, просвещённый человек, грамотный че­ловек. От чего зависят столь разные результаты обучения?

4. Что такое метаквалификация? Насколько она есть у вас? В чём она проявляется?

Практикум

1. В параграфе даются основные функции образования. Сгруппи­руйте их, обозначив критерий, который стал основой отбора. Есть ли среди функций одна-две, которые можно назвать центральны­ми, системообразующими? Своё мнение обоснуйте.

2. Смоделируйте аргументы участников дискуссии, одни из кото­рых говорили бы о важности получения среднего образования все­ми гражданами, а другие исходили бы из положения: «Не всем людям нужно высокое образование. Тем более не все хотят учить­ся. Так стоит ли тратить средства, силы и учить всех, тем более за­ставлять учиться?»


В Законе РФ «Об образовании» образование характеризуется как целенаправленный процесс воспитания и обучения, ориентированный на интересы человека, общества, государства.
Первый ориентир - личностный. Он исходит из признания человека высшей ценностью, а права на образование - одним из фундаментальных прав личности.
Мыслители, общественные деятели разных эпох и народов охарактеризовали ряд факторов личностной значимости образования. Назовем некоторые из них.
Образование - это то, что заставляет человека стремиться развивать и применять свои способности. В научной литературе образование часто характеризуется как процесс педагогически организованной социализации - развития и
саморазвития человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.
Образование обеспечивает человека системой знаний, умений, необходимой для успешной деятельности в различ-ных сферах жизни. Лауреат Нобелевской премии Ж. И. Ал-феров отметил: «Экономика, основанная на наукоемких тех-нологиях, делает жизнь огромного количества людей куда более интересной, потому что им приходится решать очень сложные задачи», это «стимулирует развитие образования, побуждает людей учиться, поскольку знания становятся подлинным источником благополучия - как личности, так и общества».
Образование вводит индивида в культурную жизнь человечества, приобщает его к главным плодам цивилизации. Оно служит необходимой базой для понимания и овладения политической, экономической, правовой, художественной культурой.
Образование помогает индивиду точнее ориентироваться в сложных условиях современного бытия, определять свою гражданскую позицию, познавать Родину и быть ее патрио-том.
Одним из показателей личностного и общественного значения образования является человеческий интеллектуальный капитал. Это понятие экономическая наука определяет как капитал, воплощенный в людях в форме их образования, квалификации, знаний, опыта.
Чем значительнее такой капитал, тем обычно значительнее трудовые возможности работников, их трудовая отдача, производительность и качество труда. В ряде стран от уровня образования прямо зависит интеллектуальность деятельности, продвижение по службе, заработок и, следо-вательно, социальный статус и достоинство человека, удов-летворенность благополучием своим и своей семьи.
В нашей стране, к сожалению, образованность человека пока далеко не в полной мере сопровождается благополучием. Даже наоборот: нередко малоквалифицированный труд оплачивается лучше, чем деятельность, требующая основа-тельных знаний. Эта явная нелепость преодолевается крайне медленно, особенно в организациях, состоящих на госу-дарственном бюджете.
Второй ориентир - социальный, образование в интересах общества и государства, - органически взаимосвязан с личностным, ибо главное богатство общества - это люди. Ученые утверждают: развитие каждой индивидуальности, несомненно, способствует общественному развитию, в обобщенном смысле развитие общества эквивалентно развитию личности. Если общество создает личности возможности раз-
виваться, в конце концов это неизбежно приводит к развитию общества в целом.
В большинстве стран образование рассматривается как величайшая ценность каждого народа, мировой цивилизации. Забота об образовании объявляется приоритетной (но приоритетность не всегда реализуется). В обществе растет понимание того, что фундаментальное и разностороннее образование способствует полноценному функционированию всех сторон общественной жизни, выработке и реализации политики стабильного социального развития.
Образование положительно воздействует на социальные процессы, хорошо образованный человек лучше знает и точнее исполняет законы, стремится предотвращать возможные конфликты, оградить себя и своих близких от опасных потрясений, осознает важные для себя преимущества эволю-ционного развития.
Велика роль образования в укреплении и функционировании демократического общества, правового государства. Оно способствует воспитанию гражданского сознания, помогает людям осознанно подходить к оценке основных документов различных партий и определять свое отношение к их политике.
Образование служит укреплению национальной безопас ности нашей страны. В этой связи отметим несколько положений.
Образование способствует экологической безопасности. Образованные люди не только подняли голос в защиту природы, но и организовали при огромном участии молодежи массовое движение, охватившее весь мир, для предотвращения экологических катастроф.
Миллионы высококвалифицированных специалистов, способных к инновациям, прежде всего технологическим, укрепляют экономическую безопасность государства. Эти люди совершенствуют производство, выводят его на уровень мировых стандартов, правильно ведут дело в суровых усло-виях рынка, укрепляют конкурентоспособность страны.
Подчеркнем, что образование способствует подготовке на-учного, инженерного состава, обеспечивающего современ-ный уровень различных сфер производства, включая боевую технику, служащую охране государства.
Для реализации военно-технического потенциала также необходимы высококвалифицированные кадры. В формировании личного состава Вооруженных сил существенна роль образования. Подготовленный в гражданских и военных учебных заведениях офицерский и генеральский корпус может решать самые сложные задачи по укреплению обороноспособности страны. Обороноспособность во многом зависит от уровня и качества образования солдат и младшего ком-
состава. Здесь не все обстоит благополучно. Специальные
части (ракетные войска, подводный флот) комплектуются
людьми, имеющими достаточный образовательный уровень.
Однако другие части испытывают трудности из-за того, что
образованность людей, пополняющих армию по призыву,
подчас не отвечает требованиям военной службы. Пре
одоление этой трудности также требует повышения качест
ва знаний, получаемых в образовательных учреждениях.
| «Цели образования тесно связаны с целями жизни дан- ,
I ного общества. Жизнь определяет образование, и обрат- >
j но, образование воздействует на жизнь». ;
1 С. И. Гессен, русский педагог (1870-1950)
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...