Фламандцы и валлоны основное население. Валлоны и фламандцы Бельгии: поселения и жилище. Пища и одежда. Кто отрыл «топор войны»

Бельгия 6 ноября побила собственный рекорд по "безвластию": почти за пять месяцев, прошедших с парламентских выборов 10 июня, в стране так и удалось сформировать правительство. Предыдущее достижение принадлежит 1988 году, когда на формирование правительства понадобилось 148 дней. Затяжные правительственные кризисы для бельгийцев не внове. Да и "безвластие" не назовешь полным. Во-первых, остается монарх Альберт II, который по конституции является символом политического единства и осуществляет, правда ограниченно, исполнительную власть. Во-вторых, остается предыдущее правительство, которое будет работать, пока не создадут новое. Наконец, на выборах был сформирован парламент и все законодатели на своем посту.

Тем не менее сложившаяся ситуация вызывает у наблюдателей некоторые и порой весьма серьезные опасения. В культурном и языковом отношении Бельгия поделена надвое: одну часть населения составляют фламандцы, говорящие на нидерландском языке, другую - франкоговорящие валлоны. Вся история государства связана с отношениями между валлонами и фламандцами. В 1830 году фламандцы и валлоны вместе боролись за независимость от Королевства Нидерландов, что в итоге и привело к созданию Королевства Бельгии в 1831 году. В 2007 году все сменилось с точностью до наоборот, отношения между двумя группами стали настолько напряженными, что могут привести к расколу страны.

Внутриполитическое устройство Бельгии, начиная со дня основания государства до наших дней, постепенно эволюционировало к тому, чтобы соблюсти паритет между интересами двух групп населения. Хотя с другой стороны, не тех же основаниях можно сказать, что история Бельгии - это история противостояния валлонов и фламандцев, которое, несмотря на все компромиссы все еще продолжается. К примеру, в XIX веке в стране было сильно французское влияние, и соответственно франкоговорящие валлоны приобрели доминирующее положение. Французский язык стал государственным, а фламандцев оттеснили на задний план. Положение исправилось только в 30-х годах XX века.

По конституции король назначает главу партии, победившей на парламентских выборах, премьер-министром, премьер формирует правительство, куда входят семь министров, говорящих по-французски, и семь министров, говорящих на нидерландском языке. Парламент также избирается с учетом равноправного представительства фламандского и валлонского населения. Административное устройство соответствует этническому составу. Бельгия делится на три региона: Фландрию на севере, Валлонию на юге и Брюссель. Во Фландрии проживает 58 процентов бельгийцев, говорящих на нидерландском языке; в Валлонии 33 процента, в основном франкофоны, а Брюссель является двуязычным.

Однако некоторые политические силы в Бельгии подобный паритет не устраивает. В первую очередь речь идет о фламандских националистах, и тех фламандских политиках, которые считают, что Фландрия должна пользоваться большими преимуществами. Националисты, как водится, обеспокоены сохранением и развитием национальной идентичности, а умеренные политики националистического толка указывают на возросшую экономическую роль Фландрии по сравнению с "отсталой" Валлонией, которая живет на чужие деньги. Они настаивают на разделении сферы финансовой и политической компетенции регионов, что означает превращение федерации в конфедерацию.

На парламентских выборах июня 2007 года фламандские партии получили большинство мест в обеих палатах парламента. Самой многочисленной стала фламандская Партия христианских демократов, возглавляемая Ивом Летермом, которая как раз и выступает за большую автономию регионов и переход к конфедеративному устройству. Король Альберт II поручил Летерму формирование коалиционного правительства. Это, однако, оказалось практически невозможным, так как стороны выдвигали взаимоисключающие требования: Фландрия - большой автономии и конфедерации, валлонские политики, со своей стороны, настаивали на сильном федеральном государстве, гарантирующем благосостояние всех граждан не зависимо от "доходности" их региона.

Однако эта невозможность договориться вместо того, чтобы подвигнуть стороны на уступки, только разожгла страсти. 10 сентября ультраправая фламандская партия "Фламандский интерес" (Vlaams Belang), попыталась провести через региональный парламент закон о проведении референдума во Фландрии об отделении от Бельгии. Особенную остроту конфликт принял Брюсселе.

Помимо столицы Бельгии, Брюссель является еще и столицей Фландрии, но при этом большинство населения говорит на французском. В пригородах Брюсселя, в частности в Bruxelles-Hal-Vilvorde, опять-таки проживает большинство франкофонов. Они стремятся к тому, чтобы на них был распространен статус Брюсселя, который является двуязычным. Со своей стороны, разогретые политическим кризисом фламандцы, воспринимают это как плевок в свой адрес, как нежелание интегрироваться во фламандское общество, как франкоязычное высокомерие. Конфликт очень быстро вышел на бытовой уровень: на указателях, вывесках, где названия дублировались на двух языках, французский вариант старательно замазывался.

Все это происходит в стране, население которой в 2003 году составляло 10,3 миллиона жителей. Однако парадоксальность сложившейся ситуации еще и в том, что Брюссель является столицей объединенной Европы, а сама Бельгия долгое время была примером европейской интеграции. Раскол Бельгии может вызвать не только усиление сепаратистских настроений на национальной почве. Бельгийский пример опасен тем, считает экономист Анри Карпон (Henri Capron), что ставит под вопрос ни много ни мало всю социально-экономическую структуру Европы. Вслед за Фландрией другие богатые регионы Европы: такие как Бавария, Шотландия, Каталония, Каринтия могут задуматься о "национальной" принадлежности своих денег и принять меры, чтобы не отдавать их бедным чужакам по соседству.

Между прочим, в 2005 году проект общеевропейской конституции провалился именно потому, что многие посчитали, что это будет слишком рыночная и либеральная Европа, Европа для богатых и очень богатых, а социальная защита граждан отдельных государств будет принесена в жертву этому объединению.

Свыше 65% населения Бельгии живет в городах; здесь самая высокая средняя плотность населения в Европе - 305 человек на 1 кв. км. Крупных городов всего четыре - Брюссель, Антверпен, Льеж и Гент, но в них живет 25% населения всей страны. В старых городах Бельгии много ценных архитектурных памятников. Особенной красотой отличаются ратуши и вечевые башни - символы самоуправления и независимости города. Башни иногда строили отдельно от ратуши, иногда же они возвышались над ней.

Перед ратушей и вечевой башней в городах располагалась обычно главная городская площадь, на которой находились дома купеческих гильдий и корпораций.

Смесь старого и нового, резкие контрасты характерны почти для каждого бельгийского города, но особенно заметны в Брюсселе (около 1 млн. жителей), где рядом с новыми кварталами находятся очень узкие кривые улицы, застроенные средневековыми домами. Брюссель - один из старейших городов Бельгии, он возник еще в VIII в. Город состоит из двух частей - нижнего города (в долине реки) и верхнего - на холмах. Старые средневековые кварталы находятся преимущественно в нижнем городе. Известную всем туристам площадь Гранд Плас окружают выстроенные в готическом стиле здания городского музея, ратуши, Дома гильдий. Верхний город является центром финансовой и культурной жизни страны. В нем размещены правления крупнейших фирм, банки. Выделяется монументальностью дворец Правосудия - крупнейшее сооружение XIX в. Много красивых зданий построено в Брюсселе за последние годы, например Северный и Южный вокзалы.

Старые кварталы Антверпена расположены по берегам Шельды. Они застроены средневековыми очень узкими домами с вытянутыми в высоту готическими фасадами и ступенчатыми скосами крыш. Из старых построек особенно красив собор Нотр Дам, сложенный из белого камня, изрезанного кружевом украшений. На колокольне собора висит 40 колоколов, звучание которых соответствует полной музыкальной гамме, так что на них можно исполнять сложные музыкальные произведения. Такие колокола,имеющиеся во многих церквах Фландрии, называются карильонами.

Новая часть города застроена в основном в XIX в. Здесь широкие улицы и площади, много парков. Тесным кольцом окружают Антверпен его пригороды, в которых промышленные предприятия чередуются с жилыми кварталами, заселенными рабочими.

Один из самых древних городов Бельгии - Гент, основанный в IV-V вв. Он считается центром фламандской части страны. Его средневековые дома с их зубчатыми кровлями и узкими готическими фасадами во многом напоминают старые кварталы Антверпена. Большую же часть города составляют новые промышленные и жилые кварталы.

Очень красив старинный город Брюгге, который часто называют северной Венецией. Многочисленные каналы, островерхие черепичные крыши, соборы и башни готического стиля придают ему своеобразный вид.

Даже на юге, в промышленных районах, значительная часть населения живет в небольших городах и рабочих поселках, насчитывающих не более 10-15 тыс. жителей.

В угольном бассейне Шарлеруа - Моне такие поселки и небольшие городки образуют растянутую на многие километры цепь поселений, сливающихся друг с другом, но не имеющих единого объединяющего их культурно-административного центра.

В Арденнах, живописные пейзажи и минеральные источники которых привлекают ежегодно массу туристов, есть несколько торговых и курортнотуристических центров: Армон, Бастонь и др.

Сельские поселения и жилище

Основной тип фламандских сельских поселений - хутора, которые обычно настолько близко расположены друг к другу, что образуют целое поселение, вытянутое вдоль дороги. Местами встречаются и деревни, преимущественно кучевого плана.

Для сельских поселений валлонской части Бельгии более характерны небольшие деревни уличного или кучевого плана, а в Арденнах - крупные села, расположенные в речных долинах довольно далеко друг от друга.

Наиболее распространенный строительный материал сельских построек в настоящее время - кирпич. Постройки XVIII-XIX вв. чаще каркасные, реже деревянные, а в горных районах Арденн - и каменные. Стропильные крыши, высокие и остроконечные у фламандцев и более покатые у валлонов, кроются черепицей или шифером.

Во фламандской части Бельгии наиболее распространены дома типа langgevelhoeve (дом с длинным фронтоном), характерные и для сельских местностей Нидерландов. Все жилые и хозяйственные помещения образуют здесь единую вытянутую в длину постройку под общей крышей. Узкий фронтон дома обращен к улице, а вход находится на продольной стороне, причем в каждое помещение ведет обычно отдельная дверь. В Брабанте планировка дома несколько другая: главный вход в дом ведет в узкий коридор, разделяютций жилые помещения и стойла. В коридоре друг против друга расположены две двери - в кухню и в стойла. Нередко от коридора отделена небольшая часть, где стоит хлебная печь. Такая планировка дома наиболее близка к планировке распространенного в Германии так называемого франконского типа дома.

Как среди фламандского, так и среди валлонского сельского населения бытует и другой тип дома, называемый замкнутым двором (,geslotenhoeve ). Этот тип дома известен в Нидерландах под названием южнолимбургской фермы. Все помещения в таком доме группируются вокруг квадратного внутреннего дворика, обычно вымощенного булыжником. У стены, выходящей на улицу, расположены жилые помещения, по другую сторону двора параллельно жилому дому находятся сараи и другие хозяйственные помещения, а слева и справа от жилого дома стойла. Все помещения плотно примыкают друг к другу, образуя единое целое. Двери и большая часть окон выходят во двор, так что снаружи эта постройка выглядит как небольшая крепость. В дом ведут большие аркообразные ворота.

По внешнему виду несколько напоминают этот дом и своеобразные жилища валлонских крестьян, хотя они имеют совершенно другую планировку. Для этого типа дома, называемого « omwalde hoeve », характерна свободная застройка: жилой дом, стойла, сарай и прочие постройки окружены высокой кирпичной стеной, углы которой слегка закругляются. Во двор ведут двухстворчатые ворота, часто имеющие по обеим сторонам небольшие башенки.

Некоторые сельские дома в Арденнах имеют сходство с домами альпийского типа у немцев. Это большие деревянные почти квадратные в плане двухэтажные дома с высоким чердачным помещением, объединяющие под одной крышей все жилые и хозяйственные постройки.

Фламандские дома обычно оштукатурены и окрашены в белый, желтый или розовый цвет. Их шиферные крыши имеют оранжевую или розовую окраску. Валлонские дома в отличие от фламандских большей частью неошту- катурены. Их красные кирпичные стены иногда оживлены горизонтальными белыми полосами известнякового кирпича. Для обрамления окон и дверей употребляют особый твердый камень, выкрашенный в белый цвет. Во Фландрии на коньке крыши часто укрепляют деревянное украшение из двух стилизованных голов лебедей, обращенных в разные стороны. В других провинциях конек украшают или железным флюгером или деревянным резным шпилем.

Отапливаются старые дома камином, чаще расположенным возле фронтонной стены. Стена возле камина облицовывается кафелем темных расцветок. Как во фламандских, так и в валлонских домах, постели находятся в стенных нишах-шкафах. Характерно обилие декоративной посуды - тарелок, кувшинов, расставленных на пристенных и надкаминной полках.

Пища

У фламандцев и валлонов основу пищи составляют овощи и крупяные блюда. Они, как и другие жители Западной Европы, хлеба употребляют мало. Хлеб чаще выпекают из ржаной муки или из смеси пшеницы с рожью. Фламандцы в праздники потребляют много различных мучных изделий-печений, булочек, пирогов. К каждому празднику они приготовляют особый сорт печенья, иногда выпекаемого в специальных формах, украшенных искусной гравировкой и надписями.

И фламандцы и валлоны много едят картофеля и различных овощей, соленой рыбы, особенно селедки. Наиболее распространенные напитки - молоко, кофе. Раньше к праздникам на каждой ферме варили пиво. Любимое лакомство в Бельгии - жареный картофель, который продают на улицах городов в специальных палатках или на лотках, где его искусно жарят в присутствии покупателя.

Одежда

Фламандская народная женская одежда имела большое сходство с голландской. Она состояла из полотняной рубашки с плечиками, нижней полотняной же кофты с рукавами и зашнуровывающегося спереди темного корсета. Иногда сверху надевалась еще длинная кофта с баской из пестрого ситца и светлый фартук. Женщины носили по нескольку юбок, из которых верхнюю - очень широкую, собранную в поясе в густые сборки, шили из гемной одноцветной материи. Характерна была большая шаль (одноцветная или клетчатая) с бахромой; ее накидывали на плечи, а концы перекрещивали на груди. Костюм дополнял черный шелковый платок с бахромой, называемый «falie ». Им окутывали голову и верхнюю часть туловища. Фали носили во всех фламандских провинциях как Бельгии, так и Нидерландов. Эта шаль появилась здесь, по-видимому, под испанским влиянием, так как по форме, цвету и способу ношения она очень напоминает испанскую мантилью.

В XIX в. во всех фламандских провинциях был распространен еще один характерный для этих областей вид женской одежды - плащ с капюшоном. Его надевали обычно в плохую погоду при выходе из дома. Этот темный плащ имел колоколообразную форму и был очень коротким (выше колен). Такая форма плаща в XVIII в. была в Европе характерна лишь для испанских Нидерландов и южных провинций Голландии.

Типы женских головных уборов сильно варьировали по областям: на северо-востоке Брабанта носили маленькие плотно прилегающие к голове белые чепчики, во Фландрии распространены были пышные кружевные чепцы, концы которых свободно спускались до самых плеч, и пр. Фламандские чепцы обязательно украшали букетиками искусственных цветов в сочетании с кружевами, бусами и лентами (такое украшение называли «puffer »). В обычные дни поверх чепца голову повязывали небольшим пестрым платком.

В настоящее время полный народный костюм фламандских женщин можно увидеть лишь в дни народных праздников. Но и сейчас еще в некоторых местностях пожилые женщины носят отдельные элементы народной одежды: большую шаль, наброшенную на плечи, белые полотняные чепчики. В дождливую погоду надевают еще плащ-накидку с капюшоном. Мужской народный фламандский костюм утрачен уже давно и в настоящее время одежда мужчин не имеет ничего своеобразного.

В сельских местностях валлонских провинций только изредка можно встретить валлонок, носящих народное платье: узкую и длинную полосатую юбку, пеструю кофту с баской и длинными рукавами, темный фартук и перекрещивающуюся на груди косынку. Голову покрывают небольшим илатком или же надевают шляпу с широкими полями. Некоторые элементы старого народного костюма сохраняются в современной одежде мужчин. Так, валлонские фермеры и рабочие, как и многие французские рабочие, носят береты и длинную рабочую блузу навыпуск, на кокетке, преимущественно синего цвета.

Когда мы говорим о «немецкой пунктуальности», «англий­ской вежливости» или «голландской рассудительности», то всем понятно, что имеется в виду. Для бельгийцев невоз­можно подобрать такого емкого определения. Ключ к бельгийской идентичности (или, как считают многие, к ее от­сутствию) заключается в линии, разделяющей страну посе­редине и отделяющей говорящую на нидерландском языке Фландрию от франкоговорящей Валлонии. Эта линия отражает старое, как мир, разделение Европы: лингвистичес­кий и культурный барьер между германским севером и латинским югом.

В Бельгии это разделение не история и не глава из учебника, а реальность повседневной жизни. Граница проходит через поля и озера, через языковые сообщества и политику, через государст­венные принципы и практическую необходимость в сотрудничестве. Эта раз­делительная линия, похоже, ждет лишь подходящего толчка по социальной «шкале Рихтера», чтобы разорвать стра­ну надвое.слухи о развале Бельгии появ­лялись и раньше, и каждый раз они оказывались явным преувеличением. В ре­шающий момент в 1830 г. оба сообщест­ва предпочли жить вместе в одной стра­не, а не вручить свою судьбу соседям. История научила бельгийцев, что они плохо кончат, если не будут держаться друг за друга

Традиции

В Бельгии до сих пор огромную роль играют семья и традиции, и несмотря на то, что в традициях проявляется гор­дость за свои фламандские или валлон­ские корни, эта гордость редко перехо­дит во враждебность к членам другого
сообщества. Бельгийцы гораздо лучше уживаются друг с другом, чем думают иностранцы - а иногда и они сами.
Тем не менее существует миф о «скучности» бельгийцев. Это представ­ление отчасти объясняется тем, что со­седи бельгийцев - более многочисленные «экстравагантные» французы, немцы, голландцы и британцы; все они не стесняются заниматься саморекла­мой. Явное нежелание бельгийцев рас­хваливать себя уходит корнями в про­шлое: стоило кому-нибудь из этих или более далеких соседей бросить взгляд на Бельгию, как они тут же испытыва­ли желание присоединить ее к себе - настолько нравилась им страна.

Многочисленные противоречия

Бельгийская культура основана на про­тиворечиях и вскормлена разнообрази­ем. Это общество глубоко почитает тра­диции, но в то же время стремится быть впереди - например, в деле создания новой Европы. Правительственная бюрократия на­ столько сильна, что ей позавидовал бы любои советский «аппаратчик», а законов так много, что никто не знает, что с ними делать. Поэтому люди научились обходить чиновников, игнорировать законы и не позволяют ущемлять их личную свободу.

Это страна, где люди едят и пьют целый день, но при этом следят, чтобы работа (или, по крайней мере, большая ее часть) была сделана. Здесь за официальностью обязательно спрятана вежливость, а капиталистические ценности мирно уживаются со средневековыми – иногда в одном и том же человеке.
Бельгийцы не ленятся зарабатывать деньги на поддержание своего образа жизни.
Не пытайтесь это понять - такое не под силу даже самим бельгийцам. Они просто так живут.

Коллекция Королевских музеев изящных искусств Брюссель

В музее зритель встречается с произведениями еще одного замечательного нидерландского живописца XV века - Дирка Боутса. Дирк Боутс испытал сильное влияние Рогира ван дер Вейдена. Он был родом из Гарлема и поселился в Лувене в конце 40-х годов, где, будучи городским живописцем, работал до самой смерти, последовавшей в 1475 году. Для Лувена он выполнил наиболее известные свои работы, в частности картины для городской ратуши, которые украшают ныне залы брюссельского музея. Они бросаются в глаза сразу же, выделяясь и большими размерами, и драматическим сюжетом, и замечательным мастерством. Их тема посвящена делам правосудия.

«Падение Икара», одна из замечательных картин художника, пронизана глубоким философским содержанием. С высокой горы Брейгель открывает далекую перспективу гор, земли и широкой морской глади. Крестьянин пашет, разрезая плугом упругие слои земли. Пастух мечтательно глядит вверх, окруженный стадом. Прозрачный воздух, нежное голубое небо, зелень деревьев - все передает свежесть весеннего дня.

Коллекция фламандской живописи XVII века составляет значительную часть музея. Среди ее шедевров в первую очередь необходимо назвать «Аллегорию плодородия» Иорданса, огромное полотно, уже издали привлекающее к себе своей красочностью и праздничным настроением. Картина выполнена Иордансом вместе с Франсом Снейдерсом, написавшим роскошный натюрморт из плодов и фруктов. В аллегорической композиции действуют мифологические персонажи - сатиры, которых обычно изображают в виде людей, но с козлиными ногами и рожками на голове. Один из сатиров держит рог изобилия, ему помогает молодой парень, присевший на корточки и тщетно пытающийся рассмешить пригорюнившуюся нимфу, в которой нетрудно узнать молоденькую крестьянку.

Давид - знаменитый художник Франции, глава революционного классицизма, чьи исторические полотна сыграли огромную роль в пробуждении гражданского сознания его современников в годы, предшествовавшие Французской буржуазной революции. Большинство предреволюционных картин художника было написано на сюжеты из истории Древней Греции и Рима, но революционная действительность заставила Давида обратиться к современности и в ней найти героя, достойного быть идеалом.

ИАА «Центр Льва Гумилева» начинает публикацию наиболее интересных работ по анализу системных этнополитических конфликтов современности. Сегодня мы представляем вам работу, выполненную по материалам проектной группы WORKSHOPCON при ТНУ им. В. И. Вернадского.

Бельгийский этнический конфликт представляет собой валлно-фламандское противостояние, которое возникло на основе языкового фактора еще в середине XIX веке.

Итак, давая краткую характеристику данному конфликту, во-первых, необходимо отметить сосуществование на территории бельгийского государства двух больших этнических групп: нидерландоговорящих фламандцев и франкоговорящих валлонов. Валлоны – этническая группа общей численностью 4 млн. 100 тыс. человек. Фламандцы – народ германской языковой группы, потомки франков, саксонцев и фризов. Общая численность – 7 млн. 230 тыс.

На момент приобретения Бельгией независимости (1830) единственным государственным языком являлся французский, хотя, как и в настоящее время, численность фламандцев превышала численность валлонцев. Естественной же реакцией на этот языковой «перекос» являлось то, что уже в 1847 году возникает фламандское культурное движение, требовавшее языкового равенства фламандского и французского языков. Результатом деятельности которого являлось внесение изменений в конституцию: в 1963 году в Бельгии официально закреплено двуязычие.

Впоследствии была реформирована и политическая система: в рамках государства были сформированы два типа субъектов федерации – культурные сообщества (фламандское, валлонское и немецкое) и экономические регионы (Фландрия, Валлония и Брюссель).

Однако, ситуация в Бельгии не сводится исключительно к языковому противостоянию между Севером (Фландрия) и Югом (Валлония). Фактором, усиляющим конфликтный потенциал, можно считать и наличие дисбаланса в социально-экономическом развитии. До середины ХХ в. Валлония фактически «кормила» Фландрию, обеспечивая львиную долю национального продукта Бельгии. После второй мировой войны Север и Юг поменялись ролями. Фландрия превратилась в локомотив экономики страны, а Валлонию захлестнула волна безработицы. В результате усилилось недовольство со стороны фламандского населения, катализировав тем самым сепаратистские настроения.

Таким образом, на сегодняшний день ситуация складывается так, что Бельгия, разрываемая фламандским национализмом, находится на грани распада.

«Бельгийская проблема». Хронология.

1830 — провозглашение независимости Бельгии.
1847 — возникновение фламандского культурного движения, требовавшего языкового равенства фламандского и французского языков, «превозносившее фламандское прошлое и его славные исторические традиции».
1898 — принят закон, подтверждавший принцип «двуязычности» (но не равенство языков).
1920-1930-х гг. – ратификация ряда законов, устанавливающих равенство фламандского и французского языков.
? XX в. — «демографический бум рождаемости» на севере, способствующий увеличению доли фламандцев в структуре населения Бельгии.
50-60-х гг. XX века — усиление фламандского сегмента в хозяйственном комплексе страны.
1968 – Лувенский кризис: кризис в отношениях двух разноговорящих групп населения, который едва не привел к распаду страны. Причиной стал языковый конфликт: политики не могли договориться, на каком должно вестись преподавание в Лувенском университете. Конфликт удалось остановить посредством последующих конституционных реформ.
1970 г. — первая ревизия конституции страны. В ней законодательно закреплено существование трех общин: фламандской, франкофонной и германоязычной (все три языка стали государственными) и трех регионов: Валлонии, Фландрии и Брюсселя. Однако границы этих регионов не были определены.
1971 — общины получили широкие культурные права. На первом этапе общины получили культурную автономию. Однако компетенция регионов в экономической сфере оказалась незначительной. Что самое важное, лидерство Фландрии, уже состоявшееся в области экономики, не было закреплено в политической области.
1980 — была вторично пересмотрена конституция. Фландрия и Валлония получили статус автономии. Дополнительные поправки к конституции незначительно расширили финансовые и законодательные полномочия регионов. Затем последовало создание двух региональных ассамблей, формировавшихся из существующих членов национального парламента от избирательных округов в соответствующих регионах.
1989 — Брюссель получил права региона. Там была создана региональная ассамблея и правительство. Однако парламенты регионов формировались из депутатов национального парламента из соответствующих регионов. Следовательно, они не удовлетворяли требованиям автономии валлонской и фламандской сторон.
1993 – подписание Сен-Мишельских соглашений ведущими политическими группировками фламандцев и франкофонов. Они были закреплены в Конституции Бельгии 1994 г., статья 1 которой гласит: «Бельгия - федеративное государство, состоящее из сообществ и регионов».
Осень 2007 – 2008 – правительственный кризис в Бельгии, вызванный итогами общенациональных парламентских выборов, в результате которых победу одержала Христианская демократическая и фламандская партия во главе с Ивом Летермом (один из наиболее последовательных и влиятельных националистов). Причиной кризиса стало стремление ХДФ к дальнейшей автономизации Фландрии (уменьшение отчислений Фландрии в федеральный бюджет, расширение языковых границ фламандского сообщества и.т.д.), что негативно было встречено, как представителями валлонских политических сил, так и представителями общегосударственных структур.

Стороны конфликта.

Первичные стороны:

А) Фламандское националистическое движение:

Вдохновленные идеями культурно-исторического и политического реванша представители фламандского националистического движения (в лице правых фламандских партий, наиболее влиятельной из которых является Фламандский интерес («Влаамс беланг») Филиппа де Винтера с опорной базой в Антверпене, также все более склоняются к принятию аргументов правых фламандцев — «центристы», Новый Фламандский Альянс (Nieuw-Vlaamse Alliantie), утвердив себя в качестве монопольно доминирующей политической силы во Фландрии и преобразовав под себя ее политическое и культурное пространство, активно продвигают антиваллонские и сепаратистские идеи в масштабах всей Бельгии, представляя собой тем самым наиболее активного субъекта рассматриваемого этноконфликта.

Б) Валлонское националистическое движение:

Движение франкофонов Бельгии (ведущей партией которого является Демократический фронт франкофонов) заметно уступает своим фламандским конкурентам в политической силе и пассионарности и не в состоянии выдвинуть и противопоставить экспансивному национализму ясную стратегию как общебельгийского строительства, так и защиты культуры, языка и идентичности франкофонов.

Особенностью многолетнего противостояния этих сторон является то, что, несмотря на возникающие кризисные ситуации, конфликт не приобретал насильственной формы. Представители обоих полюсов конфликта делают акцент на мирное решение проблемы.

Вторичные, третичные стороны:

Специфичной чертой «бельгийского конфликта» является противоречивость, с точки зрения, его оценки субъектами, заинтересованными в его разрешении.

С одной стороны предполагаемый распад Бельгии, и таким образом усиление национально-культурных идентичностей в ущерб национально-государственным – естественный результат развития Европейского Союза и поощряемой им политики регионализации. Усиление центральной власти ЕС происходит за счет параллельного ослабления национальных государств, их дробления, как видно на примере Бельгии – вплоть до их распада.

С другой стороны, предполагаемый распад Бельгии может устроить далеко не все страны Евросоюза, многие из которых сталкиваются с проблемами этнического национализма. В частности, Испания, Франция, Великобритания едва ли будут рады новому примеру самоопределения регионов. Особенно после косовского прецедента. В конце концов, само объединение Европы шло по образцу Бельгии, а значит, бельгийский раскол сильно ударит и по имиджу ЕС.

Нельзя не отметить и вероятность вовлеченности в «бельгийский конфликт» и соседних государств:

Во-первых, Германии, так как при возможном решении валонно-фламандского противостояния путем сепарации, встает вопрос о статусе немецкоязычных регионов Бельгии. В настоящее время они входят в состав Валлонского административного округа. Однако бельгийские немцы имеют свое Немецкоязычное сообщество, у которого есть собственные парламент и министерство. Теоретически данная область может стать еще одним «карликовым государством» Европы. А может поставить вопрос о воссоединении с ФРГ. В последнем случае Берлин получает шанс вернуть потерянный после Второй мировой войны регион. Но это нарушает условия Московского договора 1990 года, в рамках которого Германия обещала не расширяться после воссоединения ГДР и ФРГ. Европейские страны могут вспомнить свои страхи перед «немецким экспансионизмом».

Во-вторых, Нидерландов, что связано с тем, что население южных нидерландских городов Дордрехта и Роттердама чувствует себя ближе к фламандскому населению Антверпена, чем к голландцам Амстердама. Нельзя исключать, что провозглашение независимости Фландрии вызовет всплеск фламандского сепаратизма в Нидерландах.

В-третьих, Франции. Валлонский административный округ Бельгии включает в себя пять франкоязычных провинций. С упадком угольной и металлургической промышленности он давно превратился в дотационный регион. Основной статьей доходов является туризм в Арденнах и исторических городах. Вполне возможно, что в Валлонии появится движение за воссоединение с Францией, которого так опасались бельгийские политики XIX века.

Таким образом, мы можем констатировать, что от решения валлоно-фламандского конфликта на прямую зависит не только судьба Бельгии как государства, но и стабильность «европейского организма» в целом.

Флама́ндцы - народ германской языковой группы, коренное население Бельгии , наряду с романоязычными валлонами . Общая численность - 7 млн 230 тысяч. Населяют северную часть Бельгии - Фландрию (5 млн чел.), 250 тыс. проживает на севере Франции (Французская Фландрия). Язык - нидерландский (подробнее см. нидерландский язык в Бельгии). В быту фламандцы общаются в зависимости от ситуации и степени владения носителя языка литературной нормой на диалектах нидерландского, представленных во Фландрии, на литературном языке или на промежуточных между литературным языком и диалектом вариантах.

По языку и культуре ближе всего к голландцам .

Этногенез и история

Этнически фламандцы - в основном потомки германских племён франков , батавов , саксов и фризов . В состав фламандского этноса влились также кельтские племена белгов , жившие на этой территории до франкского нашествия и ассимилированные франками. Как этнос сформировались в XVII - XIX веках. В средние века территория современной Бельгии была поделена на разрозненные княжества: Фландрия , Эно (Генегау), Брабант , Намюр, Лимбург, Люксембург , Камбре, Турне, епископство Льеж. Частично они подчинялись Франции, частично Германии .

Затем история Бельгии связана с историей Нидерландов (см. Голландцы). Эти земли в XV веке перешли от герцогов Бургундских к Габсбургам , то есть вошли в состав Германской империи. Поскольку императоры Германии путём династического брака стали испанскими королями, то Нидерланды (а в их составе и Фландрия) были подчинены Испании . При Филиппе II , короле Испании, началась ожесточённая борьба жителей Нидерландов против иноземного гнёта, и Северные Нидерланды добились свободы, образовав Республику Соединённых провинций . Южные Нидерланды (будущая Бельгия) остались испанским протекторатом. В 1714 году они перешли к Австрии, в году под влиянием Французской революции произошла Брабантская революция , область была включена в состав Франции. После Наполеона её присоединили к Нидерландам.

Официальные языки в Бельгии - нидерландский, французский и немецкий, однако ни один из них не обладает официальным статусом на всей территории страны. По-немецки говорят почти исключительно в восточной части Бельгии, которая раньше (до Первой мировой войны) принадлежала Германии. Брюссельский столичный регион , который со всех сторон окружён территорией Фламандского региона , официально пользуется французским и нидерландским языками. Ввиду двуязычия страны названия некоторых населённых пунктов и других географических объектов имеют по два варианта: Mons - Bergen, Namur - Namen, Courtrai - Kortrijk , Louvain - Leuven , Liège - Luik, Gand - Gent , Ostende - Oostende , Anvers - Antwerpen , Audenarde - Oudenaarde , Bruges - Brugge , Malines - Mechelen .

Символика

Национальным символом фламандцев является флаг с изображением чёрного льва на жёлтом фоне, с белой окантовкой и красными когтями и языком. Он появился при Филиппе Эльзасском, графе Фландрии с 1162 года. При герцогах Бургундских он использовался в гербе, а при создании Соединённых Нидерландов стал символом Восточной Фландрии. Флаг не является государственным, это - символ фламандских националистов.

Хозяйство и быт

Бельгия - высокоразвитая индустриальная страна. Самостоятельное население занято в промышленности, торговле, сфере обслуживания, сельском хозяйстве. Основные отрасли промышленности - машиностроение, металлургия, строительство. Направление сельского хозяйства - мясо-молочное животноводство, овощеводство и производство зерна.

Транспорт - густая сеть железных дорог, морское судоходство, автомобильный транспорт. Население живёт практически полностью в городах, в настоящее время традиционные сельские дома и усадьбы остаются лишь в этнографических заповедниках. Традиционное поселение - хутор . Тип дома - т. н. дом с длинным фронтоном, объединяющий жильё и хозяйственные помещения в одну длинную постройку. В отличие от валлонского дома фламандский оштукатурен и окрашен в белый, жёлтый или розовый цвет. Характерны украшения конька крыши в виде лебединых голов.

Традиционная одежда сходна с голландской. У женщин это - рубашка и кофта, тёмный корсаж , несколько юбок, фартук, большая цветная или клетчатая шаль, чёрный шёлковый платок с бахромой, кружевные чепцы.

Традиционная пища: овощные, крупяные блюда, солёная рыба, преимущественно сельдь, куриная похлёбка. По праздникам выпекаются пироги и булочки.

Семьи более многодетны и патриархальны, чем у валлонов. Взрослые дети живут обычно с родителями. В городах сохраняются средневековые гильдии и клубы .

Из ремёсел издавна славятся производство тонких льняных тканей, фламандских кружев, обработка металла.

Искусство и культура

До конца XVI века искусство Нидерландов и Фландрии составляло единое целое. Территория, включающая сегодня Нидерланды, Бельгию и Люксембург, иначе говоря, Бенилюкс, называлась Старые Нидерланды, и была едина. Затем, в силу вышеописанных политических событий, провинции разделились. В XVII-XVIII веках Фландрия стала называться Южными, Испанскими, а позже - Австрийскими Нидерландами, а искусство - фламандским, а ещё позже, с образованием нового государства, Бельгии, бельгийским.

В архитектуре Фландрии от предыдущего периода, общенидерландского, сохранились романские и готические памятники, ратуша и муниципальный музей в Брюсселе на Гранд-плас, церковь Св. Бавона в Генте, городская Башня (Белфорт) в Брюгге и другие. Фландрия была в XVII веке одним из ведущих центров парадного стиля барокко . Памятники XVII-XVIII веков - церковь Синт-Каролус-Борромеускерк и Королевский дворец в Антверпене, гильдейские дома на Гранд-Плас в Брюсселе и другие. Широко известен дом Рубенса , построенный по его собственному проекту. Тип городского дома во Фландрии - узкий высокий фасад , в три-пять окон, с фронтоном , украшенный богатым орнаментом. Позже на смену национальным традициям приходит французское влияние.

В XVII веке существовала очень сильная фламандская школа живописи. Выдающийся мастер этой школы - Рубенс П. П. , сын юриста, имел разностороннее образование, учился у Т. Верхахта, А. ван Норта, О. Вениуса, был в Италии и Испании. Служил придворным живописцем у герцога Мантуанского, а затем у правителей Южных Нидерландов. Другие известные мастера: Антонис ван Дейк (1599-1641), Якоб Йорданс (1593-1678), Ян Фейт (1611-1661), Франс Снейдерс (1579-1657), Давид Тенирс (1610-1641), Абрахам Янсенс ван Нёйсен (1575-1632), Питер Брейгель-старший (около 1525-1569 гг.). Живопись Фландрии отличается от голландской большей пышностью, характерной для стиля барокко. В результате воздействия правящих кругов развивалась в основном французская культура, фламандская же приходила в упадок.

У фламандцев существуют литературные традиции, легенды, исторические предания, песни, баллады, фольклор . В XVIII веке и в последующее время писатели Фландрии старались поднять свою национальную литературу. В XVIII-XIX веках по-нидерландски писали: Я. Ф. Виллемс (1793-1846), К. Ледеганк (1805-1847), ван Дёйсе (1804-1859), представители романтизма . Позже стали появляться и другие направления: реализм , натурализм , мистика , символизм и экспрессионизм , которые имели и противников, антифашистские настроения. Наиболее крупные представители: П. ван Остайен (экспрессионизм), В. Ловелинг и А. Бергман (социальный роман XIX века), Г. Тейрлинг (драматург, декадент).

Использованная литература

  • Большая Российская энциклопедия , том 3, статья «Бельгия».
  • Краткая художественная энциклопедия , Искусство стран и народов мира, том 1, статья «Бельгия». М. - 1962.
  • Краткая литературная энциклопедия , под ред. А. А. Суркова, М. - 1968.
  • Народы и религии мира , под ред. В. А. Тишкова, М. - 1998.

Напишите отзыв о статье "Фламандцы"

Отрывок, характеризующий Фламандцы

Данило Терентьич ничего не отвечал, и долго опять все молчали. Зарево расходилось и колыхалось дальше и дальше.
– Помилуй бог!.. ветер да сушь… – опять сказал голос.
– Глянь ко, как пошло. О господи! аж галки видно. Господи, помилуй нас грешных!
– Потушат небось.
– Кому тушить то? – послышался голос Данилы Терентьича, молчавшего до сих пор. Голос его был спокоен и медлителен. – Москва и есть, братцы, – сказал он, – она матушка белока… – Голос его оборвался, и он вдруг старчески всхлипнул. И как будто только этого ждали все, чтобы понять то значение, которое имело для них это видневшееся зарево. Послышались вздохи, слова молитвы и всхлипывание старого графского камердинера.

Камердинер, вернувшись, доложил графу, что горит Москва. Граф надел халат и вышел посмотреть. С ним вместе вышла и не раздевавшаяся еще Соня, и madame Schoss. Наташа и графиня одни оставались в комнате. (Пети не было больше с семейством; он пошел вперед с своим полком, шедшим к Троице.)
Графиня заплакала, услыхавши весть о пожаре Москвы. Наташа, бледная, с остановившимися глазами, сидевшая под образами на лавке (на том самом месте, на которое она села приехавши), не обратила никакого внимания на слова отца. Она прислушивалась к неумолкаемому стону адъютанта, слышному через три дома.
– Ах, какой ужас! – сказала, со двора возвративись, иззябшая и испуганная Соня. – Я думаю, вся Москва сгорит, ужасное зарево! Наташа, посмотри теперь, отсюда из окошка видно, – сказала она сестре, видимо, желая чем нибудь развлечь ее. Но Наташа посмотрела на нее, как бы не понимая того, что у ней спрашивали, и опять уставилась глазами в угол печи. Наташа находилась в этом состоянии столбняка с нынешнего утра, с того самого времени, как Соня, к удивлению и досаде графини, непонятно для чего, нашла нужным объявить Наташе о ране князя Андрея и о его присутствии с ними в поезде. Графиня рассердилась на Соню, как она редко сердилась. Соня плакала и просила прощенья и теперь, как бы стараясь загладить свою вину, не переставая ухаживала за сестрой.
– Посмотри, Наташа, как ужасно горит, – сказала Соня.
– Что горит? – спросила Наташа. – Ах, да, Москва.
И как бы для того, чтобы не обидеть Сони отказом и отделаться от нее, она подвинула голову к окну, поглядела так, что, очевидно, не могла ничего видеть, и опять села в свое прежнее положение.
– Да ты не видела?
– Нет, право, я видела, – умоляющим о спокойствии голосом сказала она.
И графине и Соне понятно было, что Москва, пожар Москвы, что бы то ни было, конечно, не могло иметь значения для Наташи.
Граф опять пошел за перегородку и лег. Графиня подошла к Наташе, дотронулась перевернутой рукой до ее головы, как это она делала, когда дочь ее бывала больна, потом дотронулась до ее лба губами, как бы для того, чтобы узнать, есть ли жар, и поцеловала ее.
– Ты озябла. Ты вся дрожишь. Ты бы ложилась, – сказала она.
– Ложиться? Да, хорошо, я лягу. Я сейчас лягу, – сказала Наташа.
С тех пор как Наташе в нынешнее утро сказали о том, что князь Андрей тяжело ранен и едет с ними, она только в первую минуту много спрашивала о том, куда? как? опасно ли он ранен? и можно ли ей видеть его? Но после того как ей сказали, что видеть его ей нельзя, что он ранен тяжело, но что жизнь его не в опасности, она, очевидно, не поверив тому, что ей говорили, но убедившись, что сколько бы она ни говорила, ей будут отвечать одно и то же, перестала спрашивать и говорить. Всю дорогу с большими глазами, которые так знала и которых выражения так боялась графиня, Наташа сидела неподвижно в углу кареты и так же сидела теперь на лавке, на которую села. Что то она задумывала, что то она решала или уже решила в своем уме теперь, – это знала графиня, но что это такое было, она не знала, и это то страшило и мучило ее.
– Наташа, разденься, голубушка, ложись на мою постель. (Только графине одной была постелена постель на кровати; m me Schoss и обе барышни должны были спать на полу на сене.)
– Нет, мама, я лягу тут, на полу, – сердито сказала Наташа, подошла к окну и отворила его. Стон адъютанта из открытого окна послышался явственнее. Она высунула голову в сырой воздух ночи, и графиня видела, как тонкие плечи ее тряслись от рыданий и бились о раму. Наташа знала, что стонал не князь Андрей. Она знала, что князь Андрей лежал в той же связи, где они были, в другой избе через сени; но этот страшный неумолкавший стон заставил зарыдать ее. Графиня переглянулась с Соней.
– Ложись, голубушка, ложись, мой дружок, – сказала графиня, слегка дотрогиваясь рукой до плеча Наташи. – Ну, ложись же.
– Ах, да… Я сейчас, сейчас лягу, – сказала Наташа, поспешно раздеваясь и обрывая завязки юбок. Скинув платье и надев кофту, она, подвернув ноги, села на приготовленную на полу постель и, перекинув через плечо наперед свою недлинную тонкую косу, стала переплетать ее. Тонкие длинные привычные пальцы быстро, ловко разбирали, плели, завязывали косу. Голова Наташи привычным жестом поворачивалась то в одну, то в другую сторону, но глаза, лихорадочно открытые, неподвижно смотрели прямо. Когда ночной костюм был окончен, Наташа тихо опустилась на простыню, постланную на сено с края от двери.
– Наташа, ты в середину ляг, – сказала Соня.
– Нет, я тут, – проговорила Наташа. – Да ложитесь же, – прибавила она с досадой. И она зарылась лицом в подушку.
Графиня, m me Schoss и Соня поспешно разделись и легли. Одна лампадка осталась в комнате. Но на дворе светлело от пожара Малых Мытищ за две версты, и гудели пьяные крики народа в кабаке, который разбили мамоновские казаки, на перекоске, на улице, и все слышался неумолкаемый стон адъютанта.
Долго прислушивалась Наташа к внутренним и внешним звукам, доносившимся до нее, и не шевелилась. Она слышала сначала молитву и вздохи матери, трещание под ней ее кровати, знакомый с свистом храп m me Schoss, тихое дыханье Сони. Потом графиня окликнула Наташу. Наташа не отвечала ей.
– Кажется, спит, мама, – тихо отвечала Соня. Графиня, помолчав немного, окликнула еще раз, но уже никто ей не откликнулся.
Скоро после этого Наташа услышала ровное дыхание матери. Наташа не шевелилась, несмотря на то, что ее маленькая босая нога, выбившись из под одеяла, зябла на голом полу.
Как бы празднуя победу над всеми, в щели закричал сверчок. Пропел петух далеко, откликнулись близкие. В кабаке затихли крики, только слышался тот же стой адъютанта. Наташа приподнялась.
– Соня? ты спишь? Мама? – прошептала она. Никто не ответил. Наташа медленно и осторожно встала, перекрестилась и ступила осторожно узкой и гибкой босой ступней на грязный холодный пол. Скрипнула половица. Она, быстро перебирая ногами, пробежала, как котенок, несколько шагов и взялась за холодную скобку двери.
Ей казалось, что то тяжелое, равномерно ударяя, стучит во все стены избы: это билось ее замиравшее от страха, от ужаса и любви разрывающееся сердце.
Она отворила дверь, перешагнула порог и ступила на сырую, холодную землю сеней. Обхвативший холод освежил ее. Она ощупала босой ногой спящего человека, перешагнула через него и отворила дверь в избу, где лежал князь Андрей. В избе этой было темно. В заднем углу у кровати, на которой лежало что то, на лавке стояла нагоревшая большим грибом сальная свечка.
Наташа с утра еще, когда ей сказали про рану и присутствие князя Андрея, решила, что она должна видеть его. Она не знала, для чего это должно было, но она знала, что свидание будет мучительно, и тем более она была убеждена, что оно было необходимо.
Весь день она жила только надеждой того, что ночью она уввдит его. Но теперь, когда наступила эта минута, на нее нашел ужас того, что она увидит. Как он был изуродован? Что оставалось от него? Такой ли он был, какой был этот неумолкавший стон адъютанта? Да, он был такой. Он был в ее воображении олицетворение этого ужасного стона. Когда она увидала неясную массу в углу и приняла его поднятые под одеялом колени за его плечи, она представила себе какое то ужасное тело и в ужасе остановилась. Но непреодолимая сила влекла ее вперед. Она осторожно ступила один шаг, другой и очутилась на середине небольшой загроможденной избы. В избе под образами лежал на лавках другой человек (это был Тимохин), и на полу лежали еще два какие то человека (это были доктор и камердинер).
Камердинер приподнялся и прошептал что то. Тимохин, страдая от боли в раненой ноге, не спал и во все глаза смотрел на странное явление девушки в бедой рубашке, кофте и вечном чепчике. Сонные и испуганные слова камердинера; «Чего вам, зачем?» – только заставили скорее Наташу подойти и тому, что лежало в углу. Как ни страшно, ни непохоже на человеческое было это тело, она должна была его видеть. Она миновала камердинера: нагоревший гриб свечки свалился, и она ясно увидала лежащего с выпростанными руками на одеяле князя Андрея, такого, каким она его всегда видела.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...