Почему не отдаем курильские острова. Зачем и почему японцы хотят Курилы. А русские не отдают. Сколько стоят Курилы

Почему все разговоры о возможной передаче Курил пока не имеют смысла.

Японцы, кажется, уже всё решили. Сами. Они уже вручили себе Курильские острова и от визита российского президента в Японию ждут лишь формального объявления об этом. По крайней мере, психологическая картинка в сегодняшней Японии царит именно такая, утверждают многие наблюдатели. После чего задаются вопросом: но готов ли Владимир Путан сделать подобное объявление? И каково будет разочарование японцев, когда российский президент ничего о передаче островов не скажет?
Или скажет? Может быть, японцы знают что-то такое, чего не знаем мы, россияне?

Что могут требовать японцы?

Основной лейтмотив в японской прессе и японских дискуссиях по поводу Курил – слова о готовности обменять инвестиции на острова. Это у них называется "нулевым вариантом": дескать, острова так и так наши, но надобно подсластить русским горечь утраты территорий. Дела в экономике у них плохи, поэтому многомиллиардные японские инвестиции придутся русским кстати. А вишенкой на этом тортике станет подписание мирного договора, который, мол, прекратит состояние войны между Японией и Россией.
А, собственно, какие у японцев есть правовые основания оспаривать принадлежность островов? Что у них есть, кроме постоянного упрямого напора?
"Японцы выступили с претензией на острова сразу после заключения Сан-Францисского договора между союзниками и Японией, но о каких-либо правовых основаниях говорить не приходится, - отметил в разговоре с Царьградом учёный секретарь Института всеобщей истории (ИВИ) РАН Герман Гиголаев. - Но поскольку СССР не подписал тогда, в 1951 году, этот мирный договор с Японией, то на этом основании они и выдвинули претензии. Ну а уши, наверное, как всегда, торчат из госдепартамента США – там попросили японцев выдвинуть претензии, они и выдвинули".
Вот и все основания: отдайте, потому что нам хочется, да и хозяин велел…

Звучали, правда, голоса, что Токио может рассмотреть возможность подписания мирного договора без передачи четырёх (точнее, трёх с россыпью) островов из Курильской гряды. Звучали голоса и о том, что японское правительство готово удовлетвориться двумя из них. Версию об этом распубликовала авторитетная японская газета "Kyodo" со ссылкой на источник в кабинете министров.
Однако затем эти версии опровергались, и картина оставалась прежней: Япония должна получить всё! Кстати, и в варианте компромисса с двумя островами стратегия нацелена на все четыре. Дело чисто в тактике. В той же статье в "Kyodo" прямо так и указывается: передача двух островов будет только "первой фазой" урегулирования территориального вопроса. Аналогичным образом отпадает и вариант совместного российско-японского управления южной частью Курил: правительство решительно опровергло соответствующее сообщение газеты "Nikkei" ещё в октябре.
Таким образом, позиция Токио остаётся неизменной, и какие-либо компромиссные варианты оказываются бесполезными и бессмысленными: победитель, что называется, забирает всё.
А победителем, понятное дело, при любом обмене островов на какие-либо финансовые "плюшки" будут – и будут объявлены – японцы. Ибо деньги – не более, чем деньги, а территория – всегда не менее, чем территория. Вспомним, какое место в русском национальном сознании занимает Аляска с историей её продажи. И вот ведь ясно, понятно, что в середине XIX века это была убыточная, неудобная, практически не заселённая русскими земля, которую так или иначе отобрали бы англичане или американцы просто по факту постепенного её заселения. А уж какие там границы могли бы их остановить, если бы золото там обнаружилась раньше, когда Аляска ещё пребывала под русской юрисдикцией!
Так что вроде бы и правильно, и неизбежно - хоть деньги получили, а не просто так землю потеряли - должна была быть продана Аляска. Но хоть кто-нибудь благодарит за это сегодня царя Александра II?

Курильские острова. У острова Кунашир. Лов рыбы. Фото: Вячеслав Киселев/ТАСС

Что могут дать японцы?

Единственное, что в сознании народном может оправдать передачу территории страны другому государству - это, пожалуй, только лишь обмен на другие территории. Как, например, проделали такое с китайцами, выправив статус отдельных островов на Амуре. Да, сколько-то земель отдали, но и получили, причём даже чуть больше. Но какие земли могут нам дать на обмен японцы? Разве что остров Окинаву с американскими военными базами? Вряд ли – едва ли среди японских политиков найдётся хоть один способный устроить такую "движуху"…
Итак, земли у Японии для нас нет. А есть ли деньги?
А это смотря какие. Вот недавно за 19,5% акций "Роснефти" было получено 10 млрд долларов. Всего же в корпорации посулили "общий эффект, с учётом капитализированных синергий между ПАО "НК "Роснефть" и ПАО АНК "Башнефть", в размере более 1,1 трлн рублей (17,5 млрд долларов), денежные поступления в бюджет в четвертом квартале 2016 года составят 1 040 млрд рублей (16,3 млрд долларов)".
Игорь Сечин назвал эту сделку крупнейшей за всю историю страны. А ведь это – всего лишь акции всего лишь одной госкорпорации, каковых в России далеко не одна. Да к тому, как отметил целый ряд наблюдателей, проданных с лютым дисконтом относительно подлинной стоимости компании.
Внимание, вопрос: а сколько денег готова была бы выложить Япония за наши острова? Даже если речь идёт о десятикратно более высокой сумме - с международными резервам в объёме 1,248 триллионов долларов она может относительно безболезненно её найти - то стоит ли овчинка выделки? Какой экономический эффект получит Япония от южной Курильской гряды? Понятно, что какой-то эффект непременно будет - хотя бы от эксплуатации морских ресурсов на прилегающей акватории. Но проблема в том, что деньги дают - если дают - совсем иные люди, далёкие от рыбной промышленности.

До первого окрика хозяина…

Впрочем, не в деньгах дело – даже если бы их в самом деле нам давали. Что на них можно приобрести? Самое ценное в нынешнем мире для России – технологии и станки. Дадут ли их нам японцы? Можно быть уверенным – нет. Серьёзные технологии являются предметом для нас закрытым по соображениям секретности. Аналогичная проблема – со станками: да, нам они нужны после тотального разрушения промышленности в 90-е годы, куда важнее – технологии их производства. В своё время СССР уже совершил ошибку, когда после войны вывез на свою территорию в качестве реквизиции немецкие станки. Вернее, это была вынужденная мера – хороших станков в СССР фактически не было и до войны, а тем более – после. Но вот только тем самым промышленность оказалась завязана на уже морально устаревшие модели, зато вынужденно "раздетая" в этом отношении Германия вынужденно же, но предельно эффективно модернизировала свой станочный парк.
Но даже если предположить, что японцы как-то обойдут чужие ограничения в этом вопросе - а это американские прежде всего ограничения, продиктованные, между прочим, интересами и национальной безопасностью - как долго они смогут изображать "благородство"? До первого же самостоятельного движения России, которое бы не понравилось Вашингтону. Например, окончательного взятия Алеппо. Коалиция западных стран уже пригрозила нам за это новыми санкциями и сохранила прежние. Смогут ли японцы не послушаться своих главных союзников? Да никогда!
Таким образом, всё получается просто: даже если Россия отдаст острова в обмен на деньги или технологии – очень скоро у неё не окажется ни того, ни другого. И островов, само собою.

Что теряет Россия?

С точки зрения чисто материальной один только рениевый вулкан Кудрявый на острове Итуруп, который ежегодно выбрасывает этого ценного для оборонных нужд металла на 70 миллионов долларов, делает утрату островов весьма бесхозяйственным поступком. По Аляске хоть оправдание было – не знали тогдашние российские власти ни о золоте, ни о нефти в этой далёкой земле. По Курилам этого оправдания нет.
Что будет, если отдать острова?

"Ничего хорошего не будет, - отвечает историк Гиголаев. - Сразу увеличится зона международных вод в Охотском море, на которые не распространяется наша национальная юрисдикция. Плюс блокируются несколько проливов для выхода через них наших военных кораблей из Охотского моря в открытый океан".
Разумеется, добыча рыбы и морепродуктов в окружающей акватории даёт немаленькие доходы. Есть при этом и право ограничивать эту добычу в Охотском море для тех же японцев, корейцев, китайцев, потому что обладание четырьмя островами делает это море внутренним для России.
Но и это всё же приятные, но мелочи на фоне того, чем может обернуться потеря островов в геостратегическом смысле. На что и указал Герман Гиголаев.
Всё дело в том, что со времён Второй мировой войны Япония не является суверенной державой в полном смысле слова. Она – под военным и политическом контролем США. И если завтра японцы получат хотя бы один из оспариваемых островов, послезавтра на нём может появиться американская военная база. Например, с комплексом ПРО, который, как уже не раз писал Царьград со слов информированных военных специалистов, может быстро и безболезненно переоборудоваться в комплекс ударный – всего лишь навесом крылатых ракет "Томагавк". И никто американцев остановить не сможет, а уж Токио не сможет в особенности.
Кстати, они особо и не рвутся запрещать. Более того: уже официально опровергли на уровне и премьера, и правительства, и МИДа любое наличие даже попыток сделать исключение из договора о безопасности с США в отношении Южных Курильских островов, если Россия согласится их отдать. Как заявил глава МИД Фумио Кисида, действие договора о безопасности с США "распространяется и будет распространяться на все территории и акватории, которые находятся в административном управлении Японии".
Соответственно, при желании блокируется выход в Тихий океан для русского военного флота, ибо тут не замерзающие зимой проливы, которые сегодня контролируются русскими военными, а станут – американскими. А значит, как только наступит угрожаемый период – а кто гарантирует, что этого не будет никогда? – тут же Тихоокеанский флот можно списывать с баланса. Ведь с тем же успехом на американской базе где-нибудь на Итурупе может базироваться и солидная военно-морская группировка во главе с авианосцем.

Согласимся: красивый вариант придумали японцы (или, что вероятнее, их хозяева американцы). Ничтожные для площади России клочки земли сразу лишают Россию и необходимого в военных производствах (в двигателестроении, например) рения, и ценных ресурсами морских акваторий, и выхода в океан в угрожаемый период.
И это – при полном отсутствии разумной аргументации на свои права на эти острова! И если в этих условиях Москва решится на передачу островов, то случится нечто более страшное, нежели потеря рыбы, рения и даже выхода в океан.
Потому что всем станет ясно: из России можно вытаскивать куски даже без всяких разумных обоснований. То есть из России можно вытаскивать куски! Из России! Можно! Она сама разрешила…

Японцы, кажется, уже всё решили. Сами. Они уже вручили себе Курильские острова и от визита российского президента в Японию ждут лишь формального объявления об этом. По крайней мере, психологическая картинка в сегодняшней Японии царит именно такая, утверждают многие наблюдатели. После чего задаются вопросом: но готов ли Владимир Путан сделать подобное объявление? И каково будет разочарование японцев, когда российский президент ничего о передаче островов не скажет?

Или скажет? Может быть, японцы знают что-то такое, чего не знаем мы, россияне?

Что могут требовать японцы?

Основной лейтмотив в японской прессе и японских дискуссиях по поводу Курил - слова о готовности обменять инвестиции на острова. Это у них называется "нулевым вариантом": дескать, острова так и так наши, но надобно подсластить русским горечь утраты территорий. Дела в экономике у них плохи, поэтому многомиллиардные японские инвестиции придутся русским кстати. А вишенкой на этом тортике станет подписание мирного договора, который, мол, прекратит состояние войны между Японией и Россией.

А, собственно, какие у японцев есть правовые основания оспаривать принадлежность островов? Что у них есть, кроме постоянного упрямого напора?

"Японцы выступили с претензией на острова сразу после заключения Сан-Францисского договора между союзниками и Японией, но о каких-либо правовых основаниях говорить не приходится, - отметил в разговоре с Царьградом учёный секретарь Института всеобщей истории (ИВИ) РАН Герман Гиголаев. - Но поскольку СССР не подписал тогда, в 1951 году, этот мирный договор с Японией, то на этом основании они и выдвинули претензии. Ну а уши, наверное, как всегда, торчат из госдепартамента США - там попросили японцев выдвинуть претензии, они и выдвинули".

Вот и все основания: отдайте, потому что нам хочется, да и хозяин велел…

Звучали, правда, голоса, что Токио может рассмотреть возможность подписания мирного договора без передачи четырёх (точнее, трёх с россыпью) островов из Курильской гряды. Звучали голоса и о том, что японское правительство готово удовлетвориться двумя из них. Версию об этом распубликовала авторитетная японская газета "Kyodo" со ссылкой на источник в кабинете министров.

Однако затем эти версии опровергались, и картина оставалась прежней: Япония должна получить всё! Кстати, и в варианте компромисса с двумя островами стратегия нацелена на все четыре. Дело чисто в тактике. В той же статье в "Kyodo" прямо так и указывается: передача двух островов будет только "первой фазой" урегулирования территориального вопроса. Аналогичным образом отпадает и вариант совместного российско-японского управления южной частью Курил: правительство решительно опровергло соответствующее сообщение газеты "Nikkei" ещё в октябре.

Таким образом, позиция Токио остаётся неизменной, и какие-либо компромиссные варианты оказываются бесполезными и бессмысленными: победитель, что называется, забирает всё.
А победителем, понятное дело, при любом обмене островов на какие-либо финансовые "плюшки" будут - и будут объявлены - японцы. Ибо деньги - не более, чем деньги, а территория - всегда не менее, чем территория. Вспомним, какое место в русском национальном сознании занимает Аляска с историей её продажи. И вот ведь ясно, понятно, что в середине XIX века это была убыточная, неудобная, практически не заселённая русскими земля, которую так или иначе отобрали бы англичане или американцы просто по факту постепенного её заселения. А уж какие там границы могли бы их остановить, если бы золото там обнаружилась раньше, когда Аляска ещё пребывала под русской юрисдикцией!

Так что вроде бы и правильно, и неизбежно - хоть деньги получили, а не просто так землю потеряли - должна была быть продана Аляска. Но хоть кто-нибудь благодарит за это сегодня царя Александра II?

Курильские острова. У острова Кунашир. Лов рыбы. Фото: Вячеслав Киселев/ТАСС

Что могут дать японцы?

Единственное, что в сознании народном может оправдать передачу территории страны другому государству - это, пожалуй, только лишь обмен на другие территории. Как, например, проделали такое с китайцами, выправив статус отдельных островов на Амуре. Да, сколько-то земель отдали, но и получили, причём даже чуть больше. Но какие земли могут нам дать на обмен японцы? Разве что остров Окинаву с американскими военными базами? Вряд ли - едва ли среди японских политиков найдётся хоть один способный устроить такую "движуху"…
Итак, земли у Японии для нас нет. А есть ли деньги?

А это смотря какие. Вот недавно за 19,5% акций "Роснефти" было получено 10 млрд долларов. Всего же в корпорации посулили "общий эффект, с учётом капитализированных синергий между ПАО "НК "Роснефть" и ПАО АНК "Башнефть", в размере более 1,1 трлн рублей (17,5 млрд долларов), денежные поступления в бюджет в четвертом квартале 2016 года составят 1 040 млрд рублей (16,3 млрд долларов)".

Игорь Сечин назвал эту сделку крупнейшей за всю историю страны. А ведь это - всего лишь акции всего лишь одной госкорпорации, каковых в России далеко не одна. Да к тому, как отметил целый ряд наблюдателей, проданных с лютым дисконтом относительно подлинной стоимости компании.

Внимание, вопрос: а сколько денег готова была бы выложить Япония за наши острова? Даже если речь идёт о десятикратно более высокой сумме - с международными резервам в объёме 1,248 триллионов долларов она может относительно безболезненно её найти - то стоит ли овчинка выделки? Какой экономический эффект получит Япония от южной Курильской гряды? Понятно, что какой-то эффект непременно будет - хотя бы от эксплуатации морских ресурсов на прилегающей акватории. Но проблема в том, что деньги дают - если дают - совсем иные люди, далёкие от рыбной промышленности.

Фото: Сергей Красноухов/ТАСС

До первого окрика хозяина…

Впрочем, не в деньгах дело - даже если бы их в самом деле нам давали. Что на них можно приобрести? Самое ценное в нынешнем мире для России - технологии и станки. Дадут ли их нам японцы? Можно быть уверенным - нет. Серьёзные технологии являются предметом для нас закрытым по соображениям секретности. Аналогичная проблема - со станками: да, нам они нужны после тотального разрушения промышленности в 90-е годы, куда важнее - технологии их производства. В своё время СССР уже совершил ошибку, когда после войны вывез на свою территорию в качестве реквизиции немецкие станки. Вернее, это была вынужденная мера - хороших станков в СССР фактически не было и до войны, а тем более - после. Но вот только тем самым промышленность оказалась завязана на уже морально устаревшие модели, зато вынужденно "раздетая" в этом отношении Германия вынужденно же, но предельно эффективно модернизировала свой станочный парк.

Но даже если предположить, что японцы как-то обойдут чужие ограничения в этом вопросе - а это американские прежде всего ограничения, продиктованные, между прочим, интересами и национальной безопасностью - как долго они смогут изображать "благородство"? До первого же самостоятельного движения России, которое бы не понравилось Вашингтону. Например, окончательного взятия Алеппо. Коалиция западных стран уже пригрозила нам за это новыми санкциями и сохранила прежние. Смогут ли японцы не послушаться своих главных союзников? Да никогда!

Таким образом, всё получается просто: даже если Россия отдаст острова в обмен на деньги или технологии - очень скоро у неё не окажется ни того, ни другого. И островов, само собою.

Что теряет Россия?

С точки зрения чисто материальной один только рениевый вулкан Кудрявый на острове Итуруп, который ежегодно выбрасывает этого ценного для оборонных нужд металла на 70 миллионов долларов, делает утрату островов весьма бесхозяйственным поступком. По Аляске хоть оправдание было - не знали тогдашние российские власти ни о золоте, ни о нефти в этой далёкой земле. По Курилам этого оправдания нет.
Что будет, если отдать острова?

"Ничего хорошего не будет, - отвечает историк Гиголаев. - Сразу увеличится зона международных вод в Охотском море, на которые не распространяется наша национальная юрисдикция. Плюс блокируются несколько проливов для выхода через них наших военных кораблей из Охотского моря в открытый океан".

Разумеется, добыча рыбы и морепродуктов в окружающей акватории даёт немаленькие доходы. Есть при этом и право ограничивать эту добычу в Охотском море для тех же японцев, корейцев, китайцев, потому что обладание четырьмя островами делает это море внутренним для России.
Но и это всё же приятные, но мелочи на фоне того, чем может обернуться потеря островов в геостратегическом смысле. На что и указал Герман Гиголаев.

Всё дело в том, что со времён Второй мировой войны Япония не является суверенной державой в полном смысле слова. Она - под военным и политическом контролем США. И если завтра японцы получат хотя бы один из оспариваемых островов, послезавтра на нём может появиться американская военная база. Например, с комплексом ПРО, который, как уже не раз писал Царьград со слов информированных военных специалистов, может быстро и безболезненно переоборудоваться в комплекс ударный - всего лишь навесом крылатых ракет "Томагавк". И никто американцев остановить не сможет, а уж Токио не сможет в особенности.

Кстати, они особо и не рвутся запрещать. Более того: уже официально опровергли на уровне и премьера, и правительства, и МИДа любое наличие даже попыток сделать исключение из договора о безопасности с США в отношении Южных Курильских островов, если Россия согласится их отдать. Как заявил глава МИД Фумио Кисида, действие договора о безопасности с США "распространяется и будет распространяться на все территории и акватории, которые находятся в административном управлении Японии".

Соответственно, при желании блокируется выход в Тихий океан для русского военного флота, ибо тут не замерзающие зимой проливы, которые сегодня контролируются русскими военными, а станут - американскими. А значит, как только наступит угрожаемый период - а кто гарантирует, что этого не будет никогда? - тут же Тихоокеанский флот можно списывать с баланса. Ведь с тем же успехом на американской базе где-нибудь на Итурупе может базироваться и солидная военно-морская группировка во главе с авианосцем.
Согласимся: красивый вариант придумали японцы (или, что вероятнее, их хозяева американцы). Ничтожные для площади России клочки земли сразу лишают Россию и необходимого в военных производствах (в двигателестроении, например) рения, и ценных ресурсами морских акваторий, и выхода в океан в угрожаемый период.

И это - при полном отсутствии разумной аргументации на свои права на эти острова! И если в этих условиях Москва решится на передачу островов, то случится нечто более страшное, нежели потеря рыбы, рения и даже выхода в океан. Потому что всем станет ясно: из России можно вытаскивать куски даже без всяких разумных обоснований. То есть из России можно вытаскивать куски! Из России! Можно!

Она сама разрешила…

Чередой дальневосточных островных территорий представлены Курильские острова, у них одна сторона, это полуостров Камчатка, а другая – о. Хоккайдо в . Курильские острова России представлены Сахалинской областью, протянувшейся в длину примерно на 1 200 км с имеющейся площадью 15 600 квадратных километров.

Острова Курильской гряды представлены двумя группами, находящимися друг против друга – названными Большая и Малая. Большой группе, пребывающей на юге, принадлежит Кунашир, Итуруп и другие, в центре – Симушир, Кета и на севере находятся остальные островные территории.

Малыми Курилами считаются Шикотан, Хабомаи и ряд других. Большей частью все островные территории гористы и уходят в высоту на 2 339 метров. Курильские острова на своих землях имеют примерно 40 вулканических сопок, действующих до сих пор. Также здесь месторасположение источников с горячей минеральной водой. Юг Курил покрыт лесными насаждениями, а север привлекает уникальной тундровой растительностью.

Проблема Курильских островов заключена в неурегулированном спорном вопросе между японскими и российскими сторонами по поводу того, кому они принадлежат. И открытым он остается еще со времен ВОВ.

Курильские острова после войны стали принадлежать СССР. Но Япония считает территории южных Курил, а это Итуруп, Кунашир, Шикотан с группой островов Хабомаи, своей территорией, не имея на то юридического основания. Россией не признается факт спора с японской стороной по поводу данных территорий, так как их принадлежность законна.

Проблема Курильских островов – это основное препятствие к мирному урегулированию отношений между Японией и Россией.

Суть спора Японии и России

Японцы требуют вернуть им Курильские острова. Там практически все население убеждено в том, что эти земли исконно японские. Этот спор между двумя государствами длится уже очень давно, обострившись после ВОВ.
Россия не склонна в этом вопросе уступать японским руководителям государства. Мирное соглашение по сей день не подписано, и связано это именно с четырьмя спорными южно-Курильскими островами. О законности претензий Японии на Курильские острова в этом видео.

Значения южных Курил

Южные Курилы имеют несколько значений для обеих стран:

  1. Военное. Южные Курилы имеют военное значение, благодаря находящемуся там единственному выходу в Тихий океан для флота страны. А все из-за скудности географических образований. В данный момент корабли выходят в океанские воды посредством Сангарского пролива, потому что через пролив Лаперуза не пройти по причине обледенения. Поэтому и подводные лодки располагаются на Камчатке – бухта Авачинская. Действующие в советское время военные базы в данный момент все разграбили и покинули.
  2. Экономическое. Экономическое значение – в Сахалинской области довольно серьезный углеводородный потенциал. А принадлежность к России всей территории Курил, позволяет использовать находящиеся там воды по своему усмотрению. Хотя центральная его часть принадлежит японской стороне. Помимо водных ресурсов, там есть такой редкий металл, как рений. Добывая его, РФ стоит на третьем месте по добыче минералов и серы. Для японцев эта территория важна для ловли рыбы и сельскохозяйственных нужд. Эта выловленная рыба используется японцами для выращивания риса – они ее просто выливают на поля с рисом для удобрения.
  3. Социальное. По большому счету особого социального интереса для обыкновенных людей на южных Курилах нет. Все потому, что отсутствуют современные мегаполисы, люди в основном там работают и жизнь их проходит в бытовках. Снабжение доставляют воздушным путем, и реже водным из-за постоянных штормов. Поэтому Курильские острова больше являются военно-промышленным объектом, нежели социальным.
  4. Туристическое. В этом плане на южных Курилах дела обстоят лучше. Эти места будут интересны многим людям, которых привлекает все настоящее, природное и экстремальное. Вряд ли кто-то останется равнодушным при виде термального источника, бьющего из-под земли, или от подъема на кальдер вулкана, и пересекая пешком фумарольное поле. А уж про открывающиеся взору виды и говорить не приходится.

По этой причине спор о принадлежности Курильских островов так и не двигается с мертвой точки.

Спор о Курильской территории

Кому принадлежат эти четыре островных территории – Шикотан, Итуруп, Кунашир и острова Хабомаи, вопрос не из легких.

Информация письменных источников указывает на первооткрывателей Курил — голландцев. Русскими первым была заселена территория Тисиму. Остров Шикотан и остальные три обозначены впервые японцами. Но ведь факт открытия еще не дает основания на владение этой территорией.

Краем света считается остров Шикотан из-за находящегося рядом с поселком Малокурильским одноименного мыса. Он впечатляет своим 40-метровым обрывом в океанские воды. Называется это место краем света благодаря открывающемуся потрясающему виду на тихоокеанскую безбрежность.
Остров Шикотан переводится, как Большой город. Протянулся он на 27 километров, в ширину имеет размеры 13 км, занимаемая площадь – 225 кв. км. Самой высокой точкой острова является одноименная гора, возвышающаяся на 412 метров. Частично ее территория принадлежит государственному природному заповеднику.

Остров Шикотан имеет очень изрезанную береговую линию со множественными бухтами, мысами и скалами.

Раньше думали, что горы на острове, это переставшие извергаться вулканы, которыми Курильские острова изобилуют. Но они оказались породами, вытесненными сдвигами литосферных плит.

Немного истории

Еще задолго до русских и японцев Курильские острова населяли айны. Первая информация у россиян и японцев о Курилах появилась только в 17 веке. Российская экспедиция была направлена в 18 веке, после чего около 9 000 айнов стали гражданами России.

Между Россией и Японией был подписан трактат (1855 г.), названный Симодским, где были установлены границы, позволяющие японским гражданам торговать на 2/3 этой земли. Ничьей территорией остался Сахалин. Через 20 лет Россия стала безраздельно владеть этой землей, затем проиграв юг в русско-японской войне. Но во время ВОВ советские войска все же смогли вернуть себе обратно юг Сахалинской земли и Курильские острова в целом.
Между государствами, одержавшими победу и Японией, все же произошло подписание мирного соглашения и случилось это в Сан-Франциско в 1951 году. И по нему Япония не имеет абсолютно никаких прав на Курильские острова.

Но тогда советской стороной подписания не произошло, что многими исследователями считалось ошибкой. Но на то были серьезные причины:

  • В документе не обозначалось конкретно, что входило в Курилы. Американцы заявили, что нужно за этим обращаться в специальный международный суд. Плюс ко всему член делегации японского государства объявил, что южные спорные острова не являются территорией Курил.
  • Документ также не указывал точно, кому будут принадлежать Курилы. То есть так вопрос при этом и оставался спорным.

Между СССР и японской стороной в 1956 г. прошло подписание декларации, подготавливающей платформу перед основным мирным соглашением. В ней Страна Советов идет навстречу японцам и дает согласие передать им только два спорных острова Хабомаи и Шикотан. Но с условием – только после подписания мирного соглашения.

Декларация содержит несколько тонкостей:

  • Слово «передать» значит, что они принадлежат СССР.
  • Эта передача будет фактически произведена после того, как будут поставлены подписи в договоре о мире.
  • Это относится только к двум островам Курил.

Это был позитивный сдвиг между Советским Союзом и японской стороной, но тем самым вызвало тревогу у американцев. Благодаря вашингтонскому давлению, в японском правительстве полностью поменяли министерские кресла и вставшие на высокие должности новые чиновники стали готовить военное соглашение Америки и Японии, начавшее действовать в 1960 году.

После этого из Японии пришел призыв отдать уже не два предложенных СССР острова, а четыре. Америка давит на то, что все договоры между Страной Советов и Японией исполнять необязательно, они якобы декларативны. А существующее и действующее военное соглашение между японцами и американцами подразумевает размещение на японской территории своих войск. Соответственно, теперь они еще ближе подошли к российской территории.

Исходя из всего этого, российские дипломаты заявили о том, что пока не будут выведены все иностранные войска с ее территории, о мирном соглашении нельзя даже разговаривать. Но в любом случае речь идет только о двух островах территории Курил.

В итоге силовые структуры Америки до сих пор находятся на территории Японии. Японцы же настаивают на передаче 4-х Курильских островов, как прописано в декларации.

Вторая половина 80-х годов 20 века отмечена ослаблением Советского Союза и в этих условиях японская сторона поднимает опять эту тему. Но спор о том, кому будут принадлежать южно-Курильские острова, странами так и остался открытым. В Токийской декларации 1993 года сказано, что РФ является правопреемником Советского Союза, соответственно и ранее подписанные бумаги должны признаваться обеими сторонами. В ней же было указано направление двигаться в сторону решения территориальной принадлежности спорных четырех островов Курил.

Наступивший 21 век, а конкретно 2004г., ознаменовался поднятием этой темы опять на встрече президента РФ Путина с премьер-министром Японии. И опять все повторилось – российская сторона предлагает свои условия для подписания соглашения о мире, а японские чиновники настаивают на том, чтобы было передано в их распоряжение все четыре южно-Курильских острова.

2005 г. ознаменован готовностью российского президента закончить спор, руководствуясь соглашением 1956 года и передать Японии две островных территории, но японские руководители не согласилась с этим предложением.

Чтобы как-то снизить напряженность между двумя государствами, японской стороной было предложено помогать в развитии атомной энергетики, развитии инфраструктуры и туризма, еще улучшать экологическую и ситуацию, а также безопасность. Российская сторона это предложение приняла.

На данный момент для России не существует вопроса – кому принадлежат Курильские острова. Безо всяких сомнений, это территория Российской Федерации, исходя из реальных фактов – по итогам ВОВ и общепризнанному Уставу ООН.

Спор между Россией и Японией по поводу принадлежности Южных Курил ведется уже несколько десятилетий. Из-за нерешенности этого вопроса между двумя странами до сих пор не подписан мирный договор. Почему переговоры ведутся так сложно и есть ли шанс найти приемлемое решение, которое устраивало бы обе стороны, - выяснял портал сайт.

Политический маневр

«Семьдесят лет мы ведем переговоры. Синдзо сказал: «Давайте поменяем подходы». Давайте. Так вот какая идея мне пришла в голову: давайте заключим мирный договор - не сейчас, но до конца года - без всяких предварительных условий».

Эта реплика Владимира Путина на Владивостокском экономическом форуме вызвала в СМИ ажиотаж. Ответ Японии, впрочем, был предсказуем: заключать мир без решения территориального вопроса в Токио не готовы в силу массы обстоятельств. Любой политик, который зафиксирует в международном договоре хотя бы намек на отказ от претензий на так называемые северные территории, рискует проиграть выборы и закончить политическую карьеру.

Президент РФ Владимир Путин принимает участие в пленарном заседании «Дальний Восток: расширяя границы возможностей» IV Восточного экономического форума (ВЭФ-2018). Слева направо - телеведущий, заместитель директора ГТК «Телеканал «Россия», президент Института Беринга–Беллинсгаузена по изучению обеих Америк Сергей Брилев, премьер-министр Японии Синдзо Абэ, председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин, справа налево - премьер-министр Республики Корея Ли Нак Ён и президент Монголии Халтмаагийн Баттулга

Десятилетиями японские журналисты, политики и ученые объясняли нации, что вопрос возвращения Южных Курил для Страны Восходящего Солнца является принципиальным, и в конце концов объяснили. Теперь при любом политическом маневре на российском фронте японские элиты должны учитывать пресловутую территориальную проблему.

Почему Япония хочет получить четыре южных острова Курильской гряды - понятно. Но почему Россия не хочет их отдавать?

От купцов до военных баз

О существовании Курильских островов большой мир не подозревал примерно до середины XVII века. Народ айнов, живший на них, когда-то населял все Японские острова, но под напором захватчиков, прибывших с материка, - предков будущих японцев - постепенно был уничтожен или вытеснен на север - на Хоккайдо, Курилы и Сахалин.

В 1635–1637 годах японская экспедиция обследовала самые южные острова Курильской гряды, в 1643 году голландский исследователь Мартин де Фриз обследовал Итуруп и Уруп и объявил последний собственностью Голландской Ост-Индской компании. Пятью годами позже северные острова были открыты русскими купцами. В XVIII веке русское правительство взялось за исследование Курил уже всерьез.

Русские экспедиции дошли до самого юга, нанесли на карту Шикотан и Хабомаи, а вскоре Екатерина II издала указ о том, что все Курилы до самой Японии являются российской территорией. Европейские державы приняли это к сведению. Мнение японцев на тот момент никого, кроме них самих, не волновало.

Три острова - так называемая Южная группа: Уруп, Итуруп и Кунашир, - а также Малая Курильская гряда - Шикотан и многочисленные необитаемые островки рядом с ним, которые японцы именуют Хабомаи, - оказались в серой зоне. Русские не строили там укреплений и не размещали гарнизонов, а японцы были заняты главным образом колонизацией Хоккайдо. Лишь 7 февраля 1855 года между Россией и Японией был подписан первый договор о границе - Симодский трактат.

Согласно его условиям рубеж между японскими и российскими владениями проходил по проливу Фриза - по иронии судьбы названному по имени того самого голландского мореплавателя, который пытался объявить острова нидерландскими. Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи отошли Японии, Уруп и острова дальше на север - России. В 1875 году японцам передали уже всю гряду до самой Камчатки в обмен на южную часть Сахалина; 30 лет спустя Япония вернула ее себе по результатам Русско-японской войны, которую Россия проиграла.

Во время Второй мировой войны Япония входила в число государств Оси, но военные действия между Советским Союзом и Японской империей на протяжении большей части конфликта не велись, так как стороны в 1941 году подписали пакт о ненападении. Однако 6 апреля 1945 года СССР, выполняя союзнические обязательства, предупредил Японию о денонсации пакта, а в августе объявил ей войну. Советские войска заняли все Курильские острова, на территории которых была создана Южно-Сахалинская область.

Но в итоге до мирного договора между Японией и СССР дело не дошло. Началась холодная война, отношения между бывшими союзниками накалились. Япония, оккупированная американскими войсками, в новом конфликте автоматически оказалась на стороне западного блока. По условиям Сан-Францисского мирного договора 1951 года, который Союз подписывать отказался по целому ряду причин, Япония подтвердила возврат СССР всех Курил - кроме Итурупа, Шикотана, Кунашира и Хабомаи.

Пять лет спустя, казалось, появилась перспектива прочного мира: СССР и Япония приняли Московскую декларацию, по которой прекращалось состояние войны. Советское руководство тогда выразило готовность отдать Японии Шикотан и Хабомаи при условии, что она снимет претензии на Итуруп и Кунашир.

Но в итоге всё сорвалось. Штаты пригрозили Японии, что в случае подписания договора с Советским Союзом они не вернут ей архипелаг Рюкю. В 1960 году Токио и Вашингтон заключили соглашение о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности, в котором содержалось положение о том, что США имеют право размещать в Японии войска любой численности и создавать военные базы, - и после этого Москва категорически отказалась от идеи мирного договора.

Если раньше у СССР сохранялась иллюзия того, что путем уступки Японии можно нормализовать с ней отношения, переведя ее в разряд хотя бы относительно нейтральных стран, то теперь передача островов означала, что на них вскоре появятся американские военные базы. В результате мирный договор так и не был заключен - и не заключен до сих пор.

Лихие 1990-е

Советские лидеры вплоть до Горбачева не признавали наличие территориальной проблемы в принципе. В 1993 году, уже при Ельцине, была подписана Токийская декларация, в которой Москва и Токио обозначили намерение решить вопрос о принадлежности Южных Курил. В России это было воспринято с немалым беспокойством, в Японии, наоборот, с энтузиазмом.

Северный сосед переживал трудные времена, и в японской прессе того времени можно встретить самые безумные проекты - вплоть до покупки островов за крупную сумму, благо тогдашнее российское руководство было готово идти на бесконечные уступки западным партнерам. Но в итоге и российские страхи, и японские надежды оказались беспочвенными: уже через несколько лет внешнеполитический курс России был скорректирован в пользу большего реализма, и речи о передаче Курил больше не шло.

В 2004 году вопрос неожиданно всплыл снова. Глава МИДа Сергей Лавров объявил, что Москва как государство - продолжатель СССР готова возобновить переговоры на базе Московской декларации - то есть подписать мирный договор и затем в качестве жеста доброй воли отдать Японии Шикотан и Хабомаи. Японцы на компромисс не пошли, и уже в 2014-м Россия полностью вернулась к советской риторике, заявив, что никакого территориального спора у нее с Японией нет.

Позиция Москвы совершенно прозрачна, понятна и объяснима. Это позиция сильного: не Россия требует чего-то от Японии - совсем наоборот, японцы выдвигают претензии, которые не могут подкрепить ни военным, ни политическим образом. Соответственно со стороны России речь может идти лишь о жесте доброй воли - и не более. Экономические отношения с Японией развиваются своим чередом, острова на них никак не влияют, а передача островов никак их не ускорит и не замедлит.

При этом передача островов может повлечь за собой ряд последствий, и их величина зависит от того, какие именно острова будут переданы.

Море закрытое, море открытое

«Это успех, к которому Россия шла долгие годы… По объему запасов эти территории - настоящая пещера Али-Бабы, доступ к которой открывает огромные возможности и перспективы для российской экономики… Включение анклава в российский шельф устанавливает исключительные права России на ресурсы недр и морского дна анклава, включая промысел сидячих видов, то есть краба, моллюсков и так далее, а также распространяет российскую юрисдикцию на территорию анклава в части требований к промыслу, безопасности, охране окружающей среды».

Так министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской в 2013 году прокомментировал новость о том, что подкомиссия ООН приняла решение о признании Охотского моря внутренним морем России.

До того момента в самом центре Охотского моря существовал вытянутый с севера на юг анклав площадью 52 тыс. кв. км, за свою характерную форму получивший название «Арахисовая дыра» (Peanut Hole). Дело в том, что 200-мильная особая экономическая зона России не дотягивалась до самого центра моря - таким образом, воды там считались международными и в них могли вести промысел морских животных и добычу полезных ископаемых суда любых государств. После того как подкомиссия ООН одобрила российскую заявку, море стало полностью российским.

У этой истории было много героев: ученые, которые доказали, что морское дно в районе «Арахисовой дыры» - континентальный шельф, дипломаты, сумевшие защитить российские притязания, и другие. Япония преподнесла во время голосования в ООН сюрприз: Токио одним из первых поддержал российскую заявку. Это породило массу слухов о том, что Россия готова в обмен пойти на уступки по Курилам, но они так и остались слухами.

Что же произойдет со статусом Охотского моря, если Россия отдаст Японии два острова - Шикотан и Хабомаи? Ровным счетом ничего. Ни один из них не омывается его водами, следовательно, никаких изменений не предвидится. Но если Москва отдаст Токио также Кунашир и Итуруп, то ситуация будет уже не столь однозначной.

Дистанция между Кунаширом и Сахалином - менее 400 морских миль, то есть особая экономическая зона России полностью перекрывает юг Охотского моря. Но от Сахалина до Урупа уже 500 морских миль: между двумя частями экономической зоны образуется коридор, ведущий к «Арахисовой дыре». Какие последствия это повлечет за собой, предсказать трудно.

На границе сейнер ходит хмуро

Похожая ситуация складывается и в военной сфере. Кунашир отделяется от японского Хоккайдо проливами Измены и Кунаширским; между Кунаширом и Итурупом лежит пролив Екатерины, между Итурупом и Урупом - пролив Фриза. Сейчас проливы Екатерины и Фриза находятся под полным российским контролем, Измены и Кунаширский - под наблюдением. Ни одна неприятельская подводная лодка или корабль не смогут пройти в акваторию Охотского моря через острова Курильской гряды незамеченными, при этом российские подводные лодки и корабли могут спокойно выходить через глубоководные проливы Екатерины и Фриза.

В случае передачи Японии двух островов российским кораблям сложнее будет пользоваться проливом Екатерины; в случае передачи четырех - Россия полностью потеряет контроль над проливами Измены, Кунаширским и Екатерины и сможет лишь вести наблюдение за проливом Фриза. Таким образом, в системе охраны Охотского моря образуется дыра, которую невозможно будет заделать.

Экономика Курильских островов завязана в первую очередь на добычу и переработку рыбы. На Хабомаи экономики нет в связи с отсутствием населения, на Шикотане, где проживает около 3 тыс. человек, - рыбоконсервный завод. Разумеется, в случае передачи этих островов Японии придется решать и судьбу живущих на них людей, и предприятий, и решение это не будет легким.

Но если Россия отдаст Итуруп и Кунашир, последствия будут куда больше. Сейчас на этих островах живет около 15 тыс. человек, идет активное строительство инфраструктуры, в 2014 году на Итурупе заработал международный аэропорт. Но самое главное - Итуруп богат полезными ископаемыми. Там, в частности, находится единственное экономически выгодное месторождение рения - одного из самых редких металлов. До распада СССР российская промышленность получала его из казахского Джезказгана, и месторождение на вулкане Кудрявый - шанс полностью покончить с зависимостью от импорта рения.

Таким образом, если Россия отдаст Японии Хабомаи и Шикотан - она лишится части территории и понесет сравнительно небольшие экономические потери; если вдобавок отдаст Итуруп и Кунашир - пострадает куда больше как в экономическом, так и в стратегическом плане. Но в любом случае отдавать можно только тогда, когда другой стороне есть что предложить взамен. Токио пока предлагать нечего.

Россия хочет мира - но с сильной, миролюбивой и дружественной Японией, проводящей независимую внешнюю политику. В нынешних условиях, когда эксперты и политики всё громче говорят о новой холодной войне, в дело вновь вступает безжалостная логика противостояния: отдав Японии, поддерживающей антироссийские санкции и сохраняющей на своей территории американские базы, Хабомаи и Шикотан, не говоря уже о Кунашире и Итурупе, Россия рискует просто потерять острова, не получив ничего взамен. Вряд ли Москва готова на это пойти.

В преддверии официальной поездки президента России Владимира Путина в Японию и его встречи с премьер-министром Синдзо Абэ в обеих странах возобновились разговоры о передаче Курильских островов. В России об этом говорят с беспокойством и негодованием. В Японии со смесью надежды и неверия. В преддверии поездки в Японию Владимир Путин дал интервью японским журналистам. Те несколько раз прямо задавали ему вопрос, значит ли эта поездка, что он передаст Курильские острова Японии? Начнет ли он с двух или отдаст сразу все четыре? «Телеграф» попытался понять из ответов президента, что нам ждать от 15 декабря.

Путин сразу сказал, что надеется на налаживание дружеских и доверительных отношений с Японией, но вопрос о передаче островов ставить пока рано . Он привел в пример Китай, с которым, по словам президента, урегулированы все территориальные споры, поскольку с Китаем как раз установились доверительные и дружеские отношения.

«Мы … с нашими друзьями в Китае, вели переговоры по пограничным вопросам 40 лет. И там тоже были вопросы, связанные с определенными территориями. Мы сегодня характеризуем российско-китайские отношения как отношения стратегического партнерства, причем даже особого стратегического партнерства. У нас никогда не было такого уровня доверия с Китайской Народной Республикой, как сейчас. Китай - самый крупный наш торгово-экономический партнер в страновом измерении. Мы осуществляем огромные, многомиллиардные совместные проекты», — привел пример президент РФ.

При этом Путин отметил, что с Японией таких доверительных и дружественных отношениях пока нет. Япония присоединилась к санкционной политике, кроме того, у нее есть определенные союзнические отношения, которые мешают нашим странам развивать двусторонние отношения. «Япония ввела против нас санкции экономические. Вы понимаете разницу или нет? Почему? В результате событий на Украине или в Сирии? Где Япония и японско-российские отношения, где Сирия и события на Украине? Значит, есть какие-то обязательства союзнические у Японии. Мы относимся к этому с уважением, но нам нужно понять степень свободы Японии и на что Япония сама готова пойти», — считает президент.

Все же Путин не отвергает возможности ведения совместной экономической деятельности на спорных островах : «Что касается островов южной Курильской гряды, то здесь разные варианты возможны. Мы готовы рассмотреть совместную работу и на одном острове, и на двух, и на трёх, и на четырех. Важны условия…»

На вопрос японских журналистов, под чьей юрисдикцией будет осуществляться такая деятельность, Путин ответил, чтобы они не торопились думать, что под японской. «Но если будет это так с первого шага, то тогда второго шага не нужно, потому что вопрос можно считать закрытым. Мы так не договаривались», — сказал президент.

По мнению президента, почву для доверия в отношениях двух стран могут подготовить политические шаги, а также масштабная совместная экономическая деятельность и решение вопросов гуманитарного характера, например безвизовые поездки японцев на Курилы к «кладбищам и родным местам».

Не отдавать Курилы японцам 6 декабря Путина попросили почти четыре десятка представителей научной общественности и депутатов Сахалинской области. В своем открытом письме они написали : «Настойчиво навязываемая российскому обществу и руководству нашей страны японской пропагандой мысль, что территориальные уступки или же их обещания в будущем (вроде признания «потенциального суверенитета Японии» над якобы «спорными островами») приведут к тому, что на нашу страну прольются обильные «иеновые дожди», является глубоким заблуждением… В политическом плане любые уступки японским территориальным домогательствам или обещания таковых обязательно приведут к активизации в Японии реваншистских сил, выступающих, как известно, с притязаниями не только на группу южных островов, но и на весь Курильский архипелаг, а также на южную половину Сахалина».

Еще два политолога, Анатолий Вассерман и Нурали Латыпов в 2013 году обратились к Владимиру Путину с открытым письмом, где предложили свой способ решить вопрос с Курильскими островами: «Мы предлагаем предоставить Японии максимальные права на южнокурильскую хозяйственную деятельность, но сохранить суверенитет за Россией».

В Японии между тем считают, что Путин никаких островов передавать им не станет. Все его слова тоже всего лишь пропаганда, но только для японцев ради их экономической поддержки. «Я думаю, у Путина нет ни желания, ни сил урегулировать территориальный вопрос... Путин требует от Японии диалога и экономического сотрудничества, — заявил профессор Ниигатского университета Сигэки Хакамада в интервью газете The Asahi Shimbun (цитата по «ИноСМИ»). По мнению профессора, итогом встречи станут только радужные сообщения, которые обе стороны смогут трактовать в свою пользу.

Востоковед и политолог Тимур Дугаржапов рассказал «Телеграфу, что сейчас хорошее время для взаимодействия обеих стран. «В этой связи перед президентом нашей страны открываются неплохие возможности для того, чтобы, наконец, заключить мирный договор. А также для расширения экономического сотрудничества», — считает политолог. По его мнению, Японии нужна связь с континентом, а России — экономическая поддержка. И если переговоры пройдут успешно, то не важно сколько островов из Курильской гряды Россия отдаст Японии, главное, «на основе добрососедских отношений совместно развивать территории Дальнего Востока». Так что Джугарджапов не удивится, если Владимир Путин озвучит «достаточно радикальные предложения».

В сентябре после интервью президента РФ Владимира Путин изданию Bloomberg, в котором он заявил, что Россия готова к компромиссу по Курилам, «Телеграф» уже разбирался в Курильском вопросе. Ясно одно, в России к этому относятся неоднозначно, а вот для японского премьер-министра Синдзо Абэ положительное решение этого вопроса принципиально. Он обещал его решить до истечения срока своих полномочий в 2018 году.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...