Тесты для техника эксперта с мак. Об утверждении требований к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требований к их профессиональной аттестации, оснований ее аннулирования

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ


Во исполнение пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2014 года N 1065 "Об определении уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих требования к экспертам-техникам, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования, а также порядок ведения государственного реестра экспертов-техников, и о признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 43, ст.5901)

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые требования к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования.

2. Настоящий приказ вступает в силу по истечении 60 дней со дня его официального опубликования.

Министр
М.Ю.Соколов

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации

регистрационный N 44083

Требования к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования

1. Требования к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования (далее - Требования) разработаны в соответствии с пунктом 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2014 года N 1065 "Об определении уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих требования к экспертам-техникам, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования, а также порядок ведения государственного реестра экспертов-техников, и о признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации" .
________________
Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст.1720; 2003, N 26, ст.2566; 2005, N 1, ст.25; N 30, ст.3114; 2006, N 48, ст.4942; 2007, N 1, ст.29; N 49, ст.6067; 2008, N 30, ст.3616; N 52, ст.6236; 2009, N 1, ст.17; N 9, ст.1045; N 52, ст.6420, 6438; 2010, N 6, ст.565; N 17, ст.1988; 2011, N 1, ст.4; N 7, ст.901; N 27, ст.3881; N 29, ст.4291; N 49, ст.7040; 2012, N 25, ст.3268; N 31, ст.4319, 4320; 2013, N 19, ст.2331; N 30, ст.4084; 2014, N 30, ст.4224; N 45, ст.6154; 2015, N 48 (ч.1), ст.6715.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 43, ст.5901.

2. Требования устанавливают требования к знаниям, умениям и уровню профессионального образования экспертов-техников, а также требования к их профессиональной аттестации и основания ее аннулирования.

3. Профессиональная аттестация экспертов-техников (далее - профессиональная аттестация) проводится в целях подтверждения необходимых знаний, умений кандидата в эксперты-техники (далее - кандидат) для осуществления независимой технической экспертизы транспортных средств и последующего включения сведений об эксперте-технике в государственный реестр экспертов-техников в соответствии с порядком , утвержденным приказом Минюста России от 6 февраля 2013 года N 8 "Об утверждении Порядка ведения государственного реестра экспертов-техников" (зарегистрирован Минюстом России 14 февраля 2013 года, регистрационный N 27071) (далее - приказ Минюста России N 8).

4. Профессиональная аттестация осуществляется Межведомственной аттестационной комиссией (далее - МАК). Состав МАК утверждается Министром транспорта Российской Федерации.

5. МАК формируется в составе представителей Минтранса России, Минюста России, МВД России, а также общественных организаций и экспертов в области независимой технической экспертизы транспортных средств.

6. Эксперт-техник должен знать:

федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, независимой технической экспертизы транспортного средства, безопасности дорожного движения, в том числе:

Положение Центрального банка Российской Федерации от 19 сентября 2014 года N 433-П "О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства" (зарегистрировано Минюстом России 1 октября 2014 года, регистрационный N 34212) (далее - Правила проведения независимой технической экспертизы);

Единую методику определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства , утвержденную Положением Центрального банка Российской Федерации от 19 сентября 2014 года N 432-П "О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства" (зарегистрировано Минюстом России 3 октября 2014 года, регистрационный N 34245) (далее - Единая методика);

методы исследований по установлению объема и характера повреждений транспортного средства и причин их возникновения;

методы идентификации транспортных средств и проверки достоверности идентификационных параметров;

основы технической эксплуатации транспортных средств;

виды, характер и классификацию повреждений транспортных средств в дорожно-транспортных происшествиях;

основные виды, классификацию и конструкцию транспортных средств, их основных узлов, агрегатов и систем;

технологию восстановительного ремонта транспортных средств;

номенклатуру конструктивных и эксплуатационных материалов, используемых в автомобилестроении, при эксплуатации и ремонте транспортных средств;

методы измерений, конструкцию средств измерения и правила их применения при диагностировании транспортных средств;

методы проведения статистических наблюдений и обработки их результатов;

методы установления средней стоимости аналога транспортного средства по данным имеющихся информационно-справочных материалов, в целях определения его доаварийной стоимости;

методы установления годных остатков транспортных средств и определения их стоимости;

методологию применения информационных баз данных и программно-расчетных комплексов, используемых в независимой технической экспертизе.

7. Эксперт-техник должен уметь:

использовать средства измерения, применяемые при диагностировании и ремонте транспортных средств;

проводить фото- и видеосъемку транспортных средств;

фиксировать наличие, вид, характер, объем (степень) повреждений деталей (узлов, агрегатов) и систем транспортного средства, устанавливать необходимые методы, технологии их восстановления и определять трудоемкость необходимых работ;

проводить расчет восстановительных расходов с применением программно-расчетных комплексов;

оформлять документацию в соответствии с Правилами проведения независимой технической экспертизы .

8. Эксперт-техник должен соответствовать одному из следующих требований к профессиональному образованию:

иметь высшее образование по направлениям подготовки, специальностям, входящим в укрупненные группы направлений подготовки, специальностей "Техника и технология наземного транспорта" и дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации в области независимой технической экспертизы транспортных средств;
________________
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 года N 1061 "Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования" (зарегистрирован Минюстом России 14 октября 2013 года, регистрационный N 30163), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 января 2014 года N 63 (зарегистрирован Минюстом России 28 февраля 2014 года, регистрационный N 31448), от 20 августа 2014 года N 1033 (зарегистрирован Минюстом России 3 сентября 2014 года, регистрационный N 33947), от 13 октября 2014 года N 1313 (зарегистрирован Минюстом России 13 ноября 2014 года, регистрационный N 34691), от 25 марта 2015 года N 270 (зарегистрирован Минюстом России 22 апреля 2015 года, регистрационный N 36994) и от 1 октября 2015 года N 1080 (зарегистрирован Минюстом России 19 октября 2015 года, регистрационный N 39355).


иметь высшее образование и дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки в области независимой технической экспертизы транспортных средств.

9. Кандидат для прохождения профессиональной аттестации направляет в Федеральное бюджетное учреждение "Агентство автомобильного транспорта" (или его филиалы, расположенные по адресам, опубликованным на официальном сайте www.rosavtotransport.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") (далее - ФБУ "Росавтотранс"), осуществляющее организационно-техническое обеспечение работы МАК, заявление в произвольной форме о прохождении профессиональной аттестации с приложением следующих документов (копий):

регистрационную карточку кандидата в эксперты-техники, осуществляющего независимую техническую экспертизу транспортных средств (далее - регистрационная карточка) (приложение к настоящим Требованиям);

копии документов об образовании и о квалификации с приложениями, подтверждающих наличие высшего образования;

копии документов о квалификации с приложениями, подтверждающих повышение или присвоение квалификации по результатам получения дополнительного профессионального образования, в соответствии с пунктом 8 настоящих Требований;

копию трудовой книжки (при наличии);

две фотографии размером 4x6 см;

опись представляемых документов.

Документы должны быть представлены на бумажном, а также электронном носителях информации.

Копии представленных документов заверяются в установленном порядке.

10. В заявлении о прохождении профессиональной аттестации кандидатом указываются:

фамилия, имя и отчество (последнее при наличии);

адрес места жительства;

данные документа, удостоверяющего личность;

номер телефона;

почтовый адрес;

адрес электронной почты;

согласие кандидата на обработку персональных данных;

дата составления заявления.

Заявление подписывается кандидатом.

11. В день поступления заявления ФБУ "Росавтотранс" регистрирует заявление и проводит проверку наличия всех необходимых документов на соответствие перечню, приведенному в пункте 9 настоящих Требований.

12. По истечении трех рабочих дней со дня проверки документов в целях подтверждения необходимых знаний и умений ФБУ "Росавтотранс" направляет кандидату контрольное задание на электронную почту, указанную в заявлении, а в случае отсутствия электронной почты - на почтовый адрес письмом с уведомлением о вручении.

13. Контрольное задание должно включать условие по составлению экспертного заключения в области независимой технической экспертизы транспортных средств по одной из категорий (L, M, N), установленных приложением N 1 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" , фото и иные материалы, содержащие информацию, необходимую для составления экспертного заключения в области независимой технической экспертизы транспортных средств, отвечающего и Единой методике , а также контрольные вопросы.
________________
Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года N 877 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (опубликовано 15 декабря 2011 года на официальном сайте Евразийской экономической комиссии www.eurasiancommission.org в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет").

14. Количество вариантов и содержание контрольных заданий утверждаются решением МАК.

15. Кандидат представляет выполненное контрольное задание по месту подачи заявления в срок, не превышающий двадцати одного календарного дня с даты получения им указанного контрольного задания.

16. Копии документов, указанных в пункте 9 Требований, и копию выполненного контрольного задания ФБУ "Росавтотранс" направляет для рассмотрения членам МАК в срок, не превышающий пяти рабочих дней с даты представления кандидатом выполненного контрольного задания.

17. МАК рассматривает документы и принимает решение о профессиональной аттестации либо о непрохождении профессиональной аттестации в срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней с даты представления в ФБУ "Росавтотранс" кандидатом выполненного контрольного задания.

18. Государственные судебные эксперты, аттестованные по соответствующей экспертной специальности, включаются в государственный реестр экспертов-техников в порядке , установленном приказом Минюста России N 8 . Сведения об аттестации государственных судебных экспертов, вносимые в государственный реестр, включаются в протокол очередного заседания МАК.

20. МАК принимает решение о непрохождении профессиональной аттестации по следующим основаниям:

несоответствие кандидата требованиям, указанным в пункте 8 настоящих Требований;

отсутствие или ненадлежащее оформление документов, указанных в пункте 9 настоящих Требований;

невыполнение или выполнение контрольного задания, результаты которого не соответствуют Правилам проведения независимой технической экспертизы и Единой методике .

Решение о непрохождении профессиональной аттестации должно содержать указание на основание его принятия.

21. МАК принимает решение об аннулировании профессиональной аттестации эксперта-техника по следующим основаниям:

установление факта представления экспертом-техником при прохождении им профессиональной аттестации недостоверной информации;

смерть эксперта-техника, а также признание эксперта-техника недееспособным, безвестно отсутствующим, объявление умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу;

неоднократное (два и более) нарушение требований нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в области независимой технической экспертизы транспортных средств, которое привело к превышению предела статистической достоверности результатов экспертизы, установленного пунктом 3.5 Единой методики ;

представление экспертом-техником заявления об аннулировании его профессиональной аттестации.

22. О решениях, принятых МАК, кандидат (эксперт-техник) информируется ФБУ "Росавтотранс" в письменной форме либо в форме электронного документа посредством направления уведомления на адрес электронной почты в срок, не превышающий пятнадцати рабочих дней с даты принятия соответствующего решения.

23. Эксперт-техник, в отношении которого принято решение об аннулировании его профессиональной аттестации, за исключением случаев, указанных в абзаце третьем пункта 21 настоящих Требований, вправе подать повторное заявление о прохождении профессиональной аттестации в ФБУ "Росавтотранс" не ранее чем по истечении 6 месяцев со дня аннулирования профессиональной аттестации.

24. Кандидат (эксперт-техник) имеет право на обжалование решения о непрохождении профессиональной аттестации (об аннулировании профессиональной аттестации) в течение двух месяцев с даты принятия соответствующего решения. МАК рассматривает жалобу в срок, не превышавший девяносто календарных дней, с личным участием кандидата (эксперта-техника).

25. Решения о профессиональной аттестации, о непрохождении профессиональной аттестации, аннулировании профессиональной аттестации принимаются на заседании МАК и оформляются протоколом заседания МАК (далее - протокол). Протокол составляется в трех экземплярах. Первый экземпляр протокола вместе с регистрационной карточкой направляется в течение пятнадцати рабочих дней с даты проведения профессиональной аттестации кандидата в Минюст России, второй экземпляр хранится в Минтрансе России, третий экземпляр хранится в секретариате МАК.

26. Копии протоколов размещаются на официальных сайтах Минтранса России: www.mintrans.ru и ФБУ "Росавтотранс": www.rosavtotransport.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Приложение. Регистрационная карточка кандидата в эксперты-техники, осуществляющего независимую техническую экспертизу транспортных средств

Приложение
к Требованиям к экспертам-техникам,
осуществляющим независимую техническую
экспертизу транспортных средств, в
том числе требованиям к их
профессиональной аттестации, оснований
ее аннулирования

Регистрационная карточка кандидата в эксперты-техники, осуществляющего независимую техническую экспертизу транспортных средств

1. Фамилия, имя, отчество (последнее при наличии)

3. Дата рождения

4. Гражданство

5. Место фактического проживания

6. Адрес регистрации по месту жительства

7. Адрес электронной почты (при наличии)

8. Место работы (при наличии):

8.1. Полное наименование юридического лица на русском языке

8.2. Сокращенное наименование юридического лица на русском языке

8.3. Адрес (местонахождение) юридического лица

8.4. Должность и фамилия, имя, отчество (последнее при наличии) руководителя (полностью)

9. Образовательная организация, в которой получено высшее образование:

9.1. Полное наименование образовательной организации

9.2. Адрес (местонахождение) образовательной организации

9.3. Дата выдачи и номер документа об образовании и о квалификации, подтверждающих получение высшего образования

10. Образовательная организация, в которой получено дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки в области независимой технической экспертизы транспортных средств (при наличии):

10.1. Полное наименование образовательной организации

10.2. Адрес (местонахождение) образовательной организации

10.3. Дата выдачи и номер документа о квалификации, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования по программе профессиональной переподготовки в области

независимой технической экспертизы транспортных средств

11. Образовательная организация, в которой получено дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации в области независимой технической экспертизы транспортных средств (при наличии):

11.1. Полное наименование образовательной организации

11.2. Адрес (местонахождение) образовательной организации

11.3. Дата выдачи и номер документа о квалификации, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования по программе повышения квалификации в области независимой

технической экспертизы транспортных средств

Достоверность сообщенных сведений подтверждаю

Личная подпись

Дата заполнения "___" __________ 20___ г.".

Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
Официальный интернет-портал
правовой информации
www.pravo.gov.ru, 20.10.2016,
N 0001201610200020

Регистрационный N 8499

Во исполнение пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2003 г. N 238 "Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 17, ст. 1619) и с целью реализации положений Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720) приказываем :

Утвердить прилагаемые Условия и порядок профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требования к экспертам-техникам.

Министр транспорта Российской Федерации И. Левитин

Министр внутренних дел Российской Федерации Р. Нургалиев

Министр юстиции Российской Федерации В. Устинов

Министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации М. Зурабов

Условия и порядок профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требования к экспертам-техникам

I. Общие положения

1. Настоящие Условия и порядок профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требования к экспертам-техникам (далее - Порядок) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"* и постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2003 г. N 238 "Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств"**.

2. Профессиональная аттестация экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств (далее - профессиональная аттестация), проводится с целью подтверждения квалификационных навыков и знаний кандидата в эксперты-техники для осуществления работ по независимой технической экспертизе транспортных средств и включения в государственный реестр экспертов-техников в соответствии с порядком, утвержденным приказом Минюста России от 30 июля 2003 г. N 155 "Об утверждении порядка ведения государственного реестра экспертов-техников" (зарегистрирован Минюстом России 7 июля 2003 г., регистрационный N 4873).

3. Профессиональная аттестация осуществляется Межведомственной аттестационной комиссией (далее - МАК).

4. К профессиональной аттестации допускаются:

1) специалисты с высшим образованием, имеющие опыт работы не менее 1 года в области экспертизы транспортных средств по установлению наличия, причин и характера технических повреждений транспортного средства, а также технологии, объема и стоимости его ремонта и выполнившие не менее 5 заключений (отчетов) в указанной области;

2) иные лица, имеющие высшее образование и прошедшие специальную подготовку по образовательным программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации экспертов-техников.

5. Решения об аттестации государственных судебных экспертов, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации по образовательным программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации экспертов-техников и аттестацию в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, направляются в Минюст России для включения государственных судебных экспертов в государственный реестр экспертов-техников.

II. Документы, представляемые кандидатом в эксперты-техники, для прохождения профессиональной аттестации

6. Для прохождения профессиональной аттестации кандидат в эксперты-техники представляет следующие документы:

заявление о прохождении профессиональной аттестации по образцу (приложение к настоящему Порядку);

регистрационную карточку эксперта-техника, которая должна быть заполнена печатным текстом либо разборчивым почерком и подписана собственноручно (форма регистрационной карточки дана в приложении N 2 к приказу Минюста России от 30 июня 2003 г. N 155);

копии документов об образовании, в том числе о профессиональной переподготовке и повышении квалификации эксперта-техника;

копию трудовой книжки;

документы, подтверждающие государственную регистрацию индивидуального предпринимателя или организации, являющейся основным местом работы кандидата в эксперты-техники;

две фотографии размером 4x6 см;

справку, подтверждающую стаж работы не менее 1 года, и копии не менее 5 заключений (отчетов) (для специалистов, указанных в подпункте 1 пункта 4 настоящего Порядка) (при проверке сведений могут быть затребованы оригиналы указанных отчетов);

копии иных документов, подтверждающих наличие специальных знаний;

опись представленных документов в 2 экз.

Все копии представляемых документов должны быть заверены в установленном порядке.

III. Требования к экспертам-техникам по уровню профессиональной подготовки

7. Эксперт-техник должен обладать специальными знаниями, в том числе:

федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, экспертизе и экспертной деятельности на транспорте;

методов исследований по установлению наличия, причин и характера технических повреждений транспортного средства, а также технологии, объема и стоимости его ремонта, основанных на использовании электронных информационно-аналитических систем, профессиональных баз данных, программно-технических комплексов, а также иных методических и информационно-справочных документов;

видов транспортных средств, их классификации и конструкции;

методов идентификации транспортных средств;

видов, характера и классификации повреждений транспортных средств в дорожно-транспортных происшествиях;

правил и норм охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

8. Эксперты-техники, аттестованные по специальности в области экспертизы транспортных средств по установлению наличия, причин и характера технических повреждений транспортного средства, а также технологии, объема и стоимости его ремонта, один раз в пять лет проходят повышение квалификации.

IV. Порядок профессиональной аттестации

9. Документы, представленные кандидатом в эксперты-техники (далее - кандидат) в соответствии с требованиями, указанными в разделе II настоящего Порядка, и проверенные МАК, являются основанием для рассмотрения вопроса о профессиональной аттестации и присвоении квалификации "эксперт-техник".

10. Для проработки документов, представленных кандидатом на профессиональную аттестацию, МАК вправе привлекать уполномоченные организации федеральных органов исполнительной власти, представители которых входят в состав МАК.

11. Документы, представленные кандидатом на профессиональную аттестацию в МАК, рассматриваются в срок не более 1 месяца с момента поступления документов.

12. Датой поступления документов считается дата их регистрации в МАК.

13. В случае представления документов в неполном объеме или оформленных ненадлежащим образом они возвращаются кандидату в течение 15 рабочих дней со дня поступления в МАК.

14. В процессе заседания МАК изучает представленные на ее рассмотрение материалы и в случае необходимости приглашает кандидата на собеседование по вопросам конкретной экспертной специальности, теоретических основ технической экспертизы, норм законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, регулирующих экспертную деятельность, после чего оценивает уровень его специальных знаний.

15. Кандидат, в отношении которого решается вопрос о профессиональной аттестации, при голосовании не присутствует.

16. При принятии решения об отказе в профессиональной аттестации МАК доводит до кандидата мотивированный отказ в письменной форме.

17. Кандидаты имеют право на обжалование результатов профессиональной аттестации.

18. О решениях МАК кандидат должен быть уведомлен в письменной форме не позднее 15 дней после проведения профессиональной аттестации.

19. Решение о профессиональной аттестации кандидата оформляется протоколом. Протокол составляется в трех экземплярах. Первый экземпляр протокола вместе с регистрационной карточкой направляется в Минюст России для дальнейшего включения в государственный реестр экспертов-техников, второй экземпляр остается в МАК и приобщается к делу кандидата, третий экземпляр направляется кандидату.

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720, 2002, N 52 (ч. 1), ст. 5132, 2003, N 26, ст.2566, 2005, N 1 (ч. 1), ст. 25, 2005, N 30(ч. 1), ст. 3114, 2002, N52 (ч. 1), ст. 5132.

** Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 17, ст. 1619.

Заседание Межведомственной аттестационной комиссии по проведению профессиональной аттестации экспертов-техников 23 мая 2012 года Минтранс России.

В Министерстве транспорта Российской Федерации состоялась заседание Межведомственной аттестационной комиссии (МАК) для проведения профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств.

Открыл заседание Заместитель Министра транспорта Российской Федерации, Председатель МАК - Асаул Н.А.
Заместитель Министра транспорта РФ проинформировал членов комиссии о ходе проведения профессиональной аттестации экспертов-техников. В своем выступлении отметил, что в настоящее время поступило 246 заявок от кандидатов для профессиональной аттестации экспертов-техников. 6 кандидатов успешно прошли аттестацию, остальные заявки кандидатов находятся сегодня в проработке. Многие представленные документы пока не отвечают требованиям.

Представитель Минюста России проинформировал членов комиссии о том, что 6 экспертов уже внесены в государственный реестр. Бланки документов о профессиональной аттестации в настоящее время находятся на изготовлении, потребуется некоторое время. Бланк будет иметь много степеней защиты. После изготовления бланков начнется их выдача.

Председатель МАК предоставил слово Председателю Всероссийского Профсоюза работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций - Пискуреву В.В.

Председатель Профсоюза в своем выступлении подверг критике работу МАК за «затягивание» сроков рассмотрения заявок, указал на недопущение отказа в аттестации работников (экспертам-техникам) по основаниям, если в трудовой книжке работника не указана специальность эксперт-техник.

Председатель Профсоюза проинформировал членов комиссии, что на сегодняшний день в едином квалификационном справочнике присутствуют следующие специальности, которые никак не связанны между собой, это специальности: оценщик, эксперт, техник, эсперт-автотехник.

Единый квалификационный справочник к этим специальностям предъявляет различные требования, зачастую не связанные между собой. Работник не может нести ответственность за государство, если государство до сих пор не утвердило профессию эсперт-автотехник и не утвердило и не разработало профессиональный стандарт по направлению эсперт-автотехник.

В своем выступлении Владимир Пискурев жестко потребовал от членов комиссии и от представителей Минтранса ускорения принятия нормативного документа Минтранса России о регламентации требования к заключению и разработке типового стандартного заключения по экспертизе.

Председатель Профсоюза заявил, что в соответствии с требованиями норм трудового права, аттестация работников (экспертов-техников) должна проводиться в присутствии и при участии профсоюзных органов в целях недопущения ущемления прав работников и членов Профсоюза.

Заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации, генерал-полковник полиции Виктор Кирьянов после критики Профсоюза в адрес МАК, высказал мнение, что «аттестация работников должна проводиться в соответствии с нормами Трудового кодекса Российской Федерации, при аттестации работников необходимо учитывать мнение Всероссийского Профсоюза. Это нормальная практика трудовых отношений у нас в стране» - заявил Виктор Кирьянов.

В своем выступлении Председатель Профсоюза В.В. Пискурев обратил внимание членов МАК на Указ Президента РФ В.В. Путина «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» №599 от 7 мая 2012 года и Указ Президента «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» №597 от 7 мая 2012 года, в которых было поручено Правительству Российской Федерации совместно с общероссийскими объединениями работодателей и ведущими университетами с привлечением учёных Российской академии наук и международных экспертов представить в декабре 2014 г. предложения по проведению общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ высшего профессионального образования и утвердить до 1 декабря 2012 г. план разработки профессиональных стандартов и разработать к 2015 году и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов. Это касается и профессиональных стандартов в сфере деятельности экспертов-техников отметил Владимир Пискурев.

Председатель Профсоюза предложил членам МАК, учитывая, что оценщик, эксперт, техник и эксперт-автотехник это разные профессии, сформировать рабочую группу по подготовке профессионального стандарта по специальности эксперт-техник и разработке требования к профессии эксперта-техника. Члены МАК единогласно одобрили предложение Профсоюза.

Руководитель Научно-исследовательского института автомобильного транспорта Игорь Вадимович Титов высказал мнение о необходимости выработки единых требований и подходов в специальности эксперта-техника «Сегодня, учитывая требования законодательства, нельзя устраивать с аттестации экспертов-техников «профанацию». Нельзя, чтобы в экспертизе появились «случайные люди» - отметил Игорь Титов.

Участники высказывали мнение, что сегодня, к сожалению, диплом об образовании можно купить в «любом подземном переходе». Известны случаи, когда образовательные учреждения просто продают дипломы за деньги. Интернет «пестрит» предложениями о покупке дипломов по любой специальности. У многих работников в трудовых книжках написаны различные должности никак не связанные со специальностью эксперта-автотехника. Сегодня многие путают специальности оценщика и эксперта-техника, считая, что это одно и то же.

Председатель Профсоюза заявил, что Профсоюз не допустит ущемления прав работников экспертов-техников при прохождении аттестации в МАК членов нашего Профсоюза.

В.Пискурев отметил: «Учитывая многочисленные обращения территориальных органов Профсоюза и разночтения в нормативно-правовых документах, регламентирующих профессии экспертов, техников, экспертов-автотехников, оценщиков, Профсоюз берет на себя ответственность и ставит перед собой задачу в кратчайшее время представить в МАК для рассмотрения экспертные замечания, ходатайства и рекомендации по каждому из своих членов, представивших заявки для аттестации в МАК и будет просить членов МАК рассмотреть в первую очередь документы кандидатов, прошедших предварительные исследования и получивших одобрения и ходатайства Профсоюза».

Председатель Профсоюза отметил, что эта функция по лоббированию интересов членов Профсоюза является оной из основных функций Профсоюза, прописанной в федеральном законодательстве. Сегодня у нас, кроме Профсоюза, нет единой общероссийской организации, объединяющей экспертов-техников.

«Если Профсоюз берет на себя ответственность и пишет ходатайство в адрес МАК, значит Профсоюз берет на себя функции социального гаранта за каждого из своих членов, прошедших аттестацию в МАК. Мы берем на себя ответственность за то, что дипломы наших членов не куплены в «подземных переходах», а каждый член нашего Профсоюза, подавший заявку в МАК, имеет соответствующую профессиональную подготовку в сфере экспертизы транспортных средств» - заявил В.В. Пискурев.

Председатель МАК, заместитель Министра транспорта России Николай Асаул, учитывая требования трудового законодательства, и всероссийский статус Профсоюза, а так же большую территориальную сеть Профсоюза в субъектах Российской Федерации, предложил членам комиссии поставить вопрос на голосование о привлечении органов Профсоюза к процедуре аттестации работников экспертов-техников.

Члены МАК единогласно поддержали это предложение.

По результатам заседания Межведомственной аттестационной комиссии по проведению профессиональной аттестации экспертов-техников в исполнительном комитете Профсоюза была сформирована рабочая группа по взаимодействию с МАК. 24 мая 2012 года в 12:00 по Московскому времени группа начинает свою работу.

ПРЕСС-СЛУЖБА
ВСЕРОССИЙСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЮЗА
РАБОТНИКОВ ОЦЕНОЧНЫХ, АУДИТОРСКИХ, ЭКСПЕРТНЫХ
И КОНСАЛТИНГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Досье на проект

Пояснительная записка

В целях реализации приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 22 сентября 2016 г. N 277 "Об утверждении требований к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требований к их профессиональной аттестации, оснований ее аннулирования" (зарегистрирован Минюстом России 19 октября 2016 г., регистрационный N 44083) приказываю:

Утвердить прилагаемое Положение о Межведомственной аттестационной комиссии для проведения профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств.

УТВЕРЖДЕНО
приказом Минтранса России
от ____________N ________

Положение
о Межведомственной аттестационной комиссии для проведения профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств

I. Общие положения

Межведомственная аттестационная комиссия для проведения профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств (далее - МАК), создается с целью подтверждения соответствия знаний, умений кандидата в эксперты-техники (далее - кандидат) в области независимой технической экспертизы транспортных средств установленным требованиям.

1. В своей деятельности МАК руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 223-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2014 г. N 1065 "Об определении уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, утверждающих требования к экспертам-техникам, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования, а также порядок ведения государственного реестра экспертов-техников, и о признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации", приказом Минтранса России от 22 сентября 2016 г. N 277 "Об утверждении требований к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требований к их профессиональной аттестации, оснований ее аннулирования" (далее - Требования), Положением Банка России от 19 сентября 2014 г. N 433-П "О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства", Положением Банка России от 19 сентября 2014 г. N 432-П "О единой методике определения размеров расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства".

II. Задачи и функции МАК

3. В рамках осуществляемой деятельности на МАК возлагаются следующие задачи:

профессиональная аттестация экспертов-техников;

аннулирование профессиональной аттестации экспертов-техников.

4. МАК в целях решения возложенных на нее задач осуществляет следующие функции:

разработка и утверждение контрольных заданий для профессиональной аттестации;

подготовка предложений по организации и проведению аттестации экспертов-техников;

оценка соответствия квалификации кандидатов в эксперты-техники требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;

принятие решений о профессиональной аттестации экспертов-техников либо не прохождении профессиональной аттестации экспертов-техников;

принятие решений об аннулировании профессиональной аттестации экспертов-техников;

подготовка предложений по совершенствованию учебной и методической базы в области обучения и оценки знаний экспертов-техников;

обеспечение публичности результатов заседаний МАК;

рассмотрение жалоб на решения МАК, а также на деятельность экспертов-техников.

III. Состав и организация деятельности МАК

5. МАК формируется в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и членов МАК.

6. Председатель МАК:

осуществляет руководство работой МАК;

назначает дату проведения МАК;

проводит заседания МАК и объявляет его результаты;

дает поручения членам МАК и секретарю, связанные с деятельностью МАК;

утверждает перечень контрольных заданий для профессиональной аттестации.

В отсутствие председателя МАК его обязанности исполняет заместитель председателя МАК.

Члены МАК:

принимают непосредственное участие в проведении аттестации;

готовят предложения по оптимизации работы МАК;

участвуют в обсуждении и принятии решений по работе МАК;

выполняют поручения председателя МАК.

Секретарь МАК:

ведет протоколы заседаний МАК;

обеспечивает работу по подготовке к заседаниям МАК;

выполняет поручения председателя МАК.

Организационно-техническое обеспечение деятельности МАК осуществляет федеральное бюджетное учреждение "Агентство автомобильного транспорта" (далее - ФБУ "Росавтотранс"), которое:

осуществляет прием и регистрацию заявлений кандидатов и приложенных документов;

ведет делопроизводство МАК;

ведет сводный реестр протоколов МАК;

размещает на официальном сайте ФБУ "Росавтотранс" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о составе МАК и протоколы заседаний МАК.

7. Работа МАК осуществляется на основании планов, рассматриваемых на ее заседании и утверждаемых председателем МАК. Заседания МАК проводятся, как правило, не реже одного раза в месяц.

8. Заседание МАК считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов МАК. Допускается участие в заседании членов МАК в режиме видеосвязи. Решения принимаются простым большинством голосов от общего состава присутствующих на заседании членов МАК и оформляются протоколом. Допускается представление интересов члена МАК на заседании лицом, имеющим соответствующую доверенность от члена МАК, выполненную в простой письменной форме. Протокол подписывается председательствующим в трех экземплярах. Первый экземпляр протокола вместе с регистрационной карточкой направляются в Министерство юстиции Российской Федерации, второй экземпляр хранится в Министерстве транспорта Российской Федерации, третий экземпляр хранится в ФБУ "Росавтотранс" в секретариате МАК.

9. Заявления подаются кандидатом в ФБУ "Росавтотранс" или его филиалы. При условии наличия всех необходимых документов, предусмотренных Требованиями, ФБУ "Росавтотранс" или его филиалы в трехдневный срок направляет кандидату контрольное задание на электронную почту, указанную в заявлении, а в случае отсутствия электронной почты - на почтовый адрес.

В случае представления документов в неполном объеме или оформленных ненадлежащим образом кандидат уведомляется на адрес электронной почты, указанный в заявлении, а в случае отсутствия электронной почты - на почтовый адрес, об отказе в регистрации документов для рассмотрения на заседании МАК.

По письменному запросу кандидата документы возвращаются для доработки.

10. ФБУ "Росавтотранс" направляет членам МАК в пятидневный срок документы, представленные кандидатом, после получения выполненного кандидатом контрольного задания. К документам прилагается рецензия на контрольное задание, выполненная экспертом ФБУ "Росавтотранс".

11. Члены МАК не менее чем за два дня до заседания МАК представляют информацию о результатах рассмотрения документов кандидатов и контрольных заданий в секретариат МАК.

12. ФБУ "Росавтотранс" готовит сводный отчет о рассматриваемых на заседании МАК кандидатах, учитывающий мнение всех членов МАК.

13. МАК рассматривает документы кандидатов и принимает решение в срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней с даты представления в ФБУ "Росавтотранс" кандидатом выполненного контрольного задания.

IV. Рассмотрение жалоб

14. Жалобы на решения МАК, а также на деятельность экспертов-техников подаются в ФБУ "Росавтотранс" или его филиалы.

15. ФБУ "Росавтотранс" в пятидневный срок направляет жалобу членам МАК.

16. Члены МАК в двухнедельный срок готовят предложения по жалобе. В случае необходимости дополнительных сведений ФБУ "Росавтотранс" в недельный срок после получения предложений по жалобе от членов МАК направляет соответствующие запросы.

17. Дополнительные сведения рассматриваются членами МАК в сроки, предусмотренные пунктами 15 и 16 данного Положения.

18. Рассмотрение жалобы на решение о непрохождении профессиональной аттестации (об аннулировании профессиональной аттестации) МАК осуществляет в срок, не превышающий 90 календарных дней, с личным участием кандидата.

19. Жалобы на деятельность экспертов-техников рассматриваются членами МАК в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, а в случаях направления дополнительных запросов, рассмотрение обращения продлевается не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Обзор документа

Эксперты-техники, осуществляющие независимую техническую экспертизу транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта в рамках ОСАГО, проходят профессиональную аттестацию. Ее проводит Межведомственная аттестационная комиссия (МАК).

Разработано положение о МАК, где определяются ее задачи и функции, состав и порядок организации деятельности.

МАК оценивает соответствие квалификации кандидатов в эксперты-техники установленным требованиям и принимает решения о профессиональной аттестации. МАК также вправе аннулировать профессиональную аттестацию.

Разработан порядок рассмотрения жалоб на решения МАК.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...