Картотека театрализованных игр картотека (младшая группа) на тему. Картотека театрализованных игр в первой младшей группе Интересная театрализованная игра для 1 младшей группы

Детей этой возрастной группы привлекает все необычное, невиданное и неслыханное ими ранее: большие, яркие игрушки, новые костюмы и их де­тали, музыкальные инструменты, непривычные для детского слуха звуки различного происхождения (шум дождя, ветра). Используя стремление ре­бенка изведать неизведанное, воспитатель не только дает ему ориентир в ок­ружающих предметах и звуках, помогает понять их назначение, но и вводит в мир художественных образов, используя игру. Игра, по АН. Леонтьеву, удовлетворяет основные потребности детей в общении, познании, самовы­ражении и практической деятельности. Игра-драматизация с этой точки зрения не исключение. Дети знакомятся с куклой Машей, которая умеет тан­цевать и петь, с медвежонком Мишей, который играет на гармошке, с ежи­ком Топом, который знает стихи. В ответ на выступление игрушек-артистов воспитатель предлагает детям спеть, станцевать, рассказать знакомые стихи. В таком концертном диалоговом общении (кукла Маша спела - Коля спел; медвежонок сыграл - Оля сыграла) проявляются первые ростки активности детей, формируется эмоциональная отзывчивость на ролевое поведение.

Наделение неодушевленных предметов чертами живого существа способст­вует развитию воображения, проявлению эмпатии, заботы. Небольшие сценки-диалоги, показанные взрослым при помощи настольного или кукольного теат­ра, развивают образные представления детей. В поле зрения ребенка 2 лет долж­но находиться не более одного-двух предметов, поэтому куклы, участвующие в спектакле, должны взаимодействовать непродолжительное время, предпочти­тельнее же общение с одним персонажем. Короткие, выразительные инсцени­ровки формируют эмоции маленьких воспитанников, а диалоговая форма об­щения персонажа и ребенка способствует их речевому развитию. Включение пения, танца героя обогащает образный строй инсценировки-забавы, но при этом необходимо вплетать их в канву сюжета последовательно.



Воспитателю, осуществляющему руководство детской игрой-драматиза­цией, надо помнить следующее.

Необходимо осуществлять взаимодействие с детьми, интонацией выра­жая определенные настроения и чувства, как свои, так и персонажа.

Следует побуждать малышей к высказыванию своих чувств, впечатле­ний при восприятии драматизации или при исполнении роли ("Видишь ки­ску? Киске больно?", "Лена у нас зайка. Зайке холодно?", "Вот котята. Котята, вам смешно?").

В совместной игре нужно брать на себя инициативу, но одновременно поощрять самостоятельные действия детей, активизировать их ролевое по­ведение ("Я волк-волчок, шерстяной бочок, а ты кто?").

Вторая младшая группа

Дети этой группы начинают постепенно овладевать ролевыми умениями - объединяют игрушки в режиссерской игре, включаются в сюжетно-роле-вую игру. Сам процесс игры доставляет им удовольствие и радость. Расши­ряя сюжеты, воспитатель акцентирует внимание детей на деталях исполня­емой роли, помогая им ориентироваться в игровом пространстве. При этом важно помогать ребенку создавать в воображении характер разыгрываемо­го персонажа, побуждать его к импровизации, собственному видению как конкретного, так и обобщенного образа ("А теперь дети превратились в медвежат. Вот как они танцуют", "Лена у нас мышка, и Оля у нас мышка. Мышки, вы умеете петь? Спой ты, мышка, а потом и ты").

Хорошим материалом для разыгрывания в этом возрасте служат произ­ведения малых фольклорных форм: потешки, прибаутки, песенки, неболь­шие стишки. Воспитатель побуждает детей к обыгрыванию сюжетов, пред­лагая имитировать образ, показанный взрослым, или вызывая у малышей определенные асссоциации для создания роли на основе ранее полученных впечатлений.

В этом возрасте для совместной игры и общения можно привлекать детей из старших групп: это позволит им почувствовать необходимость помощи младшим, оценить свои умения в драматизации и то впечатление, которое ин­сценировка произвела на детей младшего возраста. Выступления старших де­тей, в свою очередь, станут стимулом к развитию театрализованной деятель­ности младших детей, у которых появится желание выступать, играть роль.

Для накопления театральных впечатлений детей этой группы, как и дру­гих возрастных групп, большую роль играет театр взрослых: сказки-инсце­нировки, доступные пониманию малышей и в то же время недоступные для исполнения старшими. Эти спектакли становятся стимулом для развития ар­тистических качеств. Становясь зрителями театральных постановок, дети приобщаются к театру как к особому волшебному миру, учатся воспринимать его выразительные средства, круг художественных образов. Посещение теат­ра позволяет проводить с воспитанниками подготовительную и последую­щую работу, которая заключается в умелом введении их в предстоящий про­смотр и последующем общении по поводу впечатлений от спектакля.

Впечатления от просмотренных спектаклей дети переносят в свободную

игру. Они любят наряжаться в знакомых героев, используя имеющиеся кос­тюмы и их детали. Это надо использовать при подготовке к празднику, ин­сценировке - детей необходимо привлекать к элементарному использова­нию атрибутики (детали костюмов, предметы для создания игровой обста­новки и т.д.), нацеливая на конкретное ее применение ("Вот морковка для твоего героя", "Давай приклеим пуговку к шапочке Козлика").

Воспитателю следует придерживаться следующих рекомендаций.

Давать толчок развитию игровых замыслов детей путем прямого пока­за, косвенных приемов руководства, помня об активизирующем характере этого руководства.

Достигать в собственном ролевом воплощении (в кукольном и драма­тическом театре) выразительности в создании художественных образов.

Поощрять первые попытки детей использовать выразительность в изо­бражении персонажа: подражание позе, жесту, движению, интонации, ми­мике.

Предоставлять место для развертывания творческой самодеятельной игры.

Средняя группа

У детей этого возраста развивается полноценное ощущение роли и воз­можностей, связанных с "проживанием" в ней (эмоции, чувства, ощущения). Ребенок, входя в мир взрослых при помощи игры, создает в ней свой собст­венный мир, постоянно экспериментируя, творя, воображая. В игре проис­ходит одновременное развитие интеллектуального и эмоционального на­чал. Внимание детей нацелено на возможно больший охват проигрываемых ролей. Это качество проявляется прежде всего в режиссерской игре, которая становится более развернутой, чем ранее, и является своеобразной творче­ской лабораторией по оттачиванию ролевых действий. Дети играют в разные профессии, проигрывают различные реальные и вымышленные, сказочные ситуации. Для разыгрывания они все чаще используют сюжеты, в которых герои совершают отважные поступки, находят смелые решения. Важное место в содержании игр занимает героика.

Воспитатель направляет стремление детей реализовать свои потребнос­ти в такой игре, предлагая соответствующие литературные сюжеты (расска­зы, сказки, стихи, музыкальные игры). Чтобы они нашли отклик в самостоя­тельной игре подопечных, педагог должен познакомить их с разными про­фессиями, организовывать экскурсии, например, на почту. Не менее важным является умение взрослого заинтересовать воспитанников самим сюжетом при помощи выразительного чтения произведения и разыгрыва­ния его в лицах, а также обыгрывания фрагментов сюжета самими детьми в процессе ознакомления с художественным произведением.

В играх-драматизациях с каждым разом полнее раскрывается творческая индивидуальность каждого ребенка. Дети все большее внимание заостряют на качестве исполняемой роли. Используя это, воспитатель предлагает де­тям роли на выбор. Возможным становится творческий подход к исполне­нию их желаний: они "меняются" уже сыгранными ролями, их привлекают к


созданию элементов декораций, бутафории, они сочиняют продолжение истории или меняют сюжет.

Важнейшее значение в этом возрасте имеет театр взрослых. Дети узнают воспитателей-артистов, выражают свое мнение о спектакле в целом, с не­терпением ждут появления новых постановок и таким образом понемногу усваивают азы театрального искусства.

Воспитатель в работе с детьми среднего дошкольного возраста должен руководствоваться некоторыми правилами.

Осуществлять выбор детей на роль с учетом их собственных желаний.

Побуждать всех детей разыгрывать изучаемое художественное произ­ведение.

Прослеживать, какие роли были сыграны каждым ребенком, каковы его основные достижения.

При неоднократном обыгрывании сказки, рассказа, истории помнить о необходимости сохранения свежести восприятия произведения детьми, для чего использовать различные виды театра, постановку новых художествен­ных задач, избегать слишком частых репетиций.

Старшая группа

У детей данного возраста появляются большие возможности для раскрытия творческого потенциала в театрализованной игре. Они более самостоятельны в выборе ролей, тематики игры, в инициировании замыс­лов ее построения, развитии сюжета. Воспитатель лишь активизирует твор­ческие проявления подопечных в сочинении сюжетов для собственных игр, постановок. Дети объединяются в игре, образуя творческий коллектив, кото­рому необходимо умелое, целенаправленное руководство взрослого. Он побуждает воспитанников к придумыванию сюжетных ситуаций, повторов, зачинов, концовок, привлекает к обсуждению ситуативного поведения ге­роя, составлению его портретной характеристики, его "биографии", обста­новки действования. При таком подходе развиваются творческие способ­ности детей (инициативность, умение по-новому взглянуть на привычное, знакомое, изобретательность в придумывании поворотов сюжета), важные психические качества, которые воспитатель должен задействовать в работе над созданием художественного образа, образного строя сказки, спектакля. Следует использовать желание дошкольников кооперироваться, сообща ре­шать те или иные вопросы, ладить между собой в игре.

Разыгрывание ролей носит импровизационный характер: по ходу драма­тизации возможны ситуативные добавления, дополнения, уточнения ("Ле­на, как поступит твоя героиня, бабушка, когда узнает о пропаже?", "Может ли твой герой принять решение сам, не дожидаясь помощи?").

Необходимо включать детей не только в обсуждение ролевого поведения героя, но и в описание обстановки действия (чтобы легче было создать де­корации), уточнение психологического состояния героя ("Как ты считаешь, в каком лесу находилась девочка, когда ее оставила там злая мачеха?").

Работе над ролью поможет коллективное обсуждение внешнего вида ге­роев, который должен отражать эпоху, конкретную ситуацию, характер пер-

сонажа. Так, внешний вид сестер Золушки и девочки-падчерицы из русской народной сказки следует привести в соответствие с принадлежностью этих героинь к разным сословиям, странам, эпохам. Соответствовать образу должны и музыкальные характеристики героев, их танцевальные движения.

В активное обсуждение следует включить всех детей, поощряя самых стеснительных, учитывая их догадки, предлагаемые ими варианты. Целена­правленное педагогическое руководство игрой-драматизацией способству­ет тому, что для дошкольников не составляет труда объединяться в детские творческие коллективы "художников", "оформителей", "декораторов", "кос­тюмеров", "гримеров", "актеров", "режиссеров" (правда, по сравнению со следующей возрастной группой эти объединения неустойчивы). Дети склонны к межгрупповой "миграции" и в своих начинаниях не часто дости­гают намеченного результата. Роль воспитателя состоит в том, чтобы под­держивать детские творческие объединения, не дать угаснуть желанию сде­лать что-либо самостоятельно, направлять помыслы детей как на сам про­цесс игры, так и на его результат, учить пользоваться средствами художест­венной выразительности. Воспитателю следует приветствовать желание своих подопечных показать инсценировку малышам. Он должен не только похвалить детей за хорошее исполнение роли, но и отметить живую реак­цию малышей на спектакль, что способствует укреплению желания играть, творить, выступать.

В коллективе, по мнению А.П. Усовой, наряду с разыгрываемыми по ходу драматизации отношениями складываются реальные отношения между де­тьми, которые сплачивают коллектив. Общее дело, т.е. подготовка и прове­дение драматизации, позволяет укрепить чувство товарищества, привязан­ности друг к другу, одновременно развивая и индивидуальные особенности каждого ребенка.

Воспитателю следует руководствоваться следующими рекомендациями.

В работе над драматизацией необходимо использовать стремление ре­бенка быть включенным в общее дело.

Каждому воспитаннику давать посильную нагрузку при распределении ролей в спектакле.

Отмечать малейший положительный результат, индивидуальный рост ребенка, выказывая свое отношение к этому в течение всей работы над про­изведением.

Воспитатель должен являться образцом творческого поведения.

Цель:
Формировать представление о величине «следы большие, маленькие».
Учить детей слушать сказку. Соотносить свои действия со словами рассказа.
Развивать мелкую моторику с помощью пальчиковой гимнастики.
Закрепить представление о цвете. (Красный, синий, желтый)
Воспитать культуру общения, учить детей здороваться, благодарить за подарки.
Вызвать у детей желание оказать помощь.

Оборудование:
Демонстрационный материал.: игрушка — колобок, медведь, заяц, следы медведя и зайца.,кукла-дед, кукла- бабка, корзинка с колобками, разноцветные камушки.

Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель:
Посмотрите ребята, кто пришел к нам в гости!
Я, колобок, румяный бок,
Я от дедушки ушел.
Я от бабушки ушел.
К ребятам в гости пришел
Себя показать
Да и сказку рассказать!
(В это время колобок катится по столу и разводит руками)

Воспитатель говорит, дети выполняют движения руками
Чтобы сказку слышать лучше, Показывают ушки
Надо нам погреть бы уши,
Раз-два, раз-два,
Уши мы загнем сперва, Загибают уши вперед
Пальчики мы припасем, Припасают два пальца
Ушки снизу мы возьмем. Берутся за мочку уха
Ушки вниз потянем дружно, Тянут уши вниз
Крепче нам держать их нужно.
А теперь еще немножко
Уши мы потрем ладошкой! Трут уши ладонями.
Вот и все! Нагрелись ушки!
Стали ушки слышать лучше!

Воспитатель Ну, а теперь можно и сказку слушать:
Жили-были дед и баба.
Говорит дед бабе:
Испеки-ка, ты бабка, колобок.
И пошла бабка колобок печь.
Мы с вами бабушке поможем?
Припасайте ручки.

Воспитатель с детьми выполняет пальчиковую гимнастику.
Взяла бабка горсть муки, Делают ладони лодочкой
Чтоб испечь ей пироги.
Стала лить в муку водичку, Руки сжаты в кулачки
Ш-ш-ш течет вода, Повтор
Тесто будет хоть куда! Качают головой
Чтобы тесто стало пышным, Сжимают и разжимают кулачки
Надо нам его месить!
Стало тесто подходить:
Пых-пых-пых! Повтор
Можно пироги лепить, «лепят пироги»-хлопают в ладоши
Пироги поставим в печь,
Чтоб к обеду их испечь. Распрямляют ладони

Испекла бабка колобка, стала его из печи
Доставать, да чуть не обожгла. Ай, какой горячий!
Надо подуть скорее, чтобы колобок остыл. Дети дуют на колобка.
Положила бабка колобка на окно, на окно студиться.
Лежал-лежал колобок на окошке,
Да и спрыгнул на землю «Прыг». Повтор
И покатился по дорожке, только его и видели.

Также интересный конспект по театрализованной деятельности:

Звучит музыка.
Воспитатель: Пойдемте, поищем колобка Следы большие
Чьи это следы? Кто там спрятался за елкой?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Мишка! Как мишка рычит? У-у-у.
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Громко-громко: у-у-у
Нет колобка. А это чьи же маленькие следы?
Дети: Зайка! Правильно.
Воспитатель: Пальчиковая игра
Поиграем с зайкой. Приготовьте пальчики.
Ушки длинные у зайки из кустов они торчат.
Он и прыгает, и скачет, веселит своих зайчат.
Воспитатель: Ау-Ау. Ой. А это кто же заблудился. Да это колобок.
Он дорожку потерял. А вот и дорожка. Поможем колобку добраться до дома.
А чтобы колобку веселей было идти,
Украсим дорожку разноцветными камушками.
(дети украшают дорожку)
Воспитатель: Покатился колобок по дорожке домой.
Встретил колобок бабушку и дедушку и обрадовался!
Никуда я теперь от вас не уйду, всегда слушаться буду!
А бабушка ребятам подарки припасла.
Смотрите, вон корзинка стоит.
Что же в ней лежит? Колобки да сколько много!
Бабушка их из муки испекла.
Всем ребятишкам принесла.
Спасибо не забудьте бабушке сказать.
Ах, какие вкусные колобки!

Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, театрализованные занятия, 1 младшая группа
Название: Конспект занятия по познавательному развитию с элементами театрализованной деятельности для детей первой младшей группы «Колобок»


Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: ГКУЗ ЯО «Областной специализированный дом ребенка № 1» г. Ярославль
Месторасположение: г. Ярославль

Cлайд 1

Презентация на тему: «Театрализованная деятельность в младшей группе». Гаврилова Лариса Вадимовна Воспитатель ГДОУ детский сад №93 Калининского района Санкт – Петербург 2011

Cлайд 2

Содержание. 1.Введение……………………………………………………………………… 3 2. Обоснование выбора темы ……………………………………………….. 4 3. Задачи театрализованной деятельности в младшей группе ……… 5 4. Мнемотехника……………………………………………………………… 6 5. Мнемодорожки. Примеры мнемодорожек ………………………. 7 6. Тактильные дощечки. Образцы тактильных дощечек…………….. 9 7. Изготовление тактильных дощечек………………………………….. 11 8. Этапы работы с тактильными дощечками. Примеры……………… 12 9. Обыгрываем потешки…………………………………………………… 13 10. Наши первые шаги…………………………………………………….. 14 11. Настольные театры, дидактические игры…………………………. 16 12. Сказка «Репка»……………………………………………………………. 17 13. Список литературы………………………………………………………...18

Cлайд 3

Введение Большинство детей с ДЦП и нарушением опорно – двигательного аппарата в младшем возрасте, поступающих в детский сад, не готовы к восприятию сказок. Требуется специальная работа по вовлечению детей в сказку, формированию интереса к ней, способности к осмыслению сюжета и включению в сказочное действие. Поэтому на первом этапе работы важным было формирование у детей уверенности в себе и желание сотрудничать со взрослым в новой для ребенка деятельности, много внимания уделялось индивидуальному общению. Оно дифференцировалось в зависимости от психологических особенностей ребенка и его возможностей усвоения материала, т.к. даже дети одного возраста имеют различный уровень развития моторики. Более того, дети, находящиеся на одинаковом уровне развития моторики (например, самостоятельно передвигающиеся), испытывают разные трудности при ходьбе, манипуляциях с предметами. При проведении всех мероприятий по развитию движений важно знать не только приемы стимуляции моторной активности и развития двигательных навыков и умений, но и те движения и положения конечностей, которые необходимо избегать в процессе занятий и в повседневной деятельности ребенка.

Cлайд 4

Обоснование выбора темы. Знакомство детей с разными видами театров начала в младшей группе и заметила, что встреча с театральной куклой, особенно в адаптационный период, помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. Разыгрывая перед детьми небольшие спектакли, изменяя голос и интонацию в соответствии с героем, позволило мне в наблюдениях отметить, что малыши, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки ("Курочка Ряба", "Колобок", "Репка" и др.). Поэтому решила показывать маленькие спектакли, приглашая желающих детей в них играть. С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание ребенка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности. Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развить внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. Такие игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Cлайд 5

Задачи театрализованной деятельности в младшей группе 1. Развивать внимание у ребенка, слушать речь взрослого и понимать содержание и действовать в соответствии с ним; 2. Воспитывать выдержку, развивать память; 3. Развитие интонационной выразительной речи (эмоциональность); 4. Развитие умственной и речевой активности; 5. Развивать умение с помощью взрослого инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок. Для обучения детей использовались следующие технологии: модельное обучение; коммуникативная деятельность;

Cлайд 6

Мнемотехника Для улучшения памяти у детей в своей практике я использую приемы мнемотехники. Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Цель обучения с ее использованием - развитие памяти (разные виды: слуховая, зрительная, двигательная, тактильная), мышления, внимания, воображения. Основа обучения - развитие творческого познания. Дети знакомятся с окружающим не только непосредственно что-то воспринимая, но и опосредованно, с помощью прочитанных книг, рассказанных сказок. Сказка - неизменный спутник детства - играет особую роль в жизни ребенка. Воображаемая ситуация роднит сказку с игрой-главным видом деятельности дошкольника. Малыш сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки. Ему легче установить ассоциативные связи с любимыми и понятными сказочными персонажами.

Cлайд 7

Мнемодорожки В младших группах используются мнемодорожки. Мнемодорожка несет обучающую информацию в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка. Работать с мнемодорожкой можно, используя приемы наложения и приложения (часто используемые в работе с детьми младшего дошкольного возраста), исключая на первых порах метод частичной или полной графической зарисовки. Для детей младшего и среднего возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как у детей лучше в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого, у петушка – хохолок красного цвета, мышка – серая, елочка – зеленая, солнышко – желтое и красное (теплое) и другие образы. Опорным в таблице является изображение главных героев сказки, через которых идет осознание происходящего в ней, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг ее главных героев. Размер мнемотаблиц может быть различным – в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Так после освоения мнемодорожек в младшей группе можно перейти на небольшие мнемотаблицы на 4 клетки (2х2).

Cлайд 8

Примеры мнемодорожки Аленушка взяла корзинку и пошла в лес собирать грибы. Часто идет дождь, в лесу после дождя появляются грибы, а мы от дождя прячемся под дождем. Стало светить яркое теплое солнце, стали таять сосульки (они заплакали), растаяла избушка лисы.

Cлайд 9

Тактильные дощечки Тактильная память – это способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Основа работы с тактильными дощечками – развитие тактильной памяти. Цели: Развитие восприятия окружающего мира; развитие воображения, фантазии; развитие речи, умения выразить словами свои ощущения от прикосновения. Образцы тактильных дощечек

Cлайд 10

Изготовление тактильных дощечек Материал: Набор из 10 – 15 дощечек с разной шероховатостью поверхностей (5 *10 см.) На одной стороне каждой дощечки написать ее порядковый номер от 1 до 15; Все дощечки должны быть разные на ощупь. - на дощечку № 1 наклеить кусочек натурального или искусственного меха; - на дощечку №2 наклеить наждачную бумагу (она должна быть жесткой и шершавой); - на дощечку №3 наклеить кусочек мягкой ткани (байка, фланель); - на дощечку №4 накапать расплавленный воск от свечи, чтобы на поверхности образовались застывшие капли; - на дощечку №5 наклеить кусок веревки или толстый шнурок (зигзагообразно); - на дощечку №6 наклеить спички или маленькие тонкие палочки; - на дощечку №7 наклеить скорлупки от орехов; - на дощечку №8 наклеить фольгу или целлофан, ее поверхность должна быть гладкой; - на дощечку №9 наклеить бархат или бархатистую ткань; - на дощечку №10 наклеить рубчатую ткань (вельвет); - на дощечку №11 наклеить крупу (греча или перловка); - на дощечку №12 наклеить чешуйки от шишек; - на остальные дощечки можно наклеить мелкую крупу, разломанные кусочки палочек, засушенный листочек и т.п.).

Cлайд 11

Этапы работы с тактильными дощечками 1. Дать сигнал ребенку, чтобы он закрыл глаза. 2. Вложить в его руку дощечку с установкой ее потрогать. 3. Спросить у ребенка, что ему напоминает, когда он трогает (гладит) дощечку (пушистого котика, колючего ежа, зубастого волка и др.). 4. Взять у ребенка дощечку и дать установку, чтобы он открыл глаза. Правило: для игры с ребенком желательно использовать от 1 до 3 дощечек, в зависимости от возраста. Например: задание «Угадай друзей на ощупь» (тактильные дощечки) Цель: развитие у детей тактильной памяти. Ход. Воспитатель предлагает детям потрогать дощечки, узнать, кто живет «в домике» (см. методику работы с тактильными дощечками)

Cлайд 12

Обыгрываем потешки «Кисонька- мурысонька, с кем прянички ела? - Одна. - Не ешь одна не ешь одна». Собака: «Не плачь, зайчик! Я твоему гору помогу». «Раз, два, три, четыре, пять барабаню я опять». «Трень, брень, гусельки, золотые струнушки!»

Проект по театрализованной деятельности в младшей группе «В гостях у сказки».

Тема проекта: «Сказка в гости к нам пришла»;

Вид проекта: средней продолжительности, ролево - игровой, творческий;

Формы работы: групповая, фронтальная.

Актуальность проекта:
Полноценное образование ребенка младшего дошкольного возраста возможно лишь при условии психологического комфорта ребенка в процессе общения со сверстниками, взрослыми в детском саду и семье.
Поступление ребенка в детский сад вызывает у него стрессовое состояние. Адаптация проходит сложно, с массой негативных изменений в детском организме, что проявляется в поведении ребенка.
В период поступления ребенка в детский сад адаптационный период наступает не только у него, но и у родителей.
Ситуация затяжной адаптации детей и родителей к условиям ДОУ не способствует полноценному развитию детей. Поэтому имеется необходимость в облегчении адаптационного периода. Сделать это можно добиваясь эмоционального комфорта детей и вовлекая родителей в образовательный процесс через совместную театрализованную деятельность с детьми. Поэтому, становится особо актуальным создание условий для театрализованной деятельности на территории детского сада.
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Они развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, кроме того позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность.
В процессе театрализованной игры активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй, что очень важно в этом возрасте. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Цель проекта: создать условия для благоприятной адаптации детей в ДОУ и реализации задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования через театрализованную деятельность.

Задачи проекта:
1. Создать условия для психологической адаптации детей и их родителей к условиям ДОУ;
2. Приобщать к сказкам посредством различных видов театра;
3. Расширить взаимодействие с родителями воспитанников, путем создания творческой мастерской;
4. Привлекать детей к совместной театрализованной деятельности;
5. Формировать представление о различных видах театра;
6. Развивать речь, воображение и мышление;

Участники проекта:
воспитатели Антонова Т.Г., Амирова Г.Р.;
дети в возрасте 2 – 3 года;
родители воспитанников;

Ожидаемый результат:
благоприятная адаптация детей к ДОУ;
создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и воспитателями;
формирование умений передавать характер персонажей сказок выразительностью речи, мимикой, жестами;
оснащение театрального уголка.

Продукты проекта:
кукольный театр: «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», «Теремок»;
настольные театры: «Колобок», «Вол и семеро козлят»;

Пальчиковый театр: «Теремок»;
плоскостной театр: «Курочка Ряба», «Колобок»
маски и атрибуты для театрализованной деятельности: «Репка», «Теремок», «Заяц, лиса и петух»;
сюжетные картинки, иллюстрации к сказкам;
дидактические игры: «Мои любимые сказки», раскраски по мотивам сказок «Теремок», «Колобок», «Репка»,»Курочка Ряба»;

Предварительная работа:
подбор и изучение педагогической литературы; чтение русских народных сказок «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба», стихотворений, потешек, загадок о героях сказок;
прослушивание звукозаписей детских сказок – «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Заяц, лиса и петух»;
посещение кукольных представлений в ДОУ;
рассматривание игрушек и иллюстраций к сказкам;
комплекс утренней гимнастики – «Курочка и цыплята», «На лесной полянке»;

Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный;
2. Основной;
3. Заключительный;
Подготовительный этап:
1. Наглядная информация для родителей: «Театр как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста»;
2. Определение целей и задач;
3. Разработка паспорта проекта;
4. Индивидуальные беседы, консультации с родителями по выявлению их заинтересованности в пополнении театрального уголка, их способностей в той или иной области рукоделия и возможностей.

Основной этап:
1)Распределение заданий между родителями (сшить костюмы, связать маски, пополнить уголок различными театрами: настольный, пальчиковый, кукольный);
2)Организация утреннего приема детей: ряжение в костюмы различных персонажей сказок; встреча детей с героями сказок (использование кукольного театра);
3)Знакомство со сказками:

Сказка «Теремок»:
- рассказывание сказки «Теремок» с показом кукольного театра;
- рассказывание сказки вместе с детьми с использованием пальчикового театра;
- конструирование домиков для животных теремка;
- ряжение в костюмы и драматизация сказки «Теремок»;
- дидактические игры: «Угадай, о ком говорю», «Кто-кто в теремочке живет?»;
Сказка «Репка»:
- рассказывание сказки «Репка» с показом кукольного театра;
- рассказывание сказки «Репка» вместе с детьми с показом театра на магнитах;
- лепка «Репка»;
- имитационные упражнения;
- использование раскрасок к сказке «Репка»;
Сказка «Курочка Ряба»:
- рассказывание сказки «Курочка Ряба» с показом театра на магнитах;
- рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба» с с использованием настольного театра;
- пение детских песенок «Петушок, петушок…»;
- дидактические игры: «Мои любимые сказки»;
- подвижные игра «Курочка и цыплята»;
Сказка «Колобок»:
- рассказывание русской народной сказки «Колобок» с показом настольного театра;
- лепка, рисование «Колобок»;
- ряжение в костюмы и драматизация сказки «Колобок»;
- упражнение «Изобрази героя»;
- подвижные игра: «Лиска – лиса»;
- использование раскрасок к сказке «Колобок»;
Сказка «Заюшкина избушка»:
- рассказывание сказки «Заюшкина избушка» с показом кукольного театра;
- конструирование домиков для животных лисы и зайчика;
- ряжение в костюмы и драматизация сказки «Заюшкина избушка»;
- имитационные движения героев сказки и их голосов;
- подвижные игры: «Зайка серенький сидит», «У медведя во бору»;
Взаимодействие с родителями: пополнение театрального уголка; папка – передвижка «Театр как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста»; консультации по вопросам организация домашних кукольных представлений.

Заключительный этап:
1. Выставка работ родителей: «Мастерская сказки»;
2. Утренник «Теремок»;
3. Презентация проекта на методическом объединении в ДОУ;

Итоги проекта:
1. Дети адаптируются к условиям ДОУ;
2. У родителей появился интерес к театру и совместной театрализованной деятельности;
3. Пополнение театрального уголка;
4. В самостоятельной деятельности дети импровизируют с персонажами пальчикового, настольного театра и театра на магнитах;
5. У детей сформировано представление о различных видах театра.

Театральный уголок в нашей группе пополняется и обновляется совместными усилиями родителей и воспитателей. Последнее наше творение - это пальчиковый театр "Теремок", связанный крючком. В следующей публикации я покажу мастер-класс по изготовлению этого театра.


«Театральная деятельность в 1 младшей группе»

В таком сложном и важном деле, как воспитание детей, наиболее эффективным инструментом является театрализация, так как в ней синтезированы практически все виды художественной деятельности в доступной и интересной для ребенка форме – игре.

Универсальность театрализованной игры позволяет решать практически все образовательные задачи в работе с детьми. Поэтому, нет ни одного детского сада, где не использовался бы этот вид деятельности.

В период раннего детства маленький ребенок активно познаёт окружающий мир. В детском саду он приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе раннего развития театральной зоны или уголка сказки. И наша задача воспитателя – сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным.

Задачи театрализованной деятельности в первой младшей группе:

Создать оптимальные условия для развития творческой активности ребенка в театрализованной деятельности;
формировать у детей живой интерес к театральной игре

Развивать речь и координацию движений у детей

Побуждать детей к двигательной импровизации

Доставлять детям радость

Большое значение для развития ребёнка 2-3х лет имеет театральная среда, она способствует его самовыражению. Все дети любят слушать сказки, но когда сказка оживает, когда герои начинают двигаться и разговаривать – для детей это настоящее чудо! Чтобы нам, воспитателям, было чем показывать такие «чудеса» мы собираем театральные уголки.

Мы стараемся знакомить малышей с различными видами театра, чтобы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен.

В театральном уголке есть пальчиковый театр (когда каждая куколка одевается на палец); резиновые куклы (представлены в виде резиновых игрушек); настольный театр (все персонажи, а также некоторые атрибуты сказки, например: избушки, лес, пеньки и др., представлены в виде деревянных фигурок); куклы би-ба-бо (каждая кукла надевается на руку), теневой театр. Ну и конечно же сцена или ширма, которые позволяют сделать кукольный спектакль более интересным.

Ознакомление с играющими куклами начинается уже в раннем возрасте.

Надев на руку куклу, воспитатель читает потешки, сказки, подражая голосам

животных. Это вызывает у детей положительную эмоциональную реакцию,

дети начинают повторять потешки и песни вместе со взрослым.

Пальчиковый театр с 2х лет – незаменимый помощник в общении с ребятами. Знакомство начинается с формированием умений детей управлять движениями собственных пальцев, а чуть позже обучают элементарным действиям с куклами.

Воспитатель разыгрывает перед детьми сказку, соответствующую возрасту детей. Например: «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Репка», «Маша и медведь» и другие. Во время показа идет общение кукольных персонажей и детей.

Тесто ручками помнем (сжимаем - разжимаем кулачки)

Сладкий колобок мы испечем (как будто мнем тесто)

Серединку смажем джемом (круговые движения ладошками)

А верхушку - сладким кремом (по плоскости стола)

Бабушка и Дедушка : Подуйте, дети, на Колобок, пусть он остынет, а мы пойдем в домик, мы очень устали…(Воспитатель дует вместе с детьми.)

Колобок : Здравствуйте! А вы кто? (Ответы детей). А где бабушка и дедушка? (Ответы детей.)

Заяц : Дети, кто же так весело песенку поет? (Ответы детей.)

Колобок (Зайцу ) : А ты кто такой? Уши длинные, хвостик маленький? Дети, кто это?..(и т.д.)

Воспитатель: Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец!

Где наши ладошки? Похлопайте немножко!

Первые занятия с малышами проходят в виде кукольных представлений, которые показывает воспитатель, а дети в этом случае являются зрителями.

Основная задача таких встреч – познакомить детей с театром, вызвать интерес к занятиям, создать доброжелательную атмосферу взаимодействия воспитателя с детьми.

Основная работа по театрализованной деятельности проходит по следующей структуре:

1 Приветствие (в игровой форме)

2 Подготовка (пальчиковая гимнастика или игровые упражнения)

3 Работа над сценками

4 Уход

Воспитание и развитие детей в театрализованной деятельности – одно из основных направлений работы воспитателя, где ставят спектакли, шьют костюмы, делают декорации, изготавливают билеты, приглашают зрителей.

Задача воспитателя - раскрыть талант каждого ребенка, дать ему возможность поверить в себя, почувствовать свою успешность.

Встреча с куклой помогает ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу. Во время игры в театральной зоне дети учатся понимать обращенную к ним речь, составляют предложения, общаются со сверстниками, осваивают культуру общения.

Предлагаем вашему вниманию наш вариант развивающей среды - эстетично оформленная театральная зона «Буратино и Золотой ключик». В уголке имеется сцена, уголок ряженья и достаточное количество масок для драматизации сказок, дидактических игр, атрибутов, элементов декораций, костюмов и шапочек для самостоятельной игры в театр.

Эти игры мы сочетаем с артикуляционной и пальчиковой гимнастикой, где малыши учатся воспроизводить звуковые образы, осваивают правильное речевое дыхание, воспроизводят ритмы стихотворения. Широко используя литературу и иллюстрированный материал, легко сделать эти игры весёлыми и живыми.

Дети имеют свободный доступ к игрушкам и игровому оборудованию, удовлетворяется потребность каждого ребенка в речевой и творческой активности средствами театрально-игровой деятельности.

Для показа детям инсценировок по сказкам («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка» и др.) используется театр картинок, настольный театр плоскостных игрушек, музыкальные инструменты и магнитофон. Дети в восторге от музыкально-театрального уголка.

Театрализованные игры способствуют развитию памяти, учат доброте, чуткости, честности, смелости, формируют понятия добра и зла. Робкий ребёнок станет более смелым и решительным, застенчивый – преодолеет неуверенность в себе.

М.Е. Салтыков-Щедрин утверждал, что «из всех существующих в мире тайн тайна куклы – самая загадочная». Если к театральным куклам относиться серьезно, с полной ответственностью и пониманием, что в кукольном театре сокрыто какое-то важное сокровище и нужно искать «Золотой ключик», столь необходимый в воспитании детей.

Одним из определяющих факторов воспитания малышей является развивающая предметно-пространственная среда – источник знаний и социального опыта ребенка.

И хочется надеяться, что любовь к театру, к творчеству, к музыке останется у наших воспитанников навсегда.


Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...