Адмиралтейство план здания. История адмиралтейства. Здание в XVIII столетии

Адмиралтейство

Адмиралте́йство (зда́ние Гла́вного Адмиралте́йства) - комплекс зданий, в которых раньше располагалось Главное адмиралтейство Российской империи. Расположено на 2-м Адмиралтейском острове в Санкт-Петербурге, считается одним из шедевров архитектуры, памятником русского классицизма.

Кораблик на шпиле здания рассматривается как один из символов города наряду с Медным всадником и контурами разведенного Дворцового моста на фоне Петропавловского собора.

Адмиралтейская крепость, построенная по чертежам Петра I

Изначально Санкт-Петербургское адмиралтейство строилось как верфь по чертежам, подписанным самим Петром I.

Санкт-Петербургское адмиралтейство было заложено 16 (5) ноября 1704 года, об этом сохранилась следующая запись:

Заложили Адмиралтейский дом и веселились в остерии и веселились, длина 200 сажен, ширина 10 сажен

Походный журнал Петра I

Подготовительные работы были закончены в рекордно короткий срок и в начале 1705 года на верфи были построены основные постройки и на эллиннгах были заложены первые корабли.

В условиях войны необходимо было защищать верфь, поэтому в 1706 году адмиралтейство представляло собой крепость. Оно было ограждено земляным валом с пятью земляными бастионами. По периметру были прорыты рвы, заполненные водой, насыпь гласиса и экспланада - обширный луг для обзора местности обстрела в случае внезапного нападения противника. В первой постройке была реализована вертикальная доминанта с металлическим шпилем. Свободное от построек пространство простиралось до современной Малой Морской улицы.

10 мая (29 апреля) 1706 года состоялся первый спуск корабля на воду - был построен прам с 18 пушками. К 1715 году в этом подразделении Адмиралтейского приказа работало около десяти тысяч человек. В то время адмиралтейство представляло собой одноэтажное мазанковое строение, расположенное в виде сильно растянутой буквы «П», раскрытой в сторону реки Невы. В здании размещались склады, мастерские, кузницы, а также службы адмиралтейского ведомства. Двор был занят эллингами для строительства парусных кораблей, по периметру двора был внутренний канал.

Канал вокруг адмиралтейства носил не только оборонительную функцию, но и транспортную - по нему доставлялся строевой лес из Новой Голландии и другие стройматериалы. Он был интегрирован в сеть городских каналов, соединяясь с Адмиралтейским каналом. Канал был засыпан в 1817 году.

Архитектура

Здание 1711 года

В 1711 году была произведена первая перестройка адмиралтейства. В ходе работ над воротами был установлен шпиль с корабликом, водружённый голландским мастером Х. ван Болосом. Под корабликом на шпиле укреплён позолоченный шар, внутри которого находится круглая кубышка из чистого золота. В ней помещены все образцы золотых монет, отчеканенных в Санкт-Петербурге с момента его основания. Этот шар никогда не вскрывался, так как секрет поворота одной из его половин в нужную сторону безвозвратно утрачен.

Оригинальный кораблик простоял на шпиле до 1815 года, и во время ремонта был заменён на второй кораблик. При этом оригинальный кораблик Фон Болоса был утерян. Второй кораблик простоял 71 год, и в 1886 году при очередном ремонте шпиля был снят и заменён на точную копию. Второй кораблик помещён в экспозицию Военно-морского музея. Вес кораблика - 65 кг, длина - 192 см, высота - 158 см.

Здание Адмиралтейства производило серьёзное впечатление на жителей той эпохи. Сохранилось описание этой аллеи камер-юнкера в свите герцога Карла-Фридриха Голштейн-Готторпского:

На Адмиралтействе, красивом и огромном здании, находящемся в конце этой дороги, устроен прекрасный и довольно высокий шпиц, который выходит прямо против проспекта

Есть мнение, что прообразом кораблика Адмиралтейства стал первый русский военный корабль - фрегат «Орёл», построенный в 1667-1669 годах по указу Алексея Михайловича. Это утверждение базируется на том, что ни один из построенных Петром до 1719 года кораблей ничего общего с корабликом на шпиле Адмиралтейства не имел.

Существует легенда, что три флага на мачтах кораблика были выполнены из чистого червонного золота, а в носовой части хранилась личная буссоль Петра I. Так же существует легенда, что кораблик повторяет силуэт первого корабля вошедшего в только что построенный порт Санкт-Петербурга.

Здание 1738 года

В 1732-1738 годах архитектор И. К. Коробов построил каменное здание Адмиралтейства. Зодчему удалось, сохранив прежний план, придать сооружению монументальность, отвечавшую его градообразующей функции. В центре, над воротами, была построена стройная центральная башня с позолоченным шпилем, иногда называемым «Адмиралтейская игла». На 72-метровую высоту был вознесён кораблик-флюгер, и на этой позиции он находится до наших дней.

В 1740-х годах это пространство вокруг Адмиралтейства использовалось для военных учений и как пастбище для скота. По праздникам Адмиралтейский луг становился местом общегородских гуляний, ярмарок; здесь устанавливали карусели, балаганы, катальные горки.

Также было упорядочено пространство вокруг адмиралтейства: в 1760-х годах архитектором А. В. Квасовым были определены границы центральных площадей, окружающих здание Адмиралтейства.

До середины XVIII века пространство к югу от адмиралтейства именовалось Адмиралтейским лугом. На Адмиралтейском лугу проходили учения солдат и устраивались народные гулянья.

Во второй половине XVIII века крепостной канал сильно загрязнился и стал скапливать сточную грязную воду. Императрица Елизавета Петровна в середине XVIII века приказала канал регулярно чистить, а луг замостить. Полностью Адмиралтейский луг был замощен только к концу царствования Екатерины II (в последней четверти XVIII века).

К этому времени южная часть луга была застроена, и определились границы Адмиралтейской площади перед главным фасадом Адмиралтейства.

Здание 1823 года

К началу XIX века утилитарная архитектура адмиралтейства уже не соответствовала его положению «центрального» здания в городе: три главных магистрали (Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект) - сходятся к нему лучами. К востоку от адмиралтейства незастроенное пространство доходило до реки Мойки, вдоль которой шла Большая Луговая улица. Возникла необходимость изменить облик здания, так чтобы оно гармонировало с находящимся поблизости Зимним дворцом и другими величественными архитектурными ансамблями, расположенными рядом с адмиралтейством.

В 1806-1823 годах архитектор А. Д. Захаров блестяще решил эту задачу. Идеей нового облика здания стала тема морской славы России, могущества русского флота. Захаров перестроил адмиралтейство почти полностью, оставив лишь изящную башню со шпилем. Фортификационные сооружения у верфи были уничтожены, на их месте разбит бульвар (сейчас на этом месте расположен Александровский сад). Сохранив конфигурацию плана уже существовавшего здания, Захаров создал новое, грандиозное (протяжённость главного фасада 407 м) сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе (как уже говорилось выше, главные магистрали сходятся к нему тремя лучами).

Архитектурный ансамбль Адмиралтейства состоит из двух П-образных в плане корпусов (внешнего и внутреннего). между ними проходил Адмиралтейский ров. Внешний корпус занимали административные учреждения морского и речного флота России, а во внутреннем по-прежнему были производственные мастерские.

В центре здания - монументальная башня со шпилем (архитектор И. К. Коробов), окружённая колоннадой в средней части, ставшая символом города. Основание башни прорезано аркой, а на флангах средней части установлены 12-ти и 6-колонные портики. Они повторяются на боковых фасадах. Павильоны, обращённые к Неве, перекликаются с основанием центральной башни и увенчаны флагштоками с изваяниями дельфинов. Строгий ритм членений придает композиции Адмиралтейства особую цельность. Композиция двух крыльев фасада, симметрично расположенных по сторонам башни, построена на сложном ритмическом чередовании простых и чётких объёмов (гладкие стены, сильно выступающие портики, глубокие лоджии).

Особое место в архитектурном решении Адмиралтейства занимает скульптура. Во фронтонах боковых портиков - рельефы, изображающие греческую богиню правосудия Фемиду, награждающую воинов и ремесленников. В создании скульптур принимали участие С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский, А. А. Анисимов. Центральную арку фланкируют стоящие на высоких постаментах статуи нимф, несущих глобусы (скульптор - Ф. Ф. Щедрин). Над аркой - парящие Славы и аллегорический барельеф «Заведение флота в России» (ск. И. И. Теребенев). На углах первого яруса - фигуры античных героев: Александра Македонского, Ахилла, Аякса и Пирра. Над колоннадой - 28 скульптурных аллегорий: огня, воды, земли, воздуха, четырёх времен года, четырёх стран света, музы астрономии - Урании и покровительницы корабельщиков-египетской богини Изиды и др. Декоративные рельефы органично соотносятся с крупными архитектурными объёмами, пристенные скульптурные группы подчёркивают в грандиозно развёрнутых фасадах живую человеческую меру. Скульптуры Адмиралтейства не просто указывают на функциональное назначение здания, они утверждают образ России как морской державы.

Внутри, в интерьерах Адмиралтейства (сохранились вестибюль с парадной лестницей, зал собраний, библиотека) суровая строгость монументальных архитектурных форм смягчена обилием света и исключительным изяществом отделки.

История

Строительство парусных кораблей на Адмиралтейской верфи продолжалось до 1844 года В дальнейшем в здании остались только учреждения флота: Морское министерство, Главный морской штаб, Главное гидрографическое управление. В 1709-1939 годах в нём размещался Военно-морской музей.

С июня 1917 года здесь находился Центрофлот - центральный демократический орган флота, поддерживающий Временное правительство. Во время Великой Октябрьской революции он был распущен, и 26 октября по инициативе В. И. Ленина был создан Военно-морской революционный комитет (ВМРК), мобилизовавший силы флота на создание и упрочение Советского государства. ВМРК помещался в крыле Адмиралтейства, обращенном к Медному всаднику.

С 1925 года в здании находится Высшее военно-морское училище им. Ф. Э. Дзержинского. До конца 2008 года там же находился и штаб Краснознаменной Ленинградской военно-морской базы.

Сохранность и реставрация

Во время блокады Ленинграда шпиль Адмиралтейства был зачехлён; укрытие было снято 30 апреля 1945 года. Реставрационные работы в здании проводились в 1928,1977 и в 1997-1998 гг.

Современность

В пост-советское время неоднократно возникали различные проекты по новому использованию помещений адмиралтейства. Так в 2006 году выдвигалось предложение переместить сюда, на ограниченную площадь, Центральный военно-морской музей, в здании которого правительство Санкт-Петербурга планировало открыть нефтяную биржу. Осенью 2007 года появилось предложение разместить в адмиралтействе командование Военно-морского флота. Между тем жителями города было замечено, что башня Адмиралтейства дала трещину. Ситуация разбирается в КГИОП

По словам министра обороны Анатолия Сердюкова (сентябрь 2010), переезд Главного штаба ВМФ и основных структур в Петербург начнется после окончания ремонта в Адмиралтействе. В 2009 году оттуда выехало Военно-морское училище и штаб Ленинградской военно-морской базы. Вместе с тем глава Минобороны отметил, что командный пункт управления переноситься в ближайшие год-два все же не будет.

Интересные факты

В 1932-1933 годах в здании размещалась Газодинамическая лаборатория - первое в СССР конструкторское бюро по разработке ракетных двигателей.

Адмиралтейская игла запечатлена на медали «За оборону Ленинграда» и на знаке, вручавшемся выпускникам Ленинградского механического института.

При золочении Адмиралтейского шпиля в 1977 году в шар под корабликом, где установлен специальный ларец, положили проект Конституции СССР.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Адрес: Адмиралтейский проезд, 1

Одним из главных петербургских символов по праву считается знаменитое Адмиралтейство . Это прежде всего исторический памятник – именно здесь лично Петром Первым была заложена верфь по созданию российских кораблей, здесь создавался отечественный флот, имеющий героическую и славную историю.

Во-вторых, Адмиралтейство является архитектурным памятником русского ампира 18-19 веков . История создания адмиралтейства и как судостроительного производства и как архитектурного градостроительного комплекса весьма интересна.

История создания и развития Адмиралтейства

18 век

Как комплекс сооружений, созданный для строительства и ремонта российских кораблей , Адмиралтейство возникло при Петре Первом. Самое первое русское адмиралтейство было построено в городе Воронеже , а суда, построенные там, принимали участие в Азовском походе.


В новом же городе, строящемся на Неве, в непосредственной близости от моря, строить корабли, как говорится, сам бог велел.

Строительство кораблей на петербургской адмиралтейской верфи

В начале 18 века на берегу Невы, при самом активном участии Петра, была построена деревянная адмиралтейская крепость-верфь . Время было военное, поэтому при сооружении верфи были приняты соответствующие защитные меры, которые состояли в устройстве земляных валов, бастионов и рвов, заполненных водой. Так же с северо-восточной стороны за счет вырубки лесов была создана обязательная эспланада (ровная просматриваемая площадка).

Уже к 1706 году, меньше чем за два года, был построен и спущен на воду первый петербургский корабль . А через десять лет в Адмиралтейском приказе работало уже 10 тыс. человек , которые трудились на строительстве кораблей, в мастерских и складских помещениях, занимались различными административными делами ведомства. При адмиралтействе даже существовала модель-камера , специальное помещение для хранения схем, чертежей и даже моделей уже построенных кораблей. Позже модель-камера переросла в Морской музей .

Адмиралтейство начала 18 века

В 1716 году комплекс одноэтажных адмиралтейских зданий был вытянут вдоль Невы в п-образном виде. А в 1719 году ворота адмиралтейского въезда впервые украшаются металлическим шпилем с фигуркой трехфлагового кораблика , сделанного голландскими мастерами. С тех пор, кораблик адмиралтейского шпиля стал символом города. С какого корабля был создан силуэт адмиралтейского кораблика доподлинно неизвестно, говорят что флаги его были чисто золотые, а в носовую часть был помещен один из личных строительных инструментов Петра Первого.


Тот первый кораблик, простоявший на шпиле практически сто лет, при ремонтных работах был утерян. Второй кораблик весом 65 кг , установленный взамен первого, продержался более семидесяти лет, а затем был отправлен в Морской музей. Его заменил повторяющий его в точности – третий кораблик.

Только после смерти Петра, уже в 30-х годах 18 столетия , были, наконец построены каменные адмиралтейские корпуса. Архитектор И.Коробов смог создать монументальное сооружение, не меняя его первоначального плана. Въездные ворота он украсил стройной башней с золоченым шпилем, заканчивающимся флюгером-корабликом . С тех пор и плывет тот кораблик на 72-метровой высоте, видный из разных частей города.


В то время еще не существовало Дворцовой площади, не было нынешнего Зимнего дворца, а ненужная более эспланада постепенно превратилась в Адмиралтейский луг, на котором проводились народные гулянья, воинские ученья и пасся царский скот.

В 60-е годы того же столетия по градостроительному плану А.Квасова определились границы главных городских площадей. Адмиралтейский луг был покрыт каменной мостовой и постепенно превращался в Дворцовую площадь . Три главных городских улицы – Невского проспекта , Гороховой и Вознесенской – сходились к зданию Адмиралтейства.

Город хорошел, развивался, его облик становился стильным и узнаваемым. Настало время и само здание Адмиралтейства привести к общему гармоничному знаменателю с построенными рядом великолепными сооружениями. Эта задача легла на плечи архитектора А.Захарова в начале 19 века.

19 век

Оттолкнувшись от идеи создания Адмиралтейства как символа могущества российского флота , Захаров полностью перестроил корпуса зданий, сохранив, однако, общий существующий план и башню со шпилем И.Коробова .


Остатки Адмиралтейского луга и верфные сооружения были превращены в бульвар , ставший впоследствии Александровским садом . Грандиозное, вытянутое на 400 метров вдоль Невы, сооружение состояло из внешних и внутренних корпусов. Коробовская башня была доминирующим центром. Чтобы очень вытянутое здание не смотрелось монотонно, оно было разбито на ритмические части – то выступающий портик, то гладкая стена.


На всем протяжении корпусов можно увидеть разнообразные скульптуры, барельефы, аллегоричные изваяния и т.д. Лейтмотивом всех украшений легко читается морская тематика и могущество Русской морской державы.


За весь период существования адмиралтейской верфи, с неё было спущено более 250 российских кораблей . Но с середины 19 века здание стало использоваться только как сугубо административное. Здесь, кстати, служили некоторые великие князья из династии Романовых. Находился здесь и Военно-морской музей.


В 60-е годы при Александре Втором маленькая адмиралтейская церковь превратилась в Собор Св.Спиридона Тримифунтского , для которого была возведена колокольня. Выросший статус церковного учреждения Адмиралтейства привел к разногласиям светского и церковного отношения к некоторым изображениям, украшающим адмиралтейские стены. В результате многочисленных дискуссий часть языческих скульптур и архитектурных украшений была убрана, хотя против их изъятия выступали архитекторы и художники города.

В конце 60-х на башне Адмиралтейства появились часы европейского производства. При Николае Втором эти часы были заменены на электрические.

Часы на здании Адмиралтейства

20 век

После революции адмиралтейское здание было занято и Военно-морским революционным комитетом, и конструкторским бюро Газодинамической лаборатории, и Высшим военно-морским инженерным училищем им. Ф. Дзержинского .


С 2013 года здание Адмиралтейства отдано Главному командованию Военно-Морского Флота России. А петровский кораблик, пусть и в отреставрированном виде, все также плывет над городом и над Невой через годы, через социальные потрясения, войны, разрухи и восстановления. Пожелаем же ему дальнейшего счастливого плаванья!

Адмиралтейство наряду с Петропавловским и Исаакиевским соборами является доминантой Северной столицы и центром трехлучевой планировки, сложившейся еще в Петровскую эпоху. "Адмиралтейская игла", которая "века истории прошила", является одним из символов Санкт-Петербурга, без которого невозможно представить панораму невских берегов.

Первое здание Адмиралтейства было заложено по замыслу Петра Первого в 1704 г. Он возводил Санкт-Петербург как главный центр российского кораблестроения и мореплавания, а потому Адмиралтейство строили и как судостроительную верфь, и как крепость - шла Северная война. Здания, расположенные "покоем", т.е. в виде буквы "П", открывались к Неве; в обширном дворе на стапелях собирали корабли и по доскам, смазанным салом, спускали на воду. В центральном корпусе - в башне под шпилем - работала Адмиралтейская коллегия, управлявшая российским флотом.

Все строения первого Адмиралтейства были деревянными и уже к 1720-м гг. изрядно обветшали. Возведение новых, каменных корпусов в 1730-х гг. возглавил архитектор И.К. Коробов, один из "птенцов гнезда Петрова". Он заново создал весь производственный комплекс, сохранив общий абрис прежнего здания. Для своего времени оно было выдающимся, но к началу 19 в. выглядело уже старомодным и слишком утилитарным на фоне новых парадных строений Петербурга.

Ныне существующее здание Адмиралтейства - третье по счету - в 1806-1823 гг. возводил Андреян Дмитриевич Захаров (1761-1811 гг.), главный архитектор Адмиралтейского ведомства. Он был выпускником петербургской Академии художеств, учился в Париже и всю жизнь посвятил служению архитектуре. Зодчий проявил уважение к трудам своих предшественников, частично сохранив стены старых построек, оконные проемы и коробовский шпиль. К началу 19 в. Адмиралтейство утратило значение верфи и крепости, и потому новые сооружения должны были приобрести совсем другой художественный образ. Обращенное к городу и его основным магистралям, Адмиралтейство стало восприниматься как символ моря. Другой своей стороной оно "смотрит" на Неву - это символ власти Петербурга над водной стихией, часть морского фасада города.

Адмиралтейство - выдающийся памятник классицизма, в облике которого некоторые исследователи усматривают и черты французского ампира. Архитектор Захаров мастерски избежал монотонности динного фасада, растянувшегося на 407 м, украсив его портиками, создающими игру света и тени. Центральная многоярусная башня с триумфальной аркой напоминает надвратные башни древнерусских монастырей. Ее шпиль высотой более 70 м завершен знаменитым трехмачтовым корабликом-флюгером с распущенными парусами - символом Петербурга (он весит 65 кг и покрыт 2 кг чистого золота). Гигантское здание не подавляет; оно во всем соразмерно человеку и каким-то непостижимым образом соединяет в себе монументальность и мягкость.

Скульптура, по замыслу Захарова, не украшает здание, а составляет с ним единое целое, превращая Адмиралтейство в памятник русской морской славы. Соавторами зодчего были лучшие скульпторы того времени: Ф.Ф. Щедрин, С.С. Пименов, И.И. Теребенев, В.И. Демут-Малиновский. Они изваяли полководцев и героев древности, установленных на углах основания башни, аллегорические статуи природных стихий, увенчавшие ее колонны, группы морских нимф по сторонам триумфальной арки, маски морских божеств на замковых камнях первого этажа. Сюжет 22-метрового горельефа на аттике башни "Заведение флота в России" делает здание Адмиралтейства своеобразной энциклопедией отечественного флота.

Адмиралтейство входит в ансамбль центральных петербургских площадей: его стены удачно гармонируют с фасадами Зимнего дворца на Дворцовой площади, а также со зданиями, расположенными на площадях Декабристов и Исаакиевской.

Здание Адмиралтейства является одним из лучших архитектурных памятников Петербурга. Кораблик на шпиле Адмиралтейства широко известен как один из символов города на Неве. Само слово «адмиралтейство» означает место строительства и ремонта военных судов. Первая верфь в Петербурге построили уже в июне 1703 года на месте будущего Кронверка Петропавловской крепости. Однако городу требовалась большая адмиралтейская верфь. По распоряжению Петра I новая верфь должна была быть построена на острове между Невой и рекой Мья (ныне река Мойка). Этот остров стал именоваться Адмиралтейским.

5 ноября 1704 года была заложена верфь-крепость, построенная по генеральному плану-чертежу, собственноручно выполненному Петром I. Адмиралтейская верфь, построенная по плану буквой «П», имела примерно 425 метров в длину и 213 в ширину. В самой глубине двора располагалась «государева контора» - Адмиралтейский дом, от которого тянулись одноэтажные деревянные боковые корпуса. В 1711 году в центре главного фасада построили башню со шпилем, в которой спустя семь лет разместилась Адмиратейств-коллегия – высший орган управления флотом. Во внутреннем дворе Адмиралтейства располагались эллинги – помещения или помосты, где строились или ремонтировались корабли. Здесь так же находилась камора, в которой работали корабельные архитекторы и чертежники.

Поскольку Петербург в то время жил под постоянной угрозой нападения шведов, вокруг Адмиралтейства построили крепостную стену с пятью земляными бастионами и глубоким сухим рвом, на дне которого стояли ряды заостренных кольев. По периметру верфи-крепости прорыли от Невы два канала – внутренний и внешний. Через год строительство Адмиралтейства было почти закончено. Чтобы образовалось свободное пространство для обстрела из крепостных орудий, до реки Мойки (Мьи) был вырублен лес. Вскоре это место стало называться Адмиралтейским лугом. Первый корабль с Адмиралтейской верфи был спущен на воду 29 апреля 1706 года. Во время царствования Петра I со стапелей Адмиралтейства сошло в общей сложности 262 военных корабля. При этом каждая закладка или спуск корабля на воду сопровождались залпами салюта, пушечными выстрелами, криками «ура» и всеобщим праздником.

От Адмиралтейской верфи до Новой Голландии в 1717 году прорыли Адмиралтейский канал, по которому к верфи доставлялся лес для постройки кораблей. На острове Новая Голландия, образованном рекой Мойкой, Крюковым и Адмиралтейским каналами, размещались склады, специально устроенные в стороне от верфи, чтобы избежать пожаров. К 1727 году здание Адмиралтейства сильно обветшало, и его решили перестроить в камне. По проекту архитектора И.К. Коробова здание было украшено стройной башней, увенчанной красивым шпилем. Коробов заново создал весь комплекс Адмиралтейства, сохранив архитектурный силуэт здания петровского времени.

В начале XIX века, когда менялся облик Петербурга, здание Адмиралтейства, на фоне Зимнего дворца с одной стороны, и Медного всадника с другой, стало выглядеть достаточно скромно. Работы по перестройке здания поручили выдающемуся архитектору А.Д. Захарову. Строительство велось с 1806 по 1823 года. Третье по счету, современное нам, здание Адмиралтейства состоит из двух П-образных корпусов – внешнего и внутреннего. Центральный фасад здания, протяженностью более четырехсот метров, украшен шестью многоколонными портиками. В центре фасада располагается многоярусная башня с въездной аркой, украшена колоннадой и увенчанная куполом со шпилем.

Здание, выполненное Захаровым в стиле русского классицизма, стало выглядеть гораздо более торжественно. Адмиралтейство стало трехэтажным, здание украшают 56 статуй, 11 барельефов и 350 лепных украшений. Над въездной аркой центральной башни Адмиралтейства располагаются две летящие славы со склоненными знаменами. Выше них – горельеф «Заведение флота в России». Еще выше, на парапете башни, находятся изваяния древних героев – Александр Македонский, Пирр, Аякс и Ахиллес. В сторону Зимнего дворца обращены четыре статуи, олицетворяющие главные направления ветра (северный – Борей, западный – Нодир, южный – Зефир, восточный – Нот), и изображения двух богинь – Изиды и Урании (покровительниц кораблестроения и астрономии). Их двойники также смотрят и в сторону Медного всадника. Центральная башня Адмиралтейства увенчана позолоченным куполом с часами и восьмигранным фонариком с маленьким куполом, переходящим в шпиль высотой 23 метра.

Вся история Адмиралтейства неразрывно связана с флотом. В разное время в нем располагались различные морские и учебные учреждения: Адмиралтейств-коллегия, Морское министерство, Училище корабельной архитектуры, Высшее Военно-морское инженерное училище им. Ф.Э. Дзержинского.

Одно из главных архитектурных украшений культурной столицы России - Адмиралтейство. Этот комплекс зданий в стиле ампир был выстроен в XVIII веке. Первое упоминание о нем датировано началом названого столетия.

Нужно отметить, что первоначально его назначение и внешний облик были иными, чем в настоящее время: постройки были возведены для ремонта и строительства судов. Позже здания были перестроены. Сегодня в знаменитом комплексе зданий находится командование российского Военно-морского флота.

Силуэт кораблика, венчающий одно из величественных строений комплекса, в настоящее время является символом северной российской столицы.

Начало истории

В походном журнале Петра Великого сохранилась запись о закладке «Адмиралтейского дома», длина которого составляла двести сажен, а ширина - десять сажен. В той же записи упомянуто, что после закладки здания это событие весело отмечали в питейном заведении.

Строительные работы продвигались очень быстро. Уже спустя два года после того, как была сделана запись, проект «Адмиралтейского дома» был воплощен в жизнь. «Дом», построенный по чертежам императора, представлял собой настоящую крепость (она была необходима для защиты верфи). Ее окружали рвы с водой, постройку также защищал земляной вал.

Само строение было низким (состояло лишь из одного этажа) и очень длинным. Помещения этого здания использовались в качестве складов и кузниц, некоторые комнаты были отданы адмиралтейскому ведомству, точнее, его службам. Во дворе здания был прорыт канал (его засыпали в начале XIX столетия). Он был необходим для доставки строительных материалов, а также имел оборонительную функцию.

Спустя несколько лет после того, как здание было достроено, в нем оборудовали особую комнату, предназначенную для хранения чертежей и моделей кораблей. Здесь можно было увидеть модель каждого корабля, построенного на верфи, и ознакомиться с его чертежами. В начале XIX столетия эта комната была превращена в музей. Он просуществовал здесь до конца 30-х годов XX века.

Силуэт кораблика

История знаменитого кораблика, являющегося в настоящее время одним из символов города, начинается в конце 10-х годов XVIII века. Именно тогда силуэт кораблика появился над воротами адмиралтейства. Его водрузил туда Харман ван Болос - голландский плотничный мастер. Силуэт корабля был укреплен на длинном металлическом шпиле.

Какой же именно корабль стал прообразом этого элемента декора? Историкам до сих пор не удалось это установить. Некоторые придерживаются следующей версии: образцом явился силуэт того судна, которое первым вошло в только что достроенный санкт-петербургский порт. Согласно другой версии, шпиль увенчан уменьшенным силуэтом совсем другого корабля, построенного в 60-е годы XVII столетия; это был первый русский корабль, предназначенный для военных целей. Какая из двух версий верна? Ответ на этот вопрос пока не найден.

Существует предание о том, что флаги на мачтах знаменитого кораблика были изготовлены из золота . Ни подтвердить, ни опровергнуть эту легенду в настоящее время невозможно, так как первоначальный силуэт кораблика, венчавший шпиль, был утерян в начале XIX столетия и заменен новым.

Этот новый кораблик также был заменен спустя примерно семьдесят лет. Тот силуэт, который украшает шпиль в настоящее время, является точной копией второго замененного кораблика.

Здание в XVIII столетии

Каменное здание было возведено в 30-е годы XVIII века . Его проект был разработан Иваном Коробовым . Перед архитектором стояла задача создать по-настоящему монументальное, величественное строение, и эта цель была достигнута.

Самой яркой деталью здания стала высокая башня, увенчавшая ворота . Ее шпиль был покрыт позолотой. Согласно некоторым историческим документам, золото для покрытия шпиля было получено в результате переплавки дукатов, которые нидерландское правительство преподнесло российскому императору в качестве подарка. Впрочем, эта информация вызывает у историков сомнения. Так или иначе, сверкающий на солнце, яркий шпиль по сей день производит большое впечатление на гостей столицы. Его острие оканчивается флюгером - знаменитым силуэтом кораблика. Этот силуэт находится на высоте семидесяти двух метров (высота башни - сорок девять метров, высота шпиля - двадцать три метра).

В 40-е годы XVIII столетия обширное пространство возле здания использовалось в качестве пастбища. Также здесь проходили военные учения. В праздничные дни на этом поле устраивались ярмарочные гуляния, все вокруг становилось пестро от ярко раскрашенных каруселей и балаганов.

При Елизавете Петровне возникли серьезные проблемы с крепостным каналом: в нем стала скапливаться грязная вода (туда сливались стоки). Императрица приказала систематически очищать русло канала. В тот же период времени обширное пространство возле здания было замощено.

Адмиралтейство в XIX-ХХ веках

В начале XIX столетия возникла необходимость в перестройке Адмиралтейства. Теперь оно было расположено в центральной части города, неподалеку от него высились величественные дворцы, а потому и оно должно было выглядеть менее утилитарно, более ярко и нарядно. Проект перестройки здания был разработан Андреяном Захаровым . Изменения, внесенные им в облик Адмиралтейства, были весьма существенными, но они не коснулись самой яркой и узнаваемой детали здания - изящной башни над воротами и позолоченного шпиля с флюгером-корабликом. Специалисты находят, что задача, стоявшая перед архитектором, была решена им блестяще.

Новый главный фасад здания в XIX столетии выглядел весьма внушительно (да и в наши дни производит большое впечатление): его протяженность составляет четыреста семь метров . Расскажем кратко и о других архитектурных особенностях величественного строения и всего архитектурного ансамбля, играющего столь важную роль в формировании облика культурной столицы России.

В состав архитектурного ансамбля входят два корпуса, имеющие П-образную форму . Когда-то они были разделены рвом. В XIX столетии один из корпусов был занят мастерскими, а другой - учреждениями речного и морского флота страны.

Центральный элемент ансамбля - башня, увенчанная шпилем , о которой уже было рассказано выше. В ее основании находится арка, среднюю часть башни украшает колоннада.

Обратите внимание на то, что общая композиция архитектурного комплекса отличается строгостью, удивительной цельностью и четким ритмом.

Отдельно нужно сказать несколько слов о скульптурах , являющихся важной частью архитектурного ансамбля. В их числе изображение богини правосудия, награждающей ремесленников и воинов, неподалеку – фигуры нимф, держащих глобусы, скульптуры четырех прославленных героев античного мира... Нельзя не упомянуть и о двадцати восьми скульптурных аллегориях. Они символизируют стихии, времена года, стороны света; одна из статуй изображает музу астрономии; частью архитектурного ансамбля является также фигура египетской богини, покровительствующей мореплавателям; комплекс зданий украшают и другие аллегорические скульптуры. Обратите внимание на то, что все перечисленные изображения объединены одной темой: они утверждают образ нашего государства как морской державы. Этой же теме посвящены и многие другие скульптуры, не перечисленные здесь, но входящие в состав знаменитого архитектурного ансамбля.

До настоящего времени сохранился не только архитектурный облик Адмиралтейства, но и часть старинных интерьеров . Это парадная лестница, расположенная в вестибюле, а также помещение библиотеки и зал, предназначенный для собраний. Интерьеры отличаются строгостью, но ее смягчает изящество отделки. Окна расположены так, что все помещения великолепно освещены; этот яркий свет также смягчает вышеупомянутую строгость оформления интерьеров.

В блокадные годы яркий позолоченный шпиль с корабликом, являвшийся весьма заметной мишенью для врага, был укрыт чехлом. Незадолго до Победы этот чехол был снят.

Здание, украшением которого является этот шпиль, несколько раз реставрировалось на протяжении XX столетия. Реставрационные работы проводились в конце 20-х годов, затем - во второй половине 70-х и в конце 90-х годов. В 70-е годы было проведено золочение шпиля; тогда в полость шара, расположенного под силуэтом кораблика, был помещен специальный контейнер с текстом Конституции Советского Союза.

Нынешнее время

Несколько лет назад горожанами был отмечен тревожный факт: на знаменитой башне со сверкающим шпилем появилась достаточно большая трещина . В настоящее время эта тревожная ситуация рассматривается Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры.

Спустя пять лет после обнаружения трещины состоялся переезд в помещения архитектурного комплекса высшего командования ВМФ, это событие ознаменовалось поднятием Андреевского флага над одной из башен.

Спустя еще год на территории Адмиралтейства был открыт храм . У этой церкви есть одна необычная особенность: над ее куполом нет креста, так как его заменяет крест, изображенный на Андреевском флаге.

Существуют планы внесения некоторых небольших изменений в нынешний облик архитектурного комплекса. Согласно этим планам, пространство внутренних дворов накроет стеклянный купол, а исторические корпуса будут объединены стеклянными переходами.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...