Парк живых и мертвых. В Воронежском парке живых и мертвых живут призраки-мстители! Лесной парк «Олимпик»

Построенный на костях парк в Воронеже стал местом обитания злых духов, вышедших из оскверненных могил!

В Воронеже семь крупных парков, но лишь один из них суеверные местные жители предпочитают обходить стороной. Хотя внешне он ничем не отличается от других городских памятников культуры - скорее наоборот, он должен привлекать внимание зевак цирком, существующим не один десяток лет. Цирком, построенным на костях и годами заставляющим местных призраков не давать покоя живым из мести…

Кровавая история «парка на кладбище»

Священнослужители и верующие Воронежа считают, что парка на этом месте вообще не должно было быть. Кладбище имени Святого Митрофана Воронежского существовало на этом клочке земли многие десятилетия: в основном, на нем хоронили жителей города, погибших от эпидемии холеры. В южной части комплекса могил располагался «Литературный некрополь», который удалось сохранить до наших дней. В нем находятся могилы поэтов Никитина и Кольцова, а также писательницы Милицыной.


В 1940 году кто-то из местных партийных деятелей, проживающих неподалеку от кладбища, решил сменить обстановку за окном и поспособствовать строительству парку отдыха и культуры имени Дурова на могилах тысяч воронежцев. При этом, руководство города даже не собиралось брать в расчет тот факт, что последнее захоронение на Митрофановском кладбище было совершено всего 5 лет назад. Надгробные плиты были варварским образом сняты с могил и использованы для облицовки улиц и лестниц, ведущих к реке. Поскольку в СССР тогда процветал атеизм, многие жители города забрали плиты в частные дома и использовали при строительстве и садовых работах. Большой просторный парк стал одним из самых популярных мест отдыха у горожан.


В 1975 году в парке построили цирк, который должен был привлечь еще большее количество местных жителей. Его здание воздвигли на месте бывшего Всевятского храма, стоявшего на том же кладбище. Воронежский государственный цирк имени А.Л.Дурова вместимостью 2100 мест функционирует до сих пор. Во время возведения цирка рабочие регулярно умирали, травмировались всем, чем только можно и утверждали, что место проклято, но их никто не слушал.


Месть потревоженных покойников

Первыми на себе влияние опрометчиво тронутых усопших испытали владельцы частных домов, не побрезговавшие могильными плитами для своего хозяйства. Уже в 1941-42 годах они лихорадочно стали избавляться от присвоенного, просто выбрасывая камни с именами усопших на улицу. На окружающих «Парк живых и мертвых», как его тогда прозвали, улицах, не было ни одного дома с плитой с Митофановского кладбища, который обошла бы смерть. Их новые владельцы словно были прокляты: они тяжело заболевали или просто умирали при странных обстоятельствах.


Позже одна из местных жительниц рассказывала:

«По соседству с нами жила семья. Парень их привез на тележке целых три плиты, чтобы двор вымостить. Мать ругалась, велела вынести плиты вон, но вступился отец, партийный он был, и велел оставить. Не прошло и месяца, как заболел воспалением легких старший сын в семье, тот, что плиты привез, да вскоре и умер. Следом отец ногу сломал, неправильно срослась она, три раза потом ломали, так инвалидом и остался. Ну, а когда у младшенькой дочки туберкулез обнаружили, мать не стала уже никого слушать, позвала мужиков, дала им на пол-литра, и они вытащили плиты из двора и подальше от дома отнесли – в ручей сбросили. А она пошла в церковь и заказала сорокоуст за упокой по именам, что на плитах были высечены. Ровно через 40 дней дочка пошла на поправку, отправили ее в санаторий в Крым, где она и выздоровела.»

Поскольку могильными плитами были вымощены ступеньки парковых лестниц, призраки и их не оставили без внимания. Например, лестница на улице Бархатный Бугор, разобранная жителями Воронежа всего несколько лет назад, долгие годы была известна привидением по имени Прасковья.
Плачущую девушку называли именем, высеченным на надгробии, на котором она постоянно сидела. Кто-то из тех, кто ее увидел, переписал имя на камне и заказал для Прасковьи службу в храме, после чего она сразу исчезла.

О мистических сложностях работы в цирке имени Дурова знают все гастролирующие по стране труппы, поэтому большинство из них категорически не соглашаются приезжать в проклятый парк. Известно, что животные чувствуют присутствие существ из тонкого мира намного сильнее, чем люди. Дрессировщики говорят, что по этой причине в цирке Дурова невозможно выступать, поскольку никто из зверей не слушается команд.


Возможно, жителям Воронежа стоит задуматься о переносе или закрытии парка после таких событий…

Источник: gorcom36.ru ©

Нет в Воронеже более зловещего места, с которым было бы связано столько явлений призраков и местью усопших за потревоженный покой, как Парк живых и мертвых (он же парк им. Дурова , парк Ленинского района).

Но прежде, чем познакомить читателей с теми кошмарами и ужасами, свидетелями которых становились обычные воронежцы, стоит немного рассказать об истории парка.

Развлечения на костях

Парк в районе цирка создан в 1940 году на месте Митрофаньевского кладбища, последнее захоронение на котором было произведено в 1935-м. Надгробные плиты после закрытия кладбища советская власть решила использовать для нужд города.

В основном они попали в частный сектор - плитами вымостили улочки и лестницы, ведущие вниз, к реке. А большой благоустроенный парк стал для воронежцев излюбленным местом отдыха вплоть до конца 80-х.

Покой усопших с Митрофаньевского кладбища тревожили неоднократно и после создания парка: в 1973 году при строительстве цирка, в 1986-м - при строительстве подземного перехода, в начале «нулевых» - при строительстве торгового центра «Европа».

Всем известно, что в XX веке призраков в парке горожане наблюдали очень часто, особенно в первые годы после его создания. Сумрачные тени усопших молча бродили по дорожкам, не стремясь, впрочем, причинить какой-либо вред живым и не вступая с горожанами в контакт.

Месть усопших

Но вот с надгробными плитами неприятностей происходило больше. Плиты появились не только на улочках частного сектора, но и во дворах жилых домов - что поделать, тогда было время атеистов. Однако через год-два люди вдруг стали выбрасывать крепкие вековые плиты на улицу.

Оказалось, что в тех дворах, где лежали надгробные памятники, начали происходить несчастья одно за другим - то единственный кормилец в семье поскользнулся на плите, упал, ударился головой о камень да в больнице и умер, то целая семья погорела, то один за другим дети болеть стали.

Говорят, что не было ни одного дома с плитой с Митрофаньевского кладбища, которого бы не коснулась беда.

По соседству с нами жила семья, - рассказывала уже умершая ныне бабушка Мария, жительница частного сектора. - Парень их привез на тележке целых три плиты, чтобы двор вымостить. Мать ругалась, велела вынести плиты вон, но вступился отец, партийный он был, и велел оставить.

Не прошло и месяца, как заболел воспалением легких старший сын в семье, тот, что плиты привез, да вскоре и умер. Следом отец ногу сломал, неправильно срослась она, три раза потом ломали, так инвалидом и остался.

Ну, а когда у младшенькой дочки туберкулез обнаружили, мать не стала уже никого слушать, позвала мужиков, дала им на пол-литра, и они вытащили плиты из двора и подальше от дома отнесли - в ручей сбросили. А она пошла в церковь и заказала сорокоуст за упокой по именам, что на плитах были высечены. Ровно через 40 дней дочка пошла на поправку, отправили ее в санаторий в Крым, где она и выздоровела.

Прасковья с Бархатного бугра

Кстати, могильные плиты, служившие ступеньками лестниц, можно было наблюдать в немалом количестве еще 7-10 лет назад. Самая известная из таких лестниц - лестница на ул. Бархатный Бугор.

На ней на протяжении многих лет видели местные жители по ночам призрачную девушку, которую прозвали Прасковьей по имени, которое было выбито на камне, на котором она всегда сидела. Призрак никого не трогал, только слышали люди, как плачет он по ночам.

Кто-то однажды догадался - переписал имя, выбитое на плите, и сходил в церковь, заказав заупокойную службу. Вскоре Прасковья исчезла.

Вот такой получился цирк

Воронежцы рассказывают, что во время строительства торгового центра «Европа» работники часто падали в ямы, получали травмы, резались, и некоторые потом отказывались напрочь работать на объекте. В семьях у строителей тоже начинались неполадки.

А про воронежский цирк все дрессировщики страны говорили: не любят животные здесь работать, потому что чувствуют энергетику кладбища.

Народное название - ЖИМ или Парк живых и мертвых.
1828 - 1935 гг.
Новостроящееся Митрофановское кладбище
Было основано жителями слободы Ближняя Чижовка в 1828 г. на окраине слободы и за чертой Воронежа. Широкой популярности новое кладбище не получило, поскольку на нем не было церкви, и совершать отпевание приходилось на другом краю слободы. Поэтому кладбище, чуть не сразу после основания, забросили и продолжили хоронить там уже в 1831 и 1832 годах, во время эпидемии холеры, когда на других кладби-щах возник дефицит с местами. Эпидемия миновала - захоронения прекратились. В 1836 г. здесь построили, наконец, Всесвятскую церковь, и кладбище стало общегородским.
В 1842 г. на Новостроящемся погосте похоронили поэта А. Кольцова, а в 1861 г. - И. Никитина. Их могилы стали достопримечательностью для проезжающих путешественников, поэтому на дорожках были установлены таблички: «К могилам Кольцова и Никитина». К 20 гг. XX в. это кладбище занимало более 8 гектаров и являлось самым крупным в Воронеже. В 1930 г. здесь похоронили писательницу Е. Милицыну. На надгробной плите - слова А. Горького: «умный и стойкий борец за возрождение нашей страны».
В 1934 г. Воронежский горсовет закрыл Новостроящееся кладбище. Последние захоронения произошли в 1935. Вскоре основную массу надгробий с погоста вывезли, оставив в вечном покое только А. Кольцова с родственниками, И. Никитина и Е. Милицыну. В 1960-х гг. при строительстве Цирка снесли и Всесвятскую церковь. А так называемый Литературный некрополь можно посещать и сегодня - он рядом с цирком, близ трамвайной остановки.
1940 г.
На бывшем кладбище принято решение разбить парк для отдыха горожан. Меткое народное определение «Парк живых и мертвых» появилось немедленно после начала строительства. О том, как прекрасно стало жить и отдыхать, рассказывает исторический документ:
Газета «Коммуна» 19 июля 1940 г.
ПАРК КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА ЗАВОДА - 16.
Еще сравнительно недавно огромный зеленый массив был заброшен. Сейчас эту местность трудно узнать - настолько она изменилась. Массив обрамлен высокой оградой. У входа - красивая арка. В центре главной аллеи - монументальная скульптура товарища Сталина. Вокруг - цветочные клумбы и газоны.
В рекордный срок - два месяца - создан парк воронежского завода - 16. Вы-строены летний кинотеатр, эстрада, читальня, танцевальная площадка, кафе. В глубине парка - два тира: один - для стрельбы из мелкокалиберного оружия, другой - из духового. Большая территория отведена под спортивный городок. Здесь строится полоса препятствий для сдачи норм на значок ГТО, оборудуется теннисный корт, две волейбольных, баскетбольная и крокетная площадки, душ. Невдалеке устанавливаются аттракционы: «летающие люди», «лодки-качели», «гигантские шаги» и др.
Торжественное открытие парка состоится вечером 27 июля, накануне Дня Военно-Морского Флота СССР.
И далее, до 80-х:
Авиамоторный завод - 16 был эвакуирован в 1941 г в Казань, да там и остался. А парк после войны отстроили заново и нарекли парком Ленинского района. Развлечения - для любого возраста и на любой вкус: детская площадка, катание на пони, летний театр, где по выходным выступают самодеятельные коллективы; кафе с жигулевским пивом и разными водами; танцплощадка с живой музыкой; лавочки под деревьями, где можно посидеть и вспомнить молодость. Когда в 1972 г. открылся Цирк, прибавилась возможность принять участие в веселье, организованном заезжей труппой: покататься на верблюде, пообщаться с клоуном или сфотографироваться со слоном. А за решетчатой оградой танцплощадки перспективные студентки знакомились с молодыми военными и уносились в вальсах под звуки духового оркестра? Еще в 80-х в Ленинском парке можно было с относительным комфортом посидеть в кафе и полюбоваться, как дети выясняют отношения в песочнице.
А в годы 90-е:
В 1996 г. снесли танцплощадку, и на ее месте построили храм Великомученика Димитрия Солонского. Горожане задавали администрации города вопрос, не собираются ли власти вернуть на место кладбище?.. А цирк перенести, например, на площадь имени вождя?..

Ныне именуемое парком имени Дурова, воронежцам это памятное место известно по аббревиатуре «ЖИМ», которая расшифровывается как Парк Живых и Мертвых. Его история и эволюция настолько причудлива, что заслуживает отдельного рассказа.
В 1828 году на этом месте (за тогдашней чертой Воронежа) жителями слободы Ближняя Чижовка было основано новое кладбище, которое изначально оказалось маловостребованным, поскольку на нем не было церкви, и совершать отпевание приходилось на другом краю слободы. Поэтому кладбище, чуть не сразу после основания было заброшено воронежцами… Однако в связи с эпидемиями холеры, которые потрясли Воронеж в 1831 и 1832 годах, похоронные процессии вновь направились сюда. Несколько тысяч воронежцев были погребены в этой земле в те холерные годы.

Церковь Всех Святых

А затем на кладбище, которое стало общегородским, началось возведение храма Всех святых, который строился с 1834 по 1851 год. Долгострой объясняется тем, что кладбищенскую церковь возводили на частные пожертвования купчихи Евдокии Сергеевны Аврамовой. В течение 17 лет наблюдая за той стройкой, воронежцы нарекли церковь, а затем и само кладбище Новостроящимися.

Панихида у памятника поэту А. Кольцову

В 1842 году земле Новостроящегося (Митрофановского) кладбища был предан великий русский поэт Алексей Васильевич Кольцов, оплакав безвременную кончину которого, самые известные российские литераторы один за другим согласились с литературным критиком Виссарионом Григорьевичем Белинским, признавшего за поэтом – вслед за Пушкиным, Гоголем и Лермонтовым — право на гениальность.

Памятник на могиле поэта И. Никитина

А в 1861 году по соседству Кольцовым навсегда упокоился еще один великий русский песнопевец Иван Саввич Никитин. Таким образом, в одном из уголков Митрофановского кладбища возник литературный некрополь. И задолго до наших дней сюда приходили почитатели поэтов, к могилам которых по ухоженному кладбищу вели указатели с надписями «Дорожка к памятникам Кольцова и Никитина».

Парк Живых и Мертвых

За столетнюю историю Новостроящегося (Митрофановского) кладбища последний земной приют здесь обрели многие тысячи воронежцев, среди которых были и крупные чиновники, и отставные генералы, и деятели культуры, и купцы, и работный люд.

Продолжая действовать и после революции 1917 года, кладбище было закрыто решением Воронежского горсовета в 1934 году.

А накануне войны в 1940 году — в буквальном смысле слова, на могилах — был устроен Парк культуры и отдыха Ворошиловского района, тут же получивший в обиходе мрачное название «Парк живых и мертвых» или, короче, «ЖИМ».

Из тысяч захоронений разрушители самого большого городского кладбища Воронежа не тронули лишь 6 погребений, в числе которых оказались могилы двух воронежских поэтов (И. С. Никитина и А. В. Кольцова), трех ближайших родственников поэта А. В. Кольцова (матери, отца и сестры), а так же место упокоения малоизвестной теперь советской писательницы Е. М. Милицыной.

В 1930 году ее подхоронили к собратьям по перу — под мраморным надгробием в виде саркофага, на котором высечены слова классика социалистического реализма А. М. Горького из его письма к Е. М. Милицыной: «Умный и стойкий борец за возрождение нашей страны».

Строительство цирка (1967 г.)

Вслед за кладбищем (после войны) была уничтожена и кладбищенская Всесвятская (Ново-Митрофановская, Новостроящаяся) церковь, под сводами которой одно время располагалась кузница, затем швейная фабрика №1.

Построенный по велению души на частные пожертвования воронежцев, храм Всех святых был безжалостно снесен бездушными потомками в 1964 году, чтобы на его месте построить… цирк!

И с той поры воронежцы, посещая свой цирк, построенный на могилах своих предков, проходят мимо остатков уничтоженного кладбища — огороженного невысокой оградкой, участка кладбищенской земли размером 16×19 метров, который сегодня официально, но как бы с оттенком лирического сожаления, зовется «Литературным некрополем», и позиционируется городскими властями, как одна из главнейших достопримечательностей Воронежа.

Символично, что эта печальная воронежская достопримечательность находится на перекрестке улицы 20-летия Октября (читай — 1937 года!) и улицы, названной в честь одного из руководителей вооруженного восстания в Воронеже в октябре 1917 года, участника Гражданской войны А. С. Моисеева. В 1919 году расстрелянный белогвардейцами, временно захватившими Воронеж, большевик Моисеев был похоронен женой на Новостроящемся кладбище – в могиле, ныне числящейся утраченной вместе с кладбищем.

К этому остается добавить, что здание воронежского цирка было сдано в эксплуатацию в 1972 году — в безбожное советское время. Но в начале XXI века – уже в эпоху вроде бы обновленной России – вопреки многочисленным протестам воронежцев на кладбищенской земле (на территории Парка Живых и Мертвых) был возведен и ныне работает огромный торгово-развлекательный комплекс с претенциозным названием «Европа».

Наталья Ветер рассказала "Комсомолке, как сегодня озеленяют город

Фото: Елена ФЕДЯШЕВА

Изменить размер текста: A A

Воронеж давно снискал себе славу зеленого города. Пожалуй, в нем нет ни одной по-настоящему «каменной» улицы. Деревья украшают и тихие улочки частного сектора, и транспортные артерии города вроде Московского или Ленинского проспектов. В Воронеже можно встретить «гостей с юга» катальпу, шелковицу и строгих хвойных «северян».

Как Воронежу удается сохранять зеленый облик, как чувствуют себя деревья в условиях мегаполиса, существует ли мода на «зеленый наряд». Об этом «Комсомолка» поговорила с руководителем Управления экологии Воронежа Натальей Ветер.

ОБРАЗЦОВО ОБРЕЗАННЫЕ ДЕРЕВЬЯ – НА МОСКОВСКОМ ПРОСПЕКТЕ

Корреспондентам «Комсомолки» часто приходится принимать от горожан жалобы на обрезку деревьев. Воронежцы возмущаются, когда видят на улицах высокие пни вместо тополей или лип. Как должна выглядеть правильная обрезка деревьев?

Обрезку деревьев проводят подрядчики по контракту с управами районов. Управление экологии выдает порубочные билеты (разрешения) на обрезку или вырубку деревьев и контролирует качество работ, - говорит Наталья Ветер. – Сегодня на магистральных улицах города часто проводится омолаживающая обрезка вместо формовочной. Но в этом есть две необходимости. Во-первых, основная масса деревьев на этих улицах – старовозрастные. Во-вторых, если на этих деревьях раз в несколько лет не проводить омолаживающую обрезку, это может угрожать здоровью горожан или их имуществу. Случаев, когда со старых деревьев падают ветви на людей или машины много. Поэтому управа принимает решение о проведении омолаживающей обрезки.

Примером надлежащей формовочной обрезки может служить образка лип на Московском проспекте. Здесь растут довольно молодые деревья, которые не нуждаются в омоложении. Их кронам просто придали опрятный вид.

Пример не очень хорошо проведенной обрезки, к которой были претензии и у жителей, и у нас как специалистов, - на проспекте Революции, - говорит Наталья Викторовна. – Конечно, здесь следовало бы делать формовочную обрезку, но по факту получилась смесь формовочной с омолаживающей, причем больше в сторону последней. На этой территории антропогенная нагрузка очень высокая. Но хочу успокоить воронежцев: деревья не погибнут. Уже в следующем году они дадут хороший прирост, в том числе будут иметь декоративный вид. Надо сказать, что есть различное видение. С нашей точки зрения есть замечания, а архитекторы, наоборот, довольны, что теперь деревья не закрывают уникальный облик исторических домов на проспекте.

Возможно, это не очень удачный опыт других регионов, потому что такое проводится не только у нас, - считает Ветер. - Формовочная обрезка – это формирование кроны в виде шара, куба или другой фигуры. Она дорогая и ее нужно проводить ежегодно, в отличие от омолаживающей.

Есть еще санитарная обрезка, когда удаляются сухие или поврежденные ветви.

В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ ДЕРЕВЬЯ БОЛЕЮТ И ДОЛГО НЕ ЖИВУТ

Старовозрастные деревья: тополь, вяз, зачастую подвержены стволовой гнили. Определить ее можно инструментально. Визуально сделать это трудно, зачастую единственным признаком становится течь на стволе. Опасность стволовой гнили во внезапном и непредсказуемом обрушении ветвей.

- Какие еще болезни и вредители поражают воронежские деревья?

Молодые деревья, липа, каштан, подвержены бактериальному ожогу, который мы наблюдали в этом году. Прогрессированию болезни способствует засуха, какая была в июле и августе. В городе мы это явление проявилось с конца июля, - говорит Ветер.

Расскажите о ясеневой златке. Действительно ли единственной мерой борьбы с ней является тотальная рубка ясеней?

При администрации Воронежа работает координационный совет по сохранению зеленого фонда города. В его состав кроме чиновников входят ученые и общественники. Мы задали вопрос, нужно ли убирать все ясени, поврежденные златкой? Ученое сообщество единогласно заявило: сохранение ясеней, пораженных златкой, в условиях города невозможно. Единственная профилактическая мера, по мнению специалистов, – тотальная вырубка деревьев. Провести дезинсекцию дерево, имеющее огромную биомассу и расположенное на центральной улице, также нереально. Распылять химические вещества людям на голову недопустимо.

Но тут у нас есть свой опыт. В парке Дурова много ясеней, поврежденных златкой. У части деревьев кора отошла, у других – сохранилась. Мы сразу не вырубили эти деревья и, спустя некоторое время заметили, что они стали возрождаться.

Пока полностью вырубили аллею погибших ясеней на Краснознаменной, на их место посадили липы возрастом 10 лет со сформировавшейся кроной и стволовой системой. Пни остались и от шикарных деревьев на улице Чайковского.

Какова судьба пылящих тополей, которые обвиняют в аллергических реакциях, возникающих у горожан в период их цветения?

Сегодня мы отказались от программы вырубки пылящих тополей. Ряд ученых говорят, что убирать такие тополя нельзя, поскольку в условиях мегаполиса они лучше всех очищают воздух и поглощают углекислый газ.

Вот как раз эти тополя должны подвергаться глубокой обрезке, в этом случае в течение двух-трех лет они пылить не будут. Основной возраст тополей 70-80 лет. Их высаживали в первые годы после войны, поскольку они быстро растут, имеют большую биомассу, а тогда требовалось в кротчайший срок озеленить город. Однако в силу своего возраста большая их часть в настоящее время требует замены, поскольку несут потенциальную опасность. А новые саженцы тополей в Воронеже сейчас не сажают, питомники их не реализуют.

К каждому дереву экологи подходят индивидуально и борются за жизнь каждого. Если есть возможность сохранить растение, выбор, однозначно, делают в пользу сохранения.

Иногда прибегаем к омоложивающей обрезке как последнему средству, - говорит Наталья Викторовна. – Наблюдаем, как реагирует дерево. Бывает, что это не помогает и через сезон-два растение засыхает. Тогда горожане говорят: его убила обрезка. Нет, это естественный процесс, который мы, к сожалению, не смогли остановить.

Если дерево не имеет визуальных признаков болезни, то на него дают порубочный билет на обрезку. Если экологи решают, что сохранять дерево нецелесообразно, то рекомендуют управе его вырубку. Но здесь возникают разные ситуации. Например, дерево стоит во дворе дома, и часть жильцов просят его спилить, а другая - оставить. Тут соседи должны договориться между собой.

ЕСТЬ ЛИ МОДА НА «ЗЕЛЕНЫЙ НАРЯД» ГОРОДА

Сегодня на улицы Воронежа в основном высаживают липы, клены, рябину. Были попытки высадить пирамидальные тополя, но в городских условиях без должного ухода они очень быстро начинают сохнуть с макушки и приобретают неэстетичный вид.

В среднем в год покупаем около пяти тысяч деревьев, но с этого года мы приняли решение уменьшить количество деревьев с открытой корневой системой, поскольку за ними нужен длительный уход, обеспечить который нем всегда возможно. Теперь хоть и в меньшем количестве, но приобретаем саженцы с закрытой корневой системой и обязываем подрядчика выполнять уходные работы.

Часто мы безвозмездно выделяем жителям саженцы для озеленения дворов, но сталкиваемся с тем, что дерево посадили, но не ухаживают и оно гибнет. Посадить саженец легко, а вот ухаживать за ним два-три года намного сложнее.

Все чаще в городе можно встретить катальпу. Это экзотическое для нашей широты южное дерево с крупными листьями и стручками. В Воронеже они прижились, благодаря изменившемуся в пользу потепления климату.

Но здесь есть опасность и надо смотреть на несколько лет вперед. Ведь, если сейчас вернутся холодные зимы, то эти деревья массово вымерзнут. Поэтому сплошь засаживать улицы экзотическими растениями не стоит. Для декоративности у нас есть масса различных кустарников, которые очень красиво цветут, - считает Наталья Ветер.

«СКУШАЙ МОЕГО ЯБЛОЧКА»?

Есть санитарные нормы и правила, которые в ряде случаев не разрешают высадку в городе плодовых деревьев. Например, в парках и скверах это допустимо, а на магистралях нет.

Например, у нас в Кольцовском сквере и на Советской площади есть яблоня сорта «Ольга» с очень красивыми плодами, но давайте порассуждаем. Вот вы идете с ребенком по улице, он видит яблочко, как ему объяснить, что нельзя есть его, так как оно выросло у дороги и впитало выхлопные газы ? Я понимаю, что это вопрос воспитания, но мы не можем исключить такие ситуации, когда ребенок съест загрязненный плод. Во дворах высадка плодовых деревьев возможна, но опять же – по решению жильцов, - говорит руководитель управления экологии.

Если жильцы дома приняли решение озеленить свой двор, за предоставлением саженцев им надо обратиться в управу своего района. Такие заявки принимаются ежегодно в августе, чтобы управление экологии успело сформировать заказ питомникам на октябрь. В заявке оговаривается, что именно хотят получить горожане: какие сорта деревьев или кустарников, в каком количестве и с какой целью (например, с целью декорирования или защиты двора от дороги)

С прошлого года мы начали такую практику: выдаем жильцам саженец и рекомендации по уходу за ним: как часто и в каком объеме поливать, как обрезать, удобрять, - говорит Наталья Ветер. - Мы рассказываем, кукую лунку подготовить для посадки, если это деревце с открытой и какую - если с закрытой корневой системой. Какой грунт использовать, поскольку наша городская земля особенно в кварталах новостроек, где сплошной строительный мусор, для растений не подходит… Задать вопрос об уходе за саженцем можно и по телефону сотруднику нашего управления. Вам никто не откажет. Жителям хочу пожелать: если вы решаете посадить дерево, то берете на себя обязательства по уходу за ним. Не забывайте, что дерево, это живой организм и уход за ним требует ответственности.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...