Алфавит. Соотношение букв и звуков. Соотношение буквы и звука Звуки и буквы их соотношение русский язык

1. Графема и буква. Состав современного русского алфавита. Названия букв. Характеристика русской графики. Соотношение букв и звуков: от звука к букве и от буквы к звуку.

2. Обозначение на письме фонемы . Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Значения букв ь и ъ. Соотношение букв а–я, о–е, у–ю, и–ы. Особое соотношение букв э–е; различные функции этих букв после букв согласных и во всех остальных случаях.

3. Буквы для обозначения гласных после шипящих и ц; написание и после ш и ж, написание а, у после ч и щ.

Литература

I. 9, 12, 19, 22, 36.

II. 45, 61, 64, 65, 66.

Алфавит, вампум, глаголица, графема, графика, демотическое письмо, идеограмма, идеография, иератическое письмо, иероглиф, кипу, кириллица, клинопись, консонантное письмо, латинизация письменности, латинский алфавит, пиктограмма, пиктография, письменная речь, письменность, письмо, прописные буквы, силлабическое письмо, слоговое письмо, слоговые буквы, прописные буквы, фонография,

1. Какие буквы русского алфавита имеют имена в виде закрытых слогов? Какой тенденцией фонетики русского языка можно объяснить появление у этих букв разговорных вариантов имени (АР) ? (60, 66)

2. Существует два способа чтения аббревиатур: буквенный и звуковой. Прочитайте слова, затранскрибируйте их и разделит на слоги. Совпадают ли они с именами букв (АР) ?

СССР, ВЛКСМ, ГУМ, МТС, ЖСК, МГУ, ПТУ, ФЗУ, РКИ, ТЮЗ, БДТ, ФПК, МРТЗ, МФТИ, МИМО, УДН, МГПИ, МИСИ, МАДИ, ГЭС, СЭВ, ФБР, КВН, США, нэп (60, 66).

3. Все буквы русского алфавита делят на гласные и согласные в зависимости от их функции. Можно ли назвать гласными буквами Я, Е, Ё, Ю (АР) ? (60, 67)

4. Одинакова ли функция буквы Е в русском и латинском алфавитах (АР) ? (60, 67)

5. Обратите внимание на выделенные фонемы в данных словах. Как изменится фонетический состав слова и его графическая передача, если заменить в фонемном составе слова твердую фонему на мягкую 1) перед гласной, 2) перед согласной, 3) на конце слова?

М ол, с ок, п ыл, в ол, п альцы, н ос, т омный, л ог, м эр, т орта, м ышка, ш ок, гр об, м ода (АР) .

Пыл , мол , мел , пар , вон , ест , куш , мест , лез , граб , част , плюш .

Бан ка, сан ки, вол на, гор кой, пол ка, зор ки (СР) (60, 67).

6. Каким способом передается на письме мягкость / твердость согласных фонем? Одинаков ли этот способ для всех позиций? Есть ли фонемы, имеющие особый способ передачи на письме этого признака? Какая буква русского алфавита передает не фонему, а только признак фонем? Каким способом передается противоположный признак фонемы (АР) ? (60, 67)

7. Выделите в тексте разные способы обозначения мягкости, а также случаи, где мягкость не обозначается, разграничивая отступления от слогового принципа русской графики от случаев, где мягкость согласного обусловлена ассимиляцией следующему мягкому согласному (СР) .

Жара заставила нас, наконец, войти в рощу. Я бросился под высокий куст орешника, над которым молодой клен красиво раскинул свои лёгкие ветки… Я лег на спину и начал любоваться мирной игрой перепутанных листьев на далеком светлом небе. Удивительно приятное занятие лежать на спине в лесу и глядеть вверх! Вам кажется, что вы смотрите в бездонное море, что оно широко расстилается под вами, что деревья не поднимаются от земли, но, словно корни огромных растений, опускаются, отвесно падают в те стеклянно-ясные волны; листья на деревьях то сквозят изумрудами, то сгущаются в золотистую, почти черную зелень (И.С. Тургенев). (55, 73)

8. Данные цепочки слов на письме различаются лишь гласной буквой. Каково различие в фонемном составе этих слов? Когда при мене гласных букв меняются гласные фонемы, а когда – согласные?

Так – ток – тук – тик – тюк – тёк, вол – вал – вёл – вял – выл – вил, лук – лак – люк – лик – лык, сок – сук – сак – сёк (АР) .

Был – бал – бил – бел, мэр – мор – мер – мир, бык – бак – бок – бук – бек, нос – нас – нёс (СР). (60, 67)

9. В данном тексте укажите для каждой буквы, в основном или второстепенном значении она выступает. Укажите, какое значение имеют буквы Я, Ю, Ё, Е (когда они обозначают сочетание йота с гласной, когда гласный и мягкость предшествующего согласного) и от каких условий это зависит (АР) .

Помнится, я видел однажды, вечером, во время отлива, на плоском песчаном берегу моря, грозно и тяжко шумевшего вдали, большую белую чайку: она сидела неподвижно, подставив шелковистую грудь алому сиянью зари, и только изредка медленно расширяла свои длинному крылья навстречу знакомому морю, навстречу низкому, багровому солнцу: я вспомнил о ней, слушая Якова. (И.С. Тургенев) (55, 71)

10. В данном тексте укажите для каждой буквы, в основном или второстепенном значении она выступает (СР) .

Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. Вы едете по зеленой, испещренной тенями дорожке. (И.С. Тургенев) (55, 73-74)

11. В данных строка И. Анненского найдите все случаи реализации фонемы . Какими буквами передана эта фонема? Все ли способы передачи соответствуют правилам русской графики? Объясните случаи употребления Ь. Всегда ли его появление продиктовано правилами русской графики (АР) ?

Я полюбил безумный твой порыв,

Но быть тобой и мной нельзя же сразу,

И, вещих снов иероглифы раскрыв,

Узорную пишу я четко фразу.

Ты говоришь… Вот счастье бьётся

К цветку прильнувшее крыло,

Но миг – и ввысь оно взовьётся

Невозвратимо и светло.

А сердцу, может быть, милей

Высокомерие сознанья,

Милее мука, если в ней

Есть тонкий яд воспоминанья (60, 68).

12. Как изменится фонемный и фонетический состав данных слов, если из их написания убрать Ь? В каких позициях Ь не передает ни признака, ни фонемы? В каких словах наличие Ь зависит только от правил русской орфографии (СР) ?

Стань, ель, месть, есть, пусть, моль, вонь, топь, гробь, весь, путь.

Галька, банька, зорькой, вольна, Волька.

Польёт, семья, ульи, гостья, кутья, третьи, молью, рысьи.

Рожь, плачь, ночь, ложь, тушь, ешь, режь, мочь, мощь, сушь (60, 68-69).

13. Приведите примеры на соответствие между звуковой моделью слова и графической: 1) 4 звука – 3 буквы, 2) 3 звука – 4 буквы, 3) 3 звука – 3 буквы, но без прямого соответствия между звуком и буквой. Какие из данных примеров не отвечают ни одной из перечисленных схем (СР) ?

Яма, ещё, юла, ест, грамм, ель, мель, галл, балл, режь, игра, кросс, имя (60, 69).

14. В данном тексте укажите все случаи отступления от слогового принципа русской графики: одной чертой, когда за буквой, обозначающей мягкий согласный, следует буква, не обозначающая мягкости предшествующего согласного; двумя чертами, когда за буквой, обозначающей твердый согласный, следует мягкий знак или гласная буква, обозначающая мягкость.

Но зной нестерпим по-прежнему. Он как будто висел над самой землей густым тяжёлым слоем; на тёмно-синем небе, казалось, крутились какие-то мелкие, светлые огоньки сквозь тончайшую, почти чёрную пыль, всё молчало; было что-то безнадежное, придавленное в этом глубоком молчании обессиленной природы (АР) .

Я вышел. Заря уже давно погасла, и едва белел на небосклоне ее последний след; но в недавно раскаленном воздухе сквозь ночную свежесть чувствовалась ещё теплота… Ветра не было, не было и туч; небо стояло кругом всё чистое и прозрачно-темное, тихо мерцая бесчисленными, но чуть заметными звёздами (И.С. Тургенев) (СР) . (55, 72)

15. Распределите написания на: 1) определяемые произношением и 2) не определяемые произношением: а) косвенно определяемые (проверяемые) и совсем неопределяемые (беспроверочные) (АР) .

Сырая земля упруга под ногами; высокие сухие былинки не шевелятся; длинные нити блестят на побледневшей траве. Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога. Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой… Сердце то вдруг задрожит и забьется, страстно бросится вперед,то безвозвратно потонет в воспоминаньях (И.С. Тургенев). (55, 74)

16. Распределите написания на: 1) определяемые произношением и 2) не определяемые произношением: а) косвенно определяемые (проверяемые) и совсем неопределяемые (беспроверочные) (СР) .

В избах красным огнем горят лучины, за воротами слышны заспанные голоса. А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют; предрассветный ветер подул, - и тихо всплывает багровое солнце (И.С. Тургенев). (55, 74)

17. Понаблюдайте за различием средств передачи значений, которыми располагает устная и письменная речь. В приведенных примерах выделите случаи, кода два сравниваемых предложения различаются в значении и произношении, но совпадают на письме, а когда они оба совпадают в произношении, но различаются на письме. Установите разницу в их значении.

Помощь батареи была своевременна. Помощь батарее была своевременна.

Вдали показался Орел. Вдали показался орел.

Опять удивило его лицо вошедшего. Опять удивило его лицо вошедшего.

Нельзя не восхищаться Анной Карениной. Нельзя не восхищаться «Анной Карениной».

Ты лучше напиши! Ты лучше напиши!

В чугун печальный сторож бьет (М.Ю. Лермонтов). В чугун печальный сторож бьет.

Мальчик остановился у дома великана. Мальчик остановился у дома-великана.

Луна спокойно с высоты над Белой Церковью сияет (А.С. Пушкин). Луна спокойно с высоты над белой церковью сияет.

Я, беззаботливый душою, вострепещу ль перед судьбою (Е. Баратынский)? Я беззаботливой душою вострепещу ль перед судьбою? (АР)

Игрушкой золотой он [кинжал] блещет на стене, увы, бесславный и безвредный (М.Ю. Лермонтов). Игрушкой золотой он [кинжал] блещет на стене, увы, бесславной и безвредной.

И были все ее черты исполнены той красоты, как мрамор, чуждой выраженья… (М.Ю. Лермонтов). И были все ее черты исполнены той красоты, как мрамор, чуждый выраженья…

Он просто рассказал мне всё. Он просто рассказал мне всё.

Она не из Нежина. Она не изнежена.

От сестры-пианистки она привезла ноты. От сестры пианистки она привезла ноты.

Прочтите повесть «Вокруг света на «Коршуне». Прочтите повесть «Вокруг света на коршуне».

Гранильщик Алмазов перевыполнил заданье на сто процентов. Гранильщик алмазов перевыполнил заданье на сто процентов.

Вчера вернувшийся брат отправился на работу. Вчера вернувшийся брат отправился на работу. (СР) (55, 79-80)


Буквы называются гласными или согласными потому, что они обозначают гласные или согласные звуки. Но полного соответствия между звуками и буквами нет.
Например, гласные буквы а, о, у, ы, э обозначают соответствующие гласные звуки. А гласные буквы е, ё, ю, я есть только в алфавите. Звуков таких нет. Эти буквы обозначают или два звука: е - йэ (ехать), ё - йо (ёжик), ю - йу (юмор), я - йа (яхонт), или указывают на мягкость предшествующего согласного звука и обозначают один звук: е - ьэ (между), ё - ъо (мед), ю - ъу (люк), я - ьа (мята) (см. § 27). Эти четыре буквы е, ё, ю, я относятся к гласным, так как при отчетливом чтении вслух ясно слышатся гласные звуки э, о, у, а.
Буква итак же, как буквы е, ё, ю, я, может обозначать один звук ьи после мягкого согласного: мьир, но может обозначать и два звука, т. е. йи, например, муравьи (муравйи), т. е. эта буква, как и буквы е, ё, ю, я,- двузначна, в отличие от букв а, э, о, у, ы, которые однозначны.
Таким образом, в русском языке выделяется шесть гласных звуков: а, и, о, у, ы, э и десять гласных букв: а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я.
Нет полного соответствия между согласными звуками и согласными буквами. Например, в русском алфавите нет букв, которые бы соответствовали мягким согласным звукам. Для обозначения мягкости согласных используются разные средства: или особый знак ь, или буквы е, ё, ю, я, а также и.
В русском алфавите нет специальной буквы для обозначения долгого мягкого звука ж (дрожжи). На письме этот звук передается сочетанием букв жж, жд, зж: вожжи, дожди, заезжать.
С другой стороны, в алфавите есть буквы ь и ъ, которые не обозначают звуков. Они используются для того, чтобы при произношении гласные звуки не сливались с согласными. В этом случае их называют разделительными. Ср.: полёт - польёт, солю - солью, сели -съели.
Разделительный ъ пишется только перед буквами е, ё, ю, я после приставок, которые оканчиваются на согласный (подъезд, подъем, предъюбилейный, межъярусный), а также в сложных словах после числительных двух, трех, четырех (lt;двухъякорный). (Об употреблении ъ см. § 46, п. IV.)
Во всех остальных случаях перед буквами е, ё, ю, я, а также перед и пишется разделительный ь. Например: выльет, бьёт, вьюга, сыновья, воробьй.
Примечание. В некоторых иноязычных словах после согласного с последующим разделительным ь вместо е пишется буква о: батальон, бульон, гильотина, компаньон, медальон, почтальон и др.
Буква ь, кроме разделительного значения, может обозначать мягкость согласных: письмо, мальчик, (см. §23), а также отдельные грамматические формы (ночь, отрежь, поставь).
Упражнение 100. Прочитайте по слогам и укажите, какое из двух приводимых попарно слов будет стоять первым в словаре.
Опустить - опускать, погрузить - погружать, нагрузить - нагружать, ночь - ночной, винтовой - винтик, ощутить - ощущать, комсомольцы - комсомольский, демонстрация - демонстративный, спугнуть - спугивать, освежить - освеженный, полноводье - полноводный, сквозняк - сквозить.
Упражнение 101. Укажите, какова роль ь и ъ знаков в приводимых ниже словах.
Молю, моль-молью, объезд, мыть, мытье, съехать, бурьян, льет, медь, дальний, подъем, межъярусный.
Упражнение 102. Приводимые ниже слова прочитайте по слогам и расположите в алфавитном порядке, учитывая не только первую букву, но также вторую, третью и т. д.
Масленка, один, плавать, кровеносный, масса, половодье, диктант, завалинка, кровавый, масло, половить, кровинка, нумерация, масляный, белорус, автогонки, дефект, кровопускание, маслянистый, смешанный, лиственница, плавучий, кровообращение, алюминий, пятибалльный, веснушчатый, глубинный, линолеум, иллюминатор, половодье.
Упражнение 103. Прочитайте и укажите, сколько звуков и сколько букв в каждом из приводимых ниже слов.
Угол, уголь, стал, сталь, кров, кровь, мыло, мило, горки, горьки, банка, банька, сядь, сад, кость, кости.
Упражнение 104. Прочитайте приводимые ниже пары слов и укажите, чем в произношении и написании они отличаются друг от друга.
Удар - ударь, тук - тюк, мол - моль, вес - весь, клад - кладь, рад - ряд, лук - люк.
Упражнение 105. Прочитайте и укажите, какие звуки обозначав ют буквы е, ё, ю, я. Для справок используйте §§ 20 и 27 данного учебника.
Объем, веять, лето, еда, якорь, рядок, ехать, южный, дюны.
Упражнение 106. Прочитайте слова, правильно называя буквы. АТС, КПСС, ВЛКСМ, РСФСР, РТС, МГУ, ВЦСПС, США, ФЗУ.

Раздел. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

Тема. Фонетические средства языка. Орфоэпические нормы.

Сопоставление устной и письменной речи

Цели урока (90 мин):

Образовательная: систематизировать основные знания, умения, навыки по фонетике; выработать четкое представление о системе гласных и согласных звуков, а также способах их обозначения на письме; показать соотношение звукового и буквенного облика слова; закрепить навыки произношения.

Воспитательная: воспитывать интерес к изучению русского языка и самостоятельную активность учащихся, навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Развивающая: развивать умение оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм современного русского языка.

Ход урока.

I. Актуализация опорных знаний по фонетике и орфоэпии.

Повторение теории.

Фонетика

Звуки (фонема) –самая малая единица языка, выполняют запирать - забирать

Буква – это графическое обозначение звука на письме.

В русском алфавите 33 букв: 10 гласных, 21 согласных, 2 знака.

Все звуки речи делятся на две группы гласные [а], [о], [э], [и], [ы], [у], согласные - 36 Гласные образуются только голосом, согласные - шумом, или голосом и шумом .

Буквы е, ё, ю, я обозначают звуки е-

Гласные звуки бывают ударные и безударные .

Согласные звуки бывают

Пары согласных по звонкости и глухости:

Непарные звонкие (сонорные)

Непарные глухие: [ц], [ч’], [х].

Мягкость ь, е, ё, и, ю, я после согласного.

Всегда твёрдые согласные: [ж], [ш], [ц].

Всегда мягкие: [ч’], [й’], [щ’].

Шипящие : [ж], [ш] [щ’] [ч’].

Ударение

Ударение в русском языке:

1) разноместное мИлый, кольцО.

2) подвижное слОво -словА.

Большинство слов русского языка имеет одно ударение – основное. Сложные слова имеет добавочное ударение, которое стоит на первом месте: элЕктромонтЁр.

твОрог – творОг.

Служебные части речи: частицы, союзы, предлоги – не имеют ударения: под горой, принеси-ка.

Ударение в слове может различать: Разные слова: мука – мука, замок – замок.

Некоторые формы разных слов: ношу – ношу, кружки – кружки.

Формы одного слова: снега – снега, носите – носите.

Мы сегодня идем в кинотеатр.

Слог во-да, на-у-ка.

Слоги бывают:

открытыми: ра-ку-шка

закрытыми : жук, бол-тун.

но-чник, по-ддать, ди-ктор.

    ве-сна, кра-сный;

    чай-ка, май-ка.

Фонетический разбор слова.

    Слушаем слово и определяем ударный звук.

    Делим на слоги.

    Выписываем каждый звук и даем ему характеристику.

    Количество букв и звуков.

О б р а з е ц:

1. приятель – приЯтель

2. при-я-тель

3. [п] - согласный, глухой парный, твёрдый парный

[р’] -

[и] - гласный, безударный.

[й’] - согласный, звонкий непарный, мягкий непарный.

[а] - гласный, ударный.

[т’] - согласный, глухой парный, мягкий парный.

[е] - гласный, безударный.

[л’] - согласный, звонкий непарный, мягкий парный.

4. 8 букв – 8 звуков. Буква я обозначает два звука – . Буква ь не обозначает звука.

Рядом с фонетикой соседствует орфоэпия. Орфоэпия следит за тем, чтобы правильно произносили звуки в словах.

Орфоэпия

Орфоэпические нормы - правила произношения отдельных звуков, их сочетаний, отдельных слов и грамматических форм. Орфоэпическая норма – это:

    норма ударения,

    норма произношения.

К основным фонетическим процессам, происходящим в слове, относятся:

1. Редукция – ослабления произношения гласных звуков в безударной позиции: дом – д[а]ма.

2. Оглушение – звонкие согласные перед глухими и на конце слова произносятся как глухие: дуб[п].

3. Озвончение – глухие перед звонкими произносятся как звонкие: сделать-[з]делать.

4. Смягчение – процесс, при котором твердые согласные становятся мягкими под влиянием последующих мягких: казнь.

5. Выпадение (упрощение) – в сочетаниях согласных стн, здн, вст, дц, лнц и других происходит выпадение cогласных: солнце. праз д ник, со л нце, прелес т ный

6. Стяжение – процесс, при котором сочетание нескольких разнородных согласных произносятся как один долгий звук:

Сочетания

1. сш и зш

2. сж и зж

3. зж и жж

4. сч и зч

5. тч и дч

6. тц и дц

7. ться

Произносятся как

[ш]

[ ж ]

[ж’] или [ж]

[щ’]

[ч"]

[ц]

[ца]

Примеры

ни зш ий- ни[ш]ий, вы сш ий- вы[ш]ий

ра зж ать -ра[ж]ать, сж арить -[ж]арить

по зж е- по[ж’]е и по[ж]е

дро жж и дро[ж’]и и дро[ж]и

сч астье-[щ]астье, прика зч ик- прика[щ]ик

докла дч ик -докла[ч"]ик, ле тч ик- ле[ч"]ик

два дц ать- два[ц]ать, золо тц е- золо[ц]е

учи ться - учи[ца], смея ться -смея[ца]

Запомните:

Во многих иностранных словах после согласных пишется е, а произносятся согласные твёрдо: кафе [фэ], стенд [тэ], тест, пюре.

На месте сочетания чн произносить [шн]: коне[шн]о, наро[шн]о, ску[шн]о.

Вместо сочетания чт произносить [шт]: [шт]о, кое-[шт]о, [шт]обы, но нечто [чт].

Закрепление темы.

    Решение фонетических задач.

    Сделать фонетический разбор слов: счастье, дождь, чувство, сберечь.

    Образуйте новые слова, прочитав в обратном порядке звуки данных слов, сделаем предварительный фонетический разбор, затем произнесем звуки в обратном порядке: лед, торг, лес, лещ, куль . Получатся слова: толь, крот, сель, щель, люк.

    Сколько звуков «с» и сколько «з» в предложении: Позже раздался резкий звук, словно сделанный железкой по стеклу.

(в предложении 4 звука [c] в словах резкий, словно, железкой, по стеклу и 3 звука [з] в словах раздался, звук, сделанный . В слове позже нет этих звуков: [ж] уподобляет себе предыдущий звук и произносится как удвоенный [ж]).

    Объяснительный словарный диктант:

кружка, молотьба, зуб, обижаться, местный, песня.

Первичная проверка знаний. Тестовая работа.

Вариант 1

1) просвещение 2) обидеть 3) рейтинг 4) семена

1) праведник 2) бежевый 3) освятить 4) недуг

1) наёмник 2) ориентир 3) приозерье 4) талант

1) плавать 2) житейский 3) втекать 4) песня

1)семиклассник 2) резерв 3) принести 4) месить

1) грамм 2) алюминий 3) ель 4) юла

Вариант 2
1. В каком слове звуков меньше, чем букв?

1) резкий 2) семья 3) праздник 4) ёжик

2. В каком слове все согласные звуки звонкие?

З.В каком слове все согласные звуки твёрдые?

1) государство 2) рассвет 3) лучший 4) партия

4. В каком слове все согласные звуки глухие?

1) провода 2) отсыпать 3) корова 4) паства

5. В каком слове все согласные звуки мягкие?

1) анемия 2) сеньор 3) репетитор 4) певунья

6. В каком слове звуков больше, чем букв?

1) яблоко 2) юность 3) гарант 4) великий

Вариант 3

1. В каком слове звуков меньше, чем букв?

1) ирландский 2) ясень 3) малярия 4)яхта

2. В каком слове все согласные звуки звонкие?

1) фракция 2)галерея 3)воздать 4)каталог

3. В каком слове все согласные звуки твёрдые?

4. В каком слове все согласные звуки глухие?

1) темперамент 2) длительный 3) скаут 4) столяр

5. В каком слове все согласные звуки мягкие?

1) реакция 2)сорить 3) сельдерей 4)береста

6. В каком слове звуков больше, чем букв?

1) съехал 2) армия 3) клеймо 4) кедр

Вариант 4

1. В каком слове звуков меньше, чем букв?

1) стена 2) дельта 3) осветление 4) кровля

2. В каком слове все согласные звуки звонкие?

1)волк 2) флаг 3) дельфин 4) жёлуди

3. В каком слове все согласные звуки твёрдые?

1)должен 2) вырасти 3) верблюд 4) сосенка

4. В каком слове все согласные звуки глухие?

1)физкультура 2) истец 3) юмореска 4) эпический

5. В каком слове все согласные звуки мягкие?

1) эпидемия 2) резюме 3) сердце 4) гарантия

6. В каком слове звуков больше, чем букв?

1)колесо 2)аллея 3)здание 4) медицина

Вариант 5

1. В каком слове произносится звук [т].

а) медь б) отдых в) посадка г) надеяться

2. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

а) смеюсь б) рыдать в) приют г) съесть

3. В каком слове букв больше, чем звуков?

а) подстричь б) нежное в) каюта г) еловый

4. В каком слове звуков больше, чем букв?

а) размечтаться б) алюминиевый в) раскрепоститься г) проглоченная

5. В каком слове все согласные глухие?

6. В каком слове все согласные звонкие?

Вариант 6

1. В каком слове все согласные глухие?

а) всходы б) колесо в) поход г) редкий

2. В каком слове все согласные звонкие?

а) разгневанный б) лошадь в) мягкость г) снег.

3. В каком слове произносится звук [п’]?

а) используется б) голубь в) продавец г) попадья

4. В каком слове произносится звук [с]?

а) мороз б) сдоба в) сбить г) ошибиться

5. В каком слове произносится звук [ф]?

а) эффект б) завтрак в) бенефис г) дефект

6. В каком слове одинаковое количество букв и звуков?

а) свекров б) рассердиться в) вьюжная г) въедливый.

Домашнее задание

Подготовиться к связному ответу по теме урока.

Вариант 1

коробка, бесконечный, борется, водица, водиться, терраса, сладкозвучная.

    Сделайте фонетический разбор слов: дуб, ясный, маяк, группа, ненастная, колонна, садовод, льёт, окрестность.

Вариант 2

    Охарактеризуйте фонетические процессы, происходящие в словах, приведите свои примеры:

мужчина, жизнь, радостно, сбежать, дорожка,

    Сделайте транскрипцию следующих слов и разделите их на слоги, расставьте ударения:

отстаивать, выдвигаться, обоняние, приятный, подушка, убегать, аккордеон.

Тема. Фонетические средства языка. Орфоэпические нормы

Фонетика - раздел языкознания, который изучает звуки речи, ударение, слоги.

Звуки выполняют смыслоразличительную функцию: б ы ть - б и ть

Буква - графическое обозначение звука на письме.

В русском алфавите 33 буквы: 10 гласных, 21 согласная, 2 знака.

Все звуки речи делятся на гласные и согласные.

Гласные образуются только голосом, согласные - шумом, либо голосом и шумом .

Буквы е, ё, ю, я обозначают звуки е- [й’э], ё-[й’о], ю-[й’у], я-[й’а]

- в начале слова: яма - [й’а]ма; юла - [й’у]ла;

- после разделительных ъ, ь: вьюга - в[й’у]га; съезд - с[й’э]зд;

- после гласных букв: армия - арми[й’а]; знаем - зна[й’э]м.

Гласные звуки бывают ударные и безударные .

Согласные звуки бывают твёрдые, мягкие, звонкие, глухие.

Пары согласных по звонкости и глухости : [б-п], [г-к], [в-ф], [д-т], [з-с], [ж-ш].

Непарные звонкие (сонорные) согласные: [р], [л], [м], [н], [й’].

Непарные глухие: [ ц], [ч’], [х].

Мягкость согласного обозначается буквами ь, е, ё, и, ю, я после согласного.

Всегда твёрдые согласные: [ж], [ш], [ц].

Всегда мягкие: [ч’], [й’], [щ’].

Шипящие : [ ж], [ш] [щ’] [ч’].

_________________________________________________________________________________

Ударение – это выделение слога в слове большей силой голоса.

Ударение в русском языке называется:

1) разноместным – в разных словах оно падает на разные слоги: мИлый, кольцО.

2) подвижным – в разных формах одного слова оно может стоять на разных слогах: слОво -словА.

Сложные, сложносокращенные слова помимо основного ударения имеют добавочное, которое стоит на первом месте: свЕрхдержАва , интЕрклУб. Есть слова с вариативным (двояким) ударением: твОрог – творОг. Слова могут быть безударными (служебные части речи): под нЕбом .

Ударение бывает словесное и логическое: Мы сегодня идем в кинотеатр. ________________________________________________________________________________

Слог – это часть слова, произносимая одним толчком выдыхаемого воздуха.

В слове столько слогов, сколько гласных. Слоги бывают: открытыми : но-чка, ра-ку-шка. и закрытыми: жук, бол-тун.

Орфоэпия – это совокупность правил литературного произношения.

Орфоэпические нормы - правила произношения отдельных звуков, их сочетаний, отдельных слов и грамматических форм. Орфоэпическая норма – это норма ударения и норма произношения.

Основные фонетические процессы , происходящие в слове:

1. Редукция – ослабление произношения гласных звуков в безударной позиции: дом – д [а] ма.

2. Оглушение – звон. согл. перед глухими и на конце слова произносятся как глухие: ду б[п ].

3. Озвончение – глухие перед звонкими произносятся как звонкие: сд елать -[з]д елать.

4. Смягчение – процесс, при котором тв. согл. становятся мягкими под влиянием последующих мягких: ка знь , см ирно.

5. Выпадение – в сочетаниях согласных стн, здн, вст, дц, лнц и других происходит выпадение согласных: праз д ник, со л нце, прелес т ный.

6. Стяжение (уподобление) – процесс, при котором сочетание нескольких разнородных согласных произносятся как один долгий звук: ни зш ий- ни[ш]ий, ра зж ать -ра[ж]ать.

Тема. Фонетические средства языка.

Тестовая проверка знаний

а) эксп е рт

б) звон и т

в) премиров а ть

г) п о няла

обозначающая ударный гласный звук?

а) усугуб и ть

б) цеп о чка

в) щав е ль

г) ходат а йствовать

обозначающая ударный гласный звук?

а) там о жня

б) знам е ние

в) сирот а

г) зубч а тый

обозначающая ударный гласный звук?

а) дисп а нсер

б) аристокр а тия

в) ржав е ть

г) прин у дить

обозначающая ударный гласный звук?

а) н а долго

б) нан я ла

в) стол я р

г) вредн о

обозначающая ударный гласный звук?

а) газопров о д

б) безуд е ржный

в) мельк о м

г) д а ла

обозначающая ударный гласный звук?

а) фен о мен

б) алф а вит

в) щелочн о й

г) груб а

обозначающая ударный гласный звук?

а) сант и метр

б) м е льком

в) раз о гнутый

г) углуб и ть

обозначающая ударный гласный звук?

а) гн а ла

б) отн я ла

в) поднял а

г) зв а ла

обозначающая ударный гласный звук?

а) зад о лго

б) газ и рованная

в) нам е рение г) сосредот о чение

Тестовая проверка знаний

    В каком слове неверно выделена буква,

обозначающая ударный гласный звук?

а) эксп е рт

б) звон и т

в) премиров а ть

г) п о няла

2. В каком слове неверно выделена буква,

обозначающая ударный гласный звук?

а) усугуб и ть

б) цеп о чка

в) щав е ль

г) ходат а йствовать

3. В каком слове неверно выделена буква,

обозначающая ударный гласный звук?

а) там о жня

б) знам е ние

в) сирот а

г) зубч а тый

4. В каком слове неверно выделена буква,

обозначающая ударный гласный звук?

а) дисп а нсер

б) аристокр а тия

в) ржав е ть

г) прин у дить

5. В каком слове верно выделена буква,

обозначающая ударный гласный звук?

а) н а долго

б) нан я ла

в) стол я р

г) вредн о

6. В каком слове верно выделена буква,

обозначающая ударный гласный звук?

а) газопров о д

б) безуд е ржный

в) мельк о м

г) д а ла

7. В каком слове неверно выделена буква,

обозначающая ударный гласный звук?

а) фен о мен

б) алф а вит

в) щелочн о й

г) груб а

8. В каком слове неверно выделена буква,

обозначающая ударный гласный звук?

а) сант и метр

б) м е льком

в) раз о гнутый

г) углуб и ть

9. В каком слове верно выделена буква,

обозначающая ударный гласный звук?

а) гн а ла

б) отн я ла

в) поднял а

г) зв а ла

10. В каком слове неверно выделена буква,

обозначающая ударный гласный звук?

а) зад о лго б) газ и рованная

в) нам е рение г) сосредот о чение

Ключ к тесту: 1) г; 2) г; 3) б; 4) а; 5) в; 6) а; 7) б; 8) а; 9) в; 10) б.


Ответы

Вариант 5 1) в; 2) а; 3) а; 4) б; 5) в; 6) а;

Вариант 6 1) в; 2) а; 3) б; 4) а; 5) б; 6) г.

Алфавит

Тема. Фонетические единицы языка.

Фонетика - раздел языкознания, изучает звуки речи, ударение, слоги.

Особенности русского ударения.

Слово может состоять из одного или нескольких слогов, один слог в слое ударный, остальные – безударные.

Различают словесное и фразовое (логическое) ударение (принадлежит к интонации). Словесное ударение – это выделение одного из слогов в слове большей силой голоса.

Ударение в русском языке:

1) разноместное – в разных словах оно падает на разные слоги: мИлый, кольцО.

2) подвижное – в разных формах одного слова оно может стоять на разных слогах: слОво -словА.

Большинство слов русского языка имеет одно ударение – основное. Сложные слова имеет дополнительное ударение, которое стоит на первом месте: элЕктромонтЁр.

Есть слова с вариативным (двояким) ударением: твОрог – творОг.

Служебные части речи: частицы, союзы, предлоги – не имеют ударения: под горой, принеси-ка.

Ударение в слове может различать :

    Разные слова: мУка – мукА, зАмок – замОк.

    Некоторые формы разных слов: нОшу – ношУ, крУжки – кружкИ.

    Формы одного слова: снЕга – снегА, носИте – нОсите.

Логическим (фразовым) ударением называется выделение в речевом такте более сильным ударением какого-либо слова для подчеркивания его особого значения называется Любое слово в речи может нести логическое ударение. Мы сегодня идем в кинотеатр.

Слог – это один или несколько звуков, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха: во-да, на-у-ка.

В слове столько слогов, сколько гласных звуков.

Если слог состоит из 2 или более звуков, то начинается он обязательно с согласного.

Слоги бывают:

открытыми: ра-ку-шка

закрытыми : жук, бол-тун.

В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходит к последующему слогу: но-чник, по-ддать, ди-ктор.

Дополнительно. Правила слогораздела :

    Сочетание сонорного согласного с шумным между гласными имеет слогораздел внутри: стен-ка, тор-чит, мол-ва, тол-стый;

    Сочетание шумного согласного с сонорным между гласными переходит к следующему слогу: ве-сна, кра-сный;

    Сочетание шумных согласных переходит к следующему слогу: ча-шка, ло-жка, бле-стит, кре-пкий;

    Сочетание сонорных согласных между гласными переходит к следующему слогу: ко-рма, о-фо-рми-тель, но-рма-льно;

    Буква й всегда остается с предшествующим гласным: чай-ка, май-ка.

ПРЕДМЕТ ФОНЕТИКИ.

ОСНОВНЫЕ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ

ФОНЕТИКА – раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону языка. Фонетика представляет собой определенную систему, включенную в общую систему языка. Это подуровень общей языковой системы, неразрывно связанный со всей системой, так как основные единицы языка – слова, морфемы, словосочетания, предложения, представляющие более высокие уровни, - являются знаками . Ведь помимо смысловой стороны – обозначаемого (значения ), все они имеют и материальную сторону, доступную органам чувств - обозначающее (звуки и их сочетания). Между обозначаемым и обозначающим существует условная (не природная, не естественная) связь. Так, слово мечта имеет материальное выражение – это сочетание пяти звуков, служащее для выражения значения «нечто, созданное воображением, мысленно представляемое». Предметом фонетики является матеральная (звуковая) сторона языка.

Задача фонетики – изучение способов образования (артикуляции) и акустических свойств звуков, их изменения в речевом потоке. Изучать фонетику можно с разными целями и разными методами. В зависимости от этого различают общую фонетику, описательную фонетику, сопоставительную фонетику, историческую фонетику, экспериментальную фонетику.

Общая фонетика на материале различных языков рассматривает теоретические вопросы образования звуков речи, природы ударения, структуры слога, отношения звуковой системы языка к его грамматической системе.

Описательная фонетика исследует звуковой строй конкретного языка в синхронном плане, т.е. на современном этапе развития языка.

Сопоставительная фонетика объясняет явления в области звукового строя, обращаясь к материалу родственных языков.

Историческая фонетика прослеживает становление фонетических явлений на протяжении более или менее длительного периода времени, изучает изменения фонетической системы, произошедшие на определенном этапе их развития, т.е. изучает фонетику в диахроническом плане.

Экспериментальная фонетика является частью общей фонетики, изучает звуковую сторону языка инструментальными методами.

Таким образом, фонетика современного русского языка – это описательная фонетика, так как фонетические явления рассматриваются на определенном этапе развития языка, в данный момент времени.

Всефонетические единицы языка - фразы, такты, фонетические слова, слоги, звуки – связаны между собой количественными отношениями.

Фраза самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и отделенное от других таких же единиц паузой. Фраза не всегда совпадает с предложением (предложение может состоять из нескольких фраз, а фраза – из нескольких предложений). Но даже если фраза совпадает с предложением, то все равно одно и то же явление рассматривается с разных точек зрения. В фонетике обращается внимание на интонацию, паузы и т.д.

Интонация совокупность средств организации звучащей речи, отражающих ее смысловую и эмоционально-волевую стороны, которые проявляются в последовательных изменениях высоты тона, ритма речи (соотношения сильных и слабых, долгих и кратких слогов), темпа речи (ускорении и замедлении в протекании речи), силы звучания (интенсивности речи), внутрифразовых пауз, общего тембра высказывания. С помощью интонации производится членение речи на синтагмы.

Синтагма объединение двух или нескольких фонетических слов из состава фразы. Например: Увидимся завтра I вечером. Увидимся I завтра вечером. В данных предложениях паузой отделены синтагмы. Надо отметить, что термин «синтагма» понимается учеными по-разному. Академик В.В.Виноградов, в частности, отграничивает синтагму от речевого такта как интонационно оформленную семантико-синтаксическую единицу речи, вычленяемую из состава предложения

Речевой такт часть фразы, объединенная одним ударением, ограниченная паузами и характеризующаяся интонацией незаконченности (за исключением последнего). Например: В час испытанья / поклонимся отчизне/ по-русски/ в ноги. (Д. Кедрин).

Фонетическое слово - часть речевого такта (если фраза делится на такты) или фразы, объединенная одним ударением. Фонетическое слово может совпадать со словом в лексическом и грамматическом понимании этого термина. Фраза имеет столько фонетических слов, сколько в нем ударений, т.е. чаще всего знаменательные слова выделяются в отдельные такты. Так как некоторые слова не несут ударения, то нередко фонетических слов меньше, чем лексических. Как правило, неударяемыми являются служебные части речи, но могут оказаться в неударном положении и знаменательные слова:

. Слова, не имеющие ударения и примыкающие к другим, словам называются клитиками . В зависимости от того, какое место они занимают по отношению к слову, имеющему ударение, различают проклитики и энклитики. Проклитиками называют безударные слова, стоящие впереди ударного, к которому они примыкают: , энклитиками - безударные слова, стоящие после ударного, к которому они примыкают:, . В качестве проклитик и энклитик обычно выступают служебные слова, однако энклитикой может оказаться и знаменательное слово, когда предлог или частица принимает на себя ударение: по ´ воду [по´въду].

Слог - часть такта или фонетического слова, состоящая из одного или нескольких звуков, соединение наименее звучного звука с наиболее звучным, являющимся слоговым (см. раздел «Слогоделение. Типы слогов»).

Звук - наименьшая единица речи, произносимая за одну артикуляцию. Мы также можем определить звук как мельчайшую фонетическую единицу, выделяемую при последовательном членении речи.

Звук (фонема) – наименьшая единица языка; предмет изучения в фонетике.

Буква – знак, служащий для передачи звука речи на письме; предмет изучения в графике.

При изучении фонетики для различения букв и звуков, для более точной передачи звучащей речи используют особую запись – транскрипцию . Звуки записываются в соответствии с орфоэпическими нормами современного литературного языка. Транскрибируемая речь, отдельный звук указываются в квадратных скобках. Знаком [ ́] над звуком обозначается ударный гласный. Знаком [’] после согласного обозначается его мягкость. Например, слово косьба транскрибируется как [каз’ба́].

Характеристика звуков

Все звуки подразделяются на гласные и согласные.

Гласные звуки могут быть ударными и безударными.

Согласные звуки классифицируются по двум основным признакам:

  • по звонкости/глухости – звонкие (парные и непарные) и глухие (парные и непарные);
  • по твёрдости/мягкости – твёрдые (парные и непарные) и мягкие (парные и непарные).

Согласные звуки состоят из шума (глухие согласные) или из шума и голоса (звонкие согласные).

Звонкие согласные: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].

Глухие согласные: [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’].

Звонкие и глухие согласные могут быть парными и непарными.

Парные согласные по звонкости-глухости образуют 11 пар: [б] – [п], [в] – [ф], [г] – [к], [д] – [т], [ж] – [ш], [з] – [с], [б’] – [п’], [в’] – [ф’], [г’] – [к’], [д’] – [т’], [з’] – [с’].

Остальные согласные не имеют пары по звонкости–глухости. Звонкие непарные согласные: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]. Глухие непарные согласные: [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].

По участию средней части языка в произнесении согласного звуки подразделяются на твёрдые и мягкие согласные.

Твёрдые согласные образуются без участия средней части языка. Это согласные: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш].

Мягкие согласные образуются при участии средней части языка. Это согласные: [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [й’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’], [ч’], [щ’].

Парные согласные по твёрдости–мягкости образуют 15 пар: [б] – [б’], [в] – [в’], [г] – [г’], [д] – [д’], [з] – [з’], [л] – [л’], [м] – [м’], [н] – [н’], [р] – [р’], [п] – [п’], [ф] – [ф’], [к] – [к’], [т] – [т’], [с] – [с’], [х] – [х’].

Твёрдые непарные согласные: [ж], [ш], [ц].

Мягкие непарные согласные: [й’], [ч’], [щ’].

Русский алфавит

Для обозначения звуков речи на письме используются буквы, каждая из которых имеет своё название. Все буквы русского языка, расположенные в определённом порядке, образуют алфавит, или азбуку.

Буква Название Буква Название Буква Название
А а а К к ка Х х ха
Б б бэ Л л эль Ц ц цэ
В в вэ М м эм Ч ч че
Г г гэ Н н эн Ш ш ша
Д д дэ О о о Щ щ ща
Е е е П п пэ ъ твёрдый знак
Ё ё ё Р р эр ы ы
Ж ж жэ С с эс ь мягкий знак
З з зэ Т т тэ Э э э
И и и У у у Ю ю ю
Й й и краткое Ф ф эф Я я я

В русском алфавите 33 буквы:

  • 10 гласных букв («а», «е», «ё», «и», «о», «у», «ы», «э», «ю», «я»), основная функция которых – обозначение гласных звуков;
  • 21 согласная буква («б», «в», «г», «д», «ж», «з», «й», «к», «л», «м», «н», «п», «р», «с», «т», «ф», «х», «ц», «ч», «ш», «щ»), основная функция которых – обозначение согласных звуков;
  • 2 буквы, которые не обозначают звука («ъ», «ь»).

Буквы бывают прописные (заглавные, большие) и строчные (маленькие).

Соотношение букв и звуков

Одна и та же буква может обозначать разные звуки, например:

  • буква «я» может обозначать звуки [а́], [й’а́] под ударением (пять [п’а́т’], ямы [й’а́мы], рьяный [р’й’а́ный’], баян [бай’а́н]); звук, близкий к [и] или [э]; [й’и] или [й’э] без ударения (пятак [п’ита́к], дьячок [д’й’ич’о́к]);
  • буква «а» без ударения после согласных «ч», «щ» обозначает звук, близкий к [и] или [э] (пощадить [пащ’ид’и́т’]);
  • буква «и» после «ж», «ш», «ц» обозначает звук [ы] (широкий [шыро́к’ий’]);
  • буква «д» может обозначать звуки [д], [д’], [т], [т’]: дать [да́т’], гудят [гуд’а́т], род [ро́т], дядька [д’а́т’ка].

Количественное соотношение звуков и букв, их обозначающих, может быть различным:

1. Буквы «е», «ё», «ю», «я» обозначают 2 звука: [й’] и один из гласных звуков – в следующих случаях:

  • в начале слова (ель [й’эл], ёж [й’о́ш], юг [й’у́к], ярд [й’а́рт]),
  • после гласной буквы (боец [бай’эц], поёт [пай’о́т], союз [сай’у́с], баян [бай’а́н]),
  • после разделительных «ъ» и «ь» (съел [с’й’эл], пьёт [п’й’о́т], вьюн [в’й’у́н], рьяный [р’й’а́ный’]).

В остальных случаях буквы «е», «ё», «ю», «я» используются для обозначения одного из гласных звуков и обозначения мягкости предыдущего мягкого парного согласного (сел [с’эл], лёд [л’о́т], люк [л’у́к], мял [м’а́л]). Буква «е» в заимствованных словах может не обозначать мягкость согласного, например: тезис [тэз’ис].

2. Буква «и» обозначает 2 звука после разделительного «ь»: [й’и] (чьи [ч’й’и́]). В остальных случаях буква «и» используется для обозначения [и] и обозначения мягкости предыдущего мягкого парного согласного (тир [т’и́р]).

3. В некоторых случаях несколько букв могут обозначать один звук, например, сочетание «сч» обозначает [щ’] (счастье [щ’а́с’т’й’э]).

4. В некоторых сочетаниях согласная буква может не обозначать звука (такая согласная называется непроизносимой), например, не произносится буква «в» в слове здравствуй [здра́ствуй’].

5. Буквы «твёрдый знак» и «мягкий знак» не обозначают звуков. Например, в слове чушь четыре буквы («ч», «у», «ш», «ь»), но три звука ([ч’], [у́], [ш]).

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...