Очень древний дворец топкапы. Сокровища дворца топкапы

Существует множество реликвий, связанных с именем основателя ислама, которые почитаются в мусульманском мире. Это волосы из бороды пророка Мухаммеда, его след, оставленный на камне, автографы, а также личные вещи. В том числе - плащ.

В сборнике хадисов, составленном аль-Бухари, содержатся свидетельства разных людей, знавших лично исламского пророка Мухаммеда. Одно из них принадлежит некому Амир ибн аль-Харису. Он рассказывал: «Умирая, Посланник Аллаха не оставил после себя ни динара, ни дирхама, ни раба, ни рабыни. Он не оставил ничего, кроме белой мулицы, на которой ездил верхом, своего оружия и участка земли, который он пожертвовал в пользу путников». Однако есть еще один предмет, который, как считается, принадлежал пророку и сохранился до нашего времени. Это его плащ, вокруг которого существует множество легенд.

Подарок для отшельника

Об этом артефакте мы знаем совсем немного. Только то, что плащ был на пророке, когда он получил откровение свыше. Это случилось в конце 613 года. Мухаммед лежал в беседке, закутавшись в плащ. И тут прозвучал голос: «О завернувшийся! Встань и увещевай! И Господа твоего возвеличивай!..» Именно после того происшествия пророк начал открыто проповедовать новую веру.

Есть в истории жизни Мухаммеда еще одно упоминание о плаще. Его разорвали на пророке во время стычек с противниками веры. Впрочем, неизвестно - был ли это тот же самый или какой-то другой плащ. Знавшие Мухаммеда люди рассказывали, что пророк любил светлые рубашки и плащи. Что носил он их подолгу, а прохудившиеся всегда чинил, а не выкидывал. Однако описания его вещей никто не оставил, и можно только гадать, какой же из плащей впоследствии стал реликвией.

Благодаря персидской легенде XII века мы знаем о судьбе одного из плащей пророка. Мухаммед, умирая, завещал своим последователям Умару и Али передать отшельнику Увайсу аль-Карани сверток. В нем были его колпак и старый заплатанный плащ. Хотя Мухаммед не был знаком с Увайсом аль-Карани и никогда не встречался с ним, однако слышал об этом благочестивом человеке. Этот обычный пастух был необыкновенной личностью. Во многих мусульманских странах он до сих пор почитается как святой. Правда, под разными именами. Казахи называют его Ойсыл-кара, туркмены - Вейис-баба, а узбеки Хорезма - Султан-бобо.

Трудно отделить правду от вымысла в рассказах про Увайса. Например, говорили, что он бродил повсюду босой и почти нагой, громко читая молитвы и выкрикивая: «Ху! Ху!» (Это одно из имен Аллаха.) Он просил Бога отпустить всех грешников, чтобы самому наставить их на путь истинный. При этом пастух бил себя камнем по голове, обещая прекратить, лишь когда Бог услышит его. А еще говорили, что однажды Увайс узнал о том, как Мухаммеду в битве с врагами выбили камнем зуб.

Отшельник тут же решил тоже лишить себя зуба. Правда, он не знал, какой именно зуб потерял пророк, поэтому выбил у себя все тридцать два.

Умар и Али разыскали Увайса и отдали ему плащ пророка. А также передали его просьбу - надеть плащ на себя и помолиться за общину Мухаммеда. Увайс сказал, что ему нужно сначала поговорить с Богом. Он оставил Умара и Али ждать, а сам отошел подальше в сторону, положил рядом с собой плащ пророка и пал на землю. Он воззвал к Богу: «Я не надену этого одеяния, пока ты не даруешь мне всей общины Мухаммеда, которую он поручил мне здесь, на земле!» И тут он услышал голос: «Надень рубище, и я дарую тебе несколько человек!» Увайс продолжал: «Нет, молю тебя, отдай мне всех!» И голос отвечал: «Я дарую тебе еще несколько тысяч, надень же рубище!» Но отшельник опять молил: «Даруй мне всех!»

Ответа он не узнал, потому что в этот момент к нему подошли Умар и Али. Им надоело ждать Увайса, и они пошли его искать. Отшельник расстроился, что ему помешали. Он сказал, что не хотел надевать одежды пророка до тех пор, пока Аллах не отдал бы ему всей общины.

Эти слова Увайса аль-Карани позже трансформировались в легенду о том, что всякий, надевший на себя плащ пророка, становится духовным лидером всех мусульман.

Сожгли или украли?

Неизвестно, носил ли отшельник залатанный плащ Мухаммеда или просто хранил. А после его смерти следы плаща и вовсе надолго потерялись. В следующий раз он упоминается в связи с убийством багдадского халифа Аль-Муктадира в 932 году. Джалалуддин ас-Суюти - один из исламских богословов, живший в XV веке, - писал: «Этот плащ хранился у халифов. Он переходил от одного халифа к другому, и они накидывали его на свои плечи. Этот плащ находился на Муктадире, когда его убили, и был забрызган кровью. Я думаю, что он пропал во время нашествия татар...» Есть и другое свидетельство о том, что какой-то из плащей Мухаммеда в 1258 году (636 год по мусульманскому летоисчислению) был сожжен теми самыми «татарами» (точнее, конечно, монголами) во время нападения на Багдад.

Однако есть иное предание о плаще Мухаммеда. Согласно ему, реликвия была привезена в Самарканд самим Тамерланом, а потом оттуда переправлена в Бухару. Позже один из потомков Тамерлана вывез реликвию в афганский город Джузун. Там для хранения плаща было специально построено здание за городской стеной. Из-за этого Джузун получил второе название - Фейзабад, что означает «устроенный милостью». Именно под этим названием он известен сегодня.

Здесь плащ Мухаммеда и хранился до 1768 года, пока в город не приехал основатель Дурранийской империи (наследником которой является современный Афганистан) Ахмад-шах Абдали. Он увидел плащ пророка и решил во что бы то ни стало привезти его в Кабул. Ахмад-шах попросил хранителей «одолжить» ему священный плащ. Но те вежливо отказали, подозревая, что не получат реликвию обратно. Тогда Абдали показал на лежащий на земле камень и сказал: «Я обещаю, что не унесу плащ далеко от этого камня». Хранителей это успокоило, и они позволили взять плащ пророка. Нельзя сказать, что Ахмад-шах совсем уж не сдержал свое слово - поскольку он велел поднять камень с земли и увез его вместе с реликвией в Кабул. Плащ, как и опасались хранители, он не вернул.

Ахмад-шах планировал перевезти плащ в свою столицу - Кандагар. Он даже велел выстроить там особое здание для реликвии, а рядом установить постамент для того самого камня. Святилище было названо Хирка-Шариф. Ахмад-шах также планировал возвести рядом собственную усыпальницу, но не успел этого сделать. Он умер, и его похоронили в здании, предназначенном для хранения плаща пророка.

Политическое чудо

Простые смертные не могли видеть плащ. Зато правители не только видели, но и надевали его по особым случаям. Например, эмир Дост Мухаммед-хан делал это в 1834 году, когда в Пешаваре объявлял джихад Сикхскому королевству. А в XX веке реликвия внезапно попала в руки сельского муллы Омара, более известного как Мухаммад Умар - один из духовных лидеров и основателей движения «Талибан».

«Мулла Омар не был особо известен, если не считать короткой боевой славы во времена войны с Советами, - рассказывает Омар Шарифи, афганский историк, изучающий историю "Талибана". - Он был самым "темным" персонажем на политической карте Кандагара. Применение старого мифа помогло ему обрести законную власть». В апреле 1996 года 36-летний мулла Омар взял плащ Мухаммеда из святилища и вместе с ним забрался на крышу одного из зданий в центре Кандагара. Он подождал, пока внизу соберется большая толпа, а потом поднял развевающийся на ветру плащ и завернулся в него. Тут самое время вспомнить про Увайса аль-Карани и связанную с ним легенду. В Афганистане ее знали все, и для жителей страны действия муллы Омара означали, что он стал «амиром уль-муминином», то есть главой всех правоверных.

Афганский аналитик и бывший высокопоставленный чиновник в министерстве иностранных дел талибов Вахид Мужда утверждает, что все было иначе: «Омар не надевал плаща. Он с огромным почтением держал плащ перед духовенством, которое собралось, чтобы присягнуть ему на верность».

Как бы там ни было, Омар стал главой Афганистана, хотя до этого не имел серьезной поддержки среди политиков и вождей племен. Можно сказать, что реликвия сотворила чудо, хоть и политическое. Впрочем, надолго остаться у власти Омар не сумел. А плащ Мухаммеда был возвращен на прежнее место хранения - в мавзолей Ахмад-шаха, где и пребывает по сию пору. Марина ВИКТОРОВА

Сокровища дворца Топкапы

После захвата Константинополя турками богатства султана Мехмеда II в течение нескольких лет хранились в крепости Едикуле. В 1478 г. их перенесли во дворец Топкапы - в здание, где сейчас расположилась Оружейная палата. Во время правления султана Селима I для хранения казны был выделен бывший летний дворец султана Мехмеда II, в котором сокровищница находится и поныне.

Следует отметить, что на территории дворца Топкапы находилось две казны - государственная и султанская, и это было законом жизни Османской империи. Личные средства султана только в самых исключительных случаях тратились на государственные нужды, да и то в заимообразном порядке, оформлявшемся долговым обязательством дефтердара (министра финансов). Личная казна султана, в отличие от государственной, обычно не испытывала нехватки средств, так как постоянно пополнялась самыми различными способами - данью от вассалов, доходами от некоторых вакуфных учреждений, множеством подношений и подарков. А.Ф. Миллер в своей книге отмечал, что «применялись и другие, поистине виртуозные способы пополнения султанской казны. Так, султаны выдавали своих дочерей замуж в самом раннем детстве, а иногда и в младенческом возрасте за богатых сановников, которые должны были присылать во дворец крупные суммы на содержание «супруги».

Сокровища Османской империи имеют различное происхождение: это были подарки зарубежных послов; драгоценности, изготовленные в Топкапы специально для султанов, военные трофеи из покоренных стран и ценные вещи, которые переходили в казну после смерти государственных деятелей. Самым большим состоянием обладал султан Селим I, правивший в XVI в.

Во времена Османской империи сокровищницу султанов открывали и закрывали в торжественной обстановке, и в церемонии этой участвовали сорок человек. В настоящее время в нескольких залах выставлены неисчислимые богатства правителей Османской империи, и среди них - трон иранского шаха Исмаила, захваченный в 1541 г. султаном Селимом I во время его похода в Иран. Трон этот, сделанный из кованого золота, выложен рубинами, изумрудами и жемчугом, которые своим сиянием создают причудливый мозаичный узор.

В султанской сокровищнице хранится и трон Селима III, изготовленный из эбенового и сандалового дерева и инкрустированный золотом, серебром и перламутром. Над троном массивная золотая цепь поддерживает укрепленный в золотую оправу неправильной формы изумруд длиной 10 и шириной 4 см. Здесь же выставлены украшенный бриллиантами меч и кольчуга, принадлежавшие султану Мураду IV, расшитая настоящим жемчугом (величиной с горошину) конская попона, а также несметное количество рубинов.

В стеклянных витринах в центре первой комнаты сокровищницы выставлены золотые украшения, оружие, хрустальные кальяны с резными янтарными мундштуками, кофейные наборы и золотые кубки. В одной из витрин можно увидеть великолепные доспехи султана Мустафы III, украшенные драгоценными камнями (позолоченную стальную кольчугу, щит, меч и пару серебряных стремян, покрытых позолотой). Рядом выставлены расшитые жемчугом чехлы для Корана, принадлежавшие семьям султанов, дорогие сосуды для воды, кувшины и золотые подсвечники.

Во второй комнате можно увидеть висячие орнаменты из золота и самоцветов, золотые подвески султанов Абдул-Гамида I и Ахмеда I, тюрбан с драгоценными камнями, украшения с бриллиантами и рубинами, которые крепились к тюрбану султана. В других витринах выставлены изделия из нефрита и горного хрусталя, которые во множестве изготавливались в мастерских дворца. Одним из интереснейших экспонатов является нефритовый сосуд в виде корабля - подарок русского императора Николая II. Слева от входа в третью комнату за стеклом выставлена позолоченная колыбель для новорожденных принцев. По сложившейся в Топкапы традиции для матери-султанши было делом чести преподнести внуку золотую колыбель с постелью и покрывалом.

Главным экспонатом этой комнаты является известный во всем мире кинжал. Он висит на тонкой цепочке в стеклянной витрине позади трона султана Ахмеда I. Рукоять кинжала украшают три больших изумруда, в эфес встроены золотые часы, крышка которых тоже сделана из изумруда. Золотые ножны покрыты эмалью и драгоценными камнями. Этот кинжал был изготовлен придворными мастерами по приказу султана Махмуда I для персидского шаха Надира и среди прочих подарков отправлен в Персию. Однако по пути туда посланники султана узнали, что шах скончался, и со всеми подарками вернулись во дворец. С тех пор этот самый дорогой в мире кинжал хранится в сокровищнице дворца Топкапы.

В третьей комнате хранится «Алмаз ложечника». Весит он 86 карат, оправлен серебром и окружен 49-ю более мелкими бриллиантами. О происхождении этого бриллианта существуют две версии. Согласно одной, алмаз нашел бедный рыбак, когда разгружал мусор, и потом обменял свою находку на базаре. Хитрый ювелир дал ему за сокровище три ложки, откуда и произошло название алмаза, к тому же и форма его напоминает ложку. Но более достоверной считается вторая версия: французский офицер Пиго приобрел алмаз у махараджи Мадраса и привез его во Францию. После многочисленной смены владельцев алмаз приобрела на аукционе мать Наполеона, однако позже ей пришлось продать бриллиант, чтобы вызволить сына из ссылки. Со временем бриллиант приобрел великий визирь Тепеделенли Али-паша, который купил его за 150 000 золотых монет и поместил в свою личную сокровищницу. Обвинив визиря в измене, султан Махмуд II навсегда поместил бриллиант в султанскую сокровищницу. Доказательством подлинности этой истории служит портрет Али-паши с очень похожим бриллиантом на тюрбане.

В этой же комнате выставлены два золотых подсвечника, каждый из которых весит 48 кг и украшен 6666-ю бриллиантами - по одному на каждый стих Корана. Подсвечники изготовлены в XIX в. по повелению султана Абдул-Меджида I для отправки в Мекку к священному камню Кааба и украшены его монограммами.

Слева от подсвечников за стеклом выставлен золотой трон «Байрам» («Праздничный»), весящий 250 кг и украшенный турмалинами. Этот трон устанавливали перед «Воротами белых евнухов» при вступлении султана на престол и во время других праздничных церемоний.

Собрание священных реликвий Османской империи хранится в здании, которое благодаря своему внутреннему убранству считается самым красивым в Топкапы. Большая часть этих реликвий была привезена в 1517 г. султаном Селимом I из египетского похода. До этого они принадлежали халифу Эль Мутавеккиль; другие реликвии были переданы султану Селиму I эмиром Мекки Сеидом Берекатом после провозглашения того халифом.

Драгоценной реликвией султанской Сокровищницы является «Знамя Пророка» (Санджак-Шериф ). Во время священных войн Пророк Мухаммед выступал под двумя знаменами - черным и белым. Черное знамя «Укап» («Орел») было привезено из Египта и с тех пор хранится в золотом ковчеге. Поскольку полотно сильно пострадало от времени, позднее его подшили к священному знамени из шерстяной материи зеленого цвета. Развертывалось и выставлялось оно в самое критическое для Османской империи время.

«Знамя Пророка» использовалось уже первыми халифами, от которых перешло в Дамаск к династии Омейядов (661-705), а потом к Аббасидам в Багдад и Каир. Когда в 1607 г. султан Селим I завоевал Египет и сокрушил халифат, «Знамя Пророка» перешло к Османскому дому. Вначале оно хранилось у паши Дамаска, который ежегодно сопровождал с этой святыней караван паломников, направлявшихся в Мекку.

В царствование султана Мурада III, по требованию великого визиря Синана-паши, «Знамя Пророка» впервые было привезено в Европу - в находившуюся тогда в Венгрии турецкую армию для воодушевления войска и восстановления упавшей дисциплины. Султан Магомет III (1596-1603) определил к Знамени стражу в 300 человек под началом главного эмира Накибола-Этрафа. Впоследствии из служителей Сераля было назначено 40 знаменосцев; кроме них все военные люди и всадники обязаны были защищать святыню.

«Санджак-Шериф» хранится в 40 чехлах из тафты и в зеленном суконном ковчеге. Длина «Знамени Пророка» равняется примерно 3,7 метра. В золотой наконечник его древка положен Коран, собственноручно переписанный султаном Османом - основателем Османской империи. Кроме «Знамени Пророка» в этом же ковчеге лежат небольшого размера Коран, руки халифа Омара и серебряные ключи от Каабы, которые султан Селим I получил от правителя Мекки.

В мирное время «Знамя Пророка» хранится в Зале благородной одежды (черный камлотовый плащ Пророка Мухаммеда). Здесь же находились другие государственные святыни: борода, священный след ноги, жезл и лук Пророка и несколько мечей первых халифов. Во время войны для Знамени сооружался шатер, в котором оно серебряными кольцами прикреплялось к специальному устройству из черного дерева».

Неверные не могут видеть священное «Знамя Пророка», и кто решался на такую дерзость - сурово наказывался. Так, 27 марта 1769 г., во время Русско-турецкой войны, австрийский интернунций Броньяр, нанял у одного муллы комнату, чтобы со своей семьей и некоторыми европейцами скрытно посмотреть процессию выноса «Знамени Пророка». Потом он нашел комнату подешевле и отказал мулле, за что тот предал его. В нанятую Броньяром комнату ворвались янычары, оскорбили его супругу и дочерей, а на улицах убили нескольких христиан. Австрия срочно отозвала Броньяра…

К персональным реликвиям Пророка Мухаммеда относится и его священная мантия (хырка), которую Пророк подарил арабскому поэту Каабу бин Зюхеру, принявшему ислам. После его смерти мантию за 20 000 дирхам приобрел халиф Моавидже. От него она перешла к Омей-ядам, затем - во владение Аббасидов, а в XVI в. попала к турецкому султану Селиму I. Святая мантия Пророка Мухаммеда, возраст которой насчитывает 1400 лет, представляет собой одеяние длиной 124 см, с широкими рукавами; сшита она из черной шерстяной материи. С момента своего появления в Топкапы (с XVI в.) она бережно хранилась в золотом ковчеге, который сейчас выставлен на обозрение на серебряном пьедестале, изготовленном во дворце при султане Мураде IV. Ежегодно в 15-й день месяца Рамадан священную мантию Пророка Мухаммеда торжественно навещали султан, визири и обитательницы гарема.

Сегодня во дворце Топкапы находятся и два меча Пророка Мухаммеда. Первый из них (меч Зюльфикар) Мухаммед подарил своему зятю - четвертому халифу Али, а второй был фамильной ценностью, полученной им от отца. Оба меча инкрустированы золотом и драгоценными камнями. Рядом с ними выставлен бамбуковый лук Пророка Мухаммеда в золотом чехле.

В собрании священных реликвий хранится и письмо Мухаммеда, в котором Пророк призывает правителя Мукавкаса принять ислам. Послание это, случайно найденное в Египте, написано на лоскуте темной кожи (16- 19 см), состоит из двенадцати строк и отмечено печатью Пророка. Считается, что печать эта перешла от халифа Абубакара к халифу Омару, а от него - к халифу Осману, который однажды уронил ее в фонтан. Через почти 150 лет янтарная печать была обнаружена в Багдаде и привезена во дворец Топкапы.

В золотой шкатулке, украшенной драгоценными камнями, хранится осколок зуба Пророка Мухаммеда, сломаннный во время Ухудского сражения. Во дворце Топкапы хранится около 60 волос из бороды Пророка, но на всеобщее обозрение выставлен только один. Он тоже лежит в золотой шкатулке.

В собрании реликвий находится и один из шести известных отпечатков ноги Мухаммеда. Считается, что след на этом камне Пророк оставил при вознесении на небо. Камень с отпечатком ноги помещен в золотой футляр с крышкой.

Среди реликвий из Каабы , которые хранятся во дворце Топкапы, следует отметить позолоченную защитную оправу для священного Черного камня, которая весит 14 кг; два золотых водосточных желоба, подвешенные на цепях к потолку; фрагмент «Ворот покаяния» и серебряные позолоченные ключи…

В сокровищнице султанского дворца хранятся и христианские реликвии , собранные в церквах Константинополя: десница Иоанна Крестителя в золотой оправе, часть черепа святого апостола Петра, оловянная кастрюля Авраама, серебряный ковчежец с мощами святых.

Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

Из книги Повседневная жизнь Парижа в Средние века автора Ру Симона

Жилище: от дворца до хижины Диапазон жилищного фонда столицы чрезвычайно широк.Внутреннее убранство королевских и княжеских резиденций, жизнь двора, ближний круг, жизнь чиновников и королевских слуг недоступна и неизвестна большинству парижан. В XV веке, когда государь

Из книги Алиенора Аквитанская автора Перну Режин

Из книги Зимний дворец. Люди и стены [История императорской резиденции, 1762–1917] автора Зимин Игорь Викторович

Стены Зимнего дворца Архитектор Ф.Б. Растрелли

Из книги Ювелирные сокровища Российского императорского двора автора Зимин Игорь Викторович

Из книги Роксолана. Ведьма Османского гарема автора Бенуа Софья

Глава 8 ТОПКАПЫ – ДВОРЕЦ ДЛЯ НЕВОЛЬНИЦ И СЧАСТЛИВИЦ Название дворцового комплекса Топкапы, или же «Пушечные ворота» произошло от того, что при въезде и выезде султана из дворца раздавался почетный пушечный залп. В происхождении названия сыграла свою роль и историческая

Из книги Убийство императора. Александр II и тайная Россия автора Радзинский Эдвард

Партия Аничкова дворца Так возникла эта партия. Она должна была защитить права цесаревича Александра Александровича.В нее входят все противники реформаторского курса. В конце 1870-х годов участники этой вельможной оппозиции генерал Р.А. Фадеев и генерал-адъютант И.И.

Из книги Стамбул. История. Легенды. Предания автора Ионина Надежда

Султанский дворец Топкапы Возведение первого османского дворца началось при султане Мехмеде II Завоевателе в 1466 г. на месте древнего форума Тавра. В этой резиденции, охранявшейся 500 бестаджи, султан жил до возведения Топкапы-серая, который он повелел возвести на

Из книги Предания русского народа автора Кузнецов И. Н.

Три дворца князей Суздальских - Вот один из них, - говорит суздальский летописец Ананий, - в 1451 году, когда Москву осаждали и громили татары, этот дворец существовал еще в Суздальском кремле, возле самой церкви св. Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, именно

Из книги Два Петербурга. Мистический путеводитель автора Попов Александр

Призрак Мариинского дворца Пожалуй, появлявшийся в Мариинском дворце (Исаакиевская пл., 6) призрак стал последним призраком, обнаружившимся в Санкт-Петербурге. Широкую известность он получил после того, как депутаты петербургского ЗакСа, проводящие тут свои заседания, в

Из книги Повседневная жизнь московских государей в XVII веке автора Черная Людмила Алексеевна

Обустройство Кремлевского дворца Московские государи, как все люди того времени, в обыденной жизни следовали устоявшимся традициям и образцам, но допускали в нее всё больше новаций, идущих с Запада. Как правило, именно они выступали законодателями моды на новшества в

Из книги Венценосные супруги. Между любовью и властью. Тайны великих союзов автора Солнон Жан-Франсуа

Александра, «хозяйка» дворца С тех пор как Николай встал во главе Ставки в Могилеве, Александра, остававшаяся во дворце, правила страной. Вообще-то царь не учреждал института регентства, как делали французские короли, отбывая на войну, и официально не делил власть с

Из книги Наполеон в России автора Верещагин Василий Васильевич

ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ ПЕТРОВСКОГО ДВОРЦА. С 5/17 сентября пошел сильный дождь, который несколько утишил пожары, но не прекратил их, и когда Наполеон возвращался из Петровского дворца в Кремль, «к трону Московских царей», город не только дымился еще, но местами и пылал.Бивуаки

Из книги Двор российских императоров. Энциклопедия жизни и быта. В 2 т. Том 2 автора Зимин Игорь Викторович

Из книги Петербургские арабески автора Аспидов Альберт Павлович

Тайны исчезнувшего дворца Петербург-Ленинград называют городом трех революций. Считается, что первая революция была в 1905 году. Вторая - в феврале 1917 года. А третья - Социалистическая, со «штабом» в Смольном, - в октябре того же года. Мы же напомним об еще одной революции,

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

«Чёрный камень» Каабы

Местонахождение: мечеть Харам бейт-Уллах, Мекка, Саудовская Аравия

«Чёрный камень» Каабы – одна из древнейших реликвий в мире (возможно, он появился даже до сотворения человека на Земле). По преданию, он упал с небес; Бог ниспослал его Адаму и Еве в знак прощения и примирения. Считается, что он представляет собой копию камня, находящегося в небесном святилище Эль-Бейтул Мамур, непосредственно под троном Аллаха. Вокруг Эль-Бейтул Мамур водили хороводы ангелы, они пели псалмы и совершали молитвенные обряды, славя единого Бога и поклоняясь Ему. Аллах пожелал, чтобы у живущих на Земле людей была такая же святыня для поклонения Ему, и Он вручил Адаму блестящий белый камень, чтобы тот принес его на Землю из рая и установил в Каабе; именно Каабу Аллах решил сделать местом всеобщего поклонения Ему мусульман. Камень назвали аль-Худжр аль-Асвад, что означало «самый счастливый», так как именно он был выбран из множества других небесных камней.


Взяв аль-Худжр аль-Асвад в руки, Адам спустился из рая на землю. По преданию, это произошло на острове Шри-Ланка (Цейлон) – здесь до сих пор известна гора под названием Адамов пик, на вершину которой совершают паломничества тысячи верующих. Аллах указал Адаму путь в Мекку – место, расположенное на земле непосредственно под Его небесным троном. На этом месте Адам положил белый камень и возвел над ним первое святилище Каабы – аль-Байт аль-Харам, Священный дом. Оно стало первым храмом на Земле, посвященным единому Богу.

Населявшие Землю люди проявляли глубочайшее уважение к небесному камню; свое почитание они выражали целованием и прикосновением к нему. Кроме того, они приносили вблизи стен священного храма в жертву овец, коров и других животных. Впоследствии, рассказывает предание, белый камень почернел от людских грехов.

Во время Всемирного потопа храм Каабы был сильно поврежден, и камень был волей Божьей перемещен в более безопасное место. Святилище Каабы было возобновлено праотцом Авраамом (арабы называют его Ибрахимом).

История Ибрахима в исламской традиции отличается от той, которая изложена в Библии. Ибрахим-Авраам жил со своей бездетной женой Саррой и второй женой, египтянкой Агарью (по-арабски – Хаджарой). Однажды Ибрахиму приснилось, что Бог пожелал, чтобы он принес в жертву своего сына Исмаила. Ибрахим рассказал об этом Исмаилу, и мальчик согласился с Божьей волей. Некий странник, под обличьем которого скрывался сатана, пытался разубедить Ибрахима, но безуспешно. Тогда сатана принялся искушать Хаджару, но и это ему не удалось. Сатана обратился к Исмаилу, и тот тоже отказался внимать лукавым речам. Вся семья забросала сатану камнями, и тот бежал прочь.

Ибрахим уже приготовился принести сына в жертву, как Бог остановил его руку и сказал, что он выполнил посланное ему испытание. В награду Бог послал Ибрахиму второго сына – от бесплодной жены Сапры. Его назвали Исааком.

Со времен Всемирного потопа «чёрный камень» оставался скрытым от глаз людей до тех пор, пока Аллах не повелел Ибрахиму (Аврааму) восстановить Каабу. Архангел Гавриил (араб. Джибрил) привел Ибрахима в Мекку и передал ему «камень» для водворения его на прежнее место. Ибрахим с Исмаилом воздвигли над «камнем» новое святилище. С тех пор на протяжении последних четырех тысяч лет, несмотря на частые разрушения, Кааба постоянно отстраивалась на том же самом месте.

Изначально храм Каабы был посвящен единому Богу, но в последующие столетия в нем начали отправлять языческий культ Ваала, и уже во времена пророка Мухаммеда в храме, по некоторым сведениям, насчитывалось не менее 360 идолов различных языческих божеств.

В начале VII века в Каабе произошел сильный пожар, в результате которого святыня была практически разрушена. Тем не менее люди восстановили Каабу, сделав стены храма более высокими и увеличив высоту двери. Однако среди арабских племен, которые совместно занимались восстановлением храма, начались споры по поводу того, кому из них следует предоставить право установки священного «чёрного камня». Ни до чего не договорившись, они решили, что их рассудит первый человек, который войдет во внутренний двор храма.

Случилось так, что первым, кто вошел внутрь храма, оказался юноша по имени Мухаммед. В то время он еще не знал предначертанной ему великой судьбы и просто имел репутацию честного и не по годам мудрого человека. Когда спорщики изложили ему суть проблемы, Мухаммед предложил план, который устроил все стороны. Он расстелил на землю платок и положил в его центре «чёрный камень». Затем он предложил выбрать от каждого племени по одному представителю, которые должны были встать вокруг платка. Все вместе они подняли лежащий на ткани священный «камень» и перенесли его в Каабу, где сам Мухаммед и установил камень в отведенное для него место.

В 610 году Мухаммеду, открыто выступавшему против почитания идолов его соотечественниками, было послано откровение Аллаха через архангела Гавриила. Отныне жизнь пророка уже не принадлежала ему, но была отдана на попечение того, кто призвал его к пророческой миссии. Остаток дней своих Мухаммед провел в служении Богу, повсеместно провозглашая его послания. Путь жизни, к которому призывал пророк, стал известен как «ислам», что означает «покорность воле Аллаха», а его последователи стали называться мусульманами («те, кто покоряется»).

Борьба Мухаммеда с идолопоклонством привела к всплеску вражды со стороны язычников, живших в Мекке. Жизни пророка угрожала серьезная опасность, и в 622 году Мухаммед переселился в Ясриб (позднее этот город стал называться Медина). Это путешествие Мухаммеда называется хиджра, и именно с этой даты берет свое начало мусульманский календарь.

Распространение ислама встретилось на первых порах со многими трудностями, однако в конечном итоге население Мекки приняло новую религию. Храм Кааба стал главной святыней мусульман. Но во время одного из нападений в 682 году Дом Аллаха снова был сильно поврежден, а «чёрный камень» разбит на куски. Позже правитель Мекки соединил вместе все куски «чёрного камня», перевязал их серебряным обручем, и поместил их в угловую стену храма.

Один раз в год мусульмане со всего мира совершают хадж – паломничество в Мекку, к знаменитому храму Каабы. Слово «Кааба» в переводе с арабского означает «куб». Кааба действительно имеет форму куба высотой 15 метров, сложенного из каменных плит. Святилище покрыто черным покрывалом – кисвой. По краям кисвы золотыми нитями вышиты стихи из Корана. Большую часть года Кааба скрыта под кисвой и открывается только во время паломничества – хаджа. По завершении хаджа покрывало снимают и, разрезав на кусочки, продают паломникам в виде сувениров. Таким образом, кисва ежегодно обновляется. Ее традиционно выделывают вышивальщики из Каира.

Знаменитый «чёрный камень» установлен на высоте около одного метра в наружном юго-восточном углу Каабы. По мнению некоторых европейских ученых, он, скорее всего, является метеоритом, упавшим с неба много тысячелетий назад. «Чёрный камень» имеет полукруглую форму, размерами приблизительно 30 на 40 сантиметров, и состоит из нескольких частей, перевязанных вместе серебряной нитью. От гладкой и прохладной поверхности камня исходит приятный аромат.

Камень установлен в специальной нише и заключен в серебряное обрамление. Глубокая впадина в середине камня образовалась в результате бесчисленных прикосновений и поцелуев паломников.

Поцелуи и прикосновения к священному камню являются древнейшей традицией мусульман, установившейся после того, как это сделал пророк Мухаммед. Мусульмане убеждены, что если кто-либо из верующих целует «камень» искренне, от всего сердца каясь в грехах, и семь раз обходит вокруг Каабы, призывая на помощь Аллаха, то «камень» обязательно станет свидетелем этой мольбы в день Страшного суда, когда обретет способность видеть и говорить.

Паломники, приходящие к Каабе, должны семь раз обойти святыню против часовой стрелки. Если паломникам удается приблизиться к «чёрному камню», они могут коснуться его или поцеловать. Те, кто не смог приблизиться к нему, просто поднимают руки в приветственном жесте, проходя мимо «камня».

Меч пророка Мухаммеда


Одним из наиболее известных и ярких символов мусульманского Востока является Зульфикар – меч, в соответствии с коранической традицией принадлежавший пророку Мухаммеду. Для мусульман он означает приблизительно то же, что меч короля Артура – для жителей Британии. Особенно почитают Зульфикар мусульмане-шииты. Согласно исламской традиции, после смерти Мухаммеда меч по завещанию достался Али ибн Абу Талибу, зятю пророка, который, с точки зрения шиитов, был первым и единственным законным преемником Мухаммеда (халифом).

Существуют различные варианты названия меча, отражающие региональные особенности произношения – Зульфикар, Золфагар, Тульфикар, Дульфикар, Дульфагар и т. д. Среди арабов больше распространено название «Тульфикар» (Thulfiqar), в то время как персы предпочитают именовать легендарный меч пророка Мухаммеда Зульфикаром (Zulfiqar). В зависимости от способа произношения по-разному переводится и название меча, но наиболее распространенный вариант перевода происходит от арабского Dhu al-Fiqar или Dhu’l-Fiqar – «ломающий позвонки». По другой версии, название меча происходит от арабского Dhu’l-Fakar – «обладатель метки» (из-за того, что лезвие меча имело на себе некие особые метки или знаки).



Происхождение меча окутано легендами. Рассказывают, например, что он принадлежал первому человеку – Адаму, который принес его на землю после изгнания из рая. Согласно наиболее распространенной версии, меч достался пророку Мухаммеду в качестве трофея после сражения у колодцев Бадр в 624 году, а до этого он принадлежал одному из вождей племени курейшитов. В руках пророка оружие приобрело магическую, сокрушительную силу.

По преданию, Мухаммед передал (по другой версии – завещал) Зульфикар своему зятю Али, великому воину. Большинство источников сходятся в том, что это произошло во время исторической битвы при горе Ухуд, произошедшей 23 марта 625 года. Одна из легенд утверждает, что меч для Али принес с небес сам архангел Гавриил (Джибрил) после того, как в жестокой сече тот уже сломал девять мечей. С Зуль-фикаром в руке Али бросился на вражеского предводителя, Амра ибд Абдауда, сила которого превосходила силу тысячи воинов. Никто не отваживался сойтись с ним в единоборстве. Однако для Али не было препятствий. Одним ударом волшебного меча он разрубил пополам щит противника, разбил его шлем и поверг силача на землю. Видя это, пророк Мухаммед восхищенно воскликнул: «Нет героя кроме Али, нет меча кроме Зульфикара!» В последующие века этот девиз стал боевым кличем мусульманских армий, оружейники выгравировывали его на клинках мечей.

В руке Али Зульфикар стал самым известным мечом в истории ислама. По преданию, этот меч имел два лезвия и обладал волшебными свойствами: например, им невозможно было убить невинного человека. Когда Али не сражался, он оставлял Зульфикар висеть в воздухе, просто подбрасывая его, а в случае нужды меч чудесным образом оказывался у него в руке. Считалось, что Зульфикар защищает границы мусульманского мира от врагов. Однако, как гласит известная в Средней Азии легенда, этот меч ломался, если умерший где-либо мусульманин не был похоронен. Захоронение следовало произвести как можно быстрее – для того чтобы обломки Зульфикара срослись и он снова встал на стражу границ.

Сын Али, имам аль-Хусейн ибн Али, с Зульфикаром в руках сражался против омейядского халифа Язида ибн Муавия в битве при Кербеле (Ирак) в октябре 680 года. Память об этом сражении до сих пор жива среди мусульман-шиитов. Войска Язида окружили небольшой отряд Хусейна, численность которого не превышала 300 человек. Получив несколько ран, Хусейн пал на поле битвы, почти все его люди были уничтожены. Время не смягчило горестных воспоминаний об этом событии. Шииты до сих пор переживают трагедию в Кербеле так, как будто она произошла только вчера. «Пей воду и проклинай Язида» – такую надпись можно увидеть в Кербеле на огромных кувшинах, выставленных на улице для страдающих от жажды прохожих. Считается, что само название «Кербела» происходит от выражения «карб аль-илаха» («рядом с богами»), или от «аль-курб ва аль-бала» («скорбь и беда»). А меч Зульфикар после этих событий стал восприниматься как символ чести и мученичества.

После гибели Хусейна Зульфикар перешел в руки аббасидских халифов, а затем османских султанов. Постепенно меч приобретает все более реальные очертания, окружающий его ореол легенд и преданий рассеивается. В эпоху Средневековья он становится символом военной доблести и рыцарства. Турки-османы охотно приняли и использовали символику Зульфикара. Полулегендарный меч стал одной из эмблем турецких янычаров. Его изображение помещалось на военных знаменах, на могилах павших воинов.

Существуют различные варианты изображения Зульфикара. В одних случаях он изображается с двумя параллельными лезвиями, очевидно, призванными подчеркнуть волшебные свойства меча. Однако гораздо чаще его изображают в виде ятагана с раздвоенным острием (согласно легенде, лезвие меча раскололось, когда Али неосторожно вытягивал его из ножен). Во всех мусульманских странах изготавливались клинки, символизировавшие Зульфикар. Самые ранние из известных образцов имели раздвоенный конец, образованный треугольным вырезом. На этих клинках по традиции выгравировывалась надпись на арабском языке «Нет героя кроме Али, нет меча кроме Зульфикара!» Вариации на тему Зульфикара очень разнообразны: известны мечи-«зульфикары» с раздвоенными в вертикальной или горизонтальной плоскости остриями клинка, с «пламенеющими» или волнистыми со стороны лезвия или обуха клинками. Клинки также могли быть кривыми или прямыми и сочетаться с разными эфесами.

Ну а что же сам легендарный меч? Пройдя через столетия и приобретя поистине всемирную славу, ныне он хранится в сокровищнице дворца-музея Топкапы в Стамбуле. В Турции он известен как Дульфакар (Dhu al-Faqar). Это тот самый меч, что стал трофеем пророка Мухаммеда в битве у колодцев Бадр и в дальнейшем принадлежал имаму Али и его сыну Хусейну. На лезвии меча выгравированы две сходящиеся линии – возможно, именно отсюда родилась легенда, что меч имел два острия.

Известны еще восемь мечей, принадлежавших пророку Мухаммеду. Семь из них ныне находятся в сокровищнице дворца Топкапы. Считается, что один из них, носящий имя Кали (Кулай), – один из трех мечей, взятых пророком в качестве трофеев после сражения с еврейским племенем Бану-Курейса (Бану-Кайнака) в 627 году под стенами Медины (по другой версии, Абд аль-Муталиб, дед пророка Мухаммеда, обнаружил этот меч близ источника Земзем в Мекке). Лезвие меча имеет длину 100 см. На нем выгравирована арабская надпись: «Это – благородный меч дома пророка Мухаммеда, посланника Аллаха». Другим мечом, захваченным в сражении с Бану-Курейса, является легендарный Ал-Баттар, по преданию, принадлежавший библейскому силачу Голиафу. Следующим обладателем меча был Давид, победивший Голиафа и ставший царем Израиля. Существует легенда, что именно этим мечом Иисус Христос поразит антихриста в час своего Второго пришествия.

Меч Ал-Баттар, который также хранится в сокровищнице дворца Топкапы, называют «мечом пророков». На его лезвии (его длина составляет 101 см) выгравированы имена Давида, Соломона, Моисея,

Аарона, Иосифа, Захарии, Иоанна Крестителя, Иисуса Христа и Мухаммеда. На мече имеется также древняя надпись на языке арабов-на-батейцев и рисунок, изображающий царя Давида с отрубленной головой Голиафа.

Третий меч, принадлежащий к числу трофеев битвы при Медине, – Хатф, меч, по преданию, собственноручно выкованный царем Давидом. Он изготовлен по образцу меча Ал-Баттар, но имеет несколько большие размеры, его лезвие имеет длину 112 см и ширину 8 см. Согласно легенде, этот меч был боевым мечом царя Давида, а позже был передан им на хранение священникам-левитам. В дальнейшем меч неисповедимыми путями оказался в племени Бану-Курейса, а потом перешел в руки пророка Мухаммеда.

Меч Ал-Расуб, как считается, был фамильным мечом, долгое время принадлежавшим семье пророка. Длина его лезвия составляет 140 см. Меч украшают золотые кружки, на которых выгравировано имя некоего Джафара аль-Садыка.

Меч Ал-Матхур, известный также как Матхур ал-Фиджар, принадлежал пророку Мухаммеду еще до того, как он получил первое откровение от Бога. Он достался пророку от его отца. С этим мечом Мухаммед отправился в свое историческое путешествие из Мекки в Медину, известное как «хиджра». Ал-Матхур сопровождал пророка во всех последующих походах и по завещанию был передан его зятю Али. Длина лезвия меча составляет 99 см. Рукоять украшена двумя золотыми змеями и инкрустирована изумрудами и бирюзой; на лезвии близ рукояти имеется надпись «Абдаллах ибн Абд аль-Муталиб», выполненная старинной куфической вязью.

Шестой меч, Ал-Микдам, когда-то также принадлежал пророку Мухаммеду и от него перешел к Али ибн Абу Талибу, а от него – к его сыновьям (по другой версии, он был захвачен в качестве военного трофея Али ибн Абу Талибом во время одного из набегов на Сирию). Длина лезвия меча составляет 97 см; на нем выгравировано имя «Аль-Дин Зайн аль-Абидин» (возможно, это имя мастера). Седьмой меч, Ал-Ка-диб, скорее похож на длинный стилет (его длина составляет 100 см). Это было оружие для защиты путников и паломников. На одной стороне лезвия выгравирована длинная надпись «Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк Его – Мухаммед ибн Абдаллах ибн Абд аль-Мута-либ». Меч Ал-Кадиб долгое время принадлежал египетским правителям из династии Фатимидов.

Меч Ал-Адб – единственный из девяти мечей пророка Мухаммеда, хранящийся за пределами Стамбула. Ныне он находится в Египте, в мечети имама Хусейна в Каире. Название меча в переводе означает «острый». Этот меч прислал Мухаммеду один из его соратников накануне сражения у колодцев Бадр. Меч Ал-Адб был в руках пророка во время битвы при горе Ухуд, а в дальнейшем омейядские и фатимидские правители использовали его в ритуальных целях: на этом мече подданные клялись в верности правящему халифу.

Реликвии дворца Топкапы

Местонахождение: дворец-музей Топкапы, Стамбул, Турция


В 1924 году по распоряжению первого президента Турецкой республики Мустафы Кемаля Ататюрка впервые распахнул свои ворота для широкой публики легендарный дворец Топкапы, на протяжении многих столетий служивший резиденцией всесильных повелителей Оттоманской империи. С тех пор посетители дворца-музея могут познакомиться не только с хранящимися здесь бесценными художественными сокровищами, но и воочию увидеть многочисленные реликвии ислама, которые в течение веков собирались и бережно хранились турецкими султанами.

Дворец Топкапы состоит из трех расположенных в ряд обширных дворов. В центре третьего двора – павильон Святой Мантии, «Хирка-и-Саадет», в трех залах которого хранятся реликвии, связанные с именем пророка Мухаммеда.



По традиции, ежегодно 15 числа священного месяца рамадана в этот павильон торжественно приходил султан со свитой, состоявшей из высших должностных лиц империи и придворных сановников. Окруженная галереями постройка состоит из нескольких помещений, увенчанных куполами; первое из них служит вестибюлем, где в небольшом фонтане тихо журчит вода. Залы украшены майоликовыми плитками, в пестрой цветовой гамме которых преобладает светло-зеленый оттенок.

На покрытых майоликах стенах и в четырех встроенных витринах можно увидеть многочисленные реликвии ислама – сабли четырех первых халифов, ковер, принадлежавший дочери пророка Мухаммеда Фатиме, вещи, связанные с именам патриархов древности, – горшок, который принадлежал Аврааму (Ибрахиму), тюрбан Иосифа, жезл Моисея. Но главную часть экспозиции составляют реликивии, непосредственно связанные с именем основателя ислама.

В одной из комнат за стеклянной витриной можно увидеть Священное знамя пророка. Оно хранилось в специальной шкатулке зеленого цвета и извлекалось оттуда всякий раз, когда правители Оттоманской империи выступали на войну против неверных. Султан лично выносил Священное знамя к воротам дворца Топкапы и вручал его командующему войсками.

Второй по важности экспонат – мантия пророка Мухаммеда. Зал, где она хранится, украшен с изысканной роскошью – яркие цветные витражи и серебряные решетки в окнах, золотые лампады свешиваются с потолка, всюду – мерцание золота и серебра, старинные восточные шелка. Под витым серебряным балдахином (XVI в.) покоится золотой ларец, в котором под несколькими расшитыми тканями хранится мантия пророка. Сделанная из черной шерсти, с широкими рукавами, она имеет длину 1 м 24 см.

Предание рассказывает, что однажды арабский поэт Кааб бин-Бухер преподнес Мухаммеду поэму, написанную в его честь. Восхищенный талантом поэта, пророк снял со своих плеч мантию и набросил ее на счастливого стихотворца. Потомки Кааб бин-Бухера хранили мантию как величайшую реликвию; позже ее купил у них халиф Муавийя за 20 000 частей серебра. На протяжении многих лет мантией обладали правившие в Багдаде халифы из династии Аббасидов. Накануне захвата и разрушения Багдада монголами реликвия была отправлена в Египет, где ею владели преемники Аббасидов. Турецкий султан Селим I Грозный (Явуз; правил в 1512–1529 гг.) во время своего победоносного похода в Египет захватил реликвию в качестве трофея и торжественно доставил ее в Стамбул. С тех пор мантия пророка хранится во дворце Топкапы.

В числе других реликвий – шкатулка, вырезанная из фрагмента «чёрного камня» Каабы; отпечаток стопы пророка Мухаммеда, его меч и волосы из его бороды; зуб, сломанный во время Хайберской войны; фляга, использовавшаяся в посмертном ритуальном омовении; земля с могилы пророка.

Чрезвычайную ценность имеет «Ахти-наме» – грамота, собственноручно написанная пророком Мухаммедом. Долгое время она хранилась в христианском монастыре Св. Екатерины на Синае. Побывав в монастыре, пророк остался чрезвычайно доволен гостеприимством синайских монахов и в благодарность за это пожаловал в 624 году монастырю Св. Екатерины охранную грамоту, в которой подтвердил все прежние привилегии, данные обители византийским императором Юстинианом, и добавил к ним новые.

Эта грамота начертана древним арабским куфическим письмом на коже газели. Текст ее заверен отпечатком руки пророка, под которой стоят подписи 21 свидетеля. Побывавший на Синае в 1843 году русский паломник А. Уманец так описывает виденную им копию «Ахти-наме»:

«Она написана на большом толстом бумажном листе красными и черными чернилами; первые употреблены там, где говорилось о Боге, о Его милостях, об особе пророка и его высоких добродетелях. Вокруг текста была кайма, расцвеченная и раззолоченная; вверху во всю ширину листа отделено место в три вершка высотою, разделенное на три равных четвероугольника, из которых в правом нарисована мечеть с минаретом под кипарисами, напоминающая храм Кааба в Мекке, в среднем засвидетельствование верности копии; в левом представлена в малом виде черною краскою десница Мухаммеда с пятью короткими пальцами, распростертыми в разные стороны».

В 1527 году подлинник письма был взят турецким султаном Селимом I Явузом в Стамбул и с тех пор хранится во дворце Топкапы.

Правильно организовав хранение вещей дома, вы облегчите свою жизнь. Счастливые люди те, кто не пустил на самотек этот вопрос на этапе обустройства квартиры или дома. Правда, успех в этом деле зависит не только от специально организованных мест, но и от способов хранения. Более того, стоит признаться, что большинство людей даже не думают о специфическом хранении обуви, изделий из меха и кожи, плащей, зимнего или летнего гардероба. Как правило, все приобретенные вещи располагаются в основном шкафу, обувь - в нескольких тумбах в прихожей. Такой подход неизбежно приводит к хаосу, завалу и невозможности увидеть все, а следовательно, воспользоваться всеми вещами.

Мы укажем три простые причины, почему стоит пересмотреть свои взгляды и правила хранения вещей.

  • Во-первых, порядок. Когда у вещей есть свои места, в интерьере становится меньше шума, лишнего раздражения. Есть шанс показать лучшие стороны вашего дизайнерского ремонта, не загромождая его предметами гардероба.

  • Во-вторых, если вы устали от вечной проблемы «Мне нечего одеть», значит, вам нужно радикально изменить правила хранения своих вещей в гардеробе. Не хватает места для того, чтобы все аккуратно развесить на вешалки, как в глянцевом журнале? Разбейте вещи на зимние и летние, в соответствии с сезоном оставьте только одни из них.

  • В-третьих, вещи прослужат дольше и будут выглядеть лучше, если хранить обувь правильно. Аккуратно помыв ее, разложить в картонные или пластиковые контейнеры для хранения. Когда вновь наступит теплый сезон, вам будет намного приятнее снова вернуться к чистой недеформированной обуви, которая вдохновит вас на новые образы.

ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ ОБУВИ И ОДЕЖДЫ

Итак, мы пришли к выводу, что легкомысленное хранение обуви и одежды не для нас. Мы хотим максимально оставить свои нервы здоровыми, кошельки полными, квартиры чистыми и при этом выглядеть с иголочки, легко и с удовольствием менять образы. В таком случае нам нужно убедиться в том, что мы знаем необходимые правила хранения вещей.

  • 01 Чистота и порядок.

Считается, что обувь имеет большое значение при создании первого впечатления о человеке. Это действительно так. Не стоит недооценивать важность чистоты и ухоженность замшевых и кожаных поверхностей. Заведите дома удобную коробку, полку или ящик, которые полностью отдадите во власть специальных средств и щеток для обуви. На самом деле не так уж и сложно, используя современные водоотталкивающие средства и другие инновации, сделать так, чтобы любимые сапожки на протяжении всего сезона выглядели как новые.

Стоит также знать, что, когда вы «консервируете», прячете обувь до следующего сезона, необходимо ее максимально очистить, вплоть до мытья подошвы. Рекомендуется внутри разместить специальные колодки или набить ее газетной бумагой. Так вы избежите помятостей, новых складок и других деформаций. Используйте народную хитрость для борьбы с неприятным запахом. Для этого обработайте обувь перекисью водорода. И помните, что лучше всего хранить обувь в коробке, обязательно в сухом месте, избегая солнечного света.

  • 02 Особенности хранения обуви.

А как поступить с очень высокой длинной обувью, например с дорогими ботфортами? Идеальным решением станет ее хранение в подвешенном состоянии на специальных вешалках-прищепках. Цель по сути та же - не дать возможности на коже возникнуть новым заломам. Еще один допустимый приемлемый способ - хранение в оригинальных коробках, соразмерных вашим сапожкам.

  • 03 Чехлы для одежды.

Крайне важно провести ряд мероприятий, предупреждающих появлению моли. Благо, сегодня совсем несложно приобрести и развесить в шкафу специальные средства против вредителей. Действенной профилактикой станет эфирное масло лаванды или кипариса. Вылейте содержимое на маленькие подушечки (можно также использовать кусочки ткани или вату), разложите в контейнерах для хранения и в шкафу. Помимо защиты, вас ждет легкая ароматерапия, которая к тому же каждый раз будет приподнимать вам настроение.
Примечание автора

ВАРИАНТЫ ХРАНЕНИЯ ОБУВИ И ОДЕЖДЫ

Варианты хранения вашей обуви и одежды определяются площадью и средствами, которые вы готовы отвести на них. Если вы только начинаете обустраивать свое жилье, у вас много шансов сделать все «по науке».

Гардеробная комната, пожалуй, лучшее пространство для размещения этих вещей. Все в одном месте, на своих полках и штангах, в условиях хорошего освещения. Существуют специальные системы вертикального хранения обуви, созданные таким образом, что вам остается только насадить или надеть свою туфельку/кроссовок на дугу из прочного металла. Преимущество такого хранения - это наглядность вашей коллекции. Цвета и формы на виду. Окинув их быстрым взглядом, вы сразу понимаете, кто сегодня с вами.

Обхитрить гардеробные системы можно одним способ, который, правда, подойдет только для обуви на тонких каблучках. Для этого необходимо на расстоянии примерно 5 см от стены вмонтировать длинные поручни, а далее каблук туфельки вы размещаете между данной штангой и стеной таким образом, что носки туфель смотрят на вас. Вы также можете использовать широкий плинтус или деревянные балки. В таком случае они должны достаточно широко отступать от стены для того, чтобы обувь держалась исключительно за счет каблука.

Босоножки, сандалии, балетки, мокасины - словом, обувь на плоском ходу можно расположить, используя металлические вешалки. Придется над ними немного поработать, изогнув специальным образом, одна вешалка - одна пара. Специально под них можно организовать совершенно невысокую штангу всего 30 см от пола.


Мужскую обувь удобно располагать в так называемые «соты», которые вы можете сделать своими руками.


Замостите всю стену от потолка до пола круглыми полками (можно использовать пластиковую трубу) и не имейте больше проблем с беспорядочным расположением любимых кед и кроссовок.

Ольга Мащенко
Дизайнер интерьеров, архитектор

- Своим клиентам я всегда рекомендую заранее продумать, где будут храниться сезонные вещи, а где - верхняя одежда. Если на гардероб нет совсем места, это «караул»! Без сомнения, это крайне важная часть пространства. Я предлагаю сразу предусмотреть отдельные места для хранения верхней одежды, обуви и основной части гардероба. Для многих не является проблемой компактно разместить сезонную обувь в том же шкафу, где и верхнюю одежду. Но, если у вас ее очень много, тогда, как правило, я советую подобрать шкаф высокого плана конкретно для обуви с вертикальными рейками, поставленными под углом. Будет удобно в несколько рядов плотно ставить обувь. Также рекомендую обращать внимание на «глухие» места в квартире, которые можно изящно перепланировать в места хранения и расположить там, например, постельное белье до первого прихода гостей.

МЕБЕЛЬ ДВА В ОДНОМ

Что делать, если ремонт давно в прошлом, каждый сантиметр квартиры освоен, а количество обуви и одежды продолжает расти? В таком случае рассмотрите покупку или обновление мебели, отдавая предпочтение той, что обладает скрытыми системами хранения. Как правило, это мебель для сидения. Небольшие диванчики, пуфики, кресла, даже кровати.

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ШКАФЫ И ОРГАНАЙЗЕРЫ

Не стоит упускать из виду классические способы хранения обуви: специализированные комоды, тумбы и шкафы, которые так или иначе скорее всего все равно появятся в вашей прихожей и коридоре. Всегда удобно, придя домой, куда-то поставить сумку, на какую-то поверхность положить ключи, а внутри этих предметов мебели вполне эффективно может «жить» ваша обувь. Вы также можете рассмотреть возможность покупки открытых или закрытых стеллажей, полки которых удобно наполнить специальными ячейками-органайзерами для хранения обуви.

Есть еще один универсальный способ - почаще разгружать свой гардероб. Пересматривайте вещи, не храните порванные, дефектные предметы одежды на случай ремонта, другой грязной одежды. Легче расставайтесь с вещами, вышедшими из моды, и тогда у вас всегда будет место для актуального.

Одним из наиболее известных и ярких символов мусульманского Востока является Зульфикар - меч, в соответствии с коранической традицией принадлежавший пророку Мухаммеду. Для мусульман он означает приблизительно то же, что меч короля Артура - для жителей Британии. Особенно почитают Зульфикар мусульмане-шииты. Согласно исламской традиции, после смерти Мухаммеда меч по завещанию достался Али ибн Абу Талибу, зятю пророка, который, с точки зрения шиитов, был первым и единственным законным преемником Мухаммеда (халифом).

Существуют различные варианты названия меча, отражающие региональные особенности произношения: Зульфикар, Золфагар, Тульфикар, Дульфикар, Дульфагар и т. д. Среди арабов больше распространено название Тульфикар (Thulfiqar), в то время как персы предпочитают именовать легендарный меч пророка Мухаммеда Зульфикаром (Zulfiqar). В зависимости от способа произношения по-разному переводится и название меча, по наиболее распространенный вариант перевода происходит от арабского Dhu al-Fiqar или Dhu"l-Fiqar - «ломающий позвонки». По другой версии, название меча происходит от арабского Dhu al-Fakar - «обладатель метки» (из-за того, что лезвие меча имело на себе некие особые метки или знаки).

Происхождение меча окутано легендами. Рассказывают, например, что он принадлежал первому человеку - Адаму, который принес его на землю после изгнания из рая. Согласно наиболее распространенной версии, меч достался пророку Мухаммеду в качестве трофея после сражения у колодцев Бадр в 624 году, а до этого он принадлежал одному из вождей племени куреишитов. В руках пророка оружие приобрело магическую, сокрушительную силу.

По преданию, Мухаммед передал (по другой версии, завещал) Зульфикар своему зятю Али, великому воину. Большинство источников сходятся в том, что это произошло во время исторической битвы при горе Ухуд, произошедшей 23 марта 625 года. Одна из легенд утверждает, что меч для Али принес с небес сам архангел Гавриил (Джибрил) после того, как в жестокой сече тот уже сломал девять мечей. С Зульфикаром в руке Али бросился на вражеского предводителя Амра ибд Абдауда, сила которого превосходила силу тысячи воинов. Никто не отваживался сойтись с ним в единоборстве. Однако для Али не было препятствий. Одним ударом волшебного меча он разрубил пополам щит противника, разбил его шлем и поверг силача на землю. Видя это, пророк Мухаммед восхищенно воскликнул: «Нет героя кроме Али, нет меча кроме Зульфикара!» В последующие века этот девиз стал боевым кличем мусульманских армий, оружейники вы-гравировывали его на клинках мечей.

В руке Али Зульфикар стал самым известным мечом в истории ислама. По преданию, этот меч имел два лезвия и обладал волшебными свойствами: например, им невозможно было убить невинного человека. Коэда Али не сражался, он оставлял Зульфикар висеть в воздухе, просто подбрасывая его, а в случае нужды меч чудесным образом оказывался у него в руке. Считалось, что Зульфикар защищает границы мусульманского мира от врагов. Однако, как гласит известная в Средней Азии легенда, этот меч ломался, если умерший где-либо мусульманин не был похоронен. Захоронение следовало произвести как можно быстрее - для того чтобы обломки Зульфикара срослись и он снова встал на стражу границ.

Сын Али, имам аль-Хусейн ибн Али, с Зульфикаром в руках сражался против омейядского халифа Язида ибн Муавия в битве при Кербеле (Ирак) в октябре 680 года. Память об этом сражении до сих пор жива среди мусульман-шиитов. Войска Язида окружили небольшой отряд Хусейна, численность которого не превышала 300 человек. Получив несколько ран, Хусейн пал на поле битвы, почти все его люди были уничтожены. Время не смягчило горестных воспоминаний об этом событии. Шииты до сих пор переживают трагедию в Кербеле так, как будто она произошла только вчера. «Пей воду и проклинай Язида» - такую надпись можно увидеть в Кербеле на огромных кувшинах, выставленных на улице для страдающих от жажды прохожих. Считается, что само название «Кербела» происходит от выражения «карб аль-илаха» («рядом с богами») или от «аль-курб ва аль-бала» («скорбь и беда»). А меч Зульфикар после этих событий стал восприниматься как символ чести и мученичества.

После гибели Хусейна Зульфикар перешел в руки аббасидских халифов, а затем османских султанов. Постепенно меч приобретает все более реальные очертания, окружающий его ореол легенд и преданий рассеивается. В эпоху Средневековья он становится символом военной доблести и рыцарства. Турки-османы охотно приняли и использовали символику Зульфикара. Полулегендарный меч стал одной из эмблем турецких янычаров. Его изображение помещалось на военных знаменах, на могилах павших воинов.

Существуют различные варианты изображения Зульфикара. В одних случаях он изображается с двумя параллельными лезвиями, очевидно, призванными подчеркнуть волшебные свойства меча. Однако гораздо чаще его изображают в виде ятагана с раздвоенным острием (согласно легенде, лезвие меча раскололось, когда Али неосторожно вытягивал его из ножен). Во всех мусульманских странах изготавливались клинки, символизировавшие Зульфикар. Самые ранние из известных образцов имели раздвоенный конец, образованный треугольным вырезом. На этих клинках по традиции выгравировывалась надпись на арабском языке: «Нет героя кроме Али, нет меча кроме Зульфикара!» Вариации на тему Зульфикара очень разнообразны: известны мечи-«зульфикары» с раздвоенными в вертикальной или горизонтальной плоскости остриями клинка, с «пламенеющими» или волнистыми со стороны лезвия или обуха клинками. Клинки также могли быть кривыми или прямыми и сочетаться с разными эфесами.

Ну а что же сам легендарный меч? Пройдя через столетия и приобретя поистине всемирную славу, ныне он хранится в сокровищнице дворца-музея Топкапы в Стамбуле. В Турции он известен как Дульфакар (Dhu al-Faqar). Это тот самый меч, что стал трофеем пророка Мухаммеда в битве у колодцев Бадр и в дальнейшем принадлежал имаму Али и его сыну Хусейну. На лезвии меча выгравированы две сходящиеся линии - возможно, именно отсюда родилась легенда, что меч имел два острия.

Известны еще восемь мечей, принадлежавших пророку Мухаммеду. Семь из них ныне находятся в сокровищнице дворца Топкапы. Считается, что один из них, носящий имя Кали (Кулай), - один из трех мечей, взятых пророком в качестве трофеев после сражения с еврейским племенем бану-курейса (бану-кайнака) в 627 году под стенами Медины (по другой версии, Абд аль-Муталиб, дед пророка Мухаммеда, обнаружил этот меч близ источника Земзем в Мекке). Лезвие меча имеет длину 100 см. На нем выгравирована арабская надпись: «Это благородный меч дома пророка Мухаммеда, посланника Аллаха». Другим мечом, захваченным в сражении с бану-курейса, является легендарный Ал-Баттар, по преданию, принадлежавший библейскому силачу Голиафу. Следующим обладателем меча был Давид, победивший Голиафа и ставший царем Израиля. Существует легенда, что именно этим мечом Иисус Христос поразит Антихриста в час своего Второго пришествия.

Меч Ал-Баттар, который также хранится в сокровищнице дворца Топкапы, называют «мечом пророков». На его лезвии (его длина составляет 101 см) выгравированы имена Давида, Соломона, Моисея, Аарона, Иосифа, Захарии, Иоанна Крестителя, Иисуса Христа и Мухаммеда. На мече имеются также древняя надпись на языке арабов-набатейцев и рисунок, изображающий царя Давида с отрубленной головой Голиафа.

Третий меч, принадлежащий к числу трофеев битвы при Медине, - Хатф, меч, по преданию, собственноручно выкованный царем Давидом. Он изготовлен по образцу меча Ал-Баттар, по имеет несколько большие размеры, его лезвие имеет длину 112 см и ширину 8 см. Согласно легенде, этот меч был боевым мечом царя Давида, а позже был передан им на хранение священникам-левитам. В дальнейшем меч неисповедимыми путями оказался в племени бану-курейса, а потом перешел в руки пророка Мухаммеда.

Меч Ал-Расуб, как считается, был фамильным мечом, долгое время принадлежавшим семье пророка. Длина его лезвия составляет 140 см. Меч украшают золотые кружки, на которых выгравировало имя некоего Джафара аль-Садыка.

Меч Ал-Матхур, известный также как Матхур ал-Фиджар, принадлежал пророку Мухаммеду еще до того, как он получил первое откровение от Бога. Он достался пророку от его отца. С этим мечом Мухаммед отправился в свое историческое путешествие из Мекки в Медану, известное как «хиджра». Ал-Матхур сопровождал пророка во всех последующих походах и по завещанию был передан его зятю Али. Длина лезвия меча составляет 99 см. Рукоять украшена двумя золотыми змеями и инкрустирована изумрудами и бирюзой; на лезвии близ рукояти имеется надпись «Абдаллах ибн Абд аль-Муталиб», выполненная старинной куфической вязью.

Шестой меч, Ал-Микдам, когда-то также принадлежал пророку Мухаммеду и от пего перешел к Али ибн Абу Талибу, а от пего - к его сыновьям (по другой версии, он был захвачен в качестве военного трофея Али ибн Абу Талибом во время одного из набегов на Сирию). Длина лезвия меча составляет 97 см; на нем выгравировано имя «Аль-Дин Зайн аль-Абидин» (возможно, это имя мастера).

Седьмой меч, Ал-Кадиб, скорее похож на длинный стилет (его длина составляет 100 см). Это было оружие для защиты путников и паломников. На одной стороне лезвия выгравирована длинная надпись: «Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммед - пророк Его» («Мухаммед ибн Абдаллах ибн Абд аль-Муталиб»). Меч Ал-Кадиб долгое время принадлежал египетским правителям из династии Фатимидов.

Меч Ал-Адб - единственный из девяти мечей пророка Мухаммеда, хранящийся за пределами Стамбула. Ныне он находится в Египте, в мечети имама Хусейна в Каире. Название меча в переводе означает «острый». Этот меч прислал Мухаммеду один из его соратников накануне сражения у колодцев Бадр. Меч Ал-Адб был в руках пророка во время битвы при горе Ухуд, а в дальнейшем омейядские и фатимидские правители использовали его в ритуальных целях: на этом мече подданные клялись в верности правящему халифу.

  • 13.
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...