Сочинение "рассказ о родном крае". Сочинение-рассуждение о природе родного края для школьников разных возрастов Написать рассказ о своем крае

Елена Токарева

Таловая, Таловая –

Родина моя .

Здесь июльским утром

Появился я.

Каждому человеку знакомо щемящее чувство тоски по родному дому . Когда, возвращаясь после очередного отсутствия, с замиранием сердца приближаешься к своему поселку , в котором родился и вырос . В ночные часы это чувство становится еще глубже и острее. Огни Таловой так и манят, как будто говорят, что все рады твоему возвращению.

Дом, в котором прошло детство, является мощной основой, фундаментом всего дальнейшего существования человека. То, что преподнесли ему в этом маленьком мире, затем скажется и отразится на его судьбе. И не обязательно проживать во дворце, как раз, наоборот, из простых деревенских домов, сделанных совместными усилиями и собственным трудом, выходят те парни и девушки, которые в будущем, создав семью, сколотят себе такой же крепкий дом. Я помню, как на протяжении моего детства менялся я – преображался и мой дом. Рос каштан, посаженный у ворот, превращаясь из хрупкого ростка в могучее ветвистое дерево. Жизнь не стоит на месте. Но она была бы скучна и однообразна без друзей, соседей, знакомых, окружающих меня. Детские голоса, смех, шум наполняют нашу улицу. Детвора выходит на прогулку : одни мальчишки катаются на велосипедах, другие стараются прихватить побольше вишен из палисадника дяди Вани, девчонки гоняют на роликах, малыши атакуют песочницы; наблюдательные старушки занимают свой верный пост на скамейках, чтобы быть в курсе всех дел.

Свою улицу я узнаю из тысяч, нет ее зеленее и краше. Огромные кроны раскидистых ив спасают от зноя. Их ветви свисают до самой земли. Если забраться поближе к стволу, то останешься незамеченным для случайных прохожих. Можно устроиться поудобнее и мечтать, думать о чем – то сокровенном. Сладкий аромат кружит голову. Мерное жужжание насекомых, прохладный ветерок, мягкая травка тихо убаюкивают. И вот уже слышится тихое посапывание. Очнуться от сна помогает голос мамы, зовущей к столу. Ее нежные руки помогают мне выбраться из своего укрытия, тормошат непослушные волосы на голове. Вот было бы так всегда – спокойно и надежно.

Но время неумолимо движется вперед, незаметно подкрадывается пора взросления, когда с тоской вспоминаешь то, что безвозвратно ушло. Все идет своим чередом, меняется, преображается. Трудно уже узнать во мне того розовощекого пухлого мальчугана, мерявшего огромными резиновыми сапогами лужи своей улицы. Не узнаешь и моего родного поселка : аккуратно подстриженные газоны, побеленные деревья, красивые клумбы, детские площадки, облагороженные места отдыха, асфальтированные дороги, современные автомобили, строящиеся дома, кругом чистота и порядок. Везде виден труд людей – таловчан, заботящихся о процветании своей малой родины .

Если мы все вместе будем жить по принципу : «Кто же, если не я?» , не будем перекладывать свою ответственность на других, то многое изменится в этом мире. Он станет светлее и краше. Ничто не делает человека более несчастным, чем мысли об утраченном прошлом. Поэтому, не надо сожалеть о том, что было. Нужно ловить каждый миг настоящего, внося свой посильный вклад в развитие и созидание данного нам мира.

Над высокой раскидистой ивой

Кружит стая скворцов по весне.

Возвращаясь в родные просторы ,

Стосковавшись по этой земле.

Край родной , ты навеки любимый

Для меня и для тысяч людей.

Оставайся цветущим, красивым

И манящим блеском огней…

Таловая, Таловая –

Родина моя .

Здесь июльским утром

Подготовка к сочинению – рассуждению публицистического характера о родном крае

(методическая разработка урока развития речи по русскому языку в 9 классе)

Цель: создать условия для формирования

Лингвистической компетенции через овладение умениями применять лингвистические знания в работе с языковым материалом;

Языковой компетенции через овладение навыками читать и понимать текст публицистического стиля, анализировать, редактировать его;

Коммуникативной компетенции через овладение умениями строить устные и письменные высказывания.

1.Организационный этап.

Постановка целей урока

Учитель сообщает дату, тему урока.

Эпиграфом к уроку могут послужить слова молдавского писателя Иона Друцэ: «Малая родина – это не только вечный спутник нашей жизни. Она опора нашего духа, смысл наших трудов, вершитель наших судеб...»

Ребята, давайте поразмышляем о том, чему мы должны сегодня научиться, работая на уроке? Какие цели вы перед собой ставите?

Итак, сегодня на уроке мы вспомним особенности публицистического стиля, особенности построения текста рассуждения. Будем совершенствовать умения систематизировать материалы к сочинению, редактировать тексты, находить содержательные и языковые ошибки и исправлять их.

Учащиеся записывают дату, тему урока.

Слушают учителя

Подготовиться к сочинению.

Готовиться к экзамену.

2.Актуализация знаний.

Проверка д/з

А что такое публицистика?

Каковы задачи и особенности публицистического стиля?

Где мы встречаемся с произведениями публицистического стиля?

Итак, для публицистического стиля, по мнению учёных, характерны чередование стандарта и экспрессии, логического и образного, оценочного и доказательного, экономия языковых средств, доходчивость, лаконичность, последовательность изложения при большой информативности.

Публицистика – особый тип литературных произведений, в которых освещаются, разъясняются актуальные вопросы общественно – политической жизни, поднимаются нравственные проблемы. Публицистический стиль сочетает функцию сообщения с функцией воздействия, т.е. открывает возможности оценки изложенного, чтобы повлиять на мысли и чувства читателей.

Особенности публицистического стиля: наличие вопросительных, побудительных и восклицательных предложений, обращений, повторов, риторических вопросов, использование слов в переносном значении, совмещение в одном контексте слов разговорной и книжной лексики и др.

Публицистический стиль используется в газетах, журнальных статьях, в передачах радио и телевидения, в выступлениях на собраниях и митингах.

3.Изучение нового учебного материала

Работая с текстами, выполним первое задание (тексты всех заданий проецируются на экран).

1.Выразительно прочитайте тексты. Какие задачи ставят в них авторы? Докажите принадлежность текстов публицистическому стилю. Найдите средства языка, с помощью которых автор пытается воздействовать на читателя (повторы, параллельный способ связи предложений, ряды однородных членов, и др.).

Работа проводится в парах.

I . Родина – это всё. Это ощущение счастья от зрелища огромной нашей земли, её лесов, морских побережий, деревень, смотрящих в заречную даль. Это ощущение счастья от лёгкого неба, её ветров, её людей, от их труда. От гудков паровозов. Мчащихся к великим её городам, к заводам, шахтам, рудникам… (По К. Паустовскому)

II . Легче лёгкого восклицать «Моя Россия! Родина! Как я тебя люблю!» Труднее всего молча жить для России, отдавать её свой труд, добытую честь, жертвовать ей, если понадобится, и обручальное кольцо, и всё достояние, и самую жизнь. Кто измерил любовь тех, кто пал за неё без наград и безвестно, кто вынес за неё и огни, и муки, кто просто пахал и лелеял эту землю и кто по первому зову встал на её защиту? Так было и так будет…

Учащиеся выразительно читают тексты, дают ответы на поставленные вопросы.

Главная задача К.Г. Паустовского – сообщение о величии родины; функция текста – воздействие на читателя; языковые средства: ряды однородных членов (во втором, третьем, пятом предложениях); параллельный способ связи предложений в тексте; метафора (деревень, смотрящих в заречную даль).

Работая с текстами, мы доказали их принадлежность публицистическому стилю.

А какие коммуникативные умения потребуются нам при работе над сочинением?

Верно. И начать работу нужно с обдумывания темы. Тема нашего сочинения – родной край. А как словарь толкует значение слов «родина», «отечество», «отчизна», «родной»?

Умение вдумываться в тему и основную мысль сочинения, наблюдение, отбор материала.

Умение строить сочинение в определённой композиционной форме.

Умение совершенствовать написанное.

Учащиеся находят значение слов в толковых словарях.

Родина. 1.Отечество, родная страна. 2.Место рождения, происхождения кого-нибудь, чего-нибудь, возникновения чего-нибудь.

Отечество (высок.). Страна, где родился данный человек и к гражданам которой он принадлежит.

Отчизна (высок.). Отечество, родина.

Родной. 1.Состоящий в прямом (кровном) родстве, а также вообще в родстве. 2. Свой по рождению, по духу, по привычкам. 3. Дорогой, милый.

Создавая сочинение, нужно помнить о необходимости определять и раскрывать основную мысль темы.

Рассмотрим второе задание. Прочитайте высказывание академика Д.С. Лихачёва о родном крае, о любви к родному краю. Давайте вместе сформулируем основную мысль текста, она может стать главной в вашем сочинении.

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе.

Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству и человеческой культуре.

Для жизни человека важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни…

Улицы, площади, каналы, парки – напоминают, напоминают ненавязчиво и ненастойчиво творения прошлого, в которые вложены талант и любовь поколений, входят в человека, становясь мерилом прекрасного. Он учится уважению к предкам, чувству долга перед потомками. И тогда прошлое и будущее становятся неразрывными для него, ибо каждое поколение – это как бы связующее звено во времени.

Если человек не любит хотя бы изредка смотреть старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, - значит. У него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен к своей стране.

Любовь человека к родному краю начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе.

Сохранение культурной среды важно для духовной жизни человека.

Помимо темы и основной мысли сочинения необходимо помнить о композиционной стройности работы.

Наша задача на уроке - подготовиться к написанию сочинения – рассуждения. Давайте вспомним, как строится рассуждение.

Рассуждение также может быть построено как доказательство истинности или, наоборот, как доказательство ложности выдвинутого автором тезиса. В зависимости от этого мы различаем рассуждения – утверждения или рассуждения – опровержения.

Рассуждение строится следующим образом:

1.Тезис (основная мысль, которую выдвигает автор, утверждение о чём-то или о ком-то, которое нужно доказать).

2.Доказательства (аргументы, выводы, примеры).

3.Вывод.

Физкультминутка

Мы немного устали, давайте отдохнём, переключим внимание.

Поднимите голову вверх, покрутите головой вправо –влево, вперёд – назад. Сделайте то же самое с закрытыми глазами. Мысленно сосчитайте до десяти.

Продолжим работу.

Дети расслабляются, отдыхают.

Рассмотрим третье задание.

Расположите абзацы в их логической последовательности, докажите, что это текст – рассуждение.

1.Малая родина – это то, что на всю жизнь одаривает нас крыльями вдохновения.

2.По –моему, малая родина – это окаём нашего детства. Иными словами, то, что способно объять мальчишеское око. И что жаждет вместить в себя чистая распахнутая душа. Где эта душа впервые удивилась, обрадовалась и возликовала от нахлынувшего восторга. И где впервые огорчилась, разгневалась или пережила первое потрясение.

3.Вот пишут: малая родина… Что же это такое? Где её границы? Откуда и докуда она простирается?

(По Е. Носову)

Выполняют задание, дают ответы:

Третья часть – это тезис, т.к. автор задаёт вопросы, требующие ответа.

Первая часть – это вывод.

4.Закрепление учебного материала

Рефлексия

Проведём практическую работу. Прочитайте словосочетания. Исправьте те из них, которые не соответствуют норме. Запишите словосочетания, внеся необходимые изменения.

Работу выполните в группе.

Автобиография жизни, монументальный памятник, известный всем, наблюдения за изменениями, планы на будущее, непредсказуемые последствия, реальная действительность, прогрессировать вперёд .

Прочитайте те словосочетания, которые вы оставили без изменения.

Объясните, какие словосочетания воспринимаются как избыточные.

Подводя итог урока подготовки к сочинению – рассуждению о родном крае, вспомним, какие цели мы перед собой ставили?

В чём были трудности?

Что на уроке было главным?

А что было интересным?

Известный всем, наблюдения за изменениями, непредсказуемые последствия.

Автобиография – описание своей жизни; монумент –памятник; план – заранее намеченная система мероприятий; реальный – действительно существующий; прогрессировать – двигаться вперёд по пути прогресса.

Подготовиться к сочинению.

Учиться писать сочинения – рассуждения.

Готовиться к экзамену.

Рассказать о родном крае так, чтобы это затронуло каждого…

5.Задание на дом

Напишите сочинение – рассуждение о родном крае. Темы сочинений:

1. С чего начинается Родина?

2.Мне об этом поведали улицы посёлка.

3.Путешествие по родному краю.

4.Любимый уголок родного посёлка.

5.О людях с большой буквы.

Записывают задание на дом

Рассказы для младших школьников о Родине, о родной земле. Рассказы, воспитывающие у детей любовь и уважение к родной земле. Рассказы Ивана Бунина, Евгения Пермяка, Константина Паустовского.

Иван Бунин. Косцы

Мы шли по большой дороге, а они косили в молодом берёзовом лесу поблизости от неё — и пели.

Это было давно, это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой все мы жили в то время, не вернётся уже вовеки.

Они косили и пели, и весь берёзовый лес, ещё не утративший густоты и свежести, ещё полный цветов и запахов, звучно откликался им.

Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России. Было предвечернее время июньского дня... Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль. Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые лёгкие облака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату, где небо уже золотилось, великие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах. Стадо овец серело впереди, старик-пастух с подпаском сидел на меже, навивая кнут... Казалось, что нет, да никогда и не было, ни времени, ни деления его на века, на годы в этой забытой — или благословенной — богом стране. И они шли и пели среди её вечной полевой тишины, простоты и первобытности с какой-то былинной свободой и беззаветностью. И берёзовый лес принимал и подхватывал их песню так же свободно и вольно, как они пели.

Они были «дальние», рязанские. Они небольшой артелью проходили по нашим, орловским, местам, помогая нашим сенокосам и подвигаясь на низы, на заработки во время рабочей поры в степях, ещё более плодородных, чем наши. И они были беззаботны, дружны, как бывают люди в дальнем и долгом пути, на отдыхе от всех семейных и хозяйственных уз, были «охочи к работе», неосознанно радуясь её красоте и спорости. Они были как-то стариннее и добротнее, чем наши, — в обычае, в повадке, в языке, — опрятной и красивей одеждой, своими мягкими кожаными бахилками, белыми ладно увязанными онучами, чистыми портками и рубахами с красными, кумачовыми воротами и такими же ластовицами.

Неделю тому назад они косили в ближнем от нас лесу, и я видел, проезжая верхом, как они заходили на работу, пополудновавши: они пили из деревянных жбанов родниковую воду, — так долго, так сладко, как пьют только звери да хорошие, здоровые русские батраки, — потом крестились и бодро сбегались к месту с белыми, блестящими, наведёнными, как бритва, косами на плечах, на бегу вступали в ряд, косы пустили все враз, широко, играючи, и пошли, пошли вольной, ровной чередой. А на возвратном пути я видел их ужин. Они сидели на засвежевшей поляне возле потухшего костра, ложками таскали из чугуна куски чего-то розового.

Я сказал:

— Хлеб-соль, здравствуйте.

Они приветливо ответили:

— Доброго здоровья, милости просим!

Поляна спускалась к оврагу, открывая ещё светлый за зелёными деревьями запад. И вдруг, приглядевшись, я с ужасом увидел, что то, что ели они, были страшные своим дурманом грибы-мухоморы. А они только засмеялись:

— Ничего, они сладкие, чистая курятина!

Теперь они пели: «Ты прости-прощай, любезный друг!» — подвигались по берёзовому лесу, бездумно лишая его густых трав и цветов, и пели, сами не замечая того. И мы стояли и слушали их, чувствуя, что уже никогда не забыть нам этого предвечернего часа и никогда не понять, а главное, не высказать вполне, в чём такая дивная прелесть их песни.

Прелесть её была в откликах, в звучности берёзового леса. Прелесть её была в том, что никак не была она сама по себе: она была связана со всем, что видели, чувствовали и мы и они, эти рязанские косцы. Прелесть была в том несознаваемом, но кровном родстве, которое было между ими и нами — и между ими, нами и этим хлебородным полем, что окружало нас, этим полевым воздухом, которым дышали и они и мы с детства, этим предвечерним временем, этими облаками на уже розовеющем западе, этим снежим, молодым лесом, полным медвяных трав по пояс, диких несметных цветов и ягод, которые они поминутно срывали и ели, и этой большой дорогой, её простором и заповедной далью. Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины и были все вместе и всем нам было хорошо, спокойно и любовно без ясного понимания своих чувств, ибо их и не надо, не должно понимать, когда они есть. И ещё в том была (уже совсем не сознаваемая нами тогда) прелесть, что эта родина, этот наш общий дом была — Россия, и что только её душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый их вздох берёзовом лесу.

Прелесть была в том, что это было как будто и не пение, а именно только вздохи, подъёмы молодой, здоровой, певучей груди. Пела одна грудь, как когда-то пелись песни только в России и с той непосредственностью, с той несравненной лёгкостью, естественностью, которая была свойственна в песне только русскому. Чувствовалось — человек так свеж, крепок, так наивен в неведении своих сил и талантов и так полон песнью, что ему нужно только легонько вздыхать, чтобы отзывался весь лес на ту добрую и ласковую, а порой дерзкую и мощную звучность, которой наполняли его эти вздохи.

Они подвигались, без малейшего усилия бросая вокруг себя косы, широкими полукругами обнажая перед собою поляны, окашивая, подбивая округ пней и кустов и без малейшего напряжения вздыхая, каждый по-своему, но в общем выражая одно, делая по наитию нечто единое, совершенно цельное, необыкновенно прекрасное. И прекрасны совершенно особой, чисто русской красотой были те чувства, что рассказывали они своими вздохами и полусловами вместе с откликающейся далью, глубиной леса.

Конечно, они «прощались, расставались» и с «родимой сторонушкой», и со своим счастьем, и с надеждами, и с той, с кем это счастье соединялось:

Ты прости-прощай, любезный друг,

И, родимая, ах да прощай, сторонушка! —

говорили, вздыхали они каждый по-разному, с той или иной мерой грусти и любви, но с одинаковой беззаботно-безнадёжной укоризной.

Ты прости-прощай, любезная, неверная моя,

По тебе ли сердце черней грязи сделалось! —

говорили они, по-разному жалуясь и тоскуя, по- разному ударяя на слова, и вдруг все разом сливались уже в совершенно согласном чувстве почти восторга перед своей гибелью, молодой дерзости перед судьбою и какого-то необыкновенного, всепрощающего великодушия, — точно встряхивали головами и кидали на весь лес:

Коль не любишь, не мил — бог с тобою,

Коли лучше найдёшь — позабудешь! —

и по всему лесу откликалось на дружную силу, свободу и грудную звучность их голосов, замирало и опять, звучно гремя, подхватывало:

Ах, коли лучше найдёшь — позабудешь,

Коли хуже найдёшь — пожалеешь!

В чём ещё было очарование этой песни, её неизбывная радость при всей её будто бы безнадёжности? В том, что человек всё-таки не верил, да и не мог верить, по своей силе и непочатости, в эту безнадёжность. «Ах, да все пути мне, молодцу, заказаны!» — говорил он, сладко оплакивая себя. Но не плачут сладко и не поют своих скорбей те, которым и впрямь нет нигде ни пути, ни дороги. «Ты прости-прощай, родимая сторонушка!» — говорил человек — и знал, что всё-таки нет ему подлинной разлуки с нею, с родиной, что, куда бы ни забросила его доля, всё будет над ним родное небо, а вокруг — беспредельная родная Русь, гибельная для него, балованного, разве только своей свободой, простором и сказочным богатством. «Закатилось солнце красное за тёмные леса, ах, все пташки приумолкли, все садились по местам!» Закатилось моё счастье, вздыхал он, тёмная ночь с её глушью обступает меня, — и всё-таки чувствовал: так кровно близок он с этой глушью, живой для него, девственной и преисполненной волшебными силами, что всюду есть у него приют, ночлег, есть чьё-то заступничество, чья-то добрая забота, чей-то голос, шепчущий: «Не тужи, утро вечера мудренее, для меня нет ничего невозможного, спи спокойно, дитятко!» — И из всяческих бед, по вере его, выручали его птицы и звери лесные, царевны прекрасные, премудрые и даже сама Баба-Яга, жалевшая его «по его младости». Были для него ковры-самолёты, шапки-невидимки, текли реки молочные, таились клады самоцветные, от всех смертных чар были ключи вечно живой воды, знал он молитвы и заклятия, чудодейные опять-таки по вере его, улетал из темниц, скинувшись ясным соколом, о сырую Землю-Мать ударившись, заступали его от лихих соседей и ворогов дебри дремучие, чёрные топи болотные, пески летучие — и прощал милосердный бог за все посвисты удалые, ножи острые, горячие...

Ещё одно, говорю я, было в этой песне — это то, что хорошо знали и мы и они, эти рязанские мужики, в глубине души, что бесконечно счастливы были мы в те дни, теперь уже бесконечно далёкие — и невозвратимые. Ибо всему свой срок, — миновала и для нас сказка: отказались от нас наши древние заступники, разбежались рыскучие звери, разлетелись вещие птицы, свернулись самобраные скатерти, поруганы молитвы и заклятия, иссохла Мать-Сыра-Земля, иссякли животворные ключи — и настал конец, предел божьему прощению.

Евгений Пермяк. Сказка-присказка про родной Урал

В этой сказке-присказке всякой разной чепушины хоть отбавляй. В забытые тёмные времена эту байку чей-то досужий язык породил да по свету пустил. Житьишко у неё было так себе. Маломальское. Кое-где она ютилась, кое-где до наших лет дожила и мне в уши попала.

Не пропадать же сказке-присказке! Куда-нибудь, кому-никому, может, и сгодится. Приживётся — пусть живёт. Нет — моё дело сторона. За что купил, за то и продаю.

Слушайте.

Вскорости, как наша земля отвердела, как суша от морей отделилась, зверями всякими, птицами населилась, из глубин земли, из степей прикаспинских золотой Змей-полоз выполз. С хрустальной чешуёй, с самоцветным отливом, огненным нутром, рудяным костяком, медным прожильем...

Задумал собою землю опоясать. Задумал и пополз от каспинских полуденных степей до полуночных холодных морей.

Больше тысячи вёрст полз как по струне, а потом вилять начал.

Осенью, видно, дело-то было. Круглая ночь застала его. Ни зги! Как в погребе. Заря даже не занимается.

Завилял полоз. От Усы-реки к Оби свернул и на Ямал было двинулся. Холодно! Он ведь как- никак из жарких, преисподних мест вышел. Влево пошёл. И прошёл сколько-то сотен вёрст, да увидел варяжские кряжи. Не приглянулись они, видно, полозу. И удумал он через льды холодных морей напрямки махнуть.

Махнуть-то махнул, только каким ни будь толстым лёд, а разве такую махину выдержит? Не выдержал. Треснул. Осел.

Тогда Змей дном моря пошёл. Ему что при неохватной-то толщине! Брюхом по морскому дну ползёт, а хребет поверх моря высится. Такой не утонет. Только холодно.

Как ни горяча огневая кровь у Змея-полоза, как ни кипит всё вокруг, а море всё-таки не лохань с водой. Не нагреешь.

Остывать начал полоз. С головы. Ну, а коли голову застудил — и тулову конец. Коченеть стал, а вскорости и вовсе окаменел.

Огневая кровь в нём нефтью стала. Мясо — рудами. Рёбра — камнем. Позвонки, хребты стали скалами. Чешуя — самоцветами. А всё прочее — всем, что только есть в земной глубине. От солей до алмазов. От серого гранита до узорчатых яшм и мраморов.

Годы прошли, века минули. Порос окаменевший великан буйным ельником, сосновым раздольем, кедровым весельем, лиственничной красой.

И никому не придёт теперь в голову, что горы когда-то живым Змеем-полозом были.

А годы шли да шли. Люди осели на склонах гор. Каменным Поясом назвали полоза. Опоясал всё- таки он как-никак нашу землю, хоть и не всю. А потому ему форменное имя дали, звонкое — Урал.

Откуда это слово взялось, сказать не могу. Только так его теперь все называют. Хоть и короткое слово, а много в себя вобрало, как Русь...

Константин Паустовский. Собрание чудес

У каждого, даже самого серьезного человека, не говоря, конечно, о мальчишках, есть своя тайная и немного смешная мечта. Была такая мечта и у меня, — обязательно попасть на Боровое озеро.

От деревни, где я жил в то лето, до озера было всего двадцать километров. Все отговаривали меня идти, — и дорога скучная, и озеро как озеро, кругом только лес, сухие болота да брусника. Картина известная!

— Чего ты туда рвёшься, на этот озер! — сердился огородный сторож Семён. — Чего не видал? Народ какой пошёл суетливый, хваткий, господи! Всё ему, видишь ли, надо своей рукой цопнуть, своим глазом высмотреть! А что ты там высмотришь? Один водоём. И более ничего!

— А ты там был?

— А на кой он мне сдался, этот озер! У меня других дел нету, что ли? Вот они где сидят, все мои дела! — Семён постучал кулаком по своей коричневой шее. — На загорбке!

Но я всё-таки пошёл на озеро. Со мной увязались двое деревенских мальчишек — Лёнька и Ваня.

Не успели мы выйти за околицу, как тотчас обнаружилась полная враждебность характеров Лёньки и Вани. Лёнька всё, что видел вокруг, прикидывал на рубли.

— Вот, глядите, — говорил он мне своим гугнивым голосом, — гусак идёт. На сколько он, по- вашему, тянет?

— Откуда я знаю!

— Рублей на сто, пожалуй, тянет, — мечтательно говорил Лёнька и тут же спрашивал: — А вот эта сосна на сколько потянет? Рублей на двести? Или на все триста?

— Счетовод! — презрительно заметил Ваня и шмыгнул носом. — У самого мозги на гривенник тянут, а ко всему приценивается. Глаза бы мои на него не глядели.

После этого Лёнька и Ваня остановились, и я услышал хорошо знакомый разговор — предвестник драки. Он состоял, как это и принято, только из одних вопросов и восклицаний.

— Это чьи же мозги на гривенник тянут? Мои?

— Небось не мои!

— Ты смотри!

— Сам смотри!

— Не хватай! Не для тебя картуз шили!

— Ох, как бы я тебя не толканул по-своему!

— А ты не пугай! В нос мне не тычь! Схватка была короткая, но решительная.

Лёнька подобрал картуз, сплюнул и пошёл, обиженный, обратно в деревню. Я начал стыдить Ваню.

— Это конечно! — сказал, смутившись, Ваня. — Я сгоряча подрался. С ним все дерутся, с Лёнькой. Скучный он какой-то! Ему дай волю, он на всё цены навешает, как в сельпо. На каждый колосок. И непременно сведёт весь лес, порубит на дрова. А я больше всего на свете боюсь, когда сводят лес. Страсть как боюсь!

— Это почему же?

— От лесов кислород. Порубят леса, кислород сделается жидкий, проховый. И земле уже будет не под силу его притягивать, подле себя держать. Улетит он во-он куда! — Ваня показал на свежее утреннее небо. — Нечем будет человеку дышать. Лесничий мне объяснял.

Мы поднялись по изволоку и вошли в дубовый перелесок. Тотчас нас начали заедать рыжие муравьи. Они облепили ноги и сыпались с веток за шиворот. Десятки муравьиных дорог, посыпанных песком, тянулись между дубами и можжевельником. Иногда такая дорога проходила, как по туннелю, под узловатыми корнями дуба и снова подымалась на поверхность. Муравьиное движение на этих дорогах шло непрерывно. В одну сторону муравьи бежали порожняком, а возвращались с товаром — белыми зёрнышками, сухими лапками жуков, мёртвыми осами и мохнатой гусеницей.

— Суета! — сказал Ваня. — Как в Москве. В этот лес один старик приезжает из Москвы за муравьиными яйцами. Каждый год. Мешками увозит. Это самый птичий корм. И рыбу на них хорошо ловить. Крючочек нужно махонький- махонький!

За дубовым перелеском, на опушке, у края сыпучей песчаной дороги стоял покосившийся крест с чёрной жестяной иконкой. По кресту ползли красные, в белую крапинку, божьи коровки.

Тихий ветер дул в лицо с овсяных полей. Овсы шелестели, гнулись, по ним бежала седая волна.

За овсяным полем мы прошли через деревню Полково. Я давно заметил, что почти все полковские крестьяне отличаются от окрестных жителей высоким ростом.

— Статный народ в Полкове! — говорили с завистью наши, заборьевские. — Гренадеры! Барабанщики!

В Полкове мы зашли передохнуть в избу к Василию Лялину — высокому красивому старику с пегой бородой. Седые клочья торчали в беспорядке в его чёрных косматых волосах.

Когда мы входили в избу к Лялину, он закричал:

— Головы пригните! Головы! Все у меня лоб о притолоку расшибают! Больно в Полкове высокий народ, а недогадливы,— избы ставят по низкому росту.

За разговором с Лялиным я, наконец, узнал, почему полковские крестьяне такие высокие.

— История! — сказал Лялин. — Ты думаешь, мы зря вымахали в вышину? Зря даже кузька-жучок не живёт. Тоже имеет своё назначение.

Ваня засмеялся.

— Ты смеяться погоди! — строго заметил Лялин. — Ещё мало учён, чтобы смеяться. Ты слушай. Был в России такой дуроломный царь — император Павел? Или не был?

— Был, — сказал Ваня. — Мы учили.

— Был да сплыл. А делов понаделал таких, что до сих пор нам икается. Свирепый был господин. Солдат на параде не в ту сторону глаза скосил, — он сейчас распаляется и начинает греметь: «В Сибирь! На каторгу! Триста шомполов!» Вот какой был царь! Ну и вышло такое дело, — полк гренадерский ему не угодил. Он и кричит: «Шагом марш в указанном направлении за тыщу вёрст! Походом! А через тыщу вёрст стать на вечный постой!» И показывает перстом направление. Ну, полк, конечно, поворотился и зашагал. Что сделаешь! Шагали-шагали три месяца и дошагали до этого места. Кругом лес непролазный. Одна дебрь. Остановились, стали избы рубить, глину мять, класть печи, рыть колодцы. Построили деревню и прозвали ее Полково, в знак того, что целый полк ее строил и в ней обитал. Потом, конечно, пришло освобождение, да солдаты прижились к этой местности, и, почитай, все здесь и остались. Местность, сам видишь, благодатная. Были те солдаты — гренадеры и великаны — наши пращуры. От них и наш рост. Ежели не веришь, езжай в город, в музей. Там тебе бумаги покажут. В них всё прописано. И ты подумай, — ещё бы две версты им прошагать и вышли бы к реке, там бы и стали постоем. Так нет, не посмели ослушаться приказа, — точно остановились. Народ до сих пор удивляется. «Чего это вы, говорят, полковские, вперлись в лес? Не было вам, что ли, места у реки? Страшенные, говорят, верзилы, а догадки в башке, видать, маловато». Ну, объяснишь им, как было дело, тогда соглашаются. «Против приказа, говорят, не попрёшь! Это факт!»

Василий Лялин вызвался проводить нас до леса, показать тропу на Боровое озеро. Сначала мы прошли через песчаное поле, заросшее бессмертником и полынью. Потом выбежали нам навстречу заросли молоденьких сосен. Сосновый лес встретил нас после горячих полей тишиной и прохладой. Высоко в солнечных косых лучах перепархивали, будто загораясь, синие сойки. Чистые лужи стояли на заросшей дороге, и через синие эти лужи проплывали облака. Запахло земляникой, нагретыми пнями. Заблестели на листьях орешника капли не то росы, не то вчерашнего дождя. Гулко падали шишки.

— Великий лес! — вздохнул Лялин. — Ветер задует, и загудят эти сосны, как колокола.

Потом сосны сменились берёзами, и за ними блеснула вода.

— Боровое? — спросил я.

— Нет. До Борового ещё шагать и шагать. Это Ларино озерцо. Пойдём, поглядишь в воду, засмотришься.

Вода в Ларином озерце была глубокая и прозрачная до самого дна. Только у берега она чуть вздрагивала, — там из-под мхов вливался в озерцо родник. На дне лежало несколько тёмных больших стволов. Они поблёскивали слабым и тёмным огнём, когда до них добиралось солнце.

— Чёрный дуб, — сказал Лялин. — Морёный, вековой. Мы один вытащили, только работать с ним трудно. Пилы ломает. Но уж ежели сделаешь вещь — скалку или, скажем, коромысло, — так навек! Тяжёлое дерево, в воде тонет.

Солнце блестело в тёмной воде. Под ней лежали древние дубы, будто отлитые из чёрной стали. А над водой, отражаясь в ней жёлтыми и лиловыми лепестками, летали бабочки.

Лялин вывел нас на глухую дорогу.

— Прямо ступайте, — показал он, — покамест не упрётесь в мшары, в сухое болото. А по мшарам пойдёт тропка до самого озера. Только сторожко идите, — там колков много.

Он попрощался и ушёл. Мы пошли с Ваней по лесной дороге. Лес делался всё выше, таинственней и темнее. На соснах застыла ручьями золотая смола.

Сначала были ещё видны колеи, давным-давно поросшие травой, но потом они исчезли, и розовый вереск закрыл всю дорогу сухим весёлым ковром.

Дорога привела нас к невысокому обрыву. Под ним расстилались мшары — густое и прогретое до корней берёзовое и осиновое мелколесье. Деревца тянулись из глубокого мха. По мху то тут, то там были разбросаны мелкие жёлтые цветы и валялись сухие ветки с белыми лишаями.

Через мшары вела узкая тропа. Она обходила высокие кочки.

В конце тропы чёрной синевой светилась вода — Боровое озеро.

Мы осторожно пошли по мшарам. Из-под мха торчали острые, как копья, колки, — остатки берёзовых и осиновых стволов. Начались заросли брусники. Одна щёчка у каждой ягоды — та, что повёрнута к югу, — была совсем красная, а другая только начинала розоветь.

Тяжёлый глухарь выскочил из-за кочки и побежал в мелколесье, ломая сушняк.

Мы вышли к озеру. Трава выше пояса стояла по его берегам. Вода поплёскивала в корнях старых деревьев. Из-под корней выскочил дикий утёнок и с отчаянным писком побежал по воде.

Вода в Боровом была чёрная, чистая. Острова белых лилий цвели на воде и приторно пахли. Ударила рыба, и лилии закачались.

— Вот благодать! — сказал Ваня. — Давайте будем здесь жить, пока не кончатся наши сухари.

Я согласился.

Мы пробыли на озере два дня.

Мы видели закаты и сумерки и путаницу растений, возникавшую перед нами в свете костра. Мы слышали крики диких гусей и звуки ночного дождя. Он шёл недолго, около часа, и тихо позванивал по озеру, будто протягивал между чёрным небом и водой тонкие, как паутина, дрожащие струнки.

Вот и всё, что я хотел рассказать.

Но с тех пор я никому не поверю, что есть на нашей земле места скучные и не дающие никакой пищи ни глазу, ни слуху, ни воображению, ни человеческой мысли.

Только так, исследуя какой-нибудь клочок нашей страны, можно понять, как она хороша и как мы сердцем привязаны к каждой её тропинке, роднику и даже к робкому попискиванию лесной пичуги.


«Для человека нет ничего
ближе и дороже родного края… »

Сочинение на тему «Мой родной край»

Родной край ! Сколько восхитительных воспоминаний всего в паре слов. Цветущие вишневые сады и душистые мятные ковры вдоль дорожек. Манящая синева голубого летнего неба, аромат золотистой липы, уборка хлеба — ностальгия захлестывает при одном упоминании родных просторов , где ты родился, вырос и сделал первые шаги в увлекательную и интересную .

Всегда с тобой будут сияющие мамины глаза, мудрые наставления отца, бабушкины сказки и дедовы истории о войне. Родной край , ты столько пережил и столько значишь.Когда-то этими степями проходили военные батальоны, стремясь освободить наш сильный народ от гнета врага. Когда-то поля эти были усеяны золотистой кукурузой в зеленых перьях. Когда-то журчанье реки сливалось с шумом березовой рощи, и ты сидел на маленькой кочке, блуждал взглядом по рельефным просторам и думал о чем-то своем.

Родной край всегда манит к себе, тянет вернуться на те дорожки, по которым бегал с ребятами, в те сады, где воровал спелые абрикосы. Мы разъезжаемся по миру, путешествуем, знакомимся с новыми людьми, но в сердце всегда живет один-единственный уголок тепла и уюта, где чувствуешь себя не просто как дома, а действительно там, в своем родном краю .

Сейчас, идя по пыльным шумным городским улицам, вглядываясь в сверкающие витрины и неоновые вывески, ты мысленно возвращаешься туда, где ловил бабочек по утрам и ел бабушкины вишневые пироги. Для человека нет ничего ближе и дороже родного края — места, которое взрастило тебя, как маленький колосок, и выпустило в дальнюю дорогу к вершинам жизненного пути.

«Сочинение о Родном крае » / Январь 2015

Сочинение на тему «Природа моего родного края»

Город в котором я живу, окружен очень живописной природой. Множество природных памятников и заповедников находятся вокруг. Буйные леса, глубокие озера и даже высокие горы расположены, если не в пешей доступности, то ехать до них не больше двух часов. Если сесть на электричку в моем городе и проехать 4 станции, то можно оказаться на станции, которая ведет к подножию самой большой горной возвышенности моей страны. Когда я увидела Говерлу впервые, я была под огромным впечатлении от ее величественности и монументальности, глядя на нее осознаешь всю свою ничтожность и понимаешь на сколько короткий человеческий век.

А если же выйти на 2 станции раньше, попадаешь в дивную местность, с зелеными чащами и виляющими дорожками. Пройдя по одной из них пару километров, перед тобой открывается стремительный горный водопад, рядом с которым множество подземных ключей с кристально чистой водой.Также недалеко расположено знаменитое озеро, которое прославлено своей синевой и древними легендами.

Лес и его обитатели

Я уже писала, что мой родной край расположен в лесной местности. В лесах вокруг есть полянки для отдыха и пикников, много грибных мест, все эти участки хорошо известны, освещены и на них практически невозможно заблудиться. Но существуют такие места, где чаща становится непроходимой и высокие кроны деревьев скрывают солнечный свет.

Природа - это главное из чудес света

В этих местах обитают дикие животные и многие их них далеко не безобидны. Неопасные представители местной фауны - это косули, различные птицы и мелкие грызуны. А вот из хищников имеются лисы, дикие кабаны и даже волки. В места обитания хищников разрешено ходить только охотникам и только после начала охотничьего сезона.

Природа моего родного края поражает своей многообразностью и красотой.

«Сочинение «Природа моего родного края» » / Январь 2015

Сочинение О родном крае

– это самое родное, что есть у человека. Родной край – это то место, где человек родился и вырос. Я родился и вырос на Кубани. Это замечательное место, пропитанное свежим воздухом и теплыми лучами солнца.

Я считаю, что родной край должен быть самым красивым и любимым. Если человек покидает самостоятельно родной край, то он не патриот своего места рождения.

Если же человек вынужден покинуть родной край по нужде, то вины на нем лежать не должно. Природа моего родного края многолика. она словно плачет и прощается с летом, а мороз все покрывает пушистым снегом и лес с полями замирают. Смотреть зимой на лес очень красиво. Снежная шапка покрывает все верхушки деревьев и они, словно в одной гамме.

Как только сойдет , появляется первая, еще еле зеленая, травка. Из под земли пытаются пробиться первые цветочки, которые будут радовать всех людей. Деревья уже сняли свою снежную шапку и будто потянули за солнышком. На ветках появляются первые зеленые листочки. Лучи солнышка пробиваются сквозь окно и освещают всю мою комнату. Иногда солнце вместо будильника будет меня по утрам, чтобы я не опоздал в школу. Прилетают бабочки, и окружающий мир становится разноцветнее.Лето – мое самое любимое время года. В моем родном крае летом можно заниматься всем, чем угодно. Неподалеку от моего дома есть море, в котором я люблю купаться. Родной край – это не только природа, но и животные, населяющие эту землю. У нас очень много разнообразных птиц, которые прилетают сюда и остаются до осени. Потом они улетают в более теплый климат, чтобы переждать зиму.

Мне очень дорог мой родной край, хоть здесь и нет пальм и персиковых деревьев, но здесь присутствует тепло близких и чистый воздух. Однажды, я задумывался над тем, чтобы все Атомные Электро Станции (АЭС) убрали и создали более безопасные сооружения по добычи электричества. Из–за них наш воздух не всегда такой чистый, как нам хотелось бы. Ведь люди же могут создать что – то новое, чтобы не губить нашу планету.

Я горжусь тем, что до сих пор не покидаю свой родной край, а намерен развиваться здесь и заводить семью. Родина – это все для человека. У каждого человека есть своя, даже если она очень маленькая, родина. Человек должен беречь ее всеми силами и не загрязнять ее, ведь на ней будут жить и наши потомки.

«Сочинение на тему родной край » / Январь 2015

Школьникам вполне могут задать написать сочинение-рассуждение о Написать такую работу не сложно. Самое главное, чтобы родители, исходя из возрастной категории ребенка, подсказали о том, как правильно составить сочинение-рассуждение о природе родного края и в какой поочередности излагать мысли. Ведь каждый родитель знает, на что способен ребенок.

Важно правильно расставить акценты и написать родного края. Надо, чтобы мысль была выражена в полной мере, именно такой рассказ будет оценен по достоинству.

Как красиво составить сочинение

О природе можно сказать многое. В сочинении пишется о следующем:

  • Какая природа больше всего преобладает в населенном пункте.
  • Какие особенности у природы родного края.
  • Породы деревьев, кустарников, цветов, которые можно встретить в разных уголках страны.

Это лишь некоторые детали, на которых следует сделать акцент при написании сочинения о природе. На самом же деле такой вид творчества позволяет пустить в ход эмоции и мысли, вписав их на лист бумаги.

Сочинение-рассуждение «О природе родного края». План

Чтобы сыну или дочери было комфортно писать сочинение, родителям следует составить для ребенка план. Составить его нужно просто продумать, в каком порядке правильнее излагать мысли про родного края. Очередность написания может быть следующей:


Такой план сочинения вполне подойдет для отличного, полноценного и развернутого рассказа.

Примеры сочинений-рассуждений для школьников младших классов

Как правило, дети любят писать сочинения, ведь в этом виде творческого задания нет пределов и рамок. Именно в таких работах можно проявить самовыражение, в полной мере излить эмоции на листе бумаги. Тем не менее, чтобы задание было идеальным, стоит ребенку показать примеры сочинений-рассуждений. Для этой цели можно взять следующие варианты:

У нас на родине природа просто прекрасна. Стоит только отправиться в лес, и это сразу же становится понятно. Красивые высокие деревья всюду, куда ни глянь. Даже в самом городе множество необычных и чарующих взгляд представителей растительного мира.

Чаще всего у нас в городе можно встретить сосны, каштаны, дубы. Из кустов есть жасмин, розы. А из цветов нередко можно увидеть подсолнухи, ромашки, астры, хризантемы.

Наша природа великолепна, стоит только отправиться в парк или в лес, и сразу же на душе становится легко и свободно.

О красоте природы можно сказать многое. Больше всего я люблю растительность у нас на даче и возле озера, куда мы часто ходим. В этой местности есть и дубы, и березы, и каштаны, и даже сосны. На участке растут цветы, кусты.

Наша родина радует прекрасными красками растительного мира. Я очень люблю смотреть с холма, на который можно взобраться, когда мы идем гулять в лес с дачного участка. С возвышенности природа особо прекрасна, можно разглядеть и деревья, и кусты, и даже цветочки во всей их красе.

Я очень рад, что в нашей стране такая красивая природа - это наша гордость и вдохновение.

Такое сочинение о природе вполне подойдет для детишек младших классов. Поэтому можно смело его брать во внимание и давать детям в качестве примера.

Сочинение-рассуждение для старшеклассников

В старших классах можно написать сочинение с более сложными оборотами и выражениями. За пример можно взять такой вариант:

У нас на родине природа, словно упоение души. Самые красивые природные красоты можно наблюдать осенью.

Однажды я взобралась на возвышенность, неподалеку от нашего частного дома. Была где-то середина осени. Красоты, которые открылись моему взору, заставили сердце биться быстрее. Наполненные разными оттенками осенние убранства деревьев, радужный ковер на земле. Как же это прекрасно, любоваться такой прелестью.

У нас на родине самая лучшая природа. Любоваться можно безгранично. Не удивительно, что во многих произведениях художников изображена именно природа.

Такое сочинение вполне подойдет для старшеклассника. Самое главное, чтобы ребенок выражал свои мысли искренне и развернуто. Тогда результат такого задания будет оценен высшим баллом.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...