Значение любви в жизни человека: что значит любовь для человека. Любовь как высшая ценность Основная заповедь любви

Любовь, это понятие настолько многогранно, что рассуждения о нём порой заводят в непролазные дебри.. Что же это за чувство, манящее и одновременно принуждающее к жертве, заставляющее отречься от себя и жить ради кумира. Насколько страшна или прекрасна любовь и как справиться с её уничтожающим испепеляющим огнём.

Несколько сторон любви

Рассмотрим несколько разных сторон этого понятия:

  • Гуманизмом называют любовь к человечеству, это всеобъемлющее чувство присуще глубоко образованным и интеллектуальным людям, для которых гуманность является неотъемлемой частью характера, жизни.
  • Патриотизмом принято считать любовь к Отчизне.
  • Можно любить искусство и посвятить этой прекрасной стороне жизни своё существование. Тоже относится и к другим сферам деятельности человека, науке, философии, любому творчеству и ремеслу.
  • Родительской или материнской любовью наделены личности, которые забыв о себе, всё своё существо посвящают детям.
  • Супружеская любовь, пожалуй, самая специфичная и особенная. Это целый комплекс сложных человеческих взаимоотношений, включающий и слияние биологических и нравственных, и психологических желаний. Здесь совпадает множество нюансов, из которых соткана повседневная жизнь мужчины и женщины. В случае совпадения, супруги начинают смотреть в одну сторону. Здесь и бытовые потребности, и совпадение взглядов на жизнь, совместное воспитание детей и одинаковые культурные ценности.
  • Половая любовь, включающая в себя не только сексуально – эротическое влечение, здесь есть и другие ценности: привлекательность, эмоциональность, и даже, если хотите нравственность. Подлинность таки отношений невозможна без совпадения личностей, характеров, иначе даже такие любовные отношения погибают.

Любовь, как наивысшая ценность

Любовь это чувство, которое дано человеку как наивысшая ценность. Можно лишить человека всего, свободы, жизни, но право любить никто не в состоянии отобрать.

За всё многовековое эволюционное развитие, человек развивался и вместе с тем совершенствовал в себе чувство любви. Она как бы существует над повседневными запросами, есть, одеваться, в чём –то нуждаться. Любящий человек оказывается выше обыденности, он «летает», ему становятся понятны переживания других, чуткость и бережное отношение к чувствам подобного свойства становятся ему понятными. Он тонко реагирует на красоту и «воспаряет» над землёй, выстраивая свою жизнь по другим законам. Этот кодекс написан красотой, свободой, добром, справедливостью.

О высшем смысле любви задумывались во все времена. Где начало этого удивительного чувства и как разгадать тайну её появления? Когда, в какие времена возникла эта главная загадка человечества. Именно ей обязаны все шедевры искусства великих зодчих, прекрасные музыкальные произведения композиторов, поэтов и философов. Она, творила историю человечества, она была главным вдохновителем великих эпох возрождения. Или любовь, это как раз плод этой самой цивилизации?

Истоки любви

Если верить учёным, в древние времена пещерной жизни, человек не знал любви. Это были дикие особи, занимающиеся групповым браком и понятия не имевшие, ни о каких привязанностях или чувствах.

Половым влечением отличались и античные времена, когда жизнью правил Эрос. А первые упоминания о любви возникли около 5 тыс. лет назад. Первой любовной историей считаются отношения фараона Египта Эхнатона к жене Нефертити. Но это всего лишь предположения. Согласно древней мифологии об этом чувстве красноречиво рассказывается в ряде прекрасных любовных мифов. У древних греков различалось несколько видов любви:

  • Эрос – мужской тип влюблённости, связано в большей степени с эгоцентризмом и обладанием любимой.
  • Филиа - женский тип, спокойного дружеского отношения, психологически это дружба- любовь и свойственна молодой девушке.
  • Агат – гуманная, жертвенная, духовная влюблённость, очень напоминает материнское отношение, где всё ради предмета обожания.
  • Строге – нежное чувство, привязанность. Мягкое отношение и внимание к родственникам или супругу.

Основная заповедь любви

Ответ о любви, как о высшем смысле можно найти в Библии. Все проповеди Иисуса Христа основаны на главной мысли «любовь - это высший закон человеческой жизни». Единственный принцип нравственности, по которому должны выстраиваться отношения между людьми. «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф 22:37-39).

Подлинная любовь освобождает человека, открывает ему глаза и делает возможным постижение великой тайны существования. Она дарует развитие духовное и нравственное, открывает такие стороны его личности, о которых он не подозревал.

В обществе равнодушия и духовной лени, зависти и накопительства, истинная любовь стала редким явлением и особенно востребованным чувством. И, если вы обрели её, радуйтесь, и храните её, так как настоящая любовь даётся далеко не всем, этот редкий дар Всевышнего будет вам ответом на главный вопрос бытия «Зачем мы живём?» и возможно посредством любви, вам откроется тайная дверь и вы познаете высший смысл любви, как главный закон мироздания.

В широком смысле любовь это нравственно-эстетическое чувство, выражающееся в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту, в потребности и готовности к самоотдаче. Любовь – одно из самых сложных отношений, богатых индивидуально неповторимыми нюансами. Любовь – понятие необычайно емкое, многозначное и многогранное: оно включает в себя и любовь к людям (гуманизм), и любовь к Родине (патриотизм), и любовь к искусству, природе, путешествиям, и родительскую любовь, и любовь детей к родителям.. Но умы людей больше всего занимает любовь женщины и мужчины, которая представляет собой сложный комплекс человеческих переживаний, возникающих в результате слияния биологических потребностей, трансформированных культурой, с нравственно-эстетическими и психологическими устремлениями личности. Человеку в любви необходимо не просто существо другого пола, а такое существо, которое обладает для него эстетической привлекательностью, интеллектуальной и эмоционально-психологической ценностью, общностью нравственных представлений, сексуально-эротической притягательностью. Если нет хотя бы одного из этих компонентов, любовь «не состоится» или возникнет ее иллюзия, которая неизбежно разрушится, погибнет. Без гармонии «Я» и «не–Я», без духовной близости, совместимости характеров подлинная любовь между людьми невозможна.

Любовь – величайшая ценность, свойство и право свободного человека.. Человек, который любит, становится более чутким к красоте. Возникает особая эстетика любви – тяга человека к совершенной жизни, которая строится по законам красоты, добра, свободы, справедливости. Причем эта тяга к гармонии и идеалу затрагивает как разум, так и глубинные эмоциональные пласты человеческой души. Откуда берутся такие ощущения? Возможно, любовь – это самая сильная из всех эмоциональных потребностей, «голод» человека по человеку, чувство невероятной внутренней необходимости в нем, признание его безусловной ценности . Любовь объединяет человека с другим, помогая ему преодолеть чувство изоляции и одиночества. При этом любовь «позволяет человеку оставаться самим собой, сохранять свою целостность и индивидуальность. В любви имеет место парадокс: два существа становятся одним и остаются при этом двумя» (Э. Фромм).

Однако любовь – это не счастливая случайность или мимолетный эпизод;любовь искусство, требующее от человека самосовершенствования, самоотверженности, готовности к поступку и самопожертвованию. Э. Фромм выделяет пять элементов любви: давание, забота, ответственность, уважение и знание.

· Любовь как давание – это высочайшее проявление силы человека, способного отдавать, силы, рождающей ответную любовь. Любовь – это способ самореализации, заключающийся в том, чтобы давать , а не брать .

· Любовь как проявление заботы и интереса предполагает душевный отклик, изъявление многообразных чувств по отношению к любимому человеку. Она созидательна и плодотворна , она противостоит разрушению, конфликтности, вражде. Это форма продуктивной деятельности.

· Любовь как ответственность есть ответ на выраженные или невыраженные потребности другого человеческого существа, состояние и готовность «отвечать». Любящий человек чувствует ответственность за своих ближних, как он чувствует ответственность за самого себя. В любви ответственность касается, прежде всего, психических потребностей другого человека.

· Уважение в любви – это это способность видеть и принимать человека таким, как он есть, а не таким, каким он необходим мне в качестве средства для моих целей . Это готовность осознавать его уникальность и индивидуальность.

· Но «уважать человека невозможно, не зная его: забота и ответственность были бы слепы, если бы их не направляло знание» (Э. Фромм). Знание необходимый аспект любви, позволяющий проникнуть в суть, «тайну» любимого человека» и реализовать все другие аспекты любви.

Абсолютно полная, всеохватывающая любовь предполагает органическое единство всех этих аспектов. Итак, любовь – это не только высшая моральная ценность, но и реальное земное отношение и влечение, и относительно самостоятельное стремление и потребность, и в этом качестве – высшая форма межличностного общения.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

РАЗНОВИДНОСТИ ЛЮБВИ


В древнегреческой культуре различалось четыре вида любви: эрос, филиа, агапэ, сторгэ. Почти все они вошли в современную классификацию разновидностей любви (филиа сохранилась как обозначение любви-дружбы, любви в дружбе). Что Вы знаете об этих разновидностях? Что они означают для Вас? О чем говорят Вам стрелки на схеме? Попробуйте «расшифровать их.

Великий исламский мыслитель Ибн-Сина дает такое определение: «Любовь – заболевание вроде наваждения, похожее на меланхолию. Нередко человек навлекает ее на себя, подчиняя свои мысли восхищению образом и чертами, присущими возлюбленной; иногда этому способствует похоть, а иногда и не способствует». Можно ли согласиться с этой формулировкой?

Некоторые исследователи связывают появление любви в ее нынешнем понимании с процессами, которые происходили в Европе в начале II тысячелетия, в частности, с появлением рыцарства, ставшего покровителем и носителем особого культа любви. Согласны ли Вы с этим, и что Вы знаете о рыцарском кодексе любви?

Можно ли измерить и чем? Всепоглощающей страстью, потомством, либо еще чем-то? Как Вы относитесь к мере любви, предложенной Августином Блаженным: «Мера любви – это любовь без меры».

5. Русский философ Вл. Соловьев выделяет три вида любви: любовь, которая больше дает, чем получает, – нисходящая любовь; любовь, которая больше получает, нежели дает, – восходящая любовь; любовь, в которой и то и другое уравновешены . Кроме того, он видит пять возможных путей развития любви. Два ложных пути: «адский» – мучительная неразделенная страсть и «животный» – неразборчивое удовлетворение полового влечения. Три истинных пути: брак, аскетизм и высший путь – Божественная любовь, когда перед нами предстает не пол – «половина человека», а целый человек в соединении мужского и женского начал. Человек становится в этом случае «сверхчеловеком»; именно здесь он решает главную задачу любви – увековечить любимое, спаси его от смерти и тлена. Выразите Ваше отношение к градации любви в философии Вл. Соловьева.

6. Прочтите книгу Э. Фромма «Искусство любви» и ответьте на ряд вопросов.

– Как Вы объясните противоречие, отмеченное Э. Фроммом: «Любовь помогает ему (человеку) преодолеть чувство изоляции и одиночества; при этом позволяет ему оставаться самим собой, сохраняя свою целостность. В любви имеет место парадокс: два существа становятся одним и остаются при этом двумя»?

– По Фромму, существует несколько видов любви: братская, материнская, эротическая, любовь к себе и любовь к Богу. Что Вы думаете по поводу этой классификации, и что дает автору, на Ваш взгляд, выделять эти типы любви?

– Э. Фромм характеризует любовь прежде всего как давание. Что это значит, и что один человек может дать другому?

7. Отвергает или подтверждает Ваш собственный жизненный опыт следующее утверждение З. Фрейда: «Ненависть является не только неожиданно постоянным спутником любви, не только часто предшествует последней в человеческих отношениях, но … в известных случаях ненависть также превращается в любовь, а любовь – в ненависть»?

8. Ответьте на вопросы тестов 7–8 и обсудите результаты.

9. Подумайте над следующими афоризмами и сделайте выводы для себя:

· Быть любимым – это больше, чем быть богатым, ибо быть любимым означает быть счастливым (К. Тилье).

· Любовь – самая сильная из всех страстей, потому что она одновременно завладевает головою, сердцем и телом (Ф. Вольтер).

· Любить глубоко – это значит забыть о себе (Ж.-Ж. Руссо).

· Любовь придает благородство даже тем, которым природа в нем отказала (В. Шекспир).

· Любовь часто отнимает разум у того, кто его имеет, и дает тем, у кого его нет (Д. Дидро).

· Ничто так не покоряет, не смягчает мужского сердца, как сознание того, что его любят (Г. Сенкевич).

· Все страсти вообще заставляют нас делать ошибки, но самые смешные из них заставляет нас делать любовь (Ф. Ларошфуко).

· Первый симптом любви у молодого человека – робость, а у девушки – смелость (В. Гюго).

· Любви не знавший дуралей достоин сожаления (Р. Бернс).

· Природа сказала женщине: будь прекрасной, если можешь, мудрой, если хочешь, но благоразумной ты должна быть непременно (П. Бомарше).

· Не рассудок управляет любовью (Ж. Мольер).

· Причина, по которой влюбленные никогда не скучают в обществе друг друга, заключается в том, что они постоянно разговаривают о самих себе (Ф. Ларошфуко).

· Любовь всегда превосходит веру в нее. Повседневные слова: «Если бы ты знала, как я люблю тебя!» – заключают в себя глубокую бесконечную истину (В. Гумбольдт).

· Тот человек, кого ты любишь во мне, конечно лучше меня: я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя (М.М. Пришвин).

· Мерою достоинства женщины может быть мужчина, которого она любит (В. Белинский).

· Любить – это значит испытывать наслаждение от возможности видеть, прикасаться, ощущать всеми органами чувств любимое существо, одарившее нас своей любовью (Стендаль).

ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА

Прикладная этика совокупность принципов, норм и правил, выполняющих на основе этики нормативной практическую функцию научения людей должному поведению в конкретных ситуациях и в определенных сферах их жизнедеятельности. Сущность прикладной этики заключается, следовательно, в конкретизации общечеловеческих моральных норм и принципов применительно к данным ситуациям, для отдельных групп людей, с учетом специфики их жизнедеятельности.

В широком смысле любовь - это нравственно-эстетическое чувство, выражающееся в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту, в потребности и готовности к самоотдаче. Любовь понятие необычайно емкое, многозначное и многогранное: оно включает в себя и любовь к людям (гуманизм), и любовь к Родине (патриотизм), к искусству, природе, путешествиям, и родительскую любовь, и любовь детей к родителям. Но умы людей больше всего занимает любовь женщины и мужчины.

Любовь - чувство целенаправленной привязанности к субъекту или объекту, требующее постоянных и тесных контактов с ними. Основное отличие любви от дружбы в том, что предметом любви может быть все, что угодно, в то время как дружба - это двусторонняя связь с другим человеком. Кроме того, дружеские отношения, несмотря на их индивидуальность и конкретность, более унифицированы по формам проявления, нежели отношения любовные. Любовь имеет самые многообразные формы и способы проявления. Любовь относится к крайне динамичной рефлексии чувств и отношений. Дружба, возникнув и создав свои ритуалы, с годами не меняется. Любовь постоянно развивается, меняя свою силу, направленность, формы существования. Но неверно считать, что любовь - это отношение только к конкретному человеку, к объекту любви. Если человек любит только одного, это установка расширенного эгоизма, любовь - это форма отношения к миру в целом.

Общие признаки любви: потребность в соединении с объектом любви, будь-то вещи, люди, материальные объекты, процессы или духовные сущности. То есть можно любить украшения, родителей, сбор грибов или поэзию и стремиться получать то, что любишь или делать то, что любишь, наслаждаться близостью с объектом любви. Нельзя сказать, что любовь всегда имеет одинаковую нравственную ценность: нельзя сравнивать любовь к шоколаду и любовь к матери, любовь к животным и любовь к своей стране. Но любая любовь имеет нравственную ценность в контексте поведения человека. Если из любви к шоколаду человек готов его украсть, то его любовь безнравственна и социально опасна.

Построить иерархию нравственной ценности видов любви достаточно сложно. Можно выделить: общую установку на любовь, т. е. открытость миру, потребность в близости, способность к заботе, жалости, состраданию, нравственная ценность которой в возвышении личности; любовь к объектам, так сказать, высшего порядка - Родине, своему народу, которая в соединении с чувством долга, чести, ответственности образует основу нравственного мировоззрения; индивидуальную любовь к родителям, детям мужчине или женщине, придающую особый смысл жизни конкретному человеку;любовь к предметам и процессам, имеющая опосредованную нравственную ценность.

Индивидуальная половая любовь - межличностное единство с другим человеком. Однако можно ли любое межличностное единство назвать любовью? Любить в нравственном смысле означает, прежде всего, давать, а не получать. Но, делясь своей жизнью, человек духовно обогащает другого человека. Таким образом, мы побуждаем другого так же отдавать и на этой основе создаем нечто новое. Способность любить, отдавая зависит от развития личности.

Древние греки различали четыре вида любви:

Эрос - восторженная влюбленность, телесная и духовная страсть, буйная тяга к обладанию любимым человеком. Это страсть больше для себя, в ней много эгоцентризма. Она «мужского типа», это скорее чувство пылкого юноши или молодого мужчины; она реже встречается у женщин.

Филиа - любовь-дружба, более духовное и более спокойное чувство. В психологическом отношении она ближе всего к любви молодой девушки. У греков филиа соединяла не только возлюбленных, но и друзей.

Агапе - альтруистическая, духовная любовь, полная жертвенности и самоотречения, построенная на снисходительности и прощении, похожая на материнскую любовь. Это любовь не ради себя, а ради другого. У греков это не только любовное чувство, но и идеал гуманной любви к ближнему.

Стпорге - любовь-нежность, семейная любовь, полная мягкого внимания к любимому. Она выросла из естественной привязанности к родным и подчеркивает плотское и душевное родство любящих. Этическая, нравственная природа любви глубоко раскрыта русским философом Вл. Соловьевым в трактате «Смысл любви». По Соловьеву, смысл человеческой любви есть «оправдание и спасение индивидуальности через жертвы эгоизма».

Любовь для Соловьева - не только субъективное переживание, но и активное вторжение в жизнь. Как дар речи состоит не в говорении самом по себе, а в передаче мысли через слово, так истинное назначение любви не в простом переживании чувства, а в том, что благодаря нему совершается преображение социальной и природной среды.

Соловьев видит у любви пять возможных путей развития –два ложных и три истинных. Первый ложный путь любви - «адский» - мучительная неразделенная страсть. Второй, тоже ложный – «животный» - неразборчивое удовлетворение полового влечения. Третий путь (первый истинный) - брак. Четвертый - аскетизм. Высший, пятый путь - это Божественная любовь, когда перед нами предстает не пол - «половина человека», а целый человек в соединении мужского и женского начал. Человек становится в этом случае «сверхчеловеком»; именно здесь он решает главную задачу любви - увековечить любимое, спасти его от смерти и тлена. При этом суть, смысл любви определяется им через меру. Но, как и чем можно измерить любовь? Определить это очень сложно. Никто не смог сделать это так точно, как Блаженный Августин, сказавший: «Мера любви - это любовь без меры».

Любовь - величайшая ценность, свойство и право свободного человека… Человек, который любит, становится более чутким к красоте. Возникает особая эстетика любви - тяга человека к совершенной жизни, которая строится по законам красоты, добра, свободы, справедливости. Любовь объединяет одного человека с другим, помогая ему преодолеть чувство изоляции и одиночества. В любви имеет место парадокс: «два существа становятся одним и остаются при этом двумя» (Э. Фромм).

Однако любовь - это не счастливая случайность или мимолетный эпизод; любовь - искусство, требующее от человека самосовершенствования, самоотверженности, готовности к поступку самопожертвованию. Э. Фромм выделяет пять элементов любви: давание, забота, ответственность, уважение и знание.

Любовь как давание - это высочайшее проявление силы человека, способного отдавать, силы, рождающие ответную любовь - это способ самореализации, заключающийся в том, чтобы давать, а не брать.

Любовь как проявление заботы и интереса предполагает душевный отклик, изъявление многообразных чувств по отношению к любимому человеку. Она созидательна и плодотворна, она противостоит разрушению, конфликтности, вражде. Это форма продуктивной деятельности.

Любовь как ответственность есть ответ на выраженные или невыраженные потребности другого человеческого существа, состояние и готовность «отвечать». Любящий человек чувствует ответственность за своих ближних, как он чувствует ответственность за самого себя. В любви ответственность касается, прежде всего, духовных потребностей другого человека.

Уважение в любви - это способность видеть и принимать человека таким, каков он есть, а не таким, каким он необходим мне в качестве средства для моих целей. Это готовность осознавать его уникальность и индивидуальность.

Но «уважать человека невозможно, не зная его: забота и ответственность были бы слепы, если бы их не направляло знание» (Э. Фромм). Знание - необходимый аспект любви, позволяющий проникнуть в суть, «тайну» любимого человека и реализовать все другие аспекты любви. Абсолютно полная, всеохватывающая любовь предполагает органическое единство всех этих аспектов.

Итак, любовь – это не только высшая моральная ценность, но и реальное земное отношение, и влечение, и относительно самостоятельное стремление, и потребность, и в этом качестве – высшая форма межличностного общения.

Сущность философии заключается не только в мудрости и знаниях. Философия есть, прежде всего, любовь, на что указывает первая часть этого слова – «phileo», по-гречески означающая «я люблю». Философом в полном смысле этого слова можно назвать только того, кто любит мудрость, искренне стремится к ней, находит удовольствие в поиске истины. Возможно, что самая большая мудрость философии заключается не в том, чтобы знать и уметь, а именно в том, чтобы любить.

В любви и через любовь проявляется человечность. Не случайно тема любви возникает в философии с момента её зарождения и остаётся одной из ведущих тем на всём протяжении её развития.

Философский анализ любви разворачивается в нескольких направлениях, которые можно передать такими вопросами: что есть любовь? Какова её природа и сущность? В чём проявляется многообразие любви? Что такое псевдолюбовь? Каким образом философия объясняет сексуальность? Как связаны любовь и семейные отношения?

Природа и сущность любви.

Природа любви так же сложна,как и природа самого человека. В ней соединяются смыслы счастья и страдания, взаимности и безответности, духовности и сексуальной близости. Многообразны и объекты любви: они варьируются в широких границах от любви к истине до любви к власти; от абстрактной любви к человечеству до конкретной и уникальной любви к близкому человеку.

Словарь синонимов русского языка (М., 1994) даёт такое определение любви: «Любовь – влечение, увлечение, привязанность, склонность, наклонность, слабость (к чему), страсть, пристрастие, преданность, тяготение, мания, симпатия, верность, благоволение, благорасположение, благосклонность, доброжелательноство, предрасположение».

Описать любовь во всех её качествах, признаках и проявлениях невозможно. Такой список можно дописывать бесконечно, но он всегда будет далёк от завершённости, поскольку каждое конкретное проявление любви само по себе уникально и неповторимо.

Наука в силу своей объективности и отстранённости не способна описать глубокие эмоциональные состояния в чётких понятиях и терминах, не потеряв при этом самой сути чувств человека. Художественное познание (например, поэзия или музыка) подходит к раскрытию природы любви ближе всего, но в сложных художественных символах трудно отделить универсальные признаки от индивидуальных авторских переживаний. Философия , где научное понятие и художественный образ сливаются, стремится показать природу любви в её целостности и разнообразии, пользуясь и образами, и понятиями. В этой двойственности содержатся как положительные моменты (философия способна охватить свой предмет целиком), так и отрицательные (говоря о любви, философия должна балансировать на неустойчивой границе между научной официальностью и художественной метафоричностью).

В центре философского рассмотрения находится самая богатая смыслами и переживаниями форма любви – любовь, связывающая мужчину и женщину. Именно здесь сливаются потребность и ценность, биологическое духовное, природа и культура: такая любовь может рассматриваться как исходный образец и самая общая парадигма любви как таковой.

Лишь тебя увижу,

Уже я не в силах вымолвить слово.

Но немеет тотчас язык,

Под кожей быстро лёгкий жар пробегает,

Смотрят, ничего не видя, глаза,

В ушах же – звон непрерывный.

Потом жарким я обливаюсь,

Дрожью члены все охвачены,

Зеленее становлюсь травы, и вот-вот

Как будто с жизнью прощусь я.

Сафо , греческая поэтесса (VII в. до н.э.)

Природу этой любви легче всего раскрыть через совокупность явных признаков, отличающих её от других чувств. В самом общем смысле любить – значит выделять кого то из массы людей; искать общения с ним; видеть в другом то, что не способны увидеть и оценить другие; радоваться встречам и испытывать грусть в разлуке; искать подтверждений взаимности и страдать от невнимания; сопереживать другому, печалиться вместе с ним, радоваться, когда ему хорошо; испытывать к нему духовное и физическое влечение и т.д.

Конечно, все эти признаки способны отграничить любовь от других состояний только в том случае, если они присутствуют в связном единстве. Так, сопереживание возможно без любви, но любовь невозможна без сопереживания. То же можно сказать о любом из явных признаков любви.

Т.О., природа любви включает в себя биологические, психологические, нравственные и культурные составляющие; по своей сложности и многообразию она сопоставима с природой самого человека.

Философия не ограничивается только явными признаками любви, пытаясь выявить в ней и глубинные , сущностные черты. Если сложить все высказывания о любви, то можно сформулировать общий список этих черт:

· любовь – яркое личностное чувство и поэтому она свойственна только человеку;

· любовь проявляется свободно независимо от внешнего давления: никого нельзя заставить любить;

· из всех человеческих ценностей любовь наиболее эмоциональна;

· любовь иррациональна – она возникает без помощи рассудка и даже иногда вопреки его доводам;

· любовь подразумевает сложный комплекс чувств , таких, как восхищение, уважение, забота, интерес, и невозможна вне этих чувств;

· любовь – это творческая созидательная активность;

· любовь имеет глубокое нравственное значение и подразумевает ответственность за другого человека;

· любовь - объединяющее чувство, вовлекающее человека в сферу личной жизни другого.

Хотя эти и подобные им перечисления способны более точно указать на любовь, отграничив её от других человеческих чувств, но они не способны дать ответ на вопрос «Что такое любовь?», т.е.раскрыть сущность любви.

В истории философии представлено множество вариантов понимания того, что составляет эту сущность, самые известные из них:

· Любовь есть жажда целостности и стремление конечного существа к совершенной полноте бытия и красоте. Платон (427-347 до н.э.).

· Любовь состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом и, однако, в этом же исчезновении и забвении впервые обрести самого себя и обладать самим собою. Георг Гегель(1770-1831).

· Любовь есть чувственное и страстное отношение между полами. В любви мужчина и женщина дополняют друг друга и в единении представляют собой совершенного человека. Людвиг Фейербах (1804-1872).

· Любить – значит жить жизнью того, кого любишь. Лев Толстой (1828-1910).

· Любовь - признание за другим безусловно центрального значения, которое в силу эгоизма мы ощущаем только в самих себе; это полное и постоянное утверждение себя в другом. Владимир Соловьёв (1853 -1900).

· Любовь есть ответственность Я за Ты. Мартин Бубер (1878-1965).

· Любовь есть активная сила в человеке, которая рушит стены, отделяющие человека от его ближних; которая объединяет его с другими; помогает преодолевать чувство изоляции и одиночества; при этом позволяет ему оставаться самим собой, сохранять свою целостность. Эрик Фромм (1900-1980).

Несмотря на различия в понимании любви разными философами, почти во всех определениях можно найти нечто общее. Любовь чаще всего рассматривается как раскрытие ценности в другом, выраженное в стремлении единения с ним. В любви всегда представлены два равноправных человека, каждый из которых дополняет другого, оставаясь при этом самим собой.

Типология любви.

Слову «любовь», существующему в русском языке и многих других языках современной Европы различные слова в древних языках. Так, в Древней Греции можно выделить по крайней мере четыре понятия, обозначающие «любовь»; каждое из них имеет своё значение и особое употребление:

· эрос (eros) – любовь-вожделение;

· филия (philia) – любовь-дружба;

· строге (sroge) – любовь-забота;

· агапэ (agape) – любовь-самоотдача.

Эрос – пылкое чувство, страстное желание полного обладания своим объектом. Это глубокое эмоциональное желание того, чего лишён человек. В чистом виде эрос есть стремление к объединению дополняющих друг друга противоположностей и, следовательно, к восстановлению целостности.

В диалоге Платона «Пир» Аристофан (ок.444- после 387) объясняет происхождение эроса, используя древний миф об андрогинах. Согласно этому мифу, некогда мужчины и женщины были двуполыми существами – андрогинами, объединяющими в себе лучшие черты обоих полов. Они были умнее и физически сильнее обычного человека и решили завоевать Олимп, заняв место богов. Зевс, разгневавшись на дерзость, разделил их на части – мужчин и женщин, разбросав их по всему миру:

«Каждый из нас – это половинка человека, рассечённого на две камбаловидные части, и поэтому каждый ищет всегда соответствующую ему половину… Таким образом, любовью называется жажда цельности и стремление к ней».

Эрос – не только соединение противоречий и жажда единения, это чувство противоречиво и внутри себя. Платон писал о полярных видах такого чувства, разделяя «простонародную любовь» - любовь к телу, и «небесную любовь» - к душе, к идее, к прекрасным деяниям и высоким нравственным достоинствам. Если первая – эротическое желание физического обладания, то второе - страстное стремление души воссоединиться с прекрасным «миром идей», с красотой и истиной, отблески которых он видит в любимом человеке. «Небесная любовь» - любовь к истинному миру добра и красоты называется также платонической.

В отношениях мужчины и женщины эти полярные виды эроса соединяются: любовь к чистым идеям сама по себе слишком абстрактна, а любовь без эротизма превращается в дружбу.

Филия более спокойна. Это единение близких в духовном отношении людей с похожими взглядами на жизнь и общими интересами. Такая любовь избирается свободно на основе симпатии, приязни, внутренней склонности. В филии человек ищет не того, чего он лишён, а того, что приносит ему радость («Любить – значит быть радостным, писал о такой любви Аристотель). В самом общем понимании филия – это поиск блага и счастья и в отличие от эроса здесь сложно говорить о муках неразделённой и несчастной любви. Филия многообразна в своих проявлениях и распространяется на множество объектов, не только одушевлённых. Например, возможна любовь ко всему человечеству - «филантропия» или любовь к мудрости – «философия». Часто слово «philia» переводится как дружба. Однако это понятие гораздо шире – оно употребляется и по отношению к детям, к взаимоотношениям между супругами. Так, фраза «я тебя люблю» по-гречески переводится как «philio sou». Поскольку все виды любви могут смешиваться, в филии могут присутствовать и элементы эроса. Такое сочетание страсти и дружбы, как правило, обеспечивает наиболее крепкую эмоциональную связь между влюблёнными.

Строге – надёжная семейная любовь, возникающая из родственного тяготения. Она подразумевает не вожделение, а благожелательность. Это уже не поиск чего-либо недостающего или стремление к радости. Скорее это желание спокойствия, уверенности в родственной поддержке. Строге основывается на доверии и выражается в нежности отношений между любящими. Такова любовь между родителями и детьми, супругами. Этим же словом греки выражали основанную на доверии любовь граждан к государству, отечеству. Первоосновой строге является любовь матери к ребёнку, подразумевающая высокую степень заботливости и безусловное принятие на себя ответственности за всех, кто зависит от другого и нуждается в помощи. В таком аспекте строге – моральное чувство, ставшее основой для формирования ценности и добродетели ответственности.

Агапэ – духовная любовь, основанная на жертвенности и самоотречении. Это любовь активная, страстная, мироутверждающая и предельно альтруистическая в своих основах. Понятие «агапэ» появилось довольно поздно: его не употребляли ни Платон, ни Аристотель. Необходимость в таком слове возникла вместе с христианством, провозгласившим «Бог есть любовь» и «Любите врагов ваших». Для обозначения такой любви не годятся ни понятия страсти, ни дружбы, ни нежной заботы. Такая любовь не основывается на жажде слияния, радости или нежности. Это и не предрасположенность к любимому, другу или родственнику. Агапэ – любовь ко всякому человеку безотносительно от того, кем он нам приходится, и независимо от его ценности, даже от его отношения к нам, поскольку он может быть и врагом. Такая любовь проявляется как милосердие, способность прощать и умение не разделять людей на своих и чужих. Это же слово обозначает и любовь бога к людям (христианство основано на жертвенном поступке. Христа ради спасения людей). Нравственная заповедь любви в Новом Завете (2возлюби ближнего как самого себя») построена именно на любви-агапэ.

Некоторые философы помимо вышеперечисленных выделяют и другие разновидности любви.

Любовь-игра – это любовь в поисках удовольствий, приключений побед. Иногда для такой любви используют понятие «людус» (от лат. ludus – игра). В окончательном виде людус оформился в римской поэзии I в.до н.э., прежде всего в поэме «Наука любви» Овидия (43 до н.э. -18). Здесь любовь поэтизировалась и эстетизировалась, приобрела, игровые моменты и особые правила. Овидий подробно описывал способы завоевания женской и мужской любви и приёмы соблазнения, и давал практические советы влюблённым: как разжечь страсть, как удержать и подчинить себе партнёра и т.д.

Цель чувственной любовной игры – победа, а глубина отношений не играет роли и даже мешает насладиться тонкой игрой. Влюблённые не спешат раскрывать друг перед другом душу или привязываться друг к другу, поскольку победа, по сути означает, что игра окончена и пора начинать новую игру. Отношения в любви-игре беззаботны и не отягощены размышлением о будущем, а сексуальное влечение воспринимается как естественное и свободное от большинства запретов. Любовь-игра в чмстом виде – наиболее поверхностная разновидность любви, страсть в ней заменяется кокетливостью, близость интересов, забота и тем более жертвенность отсутствуют. Многие философы на этом основании считают любовь-игру псевдолюбовью, суррогатом настоящей любви. В тоже время для сексуальной любви всегда важен игровой элемент, позволяющий поддерживать чувства в напряжении и получать удовольствие от игровых отношений. Игра ценна и тем, что она может стать стартовой точкой, в которой могут возникнуть более глубокие чувства.

Романтическая любовь имеет свои непосредственные истоки в средневековой культуре, в возвышенной и галантной любви рыцаря к прекрасной даме. Подобная любовь, называемая куртуазной , вдохновляла на подвиги, требовала жертвенной преданности и верности. Это - восторженное служение и преклонение, построенное на преодолении трудностей. В завершенном виде романтическая любовь оформляется в XVIII-XIX вв. Можно сказать, что оно представляет собой агапэ, но обращённое не на Бога, а на идеализируемого возлюбленного. Такая любовь возвышенна, эстетична, лирична, поэтична и понимается как прорыв из приземлённого мира повседневности в иной, прекрасный мир высоких чувств и идеальных отношений. Романтическая любовь – любовь свободная от любых расчётов и выгод.

Прагматичная любовь полностью противопоставлена романтической. Она предельна, рассудочна, приземлена и направлена на повседневность, «земную жизнь». Прагматик спрашивает не о чувствах, а о том, насколько хорошо ему будет с другим, какие выгоды он получит от предполагаемого союза. Прагматическая связь расчётлива и малоэмоциональна, хотя и не отрицает симпатии и привязанности. Большая часть философов не усматривает в такой разновидности любви какого-либо ценностного значения. Тем не менее, во многих традициях (например, в этике протестантизма) семейная любовь как любовь по расчёту принималась как должное. Например, Артур Шопенгауэр считал брак по расчёту более крепким, чем брак по любви. Он полагал, что страсть рано или поздно угасает и люди обнаруживают, что их ничего, кроме этой страсти, не связывало. Если люди сошлись ради взаимной пользы, то у них больше шансов не разочаровываться друг в друге и сохранять отношения.

Философским представлениям о любви свойственна тенденция к обобщению. Целостная любовь объединяет и гармонизирует элементы страсти и удовольствия, заботы и прощения, поэтичности и рассудочности, не абсолютизируя при этом значения ни одного из этих элементов. Гармоничная любовь сплав лучшего из всех существующих форм любовных отношений.

Превратности любви.

Многие философы обращают внимание на уязвимость любви в современном мире. Философ и психоаналитик Эрих Фромм (1900-19800 в «Искусстве любить» пишет, что в обществе потребления процветает собственническая психология, заключающаяся в том, что человек стремиться иметь, а не быть. Он пытается удовлетворить свои потребности штампованными увеселениями – модной музыкой, фильмами, алкоголем, лишаясь, при этом своего Я и, превращаясь в автомат для потребления. Всё становится продуктом обмена, покупки и продажи, в том числе и любовь, которая превращается из формы духовного единения в форму «справедливой сделки».

Английский социолог Энтони Гидденс (р.1938) в этом контексте говорит, что в современности формируется новая форма любви, которую он называет конфлюэнтной (от англ. сonfluent – текущий, преходящий). Основой такой любви является исключительно сексуальность. Она подразумевает лёгкость завязывания отношений и их разрыва, отсутствие планов на будущее, отказ от института семьи и всё чаще от традиционных сексуальных норм.

Сведение любви к потреблению и поверхностным отношениям значительно ограничивает её лишая целостности. Конечно, нельзя не признать, что в реальной жизни целостная любовь является редкостью. Однако причина этого – не только в том, что в жизни сложно встретить того, кто полностью будет соответствовать мечтам и ожиданиям. Основная причина – нежелание самого человека каждодневно трудиться над налаживанием отношений с другими: гораздо проще довольствоваться видимостью любви.

Различные варианты «подделок под любовь» Фромм называл формами псевдолюбви.

Псевдолюбовны отношения, основанные только на сексуальных наслаждениях . Сам по себе секс важен и необходим для любви между мужчиной и женщиной. Но любовь остаётся любовью и после удовлетворения сексуальных потребностей, а секс без любви только технологичен, он не избавляет от одиночества, а усугубляет его:

Эрик Фромм в «Искусстве любить» пишет: «Половое влечение создаёт на краткий миг иллюзию единства, однако, без любви это единство оставляет чужих такими же чужими друг другу, какими они были прежде, иногда оно заставляет их стыдиться и даже ненавидеть друг друга, потому что когда иллюзия исчезает, они ощущают свою отчуждённость ещё сильнее чем прежде».

Псевдолюбовью являются и чисто функциональные отношения, основанные не на чувствах, а на принятых образцах. В такой ситуации внешне отношения могут казаться счастливыми: партнёры обмениваются любезностями, помогают друг другу в жизни. Однако внутренне они не испытывают никаких чувств; тогда это не любовь, а поиск убежища от одиночества, своеобразный взаимовыгодный «эгоизм вдвоём», социально смоделированная патология.

Патологична любовь-поклонение, когда любящий полностью растворяется в любимом, теряя своё Я. Такая одержимость другим была известна ещё в Древней Греции и носила имя мании. Мания или близка к душевной болезни, или является таковой. Рабская зависимость мании не тождественна жертвенности: в ней нет нравственных ограничений. Любящий готов на аморальные поступки и преступления и ради своей любви и тогда, когда он считает себя отвергутым. Такая псевдолюбовь часто сопровождается чрезмерной ревностью и легко переходит в ненависть.

Г.Торо писал: «Буйной любви надо страшиться так же, как ненависти. Когда любовь прочна, она всегда ясна и спокойна».

Патологией является и инфантильная любовь , когда человек переносит на партнёра чувства, которые он испытывает к отцу или матери, и требует родительской заботы, тепла, заботы и восхищения, решения за него всех проблем. Такая невротическая любовь часто приводит к конфликтам и обвинениям в невнимательности и небрежении, инфантильной ревности к работе, родственникам, окружению и т.д.

Другая форма псевдолюбви – сентиментальная любовь . Человек, склонный к ней, черпает представления о любви в романах, фильмах, модных журналах. Его искренне волнуют вымышленные любовные истории. Но в мире реальности он оказывается неспособным на глубокие чувства к конкретному человеку, объясняя свою холодность неромантичностью и приземлённостью окружающих.

Любовь в современном мире чрезвычайно уязвима. Даже гармоничная любовь, лишённая всякого притворства невозможно без конфликтов и разногласий. Тем не менее, эти конфликты вторичны и малозначимы на фоне настоящего единства и глубины чувств: «Любя, мы осознаём, что именно такой способ существования по-настоящему естествен – в отличие от унылого самоутверждения и скудоумной прагматики, по сути лишь подставляющих на место подлинного человеческого Я продукта его распада» (Малахов В.А. Уязвимость любви).

Любовь и секс.

Сексуальность обычно рассматривается как необходимая составляющая часть любви, хотя далеко не единственная. Поскольку любовь понимается как единение биологического и духовного начал, сексу отводится место низшей, биологической составляющей и его обычно противопоставляют элементам более возвышенным – нравственным, эстетическим и т.д. Но человеческая сексуальность более сложна.

Ещё в философской мысли древнего мира, особенно в Индии, Китае и Персии, где появились первые трактаты по искусству любви, сексуальность рассматривалась с точки зрения не только телесных аспектов, но и духовных качеств. В целом такой подход был следствием мифологического сознания, где все стороны жизни воспринимались слитыми воедино, душа и тело мысль и чувство, человек и природа мыслились только в нераздельной целостности. Например, в индийском трактате «Камасутра» специально оговаривается, что любовь – возвышенное, священное, целостное чувство, а любая сексуальная техника – лишь её часть и сама по себе пуста и бесполезна без любви:

«Влечение человека имеет три истока – душу, разум и тело. Влечение души порождает дружбу, разум – уважение, тело – желание близости. Соединение трёх влечений порождает любовь. Любовь же несёт восторг, облегчение и нежность» (Камасутра, СПб., 1988. С.4)

В библейской Песне Песней любовь описывается как страстная и полная вожделения:

«Положи меня, как печать, на сердце твоё, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы огненные; она – пламень весьма сильный» (Библия. Книга Песни Песней соломона,7:6.

Эротизмом проникнуты поэзия и изобразительное искусство эпохи античности; в философской мысли Древней Греции любовь также никогда полностью не отрывается от чувственности, даже если эта любовь направлена не на другого человека, а на божественный «мир идей».

В средневековье ситуация значительно меняется: душа и тело разводятся по разным мирам. Душа причастна «горнему миру», поскольку хранит в себе отражение бога, а плоть принадлежит «миру дольнему», так как сама по себе она бездуховна и греховна. Всё духовное приближает к богу, дьявол же в полной мере использует слабости плоти, чтобы сбить человека с истинного пути. Сильное сексуальное желание в христианстве, объявлялось животной похотью, и было зачислено в список самых тяжких пороков. Вожделение осуждалось; секс мог оправдываться только необходимостью деторождения.

Христианская любовь к ближнему и богу (агапэ) предельно духовна и лишена любых плотских оттенков. Более эротична куртуазная любовь. Однако и здесь при всём стремлении рыцаря к прекрасной даме эта эротичность не могла реализовать себя в физическом обладании. Рыцарь должен был восхищаться своей дамой издали: низкая реальность разрушает прекрасный идеал. В целом средневековая любовь есть любовь не к телу, а к образу совершенства. Однако всё это не означает, что культура Средневековья полностью подавляет сексуальность. Она скорее вытесняет её в другую сферу – неофициальной народной культуры. Самые жёстские ограничения на отношения между полами снимались на народных праздниках и карнавалах с их скабрезностями, непристойностями, неприкрытым эротизмом и богохульством. Однако в официальной культуре влияние христианств было настолько сильным, что тема сексуальности вплоть до конца XIX в. оставалась непристойной, греховной и запретной.

Новое время, хотя и освободилось от всеобщей религиозности в обыденной жизни, в области сексуального повендения стремилось установить ещё более жёсткий контроль над человеком. Распущенность объявлялась формой умственной отсталости; педагоги и моралисты резко осуждали любые отклонения от узкой нормы. Подавленная сексуальность становилась причиной неврозов, патологий, девиаций, а запреты приводили к возрастающему соблазну их нарушить.

Стремление к «запретным плодам» рождало крайности, примером которых явилась философия маркиза Донасьена де Сада (1740-1814). В своих произведениях де Сад обосновал право на наслаждение, оплаченное страданием других. Такой разрушенный эротизм, ненормальную страсть к жестокости сейчас принято называть садизмом.

В философской мысли особый интерес к сексуальности как к нерациональному комплексу чувств и важной составляющей человеческой природы начала проявлять философия иррационализма XIX-XX вв. Артур Шопенгауэр, стоявший у истоков этого направления, объявляет, что любовь есть прежде всего половой инстинкт, стремление жизненной воли к воспроизведению совершеннейших представителей рода.

На вопрос о причине выбора того или иного человека как объекта любви Шопенгауэр отвечает предельно просто: любовь вызывает не тот, кто обладает красотой, умом или иными качествами, а тот, кто может стать родителем самого совершенного ребёнка. Мы не можем рационально объяснить причины любви: выбор совершает не разум, а бессознательный инстинкт, «чувство рода».

В XIX в. сексуальность становится объектом интереса науки, возникает дисциплина сексология, говорящая о сексе строгими научными терминами. Престиж науки в то время был столь велик, что общество одобряло любые её выводы, даже радикальные. Благодаря этому сексуальные отношения постепенно превращались из закрытой темы в предмет публичного обсуждения.

Научные термины и философия были соединены Зигмундом Фрейдом. Он пошёл гораздо дальше Шопенгауэра, усматривая во всех формах любви (включая любовь к родителям, богу, своей стране) сексуальные основания, отклонённые культурой и перенаправленные на иные объекты. Так, любовь к красоте и искусство в целом он объяснял перенесением на творчество неудовлетворённых сексуальных желаний. Идеи Фрейда и его последователей стали одними из наиболее влиятельных в XX в.

Ученик Фрейда Вильгельм Райх (1897-1957) в работе «Сексуальная революция» (1936) писал, что в обществе господствует система подавления сексуальности. Институт семьи, политика и культура поддерживают ханжество и невежество, ограничивают естественные желания, что приводит к политической несвободе и массовым неврозам. Свобода сексуальных отношений, по мнению Райха, должна была раскрепостить людей, уничтожить эксплуатацию и привести человечество к гармонии.

Значительные сдвиги в этом направлении проходили в начале XX в. и во второй его половине. Пик сексуальной революции в Западной Европе пришёлся на 1960-е гг.: поведение молодёжи стало более свободным, были реабилитированы добрачный секс и разводы. Начало половой жизни сменилось на более ранние этапы, эротизм был включён в состав культуры. Секс быстро стал элементом массовой и коммерческой культуры и переместился из личной сферы в публичную.

Тем не менее, уже к концу XX в. стало ясно, что надежды на построение «культуры полной свободы» оправдались только отчасти. Ханжество консервативной культуры действительно сменилось более здоровым реализмом. Но раскрепощение отношений не привело к улучшению их качества, а ускоряющееся распространение СПИДа, болезней передающихся половым путём, и сексуальных отклонений только усугубило ситуацию. Современная молодёжь всё чаще возвращается к ценностям семьи, говоря о приоритетах постоянства, верности. Качественности сексуальных отношений, а политика и право всё жёстче относится к свободным проявлениям сексуального желания.

Любовь и семья.

Понятия семьи и брака тесно взаимосвязаны, однако не тождественны: семья может существовать без оформления брака, так же как не всякий брак является показателем реальности и прочности семейных отношений.

Семья это социально-культурный институт, связывающий индивидов общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Основаниями семьи являются совместная жизнь и хозяйство, взаимопомощь, духовное общение. В семье осуществляется воспроизводство человека, обеспечиваются воспитание новых поколений и забота о стариках. Все стороны семьи связываются в единое целое чувствами супружеской и родительской любви, заботы и привязанности. Согласно Аристотелю, семья -фундамент общества, именно она формирует все качества человека и вводит его в мир социальных отношений.

Брак это юридически оформленный добровольный союз женщины и мужчины. Основаниями брака признаются правовые нормы, а не моральные: брачный союз лишь определяет систему прав и обязанностей. Таким образом, брак есть средство оформления семьи и форма общественного контроля над ней. Как правило, брак подразумевает регистрацию в государственных органах или религиозных институтах, наделённых соответствующими полномочиями.

Любовь, семья и брак во многом являются культурными и социальными следствиями физиологической противоположности мужского и женского пола, характерной для высокоразвитых форм жизни. Каждый пол сам по себе ограничен, поэтому для создания новой жизни и возмещения своей ограниченности он должен стремиться к другому полу. В этом стремлении усматривается биологическая основа для формирования социальных связей.

Тем не менее, на самых ранних этапах развития человека семьи не существовало. Многие исследователи говорят о промискуитете состоянии, когда каждый мужчина и каждая женщина в равной мере принадлежали всем другим. Половые связи были беспорядочными и не ограничены запретами. На этапе родового общества возникает понимание того, что близкородственные отношения ведут к ослаблению рода, и на подобные связи налагается табу. В это время появляется групповая семья, в которой все женщины одного рода принадлежат мужчинам другого. Групповая семья, однако, является ещё не семьёй в полном смысле слова, а только переходной формой к ней.

С распадом родоплеменного общества возникают три развитые формысемьи, особенности которых обусловлены культурно и социально:

· моногамия - представляет собой брак одного мужчины с одной женщиной. Такая форма семьи возникла в период, когда развитие земледелия позволило супружеской паре прокормить и воспитать детей без помощи всего рода; с тех пор она является наиболее распространённой;

· полигамия - представляет собой брак одного супруга с несколькими супругами. Полигамия бывает двух видов: полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами и полиандрия – брак одной женщины с несколькими мужчинами. Полигиния форма семьи, традиционная для исламской культуры и некоторых первобытных обществ. В Древней Греции существовала и временная полигиния: после больших войн, резко сокращавших мужское население, мужчинам разрешалось иметь несколько жён. После восполнения потерь населения такие браки официально отменялись. Полиандрия достаточно редка и существовала в труднодоступных районах Индии, Тибета, Крайнего Севера и некоторых островов Полинезии Причиной многомужества, как правило, выступала необходимость ограничить численность населения на территории со скудными ресурсами. У примитивных народов полиандрия обычно сопровождалась жестокой традицией умерщвления большей части девочек после рождения.

В европейской культуре при господстве иудеохристианских традиций семейными признаются только моногамные отношения. Религия и сейчас является ведущим институтом, поддерживающим традиционную семью и наиболее последовательно выступающим против разводов, абортов, внебрачного секса и т.д. Традиционной, как правило, считают сложную семью, состоящую из представителей разных поколений и обеспечивающую развитую систему взаимопомощи. Такие семьи обычно не только многопоколенны, но и многодетны.

С развитием буржуазных отношений и улучшением качества жизни формируется нуклеарная семья - это семья, состоящая из родителей и их детей, то есть из двух поколений (без бабушек и дедушек). Такая семья отличается мобильностью, самостоятельностью в принятии решений и свободой самовыражения. Эти качества более соответствуют современности, поэтому нуклеарная семья сейчас является самой распространённой.

Сексуальная революция XX в. противопоставила семье как «институту порабощения» свободу половых отношений. Идеологи революции призывали вернуться к групповому браку и промискуитету. В скандинавских странах в 1960-х гг. создавались многочисленные молодёжные коммуны «групповых семей». Но в реальности, ни одна из них не просуществовала достаточно долго: возникновение симпатий и антипатий заставляло людей или покидать коммуну, или формировать устойчивые отношения только с одним партнёром.

В современную эпоху крайности сексуальной революции мало кем воспринимаются как оправданные, а ценность семьи признаётся большинством в качестве первостепенной для сохранения стабильности в обществе. Тем не менее на практике институт семьи переживает самый разрушительный в истории кризис. Сложные семьи сохранились практически только в традиционных сообществах, где важную роль играет религия. Неуклонно сокращается и число нуклеарных семей. Многие молодые люди вступают во временные отношения без образования семьи или образуют такую семью, где не планируется рождение детей. Увеличивается число неполных семей (где отсутствует один из родителей) и т.д. Показателем разрушения традиционных институтов является и узаконивание в некоторых странах однополых семей .

Реферат

«Любовь-одна из самых незаменимых

общечеловеческих ценностей»

Проблема общечеловеческих ценностей является одной из самых сложных, задевающих интересы разных общественных групп. Огромное многообразие точек зрения по этому вопросу можно сгруппировать следующим образом:

общечеловеческие ценности- это явление только материальное, т.е. физическое или биологическое: (богатство, удовлетворение физиологических потребностей);

общечеловеческие ценности - это чисто духовный феномен (абстрактные мечты об Истине, Добре, Справедливости...);

общечеловеческие ценности - это сочетание как материальных, так и духовных ценностей.

При этом некоторые ученые считают ценности неизменными, стабильными, а другие - изменяющимися в зависимости от смены политических, экономических, социальных и других условий, от политики управляющей верхушки или партии, от смены общественного строя и т.д. Например, в нашей стране господство частной собственности сменило господство общественной. Соответственно изменились и ценности общества.

Все человеческие ценности связаны с объективной деятельностью природы и общества, т.е. реально существуют. В ценностях есть что-то общее даже для самых разных людей. То ценное, что как таковое осознается людьми в процессе их деятельности, весьма однородно.

Наиболее продуктивным для нашей программы является классификация систем ценностей, предложение Т.И. Петраковой, согласно которой ценности можно разделить на 3 вида: природные, приобретенные и абсолютные.

Природные ценности - это ценности естественных сил и способностей души, т.е. ума, чувства, воли. Они даются человеку от рождения. Природными ценностями являются ясность ума, быстрота мыслей, надежность памяти, искренние чувства, стойкость воли. Можно так же выделить такие природные добродетели, как одаренность, талантливость, творческие способности, открытость, честность, целомудрие, великодушие. Каждый человек обладает определенной мерой природных ценностей, которые он должен развивать и обогащать.

Приобретенные ценности - это ценности, усвоенные человеком в процессе интеллектуального и нравственного формирования, они являются результатом полученного образования и воспитания. Приобретенной интеллектуальной ценностью является мощь разума, как совокупность мудрости, знаний и компетенций. Приобретенными эмоциональными ценностями являются качество, коренящиеся в положительных естественных склонностях человека и получившие свое оформление через постоянный контроль нравственного сознания и воли. К ним относятся: умеренность, выдержка, крепость, вежливость, уважение, симпатия к человеку, отзывчивость, благодарность, великодушие, верность, мужество, стойкость, терпение, постоянство, целеустремленность. Приобретенные ценности становятся второй природой человека, они позволяют ему действовать в любых ситуациях наиболее плодотворно. Когда приобретенные ценности глубоко укореняются в личности, ослабевают и уменьшаются возможность отклонения человека от естественной нравственной нормы.

Абсолютные общечеловеческие ценности - это ценности, не изменяющиеся во времени и значимые не для какого-то ограниченного круга людей (социальные группы, класса, партии, государства или коалиции государств), а имеющие значение для всего человечества. Согласно вышеуказанному, они - то и представляют интерес для нашей программы нравственно-духовного образования "Самопознание". Эти ценности общие для всех народов, имеют глубокий внутренний смысл и выражаются не просто в качестве внешних этических норм и правил, а как объекты прямого внутреннего опыта, то есть в их основе оказывается совесть человека как воплощение истины, праведного поведения, мира, любви, ненасилия.

Следовательно, об абсолютных общечеловеческих ценностях можно сказать, что человек рождается с ними, они заложены в сердце каждого человека от рождения, ими пронизано все сущее, они едины для всех людей, не зависят от национальности, расы, среды обитания и конфессиональной принадлежности и неизменны во времени. Они неразделимы, взаимосвязаны, взаимозависимы и, проникая друг в друга, создают единую основу духовности человека и его культуры. Применение в практике повседневной жизни перечисленных ценностей ведет к обретению таких качеств, как мудрость, честность, радость, покой, сострадание, милосердие, истинная любовь, верность и справедливость.

Абсолютные общечеловеческие ценности включают в себя и природные и приобретенные ценности, которые при рассмотрении через призму общечеловеческих ценностей становятся качествами человека. Выявление общечеловеческих ценностей ведет к проявлению добродетелей. Общечеловеческие ценности пронизывают собой все ценности человека. Если рассматривать ценности в порядке их проявленной во внешнем мире, можно сказать, что абсолютные общечеловеческие ценности пронизывают собой все стадии духовного роста человека и содержаться в нем с самого начала его рождения в менее или более проявленном виде. Степень проявленных общечеловеческих ценностей свидетельствует о духовном уровне личности.

Для достижения внутренней гармонии человек в мыслях, словах и действиях должен следовать общечеловеческим ценностям, которым соответствуют следующие уровни структуры человеческой личности:

Насилие - духовной уровень.

Истина - интеллектуальный уровень (уровень различения, разум).

Любовь - нравственный уровень (ментальный, мысли, слова).

Покой - эмоциональный уровень (чувства).

Праведное поведение (физический уровень).

Чувства управляют телом. Ум управляет чувствами. Чистый разум (сила различения) стоит над умом. Если правильно использовать разум (интеллект), можно избавиться от беспокойства, страха, агрессии. Чтобы услышать голос разума, надо привести в состояние покоя свой ум. Таким образом, можно сказать, что характер является главным богатством человека.

Все общечеловеческие ценности - грани одной человечности. Праведное поведение - это любовь в действии, любовь пронизывает все ценности:

Любовь в действиях - праведное поведение.

Любовь в чувствах - покой.

Любовь в мыслях, словах - истина.

Любовь в понимании - ненасилие.

В перечне трех главных чувств: вера, надежда, любовь – любовь стоит в конце, но только лишь потому, что является заключительным аккордом в жизни утверждающей симфонии этой троицы. Нет веры без любви, нет надежды без любви, нет смысла ни в простых, ни в сложных вещах в этом мире без любви.

Человек приходит на эту землю, чтобы быть любимым и научиться любить. Чтобы согреть теплом своей любви частичку бесконечной Вселенной!

Любовь это понятие всеобъемлющее, применимое ко многим вещам. От самого рождения человек кого-то любит. Сначала маму, папу, бабушку с дедушкой. Даже своих братьев и сестер, хотя внешне, кажется, что они постоянно конфликтуют и ссорятся. Подрастая, малыш учится также любить и окружающий мир. Он его открывает для себя, узнает что-то новое, удивляется необычному, любуется красивым. Весь спектр этих чувств сливается в одно целое, с которым он просыпается по утрам, предвкушая новые впечатления. С каждым следующим днем он любит этот мир все больше и больше. Вот девочка в детском саду с пронзительно зелеными глазами и огромным бантом. А вот красивая пестрая бабочка на пушистой хризантеме. Они обе вызывают чувство восторга. Хочется их приласкать, подружиться, поиграть в веселую иргу, потому что он их действительно любит.

Любовь в жизни человека начинается с малого и, словно снежный ком, обрастает все новыми предметами обожания. Еще не осознанно, но уже неразрывно ребенок связан чувством любви с материнским теплом и заботой. В школе он безответно влюбляется в соседку по парте, потом в юную учительницу, ну а дальше по-настоящему, со страданиями, в сокурсницу. И каждый раз с уверенностью, что эти чувства навсегда.

Но взаимоотношения мужчины и женщины настолько многогранны и непредсказуемы, что никогда ничего нельзя загадывать. Примечательно то, что разрыв влюбленных, в большинстве своем, не является для них трагедией всей жизни. Время лечит, и новая любовь овладевает энергией также сильно и страстно.

Не многим людям в этом мире судьба дарит бесконечную любовь. Если это происходит и есть взаимность, то о большем и мечтать нельзя. Эти двое пронесут свою любовь и верность через всю жизнь, невзирая на многие трудности и невзгоды. Такая любовь не знает преград, которые и преодолевать легче. Потому что рядом всегда самый любимый человек и преданный друг.

Кстати, любовь к другу тоже имеет место быть. Если есть готовность к самопожертвованию ради спасения друга, значит, это диктует любовь.

Любовь в жизни человека может проявляться по-разному. Например, любовь к Родине, месту, где родился и вырос. К маленькому уютному дворику, где играл в песочнице. К родной школе и любимой учительнице. К своей профессии – это тоже немаловажно. К семье, детям, пожилым родителям. Если человек излучает любовь, то все вокруг чувствуют это и возвращают ее сполна. Если мы будем любить природу и заботиться о ней, она воздаст с лихвой полные закрома.

Говорят, без любви жизнь ничего не стоит. И никто не может определить, что это за чувство, которое захватывает человека и делает его счастливой, и которое рушит судьбы, когда умирает.

Похоже, любовь - это тайна, которую невозможно разгадать. Однако для себя я понимаю ее так: любовь - это неравнодушие. Когда ты чувствуешь тепло, радость, наполненность рядом с кем-то, когда проводишь с человеком время и знаешь, что ни одна минута не потеряна впустую, когда хочется быть рядом снова и снова, а также желаешь человеку счастье и хочешь помочь ему - это и есть любовь. Также любовь - это благодарность и принятие другого таким, какой он есть. Это такое состояние души, когда рядом с кем-то у тебя есть все для счастья, а весь мир радуется с тобой.

Вот, что о любви говорят дети 6-го класса нашей школы:

Попыталась найти ответ через опрос и что же я получила:

Любовь - это когда тебя кто-то любит, он произносит твое имя по-особенному. Твоему имени уютно у него на язычке.

Любовь - это когда ты делишься своей жареной картошкой и не ждешь, чтобы с тобой поделились тоже.

Любовь - это то, от чего ты улыбаешься, даже когда устал.

Любовь - это то, что оказывается вместе с тобой в комнате на Новый год, если ты перестанешь разворачивать подарки и прислушаешься.

Любовь - это когда ты говоришь мальчику, что тебе нравится его рубашка, и он начинает носить ее каждый день.

Любовь - это когда мама видит папу грязным и потным и все равно говорит, что он красив.

Любовь - это когда мама варит папе кофе и сперва пробует сама, вкусно ли получилось.

Любовь - это как старенькие дедушка и бабушка, которые до сих пор друзья, даже после того, что они так хорошо друг друга узнали.

Любовь - это когда вам все время нужно быть вместе, трудно друг без друга, вы способны не раздумывая отдать свою жизнь за другого, готовы на самые безумные поступки.

Любовь - это то, что нельзя понять головой, то что ощущается только сердцем.

Любовь - это болезнь. Когда человек влюблен, фактически он становится идиотом и слепым

Любовь – это неизвестно что, которое приходит неизвестно откуда и кончается неизвестно, когда. Это самая сильная из страстей - она одновременно завладевает головой, сердцем и телом.

Ответов будет море, потому, что каждый по-своему испытал это чувство.

Следующий вопрос был: «Какая бывает любовь?»

Любовь бывает бескорыстной, сильной, взаимной, материнской, эгоистичной, к Родине, к природе, слепой, волшебной и.т.п

Чаще всего люди говорят о трех видах.

1.Бескорыстная любовь - это мозаика, складывающаяся из заботы и любви к близким, заботе об окружающем мире, любви к животным, и к самому себе. Такие чувства ведут не к разрушению, а к созиданию окружающей действительности. Приняв её, можно сделать и прожить жизнь своей мечты. Невозможно быть по-настоящему счастливой без стремления научиться любить этот мир всеми фибрами души. Используй каждый день своей жизни и постарайся научиться любить этот мир, и он ответит тебе взаимностью.

2. Эгоистическая любовь , когда человек любит другого человека, божество, святого или кого-нибудь еще с ожиданием ответной любви. Эта самая распространенная форма любви в действительности представляет собой любовь к себе, а не к кому-то или чему-то еще.

Эгоистическая любовь, как правило, быстро угасает со временем

3.Взаимная любовь - мерило нравственности, условие человеческого счастья, показатель духовной красоты и общественной ценности брачного союза. Именно об этом записано в Кодексе о браке и семье: «...основой семьи является построение семейных отношений на добровольном брачном союзе мужчины и женщины, на свободных от материальных расчетов чувствах взаимной любви, дружбы и уважения всех членов семьи». Добровольный союз, основанный на взаимной любви, дружбе и уважении, определяет отношения между мужчиной и женщиной и в 20, и в 40, и в 60 лет.

Множество проблем делает жизнь современного человека, в том числе и личную, до предела сложной. И если в ней не светит солнце взаимной любви, эти сложности довлеют над человеком, стирают радость от самого его существования. Любящий обязательно принимает часть трудностей на себя, становится другом. Именно в этом проявляется взаимность - в готовности к сопереживанию, принятию позиций и обязанностей любимого, как своих.

Эта взаимная любовь изменяется, растет вместе с духовным ростом человека.

И сколько бы мы не говорили и писали о любви, именно эта энергия - делает этот мир добрее и светлее. Все люди на земле должны любить и уважать друг друга. Но, к сожалению, этого не происходит. Очень часто такое светлое чувство как любовь затмевают другие чувства: гнев, зависть, ненависть, жадность, алчность. Есть любовь к золоту, но нет к родителям, есть любовь к деньгам, но не к людям.

Предметы роскоши не могут удовлетворить потребность человека в любви. Почему-то для своего тела человек не жалеет денег; красивая одежда, дорогие украшения, вкусная еда. Но вот о своей душе, о своем внутреннем мире человек очень часто забывает. Ведь, если там будет совсем пусто, то человек потеряет смысл жизни. Если дерево внутри сгнило, стало пустым, то его легко валит буря. Тоже самое происходит и с человеком. Буря в его жизни может легко его сломать. Поэтому очень важно наполнять себя любовью, которая не даст сломаться.

Когда меня направили на курсы самопознания, я долго думала, для чего мне это, что мне это даст, сколько времени я потрачу зря, лучше бы давала уроки и.т.п. Но придя на курсы я поняла, что здесь я обретаю новый опыт, новых друзей, а самое главное новые знания. Я увлеклась чтением такой литературы, которую раньше не брала в руки, я много узнала о понятии Любовь, как об источнике энергии. И именно эта энергия, энергия моих коллег, тренера помогала мне двигаться вперед к познанию. Когда человек живёт в радости, любви и благодарности к окружающему миру, то энергия протекает по его телу гармонично. Я менялась сама и со мной вместе менялись мои дети, менялось все что меня окружало. Меня попросту перестали раздражать те вещи на которые я ранее резко реагировала. Все исчезло, потому, что я изменилась.

Улучшения не заставят себя долго ждать, причем улучшения будут проявлены на всех уровнях вашей жизни, так как закон притяжения ещё никто не отменял.

Все люди пытаются найти в жизни , но, как правило, ищут не там, где она есть. Любовь живёт в самом человеке. Вы её нигде не найдёте.

В наших силах возродить и взрастить нашу , любовь к своим близким, к своей профессии, к самому себе, к детям, к окружающим.

«Януш Корчак помог мне понять ещё одну мудрость, связанную с вопросом: что есть гармоничное развитие. Корчак даёт простой совет, но от Высшего Педагогического разума: «Заповедь: люби ближнего своего – это гармония, простор, свобода. Глянь вокруг – улыбнись!»

Эта мысль освободила меня от лишнего научного мудрствования. Действительно: гармония – в любви ближнего. Если кто хочет быть гармоничной сущностью, пусть научится любить; если кто хочет воспитывать гармонию в детях, пусть научит их любить.

На самом деле нужно просто любить и показывать детям своим примером как говорить, как нужно думать, как поступать, одним словом единство мысли, слов и дела.

Я стремлюсь, как педагог на уроках, как мама дома, бабушка давать эту энергию этой любви своим ученикам, детям, коллегам. Данный курс мне дал много нового об этом понятии, всегда думала, что это слово является чувством, но на самом деле согласна, что это энергия, благодаря которой мы согреваем чьи-то сердца, греем чьи-то души, «зажигаем» искры в чьих-то глазах. Мои уроки самопознания все пропитаны этой энергией, потому, что именно на моих уроках мы можем говорить о любви свободно, уметь признаваться в любви своей Родине, своим родителям, близким, друзьям, петь песни о любви и рассказывать стихи. Я хочу закончить свои реферат со стихотворением о любви:

Любовь как жизнь: то весело, то грустно.
Порой смешна. А иногда - мудра.
Любовь, любовь
- загадочное энергия -
К тому приходит, чья душа добра.

Любовь давно поэтами воспета,
Но в песне каждый повторяет вновь:
Земля, земля теплом любви согрета.
Прекрасный этот мир спасёт любовь!

Стране любви неведомы границы.
Лети в неё, как птица, окрылён.
Любовь, любовь - незримые страницы
Великой сказки
- сказки всех времён.

Кадирова А.Б

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...