Человек как биосоциальный вид. Кто уничтожает цивилизации вида человек разумный «Экологические связи человека»

Под термином «экосистема» можно понимать безразмерную устойчивую систему компонентов живого и неживого происхождения, в рамках которой осуществляется внутренний и внешний круговорот энергии и вещества. Каждый человек, вне зависимости от места рождения и проживания (будь то шумный мегаполис или деревня, остров или большая земля, пр.) - часть экосистемы.

Экосистемы человека - это разновидности экологических систем, непременным компонентом которых является сам человек. Специфическими особенностями экосистемы человека можно считать:

  • отражение ценностей человека и общества, в котором он живет;
  • отражение целей человеческого общества;
  • наиболее значимые движущие силы обладают социальной природой.

При этом важно не просто знать, но и осознавать, что законы, определяющие поведение экосистем человека, имеют такую же силу, как и в других экосистемах.

Человеческие экосистемы и их характеристика

Человеческие экосистемы зависят (определяются) деятельностью самого человека, так как в таких системах именно человек объективно выполняет роль доминантного вида, имея на это не только биологическое основание, но и социальное. Причина заключается в том, что человек наделен способностью воплощать в жизнь разумное целепологание посредством реализации большого количества способов, предполагающих взаимодействие с окружающей средой.

Только человек может осуществлять изменения и в свою, и другие природные экосистемы, реализуя свои нужды и пожелания. Кроме того, именно человек является единственным биологическим видом, который способен создавать и осуществлять поддержку новых экосистем определенного типа, имеющих искусственную базу, опираясь при этом на базовые законы эффективной жизнедеятельности, носящие естественный (природный) характер.

Человеческие экосистемы принято представлять в виде переплетения ряда сфер в различной степени:

  • сфера окружающей среды, выполняющая функции объединения частей экосистемы, компоненты которой функционируют, опираясь на законы природы: рост, развитие, динамика, обмен питательными компонентами и энергией;
  • сфера индивидуального управления предполагает описание поведенческих особенностей и механизмов отдельных представителей человеческой расы в ходне непосредственного взаимодействия с окружающей средой природного происхождения;
  • сфера политического планирования осуществляет объединение всех механизмов, посредством которых возможна выработка политических или экономических сигналов.

Роль экосистемы в жизни человека

Чтобы полноценно жить и развиваться даже современному человеку требуется осуществлять поддержку ряда условий в собственной экосистеме на вполне определенном уровне. К ним относятся:

  • температурный режим, который должен колебаться (в идеале) в пределах 20, максимум, 25 градусов Цельсия выше нуля;
  • режим освещения, в том числе и определенный режим в жилом помещении;
  • определенный уровень влажности, позволяющих сохранить здоровье кожного покрова, внутренних органов, слизистых оболочек и пр.;
  • достаточно чистый воздух;
  • достаточный объем чистой воды;
  • необходимый объем пригодных (в идеале - полезных) продуктов питания;
  • одежда;

Однако, чтобы получить многое из того, что необходимо для жизни, требуются вложения со стороны человека. Например, чтобы иметь достаточно провизии, необходимо вложить силы и средства в пищевую промышленность и сельское хозяйство, защиту и восстановление природных ресурсов.

Природа - это не только источник материальных благ, но и источник духовной культуры и наслаждения, оздоровления и психоэмоционального восстановления. Человек не должен забывать, что является частью природы. И, разрушая ее, приближает и собственную кончину.

Все чаще ученые, специализирующиеся в различных отраслях наук, обращают внимание общественности на том, что в последнее время связь между природой и человеком все менее сильной, что является последствием активного стремления удовлетворения собственных потребностей без учета последствий своих действий.

Влияние деятельности человека на экосистему

Сколько существует на земле человек, практически столько же времени он оказывает влияние (в последнее время все более и более активное) на состояние и поведение экосистемы. Безусловно, в самой системе имеют место эволюционные процессы, которые будут происходить вне зависимости от того, присутствует в этой экосистеме человек или нет. Хотя, ученые констатируют, что к настоящему моменту влияние человека на экосистему является абсолютным, что стало результатом значимого развития технологического прогресса, загрязнения окружающей среды, увеличения численности населения, т.д.

Анализ современного состояния природы, разрушительный роли человека в экосистеме, позволяет ответственно заявлять специалистам о необходимости принятия срочных мер по нормализации экосостояния окружающей среды. В противном случае, каждый человек прямо либо косвенно ощутить на себе причастность к экосистеме в скором или отдаленном будущем.

1. Все виды деятельности человека относятся к факторам:

а) абиотическим; б) биотическим; в) периодическим; г) действующим непериодически (случайно).

2. Действием только биологических факторов нельзя объяснить появление у человека:

а) S-образного изгиба позвоночника; б) мышления; в) извилин головного мозга; г) прямохождения.

3. Почему людей всех рас относят к одному виду? Это потому, что:

4. Укажите правильную хронологическую последовательность предков современного человека:

а) питекантроп, австралопитек, неандерталец, кроманьонец; б) австралопитек, человек умелый, человек прямоходящий, человек разумный; в) синантроп, питекантроп, кроманьонец, человек разумный; г) питекантроп, гейдельбергский человек, синантроп, неандерталец.

5. Каковы доказательства происхождения человека от животных?

а) одинаковая структура клеток животных и человека, палеонтологические исследования; б) кровь животных и человека практически идентичны, внутренние органы имеют полное сходство в своем функционировании; в) сходство строения и жизнедеятельности человека и млекопитающих животных и их зародышей, наличие у человека рудиментов и атавизмов, палеонтологические находки древних людей; г) сходная структура ДНК человека и животных, наличие у человека рудиментов и атавизмов.

6. Под воздействием в основном биологических факторов эволюции у людей сформировалось (лась, лись) или сформировался:

а) развитое мышление; б) расовые различие; в) общественный образ жизни; г) речь; д) потребность в труде; е) потребность в орудиях защиты.

7. Все расы входят в один вид – человек разумный, что свидетельствует о:

а) одинаковом уровне физического развития людей разных рас; б) генетическом единстве рас; в) одинаковом психическом развитии людей разных рас; г) существенных генетических различиях между расами.



8. Появление у предков человека S-образного позвоночника произошло под влиянием:

а) абиотических факторов; б) социальных факторов эволюции; в) биологических факторов эволюции; г) антропогенных факторов.

9. Под воздействием только социальных факторов эволюции у людей сформировались:

а) речь; б) трудовая деятельность и общество; в) эмоции; г) мышление.

10. Наше время в истории (геохронологии) Земли называется:

а) юрский период мезозойской эры; б) неогеновый период кайнозойской эры;

в) четвертичный период кайнозойской эры; г) палеоген.

11. Какие из перечисленных признаков человека не наследуются?

а) дыхание; б) питание; в) самозащита; г) речь; д) цвет глаз.

12. Обезьяноподобный предок современного человека, живший в Восточной Африке 4-3 млн лет тому назад – это:

а) дриопитек; б) афарский австралопитек; в) рамапитек; г) синантроп; д) яванский человек; е) неандерталец; ж) кроманьенец.

13. Установите правильную последовательность эволюции наших предков:

а) прямостоящий – умелый – разумный; б) разумный – прямостоящий – умелый;

в) умелый – прямостоящий – разумный; г) прямостоящий – разумный – умелый; д) разумный – умелый – прямостоящий.

14. Отметьте правильные суждения:

а) человек относится к классу млекопитающих; аппендикс у человека – рудимент;

б) густой волосяной покров у человека – атавизм; в) человек и человекообразные обезьяны – близкородственные организмы; г) трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление относятся к социальным факторам; копчиковая кость в скелете человека – атавизм; д) объём мозга современного человека составляет 700-1250 см 3 .

15. Доказательством происхождения человека от животных является:

а) способность к абстрактному мышлению; б) склонность к бытовому пьянству; в) наличие рудиментов и атавизмов; г) большой объём мозга.

16. К биологическим факторам антропогенеза относятся:

а) речь; б) естественный отбор; в) любовь; г) мышление; д) страсть к накопительству.

17. Важнейшим социальным фактором эволюции человека является…

а) занятие наукой; б) воспитание; в) труд; г) речь; д) общественный образ жизни.

18. Первые орудия труда уже умели делать:

а) яванские люди; б) австралопитеки; в) папуасы; г) древнейшие люди; д) дриопитеки; е) древние люди; ж) кроманьонцы; з) чжурчжэни; и) кенийцы.

19. Общим предком человека и человекообразных обезьян были:

а) питекантропы; б) горные гориллы; в) дриопитеки; г) австралопитеки; д) яванцы.

20. К какому из наследуемых последствий привело возникновение прямохождения у человека?

а) увеличение скорости передвижения; б) осложнение деторождения; в) улучшение кровообращения нижних конечностей; г) увеличение объёма мозга.

21. Видовыми признаками человека являются:

а) живорождение; б) специфическое строение кисти руки; в) аппендикс; г) возможность смешанных браков; д) 23 хромосомы в гаметах; е) волосатость.

22. Какой из признаков не передаётся по наследству от родителей детям?

а) цвет и форма глаз; б) условные рефлексы; в) инстинкты; г) склонность к алопеции.

23. Одной из причин, по которой в настоящее время не возникают новые виды человека, является:

а) отсутствие репродуктивной изоляции между расами; б) сходство генотипов всех людей; г) принадлежность рас к разным видам; г) новый мировой порядок.

24. Одним из признаков, доказывающих факт существования эволюционных процессов в человеческом обществе, является:

а) частые наследственные заболевания у малых народностей; б) рождение мулатов; в) изменения в лексике, развитие науки, культуры.

25. Выберите признаки, общие для человека и человекообразных обезьян:

а) объём мозга от 1000 до 1500 см 3 ; б) слаборазвитые надбровные дуги; в) передние конечности хватательного типа; г) большое количество борозд и извилин головного мозга; д) позвоночник с четырьмя изгибами.

26. Современная эволюция или историческая адаптация природы и человека называется…

а) макроэволюцией; б) микроэволюцией; в) коэволюцией; г) синтетической эволюцией; д) глобальным эволюционизмом.

27. К возникновению рака кожи у человека может привести…

а) потепление климата в результате парникового эффекта; б) загрязнение атмосферного воздуха оксидами газов; в) расширение озоновых дыр и усиление ультрафиолетового облучения; г) загрязнение почв тяжелыми химическими элементами; д) загрязнение воздуха радиоактивными отходами.

28. Какие из перечисленных эволюционных факторов обеспечили развитие человека?

а) движущая форма естественного отбора; б) мутационный процесс; в) географическая и экологическая изоляция; г) наследственная изменчивость; д) модификационная изменчивость; е) стабилизирующая форма естественного отбора.

29. В каком порядке появились на Земле люди?

а) питекантроп, затем синантроп, затем человек умелый, затем кроманьонец, затем неандерталец; б) человек умелый, затем человек прямоходящий, затем неандерталец, затем кроманьонец; в) человек прямоходящий, затем питекантроп, затем человек умелый, затем, затем неандерталец, затем кроманьонец; г) неандерталец, затем человек умелый, затем человек прямоходящий, затем кроманьонец.

30. Какие признаки древнейших людей сближают их с современными людьми?

а) значительное развитие левого полушария; б) скошенный подбородок; в) развитое мышление; г) объём мозга; д) превышение объёма лицевой части черепа над мозговой.

31. По каким палеонтологическим находкам можно получить более точные сведения об уровне развития древнего человека?

а) по древности останков; б) по орудиям труда, находящимся рядом с останками; в) по отдельным частям скелета; г) по строению кисти руки.

32. Основной причиной формирования разных человеческих рас стали:

а) экологическая изоляция; б) генетическая изоляция; в) фенотип; г) географическая изоляция; д) геологические катастрофы; е) генотип.

33. Выберите правильные утверждения:

а) биологическая сущность человека проявляется в стремлении сохранить свою жизнь и продолжить её через размножение; б) человек разумный не является составной частью экосистемы Земли; в) человек разумный – один из трёх миллионов известных науке биологических видов; г) на современном этапе на человека и человеческую популяцию не распространяются экологические законы, например, закон оптимума, закон ограничивающего фактора, конкурентного исключения и другие; д) экологические отличия человечества от популяций других видов заключаются в масштабах экологических связей и особенностях их реализации.

34. Урбанизация – это процесс:

а) роста доли сельскохозяйственных рабочих; б) роста доли городского населения; в) роста численности населения; г) загрязнения среды отходами производства; д) усиления давления человека на среду обитания и ближний космос.

35. В современном человеческом обществе, по сравнению с первобытным обществом, социальные связи…

а) нестабильны; б) усилились; в) стабилизировались; г) ослабли; д) остались примерно на прежнем уровне; е) вышли на принцип естественного отбора.

36. Эволюция в органическом мире осуществляется, как полагает современная биология, в результате трех основных факторов…

а) мутаций; б) синергизма; в) изменчивости; г) наследственности; д) эпигенеза; е) естественного отбора; ж) селекции; з) воздействия окружающей среды.

37. Энтология – наука, изучающая…

а) народности мира во всем их многообразии; б) бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы происхождения, расселения и культурно-исторических взаимоотношений народов; в) народности мира в их развитии, эволюции и культурном многообразии; г) принципы и правила естественного и искусственного отбора.

38. Этнос, как некая сообщность людей – это…

а) неравновестная система; б) закрытая система; в) открытая система; г) система, сложившаяся на данной территории у данной народности.

39. Пассионарность, присущая некоторым представителям этноса – это…

а) способность какой-либо народности к климатической изменчивости;

б) характерологическая доминанта, необоримое внутреннее стремление к деятельности, направленное на осуществление какой-либо цели; в) приспосабливаемость народа к меняющейся географической оболочки Земли; г) выраженная идиоадаптация и сочетающейся с ней ароморфоз.

40. Установите соответствие (между левой и правой таблицами):

41. Важнейшие предпосылки возникновения человека:

а) всеядность; б) развитие бинокулярного зрения; в) огонь; г) стадный образ жизни; д) прямохождение, общественный образ жизни; е) пятипальцевость.

42. Эволюция человека шла в направлении:

а) австралопитек ® человек умелый ® человек прямоходящий ® человек разумный; б) человек разумный ® человек прямоходящий ® человек умелый ® австралопитек;

в) человек прямоходящий ® австралопитек ® человек разумный ® человек умелый; г) человек умелый ® человек разумный ® человек прямоходящий ® австралопитек.

43. Установите соответствие между видами гоминид и временем их появления на Земле (между левой и правой таблицами):

44. Вымирание мамонтов, шерстистого носорога, пещерного медведя и других животных связано с:

а) деятельностью человека; б) климатическими условиями; в) геологическими процессами; г) космическим воздействием (падение гигантского метеорита); д) недостатком кормовой базы и её однообразием, кишечными болезнями.

45. Установите соответствие между экологическими кризисами в древней истории человечества и путями выхода из них (между левой и правой таблицами):

46. Человечество представлено в настоящее время численно расами:

а) тремя; б) двумя; в) пятью; г) шестью; д) четырьмя.

47. Установите соответствие (между левой и правой таблицами):

48. Процесс образования физического мира характеризуется, с момента начала Большого взрыва, катастрофическим снижением

а) хаоса; б) упорядоченности; в) температуры; г) влажности; д) массы; е) плотности.

49. Химиогенез тяжелых химических элементов, на основе которых возникла жизнь и впоследствии человек, происходил и происходит в…

а) ядрах планет; б) недрах звезд; в) недрах красных гигантов; г) мантиях планет; д) межпланетном пространстве; е) межгалактическом пространстве.

50. Геогенез, приведший к образованию, в том числе, нашей планеты Земля, на которой появились люди, как и другие генезисы, сопровождается:

а) повышением качества энергии среды; б) понижением температуры среды; в) понижением качества энергии среды; г) повышением температуры.

51. Многие процессы в космосе представляются, в соответствии с антропным принципом, направленными исключительно на…

а) расширение Вселенной (разбегание галактик); б) возникновение и поддержание жизни; в) периодическое изменение плотности пространства Вселенной.

52. Принцип отбора или выбора допускает существование бифуркационных состояний, в которых дальнейшая эволюция представляется принципиально…

а) неравновесной; б) непредсказуемой; в) изменчивой; г) предсказуемой; д) постоянной.

53. Интеллект следует определять как…

а) способность получать среднее и высшее образование; б) большой объем знаний, полученных при самообразовании; в) способность к рациональному мышлению; г) способность выражать мысли изобразительными средствами; д) следствие большой площади лобных долей черепа.

Входящий мониторинг по экологии в 11 классе.

Составитель: Беляева Г.А.

1.Выберите правильные утверждения:

а) Человек разумный - один из трёх миллионов известных науке биологических видов.

б) Человек разумный не является составной частью экосистемы Земли.

в) Биологическая сущность человека проявляется в стремлении сохранить свою жизнь и продолжить её через размножение.

г) Экологические отличия человечества от популяций других видов заключаются в масштабах экологических связей и особенностях их реализации.

2. Ответьте, за счёт каких видов энергии повышается энергоёмкость производства продуктов питания от (А) - первобытного общества к рабовладельческому и от (Б) - доиндустриального к индустриальному. А ______________; Б ________________________

3. Выберите правильное утверждение. Впервые предки современных людей стали использовать примитивные орудия - кости, камни, палки:

а) 1 млн. лет назад; г) 500 тыс. лет назад;

б) 2 млн. лет назад; д) 100 тыс. лет назад.

в) 3 млн. лет назад;

4. Укажите, какая группа стран должна использовать стратегии уменьшения численности (А), а какая - должна стараться удержать имеющиеся параметры численности населения (Б) для перехода человечества в состояние устойчивой демографической ситуации:

1) Ангола, Бангладеш, Бразилия, Индия, Индонезия, Китай, Ливия, Нигер, Нигерия, Пакистан, Сирия, Танзания; 2) Венгрия, Великобритания, Германия, Россия, США.

5. Перечислите причины, по которым начиная с середины 19в. численность населения

Земли стала расти в геометрической прогрессии:

а) улучшение питания;

б) улучшение санитарного состояния;

в) загрязнение окружающей среды;

г) благоприятные изменения климата

д) улучшение здравоохранения.

6. Какая демографическая ситуация наиболее благоприятна для человечества и не несёт

больших экологических бедствий планете. Выберите правильный ответ:

а) рождаемость и смертность высокие, уравновешенные;

б) рождаемость и смертность низкие, уравновешенные;

в) рождаемость и смертность низкие, с преобладанием смертности;

г) рождаемость и смертность низкие, с преобладанием рождаемости;

д) рождаемость высокая, а смертность низкая, неуравновешенные;

е) рождаемость низкая, а смертность высокая, неуравновешенные.

7.. Заполните пропуски в предложениях. Система научно обоснованных мер, направленных

на рациональное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов,

называется _____________________________________. Она базируется на законах

Науки.

8.. Доля какого газа атмосферы Земли по вине человека уменьшается?

а)аргона;

б)кислорода;

в)диоксида углерода;

г)диоксида азота;

д)диоксида серы.

9. Перечислите отрасли хозяйства, в наибольшей степени загрязняющие поверхностные и подземные воды..

10. Перечислите невозобновимые полезные ископаемые, запасы которых в первой половине 21 века будут исчерпаны более чем наполовину.

11. Перечислите отрасли хозяйства - основные потребители пресной воды.

12. Липа мелколистная живёт в лесу до 300-400 лет, в городских условиях - до 150 лет. У сосен, растущих в городе, сучья на вершинах отмирают. Ответьте, в чём причина плохого развития деревьев в городе.

13. Из приведённого ниже списка выберите мероприятия, способствующие приостановке эрозионного процесса:

а) переход на малоотходные технологии;

б) организация заказников и заповедников;

в) безотвальная и плоскорезная вспашка;

г) вспашка поперёк склонов;

д) регулирование снеготаяния:

е) борьба с загрязнением воды, воздуха.

14. Какова причина возникновения «озоновых дыр»? Выберите правильный ответ.

а) увеличение выбросов в атмосферу углекислого газа;

б) увеличение выбросов в атмосферу пыли;

в) увеличение выбросов в атмосферу фреонов;

г) уменьшение в атмосфере доли кислорода.

15. Наиболее чувствительными к различным загрязнителям воздуха, в первую очередь к диоксиду серы, являются:

а) широколиственные породы;

б) многолетние травы;

в) газонные травы;

г) хвойные породы.

16.К животным, численность которых удалось восстоновить, относятся:

а) лось, зубр, бобр, соболь;

б) пятнистый олень, кабан, бурый медведь;

в) белый медведь, як, изюбр, северный олень;

г) волк, лисица, песец, енот.

17. Впервые международная Красная книга была издана в:

а) 1955г.;

б) 1966г.;

в) 1977г.;

г) 1866г.

18. Основным типом особо охраняемых территорий являются:

а) заказники;

б) природные парки;

в) биосферные заповедники;

г) национальные парки.

19. В нашей стране под заповедниками находится площадь около:

а) 0,5%; б) 1%; в) 5%; г) 10%.

20. Одним из основоположников экологии как науки о взаимоотношениях живых организмов и среды обитания считают:

а) К. Линнея (18 в.); б) Ж. Б. Ламарка (18 в.);

в) Э. Геккеля (19 в.); Г.Ф. Гаузе (20 в.).

Оценочная шкала 11 класс

№ задания

39-30 баллов = «5»

29-19 баллов = «4»

18-9 баллов = «3»

менее 9 баллов = «2»

    а, в, г.

    . А- за счёт мускульной энергии домашних животных; Б - за счёт топлива сельскохозяйственных машин и электроэнергии.

    1 - А; 2 - Б.

    а, б, д.

    Охраны природы, экологической.

    Промышленность: целлюлозно-бумажная, химическая, металлургическая, нефтеперерабатывающая, текстильная; сельское хозяйство.

    Нефть; руды содержащие серебро, медь и др.

    Орошаемое земледелие, городское хозяйство, металлургическая, химическая, целлюлозно-бумажная промышленность.

    На растения влияют загрязнения воздуха пылью, гарью, дымом, выхлопными газами, а также загрязнение почвы.

    в, г, д.

Входящий мониторинг знаний по экологии в 11 классе.

Школа:

Класс:

Учитель:

Дата:

Количество учащихся по списку:

Количество выполнявших работу:

Получили оценки:

«5» (набрали 80% и более от числа возможных баллов): ____ чел.- ____%

«4» (набрали 60-80% от числа возможных баллов): ____ чел.- ____%

«3» (набрали 40-60% от числа возможных баллов): ____ чел.- ____%

«2» (набрали менее 40% от числа возможных баллов): ____ чел.- ____%

Успеваемость:______%

Качество:_____%

Результативность выполнения заданий

п/п.

Список

Обучающихся

задания

ученика

Кол.набр баллов

% вып. работы

1. Человек как биосоциальный вид . До сих пор мы больше говорили об экологии как науке, занимающейся изучением взаимоотношений живых организмов со средой их обитания. Тем самым затрагивали те проблемы, которые касаются чисто биологической сути этой дисциплины. Вместе с тем мы неоднократно обращали внимание и на то, что на современную среду обитания все большее влияние оказывает человек, расширяя тем самым проблематику науки экологии, внося в нее социальный элемент взаимоотношений.

Рассмотренные нами общие экологические закономерности определяют взаимоотношения с окружающим миром всех живых существ на Земле, в том числе и человека.

Человек – один из 3 млн известных сейчас биологических видов на Земле. Определено его место в системе животного царства: класс млекопитающих, отряд приматов, семейство гоминид, род – человек (Homo ), в котором до нашего времени дожил только один вид – человек разумный (Homo sapiens).

С экологических позиций человечество представляет собой общемировую популяцию биологического вида, составную часть экосистемы Земли. Но очевидно, что вид этот особый, существенно отличный от всех других обитателей планеты.

Биологическая природа человека проявляется в присущем всему живому стремлении сохранить свою жизнь и продолжить ее во времени и пространстве через размножение, обеспечить максимум безопасности и комфорта. Эти естественные устремления достигаются через постоянные взаимодействия человечества со средой обитания. Все люди потребляют пищу и выделяют продукты физиологического обмена, защищаются от врагов и избегают других опасностей, участвуют в конкуренции за жизненные ресурсы и содействуют полезным для себя видам. Иными словами, человечеству свойствен весь спектр экологических связей. В этом заключается основное экологическое сходство человечества с популяциями всех других биологических видов.

2. Особенности популяций человека . Экологические отличия человечества от популяций иных видов проявляются на уровне развития многих экологических связей и в особенностях форм их реализации. Суммарно эти различия наиболее отчетливо выражены в силе и масштабах влияния человечества на окружающую среду. Как популяция любого вида человечество оказывает определенное воздействие на среду, в свою очередь, испытывая ответное ее сопротивление. Но давление человечества несоизмеримо по своей мощи и скорости ее нарастания с влиянием на окружающую среду других видов. По своим масштабам оно существенно превосходит сопротивление среды, подавляет его на значительной части планеты. В отчетливом дисбалансе сил давления человечества на среду и ответного ее сопротивления заключается одна из самых существенных экологических особенностей человека.

Еще одно принципиальное отличие человека от всех других видов животных заключаетсяв том, что современные люди не могут существовать без обмена результатами своей деятельности с себе подобными. Они уже не могут жить вне созданной ими искусственной среды обитания, без использования обобщенного опыта, накопленного предшествующими поколениями, без огромного множества прямых и особенно опосредованных социальных связей. Иными словами, человек не способен длительное время поддерживать свое существование вне духовной и материальной культуры, вне цивилизации, вне социума – человеческого общества.

Экологическое сходство человека с другими видами объясняется его биологическим происхождением, принадлежностью к миру живой природы, где действуют биологические законы.

А экологические его отличия определяются принадлежностью также и к человеческому обществу, где действуют законы общественные, т.е. социальные. Эта двойственность присуща только человеку, который представляет собой единственный на нашей планете биосоциальный вид.

3. Динамика и энергетика популяций человека . Человек как биологический вид имеет пищевые и информационные связи в экосистемах. Они очень динамичны и претерпели серьезные изменения в ходе эволюции человека. Как и в глубокой древности, современному человеку для поддержания жизнедеятельности требуется физиологическая норма – примерно 2500 ккалв сутки. В этом его биологическая сущность за многие тысячелетия не изменилась. Естественно, что древние предки человека – собиратели и охотники – на добывание пищи не могли тратить больше энергии, чем получали, поедая добычу. Пищевые (трофические) связи были простыми и непосредственными: потратил свою мускульную энергию на добывание пищи, съел добытое и восстановил свои энергозатраты. Но обязательно с превышением, чтобы осталось на процессы жизнедеятельности и согревание организма. Кроме того, добычи должно было хватить более слабым членам племени, не участвующим в охоте: детям, женщинам и старикам.

В производстве современной пищи человек имеет возможность вкладывать мощные дополнительные энергоресурсы: топливо для машинной обработки почвы, транспортировки и переработки сельскохозяйственной продукции, энергию для производства удобрений. Эти энергетические вложения многократно превосходят мускульную силу человека. Благодаря этому многократно повысилась продуктивность обрабатываемых земель. Значит, с территории, где в древности мог прокормиться всего один собиратель съестного, сейчас возможно собрать урожай, достаточный для многих тысяч человек. Пищевые связи значительно изменились, стали сложными, в них включилось множество энергопотребляющих посредников. При сохранившейся с древности физиологической норме в 2500 ккал современному человеку требуется на ее производство уже 25 000 ккал. Но получать ее можно с площади в тысячи раз меньшей, чем в доисторические времена.

Таким образом, главная особенность пищевых связей современного человека – их усложнение, удлинение и примерно десятикратное возрастание энергетической цены производства каждой калории конечной пищевой продукции при тысячекратном уменьшении необходимой для этого площади. В результате общая экологическая емкость среды обитания человечества возросла во много тысяч раз.

4. Информационные связи . Все живые существа способны обмениваться информацией с себе подобными для согласования своих действий и ответных реакций на проявление факторов среды. При этом, во-первых, используемые ими сигналы, как правило, просты и конкретны: предупреждение об опасности, сообщение о пищи, обращение к половомупартнеру или потомству и т.п. Во-вторых, дистанция их действия ограничена: от непосредственного физического контакта до сотен метров или нескольких километров. В-третьих, информативные сигналы фиксируются крайне редко и в простейшей форме («здесь был я» – через пахучие метки). Накопление такой информации, ее прямая передача и непосредственное использование вторыми и последующими поколениями невозможны.

У подавляющего большинства видов информационные связи обеспечивают согласованные действия только относительно небольшого числа особей – единиц, десятков, редко сотен. Исключение составляют общественные насекомые: осы, пчелы, муравьи и др.

Уровень развития информационных связей в человеческом обществе качественно иной. Во-первых, человек создал систему сложных сигналов – слов и фраз, в которых кодируется любая информация. Во-вторых, человек изобрел технические средства, благодаря которым дальность действия информационных сигналов в пределах Земли стала практически безграничной, а скорость передачи практически мгновенной. В-третьих, человек научился фиксировать информацию (рисунки, письменность, магнитная и электронная память), накапливать ее (книги, архивы, фоно- и видеотеки, информационные банки) и передавать в пользование всем последующим поколениям.

Очевидно, что такой уровень развития информационных связей обеспечивает согласованные общественные действия большого числа людей, в том числе неродственных друг другу. Это производственные, образовательные, военные и иные коллективы, жители городов и поселков, население государств.

Еще одна особенность человека. Подавляющее большинство видов животных воздействует на среду только через свои индивидуальные качества (сила, скорость, маневренность) с использованием «личного оружия»: зубы, клюв, когти и т.д.

Человек свое личное природное «оружие» – руку – удлинил и усилилс помощью разнообразных орудий охоты и труда.

И, наконец, все виды на Земле приспосабливаются – адаптируются к среде обитания, к меняющимся условиям жизни. Они черпают энергию для поддержания жизни в пище, иногда за счет согревания под лучами солнца. Соответственно производимая ими работа осуществляется за счет их естественной мощности – мускульной силы. Производимая животными работа может быть направлена на некоторое преобразование среды обитания: постройку гнезд, выкапывание нор, сооружение плотин. Поэтому средопреобразующая деятельность животных незначительна и ограничена лишь местными участками. И только человек с помощью освоенных им энергоресурсов (древесины, угля, нефти, газа, атомной энергии) приспосабливает (адаптирует) среду своего обитания к своим потребностям, коренным образом и в краткие сроки преобразует природу Земли.

5. Антропогенез – исторический процесс возникновения и развития человека. Самые древние предки человека – гоминиды, или пралюди, – возникли 5–8 млн лет назад . Это произошло на юге (вероятно, в Восточной Африке). Поэтому первые из известных ныне гоминид получили название австралопитеки (от лат. australis – южный). Среди них 2–3 млн лет назад выделился род – человек (Homo). Его первые представители – древнейшие люди, в том числе человек умелый (Homo habilis) и человек прямоходящий (Homo erectus), к которому относят питекантропов и синантропов (300 тыс. – 2 млн лет назад). Им на смену пришли древние люди – неандертальцы (Homo neandertaliensis), исчезнувшие относительно недавно – примерно 40 тыс. лет назад. В это же время (40–50 тыс. лет назад) появились кроманьонцы – прямые предки современных людей, вместе с которыми они составляют единый вид – человек разумный (Homo sapiens).

До появления первых людей поздние пралюди (австралопитеки) около 3 млн лет назад приобрели экологически важные навыки – стали использовать камни, кости и палки в качестве примитивных орудий. Принципиально новый шаг совершили первые люди около 2 млн лет назад, когда они научились специально изготовлять простейшие орудия труда и охоты из камня, кости и дерева. Эти самые первые на земле мастера-умельцы получили имя – человек умелый.

Пришедшие им на смену неандертальцы еще более искусно изготовляли самые разнообразные орудия труда и охоты. Эти приобретения изменили прежнее относительное равновесие в сложившихся трофических и конкурентных связях гоминид. В выигрыше оказались «вооруженные» потребители и конкуренты. Первые орудия использовались и для разделки туш убитых животных. Появилась возможность качественно улучшить рацион за счет животного белка и, что особенно важно, обеспечить пищей одновременно несколько семей. Места разделки убитых животных и дележа добычи становятся своеобразными центрами формирования групп потребителей мяса, что привносило элементы социальной организации в их поведение. Благодаря эффективности охоты у первобытных людей появилось свободное время для общения друг с другом.

Следующим экологически важным достижением древнейших людей стало умение поддерживать огонь. Примерно полмиллиона лет назад или даже раньше синантропы уже регулярно пользовались огнем. Впервые в истории развития жизни на Земле появился постоянный источник дополнительной энергии. Обогреваемые костром жилища становились более притягательными для жизни и общения, способствовали обмену информацией, служили укреплению социальных связей.

На время 50 тыс. лет назад приходится появление кроманьонцев и современных людей. На этом этапе эволюции человека возникла новая форма внутрипопуляционных коммуникативных связей – членораздельная речь и сопутствующее ей образное, абстрактное мышление. Время появления речи установить невозможно, однако общепризнанно, что 30–40 тыс. лет назад она была хорошо развита у кроманьонцев. Главное преимущество речи заключалось в ее информационной емкости. Члены племени обменивались опытом своей индивидуальной деятельности, планировали предстоящие совместные действия, обсуждали их результаты, обучали навыкам своих детей.

Положительную роль сыграло развитие такого качества, как альтруизм, т.е. бескорыстная забота о других людях. Физически немощные, но умудренные опытом старики создавали и передавали потомкам «банки устной информации», накопленные ими знания и навыки, что способствовало формированию простейшей системы образования.

Все это обеспечивало согласованные действия, повышало эффективность трофических связей, а следовательно, и выживаемость людей.

Рисунки, созданные кроманьонцами 15–35 тыс. лет назад, можно считать началом эпохи фиксирования информации.

Человеческая речь, накопление устной и фиксированной в наскальных рисунках информации, повышающей эффективность согласованных действий, привели к возникновению социальной наследственности и культуры.

Решающим событием в развитии человечества на пути обретения все большей независимости от среды стало возникновение сельского хозяйства 10–12 тыс. лет назад. Возникло земледелие, которое привело к оседлости. Появились постоянные поселения. Качественно изменились пищевые связи людей, которые перешли от свойственных всем животным форм овладения пищей к ее производству. Такой скачок иногда рассматривается, как социально-экологическая революция. Появилась возможность повышать урожайность сельскохозяйственных культур за счет дополнительной энергии: сначала только мускульной силы (своей и домашних животных), а впоследствии – через работу машин, ирригационных систем, применение химических удобрений и т.д.

Развитие человечества ускорялось. Ширились межпопуляционные связи за счет формирования регулярных транспортных потоков, ускорился обмен представителями разных континентов, регионов, территорий. Одно из биологических следствий нарастающего генного обмена заключается в невозможности в будущем обособленной эволюции отдельных рас, что в принципе исключает появление на Земле разных систематических категорий человека.

Мощным стимулом накопления информации стала письменность, что привело к ускоренному развитию культуры.

Освоение всех форм ископаемого топлива и высвобождение законсервированной в нем солнечной энергии через работу различных машин и механизмов приобрели особый размах в последние 200–300 лет. Процесс этот, именуемый промышленной революцией, вызвал невиданное ранее давление человека на природу Земли.

Таким образом, уже само появление человека на Земле предопределило неизбежность возникновения нового состояния биосферы – переход ее в ноосферу (от греч. noesis - мышление, разум), оболочку разума, охваченную целенаправленной деятельностью человека.

6. Экоцентризм и антропоцентризм . Уже в конце прошлого века В.И. Вернадский, оценивая масштабы технической деятельности человека по извлечению из недр Земли различных минералов и руд, по их переработке, получению новых химических соединений, пришел к выводу, что масштабы этой деятельности стремительно возрастают и уже не сравнимых с масштабами природно-геологических явлений. Он пришел к выводу, что биосфера по массе живого вещества, его энергии и степени организованности в геологической истории Земли все время эволюционировала, изменялась, что влияние деятельности явилось естественным этапом этой эволюции, и что под этим влиянием биосфера неизбежно должна измениться.

Таким образом, появление человека и его научной мысли – естественный этап эволюции биосферы. В результате человеческой деятельности она должна перейти в новое состояние, которое Вернадский назвал ноосферой – сферой, формирующейся под воздействием человеческого разума.

Человек настолько активно воздействует на окружающую среду, что в последние десятилетия все чаще стали говорить об угрозе глобального экологического кризиса. Экология как наука не осталась в стороне от этих процессов. Произошло быстрое расширение научной проблематики экологии. Она стала вторгаться в смежные с биологией дисциплины, в науки о Земле, физику, химию, в различные инженерные отрасли и даже в экономику, политику, этику, социологию. Экология становится гипернаукой. Этот процесс проникновения идей и проблем экологии в другие области знания получил название экологизации.

Экология превратилась из частного раздела биологии, знакомого узкому кругу специалистов, в обширный и еще окончательно не сформировавшийся комплекс фундаментальных и прикладных дисциплин, который Н.Ф. Реймерс (1992) назвал мегаэкологией.

Основные разделы мегаэкологии: общая экология, биоэкология, геоэкология, экология человека, социальная экология, прикладная экология.

7. Экоразвитие. Два основных противоборствующих направления существуют в современной мегаэкологии: антропоцентризм – когда человечество рассматривается как сила, способная управлять и изменять природу, и экоцентризм – когда человечество рассматривается как важнейший элемент ноосферы, который должен находиться в гомеостатических связях с остальными живыми и неживыми элементами. Первое направление так или иначе связано с прессинговым взаимоотношением человека и природы, когда воля человека превыше природных связей, второе – связано с гармоничным развитием человечества и его производительных сил с природой.

Глава 4

Экологические связи человека

§ 23-24. Человек как биосоциальный вид. Особенности пищевых и информационных связей человека
381


  1. Человек разумный - один из трех миллионов известных науке биологических видов.

  2. Человек разумный не является составной частью экосистемы Земли.

  3. Биологическая сущность человека проявляется в стремлении сохранить свою жизнь и продолжить ее через размножение.
4. На современном этапе на человека и человеческую популяцию не распространяются экологические законы , например, закон оптимума, закон ограничивающего фактора,
конкурентного исключения и другие.

5. Экологические отличия человечества от популяций других видов заключаются в масштабах экологических связей и особенностях их реализации.

382. Выберите правильное утверждение. Человеку для поддержания жизнедеятельности требуется в сутки примерно:

А) 2500 кал; в) 250 ккал;

Б) 2500 ккал; г) 1000 кал.


  1. Ответьте, за счет, каких видов энергии повышается энергоемкость производства продуктов питания от первобытного
    общества к рабовладельческому и от доиндустриального к индустриальному.

  2. Выберите правильные утверждения. Главными особенностями пищевых связей современного человечества являются:
а) усложнение;

Б) упрощение;
в) укорочение;

Г) удлинение;

Д) возрастание энергетической цены производства каждой калории пищевой продукции;

Е) падение энергетической цены производства каждой калории пищевой продукции.

385 . Выберите правильные утверждения.


  1. Животные, в отличие от человека, не способны обмениваться информацией с себе подобными.
    Трофическая емкость среды обитания современного человечества возросла по сравнению с первобытным обществом.

  2. Информационные связи современного человечества не могут быть адресованы будущим поколениям.

  3. Согласованные действия организмов усиливают воздействие на окружающую среду.
386 . Экологи убеждены, что использование более продуктивных сортов сельскохозяйственных растений и пород животных решает не только экономические, но и природоохранные проблемы. Объясните почему.

387 . Начертите два графика. Первый оценивает рост числа людей, способных прокормиться на территории 500 га во времена разных общественных формаций (в первобытном обществе - 1 человек, в рабовладельческом - 100, в феодальном - 200, в индустриальном - 3000). Второй показывает зависимость вложенной энергии в получение продовольствия на территории 500 га от типа общества (энергия измеряется в условных единицах (у. е.) мускульной энергии человека). В первобытном обществе - 1 у. е., в рабовладельческом - 20 у. е., в феодальном - 40 у. е., в индустриальном - 30 000 у. е. Сравните наклон кривых двух графиков. Объясните отличия. Зная тенденцию роста производства продовольствия и затраченной на это энергии, оцените перспективы этих процессов в будущем. Выскажите свой прогноз. Как должно развиваться человечество , чтобы избежать экологических проблем при производстве продовольствия?
§ 25-26. Использование орудий и энергии. История развития экологических связей человечества. Древние гоминиды


  1. Расположите названия предков современного человека
    (человека разумного) друг за другом в порядке их происхождения; человек умелый, кроманьонец, человек прямоходящий (питекантроп и синантроп), австралопитек, неандерталец.

  2. Из перечисленных названий людей выберите то, которое относится к виду человек разумный (Homo sapiens):
а) человек умелый; г) кроманьонец;

Б) человек прямоходящий; д) австралопитек;
в) питекантроп; е) синантроп.

390 . Выберите правильное утверждение. Впервые предки современных людей стали использовать примитивные орудия -
кости, камни, палки:

В) нервные стрессы; е) обильное питание.

Г) хищники;


  1. Назовите экологические факторы, ограничивающие в современных условиях потенциально бесконечный рост популяций человека.

  2. Из перечисленных факторов выберите те, которые ныне уже не оказывают существенного влияния на демографию, и те которые подавлены, но способны понижать численность населения. Заполните таблицу.

Факторы среды и демография человеческого общества

Предложите дополнительные факторы и запишите их в таблице другим цветом.

    Перечислите болезни, которые чаще других приводят к

    преждевременной смерти людей у нас в стране.


  1. Почему онкологические заболевания имеют менее выраженное влияние на демографию людей, чем холера или
    СПИД? Выберите правильный ответ:
а) они затрагивают в основном людей старших возрастов
(пострепродуктивное поколение);

Б) от этих болезней умирает относительно мало людей;

В) с ними легче справляется современная медицина.


  1. Статистические данные показывают , что более 80% раковых заболеваний вызываются факторами окружающей среды. Долевое распределение причин, вызывающих рак человека, выглядит следующим образом: курение - 30%, химические вещества пищи - 35%, неблагоприятные условии работы - 5%, спиртные напитки - 3%, излучения - 3% , загрязнения воздуха и воды - 2% , другие причины - 5% , причины, не связанные с влиянием окружающей среды, - 17%.
    Ежегодно в мире регистрируется 5,9 млн. новых случаев заболевания раком и умирает 3,4 млн. больных. Рассчитайте, сколько человек в мире в год умирает от рака, вызванного курением.

  2. Перечислите меры профилактики против заболевания
    СПИДом.
412 . Перечислите болезни, заболеваемость которыми не уменьшилась (или даже увеличилась) в сравнении с прошлыми веками, но они практически перестали влиять на демографию людей (отсутствие смертельных исходов и влияния на репродуктивную активность).

413 . Перечислите действия, с помощью которых человек увеличил экологическую емкость своей среды. Пофантазируйте и предложите свои примеры способов увеличения экологической емкости среды в будущем.
§ 31. Рост численности человечества
414 . Выберите правильное утверждение. Взрывной рост численности мирового населения во второй половине XX в. произошел за счет:

А) повышения уровня рождаемости;

Б) снижения уровня смертности благодаря улучшению питания и санитарно-гигиенических условий жизни;
в) промышленной революции;

Г) использования новых источников энергии;

Д) улучшения женского образования.

415 . Перечислите причины, по которым начиная с середины XIX в. численность населения Земли стала расти в геометрической прогрессии. Выберите правильные ответы:

А) улучшение питания;

Б) улучшение санитарного состояния;

В) загрязнение окружающей среды;

Г) благоприятные изменения климата;

Д) улучшение здравоохранения.

416. Постройте график роста численности населения на земном шаре. До XIX в. она росла медленно. В 1700 г. Численность составила 0,6 млрд человек. Рубеж первого миллиарда был преодолен в 1830г.; второго - в 1939-м; третьего - в 1960-м; четвертого - в 1975-м; пятого - в 1987г. В 1994 г. численность людей на Земле достигла 5,5 млрд, а в 1998 г. -
5,9 млрд.

417 . Численность жителей города в данном году составила 550 тыс. человек. За год родилось 8 тыс. Рассчитайте, какова была относительная рождаемость при пересчете на 1000 человек.

418 . В одном из городов Поволжья с начала 1990-х гг. рождаемость (число новорожденных в год на 1000 женщин репродуктивного возраста) понизилась, а смертность осталась на прежнем уровне. Численность населения продолжает тем не менее расти. Предположите причину, по которой это может происходить.

419 . В одном из последних информационных буклетов ЮНФПА (фонд ООН для деятельности в области народонаселения) сообщалось, что в 1980-е гг. численность народонаселения в мире увеличивалась на три человека в секунду. Сколько детей рождалось ежедневно? за год?

420 . Две женщины в разном возрасте родили двух девочек-близнецов каждая. Одна из них (α) родила в 20 лет, другая (β) - в 30 лет. Каждая из дочерей, в свою очередь, родила девочек-близнецов в том же возрасте, в каком это сделала ее мать. Так же происходило и во всех последующих поколениях. Все матери умирали в возрасте 75 лет.

А . Сколько потомков было у α к моменту ее смерти?

Б . Сколько потомков было у β к моменту ее смерти?

В . Постройте график увеличения численности каждой из этих двух семей на протяжении 120 лет, откладывая по оси ординат число потомков, а по оси абсцисс - время.
§ 32. Социально-географические особенности

демографии человека


  1. Расшифруйте аббревиатуры: ООН, ФАО, ЮНЕСКО,
    ВОЗ, СПИД.

  2. Выберите из приведенного списка страны, в которых демографическая ситуация в конце XX-в. относительно стабильна, с незначительным падением численности населения
    (смертность немного превышает низкую рождаемость); стабильна (низкая рождаемость и низкая смертность примерно
    уравновешены) и нестабильна, с интенсивно растущим населением (высокая рождаемость):
Ангола, Бангладеш, Болгария, Бразилия, Венгрия, Великобритания, Германия, Индия, Индонезия, Ирак, Канада, Китай, Ливия, Нигер, Нигерия, Пакистан, Россия, Саудовская Аравия, Сирия, США, Танзания, Украина, Франция, Япония.
Заполните таблицу.

Страны с демографической ситуацией, имеющей тенденцию к сокращению коренного населения

Страны с относительно стабильной демографической ситуацией, без естественного прироста

Страны с быстро растущим населением

423 . Постройте две возрастные пирамиды, отражающие возрастной состав населения России (150 млн. жителей) и Индонезии (190 млн. жителей), используя данные, приведенные в таблице.

Возрастная группа

Россия

Индонезия

От 0 до 10 лет

21 млн.

48 млн.

От 1 1 до 20 лет

23 млн.

37 млн.

От 21 до 30 лет

22 млн.

32 млн.

От 31 до 40 лет

22 млн.

25 млн.

От 41 до 50 лет

22 млн.

19 млн.

От 51 до 60 пет

14 млн.

13 млн.

От 61 до 70 лет

8 млн.

От 71 до 80 пет

8 млн.

6 млн.

От 81 и старше

2 млн.

2 млн.

Сравните построенные пирамиды и ответьте на вопросы.


  1. Численность населения какой страны растет?

  2. Численность населения какой страны стабильна, с тенденцией к сокращению?

  3. Почему в возрастной пирамиде населения России группа
    от 51 до 60 лет имеет численность меньшую, чем соседние группы?
4. Население какой страны близко к простой замене численности одного поколения другим?

  1. Рассчитайте долю (в %) молодежи (возраст от 0 до 30 лет) в России и в Индонезии.

  2. В какой стране демографический потенциал выше?
424 . Назовите факторы, которые побуждают людей в аграрных обществах заводить больше детей , а в индустриальных - меньше.

425 . В Дели - пять гигантских часов, подключенных к компьютеру, которые минута за минутой показывают рост населения Индии. В 1989 г. в стране насчитывалось 830 млн. жителей. Каждые 1-2 секунды на свет появляется новый гражданин Индии, за минуту - около 50 человек. Рассчитайте, сколько детей рождается ежедневно; за год; за десятилетие при сохранении темпа рождаемости. Рассчитайте долю (в %) родившихся в 1990г. относительно общей численности населения в этом же году.
§ 33. Демографические перспективы 426. Какая демографическая ситуация наиболее благоприятна для человечества и не несет больших экологических бедствии планете? Выберите правильный ответ:

А) рождаемость и смертность высокие, уравновешенные;

Б) рождаемость и смертность низкие, уравновешенные-;

В) рождаемость и смертность низкие, с преобладанием смертности;

Г) рождаемость и смертность низкие, с преобладанием рождаемости;

Д) рождаемость высокая, а смертность низкая, неуравновешенные;

Е) рождаемость низкая, а смертность высокая, неуравновешенные.

427. Укажите, капая группа стран должна использовать стратегии уменьшения численности (А), а какая - должна стараться удержать имеющиеся параметры численности населения (Б) для перехода человечества в состояние устойчивой демографической ситуации:

1) Ангола, Бангладеш, Бразилия, Индия, Индонезия, Китай, Ливия, Нигер, Нигерия, Пакистан, Сирия, Танзания;

2) Венгрия, Великобритания, Германия, Россия, США.

428 . Объясните, почему ученые считают, что демографический взрыв на юге может привести к катастрофическим экологическим последствиям для всей планеты.

429 . Существует мнение, что уже сейчас людей на Земле живет больше, чем она в состоянии кормить в течение неопределенно долгого времени. Согласны ли вы с этим мнением? Почему?

430 . Некоторые люди не согласны с тем, будто рост народонаселения создаст серьезные проблемы в будущем. Так, они считают, что в действительности проблема заключается в следующем:

В несправедливом распределении ресурсов. В мире достаточно материальных ресурсов и технических знаний, чтобы накормить, одеть, предоставить кров, обеспечить транспорт гораздо большему числу людей, чем в настоящее время проживает на планете, но у нас есть проблемы с народонаселением и развитием из-за нашего нежелания равным образом разделить ресурсы. Житель промышленно развитой страны потребляет в один месяц столько, сколько хватит бедняку в неразвитых в промышленном отношении странах на всю жизнь;

В системе потребительства. По мере развития общества люди потребляют все больше и больше , и, таким образом, истощаются ценные ресурсы на производство вещей, которые не являются первой необходимостью;

В способе использования ресурсов. Хотя промышленность и специализация увеличили производительность труда, они также нанесли большой вред окружающей среде и нуждаются в запасах энергии, таких как нефть, которые могут истощиться.

Разделяете ли вы эту точку зрения? Дайте ваши комментарии данной ситуации.
Часть III

Охрана природы

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...