Изображение жилища древних славян. В каких домах жили древние восточные славяне

 23.09.2011 12:49

Таинственная Гиперборея, раскинувшая за северными пределами Чёрного моря, всегда привлекала учёных, торговцев, правителей и простых жителей Древнего Греции, как место обитания искусстного в науках и творчестве народа, который наравне с эфиопами, феаками и лотофагами считался близким к богам и был ими любим. Происхождение и судьба гипербореев всегда были окружены слухами, которых не удалось избежать ещё и атлантам с лемурийцам. Сегодня никто не скажет достоверно, чем же закончился путь этого этноса, и началом каких народов он стал. Лишь об одном мы можем говорить с уверенностью: гипербореи жили на территориях, считающихся исконно славянскими.

Из этих южно-дунайских ветвей три стояли выше уровня, в котором история сохранила свою живую память: греков, Одиссею и македонцев. Македонские заключенные были специальными подразделениями Филиппа Македония и использовали очень точные веса свинца. Сотни таких свитков были обнаружены в районе Староселя, некоторые из которых даже содержали надписи с именами и упреками.

Они атаковали ночь и создали засады, они не сражались в составе, поэтому они всегда догоняли Филиппа, отца Александра Македонского. После победы Филиппа центр власти Оттоманской Гете переместился в Долину Царей, хотя ее называли Долиной Царей Фракийцев, оскорбительно называли таких болгар, около Казанлыка, где столица Сеутса - Сеутополис была в регионе Мезии, а не во Фракии.

Конечно же заселение славянами территорий Восточной Европы проходило постепенно, начиная с так называемых «караванных путей», и заканчивая глухими лесными чащобами. Но именно благодаря тому, что вокруг первопроходцев лес был в избытке, у них не возник вопрос о том, какой же материал использовать для возведений строений различного назначения. Разве что глина могла составить конкуренцию древесине и то лишь до Х в., когда начало распространяться каменно-кирпичное зодчество. Но даже появление строительных материалов из естественного и искусственного камня не оттеснило дерево, которое оставалось доминирующим строительынм материалом в городах вплоть до XVIII в., а в деревнях — до XIX в.

Позиционирование дунайских Гета в Мезии также видно из карты согласно описаниям Геродота. Мезия, как известно, была областью, которую всегда называли дунайскими Гета. Археологи смогли уничтожить комплекс Старозеля, разрушенный македонцами. Во время раскопок на кургане Читинйова ученые достигли останков древнего коврика, построенного в храме в честь богини Гестии. Специалисты считают, что использование ковра ознаменовало первое использование храма.

На полу резиденции правителя на горе Кози Грамади был подобный символ. Оба эти лидера вышли из дворца на пике Кози Грамади, а также из других подобных резиденций. Говорят, что древние цари не основали столицы, а правители их товаров из этих городов. Филипп был свергнут Терес. Итак, строительство храма началось во время правления этих двух царей. Эти памятники были связаны между собой.

К сожалению, недолговечность дерева не позволяет точно восстановить древние периоды развития деревянного зодчества. Но археологические раскопки дают нам шанс взглянуть на то, как жили праславяне ещё до нашей эры.

Конечно же основа планировки и материал дома выбиралась с учётом климатических условий. Из-за того, что на юге почва была сухой, а леса не хватало, то основным типом народного жилища была полуземлянка, врытая на 0,5-1 метра в землю. На севере же, где преобладала влажная почва и было много строевого леса, достаточно рано повились наземные дома с полом, который мог быть даже преподнят над уровнем земли.

Об этом свидетельствуют недавние археологические работы в регионе, которые очень богаты остатками. Храм возле Староселя назывался «Храм Бессмертных», потому что этот храм исполняет ритуалы, связанные с увековечением правителя. После его смерти лидер стал своего рода полубогом. Погребения произошли в других местах в гробницах саркофагов, таких как один, обнаруженный за пределами храма. Сравнения могут быть сделаны с соборами французских королей, где они были временно урегулированы после их смерти, а затем похоронены поблизости.

Святилища Одриса в районе Староселя, вероятно, были заказаны в модели созвездий Среды Урса. Южная часть Центрального массива Средней Горы содержит огромную концентрацию археологических объектов, более 400 и многих храмов. По словам археологов, храмы в регионе были связаны маршрутом, подобным священной дороге, ведущей в Дельфы, эти священные места не были изолированы друг от друга.

Однако, вне зависимости от региона проживания, общая планировка славянских жилищ была четырёхугольной (так называемый четверик) или даже квадратной. Последнее было более распространено на юге. Так, в VI-VII веках на Днепре возводились квадратные полуземлянки различной глубины залегания, так что крыши могли опираться прямо на грунт. При этом стены полуземлянок возводились сначала по срубному типу и лишь со второй половины I тыс. — по столбовому. Указанный переход был вызван тем, что стена срубового типа, находясь под постоянным давлением земли, не предохраняла от обрушения стены внутрь дома, и стены в такой полуземлянке нужно было укреплять изнутри мощными угловыми столбами.

Комплексы были построены рядом с ними для нужд паломников. Старозельский регион, вероятно, представлял собой большой религиозный комплекс, похожий на современные христианские комплексы в монастырях, таких как Гора Афон. Тысячи верующих путешествовали по священной дороге к священной горе, дороге, которая была заполнена зданиями, которые предлагали жилье и поддержку. Так появился целый священный регион, и количество религиозных памятников в Староселской области очень велико. То, что обнаружили археологи, - это артефакты, связанные с верованиями Гете Одиссе, для жизни после смерти.

При строительстве полуземлянок землёй могли засыпаться не только стены, но и крыша, что свидетельствует о том, что строители отлично понимали, что древесно-земляная преграда куда лучше удерживает тепло, чем просто древесная.

В связи с тем, что сохранение тепла в суровом климате было основной задачей зодчих, то окна в таких домах не делались, а двери, как и у большинства народов мира выходили на южную, более тёплую, сторону. От входа вниз в дом вёл углубляющийся коридор с деревянной или земляной лестницей. Полы полуземлянок делались земляными и либо утаптывались, либо промазывались глиной, если дом возводился на месте более ранней постройки.

Правительница была похоронена и обожествлена ​​в одном из них на кургане Читинжова. Археологи доказали, что храм в Четиньове был преднамеренно похоронен или покрыт землей. Ученые пришли в самое сердце холма, что редко встречается в Болгарии. Археологические исследования обычно показывают только архитектуру, раскрывают золото и серебро, но сердце насыпи, которая скрывает секреты и является частью священного места, обычно игнорируется.

Специалисты полагают, что Гестия была защитником королевской династии. Впервые в курганах обнаружены артефакты, связанные с культом этой богини. Богиня Гестия или Хеста, чье имя означает дом или дом, была богиней очага и священного огня Гету. Следует отметить, что Священный огонь или Живой Огонь были не более чем образом небесного Солнца - Великого Бога. Андезитное Солнце в Сармизегетузе - это не что иное, как очаг алтаря королевы Гестии, камин, на котором горел огненный огонь. Что касается святилища Великого Гетического Круга, мы обнаруживаем, что центральная апсида имела 34 деревянных столба, расположенных в виде подковы, а посередине был очаг камина.

Вообще же, древесно-земляное строительство является характерной чертой большинства южных пра- и славянских племён с давних времён: и в эпоху Аркаима, и на рубеже эр, и в средневековье, и, даже, в наше время.

В северных же регионах не было альтернативы избе, появление которой некоторые учёные относят даже ко II тыс. до н.э. Но лишь в IX в. выработался классический стиль срубного бревенчатого жилища. Причём интересно то, что срубы могли возводиться как уже непосредственно на месте предполагаемого расположения дома, так и в другом месте, откуда разобранная изба перевозилась на своё окончательное место, где и собиралась «начисто». Чтобы такой перевоз завершился удачно, все брёвна тщательно нумеровались с помощью специальных зарубок. Было это вызвано тем, что для того, чтобы брёвна плотно прилегали друг к другу, требовалась тщательная подгонка.

После Палладио мы узнаем, что два храма богини Веста в Риме были одинаковыми. Хорошо знать или иметь в виду, что этот культ богини Гестии в Греции и Риме был взят Гетами до основания этого полуострова. «Великая богиня» была обнаружена в Труфешти, другая в Либчеве, но в других. Это большое количество женских фигурок иллюстрирует, как и в любой части Земли, период матриархата. Румынская археология пришла к открытию женских статуэток, которые доверяют нам, что в период матриархата общество предков Гета вел женщина, великая жрица, которой помогал женский ансамбль.

При этом важно отметить и то, что в зависимости от ответственности строения его стены выполнялись по различным технологиям. Так венцы домашних строений чаще всего врубались «в обло». При этом брёвна прилегали вплотную по всей длине бревна, и дом получался более теплоустойчивым. Но даже в таком случае все пазы прокладывались мхом, а после сборки конопатились.

Информация, предоставленная Геродотом, что Гестия имела другое название, относится к более поздней эпохе, когда ее культ перешел от Геты к другим народам через греческую культуру. Они молчаливо овладели культурой пожилых людей. Золотая плита, найденная вблизи села Мерджаны, Кубанского района, недалеко от реки Кубань, недалеко от прибрежного города Анапа, Черного моря, недалеко от Асохваве, во время незаконных раскопок Точки зрения слева направо: богиня или королева, сидящая на стуле с миской, череп лошади на шесте, и всадник-гетто-скейт, держащий в правой руке ритон или священную чашку.

Когда же речь шла о неотапливаемых помещениях, то врубка осуществлялась «в реж», то есть между брёвнами делался просвет в четверть дерева. Такая технология не только экономила дерево, но и делала строительство более быстрым особенно из-за снижения потерь времени на подгонку венцов.

Интересным является и тот факт, что по мере совершенствования технологий строительства срубов произошло изменение места расположения продольных пазов в брёвнах, благодаря которым и обеспечивалась подгонка. Изначально и продольный, и поперечный пазы делались в верхней поверхности нижнего бревна. Однако в последующем продольный паз переместился на нижнюю поверхность верхнего бревна. Не смотря на то, что с технологической точки зрения указанное более сложно, зодчие Руси остановились именно на этом варианте, потому что при таком способе компоновки значительно снижается количество воды, затекающее в бревно во время дождя. В результате этого брёвна меньше гнили, а дом получался долговечнее.

Гестия была королевой древних Древних, а после смерти она стала богиней огня. Начиная с периода Патриархата, скифы обожали его под именем Табити, греков под именем Гинсии или Гестии, а римляне обожали его под именем Веста. Ее культ стал широко распространенным в евро-афро-азиатском пространстве, после того как Хестя вошел в пантеон Олимпийских игр. Хотя Табити, по-видимому, была самой важной божественностью в скейт-пантеоне, посвященной поклонению божеству, Геродот относится к «Аресу» как к уникальному богу.

Древние оставили магические жидкости в камне храмов, поднятых божествами. Магия назидания была сделана во время строительства тепла, посвященного богине Гестии, в этом смысле была обнаружена кулинарная трещина ритуального ремесла, которая, вероятно, содержала какую-то жидкость, еще неизвестную. Фоль считает, что это была жертвенная жидкость, которая использовалась для проникновения в Материнскую богиню перед погребением, чтобы поддерживать ее во время строительства храма. Строительство храма и самого кургана представляло для Гета процесс строительства Космоса.

Для повышения долговечности дома применялся ещё один способ возведения, который и дал название конструкции — сруб.

Не смотря на то, что славяне с давних пор знали пилы и широко их использовали в столярном деле или для внутренних отделочных работ, при строительстве домов они использовали только топоры. Вызвано это было тем, что рубка понижает гигроскопичность древесины, а распиливание повышает. При рубке стволовые волокна пережимаются, а при распиливании «распушаются», в результате чего торцы брёвен поглощают влагу куда с большей скоростью.

От строительства насыпи мы можем интерпретировать что-то о убеждениях атеистической аристократии о мире и вселенной. Жертвы пожертвовали включением различных видов животных, хотя самым престижным подарком считалась лошадь. С другой стороны, свинья никогда не была принесена в жертву, и, похоже, Гете-Скауты не хотели держать свиней на своей земле. В строительстве храма мы обнаружим 10 колонок, которые, вероятно, означают 10 градусов в иерархии. Учителя все еще ищут смысл символики архитектуры и раскраски священных мест.

Это археологи, которые ожидают больше сюрпризов на хребте горы. Археологи имеют личную информацию о святилищах из необитаемых скал и гробниц, содержащих серебряные украшения. Регион привлекает многих охотников за сокровищами, и большая часть артефактов уже ограблена. По словам армянского археолога Христова, эти гейские регионы являются основным источником древностей для аукционов и коллекционеров. Однако в последние годы полиция частично заблокировала усилия охотников за сокровищами. Хребет горы оставляет множество необжитых холмов, которые скрывают секреты, и это вопрос времени, прежде чем археологи или охотники за сокровищами обнаружат их.

Понимание изменения гигроскопичности древесины от метода разделки бревна сподвигло строителей и на то, чтобы даже доски делать с помощью топора. Для этого по торцам и вдоль бревна делались предпочтительно замкнутые засечки, в которые равномерно по длине бревна забивались клинья. В результате этого бревно разваливалось на части, а получившиеся доски для предания гладкости обрабатывались потёсом — специальным топором с широким лезвием, которое могло составлять до половины общей длины топора.

Сокровища оценивались примерно в 170 миллионов евро, из которых только сокровище Панагуришти стоит 50 миллионов евро. Мы имеем дело с серьезной путаницей: Фракия - это регион, так как Добруджа, например, не народ. Люди также находились на левом берегу Дуная, но также и на правом берегу. Геродот упоминает более 22 племен, населяющих Южно-Дунайскую область, но среди них нет фракийского племени.

Все эти племена произошли от Понтийского Гета, великой массы Гету, а массажа образовали арийское ядро ​​европейского и западноазиатского населения. Нет никакого упоминания о фракийцах. «Учения показывают, что в древних греках тракт означал бы север». Есть некоторые лингвисты, которые утверждают, что латинский язык был сформирован старой элиной, поэтому корень «атра» также переносится на латынь, а «трак» можно использовать для разграничения северной эллинской области и только с их точки зрения. Но эллинистическая ссылка на жителей их севера никогда не была эндонимом для Гете, чтобы самоопределиться.

Но качество сруба было не единственным требованием, предъявляемым славянами к возводимому дому. Не меньшее, если даже не большее внимание уделялось и тому: где и как построен дом, причём не с точки зрения качества, а с точки зрения соблюдения всех сакральных ритуалов.

Любое строение — жилое или нет — требовало освящения, чтобы оградить обитающих в нём от злых духов. Аналогичная практика существовала и у древних славян, только помимо собственно освящения жилища следовало провести и другие мероприятия, без которых, по мнению наших предков, было невозможно обезопасить себя от нечисти. Даже время строительства выбиралось по определённым правилам. При этом для защиты дома от злых духов при строительстве следовало соблюсти следующие этапы: правильно выбрать деревья, правильно выбрать место селения и дома и правильно заселиться в дом.

Если на латинском языке «атра» означало «черное» по смыслу с севера или «темного», оно не воспринимало скандинавское значение с точки зрения римлян, не имеющее для них значения, а черное. У нас, румын, есть Черная Валахия, река Иструк, которая берет свое начало от Черных лесных гор, до Черного моря, воеводской Черной Воды и черноглазых флагов. Этот смысл остается в силе только от перцепционного гелия, поскольку только эллиническое северное население этого непосредственного региона может быть «трака», а область, в которой эти северные были, в конечном итоге будет называться Фракия.

Сложность выбора деревьев заключалась в том, что деревья почитались как равные, а иногда и более мудрые, чем люди создания. По некоторым легендам именно из деревьев были сделаны самые первые люди. Другие легенды говорят о том, что наиболее мудрые люди на закате дней своих превращаются Богом в деревья. Так же в деревьях обитали и души невинно замученных людей. В Белоруссии считалось, что скрип деревьев — это явный признак того, что в дереве живёт душа такого человека. Поэтому были выработаны общие правила запрещающие рубить старые деревья и так называемые «буйные». Особо запрещалось использовать деревья, посаженные человеком.

Этот титул также будет принят римлянами, превратив его в колонию, а популяции южно-дунайских платьев будут названы и разделены римскими армиями в Мееси, фракийцы, Иллири или позже в колонии Дакия. Это имена населения империи для покоренных Гета, которые были постепенно завоеваны, племя племени, из-за упорства, военной стратегии и дисциплины, навязанных Римом.

Итак, те, кто населял Фракию, происходят из Карпат и являются частью великой массы Гети, потому что из этих Карпатских ворот пришли другие народы, которые позже стали греками, латинянами, кельтами, немцами и т.д. трогус Помпей вспоминал в сек. «Дакианцы семьи Гети».

После того, как деревья выбирались и срубались, их нужно было ещё доставить в правильное место строительства. При этом могли использоваться два способа, которые зародились в древности, но сохранились и в христианской Руси. Первый способ заключался в том, что бревно (а позже икону в лодке) пускали по реке, и там где прибивало к берегу там и основывали селение. Данная методика с сегодняшних позиций может обосноваться как поиск водонасыщенного участка берега, где воды будет достаточно и в сухое лето.

Роберт Шерингем говорит. Итак, Плиний, Мела, Солинус, показывает Гету как людей Фракии. Древние источники ясно излагают, что европейское и западноевропейское население происходит из Карпат. Василий Павван ясно показывает свою «Гетику». Что касается юга Дуная, до Гэмуса, он был очень гениальным. Но Гету называли фракийцами.

Согласно всем древним источникам, все фракийские племена говорили на одном языке, и это был язык Гете, который называли дакианцы, а затем немцы и славяне, чтобы называть нас валлахами. Не существует серьезного и подробного изучения румынского языка, говорящего о том, является ли это языком связи между центральным языком западных языков и восточным восточным сатемом, поскольку он является единственным языком на Терре, который может быть классифицирован славянами, славянскими и латинскими, Латынь, все они ошибаются, потому что румынский язык, хотя французские расколы, принятые пауперистами, приблизились к нему через эти неологизмы сек.

Второй способ заключался в том, что молодого жеребца запрягали в сани (вне зависимости от сезона) и, загрузив сани первым срубленным деревом, пускали жеребца на волю. Где остановится, там и быть целой деревне, а иногда просто дому. В этом случае можно говорить о поиске территорий, пригодных для выгула скота.

Помимо этого существовали и некоторые правила, которые соблюдались безукоризненно. Нельзя было строить дома на месте бывшей дороги, ибо счастье уйдёт из такого дома. Никогда не строили дома и на землях, по поводу принадлежности которых ранее были споры. Считалось, что в таком доме до веку ладу не бывать. Не строились дома на местах домов, оставленных из-за болезни, наводнения или другого бедствия. И, конечно же, дома не возводили там, где были обнаружены останки человека.

Но и после того, как было найдено подходящее место для дома, выполнялись различные обряды, связанные с проверкой, как бы мы сейчас выразились, энергетической благоприятности. В разных регионах были различные способы, но все они сводились к тому, чтобы определить: засушливое ли это место или нет. Самый простой способ заключался в том, чтобы на ночь на землю положить сковороду дном вверх. Если за ночь под сковородой скапливалась роса, то место хорошее.

Но все проведённые перед строительством проверки места не позволяли человеку просто так въехать в новый дом. Даже в наше «просвещённое» время мы сохранили отголосок той традиции, которую выполняли наши предки при заселении ещё не семейных домов, а родовых, когда под одной крышей жили и люди, и скот.

Вряд ли кто из нас не знает традиции запускать первой в дом кошку. Но мало кто из нас задумывался над тем, почему это так. Дело в том, что никто не мог гарантировать, что во время строительства в дом не «проскочили» злые духи. Поэтому, чтобы не погибнуть людям, в дом сначала запускались животные, среди которых наиболее чувствительной к злым силам считалась кошка. Поэтому первую ночь в доме проводили кот с кошкой. Если с ними ничего не происходило, то на следующую ночь в дом запускали петуха с курицей, на следующую — поросёнка, далее — овцу, корову, лошадь. И лишь только в том случае, если со всеми этими животными ничего не происходило, то на седьмую ночь в дом на ночь входил человек.

Но домом, в котором «и стены помогают», дом становился лишь после того, как в нём свершалось ключевое жизненное событие: рождение, свадьба или смерть. Причём традиция освящать дом лишь после этого сохранялась долгое время и в христианской Руси. Так что изба могла стоять неосвящённой не один год.

Разжигание же печи являлось как бы символом того, что в доме поселились люди, а не нечисть. Печь и печной огонь, которым в русском доме отводилось второе почётное место после святого угла, почитались настолько, что рядом с Государыней Печкой возбранялось говорить какое бы то ни было худое слово.

Со столь же сильным почитанием печи русские столкнулись лишь при активном освоении Сибири в XIX веке, когда сами уже стали подзабывать свою славную традицию уважения к кормилице. Так переселенцы столкнулись с тем, что местные племёна ночью изрубали в щепки всё построенное за день. И лишь только после того, как додумались сначала сложить печь и затопить её, коренное население позволило обстраиваться дальше.

Вообще же, печь возникла у праславян достаточно рано, ибо без её помощи было практически невозможно перенести длинные морозные зимы.

Конечно же изначально для приготовления пищи использовались не печи, а костры, которые после перехода к осёдлому образу жизни обрели форму открытого очага, выложенного камнями. И лишь после продвижения славян на север, с целью лучшего сохранения тепла открытый очаг преобразовался в закрытый и стал принимать форму печи. Помимо того, что печь лучше прогревала дом, она была и много пожаробезопаснее открытого очага.

Окончательный переход от очага к печи произошёл в VI веке. При этом использовалось две конструкции печи.

В избах получила распространение невысокая печь-каменка прямоугольной формы с размерами более 1 м на сторону, которая складывалась без применения связующего материала. В основе печи располагались большие плоские камни. Выше выкладывались камнями помельче. А сверху печь накрывали большим плоским камнем, чтобы создать жаровню.

В полуземлянках же было куда проще строить глинобитные печи, которые могли попросту вырезаться в земле при рытье котлована под дом.

Свод такой печи делался сплошным, в результате чего дым через устье выходил непосредственно в жилое помещение. Так как дом в этом случае топился «по-чёрному», то потолки в помещении вообще не делали, в результате чего между полом и крышей оказывалось достаточно высокое помещение, соответствующее полуторной высоте потолка. Делалось это для того, чтобы поднимающийся кверху дым концентрировался выше людского роста и не «ел» глаза. Более того, отделка потолка в таких «курных» домах была просто не нужна, ибо на внутренней стороне крыши и на верхней части стены накапливался толстый слой сажи.

Для того, чтобы накопившаяся на крыше сажа не падала не пол, нижнёю часть жилого пространства как бы отгораживали специальными полками — «сыпухами», — которые шли по всему периметру дома. Собственно на сыпухи и ссыпалась сажа. Такое конструктивное решение приводило к тому, что самым чистым местом в доме оказывалось пространство под сыпухами. Поэтому именно под ними и размещались «полицы» — специальные полки, служащие исключительно для хранения посуды.

Хочется особо остановиться на том, что «чёрный» способ топления, как это ни покажется странным большинству из нас, не являлся признаком отсталости славян. И можно только сожалеть по поводу того, что такой способ обогрева очень часто приводят в качестве аргумента демонстрации убогости славян, которые по мнению этих «специалистов» не то что до прихода Рюрика, но и до крещения Руси могли лишь топить «по-чёрному» да промышлять бортничеством…

На самом же деле «чёрное» отопление в сравнении с «белым» имеет не только недостатки, но и неоспоримые преимущества.

В связи с тем, что печь имела лишь один вход-выход, то она лучше держала тепло и позволяла протопить одинаковый объём помещения с меньшими затратами. Низкие потолки в «белых» избах во многом были вызваны много большим расходом поленьев на протопку такого помещения.

Пространство от сыпух до крыши тоже не пропадало зря. Его использовали для просушки и дезинфекции вещей и инструментов, не боящихся копоти, а также собственно для копчения продуктов. Более того, волей-неволей коптился и весь сруб, благодаря чему дом практически не гнил.

Но даже не это отмеченное было главным достоинством «чёрного» дома. Как свидетельствуют этнографы, для «курных» домов характерен сухой, тёплый и, самое главное, свежий воздух. В доме дышалось легко именно из-за того, что двери в такое помещение были всегда открыты, чем обеспечивалась качественная циркуляция воздуха, который не застаивался, и, тем самым, не вызывал чувство духоты.

Поэтому-то от «курных» изб не отказывались ещё очень долго, даже после того, как получили распространение дымоходные печи. Хотя нельзя не отметить и то, что в северных регионах, где дымоходы возникли позже, чем на юге, отказ от протапливания «по-чёрному» пришёл достаточно быстро, ибо зимой было очень трудно обеспечить проникновение сырости и холода в открытую дверь. А держание двери закрытой могло привести куда к более плачевным результатам, чем простуда.

Следует ещё отметить и то, что в южных регионах домашняя печь не использовалась для выпечки хлеба, для приготовления которого во дворах возводились специальные печи, которые обносились дополнительным плетнём или даже помещались в специальном доме, чтобы лишний раз обезопасить хлеб от нечисти.

Вообще же, с нечистью у славян всегда были свои особые отношения, описание которых — это отдельный рассказ. Но был один дух, который занимал некое промежуточное положение: вроде бы и не чистый (именно отдельно, а не вместе), а в то же время живёт рядом с человеком. Жил он в бане, и звался, соответственно, Банником.

Баня же, как место, где человек избавлялся от грязи, считалась не чистой. На её месте запрещалось возводить дома, ибо Банник не ладил с Домовым. Но каким бы не чистым местом баня ни была, трудно себе представить существование славян без бани. Сегодня достаточно сложно говорить о том, какой же была баня в древности, но, скорее всего, она в своих общих чертах мало чем отличалась от современной.

Славяне проживали в регионах богатых водными ресурсами, и у них не возникало необходимости строить сложные сооружения для подвода питьевой воды. В селении было всегда рукой подать если не до колодца, так до естественного водоёма. Следует заметить, что на Руси колодцы всегда находились в свободном пользовании всех желающих. Даже, когда колодец делался на деньги одного человека, то владелец никогда не запрещал пользоваться водой и другим.

К сожалению, в наше время это правило забыто, но, к счастью, только там, где процветает современная цивилизация.

Вообще же, не смотря на то, что цивилизация древних славян не может поспорить, скажем, со средиземноморской по количеству каменного, а уж тем более, монументального строительства, нельзя говорить о некой отсталости наших предков. Не исключено, что говорить-то как раз надо о превосходстве, благодаря которому праславянскими народами был найден оптимальный вариант сосуществования с окружающим миром, когда человек берёт от мира только то, что нужно, и не пытается захламить мир бездумными постройками, тешащими лишь человеческое тщеславие.

Но какие бы споры не возникали по этому вопросу, ни у кого нет разночтений по поводу того, что Русь конца первого тысячелетия нашей эры была тем влиятельным государством, с правителями которой хотели породниться все правящие династии средневековой Западной и Восточной Европы.

Дом для каждого из нас – это место, куда хочется приходить. Дома человек отдыхает душой и телом. Там его ждут родные и любимые люди. Там он принимает пищу, растит детей. И неудивительно, что древние славяне очень большое внимание уделяли грамотному строительству своего жилья. Мужчина всегда был в образе домостроя, а женщина – хранительницы очага, домашнего уюта. Основные данные о том, в каких постройках жили наши предки, мы получаем из письменных источников, а также от археологов.

Как только славяне появились и начали свое расселение по необъятным просторам Европы и современной России, они жили около рек. Согласитесь, что источник воды рядом был большой необходимостью в хозяйстве. Конечно, первое жилище славян было очень примитивно. О нем не сохранилось много данных. В некоторых источниках описывается, что вся община (пока еще существовал общинный строй) жила в постройке, очень длинной, вдоль берега водоема.

Материал для строительства и место строительства

Жилища восточных славян были построены из дерева. Других материалов в то время еще, конечно, не существовало. Но славяне использовали далеко не все виды деревьев для строительства. Ведь некоторые считались опасными и приносящими беды и несчастья. Оптимальными породами для построек были хвойные (ель, сосна). Они и защищали дом от излишней влажности, и были полезными. Ни в коем случае наши предки не пускали в ход осину. Она считалась нечистым деревом.

Другим важным условием было то, какого возраста дерево и где его срубили. Во-первых, нельзя было рубить деревья с кладбища. Во-вторых, нельзя было брать слишком молодое или слишком старое дерево. В-третьих, нельзя было использовать ствол дерева, имеющего дупло, наросты или необычную форму. Так как рубка деревьев у славян была сродни убийству человека, то обязательно приносили жертвы природе.

После того, как дерево было срублено и доставлено на место будущего строительства, его нужно было обработать. Для начала сщичали кору и отрубали сучья. Так дерево оставляли на некоторое время, чтобы его покинули древесные духи. Основным инструментом при строительстве бы топор. Хоть у германских племен в то время уже были пилы, но от них дерево быстрее портилось, и на нем появлялись трещины.

Существовали определенные правила при строительстве жилища. Например, его нельзя было воздвигать в следующих местах:

  • Где когда-то была баня.
  • Где когда-то проходила дорога.
  • Где были найдены останки погибших.
  • Где происходило чье-то противостояние с ударами режущими предметами.
  • Где когда-то опрокидывался воз.
  • Где раньше стоял дом, в который попала молния.

Все эти места считались энергетически негативными и даже опасны для жизни будущих хозяев нового дома. А где же тогда следовало строить свой дом? В местах, где отдыхает рогатый скот. Например, на Украине специально выпускали скотину и смотрели, куда она приляжет отдохнуть. Кроме того, выбор места строительства мог определяться с помощью гаданий.

Уделяли внимание и времени начала строительства. В некоторых районах эту важнейшую миссию выполняли гадальщицы. Они называли конкретную дату начала. В Сибири, например, считали удачным временем начало весны, новолуние. Также существовало поверье, что процесс строительства обязательно должен попасть на Троицу.

По данным археологии, славяне до девятого века жили в землянках. То есть это жилища, которые полностью находились в земле. А чуть позже они стали «выбираться» к свету, сооружая настоящие обычные избы. Историки говорят, что жилища славян легко можно было отличить от таковых у других племен. Это касается и самой постройки, и внутренней отделки дома.

А как же выглядели жилища славян? Они отличались друг от друга в разные временные периоды. Кратко рассмотрим основные разновидности.

Землянки и полуземлянки

Первыми жилищами древних славян стали землянки. Как ее делали?

  1. Выкапывали большую яму около полутора метров глубиной.
  2. Обносили стены жилища срубом (бревна).
  3. На дно ямы клали глину, чтобы получился пол.
  4. Изготавливали крышу.
  5. Обставляли землянку изнутри имеющимися предметами обихода.

Когда у восточных славян сформировалось их первое государство – Киевская Русь, то основной разновидностью жилищ была полуземлянка. Для того, чтобы ее соорудить, выкапывали огромную квадратную яму. Глубина ее должна быть около метра. Стенки ямы обносили срубом (досками), который возвышался над землей еще на один метр. Таким образом получалось жилище, которое наполовину находилось в земле, а наполовину – над ней. Вход в него был с южной стороны. Обязательно делали лестницу, чтобы было удобно спускаться вниз.

Что касается крыши, то она была с двумя скатами (как и сегодня в деревянных деревенских домах). Делали ее также из деревянных досок, которые покрывали соломой и землей. Сруб, «торчащий» из-под земли засыпали землей, чтобы сохранить тепло в жилище и уберечь его от «красного петуха».

После постройки основного каркаса принимались за печь. Ее сооружали в углу, который был максимально удален от входа. Материалом для печи были глина или камень, в зависимости от их наличия. По форме они были чаще всего прямоугольными или квадратными, с отверстием для закладки дров. А уж когда и печь была готова, то ставили стол и лавки вдоль стен.

Интересные полуземлянки были у южных славян. У них впервые появляются так называемые сени. Это небольшое пространство позволяло сохранять тепло в жилище. Но на смену полузмелянкам быстро пришли уже полностью наземные избы (с десятого-одиннадцатого века).

Почему же это так быстро произошло? На это есть ряд важных причин:

  • Размеры землянок и полуземлянок были очень небольшими, а значит там было тесно жить целой семье.
  • В такого рода жилищах отсутствовали окна. То есть не проникал ни солнечный свет, ни воздух.
  • В «доме» часто было очень влажно (ведь под землей – грунтовые воды). Ситуация усугублялась, когда шли дожди.

Избы

Впервые избы появились в северных районах. Это легко объяснить тем, что там земля была либо слишком холодной и сырой, либо болотистой. В избах изначально делали только одну большую комнату. Перед входом обычно сооружали сени. Проблема окон была решена. Но оконце было лишь одно и притом очень маленьких размеров. Основной его функцией было не попадание света, а проветривание жилища. Печь сооружали так же, как и в полуземлянке. Если хозяин сооружал в избе трубу для выхода дыма, то она называлась белой. В противном случае – черной. В избах своего расцвета достигает так называемый красный угол. Он был противоположен тому, где стояла печь.

Вся изба была выполнена из бревен, образующих как бы венец. В ней мог быть подклет – это нижний этаж, типа подполья и погреба. Крышу обычно накрывали соломой или глиной. С течением времени славянская изба совершенствовалась. Если окна сначала просто прорубали в бревенчатой стене, то позже стали делать их полноценными, с рамами. И обязательно на фасаде дома вырезали разнообразные орнаменты и узоры, которые, по мнению древних славян, защищали их жилище от злых сил и дурного глаза. Также прогресс выражался в создании горницы в избе, то есть комнаты о сути становилось две. А на севере вообще сооружали полноценные две избы, соединенные вместе.

Безусловно, появление избы стало важным шагом в вопросах жилья. Они были просторными, теплыми. Кроме того, в избе сохранялась оптимальная влажность. Все эти условия заметно улучшали качество жизни людей, особенно, если в семье были маленькие дети.

Устройство жилища древних славян

Изба для славян была микроВселенной. Углы ее соответствовали сторонам света, крыша – небу, пол – земле. Важно было так спланировать жилище, чтобы максимально защитить себя от зла и привлечь в дом удачу и благополучие. Как мы помним, двери располагались с южной стороны. Ведь юг у славян ассоциировался с солнцем, теплом, торжеством жизни. А когда появились окна, то они также были обращены на юг или восток. Печь всегда сооружали в северной части. Вообще печь играла важную роль в жизни славян. Во-первых, она была источником тепла. Во-вторых, в ней готовили пищу. Даже сегодня некоторые национальные рестораны пытаются возродить традиции готовки в русской печи. Дело в том, что стряпня в ней получается просто восхитительной. В-третьих, печь использовали как спальное место.

И, конечно, внутренняя отделка в доме также украшалась знаками и символами, оберегающими и защитными. Это касалось и стен, и мебели, и домашней утвари. Если снаружи дом украшали от внешней угрозы (грабители, пожар, зависть прохожих), то изнутри – от возможных гостей-недоброжелателей.

И не стоит забывать, что со временем у славян появился двор, а также дополнительные постройки в виде бани, хлева, сарая.

Таким образом, жилища древних славян являлись не просто бытовым вопросом в их жизни. В каждом шаге, начиная от выбора места, прослеживается их вера в нечистую силу, духов. Даже жертвы они приносили, лишь бы будущее жилище было спасено от зла и горя. Жилища наших предков были, как мы говорим сегодня, экологически чистыми. Все материалы: дерево, солома, глина, мох, были природными. А это, в свою очередь, очень хорошо сказывалось на здоровье, самочувствии людей и потомстве. Поэтому славяне и продолжают существовать и здравствовать до сих пор.

Устройство древнерусской избы.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...