Характерные черты игры. Отличительные черты игры. Игры хорошие и разные

Многие ученые пытались дать определение понятию игра. Старое определение игры, как всякой деятельности ребенка, не преследующей получение результатов, рассматривает все эти виды детской деятельности эквивалентными друг другу. Открывает ли ребенок дверь, играет ли в лошадки, с точки зрения взрослого, он и то и другое делает для удовольствия, для игры, не всерьез, не для того, чтобы что-нибудь получить. Все это называют игрой.

К. Гросс был первым автором, который попытался внести ясность в вопрос определения игры. Он пытался классифицировать детские игры и найти новый подход к ним. Он показал, что экспериментальные игры стоят в ином отношении к мышлению ребенка и к будущим его целесообразным неигровым действиям, чем символические игры, когда ребенок воображает, что он лошадь, охотник и т. п. Один из учеников Гросса – А. Вейс пытался показать, что различные виды игровой деятельности чрезвычайно далеко стоят друг от друга, или, как он выражался, имеют в психологическом отношении мало общего. У него возник вопрос: можно ли одним словом "игра" называть все различные виды подобной деятельности (Л. С. Выготский "Раннее детство")?

П. П. Блонский полагает, что игра есть только общее название для самых разнообразных деятельностей ребенка. Блонский, вероятно, доходит в этом утверждении до крайности. Он склонен думать, что "игры вообще" не существует, не существует вида деятельности, который бы подходил под это понятие, ибо само понятие игры есть понятие взрослых, для ребенка же все серьезно. И это понятие должно быть изгнано из психологии. Блонский описывает следующий эпизод. Когда нужно было поручить кому-либо из психологов написать в энциклопедию статью "Игра", он заявил, что "игра" есть слово, за которым ничего не скрывается и которое должно быть изгнано из психологии.

Представляется плодотворной мысль, Д. Б. Эльконина относительно расчленения понятия "игра". Игру нужно рассматривать как совершенно своеобразную деятельность, а не как сборное понятие, объединяющее все виды детских деятельностей, в частности, и такие, которые Гросс называл экспериментальными играми. Например, ребенок закрывает и открывает крышку, делая это много раз подряд, стучит, перетаскивает вещи с места на место. Все это не является игрой в собственном смысле слова. Можно говорить о том, не стоят ли эти виды деятельности между собой в таком же отношении, как лепет в отношении к речи, но, во всяком случае, это не игра.

Весьма плодотворно и соответствующе сути дела и положительное определение игры, которое выдвигается при этой идее на первый план, а именно что игра - это своеобразное отношение к действительности, которое характеризуется созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие. Это дает возможность правильно решить вопрос об игре в раннем детстве. Здесь нет того полного отсутствия игры, которым с этой точки зрения характеризуется младенческий возраст. Мы в раннем детстве встречаемся с играми. Всякий согласится, что ребенок этого возраста кормит, нянчит куклу, может пить из пустой чашки и т. д. Однако было бы опасностью не видеть существенного различия между этой "игрой" и игрой в собственном смысле слова в дошкольном возрасте - с созданием мнимых ситуаций. Исследования показывают, что игры с переносом значений, с мнимыми ситуациями появляются в зачаточной форме только к концу раннего возраста. Только на третьем году появляются игры, связанные с внесением элементов воображения в ситуацию.

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - Это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

- Развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- Коммуникативную: Освоение диалектики общения;

- Самореализации В игре как полигоне человеческой практики;

- Игротерапевтическую: Преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- Диагностическую: Выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

Функцию Коррекции: Внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- Межнациональной коммуникации: Усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

- Социализации: Включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С. А.Шмакову):

Свободная Развивающая Деятельность, Предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

Творческий, В значительной мере импровизационный, очень активный Характер Этой деятельности («поле творчества»); Р. Г.Хазанкина, К. В.Маховой и другие.

Эмоциональная приподнятость Деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т. п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

Наличие Прямых или косвенных Правил, Отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В структуру игры как Деятельности Органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

А) роли, взятые на себя играющими;

Б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

В) игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

Г) реальные отношения между играющими;

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

Как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

Как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных Педагогических игр.

В отличие от игр вообще Педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Понятие «игра» и «игровая деятельность». Ведущие признаки игровой деятельности.

Игра имеет грандиозное значение в развитии цивилизации. Можно сказать, что цивилизация «выросли» из игры.

Игра является мощным средством в:

1. Социализации личности (социализация-процесс освоения и вхождения человека в социум, изучения ценностей этого социума).

2. Восстановлении жизненных сил (рекреации).

3. Обучении и повышении квалификации (деловые игры) Также игра является средством коррекции физического и психического развития и средством корректировки межличностных отношений. Итак, определение понятия «игра» звучит следующим образом.

Игра - это:

1. Выполнение каких-то условных заданий в условном времени и пространстве.

2. Лицедейство, представление.

В обычном понимании игра - это обозначение правил, атрибутов и т. д., необходимых для выполнения каких-то действий (это определение носит пассивный характер). Игра требует интеллектуальных и физических усилий для своей реализации. Эти усилия по реализации игры называются игровой деятельностью.

Итак:

Игровая деятельность - это усилия, направленные на реализацию правил и условий игры и игровых заданий.

Существует несколько основных признаков игровой деятельности:

1. Имеет добровольный характер;

2. Непродуктивна

3. Проходит по правилам, которые регламентируют ее;

4. Всегда сопряжена с напряжением (интеллектуальным, физическим).

Чем больше напряжение, тем больше значимость победы и участия (призов), тем больше кайфа от игры, тем сильнее эффект самоутверждения человека в игре. Последняя позиция особенно актуальна. Именно самоутверждение является главным ведущим стимулом в игре (особенно в играх на телевидении) Говоря о напряжении, важно отметить, что оно должно быть обязательно адекватно аудитории.

Ведущие признаки игровой деятельности.

Игра - сбор понятий, правил и положений, определяющих поведение игрока.

Игровая деятельность - это физические, интеллектуальные и эмоциональные усилия, направленные на выполнение игровых заданий.

Эта деятельность обладает своими особенностями, формальными признаками.

Ведущие признаки игровой деятельности

Проходит по правилам, в ряде случаев существует диктатура правил.

Добровольна и свободна, т.е. человек участвует в игровой деятельности по собственному желанию. Стимулы: стремление к самоутверждению стремление к подражанию стремление получить приз. Игра не продуктивна, она ничего не производит. (Вернее, можно сказать, что продукт игры - наслаждение ее процессом. Конечный результат - развитие реализуемой в ней способности) Игровая деятельность проходит с определенным напряжением, в нем - основа удовольствия. Чем выше напряжение, тем больше удовольствие. Напряжение говорит нам о статусе участника (н.р. олимпийские игры). Статус победителя. Эмоциональная приподнятость в период игровой деятельности, состязательность, соперничество, конкуренция.


Игровая деятельность проходит в условиях воображаемой ситуации и не связана с реальными поступками, но чувства игроков, участников настоящие!!! При методически грамотном подходе к организации игры игровая деятельность может оказывать следующее воздействие на личность: Рекреационная (снятие или уменьшение эмоционального, физического, интеллектуального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему активным умственным трудом, физическим трудом, сильными переживаниями и т.п. Игра стимулирует органы ранее бездействующие и тем самым восстанавливает равновесие его сил.) Физическое развитие личности

Психическое развитие (коллективная эмоция, навыки работы в команде, психологическая совместимость, навыки самоконтроля и самооценки, формирование воли, целеустремленности, способности человека держать удар). Профориентационная работа. Корректирующее воздействие как средство коррекции личности и межличностных отношений. (Игра вводит в реальный контекст сложных человеческих отношений. В игровой деятельности существуют абсолютно реальные общественные отношения, складывающиеся между играющими. Игра способствует развитию коллектива) Игра - как средство социализации личности. (Ребенок знакомится со средой, осваивает богатства культуры, формируется как личность, что позволяет ребенку функционировать в качестве полноправного члена детского или взрослого коллектива)

Ребенок играет, потому что развивается и развивается, потому что играет. Игра для ребенка - активное средство воспитания и самовоспитания. В ходе игры ребенок изучает, осознает окружающий мир. Игра - широкий простор для проявления своего «я», личного творчества, самопознания и самовыражения.

Для ребенка игра - путь поиска себя в коллективе сотоварищей, в целом в обществе, во вселенной; в игре решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы, товарищества. Т.е. познается и приобретается социальный опыт взаимоотношения людей.

1. Игра - как лицедейство (изобретение кого-то или чего-то, с целью удовольствия)

2. Игра - как преодоление препятствий с целью выигрыша.

Игра - это свод правил, определенных отношений между игроками, их поведение и использование атрибутов.

С этой позиции понятие «игра»- пассивна (в коробочке лежит или еще где-то).

Активная игра - игровая деятельность - это физические, интеллектуальные или эмоциональные данные, направленные на выполнение игровых заданий.

Игра отличается от всех других видов деятельности.

Виды игр и их классификация .

По мнению, Шмакова большинству игр присущи главные черты:

- свободная развивающая деятельность , предпринимаемая лишь по желанию, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от его результата (процедурное удовольствие);

- творческий, значительно импровизированный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

- эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

- наличие прямых или косвенных правил , отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

К. Гросс подразделяет: боевые (физические и духовные), любовные, подражательные, социальные.

А. Гомм выделяет игры драматические и игры, построенные на «ловкости и удаче»; игры свадебные, игры, построенные на ухаживании и любви; игры «в крепость»; погребальные игры; земледельческие; торговые, религиозные; табу; природные; игры с угадыванием; колдовством; жертвоприношением, подражание спорту; подражание животным; игры с ведьмами и похищением детей; рыболовные; борьба и состязание; игры с пением и танцами; игры в прятанье и поиски; чехарда; жмурки; фанты; игры с мячом и т.д.

Игровая деятельность - это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил.

В педагогике принято различать игры предметные, сюжетные, подвижные и дидактические. В свою очередь, сюжетные игры делятся на ролевые, «режиссерские» и игры-драматизации»: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических и подвижных игр, а также развивающих: интеллектуальных, музыкальных, игры- забавы, аттракционы.

Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые, в которых на основе жизненных или художественных впечатлений свободно и самостоятельно воспроизводятся социальные отношения или материальные объекты. Правила в них существуют неявно. Они - в нормах поведения воспроизводимых героев: доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не летает в кабине летчика.

Рассмотрим основные компоненты ролевой игры : тема и содержание - отображаемая в игре область действительности. Воображаемая ситуация - образ игры, ее модель, возникающая в результате перенесения реальных значений и отношений с одних объектов на другие, расположенные в поле игрового действия. Сюжет - последовательность воспроизводимых действий детьми, событий, отражающих тему и конкретизирующих содержание игры. Ролевые игры подразделяют на собственно ролевые, игры- драматизации, режиссерские игры. Сюжет могут иметь театрализованные детские праздники, карнавалы, строительные, конструкторские игры и игры с элементами труда.

Режиссерские игры - игры, в которых ребенок управляет воображаемой ситуацией в целом, действует одновременно за всех участников: за всех зверей в зверинце, за автомашины, трамвай, пешеходов на улице, за солдатиков и т.д. Режиссерские игры могут быть и групповыми. В таких играх особенно интенсивно накапливается опыт согласования замыслов и сюжетных действий.

Подвижные игры - важнейшее средство физического воспитания детей. Они всегда требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели. Основные особенности подвижных игр - их соревновательный, творческий, коллективный характер. В них проявляется умение действовать за команду в непрерывно меняющихся условиях. Отсюда и высокая динамика взаимоотношений: все время стремится создать себе и товарищам по команде выгодное по сравнению с « противником» положение. В них включается различные командные эстафеты, первенство по народным играм, чемпионат мяча и скакалки.

Получили широкое распространение комплексные виды соревнований: в Белоруссии родилась «Спортландия» (страна сильных, ловких, находчивых, умелых), в Волгограде - «Веселые старты», в Архангельске - «Майская эстафета». Соревнования, проводимые между классами, школами, оздоровительными и летними лагерями собирают много зрителей. Игровые задания в их адрес позволяют сделать эти соревнования еще более массовыми.

Дидактические игры - разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.

По характеру используемого материала дидактические игры подразделяют на три группы:

Предметны е - в основном это дидактические игрушки и материалы,

- настольно-печатны е - игры, основанные на подборе картинок по принципу сходства их сложения из частей целого (на примере, разрезанные картинки). Развивая логическое мышление, настольно-печатные игры несут и важную познавательную нагрузку: знакомят детей с представителями животного и растительного мира, с назначением предметов быта, с техникой, сезонными явлениями природы и т.д.

- словесные игры включают в себя большинство народных игр. Сюда относятся многие игры упражнения, воображаемые игры путешествия, игры-загадки, игры-предположения (в них дети оперируют представлениями, самостоятельно делают выводы и умозаключения).

Иногда дидактическая игра рассматривается слишком узко - лишь как средство интеллектуального развития ребенка. Однако игровая форма обучения активно применяется для реализации задач и трудового, и эстетического, и эмоционально-нравственного воспитания.

Можно выделить игры в самостоятельные типовые группы:

1. П о форме:

Собственно игры всех видов; игры-празднества, игровые праздники; игровой фольклор; театральные игровые действа; игровые тренинги и упражнения; игровые анкеты, вопросники, тесты; эстрадные игровые импровизации;

Соревнования, состязания, противоборства, соперничества, конкурсы, эстафеты, старты;

Свадебные обряды, игровые обычаи;

Мистификация, розыгрыши, сюрпризы; карнавалы, маскарады; игровые аукционы и т.д.

В досуговой практике детей и взрослых сложились и утвердились наиболее структурно оформленные игровые модели, такие; как КВН, «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», имеющие сюжетное пространство, ярко выраженную форму.

2. По времени проведения.

Такие игры называют сезонными или природными (зимние, весенние, летние, осенние), их различают по объему времени (длительные, временные, кратковременные, игры-минутки).

Зимние игры: на снеговой площадке, на лыжах, на санках, на льду.

Проводятся соревнования на меткость, быстроту, эстафеты, например: «Взятие зимнего городка»

Летние игры: на площадке, на асфальте, на пляже, на воде, на поляне, во дворе, например, «Ходули», «Классики».

3. По месту проведения . Это настольные (застольные), комнатные, уличные, дворовые игры. Игры на воздухе, игры на местности (в лесу, в поле, на воде), игры на празднике, игры на эстраде.

4. По содержанию (фабула, тема, интрига, задача игры) игры с готовыми правилами различают следующим образом: спортивные, подвижные, интеллектуальные, строительные и технические, музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные), лечебные, коррекционные (психологические игры- упражнения), шуточные (забавы, развлечения), ритуально-обрядовые и т.д. По содержанию «вольные» (свободные), которые отражают: военные, свадебные, театральные, художественные; бытовые игры в профессию; этнографические игры. Есть позитивные социально-этические игры и асоциальные (игры на деньги и вещи, корыстные, криминальные игры, опасные для жизни, игра азартные).

Игры-догонялки (ловилки) простые и усложненные;

Игры с поиском играющих или предметов;

Игры с быстрым нахождением своего места;

Игры хороводы;

Игры с сопротивлением и борьбой;

Игры с метанием мяча лаптой;

Игры с катанием и метанием предметов (камней, палок, костей, чурок, городков);

Игры - эстафеты;

Игры- аттракционы;

Игры-розыгрыши и т.д.

5. По составу и количеству участников:

По возрасту, полу, составу, количеству участников.

В этом плане практикуются игры младших детей (младенцев, дошкольников), игры младшего, среднего и старшего школьного возраста, а также игры взрослых людей. Объективно существуют игры мальчиков (подростков, юношей, мужчин) и игры девочек, девушек, женщин. В названных играх особые традиции, особые правила. По количеству участников различаются одиночные, индивидуальные, парные, групповые, командные, массовые игры.

6. По степени регулирования, управления :

Игры, организованные взрослым или затейником,

Стихийные, импровизированные, экспромтные, возникшие спонтанно по прихоти детей (вольные, свободные, естественные, самодеятельные, самостоятельные).

7. П о наличию или отсутствию необходимых для игры аксессуаров (инвентаря, предметов, игрушек, костюмов). Различаются игры без предметов и с предметами (с мячом, веревкой, жгутом, обручем и т.д.); компьютерные игры; игры - автоматы; игры - аттракционы и др.

При написании и построении игровой программы всегда учитывается тема, цель и задачи; технология игровых программ, учитывается и специфика возрастных особенностей, например дошкольника, младшего школьника, подростка и т.д. Для того чтобы игра прошла более интересно и увлекательно, это следует знать и учитывать каждому сценаристу, педагогу либо организатору.

Игра – это деятельность, которая отличается от повседневных будничных действий. Человечество вновь и вновь создает свой придуманный мир, новое бытие, которое существует рядом с миром натуральным, миром природы. Любая игра, это, прежде всего свободная, вольная деятельность. Игра протекает ради нее самой, ради удовлетворения, что возникает в самом процессе исполнения игрового действия. Игра – это деятельность, которая изображает отношение личности к миру.

В дошкольном возрасте формируются разные виды деятельности – познавательная, предметная, игровая, элементарная трудовая и учебная, а также общение. Осваивая ту или иную деятельность, ребенок одновременно осваивает знания, умения, навыки, связанные с этой деятельностью. На этой основе у него формируются разнообразные способности и свойства личности.

Отечественной педагогикой признаётся за игрой статус ведущей деятель­ности детей дошкольного возраста. Характеризуя её, педагоги и психологи различных научных школ выделяют ряд общих положений:

1. Игра имеет социальную основу, она носит отобразительный характер (отражает жизнь, мир взрослых), и отображают они в играх лишь отдельные стороны «взрослой» жизни: сфера человеческой деятельности, труда, отношений между людьми. Образное отражение реальной жизни в играх детей зависит от их впечатлений, складывающейся системы ценностей. Игра социальна и по способам её осуществления: игровая деятельность не изобретается ребёнком, а задаётся и направляется взрослым.

2. Игра для ребёнка – жизненная практика, где ребёнок по-своему, творчески комбинирует жизненные представления.

3. Игра носит действенно-речевой характер.

4. Игра способствует формированию новообразований ребёнка, его психических процессов, в том числе воображения. Оно имеет свои особенности: во-первых, ребёнок искренне верит в образы воображения, поэтому, играя, испытывает сильные неподдельные чувства. Другая важнейшая особенность детского воображения – способность переносить функции одного предмета на другой, не обладающий этими способностями.



5. Наличие творческого начала в игре. Творчество и инициатива могут проявляться в развитии сюжета, содержания игры, разыгрывании роли в выборе способов действия, игровых отношений, в подборе игрушек, игровых предметов, элементов костюмов и т.д.

6. Самостоятельность игры. Дети самостоятельно комбинируют свои знания в игре, самостоятельно объединяются в игре старшие дошкольники, свободно входят и выходят из игры.

7. Наличие игровых правил, которые направляют деятельность детей в игре.

8. Игра связана с получением удовольствия. Это результат в сюжетно-ролевой игре. Дети переживают в игре различные чувства, возникают разные эмоции (сотрудничество, дружба, обида, неудовлетворённость, эстетические чувства).

9. Многократная повторяемость игры. Повторение важно и необходимо для развития детей.

10. В недрах игры зарождаются и дифференцируются такие виды деятельности, как труд и учение.

11. В игре находят выражение основные потребности ребёнка-дошкольника:

Стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых;

Потребность в познании окружающего мира;

Потребность в активных движениях;

Потребность в общении.

Игровой деятельности детей присущи черты, характерные для всякой деятель­ности: наличие цели, мотивов, средств реализации, планомерных действий, результата.

Игра любого вида протекает как деятельность осмысленная и целенаправленная. В каждой игре есть значимая для ребенка цель: накормить дочку, полететь в космос, запятнать играю­щих, увернуться от «ловишки» и т.д. Цели не являются постоянными. По мере развития ребенка меняется характер целей, которые он ставит себе в игре: от подражательных дети постепенно переходят к обдуманным, мотивированным целям.

Для реализации своих игровых целей ребенок подбирает себе товарищей, отбирает необходимые игрушки, по ходу игры совер­шает определенные действия и поступки, вступает в разнообраз­ные отношения с играющими. К старшему дошкольному возрасту дети приобретают умение договариваться о теме и содержании игры, распределять роли, в известной степени планировать свою игровую деятельность.

Игра обладает и специфическими чертами. Среди них основ­ным является своеобразие мотивов. Игра - это свободная и само­стоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ре­бенка, отличающаяся активным творческим характером, высокой эмоциональной насыщенностью. В игре ребенок не зависит от практической необходимости: он исходит из своих непосредственных потребностей и интересов. Игра предпринима­ется ребенком ради чувства удовольствия, которое она достав­ляет.

Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознаётся, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения. Игра – это свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество. Свобода и самостоятельность ребенка проявляются: а) в выборе игры или ее содержания; б) в добровольности объедине­ния с другими детьми; в) в свободе вхождения и выхода из игры и т. д. В играх разного вида свобода и самостоятельность детей проявляются по-разному. Однако для играющего она «субъективно абсолютна» и несовместима ни с какой внешней необходимостью.

Для игры характерна саморегуляция действий, поступков и поведения играющих. Проявления играющих детей регулируют­ся определенными требованиями и правилами. В играх разного вида правила различны. В творческих роле­вых играх правила заключаются в самом содержании игры - в роли, сюжете. В играх подвижных и дидактических правила определяют характер и последовательность действий, взаимоотношения игра­ющих и т. д.

Несмотря на разнообразие правил, во всех случаях играю­щие принимают их и добиваются выполнения добровольно, в интересах самого существования данной игры, так как нару­шение правил ведет к ее распаду, разрушению. Дети проявляют значительно большую выдержку, устойчивость внимания, терпе­ние при выполнении правил игры, чем при выполнении требо­ваний в обычной повседневной жизни. Правила выступают сво­его рода механизмом саморегуляции поведения детей. Наличие правил помогает детям самостоятельно организоваться в игре (рас­пределить роли, подготовить игровую обстановку и т. д.).

Таким образом, игра – главная сфера общения детей: в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в тоже время не в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.

Действие в придуманной ситуации приводит к тому, что ребенок учится управлять не только восприятием предмета или реальных обстоятельств, а и смыслом ситуации, ее значением. Главный мотив классической игры лежит не в результате действия, а в самом процессе, в действии, которое приносит ребенку наслаждение.

По своей природе игра ребенка - деятельность отобразительная. В основном виде игры - творческой, сюжетно-ролевой - отражаются впечатления детей об окружающей жизни, - их знания, понимание происходящих явлений и событий.

Игра – явление сложное и многогранное. Выделяют следующие её функции:

Обучающая функция - развитие обще учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и другие.

Развлекательная функция - создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в увлекательное приключение.

Коммуникативная функция - объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирования навыков общения.

Релаксационная функция - снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде.

Психотехническая функция - формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения.

Функция самовыражения - стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, полнее открыть свой потенциал.

Компенсаторная функция - создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.

Особенности психического развития в дошкольном возрасте.

  1. Игра, как ведущий тип деятельности дошкольника.
  2. Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте.
  3. Кризис семи лет.

1. В дошкольном возрасте (3 – 6 лет) социальная ситуация совместной деятельности ребёнка и взрослого распадается, возникает новая жизнь, жизнь ребёнка в жизни взрослого. В этом возрасте возникают определенные взаимоотношения со сверстниками, т.е. появляется «детское общество». Ведущая деятельность – игра.

В 1933 году Выготский в своей лекции «Роль игры в психическом развитии дошкольника» впервые говорит об игре, как о ведущей деятельности дошкольника, и отмечает, что она имеет такое же значение для психического развития дошкольника, как обучение для младшего школьника. По мнению Д.Б. Эльконина, ролевая игра в дошкольном возрасте представляет собой деятельность, в которой ребёнок берёт на себя роль взрослых и в обобщённой форме в специально созданных игровых условиях воспроизводит действия и отношения взрослых. Элементы сюжетно-ролевой игры (Эльконин):

  1. Роль.
  2. Игровые действия.
  3. Игровые отношения.
  4. Предметы-заместители (игрушки).
  5. Правила.
  6. Сюжет игры.
  7. Элемент содержания.
  8. Воображаемая ситуация.

Важным элементом игры по мнению Эльконина, является роль; по мнению Выготского – воображаемая ситуация. Игра приводит к качественным изменениям психики ребёнка:

  1. Развивает произвольность познавательных процессов.
  2. Развивается связанная речь.
  3. Развивается произвольное поведение.
  4. Развитие коммуникативных навыков.

В дошкольном возрасте каждый год происходят существенные изменения. Существуют три периода:

  1. Младший дошкольный возраст (3 – 4 года).
  2. Средний дошкольный возраст (4 – 5 лет).
  3. Старший дошкольный возраст (5 – 6 лет).

В младшем дошкольном возрасте дети в основном играют одни, и содержанием игры является воспроизведение действий взрослых. Однако, в играх младшего дошкольного возраста есть противоречия: с одной стороны, это простое воспроизведение действий взрослых, но с другой стороны, в игре есть и роль, и воображаемая ситуация, которую ребёнок не обыгрывает, но исключить её из игры не возможно.

В среднем дошкольном возрасте играют вместе. Основным содержанием игры является воспроизведение отношений людей. Появляются сюжетно-ролевые игры.

В старшем дошкольном возрасте играют вместе. Сюжетно-ролевые игры совершенствуются. Основным содержанием игры являются игры с правилами . Появляются игры-соревнования.

В процессе игры ребенок быстро познает возможность заменить реальный предмет воображаемым. Появляется символическая игра . В ней ребенок с помощью индивидуальных символов, воспроизводит реальность, сначала заменяя один предмет другим, а затем и сами предметы символами. Появляется символическая функция.



Особенности символической функции:

  1. Дети младшего дошкольного возраста лишь по указанию взрослых могут заменить один предмет другим в игре, но новое назначение предмета сохраняется недолго.
  2. В среднем дошкольном возрасте дети сами переименовывают предметы, опираясь на их функции, у них «не всё может быть всем». Новое назначение предмета сохраняется на протяжении игры.
  3. В старшем дошкольном возрасте само переименование предметов превращается в самостоятельную игру, разрушая первоначальный сюжет. Новое назначение сохраняется долго.

Символизация проявляется в игре дважды:

  1. Ребёнок берёт на себя роль.
  2. Происходит замена одного предмета другим.

Только благодаря этой двойной символизации, действие включается в деятельность, и игра приобретает определенный смысл.

Выделяют две группы игрушек, которые оказывают наибольшее влияние на психическое развитие ребенка:

  1. Предметы-копии окружающих предметов (игрушечная мебель). Они способствуют схождению ребёнка в мир взрослых.
  2. Куклы, изображения животных.

Важным новообразованием в развитии дошкольников является соподчинение мотивов. Ведущим мотивом является стремление заслужить похвалу и одобрение со стороны взрослых. Кроме этого формируется просоциальные мотивы: сочувствие, помощь другим.

Дошкольный возраст является сенситивным для:

Формирования мотива достижения успехов.

Формирования личности на основе подражания.

2. Внимание. Объектом внимания является речь взрослого, а также не только предмет, но и его функциональные связи с другими предметами.

Особенности внимания:

  1. Формируется произвольное внимание, т.е. ребенок обращает внимание не только на то, что интересно, но и на то, что требует взрослый.
  2. Рост устойчивости внимания. Увеличивается продолжительность детских игр, и они меньше отвлекаются во время игры.
  3. Увеличивается объём внимания – 2 - 3 объекта. Однако дет 4 – 6 лет с трудом различают сюжетные, мало отличные друг от друга предметы.
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...