В 16 веке был. Повседневная жизнь. "Домострой" об обязанностях жены

16 век в России - время образования централизованного Именно в этот период происходит преодоление феодальной раздробленности - процесса, характеризующего закономерное развитие феодализма. Растут города, увеличивается численность населения, развиваются торговые и внешнеполитические связи. Изменения социально-экономического характера ведут к неминуемой интенсивной эксплуатации крестьян и их последующему закрепощению.

16-17 века непроста - это период становления государственности, формирования основ. Кровавые события, войны, попытки защититься от отголосков Золотой Орды и последовавшее за ними Смутное время требовали жесткой руки правления, сплочения народа.

Образование централизованного государства

Предпосылки объединения Руси и преодоления феодальной раздробленности наметились еще в 13 в. Особенно это было заметно во Владимирском княжестве, расположенном на северо-востоке. Развитие было прервано вторжением татаро-монгол, которые не только затормозили процесс объединения, но и нанесли заметный ущерб русскому народу. Возрождение началось только в 14 в.: восстановление сельского хозяйства, постройка городов, налаживание экономических связей. Все больший вес набирали Московское княжество и Москва, территория которых постепенно росла. Развитие России в 16 веке шло по пути усиления классовых противоречий. Для того чтобы подчинить крестьян, феодалы должны были действовать едино, использовать новые формы политических связей, усиливать центральный аппарат.

Второй фактор, способствовавший объединению княжеств и централизации власти - уязвимое внешнеполитическое положение. Для борьбы с иноземными захватчиками и Золотой Ордой необходимо было сплотиться всем. Только так русские смогли одержать победу на Куликовом поле и в конце 15 в. окончательно сбросить татаро-монгольский гнет, длившийся более двухсот лет.

Процесс образования единого государства выразился прежде всего в объединении территорий ранее самостоятельных государств в одно великое Московское княжество и в изменении политической организации общества, характера государственности. С географической точки зрения процесс завершился к началу 16 в., а вот политический аппарат сложился только ко второй его половине.

Василий III

Можно сказать, что 16 век в истории России начался с правления Василия III, который взошел на престол в 1505 году в возрасте 26 лет. Он являлся вторым сыном Ивана III Великого. Государь всея Руси был женат дважды. В первый раз на представительнице старого боярского рода Соломонии Сабуровой (на фото ниже - реконструкция лица по черепу). Венчание состоялось 04.09.1505 г., однако за 20 лет брака она так и не родила ему наследника. Обеспокоенный князь потребовал развода. Он довольно быстро получил согласие церкви и боярской думы. Подобный случай официального развода с последующей ссылкой жены в монастырь является беспрецедентным в истории России.

Второй супругой государя стала Елена Глинская, происходящая из старого литовского рода. Она родила ему двоих сыновей. Овдовев в 1533 году, она буквально совершила переворот при дворе, и Россия в 16 веке в первый раз получила правительницу, впрочем, не особо пользующуюся популярностью у бояр и народа.

По сути, являлась закономерным продолжением действий его отца, которые всецело было направлены на централизацию власти и укрепление авторитета церкви.

Внутренняя политика

Василий III выступал за неограниченную власть государя. В борьбе с феодальной раздробленностью Руси и ее сторонниками активно пользовался поддержкой церкви. С тем, кто был неугоден, легко расправлялся, отправляя в ссылку или учиняя казнь. В полной мере проявлялся деспотичный характер, заметный еще в годы юности. В годы его правления значимость бояр при дворе значительно падает, зато увеличивается земельное дворянство. При реализации церковной политики он отдавал предпочтение иосифлянам.

В 1497 г. Василием III был принят новый Судебник, базировавшийся на Русской правде, Уставных и Судных грамотах, судебных решениях по отдельным категориям вопросов. Он представлял собой свод законов и создавался с целью систематизации и упорядочения, существующих на тот момент норм права и являлся важной мерой на пути к централизации власти. Государь активно поддерживал строительство, в годы его правления были возведены Архангельский собор, Церковь Вознесения Господня в Коломенском, новые поселения, крепости и остроги. К тому же он активно, как и его отец, продолжал «собирать» русские земли, присоединив Псковскую республику, Рязань.

Отношения с Казанским ханством при Василии III

В 16 веке, а точнее, в первой его половине во многом является отражением внутренней. Государь стремился объединить как можно больше земель, подчинить их центральной власти, что, по сути, можно рассматривать, как завоевания новых территорий. Покончив с Золотой Ордой, Россия практически сразу перешла в наступление на ханства, образовавшиеся в результате ее распада. Турция и Крымское ханство проявляли интерес к Казани, представлявшей для Руси важное значение в связи с плодородием земель и их удачным стратегическим расположением, а также по причине постоянной угрозы набегов. В ожидании смерти Ивана III в 1505 г. казанский хан начал внезапно войну, продлившуюся до 1507 г. После нескольких поражений русские были вынуждены отступить, а затем заключить мир. История повторилась в 1522-1523 гг., а затем в 1530-1531 гг. Казанское ханство не сдавалось, пока на престол не вступил Иван Грозный.

Русско-литовская война

Основная причина военного конфликта - желание Московского князя покорить и взять под контроль все русские земли, а также попытка Литвы взять реванш за прошлое поражение в 1500-1503 гг., которое стоило ей потерей 1-3 части всех территорий. Россия в 16 веке, после прихода к власти Василия III, пребывала в довольно сложном внешнеполитическом положении. Терпя поражение от Казанского ханства, она была вынуждена противостоять Литовскому княжеству, подписавшему антирусское соглашение с крымским ханом.

Война началась в результате отказа Василия III выполнить ультиматум (возврат земель) летом 1507 г. после нападения на черниговские и брянские земли армии Литвы и на Верховские княжества - крымских татар. В 1508 г. правители начали переговоры и заключили мирное соглашение, по которому Литовскому княжеству был возвращен Люблич с окрестностями.

Война 1512-1522 гг. стала закономерным продолжением предыдущих конфликтов за территорию. Несмотря на заключенный мир отношения между сторонами были крайне напряженными, продолжались грабежи, стычки на границах. Поводом к активным действиям послужила смерть великой княгини литовской и сестры Василия III Елены Ивановны. Литовское княжество заключило с Крымским ханством очередной союз, после чего последнее начало совершать многочисленные набеги в 1512 г. Русский князь объявил Сигизмунду I войну и выдвинул свои основные силы на Смоленск. вВ последующие годы с переменным успехом был совершен ряд походов. Одна из крупнейших битв состоялась под Оршей 8 сентября 1514 г. В 1521 г. у обоих сторон возникли иные внешнеполитические проблемы, и они были вынуждены заключить мир на 5 лет. Согласно договору, Россия в 16 веке получила смоленские земли, но при этом отказалась от Витебска, Полоцка и Киева, а также от возврата военнопленных.

Иван IV (Грозный)

Василий III умер от болезни, когда его старшему сыну было всего 3 года. Предвидя свою скорую кончину и последующей за ней борьбу за престол (на тот момент государь имел двух младших братьев Андрея Старицкого и Юрия Дмитровского), он сформировал «седьмочисленную» комиссию из бояр. Именно они должны были сберечь Ивана до наступления 15-летия. На деле опекунский совет был у власти около года, а затем начал разваливаться. Россия в 16 веке (1545 г.) получила полноправного правителя и первого царя в своей истории в лице Иван IV, известного всему миру под именем Грозного. На фото выше - реконструкция облика по форме черепа.

Нельзя не упомянуть о его семье. Историки разняться в цифрах, называя имена 6 или 7 женщин, которых считали женами царя. Некоторые умирали таинственной смертью, других ссылали в монастырь. Иван Грозный имел трех детей. Старшие (Иван и Федор) родились от первой жены, а младший (Дмитрий Углицкий) от последней - М.Ф.Нагой, которая сыграла большую роль в истории страны в период смутного времени.

Реформы Ивана Грозного

Внутренняя политика России в 16 веке при Иване Грозном по-прежнему была направлена на централизацию власти, а также построение важных государственных институтов. С этой целью совместно с «Избранной радой» царем был проведен ряд реформ. Наиболее значимыми являются следующие.

  • Организация Земского собора в 1549 г. как высшего сословно-представительского учреждения. В нем были представлены все сословия за исключением крестьянства.
  • Принятие нового судебника в 1550 г., продолжившего политику предыдущего нормативно-правового акта, а также впервые узаконившего единую для всех единицу измерения налогов.
  • Губная и земская реформы в начале 50-х годов 16 века.
  • Формирование системы приказов, в т. ч. Челобитный, Стрелецкий, Печатный и т. д.

Внешняя политика России в годы правления Ивана Грозного развивалась в трех направлениях: южное - борьба с Крымским ханством, восточное - расширение границ государства и западное - борьба за выход в Балтийское море.

На востоке

После распада Золотой Орды постоянную угрозу русским землям создавали Астраханское и Казанское ханства, в их руках был сосредоточен Волжский торговый путь. Всего И. Грозный предпринял три похода на Казань, в результате последнего она была взята штурмом (1552 г.). Через 4 года была присоединена Астрахань, в 1557 г. добровольно к русскому государству примкнула большая часть Башкирии и Чувашия, а затем свою зависимость признала Ногайская Орда. Так закончилась кровопролитная история. Россия в конце 16 века открыла себе путь в Сибирь. Богатые промышленники, получившие от царя грамоты на владение землями по р.Тобол, на свои средства снарядили отряд вольных казаков, во главе которых был Ермак.

На западе

В попытке получить выход в Балтийское море на протяжении 25 лет (1558-1583 гг.) Иван IV вел изнурительную Ливонскую войну. Ее начало сопровождалось успешными для русских кампаниями, было взято 20 городов, в том числе Нарва и Дерпт, войска приближались к Таллину и Риге. Ливонский орден был разбит, но война приобрела затяжной характер, так как в нее были втянуты несколько европейских государств. Большое значение сыграло объединение Литвы и Польши в Речь Посполитую. Ситуация переломилась в обратную сторону и после долгого противостояния 1582 г. было заключено перемирие на 10 лет. Спустя еще год было заключено по которому России потеряла Ливонию, но вернула все захваченные города кроме Полоцка.

На юге

На юге по-прежнему не давало покоя образовавшееся после распада золотой Орды Крымское ханство. Основной задачей государства в этом направлении было укрепление границ от набегов крымских татар. Для этих целей были предприняты действия по освоению Дикого поля. Стали появляться первые засечные черты, т. е. оборонительные линии из завалов леса, в промежутках которых стояли деревянные остроги (крепости), в частности, Тульская и Белгородская.

Царь Федор I

Иван Грозный умер 18 марта 1584 года. Обстоятельства царской болезни ставятся под сомнения историками по сей день. На престол взошел его сын получив это право после смерти старшего отпрыска Ивана. По словам самого Грозного, он был, скорее, отшельник и постник, более подходящий для церковной службы, нежели для царствования. Историки в основном склоняются к мнению о том, что он был слаб здоровьем и умом. В управлении государством новый царь участвовал мало. Он находился под опекой сначала бояр и вельмож, а затем своего предприимчивого шурина Бориса Годунова. Первый царствовал, а второй - управлял, и это знали все. Федор I умер 7 января 1598 г., не оставив потомства и прервав тем сам Московскую династию Рюриковичей.

Россия на рубеже 16-17 веков переживала глубокий социально-экономический и политический кризис, росту которого способствовала затяжная Ливонская война, опричнина и татарское нашествие. Все эти обстоятельства в конечном счете привели к Смутным временам, начавшимся с борьбы за опустевший царский престол.

Бояре

Боярские дворы были окружены частоколом, и над ними возвышались 3-4 этажные бревенчатые башни, "повалуши"; бояре жили в "светлицах" со слюдяными окошками, а вокруг располагались службы, овины, хлевы, конюшни, обслуживаемые десятками дворовых холопов. Сокровенной частью боярской усадьбы был женский "терем": по восточному обычаю бояре держали своих женщин взаперти на женской половине дома.

Одевались бояре также на восточный манер: они носили парчовые халаты с длинными рукавами, колпаки, кафтаны и шубы; эта одежда отличалась от татарской только тем, что застегивалась на другую сторону. Герберштейн писал, что бояре во все дни предавались пьянству; пиры продолжались по несколько суток и количество блюд исчислялось десятками; даже церковь порицала бояр за неуемное стремление "насыщати беспрестанно тело и утучневати". Тучность почиталась за признак знатности, и, чтобы выпятить живот, его подпоясывали как можно ниже; другим свидетельством благородства была окладистая борода непомерной длины - и бояре соревновались друг с другом по части того, что считали дородностью.

Бояре были потомками викингов, которые когда-то завоевали страну славян и обратили часть из них в рабов-холопов. От далеких времен Киевской Руси у бояр остались "вотчины" - деревни, населенные рабами; у бояр были свои дружины из "боевых холопов" и "детей боярских", и, участвуя в походах, бояре приводили в вотчины новых рабов-пленных. В вотчинах жили и свободные крестьяне: бояре привлекали на свои земли неустроенных одиночек, давали им ссуды на обзаведение, но потом понемногу увеличивали повинности и обращали должников в кабалу. Уйти от хозяина работники могли, лишь заплатив "пожилое" и дождавшись очередного Юрьева дня (26 ноября) - но размеры "пожилого" были такими, что уйти удавалось немногим.

Бояре были полными хозяевами в своей вотчине, которая была для них "отчиной" и "отечеством"; могли казнить своих людей, могли миловать; княжеские наместники не могли входить в боярские села, и боярин был обязан князю лишь уплатой "дани" - налога, который раньше платили хану. По старинному обычаю боярин со своей дружиной мог наняться на службу к любому князю, даже в Литву - и при этом сохранял свою вотчину. Бояре служили "тысячниками" и "сотниками", наместниками в городах или волостелями в сельских волостях и получали за это "корм" - часть собираемых с поселян налогов. Наместник был судьей и воеводой; он судил и поддерживал порядок с помощью своих "тиунов" и "доводчиков", но ему не доверяли сбор налогов; их собирали посланные великим князем "писцы и даньщики".

Наместничество обычно давалось на год или два, а потом боярин возвращался в свою вотчину и жил там почти независимым владетелем. Бояре считали себя хозяевами земли русской; простые люди, завидев боярина, должны были "бить челом" - склоняться головой до земли, а встречаясь друг с другом, бояре обнимались и целовались, как теперь обнимаются и целуются правители суверенных государств. Среди московских бояр было много князей, покорившихся "государю всея Руси" и перешедших на службу в Москву, и много татарских "царевичей", получивших вотчины в Касимове и Звенигороде; примерно шестая часть боярских фамилий происходила из татар и четвертая часть - из Литвы. Пришедшие служить в Москву князья "подсиживали" старых бояр, и между ними начинались распри из-за "мест", где кому сидеть на пирах, и кто кому должен подчиняться по службе.

Спорщики вспоминали, кто из родни и на каких должностях служил великому князю, вели "местнический счет" и иной раз доходили до драки, били друг друга кулаками и таскали за бороды - впрочем, на Западе бывало и хуже, там бароны сражались на дуэлях или вели частные войны. Великий князь умел привести к порядку своих бояр, и Герберштейн писал, что московский государь своей властью "превосходит всех монархов мира". Это, конечно, было преувеличение: со времен Киевской Руси князья не принимали решений без совета со своими дружинниками-боярами, "Боярской думой", - и хотя Василий иногда решал дела "сам-третей у постели", традиция оставалась традицией.

Кроме того, при Василии III еще оставалось два удельных княжества; ими владели братья Василия, Андрей и Юрий. Василий III окончательно подчинил Псков и Рязань и лишил местных бояр власти - так же, как его отец лишил вотчин бояр в Новгороде. В Пскове, в Новгороде и в Литве еще сохранялись традиции Киевской Руси, там правили бояре и там собиралось вече, где бояре по своей воле ставили князя - "какого похотят". Чтобы противостоять татарам, "Государь всея Руси" стремился объединить страну и прекратить распри: ведь именно распри князей и бояр погубили Русь во времена Батыя.

Бояре же хотели сохранить свою власть и в надежде смотрели на милую их сердцу Литву с ее вечами и радами, на которые допускались только "высокородные паны". В те времена "отечество" означало не огромную Россию, а маленькую боярскую вотчину, и новгородские бояре попытались передать свое отечество - Новгород - королю Казимиру. Иван III казнил сто новгородских бояр, а у остальных отнял вотчины и освободил их рабов - простой народ радовался делам князя, а бояре называли Ивана III "Грозным". Следуя заветам отца, Василий III лишил вотчин бояр Рязани и Пскова - но московские бояре еще сохраняли свою силу, и главная борьба была впереди.

Крестьяне

Как ни велики были боярские вотчины, основную часть населения Руси составляли не боярские холопы, а свободные "черносошные" крестьяне, жившие на землях великого князя. Как в прежние времена, крестьяне жили общинными "мирами" - маленькими деревнями в несколько домов, и некоторые из этих "миров" по-прежнему пахали на подсеках - вырубленных и выжженных участках леса. На подсеке все работы производились вместе, вместе рубили лес и вместе пахали - пней при этом не корчевали, и это вызывало удивление иностранцев, привыкших к ровным полям Европы.

В XVI веке большая часть лесов была уже сведена и крестьянам приходилось пахать на старых подсеках, "пустошах". Теперь пахари могли работать и в одиночку; там, где земли не хватало, поля были разделены на семейные наделы, но время от времени переделялись. Это была обычная система земледелия, бытовавшая во всех странах в эпоху расселения земледельцев и освоения лесов. Однако в Западной Европе эта эпоха первоначальной колонизации пришлась на I тысячелетие до нашей эры, а на Русь она пришла много позже, поэтому община с переделами была давно забыта на Западе, там восторжествовала частная собственность - а на Руси сохранился коллективизм и общинный быт.

Многие работы проводились общинниками коллективно - этот обычай назывался "помочи". Все вместе строили дома, вывозили навоз на поля, косили; если в семье заболел кормилец, то вся община помогала пахать его поле. Женщины вместе трепали лен, пряли, рубили капусту; молодежь после таких работ устраивала вечеринки, "капустки" и "посиделки" с песнями и плясками до глубокой ночи - потом в дом вносили солому и устраивались спать попарно; если девушке не нравился доставшийся ей парень, то она пряталась от него на печи - это называлось "дае гарбуза". Детей, которые рождались после такой "капустки", называли "капустничками", и поскольку отец ребенка был неизвестен, то говорили, что их нашли в капусте.

Сыновей женили в 16-18 лет, а дочерей в 12-13, причем свадьбу праздновала вся община: деревня жениха разыгрывала "набег" на деревню невесты с целью ее "украсть"; жених назывался "князем", его сопровождала "дружина" во главе с "боярами" и "тысяцким", знаменосец-"хорунжий" нес знамя. Община невесты делала вид, что обороняется; навстречу жениху выходили парни с дубинками и начинались переговоры; в конце концов, жених "выкупал" невесту у парней и у братьев; родители невесты по перенятому у татар обычаю получали калым - однако этот выкуп был не столь велик, как у мусульман. Укрытую покрывалом невесту усаживали в повозку - ее лица никто не видел, и поэтому-то девушку и называли "не веста", "неизвестная". Жених трижды обходил вокруг повозки и, слегка ударяя невесту кнутом, говорил: "Оставь отцовское, прими мое!" - вероятно, этот обычай и имел в виду Герберштейн, когда писал, что русские женщины считают побои символом любви.

Свадьба заканчивалась трехдневным пиром, в котором участвовала вся деревня; на такой пир в прошлом веке уходило 20-30 ведер водки - но в XVI столетии крестьяне пили не водку, а мед и пиво. Татарские обычаи отозвались на Руси запрещением крестьянам пить спиртное во все дни, кроме свадеб и больших праздников, - тогда, на Рождество, Пасху, Троицу, вся деревня собиралась на пир-братание, "братчину"; возле деревенской часовни ставили столы, выносили иконы и, помолившись, приступали к пиршеству. На братчинах мирили поссорившихся и творили общинный суд; выбирали старосту и десятского. Волостелям и их людям было запрещено приходить на братчины без приглашения, просить угощение и вмешиваться в дела общины: "Если же кто позовет к себе тиуна или доводчика пить на пир или на братчину, то они, пивши, тут не ночуют, ночуют в другой деревне и насадок с пиров и братчин не берут".

Братчина судила по мелким проступкам; серьезные дела решал волостель - "но без старосты и без лучших людей волостель и его тиун суда не судят", говорят грамоты. Налоги собирал даньщик вместе со старостой, сверяясь с "переписной книгой", где были переписаны все дворы с количеством пахотной земли, высеиваемого хлеба и скашиваемого сена, а также указывалось, сколько надо платить "дани" и "корма". Даньщик не смел взять больше положенного, однако если со времен переписи какой-то хозяин умер, то до новой переписи "мир" должен был платить за него. Налоги составляли около четверти урожая, и крестьяне жили довольно зажиточно, средняя семья имела 2-3 коровы, 3-4 лошади и 12-15 десятин пашни - в 4-5 раз больше, чем в конце XIX века!

Однако приходилось много работать, если в прежние времена на подсеке урожай достигал сам-10, то в поле он был втрое меньше; поля надо было удобрять навозом и чередовать культуры: так появилась трехпольная система, когда один год сеяли озимую рожь, другой год - яровые культуры, а на третий год оставляли землю под паром. Перед посевом поле пахали три раза специальной сохой с отвалом, которая не просто царапала землю, как раньше, а переворачивала пласты - но и при всех этих новшествах земля быстро "выпахивалась", и через 20-30 лет надо было искать новые поля - если они еще оставались в округе.

Короткое северное лето не давало крестьянину времени для отдыха, и в страду работали от восхода до заката. Крестьяне не знали, что такое роскошь; избы были маленькими, в одну комнату, одежда - домотканные рубахи, но на ногах носили сапоги, а не лапти, как позже. Грамотный крестьянин был редкостью, развлечения были грубыми: ходившие по деревням скоморохи устраивали схватки с прирученными медведями, показывали "блудные" представления и "сквернословили". Русское "сквернословие" состояло в основном из татарских слов, которые из-за ненависти, которую питали к татарам на Руси, прибрели ругательный смысл: голова - "башка", старуха - "карга", старик - "бабай", здоровяк - "болван"; тюркское выражение "бель мес" ("не понимаю") превратилось в "балбеса".

Юродивые


Сродни скоморохам были юродивые, собратья восточных дервишей. "Они ходят совершенно нагими даже зимой в самые сильные морозы, - свидетельствует заезжий иноземец, - посреди тела перевязаны лохмотьями, а многие еще с веригами на шее... Их считают пророками и весьма святыми мужами, поэтому и дозволяют им говорить свободно, все, что хотят, хотя бы даже о самом боге... Вот почему блаженных народ очень любит, ибо они... указывают на недостатки знатных, о которых никто другой и говорить не смеет..."

Развлечения


Любимым развлечением были кулачные бои: на масленицу одна деревня выходила на другую драться на кулаках, и дрались до крови, бывали и убитые. Суд тоже часто сводился к поединку на кулаках - хотя Иван III издал Судебник с писаными законами. В семье суд и расправу творил муж: "Если жена, или сын или дочь слова и приказания не слушают, - говорит "Домострой", - не боятся, не делают того, что муж, отец или мать повелевают, то их плетью постегать, смотря по вине; а бить их наедине, не при людях наказывать. За какую-либо вину не бить по уху, по лицу, под сердце кулаком, пинком, не колотить посохом, ничем железным и деревянным не ударять. Тот, кто в сердцах так бьет, может большой вред причинить: слепоту, глухоту, повреждение руки или ноги. Должно бить плетью: и разумно, и больно, и страшно, и здорово. Когда вина велика, когда ослушание или небрежение было значительное, то снять рубашку и плеткой вежливенько побить, за руки держа, да, побив, чтобы гнева не было, сказать ласковое слово".

Образование


Дела с образованием обстояли плохо у всех сословий: половина бояр не могла "руку к письму приложить". "А преж всего в Российском царстве многие училища бывали, грамоте и писати, и пети гораздо много было..." - жаловались священники на церковном соборе. Центрами грамотности оставались монастыри: там хранились книги, уцелевшие еще со времен нашествия, сборники "греческой премудрости"; один из таких сборников, "Шестоднев" Иоанна Болгарина, содержал выдержки из Аристотеля, Платона и Демокрита. Из Византии пришли на Русь и начатки математических знаний; таблица умножения называлась "счет греческих купцов", а числа записывали на греческий манер, с помощью букв. Так же, как в Греции, самым популярным чтением были жития святых; Русь продолжала питаться греческой культурой, и монахи ездили учиться в Грецию, где на горе Афон располагались знаменитые монастыри.

На Афоне учился и священник Нил Сорский, известный своей проповедью нестяжательства: он говорил, что монахи не должны копить богатства, а жить от "трудов рук своих". Эти проповеди не нравились русским архиереям, и один из них, Иосиф Волоцкий, вступил в спор с отшельником, доказывая, что "богатства церкви - божье богатство". Нестяжателей поддерживал и Максим Грек, ученый монах с Афона, приглашенный на Русь для исправления богослужебных книг: от многократного переписывания в них появились пропуски и ошибки.

Максим Грек учился во Флоренции, был знаком с Савонаролой и итальянскими гуманистами. Он принес в далекую северную страну дух свободомыслия и не побоялся прямо сказать Василию III, что в своем стремлении к самодержавию великий князь не желает знать ни греческого, ни римского закона: отказывает в верховенстве над русской церковью, как константинопольскому патриарху, так и римскому папе. Ученый грек был схвачен и предан суду; его обвинили в том, что он неверно правил книги, "заглаживал" святые слова; Максим был сослан в монастырь и там, сидя в заточении, написал "многие книги душеполезные" - в том числе "Грамматику греческую и русскую".

Русская церковь настороженно следила за учеными иноземцами, опасаясь, что они принесут "ересь". Такой случай уже был в конце XV века, когда в Новгород приехал еврейский купец Схария; он привез много книг и "соблазнил" в иудейскую веру немало новгородцев. Среди еретических книг был "Трактат о сфере" испанского иудея Иоанна де Скрабоско - он был переведен на русский язык, и, возможно, что из этой книги на Руси узнали о сферичности Земли. Другая еретическая книга, "Шестокрыл" Иммануэла бен-Якоба, была использована новгородским архиепископом Геннадием для составления таблиц, определяющих дату пасхи.

Однако, позаимствовав у новгородских иудеев их знания, Геннадий подверг "еретиков" жестокой казни: на них одели берестяные шлемы с надписью "се есть сатанино воинство", посадили на лошадей лицом назад и возили по городу под улюлюканье прохожих; потом шлемы подожгли и многие "еретики" умерли от ожогов. "Шестокрыл" был запрещен церковью - так же, как астрологические альманахи с предсказаниями, завезенные на Русь немцем Николаем из Любека; все это относилось к "злым ересям": "рафли, шестокрыл, остоломия, альманах, звездочет, аристотелевы врата и иные коби бесовские".

Церковь не советовала смотреть на небо: когда Герберштейн спросил о широте Москвы, ему не без опаски ответили, что по "неверному слуху" будет 58 градусов. Немецкий посол взял астролябию и занялся измерениями - у него получилось 50 градусов (в действительности - 56 градусов). Герберштейн предлагал русским дипломатам европейские карты и просил у них карту России, но ничего не добился: на Руси еще не было географических карт. Правда, писцы и даньщики в целях учета измеряли поля и делали "чертежи"; при этом в качестве руководства часто использовался трактат арабского математика ал-Газали, переведенный на русский язык, должно быть, по приказу какого-нибудь баскака.

Будучи в Москве Герберштейн попросил боярина Ляцкого составить карту России, но прошло двадцать лет прежде чем Ляцкой смог выполнить эту просьбу. Это была необычная карта: по арабской традиции юг на ней располагался вверху, а север - внизу; недалеко от Твери на карте было изображено загадочное озеро, из которого вытекали Волга, Днепр и Даугава. Во времена составления карты Ляцкой жил в Литве; он служил польскому королю Сигизмунду, и карта была создана не из добрых намерений: она лежала на столе короля, когда он готовил новый поход на Русь. Литва и Русь были исконно враждебны друг другу, но сама по себе Литва не была опасным противником. Наибольшее зло для Руси заключалось в том, что Литва находилась в династической унии с Польшей, и польский король был вместе с тем Великим князем Литовским - противником Руси была не только Литва, но и Польша.

Особенностью повседневной жизни в России XVI в. стало усиление сословного расслоения. Наблюдаются дальнейшее увеличение дистанции между социальными группами, развитие сословно-корпоративной бытовой культуры.

Сценарии жизни русского человека в XVI в. имели много общего. Семьи, как правило, были многодетными и у дворян, и у простолюдинов; медицина отсутствовала, а отсюда высокая детская смертность (даже у царя Ивана Грозного умерло во младенчестве пятеро детей из семи). После рождения всех детей крестили – это первое христианское Таинство, к которому они приобщались. Детство проходило сравнительно одинаково, с разницей лишь в уровне материального достатка. В XVI в. появляются письменные рекомендации, как воспитывать детей (до этого подобные "инструкции" черпались только из Священного Писания, проповедей и поучений духовных отцов).

Между 1546 и 1558 г. священником Благовещенского собора Московского Кремля Сильвестром был создан "Домострой", своеобразный домашний устав, строго определявший все правила жизни в семье, основы ведения домашнего хозяйства и т.п. Вопросам воспитания детей в нем посвящено несколько глав. Воспитание детей основывалось прежде всего на христианской морали и русских семейных традициях. В его основе лежало понятие ответственности: родителей – за моральный облик детей, за то, кем они вырастут, детей – за судьбу родителей в старости. Родители должны были обучать детей основам домашнего хозяйства и своей профессии (ремесла, воинского дела, государственного управления и т.д.). Целью воспитания было выращивание богобоязненного, благочестивого, соблюдающего моральную и телесную чистоту верноподданного христианина. "Домострой" говорит о телесных наказаниях как распространенном методе воспитания, но в какой мере это была теория, а в каких масштабах порка детей применялась на практике, мы не знаем.

Государственных школ в России XVI в. не было. Обучение в основном велось на дому, в семье. Согласно гл. 26 постановления Стоглавого собора (1551) в городах открывались церковные школы. Учебной литературой для них были книги Священного Писания, главным образом Псалтырь, и некоторые богослужебные книги. Но образование детей не имело широкого распространения и не носило обязательного характера.

Детство по сравнению со средневековьем изменилось мало. До семи лет дети жили с матерью. Затем крестьянские и посадские дети постепенно включались в посильные для них домашние работы. Дворянские дети с 15 лет начинали свой служебный путь. Их вносили в десятни (списки для дворянских воинских смотров), но пока они не получали свое собственное поместье, их считали "новичками" – новиками.

Совершеннолетие наступало с момента создания собственной семьи, с вступлением в брак. Официально разрешался брак для женщин с 12, для мужчин – с 15 лет (гл. 18 "Стоглава"). На практике, видимо, встречались как более ранние незаконные браки (в восемь-девять лет – для привлечения работника в семью, заключения формального родства со знатными фамилиями), так и более поздние. "Кормчая книга", свод переведенных с греческого правил церковно-канонического права, устанавливала предельный возраст заключения брака для женщин – 60 лет.

Мы не знаем статистики количества браков, заключаемых человеком Московской Руси. Видимо, большинство все же женилось один раз. Повторные браки совершали вдовы и вдовцы, за исключением уходивших в монастырь после смерти супруга. Развод разрешался только по уважительным причинам (прелюбодеяние жены, совершение одним из супругов государственного преступления, физическая неспособность к интимной жизни в течение трех лет брака, безвестное отсутствие одного из супругов в течение пяти лет и т.д.), в этой сфере ситуация не изменилась по сравнению со Средневековьем. К причинам развода относили аморальное поведение жены (распитие спиртных напитков в корчме, мытье в мужской бане, ночевка вне дома, участие в развратных "игрищах", несмотря на запреты мужа). К аналогичным похождениям мужей церковь относилась более снисходительно. Бесплодие супругов поводом для развода не считалось: Бог решает, давать детей или нет. Искать нового супруга для деторождения означало идти против Бога. Недаром Василий III, разводясь с бесплодной Соломонией Сабуровой, заготовил обвинения в колдовстве и ворожбе, а тема "неплодства" звучала на заднем плане.

Второй и тем более третий брак церковью не приветствовались. Разрешения на них сопровождались наложением церковного наказания (епитимьи): двоеженец лишался причастия на два года, а троеженец – на пять лет (гл. 21 "Стоглава"). Четвертый брак запрещался. Церковное венчание по правилам было возможно только в нервом браке, во втором и третьем просто читались молитвы. Но на практике запреты часто нарушались (Иван Грозный, который по определению должен был выступать моральным образцом для своих подданных, женился то ли шесть, то ли семь раз).

Церковь (через духовных отцов и институт исповеди) боролась прежде всего с телесной нечистотой, аморальным поведением. За нравственностью интимного поведения церковь следила более тщательно, чем за социальными прегрешениями. Так, на исповеди предписывалось в первую очередь очень подробно расспрашивать о проступках в сфере личной жизни (священникам даже выдавались специальные вопросники, насчитывающие несколько десятков весьма детализированных пунктов), и лишь затем нужно было вопрошать об убийстве, воровстве и других преступлениях против общества.

В XVI в. к категории "блудных" грехов и разврату относили сексуальную жизнь в запрещенные церковью дни (пост, праздники, суббота и воскресенье и некоторые другие дни недели, чаще всего среда и пятница), сношения с чужими женами или растление девиц, сношения с иноверными, разного рода нетрадиционные половые отношения, "блудные помыслы", переодевание в несвойственную своему полу одежду, бритье бороды (за такое уподобление себя женщине человек мог быть предан анафеме), сон без ночной одежды, участие в "игрищах" с "песнями бесовскими, гуслями, сопелями и играми нечистыми", "блевание от объедения или перепития", блудным грехом был даже "смех до слез". Кроме того, "Стоглав" запрещал совместное мытье в банях мужчин и женщин, азартные игры, языческие игрища (русалии), лжепророчество и пр. Ограничивалось и осуждалось скоморошество, пьянство, распутное и аморальное поведение.

После женитьбы или замужества наступал период жизненной и социальной активности. Для женщин он заключался прежде всего в ведении домашнего хозяйства и продолжении рода, деторождении. Профессиональной деятельностью женщины в XVI в. занимались мало: они были заняты в крестьянском хозяйстве, в некоторых отраслях сферы обслуживания, ремесла и промыслов. Мы знаем о роли женщин-боярынь в придворной жизни, о женских монастырях, становившихся хозяйственными единицами. Есть даже одно свидетельство о русской женщине-воительнице по имени Катя, убитой в ливонском походе 1558 г. Но в целом социальная роль женщины в XVI в. имела довольно специальные рамки.

"Домострой" об обязанностях жены

"Поднявшись с постели, умывшись и помолясь, слугам работу на весь день указать, каждому – свое: кому еду на день готовить, а кому хлебы печь ситные или решетные, да и сама бы хозяйка знала, как сеять муку, как квашню затворить-замесить, и хлебы скатать да испечь, и кислые, и пышные, и выпечные, а также калачи и пироги... А еду мясную и рыбную, и всякие пироги и блины, различные каши и кисели, любые блюда печь и варить, все бы сама хозяйка умела, чтобы и слуг научить смогла тому, что знает.

Когда же хлебы пекут, тогда и одежду стирают: так в общей работе и дровам не убыточно; но нужно при том приглядывать, как стирают нарядные рубашки и лучшую одежду, и сколько мыла идет и золы... И всякую бы еду, и мясную, и рыбную, и всякое блюдо, скоромное или постное, сама бы хозяйка знала да умела и сготовить, и слуг научить: такая хозяйка – домовитая да умелая... Если все это хорошая хозяйка знает по строгости и наставлениям мужа, а также по своим способностям, то все будет споро и всего будет вдоволь.

А которая женка или девка рукодельна, так той указать дело: рубашку сшить или вышить убрус да выткать, или шить на пяльцах золотом и шелками – какую из них чему научили, да и это все и доглядеть, и заметить...

Да ведала бы всем хозяйка сама, которой из них какое дать дело, сколько дать чего и сколько чего взять, и сколько чего кто сделает за день, много ли мало, и сколько из чего получится, все бы знала сама, и было бы все у нее на счету. Да и сама хозяйка ни в коем случае и никогда, разве что занедужит или но просьбе мужа, без дела бы не сидела, так что и слугам, на нее глядя, повадно было трудиться. Муж ли придет, простая ли гостья – всегда б и сама за делом сидела: за то ей честь и слава, а мужу хвала. И никогда бы слуги не будили хозяйку, но сама хозяйка будила бы слуг и, спать ложась после всех трудов, всегда бы молилась, тому же уча и слуг".

Средняя продолжительность жизни, по разным оценкам, составляла от 21 до 30 лет, но этот интервал учитывал показатели младенческой смертности и долголетие стариков. Более точные демографические сведения вывести сложно. По крестьянам и посадским людям вообще нет никаких данных. По разрядным книгам видно, что срок упоминаний в разрядах дворянина, активно задействованного на государевой службе, в среднем редко превышал 15 лет. Учитывая, что службу начинали в 15 лет, получаем период социальной активности как раз с 15 до 30 лет. Высшая аристократия имела более долгий срок активности – до 40 лет и более. Некоторые бояре, уцелевшие среди государевых опал, достигали весьма преклонного возраста, по-прежнему числясь на государственных постах. Среди рядовых детей боярских "текучка кадров" была выше.

Каковы были материальные условия жизни людей Московской Руси? Если судить по "Домострою", питание, по крайней мере в зажиточных городских слоях и среди обеспеченного мелкого и среднего дворянства, на которые и ориентирован этот кодеке, было довольно разнообразным. Только перечни блюд насчитывают десятки наименований, дневное меню надо было обновлять практически каждые два-три дня. Подобное разнообразие, конечно, в большей степени относится к знатным и зажиточным слоям. Основу питания бедняков составлял хлеб. Иностранцы отмечали крайнюю неприхотливость русского воина: в походе он питался сухарями, холодной водой и болтушкой из муки (как правило, овсяной).

Основу костюма жителей Московской Руси XVI в., как и в Средневековье, составляли рубахи и порты. Получает распространение рубаха-косоворотка со смещенным разрезом ворота с центральной линии влево. Поверх рубахи надевался зипун – распашная одежда выше колен, полуоблегающая, с застежками встык. Верхней одеждой были кафтаны, охабни, ферязи, терлики. Дворяне могли иметь платье иноземного покроя (польские и венгерские кафтаны). Женщины носили поверх рубахи сарафаны (например, шушун – длинный закрытый сарафан с ложными накладными рукавами), телогреи (душегреи), летники. Простой повседневной одеждой для девушек мог быть передник – два несшитых длинных полотнища, собранные на шнурок на груди. Комплект выходной одежды (рубаха – зипун – кафтан или другая верхняя одежда) мог весить до 15–20 кг, что делало движения замедленными, придавало походке величавость.

Одежда подпоясывалась кожаными поясами или матерчатыми кушаками, нередко также декоративно украшенными. На поясе подвешивались небольшие кожаные сумки. Главным головным убором у мужчин была матерчатая круглая шапка, у богатых – с меховым опушьем (околышем). Фасон шапки во многом зависел от ткани: из войлока, бумажных тканей, овечьей шерсти (поярка) делали высокие колпаки, нередко с загнутыми концами. В основании колпака были отвороты, на которых размещался декор, как правило, в виде вышивки или пуговиц. Крестьяне носили валяные круглые шляпы с небольшими загнутыми вверх полями. Знатные люди носили дома тафью, или скуфью, – небольшую круглую шапочку, похожую на маленькую тюбетейку. Церковь боролась с этим обычаем (особенно в тех случаях, когда тафьи не снимали в церкви). "Стоглав" содержит даже специальную главу "О тафьях безбожного Махмета" (гл. 39), где эти головные уборы названы "безбожного Магомета преданием".

К зимним головным уборам относились треухи, или малахаи (ушанки традиционной формы), парадные высокие горлатные шапки (из меха с горла пушных зверей), черевьи (шапки из меха, снятого с живота). Для торжественных выходов было характерно одновременное использование нескольких шапок: скуфьи, поверх нее – колпака, затем – горлатной шапки.

Незамужние девушки летом могли ходить с непокрытой головой, перевязывая волосы полосками материи, вплетая в них кусочки кожи, цветной материи и т.д. Замужние женщины покрывали волосы платками (убрусами, ширинками), повойниками (плотно охватывающими волосы повязками типа чепчика). Парадными головными уборами были кики и кокошники. Кика состояла из трех элементов: декоративного налобного украшения (собственно кика), чехла для нее (сорока) и убранства затылочной части (позатыльника). Кокошник представлял собой дугообразное украшение в налобной части, нередко отделанное вышивкой, жемчугом, золотыми и серебряными нитями. Нижний край обшивали нитями из жемчуга (короткими – поднизью, или длинными, до плеч, нитями бус – рясной).

Обувь была представлена кожаными ботинками, сапогами и сапожками, онучами, лаптями. Кроме того, носили перчатки (знать – из дорогих тканей и кожи) и рукавицы (из шерсти и овчины), женщины – рукавки (меховые муфты). Были распространены как знак богатства и положения в обществе перстни, кольца, ожерелья и другие ювелирные украшения (в том числе и у мужчин). Среди знатных женщин было принято обильно пользоваться косметикой (белилами, румянами), в буквальном смысле слова "рисовать лицо". Поскольку краски содержали немало вредных веществ, солей металлов, то они накапливались в женском организме и приводили к серьезным заболеваниям. Но красота и обычай требовали жертв.

Мужчины стригли волосы "в скобку" или "в кружок" (обрезание по прямой линии волос вокруг головы, на лбу короче). Усы и борода, как и в Средневековье, считались признаками мужского достоинства, взросления человека. Женщины носили косы. Интересна была манера стричь ногти у женщин-аристократок: двумя дугами от основания, так, чтобы получалось острие, похожее на коготь.

Основными типами крестьянских построек оставались изба и клеть. По данным писцовых книг, более 40% крестьянских дворов в конце XVI в. вообще состояло только из этих двух построек. Но это было, видимо, следствием социально-экономического кризиса конца столетия. В более зажиточные времена крестьянский двор, по-видимому, был более сложным по своей структуре, на нем располагались одна или две избы, клеть, хлев, конюшня, сарай для хранения сена, овин, баня, другие хозяйственные постройки.

В северных и центральных областях в избах начинают появляться большие избы с подклетами (жилым оказывался второй этаж, а первый (подклет ) использовался для хозяйственных нужд). В условиях русской зимы сосредоточение всего необходимого под одной крышей, содержание здесь же скота было рациональным решением. Такая схема организации крестьянского дома получит развитие на Русском Севере в XIX в., но ее примеры можно найти и ранее.

Жилища аристократов в первой половине XVI в. в своих основных чертах продолжают традицию средневековых палат, хором и теремов. В крупных городах постепенно увеличивается число каменных построек.

В первой половине XVI в. дистанция между народным домашним бытом и бытом аристократии была еще не столь велика. Она выражалась скорее в количественных показателях, размерах богатства и разнообразии, но не имела принципиальных различий.

Жилище

Быт русского крестьянина и горожанина на продолжении столетий изменялся очень медленно и мало. Русский традиционный дом, сложившийся в древности, оставался все той же однокомнатной постройки с маленькими окнами, заткнутыми бычьим пузырем или материей, пропитанной в конопляном масле. Внутри дома значительную часть занимала печь, топившаяся по черному: дым скапливался под крышей (потолков не было) и выходил через дверь и особые окна, сделанные в верхней части стены. Эти черты были общими как для сельского, так и для городского дома. Сельский дом дворянина или сына боярского отличался от крестьянского только немного большими размерами. Судя по некоторым остаткам старинных домов в Трубчевске, городской дом иногда строился из камня. Стены делались очень толстыми – до двух метров. Нижняя полуподземная часть дома – подклет – имела сводчатые потолки. В потолке были железные кольца для подвешивания продовольствия. Верхняя часть дома порой украшалась лепными дверными и оконными наличниками. В окна вставлялись художественно выполненные решетки. Такими были редкие дома очень зажиточных людей.
Как и раньше, главной мебелью в доме был стол и неподвижные лавки. На полках хранилась деревянная и глиняная посуда. В наиболее богатых домах бытовала посуда из стекла. В больших и малых сундуках лежало различное добро: одежда, скатерти, полотенца. Отдельно складывалось приданное на свадьбу дочери. Наиболее ценной частью обстановки были иконы, висевшие в "красном" (красивом) углу.
Дверь из дома вела в сени – неотапливаемое помещение, сделанное обычно не из бревен, а из досок или прутьев. В сенях хранились различные орудия труда, часть хозяйственных запасов.
В целом жилой дом представлял собой либо избу (главным образом на севере и востоке Брянщины), либо хату – на юге и юго-западе. Крыша у избы двухскатная, у хаты – четырехскатная. Избы ставились узкой (торцовой) частью на улицу, хаты – широкой. Хата нередко делалась из столбов, между которыми укладывались бревна или жерди. Вся постройка обмазывалась глиной. Общей чертой для избы и хаты было то, что на Брянщине они ставились обычно без подклета, характерного для русского Севера. Дом на подклете лучше, чем наземный, приспособлен для защиты от глубокого снега и весеннего половодья. Дверь из сеней вела во двор. По сравнению с XIV-XV веками количество надворных построек у крестьян и горожан выросло. Это говорит о росте благосостояния населения. Во дворах стояли амбары, сараи, клети, бани. Торговые люди устраивали при доме склады для товаров. У ремесленника, если он работал вне дома, было специальное помещение для работы. При доме располагался огород.
Мир вещей, который окружал семейный быт человека XVI-XVII веков, состоял в основном из деревянных предметов. В лесном крае дерево было самым доступным и легко обрабатываемым материалом. Кроме дерева часто использовалась глина. Железные изделия были сравнительно редкими. Из них делали рабочие части инструментов, орудий труда, оружие. Металлические изделия очень ценились.


Поселения

Выйдя за пределы своего двора, человек оказывался на улице деревни, села или города. До XVI века в России в ходе освоения территорий возникали новые и новые деревни в один-два двора. Теперь стало расти количество дворов в сельских населенных пунктах. Уже к концу XVI века привычными становились деревни в 10-20 дворов. Были села и в несколько десятков дворов, как, например, Супонево, принадлежавшее Свинскому монастырю и протянувшееся вдоль большой торговой дороги. Усадьбы крестьян располагались в одну линию в тех случаях, если село застраивалось вдоль дороги или по берегу реки. В других случаях заметного порядка в планировке поселений не было. Только в XVII веке стала появляться уличная планировка сел. Заметным строением в селе была церковь, как правило, деревянная. При церкви стояли дворы церковнослужителей.
Города имели более однотипную постройку. В XVI-XVII века продолжала существовать система застройки городов, сложившаяся еще в древности. В центре города стояла крепость. От крепости лучами расходились дороги. Вдоль этих дорог возникали улицы. Эти улицы образовывались не домами, как в современных городах, а усадьбами, огороженными более или менее высокими заборами. Признаком городской застройки было то, что усадьбы примыкали друг к другу. Ровной линии они не образовывали, и одна усадьба выдаться вперед, ближе к дороге, другая – отступить от нее. От этого улица местами становилась то уже, то шире. Улицы, а так же слободы нередко отделялись друг от друга огородами, ручьями, лужками. Они были несколько изолированы друг от друга, тем более, что обычно слободы были заселены людьми одного рода службы. Таковы Стрелецкие, Пушкарские, Затинные, Казацкие, Солдатские, Ямские слободы в Брянске, Карачеве, Севске. По ночам улицы не освещались и не были замощены.
В городах юго-запада России центральные крепости были деревянными. Стены брянской крепости были сделаны из дуба и покрыты тесом. В крепости было 9 башен, причем две из них имели ворота для входа в крепость. Во второй половине XVII века к старой крепости была сделана пристройка из нескольких башен с воротами. Территория крепости расширилась вдвое. Среди серых деревянных построек и зелени выделялись высотой церкви, особенно сделанные из камня. Много церквей было в Брянске, Севске, Стародубе. Большинство из них было выстроено из дерева, видимо, в традиционном для XVI-XVII веках шатровом стиле – с высокими пирамидальными навершиями, напоминавшему русскому человеку шатер. Такие каменные шатры сохранил в своем архитектурном облике Спасо-Преображенский монастырь около Севска. Хотя он и выстроен в самом начале XVIII столетия, в его постройках проявляются черты архитектуры предшествующей эпохи. Посреди Стародуба в наши дни стоит Рождественский собор, поставленный в XVII веке. Он состоит как бы из трех больших и широких башен, прилепившихся друг к другу. Так строились храмы на Украине. Здание украшено выпуклыми, как бы выступающими из стен деталями – узорчатыми наличниками на окнах, лопатками – плоскими выступами по углам собора. Каждую башню венчает купол. Со временем украшений на церквах становилось все больше – приближалась эпоха господства причудливого, нарядного стиля барокко. Черты этого стиля заметны в архитектуре каменной надвратной церкви Свенского монастыря. В облике церквей Брянщины сочетались черты русского и украинского искусства.
В центре города на площади располагался рынок, куда ежедневно приходили городские жители. Это было самое оживленное место в городе. Лавки на рынке стояли рядами – одна линия лавок как бы смотрела на такую же противоположную линию. В ряду, как правило, торговали определенным набором товаров. Так, в Брянске на рынке стояли ряды рыбный, мясной, москательный (галантерейный). Рядом с рынком находился гостиный двор, где останавливались приезжие купцы.


Облик населения. Повседневная жизнь

Одежда рядовых жителей края мало изменилась с древних времен. Жители сел и городов носили рубахи из домотканой материи. У женщин рубахи украшались вышивкой. Зимой носили одежду из овечьей шкуры – овчины. Обувь была в основном кожаной, в некоторых случаях обували лапти.
Обычная жизнь как в городе, так и в селе начиналась рано. Еще до рассвета женщины вставали, чтобы отправить скотину в общее сельское или городское стадо. Завтрака в современном нашем представлении не было, ели остатки вчерашней пищи. Потом начиналась работа в поле или мастерской. В обед семья собиралась вновь вместе. Мужчины садились обедать, женщины им прислуживали. Затем весь дом погружался в сон. Спали часа два. Потом снова возобновлялась работа до вечера. После ужина семья отдыхала и ложилась спать.
Праздничные дни вносили разнообразие в привычный распорядок. Семья шла на торжественное богослужение в церковь, выходила смотреть на игры молодежи в городе или на лугу близ города. Многие игры носили древний, языческий характер. Гостей принимали на пиршество, которое происходило днем до вечера.


Духовная жизнь

Духовные потребности населения удовлетворяло чтение религиозных книг, богослужение. Каждая церковь, каждый монастырь имели хотя бы небольшое собрание богослужебных книг. Вместе с переселенцами-старообрядцами в юго-западных уездах России появлялись рукописные и печатные книги. Некоторые из них вышли из типографии Ивана Федорова.
Большое значение в быту населения имело песенное творчество, Некоторые дошедшие до нашего времени песни отразили исторические события, черты быта в русском пограничье, в частности в землях Севска. В некоторых песнях отразились впечатления народа от Смутного времени. В них высмеивались люди, которые из интересов выгоды и наживы легко перебегали от одного претендента на власть к другому. Песенному творчеству сродни были пословицы и поговорки. Из среды, явно враждебной Лжедмитрию I и его сторонникам, вышли поговорки, в которых в виде басен самозванец назывался поросенком и раком: "Севчане рака с колоколами встречали", "Смотри-ка, брат, воевода ползет и щетинку в зубах волочет", "Севчане поросенка на насест сажали, приговаривая: "Не убейся, не убейся – курочка на двух лапках да держится". То же стремление унизить, высмеять участников антиправительственного движения заметно и в таких поговорках: "Орел да Кромы – первые воры (преступники), а Елец всем ворам отец, а Карачев на поддачу (вариант: им впридачу), а Ливны – всем ворам дивны, а Дмитровцы (вариант: комаринцы) старым ворам не выдавцы". "Брянцы-куролесы: они сами Брянск сожгли". Эти присловья родились, вероятно, уже после гражданской войны, но по свежим воспоминаниям, когда можно было посмеяться над жителями тех местностей, которые пытались поддержать неудачных претендентов на Московский престол. Как и прежде, в народе бытовали старинные обрядовые песни, связанные с событиями в семье. Укрепление семьи, усложнение свадебных обрядов рождало новые и новые песни. Свадьбы длились по нескольку дней, и каждому из них соответствовали определенные обычаи. С песнями и обрядами проходили сельскохозяйственные работы, особенно сев и уборка урожая.
Быт жителей юго-западных уездов России отличался сохранением многих старинных черт. Это объясняется тем, что значительные районы этого края были изолированы густыми лесами от больших торговых дорог и городов, от центральной и местной власти.

Чем дольше сидел он, создавая текст, тем меньше становилось в бутылке и тем ярче и революционне становились идеи!
Вот здесь, 0,5... (хотя нет, тут как мнимум 0,7) литра подошли к концу:

Но и это еще не все. Описание постройки стен Иерусалима, приведенное в книге Неемии, по всем параметрам совпадает с описанием постройки Московского Кремля (по расшифровке Носовского и Фоменко), которое производилось... тоже в XVI веке.

Автор поставил точку. Победоносно икнул, показал средний палец невидимым оппонентам, вытер сбегающую по побдордку слюну и держась за стену, по сложной траектории, пошёл спать. По пути вытирая об пол ногу, измазанную Фоменко(-м), в которое только что наступил.

"И еще такой вопрос: в чем причина того, что Сатана стал воплощением зла?"

Начну с Библейской цитаты: "И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему. И сказал Господь сатане: Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим! не головня ли он, исторгнутая из огня? (Захария 3, 1,2)"

Так вот дело в том, что без сатаны, то бишь без Зла, совершенствование и возвышение человека просто НЕВОЗМОЖНО! Мне кажется, что Бог заранее знал о том что Сатана восстанет, подобно тому, как знал что Иисус будет распят, но всё равно допустил это. И это было Ему угодно. Сейчас поясню:

Это подобно тому, как это было у патриарха Иакова в пустыне. "И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; (Бытие 32, 24)"

Дело в том, что без этого противоборства человек не достиг даже того малого, чего достигает в жизни. И тогда стоит задуматься о роли препятствий в жизни человека. Тех препятствий, которые обычно человек проклинает, желая избежать их и избавиться от них, но благодаря которым, то есть, преодолевая которые, он в конечном итоге и совершает свои достижения.

Так мне стало понятно, что без помощи, точнее, без противоборства сатаны, то бишь противоборства сатане, человек не может совершить путь восхождения и совершенствования. Именно поэтому Бог допускает к верующему искушения от лукавого, чтобы верующий мог испытать свою веру, научиться владеть духовным оружием и научился владеть своим духом.

Вот отсюда Бог, Иисус - воплощение добра, а сатана - воплощение зла, а вместе они и рождают борьбу этих самых противоположностей, а для чего, для того, что бы человек не был роботом, лишённым собственной мысли, а был Творцом здесь, на земле, для того что бы совершенствовался и становился сильным в лице Бога!

"Например, православие заменило прямое обращение к И.Х. на обращение к Богу через святых, попов и т.д. Также ввело поклонение мощам святых и прочее и прочее. Конечно, в медицине существует эффект плацебо, но зачем так издеваться над людьми? Так что, я думаю, если уж верить, то не через православие. Для начала..."

Да, действительно и я уже это писал, что проблема современной религии, это огромное количество ритуалов, из-за которых люди начинают верить не в Бога, не в силу молитвы, а в магические предметы в обход Бога, они начинают верить в силу той же самой свечки как волшебной палочки, как средство от всех болезней, не думая о том, что предметы сами по себе ничего не делают, всё делает молитва. Сам неоднократно становился свидетелем такой картины: Ксёндз сказал что сейчас будет освещает еду на Пасху например, люди сразу толкаясь, пихаясь, начинают доставать еду, всё открывают, разворачивают, потом начинают жадно поднимать всё вверх, а то ни дай Бог капелька святой воды не попадёт на его еду, ведь без этого еда не станет святой. Я смотрю на этих людей и понимаю, что истинная ценность веры, ценность Бога, уходит на задний план и её заменяет вера в магию. Все эти ритуалы задумывались для того, что бы помочь людям понять и прочувствовать таинство молитвы, а вышло то что мы видим сейчас. Сегодняшняя религия далека от Бога. Буквально сегодня наткнулся на видео и вам советую посмотреть:

"Просто никогда не слышал таких трактовок Бога от высшей части духовенства. Может быть есть такие?"

На этот счёт я думал достаточно много времени. В Библии сказано что Бог сотворил Адама и Еву по своему образу и подобию и поселил их в Раю. Так вот человека в своей биологической оболочке Бог в Раю поселить не мог, а поселить он мог там что? Душу! Так может быть Бог создал Душу человека по своему образу и подобию, тогда возможно Бог, это совершенная энергия, воплощение Добра и Справедливости. В Христианстве запрещают изображать Бога на иконах, так как Бога никто не видел и не могут знать как он выглядит. Так может у Бога нет никакой оболочки, может Он эта некая энергия, которая пропитывает всю вселенную, но разум пределы которой мы просто не в состоянии определить? Заметьте это не противоречит Библии, а наоборот объясняет как Бог одновременно может следить за всеми, просто может Бог есть везде?

"Хорошо, для начала скажите: с благословения Бога уничтожались целые народы? Он устроил потоп? Он истребил Содом и Гоморру? Один из городов был уничтожен обманом: вначале устроили обрезание, а потом, пока все мужчины этого города были еще больны, убили всех. Там много таких примеров, не буду их приводить?"

Интересный вопрос. Почему Бог так любил свой народ, что разом всех уничтожил? Так вот ответ на мой взгляд понятен! Так вот Бог делал эти ужасные на первый взгляд действия из-за любви к миру который Он создал! Божия любовь к сотворенному Им миру предполагает самое резкое неприятие того, что этот мир оскверняет, разрушает и уродует. Как повествует Библия:
«Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями. И воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт.6:11,12).
Божий суд, проявившийся на этот раз в Потопе, направлен на избавление мироздания от зла и, поэтому, является проявлением любви. Исцеление мира от зла (или хотя бы уменьшение его масштабов) возможно только двумя путями - либо те, кто творят зло, раскаиваются и изменяют свои пути, либо Бог просто физически лишает их возможности творить зло дальше.
Люди, жившие до Потопа, извратили путь свой, и извратили настолько, что никакие другие средства пресечения зла были уже невозможны. Их цивилизация оказалась настолько порочна, что остановить все то зло, которая она творила, можно было только физически смыв ее с лица земли.
Теперь ты спросишь: И он просто убил всех этих людей? Та вот физическая смерть (для всех рано или поздно неизбежная) далеко не самое страшное, что может случиться с человеком. Когда Бог посылает человеку смерть, которая кажется нам безвременной, в этом может проявляться забота о его вечном спасении. Зло, которому предавались допотопные люди, было губительно не только для мироздания в целом, но и для них самих. Потоп лишил их возможности чинить зло не только другим, но и самим себе!

Эта "плёнка" в современном христианстве занимает больше места, чем изначальное учение И.Х. Так что уж лучше верить по-своему, чем ходить за толпой и соблюдать ритуалы "плёнки"?

Нет, я не против всех этих ритуалов. Я акцентировал внимание на том, что ритуалы нужны людям, а не Богу. Богу нужна молитва..

В ветхом завете Он показывал множество самых разных чудес, интересна ваша точка зрения, это был Бог или нет?

Конечно это был Бог. Вы сравните время пожалуйста и не забудьте, что Богу нужна была мощная база на тысячелетия для создания современной религии, ведь без тех чудес, сейчас врятли кто нибудь бы верил в Бога. А сейчас людям достаточно тех незаметных мелких чудес, которые творит Бог каждый день, и собственно Библии, где собрана та база нашей веры.

Вы уж определитель, вы "за" христианство или у вас вообще своя точка зрения насчет Бога.

Вот здесь действительно жестковато вышло, я хотел сказать что Бог это нечто совершенное, лишённая несправедливости сущность

Да, мурашки по спине лезут, только по другой причине.

Я высказал свою точку зрения и мой первый опыт чтения Библии был именно таким!

Ответ прост: невозможно доказать отсутствие чего-либо.

Возьми не Бога, а Христа. В принципе для доказательства Бога было бы достаточно доказательство души человека. Я имел в виду что человек до сих пор не может дать рациональных доказательств, которые покажут, что не было Христа, что вся религия построена на лжи.

Прошу ещё вопросов) И как сделать цветной текст?)

Я конечно понимаю, что ты пытался написать нечто эпическое, но вышло простая, обработанная современным миром, мысль неверующего человека. Вот посмотри ты, как неверующий человек заходишь в церковь и видишь алтарь, где люди принимают в образе хлеба и вина, кровь и тело Христа, где ксёндз колдует с "магическими" свечами избавляя от болезней, где поливают святой водой, изгоняя злых духов, где люди часами стоят, что бы поклониться каким-то реликвиям. И что же, смотря на это, думаешь ты Куда я попал, что это за "секта", куча людей поклоняются каким-то предметам, обливаются святой водой и т.д. И что же ты чувствуешь? Церковь это сборище фанатиков, которые верят в свечку, как волшебную в палочку, верят в святую воду как средство от всех болезней, что люди верят не в Бога, а в некую магию. И тебе кажется это абсолютно абсурдным, лишённым всякого смысла, ты не можешь понять как в это можно верить и отсюда рождается мысль, вполне логичная, что религия подчиняет людей? И в этом месте ты, мой друг совершаешь большую ошибку. Ты упираешься в плёнку, останавливаешься, глядя на неё и думаешь, как можно в это верить, забывая что это всего лишь плёнка, размеры которой ты не можешь понять, под которой скрыт тот самый "живой", настоящий Бог, в которого верят некоторые люди, Почему я сказал некоторые? Потому, что попы, как ты говоришь, завлекают людей в церковь, создавая эти самые ритуалы: сегодня мы будем молиться определённому святому, что бы не болело горло, завтра уже другому, что бы не было аварий и т. д. И тут они совершают большую ошибку. Своими ритуалами, они превращают, не специально, людей верящих не в Бога, а в магию. Люди уже не думают про Бога, а думают в нелепые действия, благодаря которым у них повыситься здоровье, благополучие и т. д. Сама церковь НЕ верит в чудотворную силу святой воды или свечки - она верит в силу молитвы - силу диалога с Богом. А эти предметы - лишь средства для понимания людей. Вот помолился человек, и думает, что это всего лишь слова, а вот попала "святая" вода (которая является по сути обычной водой) на человека и всё, он думает что теперь всё измениться, теперь будет и счастье и здоровье. Для такого человека ничего не измениться, ведь он верит не в Бога, а в магию. И к сожалению не желание большинства людей понять силу молитвы приводит в веру в ту самую магию. А вера, истинная вера, которую сегодня можно только слегка увидеть в современных храмах, очень глубока и это не банальные слова - вера в живого Бога действительно очень глубока и очень далека от современного неверующего, а так же и большинства "верующих", как многие себя называют, людей. Вот и получается что ты, как и большое количество людей просто смотрят на современную магию в церквях и конечно, глядя на это просто не возможно поверить в того самого Бога, которого все так пытаются найти. А потом кричат на форумах что религия - средство подчинения, что Бога не существует, что это всё заговор и т.д. А вы пытались искать Бога? Не того Бога которого рисуют нам с детства, а настоящего Бога? Скептик, я читал многие твои коментарии. Так вот из таких как ты, то есть людей с логичным, рациональным мнением, которые в начале пытаются отрицать всю теорию существования Бога, но потом пытаются взглянуть глубже в религию и понять ту самую суть которая скрыта от большинства людей, потом и получаются самые ярые верующие, ибо это люди которые верят не в магию, а в живого Бога. Свидетелем этого в мои всего лишь 18 лет, я становился не раз. Вот и получается следующая цепочка: Люди не верят -> Попы или Ксендзы пытаются искренне (поверьте большинство таких людей это действительно хорошие, без всяких злых помыслов истинно верующие люди, а не те личности - участники теории заговоров, о которых часто пишет СМИ) загнать людей к вере в Бога, но делая ошибку, пытаются создавать некие магические ритуалы, в которые люди охотно верят, для того что бы привлечь людей -> В итоге люди начинают верить в ту самую магию, тем самым создаваясь фанатиками религии -> Такие люди как вы, может быть и пытались когда нибудь найти Бога, но упирались в эту плёнку, которая к сожалению растёт с каждым днём, и делая логичный вывод, что церковь - сборище фанатиков, отступали, и пишите теперь, убеждённые в своей правоте, подобные коментарии. И это цепочка делает всё больше из людей либо неверующих, либо фанатиков веры, и это очень печально. Мой вам совет, попробуйте найти Ксендза и просто поговорить с ним о Боге или найти какую нибудь хорошую книжку про Бога. Недавно я прочитал книгу "Молитва Иависа" хотя и не была она сильно идеальной, но многие интересные мысли я оттуда взял.

Бог не хочет видеть нас рабами, он дал нам свободную волю, и предоставил выбор. Заметьте, что нет человека на земле который не слышал о Боге. Каждый человек делает свой выбор: верить или не верить, точнее как бы я сказал посмотреть на религию поверхностно (здесь два варианта: не поверить или стать фанатиком веры) или попытаться взглянуть в её суть (и вот тут понять что есть Бог и стать истинно верующим). Теперь попытаюсь ответить на вопрос: Почему Бог, если он существует, не покажет людям "чудо", что бы все сразу и безоговорочно поверили. Так вот ответ прост: Бог, как я уже говорил, не хочет делать людей рабами. Он даёт людям возможность разобраться и сделать свой выбор. Он каждый день творит маленькие чудеса, персонально, для каждого человека, но которые большинство людей даже не замечают, так вот истинно верующему хватило бы и такого чуда)Бог не может сделать большое чудо, в которое поверили бы все, ибо сделав такое чудо, люди моментально станут фанатиками или рабами религии, а придя к Богу самостоятельно, без всяких знаков, человек становиться великим и в глазах людей и в глазах Бога. И вот те самые фанатики или рабы религии стали бы слишком уязвимы к противоположной стороне Бога - Дьяволу. Понеслась, скажете вы, но ведь это простая истина: если есть свет, есть тьма; если есть холод, есть тепло; если есть Бог есть и Дьявол. Так вот подумайте что бы могло произойти, если бы Бог показал себя? Если смотреть поверхностно, то даа, все верят счастье и покой, но на самом деле всё не так, всё совсем не так. Все эти люди которые бы поревели после очевидного чуда, были бы слишком слабы и уязвимы для Дьявола, их вера была бы слишком изменчива и они стали бы его жертвой очень быстро. Отвечая на любой свой вопрос такого плана подумайте что бы было, если бы всё было так как вы говорите. Теперь о том, что многие представляют Бога, как старца, летающего на облачке и наблюдающего за человеком. Я думаю что Бог не есть личность вообще, Бог это энергия, энергия абсолютного добра (добра в полноте этого слова), чистая энергия справедливости ну и сделайте вывод кто такой Дьявол. Теперь насчёт Библии. Несомненно Библия интерпретировалась огромное количество раз. Но дело в том что Библия это книга не для Бога, это книга для людей, и не важно сколько раз я рассказывал и пересказывал разными путями красную шапочку (не удачный пример), важно то что я передам смысл. Так и в Библии неважно сколько людей пересказывали её смысл, да многое может быть скрыто, многое утеряно, но ведь сам смысл Бога сокрыт в Библии до сих пор! На протяжении всей Библии говориться, что Бог есть Любовь, Бог есть Справедливость и наконец Бог есть Добро! Вот что должен понять человек! Не могли люди ни сейчас ни в 16 веке и вообще человек не мог просто сесть и придумать Библию.

(Продолжение) Библия рассказана людям через Бога, через Христа. Никакая земная Книга не может жить столько времени и до сих пор давать людям ответы и новые вопросы. Попробуй скептик, открой Библию, соберись с мыслями и попробуй впитать смысл каждого слова и мурашки поползут по спине. Кто бы там не говорил, нет в Библии никаких противоречий, всё что там написано нужно только правильно пояснить и всё станет понятно. Поймите ни 2000 лет назад, ни в 8 в. до н.э. (тогда когда писался старый завет, когда люди толком и писать не умели), ни в 16 веке, ни теперь человек, пользуясь только своим мозгом просто не мог написать Библию, не мог бы выстроить такую логичную цепочку. Почему до сих пор нет никаких рациональных теорий, что Бога нет? Думаете, что запрещает церковь? Ничего подобного, их просто нет, а наоборот, с каждым днём появляется всё больше доказательств, да хоть в лице этого сайта, что есть что то такое, что мы не способны понять. Сколько проводилось исследований на подлинность той самой Туринской плащаницы, на которой изображён лик Христа, наука не может дать объяснение как оно могло там появиться! И думаете, опять запрещает церковь? О, нет друзья, люди бы с удовольствием доказывали бы уже давно на весь мир о фальсификации к примеру этой самой реликвии, но этого не происходит. Посмотрите на то, как народ разоблачает даже самые удивительные, на первый взгляд рукотворные "чудеса", а до сих пор не может доказать несуществование Христа? Наоборот, люди с развитием науки всё больше убеждаются в том, что действительно был такой человек, как Иисус. Понимаете, в Библии всё слишком логично, что бы её написал человек без помощи Бога. Посмотрите на Заповеди: до сих пор они отражают все человеческие грехи, а они ведь написаны в 15 в. до н.э. Я являюсь католиком, регулярно посещаю костёл и я очень долго думал есть ли Бог на самом деле, читал много книг, статей в пользу и против существования Бога, на сегодняшний день я уверен, что Бог есть и с каждым днём убеждаюсь в этом. Я чувствую Его помощь и поддержку. Господи, сколько было казалось бы безвыходных ситуаций, но стоило только искренне помолиться и я просто удивлялся как всё решалось. Да порой я просто сидел, обдумывая что произошло и просто не верил как так всё могло решиться, как будто один на миллиард! Так же заметьте, что все религии мира похожи: везде есть высшая сила - Бог, есть Спаситель, смысл каждой религии творить Добро, молиться Богу. Да, есть много отростков, но мне кажется, я даже уверен, что первоисточник один, да что то пересказывалось с меньшими подробностями, что то с большими, что по одному, что то по другому и мы имеем то что имеем сейчас. Я знаю, что многие читают это сморщив лицо, но просто попытайтесь понять, не зря религия живёт столько лет. Просто попытайтесь почитать несколько книг, просто откройте Библию на любой странице и попытайтесь уловить смысл каждого слова. И вы откроете для себя тот дивный и чудесный мир, который открыл для себя я! Аминь (если кто не знает это означает подтверждение своих слов)

Ахаха. Такую чушь мог написать только больной человек. По детской книжке он узнал, что евангелисты жили в 16 веке! Гениально! В христианском Вестминстерском аббатстве было назначено обсуждение евангелистов! Эпическая чушь.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...