Подготовка сертификация педагогических кадров пробное тестирование. Сертификация педагогических и руководящих работников организаций дополнительного образования на примере должности «Методист». Профессиональная компетентность педагога - это

Прохождение сертификации - непременное условие повышения профессионального уровня в наше время. Предлагаю ответы на примерные вопросы для сертификации. Источниками послужили Закон об образовании РФ, государственные стандарты, лекции по педагогике и психологии. Пользовалась сама и сертификацию прошла успешно. Желаю удачи и рада помочь.

ответы на вопросы для сертификации учителей..docx

Картинками

1. В каком году генеральной Ассамблеей ООН была одобрена Конвенция о правах ребенка? 2. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, признавая право ребенка на образование, государства­участники вводят…? 3. К какой группе прав согласно Конвенции о правах ребенка относится право детей на выражение собственного мнения, право объединяться в ассоциации, участвовать в решении проблем, касающихся их жизни и развития? 4. Какие права, изложенные в Конвенции о правах ребенка, никогда ранее не декларировались в международных актах? 5. К какой группе прав согласно Конвенции о правах ребенка относятся право на образование, досуг, участие в культурных мероприятиях, получение информации, право на вероисповедание? 6. Согласно Конвенции о правах ребенка, защита от дискриминации предполагает…? 7. В определение понятия «конвенция» входит…? 8. Согласно Конвенции о правах ребенка, ребенком является каждый человек до достижения…. возраста? 9. Перечислите согласно «Конвенции…» основные группы прав ребенка, дайте их классификацию. 1. Предмет регулирования Федерального закона «Об образовании в РФ» ­ это 2. Образование – это..? (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) (ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 N 1559­I) вводят бесплатное и обязательное начальное образование; Ст 13 Личные Права на участие Статьи 12-17 носят особый характер, ибо в них излагаются права детей на выражение своих взглядов, мнения, на свободу мысли, совести и религии. Права, изложенные в этом блоке статей, никогда ранее не декларировались в международных актах. права на обеспечение развития; полное обеспечение и защиту всех прав ребенка, включая права на защиту, жизнь, развитие и участие международное соглашение, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились 18 лет 1. Права на обеспечение развития. 2. Права на защиту. 3. Права на участие 4. Права на жизнь. общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее - отношения в сфере образования). образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и

3. Участники образовательных отношений – это…? 4. К числу основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования относят…? осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно- нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность. 1) признание приоритетности образования; 2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; 3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования; 4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, 5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования 6) светский характер образования 7) свобода выбора получения образования обучения, методов обучения и воспитания; 8) обеспечение права на образование в течение всей жизни 9) автономия образовательных организаций, 10) демократический характер управления образованием, 11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в

5. Статья 5 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" гарантирует каждому человеку право на…? 6. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относятся…? 7. Система образования включает в себя…? сфере образования; 12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений гарантируется право каждого человека на образование. 1) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования 2) организация предоставления дополнительного образования 3) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, 4) создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций 5) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий; 6) учёт детей, подлежащих обучению 1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности; 2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; 3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы; 4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

8. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают…? 9. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к…? 10. К основным общеобразовательным программам относятся..? 11. Может ли быть получено образование в Российской Федерации на иностранном языке? 12. В Российской Федерации образование может быть получено…? 13. Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии..? 14. Сколько типов образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы, устанавливается в Российской Федерации? 5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования. 1) единство образовательного пространства Российской Федерации; 2) преемственность основных образовательных программ; 3) вариативность содержания образовательных программ 4) государственные гарантии уровня и качества образования 1) структуре основных образовательных программ 2) условиям реализации основных образовательных программ, 3) результатам освоения основных образовательных программ. 1) основные общеобразовательные программы – ДОО. НОО,ООО. РЕЖЕ СОО 2) основные профессиональные образовательные программы: а) образовательные программы среднего профессионального образования б) образовательные программы высшего 3) основные программы профессионального обучения да, в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность. 1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; 2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования). в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности. 1) дошкольная образовательная организация 2) общеобразовательная организация 3) профессиональная образовательная

15. На каких принципах строится управление образовательной организацией? 16. По дополнительным образовательным программам вправе осуществлять образовательную деятельность…? 17. К компетенции образовательной организациии относится..? организация ­ основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. 1) организация дополнительного образования - образовательная организация, 2) организация дополнительного профессионального образования - 1) разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов; 2) материально­техническое обеспечение образовательной деятельности, 3) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, 4) установление штатного расписания, 5) прием на работу работников, 6) разработка и утверждение образовательных программ 7) разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, 8) прием обучающихся в образовательную организацию; 9) определение списка учебников 10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации 10.1) поощрение обучающихся в соответствии 11) индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации 12) использование и совершенствование методов воспитания, образовательных технологий, электронного обучения; обучения и 13) проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования; 14) обеспечение в образовательной интернат, содержания имеющей условий организации, необходимых обучающихся; организация 15) создание необходимых условий 15.1) социально­ психологического тестирования обучающихся 16) создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом; 17) приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации, медалей "За особые успехи в

учении"; 19) содействие деятельности общественных объединений обучающихся, родителей 18. К компетенции образовательной организации не относится..? 19.Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность информации…? 20) организация научно­методической работы, 21) обеспечение создания и ведения официального сайта а) о дате создания образовательной организации, об учредителе, учредителях образовательной организации, о месте нахождения образовательной организации и ее филиалов (при наличии), режиме, графике работы, контактных телефонах и об адресах электронной почты; б) о структуре и об органах управления образовательной организацией; в) о реализуемых образовательных программах г) о численности обучающихся д) о языках образования; е) о федеральных государственных образовательных стандартах, ж) о руководителе образовательной организации, его заместителях, з) о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы; и) о материально­техническом обеспечении к) о направлениях и результатах научной (научно­ исследовательской) деятельности л) о результатах приема по каждой профессии, специальности перевода, восстановления и отчисления; м) о количестве вакантных мест для приема (н) о наличии и об условиях предоставления обучающимся стипендий, мер социальной поддержки; о) о наличии общежития, интерната, п) об объеме образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц; р) о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года; с) о трудоустройстве выпускников; 2) копий: а) устава образовательной организации; б) лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями); в) свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями); г) плана финансово­

хозяйственной д) локальных нормативных актов, 3) отчета о результатах самообследования. 4) документа о порядке оказания платных образовательных услуг, 5) предписаний органов, осуществляющих государственный контроль (1) воспитанники 2) учащиеся - 3) студенты (курсанты) 4) аспиранты 5) адъюнкты 6) ординаторы - 7) ассистенты-стажеры 8) слушатели 9) экстерны организацией, осуществляющей образовательную деятельность 20. К обучающимся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания относятся…? 21. Кем определяются учебные издания, используемые при реализации образовательных программ образования? 22. Согласно статьи 41 Закона «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя…? 1) оказание первичной медико­санитарной 2) организацию питания обучающихся; 3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул; 4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда; 5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом; 6) прохождение обучающимися медицинских осмотров, 7) профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ; 8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, 9) профилактику несчастных случаев с обучающимися 10) проведение санитарно­противоэпидемических и профилактических мероприятий; 11) обучение педагогических работников навыкам

24. К обучающимся каких организаций не применяются меры дисциплинарного взыскания? 25. Имеют ли родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами? 26. Какие граждане имеют право на занятие педагогической деятельностью? 27. Правовой статус педагогических работников включает в себя…? 28. Включается ли в рабочее время педагогических работников научная, творческая и исследовательская работа? 29. Какими нормативными актами определяется режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность? 30. Согласно статьи 48 Закона «Об образовании в Российской Федерации», педагогические работники несут ответственность за…? 31. С какой целью проводится аттестация педагогических работников? 32. В каком году был принят Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"? 33. Промежуточная аттестация обучающихся определяется…? 1.Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечивать…? оказания первой помощи. по образовательным программам дошкольного и начального общего образования;с ограниченными возможностями здоровья имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации да коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям 29 декабря 2012 года N 273-Фз с учетом образовательной программы. 1) единство образовательного пространства Российской Федерации; 2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и

2. В основе стандарта лежит…? 3. Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливают требования к…? 4. К метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, в том числе относят…? 5. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам, внеурочная деятельность организуется по направлениям…? 6. Федеральный государственный образовательный стандарт включает требования к…? 7. Чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы определяет…? 8. Программы отдельных предметов, курсов разрабатываются на основе…? 9. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета входит в структуру…? 1. Формирование способностей восприятия и понимания прекрасного, развитие задатков и способностей в области искусства составляют цель … воспитания. 2. К видам поощрения относятся…? 3. Мотив достижения – это…? 4. Влияние на развитие мотивационно­ценностной сферы человека составляет сущность…? 5. Педагогические процессы, характеризующие категорию "воспитание»…? высшего профессионального образования. Системно-леятельностный подход устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся. универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) по 5 направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно- оздоровительное). 1) структуре основных образовательных программ 2) условиям реализации основных образовательных программ, 3) результатам освоения основных образовательных программ. образовательное учреждение. на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы. Рабочей программы по предмету эстетического Одобрение, похвала, благодарность, материальное Устойчивое стремление человека к успехам в различных видах деятельности воспитания Сущность воспитания как педагогической категории можно определить как процесс целенаправленного, систематического, организованного и планомерного взаимодействия воспитателя и воспитанника, во

время которого осуществляется воздействие на сознание и подсознание, на познавательную, эмоционально-волевую и мотивационную сферы воспитанника с целью формирования у него научного мировоззрения, жизненных ценностей и идеалов, высоких нравственных, гражданских и профессиональных качеств, его личностного формирования и развития. 1)научность и мировоззренческая направленность;2)проблемность обучения; 3)обучение д/б наглядным; 4)активность и сознательность;5)обучение д/б доступным, но протекать на высшем уровне сложности;6)обучение д/б систематичным и последовательным. принципах 6. Классические принципы дидактики? 7. Закономерности воспитания находят свое выражение в... воспитания? 8. Классно­урочная система как "золотой фонд педагогики" обоснована в трудах…? Яна Амоса Коменского 9. Сформировать и поддержать у ребенка высокую учебную мотивацию эффективнее всего, если…? 10. Высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку, называется…? 11. Модульное обучение – это…? 12. К словесным методам обучения относятся…? 13. Обучаемость – это…? 14. Диагностика обученности – это…? 15. Такие психические процессы, как память, мышление и речь, относятся к…? 16. Форма проявления внимания – это…? 17. Форма сознания, которая проявляется в осознании человеком самого себя, называется..? Создавать ему ситуацию личного успеха, строить процесс обучения на позитивных эмоциях, с учетом значимых ценностей и интересов обучающегося; сознание способ организации учебного процесса на основе блочно- модульного представления учебной информации. рассказ, объяснение, беседа, школьная лекция. Восприимчивость к обучению Контроль, проверка, оценивание результатов обучения, их анализ, выявление динамики, прогноз на будущее; Познавательным процессам моторное (направлено на движение), интеллектуальное (направлено на мышление), сенсорное (восприятие). самосознание

18. Лучше запоминается материал…? 19. Основой для формирования человека как личности является…? 20. Способности – это…? 21. Социализация – это…? 22. Культурно­историческая теория развития высших психических функций принадлежит…? Вызывающий активную умственную деятельность в процессе работы с ним. Деятельность; это особенности человека, несводимые к знаниям, умениям, навыкам, но позволяющие быстро их приобретать и эффективно применять в практической деятельности. Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности; Л.С. Выготский 23. Логика развития основных видов мышления в дошкольном возрасте оказывается следующей…? Наглядно-образное, наглядно- действенное, абстрактно-логическое 24. Возрастной этап, связанный с возможностью интенсивного развития у ребенка определенных психических функций и способностей, называется…? Сензитивным периодом; 25. К возрастным особенностям подростка относятся…? Высокая степень эмоциональной зависимости от сверстников; 26. Акселерация­ это…? 27. Поведение, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, наносящее вред обществу или самой личности, сопровождающееся социальной дезадаптацией, называется…? 28. К важнейшим социальным потребностям ранней юности относятся…? 29. Обязательным элементом любого урока является…? 30. Эмпирические методы педагогического исследования включают…? 32. К практическим методам обучения относятся…? Ускоренное физическое и психическое развитие в детском и подростковом возрасте. Делинквентным; саморефлексия, осознание соб- ственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни» Организационный момент и сообщение темы и цели урока; Изучение нормативно-правовых документов, наблюдение, эксперимент; Упражнения, лабораторная работа; 33. Сущность принципа доступности заключается в том, что…? Содержание изучаемого материала и методы его изучения должны соответствовать возрастным

35. Формы проявления внимания – это…? особенностям, уровню подготовленности и развития обучающегося. Сенсорное (зрительное, слуховое, вкусовое и др.); Интерактивное; . Интеллектуальное. 36. Зона "ближайшего развития" характеризуется тем…? Какие задания ученик может выполнить с помощью со стороны; 38. Какие условия обеспечивают успешное формирование личности? 39. К концу дошкольного возраста формируется мышление…? 40. Ведущей деятельностью подростка по Д. Б. Эльконину является..? 41. Какой вид ведущей деятельности соответствует младшему школьному возрасту? 42. Повысить обучаемость младшего школьника можно…? Воспитательное воздействие на весь субъектный мир человека; Наглядно-образное Общение. Учение; Формируя способы эффективного и осмысленного запоминания; 43. Развивающая функция обучения реализуется при ориентации процесса обучения на…? Интересы и потребности; 44. Методы педагогического исследования, непосредственно связанные с практикой и позволяющие накопить, зафиксировать, классифицировать и обобщить полученный практический материал, называются…? Эмпирическими. 45. Первый опыт социального взаимодействия ребенок получает в …? В семье; 46. На чьи моральные суждения и оценку действий ориентируется чаще всего в своем поведении младший школьник? Учителей; 47. К основным недостаткам фронтальной учебной деятельности учащихся относятся…? 1. Под управлением какой программы работает любой компьютер? 2. Какая кнопка на клавиатуре всегда удаляет информацию? 3. С помощью какой кнопки мыши вызывается контекстное меню? Нацеленность на абстрактного обучающегося; Сложность руководства каждым обучающимся; Единый для всех темп работы. Операционной системы Delete правой 4. Основные средства взаимодействия между компьютером и пользователем в системе Windows, диалоговые окна

а также в программах, работающих под Windows, называются…? 5. Для чего предназначено "Избранное" в браузере Internet Explorer? 7. Под абзацем в текстовом редакторе понимают…? 8. Объект, находящийся в корзине, восстанавливается…? для запоминания ссылок на интересные ресурсы часть текста, после которой текст идет с красной строки в то место, откуда он был удален 9. Компьютерная программа, используемая для создания, редактирования и форматирования документов – это…? Текстовый редактор 10.Что нельзя прикрепить к электронному письму? папку 12. Компьютерная программа, предназначенная для обработки различных данных, представленных в табличной форме – это…? Электронные таблицы 13. Компьютерная программа, обеспечивающая доступ и перемещение в глобальной сети Интернет – это…? браузер 13. В электронной таблице имя ячейки образуется из …? 14. Электронная таблица структурно состоит из…? Из строк и столбцов из имени столбца и строки 15. Поисковая система это…? 16. "Гиперссылкой может быть..."? сайт, позволяющий осуществлять поиск информации на основе ключевых слов, область интереса пользователя текст ­графическое изображение 17. Какие списки есть в текстовом редакторе? 18.Компьютерная программа создания и редактирования изображений (рисунков, фотографий и др.) – это…? многоуровневых ­ нумерованных ­ маркированных Графический редактор 20. При наборе текста в текстовом редакторе, клавиша Еnter используется для…? перехода на новый абзац 21.Основным элементом электронной таблицы является…? ячейка 22.Какой символ обязательно присутствует в адресе электронной почты? @ 23. Верный алгоритм копирования текста это…? 24. Какова продолжительность непрерывной работы с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой для учащихся 5 – 7 классов 25. Какова продолжительность просмотра статических изображений на учебных досках и установить курсор, выделить фрагмент, Копировать, Вставить 20 мин 25 мин

экранах отраженного свечения для учащихся 8 – 11 классов 26. Для того, чтобы удалить пустую строку в текстовом документе нужно нажать кнопку? заменить 27. На основе чего строится любая диаграмма? 28. Процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления этих процессов и методов – это…? 1. Вопросы организации и совершенствования методического обеспечения образовательного процесса решаются на уровне…? 2. Образовательные учреждения приобретают право на ведение образовательной деятельности с момента..? 3. Лицензируется ли индивидуальная педагогическая деятельность, в т. ч. по профессиональной подготовке? На основе табличных числовых данных Информационные технологии Образовательного учреждения Получения государственной лицензии в соответствии с действующим законодательством; нет 4. Какой нормативно­правовой акт определяет верхний предел учебной нагрузки учителя? Трудовой договор? 5. По закону "Об образовании" имеют ли учащиеся государственного образовательного учреждения право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом:? да 6. В Кемеровской области действует государственный образовательный стандарт, который включает в себя…? федеральный и национально- региональный компоненты; 7. К субъектам системы образования Кемеровской области относятся…? 8. Областная программа развития образования утверждается…? 9. Управление системой образования Кемеровской области в пределах своей компетенции осуществляют…? . Кто по закону "Об образовании" Кемеровской области несет ответственность за повышение квалификации педагога 1 раз в пять лет? 11. Может ли в образовательную программу государственного образовательного учреждения в качестве обязательной быть введена дисциплина религиозного характера? а) учреждения и организации, осуществляющие образовательную деятельность (общеобразовательные школы, учреждения дополнительного образования детей, учреждения дошкольного образования и др.); б) физические лица, занимающиеся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью; в) семья; Постановлением коллегии администрации области? Департамент образования и науки Руководитель образовательного учреждения. нет

12. Основным направлением в реализации проекта "Наша новая школа" является…? 13. Под содержанием образования понимается…? 14. Основными функциями обучения являются..? 15. Хозяйственно­экономические, воспитательные, социальные, психотерапевтические функции относятся к функциям…? 16. Педагогические процессы, характеризующие категорию "образование"? 17. Степень профессиональной подготовленности педагога называется…? 18. Метод обучения – это…? 19. В процессе обучения обучающийся выступает как (предмет, объект…)? 20. Какой компонент учебной деятельности называют первым?: 21. Система государственных и общественных институтов, обеспечивающих процесс образования личности в течение всей жизни, называется…? 22. Система учебных приемов, способствующих развитию личности учащихся, включает…? 23. Обучаемость – это…? 24. Какой порядок действия работника при возникновении пожара…? Переход на новые образовательные стандарты Система знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает развитие умственных и физических способностей обучающихся, формирование у них нравственности, соответствующего поведения, готовности к жизненному самоопределению и труду. Образовательная, развивающая, воспитательная, профориентационная школы процесс обеспечения развития личности соответствующего уровню полученных знаний; профессиональной квалификацией; система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования; объект педагогической деятельности и субъект собственной познавательной деятельности; мотивация Система образования перенос усвоенных приемов с обучающей задачи на новую. индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения - немедленно сообщить об этом в пожарную службу (при этом четко назвать адрес учреждения, место пожара, свою должность и фамилию, а также сообщить о наличии в здании людей); - задействовать систему оповещения о пожаре; - принять меры к эвакуации людей; - известить о пожаре руководителя

предприятия или заменяющее его лицо; - организовать встречу пожарных подразделений; - приступить к тушению пожара имеющимися средствами. 1. устранить воздействие на организм повреждающих факторов, угрожающих здоровью и жизни пострадавшего (освободить от действия электрического тока, вынести из зараженной атмосферы, погасить горящую одежду, извлечь из воды и т.д.), оценить состояние пострадавшего; 2. определить характер и тяжесть травмы, наибольшую угрозу для жизни пострадавшего и последовательность мероприятий по его спасению; 3. выполнить необходимые мероприятия по спасению пострадавшего в порядке срочности (восстановить проходимость дыхательных путей, провести искусственное дыхание, наружный массаж сердца, остановить кровотечение и т.д.); 4. поддержать основные жизненные функции пострадавшего до прибытия медицинского работника; 5. вызвать скорую мед. помощь или врача, либо принять меры для транспортировки пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение. сотрудник, чьи обязанности по проведению инструктажей были зафиксированы соответствующим приказом. Директор школы подготовка школьников к успешным действиям по обеспечению безопасности личности, общества, государства. 25. Срок действия трудового договора…? 26. Продолжительность рабочего времени и времени отдыха может быть…? 27. Виды льгот и компенсаций за работу во вредных условиях труда? 28. Организация первой медицинской помощи пострадавшим осуществляется в следующем порядке…? 29. Кто проводит и фиксирует в журнале инструктажа при приеме работника на работу вводный инструктаж? 30. Кто возглавляет комиссию по чрезвычайным ситуациям в образовательном учреждении? 31. Главной целью обучения учащихся безопасности жизнедеятельности является…?

Сертификация педагогических и руководящих работников организаций дополнительного образования на примере должности «Методист».

Курганова М.Н., методист,

МБОУ ДОД «Дом детского творчества №2»

В ноябре 2010 года в ходе встречи В. Путина с министром образования и науки был закреплен тезис о том, что оценка качества должна перейти к профессиональным ассоциациям, работодателям и быть независимой, а не ведомственной. Президент указал, что проблему создания национальной системы квалификаций необходимо решать как общенациональную задачу, подключая все ресурсы государства.

Что такое квалификация? Это результат освоения образовательных программ, жизненного опыта. Что такое сертификация? Определений много, но их смысл сводится к одному: выявить, что человек знает, понимает и умеет делать, оценить эти результаты, соотнести с Национальной рамкой квалификаций и профессиональными стандартами и принять решение о присуждении профессиональной квалификации и выдаче соответствующего сертификата.

В мире давно существуют системы сертификации, обеспечивающие стабильное и гарантированное развитие национальных экономик. Однако в России система оценки и сертификации квалификаций только начала складываться. В ее структуру входят Общественно-государственный совет, базовая организация – Национальное агентство развития квалификаций, Реестр системы независимой оценки качества профессионального образования, региональные экспертно-методические центры, центры сертификации и апелляционные комиссии.

В современных реалиях сертификация квалификаций выгодна всем: работодателям, конкретному работнику, государству. Она повышает возможность трудоустройства граждан, увеличивает их конкурентоспособность на рынке труда, стимулирует интерес к продолжению образования и обучения.

В целом сертификация квалификаций дает системный эффект. Осуществляется она посредством оценки профессиональных компетенций. Инструментарий для этого включает контрольно-измерительные и контрольно-диагностические материалы. Система тестового контроля создается для каждого образовательного уровня, система комплексных практических заданий – в соответствии с квалификационными уровнями.

Процедура сертификации добровольная: проводится, исходя из индивидуальной траектории обучения, составленной человеком.

Какие риски можно получить при введении сертификации? Прежде всего, экономические: такие как неготовность работодателей вкладывать средства в кадровое развитие, недостаточная развитость социального партнерства, отсутствие механизмов государственного стимулирования и гарантированного финансирования сертификации. Есть и риски социальные, в основном связанные со старой мировоззренческой позицией людей: с непониманием собственной выгоды, неверием в необходимость преобразований.

Кто проводит сертификацию? Специально подготовленные эксперты, также сертифицированные государственными структурами или независимыми профессиональными сообществами.

Профессиональный стандарт – продукт коллективной деятельности работодателей, объединенных по видам экономической деятельности, отражающий минимально необходимые совокупные квалификационные требования к профессии, личностно-профессиональным качествам работника, качеству выполняемых трудовых действий, результатам деятельности.

Сертификация педагогических и руководящих работников.

Сертификация – процесс, посредством которого руководящие и педагогические работники подтверждают, что уровень их компетенции и квалификации соответствует требованиям профессионального стандарта по виду их педагогической деятельности (сайт КРИП и КРО г.Кемерово).

В соответствии с Положением о департаменте образования и науки Кемеровской области, утвержденным постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 05.02.2007 № 12, в рамках осуществления общественно-государственного управления и в целях повышения профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников образования, а также повышения уровня образовательных услуг.

К процедуре сертификации педагогических и руководящих работников допускаются педагоги имеющие:

    высшее профессиональное образование, подтвержденное документом государственного образца;

    стаж работы не менее трех лет управленческой (педагогической) деятельности;

    аттестацию на соответствие занимаемой должности или на установление квалификационной категории (первой, высшей);

    выполняющие качественно и в полном объеме должностные обязанности;

    положительные результаты работы, подтвержденные ходатайством руководителя заявителя, педагогической общественностью (родителями, органами местного самоуправления) и копиями документов, свидетельствующих о достижениях в профессиональной деятельности.

Этот перечень автоматически ограничивает число педагогических работников, способных пройти процедуру сертификации, так, например, молодой специалист (стаж до 3 лет) или педагог без высшего профессионального образования или не имеющий установленной квалификационной категории не смогут ее пройти.

Для прохождения процедуры сертификации педагогическим работникам необходимо иметь базовые знания в области информационных технологий, так как само тестирование – это компьютерный экзамен, требующий определенных знаний.

Вопросы, на которые претендент в процессе сертификации будет отвечать, составлены из расчета знаний определенных разделов. Продолжительность компьютерного тестирования 1 час. Прошедшими сертификацию считаются работники образования, выполнившие не менее 80% заданий .

В результате успешного прохождения сертификации руководящего и педагогического работника является получение сертификата. Сертификат - официальный документ установленного образца. Сертификат действителен в течение двух лет.

Сертификат свидетельствует о высоком уровне профессиональной компетентности, обеспечивающей качество педагогической деятельности. Сертификат позволяет при заполнении оценочного листа методиста дополнительного образования в разделе №3 «Уровень компетентности методиста» в графе «Прохождение сертификации» проставлять 10 баллов в течение 2 лет.

Сертификация по должности «методист» в форме компьютерного тестирования проводится по разделам:

    Специфика деятельности методиста.

    Нормативно-правовые основы управленческой деятельности.

    Психология управления.

    Результативность управленческой деятельности.

    Управление качеством образования.

    Информационные технологии в образовательной деятельности.

К каждому разделу существует доступная для скачивания аннотация к тестовым заданиям для проведения компьютерного тестирования в рамках прохождения процедуры сертификации по должности «методист ОУ ДОД», где разработчики советуют уделить внимание изучению определенных тем и проблем.

Мною был проработан и изучен предлагаемый на сайте КРИП и Кро г.Кемерово, раздел «Сертификация» материал, который позволил составить примерный перечень вопросов тестирования по должности «методист в организации дополнительного образования». Следует учитывать, что предлагаемые в тестировании вопросы являются примерными и могут в точности не совпадать с вопросами реального тестирования. Но, тем не менее, позволяют испытуемому проверить уровень своей подготовки в том или ином разделе, и по необходимости повторно изучить первоисточники, предлагаемые разработчиком.

Вопросы для тестирования представлены в виде интегративной игры. Данная, частично игровая форма выбрана для того, чтобы сделать процесс тестирования интересным и даже увлекательным. В качестве базового интерфейса мною был выбран шаблон уже имеющейся у меня интерактивной игры, ранее использованной для обучающихся дополнительной программы по краеведению.

В целях повышения нашей с Вами образованности проводится сертификация педагогических кадров как пользователей информационных технологий. Для начала можно пройти пробное тестирование.

Пробное тестирование

Компьютерное тестирование по выбранной претендентом на сертификат категории проводится в режиме удаленного доступа к сайту сертификационного тестирования по адресу http://spk.academy.edu.by.
В качестве программной оболочки для проведения тестирования может использоваться любой веб-браузер (Internet Explorer версии 6.0 и выше, Opera версии 8.0 и выше и пр.). Вход в систему тестирования осуществляется в соответствии с полученным пользователем в сертификационном центре именем (логином) и паролем.

Для оценки собственной готовности к сдаче компьютерного теста претендент может выполнить его пробный вариант на сайте http://spk.academy.edu.by:

  1. перейти на страницу Готовы ли вы к сертификационному экзамену? ,
  2. выбрать Пробные тесты в версии Windows XP, Office 2003 или Пробные тесты в версии Windows 7, Office 2010 ,
  3. использовать для Входа в систему ДО следующие идентификационные данные (для любой сертификационной категории), точно набирая прописные и строчные буквы:
  4. перейти в нужный раздел (сертификационную категорию):
    — Учебно-воспитательная работа,
    — Административная работа,
    — Информационные технологии в образовании.

Как вы понимаете, я не удержалась и пошла проходить пробный тест. Компьютером я владею довольно неплохо, но больше на практике, чем в теории. Вопросы в тесте самые разные: по Word, по Excel, по периферийным устройствам и многому другому, чего нам, обычным юзерам, знать не обязательно.

В общем, кое-что знала, кое-что догадалась, а что-то впервые видела и делала наугад.

Это моя вторая попытка

Нужно минимум 7 баллов из 10 набрать. В первый раз читаешь вопросы — тёмный лес. А потом вроде и не так страшно. Нужно будет — сдадим. Только что там говорилось про 100 с хвостиком тысяч при сдаче? Не сдашь с первого раза — ещё раз плати. Каждая пересдача — оплата. А у педагогов деньги не лишние.

ДОБРОВОЛЬНАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ КАК ИНСТРУМЕНТ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Н. В. Зениткина, заведующая лабораторией аттестации и сертификации работников профессиональных образовательных организаций ГБУДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», г. Кемерово Г. П. Вдовина, методист

В условиях развития системы добровольной сертификации в различных сферах деятельности, наряду с сертификацией продукции и системы менеджмента качества, особую значимость приобретает процедура сертификация персонала, так как человек становиться наиболее ценным ресурсом конкурентоспособности как отдельно взятой организации, так и страны в целом. В настоящее время и государство, и работодатели, и работники всех уровней заинтересованы в процедуре сертификации кадров. Каждый работающий человек должен осознавать свой потенциал, непрерывно обновлять имеющиеся собственные компетенции и получать официальное подтверждение их наличия как своей главной собственности, обеспечивающей профессиональную успешность и повышение уровня социальной защищенности.

Сертификация - это процедура, в ходе которой компетентным органом подтверждается уровень компетенции и квалификации работника. Основу процедуры сертификации составляет профессиональный стандарт, в котором содержатся квалификационные требования к знаниям, умениям, навыкам по виду профессиональной деятельности специалиста, а также уровню его образования и профессиональной подготовки.

В 2012 году Федеральным законом от 03.12.2012 № 236-Ф3 были внесены изменения в статью 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации, законодательно закрепившие понятия квалификации и профессионального стандарта, на которых базируется сертификация.

Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Квалификация - демонстрация личных качеств, образования, подготовки и опыта работы.

Целью добровольной сертификации в образовательной сфере является обеспечение вы-

Н. В. Зениткина Г. П. Вдовина

сокого качества образования через создание процедуры независимой оценки руководящих и педагогических работников, направленной на стимулирование их профессионального развития (самореализацию в деятельности).

Основные задачи, решаемые в ходе процедуры добровольной сертификации:

Периодическая проверка профессиональной квалификации на соответствие принятым критериям;

Подтверждение профессионального и социального статуса педагога, уровня его квалификации в определенной области;

Стимулирование профессионального развития педагогических работников, создание системы морального и материального стимулирования в соответствии с существующей системой оплаты труда;

Использование сертификации как средства повышения эффективности управления в образовании: отбор участников профессиональных конкурсов, формирование резерва на должности руководителей образовательных организаций.

В сертификации могут принимать участие руководящие и педагогические работники образовательных организаций (независимо от их организационно-правовой формы). Претенденты на прохождение сертификации должны пройти аттестацию, иметь высшее образование и стаж

работы не менее трех лет, а также качественно и в полном объеме выполнять должностные обязанности и иметь определенные профессиональные достижения.

Добровольная сертификация руководителей профессиональных образовательных организаций Кемеровской области началась 01.09.2014, а педагогических работников - 01.01.2015. Приказом департамента образования и науки Кемеровской области от 05.05.2014 № 815 были утверждены подготовленные изменения и дополнения в разработанное ранее Положение о порядке добровольной сертификации руководящих и педагогических работников системы образования Кемеровской области, в соответствии с которыми научно-методическое, информационное и организационно-техническое сопровождение процедуры сертификации работников образовательных организаций среднего профессионального образования, подготовку информационно-аналитических материалов для сертификационной комиссии департамента образования и науки Кемеровской области обеспечивает ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» (лаборатория аттестации педагогических работников образовательных учреждений профессионального образования, сейчас - лаборатория аттестации и сертификации работников профессиональных образовательных организаций).

В процессе подготовки к проведению указанной процедуры ГБУ ДПО «КРИРПО» были разработаны и утверждены правила прохождения компьютерного тестирования, памятка испытуемому по работе с системой Sunrav WebClass. Лаборатория совместно с кафедрами менеджмента и экономики, педагогики и психологии профессионального образования подготовила тестовый материал для проведения компьютерного тестирования для каждой категории работников.

Для руководителей и специалистов методических служб профессиональных образовательных организаций в сентябре 2014 г. был проведен обучающий семинар по процедуре добровольной сертификации, на котором участники получили необходимые методические рекомендации по подготовке к сертификации, порядку ее проведения и оформления установленных документов. В целях подготовки экспертов для участия в сертификационной комиссии в октябре 2014 г. организовано и проведено обучение 29 человек по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Тео-

рия и методика педагогической экспертизы деятельности образовательных учреждений общего и профессионального образования и мониторинга государственных образовательных стандартов». В ходе курсовых подготовок в октябре 2014 г. для руководителей и педагогов проведено пробное тестирование с целью апробирования и доработки тестового материала.

Сертификация в форме компьютерного тестирования проводится по следующим разделам:

для руководящих работников:

Нормативно-правовые основы управленческой деятельности; теория и практика педагогического менеджмента; управление качеством образования; психология управления; финансово-экономическая деятельность; административно-хозяйственная деятельность; организация дополнительного образования; делопроизводство в образовательной организации; результативность управленческой деятельности.

для педагогических работников:

Нормативно-правовые основы педагогической деятельности; психолого-педагогические аспекты образовательной сферы; теория и практика преподаваемого предмета, образовательной области (предметная компетентность, владение современными педагогическими технологиями, средствами и методами), обеспечение качества образования; взаимодействие с субъектами социума и социально-педагогическая деятельность, работа с родителями.

В настоящее время в процедуре добровольной сертификации приняли участие все профессиональные образовательные организации Кемеровской области.

С 01.09.2014 по 31.12.2015 руководящие работники подали 268 заявлений на прохождение добровольной сертификации, педагогические - 1202. Не явились на компьютерное тестирование по уважительной причине за весь обозначенный период 32 человека. Успешно прошли компьютерное тестирование и получили сертификаты об уровне профессиональной компетентности 1494 человека, в том числе 263 сертификата о высоком уровне профессиональной компетентности, обеспечивающей качество руководящей деятельности, 1041 сертификат о высоком уровне профессиональной компетентности, обеспечивающей качество педагогической деятельности. Не справились с заданиями компьютерного тестирования и, следовательно, не прошли процедуру добро-

вольной сертификации 34 человека из числа педагогических работников.

Следует отметить, что руководство многих профессиональных организаций Кемеровской области ответственно и серьезно подходит к процедуре добровольной сертификации своих педагогов. Результатом становится высокое качество представляемых материалов и высокий уровень выполнения тестовых заданий. К таким образовательным организациям можно отнести ГПОУ «Кузбасский техникум архитектуры, геодезии и строительства» (С. Н. Нифонтов); ГПОУ «Беловский многопрофильный техникум» (В. В. Окружнов); ГПОУ «Новокузнецкий транспортно-технологический техникум» (А. А. Косенков); ГПОУ «Профессиональный колледж г. Новокузнецка» (Т. А. Кучерявен-ко); ГПОУ «Кузнецкий индустриальный техникум» (Е. П. Корнеев).

Грамотное методическое сопровождение процесса подготовки к процедуре добровольной сертификации отличает таких заместителей директора и методистов, как Е. А. Равков-ская (ГПОУ «Березовский политехнический техникум); Т. В. Сасина (ГПОУ «Кемеровский техникум индустрии питания и сферы услуг»); М. Н. Савоськина (ГПОУ «Сибирский политехнический техникум»; Н. Л. Лабунская (ГПОУ «Кузнецкий техникум сервиса и дизайна им. Волкова В. А.»); Н. П. Сурикова (ГПОУ «Прокопьев-ский электромашиностроительный техникум»); Н. В. Клагиш (ГПОУ «Тяжинский агропромышленный техникум»).

Есть ли проблемы на сегодняшний день при проведении процедуры добровольной сертификации? Конечно. И связаны они в основном с содержанием и оформлением представляемых профессиональными образовательными организациями документов. В целях предотвращения ряда типичных ошибок, допускаемых при подготовке документов на добровольную сертификацию, считаем необходимым дать отдельные разъяснения и обратить внимание на необходимость следования образцам, представленным на странице лаборатории аттестации и сертификации работников профессиональных образовательных организаций на сайте ГБУ ДПО «КРИРПО».

Заявка на процедуру добровольной сертификации

Подается на бланке образовательной организации до 5 числа каждого месяца учебного года;

Список работников составляется в алфавитном порядке;

В графе «Стаж» для педагогических работников указывается только педагогический стаж, для руководящих - управленческий, так как к сертификации допускаются руководящие и педагогические работники, у которых стаж работы полных три года управленческой (педагогической) деятельности;

В графе «Результаты аттестации» указывается первая, высшая категории или соответствие занимаемой должности (сзд). Если срок действия аттестации заканчивается и документы поданы в ГУ «Областной центр мониторинга качества образования» (г. Кемерово, ул. Красная, 23), то в этой графе указывается регистрационный номер заявления и дата регистрации заявления (например: первая, № 4322 от 22.05.2015).

Копия аттестационного листа для преподавателей, мастеров производственного обучения и других категорий педагогических работников (даже если окончился срок действия) обязательно вкладывается в пакет документов.

В правой верхней части заявления указывается должность педагогического работника (преподаватель, социальный педагог...) в соответствии с Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»; в конце заявления обязательно ставится дата и подпись.

Ходатайство на руководителя образовательной организации подписывается начальником управления среднего профессионального образования департамента образования и науки Кемеровской области, на педагогических работников - директором образовательной организации и представителем коллегиального органа управления образовательной организации (председателем профсоюзного комитета, или попечительского совета, или совета трудового коллектива).

Если фамилия в дипломе отличается от фамилии во всех остальных документах, обязательно прилагается копия свидетельства о заключении или расторжении брака.

Копия трудовой книжки делается полностью и заверяется штампом «Копия верна». На последней странице синей пастой от руки должна быть запись начальника отдела кадров (либо иного уполномоченного лица) «Продолжает работать по настоящее время».

Копии документов должны быть на чистых листах.

Документы подаются в папке-скоросшивателе, где первой страницей является титульный лист, на котором указывается наименование образовательной организации в соответствии с уставом.

Процедуру сертификации можно проходить неограниченное количество раз, так как сертификат выдается сроком на два года. Педагоги часто спрашивают: «Что дает процедура добровольной сертификации?» Наличие сертификата, во-первых, позволяет руководящим и педагогическим работникам реализовать свои права на повышение оплаты труда, получение стимулирующих надбавок, во-вторых, является положительным фактором при прохождении аттестации в целях установления квалификационной категории, в-третьих, является одним из критериев эффективности деятельности образовательной организации и ее рейтинга.

Нет сомнений в том, что сертификация не утратит своей актуальности и в дальней-

шем, будут совершенствоваться технологии ее проведения. Более того, в 2015 году Кузбасская торгово-промышленная палата по соглашению с департаментом образования и науки приступила к формированию региональной системы добровольной сертификации профессиональных квалификаций, представляющей собой процедуру оценивания соответствия профессиональных компетенций выпускников профессиональных образовательных организаций, закрепленных в профессиональных стандартах, которая завершается выдачей регионального сертификата. Со временем такой сертификат должен стать допуском к выполнению профессиональных функций. Для выпускников будет престижно и значимо наличие не только диплома об уровне профессионального образования, но и регионального сертификата. Поэтому для каждого руководящего и педагогического работника образовательной организации СПО задачей на перспективу должно быть обязательное прохождение процедуры добровольной сертификации.

В Правительстве и экспертных сообществах обсуждается дополнение национального проекта «Образование». В него включены 9 крупных федеральных проектов, и в том числе заложены основы нового подхода к проверке профессионализма педагогов. В частности, Общероссийский народный фронт предлагает отказаться от действующей системы аттестации, а взамен ввести единый профессиональный экзамен. И хотя цели проверки уровня подготовки педагогов не изменятся, новый экзамен позволит воспитателям и учителям выстроить планы своего профессионального развития, считают независимые эксперты.

В ОНФ подчеркивают, что экзамен должен соответствовать требованиям профстандарта педагога и федеральным образовательным стандартам общего образования.

Неизвестно, согласятся ли чиновники на такое предложение, но сейчас в РФ проходит другой эксперимент — апробируется новая модель аттестации учителей в рамках того же нацпроекта «Образование». Ее главное отличие — педагоги должны пройти независимую оценку квалификации на основе использования единых федеральных оценочных материалов. Никакого портфолио, грамот и прочих материалов, доказывающих, что специалист хорошо учит детей, не понадобится. Планируется, что по новой модели аттестацию начнут проводить с 2020 года. При этом разделение на обязательную и добровольную сохранится, также не изменится периодичность проверок.

В какие сроки сейчас проводится аттестация

Аттестация на соответствие занимаемой должности в ДОУ воспитателя (2019) проводится, в зависимости от ее вида, в следующие сроки:

  1. Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности. Она является обязательной и проходит в сроки, определенные законодательством РФ. Ее проведение должно быть не реже чем раз в 5 лет. Такой вид является проверкой на профессиональное соответствие занимаемой должности.
  2. Аттестация педагогических работников для установления квалификационной категории является добровольной и проводится по желанию работника. Данный вид является проверкой профессионального соответствия на повышение категории.

При сроке действия категории 5 лет можно проходить повторную проверку по истечении 2 лет с момента получения предыдущей категории. Если заявитель получает отказ в повторной проверке, он может подать заявку еще раз по истечении 1 года после полученного отказа.

Согласно положению о плановой аттестации педагогов, срок на подтверждение соответствия занимаемой должности составляет 5 лет. Следовательно, в 2019 году на нее будет направлен педагогический состав, аттестовавшийся в 2014 году.

Для прохождения проверки на соответствие занимаемой должности сотрудника направляет руководитель образовательного учреждения.

В случае несвоевременного подтверждения категории она аннулируется.

  • сотрудник, имеющий первую категорию, должен подать заявление на аттестацию для получения первой категории и пройти в общем порядке процедуру;
  • если у педагогического работника была высшая категория, то она будет понижена до первой, при этом ждать два года для подачи заявления на высшую категорию не надо (имеется в виду, если человек уже два года занимает эту должность).

При этом квалификационные категории, присвоенные до 01.01.2011, остаются действительными на тот срок, на который были присвоены. Однако правило, в соответствии с которым педагогу, отработавшему по профессии 20 лет, «пожизненно» присваивалась вторая категория, отменяется. Эти педагоги также должны аттестовываться каждые пять лет.

Список необходимых документов

Перечень обязательных документов для прохождения аттестации:

  1. Заявление на аттестацию воспитателя на высшую категорию (2019 год).
  2. Копия результата прохождения предыдущей аттестации при наличии.
  3. Копии дипломов по профильному образованию (среднее и высшее педагогическое образование).
  4. В случае смены фамилии прикладывается копия документа.
  5. Сопроводительное письмо или характеристика с места работы, которая может служить подтверждением профессиональной компетенции воспитателя.

Заявление на аттестацию воспитателя

Заявление на высшую категорию воспитателя ДОУ (2019 год по ФГОС) должно быть выполнено на специальном бланке в свободной форме. Информация об адресате заполняется в правом верхнем углу. Далее необходимо внести основные сведения о заявителе. К этим сведениям относятся Ф.И.О. сотрудника ДОУ, его адрес и номер телефона, полное наименование образовательного учреждения, в котором работает заявитель. Далее в заявлении поэтапно указываются следующие сведения:

  • просьба об аттестации на выбранную категорию;
  • информация о категории в данный момент и сроке ее действия;
  • указываются основания для присвоения категории. В этом пункте важно ориентироваться на требования к выбранной квалификации;
  • список образовательных мероприятий, в которых участвовал сотрудник ДОУ;
  • сведения о заявителе. Данные об образовании, общий педагогический стаж, стаж работы на последнем месте. Если воспитатель имеет грамоты, документы о прохождении курсов повышения квалификации, необходимо отразить данные сведения в тексте заявления.

В конце документа ставится дата и подпись заявителя.

Образец заявления

При заполнении заявления особо выделяют достижения воспитателя. Если вы участвовали в методических разработках, создании интерактивных уроков или применяли другие инновации, вам необходимо упомянуть об этом в тексте заявления. Также к заявлению можно приложить прикладные материалы, демонстрирующие разработки и т. д.

В некоторых регионах проводятся многоступенчатые процедуры аттестации. К примеру, Министерство образования Республики Татарстан включило в проверку воспитателей дополнительное тестирование: в перечень вариативных форм, связанных с экспертизой профессиональной компетентности аттестуемого работника, входит компьютерная проверка. По итогам тестирования работнику выдается на руки справка с указанием набранного количества баллов. Для успешного прохождения тестирования претенденту на высшую квалификационную категорию необходимо набрать 90 баллов.

Публикуем примеры тестов Министерства образования РТ на аттестацию воспитателей.

Тестовые задания для воспитателей

Тесты по дошкольной педагогике

Аналитическая справка для аттестации на высшую категорию воспитателя является документом, показывающим уровень квалификации педагога на основании выводов о его профессиональной деятельности. В ней указывают все профессиональные достижения за межаттестационный период.

Аналитический отчет воспитателя по ФГОС для аттестации 2019 состоит из:

  • аннотации;
  • аналитической части;
  • проектной части;
  • заключения;
  • приложения.

Аналитический отчет воспитателя на первую категорию (образец по ФГОС) содержит следующие анкетные данные:

  1. Фамилия, имя, отчество заявителя.
  2. Информация об образовании.
  3. Общий стаж работы.
  4. Стаж работы на аттестуемой должности.
  5. Стаж работы в образовательном учреждении, которое направило на аттестацию.
  6. Уровень квалификации для работы на данной должности.

Следующим обязательным этапом при заполнении документа является указание обязательных сведений:

  1. Цели и задачи, реализация которых осуществляется заявителем.
  2. Достигнутые цели.
  3. Применение инноваций в педагогической деятельности.
  4. Данные о профессиональной деятельности работника ДОУ: состав группы воспитанников, позитивная динамика в их развитии, формировании их личностных качеств, результаты различных мероприятий и другие показатели.
  5. Применение знаний психологии в процессе профессиональной деятельности: приемы и методы.
  6. Положительные отзывы о педагогической деятельности заявителя со стороны родителей воспитанников дошкольного учреждения. Эти данные могут проверяться комиссией.
  7. Информация о проведении мероприятий, направленных на сохранение здоровья воспитуемых и профилактику здорового образа жизни.
  8. Информация об обучении воспитателя, курсах повышения квалификации, участии в конкурсах и т. д.
  9. Коммуникации воспитателя, его публикации по воспитанию и обучению детей и других материалов, связанных с его профессиональной деятельностью.
  10. Навыки работы с документацией и другие умения, необходимые на занимаемой должности.
  11. Перспективы личностного и профессионального развития заявителя: планы на обучение и т. д.
  12. Дата и личная подпись заявителя.

На заполненном документе ставится печать образовательного учреждения, в котором работает заявитель в настоящее время, и подпись руководителя.

Эта справка — своего рода самоанализ воспитателя ДОУ на 1 категорию на аттестацию 2019 по ФГОС, и она показывает достижения работника и его планы по профессиональному совершенствованию.

Образец аналитической справки воспитателя для аттестации

Процедура аттестации

Обязательная

Проверка на профессиональную пригодность воспитателей дошкольных учреждений проводится каждые пять лет. Исключения составляют лица, имеющие отвод от прохождения испытания по уважительным причинам. К ним относятся:

  • беременные. Для них испытание проводится не ранее чем через два года после выхода воспитателя из декретного отпуска на работу;
  • сотрудники, имеющие стаж работы менее 2 лет;
  • сотрудники, проведшие более 4 месяцев на непрерывном больничном. Прохождение испытания для них рекомендовано по истечению 12 месяцев после их возвращения на рабочее место.

Процедура проверки знаний состоит из нескольких этапов:

  1. Формирование аттестационной комиссии.
  2. Подготовка списка аттестуемых и составление графика проведения проверки.
  3. Формирование представления для каждого испытуемого.
  4. Сама процедура.
  5. Выведение оценки и оформление результатов.

Если в предыдущие годы педагогический стаж 20 лет и более являлся гарантом пожизненного сохранения второй категории, сегодня этого послабления нет. Для подтверждения квалификации также необходима аттестация воспитателей.

В настоящее время Министерство образования РФ разрабатывает новые критерии оценки профессионального соответствия педагогических работников:

  1. При успешном прохождении аттестации комиссия дает заключение о соответствии занимаемой должности.
  2. Если проверка была пройдена неуспешно, комиссия выносит решение о несоответствии занимаемой должности.

Согласно данному решению, может быть расторгнут трудовой договор с педагогом на основании п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ . Однако вердикт о несоответствии занимаемой должности не требует обязательного увольнения педагога. Работодатель может отправить сотрудника, не прошедшего аттестацию, на курсы повышения квалификации, чтобы после их окончания он мог повторно ее пройти.

Но педагога нельзя уволить, если существует возможность его перевода с его письменного согласия на другую, нижестоящую, должность или нижеоплачиваемую работу. Также нельзя уволить педагогического работника, если он попадает в перечень лиц, указанных в ст. 261 ТК РФ .

Добровольная

Любой воспитатель может пройти испытание для повышения своего уровня и самостоятельно отправить заявку.

Этапы добровольной проверки включают в себя:

  1. Проверка поданного заявления.
  2. Назначение срока прохождения испытания. Срок проверки не может превышать 60 дней с момента начала проведения до момента принятия решения.
  3. Письменное уведомление заявителя о времени и месте проведения проверки. Уведомление направляется в срок до 30 дней.
  4. Оценка испытуемого.
  5. Оформление результатов проверки.

Срок действия категории составляет 5 лет. Отправлять запрос на проверку профессиональных знаний можно по истечении 2 лет после получения предыдущего уровня. Если кандидату было отказано в проведении аттестации, повторный запрос можно отправить не ранее чем через год после отказа.

Если педагогический работник успешно проходит аттестацию, то комиссия выносит решение о соответствии педагога требованиям, которые предъявляются к первой (высшей) категории. Присвоение квалификации происходит в тот же день, и зарплата по новому тарифу выплачивается со дня присвоения квалификации. Производится запись в трудовой книжке о соответствующей категории без упоминания преподаваемого предмета.

Если педагог не смог пройти аттестацию, комиссия выносит решение о несоответствии требованиям. Кто сдавал на первую категорию, остаются без категории и обязаны пройти проверку на соответствие занимаемой должности.

Если же педагог сдавал на высшую категорию, то в случае неудачи у него остается первая до окончания срока ее действия. После окончания срока необходимо будет либо подтвердить первую категорию, либо аттестоваться на высшую.

Решение аттестационной комиссии может быть обжаловано согласно «Порядку аттестации педагогических работников». Заявление об обжаловании можно подать в комиссию по трудовым спорам при региональном органе образования либо в суд. Заявление в суд необходимо подавать до истечения 3 месяцев со дня, когда работник узнал о нарушении своего права.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...