Понятие и виды социальных отношений. Социальный статус и социальные отношения Социальные отношения вступают

Социальное взаимодействие

Исходным моментом для возникновения социальной связи является взаимодействие индивидов либо групп индивидов для удовлетворения тех или иных потребностей.

Взаимодействие - это любое поведение индивида либо группы индивидов, имеющих значение для других индивидов и групп индивидов или общества в целом в данный момент и в будущем. Категория «взаимодействие» выражает содержание и характер отношений между индивидами и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различающимися по социальным позициям (статусам) и ролям (функциям). Независимо от того, в какой сфере жизнедеятельности общества (экономической, политической и т. д.) имеет место взаимодействие, оно всегда социально по своему характеру, так как выражает связи между индивидами и группами индивидов, связи, опосредуемые целями, которые каждая из взаимодействующих сторон преследует.

Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона взаимодействия — это связи, независимые от отдельных личностей, но опосредующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия. Субъективная сторона взаимодействия - это сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных экспектациях (ожиданиях) соответствующего поведения. Это межличностные (или, шире, социально-психологические) отношения, которые представляют собой непосредственные связи и отношения между индивидами, складывающиеся в конкретных условиях места и времени.

Механизм социального взаимодействия включает: индивидов, совершающих те или иные действия; изменения во внешнем мире, вызванные этими действиями; влияние этих изменений на других индивидов; обратную реакцию индивидов, на которых было оказано воздействие.

Под влиянием Зиммеля и особенно Сорокина взаимодействие в его субъективной интерпретации было принято в качестве исходного понятия теории групп, а затем стало исходным понятием и американской социологии. Как писал Сорокин: «Взаимодействие двух или большего числа индивидов есть родовое понятие социального явления: оно может служить моделью последних. Изучая строение этой модели, мы можем познать и строение всех общественных явлений. Разложив взаимодействие на составные части, мы разложим тем самым на части самые сложные социальные явления». «Предметом социологии, — говорится в одном из американских учебных пособий по социологии, — является непосредственное вербальное и невербальное взаимодействие. Основная задача социологии — достижение систематического знания социальной риторики. Интервью как форма риторики является не просто социологическим инструментом, а частью своего предмета изучения».

Однако само по себе социальное взаимодействие еше ровно ничего не объясняет. Чтобы понять взаимодействие, надо выяснить свойства взаимодействующих сил, а эти свойства не могут найти объяснения в факте взаимодействий, как бы ни изменялись они благодаря ему. Сам факт взаимодействия знания не прибавляет. Все зависит от индивидуальных и социальных свойств и качеств взаимодействующих сторон. Именно поэтому главное в социальном взаимодействии - содержательная сторона. В современной западно-европейской и американской социологии эта сторона социального взаимодействия рассматривается главным образом с позиций символического интеракционизма и этномстодологии. В первом случае любое социальное явление предстает как непосредственное взаимодействие людей, осуществляемое на основе восприятия и использования общих символов, значений и т. д.; вследствие этого объект социального познания рассматривается как совокупность символов человеческого окружения, включенных в определенную «поведенческую ситуацию». Во втором случае социальная реальность рассматривается как «процесс взаимодействия на основе обыденного опыта».

Повседневный опыт, значения и символы, которыми руководствуются взаимодействующие индивиды, придают их взаимодействию, а иначе и быть не может, известное качество. Но в данном случае остается в стороне главная качественная сторона взаимодействия — те реальные социальные явления и процессы, которые выступают для людей в виде значений, символов, повседневного опыта.

В результате социальная реальность и составляющие ее социальные объекты выступают как хаос взаимных действий, основывающихся на «интерпретирующей роли» индивида по «определению ситуации» или на обыденном сознании. Не отрицая семантическую, символическую и другие стороны процесса социального взаимодействия, надо признать, что генетическим источником его является труд, материальное производство, экономика. В свою очередь, все производное от базиса может оказать и оказывает обратное воздействие на базис.

Способ взаимодействия

Способ взаимодействия индивида с другими индивидами и социальным окружением в целом определяет «преломление» социальных норм и ценностей сквозь сознание индивида и его реальные действия на основе осмысления этих норм и ценностей.

Способ взаимодействия включает шесть аспектов: 1) передачу информации; 2) получение информации; 3) реакцию на полученную информацию; 4) переработанную информацию; 5) получение переработанной информации; 6) реакцию на эту информацию.

Социальные отношения

Взаимодействие приводит к установлению социальных отношений. Социальные отношения — это относительно устойчивые связи между индивидами (вследствие чего они институционализируются в социальные группы) и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различающимися по социальным статусам и ролям в общественных структурах.

Социальные общности

Для социальных общностей характерны: наличие условий жизнедеятельности (социально-экономического, социального положения, профессиональной подготовки и образования, интересов и потребностей и т. д.), общих для данной группы взаимодействующих индивидов (социальные категории); способ взаимодействия данной совокупности индивидов (нации, социальные классы, социально-профессиональные группы и др.), т. е. социальной группы; принадлежность к исторически сложившимся территориальным объединениям (город, деревня, поселок), т. е. территориальные общности; степень ограничения функционирования социальных групп строго определенной системой социальных норм и ценностей, принадлежность изучаемой группы взаимодействующих индивидов к тем или иным социальным институтам (семья, образование, наука и т. п.).

Формирование социальных отношений

Социальное взаимодействие является неизменным и постоянным спутником человека, который живет среди людей и вынужден постоянно вступать в сложную сеть взаимосвязей с ними. Постепенно возникающие связи приобретают форму постоянно действующих и превращаются в социальные отношения — осознанные и чувственно воспринимаемые совокупности повторяющихся взаимодействий, соотнесенные по своему смыслу друг с другом и характеризующиеся соответствующим поведением. Социальные отношения как бы преломляются через внутреннее содержание (или состояние) человека и выражаются в его деятельности как личные отношения.

Социальные отношения чрезвычайно разнообразны по форме и содержанию. Каждый человек по своему личному опыту знает, что отношения с другими складываются по-разному, что этот мир отношений вмещает пеструю палитру чувств — от любви и непреодолимой симпатии до ненависти, презрения, неприязни. Художественная литература как хороший помощник социолога отражает в своих произведениях неисчерпаемое богатство мира социальных отношений.

Классифицируя социальные отношения, их в первую очередь подразделяют на односторонние и взаимные. Односторонние социальные отношения существуют тогда, когда партнеры по-разному воспринимают и оценивают друг друга.

Односторонние отношения встречаются довольно часто. Человек испытывает к другому чувство любви и предполагает, что подобное чувство испытывает и его партнер, и ориентирует свое поведение на это ожидание. Однако, когда, например, молодой человек сватается к девушке, он неожиданно для себя может получить отказ. Классическим примером односторонних социальных отношений являются отношения Христа и апостола Иуды, предавшего учителя. Мировая и отечественная художественная литература даст нам немало примеров трагических ситуаций, связанных с односторонними отношениями: Отелло — Яго, Моцарт — Сальери и т.д.

Социальные отношения, возникающие и существующие в человеческом обществе, настолько многообразны, что целесообразно рассмотреть какой-либо один их аспект, исходя из определенной системы ценностей и активности индивидов, направленной на ее достижение. Напомним, что в социологии под ценностями понимают разделяемые какой-либо общностью взгляды и убеждения относительно целей, к которым стремятся люди. Социальные взаимодействия становятся социальными отношениями именно благодаря ценностям, которых индивиды и группы людей хотели бы достичь. Таким образом, ценности выступают необходимым условием социальных отношений.

Для определения отношений индивидов используются два показателя:

  • ценностные ожидания (экспектации), которые характеризуют удовлетворенность ценностным образцом;
  • ценностные требования, которые выдвигает индивид в процессе распределения ценностей.

Реальная возможность достижения той или иной ценностной позиции составляет ценностный потенциал. Часто он остается лишь возможностью, поскольку индивид или группа не предпринимают активных действий для занятия ценностно более привлекательных позиций.

Условно все ценности подразделяют следующим образом:

  • ценности благосостояния, включающие в себя материальные и духовные блага, без которых невозможно поддержание нормальной жизнедеятельности индивидов, — богатство, здоровье, безопасность, профессиональное мастерство;
  • все прочие — власть как наиболее универсальная ценность, поскольку обладание ею позволяет приобретать другие ценности (уважение, статус, престиж, слава, репутация), моральные ценности (справедливость, доброта, порядочность и др.); любовь и дружба; выделяют также национальные ценности, идеологические и т.д.

Среди социальных отношений выделяются отношения социальной зависимости, поскольку они в той или иной степени присутствуют во всех остальных отношениях. Социальная зависимость есть социальное отношение, при котором социальная система S 1 , (индивид, группа или социальный институт) не может совершить необходимые для нее социальные действия d 1 если социальная системаS 2 не совершит действий d 2 . При этом системаS 2 называется доминирующей, а системаS 1 — зависимой.

Предположим, что мэр города Лос-Анджелес не может выплатить заработную плату коммунальщикам, пока ему не выделит деньги губернатор Калифорнии, который распоряжается этими средствами. В этом случае мэрия является зависимой системой, а губернаторская администрация рассматривается как доминирующая система. На практике часто возни кают двойственные взаимозависимые отношения. Так, население американского города зависит от руководителя в части распределения средств, но и мэр зависит от избирателей, которые могут его не избрать на новый срок. Линия поведения зависимой системы должна быть предсказуема для доминирующей системы в области, которая касается отношений зависимости.

Социальная зависимость основывается также на различии статусов в группе, что характерно для организаций. Так, индивиды с низким статусом зависимы от индивидов или групп, которые имеют более высокий статус; подчиненные зависят от руководителя. Зависимость возникает из-за различий в обладании значимыми ценностями независимо от официального статуса. Так, руководитель может зависеть в денежном отношении от подчиненного, у которого он взял взаймы крупную сумму денег. Латентные , т.е. скрытые, зависимости играют важную роль в жизни организаций, коллективов, групп.

Часто в организации руководитель во всем полагается на мнение работающего здесь же родственника, в угоду ему нередко принимаются ошибочные сточки зрения интересов организации решения, за которые потом расплачивается весь коллектив. В старинном водевиле «Лев Гурыч Синичкин» вопрос о том, кто будет играть главную роль в премьерном спектакле вместо заболевшей актрисы, может решить только главный «меценат» театра (граф Зефиров). Кардинал Ришелье фактически правил Францией вместо короля. Иногда социологу, чтобы разобраться в конфликтной ситуации в коллективе, куда его пригласили в качестве эксперта, надо начинать с поиска «серого кардинала» — неформального лидера, который фактически обладает реальным влиянием в организации.

Властные отношения вызывают наибольший интерес среди исследователей социальной зависимости. Власть как способность одних контролировать действия других имеет определяющее значение в жизни человека и общества, однако до сих пор ученые не выработали единого мнения отом, как осуществляются властные отношения. Одни (М. Вебер) считают, что власть связана прежде всего с наличием способности контролировать действия других и преодолевать их сопротивление этому контролю. Другие (Т. Парсонс) исходят из того, что власть прежде всего должна быть узаконена, тогда личное положение руководителя заставляет других починяться ему, несмотря на личностные качества руководителя и подчиненных. Обе точки зрения имеют право на существование. Так, возникновение новой политической партии начинается с того, что появляется лидер, обладающий способностью объединить людей, создать организацию и начать руководить ею.

В случае если власть узаконена (легитимна), люди подчиняются ей как силе, сопротивляться которой бесполезно и небезопасно.

В обществе существуют и другие, не узаконенные аспекты проявления властной зависимости. Взаимодействие людей на личностном уровне нередко ведет к возникновению властных отношений, парадоксальных и не объяснимых с точки зрения здравого смысла. Человек по своей воле, не понукаемый никем, становится сторонником экзотических сект, иногда настоящим рабом своих страстей, которые заставляют его преступать закон, решаться на убийство или самоубийство. Непреодолимое влечение к азартным играм может лишить человека средств к существованию, но он вновь и вновь возвращается к рулетке или картам.

Таким образом, в ряде сфер жизнедеятельности постоянно повторяющиеся взаимодействия постепенно приобретают устойчивый, упорядоченный, предсказуемый характер. В процессе такого упорядочивания формируются особые связи, называемые социальными отношениями. Социальные отношении — это устойчивые связи, возникающие между социальными группами и внутри них в процессе материальной (экономической) и духовной (правовой, культурной) деятельности.

Социальные отношения - это отношения нормативно-регуляторного порядка, которые складываются между различными социальными и профессиональными группами. Предметом таких отношений обычно выступают коллективные или личные интересы, навязываемая коллективная воля (по отношению к оппонирующей группе), а также экономический или символический ресурс, право на обладание которым заявляют все оппоненты. В этом плане термин «социальный» выступает синонимом понятия «общественный» и служит интегральным обозначением всей глубины взаимодействий, взаимосвязей и взаимозависимостей, существующих в социуме. Вместе с тем употребляется и узкое значение этого словосочетания. В таком случае социальные отношения - это отношения, связанные с борьбой индивидов или групп за право занимать определенные позиции в обществе (так называемый «социальный статус») и, естественно, материальные, символические и экономические ресурсы, которые к этому статусу прилагаются.

В принципе, если мы говорим о каких-либо отношениях, то имеются в виду отношения, формирующиеся относительно какого-либо предмета или абстрактного понятия. В таком смысле социальные отношения - это между всеми Рассмотрим такой пример, как трудовые отношения на производстве. Работодатель принимает на определенную должность наемного работника, предлагая ему определенный объем постоянных работ, условия, сопровождающие эту работу, и оплату как экономическое вознаграждение за труд. Наемный работник в свою очередь соглашается на все предложенные условия, включая обязанность производить требуемый объем продукции. Кроме этого, работник принимает правила поведения в коллективе и место (социальный статус), которое ему предоставляется вместе с должностью. В результате возникает система социальных отношений (в данном случае производственных), которая существует на протяжении неограниченно долгого времени на ограниченном физическом пространстве. Конечно, любая модифицируется и усовершенствуется, становится более сложной, но по сути остается неизменной и стабильной, конечно, если не возникает социальных конфликтов.

А что же происходит, если такой конфликт все же возникает? Надо помнить, что социальные отношения - это в общем виде отношения, складывающиеся по отношению к собственности. В роли последней могут выступать как вполне осязаемые объекты (земля, дом, завод, интернет-портал), так и абстрактные понятия (власть, доминирование, информация). Конфликт возникает тогда, когда прежние договоренности о правах на собственность теряют свое правовое, моральное или даже религиозное значение, функции управления и нормативно-статусного регулирования также утрачиваются. Никто не хочет жить по старым правилам, но новые пока еще не созданы, а тем более признаны всеми участниками социального контракта. В итоге происходит не только пересмотр правил игры (в нашем случае - принятие новой редакции Устава или другого уставного документа), но и смены элиты (директорского корпуса), которая приходит уже со своими правилами и требованиями к наемному персоналу.

Однако вернемся к нашему определению. Социальные отношения - это в широком смысле То есть речь идет и об экономических, культурных, религиозных и прочих отношениях, возникших в процессе формирования социальной организации общества. Любая сфера его жизнедеятельности пронизана темой социальности. Связано это не только с тем, что человек изначально живет в конкретном социальном окружении, усваивает его привычки, навязывает свои взгляды, принимает чужие, то есть включен в процесс социализации. Но он понимает, что не может жить вне общества на Хочет он того или нет, но он вынужден принимать общие правила, иначе общество «выкинет» его из своего круга, превратит в изгоя. Недаром мы сейчас говорим о социальной организации как таковой. По мнению некоторых социологов, именно общество представляет собой наиболее жестко выстроенную корпорацию с использованием вертикально-интегрированной системой управления. Развитие социальных отношений в подобной организации возможно только благодаря подчинению предложенным социальным практикам. Выбор если и возможен, то только в случае смены социальных партнеров: при переходе в другую корпорацию, переезде в иной город или полным разрывом каких-либо связей с прежним личным окружением.

Практическое занятие № 3.

Тема: Социальные отношения в обществе

Цель: систематизация знаний и умений по теме «Социальные отношения в обществе»; воспитание культуры общения, сознательного отношения к участию гражданина в социальной жизни общества; формирование умения анализировать и критически осмысливать учебную информацию, сравнивать, выявляя общие черты и различия различных видов социальных групп, распознавать и правильно употреблять терминологию социологии в различных контекстах, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, работать с документами.

Оснащение: Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 1 10 кл., Ч.2. – 11 кл. – М., 2012; Методические указания для обучающихся к практическим занятиям.

Ход занятия:

Теоретическая часть

Взаимосвязанные между собой социальные группы образуют социальную структуру общества .

Социальные группы различны по характеру, масштабу, роли, которую они играют в обществе.

Общепринятой типологии социальных групп не существует. Один из принципов классификации – условное деление социальных групп по числу участников на большие и малые (до 30 человек).

В качестве малых групп выделяют семейные, учебные, трудовые объединения, группы по интересам и т. п. Малую группу отличает от большой то, что все ее участники объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном общении друг с другом.

Большие группы – это совокупности людей, которых объединяет, как правило, один социально значимый признак (например, принадлежность к вероисповеданию, профессиональная принадлежность, национальность и т.д.). Члены большой группы могут никогда не вступать в контакт друг с другом.

Часто наряду с социальными группами выделяют группы людей, объединенных природными признаками: расовой принадлежностью, полом, возрастом. Их называют иногда биосоциальными группами . В определенных условиях природные различия людей могут приобретать социальные качества. Например, в любом обществе имеются люди преклонных лет, но лишь при определенном уровне общественного развития возникает социальная группа пенсионеров.

Каждый человек принадлежит к какой-либо из социальных групп или занимает некое промежуточное, переходное положение.

Промежуточным, пограничным состоянием характеризуются маргинальные (от лат. ;line-height: 100%"> К ним относят иммигрантов, безработных, инвалидов, лиц без определенного места жительства и определенных занятий (бомжей). Признаком, свидетельствующим о переходе в маргинальное состояние, является разрыв экономических, социальных и культурных связей с прежней социальной общностью и попытки установить их с новой. Однако, утратив связь со своей прежней социальной группой, маргиналы долгое время не могут принять новые ценности и правила поведения. Яркий пример такого состояния – люди, переехавшие в поисках работы из сельской местности в город, оторвавшиеся от крестьянской среды, но пока не принявшие ценностей и образа жизни горожан. Оказавшись без корней (родственных, дружеских, культурных), они словно «повисают в воздухе». Они, как правило, выполняют самую простую, неквалифицированную, часто временную работу, и ее потеря грозит им превращением в бродяг и нищих.

Отсутствие определенных устойчивых связей и норм способствует проявлению маргиналами социальной активности и инициативы в поисках своего нового места в жизни. Однако состояние неопределенности, «промежуточности» время от времени вызывает напряжение, дискомфорт, беспокойство и даже агрессивность. Вот почему маргинальные личности могут стать как социальной опорой прогрессивных преобразований в обществе, так и носителями различных антидемократических тенденций.

Слово «норма» латинского происхождения и означает буквально «руководящее начало, правило, образец». Нормы вырабатываются обществом, социальными группами, которые входят в него.

Социальные нормы направляют поведение людей, позволяют его контролировать, регулировать и оценивать. Они ориентируют человека в вопросах, как следует поступать, что можно делать, чего делать нельзя, как нужно себя вести, как себя вести не следует, что в деятельности людей приемлемо, что нежелательно. С помощью норм функционирование людей, групп, всего общества приобретает упорядоченный характер. В нормах люди видят эталоны, модели, стандарты должного поведения. Воспринимая их и следуя им, человек включается в систему общественных отношений, получает возможность нормально взаимодействовать с другими людьми, с различными организациями, с обществом в целом.

В обществе существует множество норм. Это, прежде всего, обычаи и традиции , в которых закрепляются привычные образцы поведения (например, свадебные или похоронные обряды, бытовые праздники и т. п.). Они становятся органичной частью образа жизни людей и поддерживаются силой общественного авторитета.

Далее, правовые нормы . Они закрепляются в законах, издаваемых государством, четко описывающих границы поведения и наказания за нарушение закона. Соблюдение правовых норм обеспечивается силой государства.

Затем моральные нормы . В отличие от права мораль несет в основном оценочную нагрузку (хорошо - плохо, справедливо - несправедливо). Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, их нарушение встречает общественное осуждение.

Существуют еще и эстетические нормы . Они закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в поведении людей, в производстве и в быту. Они проявляются, например, в суждениях о том, что человек «прожил жизнь красиво», что такой-то «ведет себя безобразно». Негативные оценки в этом случае сочетаются с моральным порицанием.

Политические нормы регулируют политическую деятельность, отношения между личностью и властью, между социальными группами, государствами. Они находят отражение в законах, международных договорах, политических принципах, моральных нормах.

Наконец, религиозные нормы . По содержанию многие из них выступают как нормы морали, совпадают с нормами права, закрепляют традиции и обычаи. Соблюдение религиозных норм поддерживается моральным сознанием верующих и религиозной верой в неизбежность кары за грехи - отступление от этих норм.

Существуют и другие виды норм, например правила этикета и т. п. Социальные нормы отличаются от норм биологических, медицинских, технических, устанавливающих правила обращения с естественными (природными) и искусственными (техническими) объектами. Например, правило, запрещающее стоять под стрелой подъемного крана, направлено на безопасность человека в его отношениях с техническим устройством. А медицинское правило, требующее соблюдения установленной врачом дозы лекарств, оберегает здоровье человека от опасных последствий, закрепляет порядок обращения с химическими веществами.

Что же касается социальных норм, то все они регулируют отношения в самом обществе : между людьми, группами людей, созданными ими организациями. Воздействие социальных норм на поведение личности предполагает, во-первых, знание социальной нормы и ее осознание, во-вторых, мотив (желание следовать этой норме) и, в-третьих, само действие (реальное поведение).

Социальные нормы составляют один из элементов механизма регуляции отношений индивида и общества, который называется социальным контролем .

Целенаправленное воздействие общества на поведение людей с целью укрепления порядка и стабильности обеспечивается социальным контролем.

Любая деятельность включает в себя разнообразные действия, и каждый человек совершает их множество, вступая в активное взаимодействие с социальной средой (с обществом, социальными общностями, общественными институтами и организациями, государством, другими индивидами). Все эти действия, отдельные поступки, поведение человека находятся под контролем окружающих его людей, групп, общества. Пока эти действия не нарушают общественного порядка, существующих социальных норм, этот контроль незаметен, его как будто нет. Однако стоит нарушить установленные обычаи, правила, отступить от образцов поведения, которые приняты в обществе, и социальный контроль проявляет себя.

Один человек перебежал улицу перед движущимся транспортом, второй закурил в кинозале, третий совершил хищение, четвертый опоздал на работу... Во всех этих случаях может последовать реакция других людей: замечания и иные проявления недовольства со стороны окружающих, соответствующие действия администрации, милиции, суда.

Выражение недовольства, объявление выговора, наложение штрафа, наказание, выносимое судом,- все это санкции; наряду с социальными нормами они являются важнейшим элементом механизма социального контроля.

Санкции означают либо одобрение и поощрение, либо неодобрение и наказание, нацеленные на поддержание социальных норм.

Формальные позитивные санкции – публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза): правительственные награды, пожалованные титулы, ученые степени и звания и т. д.

Неформальные позитивные санкции – публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, слава, почет.

Формальные негативные санкции – наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение.

Неформальные негативные санкции – наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порицания, замечания, насмешка.

Общество оценивает индивида, но и индивид оценивает общество, государство, самого себя.

Таким образом, наряду с внешним контролем со стороны общества, группы, государства, других людей, важнейшее значение имеет внутренний контроль , или самоконтроль , в основе которого лежат нормы, обычаи, ролевые ожидания, усвоенные индивидом.

В процессе самоконтроля большую роль играет совесть , т. е. чувство и знание того, что хорошо, а что плохо, что справедливо, а что несправедливо, субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным нормам. У человека, совершившего в состоянии возбуждения, по ошибке или поддавшись соблазну дурной поступок, совесть вызывает чувство вины, моральные переживания, желание исправить ошибку или искупить вину.

Способность осуществлять самоконтроль - ценнейшее качество личности, которая самостоятельно регулирует свое поведение в согласии с общепринятыми нормами. Самоконтроль - одно из важнейших условий самореализации личности, ее успешного взаимодействия с другими людьми.

Итак, важнейшими элементами механизма социального контроля являются социальные нормы, общественное мнение, санкции, индивидуальное сознание, самоконтроль. Взаимодействуя, они обеспечивают поддержание социально приемлемых образцов поведения и функционирование социальной системы в целом.

Социальная стратификация – это деление общества на слои.

Социальная мобильность – это переход людей из одних социальных групп в другие.

К горизонтальной мобильности относят процессы перехода из группы в группу без изменения социального положения.

Процессы вертикальной мобильности связаны с переходом вверх или вниз по ступеням социальной лестницы. Различают восходящую (направленную вверх) и нисходящую (направленную вниз) социальную мобильность.

Практическая часть

Задание № 1. Установите соответствие между понятием и определением.

Понятия

Определения

1. Социальная дифференциация

А) деление общества на слои.

2. Социальная стратификация

Б) осознанные действия человека или групп, вызываемые их потребностями, связанные с действиями других людей.

3. Социальная мобильность

В) систематические, достаточно регулярные, взаимообусловленные социальные действия субъектов, направленные друг на друга.

4. Социальное действие

Г) особый механизм социальной регуляции поведения и поддержания общественного порядка.

5. Социальное взаимодействие

Д) переход людей из одних социальных групп в другие.

6. Социальные отношения

Е) устойчивая система повседневных непроизводственных связей между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных нужд.

7. Социальный контроль

Ж) культура нашего места жительства.

8. Бытовые отношения

З) вид общественных связей, отличающийся длительностью, устойчивостью и характеризующий взаимное положение социальных групп и входящих в них людей.

9. Девиантное поведение

И) разделение общества на социальные группы, занимающие разное положение в обществе.

10. Культура топоса

К) поведение, которое не согласуется с нормами.

Задание № 2. Заполните схему:


Задание № 3. Составьте схему, используя следующие понятия: биосоциальные группы, виды социальных групп, безработные, малые группы, семья, маргинальные группы, классы, большие группы, расовая принадлежность .

Задание № 4. Расположите санкции в нужные колонки.

Замечание, правительственные награды, отказ поддерживать отношения, доброжелательное расположение, клевета, государственные стипендии, тюремное заключение, учёные степени, нелестная кличка, дружеская похвала, увольнение, слава, штраф, аплодисменты, конфискация имущества, сооружение памятника, насмешка, лишение гражданских прав, комплименты, понижение в должности, почёт, вручение почётных грамот.

Формальные позитивные

Неформальные позитивные

Формальные негативные

Неформальные негативные

Задание № 5. Укажите вид социальной мобильности (горизонтальная, вертикальная восходящая, вертикальная нисходящая):

А) переход с одного государственного предприятия на другое;

Б) повышение человека в должности;

В) разорение среднего предпринимателя и превращение его в наёмного рабочего;

Г) овладение более престижной профессией;

Д) переезд из одного города в другой.

Задание № 6. Прочитайте высказывание известного философа XIX в. В. С. Соловьева и ответьте на вопросы после текста.

В. С. Соловьев: «Разделение людей на племена и нации, ослабленное до некоторой степени великими мировыми религиями и замененное делением на более широкие и более подвижные группы возродилось в Европе с новой силой и стало утверждаться как сознательная и систематическая идея с начала истекающего (XIX) столетия... После наполеоновских войн принцип национальностей сделался ходячею европейскою идеей...

Национальная идея заслуживает всякого уважения и симпатии, когда во имя ее защищались и освобождались народности слабые и угнетенные: в таких случаях принцип национальности совпадал с истинной справедливостью... Но, с другой стороны, это возбуждение национального самочувствия в каждом народе, особенно же в народах более крупных и сильных, благоприятствовало развитию народного эгоизма или национализма, который уже ничего общего со справедливостью не имеет...

Всякая народность имеет право жить и свободно развивать свои силы, не нарушая таких же прав других народностей».

Вопросы:

1. Вспомните материал по истории XIX в. Какие события позволили автору утверждать, что «принцип национальностей сделался ходячею европейскою идеей»?

2. Как, по мнению автора, изменяется сущность национальной идеи? В каком случае она имеет положительную окраску, а в каком - отрицательную?

Задание № 7. Прочитайте высказывания о браке и семье и ответьте на вопросы.

Г. Гегель: «Семья завершается в следующих трех сторонах: а) в образе своего непосредственного понятия как брак; б) во внешнем наличном бытии, в собственности и имуществе семьи и заботе об этом; в) в воспитании детей и распаде семьи».

Ф.Адлер: «Семья - это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества».

В. Гюго: «Всякая социальная доктрина, пытающаяся разрушить семью, негодна и неприменима. Семья - это кристалл общества».

С. Н. Паркинсон: «Когда семейство викторианской эпохи рассаживалось вокруг обеденного стола, соблюдалось одно правило: старшие говорят, младшие слушают. Некоторые темы в разговоре не затрагивались, отдельные вопросы обсуждались по-французски, но младшим было чему поучиться. Более того, у них была возможность осознать собственное невежество и научиться выражать свои мысли более связно. В наши дни разглагольствуют дети, а слушают родители - пользы никакой и ни для кого, а вред вполне очевидный».

С. Смит: «Брак напоминает ножницы - половинки могут двигаться в противоположных направлениях, но проучат всякого, кто попытается встать между ними».

Р. Стивенсон: «Брак - это долгий разговор, прерываемый спорами».

А. Теннисон: «Каков муж, такова и жена».

Г. Гегель: «Брак есть правовая любовь; при таком определении из последней исключается все, что в ней преходяще, капризно и субъективно»; «Первые необходимые отношения, в которые индивид вступает с другими, это семейные отношения. Эти отношения, правда, имеют и правовую сторону, но она подчинена стороне моральной, принципу любви и доверия»; «Связь двух лиц различного пола, называемая браком, это не просто естественный, животный союз и не просто гражданский договор. а прежде всего моральный союз, возникающий на основе взаимной любви и доверия и превращающий супругов в одно лицо».

И. Кант: «В брачной жизни соединенная пара должна образовать как бы единую моральную личность».

К. Маркс: «Если бы брак не был основой семьи, то он так же не являлся бы предметом законодательства, как, например, дружба»; «Почти всякое расторжение брака есть расторжение семьи и... даже с чисто юридической точки зрения положение детей и их имущества не может быть поставлено в зависимость от произвольного усмотрения родителей... Таким образом, принимается во внимание только индивидуальная воля, или, вернее, произвол супругов, но не принимается во внимание воля брака, нравственная субстанция этого отношения».

Л. Фейербах: «Только муж и жена вместе образуют действительность человека; муж и жена вместе есть бытие рода, ибо их союз есть источник множества, источник других людей».

А. Шопенгауэр: «Жениться - это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности».

Вопросы:

1. В чем состоит значение семьи в обществе?

2. Какие проблемы семейных отношений выделяют авторы?

Люди постоянно вступают друг с другом в более или менее устойчивые связи. К этому их вынуждают материальные и духовные потребности, удовлетворение которых в одиночку невозможно. Многообразие общественных потребностей приводит к формированию в обществе большого количества социальных слоев и общностей. Некоторые совокупности людей могут объединяться в социальные организации и институты. Названные элементы образует социальную систему.

Социальные отношения - это различные формы совместного существования людей и их объединений. Характер объединений, их положение в обществе, характер активности отдельных людей и общностей является предметом рассмотрения данного раздела.

Социальная структура общества

Понятие «социальная структура» - одно из ключевых в теории социальных отношений. Дело в том, что оно описывает основополагающее явление общественной жизни. Различные общности на протяжении истории человечества всегда делились на касты, сословия, классы, группы, слои и т.п.

В классической социологии под социальной структурой понималась характеристика связей между элементами общества, составляющих его людей с точки зрения возраста, пола, профессии, национальной и религиозной принадлежности, территории проживания и других черт. Хотя первоначально под социальной структурой понималась классовая структура. Понятие «класс» было введено французскими историками XVIII в., затем развито в марксизме.

Классы - это большие группы людей, главный отличительный признак которых состоит в отношении к средствам производства.

Из этого вытекает их место и роль в системе общественной организации труда, способам и размерам получения доли национального богатства. К этому понятию обращались и другие исследователи, однако во второй половине прошлого века стало ясно, что классовый подход к социальной структуре значительно исчерпал себя.

Поэтому закономерно появление новых понятий: «социальная общность», «социальная группа » и других. Рассмотрению этих понятий посвящена данная тема.

Социальная структура - это совокупность всех отношений между отдельными элементами социальной системы. Элементами выступают индивиды, социальные общности разных типов и социальные институты.

Социальный институт - это исторически сложившаяся устойчивая форма организации и регулирования совместной жизни людей.

Понятие «социальный институт» употребляется в большинстве социологических теорий для обозначения устойчивого комплекса формальных и неформальных норм, правил, принципов, регулирующих, различные сферы человеческой жизнедеятельности и организующих их в систему социальных статусов и ролей. Структура и сущность социальных институтов описаны более подробно в темах 1.6. и 4.10.

Социальная общность - это совокупность индивидов, отличающаяся целостностью и самостоятельностью социального действия.

Люди объединяются в общности по разным причинам, например:

  • сходство условий жизни;
  • солидарность на основе общих потребностей и интересов;
  • совместная активность и обмен активностью;
  • общая система норм культуры;
  • вхождение в одну организацию (например, студенты или абитуриенты);
  • собственное причисление людей к некоторым общностям (фанаты, рыбаки, и т.п.).

Таким образом, возможных общностей много, поэтому их делят на два наиболее широких подкласса: групповые общности и массовые общности.

Групповые общности характеризуются следующими признаками: четкая структура, границы и чёткий принцип вхождения в них; устойчивость во времени возникновения и существования; способность выступать элементом более широких общностей (например, семья, группа приятелей, трудовой коллектив). Массовые общности указанными признаками не обладают (поклонники эстрадных звезд, филателисты, пассажиры наземного транспорта и т.п.). Одной из форм массовых общностей является «толпа».

Толпа - массовая общность, кратковременно возникшая в одном месте на основе сходства потребностей и эмоций.

У толпы нет ни единых привычек поведения, ни предшествующего опыта взаимодействия. Когда потребность исчезает, толпа рассеивается (болельщики покидают стадион, покупатели - магазин, пассажиры - транспортное средство). Понятие толпы охватывает широкий диапазон форм, поэтому различают четыре основных типа толпы.

Случайная толпа - это собрание людей, не имеющих между собой ничего общего, за исключением того, что они наблюдают одно и то же явление, например, разглядывают витрину универсального магазина.

Конвенциональная толпа представляет собой группу людей, собравшихся вместе с какой-нибудь конкретной целью и обычно соблюдающих установленные правила, например, это болельщики на футбольном матче или зрители в концертном зале.

Экспрессивная толпа - это совокупность людей, которые собрались вместе для получения личного морального удовлетворения, как, например, на религиозном собрании или рок-фестивале.

Активная толпа - это возбужденное собрание людей, проявляющих формы агрессивного поведения, где признанные нормы не имеют никакой ценности.

Физическое соприкосновение, скученность вызывает психологический и физический дискомфорт. Часто возникает давка, которая характеризуется негативным социальным взаимодействием - руганью, оскорблениями, конфликтами, драками. Эти явления, как правило, относятся к неорганизованным массовым действиям. К другим явлениям, характеризующим толпу, относятся массовая истерия, паника, погромы и другие.

Массовая истерия - состояние коллективной нервозности, повышенной возбудимости и страха. Она может быть вызвана слухами и сплетнями. Слухи и сплетни - это совокупность сведений, которые возникают из анонимных источников и распространяются по неофициальным каналам. Друг от друга они отличаются тем, что слухи , как правило, основаны на страхе или опасении каких-то событий, а сплетни - на любопытстве, зависти и т.п.

Паника - это форма некоординированных массовых действий людей, столкнувшихся с опасностью. В результате люди мешают друг другу выйти из опасной ситуации, нередко получая при этом травмы, и сами травмируют окружающих. Погром - коллективный акт насилия, предпринятый толпой против собственности или личности.

Еще один вид массовых общностей - публика. В отличие от толпы, единство которой создается физическим контактом, публика - это духовная общность. Ее представители физически могут быть и не вместе. В основе этой общности лежит сходство убеждений, рациональных взглядов. Если в толпе личность беднеет, регрессирует, то в публике она получает возможность обогащаться и прогрессировать. Благодаря СМИ миллионы людей могут иметь схожие мнения, никогда не контактируя между собой. Любая реклама, в том числе политическая, адресована публике.

Как отмечалось выше, основной формой социальных общностей являются социальные группы.

Общество выступает как совокупность множества социальных групп. Численность групп на Земле превышает численность индивидов. Такое возможно потому, что один человек способен состоять сразу в нескольких социальных группах. Вся жизнь индивида протекает в этих группах: семья, школа, колледж, фирма, друзья и т.д. Социальная группа - это посредник между индивидом и всем обществом. Существует множество экономических, демографических, этнических групп, которые формируются объективно, независимо от воли и сознания членов общества. Их делят по различным основаниям. Различают, например, первичные и вторичные, большие и малые, формальные и неформальные и т.д.

Первичная группа - социальная общность, которая образуется на основе эмоциональной близости. Первичными они называются потому, что именно в них индивиды получают первый опыт социального единства.

Вторичная группа- социальная общность, взаимодействие в которой носит обезличенный, функциональный характер. В этих группах индивидуальные черты личности не имеют особого значения, главное - умение выполнять определённые функции и достигать определённые цели. Так формируются производственные коллективы и другие организации. Здесь могут возникать и эмоциональные связи (дружба, любовь), но это всё должно отходить в сторону ради дела («дружба дружбой, а служба службой»).

Вторичные группы по количеству людей делятся на большие и малые.

Малая группа - социальная общность, в которой индивиды находятся в личном контакте. Минимальная численность такой группы - два человека. Максимальная может доходить до трех десятков (бригада или учебный класс). Однако в социологии считается, что оптимальным является состав малой группы из пяти-семи человек. Оптимальность состоит в том, что при достаточных ресурсах группы сохраняется устойчивый социальный контакт. Чем больше количество людей в группе, тем меньше вероятность устойчивой совместной активности, даже десяток человек начинает дробиться на мелкие группы.

Исходных форм малой группы две - диада и триада. Основа взаимодействий в диаде (группе из двух человек) - эквивалентный обмен. Обмен может быть ценностями одного качества (например, физические действия), а может быть и разного (физические действия взамен духовной активности, чувств, идей). В таких отношениях могут господствовать субъективные пристрастия. В триаде двое могут противостоять одному, тогда один имеет дело с мнением большинства. Здесь возникает основа для объективного отношения к событиям. Таким образом, в триаде зарождаются по-настоящему социальные отношения.

Внешне может показаться, что малые группы и первичные - одно и то же. Однако в малой группе может и не быть эмоционального единства (например, недружный класс), но при этом может иметь вполне определённую практическую цель (обучение, дежурство, концерт и т.п.). Таким образом, малая группа может быть, как первичной, так и вторичной.

Большая группа - это устойчивая совокупность совместно действующих, но не находящихся в непосредственном контакте людей. В них могут входить миллионы людей, которые разделены во времени и пространстве. Поэтому большие группы могут быть только вторичными.

В зависимости от наличия официального юридического статуса социальные группы делятся на формальные и неформальные.

Формальная группа - социальная общность, отношение индивидов которой регулируется правовыми нормами. Такие группы создаются для решения определенных задач, в которых заинтересовано общество. (Например, школа - для обучения и социализации подрастающего поколения; армия - для обороны страны; завод - для выпуска какого-то товара и т.д.). Эти группы имеют строгую структуру, упорядоченную иерархию, распределение функций. Формальная группа- это вторичная группа. Она может быть, как большой (армия), так и малой (аптека).

Неформальная группа - социальная общность, образующаяся на основе доверительных отношений. В этих группах отсутствует жесткое разделение функций. Факторами сплочения выступают симпатии, привычки и интересы ее членов. Отношения строятся на уважении и авторитете. Неформальная группа - это первичная группа, она может быть только малой. Эти группы часто возникают внутри формальных групп и оказывают влияние на их функционирование.

Все группы обладают схожими чертами. Прежде всего, это групповая солидарность. Группа имеет свою идентичность с точки зрения посторонних. С этим связан определенный способ отношений членов группы между собой и другими людьми. Члены группы, как правило, со «своими» общаются в манере, отличной от общения с другими людьми. Группа оказывает на своего члена влияние, и его поступки совершаются под давлением других членов группы.

В зависимости от признака деления в социальной системе могут быть выделены различные общности:

  • демографические (разделение по полу, по возрасту, по семейности);
  • экономические (крестьяне, промышленные рабочие, предприниматели и т.д.);
  • профессиональные (учителя, врачи, юристы, служащие силовых органов и т.д.);
  • территориальные (жители города, деревни, пригородов, вахтовых поселков и других поселений);
  • национальные (русские, армяне);
  • конфессиональные (прихожане православной церкви, мусульмане).

В настоящее время происходит усложнение социальной структуры, дробление традиционных и появление новых общностей.

Вопросы для повторения:

  • 1. Каково содержание понятия «социальная структура»?
  • 2. Что представляет собой социальная общность?
  • 3. В чем состоит отличие групповой и массовой общности?
  • 4. Каковы виды групповых и массовых общностей?
  • 5. В чем состоит отличие первичных и вторичных групп?
  • 6. В чем состоит отличие больших и малых групп?

Социальные отношения - это отношения между социальными группами или их членами.

Социальные отношения подразделяются на односторонние и взаимные. Односторонние социальные отношения характеризуются тем, что их участники вкладывают в них различный смысл

Например, любовь со стороны индивида может наткнуться на презрение или ненависть со стороны объекта его любви.

Виды социальных отношений: производственные, экономические, правовые, нравственные, религиозные, политические, эстетические, межличностные

    Производственные отношения концентрируются во множестве профессионально-трудовых ролей-функций человека (например, инженер или рабочий, руководитель или исполнитель и т.д.).

    Экономические отношения реализуются в сфере производства, владения и потребления, представляющей собой рынок материальной и духовной продукции. Здесь человек выступает в двух взаимосвязанных ролях - продавца и покупателя.Экономические отношения бывают планово-распределительными и рыночными.

    Правовые отношения в обществе закрепляются законодательным путем. Они устанавливают меру свободы личности как субъекта производственных, экономических, политических и других общественных отношений.

    Нравственные отношения закрепляются в соответствующих ритуалах, традициях, обычаях и других формах этнокультурной организации жизни людей. В этих формах заключается моральная норма поведения

    Религиозные отношения отражают взаимодействие людей, которое складывается под влиянием представлений о месте человека во вселенских процессах жизни и смерти, и т.д. Эти отношения вырастают из потребности человека к самопознанию и самосовершенствованию, из сознания высшего смысла бытия

    Политические отношения концентрируются вокруг проблемы власти. Последняя автоматически приводит к доминированию тех, кто ею обладает, и подчинению тех, кто ее лишен.

    Эстетические отношения возникают на основе эмоционально-психологической привлекательности людей друг для друга и эстетического отражения вещественных объектов внешнего мира. Эти отношения отличаются большой субъективной вариантностью.

    Среди межличностных отношений выделяются отношения знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские и отношения, переходящие в интимно-личностные: любовные, супружеские, родственные.

18. Социальная группа

Соц. группа, по мнению Мертона – это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами этой группы с точки зрения других.

Признаки социальной группы:

Осознание членства

Способы взаимодействия

Осознание единства

КулИ разделил социальные группы на первичные и вторичные:

    Семья, группа сверстников, поскольку они дают индивиду самый ранний и наиболее полный опыт социального единства

    Образуются из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные связи (обусловлены достижению определенных целей)

Социальные группы делятся на реальные и квазигруппы, большие и малые, условные, эксперементальные и референтные

Реальные группы – ограниченная в размерах общность людей, объединенная реальными отношениями или видами деятельности

Квазигруппы характеризуются случайностью и стихийностью образования, неустойчивостью взаимосвязей, кратковременностью взаимодействия. Как правило они существуют непродолжительное время, после чего они либо распадаются, либо превращаются в устойчивую социальную группу – толпа (например, болельщики) – общность интересов, объекта внимания

Малая группа – относительно небольшое число индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом и объединенных общими целями, интересами, ценностными ориентациями. Малые группы могут быть формальными и неформальными

Формальные группы – чётко отражены позиции участников группы, определены взаимодействия между членами группы по вертикали – кафедра в универе.

Неформальная группа возникает и складывается стихийно, в ней ни позиции, ни статусы, ни роли. Отсутствует структура властных отношений. Семья, группа друзей, сверстников

Большая группа представляет собой реальную, значительную по размерам и сложно организованную общность людей, вовлеченную в общественную деятельность и систему соответствующих отношений и взаимодействий. Коллектив ВУЗа, предприятия, школы, фирмы. Групповые нормы поведения, и т.д.

Референтная группа – группа, в которую индивиды не включены реально, но с которой соотносят себя как с эталоном и ориентируются в своем поведении на нормы и ценности этой группы.

Условная группа – группа, объединенная по определенным признакам (пол, возраст, уровень образования, профессии) – они создаются социологами для проведения социологического анализа (студенчество Алтая).

Разновидностью условной группы являетсяэкспериментальная , которая создается для проведения социально-психологических экспериментов.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...