Большая христианская библиотека. Как преодолевать искушения

Каждый практикующий христианин сталкивается в своей духовной жизни с трудностями, которые на языке святых отцов принято называть искушениями. Для многих, даже духовно опытных, людей подобные ситуации зачастую становятся настоящим испытанием на прочность. Люди недоумевают, а порой и всерьез унывают от многочисленных напастей, происхождение которых они не могут рационально объяснить. О том, для чего нужны искушения, как не поддаться на «провокацию», как правильно относиться к искушениям и бороться с ними, рассказывает насельник Иргизского Воскресенского мужского монастыря иеромонах Дорофей (Баранов).

ЗАКАЛКА БОЕМ

- Отец Дорофей, искушение, насколько я понимаю, – это некое испытание, что-то вроде трудного экзамена. Верно?

Словом «искушение» обозначаются два понятия. Во-первых, в обычном житейском смысле это тяжелые и неприятные жизненные ситуации, случающиеся с человеком по Промыслу Божию. Сюда относятся болезни, материальная нужда, обиды и несправедливости от людей. Их еще называют «скорби». Во-вторых, в самом главном, духовном, смысле искушением называется состояние души, когда близка опасность впасть в грех, нарушив Божественные заповеди. В христианстве слово «искушение» не носит негативного оттенка. Хотя в духовной жизни грех - самый главный наш враг (есть даже такая присказка, что христианин ничего не должен бояться, кроме Бога и греха), но без искушений был бы невозможен духовный рост человека, то есть искушение - это испытание, пройдя которое христианин становится более опытным, сильным, закаленным.

- Вы сказали, что искушения попускаются Богом. А у верующих бытует мнение, что их устраивают совсем другие силы...

Господь посылает нам все: и радости, и горести. Но не в том смысле, что Он играет с нами, экспериментирует, а в том, что Господь попускает злу действовать относительно свободно, чтобы проявилась свободная же воля человека к добру. Зло - это то, от чего человек должен оттолкнуться, чтобы прилепиться к добру. Мы говорим, что христианин должен бегать от греха. В этом смысле искушения - это инструмент в руках Бога, посредством которого Господь делает души более совершенными и пригодными для спасения.

- Избежать искушений невозможно?

- Они неизбежны для каждого человека, пока он жив, причем их сила возрастает по мере духовного роста человека. Чем выше поднимается человек по пути духовной жизни, тем более сильным подвергается искушениям. Наивысшим искушением в истории было, когда Сам Господь в пустыне был искушаем от диавола (Мф. 4:7–11).

Первое искушение произошло с Адамом и Евой, когда Бог дал им заповедь не есть плод от древа добра и зла. Создатель установил правила, потому что без них духовный рост невозможен. Запрет - это начальная точка, из которой начинает расти прекрасный кристалл нравственной личности. Человек создан со свободной волей, но, если не научится ее сдерживать, превратится в животное. Если провести аналогию с компьютерными играми, перенося искушения, мы проходим пошаговую стратегию, от легкого уровня к более сложному, преодолевая препятствия, иногда неся потери, порой проигрывая в схватке, но обретая опыт, который позволит выиграть в следующей битве. Другого пути нет, если мы хотим быть нравственными людьми.

Конечно, можно вообще не думать о нравственности, духовном росте. Тогда не будет искушений, все будет дозволено, и «личность раскроется во всей своей полноте», как сегодня модно говорить. Но когда это произойдет, окружающие поймут, что имеют дело со зверем.

ИСПЫТАНИЕ НА ВЕРНОСТЬ

- Как человеку, который не связан с Церковью, не знаком с тонкостями христианской жизни, понять, что является искушением, а что таковым не является?

Не будем делить людей на церковных и нецерковных. Искушение - не сугубо христианский термин для какой-то касты посвященных. Раз уж мы договорились, что борьба с искушением - источник нравственного роста человека, неважно, к какой религии он принадлежит и религиозен ли в принципе. Если человек оказывается в ситуации нравственного выбора в пользу добра или зла - это искушение. И человек будет проходить через данное испытание в любом случае, осознавая его духовный смысл или не осознавая. В совести Творцом изначально заложены критерии добра и зла. Когда человек сталкивается с искушением и не знает, что это такое, он посылает информационный запрос к своей совести, и она ему говорит, как поступить. В этом смысле любое событие, даже самое незначительное, если оно сопряжено с нравственным выбором, является искушением.

В искушениях человек испытывается: как поведет себя, что скажет, останется ли верен евангельскому образу жизни или ожесточится, перевесит ли в нем любовь к ближним или верх возьмет самолюбие. Каждый из нас в искушениях имеет возможность убедиться, чего он стоит на самом деле.

- А на практике это в чем может выражаться? Давайте приведем примеры.

Самое распространенное мысленное искушение - беспокойство за свое существование и за обеспечение себя и своих ближних всем необходимым для жизни, сожаления о каких-либо упущенных возможностях или ошибках при достижении материальных благ, зависти к чужому преуспеянию, недовольство своим материальным положением. Пораженная этим искушением душа часто впадает в бестолковую суету.

Другой вид мысленных искушений - боязнь воображаемых опасностей и предвидение возможности различных несчастий. Душа полна беспокойства и тревоги. Кажется, что все опасения сбываются, человек уже переживает в мыслях несчастья и мучается понапрасну.

Сожаления тоже могут быть искушением. «Как жаль, что так получилось», - думаем мы, расстраивая себя бесплодными сожалениями, и грешим против надежды на Промысел Божий о нас.

Самоукорение имеет смысл только тогда, когда мы укоряем себя в грехе. В житейских же делах оно вредно, так как рождает уныние и поэтому на руку нашему врагу. Даже если мы ошиблись, это случилось не без Промысла Божия. Чаще всего жизненные неудачи обличают нас в том, что мы в делах надеемся на себя, а не на помощь Божию.

Часто искушения нападают, когда человек совершает какое-то доброе дело. Враг в этих случаях более, чем обычно, злобится на нас и старается свести на нет результаты нашего усилия, испортив его каким-нибудь проступком. Например, оказав милость ближнему, мы можем пожалеть об отданных деньгах. Или, тщеславясь, расскажем кому-то о совершенном благодеянии. В другом случае испортим хорошее дело одновременным осуждением ближнего.

Одним из наиболее тяжелых искушений является искушение против любви - вражда или неприязнь к близким людям. На сердце искушаемого словно камень лежит, в голове непрестанно крутятся мысли о неприятном человеке, вспоминаются ссоры, укоры, обидные слова, несправедливые обвинения. Человек накручивает себя все больше и больше, душа полна горечи, раздражения, досады, обиды, и это признак, что лукавый властно господствует над нею, то есть во всех случаях, когда на сердце нет любви, радости, мира, значит, человек либо совершил грех, либо находится в искушении против любви.

ИЗБЕГАЯ САМОНАДЕЯННОСТИ

- В молитве «Отче наш» есть прошение: «И не введи нас во искушение». Почему Сам Господь учил просить не вводить нас в искушения, если без них все равно не обойтись? О чем конкретно мы просим в этой молитве?

Нужно понимать, что искушение – это экзамен, который мы можем и не сдать. По сути, мы просим Творца минимизировать количество бед, которое на нас находит, потому что не уверены, что справимся с ними. С одной стороны, христиане - воины на духовном поле, но с другой - мы в своих силах не уверены, поэтому просим Бога, чтобы война зла против нас была менее интенсивна. Христианин не должен думать о себе, что он в духовной борьбе этакий крутой спецназовец, ему ничего не страшно, он может вступить в любую схватку со злом. Победить зло сам человек не в состоянии, он может лишь присоединиться к Христовой победе.

- То есть для христианина вера в свои силы, даже когда речь идет о противостоянии греху, - это самонадеянность?

– Для любого человека самонадеянность - самое опасное заблуждение. Нужно различать рассудительность, способность трезво оценивать свои силы, взвешивать свои слова и поступки и самонадеянность, то есть нежелание просить помощи у Бога. Когда человек живет без Бога, надеясь только на себя, искушения наваливаются на него одно за другим и побеждают его. Даже если по мирским представлениям человек кажется победителем, достиг всего, чего только можно, наступит час, и за ним придет смерть, которой он уже ничего не сможет противопоставить.

- Когда человек приходит в Церковь, Господь словно авансом осыпает его духовными радостями. Но пора церковного детства проходит быстро, и начинаются искушения. Почему так?

Это говорит о том, что человек окреп и готов приступить к духовному учению. Нужно поблагодарить Господа за «оказанное доверие» и мужественно принимать все, что нам посылается. Не нужно относиться к искушениям, как к шишкам, которые валятся с утра до ночи на нашу голову. Это признак особого попечения Господа о нас. А если искушения приходятся на большие церковные праздники, можно сказать, что нам оказывается честь. Значит, угодили мы Господу и одновременно сильно разозлили врага. Но нужно помнить: если бы Господь не знал, что это искушение пойдет нам на пользу, Он бы его не попустил.

- Отец Дорофей, как бороться с искушениями?

Научиться их правильно переживать. К примеру, часто приходится слышать от людей, поддавшихся искушению блудной страстью, что сила ее была столь велика, что они не могли ей противостоять. Это всего лишь попытка оправдать собственное нежелание бороться со злом. Нет таких искушений, с которыми человек не мог бы справиться. Собственно, любое искушение заставляет нас отвечать на главный вопрос в жизни: «Кем я хочу быть? Хочу ли я быть человеком нравственным, живущим согласно духовным законам, которые дал людям Бог, или мне это неважно?».

Можно выбрать второй путь - выйти из круга, очерченного Богом заповедями, но тогда надо быть готовым к тому, что в твоей жизни произойдет духовная катастрофа. Не надо питать иллюзий, она неизбежна. Я это как священник вижу каждый день. Не было еще ни одного случая, когда человек, нарушивший нравственный запрет, после этого был бы счастлив. Люди разрушают семьи, надеясь, что во втором браке им больше повезет. Иногда им даже кажется, что они счастливы в новых отношениях, но это счастье отравлено горечью. И человек живет, не понимая, почему у него ребенок растет наркоманом, или на работе сплошные проблемы, или болезни преследуют… Он все ищет какие-то причины, а причина одна: он перешел нравственную черту и стал беззащитным перед злом. В конце концов, помотавшись по бесконечному кругу мирских «утешений», которыми обычно пытаются заглушить эту горечь, человек понимает, что все-таки нужно договориться с Богом, и приходит на исповедь. Пока покаянием с души не смоется тяжесть греха, человек будет подвергаться искушениям. Поэтому, если преследуют испытания, нужно проанализировать свою жизнь, вспомнить о нарушенных заповедях и принести Богу покаяние.

УВИДЕТЬ СЕБЯ В ИСТИННОМ СВЕТЕ

- Но искушения преследуют и тех людей, которые стараются жить внимательно и тяжких грехов не совершают. Какой тогда для них смысл в подобных испытаниях?

Мы подошли к очень важному моменту в понимании смысла искушений: они также служат лакмусовой бумажкой для проявления наших внутренних духовных червоточин. Например, если нас, по нашему же мнению, несправедливо притесняет начальство, возможно, мы слишком много о себе думаем. А когда на нас ни с того ни с сего накидывается с бранью человек, возможно, стоит вглядеться в себя и увидеть в себе гордость, которая потребовала такого врачевания.

В нашей жизни постоянно происходит что-то, что нас возмущает, особенно когда мы слышим нелицеприятные оценки в свой адрес. Как мы обычно действуем в ответ? Стремимся себя оправдать, изыскиваем аргументы для доказательства нашей правоты. Если оставаться на той же позиции, аналогичные искушения будут повторяться вновь и вновь, до тех пор, пока мы не увидим, что все наши неудачи в отношениях с людьми имеют корень в нашей гордости. Но стоит изменить подход - относиться к нападкам со смирением, как мы обнаружим, что они прекращаются. Бог смиренным подает благодать.

Вообще, искушения полезны. Проходя через них, человек получает возможность правильно понять свою жизнь и трезво себя оценить. Рушатся льстивые предположения о себе и уничижительные о других. Полагал себя достойным большего успеха, чем другие? И вот, скатился на самое дно. Непрестанно требовал что-то от других, не вникая в их ситуацию? Теперь тебя притесняют, гонят, злословят. Считал себя лучше других- и столкнулся с грубым насилием греховных помыслов. Благочестивому человеку проще, чем грешнику, впасть в духовную прелесть по поводу своих духовных дарований и успехов, и лекарством от этой болезни служат искушения. В таких обстоятельствах человек воочию видит свою немощность в суждениях, поступках, делах, эмоциях и смиряется. Хорошие ученики быстро усваивают уроки и исправляют ошибки. Поэтому если мы в искушениях становимся духовно более зрелыми, смиренными и искусными, то и искушения переносятся нами несравненно легче. Часть их может и вообще миновать нас в будущем. Но если упорствуем в гордости, самомнении и ропщем, то экзамен нами проваливается, и для нашего смирения потребуются уже более тяжелые испытания, чем те, что были.

- Как справляться с внутренними искушениями - к примеру, с таким, когда преследуют нехорошие мысли об обидевшем нас человеке? Иногда такое состояние длится очень долго.

Для борьбы с помыслами необходимо считать себя хуже других людей. Ставьте любого человека, который вас обидел, задел, проявил по отношению к вам несправедливость, неуважение, грубость, выше себя. Смотрите на него снизу вверх, и тогда неприятные столкновения с людьми будут предельно минимизированы, потому что ты всегда будешь готов уступить, не ответить злом на зло, извиниться. Можно не верить в действенность этого рецепта и искать тысячи причин не прибегать к нему, но это единственный способ, чтобы добиться душевного мира. Когда внутри себя человек считает, что он самая последняя букашка, его невозможно обидеть. Когда в мир пришел Христос, он показал, что единственный выход из мира зла, который нас окружает, - дать этому злу абсолютную свободу, дать злу возможность сделать с тобой все, что угодно, но при этом не терять надежды на Бога. «Бог своих не оставит», - такая у христиан присказка. Вот это сочетание готовности не отвечать злом на зло и упования на Бога делает христианина абсолютно непобедимым. Мы думаем, что, если всем подряд уступать место в очереди, не дойдешь до прилавка, но я знаю человека, который решился на такой эксперимент и был препровожден к кассе бабушками под аплодисменты всей очереди.

В современном мире человек настолько привык защищать свое пространство - личное и семейное, что он постоянно находится в состоянии готовности отразить агрессию окружающего мира. Сегодня желание уступить, помочь кому-то, отложить свое дело и заняться чужим воспринимается людьми как какой-то подвиг. А между тем посмотрите, как жили святые. Святая блаженная Матрона. Казалось бы, какое положение может быть ниже: слепорожденная, неходячая, не покидавшая дома, а между тем она оказывала влияние на судьбы миллионов. Поэтому единственный путь если не удалить, то минимизировать искушения - это уничтожить себя как самоценную личность , сказать: «Я себе не принадлежу, я принадлежу Богу. Он решает, что для меня хорошо, а что плохо». С такой внутренней установкой зло в виде искушений к человеку не пристает. А если пристает, то быстро отступает.

ПОМОЩЬ НЕ ЗАМЕДЛИТ

- Значит, какое бы искушение Бог нам ни послал, оно всегда на пользу?

Да. Более того, если Он посылает искушение, значит, в данный момент Ему более, чем когда-либо, угодно, чтобы мы смирились и научились терпению. Мы же часто полагаем, что искушение мешает нам делать то, что было бы более угодно Богу. И этим ложно обольщаемся, так как думаем, что нам лучше Бога известно, чем более угодить Ему. Да и само мнение о том, что мы угождаем Богу, когда делаем некое доброе дело, обольщает нас, возвышая в собственных глазах, и это высокоумие перечеркивает и доброе дело.

- Молитва помогает переносить искушения легче?

Конечно! Это очевидно из слов молитвы Господней «Отче наш» - молитвы, которую произнес сам Христос, сказав ученикам, что они должны молиться именно так. Поэтому, если человек сталкивается с нравственным выбором, и ему очень тяжело этот выбор сделать, нужно призвать на помощь Бога. Вот почему так важно знать хотя бы эту молитву: чтобы в сложной ситуации не остаться с бедой один на один.

Если же искушение связано с осуждением, неприязнью или враждой к кому-либо из ближних, то надо вспомнить о всем добром в этом ближнем и начать регулярно молиться за него. И помощь Господня не замедлит. Ясным становится свое состояние, понятным искушение. И как только оно познается, искушение рассеивается как дым.

- Святые отцы говорят, что молитва Иисусова тоже помогает в искушениях, особенно когда человек впадает в гнев или уныние.

Безусловно. Иисусова молитва - это словесное выражение постоянной памяти о Боге. Человек словно вцепляется в ризу Христову: «Господи, не отходи от меня, как я от Тебя не отхожу». Молитва Иисусова - постоянное призывание Бога, но для современного человека, живущего в миру, будет трудно творить ее непрестанно. Это в Византии во времена Григория Паламы (1296–1359, архиепископ Фессалоникийский, византийский богослов и философ, православный святой. – О.Л.) на рынке кузнец и кожевник могли часами спорить о практике Иисусовой молитвы. Сегодня такой уровень молитвенного подвига возможен только в монастырях. Хотя, если человек подвергается каким-то тяжелым внутренним искушениям, ему стоит прибегать к этой молитве как к оружию в борьбе против вражьих нападок.

Я бы только предостерег читателя от магического отношения к молитве, которое в наше время очень распространено. Некоторые люди даже молитву воспринимают как заговор: прочитал - и готово, эффект налицо. Это не так. Молитва - всего лишь разговор с Богом. Мысловно открываем окно в небо и кричим, зовем Бога. Конечно, мы ждем помощи от Него. Но, если она не приходит, это не значит, что Бог нас не слышит, и поэтому надо бежать к экстрасенсам. Это говорит о том, что, по мнению Бога, потерпеть неприятности нам полезнее. Терпение искушений, даже длительных, - это тоже духовное упражнение.

Ничто из того, что происходит с нами в жизни, не случается вне промысла Божия. При этом промысел Божий посылает каждому человеку только такие искушения, наказания (от слова «наказ» - урок), которые необходимы именно ему для его спасения. Не только телесные скорби христианину надо принимать как из благотворящей руки Божией, но также и зло, которое причиняют люди или злые духи.

Господь видит сердце человека, знает его возможности, и, если мы не можем перенести какое-то тяжелое искушение, оно нам не посылается . А другой подвергается очень сильным искушениям, но лишь потому, что Бог знает: ему это вынести по силам. «Если бы не было искушений, никто бы не получил Царства Небесного», - говорил преподобный Антоний Великий. Так что будем благодарить Бога за все искушения, через которые Он ведет нас к Себе.

воскресные проповеди п. Федор Коновалов 18, 25.09.11

Очень важно понимать, что мы благословлены уже. Дьявол просто хочет жалить нас и отнять благословение, которое мы уже имеем.

Ты не когда-то будешь благословлен, ты уже благословлен.

— Бог очень заинтересован в нашем процветании и нашей насыщенной благами жизни.

— Для Бога важны прежде всего мы, а потом уже дело. Он хочет, чтобы мы делали дело не от чувства вины, которое в нас, а от чувства удовлетворенности.

Искушение на самом деле послано не для того чтобы убить нас, а для того чтобы натренировать нас жить так, как живет Иисус Христос.

Иакова 1:12 Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его. Искушение связано с нашим будущим, с нашей жизнью. Мы, проходя, перенося искушение, становимся натренированными в жизни. И мы становимся способными жить так, как Бог.

Иаков говорит искушение надо перенести. Вы носили когда-нибудь какой-то вес? Поначалу тебе тяжело и тебе хочется быстрее от него избавиться. Но не все искушения уходят сразу из нашей жизни. Есть те искушения, я которые тренируют нас на протяжении всей жизни. И ты, перенося их, определяешь, будешь ли ты иметь венец жизни.

Венец жизни — это награда за твой труд. Воинственный труд против всякого рода искушений.

Венец дается не вначале. А в конце войны………

С искушением надо воевать и для этого есть определенные тактики и стратегии.

Нужно разобрать:

Пример — Марафон: 490 лет до н. э.

15 000 персов (из области, ныне называемой Ираном) высадились в Марафонском заливе, к северо‑востоку от Афин, где столкнулись с 11 000 афинян. Греки, хотя и проигрывали числом, имели одно преимущество – фаланги. Каждый греческий воин держал свой щит так, что он перекрывался со щитом соседа, защищая частично своего обладателя, а частично – воина слева.

Это было в новинку для персов, которые привыкли сражаться один на один. 6000 персов и всего 200 афинян полегло в той древней Персии.

В Марафоне была впервые применена тактика работы в унисон и концентрации сил.

Как бороться с искушением?

  1. Нужно двигаться в унисон с виденьем команды и сконцентрировать силы на общей цели.

— Это очень важно. У греков был успех, потому что они не были в одиночестве. Они были вместе, прикрывая друг друга щитами.

Дело в том, что щит в библии называется щитом веры. Иногда нашей личной веры недостаточно чтобы побеждать натиск искушения и нам тогда надо воспользоваться чьим-то щитом, чьей-то верой. Еф 6: 16 Писание говорит больше всего возьмите щит веры которым вы угасите стрелы.

Искушение — это огненные стрелы лукавого которые надо угашать.

— Греки поддерживали фаланги для того, чтобы быть неуязвимыми они стояли щит к щиту.

Твоей веры должно хватать не только на себя, но и на других.

Во время кризиса, во время трудностей не критикуйте друг друга, продолжайте говорить слова веры. Которыми вы сможете подтолкнуть друг друга к смелым и отчаянным поступкам.

Пример птиц: Гуси летят по небу ключом и задние, которым легче лететь по причине того что они следуют за вожаком. Они кричат, подбадривая первых.

Иногда мы кричим первым не слова ободрения, а слова критики и недовольства. Это то, что разбалансирует команду и делает уязвимым для искушения.

Чтобы победить искушение нужно определить источник его возникновения и направить все силы для его ликвидации. Иаков 1: 13 В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого,

— Писание говорит, что не Бог источник и даже не дьявол, а источник это собственная похоть человека.

Человек плотской кормит похотью свою плоть. Потому у того человека происходит потеря ценностей, спасения и такой человек становится поражаемый.

— Важно определить свою слабость и определить с чем ты будешь ее побеждать.

пример: Гастингс: 1066 год

Пропустим около тысячи лет и перенесемся в небольшой английский городок Гастингс, где нормандцы, возглавляемые Вильгельмом (известен также как Вильгельм Завоеватель) должны были изменить ход истории. Им противостояли король Гарольд и его саксы.

Как большинство битв, сражение при Гастингсе представляло собой ряд маленьких успехов и ряд маленьких неудач, причём для обеих сторон. Затем Вильгельм принял важное решение. Он решил, что сам король Гарольд, великий лидер, должен быть главной целью в атаке нормандских войск.

Вильгельм выбрал 20 рыцарей и поручил им пробиться через ряды саксов и захватить короля. (Сегодня мы бы послали 20 адвокатов с 5‑летними контрактами.) Четырём рыцарям это в итоге удалось, и они казнили беднягу Гарольда.

Вильгельм оказался прав. Увидев, что король погиб, саксы ослабили оборону, и нормандцы победили.

Гарольд – это как прообраз нашей собственной плоти, которую нужно победить и тогда мы ослабим давление со стороны бесов и дьявола на нас.

Все свои силы нужно бросить на ликвидацию корня проблемы.

Слабость это то, что больше всего тебя искушает. Чтобы победить ее надо знать эту слабость, а потом взять инструменты Божьи для того чтобы победить ее.

Мы побеждаем истиной Божьей и силой Духа Святого искушения.

Как это сделать? Что есть наши рыцари, которые смогут победить нашу похоть?

2) Нужно начать провозглашать победу над искушением и молится.

3) Нужно исповедоваться перед духовно старшими людьми. Нельзя сам на сам остаться со своей проблемой.

— Пусть кто-то постоянно спрашивает тебя о твоей слабости, поставь себя под контроль человека, которому тебе придется говорить правду.

4) Нужно исповедоваться перед Богом, но ни в коем случае не попасть в чувство вины.

— Нужно верить в силу искупления нас на Голгофском кресте. Там в Иисусе твоя сила побеждать грех. Иоанна 15:1-3 Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь. 2 Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. 3 Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Писание говорит что пребывая в Нем мы освещаемся и становимся способными жить святой жизнью.

— Без Него мы не сможем выдавить из себя святость.

5) Нельзя пребывать постоянно в зоне греха, особенно там, где мы знаем, что у нас там проблемы.

Я встречал иногда людей, которые говорили, что хотят победить алкоголь там, где была среда алкогольная. И мне было не понятно, как человек который хочет победить не находится в том месте, где его этому учат. Это говорит о том что на самом деле такой человек живет в обольщении своей похоти. Он сам обманывает себя.

За таких надо молиться и обличать, чтобы они слышали правду о себе.

Чтобы победить искушение приходящая в твою жизнь нужно постоянно обновляться откровением из Слова Божьего.

Откровение дает нам власть над приходящими трудностями и искушениями.

Откровение это как оружие, сверхоружие наше, которое создает эффект неожиданности для дьявола и его сил. Мы становимся гораздо эффективнее в своей вере, потому что во власти откровения от Бога переводить нас от силы в силу и от славы в славу.

пример: Креси: 1346 год

На войне – как на войне. Война никогда не бывает односторонней. В 1346 году в городе Креси англичане сводили счеты с французами.

Ключом к победе Эдуарда III стал английский большой лук – изобретение, которое не слишком отличается от внедрения в духовной войне откровения Божьего. Иметь такой лук – в XIV веке это было равносильно наличию пулемёта сегодня – пехота и лучники впервые смогли противостоять коннице (таким же, что погубили беднягу Гарольда).

Но большой лук, который позволял стрелять в шесть раз быстрее, чем из арбалета, требовал определенного умения и сноровки. Откровение усиливает наше провозглашение, потому что рождается в духе веры. И потому это больше, чем просто информация которая есть в нашей голове.

Чтобы получать откровение нужно работать над Словом Божьим каждый день, размышляя и сопоставляя Слово со своей жизнью. Чтобы стать настоящим лучником и натягивать тетиву, посылая стрелу на 200 ярдов, нужно было тренироваться шесть лет.

Так что по воскресеньям в старой доброй Англии мужчины ходили на стрельбища. А не в церковь.

(Через 69 лет, в 1415 году, при Азенкуре, выяснилось, что французы так и не усвоили урок. В тот раз 5500 англичан разбили 20‑тысячную французскую армию. Да, большой лук и вправду достойно противостоял кавалерии.)

Я верю, что человек владеющий откровением делает гораздо больше работы чем то, кто им не владеет.

«Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца». (2Тим. 2:22)

Юношеские похоти, искушения... Уместна ли сегодня эта тема? Я думаю, что да. Глядя на современную обстановку, порой думаешь, что вся преисподняя восстала сегодня на наших молодых людей. Мир хочет оказать свое негативное действие, прежде всего, на молодые сердца потому, что они не имеют жизненного опыта, вступая в этот мир. Многие молодые люди были под опекой взрослых, которые как-то направляли и оберегали их. И теперь они выросли и выходят в мир для самостоятельной жизни. А этот мир предлагает слишком много. Обильная реклама, предлагающая то или иное, буквально преследует молодые сердца, и порой им не хватает жизненного опыта, чтобы увидеть за всем этим внешним фасадом истинную сущность всего, что следует за всем этим.

Само по себе искушение - это еще не грех. Но если мы пойдем по пути этого искушения на несколько шагов дальше, тогда появляется нечто другое. Это желание. А желание - это уже похоть. Итак, что же такое похоть? Ожегов в своем словаре объяснил это так: "грубо-чувственное половое влечение". Даль объясняет так: "страстное желание чего-нибудь запрещенного Богом". Если обобщить все, то вырисовывается один смысл: сильное желание удовлетворить потребности и влечения плоти, которые, естественно, идут против воли Божией.

На страницах Библии мы найдем немало мест, где говорится о похоти. В Псалме 105 мы читаем об израильском народе, который был похотлив, смотрел назад: на лук, чеснок, на мясо, которое они ели в Египте. А здесь, в пустыне, всего этого нет. И разжигалась в их сердцах желание этого былого изобилия. Росло недовольство тем, что имели. Если мы внимательно посмотрим на это, то увидим четыре источника, откуда все это зарождается.

Во-первых, это сатана. Он искушает человека, он хочет его довести до гибели. Во-вторых, это наша плоть, которая побуждает нас к этому. Речь идет о желаниях плоти. В-третьих, это мир, в котором мы живем. Мир своими методами и средствами старается завладеть молодыми сердцами, заставить жить по своим законам.

И последнее - это наше "Я", наше большое и гордое "Я". Кто удовлетворяет свои желания из этих источников, тот узнает на своем опыте, что он никогда не удовлетворит их. Желания будут расти, как снежный ком, расти все больше и больше. И конца этому не будет. Наконец, они превратятся в злую похоть, разрушающую жизнь. Поэтому Господь хочет, чтобы особенно молодые люди бежали от этого. Почему? Если мы заложим в молодые годы здоровый образ жизни, то будем сохранены от многих соблазнов этого мира. Бог таковых поведет прекрасными путями. Но когда мы разрушили не только наше тело, но и наше внутреннее мышление, как много трудов нужно приложить, чтобы вновь вернуться на праведные пути. Порой мы много приобретаем того, чего уже никогда не исправить. И приходится жить с этими тяжкими последствиями наших похотей и желаний. Поэтому своего молодого служителя Павел серьезно предупреждает: юношеских похотей убегай!

Писание конкретно нам говорит об этом: похоть плоти, похоть очей, гордость житейская. Это то, чем мир влечет сердца, особенно молодые. Это те цепи, которые он набрасывает на молодых людей, чтобы связать их и направить по пути, не угодному Богу. Бог не идет в ногу с миром. Кто любит мир, в том нет любви Отчей. Несовместимы желания - идти с миром и идти с Богом. К сожалению, сегодня многие пытаются совместить несовместимое, хотят идти одной ногой туда, другой сюда. А что получается в результате? Я и в мире не дома, и в церкви меня нет. Раздвоенная жизнь.

Похоть плоти. В каждом из нас живет закон греха. Это монстр, которого мы носим внутри себя, и который разрушает всю нашу духовную жизнь. Это состояние можно объяснить таким примером: у римлян одним из наказаний рецидивистов - убийц было следующее: ему привязывали к спине убитого им человека, и он должен был всюду таскать за собой этот разлагающийся смердящий труп. Он не имел права освободиться от этой ноши, и очень часто человек лишался рассудка от всего этого. Если бы мы ясно осознавали все последствия влияния похоти на нашу духовную жизнь, то мы бы иначе посмотрели бы на многие вещи.

Сегодня мы имеем много искушений, плоть действительно искушает нас. И беда в том, что мы заигрываем с искушениями. Мы думаем, что в нужный момент мы сможем уйти в сторону. Но в итоге мы доигрываемся до того, что внутренний огонь похоти настолько разжегся, что мы уже ничего не можем сделать.

Недавно я беседовал с одной девушкой. Она верующая, но решила связать свою жизнь с неверующим человеком. Она приводила множество доводов того, что он хороший. Я ей ответил, что ничего не имею против, но можно ли сочетать мертвого с живым? Невозможно пред Богом соединить что-то подобное. Но порой человек говорит, что, даже если отлучат, все равно пойду этим путем. Почему? Да потому, что слишком долго заигрывали с нашей плотью, и уже не в состоянии потушить пожар похоти. Так бывает со многими искушениями. Когда возникает еще только мысль о греховном, как просто затушить эту искорку. Пожар затушить очень сложно, если вовремя не остановиться.

Еще пример: слушаем проповедь о том, что нужно иметь тихое время для общения с Богом. Мы говорим: "Да, мне это нужно. Завтра встану пораньше". Настает этот момент, но так приятно лежать в кровати. Уже мы и звенящий будильник придавили, чтобы не надоедал. Ну, еще пару минут. А сами продолжаем нежиться. Потом делаю решение, что завтра начну. Завтра, завтра… А в итоге получается, что хочу вставать, а не могу. Желание плоти сильнее, и молитва, которая должна была изменить мою жизнь остается привычной и скучной. Она остается обыденной, внешней формой.

Похоть очей - это, что хотят видеть наши глаза. Господь приготовил много прекрасных картин для наших глаз: окружающая природа, дети, небо... Но как часто нашим глазам нужно что-то другое. Мне приходилось очень много говорить с молодыми людьми. И когда я вижу, что в жизни человека проблемы, я задаю ему вопрос: что происходит в твоих мыслях? И, как правило, опускается взгляд, виноватый взгляд, потому что мысли его повержены в хаос. Я беседовал с одним человеком. Внешне он старался показать благополучие: он играл, как артист, вид у него был весьма напыщенный, термины из Писания выдавал один за другим. Но я чувствовал, что внутри у него все плачет. И я у него спросил: если бы мы сейчас смогли просмотреть твои мысли на протяжении последних 12 часов, могли бы мы благодарить Бога и радоваться? Знаете, с него как будто сняли маску. Он стал суровым, серьезным. Куда девалась вся его бравада. Область мыслей - это одна из самых тяжелых и неконтролируемых частей в жизни молодых людей. Один человек признался, что лучше бы он был слепой, т.к. не может пройти мимо многих картин в этом мире. Эти картины производят в его жизни самые ужасные последствия. Юношеских похотей убегай - говорит нам Писание.

Гордость житейская. Огромное неуправляемое "Я" в нашей жизни играет большую негативную роль. Этому "Я" очень сложно бывает угодить. Оно всегда обижено. Кто-то недооценивает его, кто-то не дает ему то, что ему нужно. То оно не выспалось, то оскорбили... Мое "Я" начинает предъявлять свои права с самого раннего детства. Простой пример. Поет детский хор, и попросили Аню спеть. Дали микрофон, и Аня спела. Все восхищаются, как хорошо ребенок спел. На следующий раз попросили спеть соло другую девочку. Мамаша начинает возмущаться: как так, у Ани такой хороший голос, а соло дали другой. Тут и в сердце ребенка вырастает обида и недовольство. В следующий раз опять дают соло Ане. И наша Аня, как на дрожжах: вновь довольство и носик кверху. Мы не заметили, как насадили в сердце гордость, которая пойдет теперь на всю жизнь с ней. Аня хочет, чтоб о ней говорили, чтобы ей любовались и т.д. Из этой Анечки вырастает Анна Ивановна. А характер тоже костенеет, и попробуйте теперь тронуть эту Анну Ивановну, ее "Я": тут она себя покажет, можете не сомневаться. Гордость растет вместе с нами, а начинается она с самого малого. Это хорошо, это просто прекрасно, что Господь нам дает различные дарования. Но пусть это не станет похотью в твоей жизни, желанием всегда и везде быть первым, чтобы все заметили, отметили и т.д. Очень важно, чтобы все желания нашей плоти находились под строгим контролем нашего духа. Желание поесть само по себе неплохо - так сделал Бог. И нам не нужно ставить будильник, чтобы не прозевать этот момент. У нас есть внутренний будильник, который говорит, что пора за стол. Но как легко потребность поесть превращается в обжорство. И я хотел обратить внимание на то, что большая опасность, когда плоть диктует свои права в нашей жизни.

Чтобы удалить похоть из своей жизни, необходимо приложить усилия. Недостаточно только в молитвах просить: Господи избавь, удали и пр. Он так не поможет, потому что Он ожидает практических действий с моей стороны. Библия говорит: сохраняй свой сосуд. Сохраняй - это действие! Убегай - тоже действие! Если бы Иосиф не предпринял бы никакого действия (Быт. 39:12), что могло бы случиться? Но он убежал. Он предпринял решительное действие и оказался победителем. Библия призывает умертвить нашу похоть, возненавидеть, предать на позорную смерть. И это действия, которые дадут силы жить другой жизнью.

Какие причины приводят человека в такое жалкое состояние? Начинается с самого простого - человек перестает читать Слово Божие. "Я же знаю Библию! Я в прошлом году ее полностью прочитал. Я наизусть знаю все, что там написано". Так говорят люди. Но если копнуть глубже, оказывается, он вообще не знает и не понимает Писания. Библия должна стать частью моей жизни, моей пищей! Не хлебом единым в искушениях живет человек, но всяким Словом, исходящим из уст Божьих. Плоть наша не может жить без хлеба. Даже если я знаю, что он вкусный, даже если я знаю, что он лежит у меня в шкафу, это мне абсолютно не помогает. Мне необходимо его есть, чтобы он стал частью моей плоти. Знание наизусть Писания мне не поможет! Мне нужно питаться Им, чтобы Оно стало частью моей жизни. Где-то не помолился… Раньше молился несколько раз в день, на работе, в свободное время и т.д. Сегодня я молюсь только за столом и перед сном. Завтра забываю и перед сном помолиться, нас усталость толкает быстрее в кровать. Потихоньку человек начинает духовно ослабевать. Он перестает бодрствовать, затем оставляет собрание и, в итоге, у него появляются новые увлечения. "Я очень люблю играть в шахматы", - говорят некоторые. Грех играть в шахматы? Я думаю, многие скажут "нет". А если я 5 часов каждый день играю в шахматы? Нельзя сказать, что это грех, но это ведет к разрушению моей духовной жизни. Это не содействует моему росту, наоборот, это приведет к тому, что вслед за шахматами у меня появится целый букет других искушений, которые приведут меня к греху. Поэтому верующий человек должен жестко себя контролировать в своих увлечениях.

Двойная жизнь - еще одна проблема современной молодежи. Как-то я говорил с одним молодым человеком и спросил его, почему в его жизни происходит подобное. И он ответил, что не видит в этом ничего страшного. Его отец так поступает: днем действует мирскими методами, а вечером на молитве просит, чтобы Бог его простил. Отец - член церкви, в хоре поет. Дети видят все это, быстро усваивают урок: если надо - делай, потом прощения попросишь и все. Они, видя этот пример, будут жить двойной жизнью. Но Библия осуждает такую жизнь. Библия допускает: если поскользнулся, упал - поднимись и иди к Господу, в сокрушении прося прощение. И Господь идет навстречу. Но когда я со спокойной совестью так живу, то нет мне оправдания.

Неправильные мотивы покаяния. Бывает, человек сказал каких-то пару слов, а мы уже готовы петь радостную песню в собрании. Да, он прекрасно знает, как это делается, много раз видел это в собрании. Да еще и родители докучают его вопросами, типа "когда же ты покаешься". И вот он выходит, произносит дежурные слова, и мы поем ему радостный псалом, поздравляем его. А там ничего не произошло. Его сердце ничем не наполнилось - у него другая цель. Как правило, это девушка или парень, который ему или ей симпатизирует. Там цель - скорый брак. К великому сожалению, некоторые идут на эти вещи. Бог не признает такие мотивы. Он признает один мотив - когда мое сердце разрывается от бремени греха. Когда у меня нет выхода, когда я кричу Господу об этом. В такое сердце Господь входит и дает новое рождение, Он наполняет это сердце и дает силу жить новой жизнью. Но важно при этом еще и упорядочить свою жизнь. Да, Он прощает все наши грехи, но Он хочет, чтобы теперь там, где мы раньше украли, солгали и пр., мы бы смогли все наладить. Да! "Кого чем обидел, воздам вчетверо", - говорил Закхей (Лк. 19:2). Он хотел не только прощения, но, чтобы всю дальнейшую жизнь ничто его не запинало. А мы порой говорим "Господи прости", а человеку в глаза смотреть не можем, потому что обидели его, оскорбили т.д. Дух Святой не может жить в таком сердце, потому что там не убрано. И мы останавливаемся, не можем идти дальше. Мало того, мы начинаем идти назад. Но Господь хочет, чтобы мы жили полноценной жизнью!

Павел говорит: "Тимофей, юношеских похотей убегай". Это требует решительных действий. Для молодого человека решение убежать ассоциируется с трусостью. Но только убегать! Даже если будет тяжело, даже если придется идти в огненную печь, но поклоняться греховному не будем! Решимость идти путем Божьим, убегать всего, что не славит Господа - это путь победы.

Как подростки могут остаться верными Иисусу, живя в мире, помешанном на сексе?

Бог приказывает и требует, чтобы не было даже намека на сексуальную безнравственность среди нас, как спасенных Им людей (Ефесянам 5:3). Конечно, все мы считаем, что это невероятно легко сделать, верно? НЕПРАВИЛЬНО!

Эти чувства абсолютно невозможны большую часть (возможно, все) времени. Если и есть одна область жизни, где чувства свойственные сатане, выигрывают сражение, это область секса. И если есть одна область, где наши тела кричат нам, чтобы мы не повиновались Богу, она находится в области секса.


Поэтому я хочу дать вам 20 советов, которые помогут избежать блуда:

    Выясните, что угодно Богу. Это наставление прямо из Ефесянам 5:10, и это часть того, что означает жить жизнью, достойной нашего звания христиан, и часть того, что означает жить жизнью любви, как и Христос возлюбил нас.

    Узнайте, какова Божья воля для вашей жизни. 1-е послание Фессалоникийцам 4:3-5 говорит: «Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога». Это не скажешь яснее, чем здесь!

    Битва начинается в сознании. Вы должны знать, что Бог говорит о сексе и доверять тому, что Бог говорит о сексе. Вы должны быть осторожны, чем вы заполните свой ум. Воображение – часто является рассадником выращенных грехов. Мартин Лютер однажды сказал о сексуальных желаниях: «Мы не можем запретить птицам пролетать над нашей головой, но мы не позволим им садиться нам на голову и вить на ней свои гнезда. Подобно этому мы не можем запретить дурным мыслям иногда приходить к нам в голову, но мы должны не позволять им гнездиться в нашем мозгу».

    Молитесь (Это тоже духовная битва). Полагайтесь на Бога, на силу Святого Духа, чтобы укрепиться в этой битве. (Матфея 6:13; 2 Тимофею 2:22; Иакова 5:16)

    Не ставьте себя в ситуации, когда вам будет легко поддаться искушению. Нет смысла молиться, чтобы Бог не вводил вас в искушение, а затем идти прямо в заманчивую ситуацию.

    Помните, Бог наблюдает. Вы никогда полностью не скроетесь из виду. Кто-то всегда может видеть вас.

    Орудуйте топором. Иисус говорит в Евангелии от Матфея 5: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну, потому что награда — вечная жизнь». Так, если Интернет, журналы, телевидение, или еще кто-то вызывает вас пойти на грех, обрубайте это. Обрубите вещи, которые вас соблазняют.

    Говорите о сексе (ответственно). Вы не можете бороться с этим в одиночку. Вы нуждаетесь в Божьей помощи и в помощи Божьих людей тоже.

    Вы не одиноки. Может быть полезно знать, что вы не единственный человек, который был искушаем таким образом. «Вас постигло искушение не иное, как человеческое» (1 Коринфянам 10:13а).

    Вы МОЖЕТЕ сопротивляться. «И верен Бог, который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, так чтобы вы могли перенести» (1 Коринфянам 10:13b).

    Знайте, что Бог дает выход: «Но при искушении даст и облегчение» (1 Коринфянам 10:13c).

    Считайте себя мертвым для греха и живым для Бога. Христиане — это люди, которые умерли для греха (зная, что грех ведет к смерти), и теперь живут для Бога и правды, зная, что это ведет к вечной жизни (Римлянам 6:11-14).

    Помните крест. Иисус умер за наши грехи, включая сексуальные грехи.

    Помните, Иисус возвращается. Нам придется дать отчет за наши жизни, даже нашу сексуальную жизнь.

    Запоминайте Писание. Когда Иисус был искушаем в пустыне, он свергнул дьявола, с помощью Писания (Матфея 4:1-11). Иметь Божье Слово на первом плане вашего ума, может помочь вам тоже.

    Усталость и печаль часто ведет к греху. Познайте себя. Знай, когда ты слаб и подвержен соблазну.

    Борьба — это хороший знак. Боритесь и не сдавайтесь.

    Будьте осторожны с тем, что носите. Скромность — хороша для вас, и для других тоже.

    Прощение достижимо. Если вы грешите сексуально, то вы все еще можете быть прощены, такова сила распятого Христа. Поэтому раскаивайтесь, возвратитесь к Богу и живите для Него.

    Читайте хорошие книги. Недавно вышла книга «Подростковый секс» в издательстве Fervr. Вы можете найти ее полезным руководством для ответа на некоторые ваши вопросы о сексе.

Как я могу преодолеть искушения?

Всякий человек искушаем совершать плохие поступки. Играет ли в этом роль диавол? Конечно, да! Он - наш враг, который как рычащий лев ходит вокруг, ища кого пожрать (1 Пет. 5:8). Он - тот, кто просто назван "искусителем" (1 Фес. 3:5). Он искушает всех похотью плоти, похотью глаз и гордостью житейской (1 Иоан. 2:16). Он могущественен, но с Божьей помощью мы можем победить его. Но что же вы и я можем сделать для преодоления его искушений?

1. Сначала мы должны хотеть побороть его

В спорте, иногда, бывают "ничейные" результаты. Но с сатаной не будет никаких "ничьих". Либо мы нанесем ему поражение, либо он нанесет поражение нам. Если мы собираемся победить его, мы должны обладать ЖЕЛАНИЕМ сделать это. Спросите себя: "Действительно ли я хочу победить сатану?" Библия говорит: "Посему, братия, более и более старайтесь делать твёрдым ваше звание и избрание: так поступая, никогда не преткнетесь" (2 Пет. 1:10).

2. Мы должны сопротивляться сатане

Победа над диаволом не происходит случайно! "Противостаньте диаволу и убежит от вас" (Иак. 4:7). Некоторые христиане не преодолевают искушений, потому что они никогда, на самом деле, не пытались сопротивляться искусителю! Чем мы должны ему сопротивляться? "Противостойте ему твердою верою" (1 Пет. 5:9). И что еще? "Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских" (Ефес. 6:11-17).

3. Мы должны подражать примеру Иисуса

Что делал Иисус, когда сатана искушал Его в пустыне? Каждый раз, когда Он был искушаем, Он говорил сатане: "Ибо написано", затем цитировал слово Божье. Также, как Иисус, мы должны пользоваться "мечем духовным, который есть слово Божие”, чтобы победить сатану (Ефес. 6:17).

4. Мы должны заполнить наши сердца словом Божьим

Если наше сердце (сознание) наполнено словом Божьим, то мы будем знать, что хорошо и что плохо с точки зрения Бога, а это поможет нам заранее быть готовыми, когда сатана будет искушать нас. Пророк Давид сказал: "В сердце моём сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою" (Пс. 118:11). "Слово Христово да вселяется в вас обильно" (Кол. 3:16). Если будем повиноваться этому указанию, то будем готовы победить лукавого!

5. Мы должны бежать от беззакония и всякой духовной опасности

"Не вступай на стезю нечестивых, и не ходи по пути злых; Оставь его, не ходи по нему, уклонись от него, и пройди мимо" (Прит. 4:14,15). "Да отступит от неправды всякий, исповедающий имя Господа... юношеских похотей убегай" (2 Тим. 2:19,22).

6. Во время искушения мы должны искать путь к избавлению

"И верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести" (1 Кор. 10:13). Где путь к избавлению от искушения? Мы должны искать его.

7. Еще мы должны бодрствовать и молиться

Иисус сказал: "Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна" (Мат. 26:41). Да поможет нам Бог служить Ему верно.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...