Старообрядцы Томского края – невольно-вольные переселенцы. Епископ Григорий: «Старообрядцев власти стараются не замечать

Старообрядческий молитвенный дом в Томске действовал с перерывами начиная с 1884, община зарегистрирована в 1907. Ныне существующая деревянная пятиглавая церковь в псевдорусском стиле с трапезной и шатровой колокольней построена в 1910-1913.

По архитектуре здание близко к образцовым проектам. Практически не закрывалась. В годы советской власти — один из немногих действующих старообрядческих храмов в Сибири, единственный в Томской области.

Упоминания общины на сайте:

  • 31.08.2013: ;
  • 27.09.2013: .

Освящение храма Успения Пресвятыя Богородицы состоялось 22 сентября 1913 года. Его закладку осуществили четырьмя годами раньше - в 1909 году. Чин освящения совершал первый томско-алтайский епископ Иоасаф (И.С. Журавлев). Епископу Иоасафу сослужило 8 священников, в том числе настоятель храма о. Трифон Сухов (будущий томско-алтайский епископ Тихон, канонизирован в сентябре с.г.), известный епархиальный деятель, начетчик, один из редакторов журнала "Сибирский старообрядец" о. Даниил Суворов и др. Торжество события передает церковная периодика того времени: "В 6 часов утра… было совершено освящение воды, и потом самое освящение храма… Благодарение Господу Богу, теперь старообрядцы-томичи радуются. Подходя к храму и слыша несущийся с него мощными волнами звон, они приходят в восторг и плачут от радости, ибо случилось наяву то, о чем предки наши и не помышляли" (Церковь. 1913. №47.). Однако следует отметить, что давление властей наблюдалось и после дарования религиозных свобод, ведь Томск являлся в то время губернским центром, в нем находилась епископская кафедра господствующей церкви, центр по борьбе с "зловредным расколом" - т.н. противораскольническое братство, открытое в 1884 г. Так, не был разрешен крестных ход к месту закладки церкви в 1909 г., неоднократно отмечались и другие факты преследования и просто пренебрежительного отношения к старообрядцам. Освящение храма стало важнейшим этапом истории не только томской Успенской общины. В 1911 г., после разделения Сибирской епархии на Томскую и Иркутскую, и образования Томско-алтайской епархии, Томск на долгие годы становится епархиальным центром Древлеправославной старообрядческой церкви (неоднократные попытки организации епископской кафедры в Томске известны и в "гонительный" период). Епархиальная деятельность будет насильственно уничтожена в 1930-е гг., но духовное влияние Томской общины будет продолжаться как в эти, так и последующие годы. Так сложилось Божиим промыслом, что богослужения в храме прерывались только на период 1941-1946 (?) гг. - в этот период церковное здание использовалось в качестве военного продовольственного склада. Практически постоянно община имела и своих священников, как известно, для Сибири этот вопрос всегда стоял крайне остро.

Время сказало свое слово. Храм нуждается в срочном ремонте и реставрации, в связи с чем был включен в свое время в список реставрационных работ Центра охраны памятников истории и культуры. С мая 2003 г. начался его капитальный ремонт, убран подгнивший основной свод, убраны все 5 куполов основного свода, сделана временная кровля. В настоящее время ремонт продолжается, срублен свод, идет рубка основного барабана. Стоит задача найти мастеров для изготовления барабанов, имеющих навыки кровельных работ по куполам. Эти работы предполагается начать весной. Конечно, многое будет решать наличие средств, но возлагая надежды на Бога, прихожане верят, что томская церковь будет сохранена и для следующих поколений.

21 октября 2015 года на заседании Освященного Собора Русской Православной Старообрядческой Церкви было принято решение об учреждении Томской епархии .

Речь о создании епархии с центром в Томске шла на протяжении последних двух лет, а в сентябре 2015 года данный вопрос поднимался и на епархиальном совещании епархии Новосибирской и всея Сибири.

Решение Освященного Собора Русской Православной старообрядческой Церкви

В результате длительной дискуссии, несмотря на наличие противоположных взглядов по вопросу отделения Томска и приходов Восточного благочиния Сибирской епархии, Собор во главе с председателем Преосвященнейшим Корнилием, Митрополитом Московским и всея Руси, большинством голосов постановил следующее:

Учредить Томскую епархию в следующих границах: Томская область, Кемеровская область, Красноярский край, Республика Хакасия, Республика Тыва, с кафедральным храмом в г. Томске.

Также Освященный Собор утвердил священноинока Григория кандидатом в епископы на Томскую кафедру и предписал совершить архиерейскую хиротонию после утверждения его кандидатуры на Архиерейском Соборе (пп. 1.2, 2.1, 2.3, 2.4 Постановлений).

Архиерейская хиротония Преосвященного Григория

Преосвященный епископ Григорий (Коробейников) после архиерейской хиротонии в Москве 25 октября 2015. Фото иерея Алексея Лопатина

25 октября 2015 года в Покровском кафедральном соборе на Рогожском состоялась архиерейская хиротония священноинока Григория (Коробейникова) во епископы на кафедру новосозданной Томской епархии.

Освященный Собор РПСЦ проходит каждый год в духовном и административном центре старообрядческой Церкви - в Рогожском поселке города Москвы, при участии духовенства и мирян из старообрядческих общин, входящих в Русскую Православную старообрядческую Церковь.

Митрополит Корнилий с новопоставленным епископом Григорием (Коробейниковым) на паперти Покровского Рогожского Собора

Основная информация по образованной Томской епархии РПСЦ

Площадь: 3 007 086 км 2
Епархиальный центр: Томск
Количество храмов: 7
Кафедральный храм: Храм Успения Пресвятыя Богородицы (г. Томск)

Из истории Томско-Алтайской епархии

После церковного раскола в XVII веке уже в 1850-е годы была образована старообрядческая епархия на территории Урала и Западной Сибири. В ее состав входили белокриницкие общины Томской, Иркутской, Енисейской губерний, Амурской, Якутской, Забайкальской, Акмолинской, Семипалатинской и Семиреченской областей. К началу 1887 года из состава Тобольско-Сибирской епархии выделилась Томская епархия .

После выхода правительственных указов 1905-1906 годов большинство общин получило официальную регистрацию. И уже после 1905 года в Сибири начинают созываться ежегодные епархиальные съезды, которые служили органом епархиального управления (Барнаул, Новониколаевск, 1906-1928).

В Томской губернии к 1920 году старообрядцами белокриницкого согласия было организовано 5 благочиний, образовавших Томско-Алтайскую епархию . 4 благочиния находились на территории нынешнего Алтайского края и одно благочиние - на территории современной Томской области.

На епархиальных съездах 1913-1914 годов ставился вопрос о переносе епископской резиденции из Томска в Барнаул, но решить его по причинам происходящих в стране событий не представилось возможным.

В 1923-1925 годы делалась попытка разделить Томско-Алтайскую епархию.
В 1925 году одним из решений очередного собора, проходившего в Москве, Алтайский округ выделили в отдельную епархию с правом выбора кандидата в епископы. Собор утвердил постановление епархиального съезда 1924 года о разделении Томско-Алтайской епархии на две самостоятельных: Томскую и Алтайскую. По поводу этого разделения на епархиальных съездах состоялись энергичные диспуты с развернутым толкованием соответствующих канонических правил. Дальнейшие события в стране оставили вопрос о разделе епархии неразрешенным.

В 1992 году постановлением московского Собора была создана епархия Новосибирская и всея Сибири; с октября 1992 года её возглавил Преосвященный епископ Силуян (Килин). На момент разделения епархии в октябре 2015 года епархия занимала площадь 13,1 млн. км 2 , а общее количество храмов превышало 36. В составе Новосибирской и всея Сибири епархии также служило 16 священников и два дьякона в двух благочиниях: Западном и Восточном.

В октябре 2015 года решением Освященного Собора РПСЦ Томская епархия вновь создана.

В результате гонений властей, многим старообрядцем пришлось уходить в малообжитые местности, так они появились на территории нынешней Томской области и других местах в Сибири.

В Томской области представлено одно из двух основных направлений старообрядчества, последователи которых не имеют духовенства. Когда после раскола старообрядцы столкнулись с проблемой нехватки священников, то часть из них стала принимать беглых священников из Русской православной церкви (беглопоповцы), другая же часть решила вообще отказаться от института священства, мотивируя свой отказ тем, что у плохой, с их точки зрения, «никонианской» церкви не могут быть хорошими священники. Окончательное формирование беспоповского направления произошло в последнее десятилетие XVII в. В 1692 и 1694 под руководством Харитона Карпова, Феодосия Васильева и других сторонников старой веры прошли соборы новгородских старообрядцев-беспоповцев, на которых были выработаны главные положения этого направления. На этих соборах, в частности, было провозглашено, что в мире окончательно воцарился Антихрист, благодати больше не существует, священство перевелось, что не даёт возможности совершать таинства причащения и брака. Соборы объявили безбрачие обязательным для беспоповцев. Из всех таинств оставлены были только таинства крещения и покаяния, которые и в Русской православной церкви при отсутствии священника в исключительных случаях разрешается совершать мирянам.

Для беспоповцев была характерна вера в скорый конец света и второе пришествие Христа. Именно поэтому среди его сторонников получили довольно широкое распространение «гари» (самосожжения), которые рассматривались как единственный способ спасения от царства Антихриста. Руководство беспоповскими общинами осуществляют «наставники», «уставщики» и «начётчики». Общая численность старообрядцев-беспоповцев составляет более 1 млн. человек. Они живут в разных районах России, а также в Литве, Латвии, Белоруссии, на Украине, в Казахстане и Польше. Подавляющее большинство составляют русские, встречаются также карелы, финны, коми, удмурты и представители некоторых других народов. Решения беспоповских соборов 1692 и 1694 не были признаны всеми старообрядцами и поэтому беспоповское направление разделилось на разные согласия и толки : Часовенное, Поморское, Федосеевское, Спасово согласия, Филипповский, Страннический и другие толки. В Томской области представлено часовенное согласие .

К 1930-ому году в Александровской волости (ныее Асиновский и Кривошеинский районы Томской области), располагалось несколько старообрядческих обителей. В годы советской власти все изменилось. Мужской Успенский монастырь был разрушен. В 1929–1930-м гг. на территории Горшковского сельсовета, где еще находились Ново-Архангельский скит и Покровский женский монастырь, шёл процесс ликвидации старообрядческих обителей и осуществлялся в два этапа: 27 ноября 1930 года с территории сельсовета было выселено 37 «лишенцев», т.е. лишенных избирательных прав. Среди них были 31 монах, 2 священнослужителя, 1 торговец, 2 кулака. В 1930 и 1931 г., по словам монахини Покровского монастыря Н. Шмагриной, женский монастырь обложили непосильным налогом. Чтобы заплатить его, монахиням пришлось продать все имущество и после этого разъехаться, т.е. монастырь самоликвидировался.

В Томске действует старообрядческий Храм Успения Пресвятой Богородицы на ул. Яковлева . Раньше Свято-Троицкая церковь на ул. Октябрьской была единоверческой.

В наши дни возникла традиция совершения крестного хода к месторасположению старых монастырей на р.Юксе . В 2004 г., во время поездки по Сибири, крёстный ход возглавил митрополит Андриан (Четвергов). Осенью 2007 года крёстный ход был совершен в третий раз.

Староверы Томска с 2008 года начали издавать свой журнал. Из печати вышел первый номер общественно-церковного издания под названием «София». На страницах журнала будут публиковаться материалы, посвященные истории и современной жизни староверов Томска и Сибири. Так, в первом номере есть интервью главы томской общины Василия Коробейникова, рассказ об истории казачества, статья дореволюционного публициста Сенатова об основах старообрядчества. Тираж журнала небольшой – всего 300 экземпляров. Выходить он будет раз в квартал.

В Томске по улице Крылова, д.6 открыта памятная доска депутату-старообрядцу Ивану Мерзлякову, крестьянину-старобрядцу, бывшему депутату третьей Государственной Думы России в 1907-1912 годах.

В поисках Беловодья

Староверы-беспоповцы сами, как известно, на контакт с внешним миром не идут, тем более ничего о себе не рассказывают. Беспоповцы делятся в основном на странников и странноприимцев. Странники это те, кто не имеет денег и паспортов, все свое время проводит в странствиях и молитвах. Странноприимцы же им помогают, обеспечивают всем необходимым. Бывают бабушки, которые живёт на пенсию и каждый день торгует пирожками на вокзале, а весь доход от торговли идет в скит к староверам. Она и сама мечтает уйти в скит, но пока понимает, что без нее они пропадут...

Причем всё, что принято от странноприимца, странником должно быть отмолено. Это люди ритуально чистые, которые не могут питаться с мирскими, много молятся, одеваются в особую одежду, их общение с миром сводится до минимума или прекращается вообще. Странники это так называемая «малая чаша», путь для избранных. Странноприимцы же сохраняют компромисс, они еще принадлежат этому падшему антихристову миру. Странники живут в своих монашеских келейках, на заимках, если они при необходимости и выходят в мир, то останавливаются у странноприимцев. Именно странники занимались поисками легендарного Беловодья. До XIX века Беловодье искали на Алтае, в Центральной Азии.

Позже в среде старообрядцев считалось, что Беловодье нашли на севере Томской области, возможно, поэтому север Томской области столь густо заселен старообрядцами.

Ссылки

  • Приль Л. Н. История томского старообрядчества: епископы и обители
  • Литературное наследие Прыжова И. Г. Записки о Сибири: часть II/ Староверы

Приль Л.Н.
История томского старообрядчества: епископы и обители

Старообрядчество, представленное ныне несколькими направлениями, имеет давнюю традицию, своих лидеров и свои духовные центры. В старообрядческой среде хорошо сохраняется память о своей истории. Люди внешние, как говорят староверы, «мирские», мало с ней знакомы. Но если мы не знаем историю томского старообрядчества, то это не значит, что ее не было.

В Томске бывали авторитетные деятели старообрядчества; томские обители были известны далеко за пределами Сибири; а деятельность местных лидеров старообрядчества оставила след не только в нашей локальной истории, но и в истории урало-сибирского региона. Из немногочисленной братии одного из томских монастырей вышел целый ряд иерархов, возглавивших епископские кафедры Перми, Урала, Оренбурга, Томска, Алтая, Минусинска, а сама обитель стала центром притяжения старообрядцев урало-сибирского региона и европейской России.

Первым сибирским старообрядческим архиереем с наименованием «Тобольский и всея Сибири» был епископ Саватий (Степан Васильевич Левшин, ок.1825 - 8 сент. 1898). Будучи рукоположен на кафедру 6 декабря 1862 г., он развернул активную деятельность на Урале и в Сибири, за что неоднократно подвергался арестам. Во время одной из поездок по обозрению паствы в феврале 1867 г. Саватий был арестован в Кузнецком округе Томской губернии. Под следствием был в течение нескольких лет, вплоть до лета 1871 г. По некоторым сведениям, все это время он находился в Томском тюремном замке. Во время следствия принадлежащие ему книги и походная церковь были переданы в Томский Богородице-Алексеевский монастырь, позже часть из них была утрачена, часть передана в другие хранилища. Доктор исторических наук В.А. Есипова выявила часть книг епископа Саватия в составе собрания Отдела редких книг и рукописей Научной библиотеки ТГУ.

В 1882 г. владыка Саватий вновь посетил Томск, теперь уже для ознакомления с жизнью только что созданной обители, Михаило-Архангельского монастыря, в котором поставил в чины Феофилакта и Антония. Первого, основателя скита, в игумена, а второго – в священноинока. В конце этого же года Саватий был избран архиепископом, возглавив священство Древлеправославной церкви Христовой, и оставался главой русских старообрядцев почти два десятилетия.

Упомянутый мужской Михаило-Архангельский монастырь, находиллся близ р. Юксы (приток р. Чулым), в ста верстах от губернского Томска. Обитель была небольшой, поэтому ее называли то скитом, то монастырем. В первые годы существования там проживало от 10 до 15 человек. Основатель скита и его игумен, отец Феофилакт, был умным и начитанным человеком, обладавший явными качествами организатора и лидера. Его иноческая жизнь не была в полном смысле уходом от мира и не ограничивалась лишь молитвенной службой. Он основал не только Михаило-Архангельский монастырь, но и Ново-Архангельский скит; благодаря его усилиям был построен молитвенный дом в Томске. В течение жизни неоднократно подвергался арестам за активную пропаганду старообрядчества. Был епархиальным секретарем при двух епископах: Антонии Пермском, а затем, после создания в 1898 г. новой, Томской, епархии, и при Феодосии, епископе Томском.

Названный монастырь на протяжении 20 лет был епископской резиденцией, т.е. местом, куда сходились нити управления старообрядцами-поповцами Урала, Сибири и Дальнего Востока. Начиная с 1885 г. здесь жили епископы: Пермский и всея Сибири Мефодий (М.М. Екимов, он же Кузнецов); затем сменивший его епископ Пермский и Тобольский Антоний (А.Г. Поромов); позже, с момента выделения собственно Томской епархии, ее первый епископ Феодосий; посещал скит и сменивший его епископ Иоасаф (И.С. Журавлев).

В 1894 старообрядчество Урала и Сибири возглавил Антоний (Афанасий Григорьевич Поромов). Он стал первым епископом из братии Михаило-Архангельского монастыря. Исследователи отмечают, что он сам прошел хорошую школу иноческой жизни, и его деятельность во многом была направлена на организацию новых обителей на территории его огромной епархии.

Начало и конец его служения связаны с томскими старообрядческими обителями. Как уже говорилось, он сам был иноком Михаило-Архангельского монастыря. При нем монастырь и его разросшееся скитское окружение были преобразованы в два монастыря: Успенский мужской и Покровский женский монастыри.

В 1918 г. Антоний еще раз посетил Сибирь. Как оказалось, это был его последний приезд, во время которого он успел основать последнюю в своей жизни обитель – женский монастырь в Нарымском крае. Утверждали, что после установления на Урале власти большевиков епископ Антоний отправился “выбрать новое место для пребывания кафедры”. В архиве УФСБ по Томской области выявлена купчая на землю для «обители матушки Серафимы» на р. Нюрсе. Возвращаясь из этой поездки, он умер по дороге на Урал в сентябре 1918 г. Но уже из нескольких разоряемых монастырей матушки начали переселяться в Нарымский край на купленную для них землю. Позже они перешли жить на р. Шудельку, где монастырь существовал вплоть до 1933 г. Он состоял из 4 отдельных хозяйств. Известно, что в нем было два священника, регулярно велись службы и, наверное, были небольшие храмы, но их названия в документах не сохранились. На Шудельке жили монахини Миасского, Шамарского, Семипалатинского, томского Покровского монастыря и других небольших урало-сибирских обителей, разоренных в годы насильственной «атеизации». Его посещали епископы Амфилохий и Тихон. Во время второго посещения в марте 1933 г. Амфилохий был там арестован.
В августе 1899 г. огромная Пермско-Тобольская и всея Сибири епархия, которой руководил епископ Антоний, была разделена на две, пермскую и томскую епископии. Первым старообрядческим архиереем на собственно томской кафедре стал Феодосий, епископ Томский, Иркутский и всея Сибири Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию). Он также был из братии Михаило-Архангельского монастыря. Будучи архимандритом, избран в епископы Освященным собором по просьбе прихожан епархии. В его рукоположении принимал участие Антоний, передавший ему для управления часть своей огромной епархии. В конце жизни 1905 г. Феодосий принял схиму и жил на покое в Уральске.

В 1906 г., после ухода Феодосия, его сменил Иоасаф (И.С. Журавлев). При нем томская старообрядческая община получила участок для строительства храма и духовного училища в том месте, где и сейчас находится старообрядческий храм Успения. Однако отвод земли и строительство продвигались достаточно медленно из-за недостаточности денежных средств. А сами архиерейские покои, по отзывам сибирских газет того времени, даже осенью 1916 г. отличались скромностью – небольшой деревянный покосившийся дом на ветхой усадьбе, где старообрядцы беседовали с журналистом.

Храм во имя Успения Пресвятыя Богородицы был построен в 1913 г. и уже в первые годы своей истории он стал важным местом для старообрядцев Урала и Сибири. В советские времена во время экскурсий по Томску экскурсоводы говорили, что он является самым восточным действующим старообрядческим храмом в стране.

Младший брат Иоасафа тоже стал епископом, хотя братья пришли к этому сану различными путями: Иоасаф был священником, Амфилохий – с молодости был монахом. С именем Амфилохия связаны драматические страницы истории томского и урало-сибирского старообрядчества в ХХ в. Он провел в Томской области значительную часть своей жизни – в старообрядческих скитах и монастырях, и несколько меньшую – в тюрьмах. В течение 10 лет (1891-1901 гг.) он был сначала послушником, затем иноком самого известного, Михаило-Архангельского монастыря. С его же именем связана почти вся история другой обители – Ново-Архангельского скита. Он был одним из его официальных основателей в 1910 г., а в 1930 – одним из последних насельников.

При поставлении на епископскую Урало-Оренбургскую кафедру Амфилохию, по его просьбе, разрешили и в дальнейшем посещать Ново-Архангельский скит и наблюдать за его жизнью. По древним установлениям, епископ осуществляет деятельность только в пределах своей епархии и не должен без разрешения посещать территорию, окормляемую другим епископом. По этой причине епископы всегда носят титул, включающий название управляемой им местности. Поэтому возможность дальнейших посещений скита, находящегося на территории Томской епархии, епископом Уральско-Оренбургским, была оговорена сразу, в порядке исключения из общего правила. В 1917 г. Амфилохий в сане епископа уехал в свою Урало-Оренбургскую епархию, в г. Уральск, где прожил до 1918 г. В годы гражданской войны скит не только не утратил своего значения, но даже стал центром управления трех епархий. Это тоже было связано с личностью Амфилохия.

В 1918 г. он приехал в Ново-Архангельский скит и здесь получил извещение о смерти Антония, епископа Пермского и Тобольского. После этого ему было временно поручено управление осиротевшей епархией. А через год в ноябре 1919 г. умер его брат, епископ Иоасаф, и по просьбе Совета епархии Амфилохию пришлось взять в свои руки временное управление еще одной, теперь уже томской кафедрой. Как он позднее сказал, «я в 1920 г. из Перми свою резиденцию перенес в Томскую епархию, находясь большее время в монастыре». Так в 1918–1920 гг. уединенное таежное место, где жил епископ-отшельник, стало резиденцией, откуда управлялись сразу три старообрядческих епархии – Урало-Оренбургская, Пермско-Тобольская и Томско-Алтайская. В 1920 г. Амфилохий передал управление Пермской кафедрой Иоанникию (Иванову), а Томской кафедрой – Тихону (Сухову).

В 1930-е гг. в Александровской волости, где раньше было несколько старообрядческих обителей, в годы советской власти все изменилось. Мужской Успенский монастырь был давно разрушен. В 1929–1930-м гг. на территории Горшковского сельсовета, где еще находились Ново-Архангельский скит и Покровский женский монастырь, процесс ликвидации старообрядческих обителей пошел быстрее и осуществлялся в два этапа: 27 ноября 1930 г. с территории сельсовета было выселено 37 «лишенцев», т.е. лишенных избирательных прав. Среди них были 31 монах, 2 священнослужителя, 1 торговец, 2 кулака. В 1930 и 1931 гг., по словам монахини Покровского монастыря Н. Шмагриной, женский монастырь обложили непосильным налогом. Чтобы заплатить его, монахиням пришлось продать все имущество и после этого разъехаться, т.е. монастырь самоликвидировался.

Часть монастырского имущества и церковного облачения старообрядцы могли увезти в Шудельский монастырь, куда в 1927 г. уехали насельники скита и в 1931 – монахини Покровского монастыря. То, что не смогли увезти, постарались спрятать или зарыть. Об этом стало известно совсем недавно, когда в 2001 г. житель пос. Чикуры принес показать в Томский областной краеведческий музей найденные им парчовые ленты от священнического одеяния. Золотая нить от этой парчи, оставленная лесником на память о визите, была передана мной представителям Русской православной старообрядческой церкви.

В наши дни возникла традиция совершения крестного хода к месторасположению старых монастырей на р. Юксе. В 2004 г., во время поездки по Сибири, крестный ход возглавил митрополит Андриан (Четвергов). Осенью этого года (2007 г.) крестный ход был совершен в третий раз.

Сейчас епархию Новосибирскую и всея Сибири Русской Православной Старообрядческой Церкви возглавляет епископ Силуян (Килин), в детстве несколько лет проживший в Колпашево.

Л.Н. Приль,
зав. сектором использования
и публикации документов, к.и.н.

СПРАВКИ:

1. С томской землей связаны имена старообрядческих епископов: Саватия, Мефодия, Антония, Феодосия, Иоасафа, Амфилохия, Тихона.

В настоящее время сибирских старообрядцев Русской Православной Старообрядческой Церкви возглавляет епископ Новосибирский и всея Сибири Силуян (Килин).

Томск посещали митрополиты Русской Православной Старообрядческой Церкви Алимпий (Гусев) и Андриан (Четвергов).

2. В храме Успения Пресвятой Богородицы неоднократно проходили хиротонии, т.е. рукоположения в сан епископа. В томском храме были рукоположены:

  • Амфилохий (Журавлев) осенью 1916 г. на Уральско-Оренбургскую епархию;
  • Иоанникий (Иванов) в 1920 г. на Пермско-Тобольскую епархию,
  • Тихон (Сухов) в декабре 1920 г. на Томско-Алтайскую епархию;
  • Афанасий (Федотов) в 1929 г. в томском храме был рукоположен на епархию Иркутско-Амурскую и всея Дальнего Востока епископами Тихоном и Амфилохием.

3. Одна из неисследованных страниц томского старообрядчества связана с казачеством. В Уральске возглавляли Уральско-Оренбургскую епископскую кафедру два бывших инока томских старообрядческих монастырей, сначала Евлогий (Алгазин), а после его смерти Амфилохий (Журавлев). В Уральск на покой, приняв схиму, удалился первый Томский епископ Феодосий.

Материал подготовлен при поддержке Американского совета научных сообществ (ACLS)), проект 2006-2007 гг. «Старообрядческий епископ Амфилохий (Журавлев, 1873-1937): личность в контексте эпохи».

На месте Ново-Архангельского скита сначала была келья, в которой жил отец Феофилакт и еще два-три послушника. Позднее, в 1910 г. к ним подселились насельники уральского Шамарского монастыря – иноки Амфилохий и Пафнутий, и послушник Никола (Блинов), позднее принявший постриг под именем Нифонт. Позднее скит был официально зарегистрирован как Ново-Архангельский. Между тем местом, где был Михаило-Архангельский монастырь, и Ново-Архангельским скитом было около тридцати километров.

Томская городская дума постановила: «отвести Томской старообрядческой Общине для постройки церкви и училища во временное пользование, пока будут существовать таковые, участок городской земли в количестве 1200 квадратных сажен по Алексее-Александровской улице рядом с местом Лекотарчука с тем, чтобы Алексее-Александровская ул., в этом месте была шириною в 12 сажен и чтобы место имело длины по улице 30 сажен и вглубь 40 сажен».

Ныне территория Асиновского и Кривошеинского районов Томской области.

«Далеко раскинулась земля... Кто изочтет в ней дебри, леса и пустыни? Кто изведал в ней все «сокровенные места» где живут «люди под скрытием», кинувшие постылую родину и доживающие свой век в незнаемых миру дебрях, вдали от больших городов и селений» . П.А.Мельников (Андрей Печерский). Роман "В лесах".

Монахини поморского согласия. Рудный Алтай

Немногим более тридцати лет назад публикация документальной повести «Таежный тупик» Василия Пескова вызвала ажиотажный интерес у советских читателей. Автор подробно рассказал эпопею семьи Лыковых, которые по своей воле прожили в полной изоляции от людей очень долгое время. Писать об отшельниках-староверах, не впадая в антирелигиозную риторику, в 1982 году было сложно. Василий Песков сумел это сделать и поведал миру историю, героями которой стали верующие старообрядцы с таежной речки Еринат.

Василий Песков и Агафья Лыкова

Семейство Лыковых обнаружили геологи. Они и сообщили Василию Пескову о «странных» обитателях саянской тайги. В Сибири подобные встречи с отшельниками не были редкостью, но не все из них превращались в темы для журналистских сюжетов. Охотники, лесозаготовители частенько докладывали в партийные органы, в милицию о присутствии в труднодоступной местности значительных групп людей, которые именуют себя «хранителями старой веры».

Старообрядцы поморского согласия. Рудный Алтай

В фондах Государственного архива Томской области хранится документ середины 70-х годов прошлого века. Бумагу составил председатель сельского совета поселка Красный Яр А.Б.Тау. Он назвал свою служебную записку «Некоторые данные о жизни старообрядцев в лесах Кривошеинского лесхоза» и подробно изложил детали отшельнического быта. «Живут староверы в небольших избушках, покрытых берестой. Передний угол занят иконами. Посуда разделена на свою и «мирскую» (она с пометкою). Некоторые совсем не берут в руки деньги. Разговорчивы, гостеприимны, всегда предложат поесть. Почти все они пожилого возраста. Питаются с огородов, мясо почти не едят. Собирают орехи, грибы, ягоды. В разговорах поясняют, что они беженцы от новой эры, которая неправильная»...

Историки, филологи, археографы из СО АН СССР в те же годы проводили исследовательские экспедиции в Рудном и Горном Алтае, в Красноярском крае и в Туве. Ученые посещали старообрядческие селения и монастыри, сумев собрать уникальные коллекции древних рукописей, книг, предметов быта. В 1982 году поисковая удача сопутствовала специалистам Томского областного краеведческого музея. В нарымской тайге ими было открыто сохранившееся (со всей утварью, старопечатными текстами) старинное поселение, по каким-то причинам брошенное хозяевами. Ценные находки можно увидеть на редких кадрах кинохроники.

Репортаж Западно-Сибирской студии кинохроники. 1982 год

В 2017 году ученые Томского государственного университете собираются запустить электронный ресурс о таежных старообрядческих общинах на территории Томской области.

Скиты формировали конфессиональную идентичность, сохранив эту роль даже в советское время. И сейчас там продолжают создавать рукописи, опираясь на древнерусскую кириллическую традицию — отметил ученый секретарь Научной библиотеки ТГУ Артем Васильев.

Специализированный сайт в первую очередь будет полезен тем, кто изучает памятники древней письменности с целью их прочтения, определения авторства, места и времени создания.

Старообрядческий текст на бересте

А вот на обывательском уровне ориентироваться в отличиях между многочисленными старообрядческими толками и согласиями довольно трудно. Для непрофессионалов все староверы ассоциируются с такими понятиями: раскольник, отшельник, кержак, а иногда-сектант. Только специалист может объяснить отличие поморских старообрядцев от часовенных, бегунов от дырников, средников от субботников, федосеевских от даниловских. Названия объединений древлеправославных христиан (порой экзотические) фигурируют в большом массиве документов 18-20 веков, хранящихся в Государственном архиве Томской области. Некоторые из них будут представлены в публикации. Не станут лишними и репортажи, снятые в рамках проекта «Экспедиция ТВ2». Автору довелось побывать в самых потаенных уголках Сибири и рассказать зрителям о бытовой и духовной стороне жизни старообрядцев.

Сюжет «Телекомпании ТВ2», 2006 год

Впервые мы познакомились с обитателями таежных поселков во время путешествий по Обь-Енисейскому каналу. В разные годы съемочная группа ТВ2 неоднократно проходила маршруты по заброшенной системе гидротехнических сооружений на границе Томской области и Красноярского края. В тех местах возникало ощущение отсутствия границы между прошлым и настоящим. В домах не было телевизоров и магнитофонов, но многие староверы пользовались сотовой связью. Моторные суда не вытеснили долбленных лодочек. Современная одежда всегда сочеталась с традиционными для староверов опоясками. У каждого взрослого человека при себе всегда находилась лестовка (предназначена для счета молитв, своего рода четки).

Старообрядческая лестовка

Домотканные опояски

В домах можно было увидеть не только иконы, но и написанные кириллицей от руки тексты духовных стихов для знаменного распева. Мы могли сидеть за одним столом, но попытки угостить хозяев или детей конфетами, печеньем неизменно заканчивались лаконичным отказом: — «Нам не можно». Молитвы и богослужебные ритуалы перед пришлыми людьми не афишировались, охотнее старообрядцы (особенно пожилые) делились историями о том, как их единоверцы оказались на водоразделе Кети и Каса.

Сюжет Телекомпании ТВ-2. 2010 год

В разгар никонианских религиозных преобразований в среде старообрядцев сформируется объединение беспоповцев. Так называются древлеправославные христиане, не приемлющие духовенства и отвергающие священников нового наставления. Беспоповцы, осевшие на побережье Белого моря, причисляли себя к поморскому согласию. Близкими к ним считались староверы, ушедшие в необжитые места Олонецкого края (Карелия) и в нижегородские земли на реке Керженец (отсюда и название кержаки).

Старообрядцы-кержаки Нижегородской губернии. 1897 год

В Сибири же наиболее распространилось часовенное согласие, которое появилось позднее — в первой половине XIX века. Беспоповские богослужения проводили и до сих пор проводят духовные наставники или уставщики. Они и определяли внутренний порядок в общинах. В часовенном согласии постановления по важным религиозным и бытовым вопросам принимались на Соборах. В институте истории СО РАН есть сведения об одном из таких Соборов, который состоялся в декабре 1990 года у деревни Безымянка. Это как раз на Обь-Енисейском канале. Приведу лишь некоторые из правил, установленных более 20 лет назад. «1. У кого из христиан еще имеются радиоприемники в домах, избушках, то таковые в братию не принимаются и милостыню от таковых не брать. 2. Электрочайник подобен самовару. 5. У которых христиан дети ходят на елку, то за сие епитимии 300 поклонов. А если и родители пойдут, им епитимии 10 лестовок....11. На христианских браках строго запрещается плясать и вносить музыку, сие не христианское, но еллинское беснование. 12. Если кто табакур и хочет прийти к браку, таковому выдержки 6 месяцев. Потом брачить. ... 15. О выгонке самогонки и пития ея. Кто производит и выпивает, пока не оставит сие дело, в братию не принимать согласно Бийского соборного уложения. 16. Духовным лицам неприлично быть пенсионером и кадровым работающим по заявлению». Соборные положения менялись. Если предмет признавали полезным, его разрешали. Лодочные моторы, сотовая связь необходимы охотникам промысловикам — значит пользоваться ими можно. Крепкий алкоголь и табак всегда находились под запретом. Полезность телевизора староверами тоже отрицается...

Село Верхний Уймон в Горном Алтае

В конце 18 века беспоповцы пришли в пределы Горного Алтая. Спасаясь от преследования властей, приверженцы дореформенных верований искали глухие, потаенные территории не случайно. Среди старообрядцев из уст в уста передавались легенды о существовании «земного рая» — Беловодья, куда вел вполне конкретный маршрут.« Во святую страну Беловодье надобно ехать от Москвы до Казани, оттуда до Бийска. От Бийска подниматься вверх по реке Катуни. На Катуни ищите деревню Уймонку. В ней инок Иосиф содержит обитель. Он покажет путь через горы каменные, снеговые. Там древа дивные и земные плоды. Там хлеб сеют раз, и урожая хватает на 4 года, потому что страна сия лежит близко к раю, и оттуда живьем берут всех на небо».

К «земле обетованной» стремились не только староверы, но и беглые солдаты, заводские крестьяне. Их задерживали, ловили в горах и в лесах, наказывали, а поток ищущих Беловодье людей не уменьшался. В 1836 году Бийский земский исправник сообщал:«Проживающие в деревне Уймонской... заводские крестьяне Вавило Болтовский с братом Харитоном намереваются совершить побег на место, называемое Беловодьем. С ними могут последовать и другие жители деревни Верхне-Уймонской». Донесение адресовалось в Томское губернское правление.

В мае 1837 года под грифом «секретно» губернские власти получат очередной рапорт «О намерении крестьян Алтайской волости скрыться на какое-то Беловодье и о пойманных четырех раскольниках». Подобные документы в фондах ГАТО не единичны.

Документ из фондов Государственного архива Томской области

Потомки старообрядцев и сейчас живут в алтайском селе Верхний Уймон. По словам краеведа и хранительницы местного музея старообрядчества Раисы Кучугановой:«несмотря на сталинские репрессии, изменения в укладе общины многое остается как прежде. Если малые дети крестятся двумя перстами, я сразу вижу — вот они староверы. Значит каноны в семье, пусть не полностью, на бытовом уровне, но соблюдаются».

Раиса Кучуганова — хранительница музея старообрядчества в п. Верхний Уймон

Вернемся к событиям прошлого. Более 200 лет назад старообрядцам запрещалось занимать государственные и общественные должности, быть свидетелями в судах. Они платили двойной налог за право жить в городе. Тем не менее, все больше людей «записывалось в раскол», то есть переходило в старообрядчество. Для государственной власти и официальной церкви это стало тревожным сигналом. Были приняты меры по созданию особой структуры «Единоверческой церкви» под общей юрисдикцией официальной православной церкви. Так появилось еще одно направление в старообрядчестве, сторонники которого, признав главенство официальной церковной власти, сохранили все дореформенные ритуалы. В 40-е годы 19 века в Томске на средства прихожан единоверческой общины был построен Свято-Троицкий храм.

Свято-Троицкий храм в начале XX века

Современный вид Свято-Троицкого храма

Компромисс со стороны властей мало повлиял на самостоятельные процессы внутри старообрядческого движения. В 1846 году после перехода в «старую веру» митрополита Боснийского Амвросия возникла Белокриницкая иерархия, признававшая священство. Образовалось новое старообрядческое «поповское» согласие, ставшее основой для будущей Русской Православной Старообрядческой Церкви, но до момента ее официального признания и независимости пройдет еще много лет...

Старообрядческий митрополит Амвросий Белокринницкий

Поповство превратится со временем в самое представительное объединение старообрядцев. В 1907 году Томск признают центром Сибирской епархии, в которую войдут Енисейская и Иркутская губернии. В сентябре 1913 года в городе будет освящен храм Успения Пресвятой Богородицы. В одной из местных газет напечатали репортаж.«Старообрядцы-томичи радуются. Подходя к храму и слыша несущийся мощными волнами звон, они приходят в восторг и плачут от радости, ибо случилось наяву то, о чем предки наши и не помышляли».
Храм Успения Пресвятой Богородицы, 1913 год

Современный вид храма Успения Пресвятой Богородицы

В середине 19 века на территории огромной Томской губернии на учете состояло более 25 тысяч старообрядцев принимавших священство. Священство не приемлющих насчитывалось 13 тысяч человек. Статистика не указывает на принадлежность верующих к согласиям и толкам. С поповцами и беспоповцами властям было все более-менее понятно, сложнее приходилось с теми, кто предпочитал радикальное отшельничество, строгий аскетизм и избегал контактов с «антихристовым миром». Такие староверы не признавали гражданских и церковных законов. Они жили на нелегальном положении, скрывали имена. Их не случайно называли бегунами, странниками, скрытниками, подпольщиками, а еще чолбешниками. Случаи задержания бегунов фиксировались с особой тщательностью. 22 июня 1874 года Томскому губернатору докладывали: «3 гильдии купец Петр Вихряев взят в Томске с поддельным паспортом, многими старообрядческими книгами и вещами. Задержанный принадлежит к религиозной секте бегунов». Странствующие находили приют у единоверцев в скитах. Иногда, такие обители находили в относительной близости от столицы губернии. Обратите внимание на содержание документа из фондов Государственного архива Томской области:

Документ из фондов Государственного архива Томской области

Сведениям, поступившим в серьезные ведомства нашлось подтверждение. Томский окружной исправник сообщил, что действительно, «в 100 верстах от Томска, на дальних пасеках Нелюбинской волости открыто 4 скита, в которых найдено 21 человек мужского пола и 22 женщины, которые жили в особом монастыре (отдельно). Все они бродяги из разных мест России и Сибири». Зачем «бродяги» устроили предназначенное для полного самообеспечения хозяйство, что с ним и с его насельниками стало — исправник не пояснил.

Старообрядец с молитвенником

Эта давняя история самым причудливым образом повторилась в конце 1985 года. Тогда в Томском районе с вертолета были обнаружены многочисленные поселения отшельников. Во время милицейских рейдов нашли 57 келий, в которых проживало более 70 человек в возрасте от 65 до 80 лет. Об этом случае доложили в обком КПСС. Эпопея отшельников Лыковых вполне могла получить продолжение уже на томской земле. Однако, в местных газетах об этом не писали, зато сохранился уникальный (на мой взгляд) архивный документ.

Документ из фондов Государственного архива Томской области

Оружия в скитах не нашли. Лиц, скрывающихся от следствия и суда тоже. Детей определили в интернат. Были приняты меры по перекрытию каналов снабжения отшельников продуктами и одеждой. "Монастыри" рекомендовали ликвидировать. Как все это происходило - неизвестно. Но вот что интересно, охотники и туристы до сих пор продолжают рассказывать о встречах в тайге с обитателями «тайных» заимок и называют их староверами. Подобные встречи происходят в разных районах Томской области. Кажется, приходит время для новой экспедиции. Пойду готовить лыжи...

Метки: Томск, Томская область, старообрядцы, отшельники, Обь-Енисейский канал, церковный раскол, Беловодье, Горный Алтай

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...