В оке прошел час науки, посвященный доржи банзарову. Банзаров Доржи — первый бурятский ученый Д банзаров первый бурятский ученый

Происходил из бурят-казаков. Отец — отставной пятидесятник Ашебагатского казачьего полка Банзар.

В 1833 году окончил Николаево-атаманское училище. С 1833 года до сентября 1835 года учился в Троицкосавской русско-монгольской школе. Отправлен на учёбу в Казанскую гимназию. 25 января 1836 года зачислен в первый класс гимназии.

В июне 1842 года окончил гимназию с золотой медалью и правом поступить в университет.
В сентябре 1842 года поступил в Казанский университет на философский факультет, имевший восточный разряд.

5 июня 1846 года окончил Казанский университет. В университете изучал восточные языки: монгольский, калмыцкий, маньчжурский, санскрит, турецкий. Свободно читал на немецком, английском, французском и латинском языках.

Был учеником Осипа Михайловича Ковалевского, одного из основателей научного монголоведения. Защитил диссертацию на степень кандидата татаро-монгольской словесности.

В 1846 году в «Ученых записках Казанского университета» опубликовал труд «Чёрная вера, или Шаманство у монголов».

В 1847—1849 годах Банзаров вёл научные исследования в Азиатском музее Санкт-Петербурга. Избран членом-корреспондентом Русского археологического общества. В 1848 году опубликовал работу «Пайцзе, или металлические дощечки с повелениями монгольских ханов».
В 1848—1850 годах работал в Казани. Учился документооборту в канцелярии Казанской губернии.
В 1850—1855 годах служил в Иркутске чиновником по особым поручениям при генерал-губернаторе Восточной Сибири Николае Николаевиче Муравьеве-Амурском. Жил в Кяхте и Чите.

В Верхнеудинске работал по следственным делам. В этот период Банзаров опубликовал труд «Объяснение монгольской надписи на памятнике князя Исунке, племянника Чингис-Хана» (1851), посвящённый интерпретации надписи на «Чингисовом камне».
В 1851 году избран членом-корреспондентом Сибирского отдела Русского географического общества. Выполнял поручения ВСОРГО.

Во время разъездов по Сибири завязал знакомство с декабристами; Н. А. Бестужев написал его портрет.

В 1947 году именем Доржи Банзарова назван Бурятский педагогический институт, ныне — Бурятский государственный университет.
В 1957 году перед зданием института был установлен памятник работы скульпторов А. Р. Вампилова и А. И. Тимина.

Именем Доржи Банзарова названы улицы в городах: Улан-Удэ, Иркутск, Кяхта и Казань, селе Кырен (районном центре Тункинского района Республики Бурятия).
В год 170-летия, в 1992 году, по инициативе председателя колхоза имени XX партсъезда В. Д. Будаева был установлен памятный камень недалеко от родового гнезда Доржи Банзарова.

В декабре 2007 года администрация Джидинского района учредила премию имени Доржи Банзарова для особо одарённых, талантливых учащихся района, добившихся высоких результатов в различных областях деятельности.

24 января 2008 года постановлением правительства Республики Бурятия имя Доржи Банзарова присвоено Нижне-Ичётуйской средней общеобразовательной школе Джидинского района.

11 июня 2010 года в рамках празднования 75-летия Джидинского района на месте родовой усадьбы первого бурятского ученого установлен памятник работы скульптора Геннадия Васильева. Инициатором создания памятника выступил Матвей Чойбонов, видный религиозный и общественный деятель Бурятии, генерал казачьих войск. Средства собирали всем миром. Помогали предприниматели Бурятии, Иркутской области, Забайкальского края, жители района.

Памятник создан бурятским скульптором Геннадием Васильевым. Скульптура из искуственного камня, высотой 2,5 метра. Постамент построен жителями села Нижний Ичетуй.

Доржи Банзаров изображен в иркутский период его жизни, в правой руке держит перо, в левой раскрытую книгу. На мраморной плите золотыми буквами высечена надпись: “Выдающемуся сыну бурятского народа, первому бурятскому ученому Доржи Банзарову, 1822-1855 гг., от благодарных земляков”. В конце надписи расположено четверостишье народного поэта Бурятии Баира Дугарова.

Происходил из бурят-казаков. Отец - отставной пятидесятник Ашебагатского казачьего полка Банзар Борхонов.

В 1833 году окончил Николаево-атаманское училище. С 1833 года до сентября 1835 года учился в Троицкосавске, в Русско-монгольской школе. Отправлен на учёбу в Казанскую гимназию. 25 января 1836 года зачислен в первый класс гимназии. В июне 1842 года окончил гимназию с золотой медалью и правом поступить в университет.

В сентябре 1842 года поступил в Казанский университет на философский факультет, имевший восточный разряд.

5 июня 1846 года окончил Казанский университет. В университете изучал восточные языки: монгольский, калмыцкий, маньчжурский, санскрит, турецкий. Свободно читал на немецком, английском, французском и латинском языках. Был учеником Осипа Михайловича Ковалевского, одного из основателей научного монголоведения. Защитил диссертацию на степень кандидата татаро-монгольской словесности.

В 1846 году в «Ученых записках Казанского университета» опубликовал труд «Чёрная вера, или Шаманство у монголов».

В 1847-1849 годах Банзаров вёл научные исследования в Азиатском музее Санкт-Петербурга. Избран членом-корреспондентом Русского археологического общества. В 1848 году опубликовал работу «Пайцзе, или металлические дощечки с повелениями монгольских ханов».

В 1848 - 1850 годах работал в Казани. Учился документооборту в канцелярии Казанской губернии.

В 1850-1855 годах служил в Иркутске чиновником по особым поручениям при генерал-губернаторе Восточной Сибири Николае Николаевиче Муравьеве-Амурском. Жил в Кяхте и Чите. В Верхнеудинске работал по следственным делам. В этот период Банзаров опубликовал труд «Объяснение монгольской надписи на памятнике князя Исунке, племянника Чингис-Хана» (1851), посвящённый интерпретации надписи на «Чингисовом камне».

В 1851 году избран членом-корреспондентом Сибирского отдела Русского географического общества. Выполнял поручения ВСОРГО.

Дань памяти

1947 году именем Доржи Банзарова назван Бурятский педагогический институт, ныне - Бурятский государственный университет.

В 1957 году перед зданием института был установлен памятник работы скульпторов А. Р. Вампилова и А. И. Тимина.

Именем Доржи Банзарова названы улицы в городах: Улан-Удэ, Иркутск, Кяхта и Казань, селе Кырен (районном центре Тункинского района Республики Бурятия).

В год 170-летия, в 1992 году, по инициативе председателя колхоза имени XX партсъезда В. Д. Будаева был установлен памятный камень недалеко от родового гнезда Доржи Банзарова.

В декабре 2007 года администрация Джидинского района учредила премию имени Доржи Банзарова для особо одарённых, талантливых учащихся района, добившихся высоких результатов в различных областях деятельности.

24 января 2008 года постановлением правительства Республики Бурятия имя Доржи Банзарова присвоено Нижне-Ичётуйской средней общеобразовательной школе Джидинского района.

11 июня 2010 года в рамках празднования 75-летия Джидинского района на месте родовой усадьбы первого бурятского ученого установлен памятник работы скульптора Геннадия Васильева.

Библиография

  • Банзаров Д. Собрание сочинений / Отв. ред. Д.Б. Улымжиев; Предисл. В. Ц. Найдакова; РАН. Сиб. отд-ние. Бурят. ин-т обществ. наук. – 2-е изд., доп. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. – 240 с.; 30 см. – Библиогр.: с. 227-238. – 600 экз.

Уро-женец Забайкалья кроме родного и русского языков в совершенстве знал монгольский, маньчжурский, калмыцкий, тибетский и немец-кий. Автор более 25 работ, монголовед был назначен в Иркутске чиновником по особо важ-ным делам при генерал-губернаторе Восточной Сибири. И именно здесь блестящий уче-ный обрел свой покой.

Наука и «Черная вера»

Доржи Банзаров родился в 1822 году в Иче-туйской долине, в семье погранич-ных казаков. Кроме него в семье было еще четы-ре сына - Лочон, Дзондуй, Бадма и Харагшан. Отец, Банзар Боргонов, был урядником-пятидесятником (офицером) бывшего Ашебагатского полка.

Родители решили обучить Доржи русской грамоте, поскольку 9-летний сын всего за один год окончил Харанцайское приходское учили-ще. После этого, в сентябре 1833 года, его от-дали в Троицкосавскую войсковую русско-мон-гольскую школу.

В 1835 году по ходатайству тайши Селенгин-ской степной думы Банзаров в числе четырех бурятских мальчиков был направлен на учебу в 1-ю Казанскую гимназию. Именно за период учебы в гимназии он кроме родного и русского в совершенстве овладел монгольским, маньч-журским, французским, калмыцким, тибетским и немецким языками. Хорошо разбирался в ла-тинском, тюркском, и английском. В 1842 году совет гимназии за отличные успехи в учебе на-градил Банзарова золотой медалью.

После окончания гимназии, в том же 1842 году, Банзаров поступил на восточное отделение философского факультета Казанского универ-ситета. Университет открыл Банзарову мир на-уки. Здесь в течение пяти лет он формировался как ученый: написал для своих соплеменников «Всеобщую географию» и «Грамматику мон-гольского языка»; перевел с французского на монгольский «Странствования китайского буд-диста IV в. по имени Фа-сян», с маньчжурского - «Путешествие Тулишеня Аюб хану». Первые публикации молодого ориенталиста были вос-торженно встречены в кругах востоковедов. Его статья «Белый месяц. Празднование Нового года у монголов» была опубликована в «Казанских гу-бернских ведомостях».

В 1846 году Доржи окончил университет, за-щитил диссертацию «Черная вера, или Шаман-ство у монголов». Кроме этого, составил «Маньч-журско-русско-монгольский словарь» (рукопись хранится в Восточной библиотеке ЛГУ). Особое место в научных трудах занимает исследова-ние такого памятника, как «Чингисов камень». Памятник древнемонгольской письменности представляет собой плоскую гранитную плиту, ее нашли на берегу реки Кыркыра - одного из притоков Амура. В настоящее время «Чингисов камень» находится в Эрмитаже.

Окончив Казанский университет со степе-нью кандидата, Банзаров по Высочайшему по-велению в августе 1849 года получил разреше-ние поступить на службу в Восточной Сибири с преимуществами, полагавшимися при ученой степени. На основании данного разрешения генерал-губернатор Восточной Сибири опреде-лил Банзарова на должность чиновника особых поручений ГУВС и произвел в чин коллежского секретаря.

12 апреля 1850 года, после 15-летнего пребы-вания в Европейской России, Доржи Банзаров выехал в родные края. Приезд земляка - боль-шого чиновника да еще ученого, был встречен сородичами как большой праздник. Его чествовали в каждом улусе. К сожалению, отец Банза-рова уже умер и не мог порадоваться успехам сына.

Что жизнь, что смерть - легенда

Вернувшись в Иркутск, Доржи Банзаров по-лучил должность титулярного советника. В это время он занимался расследованием серьезных дел, связанных с махинациями нойонов, лам, чиновников, и привлекал их к ответственности. Но, несмотря на занятость служебными делами, находил возможность для научных занятий. В этот период ученый выполнил ряд работ: внес исправления на географические карты, совер-шил поездки в Тункинский край для исследо-вания происхождения сойотов и их соседей урянхайцев (тувинцев), открыл место рождения Чингисхана в пределах России, перевел с мон-гольского «Путешествия Зая-Хамбы в Тибет». В 1851 году был избран членом-корреспондентом Сибирского отдела Русского географического общества.

Короткая жизнь не позволила в полной мере раскрыться таланту Банзарова. Он умер 27 фев-раля 1855 года в Иркутске. Соответствующая запись имеется в «Иркутской летописи 1661- 1940 гг.» Ю.П.Колмакова:

«...27 февраля 1855 года в Иркутске скончал-ся Доржи Банзаров - известный монголист XIX века, знаток истории и этнографии народов Центральной Азии, первый бурятский ученый, чиновник особых поручений Главного управле-ния Восточной Сибири (ГУВС).

Достоверная причина смерти Банзарова не-известна. Один из его современников, Юмды-лык Ломбоцыренов, автор летописи «Бичихан запискэ» (сводной хроники родов селенгинских), писал, что Банзаров пристрастился к вину. Однако на родине ученого записана иная леген-да. В ней говорится о том, что Банзаров был отравлен в Иркутске человеком, подосланным священником: «Когда Доржи Банзарову должны были присвоить генеральский чин, иркутский поп нанял в столовой человека и отравил Бан-зарова ядом. Доржи сразу понял, что он выпил яд, и наказал своему кучеру, чтобы он, как бы-вало раньше, повез его прежде молиться в цер-ковь, а потом похоронил. Когда кучер исполнил наказ Доржи Банзарова, то есть привез тело его к церкви, люди, отравившие Банзарова и увидевшие его около церкви, испугались, что он остался живым, сами приняли яд и отравились. В тот день, когда должны были отравить Дор-жи Банзарова, на рынке запретили торговать молоком и молочными продуктами. Сказыва-ют, на похоронах Доржи Банзарову таки было присвоено звание генерала».

Когда Доржи умирал, рядом с ним были его ученик Холзан Мозоев и лама. О кончине Банза-рова правитель дел Сибирского отдела Русского географического общества И.С. Сельский сооб-щил генерал-губернатору Н.Н.Муравьеву.

В начале марта состоялись похороны Бан-зарова. Тело его было воздвигнуто на погре-бальные дроги в виде пышной колесницы, на которой находился Гомбо-лама в яркой одежде. Следом в желтых одеждах, читая буддийские молитвы, шли ламы, за ними - представите-ли местной власти, горожане и буряты. Про-цессия проследовала от квартиры покойного по Любарскому переулку, вышла на Ланинскую улицу и двинулась по Жандармской к Острож-ному мосту. Перейдя мост, направилась к горе за Иркутским тюремным замком, где находилось кладбище. После совершения религиозных це-ремоний тело предали земле. Увы, вскоре моги-ла была затеряна.

Жизнь коротка - история вечна

Первый бурятский ученый Доржи Банзаров оставил нам не только свои оригинальные по содержанию, обширные по тематике научные труды по востоковедению. Он оставил прежде всего глубокий след в памяти народа, который бережно хранит память о своем славном сыне, создавая о нем легенды, сказания, песни. Фоль-клорный материал о Доржи Банзарове является историческим свидетельством самого бурятско-го народа, выдвинувшего из своей среды даро-витого ученого.

К научным трудам Доржи Банзарова и се-годня обращаются многие ученые - не только наши, но и зарубежные. Бурятский народ высо-ко чтит память своего первого ученого. Его име-нем названа улица в родном улусе. В 1947 году именем Доржи Банзарова назван Бурятский пединститут, ныне госуниверситет. Перед зда-нием института установлен памятник.

Именем Доржи Банзарова названы улицы в Иркутске, Улан-Удэ, Кяхте, Казани и селе Кырен Тункинского района.

Доржи Банзаров (1822-1855)

Банзаров

(Дорджи, по мнению академика В. П. Васильева, надо писать Дордже) - ориенталист, сын полудикого забайкальского бурята Банзара, буддист ], принадлежал к древнему роду Урянхай. В г. его определили на казенном содержании, вместе с другими четырьмя бурятскими мальчиками, в 1-ю казанскую гимназию, в которой в том году усилено было преподавание восточных языков. В гимназии Б. учился отлично, наряду с лучшими учениками из русских, и по окончании ее переведен был в Университет, где ревностно продолжал заниматься восточными языками и в г. получил ученую степень кандидата, написав диссертацию: «О черной вере, или шаманстве, у монголов» (напечат. в «Ученых Записках Каз. универс.», г., кн. 3). В конце г. Б. прибыл в Петербург . Здесь главным занятием его было изучение монгольских и маньчжурских книг и рукописей, хранящихся в Азиатском музее Академии наук и Публичной библиотеке; для Музея Акад. наук он составил каталог его книгам на маньчжурском языке (напечат. в «Bulletin de la classe historico-philologique de l’Acad. d. sc.», t. V). Своими учеными трудами и знанием многих восточных и европейских языков он обратил на себя внимание ученых и пользовался большим авторитетом среди ориенталистов , которые многого ожидали от его исследований в области монгольского языка . Ожидания эти не сбылись. Уволенный из сословия казаков , к которым причислены некоторые бурятские роды, и назначенный чиновником особых поручений при генерал-губернаторе Восточной Сибири , с переименованием в чин коллежского секретаря , Б. в мае г. уехал в Иркутск . Здесь ученая деятельность его пошла на убыль. Он стал чуждаться всякого общества и знакомства и братался лишь со своими родичами, полудикими бурятами. Последние годы своей жизни он часто прихварывал, но за советами к врачам не обращался, не доверяя им, а сам составлял для себя лекарства по бурятским рецептам. Он умер в последних числах февраля г. и торжественно похоронен по буддийскому обряду 2 марта того же года. Из 13 статей его, напечатанных в различных изданиях, назовем еще две: 1) «О происхождении имени Монголы » (в «Библиотеке Восточ. историков», изд. И. Березиным, т. I, приложение II) и 2) «Пайзе , или металлические дощечки с повелениями монг. ханов» (в «Зап. археолог, общ.», т. II; здесь Б. попутно объясняет ярлык Бирдибек-Хана, данный Алексею, митроп. Киевскому). В г. Б. был избран в члены-корреспонденты архелогического общества.

В статье воспроизведен материал из Большого энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона .

Банзаров Доржи (около 1822, Кутетуевский улус Забайкальской области , - 1855, Иркутск), первый бурятский учёный-востоковед. Родился в семье казака-бурята. В окончил Казанский университет , был учеником О. М. Ковалевского . В 1847-48 жил в Петербурге , занимаясь научными исследованиями в Азиатском музее . В 1850-55 служил чиновником особых поручений при генерал-губернаторе Вост. Сибири. Во время разъездов по Сибири завязал знакомство с декабристами ; Н. А. Бестужев написал его портрет. Научное наследие Б. составляют главным образом филологические исследования. Основной труд Б. - «Чёрная вера, или Шаманство у монголов» (1846) - первая научная работа о шаманизме . Именем Б. назван (1947) Бурятский педагогический институт в

Родился в семье бурятского казака. Начальное образование получил в Троицкосавской войсковой русско-монг.ольской школе. Монгольский язык и историю Монголии Банзаров изучал в Казанском университете (1842–1846) на восточном факультете. Д. Банзаров как ученый сформировался под влиянием востоковедов и монголоведов: О. М. Ковалевского, А. А. Бобровникова, И. Н. Березина, Гомбоева, В. В. Григорьева, П. С. Савельева, а также передовых представителей русской общественной мысли: В. Белинского, А. И. Герцена. После окончания университета в 1846 Д. Банзаров подготовил кандидатскую диссертацию «Черная вера, или Шаманство монголов», написанную на основе глубокого изучения монгольских рукописей, китайских источников и материалов русских и западноевропейских путешественников. Это основной труд учёного, в нем дан анализ – идеолого-философской системы монгольского общества в период родового строя и феодализма. По мнению Банзарова, шаманизм – простейшая форма верования, появившаяся самостоятельно у монгольских народов, а не заимствованная у других народов Азии. В 1846 Д. Банзаров опубликовал научно-популярную статью «Белый месяц. Празднование Нового года у монголов» (в газете «Казанские губернские ведомости»), в которой обосновывает мысль о народном происхождении и характере этого праздника. В 1847–1848 Д. Банзаров занимался научными исследованиями в Азиатском музее в Петербурге. В 1849 опубликовал статьи: «О происхождении имени «Монгол», «Об ойратах и уйгурах», «О происхождении имени Чингис», «О названии Эрдэнэ-хот». В 1850–1855 Д. Банзаров служил чиновником при генерал-губернаторе в , занимался научными исследованиями. Короткая жизнь не позволила в полной мере раскрыться его таланту.

Научное наследие составляют 15 изданных работ и 3 рукописи.

Иркутск. Историко-краеведческий словарь. Иркутск, 2011

Биография

Родился в 1822 в семье сибирских пограничных казаков. Отец его, Банзар Боргонов, был уряд­ником пятидесятником (офицером) бывшего Ашехбатского полка, веро­исповедания буддийского. В 9-летнем возрасте Доржи закончил за один год Харанцайское приходское училище. Затем он три года обучался в Троицкосавской войсковой русско-монгольской школе. По ходатайству тайши Селенгинской степной думы Н. в 1835 Банзаров был направлен на учебу в первую Казанскую гимназию, в которой обучался с 1836 по 1842 За период учебы в гимназии он проявил блестящие способности. В совершенстве овладел, кроме родного и русского языков, монгольским, маньчжурским, калмыцким, тибетским и немецким язы­ками. Хорошо разбирался в латинском, тюркском, французском и английском языках. В 1842 совет гимназии за отличные успехи в учебе наградил золотой медалью.

С 1842 по 1846 в стенах Казанского университета он форми­ровался как ученый. Обучаясь на восточном отделении философского факультета Банзаров написал для своих соплеменников «Всеобщую геогра­фию» и «Грамматику монгольского языка», перевел на монгольский язык с французского «Странствования китайского буддиста IV в. по имени Фа-сян», с маньчжурского «Путешествие Тулишеня Аюб хану».

Первые публикации молодого ориенталиста были восторженно встречены в кругах востоковедов. Его статья «Белый месяц. Празд­нование нового года у монголов» была опубликована в «Казанских губернских ведомостях» в № 30 за 1846.

Кандидатская диссертация Банзарова «Черная вера, или шаманство у мон­голов» вышла в свет в «Ученых записках Казанского университета» (книга III, 1846). Кроме этого, в 1846 им был составлен «Маньчжурско-русско-монгольский словарь» (рукопись хранится в Восточной библиотеке ЛГУ). За весьма короткий период жизни Банзаров оставил неиз­гладимый след в науке, написав более 25 работ. Особое место в научных трудах занимает исследование такого памятника, как «Чингисов ка­мень». Этот памятник древнемонгольской письменности представлял собой плоскую гранитную плиту и был найден на берегу реки Кыркыра – одного из притоков Амура, там, где находился дворец князя Исунке, сына брата Чингисхана Хасара. В настоящее время «Чингисов камень» находится в Эрмитаже.

Самой значительной публикацией научного наследия ученого яв­ляется книга «Черная вера, или шаманство у монголов» .

Окончив Казанский университет со степенью кандидата, Банзаров по Высочай­шему повелению в августе 1849 получил разрешение поступить на службу в с преимуществами, связанными с присвоением ученой степени. На основании данного разрешения Банзаров определен на должность чиновника осо­бых поручений ГУВС в 1850 и произведен в чин коллежского секре­таря.

Уже в августе 1850 он отправился из в служебную ко­мандировку в Селенгинск для расследования жалобы Ломбоцыренова о присвоении главным тайшой Н. Вампиловым 600 рублей серебром из ссуды бурятскому населению в связи с «неурожаем трав и хлебов». Банзаров объехал улусы обширной территории Селенгинской степной думы и опросил 400 человек. По окончании следствия он привлек к судебной ответственности главу Ирино-Харанутского рода Жамбалдоржиева и ламу Туленкенова. Следствие не подтвердило жалобы на главного тайшу Н. Вампилова, который вступил на эту должность в 1835, после отставки Юмдылыка Ломбоцыренова за растрату общественных и казенных денег, Ломбоцыренов хотел вернуть себе власть, оклеветав своего преемника. Банзаров в этом деле объективно разобрался. Ломбоцы­ренов известен как автор летописи «Бичихан запискэ» (сводной хро­ники родов селенгинских, составленной по просьбе профессора О.М. Ко­валевского и хранящейся в настоящее время в научной библиотеке ИГУ) и «Летописи селенгинских бурят». В последней автор не обошел молчанием судьбу молодого ученого. Он писал:

«Д. Банзаров получил образование в Казани, сдал экзамен в Петербурге и был назначен чи­новником по особо важным делам при генерал-губернаторе Восточной Сибири. В 1850 приезжал в Забайкалье, на родину. Затем вернулся в Иркутск на работу, пристрастился к вину и скончался в 50-х годах ».

После завершения этого дела Банзаров выехал в Кударинскую степную думу, чтобы проверить жалобу на главного тайшу Дамбуева. Жалоба подтвердилась и Дамбуев был привлечен к ответственности. Б. строго и ответственно вел следствие, чтобы выяснить причину и пресечь произ­вол со стороны родовой знати. В 1853 Банзаров становится титулярным со­ветником. На Банзарова в 1852 поступила жалоба. Дело по распоряжению военного губернатора Забайкальской области рассматривал . Результаты проверки неизвестны.

Банзаров занимался расследо­ванием серьезных дел, связанных с махинациями нойонов, лам, чи­новников и привлекал их к ответственности. С 1850 по 1855, не­смотря на занятость служебными делами, находил возможность для научных занятий. В этот период ученый выполнил ряд работ: внес ис­правления на географических картах, пояснил на карте пункты китайской границы в соответствии с российскими и маньчжурскими данными, совершил поездки в Тункинский край для исследования про­исхождения сойотов и их соседей урянхайцев (тувинцев), открыл место рождения Чингисхана в пределах России, перевел с монгольского «Путешествия Зая-Хамбы в Тибет».

Получал в 1853 жалованья 571 руб. 84 коп. в год.

В.М. Деревскова. В кн. Административно-судебная система Восточной Сибири конца XIX – начала XX веков в лицах и документах: Материалы к энциклопедии. - Иркутск, 2004. - С. 30-31.

Обстоятельства смерти

Доржи Банзаров скончался 27 февраля 1855 года в Иркутске. Соответствующая запись имеется в "Иркутской летописи 1661-1940 гг." :

"...27 февраля 1855 года в Иркутске скончался Доржи Банзаров – известный монголист XIX века, знаток истории и этнографии народов Центральной Азии, первый бурятский ученый, чиновник особых поручений Главного управления Восточной Сибири (ГУВС).

При смерти присутствовали его ученик Холзан Мозоев и лама. Правитель дел Сибирского отдела Русского географического общества И. С. Сельский сообщил генерал-губернатору Н. Н. Муравьеву о кончине Д. Банзарова. По распоряжению начальника края, в Верхнеудинск за Гомбо Ламой был послан нарочный.

В начале марта состоялись похороны Банзарова. Тело его было воздвигнуто на погребальные дроги в виде пышной колесницы, на которой находился в яркой одежде Гомбо-лама. Следом за катафалком в желтых одеждах, читая буддийские молитвы, шли ламы, за ними - представители местной власти, горожане и буряты. Процессия проследовала от квартиры покойного по Любарскому переулку, вышла на Ланинскую улицу и по Жандармской к Острожному мосту. Перейдя мост, направилась к горе за Иркутским тюремным замком, где находилось кладбище. После свершения религиозных церемоний тело предали земле. Вскоре могила была затеряна"...

Увековечивание памяти

1947 именем Доржи Банзарова назван Бурятский педагогический институт, ныне - Бурятский государственный университет.

В 1957 перед зданием института был установлен памятник работы скульпторов А. Р. Вампилова и А. И. Тимина.

Именем Доржи Банзарова названы улицы в городах: Улан-Удэ, Иркутск, Кяхта и Казань, селе Кырен (районном центре Тункинского района Республики Бурятия).

В год 170-летия, в 1992, по инициативе председателя колхоза имени XX партсъезда В. Д. Будаева был установлен памятный камень недалеко от родового гнезда Доржи Банзарова.

В декабре 2007 администрация Джидинского района учредила премию имени Доржи Банзарова для особо одарённых, талантливых учащихся района, добившихся высоких результатов в различных областях деятельности.

24 января 2008 года постановлением правительства Республики Бурятия имя Доржи Банзарова присвоено Нижне-Ичётуйской средней общеобразовательной школе Джидинского района.

11 июня 2010 года в рамках празднования 75-летия Джидинского района на месте родовой усадьбы первого бурятского ученого установлен памятник работы скульптора Геннадия Васильева.

Сочинения

  1. Собрание сочинений / Отв. ред. Д.Б. Улымжиев; Предисл. В. Ц. Найдакова; РАН. Сиб. отд-ние. Бурят. ин-т обществ. наук. – 2-е изд., доп. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. – 240 с.; 30 см. – Библиогр.: с. 227-238. – 600 экз.

Примечания

  1. Санжиев Б. Доржи Банзаров. Изучение научного наследия . - Иркутск, 1998. - С. 18.
  2. Санжиев Б. Доржи Банзаров. Изучение научного наследия . - Иркутск, 1998. - С. 68.

Литература

  1. Ким Н. В. Доржи Банзаров. (Биографический очерк). Улан-Удэ, 1992.
  2. Санжиев Б.С. Доржи Банзаров: Изучение научного наследия. К 175-летию со дня рождения. - Иркутск-Улан-Удэ, ОНЦ "Сибирь", 1998.
  3. Выдающиеся бурятские деятели (17-нач.20 в.): Вып. 2. Ч. 1. - Улан-Удэ, Изд-во Бурятского гос. ун-та, 2001. ISBN 5852132659
  4. Нанзатова Э. П., Дамбаева Ж.Д.-Ж. Из сокровищницы бурятских мыслителей // Учебное пособие. - Улан-Удэ, Бурятский государственный университет, 2003.
  5. Первый бурятский ученый Доржи Банзаров. - Иркутск, 1922.
  6. К 100-летию со дня смерти Доржи Банзарова: Мат-лы науч. сессий и статьи. - Улан-Удэ, 1955.
  7. Первый бурятский ученый: К 150-летию со дня рождения Д. Банзарова. - Улан-Удэ, 1973.
  8. Петров Л. А. Доржи Банзаров. - Улан-Удэ, 1975.
  9. Ч. Цыдендамбаев. Доржи, сын Банзара. Серия: Библиотека сибирского романа. - Новосибирское книжное издательство, 1961. 424 стр. Тираж: 75000 экз.
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...