Энергосбережение в многоквартирном доме. Перечень мероприятий для МКД по энергосбережению - жкхпортал.рф Энергетическая эффективность многоквартирных домов

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ


На основании пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 года N 18 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 5, ст.742; 2013, N 50, ст.6596; 2014, N 14, ст.1627)

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Правила определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов.

2. Признать не подлежащим применению приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 8 апреля 2011 года N 161 "Об утверждении Правил определения классов энергетической эффективности многоквартирных домов и Требований к указателю класса энергетической эффективности многоквартирного дома, размещаемого на фасаде многоквартирного дома" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 мая 2011 года, регистрационный N 20810).

3. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства не позднее 10 дней со дня подписания направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации А.В.Чибиса.

Министр
М.А.Мень

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации

регистрационный N 43169

Правила определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом
Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 6 июня 2016 года N 399/пр

I. Общие сведения

1. Правила определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 48, ст.5711; 2010, N 19, ст.2291; N 31, ст.4160, 4206; 2011, N 29, ст.4288, 4291; N 30, ст.4590; N 49, ст.7061; N 50, ст.7344, 7359; N 51, ст.7447; 2012, N 26, ст.3446; N 29, ст.3989; N 53, ст.7595; 2013, N 14, ст.1652; N 23, ст.2871; N 27, ст.3477; N 52, ст.6961, 6964, 6966; 2014, N 40, ст.5322; N 45, ст.6149, 6154; 2015, N 1, ст.19; N 27, ст.3967; N 29, ст.4359) (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) и постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 года N 18 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 5, ст.742; 2013, N 50, ст.6596; 2014, N 14, ст.1627).

2. Класс энергетической эффективности многоквартирного дома определяется исходя из сравнения (определения величины отклонения) фактических или расчетных (для вновь построенных, реконструированных и прошедших капитальный ремонт многоквартирных домов) значений показателя удельного годового расхода энергетических ресурсов, отражающего удельный расход энергетических ресурсов на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение, а также на электроснабжение в части расхода электрической энергии на общедомовые нужды (далее - общедомовые нужды), и базовых значений показателя удельного годового расхода энергетических ресурсов в многоквартирном доме, при этом фактические (расчетные) значения должны быть приведены к расчетным условиям для сопоставимости с базовыми значениями, в том числе с климатическими условиями, условиями оснащения здания инженерным оборудованием и режимами его функционирования в порядке, указанном в настоящих Правилах.

3. Фактические значения показателя удельного годового расхода энергетических ресурсов определяются на основании показаний общедомовых приборов учета энергетических ресурсов.

4. В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона N 261-ФЗ класс энергетической эффективности многоквартирного дома, построенного, реконструированного или прошедшего капитальный ремонт и вводимого в эксплуатацию, а также подлежащего государственному строительному надзору, устанавливается органом государственного строительного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган стройнадзора) в соответствии с настоящими Правилами. Класс энергетической эффективности многоквартирного дома указывается в заключении органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного, прошедшего капитальный ремонт многоквартирного дома также требованиям энергетической эффективности (далее - заключение о соответствии).

5. В соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона N 261-ФЗ класс энергетической эффективности многоквартирного дома в процессе эксплуатации устанавливается и подтверждается органом государственного жилищного надзора (далее - ГЖИ) на основании декларации о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов (далее - декларация) путем выдачи акта проверки соответствия многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности с указанием класса его энергетической эффективности на момент составления этого акта в порядке, установленном настоящими Правилами (далее - акт о классе энергоэффективности многоквартирного дома). Декларация предоставляется собственниками помещений многоквартирного дома (в случае осуществления непосредственного управления многоквартирным домом) или лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом.

6. Декларация подается в произвольной форме. В декларации в обязательном порядке указывается следующая информация:

- календарные даты начала и окончания периода, за который представляется декларация;

- класс энергетической эффективности многоквартирного дома и дата его присвоения (если ранее был установлен класс энергетической эффективности многоквартирного дома);

- показания общедомовых приборов учета или приборов учета, учитывающих расход энергетических ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме на начало и конец отчетного периода по каждому виду энергетического ресурса и сведения о приборах учета (марка, номер, сроки поверки);

- расчет объема потребленных энергетических ресурсов по каждому виду энергетического ресурса с указанием единиц изменения и с переводом единиц измерения;

- расчет значения годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов, указанных в пункте 22 настоящих Правил, расчет приведения полученных значений к расчетным условиям;

- фактические условия, используемые для приведения к расчетным с учетом положений пункта 23 настоящих Правил - климатические условия периода представления декларации, средняя температура внутреннего воздуха в помещениях, плотность заселения, качество коммунальных услуг;

- указание на наличие или отсутствие индивидуального теплового пункта с функцией автоматического регулирования температуры теплоносителя в зависимости от температуры наружного воздуха и энергоэффективного (светодиодного) освещения мест общего пользования.

7. Удельный годовой расход энергетических ресурсов построенных и введенных в эксплуатацию многоквартирных домов подтверждается не позднее, чем за 3 месяца до истечения 5 лет со дня ввода многоквартирного дома в эксплуатацию. Для многоквартирных домов наивысших классов энергетической эффективности (В, А, А+, А++ согласно таблице N 2 настоящих Правил) удельный годовой расход энергетических ресурсов дополнительно подтверждается не позднее, чем за 3 месяца до истечения 10 лет со дня ввода многоквартирного дома в эксплуатацию.

8. Класс энергетической эффективности многоквартирного дома в процессе эксплуатации подтверждается не позднее, чем за 3 месяца до истечения 5 лет со дня выдачи акта о классе энергоэффективности многоквартирного дома. Класс энергетической эффективности многоквартирного дома подтверждается по решению собственников помещений многоквартирного дома или по инициативе лица, осуществляющего управление многоквартирным домом. Класс энергетической эффективности многоквартирного дома подтверждается не чаще одного раза в год.

9. В случае неподтверждения класса энергетической эффективности многоквартирного дома в сроки, установленные пунктами 7 и 8 настоящих Правил, не допускается указание класса энергетической эффективности такого многоквартирного дома в технической документации на многоквартирный дом или иных документах, характеризующих такой многоквартирный дом, не допускается размещения указателя о классе энергетической эффективности на фасаде многоквартирного дома и информации о классе энергетической эффективности на информационных стендах.

10. В целях установления класса энергетической эффективности многоквартирного дома лицо, указанное в пункте 4 настоящих Правил, действует в соответствии с Порядком проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации (РД-11-04-2006) (далее - Порядок), утвержденным Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 года N 1129 (зарегистрирован Минюстом России 6 марта 2007 года, регистрационный N 9053).

11. В целях выдачи акта о классе энергоэффективности многоквартирного дома лицо, указанное в пункте 5 настоящих Правил, представляет в ГЖИ заявление о присвоении или подтверждении класса энергетической эффективности и копии следующих документов, им заверенных:

а) декларация;

б) документы, подтверждающие, что заявитель является лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в отношении которого требуется принять решение об определении класса энергетической эффективности: договор управления (в случае, если избран способ управления - управляющая организация), либо протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение об управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (в случае, если избран способ управления товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, либо протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, подтверждающий полномочия собственника помещения в многоквартирном доме на представление от имени собственников помещений в многоквартирном доме документов, указанных в пункте 4 настоящих Правил (в случае непосредственного управления многоквартирным домом);

в) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, оформленный в соответствии с требованиями гражданского законодательства Российской Федерации.

12. ГЖИ в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил в течение 30 дней с даты получения заявления и документов, указанных в пункте 11 настоящих Правил, рассматривает представленные документы и принимает одно из следующих решений:

а) о несоответствии представленных документов требованиям к составу и содержанию документов, установленным пунктами 5 и 11 настоящих Правил и возврате заявления и приложенных к нему документов;

б) о выдаче акта о классе энергоэффективности многоквартирного дома;

в) об отказе в выдаче акта о классе энергоэффективности многоквартирного дома.

13. Решение о выдаче акта о классе энергоэффективности многоквартирного дома принимается ГЖИ в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил в случае соответствия заявления и приложенных к нему документов требованиям, установленным пунктами 5 и 11 настоящих Правил, и если срок их действия на дату их рассмотрения не истек.

14. Решение об отказе в выдаче акта о классе энергоэффективности многоквартирного дома принимается ГЖИ в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил в случае отсутствия в документах, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, значений годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов, необходимых для присвоения класса энергетической эффективности, несоответствия значений годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов, указанных в декларации, значениям аналогичных величин в документах, представляемых для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также при представлении заявителем документов, срок действия которых на дату их рассмотрения истек.

15. Решения, указанные в пункте 13 настоящих. Правил, оформляются в письменном виде в двух экземплярах, один из которых хранится в органе, принявшем решение, второй направляется заявителю не позднее 5 дней с даты его оформления. Повторная подача заявления и документов возможна после устранения обстоятельств, послуживших основанием для возврата заявления и приложенных к нему документов или принятия решения об отказе в выдаче акта о классе энергоэффективности многоквартирного дома.

16. Оригинал акта о классе энергетической эффективности многоквартирного дома входит в состав технической документации на многоквартирный дом.

17. Копия акта о классе энергетической эффективности направляется ГЖИ в орган местного самоуправления, осуществляющий ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, в течение 30 дней со дня получения.

18. Класс энергетической эффективности многоквартирного дома включается в энергетический паспорт многоквартирного дома.

19. Если удельный годовой расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию превышает указанный в акте о классе энергоэффективности многоквартирного дома, то собственник помещения в многоквартирном доме, орган государственной власти или местного самоуправления, ресурсоснабжающая организация обращается в ГЖИ с заявлением о пересмотре класса энергетической эффективности многоквартирного дома и предоставляет копии следующих документов, им заверенных:

а) документ, подтверждающий, что заявитель является собственником помещения в многоквартирном доме, или лицом, осуществляющим выплату субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, или ресурсоснабжающей организацией, которая осуществляет теплоснабжение многоквартирного дома;

б) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, оформленный в соответствии с требованиями гражданского законодательства Российской Федерации;

в) копии квитанций на оплату коммунальных услуг или копии актов, подтверждающие превышение удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию.

20. ГЖИ в течение 30 дней с даты получения заявления и документов, указанных выше, рассматривает представленные документы и принимает решение об отказе заявителю или направляет лицу, ответственному за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственникам помещений в многоквартирном доме, предписание об устранении нарушений, приводящих к превышению удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию.

II. Требования, касающиеся значений показателей потребления энергии для соответствующего класса энергетической эффективности и базовые уровни показателя удельного годового расхода энергетических ресурсов

21. К показателям, характеризующим класс энергетической эффективности многоквартирного дома, относятся показатели удельного годового расхода энергетических ресурсов, включающие суммарный удельный годовой расход тепловой энергии на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение, а также на общедомовые нужды, в расчете на 1 м площади помещений, не отнесенных к общему имуществу, и базовые уровни удельных годовых расходов энергетических ресурсов.

22. Базовые уровни удельного годового расхода энергетических ресурсов в многоквартирном доме, включающие суммарный удельный годовой расход тепловой энергии на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение, а также на общедомовые нужды, в расчете на 1 м площади помещений многоквартирного дома, не отнесенных к общему имуществу многоквартирного дома, приведены в таблице N 1 настоящих Правил.

Таблица N 1. Базовый уровень удельного годового расхода энергетических ресурсов в многоквартирном доме, отражающий суммарный удельный годовой расход тепловой энергии на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение, а также на общедомовые нужды, ...

Таблица N 1

Базовый уровень удельного годового расхода энергетических ресурсов в многоквартирном доме, отражающий суммарный удельный годовой расход тепловой энергии на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение, а также на общедомовые нужды, многоквартирных жилых домов, кВт·ч/м

Наименование

Этажность многоквартирного дома

показателя

отопит. периода

Расход тепловой энергии

на отопление,

вентиляцию, горячее

водоснабжение и

электроэнергии на

общедомовые нужды*

в том числе тепловой

энергии на отопление и

вентиляцию

________________
* Базовый уровень удельного годового расхода электрической энергии на общедомовые нужды равен 10,0 кВт·ч/м для многоквартирных домов, оборудованных лифтом. Если дом не оборудован лифтом, базовый уровень удельного годового расхода электрической энергии на общедомовые нужды равен 7 кВт·ч/м и из указанных в таблице показателей следует вычесть 3 кВт·ч/м.

Для многоподъездных МКД с секциями разной этажности при определении значения базового уровня удельного годового расхода энергетических ресурсов этажность усредняется.

Промежуточные значения удельного годового расхода энергетических ресурсов определяют методом линейной интерполяции по этажности многоквартирного дома и градусосуток отопительного периода (далее - ГСОП).

23. При установлении базового уровня удельного годового расхода энергетических ресурсов были приняты следующие расчетные условия: температура внутреннего воздуха в квартирах 20°С, заселение 20 м общей площади помещения на одного жителя, что соответствует нормативному воздухообмену 30 м/ч на одного жителя и удельным бытовым внутренним теплопоступлениям 17 Вт/м общей площади. Минимальный период для подсчета фактического энергопотребления эксплуатируемого многоквартирного дома составляет один год. Фактические значения удельного годового расхода энергетических ресурсов приводятся к расчетным условиям, для чего фактические расходы энергетических ресурсов пропорционально уменьшаются или увеличиваются методом линейной интерполяции от расчетных условий, установленных в настоящем пункте Правил в зависимости от отклонений фактических климатологических характеристик района расположения многоквартирного дома, этажности многоквартирного дома, средней температуры внутреннего воздуха в помещениях, плотности заселения, воздухообмена, удельных бытовых внутренних теплопоступлений, качества коммунальных услуг (при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества и/или с перерывами, превышающими установленную продолжительность). Качество коммунальных услуг определяется в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов , утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст.3168; 2012, N 23, ст.3008; N 36, ст.4908; 2013, N 16, ст.1972; N 21, ст.2648; N 31, ст.4216; N 39, ст.4979; 2014, N 8, ст.811; N 9, ст.919; N 14, ст.1627; N 40, ст.5428, 6550; N 52, ст.7773; 2015, N 9, ст.1316; N 37, ст.5153; 2016, N 1, ст.244).

24. Класс энергетической эффективности многоквартирного дома не присваивается в случае отсутствия общедомовых приборов учета. Классы энергетической эффективности многоквартирного дома В, А, А+, А++ согласно таблице 2 настоящих Правил не присваиваются при отсутствии в таком доме индивидуального теплового пункта с функцией автоматического регулирования температуры теплоносителя в зависимости от температуры наружного воздуха, энергоэффективного (светодиодного) освещения мест общего пользования, а также индивидуальных приборов учета в соответствии с Федеральным законом N 261-ФЗ .

25. Многоквартирными домами, имеющими высокий класс энергетической эффективности для целей налогового законодательства, являются дома классов А, А+, А++ согласно таблице 2 настоящих Правил.

26. Энергетические ресурсы, получаемые из возобновляемых источников энергии, не подлежат учету при расчете удельного годового потребления энергетических ресурсов, если вырабатывающее их оборудование включено в инженерные системы многоквартирного дома.

III. Требования к указателю (маркировке) класса энергетической эффективности, который размещается на фасаде многоквартирного дома

27. Обозначение класса энергетической эффективности многоквартирного дома осуществляется латинскими буквами по шкале от А++ до G по величине отклонения показателя удельного годового расхода энергетических, ресурсов от базового показателя согласно таблице N 2 настоящих Правил.

Таблица N 2. Классы энергетической эффективности

Таблица N 2

Обозначение класса энергетической эффективности

Наименование класса энергетической эффективности

Величина отклонения значения фактического удельного годового расхода энергетических ресурсов от базового уровня, %

Высочайший

60 включительно и менее

Высочайший

от - 50 включительно до - 60

Очень высокий

от - 40 включительно до - 50

от - 30 включительно до - 40

Повышенный

от - 15 включительно до - 30

Нормальный

от 0 включительно до - 15

Пониженный

от + 25 включительно до 0

от + 50 включительно до + 25

Очень низкий

28. Указатель класса энергетической эффективности представляет собой квадратную пластину размером 300 х 300 мм для размещения на поверхности фасада дома. Пример схематического изображения указателя класса энергетической эффективности приведен на рисунке 1 настоящих Правил.

КЛАСС ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ВЫСОКИЙ

Рисунок 1. Указатель класса энергетической эффективности многоквартирного дома.

29. На лицевой стороне поверхности пластины у верхнего края заглавными буквами выполняется надпись: "КЛАСС ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ". В центре пластины размещается заглавная буква латинского алфавита (А, В, С, D, Е, F, G) высотой 200 мм, знак "+" высотой 100 мм, обозначающие класс энергетической эффективности, к которому относится эксплуатируемый многоквартирный дом. В нижней части пластины заглавными буквами указывается наименование класса энергетической эффективности: близкий к нулевому, высочайший, очень высокий, высокий, повышенный, нормальный, пониженный, низкий, очень низкий. Цвет шрифта и фона указателя может быть выбран в соответствии с существующими указателями, размещенными на фасаде многоквартирного дома, либо черный цвет шрифта на белом глянцевом фоне.

30. Застройщик или лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, размещает указатель класса энергетической эффективности многоквартирного дома на одном из фасадов на высоте выше 2 м от уровня земли на расстоянии 30-50 см от левого угла здания таким образом, чтобы была обеспечена видимость указателя класса энергетической эффективности и его сохранность.

31. Для информирования собственников помещений многоквартирного дома лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, размещает на информационных стендах внутри подъездов многоквартирного дома или относящихся к многоквартирному дому этикетку класса энергетической эффективности, содержащую следующие сведения:

- адрес многоквартирного дома;

- номер и дату акта о классе энергоэффективности многоквартирного дома;

- класс энергетической эффективности многоквартирного дома - заглавную букву латинского алфавита (A, B, C, D, E, F, G) высотой не менее 50 мм, знак "+" высотой не менее 25 мм и наименование класса энергетической эффективности в соответствии с таблицей N 2 настоящих Правил;

- указанные в акте о классе энергоэффективности многоквартирного дома значения расхода тепловой энергии на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение и электроэнергии на общедомовые нужды, и расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию отдельно, приведенные к расчетным;

- таблицу минимальных и максимальных значений показателя базового уровня удельного годового расхода энергетических ресурсов по каждому классу энергетической эффективности;

- класс энергетической эффективности многоквартирного дома, указанный в проектной документации (если такой класс указывался в проектной документации при ее наличии).

32. В случае, указанном в пункте 9 настоящих Правил, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, демонтирует указатель класса энергетической эффективности многоквартирного дома с фасада многоквартирного дома и изымает этикетку класса энергетической эффективности с информационных стендов.

Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
Официальный интернет-портал
правовой информации
www.pravo.gov.ru, 10.08.2016,
N 0001201608100003

Описание:

Энергетические характеристики зданий, установленные приказом № 262 Минрегионразвития РФ «О требованиях энергетической эффективности зданий, строений, сооружений», на первый взгляд менее эффективны по сравнению с их европейскими аналогами. Однако простое сопоставление значений из-за различных климатических и нормируемых условий проживания некорректно. В статье проводится сравнительный анализ требований энергоэффективности строений Дании и России и предлагается последовательность в исполнении этих требований для Российской Федерации.

Последовательность в исполнении требований повышения энергоэффективности многоквартирных домов

Физико-механические показатели выпускаемых автоклавных газобетонов

Сравнение фактического теплопотребления зданий (по замерам теплосчетчиков) с требуемым (по данным энергетических паспортов этих зданий) выявило, что теплопотери жилых зданий нового строительства начиная с 2000 года и после комплексного капитального ремонта должны были бы снизиться более чем в 2 раза за счет их утепления, замены окон на энергоэффективные и установки термостатов на отопительные приборы.

На самом деле снижение теплопотребления на отопление составило только 1/3 от потенциальной экономии за счет утепления зданий, остальные 2/3 выбрасываются на улицу в прямом и переносном смысле из-за завышенной теплопроизводительности системы отопления по причинам, указанным в , и в связи с неправильной настройкой термостатов. Причем там же в приведены замеры температур воздуха в квартирах перетапливаемых домов на уровне 23–25 °С, подтверждающие, что перерасход теплоты на отопление связан не с дефектами строительства, а с отсутствием элементарного контроля за теплопотреблением и ненацеленностью эксплуатационных служб на энергосбережение.

Устранить перерасход тепла системой отопления, запроектированной с запасом, возможно путем регулирования подачи тепла на отопление по скорректированному температурному графику (в сторону его уменьшения с учетом выявленного запаса системы отопления). Реализация такого графика возможна в котроллере автоматизированного узла управления системой отопления (АУУ), установка которого входит в состав работ комплексного капитального ремонта жилых домов, или ИТП в домах нового строительства, где они установлены.

С учетом выявленного запаса в системе отопления, который определяется отношением проектного расчетного расхода тепла на отопление и вентиляцию Q р пр (из раздела «ОВ») к требуемому Q р тр (из энергетического паспорта K зап = Q р пр /Q р тр), должны быть пересчитаны расчетные значения температур теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах системы отопления :

t 1тр = t в р + 0,5 (t 1 р - t 2 р)(Q - 0 /K зап) + [(t 1 р + t 2 р) / 2 - t в р ](Q - 0 / K зап) 1 / (1 + m) , (1)

t 2тр = t 1тр - (t 1 р - t 2 р)(Q - 0 / K зап), (2)

где t в р – расчетная температура воздуха в помещении (принимая tвр для расчета графиков по СНиП 41-02–2003 «Тепловые сети» равной 18 °С);

t 1 p , t 2 p – расчетная температура соответственно в подающем и обратном трубопроводах системы отопления, °С;

Q - 0 – относительный расход тепловой энергии на отопление, представляющий отношение требуемых расходов тепловой энергии на отопление, определенных при текущей температуре наружного воздуха t н и расчетной для проектирования отопления t н р;

m – показатель степени в формуле определения коэффициента теплопередачи отопительных приборов; как правило, принимают равным 0,25.

Чтобы установить значение требуемой температуры теплоносителя, при расчетной наружной температуре (t н р), необходимо подставить Q - 0 = 1. Выполненные расчеты показывают, что, например, при завышении поверхности нагрева отопительных приборов на 20 % расчетные параметры теплоносителя, циркулирующего в системе отопления, должны составлять 84–63 °C вместо 95–70 °C в системе без запаса.

Но пересмотрены должны быть не только расчетные параметры теплоносителя, но и их изменение в зависимости от температуры наружного воздуха.

Следует учитывать, что с повышением наружной температуры доля бытовых тепловыделений в тепловом балансе жилого дома увеличивается, за счет чего можно сократить подачу тепла на отопление. Нулевой расход тепла на отопление будет уже не при t н = 18–20 °С, как принято при построении стандартных графиков регулирования, а, как показывают расчеты, в домах без утепления при t н = 15 °С и в утепленных домах при t н = 12 °С. Зависимость относительного расхода тепла на отопление от текущей наружной температуры при этом в формулах (1) и (2) находится из следующего уравнения:

Q - о = [(Q o p + Q вн)(t в - t н) / (t в - t н р) - Q вн ] / Q o p =
= (1 + Q вн / Q o р)(t в - t н) / (t в - t н р) - Q вн / Q o р, (3)

где Q о р – расчетный расход тепла на отопление при t н р, Гкал;

Q вн – бытовые тепловыделения, учитываемые при определении Q o р, Гкал.

Результаты испытаний на одном из жилых домов серии II-18-01/12, где реализован предлагаемый график при настройке контроллера АУУ, приведены в и табл. 2. В итоге была достигнута экономия тепла на отопление в 45 % по сравнению с этим же домом до выполнения комплексного капитального ремонта и с аналогичными домами, в которых не было выполнено утепление.

В аналогичных домах, где был выполнен капитальный ремонт, установлены АУУ, но контроллер был настроен на поддержание проектного графика 95–70 °С с нулевым расходом тепла при t н = 18 °С, перерасход тепла по сравнению с предлагаемым выше режимом составил 28 % (см. табл. 2).

Приведенные данные свидетельствуют о том, что для повышения энергоэффективности существующих зданий, построенных после 1979 года (см. таблицу и графики, демонстрирующие превышение проектного расхода тепла на отопление над требуемым по энергетическому паспорту в ), необходимо устанавливать автоматизированный узел управления системой отопления, настраивая контроллер на предложенный режим работы с корректировкой расчетных параметров теплоносителя (с учетом запаса в системе отопления) и графика подачи тепла (с учетом увеличивающейся доли бытовых тепловыделений в тепловом балансе дома с повышением температуры наружного воз-духа).

Дома, построенные до 1980 года, входят в программу комплексного капитального ремонта, в составе которого предусмотрена установка АУУ.

Если минимизировать затраты на АУУ в соответствии с рекомендациями «Свода правил по проектированию тепловых пунктов» (СП 41-101–95), исключив из Типового альбома расчета и привязки АУУ, разработанного ГУП «МосжилНИИпроект»:

  • резервный циркуляционный насос;
  • излишние импортные гидравлические регуляторы;
  • высокотемпературный дренажный насос (в 50 раз превышает стоимость общепринятого переносного откачивающего насоса «Гном»);
  • дорогостоящие мероприятия по снижению уровней шума и вибрации от работы насосного оборудования 2 ,

то устройство АУУ окупится в первый же год эксплуатации. Но проекты привязки АУУ необходимо дополнить расчетом требуемого для каждой серии дома конкретного температурного графика подачи тепла на отопление и настройки числа оборотов насоса в зависимости от отклонения температуры обратной воды от рассчитанного графика.

К сожалению, следует констатировать, что в настоящее время в Москве отсутствует программа по устройству АУУ в существующих домах жилищного фонда. Также не реализуется «Комплексная модернизация тепло- и водоснабжения зданий с установкой автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов (ИТП) и ликвидацией ЦТП», включенная как основное мероприятие Городской целевой программы «Энергосбережение в г. Москве на 2009–2011 годы и на перспективу до 2020 года», принятой Постановлением Правительства Москвы № 1012-ПП от 28 октября 2008 года. А это как раз те мероприятия, которые повторяются в приказе № 262, как позволяющие повысить энергетическую эффективность зданий и сооружений на первом этапе внедрения, и их целесообразно, по возможности, выполнять совместно, чтобы два раза не резать одни и те же трубопроводы.

Подтверждением сказанного служат представленные в табл. 2 результаты натурных испытаний. Из табл. 2 следует, что в среднем по восьми домам за октябрь–апрель 2009–2010 годов (212 сут.) теплопотребление на горячее водоснабжение составило 254,6 Гкал, или за сутки Q hw = 254,6 / 212 = 1,201 Гкал/сут., а водопотребление – 104 л/чел. в средние сутки отопительного периода. Отсюда можно установить фактическое значение коэффициента, учитывающего потери теплоты трубопроводами систем горячего водоснабжения, из формулы (1) прил. 2 в :

β hl = Q hw 10 6 / [(t h - t c) a n c]-1 = 1,201 10 6 / [(55-5) 104 160 1]-1 = 0,444,

где t h , t c – соответственно средняя температура горячей воды в точках водоразбора, t h = 55 °С, и холодной воды за отопительный период, t c = 5 °С;
а – уровень среднесуточного водопотребления на человека, а = 104 л/сут. (из табл. 2);
n – количество жителей в доме, n = 160 чел. (из табл. 2);
с – теплоемкость воды, 1 ккал/(кг °С).

Полученный из фактического теплопотребления коэффициент теплопотерь трубопроводами

β hl = 0,444 оказался выше рекомендуемого в табл. 1 прил. 2 в для систем горячего водоснабжения с полотенцесушителями и неизолированными стояками, подключенных к ЦТП, β hl рек. = 0,35, и вызвано завышенным объемом циркуляции – фактическая циркуляция превышала среднесуточный водоразбор в 7–10 раз, в то время как по расчету она должна быть примерно равна ему.

Перенос водонагревателей горячего водоснабжения в ИТП зданий резко сократит теплопотери трубопроводами горячего водоснабжения за счет отказа от внутриквартальных сетей и сокращения избыточной циркуляции за счет приближения узла нагрева воды к месту ее потребления. Согласно табл. 1 прил. 2 в , коэффициент теплопотерь трубопроводами системы горячего водоснабжения с изолированными стояками, подключенными к ИТП, β hl рек. = 0,2. Тогда притом же водопотреблении 104 л/чел. сут. теплопотребление дома на горячее водоснабжение составит в сутки отопительного периода:

Q hw = 104 160 (1 + 0,2) (55 - 5) 1 10 -6 = 0,998 Гкал/сут.

Удельный расход тепловой энергии на горячее водоснабжение при β hl = 0,44 и β hl = 0,2 (из формул (5.13 и 5.14) в ) с учетом выключения системы на ремонт на 14 сут. в году (351 рабочих суток), длительности отопительного периода 214 сут., коэффициента снижения уровня водоразбора в летнее время 0,8, температуры холодной воды в летнее время 15 °С и площади квартир дома

А h = 3 618 м 2 , соответственно, будет:

Сокращение потерь тепла составит: (122,7 - 99,4) 100 / 122,7 = 19 %, и будет достигнут требуемый с 2011 года диапазон удельного теплопотребления по приказу № 262.

Многими возлагаются большие надежды на достижение энергосбережения, когда жителю будут предоставлены контроль и возможность управления потреблением энергии на отопление. Во исполнение этой задачи в Федеральном законе от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности…» ставится цель оснастить индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии многоквартирных домов, вводимых в эксплуатацию с 1 января 2012 года.

Решение данной задачи возможно:

  • устройством в домах квартирных систем отопления с горизонтальной разводкой и подключением к двухтрубным вертикальным стоякам с измерением потребляемого расхода тепловой энергии индивидуальным теплосчетчиком;
  • сохранением вертикально-однотрубных (в домах типовых серий) или двухтрубных систем отопления с общедомовым теплосчетчиком на вводе системы отопления и теплоизмерителями на каждом отопительном приборе, служащих для распределения измеренного общедомовым теплосчетчиком расхода тепловой энергии по квартирам в зависимости от показаний этих измерителей, не являющихся коммерческими приборами.

В обоих решениях управление теплопоступлением передается термостатам, устанавливаемым на каждом отопительном приборе. Однако, как показано в , на практике термостаты не справляются с функцией энергосбережения – они не сокращают расход теплоты на отопление при перегреве зданий.

Вызвано это тем, что в системе отопления устанавливаются термостатические головки с максимальным пределом температурной настройки в 26 °С. Это означает, что при полном открытии клапана (а менталитет российского жителя оказался таков, что он не ищет промежуточных положений, тем более что терморегуляторы не оцифрованы по градусам температуры), он не будет автоматически закрываться, пока температура в помещении не превысит 26 °С. Естественно, даже самые теплолюбивые жильцы воспринимают такую температуру как избыточную и раскрывают окна, сбрасывая тепло на улицу.

Причем в исследуемом доме были установлены не только термостаты, но и упоминающиеся выше теплоизмерители на каждом отопительном приборе, и жильцы были обучены правильному обращению с этой техникой, но положительный эффект пока не достигнут.

Поскольку существует цель добиться реального энергосбережения при обеспечении комфортных условий пребывания жителей в отапливаемых помещениях, необходимо установить ограничение открытия термостата, чтобы температура воздуха в регулируемом помещении не превышала 20–22 °С, оптимального комфортного диапазона по ГОСТ 30494–96 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата помещений». Диапазон назван оптимальным, т. к. вызывает ощущение комфорта в холодный период года не менее чем у 80 % людей, а оставшиеся могут повысить комфорт индивидуально, например теплее одевшись.

Но прежде чем реализовать эти решения, необходимо в натурных условиях подтвердить эффективность такого индивидуального поквартирного (или приборного) учета потребления тепла на отопление.

Литература

  1. Сеппанен О. Новые требования к энергетическим характеристикам зданий в Европе / О. Сеппанен // Энергосбережение. – 2009. – № 3.
  2. Ливчак В. И. Повышать ли уровень теплозащиты зданий? Ответ: «да» / В. И. Ливчак // АВОК. – 2009. – № 7.
  3. Ливчак В. И. Фактическое теплопотребление зданий как показатель качества и надежности проектирования / В. И. Ливчак // АВОК. – 2009. – № 2.
  4. Ливчак В. И. О расчете систем отопления, энергосбережении и температуре воздуха в отапливаемых помещениях жилого дома / В. И. Ливчак // АВОК. – 2010. – № 2.
  5. Ливчак В. И. Тепловизионное обследование не может заменить тепловые испытания зданий / В. И. Ливчак // Энергосбережение. – 2006. – № 5.
  6. Ливчак В. И. Реальный путь повышения энергоэффективности за счет утепления зданий / В. И. Ливчак // АВОК. – 2010. – № 3.
  7. Проектирование тепловых пунктов: СП 41-101–95. – М: Минстрой России, 1997.
  8. Энергосбережение в зданиях. Нормативы по теплозащите и тепловодоэлектроснабжению: МГСН 2.01–99. – М.: ГУП «НИАЦ», 1999.

1 Ливчак В. И. О требованиях энергетической эффективности зданий из приказа № 262 Минрегионразвития России / В. И. Ливчак // Энергосбережение. - 2010. - № 5. - С. 10-14

Примечания:

1. Применяемые сокращения:

ИТП - индивидуальный тепловой пункт;

ГВС - горячее водоснабжение;

ХВС - холодное водоснабжение;

УО - лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или собственники помещений многоквартирного дома (в случае осуществления непосредственного управления многоквартирным домом);

ЭСО - энергосервисная организация или компания;

ПО - подрядная организация, имеющая специализацию в указанной области деятельности.

2. В соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 48, ст. 5711; 2010, № 19, ст. 2291; № 31, ст. 4160, 4206; 2011, № 29, ст. 4288, 4291; № 30, ст. 4590; № 49, ст. 7061; № 50, ст. 7344, 7359; № 51, ст. 7447; 2012, № 26, ст. 3446; № 29, ст. 3989; № 53, ст. 7595; 2013, № 14, ст. 1652; № 23, ст. 2871; № 27, ст. 3477; № 52, ст. 6961, 6964, 6966; 2014, № 40, ст. 5322; № 45, ст. 6149, 6154; 2015, № 1, ст. 19; № 27, ст. 3967; № 29, ст. 4359; 2016, № 27, ст. 4202) в перечне мероприятий должно содержаться указание на:

1) необязательность таких мероприятий для проведения их лицами, которым данный перечень мероприятий адресован;

2) возможность проведения этой организацией отдельных мероприятий из числа указанных в данном перечне мероприятий за счет средств, учитываемых при установлении регулируемых цен (тарифов) на ее товары, услуги, а также за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе на основании энергосервисного договора (контракта), и прогнозируемую стоимость проведения таких отдельных мероприятий;

3) определяемых на основании общедоступных источников возможных исполнителей мероприятий, указанных в данном перечне мероприятий и не проводимых этой организацией.

3. Оценка затрат на реализацию мероприятия указывается в рублях, отнесенных к квадратному метру жилой площади или полезной площади нежилых помещений и экономия, полученная в результате его реализации, указывается в процентах по каждому ресурсу и рассчитывается индивидуально для каждого многоквартирного дома в зависимости от архитектурно-планировочных, конструктивных характеристик дома, уровня его инженерного обустройства, физического износа конструктивных элементов и инженерных систем, с учетом климатических условий места расположения.

4. Мероприятия, указанные в разделе "I. Перечень основных мероприятий", предлагаются собственникам в первоочередном порядке. Порядок следования мероприятий в каждом разделе отражает приоритетность их реализации.

5. С целью достижения максимального эффекта по энергосбережению и повышению эффективности использования энергетических ресурсов рекомендуется предлагать реализацию нескольких мероприятий совместно:

1) мероприятия по установке ИТП: 13, 21;

2) мероприятия по модернизации трубопроводов и арматуры инженерных систем: 14, 22, 23;

3) мероприятия по теплоизоляции трубопроводов и арматуры инженерных систем: 15 - 17;

Экология потребления.Наука и техника:После энергетического кризиса 70-х годов многие европейские страны задумались об экологических проблемах современного мира. Бесконтрольный расход природных ресурсов и энергии они заменили разработкой природоохранных проектов.

После энергетического кризиса 70-х годов многие европейские страны задумались об экологических проблемах современного мира. Бесконтрольный расход природных ресурсов
и энергии они заменили разработкой природоохранных проектов.

Страны менялись как снаружи – подписывали международные соглашения (например, Киотский протокол), так и внутри – экономили государственные энергоресурсы и ужесточали требования к коммерческим и муниципальным объектам.

Но если повлиять на владельцев зданий такого типа смогли довольно просто, то проблемы энергопотребления частных строений решают до сих пор. Чтобы обогреть дома и обеспечить их электричеством, многие государства тратят 40% от всех энергоресурсов страны.

При этом, по мнению экспертов, в России этот показатель можно снизить на те же 40%, так как сейчас отечественные дома обладают очень низкой энергоэффективностью. Как повлиять на этот показатель?

Энергосбережение в России. Государственное воздействие

Борьба за энергосбережение в России началась в 2000-х. Одним из первых регулирующих это направление документов стали СНиП «Тепловая защита зданий», выпущенные в 2003 году
и призванные повысить энергоэффективность отечественных домов.

Без необходимого экономического стимула строительные нормы и правила не дали полноценного результата и в 2009 году были подкреплены федеральным законом «Об энергосбережении
и повышении энергетической эффективности».

Согласно документу все вводимые или находящиеся в эксплуатации здания должны соответствовать требованиям по энергоэффективности и иметь приборы учета энергоресурсов. Проверять энергетическую эффективность зданий поручили специальным организация, получившим право на энергоаудит.

Государство же взяло на себя обязанность поддерживать энергоэффективные проекты и оказывать содействие в строительстве многоквартирных домов, имеющих высокий класс энергетической эффективности. При этом на частный сектор данные правила, а соответственно и государственная поддержка не распространяются.

В одиннадцатой главе федерального закона указано, что на объекты индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящие и предназначенные для проживания одной семьи жилые дома высотой не выше трех этажей), дачные дома и садовые дома требования энергоэффективности не распространяются.

Государственная программа 2010-го года «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» затронула электроэнергетику, теплоснабжение, промышленность, транспорт, госучреждения и жилищный фонд.

В рамках программы планируют вывести из эксплуатации старое неэффективное оборудование
и установки, внедрить инновационные технологии и использовать прогрессивные устройства
в процессе нового строительства и модернизации.

Среди мероприятий по повышению энергоэффективности жилищного фонда: установка приборов учета горячей воды, тепла и газа, утепление квартир, замена старых холодильников и стиральных машин.

Также в рамках программы планируют установить люминесцентные лампы и светодиоды
в «системы квартирного освещения». К 2020 году их доля должна составить 83%.

Эти меры помогут сэкономить 330 млрд куб. метров газа, электроэнергии - 630 млрд КВт/ч, теплоэнергии - 1550 млн Гкал, нефтепродуктов - 17 млн тонн. Реализую программу в два этапа: первый – 2010-2015 годы, второй – 2016-2020 годы.

Пассивные дома и энергосбережение европейских стран

В Европе решение вопроса энергоэффективности домов нашли довольно давно. И это предсказуемо, так как мотивация у жителей европейских стран гораздо сильнее: если в России по данным «РИА Рейтинг» стоимость кВт/ч в рублях равна 2,9, то в Германии в 7,5 раз больше – 21,9.

Уровень энергопотребления домов в Европе снижают с помощью технологий «пассивного дома». Пассивные дома, или как их еще называют «энергосберегающие» и «экодома», особенно популярны в Германии, встречаются также во Франции и Швеции.

От своих стандартных «коллег» они отличаются небольшим уровнем энергопотребления. Большую часть необходимых ресурсов в них получают за счет природных факторов. Например, располагают окна так, чтобы естественное освещение поступало в дом как можно дольше, а использовать искусственный свет приходилось реже.

Тепло в жилище сохраняют за счет хорошей теплоизоляции стен и окон, стараясь минимально использовать обогревающие устройства. В особо экологичных домах даже создают резервуары для сбора дождевой воды.

За счет чего можно сэкономить?

В России подобные здания встречаются редко, ведь, как мы уже говорили выше, на частные дома требования энергоэффективности не распространяются, а достаточной финансовой мотивации нет.

Но опыт Германии подсказывает, что технологии, применяемые в пассивных домах – действительно помогают экономить. Вложенные в энергоэффективность 8-10% от общей стоимости жилья окупаются там за несколько лет.

Так, оборудовав высокоэффективную систему теплоизоляции стен, потолка, пола, чердака
и подвала, вы сократите теплопотери с 250-300 КВт на кв.м. до 15 КВт. Сохранить тепло помогут и качественные окна.

Стеклопакеты с хорошей теплоизоляцией сохранят в доме почти на 70% больше тепла, чем обычные. Окна с многофункциональным стеклом стабилизируют температуру в жилище не только зимой, но и летом.

Благодаря специальному напылению они не дадут проникнуть в дом ярким солнечным лучам
и сохранят в комнате прохладу без использования кондиционера. Система рекуперации тепла – возвращения части материалов или энергии для повторного использования – также стабилизирует температуру в помещении.

Снижаем потребление электроэнергии в частных домах

Несмотря на то, что в энергосберегающих домах предпочтение отдается естественному освещению, совсем отказаться от искусственного света нельзя. Установить светильники в доме все-таки придется, ведь энергосбережение в России необходимо организовывать с учетом природных факторов. Например, не стоит забывать, что зимой на улице рано темнеет.

Важно не просто разместить светильники, но и обеспечить достаточный уровень освещенности, так как недостаток света ухудшит зрение. Максимально уменьшат затраты на электроэнергию датчики движения, присутствия и освещенности.

Датчики движения подойдут для тех комнат, в которые вы заходите периодически. Разместите устройства в гардеробной, коридоре или кладовой и не беспокойтесь о том, что забыли выключить свет. Когда вы покинете комнату, датчик движения заметит это и автоматически отключит светильники.

У датчиков присутствия есть зона высокой чувствительности, которая распознает даже мельчайшие движения. В отличие от датчика движения, датчик присутствия «увидит» вас не только тогда, когда вы перемещаетесь по комнате, но и тогда, когда вы, например, перелистываете книгу во время чтения.

Такие устройства подойдут для рабочего кабинета, домашней библиотеки или ванны. Для ванной комнаты важно, чтобы установленный в ней датчик подходил для влажных помещений и имел степень защиты IP65, как мини-датчик присутствия PICO-M-1C.

Датчик освещенности измеряет уровень освещения в комнате и, если он не соответствует заданному порогу, включает дополнительные лампы. Чаще всего это устройство используют для включения фасадного и ландшафтного освещения.

Если вы обычно поздно возвращаетесь домой, то датчик освещенности вам необходим. Он решит сразу две функциональные проблемы: включит фонари, когда естественного света уже недостаточно, и вовремя выключит их утром.

Снижаем потребление электроэнергии в многоквартирных домах

Повысить энергоэффективность уже построенного многоквартирного дома довольно сложно: улучшение теплоизоляции стен станет целой проблемой, да и систему вентиляции не изменишь.

Чтобы повысить энергетические характеристики многоквартирного жилища, можно автоматизировать освещение как внутри квартир, так и в подъездах. Это не только улучшит энергоэффективность дома, но и сократит потребление электричества.

Про освещение дома в целом и автоматизации света в отдельных комнатах, например, спальне, мы уже рассказывали в блоге, поэтому сегодня поговорим про автоматизацию освещения
в подъездах.

В первую очередь освещение в подъездах автоматизируют на лестничных клетках. Для этого используют датчики присутствия с подключением Master&Slave или датчики движения.

Для проекта подойдут потолочные датчики движения серии PD3N, а также уличный датчик движения LC-Click-N 200.

Если в доме есть внутренняя автомобильная парковка, то для экономии электроэнергии нужно автоматизировать освещение и там. Организовать автоматическое освещение автомобильной парковки поможет датчик PD4N-1C.

У этого потолочного датчика движения большая зона охвата – 24 метра. Параллельно можно подключить несколько таких датчиков для каждой группы освещения. На каждый из них можно установить защитную антивандальную сетку.

С помощью датчика сократится средняя продолжительность освещения парковки, примерно
с 24 до 8 часов. В таком же соотношении снизится и оплата за электричество.

Энергоэффективные дома – это надежное вложение средств. Вы заплатите больше один раз,
а экономить энергоресурсы будете не один десяток лет. опубликовано

Организация (ИП) оспаривает привлечение к ответственности за несоблюдение требований о разработке и доведении до собственников помещений в МКД предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергоэффективности

Организация (ИП), обслуживающая МКД, оспаривает привлечение к ответственности за несоблюдение требований энергоэффективности (оснащенности приборами учета энергоресурсов и др.)

1. Класс энергетической эффективности многоквартирного дома, построенного, реконструированного или прошедшего капитальный ремонт и вводимого в эксплуатацию, а также подлежащего государственному строительному надзору, определяется органом государственного строительного надзора в соответствии с утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилами определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации. Класс энергетической эффективности вводимого в эксплуатацию многоквартирного дома указывается в заключении органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного, прошедшего капитальный ремонт многоквартирного дома также требованиям энергетической эффективности.

2. Застройщик обязан разместить на фасаде вводимого в эксплуатацию многоквартирного дома указатель класса его энергетической эффективности. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны обеспечивать надлежащее состояние указателя класса энергетической эффективности многоквартирного дома и при изменении класса энергетической эффективности многоквартирного дома обеспечивать замену этого указателя. Требования к указателю класса энергетической эффективности многоквартирного дома устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3. При осуществлении государственного жилищного надзора за соответствием многоквартирного дома, которому при вводе в эксплуатацию присвоен класс энергетической эффективности, требованиям энергетической эффективности в процессе эксплуатации многоквартирного дома орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление указанного надзора при проведении проверки соблюдения правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, определяет класс энергетической эффективности многоквартирного дома исходя из текущих значений показателей, используемых для установления соответствия многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности, и иной информации о многоквартирном доме. Копия акта проверки соответствия многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности с указанием класса энергетической эффективности многоквартирного дома на момент составления этого акта должна быть направлена в орган местного самоуправления, осуществляющий ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами , установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов.

5. Организация, осуществляющая снабжение энергетическими ресурсами многоквартирного дома на основании публичного договора, регулярно (не реже чем один раз в год) обязана предлагать перечень мероприятий для многоквартирного дома, группы многоквартирных домов как в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, так и в отношении помещений в многоквартирном доме, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению поставляемых этой организацией в многоквартирный дом энергетических ресурсов и повышению энергетической эффективности их использования. В данном перечне мероприятий должно содержаться указание на:

1) необязательность таких мероприятий для проведения их лицами, которым данный перечень мероприятий адресован;

2) возможность проведения этой организацией отдельных мероприятий из числа указанных в данном перечне мероприятий за счет средств, учитываемых при установлении регулируемых цен (тарифов) на ее товары, услуги, а также за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе на основании энергосервисного договора (контракта), и прогнозируемую стоимость проведения таких отдельных мероприятий;

3) определяемых на основании общедоступных источников возможных исполнителей мероприятий, указанных в данном перечне мероприятий и не проводимых этой организацией.

6. Перечень мероприятий должен быть доведен организацией, осуществляющей поставки, продажу энергетических ресурсов, до сведения собственников помещений в многоквартирном доме, лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, путем размещения информации в подъездах многоквартирного дома и (или) других помещениях, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, а также иными способами по усмотрению этой организации. Примерная форма перечня таких мероприятий утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

7. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий.

8. В отопительный сезон лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить действия, направленные на регулирование расхода тепловой энергии в многоквартирном доме в целях ее сбережения, при наличии технической возможности такого регулирования и при соблюдении тепловых и гидравлических режимов, а также требований к качеству коммунальных услуг, санитарных норм и правил. Если расчеты за потребляемую в многоквартирном доме тепловую энергию осуществляются с учетом величины тепловой нагрузки, лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано определить величину тепловой нагрузки при соблюдении установленных требований к качеству коммунальных услуг, санитарных норм и правил и произвести иные предусмотренные законодательством Российской Федерации действия в целях оптимизации расходов собственников помещений в многоквартирном доме на оплату тепловой энергии. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме информацию о проводимых в соответствии с требованиями настоящей части действиях или об отсутствии возможности их проведения по технологическим причинам.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...