Происхождение, виды и функции политических элит. Теории элит Современные теории элит

Основные типологии элит

Г.Моска и В.Парето акцентировали внимание в большей степени на структуре и общих принципах функционирования элит, поэтому предполагавшиеся основания классификации элит теоретиков-основателей достаточно широки. В качестве критериев они пытались применить такие масштабные показатели, как политическая стабильность либо нестабильность, формы правления, экономические условия и даже "уровень цивилизации". Следует отметить, что, несмотря на неудачные попытки классифицировать элиты на основе данных критериев, Парето и Моска выделили в качестве возможного основания форму и особенности организации власти (или политический режим), выделяя склонность элиты к "автократическому", "демократическому" либо смешанному "либеральному" режимам (Моска), а также разделяя методы реализации элитами собственной власти (Парето). По Парето, существуют элиты, полагающиеся на свои ум и хитрость, и элиты, руководствующиеся категориями насилия, религиозными и др. иррациональными факторами. Для более простого разграничения этих типов, Парето применил термины Макиавелли, назвав их элитами "лис" и "львов" соответственно.

Исследователями элит последующих поколений также предложены различные варианты классификации элит, причем в большинстве случаев последователи действовали в широких рамках концепции Г.Моска. Наиболее распространенный принцип классификации, применяемый в современных моделях, был предложен в 1950 году Р.Ароном.

Р.Арон выделяет 3 типа элит: 1) сплоченную, представляющую собой монолитную структуру с высоким уровнем централизации внутренних отношений (Советский Союз); 2) дисциплинированную, олицетворяющую арену доминирования одной группы в общем управленческом слое (нацистская Германия); 3) разделенную; утверждающую плюралистическое соревновательное взаимодействие между различными элитными группами.

Типологию, близкую к классификации Арона, предлагают К.Бек и Дж.Мэлой - 1) сплоченная закрытая элита (Советский союз); 2) разделенная закрытая элита (развивающиеся страны); 3) разделенная открытая элита (западные демократии).

Традицию Арона завершает одна из более поздних классификаций (1985 г.), разработанная Г.Филдом и Дж.Хигли. Ученые выделяют 4 типа элит: 1) идеологически сплоченная (коммунистические режимы, а также нацистская Германия), для которой характерны высокий уровень внутренней интеграции и проведение в жизнь ценностей только одной идеологии; 2) разобщенная (в большинстве развивающихся стран), характеризующаяся минимальным уровнем структурирования, и, часто, жесткой конкуренцией между элитными группами; 3) частично сплоченная (имела место в послевоенных Италии и Японии, во Франции в 1960-70 г.г.), которая отличается наличием наиболее влиятельной фракции в элитной группе, внутри которой устанавливаются нормы элиты первого типа; 4) согласованно сплоченная (большинство европейских стран конца ХХ века), для которой свойственна широкая структурная интеграция и процедурное согласие между всеми влиятельными элитными группами, демонстрирующими при этом идеологические и политические различия.

Элиты в трансформирующемся государстве

Для государств, находящихся на стадии трансформации, характерно повышение роли элит в политической системе. Это обусловлено возрастанием уровня ответственности правящего слоя, так как именно в переходный период закладываются основные принципы и механизмы функционирования государственной системы будущего.

В данном аспекте первостепенную важность приобретает «дееспособность» элиты, выражающаяся в наличии эффективного механизма контроля над процессами внутри государства, а также в возможностях привлечения действенных социально-значимых ресурсов.

В структуре правящего слоя выделяются две группы, в наибольшей мере обусловливающие эффективность функционирования элиты в целом - это политическая и экономическая элиты. Политическая элита включает высшие и средние эшелоны исполнительной власти, парламентский корпус, судебные инстанции высшего и среднего уровней. Экономическая элита представлена руководителями влиятельных в экономической системе государства предприятий финансового, промышленного и аграрного секторов. Следствием объективного сосуществования в элитном слое двух наиболее влиятельных групп является постоянная конкуренция между политической и экономической элитами. Безусловно, в любом государстве наблюдается определенная специфика подобной борьбы, результатом которой обычно является завоевание преимущественного положения одной из основных элит.

И с точки зрения теории элит, для переходного государства это положение является более предпочтительным - весьма важным для него является недопущение раскола элиты на противоборствующие группировки. В условиях, когда единая интегрирующая государственная идеология еще окончательно не сформирована, так называемые «игры элит», имеющие в основе исключительно узкие цели, могут привести к глубоким социальным катаклизмам, остановить которые впоследствии будет крайне сложно.

Вне зависимости от типа элиты, завоевавшей приоритетное положение, последняя в любом случае продолжает оставаться интеграционным ядром общества, важнейшая задача которого - сохранить целостность и высокий уровень консолидации в обществе. Причем, по мнению многих исследователей, только элите по силам выполнение данной миссии.

В заключение, вернемся к проблеме, поставленной в начале главы: каким образом может сочетаться наличие элиты с демократическими устоями, признанными во всех развитых государствах необходимым условием государственного развития? Учитывая объективный характер возникновения элиты в обществе, а также характеристики правящего слоя, позволяющие ему сохранять свое влияние, в современных условиях есть основания называть демократическим такое государство, элита (элиты) которого преследует цели, совпадающие с целями основной массы населения, либо соотносит свои устремления с интересами большинства граждан.

Политическую элиту можно классифицировать по различным признакам.

    По уровню властных полномочий и социально-политическому

статусу элита бывает: правящая (собственно элита) или оппозиционная (контрэлита);

    по уровню компетенции : высшая, общегосударственная

(федерального уровня), которая принимает значимые для всего государства решения ; средняя, региональная (областная, краевая, республиканская), которая

выступает барометром общественного мнения; местная, муниципальная (городская, районная);

    по стилю, по формам и методам правления: элита-лис

(мастеров политического маневра и компромисса, социального балансирования и неожиданных ударов, обход­ного маневра и политического манипулирования) и элита-львов , которую отличают сильные харизматические качества, консерватизм, склонность к силовым методам руководства и прагматизму;

    по характеру выражаемых интересов: профессиональная,

демографическая, этническая, религиозная ;

    по результатам деятельности: элита конструктивная,

псевдоэлита, антиэлита ;

    по технологиям формирования: закрытая и открытая.

    по типу правления выделяют: тоталитарную, либеральную,

доминантную, демократическую элиту.

Такое многообразие не означает, что элиты не взаимосвязаны. Наоборот, они не могут существовать одна без другой, тесно переплетены между собой как по вертикали, так и по горизонтали. Не меньше связа­ны они и по форме, и по содержанию своей деятельности. Мало того, многие видные представители верхних эшелонов одновременно представляют и политическую, и экономическую, и военную, и религиозную, и даже спортивную элиты.

Политическая элита имеет и свою структуру. Структура политической элиты (классификация польского политолога В. Милановски) такова:

    «правящая элита» – группа, управляющая обществом от имени государства;

    «потенциальные элиты» – группы, стремящиеся к власти;

    «селекторат» – группы, подготовленные к выполнению управленческих задач;

    «самодеятельные элиты» – группы, проигравшие выборы, но активно готовящиеся к очередным выборам (оппозиция и сторонники политического режима);

    «группы вето» – группы в составе правящей элиты, от которых зависит окончательное принятие политических решений;

    «связанная группа» – неформальное (анонимное, теневое) объединение, оказывающее активное влияние на политику властных институтов государства.

Элита по статусу включает президента и вице-президента страны, членов президентского совета, лидеров представительных органов власти и депутатов, премьер-министра и его заместителей, министров, руководителей администрации и председателей представительных органов власти субъектов Федерации, глав дипломатических представительств за рубежом, высший слой военного чиновничества, лидеров политических партий и общественных движений, руководителей ведущих средств массовой информации. Это и есть правящая элита - элита в узком смысле слова.

Неотъемлемым элементом кадрового корпуса высшего политического звена в демократическом обществе является контрэлита - группа наиболее влиятельных лиц из оппозиционных партий и движений, члены так называемых теневых кабинетов, оппоненты официальному правительственному курсу из финансово-промышленных и коммерческих структур, критически настроенные авторитетные представители творческой интеллигенции, ученые. Контрэлита обладает всеми характерными чертами собственно элиты за исключением главного: она не обладает реальной властью и не имеет прямого доступа к государственным управленческим функциям. Она борется за их приобретение и получение статуса субъекта политики в ранге правящей элиты.

Важным структурным звеном элитного слоя является околоэлитное окружение - ближайшие помощники тех, кто реально делает политику. Это советники и консультанты разных рангов и профилей, члены советов, комиссий и рабочих групп, авторитетные юристы, публицисты, ученые, писатели и артисты - прежде всего те, кто составляет, как сейчас говорят, команду руководителя. Эти люди играют роль своеобразных менеджеров, которые, хотя и не занимают ключевые государственные должности в соответствующих властных структурах, тем не менее, облечены достаточными полномочиями и реальными неформальными возможностями для того, чтобы воздействовать на процесс принятия решений.

В совокупности собственно элита, контрэлита и околоэлитное окружение и представляют собой элиту в широком смысле слова . Без такой элиты, без гармонии и органического единства ее структурных элементов, а тем более без компетентности и профессионализма тех, кто обладает властью, не может нормально существовать ни одно социальное образование.

4. Взаимоотношение правящей элиты и контрэлиты: анализ классических элитаристских теорий .

Теория элиты была разработана известным итальянским социологом Вильфредо Парето (1848-1923) в ряде работ. Парето, в частности, указывал, что в каждой сфере человеческой деятельности есть индивиды, показывающие лучшие результаты, чем другие. Они и составляют так называемый высший класс, или элиту. Граница, отделяющая ее от остального населения, не является четкой и определенной…“Мы имеем две страты населения, а именно: низшая страта (неэлита); высшая страта, элита, делящаяся на две части: а) правящая элита; б) неуправляющая элита”.

На практике не существует каких-то ясных процедур, которые определяют место каждого индивида в данных стратах, но существуют своего рода общественные “этикетки”, помогающие достижению этой цели (например, этикетка адвоката). “В правящую элиту входят люди с этикетками о принадлежности к политической службе достаточно высокого уровня, например, министры, сенаторы, депутаты, начальники отделов министерств, председатели апелляционных судов, генералы, полковники, однако при этом необходимо исключить тех, кому удалось проникнуть в их ряды, не имея соответствующих полученной этикетке качеств”. Прорваться в правящую элиту, в том числе и не обладающим элитными свойствами людям, помогают богатство и родственные связи.

Парето не только утверждал о разделении общества на две страты: высшую, в которую обычно входят управляющие, и низшую, где находятся управляемые, но говорил и о постоянном обмене индивидами между ними. Последний процесс он назвал циркуляцией элит. Она содействует поддержанию социального баланса и стабильности в обществе. Правящий класс восстанавливается не только численно, но, что более важно, и качественно благодаря выходцам из низших классов, приносящих энергию и волю для удержания власти. Он восстанавливается также и благодаря тому, что теряет своих наиболее деградировавших членов. Остановка процесса циркуляции элит, или наличие значительных препятствий для него, приводит к катастрофическим для господствующей страты последствиям. Нарушается общественное равновесие, связанное с накоплением высших элементов в низших классах и низших в высших. В правящей элите увеличивается количество элементов, не обладающих качествами, необходимыми для управления, и прибегающих к насилию и террору для удержания власти. C течением времени это приводит к полной деградации правящей элиты и значительному возрастанию пропорции людей, обладающих элитными качествами среди низших классов общества. Они и формируют так называемую контрэлиту, которая начинает борьбу за власть с правящей элитой и привлекает на свою сторону народ для достижения своих целей. Возникает ситуация, благоприятстсвующая революциям, которые, согласно В. Парето, всегда являются борьбой и сменой элит.

Правящая элита для удержания власти всегда опирается на определенное сочетание принуждения и согласия управляемых. Люди стоящие у власти имеют склонность использовать власть для того, чтобы удерживать свои привилегированные позиции и злоупотребляют ею для обеспечения собственных выгод и преимуществ, которые они почти всегда смешивают с выгодами и преимуществами страны. Обострение данной проблемы дает возможность контрэлите привлечь на свою сторону большое количество недовольных из числа простых граждан.

Другой итальянский ученый-элитарист Гаэтано Моска (1858-1941), , не употреблявший в своих работах термин “элита” и предпочитавший пользоваться понятиями “политический класс” и “класс управляемых”, предложил несколько важных положений, развивающих идеи Парето о взаимоотношениях элиты и контрэлиты.

Во-первых, это концепция второй страты политического класса. Моска пришел к заключению, что ниже первой страты правящего класса всегда существует другая, более многочисленная страта, которая включает всех способных управлять страной. Без этой страты невозможна никакая политическая организация, поскольку первой страте пришлось бы непосредственно руководить действиями масс. Моска подчеркивает, что от уровня морали, интеллигентности и активности второй страты зависит в конечном счете компетенция любого политического организма. Именно из этой страты формируется и контрэлита, в терминологии Парето, обеспечивающая смену политического класса.

Во-вторых, Моска указывал на три основных способа, с помощью которых политический класс добивается своего утверждения и обновления: наследование, выборы и кооптацию. С одной стороны, все политические классы стремятся к закреплению своего господствующего положения. С другой стороны, всегда есть новые силы, которые стремятся сменить старые. Поэтому происходит постоянная борьба аристократической и демократической тенденций. В зависимости от того, первая тенденция превалирует или вторая, происходит либо закрытие и кристаллизация политического класса, либо его более или менее быстрое обновление.

И первая и вторая тенденции являются опасными для общества. Первая содействует деградации политического класса; вторая нарушает политическую стабильность и преемственность. Моска отдает предпочтение тому типу общества, которому свойственно равновесие между этими тенденциями. Он считает, что необходима известная стабильность правящего класса, чтобы последний не испытывал значительных изменений с каждым поколением, и что полезно также проникновение элементов из низшего класса, лишь бы это происходило не слишком быстро и не слишком значительно. Данная ситуация возможна только в смешанных типах политических режимов: аристократически-либеральном и демократически-автократическом. Под последними современная политическая наука понимает те, которые функционируют в развитых странах Запада.

Немецкий социолог Роберт Михельс (1876-1936) разработал противоречивую концепцию влияния развития организации на демократию. С одной стороны, он указывал, что современный мир живет в эпоху демократии, а крупные организации сопровождают демократизацию и препятствуют революциям. С другой стороны, крупные и организационно сложные ассоциации, характерные для современного общества, управляются кликами, политика которых неизбежно откланяется от предпочтений их избирателей. Данную тенденцию Михельс назвал “железным законом олигархии”.

Комплекс тенденций, препятствующих осуществлению демократии, с большим трудом поддаются распутыванию и систематизации. Эти тенденции лежат: в сущности человеческой природы, в сущности политической борьбы и в сущности организации.

Во всех современных обществах демократия через развитие массовых организаций приводит к утверждению олигархии. “В результате организации, каждая партия или профессиональный союз становятся разделенными на управляющее меньшинство и управляемое большинство… Именно организация порождает доминирование избранных над избирателями, обладающих полномочиями над теми, кто эти полномочия им вручил, представителей над представленными. Тот, кто говорит “организация”, подразумевает “олигархия”.

Михельс указал на наличие двух важнейших составляющих в контрэлите: низшей страты, в данном случае, наемных рабочих, и узкой группы интеллектуалов, выходцев из буржуазии, которые и возглавили пролетарские массы. Каждое великое движение угнетенных в истории вырастает из подстрекательства, с сотрудничеством и под руководством людей из тех самых групп общества, против которых оно направлено. Без помощи лучше образованных и более способных представителей высшего класса, низший класс не в состоянии осознать свои собственные интересы и вести политическую борьбу за их реализацию.

В самой контрэлите происходит циркуляция индивидов и групп: некоторые люди движутся по восходящей, занимая бюрократические позиции в организации, в то время, как другие спускаются вниз по социально-экономической лестнице. Политическая организация оппозиции, ее развитие и укрепление создает своеобразный социальный лифт для наиболее способных представителей низшего класса. Организация содействует расширению среднего класса, медленному, но верному процессу улучшения материального положения низших статусных групп, их депролетаризации.

Важно, чтобы процесс циркуляции внутри контрэлиты содействовал выдвижению на высшие позиции наиболее талантливых и способных членов общества. Демократия тем самым трансформируется в форму правления лучших, в аристократию.

Михельс также анализирует проблему лидерства в контрэлите. Осуществляется постепенный переход от “спонтанного лидерства” к олигархическому через две промежуточные ступени: 1) профессионального и 2) стабилизированного лидерства. Интересы специалистов зачастую приходят в столкновение с интересами масс, правда, последние являются достаточно разнородными по своему составу. В конечном итоге побеждают профессионалы, которые обеспечивают стабилизацию своего привилегированного положения. Но поскольку интерес специалистов является “консервативным”, связанным с удержанием руководящих позиций в организации, они вынуждены привлекать на свою сторону те или иные группы рядовых членов организации в борьбе с конкурентами. Постепенно организация пополняется лидерами-представителями рядовых членов движения. Они менее идеологизированы чем старые лидеры-профессионалы, потому что более тесно связаны с массами, стремятся к выражению их интересов, являющихся в основном прагматическими, а не теоретическими.

Таким образом, согласно классическим элитаристским теориям, для достижения успеха контрэлите требуются следующие условия:

    в обществе должны обостриться проблемы циркуляции элит, в результате которых, деградация правящей группировки будет сопровождаться значительным возрастанием пропорции людей, обладающих элитными качествами среди не имеющих отношения к власти групп общества.

    во-вторых, должен обозначиться кризис легитимности действующей власти, обеспечивающий переход на сторону контрэлиты не только многих простых людей, ищущих в ней защиты и покровительства, но и представителей так называемой “второй страты политического класса”.

    контрэлита в организационном плане должна сочетать в себе элементы массового движения низов и интеллектуального ядра, представленного выходцами из господствующей страты.

    политическая организация контрэлиты должна обеспечить внутреннюю циркуляцию элементов, обеспечивающую заполнение руководящих позиций наиболее талантливыми и работоспособными представителями из разных слоев общества.

    приход к власти контрэлиты в конечном итоге зависит от умелого сочетания политического прагматизма и принципиальности ее политической программы.

Бытующее в массовом сознании представление о том, что в современных условиях широкие слои населения могут осуществлять властные функции, в полной мере участвовать в политическом процессе, в действительности оказывается иллюзией. На практике их участие ограничивается выборами, а реальную власть осуществляют политические элиты. Элиты (в переводе с французского означает «лучшее», «избранное») во многих отношениях определяют лицо любого общества, поскольку именно они формируют цели и перспективы его развития. Делают они это путем принятия стратегически важных решений и использованием ресурсов государственной власти для их реализации.
Указывая на зависимость уровня развития общества от качества политической элиты, Н. А. Бердяев вывел даже «коэффициент элиты», который представляет собой отношение высокоинтеллектуальной части населения к общему числу грамотных людей. Если коэффициент элиты приближается к 1%, то это грозит распадом государству, застоем в общественной жизни, а сама элита превращается в замкнутую касту, лишенную возможностей обновления. Если же коэффициент элиты составляет более 5%, то это означает, что общество обладает высоким потенциалом развития.
Чем же обусловлена особая роль элиты, в политике?
1. Теории элит
Политические элиты как субъекты политики. Причины существования злит
Реально политическая власть существует только тогда, когда имеются в наличии взаимодействия субъектов политики по поводу власти, которые составляют то, что называют пространством политической власти. Напомним, что субъектами политики являются личность, социальная группа, организация, государство, которые прямо или косвенно участвуют в политической жизни, способны оказывать влияние на других. Эта способность влиять на других людей называется политической субъективностью и включает в себя способность и возможность принимать политические решения, наличие средств реализации принятых решений, практическое участие в политической деятельности.
Особое место среди субъектов политики занимают политические элиты, что обусловлено ролью политики как механизма упорядочения и регуляции социальных отношений, реализации общезначимых интересов. Политико-управленческие функции в обществе осуществляет политическая элита путем принятия важнейших политических решений. Без элиты нет политики, поскольку для осуществления политико-управленческих функций необходимы специальные знания, обычно отсутствующие у большинства населения. Кроме того, политические элиты представляют в политике групповые интересы, создают оптимальные условия для их реализации и согласования.
Следовательно, политическая элита — это привилегированная группа, занимающая руководящие позиции во властных структурах, непосредственно участвующая в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти.
Существование политических элит в обществе связано с действием ряда причин, прежде всего с потребностью в существовании людей, обладающих специальными знаниями, навыками, опытом, позволяющими им осуществлять управленческие функции. Поскольку сложно организованные социальные системы нуждаются в профессиональном управляющем воздействии, постольку существует разделение труда на управляющих и управляемых. Кроме того, политическое неравенство в обществе вызвано неравенством психических, социальных и иных условий, которые создают различные возможности для занятия политикой социальным группам и индивидам. Следует указать еще одну причину, а именно: управленческий труд высоко оценивается и стимулируется в обществе, близость же к власти открывает широкие возможности для реализации индивидуальных потребностей, что заставляет многих людей стремиться во властные институты. Наконец, существование политической элиты обусловлено пассивностью широких слоев населения, которые заняты решением собственных повседневных проблем и не рвутся к власти.
Классические теории элит
Термин «элита» в политическую науку ввел В. Парето, который отмечал: «Главная идея термина «элита» — превосходство... В широком смысле я понимаю под элитой сообщество таких людей, которые свойствами ума, характера, ловкостью, самыми разнообразными способностями обладают в высшей степени». В. Парето, а также Г. Моска (1856—1941) и Р. Михельс (1876— 1936) — представители итальянской школы политической социологии — можно считать, завершили создание классической концепции элиты. Они, во-первых, признавали естественным существование политического неравенства в обществе, и во-вторых, рассматривали элиту как сплоченную группу, обладающую исключительными качествами и осознающую свое превосходство над всеми остальными.
Элитаристские теории были своеобразной реакцией западной политологии на социалистические учения, отрицавшие потребность в элите и подчеркивавшие решающую роль народных масс в истории. Не случайно в элитарных теориях анализ элит осуществлялся в контексте их значения для развития истории человеческого общества, а история общества, в свою очередь, представлялась как история циркуляции элит.
«Элиты, — писал В. Парето, — возникают из низших классов и в ходе борьбы поднимаются в высшие, там расцветают и в конце концов вырождаются, уничтожаются и исчезают... Этот круговорот элит является универсальным законом истории».
Однако Г. Моска, В. Парето и Р. Михельс по-разному обосновывали существование политического неравенства правящего меньшинства и управляемого большинства.
Профессор, депутат итальянского парламента Г. Моска считал основой господства политической элиты наличие у нее власти и организации. Этот подход получил название властный, хотя иногда его называют и организованным. «Во всех обществах, начиная с едва приближающихся к цивилизации и кончая современными, передовыми и мощными обществами, — писал Г. Моска, — всегда существуют два класса людей: класс, который правит, и класс, которым правят. Первый класс всегда менее многочисленный, выполняет все политические функции, монополизирует власть и наслаждается преимуществами, которые дает эта власть, в то время как другой, более многочисленный класс управляется и контролируется первым, причем таким способом, который обеспечивает функционирование политической организации».
Власть правящего меньшинства над большинством, по мнению Г. Моска, неизбежна хотя бы потому, что меньшинство просто лучше организовано. Групповая сплоченность и единомыслие, свойственные правящему классу, опираются на его интеллектуальное и культурное превосходство. Это превосходство обеспечивается особым воспитанием, в процессе которого элита проникается убеждением в своем непререкаемом праве на управление. «Правящее меньшинство образуется так, — замечал Г. Моска, — что индивиды, из которых оно составляется, отличаются от масс некоторыми качествами, дающими им определенные материальные, интеллектуальные или даже моральные превосходства; другими словами, они должны иметь какие-то необходимые качества, которые чрезвычайно ценны и придают вес в том обществе, в котором они живут». Качества, открывающие доступ в элиту, на протяжении истории изменялись. Сначала, как полагал Г. Моска, источниками власти правящего класса были военная доблесть, богатство, теологические знания. Но постепенно все больше возрастало значение интеллектуальных способностей, образования, умения управлять.
Во всяком обществе элита стремится монополизировать свои господствующие позиции и передавать их своим потомкам, стараясь превратиться в наследственную касту. Этому препятствует возникновение новых источников богатства, знаний, религиозных идей, которые обусловливают конфликты элиты с другими слоями общества. Г. Моска утверждал, что история цивилизованного человечества сводится к «конфликту между стремлением господствующих элементов монополизировать политическую власть и передавать обладание этой властью по наследству в стремлением к вторжению на их место новых сил». Поэтому для общества одинаково опасно как превращение элиты в закрытую касту, когда она вырождается, так и ее быстрое обновление. Выход их такой ситуации, считал Г. Моска, один — найти равновесие между этими двумя тенденциями.
В. Парето включал в элиту только тех, кто демонстрирует свои выдающиеся качества или доказал наивысшие способности в своей деятельности. Неравенство между элитой и остальной массой обусловлено, по В. Парето, естественным положением вещей — неравенством по происхождению. «Человеческое общество неоднородно, — замечал он, — и индивиды различаются физически, морально и интеллектуально». Совокупность групп «индивидов, которые действуют с высокими показателями в любой области, получает наименование элиты». В. Парето даже ввел систему индексов (баллов), по которой оценивал уровень способностей людей.
Элиту В. Парето делил на правящую и неправящую (контрэлиту). Правящая элита непосредственно и эффективно участвует в управлении, обладает ха-ризматическими свойствами лидеров. Контрэлита представляет собой потенциальную элиту по способностям, личным качествам, но лишена возможности принимать политические решения. Он различал два типа элит, последовательно сменяющих друг друга. Первый тип — «львы», для них характерны открытость, решительность в управлении, опора на силовые, авторитарные методы властвования. «Львы» хороши для стабильных ситуаций, поскольку они крайне консервативны. Второй тип — «лисы», которые властвуют, используя различные средства манипуляции, обмана, демагогии, чаще прибегают к подкупу, раздаче вознаграждений, чем к угрозе применения насилия. «Лисы» преобладают в условиях нестабильности, в переходные периоды развития общества, когда требуются энергичные правители-прагматики, способные к преобразованиям.
Социальные изменения в обществе являются, по мнению В. Парето, следствием борьбы и «циркуляции» элит. В. Парето был автором теории круговорота элит. Общество, в котором преобладают элиты-«львы», обречено на застой; общество же, где доминируют элиты-«лисы», отличается динамичностью развития. Поступательность и стабильность в развитии общества могут быть обеспечены при пропорциональном притоке в элиту лидеров первой и второй ориентации. Прекращение циркуляции элит приводит к революции. Революция является, по мнению В. Парето, наиболее радикальным способом обновления элит, в результате чего старая элита уступает место новой. В новой элите преобладают «лисы», которые со временем вырождаются во «львов», сторонников насилия и деспотического правления.
Иное объяснение деления общества на правящих и управляемых дал Р. Михельс. Он противопоставил партийную элиту и партийные массы. Массы неспособны. к управлению, они свыклись со своим ущемленным положением, поэтому выдвигают руководителей. Но даже самые демократические партийные вожди со временем превращаются в авторитарных руководителей, отрываются от масс, забывают об их интересах. Вокруг вождей создается аппарат (бюрократия), осуществляющий повседневное руководство массой. Этот аппарат вырождается в олигархию, в высший слой бюрократической структуры, оторванной от масс. Вывод Р. Михельса: поскольку массы некомпетентны, они нуждаются в руководстве и организации со стороны правящей элиты. Сам принцип организации — подчинение нижестоящих вышестоящим, необходимость специальных знаний приводит к возникновению партийной олигархии. На этом основании Р. Михельс отрицал возможность существования демократического правления. Неизбежность возникновения элиты и бюрократии он назвал железным законом олигархии. Массы так же заинтересованы в элите, как и элита в массах, поскольку последние способны обеспечить поддержку лидерам.
2. Современная политическая элита: источники власти и системы отбора
Современные теории элиты
С начала XX в., когда сформировалась классическая теория элит, прошло уже немало времени. Однако ее исследовательские традиции продолжаются и сегодня. В современной политической науке существует специальная отрасль знания — элитология, занимающаяся изучением элиты, условий ее формирования, роли в обществе, способов влияния на социальные изменения. Ученые считают, что существовали, существуют и будут существовать, несмотря на радикальные изменения, произошедшие в мире: доступ к образованию широких слоев общества, заметное повышение уровня жизни населения большинства стран мира, всеобщее избирательное право, открывающее доступ в политику каждому человеку. Эти изменения преобразовали лишь источники власти политической элиты, способы ее формирования в различных странах. Соответственно несколько преобразовалась и трактовка элиты: теперь ее рассматривают либо как однородную группу, либо как состоящую из нескольких групп.
Новую традицию открывает имя американского политолога Райта Миллса (1916—1962), который в работе «Властвующая элита» определил современную американскую элиту как группу статусов и стратегических ролей, в которую он включил «тех, кто занимает командные посты». Однако, поскольку власть в современном обществе институциализирована, постольку те, кто находится во главе социальных институтов, занимают «командные стратегические посты в социальной структуре». Среди «институтов» наиболее значимыми для общества, по мнению Р. Миллса, являются политический, экономический и военный институты. Те, кто возглавляет государство, корпорации, армию, и составляют элиту власти. Таким образом, в структуре американского общества, согласно Р. Миллсу, господствуют три элитные группы: экономическая (руководители корпораций), политическая (политические лидеры) и военная (руководство вооруженных сил). Между этими тремя институтами власти существуют тесные отношения солидарности, взаимной поддержки и обмена. Подобный характер отношений обусловлен совпадением их объективных интересов в обеспечении стабильного и прогрессирующего развития общества.
Представление о современной элите как замкнутой касте сформулировал в работе «Абсолютное право» французский политолог Р.-Ж. Шварцевбергер. Эта «каста» во Франции представляет собой «треугольник власти», состоящий из политологов, высшей администрации и деловых кругов. Она абсолютно контролирует власть, формирует правительство, управляет государством, руководит крупными корпорациями и банками. Олигархический характер власти, по мнению политолога, вытекает из того, что Франция не придерживается принципа разделения властей, и потому элита представляет собой единый класс, а не разделенные на части руководящие группы. В результате в стране сложилась сплоченная и разносторонняя элита, монополизировавшая власть в политическом, административном и экономическом секторах.
Элита в обществах советского типа имеет принципиально иную природу. Ее пытался выявить югославский политический деятель, писатель-публицист и социолог Милован Джилас (род. 1911), бывший одним из руководителей Союза коммунистов Югославии. Он — автор концепции «нового класса» (книга, в которой он ее изложил, так и называлась — «Новый класс»). После социалистических революций, по его мнению, к власти приходит новый политический класс, состоящий из бывших революционеров и государственной бюрократии. Основой класса является Коммунистическая партия. Обладая монополией на политическую власть, этот класс подчиняет себе национальную собственность. Его природа не экономическая, как в западных странах, где элита обладает властью благодаря наличию собственности на средства производства, а политическая: именно монополия на власть обеспечивает монополию на собственность.
Итак, в современной политической науке существуют различные определения элиты. Если в классической теории элит было два подхода к определению ее природы: 1) элита как группа, занимающая властные позиции в руководстве (эту концепцию «политического класса» развивал Г.Моска); 2) элита как наиболее ценная и продуктивная часть общества (подход В. Парето), то в современных трактовках преобладает первый подход.
Типы элит
Облик и функции политической элиты в разных странах заметно различаются. Это обусловлено влиянием множества факторов. На учете влияния этих факторов основаны классификации элит.
Элита, обладающая государственной властью и принимающая важнейшие политические решения, называется правящей. Та часть элиты, которая лишена возможности осуществлять властные функции, — это контрэлита. По тому, каким образом обновляется политическая элита, выделяют закрытую элиту (она пополняется выходцами из определенных классов, сословий, например аристократии, тогда как доступ представителям других классов в элиту закрыт) и противостоящую ей открытую элиту, доступ в которую открыт всем социальным группам.
В отличие от американской и западноевропейской классификации индийский политолог П. Шаран выделил традиционный и современный типы элит. Они различаются ресурсами властвования. Власть традиционных элит основана на обычаях, религии, ритуалах. В традиционную элиту ученый включал религиозные элиты, аристократию, военное руководство развивающихся стран.
Современная элита рациональна, опирается на закон, формальные правила. Она состоит из четырех групп: высшая, средняя, маргинальная и административная элиты. Высшую элиту составляют те, кто занимает руководящие позиции во властных структурах и принимает все важнейшие решения. Хотя не исключено влияние на этот процесс и тех, кто официально не занимает руководящие должности, например начальник охраны президента, личные друзья и т. д. Обычно высшая элита в западных демократиях представлена в пропорции 50 представителей от каждого миллиона жителей страны, но решения принимает обычно узкий круг лиц в 50 человек.
В среднюю элиту входят лица, имеющие определенный уровень дохода, профессиональный статус и образование. Эти показатели позволяют им профессионально судить о том, какой политический курс приемлем для общества, какой — нет. Средняя элита составляет 5% взрослого населения. Те группы, у которых отсутствует один из трех показателей, входят в маргинальную элиту. После приобретения недостающего признака они могут войти в среднюю элиту. И наконец, административная элита — это высший слой государственных служащих, в который входят руководители министерств, ведомств, комитетов. Она осуществляет исполнительские функции, хотя обладает значительным влиянием на власть, поскольку искушена в управлении.
Системы отбора в элиту
Зависимость уровня развития общества от эффективности политических решений, которые принимает элита, обусловливает необходимость тщательного отбора для выполнения властноуправленческих функций. В западных странах политика давно превратилась в профессию, поэтому процессу подготовки и отбора в элиту уделяется серьезное внимание. Наиболее важные вопросы при этом: кто, как и из кого осуществляет отбор, каким критериям, должен отвечать кандидат на руководящую должность?
В различных странах сложились присущие только им системы отбора или рекрутирования элит.
Политологи выделяют две системы отбора в элиту: антрепренерскую и систему гильдии. Выделение этих систем достаточно условно, поскольку на практике используются их различные сочетания. Однако преобладание элементов той или иной системы рекрутирования позволяет говорить о конкретном механизме отбора в той или иной стране.
Антрепренерская (предпринимательская) система позволяет отбирать кандидатов в элиту в зависимости от личных качеств, не в последнюю очередь — от их умения нравиться людям. Это дает возможность отбирать кандидатов — претендентов на властные позиции из различных по имущественному положению групп общества. Систему характеризуют открытость, демократизм, ограниченное число «фильтров», т. е. формальных требований, которым должен отвечать кандидат. Антрепренерская система предполагает острую конкуренцию между кандидатами за руководящие посты, в которой каждый кандидат должен надеяться на собственную изобретательность, остроумие, активность. Селекторатом (от лат. selectio — выбор, отбор), т. е. теми, кто отбирает, в этом случае является все взрослое население. Антрепренерская система распространена в странах стабильной демократии.
Такая система не рассчитана на серьезный выбор по принципу профессиональной компетентности кандидата, качества его образования. Она хорошо приспособлена к требованиям времени, момента. Например, президентом США был актер Р. Рейган, который до избрания на этот пост не был профессиональным политиком и не имел ни юридического, ни экономического, ни политологического образования. Однако это не помешало ему стать одним из самых популярных президентов послевоенной Америки.
Наиболее существенным недостатком антрепренерской системы отбора является возможность прихода в политику случайных лиц, авантюристов, способных производить внешний эффект, слабая предсказуемость их поведения. Кроме того, при антрепренерской системе высока степень неоднородности элиты, возможность конфликтов внутри нее.
Система гильдии (по аналогии со средневековыми гильдиями — объединениями купцов и ремесленников) предполагает медленное продвижение кандидата вверх по ступеням власти, что связано с большим количеством формальных требований к соискателю на руководящий пост: уровень образования, партийный стаж, опыт работы с людьми и др. Отбор кандидатов осуществляется из определенных социальных групп (сословий, классов, каст, кланов и т. д.) или какой-либо партии. Система рекрутирования — закрытая система. Узкий круг руководящих работников партии, движения, корпорации осуществляет отбор кандидатов.
Эта система очень консервативна, в ней отсутствует конкуренция, поэтому она склонна к воспроизводству одного типа руководства, обрекает элиту на постепенное вымирание, превращение в замкнутую касту. Хотя вместе с тем она обеспечивает высокую степень предсказуемости в политике, исключает конфликты внутри элиты. Элементы гильдийской системы отбора характерны и для демократических стран, где, например, существуют партии с сильной структурой (строгой партийной дисциплиной, фиксированным членством и т. д.).
Эффективность деятельности политической элиты зависит не только от системы, рекрутирования, но и от политической ориентации ее членов, степени поддержки ее населением, социального происхождения, партийной принадлежности представителей элиты. В западных странах элита обычно представлена выходцами из тех групп населения, которые имеют высокий социальный статус (экономически состоятельные классы), университетское образование. Но в некоторых странах в нее входят и представители рабочих, фермеров.
Особую разновидность гильдийского подхода представляет номенклатурная система рекрутирования. Она была распространена в странах социализма. Ее отличало то, что замещение ключевых постов почти во всех сферах общественной жизни осуществлялось партийными руководителями определенного уровня. То есть элитарность и элита как проявление экономического неравенства были заменены элитарностью и элитой, формировавшимися на основе политического неравенства. Причем номенклатурная элита строилась по иерархическому принципу (при строгой соподчинен- ности), когда каждый кандидат последовательно поднимался со ступеньки на ступеньку. При такой системе практически исключены конфликты внутри элиты, обеспечиваются преемственность политического курса, воспроизводство одного типа лидерства. Вместе с тем такая система отбора в элиту имела и серьезные недостатки, практически стоившие ей жизни. Среди них можно назвать, например, такой, как культивирование личной преданности кандидата руководству, угодничество и лесть, показная активность и т. п.

Установки ценностной теории о ценностно-рациональном характере отбора элит в современном демократическом обществе развивают концепции множественности, плюрализма элит, являющиеся, пожалуй, наиболее распространенными в сегодняшней элитарной мысли. Их нередко называют функциональными теориями элиты. Они не отрицают элитарную теорию в целом, хотя и требуют коренного пересмотра ряда ее основополагающих, классических установок. В основе плюралистической концепции элиты лежат следующие постулаты:

1. Трактовка политических элит как элит функциональных. Квалификационная подготовленность к выполнению функций управления конкретными общественными процессами - важнейшее качество, определяющее принадлежность к элите. «Функциональные элиты, - пишет Э. Гольтманн, - это лица или группы, обладающие особой квалификацией, необходимой для занятия определенных руководящих позиций в обществе. Их превосходство по отношению к другим членам общества проявляется в управлении важными политическими и социальными процессами или во влиянии на них».

2. Отрицание элиты как единой привилегированной относительно сплоченной группы. В современном демократическом обществе власть распылена между разнообразными группами и институтами, которые с помощью прямого участия, давления, использования блоков и союзов могут налагать вето на неугодные решения, отстаивать свои интересы, находить компромиссы. Сами отношения власти изменчивы, флюидны. Они создаются для определенных решений и могут заменяться для принятия и реализации других решений. Это ослабляет концентрацию власти и предотвращает складывание устойчивого властвующего слоя.

3. Деление общества на элиту и массу относительно, условно и часто размыто. Между ними существуют скорее отношения представительства, чем господства или постоянного руководства. С помощью разнообразных демократических механизмов - выборов, референдумов, опросов, прессы, групп давления и т.д. - можно ограничить или вообще предотвратить действие сформулированного Михельсом «закона олигархических тенденций» и удержать элиты пол влиянием масс. Этому способствует конкуренция элит, отражающая экономическую и социальную конкуренцию в современном обществе. Она предотвращает складывание единой господствующей руководящей группы и делает возможной подотчетность элит массам.

4. В современных демократиях элиты формируются из наиболее компетентных и заинтересованных граждан, которые весьма свободно могут входить в состав элиты, участвовать в принятии решений. Главный субъект политической жизни - не элиты а группы интересов. Различия между элитой и массой основаны главным образом на неодинаковой заинтересованности в принятии решений. Доступ в руководящий слой открывают не только богатство и высокий социальный статус, но прежде всего личные способности, знания, активность и т.п.

25)Способы рекрутирования элит. Номенклатурная система рекрутирования элиты. Очевидно, качество элиты во многом зависит от принципов ее образования.

Известно, что политическое рекрутирование - это вовлечение людей в активную

политическую жизнь. И важнейшее место занимает создание политической элиты, из

которой формируются законодательные и исполнительные органы государства, прави-

тельственный аппарат, руководящие кадры государственных учреждений. Иссле-

довать этот процесс - значит понять, как люди вовлекаются в политику, выдвигаются

на руководящие политические посты (в том числе становятся политическими лиде-

рами), устанавливают политические контакты, как они делают политическую карьеру.

В стабильных политических системах рекрутирование элиты осуществляется в

соответствии с тщательно разработанными процедурами (обычно освященными

традициями), в результате чего персональный состав элиты с большей или меньшей

периодичностью обновляется, а сама политическая структура остается в значительной

степени неизменной. По-иному обстоит дело в условиях крутой ломки политической

Политическая элита – самая активная часть правящего политического класса, исполняющая ведущую роль в управлении обществом, обладающая наибольшей властью и опирающаяся на институты насилия. = Высшая и законная страта (слой) управления обществом и поддержания его стабильности. Опирается на институты насилия (армию, полицию, чиновничество). Имеет право физического принуждения граждан для реализации своих актов и законов.

Типология элит :

По видам деятельности (экономическая, политическая, военная);

По личностным качествам (харизматическая, олигархическая, профессиональная, аристократическая);

По отношению к власти (господствующая, потенциальная, оппозиционная);

По позиции в иерархии управления (правящая, высшая, средняя, маргинальная);

По типу правления (деспотическая, тоталитарная, демократическая, либеральная);

По форме собственности (аграрная, промышленная, финансовая, интеллектуальная);

По видам рекрутирования (отбора): элита крови (по рождению), открытая (из всех слоёв населения), закрытая (только из своей «гильдии», своего класса).

Теории элит – Михельс, Моска, Парето, Бердяев. Объясняли причины возникновения правящей элиты из-за:

1) неравенства способностей, качеств людей и их жизненных позиций;

2) неизбежности деления общества на руководящее меньшинство и руководимое большинство;

3) престижности и значимости управленческого труда (статус, положение в обществе);

4) привилегий , получаемых от управления: распределение ресурсов, средств и пр. блага.

12. Сущность и природа политического лидерства .

Политическое лидерство – взаимодействие лидера и его последователей , основанное на поддержке решений и действий лидера его сторонниками и их готовности следовать за ним . = Постоянное и легитимное влияние индивида, облечённого властью, на группу, организацию и общество в целом.



Зависит от личностных качеств, от ситуации (в мирное время выбирают мягких, в военное – волевых, жёстких), от умения выразить и отстоять интересы своей группы или класса, от качества и количества приверженцев и оппонентов.

13. Функции и типология политического лидерства .

Макс Вебер :

1. Традиционное лидерство: право на лидерство приобретается благодаря происхождению. Основа – традиция.

2. Рационально-легальное лидерство: опирается на общепризнанный правовой порядок путём выборов. Основа – закон.

3. Харизматическое лидерство: лидерство зависит от личности лидера, его обаяния, запала, страсти. Опирается на эмоциональную преданность последователей. Основа – личностные качества лидера. Недолговечно, перерастает либо в 1, либо в 2.

Такер :

1 – консерваторы : опора на неукоснительное сохранение существующего строя;

2 – реформаторы : за преобразование строя путём реформ;

3 – революционеры : за глобальное преобразование строя путём переворота.

Херманн :

1. Знаменосец : своё видение будущего и знание средств его достижения.

2. Служитель : признание через выражение интересов своих приверженцев.

3. Торговец : «продаёт» свои идеи, планы в обмен на поддержку избирателей.

4. Пожарный : быстрота, адекватность и эффективность действий в экстремальных условиях.

P.S. Есть ещё оппозиционное лидерство – противостояние официальной власти .

Функции политического лидерства : аналитическая (анализ ситуации, разработка плана действий), организаторская (мобилизация масс, формирование команды, планирование действий, контроль), интегративная (объединение и согласование интересов на основе общих идей), новаторская (внесение новых идей, обновления), коммуникативная (связь между властью и разными социальными группами), функция гаранта справедливости, законности и порядка .

14. Политическая система: понятие, структура, функции .

Политическая система – совокупность государственных и общественных институтов, осуществляющих политическую власть в обществе + сложившиеся между ними отношения по поводу власти. = Политическиеинституты, структуры, процессы, формы поведения, политическая культура.

Структура, функции :

- Государство – осуществляет управление обществом;

- Политические партии – представляют интересы определённых классов;

- Общественные объединения, союзы – профессиональные, по социальному статусу, возрасту и пр.

- Общественно- политические движения – интересы более широких слоёв населения, чем партии; временное объединение за общую идею.

- группы давления (лоббистские группы) – банковские, промышленные – для упрочения своего положения и влияния.

- церковь – особенно в мусульманском мире. Формирует мировоззрение.

- СМИ – пресса, радио, ТВ, интернет – пропаганда определённого образа жизни, ценностей. Зомбируют больше всего.

15. Типы политических систем, их характеристика .

В политической науке существуют различные подходы к определению типов политических систем. Вот некоторые из них:

- Марксистско-ленинская концепция - по принципу классового подхода и форм собственности:

1. Рабовладельческий (античный и азиатский);

2. Феодальный;

3. Буржуазный;

Социалистический.

5. Смешанного типа – при переходах от одной формации к другой и исторически переходный тип (государство диктатуры пролетариата ), которое существует временно и предполагает полный слом старого ны и создание нового типа государства. - Классификация Роберта Даля – по степени демократизации власти:1. Демократическая;2. Авторитарная;3. Тоталитарная.- Классификация Габриэля Алмонда – по типу политической культуры: 1. Англо–американский (демократический стабильный);2. Европейско–континентальный (демократический нестабильный);3. Доиндустриальный (развивающиеся страны, недемократический, нестабильный);

4. Тоталитарный (однородная политическая культура, высокий уровень интеграции, которые достигается путем насилия).

16. Политический режим. Тоталитаризм и его сущность и разновидности .

Политический режим – система методов, используемая государством для осуществления своих властных полномочий и функций + уровень обеспечения властью прав и свобод своих граждан .

Тоталитарный режим : полный (тотальный) контроль государства над всеми сферами жизни общества, их жёсткая регламентация и преимущественно репрессивные методы управления и принуждения. Признаки:

- Жёсткая регламентация

- Тотальный контроль властей

- Репрессивная

- Однопартийная

- Подавление инакомыслия

Разновидности : фашистская диктатура, диктатура пролетариата, …

Авторитарный режим

- Неограниченная власть в руках одного лица.

- Фиктивная многопартийная система.

- Отсутствие реальной оппозиции .

Разновидности : абсолютная монархия, диктатура, военная диктатура.

18. Демократия: понятие, принципы .

Демократический режим

1. Источник власти – народ .

2. Выборность и регулярная сменяемость органов власти.

3. Конкурентная многопартийная система.

4. Легальная политическая оппозиция.

5. Реальная свобода слова .

6. Стремление к созданию гражданского общества и правового государства.

19. Политические режимы и их сравнительный анализ .

1. Демократический режим : либеральные методы управления, соблюдение прав и свобод человека, политический плюрализм. Методы воздействия ограничены законом и находятся под контролем со стороны общества. Признаки:

Источник власти – народ .

- Выборность и регулярная сменяемость органов власти.

Конкурентная многопартийная система.

- Легальная политическая оппозиция.

Реальная свобода слова .

Стремление к созданию гражданского общества и правового государства.

2. Авторитарный режим : сосредоточение власти в одних руках, методы управления путём принуждения и репрессий, неприкрытое ограничение прав и свобод личности. Руководители – абсолютный монарх, диктатор, вождь с неограниченным авторитетом.

- Неограниченная власть в руках одного лица.

- Фиктивная многопартийная система.

- Отсутствие реальной оппозиции .

3. Тоталитарный режим : крайняя форма авторитаризма. Полный (тотальный) контроль государства над всеми сферами жизни общества, их жёсткая регламентация и преимущественно репрессивные методы управления и принуждения. Признаки:

- Жёсткая регламентация всех сторон жизни общества, в основном на основе какой-либо идеологии. Всё, что не разрешено, то запрещено.

- Тотальный контроль властей за всеми сферами жизни общества и деятельностью его членов. Даже над личной жизнью (о чём думают и говорят).

- Репрессивная система правосудия: максимальные меры наказания, обвинительный уклон, уголовные меры наказания (не штрафы, а тюрьма).

- Однопартийная система, отсутствие и подавление политической конкуренции.

- Подавление инакомыслия . Возможные очаги сопротивления режиму подавляются в зародыше; гражданам запрещено публично обсуждать и оценивать правящий режим; исключена свобода печати, слова и отстаивания своего мнения.

4. Военно-диктаторский режим : захват и удержание власти военными под предлогом наведения порядка + военно-полицейские методы управления, ограничение прав и свобод личности. Признаки:

Сосредоточенность власти в руках военных .

- Значительное ограничение демократических прав и свобод.

Произвольное нарушение властью конституционно провозглашённых прав и свобод под предлогом наведения и сохранения порядка в стране.

20. Роль выборов и политической жизни общества. Избирательное право: принципы и виды. Абсентеизм .

Выборы – способ формирования системы представительской власти, осуществляемый путём голосования .

Должны быть свободными, периодичными, обязательными, открытыми, гласными, альтернативными (минимум 2 кандидата ), справедливыми (объективными и защищёнными от фальсификаций).

Роль выборов :

1. Представительство общественных интересов (разных социальных групп и слоёв).

2. Легитимация власти: власть, избранная народом, является законной.

3. Социальный барометр политической жизни: степень влияния разных политических сил, отношение граждан к политическому режиму, правящей элите и оппозиции.

4. Рекрутирование политической элиты.

5. Институализация участия граждан в политической жизни страны.

6. Политическая социализация граждан: адаптация к данной политической системе.

Избирательное право – 1) право граждан участвовать в формировании выборных институтов власти; 2) Совокупность юридических норм, обеспечивающих и регулирующих формирование выборных институтов власти .

Виды избирательного права :

2) Пассивное – право избираться .

Принципы избирательного права :

1. Принцип всеобщности – участвуют все взрослые и психически здоровые граждане.

2. Принцип равенства – каждый гражданин участвует в выборах на равных основаниях с другими.

3. Возрастной ценз – право участвовать в выборах с определённого возраста.

4. Ценз гражданства – избирательные права предоставляются только гражданам.

6. Принцип прямого избирательного права – голосование непосредственно, лично. Косвенное избирательное право – голосование через избранную коллегию представителей (избрание президента США).

7. Ценз осёдлости – условие проживания на данной территории не менее определённого срока (в Японии – 3 месяца).

8. Ценз пола – признание избирательных прав только за мужчинами (некоторые мусульманские страны).

9. Имущественный ценз – право участия в выборах только при наличии имущества определённого размера или уплаты налогов.

Абсентеизм – уклонение от участия в голосовании . Причины – аполитичность, отсутствие достойных кандидатов, неверие в возможность личного влияния на ситуацию в стране, + «бытовой» абсентеизм – плохая погода, болезнь, отсутствие в городе.

21. Избирательные системы и их виды .

Избирательная система (электоральная формула) – способ определения результатов выборов .

Три основных вида :

1. Мажоритарная (принцип большинства голосов): побеждает кандидат, набравший большинство голосов. Разновидности: относительного большинства голосов (кандидату надо набрать голосов больше, чем любому из его соперников) и абсолютного большинства голосов (кандидату надо набрать 50 % голосов + 1 голос). Австралия, Бразилия, Франция . Россия – на основе мажоритарной системы абсолютного большинства .

2. Пропорциональная (голосование за списки кандидатов, выдвигаемые партиями): распределение мандатов между партиями осуществляется пропорционально числу поданных голосов. Действует заградительный барьер (определяется минимальное число голосов, которое должна собрать партия для участия в распределения мандатов). Австрия, Дания, Бельгия, Латвия, Швейцария, Нидерланды .

3. Смешанная (соединяет преимущества обеих систем и смягчает их недостатки): либо с доминированием какого-либо типа, либо уравновешенное. Армения, Германия, Литва, Мексика, Япония .

22. Теории происхождения государства. Сущность государства, его основные признаки и функции .

Государство – основной институт политической системы общества. Управляет обществом, охраняет его политическую и социальную структуру на основе права с помощью специального механизма (аппарата).

Признаки :

Наличие системы органов и учреждений (представительных, исполнительных, судебных), осуществляющих функции власти;

Наличие права , системы норм, обязательных для исполнения всеми членами общества;

Наличие определённой территории , на которую распространяется власть и юрисдикция (законы) этого государства;

Исключительное право взимать налоги и сборы с населения.

Функции :

1. Внешние:

-защита общества от внешних врагов

-развитие отношений с другими государствами;

2. Внутренние:

- политическая (осуществление политической власти),

- правовая (разработка и реализация законов, защита прав и интересов граждан),

- экономическая (налоговая политика, кредиты, вложения, санкции),

-организаторская (принятие решений, координирование, контроль),

- социальная (забота о гражданах),

-культурно-образовательная (создание условий для удовлетворения культурных и образовательных запросов людей).

Теории происхождения государства :

1. Патриархальная теория (древняя Греция ): государство – продолжение отцовской опекунской власти в семье, осуществляемой к общей пользе.

2. Теологическая концепция : государство – священный и неприкосновенный институт, дарованный Богом для организации жизни людей. Фома Аквинский, Августин Аврелий.

3. Теория общественного договора . Локк, Гоббс, Руссо : государство – результат своеобразного договора индивидов с целью обеспечить правопорядок, гарантирующий пользование естественными правами и собственностью.

4. Теория «насилия» или «захвата» . Гумплович, Каутский : государство – результат акта насилия, завоевания одного народа другим, более сильным и организованным.

5. Социально-экономическая (марксистская) концепция : государство – результат общественного разделения труда и появления классов, находящихся в антагонизме, для поддержания господства одних классов над другими. Маркс, Энгельс

6. Расистская концепция : государство - продукт естественного отбора среди людей по их биологическим или личностным качествам для установления господства «высших» людей над «низшими». Ницше, Чемберлен .

23. Формы государственного правления и их характеристика .

1. Монархия : формальный источник власти – монарх. Власть передаётся по наследству. Устойчивая форма правления.

- Абсолютная – власть полностью в руках монарха. Немного стран. Саудовская Аравия .

- Конституционная – ограниченная или номинальная власть монарха как символа нации. Испания, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Великобритания, Дания и пр .

2. Республика : формальный источник власти – воля народного большинства. Глава государства сменяем.

- Президентская – страной руководит одно лицо, избранное населением.

- Парламентская – страной руководит коллективный выбираемый орган.

- Смешанная (полупрезидентская) – страной руководят и президент, и парламент одновременно.

- Теократическая – страной руководит духовенство. Ватикан.

24. Государственно-территориальное устройство .

1. Унитарное государство – единое государственное образование, разделённое на административно-территориальные единицы, имеющие одинаковый юридический статус и не обладающие самостоятельностью. Франция, Польша, Беларусь .

2. Федерация – союзное государство, в которое входят составные единицы (республики, земли, штаты, кантоны и пр.), у которых есть свои права, сопоставимые с правами центра. У федерации есть 2 уровня власти: федеральная и местная, + двухпалатный парламент, представляющий интересы как субъектов федерации, так и всей федерации в целом. США, Российская Федерация, СССР .

3. Конфедерация – государственное правовое объединение (союз) юридически независимых государств. Цель – проведение единой политики, решение совместных оборонных, экономических и пр. задач. Самое неустойчивое объединение. Объединённая Арабская республика – союз Сирии и Египта , Сенегамбия – Сенегал и Гамбия .

25. Правовое государство: сущность, принципы, пути формирования. Социальное государство. Основные направления, цели, методы социальной политики социального государства .

Правовое государство – государство со стабильным законодательством, где право первенствует над властью .

Принципы :

1. Незыблемость конституции , которую не вправе преступать даже само государство; стабильная система законодательства ; главенство конституции и законов над остальными актами, распоряжениями и указаниями.

2. Равенство всех граждан перед законом.

3. Ответственность государства перед гражданином и гражданина перед государством : полная гарантия прав и свобод, защита от произвола власти + защита властью общества от покушения на него антисоциальных элементов.

4. Наличие эффективной системы правоохранительных органов , подчиняющихся только закону.

5. Развитое правовое сознание граждан и должностных лиц, уважение к закону.

Социальное государство – государство, ориентированное на социальную справедливость (право на труд и его достойное вознаграждение, справедливое распределение материальных благ) и решение социальных проблем (рост материального благосостояния граждан, охрану их здоровья, духовное развитие, получение образования).

Методы легитимные, демократические, основанные на социальной справедливости.

26. Гражданское общество: понятие и характерные черты .

Гражданское общество – в котором осуществляется превращение «подданных» государства в свободных граждан, способных делать самостоятельный выбор (политический, идеологический и пр.)

Признаки :

Существенное ограничение государственного вмешательства в экономическую деятельность граждан;

Обеспечение широкого круга их экономических, политических, культурных прав и свобод.

27. Глава государства и его роль в структуре высших органов государственной власти .

Глава государства – человек или орган, считающийся верховным представителем государства. Соединяет законодательную, исполнительную и судебную власти.

В США президент является главой исполнительной власти. В Германии президент имеет лишь представительские функции. В других странах также является главой высшей судебной и/или законодательной власти и/или верховным главнокомандующим вооружённых сил страны.

В республиках главой государства является Президент или парламент, в монархиях - король или королева, в Японии - император .

Президент РФ назначает выборы в Государственную Думу и распускает её, пользуется правом законодательной инициативы, может вернуть одобренный парламентом законопроект, подписывает и обнародует законы. Но: он не может принимать законы, а издаваемые им нормативные акты не должны противоречить Конституции и основным законам.

28. Правительство: порядок формирования, полномочия и функции .

Правительство – высший коллегиальный орган исполнительной власти, осуществляющий руководство государственным управлением . РБ – Совет министров.

Состоит из членов правительства (министров) и возглавляется главой государства или премьер-министром.

Функции :

Приводит в жизнь законы, принятые высшим законодательным органом,

Осуществляет оперативное управление государственными делами,

Обеспечивает порядок в обществе и охрану прав граждан.

Формируются двумя основными способами :

1. Парламентским (в странах с парламентарной формой правления: парламентская республика, монархия, смешанные республики.). Формируется партией или коалицией партий, имеющей большинство мест в нижней палате парламента.

2. Внепарламентским (в президентских республиках, некоторых формах монархий и смешанных республик). Правительство формируется президентом.

Полномочия :

Разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

Обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики ;

Обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии ;

Осуществляет управление федеральной собственностью ;

Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности , реализации внешней политики государства;

Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан , охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

29. Политические партии: понятие и происхождение. Типы и функции политических партий .

Политическая партия – организованная группа единомышленников, представляющая интересы определённой части народа и ставящая целью их реализацию путём завоевания государственной власти или участия в её осуществлении .

Появились в древней Греции (клиентеллы – группы в поддержку какого-либо деятеля). В современном понимании – с 19 века. Цель – завоевание и осуществление политической власти . Есть детальная политическая программа иустав . Есть организационная структура в центре и на местах. Активно участвуют в выборных кампаниях .

Типы :

По социальному признаку (какие социальные слои, страты представляет: буржуазные , крестьянские , рабочие и пр.);

По идеологическому признаку (консервативные , либеральные , социалистические , коммунистические , националистические , клерикальные (религиозные) и пр.);

По организационному признаку (кадровые – без фиксированного членства, свобода внутри партии, подбирают кандидатов во власть; массовые – жёсткое фиксированное членство, взносы, иерархия, ведут идеологическую работу);

По ориентации , методам достижения целей (левые – социалистическая и коммунистическая направленность, радикально-революционные методы; правые – консервативные и буржуазные ценности, поддержка традиций, против реформ и революций; центристские – за умеренные нерезкие перемены и эволюционный путь развития, методы – реформы и компромиссы).

По отношению к существующему режиму (правящие – победившие на выборах и сформировавшие правительство и оппозиционные – лишённые возможности влиять на формирование правительства, находящиеся в противостоянии власти и критикующие её).

Функции :

Выражение интересов определённых страт и попытка реализации этих интересов;

Участие в формировании правительства;

Выработка курса социально-политического развития страны;

Осуществление политической власти или попытка влиять на неё.

30. Партийные системы и их характеристика. Переход от однопартийности к многопартийности в России и Беларуси .

Партийная система – совокупность существующих в обществе политических партий и их взаимосвязь.

1. Монопартийная система – власть в обществе контролирует одна партия (КПСС ). Характерна для тоталитарного общества. Ведёт к застою во всех сферах жизни и бюрократизации.

2. Двухпартийная система – лишь две ведущие партии (даже при формальном наличии других) составляют политическую конкуренцию. В странах с устойчивой социальной и культурной средой и традиционными ценностями. Великобритания – лейбористы и консерваторы, США – республиканцы и демократы . Последовательно сменяют друг друга у власти, «качели». Эффективное развитие страны + выражение интересов разных слоёв.

3. Многопартийная система – реальная борьба за власть более чем двух партий. Раздробленность политических сил. Результат – объединение партий со схожими целями и взглядами, создание межпартийной коалиции для завоевания большинства в парламенте и формирования кабинета министров.

В СССР – монопартийная система: была только одна, коммунистическая партия. С расформированием СССР и образованием республик (1991) – появление многопартийности. В РФ – около 100 партий. НО: создание партий часто идёт не «снизу», а «сверху»: лидер сам ищет себе сторонников, финансирует их и затем создаёт партию. В РБ – то же самое, только меньше партий.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...