Экспертные заключения для изысканий не нужны. Срок проведения государственной экспертизы проектной документации: когда он минимален

Любое возводимое здание или сооружение представляет потенциальную опасность, оно может представлять угрозу для людей, находящихся в нем, для соседних зданий или сооружений, для экологии, ввиду реализуемых внутри процессов. Для того, чтобы на этапе проектирования объектов учесть ошибки и реализовать полезный опыт предыдущих разработок существует процедура под названием - государственная экспертиза проектной документации.

Назначение экспертизы проектной документации


Проведение государственной экспертизы является необходимым для обеспечения устойчивости функционирования вновь возводимых строительных объектов, процесса их реконструкции из-за потери актуальности характерных свойств или проведения значительных мероприятий по улучшению состояния зданий, сооружений и заменой конструктивных элементов.

Обеспечение безопасности достигается путем соблюдения норм и правил, установленных законодательным путем для определенной сферы деятельности человека. Условия возведения новых, переустройства или восстановления характеристик существующих объектов носящие обязательный или рекомендательный порядок обусловлены опытом предыдущих аналогичных проектов или основаны на расчетных и экспериментальных данных.

Вследствие оценки специалистами, должна быть установлена корректность определения сметной оценки, достаточность методов и средств, реализованных в проекте, для сохранения состояния устойчивого функционирования сооружения в период эксплуатации и недопущения нанесения ущерба интересам частных лиц, коммерческих или общественных структур, а также объектов институтов власти разного уровня и природе.

Проекты, для которых проведение государственной экспертизы не обязательно

Проведение государственной экспертизы проектной документации регламентируется ГрК РФ и не для всех сооружений нужна. Не подлежат проверке на соответствие, ввиду допустимого уровня рисков при нарушениях (допустимым считается риск не способный повлечь значительных разрушений и человеческих жертв:

  • Дома, предназначенные одному домовладельцу, стоящие на обособленной территории, при высоте, не превышающей трех этажей от уровня поверхности;
  • Дома для 10 хозяев, построенные на отдельном земельном участке, имеющие выход из обособленных строений на территорию для совместного пользования. Обособленные строения представляют собой отдельные здания, возвышающиеся над землей не более, чем на три этажа, и имеющие хотя бы одну общую стену капитального характера (без сквозных отверстий большого сечения) друг с другом. Количество таких строений соответственно не может превышать десяти.
  • Жилые дома с числом подъездов не более 4-х, высота которых не превышает 3-х этажей, а в каждом подъезде, являющимся блок-секцией, допускается проживание нескольких семей, при этом организован проход на придомовую территорию;
  • Обособленно расположенные сооружения, суммарная площадь которых не больше 1500 кв. метров и высотой в два этажа, при условии, что они не используются для проживания людей или организации промышленного производства;
  • Обособленно размещенные сооружения, с квадратурой, не превышающей 1500 кв. метров и высотой в два этажа, а для расположенного внутри производства нет необходимости ограничивать санитарный разрыв или он не превышает периметр выделенного участка территории.

Экспертное обследование проекта и сметной документации не будет проводиться:

  1. При возведении капитального гаража и/или жилого и вспомогательных построек на территории выделенной для строительства гаража или дачного/садоводческого, при обязательном условии использования объектов для личных целей, а не для предпринимательства.
  2. При возведении или изменении состояния объектов не имеющих капитального характера (киоски, навесы и т.п.).
  3. При сооружении объектов, которые носят вспомогательную функцию, на участке основного строительства.
  4. При модификации состояния частей капитального сооружения, при условии, что не затрагиваются несущие конструкции и другие конструктивные элементы, отвечающие за надежность и целостность здания.

В том случае, если ранее было выполнено сооружение аналогичного характера по проектно-сметной документации, имеющей разрешительную экспертную оценку или, требуется изменение содержания такого проекта, при этом параметры устойчивости функционирования не снижаются, благодаря неизменности состояния опорных и составляющих элементов - проведение государственной экспертизы проектно-сметной документации на предмет соответствия не является необходимой.

Объекты для проведения государственной экспертизы


Проведение государственной экспертизы качества проектно-сметной документации может проводится федеральными или независимыми специалистами требуемого профиля, обязательность именно государственной оценки соблюдения норм проектирования регламентирована ГрК РФ для:

  • Капитальных сооружений, когда выделенная территория, при строительстве, переустройстве или восстановлении качественных характеристик, принадлежит нескольким территориально-функциональным образованиям федерального значения;
  • Если постройка, переустройство или производство ремонтных работ будет производиться на территории повышенного внимания, к которым относят: свободные экономические зоны, прибрежные и глубоководные районы водных массивов, принадлежащих мировому океану и располагающихся на границе или во внутренних районах государства;
  • Если содержание проекта, внутреннего устройства и конструктивных особенностей сооружаемого объекта не подлежит разглашению, являясь секретной информацией в силу своего отношения к обороноспособности и безопасности страны;
  • Исторические памятники архитектуры, являющиеся частью исторического и культурного достояния России;
  • Сооружения, несущие крайнюю степень угрозы для работающих и проживающих на прилегающей территории людей, в силу свойств обращающихся в производстве веществ и компонентов, сложной технологической схемы, аппаратного или конструктивного исполнения;
  • Здания, сооружения, конструкции, не имеющие аналогов, обладающие уникальными свойствами и параметрами.

Сооружения повышенной опасности/сложности


Производства и технологии, освоенные человеком, являются угрозой при несоблюдении мер безопасности, разрушении элементов конструкций, к подобным производствам относят:

  • Производства, частью которых является необходимость обращения веществ и материалов, излучающих радиацию, полученных на их основе, вне зависимости от стадии своего жизненного цикла – добыча, обогащение, переработка, применение и/или хранение;
  • Сооружения для использования водных ресурсов или для защиты от их негативного воздействия, представляющие чрезвычайно высокую (I класс) и высокую опасность (II класс), в зависимости от совокупности конструктивных (высота сооружения) и эксплуатационных параметров (объем водохранилища, мощность электростанции, площадь обслуживания систем орошения и осушения, объем подачи воды, объём грузооборота и пр.);
  • Объекты инженерной инфраструктуры, функциональным назначением которых, является размещение кабелей связи и сооружения предназначения для оборудования, кабелей для нужд связи;
  • Электрические коммуникации, подстанции, распределительные устройства, трансформаторы и другое оборудование предназначение для работы под напряжением от 330 кВ и более;
  • Сооружения, принадлежащие к комплексу связанных между собой структур космических войск;
  • Сооружения для приема, распределения, обслуживания и выполнения воздушных перевозок гражданской или военной авиации;
  • Комплекс взаимосвязанных между собой сооружений железнодорожного транспорта общего назначения;
  • Рельсовый транспорт, инженерно-отделенный от любого другого транспорта и пешеходов, путем подземного размещения;
  • Гидротехнические сооружения, расположенные на морском побережье и предназначенные для приема и обслуживания судов большого водоизмещения (порты спортивных и прогулочных судов не входят);
  • Дороги для автомобильного сообщения между муниципальными образованиями территориальных единиц государства и сопутствующие сооружения;
  • Объекты в силу совокупности различных факторов, относящиеся к опасным производственным и подчиняющиеся закону “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”;
  • Строительные конструкции, предназначенные для осуществления деятельности по сбору, временному хранению и нейтрализации факторов опасности отходов, являющихся результатом жизнедеятельности промышленных предприятий и населения (с I по V класс);
  • Строительная площадка располагается на естественных территориях подлежащих особой защите со стороны государства;
  • Строительства, финансируемые государственной казной.

Строительные конструкции, не имеющие аналогов

Сооружениями, единственными в своем роде, считаются обладающие одной из следующих особенностей:

  1. Высота конструкции превышает 100 метров.
  2. Расстояние между осями опорных элементов более 100 метров.
  3. Одна или несколько опор выступают за пределы стены на 20 метров или более.
  4. Нижняя отметка возводимого сооружения заглублена относительно уровня поверхности на глубину, превышающую 1 декаметр.
  5. Конструкции объекта не могут быть рассчитаны по действующим методикам, как следствие к ним применены специальные методы расчета параметров.

Что проверяет государственная экспертиза проектной документации?


Проведение государственной экспертизы проектной документации состоит в принятии решения о соответствии действующим нормативам следующих документов:

1. Заявление стандартного образца, включающее информацию о разработчике комплекта проектной документации и организации, выполнившей изыскания, подробное описание и привязку строительной площадки и данные заявителя.
2. Полный комплект текстовых и графических материалов и выданное задание на разработку проекта.
3. Инженерные изыскания, выполненные как того, требуют нормативы.
4. Необходимо одобрение качества реализации природоохранных мероприятий специалистами-экологами, в виде заключения утвержденного в установленном порядке, при:

  • Расположении объекта застройки в зоне экономического стимулирования;
  • Организации строительства в прибрежном или глубоководном районе морей;
  • Проектировании сооружений для обезвреживания продуктов жизнедеятельности человека;
  • Для рукотворных сооружений из грунта на поверхности акваторий.

5. Официальное подтверждение делегирования заявителю права представления интересов застройщика, должна быть обусловлена возможность доверительных действий по юридическому оформлению договорных взаимоотношении с экспертной организацией.
6. На каждый вид выполненных работ следует предоставить копию свидетельства о допуске СРО к их выполнению, когда это необходимо согласно нормативам.
7. Информацию о заключении Руководства РФ относительно реализации отдельных норм на составление смет.

Оценка результатов инженерных изысканий


Порядок проведения государственной экспертизы инженерных изысканий отличается от проверки проектной документации и смет:

  1. Оформляется соответствующее стандартизованное заявление с исчерпывающей исполнителя изысканий, строительной площадке и заявителе, представляющем исполнителя.
  2. Исходные данные для выполнения изысканий и полный пакет соответствующе оформленных результатов.
  3. Заключение экспертной организации о соответствии природоохранных мероприятий в объеме проекта для безоговорочного соблюдения требований экологического законодательства для соответствующих объектов (см. для проекта).
  4. Проектная документация по инженерным коммуникациям, расположенным вне помещений и конструкции фундаментных элементов.
  5. Положительное заключение экспертизы, выданное ранее на типовые решения, которые нашли свое применение в настоящем проекте.
  6. Документальное подтверждение соответствия климатических условий проектируемого объекта, принятым параметрам в типовом одобренном проекте.

Сроки и порядок проверки документов

После передачи всех установленных частей, по списку, проводится ее проверка представителями экспертной организации на полноту в течение следующего времени:

  • Если обязательная государственная экспертиза проектной документации не требуется – срок не может быть больше трех суток;
  • Если порядок требует обязательной экспертной оценки – срок увеличивается до десяти суток.

По истечении нормативного периода времени, или раньше, заявитель получает черновой вариант договора на оказание услуг со сметной стоимостью по прейскуранту, либо может быть оформлен обоснованный отказ от проверки, если:

  • Представлены не все требуемые регламентом текстовые или графические материалы;
  • разделы текстовой части или графическая часть выполнены не в полном объеме, с нарушением требований к содержимому, нарушен порядок, выполнены не все расчеты и обоснования.

Переданные на рассмотрение материалы должны быть возвращены заявителю без рассмотрения, если государственная экспертиза проектной документации должна выполнятся другой экспертной организацией. Если замечания не носят критического характера и могут быть устранены документы не возвращаются, а для приведения пакета в соответствие назначается срок в 30 дней. Если замечаний при первичной проверки не выявлено оформляются договорные отношения, предметом которых является проведение государственной экспертизы проектно-сметной документации и результатов инженерных изысканий.

Срок проведения проверки, оговоренный в договоре, не может превышать 60 дней, и должен быть уменьшен если проводится проверка:

  • Материалов инженерных изысканий до самого проекта;
  • Типовых проектов домов для проживания людей и изысканий к ним, не обладающих признаками уникальности;
  • Материалов обоснования строительных работ в свободных экономических зонах.

Для вышеперечисленных случаев рассмотрения срок должен составлять максимум – полтора месяца.
При необходимости может быть запрошена дополнительная информация, которая должна быть предоставлена в срок не позднее декады.

Заключение государственной экспертизы проектной документации

Государственная экспертиза проектной документации предусматривает порядок выдачи заключения по результатам прохождения проверки, при этом возможны два заключения:

  1. Положительное заключение выдается при соответствии предоставленной документации всем действующим нормам и правилам.
  2. Отрицательное заключение государственной экспертизы выдается при выявлении решений, не обеспечивающих безопасность проекта или несоответствие смет действующим рекомендациям по расчеты цены производства работ (завышенная оплата работ).

Результат работы эксперта должен быть оформлен по нормативу, иметь все визы и регистрацию в надзорном органе, при этом отрицательное заключение может быть оспорено.

Перепланировка и т.д.) – это процедуры, требующие значительного количества согласований в различных инстанциях. Все объекты капитального строительства должны отвечать нормам и правилам, установленным в Градостроительном кодексе РФ (далее по тексту ГК РФ), а так же в законодательных актах, принятых в дополнение к данному кодексу. Ни для кого не секрет, что при возведении практически любого здания или сооружения, требуется составление и согласование проектной документации , которая проходит значительное количество экспертиз, что в свою очередь может отодвинуть на неопределенное время начало .

Не так давно в ГК РФ были приняты поправки, которые повлекли за собой необходимость изменить некоторые положения, касающиеся проектной документации. Так, в частности, определенные изменения, касающиеся необходимости проведения в ряде случаев экспертизы проектной документации, были внесены в «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» от 05.03.2007г. На данный момент эти изменения пока еще не вступили в силу, но они уже внесены в официальный текст документа. В связи с чем, является целесообразным рассмотрение этих нововведений уже сейчас, с ознакомительной целью, поскольку в ближайшем будущем они начнут применяться на практике.

Начнем с определения проектной документации. В соответствии со , проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального , их частей, капитального . Так же важно знать определение понятия типовая проектная документация – это проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и применяемая повторно. Поводят экспертизу проектной документации, уполномоченные на это организации, по проведению государственной экспертизы.

Необходимость проведения подобной государственной экспертизы заключается в проверке соответствия представленных документов требованиям санитарно-эпидемиологических, экологических, историко-культурных норм и правил, норм об условиях труда, правовых норм в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, промышленной безопасности и т.д. Поскольку только в том случае, если проектная документация будет отвечать всем положениям указанных норм, не будет создавать угрозу жизни и здоровью населения, наносить вред экологии и т.д. Только после вынесения положительного заключения государственной экспертизы по проектной документации, можно начинать строительство.

Однако, процедура проверки соответствия проектной документации всем указанным требованиям занимает чрезвычайно много времени, и в ряде случаев просто не имеет смысла. В ГК РФ, а так же в указанном 5 и ранее предусматривались случаи, когда проведение государственной экспертизы проектной документации не осуществлялось. были внесены уточнения в данный список. Экспертиза проектной документации не проводится в следующих случаях:

-если для строительства (реконструкции) не требуется получение разрешения на строительство

Проведения экспертизы в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы или негосударственной экспертизы и применяемой повторно (типовая проектная документация), или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства

Если при строительстве или реконструкции объекта капитального строительства применяется модификация проектной документации, в том числе в отношении отдельных разделов проектной документации, ранее получившей положительное заключение государственной экспертизы, не снижающая конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства

В отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением проектной документации, подготовленной для проведения капитального ремонта общего пользования.

В случае если строительство объекта капитального строительства будет осуществляться с использованием типовой проектной документации (её модификации), результаты инженерных изысканий подлежат государственной экспертизе независимо от того, что государственная экспертиза проектной документации не проводится.

Так же, указанный нормативный акт устанавливает, что в отношении объектов, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, не проводится и проверка достоверности определения сметной строительства, если указанная модификация проектной документации не приводит к ее увеличению.

Проведение государственной экспертизы — один из ключевых этапов в процессе строительства зданий и сооружений. Именно он становится «камнем преткновения» для многих строительных компаний. И причина не только в жестком порядке прохождения процедуры, но и в сроках ее проведения. К сожалению, не все знают требования законодательства, что вызывает ряд проблем и проволочек. Чтобы исключить такие сложности, стоит учесть ряд моментов, рассмотренных в статье.

Общие положения по государственной экспертизе

В законодательстве РФ четко прописан верхний период, выделяемый для проведения госэкспертизы проекта и изысканий в инженерном секторе. Так, с учетом положения №7 статьи 49 ГрК РФ период определяется с учетом сложности сооружения и не должен быть больше двух месяцев (60 суток). Что касается минимального срока, то он не оговаривается, что гарантирует определенную свободу действий для проверяющей структуры.

Нельзя не отметить и другой пункт (№29), в котором рассмотрены особенности (порядок и организация) проведения госэкспертизы. В нем упоминается, что проверка может проходить и быстрее (до 45 суток). Это актуально:

  • Для проектных документов, касающихся сооружений жилого сектора. Сюда же входят здания нежилого характера, не относящиеся к категории уникальных объектов.
  • Для изысканий в инженерном секторе, которые направлены для прохождения экспертизы до основных бумаг по проекту.
  • Для проектной документации, касающейся объектов капстроительства, а также реконструкции сооружений, находящихся в экономической зоне.

Кроме того, в пункте №30 указано, что срок проведения госэкспертизы может быть сокращен для сооружений, проверка документации по которым производится субъектами власти РФ на местах или же подведомственными госструктурами. В случае с государственной экспертизой стоит брать во внимание не только фиксированные сроки, прописанные в положении, но и условия договора. Участниками последнего выступают две стороны — структура, которая проводит проверку, и заявитель. Такие документы, как правило, регулируются на законодательном уровне с учетом условий ГК РФ.

По Гражданскому кодексу участники соглашения имеют право индивидуально определять период проведения проверки, а также оговаривать условия, когда сроки могут быть продлены. Получается, если заявителю недостаточно упомянутого в соглашении срока, то он выдвигает собственные условия и отказывается от подписания соглашения до их принятия. Но стоит учесть, что в ряде случаев госэкспертиза является обязательной, что вынуждает заявителя согласиться на предложенные другой стороной сроки.

Ускоренная госэкспертиза несет ряд дополнительных рисков. В частности, снижается качество проводимых проверок, возрастает риск упустить нечто значимое. Итогом могут стать ошибки на этапе строительства и дальнейшие проблемы с вводом здания в работу. Кроме того, снижение сроков не позволяет государственным органам получить полный объем информации и провести анализ по интересующему объекту.

  • Рекомендации заказчика (заявителя).
  • Условия регламента.
  • Действующие правила.
  • Заявленные сроки проведения госэкспертизы.
  • Требуемые трудовые ресурсы и так далее.

Виды и сроки проведения экспертизы и сопутствующих бумаг

Как упоминалось, время на проведение госэкспертизы составляет до 60 дней или до 45 суток (в исключительных случаях). Но здесь имеют место ситуации, когда процесс проведения может быть приостановлен. В виде основания для такого решения может стать оформление и передача соответствующего заявления, где оговорена необходимость внесения корректировок в один или несколько разделов.

Так, с начала 2013 года у заявителя есть возможность зайти на портал государственных услуг и оформить заявку на внесение изменений в электронной форме. Далее Мосгосэкспертиза принимает решение, удовлетворять заявление или нет. Время на обдумывание составляет не больше трех суток.

Возможны ситуации, когда уполномоченная структура принимает отрицательное решение. Это объясняется тем, что заявители часто подают неполный список документов или бумаги, оформленные с нарушением действующих нормативно-правовых актов и регламента. Отказ в приеме документов возможен и при отсутствии в составе разделов, которые должны иметь место с учетом требований законодательства РФ.

Негативное решение порой принимается при несоответствии передаваемых инженерных изысканий по форме или по составу, прописанному в регламенте, положении или законодательных актах. Ситуация складывается аналогичным образом и при выполнении инженерных изысканий лицом, которое не имеет соответствующих прав.

Бывают ситуации, когда заявитель направляет проект для госэкспертизы, но он не подлежит проверке или в составе бумаг имеют место непредусмотренные или несогласованные штампы.

Как упоминалось, обращение заявителя рассматривается в течение 72 часов, после чего выдается письменное решение. При этом исполнительный орган может отказать не только в рассмотрении документов, но и в их приеме. Последнее возможно в случае ошибок при заполнении полей при подаче заявления, а также в случае передачи противоречивых (заведомо ложных) сведений.

Принятое решение передается через Портал и должно быть подписано представителем Мосгосэкспертизы. Далее решение направляется к заявителю в личный кабинет для ознакомления.

Применительно к срокам проведения госэкспертизы проектной документации, должны быть учтены следующие моменты:

  • Проверка вычислений сметной цены объекта капстроительства проводится в срок, который оговаривается в соглашении между сторонами. Ограничивается только верхний период, который по законодательству не должен превышать тридцати суток. Если так совпало, что сметная документация проверяется в тот же период, когда проводится и госэкспертиза, то период ограничивается сроком проведения экспертной оценки проектных документов и изысканий.
  • Негосударственная экспертиза. Для многих объектов допускается проведение экспертной проверки без привлечения государственных структур. В этом случае работу выполняют определенные компании, а сроки выполнения работ определены договором, оформляемым между двумя сторонами. Максимальный период проверки может быть как в пределах установленных норм (45 суток), так и больше его.
  • Проверка сметной документации. Как и в прошлом случае, для оценки сметы в отношении строительных работ составляется договор. В документе оговариваются особенности взаимодействия сторон, а также период проведения работ.
  • Контроль правильности использования смет, индексов и применяемых методик при составлении сметы. Здесь также присутствует ряд требований со стороны действующего регламента. Сроки проверки определяются соглашением, оформляемым на проведение экспертных работ.
  • Проверка определенных разделов проекта. Здесь условия взаимодействия сторон (в том числе и сроки исполнения) определяются согласованным текстом соглашения.

Как видно из статьи, сроки проведения экспертной оценки со стороны госструктур и уполномоченных юридических лиц являются «плавающими» и зависят от сложности объекта. Разница в том, что применительно к госэкспертизе верхний период все-таки имеет ограничение, составляющее 45 суток. Благодаря этому, заказчик может планировать строительные работы и затраты времени на решение бюрократических процедур. Если вопрос с проведением экспертизы решается раньше, то это идет только на пользу.

Источники: СТРОИМ ПРОСТО

Новый порядок государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в Московской области

Г.С. АФАНАСЬЕВА, заместитель начальника Управления государственной экспертизы ГУ МО «Мособлгосэкспертиза» С 1 января 2007 году в России начала свою работу единая государственная экспертиза проектной документации. Она заменила собой многосложную и многоступенчатую систему специализированных экспертиз, работавшую в нашей стране несколько десятков лет и вызывавшую многочисленные нарекания со стороны застройщиков. Теперь анализом проекта занимается только один орган. Он дает всестороннюю экспертную оценку проектной документации, включая сметы, и результатов инженерных изысканий. При этом особо опасные, технически сложные, уникальные и некоторые другие, особо оговоренные в Градостроительном кодексе Российской Федерации (ГрК РФ) объекты ниже), проходят проверку на федеральном уровне в Главгосэкспертизе России, все остальные - в органе экспертизы того субъекта федерации, на территории которого планируется строительство. Следует отметить, что государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий в первоначальной редакции ГрК РФ полностью являлась предметом ведения Российской Федерации. В декабре 2006 года в ГрК были внесены изменения, согласно которым полномочия по проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (за исключением особо оговоренных объектов, см. ниже) были переданы субъектам Федерации. На федеральном уровне центральным исполнительным органом по организации и проведению экспертизы выступает Росстрой. Проведение экспертизы на федеральном уровне возложено на подведомственное Росстрою ФГУ «Главгосэкспертиза России». Росстрой ведет контроль и надзор за осуществлением госэкспертизы субъектами Российской Федерации, оценивает соответствие федеральному законодательству нормативного регулирования на региональном уровне. С начала 2007 г. Росстрой занимался согласованием структуры экспертиз на местах, оценивая способность каждой организации реально проводить экспертизу, обеспечивать независимость, достоверность и необходимое качество заключений. Уже в начале прошедшего года Госстроем были согласованы структуры уполномоченных органов в 22 субъектах Федерации, в том числе в Московской области - «Мособлгосэкспертиза». Первый год работы по новым правилам был сложным и для заказчиков-застройщиков, и для нас, как для органа единой государственной экспертизы Московской области. Перестраивать свою работу нам приходилось, не останавливая и не замедляя собственно процедуры экспертизы. За короткое время удалось создать три новых отдела в составе управления государственной экспертизы. Несмотря на все трудности переходного периода, за 2007 год выпущено заключений по проектной документации на 35,63% больше, чем в предыдущем году. Однако, нужно признать, что в такой ситуации не удалось избежать негативных моментов. Появились очереди в отдел приемки проектной документации, не всегда удавалось проводить рассмотрение экспертизы оперативно, как это требуется в Постановлении Правительства РФ от 5.03.07 № 145. Эти проблемы мы знаем и принимаем все возможные меры по их искоренению. Сложности переходного периода всем известны. Для налаживания работы экспертизы по-новому необходимо время и понимание со стороны заказчиков-застройщиков. Первый шаг на пути взаимопонимания между заказчиком-застройщиком и органом государственной экспертизы попытаемся сделать в этой статье. Для начала поясним основные моменты порядка организации и проведения экспертизы.

Разделение полномочий между федеральным центром и экспертизами субъектов Федерации

С 2007 года установлено следующее разграничение полномочий между Главгосэкспертизой и органами государственной экспертизы субъектов федерации. В ведении Главгосэкспертизы - объекты, которые намечено строить на территории двух и более субъектов Российской Федерации, в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе, во внутренних морских водах и в территориальном море, объекты обороны и безопасности, культурного наследия федерального значения, объекты, сведения о которых составляют государственную тайну, а также особо опасные, технически сложные и уникальные объекты. Определения последних даны в статье 48.1 Гражданского кодекса РФ (обращаем внимание на изменения, которые внесены в эту статью федеральным законом от 4.12.07 № 324-Ф3). К особо опасным и технически сложным относятся: объекты использования атомной энергии; гидротехнические сооружения первого и второго классов; линейно-кабельные сооружения связи; линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более; объекты космической и железнодорожной инфраструктур; аэропорты; метрополитены; морские порты, за исключением морских специализированных портов, предназначенных для обслуживания спортивных и прогулочных судов; автомобильные дороги общего пользования федерального значения и относящиеся к ним транспортные инженерные сооружения; опасные производственные объекты. К уникальным относятся те объекты капитального строительства, в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик: высота более чем 100 метров; пролеты более чем 100 метров; наличие консоли более чем 20 метров; заглубление подземной части (полностью или частично) ниже пла нировочной отметки земли более чем на 10 метров; наличие конструкций и конструкционных систем, в отношении которых применяются нестандартные методы расчета с учетом физических или геометрических нелинейных свойств либо разрабатываются специальные методы расчета. Последняя позиция этого перечня требует разъяснений, так Главгосэкспертиза России предлагает относить к уникальным объектам, запроектированным с использованием конструкций или конструктивных систем, требующих применения нестандартных методов расчета с учетом физических или геометрических нелинейных свойств или разработки специальных методов расчета, следующее: резервуары для хранения нефти и нефтепродуктов емкостью более 10 тыс. куб. м; каплевидные и шарообразные резервуары, газгольдеры; здания и сооружения сложной непрямолинейной конфигурации; имеющие покрытия в виде ребристых и ребристо-кольцевых куполов, сетчатых куполов оболочек, оболочек двоякой кривизны, вантовые, мембранные покрытия, покрытия из клееных деревянных элементов, в том числе рам, арок, ригелей, висячие покрытия и т.п.; здания и сооружения с большой площадью покрытия с неравномерной нагрузкой; объекты, конструкции и инженерное оснащение которых носит экспериментальный характер. Проектная документация и результаты инженерных изысканий по всем объектам, не вошедшим в вышеуказанный перечень, подлежит экспертизе в соответствующем органе субъекта федерации. Стоит отметить, что действующим законодательством предусмотрена возможность проведения государственной экспертизы на федеральном уровне другими федеральными органами исполнительной власти, если на это будет решение президента РФ. Пока такими полномочиями наделено только Министерство обороны России в отношении объектов военной инфраструктуры. Согласно Постановлению правительства РФ от 10.03.2000 г. № 221 «объекты военной инфраструктуры» - специальные технологические комплексы, здания и сооружения, предназначенные для управления войсками, размещения и хранения военной техники, военного имущества и оборудования, испытания вооружений, а также военные городки, производственные предприятия, общественные здания и сооружения Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, обеспечивающих оборону и безопасность Российской Федерации.

Когда экспертиза не требуется

Как известно, с 2007 г. была отменена обязательная государственная экспертиза проектной документации для некоторых объектов. ГУ МО «Мособлгосэкспертиза» на многочисленные запросы разъясняет, что установить, подлежит ли та или иная документация экспертизе, можно руководствуясь п.п. 2 и 3 статьи 49 ГрК РФ и части 17 статьи 51 ГрК РФ. Только в случае полного совпадения признаков, указанных в одном из пунктов частей 2 и 3 статьи 49 и части 17 статьи 51, с параметрами того или иного объекта обязательная государственная экспертиза не проводится. ГУ МО «Мособлгосэкспертиза» не имеет права давать какие-либо собственные токования ГрК РФ. Например, в п. 1 части 2 статьи 49 указано, что экспертиза не требуется в обязательном порядке, если вы строите индивидуальный жилой дом высотой не более трех этажей. Обращаем внимание заказчиков-застройщиков, что в г радостроительном кодексе указывается на количество этажей, а не на этажность зданий. Например, 2-х этажный жилой дом с мансардой и подвалом высотой более 1,8 м - это здание с количеством этажей - 4, т.е. экспертиза требуется. Аналогично, 2-х этажное здание АБК с мансардным этажом - это отдельно стоящий объект капитального строительства с количеством этажей 3, т.е. «подвести» такой объект под п. 4 части 2 статьи 49 невозможно. В данном случае государственная экспертиза требуется и в том случае, если общая площадь этого здания менее 1500 кв.м. Кроме этого, государственная экспертиза не проводится для типовой проектной документации и ее модификации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности. Критериями отнесения проектной документации к типовой проектной документации являются (далее по тексту Положения о критериях отнесения проектной документации к типовой проектной документации, а также к модифицированной типовой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Министерства регионального развития от 9.07.07 № 62): - положительное заключение государственной экспертизы в отношении применяемой типовой проектной документации, выданное любому лицу не ранее 7 (семи) лет до дня принятия решения о повторном применении проектной документации; - заключение органа государственного строительного надзора (если такой надзор осуществлялся в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) о соответствии объекта капитального строительства, построенного на основании применяемой типовой проектной документации, требованиям такой проектной документации, иным нормативным правовым актам; - документ, подтверждающий соответствие указанных в типовой проектной документации климатических, гидрогеологических и иных условий, в которых она может применяться, условиям, в которых она подлежит применению повторно, подписанный осуществляющим подготовку типовой проектной документации лицом; - наличие документа, подтверждающего право застройщика (заказчика) на использование типовой проектной документации, если исключительное право на данную типовую проектную документацию принадлежит иному лицу (договор об отчуждении исключительного права, лицензионный договор, сублицензионный договор и т.п.). Критериями отнесения проектной документации к модифицированной типовой проектной документации, не затрагивающей характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства, являются: - наличие критериев отнесения проектной документации к типовой проектной документации, указанных выше; - заключение, подтверждающее, что произведенная модификация типовой проектной документации не затрагивает конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объекта капитального строительства, подписанное лицом, осуществляющим подготовку типовой проектной документации. При отнесении проектной документации к типовой проектной документации или к модифицированной типовой проектной документации, не затрагивающей характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства, необходимо наличие совокупности критериев, указанных в Положении, утвержденном Минрегионом РФ. Если все критерии для отнесения проектной документации к типовой проектной документации или к ее модификации имеются, то на экспертизу должны быть представлены результаты инженерных изысканий, проектные решения по фундаментам, генеральному плану и инженерному обеспечению, как это указано в п. 15 «Положения об организации и проведении экспертизы проектной документации», иначе говоря «привязка» типового проекта. Экспертиза может быть проведена и в отношении объектов, которые со гласно ГрК РФ обязательной государственной экспертизе не подлежат, по просьбе заинтересованной в этом стороны. Как правило, это объекты бюджетного финансирования и по просьбе государственного инвестора мы проводим экспертизу проектно-сметной документации для подтверждения экономической целесообразности принятых проектом решений и соответствия сметной документации действующим нормам и правилам в области ценообразования.

Состав проектной документации, представляемой на экспертизу

Состав документов, которые представляются на экспертизу, утвержден в постановлении Правительства РФ «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» (№ 145 от 5 марта 2007 года). С учетом изменений этого документа, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.07 № 970, застройщику необходимо предъявить заявление о проведении государственной экспертизы, проектную документацию, копии заданий на проектирование и инженерные изыскания, результаты инженерных изысканий. Состав разделов проектной документации указан в п. 12 статьи 48 ГрК РФ. В настоящий момент сложилась такая ситуация, когда Правительством РФ еще не утверждены новые требования к составу и содержанию проектной документации. До выхода соответствующего решения Правительства РФ следует руководствоваться ГрК РФ и указаниями СНиП 11-01-95 в части, не противоречащей кодексу. В декабре 2007 г. внесены поправки в закон « О введении в действие Градостроительного Кодекса». Согласно новым изменением отложено до 1.01.2010 г. введение части 4 статьи 9, части 6 статьи 45, части 3 статьи 52, относящихся к полному переходу к работе только при наличии утвержденных в установленном порядке документов территориального планирования, правил землепользования и застройки. Таким образом, до 2010 г. может иметь место для территорий, на которые не утверждены в установленном порядке документы территориального планирования, правила землепользования и застройки, ранее действовавший порядок, при котором застройщик получал не градостроительный план земельного участка, а АПЗ и выполнял градостроительную проработку, или градостроительное обоснование, или проект планировки, исходя из конкретной ситуации по требованию органов архитектуры. В связи с этим и требования экспертизы к составу исходно-разрешительной документации сохраняются в прежнем виде. А требовать в обязательном порядке Градостроительный план земельного участка мы не будем до 2010 года. Следует отметить, что рабочая документация экспертизе не подлежит, хотя при проверке проекта органы экспертизы могут запросить все, что связано с оценкой конструктивной надежностью, эксплуатационной безопасностью объекта. Таким образом, экспертиза имеет право затребовать, а застройщик и проектная организация обязаны представить по этому требованию и рабочую документацию, и результаты расчетов конструктивных элементов и др. материалы.

Стоимость экспертизы

Методика определения стоимости экспертизы указана в постановлении Правительства РФ «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» (№ 145 от 5 марта 2007 года). Особый порядок определения стоимости работ по экспертизе установлен для результатов инженерных изысканий и проектов жилых домов. Для этих объектов стоимость экспертизы не зависит от того, сколько заказчик-застройщик заплатил проектной организации за проектирование и изыскания, потому что базируется на двух параметрах жилого здания: площади застройки и общей площади. По всем объектам, кроме жилых, стоимость устанавливается в процентном отношении от стоимости проектно-изыскательских работ и инженерных изысканий. Максимально - 33,75% (ранее было 20%). Для определения стоимости экспертизы этих объектов необходимо знать стоимость проектно-изыскательских работ, поэтому застройщику следует предоставить в экспертный орган сметы, составленные проектной и изыскательской организациями. Для разработки этих смет должны быть использованы Справочники базовой стоимости проектных и изыскательских работ для строительства, рекомендованные к применению Росстроем (ранее Госстроем). На основании этих данных определяется стоимость экспертизы. Чем выше стоимость проектно-изыскательских работ, тем ниже процент за экспертизу. В случае с типовым проектом оплате подлежит экспертиза результатов инженерных изысканий и изменяемой части проекта, что по привычке мы еще называем «привязкой» типового проекта.

Сроки экспертизы

Срок проведения государственной экспертизы не должен превышать трех месяцев. Кроме этого, в течение не более 45 дней проводится государственная экспертиза: а) результатов инженерных изысканий, которые направлены на государственную экспертизу до направления на эту экспертизу проектной документации; б) проектной документации или проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении жилых объектов капитального строительства, не относящихся к уникальным объектам; в) проектной документации или проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении объектов капитального строительства, строительство, реконструкция и (или) капитальный ремонт которых будут осуществляться в особых экономических зонах.

Часто задаваемые вопросы

Проводится ли экспертиза проекта планировки и проекта межевания? Требований об обязательной экспертизе этих документов в ГрК РФ нет. Однако, что касается проектов планировки, то Администрации городов и районов, на которые возложены полномочия по утверждению этих документов, имеют право привлечь экспертизу для проведения их всестороннего анализа, т.к. на этом этапе решаются принципиальные вопросы социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры. Уже сейчас вызывает обеспокоенность откровенно коммерческий поход к застройке новых кварталов и микрорайонов, уплотнению существующей сложившейся застройки, размещение массивов многоэтажных жилых домов в сельской местности. Инвестор ставит перед собой задачу получить как можно больше квадратных метров жилья на продажу. Его не волнует вовсе, а как будет обеспечена надежное функционирование инженерной инфраструктуры, справится ли с возросшими транспортными потоками дорожная сеть, куда будущие жители поведут своих детей в школу или в детский сад, где им окажут медицинскую помощь. Экспертиза в данной ситуации могла бы выступить на защиту интересов граждан, но представление документации на экспертизу на этом этапе практически прекратилось за редким исключением. Стоит напомнить, что, если утверждение произведено без экспертизы, то вся полнота ответственности за возможные негативные последствия ложится на орган, утвердивший документацию градостроительного планирования. Для проектов планировки - это муниципальные власти. Мы приветствуем те Администрации, которые, проявляя разумную осторожность, направляют проекты планировки на экспертизу.Каким должен быть проект планировки, чтобы он прошел «безболезненное» согласование в Вашем Учреждении? ГУ МО «Мособлгосэкспертиза» рекомендует реководствоваться СНиП 11-04-03 «Инструкция о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации». Проект планировки по составу и содержанию должен быть ближе к ранее Действующему понятию «проект застройки» (в новом ГрК РФ этого понятия нет), т.к. только в этом случае этот документ может стать полноценной основой для дальнейшей разработки проектов строительства. В пояснительной записке следует приводить обоснования архитектурно-планировочного и объемно-пространственного решений застройки, очередности строительства, типов и видов жилых и общественных зданий и их конструктивных решений, системы инженерного обустройства и озеленения территории, размещения зданий и помещений учреждений социального и культурно-бытового обслуживания населения, приводятся технико-экономические показатели проекта застройки. В пояснительной записке даются также предложения по диспетчеризации инженерных систем, санитарной и технической эксплуатации жилых и общественных зданий, других элементов застройки и внешнего благоустройства территории. Графические материалы разрабатываются в масштабе 1:500 или 1:1000 в составе: генерального плана застройки, плана благоустройства и озеленения, схемы организации рельефа, плана земляных масс, схем инженерной инфраструктуры. Такой проект планировки можно представить нам на экспертизу, мы его рассмотрим. Нужно отметить, что Администрация муниципального образования имеет право принять решение об утверждении проекта планировки далее в том случае, если результатом экспертизы будет отрицательное заключение, т.е. окончательное решение принимается местными властями.На сегодняшний день проект планировки рассматривает Главархитектура и выдает документ, достаточно ли его? Это согласование, а не экспертиза.Дайте определение вспомогательным сооружениям, по которым не требуется проведение экспертизы? Какова практика, сложившаяся в Вашем Учреждении, относительно объектов вспомогательного использования? Мы не имеем право устанавливать эти критерии. Они устанавливаются только на федеральном уровне. Не надо отделять от основного, например, жилого объекта объекты инженерной инфраструктуры (ТП, ЦТП, ВНС, КНС). Да, для жилого дома это вспомогательные объекты, но дать оценку качеству проекта жилого дома невозможно без рассмотрения решений по этим вспомогательным объектам. От них зависит, будет ли в каждой квартире вода, тепло, свет, смогут ли пожарные потушить пожар, если, не дай Бог, он случится. Заказчик должен представить на экспертизу проект комплексно. Порой по объектам вспомогательного назначения вопросов больше, чем по основному. По мнению государственной экспертизы Московской области необходимо проводить экспертизу объекта вместе с инженерной инфраструктурой.Каким нужно руководствоваться СНиПом сейчас, по отношению к тем проектам, которые были спроектированы по старым СНиПам и в договоре именно они указаны? Госстрой по этому поводу рекомендовал пользоваться более новыми документами. Проектная документация может получить положительное заключение экспертизы, если полностью соответствует действующим нормам на момент проведения экспертизы. Подлежит ли рабочая документация экспертизе? Рабочая документация должна разрабатываться в соответствии с проектом, получившим положительное заключение экспертизы. Рабочая документация экспертизе не подлежит. Тем не менее, при рассмотрении проекта экспертиза может у вас запросить все, что связано с конструктивной надежностью, эксплуатационной безопасностью, тогда вы обязаны предоставить затребованное. Какие документы и в каком объеме сейчас требуются для экологической экспертизы? Сейчас не существует как таковой экологической экспертизы проектной документации. Напоминаю, что в настоящее время существует единая государственная экспертиза, действующая с 1 января 2007 года. Проведение любых других экспертиз с этого времени запрещено. В составе нашего Учреждения создан отдел, который занимается проверкой проектной документации на соответствие экологическим требованиям. Обращаю ваше внимание на то, что заказчик не сдает отдельно документацию на экологическую экспертизу. ГУ МО «Мособлгосэкспертиза» должно провести всестороннюю экспертизу вашего проекта максимум за 90 дней, а по жилым домам за 45 дней. Можно ли градостроительный план чем-то заменить? Конечно же, мы из-за его отсутствия работу не прекращаем. При этом, вам необходимо предоставить нам полный комплект исходно-разрешительной документации. Кроме того, в Федеральный закон « О введении в действие Градостроительного Кодекса» внесены изменения (от 4.12.07 № 324-Ф3), согласно которым переходный период, связанный с объективными трудностями по разработке документов территориального планирования, правил планировки и застройки, продлен до 2010 г.Каковы критерии оценки проектной документации и результатов инженерных изысканий при экспертизе? Предметом государственной экспертизы проектной документации является оценка ее соответствия требованиям технических регламентов. Но нет у нас еще этих самых регламентов. Ждать их появления не надо, а надо руководствоваться при проектировании теми нормативами, которые действуют сегодня. Строительные, санитарные, экологические, противопожарные и др. нормы и правила, ранее разработанные и действовавшие в области строительства, сконцентрировали в себе богатейший опыт и знания в области проектирования. Обязательный характер остается за этими документами в той части требований, которые соответствуют целям Закона «О техническом регулировании»: защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Соблюдение этих норм будет, как и прежде, контролироваться и при проведении экспертизы проектной документации, и в ходе строительства, и при вводе объектов в эксплуатацию.Конечно, информация, приведенная в данной статье, не может ответить на все вопросы, которые возникают у заказчиков-застройщиков при подготовке материалов для представления в экспертизу и при проведении экспертизы. Предлагаю всем, кто ознакомился с этой статьей, принять участие в обсуждении проблем государственной экспертизы, высказать свои замечания и предложения, задать вопросы.

Информационный вестник «Мособлэкспертиза». Выпуск № 1 (20), январь-март 2008 г.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...