Неделя информации в детской библиотеке. День информации в детской библиотеке N1 им. А.С. Пушкина посвятили лесу. День информации "удивительный дар - слово"

«Сайт библиотеки» - http://www.detionline.ru/lying.htm. МУК «Объединение муниципальных библиотек» Центральная детская библиотека». http://www.etika.ru/articles/3. Появились и интернет - хамы, которые мешают вам общаться друг с другом. http://www. content-filtering.ru/children/highschool. http://www.saferinternet.ru/. На портале «Тырнет – детский Интернет» опубликован универсальный список «белых сайтов».

«Школьная библиотека» - Духовно-нравственное воспитание школьников в современной библиотечной среде. Работа с одаренными детьми. Разработка и апробация методики поиска нужной информации читателям. Содействие развитию интереса к чтению через участие в конкурсах и фестивалях. Духовно - нравственное и гражданско - патриотическое воспитание школьников в библиотечной среде.

«Сайты - библиотеки» - Я, Хобо: Времена Смерти (Фантастика) В.Ершов. Сергей Александрович Есенин esenin.niv.ru. Электронные библиотеки. «Ты выдумал меня…» Анна Ахматова. Рассказы ездового пса (Мемуары) Б.Аль-Атоми. Loitering (Проза) О.Покровская. Театр - драма "Энума Элиш". Оружие Возмездия (Не фантастика) Г.Бобров.

«День библиотек» - Для вас основа всех основ - Чтоб свет души не гас. Больше вам любознательных читателей, интересных книг и бескорыстной преданности делу. Республиканская юношеская библиотека Татарстана. Желаем творческих успехов, вдохновения, оптимизма. Первая рукописная газета на Руси - "Куранты". Справочно-библиографический аппарат библиотеки состоит из традиционных и электронных каталогов и картотек.

«Библиотека книг» - Как называется самая крупная библиотека в России? О книге и библиотеке. И.А. Крылова. В каком веке появились первые библиотеки? Библиотека британского музея в Лондоне. Возглавляли библиотеку крупнейшие учёные: Эратосфен, Зенодот, Аристарх и др. Библиотека. Попасть туда может любой, кому нужно работать с уникальными фондами.

ДЕНЬ ИНФОРМАЦИИ
(компас в мире новинок)

В интерьере сегодняшнего времени портрет современника проще представить за монитором компьютера, с ноутбуком, чем с книгой в руках.
XXI век - век информационных технологий, и с этим не поспоришь. И всё же мнение, что ограничить своё познание окружающего мира можно только телевизором и ИНТЕРНЕТОМ, считается опасным заблуждением.
Есть такая миссия хорошей литературы - сближать людей, объединять поколения. Отцы и матери, дедушки, бабушки и внуки, дети и учителя, читающие одни и те же книги, начинают лучше понимать друг друга.
Ещё Н. А. Рубакин писал, что «библиотека - это не место для пассивной выдачи книг читателю, как отпускают товар в лавке; это оружие и оружие острое, это искры, которые зажигают человека интересом к науке, знанию, борьбе».

Каким бы высокообразованным не был человек, перед ним всё же стоят задачи воспитания совести, человечности, добра, вне которых всестороннее развитие и активная жизнь невозможны. Любой из нас нуждается и в советчике, и в друге, и в собеседнике. Все эти роли нередко способны выполнить хорошая, умная книга. Помочь каждому подобрать именно такую литературу и должен библиотекарь.
Наша библиотека проводит традиционные дни информации для всех категорий читателей. В течение дня можно будет познакомиться с книжными новинками по различным тематикам, прослушать подробный обзор новых поступлений.
Сегодня библиотеки остаются самыми доступными для населения очагами культуры. Мы замечаем, что количество активных, постоянных читателей снижается. Запросы читателей чаще связаны с удовлетворением сиюминутных или развлекательных нужд. У детей и подростков преобладают учебные и познавательные мотивы. Особое внимание уделяется категории читателей пожилого возраста. Их интересует серия «здоровье », «Женские романы», детективы, «Это интересно», «Жизнь замечательных людей и т.д.

26 октября в МУК «МЦБ » был проведён день информации. Вниманию читателей были представлены новинки художественной, научно-познавательной, справочной литературы. Особое внимание было уделено серии книг по медицине, технике, сельскому хозяйству. Студентам предложены учебники по экономике, бухгалтерскому учёту, праву. Огромный интерес вызвали новые авторы: Коэльо, Вишневский, Шилова, Н. Перумов, Ф. Пулман, С. Лукьяненко. Фантастическая серия «S .T.A.L.K.E.R», а также авторы, такие как Р. Глушков, В. Шалыгин, В. Орехов, А. Степанов, привлекли внимание молодёжи. Любительницы женских романов также остались довольны.
На обзор новых поступлений был приглашён 10 «А » кл. Чалтырской СШ № 1 (кл . рук. Чибичян Г. Г.). Со вступительным словом о роли библиотек в современном мире, о значении книги в жизни человека перед уч-ся выступила библиотекарь читального зала Шакирова А. В.. Далее она провела обзор новых поступлений серии энциклопедий «Аванта »: «Великие люди мира», «Культуры мира», «Языки мира», «Биология », «Искусство », «Великие полководцы», «Автомобили мира». Учащимся была раскрыта ценность данных изданий, их информационно-энциклопедический материал, который поможет им в учебном процессе. Особый интерес у ребят вызвала серия книг о цивилизациях: «Византийская цивилизация», «Японская цивилизация», «Цивилизация Древнего Рима» и др..
Серия книг «Загадки древних цивилизаций»: Д. Лэнг «Армяне », «Грузины », Э. Паркер «Татары », Т. Сулимирский «Сарматы », были особенно отмечены. Учащихся привлекло оформление и содержание книг, актуальность изучения народов Кавказа в современном мире.
Библиотекарь Арзуманян М. С. провела обзор новых поступлений по серии «Узнай мир», включающая книги Г. А. Крылова «Автомобили », «Великие открытия и изобретения», Черненко Г. Т. «Мотоциклы », Махлина М. Д. «Насекомые », Шпаковский В. О. «Индейцы » и др. Данная серия книг привлекла внимание учащихся своим ярким оформлением, краткостью изложения познавательного материала.

Наша культура является неотъемлемой и составной частью общемирового культурного наследия в высших его проявлениях. Мы побеждали в самых крупных мировых сражениях, первыми покорили космос, завоевали все возможные спортивные титулы и т.д. Обо всём этом расскажут книги серии «Имя Россия» - из самого масштабного проекта года на Российском телевидении: «Александр II», «А . С. Пушкин», «А . В. Суворов» и др. Кто главный герой отечества? Правитель? Мученик? Поэт? Воин? Мыслитель? Страна сделала исторический выбор, а книги расскажут нам о наших величайших соотечественниках за всю историю страны.
В помощь профессиональному образованию были предложены следующие книги: Барановский К. А. «Официант - бармен», «Облицовщик - плиточник», «Столяр - плотник» и др.
Обзор был завершён предложенной литературой серии «Мир фантастики». Фантастика - это увлекательное чтение, это книги, в которых наука присутствует постольку, поскольку…
Наши новинки очень заинтересовали слушателей и посетителей. Такие авторы, как О. Волоцкая «Войти в тень», А. Гравацкий «Мама », Д. Казаков «Вторжение Химеры» и др. особенно читаемы сегодня.
Ко дню информации был подготовлен бюллетень новых поступлений, выпущены буклеты «Край родной», «Мир фантастики», «Как сохранить здоровье», включающие библиографические списоки новинок.
Далее уч-ся самостоятельно ознакомились с новой литературой. Многие из них взяли на дом понравившиеся книги. В течение всего дня все читатели могли свободно познакомиться с новинками и выбрать книгу по душе.
«Книги - это корабли мысли», — сказал древний философ. И мы надеемся, что этот корабль никогда не зайдёт в гавань тишины и уныния, а будет бережно нести свой драгоценный груз от поколения к поколению.

День Информации в школьной библиотеке

День информации – комплексное мероприятие в системе информационной и справочно-библиографической работы.

Цели ДИ:

· представить читателям литературу определенной темы;

· познакомить с литературой, поступившей в библиотеку за определенный период.

Хорошо, если Дни информации проводятся систематически (например, 1 раз в 1-2 месяца). Во время ДИ библиотекарь проводит более полное ознакомление различных категорий читателей с новыми поступлениями литературы или документации. Причем, группы слушателей могут быть небольшими (например, учителя-предметники, классные руководители, воспитатели, администраторы школы и т.д.). Продолжительность ДИ может колебаться от 1 до 3-х дней.

Как правило, ДИ включает в себя :

· выставки и подборки литературы, поступившей в библиотеку за определенный период;

· выставки справочных и библиографических изданий, а также библиографических пособий малых форм;

· библиографические обзоры;

· беседы;

· консультации специалистов.

Сценарий Дня информации для учащихся может включать и чтение отдельных рассказов или стихов из книг, представленных на выставке, небольшую викторину, составленную из вопросов, ответить на которые помогут экспонируемые книги. На ДИ можно приглашать учителей-предметников, которые помогут библиотекарю рассказать о литературе по определенной теме, оценить ее достоинства, определить, на каких книгах нужно сосредоточить внимание читателей-школьников. Такая совместная работа библиотекаря и педагогов способствует коллективному анализу текущей литературы, установлению взаимосвязей в работе педагогического коллектива и библиотеки.

Дни информации для учителей желательно планировать и проводить с учетом пожеланий администрации школы. При проведении тематического Дня информации необходимо как можно более полно раскрыть тему не только с помощью литературы и материалов из периодических изданий школьной библиотеки, но также использовать возможности книжных фондов библиотек поселка, центра развития образования, Интернета.

О Дне информации оповещают заблаговременно: в объявлениях, афишах или пригласительных билетах. Важно помнить, что чем активнее будет реклама вашего мероприятия, тем больше участников соберет День информации.

Примерные программы

Дней информации для учителей

Сентябрь

  • Выставка-просмотр новых учебников
  • Обзор «Новые учебники и учебные пособия, поступившие в библиотеку к учебному году»
  • Консультация зам.директора по учебной работе «Новые учебные программы. Особенности работы по новым учебным программам»
  • Информация «Порядок возмещения ущерба при утрате учебной книги»
  • Выставка-просмотр новой литературы
  • Обзор литературы, представленной на выставке
  • Лекция «Справочно-библиографический аппарат библиотеки» (консультация)
  • Репертуар периодики, выписанной на 2 полугодие (информация)
  • Выставка-просмотр литературы в помощь предпрофильной подготовке и профильному обучению
  • Обзор экспонируемой литературы
  • Консультация зам.директора по методической работе «Как составить программу элективного курса»
  • Информация «Учебники для профильных классов в федеральном перечне»
  • Выставка-просмотр новой литературы (или по теме)
  • Обзор литературы
  • Консультация «Организация личной педагогической картотеки»
  • Практическое занятие «Библиографическое описание статьи из книги или периодического издания»
  • Выставка-просмотр методической литературы для учителей начальных классов
  • Лекция «Как воспитывать у детей культуру чтения»
  • Обзор «Репертуар литературы для самообразования младших школьников»
  • Информация «Анализ чтения учащихся начальных классов»

Примерные программы

Дней информации для учащихся

«Я – Югорская земля»

Примерная программа

Афиша :

Земля моя!

Какая у тебя песня?

Тайга моя!

Какая у тебя сказка?

Песня моя – нефть,

Сказка моя – газ,

Загадка моя –

Это я сама, -

Ответила тайга

Ю.Шесталов

Дорогие ребята!

15 октября 2005 года приглашаем вас на День информации «Я – Югорская земля». В этот день вы познакомитесь с неизвестными страницами истории нашего края, узнаете, чем он богат, примите участие в занимательной викторине.

День информации проводится в библиотеке, начало в 13 часов.

Программа:

  1. «Край родной, земля Югорская» (книжная выставка)
  2. «Горжусь твоей большой судьбой, Югорская земля!» (встреча с ветераном труда...)
  3. «Мощь обновленного края» (обзор литературы)
  • «Путь к большой нефти»
  • «Голубое озеро Сибири»
  • «Большое искусство малого народа»
  • «Знаешь ли ты историю нашего края» (викторина).
  • «Встреча с профессией»

    Примерная программа

    Дня информации для учащихся 7-8 классов

    Афиша :

    Дорогой читатель!

    День информации «Встреча с профессией».

    Мы познакомим Вас с людьми четырех разных профессий,

    расскажем о литературе, которая поможет Вам сделать свой выбор.

    Выбор будущего профиля обучения – дело серьезное.

    Добро пожаловать!

    Программа:

    1. Нелегкий выбор (вступительное слово библиотекаря).

    2. Анализ анкет «Кем быть?»

    3. Встреча с профессией «Работа у нас такая»:

    Воспитатель детского сада

    Инженер-строитель

    Парикмахер

    4. Обзор литературы «Горизонты призвания»

    «Им доверяют люди»

    Примерная программа

    Дня информации для учащихся 7-8 классов


    Афиша :

    Дорогие ребята!

    Школьная библиотека проводит для Вас

    День информации «Им доверяют люди».

    В этот день вы встретитесь с Ивановым И.И, который возвращает утерянное здоровье вам и вашим родителям, оказывает медицинскую помощь при несчастных случаях.

    Вы сможете узнать много нового

    о профессии медицинского работника.

    Добро пожаловать!

    Программа:

    1. «Все трудом ставится, все трудом славится» (литературная композиция).
    2. «Горжусь профессией своей» (беседа с врачом И.И. Ивановым).
    3. «Как оказать скорую помощь» (практическое занятие).
    4. «Что читает сельский доктор» (обзор книг)

    Совет: для проведения практического занятия можно пригласить студента медицинского училища, выпускника школы. Обзор литературы желательно провести, используя фонды библиотек школы и поселка, а также личной библиотеки врача.

    «Спорт – это целый мир»

    Примерная программа

    Дня информации для учащихся 7-8 классов


    Афиша :

    Дорогие ребята!

    День информации «Спорт – это целый мир».

    Вы узнаете о новых именах и рекордах в спорте,

    встретитесь со спортсменами, прославившими наш поселок в Нижневартовском районе и Югре,

    сможете выбрать интересующую вас книгу.

    Добро пожаловать!

    Программа:

    4. «Союзник подвига – спорт» (книжная выставка и обзор литературы).

    5. «Спорт – это целый мир» (беседа с тренером поселковой волейбольной команды».

    3. «Если хочешь быть здоров…» (беседа врачом или родителем, который вместе со своими детьми активно занимается спортом)

    4. «Мой любимый вид спорта» - анкетирование участников.

    Совет: этот ДИ желательно проводить либо в декаду спорта, либо в начале учебного года, совместив его с записью в спортивные секции и кружки)

    «Гражданин начинается в семье»

    для родителей 1-4 классов


    Афиша

    Уважаемые родители!

    Школьная библиотека приглашает Вас на

    День информации «Гражданин начинается в семье». В этот день Вы узнаете о том, какие книги ваши дети могут прочитать в нашей библиотеке, познакомитесь с литературой, предназначенной для Вас, узнаете много интересного о ваших детях – наших читателях.

    Добро пожаловать!

    Программа

    1. «Для Вас, родители» (обзор литературы).

    2. «Традиции семейного чтения» (лекция).

    3. «Лучшие книги – детям» (обзор книжной выставки).

    4. «Почитай мне, мама» (анализ детских анкет).

    5. «Наши лучшие читатели» (презентация).

    «Всей семьей в библиотеку»»

    Примерная программа Дня информации

    для родителей 5-9 классов


    Афиша

    Уважаемые родители!

    Школьная библиотека приглашает Вас на

    День информации для родителей «Всей семьей в библиотеку».

    Добро пожаловать!

    Программа

    1. «Что мы читаем» (анализ чтения).

    2. «Человек читающий – человек разумный» (беседа специалиста).

    3. «Мой любимый литературный герой» (конкурс рисунков).

    4. «Что читают наши дети» (итоги анкетирования родителей).

    5. «Гималаи книг» (открытый просмотр литературы).

    Совет: этот ДИ можно провести в рамках классного родительского собрания. Предварительно уместно провести анкетирование родителей.

    1. Знаете ли Вы детскую литературу?
    2. В какой библиотеке записан Ваш ребенок?
    3. Есть ли у Вас домашняя библиотека? Какая в ней литература?
    4. Знаете ли Вы, что сейчас читает Ваш ребенок?
    5. Беседуете ли Вы о прочитанном с Вашим ребенком?
    6. Как Вы думаете, должен ли родитель руководить чтением своего ребенка?
    7. Часто ли видит Ваш ребенок, как Вы читаете?
    8. Влияет ли Ваша профессиональная деятельность на рекомендацию книг Вашему ребенку?
    9. Какую бы книгу, любимую Вами в детстве, Вы бы порекомендовали прочитать Вашему ребенку?
    10. Посоветуйте, что еще может сделать школьная библиотека, чтобы Ваш ребенок стал активным читателем?

    «Твой друг – фантастика»

    Примерная программа Дня информации


    Афиша

    Дорогой читатель!

    Если ты любишь фэнтези, школьная библиотека приглашает тебя на

    День информации «Твой друг - фантастика».

    Твоему вниманию будет представлена литература на эту тему не только из фондов нашей библиотеки, но и из личных библиотек твоих друзей и учителей.

    Добро пожаловать!

    Программа

    1. «Сказочный мир фэнтези» (книжная выставка».
    2. «Я рекомендую» (презентации книг из личных библиотек).
    3. «Фантастика – это целый мир» (беседа).
    4. «Фантазии и не только…» (открытый просмотр литературы).

    «К нам новая книга пришла»

    Примерная программа Дня информации


    Афиша

    Дорогой читатель!

    10 марта в 13 часов мы приглашаем тебя на встречу с новыми книгами. Ты сможешь познакомиться с новыми литературными героями и выбрать интересующую тебя литературу. Желаем приятных встреч!

    Программа

    1. «Новинка сезона» (книжная выставка).
    2. «Новые книги – новые друзья» (обзор литературы).
    3. «Рекомендую прочитать» (советы друга).
    4. «Новые книги – новые открытия» (открытый просмотр).

    Уважаемые коллеги! Желаю вам успеха и творческих находок в организации и проведении Дней информации!

    Методист Мокрицкая С.Н.

    19 марта в детской библиотеке-филиале №1 им. А.С. Пушкина провели день информации «Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем» .

    План дня информации:

    1. Библиотечный квилт «Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?»
    2. Книжная выставка-вернисаж «Чарующая музыка лесов»
    3. Беседа у книжной выставки « Путешествие в леса и лесные чудеса»
    4. Игра-загадка « На лесных тропинках»

    В течение всего дня все посетители библиотеки знакомились с литературой о лесе и репродукциями картин известных художников, представленных на книжной выставке-вернисаже «Чарующая музыка лесов». Во время проведения беседы у книжной выставки «Путешествие в леса и лесные чудеса» дети узнали о том, что лесной массив занимает 31% от всей поверхности планеты, зав. библиотекой Л.Ю. Потанина рассказывала о значении леса в жизни человека. Разговор шел и о том, почему мы должны беречь и сохранять лес, о правилах поведения в лесу.


    Игра-загадка «На лесных тропинках»
    проходила в виде нескольких туров. На нее были приглашены учащиеся 4 класса НОУ Православная гимназия «Свт. Тихона Задонского». Ее с ребятами провели библиотекари Таравкова Е.И. и Королева Е.С.

    Первый тур проводился возле книжной выставки «Цветочные сказки». Викторина «Сказочный цветок» предлагала детям вопросы (на лепестках сказочных цветов) по сказкам о цветах. Например, «В какой сказке лепестки удивительного цветка помогали девочке исполнить все желания?» («Цветик-семицветик» В.Катаева)

    Вторым туром была игра «Птичьи трели» . Детям предлагалось отгадать загадки о птицах, которые были размещены на бумажных птичках. Например, «Вместе с этой черной птицей к нам весна в окно стучится. Зимнюю одежду прячь! Кто по пашне скачет?» (Грач).


    «Загадки из лукошка»
    – третий тур игры. Вопросы были написаны на изображениях животных, листочках деревьев, грибах. Каждый ребенок, выбирая определенную картинку, понимал о чем пойдет речь в загадке. Вопросы с грибочков были составлены о грибах, вопросы с листочков – о растениях, с картинок животных – о животных леса. Например, «А вот кто-то важный на беленькой ножке. Он с красною шляпкой, на шляпке горошки» (Мухомор); «Из берлоги слышен храп – спит хозяин, косолап. Всю округу замело, но ему во сне тепло» (Медведь).

    Заключительным туром игры стал конкурс «Узнай по запаху». Детям предлагали баночки с травами, из которых нужно было выбрать лесные. В этом туре с удовольствием приняли участие и взрослые.

    В этот день библиотека была украшена в виде леса. Везде посетителей встречали листочки, шишки, желуди, бабочки, птицы и цветы. Это создавало определенный настрой. Звучали птичьи трели, звуки насекомых и просто приятная мелодия «Прогулка по лесу».

    Дети в конце мероприятия ответили на вопрос квилта «Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?» и прикрепили бумажные стикеры на плакат, который был размещен в холле библиотеки. Ответы детей были очень грамотными и серьезными. Каждый ребенок проникся чувством ответственности за сохранение лесного массива.

    Отвечая на вопрос квилта, ребята писали, что «нам нужен лес потому что его называют легкими нашей планеты», «мы бережем лес для того, чтобы дышать», «лес нас лечит, дает чистый воздух», «лес нужен для того, чтобы животные могли жить», «чтобы знать птичьи повадки», «потому что там приятный воздух и можно подышать свежим не городским воздухом», «…если его спилить, то не будет природы», «дает нам целебные травы», «природа дает нам вкусные и полезные травы, и если мы их будем портить, то никто не выживет», «лес очищает воздух, нас кормит и лечит», «лес дает нам бумагу. Из древесины делают дома, посуду, мебель», «в лесу можно отдохнуть от жары, суеты», «в лесу нельзя шуметь, устраивать пожары, разбрасывать мусор», «лес нам нужен для воздуха, для красоты, для отдыха от города, для познания живой и неживой природы», «чтобы мы могли гулять на чистом воздухе».

    Дополнительную информацию о лесе пользователи библиотеки могут почерпнуть из книг, которые были внесены в рекомендательный список литературы для детей «К природе можно прикоснуться только сердцем».

    СБО – это процесс обеспечения потребителей библиографической информацией.
    Библиографическое обслуживание, исходя из современного понимания термина, возникло в библиотеках сравнительно недавно, если иметь в виду их многовековую историю. В настоящее время оно стало важнейшим участком работы библиотек. От состояния библиографического обслуживания зависят многие показатели работы библиотеки, в том числе эффективность использования ее фондов.

    Одним из видов этого обслуживания является библиографическое информирование.

    Библиографическое информирование подразумевает как систематическое, так и эпизодическое обеспечение библиографической информацией читателей и пользователей в соответствии с их постоянно действующими (долговременными запросами).

    Цель этой работы – регулярное оповещение о выходе новых изданий, о полученных библиотекой новинках, а также об имеющейся в данной библиотеке литературе по тем темам и проблемам, которые интересуют читателей в течение длительного периода или постоянно.

    Библиографическое информирование подразделяется на три разновидности: индивидуальное, групповое и массовое информирование.

    Рассмотрим в первую очередь массовое библиографическое информирование .

    В ГОСТе 7.0-99 «Информационно- библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения» ему дано такое определение: «Массовое информирование – это информирование широкого круга потребителей информации по социально-значимым темам».

    Главная цель – содействие общему образованию и самообразованию пользователей, ведется по инициативе библиотеки самостоятельно или совместно с другими библиотеками и организациями – редакциями газет, журналов, радио, телевидения. Совместная работа заранее планируется. При массовом библиографическом информировании применяются различные формы информирования читателей о новой литературе, об интересных мероприятиях, подготавливаемых библиотекой. Такие формы должны быть, прежде всего, оперативными и доступными для всех читателей.

    К формам массового информирования относят:

    • Картотеки новинок;
    • Списки (бюллетени) новых поступлений;
    • Выставки новых книг, периодических и других изданий;
    • Выставки-просмотры новой литературы и дни новой книги;
    • Устные библиографические обзоры новинок;
    • Плакаты и закладки, посвященные новым книгам;
    • Дни информации и другие формы.

    В библиотеках организуются выставки и открытые просмотры новых поступлений, цель которых – ознакомить читателей с различными изданиями (книгами, журналами, электронными инф.изданиями), поступившими в библиотеку за определенный период времени. Необходимо также показывать на них издания, приобретенные ранее, но по каким-либо причинам не востребованные до сих пор читателями.

    Выставки – просмотры являются постоянными, но состав представленных на них материалов должен время от времени обновляться. Продолжительность их устанавливается библиотекарем с учетом регулярности поступления новинок и их количества. Следует учитывать, что в течение этого времени издания с выставки не выдаются, читатель, просмотрев и отобрав нужную для себя литературу, может заполнить и оставить у библиотекаря заявку на книгу. По этим заявкам, в дальнейшем, библиотекарь устанавливает очередность выдачи книги на дом и сможет выявить эффективность выставки-просмотра.

    Устные библиографические обзоры новинок применяются не только как самостоятельные формы ознакомления читателей с новыми поступлениями, но и как существенное дополнение к выставкам новинок. В обзоре дается подробная информация о наиболее интересных, по мнению библиотекаря, изданиях.

    Для информирования читателей о новых или заслуживающих внимания книгах непосредственно в помещениях фонда рекомендуется использовать закладки и плакаты типа «Новая книга», «Об этой книге спорят», а также специальные полочные разделители.

    День информации – это комплексная форма библиографического информирования, рассчитанная на разнородную по составу читательскую аудиторию. День информации может быть полностью посвящен новинкам, и в этом случае на нем экспонируются все полученные в течение определенного периода (1-2 месяца) издания по всем отраслям знания, в том числе информационные и библиографические, аудиовидеоматериалы, компакт-диски и прочие.

    В программу Дня информации включается:

    1. выставка просмотр новых поступлений,
    2. устный библиографический обзор (по разделам или отдельным темам выставки),
    3. беседы и консультации о том, как следить за новыми изданиями, сбор заявок от читателей.

    Дни информации могут быть тематическими. Например: «Зеленая аптека», «Терроризм, вчера, сегодня, завтра», «Что день грядущий нам готовит?». В ходе их проведения подбирается литература по теме, организуются выставки и открытые просмотры, проводятся тематические обзоры, приглашаются специалисты для консультаций, оформляются заказы на книги, журналы и др. издания. Дни информации проводятся регулярно, в определенное время, и посещать его могут все желающие. О месте и времени их проведения библиотека заранее извещает читателей и пользователей, а также заинтересованные организации и учреждения.

    Библиотеки участвуют в правовом просвещении не только своих читателей, но и всего населения региона (района, города, села), распространяя информацию о документах органов местного самоуправления законодательного и нормативного характера. В этих целях библиотеки собирают нормативные акты, постановления и распоряжения органов местной власти, организуют и систематизируют специализированные фонды, отражают их в каталогах и картотеках и БД (базах данных). Например: «Местное самоуправление», «Социальная информация региона». Библиотеки систематически распространяют информацию о местных бюджетах, налогах и муниципальной собственности; о статистических данных по экономике, развитии материально-технических ресурсов региона; о социально- культурных и образовательных программах; об экологическом состоянии окружающей среды и мерах по ее защите и т.д.

    Групповое библиографическое информирование – по ГОСТу это «информирование групп потребителей информации, объединенных по признаку сходства информационных потребностей».

    Главное требование к групповому библиографическому информированию – строгая дифференциация (группировка читателей по определенным признакам – демографическим, социально-профессиональным, возрастным и т.д.). в библиотеках выделяются приоритетные группы: например предприниматели, специалисты центра занятости, соц. защиты, специалисты предприятий, организаций и учреждений не имеющих своих библиотек, специалисты занимающиеся переквалификацией, а также небольшие по численности группы читателей – любителей природы, автолюбителей и т.д.

    Групповое библиографическое информирование может быть как постоянным, так и эпизодическим, а по содержанию – межотраслевым, тематическим, проблемно- тематическим. Оно осуществляется как в текущем, так и в ретроспективном режиме.

    Выявление и изучение информационных потребностей конкретных групп специалистов должно проводиться систематически, для чего применяется их анкетирование и собираются заявки, устанавливается порядок обеспечения заинтересованных лиц информацией (периодичность, дни недели, время, обратная связь и т.д.). например для учителей – предметников.

    Формы группового библиографического информирования могут быть разнообразными.

    • Отраслевые и тематические списки нови нок. Некоторые библиотеки могут на договорной основе подготовить отраслевые и тематические списки новинок, указатели новой литературы. Списки новинок по профилю предприятий и организаций рассылаются для информирования их сотрудников.
    • Тематические и комплексные выставки- просмотры (в помещении библиотеки и выездные). Тематические как правило ретроспективные, выездные могут организовываться по договоренности с руководителями предприятия или организации, заинтересованных в использовании информации. Заранее оговариваются сроки проведения, часы работы, место проведения и лица, ответственные за выставку. На таких выставках можно представить различные виды документов: книги, журналы, аудио и видео материалы, СД-ром, ксерокопии и неопубликованные материалы. Выставки – просмотры для конкретных групп читателей могут проводиться по актуальным вопросам политики, права, экономики, культуры, искусства в помощь профессиональной деятельности.
    • Информационные стенды типа «Библиотека информирует»
    • Тематические устные библиографические обзоры проводятся по темам представляющим интерес для конкретных групп потребителей информации во время выставок просмотров, а печатный текст затем можно распространять по запросам за умеренную плату.
    • Тематические папки-досье включают в себя как первичную информацию (копии статей) так и библиографическую информацию (списки новых книг и публикаций в периодических изданиях). Они должны регулярно пополняться новыми материалами и выдаются на определенный срок потребителям для ознакомления.
    • Дни специалиста проводятся по заранее разработанному плану. Его продолжительность может составлять от 1 до 3 дней, а специфика влияет на характер подготовки и проведения данного мероприятия. Главное здесь – это ознакомление определенной группы специалистов с современными информационными и библиотечно-библиографическими ресурсами, которые могут использоваться для выявления нужной литературы. Программа Дня специалиста (например, Дня учителя) предусматривает:
    1. краткое вступительное слово ответственного за его проведение
    2. лекцию ведущего специалиста (преподавателя вуза соответствующего профиля)
    3. обзоры специальной литературы
    4. обмен опытом по внедрению новейших достижений, например мультимедиа-технологий в образовательном процессе
    5. выставку – просмотр, на которой обязательно должны быть представлены текущие и ретроспективные информационные и библиографические издания, библиографические публикации в книгах и журналах и т. д.
    • Ярмарки информационных услуг, например, для безработных, пенсионеров, ветеранов, инвалидов, молодежи можно предоставить консультационную помощь при поиске работы путем предоставления им электронных баз данных «Биржа труда», сведений о курсах переквалификаций, дать консультацию или выполнить справку по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты или дать адреса организаций. Необходимо поддерживать сотрудничество с «Консультант плюс».

    Использование тех или иных форм зависит от специфики и возможностей библиотеки. Нужно уметь взаимодействовать, работать в тесном сотрудничестве с другими организациями, например со школами. Знакомиться с учителями, учебными программами, учебниками, запросами преподавателей и учащихся. Учитывая все для текущего комплектования, создания баз для библиографического информирования. Для учеников затем можно подготовить экспресс-информации, бюллетени новых поступлений, библиографические списки и указатели (в помощь образовательным программам)

    Индивидуальное информирование по ГОСТу – «информирование индивида в соответствии с его потребностями»

    В настоящее время приоритетным является библиографическое информирование руководителей органов местного самоуправления, предприятий и организаций, муниципальных служащих, специалистов сферы культуры и искусства, здравоохранения и образования, предпринимателей. Систематическое обеспечение их информацией осуществляется в строгом соответствии с постоянно действующими запросами – как правило, по узким, частным темам и проблемам. Во многих случаях подобные запросы вызваны конкретными служебными ситуациями и связаны с использованием краеведческой информации.

    Основные формы ИБИ

    • устные сообщения (лично или по телефону),
    • подготовка подборок или досье (для просмотра и отбора необходимых материалов во время посещения библиотеки),
    • передача информации по факсу (электронной почте)

    работа по ведению ИБИ трудоемкая, сложная, поэтому число абонентов может быть малым. И выявляются абоненты не при записи, а в течение определенного периода времени, работниками отдела обслуживания в ходе индивидуальных бесед, наблюдений или анкетирования. Анализируя полученные сведения, составляют картотеки ИБИ и постоянно действующих запросов в алфавитном порядке тем, и согласовываются сроки доведения информации до каждого абонента, а в те дни, когда ему передается информация, в картотеке делается об этом специальная запись. Устное оповещение хорошо тем, что можно установить непосредственный контакт с потребителем информации, и сделать выводы о полезности подобранного материала. Можно рассылать информацию на специальных бланках, информационных листках или карточках. На них находятся библиографическое описание, справочная аннотация и т.д. Карточки, накапливаясь, образуют личную тематическую картотеку для пользователя ИБИ.

    Информирование отличается от справки тем, что ведется систематически в соответствии с долговременно действующими запросами.
    Анкета абонента индивидуального библиографического информирования:
    1. Ф.И.О.
    2. Год рождения
    3. Образование
    4. Профессия
    5. Специальность
    6. Место работы, должность
    7. Адрес, телефон (домашний, рабочий)
    8. Название темы (тем), по которым требуется информирование
    9. Цель информирования (работа, учеба, интерес)
    10.Источники информации, просматриваемые самостоятельно
    11.Виды материалов, включаемых в информацию (книги, отдельные статьи и др.)
    12.Периодичность информации (ежеквартально, ежемесячно, по мере поступления документов).

    Все вышеуказанное относится и к абонентам коллективного информирования.
    Обратите особое внимание на заполнение карточек в «Картотеке индивидуального и коллективного информирования».
    Образец. Лицевая сторона

    Оборотная сторона
    18.02.2009 - информационный список «Новые поступления в библиотеку» 2009 г. № 2
    12.06.2009 - информационный список по периодике «Законы для человека» - 8 статей, взято 4
    29.06.2009 - обзор «Законы, которые нас защищают», состоящий из 9 документов, взято 5 документов
    Количество информации - сколько раз был проинформирован абонент. Форма информирования может быть различной - извещение, информационный список, бюллетень новых поступлений в … библиотеку, открытые просмотры, книжные выставки, обзор, устное сообщение и т.д.
    Просмотрено - сколько книг (статей) включено в информацию.
    Взято - сколько книг (статей из журнала или газет) взял читатель. Эта цифра должна подтверждаться записями в читательском формуляре.

    Как правильно учитывать вашу работу по информированию?
    Бюллетень новых поступлений - в него включено 50 названий, из них 10 книг - в разделе «Государство и право», но только 3 из них соответствуют теме информирования «Законодательство по социальной защите». Абонент ознакомился с «Бюллетенем» и попросил новый учебник по правоведению. Запись в карточке должна быть такой: кол-во информации – 1; просмотрено – 3; взято – 1.
    Хотя книга выбрана с помощью «Бюллетеня», но теме информирования она не соответствует.
    Информационный список - за единицу информации берется не № журнала или газеты, а статья или заголовок. Например: в список включено 2 книги, 5 статей из 1-го журнала, 2 статьи из 2-х газет - 9 названий. Абонент взял 1 журнал, 1 книгу, 1 газету из представленных в списке. В этом случае запись на лицевой стороне карточки будет такой: кол-во информации – 1; просмотрено – 9; взято – 7.
    На оборотной стороне карточки необходимо записать дату информирования и название (или №) информационного списка. Все сведения об источниках информирования абонентов должны быть отражены на оборотной стороне карточки и более подробно (с подробным списком литературы) в какой-нибудь отдельной тетради или папке, чтобы можно было легко проверить.

    К наиболее эффективным формам ИБИ относятся ИРИ и ДОР. Но не все библиотеки способны обеспечить работу на должном уровне, т. к. главные требования являются: осуществление инф. в автоматизированном режиме, максимальная полнота доводимой до абонента информации, краткое раскрытие содержания материал, наличие постоянно действующей обратной связи с абонентом.

    Дифференцированное информационное руководителей – различных уровней специально подготовленной информацией, в частности, электронно-библиографической, предназначенной для решении задач социального управления

    Избирательное распространение информации – систематическое обеспечение информацией о текущих поступлениях документов в соответствии с постоянно действующими запросами при обязательной обратной связи с последующей выдачей по требованию потребителя документов и копий и фактографической информации.

    Как и другие виды деятельности библиотек работа по БИ планируется в годовом и текущих планах библиографической службы, учитывается и анализируется. Для улучшения работы рекомендуется иметь в библиотеке справочный аппарат, в который могут входить картотека абонентов и сводная картотека или служебная база данных (орган. и ведение библиографом).

    Картотека абонентов состоит из разделов:

    • в алфавите фамилий – абоненты ИБИ
    • абоненты группового БИ (в алфавите названий предприятий и организаций, а внутри – по алфавиту фамилий абонентов)
    • темы ИБИ (по алфавиту)
    • темы группового БИ (по алфавиту)

    сводная картотека отражает данные об абонентах и темах постоянных запросов, в соответствии с которыми производится БИ всех абонентов. Она позволяет библиогр. службе контролировать и координировать работу с другими организациями и учреждениями, вести её более эффективно.

    Разделы:

    • абоненты (с выделением абонентов индивидуального, группового и коллективного информирования)
    • темы (по алфавиту тем постоянных запросов)

    Учет работы ведется в спец. тетради или журнале по принятой в конкр. библиотеке форме.

    Единица учета постоянно действующих запросов – сам запрос, тема.

    Ед. уч. сигнальных оповещений, направленных абонентам – оповещ. об 1 источнике информации.

    Ед. уч. по массовому БИ – мероприятие – выставка, обзор, ДИ, ДС. Учет проводится по количеству мероприятий, зарегистрированных в дневнике работы библиотеки. Там же отмечаются кол. выданных документов, число участников. Мероприятие, предусматривающее одновременное использование нескольких форм информирования учитывают как 1. Вся проделанная работа должна анализироваться.

    Литература.

    1. Зиновьева, Н. Б. Основы современной библиографии: учеб. пособие / Н. Б. Зиновьева. – М. : Либерея-Бибинформ, 2007. – 104 с.
    2. Коготков, Д. Я. Библиографическая деятельность библиотеки: организация, управление, технология: учебник / Д. Я. Коготков. – СПб. : Профессия, 2003. – 304 с.
    3. Моргенштерн, И. Г. Общее библиографоведение: учеб. пособие / И. Г. Моргенштерн. – СПб. : Профессия, 2005. – 208 с.
    4. Справочник библиографа / Науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Миникина. – СПб. : Профессия, 2005. – 529 с.
    Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

    Загрузка...