Лфк как средство реабилитации. Роль лечебной физической культуы в реабилитации больных с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. ЛФК после инсульта

Лечебная физическая культура (ЛФК) – научно–практическая медицинская дисциплина, освещающая теоретические основы, методы и принципы практического использования средств физической культуры с лечебной, оздоровительной и профилактической целью для реабилитации больных и инвалидов, предупреждение осложнений патологического процесса и возвращение их в общество и к общественно полезному труду.

Лечебное применение физических упражнений – лечебно-педагогический процесс, основанный на применении движений как одного из основных проявлений жизнедеятельности организма человека.

Объектом воздействия ЛФК является больной со всеми особенностями функционального состояния его организма. Этим определяется различие применяемых средств и методов в практике ЛФК.

ЛФК – естественно–биологический метод лечения , в основе которого – движение как форма существования всего живого. ЛФК, расширяя связь человека с окружающей средой, способствует повышению защитных сил организма, его работоспособности, восстановлению функций.

ЛФК – метод общего воздействия на весь организм. Систематическое выполнение физических упражнений способно влиять на реактивность организма, улучшать психологическое состояние больного и способствовать положительной динамике клинических проявлений заболевания.

ЛФК – метод неспецифической терапии. Физические упражнения вызывают в организме изменения со стороны большинства органов и систем, в том числе всех звеньев нервной системы, положительно влияя при этом и на патологический процесс.

ЛФК – метод патогенетической терапии. В случае применения в процедуре лечебной физкультуры средств общего воздействия на организм в общую ответную реакцию всего организма включаются и физиологические механизмы, участвующие в патогенетическом процессе. В случае применения специально подобранных физических упражнений можно избирательно воздействовать на функцию отдельных органов и систем, задействованных в патологическом процессе, способствуя ускорению выздоровления больного: улучшать вентиляцию легких и отхождение мокроты, предупреждать атрофию мышц и образование спаек, восстановить подвижность в суставах и функциональную способность мышц.

ЛФК – метод активной функциональной терапии. Регулярное использование специально подобранных дозированных физических нагрузок стимулирует, тренирует, повышает функциональные возможности как отдельных систем, так и всего организма, способствует совершенствованию морфологических структур. Использование ЛФК требует активного участия больного в процессе лечения.

ЛФК – метод поддерживающей терапии. Использование его в период ремиссии заболевания является высокоэффективным средством предупреждения рецидивов. Использование дозированной физической нагрузки у людей среднего и пожилого возраста – эффективное средство продления активного долголетия.

Одной из характерных особенностей ЛФК является процесс дозированной тренировки, в связи с чем различают общую и специальную тренировку.

Общая тренировка способствует оздоровлению, укреплению и развитию организма больного, она использует разнообразные виды общеукрепляющих и развивающих упражнений.

Специальная тренировка ставит целью развитие функций, нарушенных в связи с заболеванием или травмой. При этом используются виды физических упражнений, непосредственно воздействующие на область травмы или корригирующие функциональные расстройства (например, дыхательные упражнения при плевральных спайках).

Задачи лечебной физкультуры

1. Сохранение и поддержание больного организма в соответствующем функциональном состоянии.

2. Предупреждение осложнений, которые могут быть вызваны как основным заболеванием, так и вынужденной длительной гиподинамией.

3. Привлечение больного к активному участию в процессе выздоровления.

4. Стимуляция потенциальных возможностей больного в борьбе с заболеванием.

5. Ускорение ликвидации местных проявлений болезни.

6. Предупреждение негативного влияния факторов окружающей среды.

7. Более быстрое восстановление функциональной полноценности организма, с целью сокращения разницы между клиническим и функциональным выздоровлением.

8. Ускорение возвращения больного в общество, к общественно полезному труду.


  • поясняют или уточняют нарицательное существительное;
  • помогают автору уточнить, кого он подразумевает, раскрывает содержание определяемого слова-местоимения: А когда я уезжала к себе на квартиру, одинокую, холодную, они, мать и отец , стояли на лестничной площадке, и плакали, и махали, и повторяли мне вслед.


6. ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

  • выражают добавочное действие к основному;
  • помогают автору уточнить основное действие с помощью добавочного, выраженного деепричастным оборотом;
  • помогают автору выделить качество основного действия: Мне стало невообразимо жаль его, и я сказала, едва сдерживая слёзы.
  • помогают автору обозначить цель основного действия: Все толпились у окна, стараясь почувствовать тонкий сладковатый аромат , и интересовались, что за растение, почему оно цветёт.
  • причину основного действия: Да, несчастны, ибо не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно.
  • помогают автору конкретизировать время основного действия: И лишь повзрослев , понял что это задание дала маме её совесть.
  • помогают автору обозначить условие , вопреки которому совершается основное действие: Постепенно, сама того не желая , мама приучила соседей обращаться к ней не только по медицинским вопросам, но и с другими просьбами.
  • помогают автору сказать об условии основного действия: Но, внимательно всмотревшись , он понял: серое пятно в кустах - это олень Песчаных холмов.
  • помогают автору точнее сказать о том, как, каким образом совершается действие: Толик вглядывался в Тёмино осунувшееся лицо и всё думал: сумел бы он так, не на словах пожалеть , как это часто бывает, а на самом деле?
  • помогают автору сравнить одно с другим на основании общего для них признака: Он уже горел вовсю, словно факел.


7. ОБОСОБЛЕННЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ

  • несут значение исключения, то есть выполняют ограничительную функцию;
  • помогают автору внести в предложение значения включения или исключения: Он не видел ничего, кроме Таборки.


8. ОБОСОБЛЕННЫЕ УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  • помогают автору конкретизировать предшествующий член предложения: В соседнем доме, на первом этаже , болел парнишка...


9. ОБОСОБЛЕННЫЕ ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  • помогают автору обозначить одно и то же понятие другими словами : Как же могла она, мать и жена , не ходить в палаты после дежурства...
  • помогают автору внести дополнительные разъяснения или замечания: Рабочие лесопромхоза, их было человек десять , играли в карты, лениво переговаривались и курили.


10. СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

  • ССП с противительными союзами А, НО, ДА (=НО), ЗАТО, ОДНАКО помогают автору показать, что одно событие противопоставлено другому: После пятого урока у меня был кружок, но я не остался.
  • ССП с соединительными союзами И, ДА (=И), НИ...НИ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, КАК...ТАК И, НЕ ТОЛЬКО...НО И помогают автору показать последовательно происходящие события: Город кончался, и вскоре показалось море.
  • ССП с разделительными союзами ИЛИ, ЛИБО, ТО...ТО, НЕ ТО...НЕ ТО позволяют автору указать на чередование событий: То скрипнет дверь, то тихо отворится калитка...


11. СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

  • СПП с придаточным изъяснительным помогают автору раскрыть смысл глагола в главной части: Я должен немедленно доказать ей, что "предполагаемый диагноз" предположили напрасно, что всё будет хорошо.
  • СПП с придаточным определительным помогают автору раскрыть признак существительного из главной части: Она не могла пройти мимо человека , который недомогал.
  • СПП с придаточным времени помогают автору указать на время протекания действия в главной части: Поесть не очень стыдно, когда от голода подводит худой грязный живот и в глазах темнеет.
  • СПП с придаточным цели помогают автору указать на цель, с которой выполняется действие в главной части: Она ела для того, чтобы не умереть.
  • СПП с придаточным причины помогают автору указать на причину, по которой происходят действия в главной части: Эта неудача была совершенно естественна, так как Демосфен имел очень слабый голос...
  • СПП с придаточным условия помогают автору указать на условие, при котором действие в главной части станет возможным: Кабы люди за все друг с дружкой рассчитываться принялись , весь бы мир в магазин превратили.

12. БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  • помогают автору показать одновременно происходящие события: Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо по крыше.
  • помогают автору пояснить смысл сказуемого из первой части: Наконец мы дождались: позвонил папа.
  • помогают автору указать на причину того, о чём говорится в первой части: Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником.
  • помогают автору дополнить то, о чём говорится в первой части: Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
  • помогают автору противопоставить два события: Лето припасает - зима поедает.
  • помогают автору уточнить, в какое время (когда) происходит событие, о котором говорится во второй части: Кончил дело - гуляй смело.
  • помогают автору указать на условие , при котором совершается действие во второй части: Посеешь ветер - пожнёшь бурю.
  • помогают автору сделать вывод из того, о чём говорится в первой части: Дети стали большими - им надо серьёзно учиться.
  • помогают автору передать быструю смену событий : Раздался выстрел - зверь упал.
  • помогают автору сравнить события: Скажет слово - соловей поёт.

Роль и место лечебной физической культуры в системе физической реабилитации.

Понятие о лечебной физической культуре (ЛФК). Это научно-практическая, медико-педагогическая дисциплина, изучающая теоретические основы и методы использования средств физической культуры для лечения, реабилитации и профилактики различных заболеваний. Особенность ЛФК по сравнению с другими методами лечения и реабилитации заключается в том, что она использует в качестве основного лечебного средства физические упражнения − мощный стимулятор жизненных функций организма человека.

ЛФК является не только лечебно-профилактическим средством, но и лечебно-воспитательным процессом. Применение ЛФК воспитывает у больного сознательное отношение и активное участие в лечебном и реабилитационном процессах. В основе участия больного в лечении лежит обучение физическим упражнениям. В этой связи лечебная физкультура является не только лечебным, но и педагогическим процессом. Объектом воздействия ЛФК является больной со всеми особенностями реактивности и функционального состояния организма. Этим определяется различие применяемых средств, методов и дозировок в практике ЛФК.

Занятия ЛФК оказывают лечебный эффект только при правильном, регулярном, длительном применении физических упражнений. В этих целях разработаны методика проведения занятий, показания и противопоказания к их применению, учет эффективности, гигиенические требования к местам занятий.

Различают общую и частные методики ЛФК.

Общая методика ЛФК предусматривает правила проведения занятий (процедур), классификацию физических упражнений, дозировку физической нагрузки, схему проведения занятий в различные периоды курса лечения, правила построения отдельного занятия (процедуры), формы применения ЛФК, схемы режимов движения.

Частные методики ЛФК предназначены для определенной нозологической формы заболевания, травмы и индивидуализируются с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, возраста, физической подготовленности больного. Специальные упражнения для воздействия на пораженные системы, органы обязательно должны сочетаться с общеукрепляющими, что обеспечивает общую и специальную тренировки.

Физические упражнения выполняют после их объяснения или показа. У больных пожилого возраста, с органическими поражениями ЦНС следует сочетать показ и словесное объяснение упражнений. Во время занятий должна быть спокойная обстановка, больного не должны отвлекать посторонние разговоры и иные раздражители.

Физические упражнения не должны усиливать болевых ощущений, так как боль рефлекторно вызывает спазм сосудов, скованность движений. Упражнения, вызывающие боль, следует проводить после предварительного расслабления мышц, в момент выдоха, в оптимальных исходных положениях. С первых дней занятий больного следует обучать правильному дыханию и умению расслаблять мышцы. Расслабление легче достигается после энергичного мышечного напряжения. При односторонних поражениях конечностей обучение расслаблению начинают со здоровой конечности. Музыкальное сопровождение занятий повышает их эффективность.

Основными средствами ЛФК являются физические упражнения и естественные факторы природы. Физических упражнений много, и они по-разному влияют на организм.

Лечебная физкультура − метод лечения, использующий средства физической культуры с лечебно-профилактической целью для восстановления здоровья и трудоспособности больного, предупреждения осложнений и последствий патологического процесса.

ЛФК является не только лечебно-профилактическим, но и лечебно-воспитательным процессом, поскольку формирует у больного сознательное отношение к занятиям физическими упражнениями, прививает ему гигиенические навыки, предусматривает участие его в регулировании не только общего режима жизни, но и «режима движений», воспитывает правильное отношение к закаливанию организма естественными факторами природы.

Объектом воздействия ЛФК является больной со всеми особенностями функционального состояния его организма. Этим определяется различие применяемых средств, формы методов в практике ЛФК.

ЛФК − естественно-биологический метод, в основе которого лежит обращение к главной биологической функции организма − мышечному движению. Движение стимулирует процессы роста, развития и формирования организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активирует деятельность жизненно важных органов и систем, поддерживает и развивает их, способствует повышению общего тонуса.

ЛФК метод неспецифической терапии, в котором физические упражнения выполняют роль неспецифических раздражителей. В связи с активацией нейрогуморальных механизмов регуляции физиологических функций ЛФК оказывает системное воздействие на организм больного. Вместе с тем различные физические упражнения избирательно влияют на функции организма, что необходимо иметь в виду при анализе патологических проявлений в отдельных системах и органах.

ЛФК метод патогенетической терапии. Систематическое применение физических упражнений влияет на реактивность организма, изменяя ее общие и местные проявления.

ЛФК метод активной функциональной терапии. Регулярная дозированная тренировка стимулирует и приспосабливает отдельные системы и весь организм больного к возрастающим физическим нагрузкам, в конечном итоге приводя к развитию функциональной адаптации больного.

ЛФК метод поддерживающей терапии. Применяется обычно на завершающих этапах медицинской реабилитации, а также в пожилом возрасте.

ЛФК − метод восстановительной терапии. При осуществлении комплексного лечения больных ЛФК успешно сочетают с медикаментозной терапией и с различными физическими методами лечения.

Одной из характерных особенностей ЛФК является процесс дозированной тренировки физическими упражнениями, который пронизывает весь ход лечения и реабилитации, различают общую и специальную дозированную тренировку.

Общая тренировка применяется для оздоровления, укрепления и общего развития организма, при этом используются общеукрепляющие и общеразвиваюшие физические упражнения.

Цель специальной тренировки − развитие функций и восстановление органа, вовлеченного в патологический процесс. Применяются специальные упражнения, которые непосредственно влияют на пораженную систему, больной орган, травматический очаг (дыхательные упражнения при пневмонии, упражнения для разработки парализованных конечностей и т.д.).

Используя ЛФК, необходимо соблюдать физиологически обоснованные педагогические принципы.

Самостоятельная контрольная работа по теме: Роль и место лечебной физической культуры(ЛФК) в системе медицинской реабилитации. ЛФК при нарушениях мозгового кровообращения Выполнила студентка 2 курса з/о АФКБ Коротеева Мария Дмитриевна 2014г

Роль и место лечебной физической культуры в системе медицинской реабилитации имеет первостепенное значение. Под лечебной физической культуры (ЛФК) понимается применение средств физической культуры к больному человеку с лечебно-профилактической целью для более быстрого и полноценного восстановления здоровья и трудоспособности и предупреждения последствий патологического процесса. Лечебная физическая культура широко используется в больницах, поликлиниках, санаториях, школах, интернатах. Лечебная физическая культура как составная часть системы физического воспитания и физической культуры является лечебно-педагогическим процессом и решает специальные задачи. Она призвана восстанавливать нарушенное здоровья, ликвидировать сформировавшуюся неполноценность физического развития, моральных и волевых качеств заболевших, содействовать восстановлению их трудоспособности, иначе говоря, их всесторонней биологической и социальной реабилитации.

Лечебная физическая культура является также лечебно-восстановительном процессом, поскольку воспитывает у больного сознательное отношение к использованию физических упражнений прививает ему гигиенические навыки, предусматривает его участие в регулировании двигательного режима, воспитывает правильное отношение к закаливанию естественными факторами (солнце, воздух, вода).

На основании данных физиологии мышечной деятельности и клиникофункциональным исследований сформулированы следующие основные принципы достижения тренированности: Систематичность (подбор и распределение упражнений, их дозировка, последовательность) система занятий диктуется задачами тренировки. Регулярность занятий предполагает их ритмичное повторение и соответственно чередование нагрузок и отдыха. В лечебной физической культуре (ЛФК) под регулярностью обычно понимается регулярность занятий. Длительность. Эффективность физических упражнений прямо зависит от длительности занятий. Начав занятия физическими упражнениями под руководством специалистов в лечебно-профилактическом учреждении, больной обязательно должен продолжать эти занятия самостоятельно в домашних условиях. С выздоровлением некоторые лечебные методы (медикаментозные, физиотерапевтические, бальнеологические) ограничиваются или исключаются, а удельный вес лечебной физкультуры (ЛФК) возрастает.

Постепенное повышение физической нагрузки. В процессе тренировки возрастает функциональные возможности и способности организма, поэтому должна повышаться физическая нагрузка. Это один из путей физического совершенствования организма. Индивидуализация. Необходимо учитывать индивидуальные, физиологические и психологические особенности каждого занимающегося, сильные и слабые стороны его организма, тип высшей нервной деятельности (ВНД), тренированность больного, особенности основного заболевания. Разнообразие средств. В ЛФК рационально сочетаются дополняя друг друга, гимнастические, спортивные, игровые, прикладные и другие виды упражнений, для разностороннего воздействия на организм.

К основным положительным сторонам метода ЛФК относятся: Глубокая физиологичность и адекватность Универсальность, под которой понимается широкий спектр действий – нет ни одного органа, который не реагировал бы на движения. Широкий диапазон влияния ЛФК обеспечивается вовлечением всех уровней центральной нервной системы, эндокринных и гуморальных факторов. Отсутствие отрицательного побочного действия (при правильной дозировке физической нагрузки и рациональной методике занятий) Возможность длительность применения, которое не имеет ограничений, переходя из лечебного в профилактическое и общеоздоровительное Формирование нового динамического стереотипа, реактивного устраняющего или ослабляющего патологический стереотип. В нормальном стереотипе преобладает моторика, в его восстановлении и заключается общая задача ЛФК. Перевод всех физиологических систем стареющего (и не только) организма на новый, более высокий уровень, что обеспечивает повышение жизнеспособности и накоплению энергии. Оптимальный двигательный режим задерживает старение.

Лечебное воздействие специальных физических упражнений выражается в тонизирующем влиянии, формировании компенсаций, трофическом воздействии и нормализации функций. Основой лечебного действия физический упражнений и других средств ЛФК считается воздействие на нервную систему, которая тем самым регулирует функции пораженных органов и систем, стимулирует механизмы выздоровления и восстановления.

ЛФК при нарушениях мозгового кровообращения Нарушение мозгового кровообращения, сопровождающееся кровоизлиянием в мозг, называется инсультом. Инсульт делят на геморрагический и ишемический инфаркт мозга. Тяжесть инсульта зависит от объема повреждений, причинных нарушением кровообращения. В тяжелых случаях наблюдается общие симптомы – потеря сознания, нарушения сердечной деятельности, дыхания, одновременно возникает нарушения двигательной функции. Средства ЛФК при геморрагическом инсульте назначают при полной стабилизации состояния больного. Если инсульт сочетается с гипертонической болезнью, то все занятия лечебной физкультуры зависит от значения артериального давления. Нарушения мозгового кровообращения возникает при атеросклерозе. При ушибах и сотрясении мозга. Главным признаком нарушения мозгового кровообращения является головокружения, расстройство статического равновесия, нарушений сердечного ритма, тошнота, рвота. Лекарственная терапия может остановить течение болезни. Но вернуть возможность двигаться она не в силах. Помочь в этом могут только специальные гимнастические упражнения. В основе ранней реабилитации после динамического нарушения мозгового нарушения, с целью полного восстановления двигательной функции показана кинезотерапия. Особенно она необходима в восстановлении моторики. В начале заболевания развивается полный вялый паралич, который через 1-2недели постепенно сменяется спастическим и начинают формироваться контуры в сгибателях руки и разгибателях ноги. Процесс восстановления начинается через несколько дней и длится годы. Движения в ноге восстанавливается быстрее, чем в руке.

Ранний период 2-5суток. Применяют специальные дыхательные упражнения пассивные, полупассивные. Промежуточный период от 5 до 30 суток. Лечение положением. Активная дыхательная гимнастика. Лечение положением. Общий массаж. Лечебная гимнастика. Поздний период от1до 4мес. Применяется специальная лечебная гимнастика. Ортостатическая гимнастика. Общеукрепляющая гимнастика. Специальная гимнастика. Обучение стоянию и ходьбе. Ходьба в различных вариантах (ходьба с постепенном ускорением и замедлением). Упражнения с предметами. Результативный период до2лет. Восстановление бытовых и трудовых навыков. Общеукрепляющая и специальная гимнастика. Трудотерапия. Упражнения требуются проделывать плавно, они не должны вызывать острых болей. Упражнения следует повторять много раз, делать паузы для дыхания, следить за планам и ритмичным дыханием. Задачи ЛФК. Восстановить функции движения; содействовать снижению повышенного тонуса мышц и уменьшению выраженности содружественных движений; способствовать общему оздоровлению и укреплению организма; улучшить эмоциональный статус. Занятия ЛФК назначают с 2-5 дня с начала заболевания после дня с начала исчезновения явлений коматозного состояния.

Литература 1. Епифанов В.А. и др. Лечебная физическая культура. М.: 1987. 2. Попов С.Н., Дамскер И.С. Лечебная физическая культура. М.: Физкультура и спорт. 1988.

25.08.2017

Основные задачи медицинской реабилитации - ускорение восстановительных процессов и предотвращение или уменьшение опасности инвалидизации. Невозможно обеспечить функциональное восстановление, если не учитывать естественного стремления организма к движению (кинезофилия).

Основные задачи медицинской реабилитации - ускорение восстановительных процессов и предотвращение или уменьшение опасности инвалидизации. Невозможно обеспечить функциональное восстановление, если не учитывать естественного стремления организма к движению (кинезофилия). Поэтому ЛФК является главным элементом медицинской реабилитации больных.

В процессе реабилитационного лечения средства ЛФК используются в трех направлениях: в восстановительной, поддерживающей и профилактической терапии. Причем главным направлением является восстановительное лечение, отражающее задачи медицинской реабилитации. ЛФК как метод профилактической терапии рассматривается в качестве метода не специфического предупреждения осложнений, обусловленных малоподвижным или резко ограниченным двигательным режимом, а также сдерживания развития возможных отклонений в системах организма.

Метод ЛФК по своей сути биологичен и адекватен для больного человека. Его характерной особенностью является применение физических упражнений, т. е. создание условий для активного участия больного в лечебно-восстановительном процессе на всех этапах медицинской реабилитации.

Биологической основой ЛФК является движение - важнейший естественно-биологический стимулятор организма, который стал первейшей
потребностью современного человека.

Социальное значение ЛФК обусловлено ее влиянием на здоровье человека. Социальное и биологическое в ЛФК рассматриваются в интегральном единстве. Физиологическая основа ЛФК состоит в медицинской реабилитации, рассматривающей влияние физических упражнений на функциональное состояние организма человека в норме и при патологии.

Характерной чертой ЛФК является не только восстановление пораженной системы, но и оздоровление всего организма больного, что имеет важное значение для построения реабилитационного процесса.

Основные и наиболее общие принципы применения ЛФК как метода медицинской реабилитации в клинической практике:

Целенаправленность методик ЛФК, предопределяемая конкретным функциональным дефицитом в двигательной, чувствительной, вегетативно-трофической сфере, сердечно-сосудистой и дыхательной деятельности;

Дифференцированность методик ЛФК в зависимости от типологии функционального дефицита, а также от степени его выраженности;

Адекватность нагрузки ЛФК индивидуальным возможностям больного, оцениваемым по общему состоянию, состоянию кардиореспираторной и локомоторной систем и по резервным возможностям дефицитарной функциональной системы на конкретном этапе заболевания, с целью достижения тренирующего эффекта;

Своевременность применения методик ЛФК на раннем этапе заболевания или послеоперационного периода с целью максимально возможного использования сохранных функций для восстановления нарушенных,а также для наиболее эффективного и быстрого развития приспособления при невозможности полного восстановления функционального дефицита;

Последовательная стимуляция посредством активных воздействий, путем расширения средств ЛФК, возрастания тренировочных нагрузок и тренирующего воздействия на определенные функции и на весь организм больного;

Функционально оправданная комбинированность применения различных средств ЛФК в зависимости от периода заболевания, функционального дефицита, степени его выраженности, прогноза восстановления функций и присоединения осложнений (контрактуры, синкинезии, боли,трофические нарушения и др.), а также этапа реабилитации пациента;

Комплексность применения методик ЛФК, сочетание с другими методами - медикаментозной терапией, физиобальнео- и иглорефлексотерапией, гипербарической оксигенацией, аппаратолечением, ортопедическими мероприятиями и др.

Перечисленные принципы применения средств ЛФК являются обязательными как при построении лечебного комплекса на конкретный сеанс и курс, так и при выработке программы реабилитации больных.
Теги: реабилитация
Начало активности (дата): 25.08.2017 15:25:00
Кем создан (ID): 645
Ключевые слова: ЛФК, реабилитация, синкинезии, боли

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Таврический национальный университет имени В. И. Вернадского

Факультет физической культуры и спорта

Кафедра физической реабилитации

Курсовая работа

по физической реабилитации

ЛФК как средство медицинской и физической реабилитации

Научный руководитель Белоусова И.М.

Асан-Сеттар Сейран Тимурович

Симферополь-2014

Введение

1.1 История ЛФК

1.5 Движение и здоровье

2.2 Средства ЛФК

2.3 Нагрузки в ЛФК

2.5 Организация, структура и методика проведения занятия в ЛФК

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность темы: здоровье дарит человеку счастье и возможность активно трудиться долгие годы. Болезнь же лишает жизнь радости, приносит много горя и страданий не только больным, но и их близким.

Цель работы: дать определение лечебной физической культуре, осветить ее влияние на организм.

Задачи: раскрыть вопросы касающиеся: ЛФК в медицине, ЛФК в физической реабилитации, средства ЛФК. Роль лечебной физической культуры в быту.

В учебных планах многих педагогических, физкультурных и медицинских специальностей высшего образования заметное место занимает лечебная физическая культура как эффективное средство функциональной терапии и реабилитации. После окончания вузов специалисты указанных профессий работают в образовательных учреждениях, где значительный контингент учащихся и воспитанников имеет различные нарушения здоровья и патологические заболевания. В реабилитации таких детей одним из наиболее эффективных средств является лечебная физическая культура. В связи с этим знание особенностей влияния физических упражнений на больной организм и методики занятий физическими упражнениями с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, представляет для специалиста особую актуальность.

В последние десятилетия значению физической культуры в функциональной реабилитации людей с нарушениями здоровья придается все большее значение.

Появляется все больше средств и методик, показывающих практически безграничные ее возможности в решении этой задачи. В связи с этим назрела необходимость внести существенные коррективы в учебные и методические пособия и учебники по лечебной физической культуре для тех вузов, где ее изучение включено в образовательные стандарты высшего профессионального образования. Особое внимание нужно обратить на следующие положения:

1. Преимущественная ориентация на детские (школьные) возрасты.

2. Включены вопросы особенностей ЛФК при широко распространенных детских заболеваниях и нарушениях здоровья (в частности, при простудных и простудно-инфекционных заболеваниях) и тех, которые в определенной степени провоцируются самим обучением (миопия).

3. Рассматриваются возможности использования физических упражнений не только в терапии, но и в профилактике соответствующих заболеваний и нарушений здоровья.

4. Выделен специальный раздел, касающийся особенностей организации, содержания и работы специальной медицинской группы в образовательных учреждениях.

Большинству людей лечебная физкультура известна по каким-то определенным элементам. Чаще всего это массаж, который если и можно отнести к физическим упражнениям, то только к пассивным. В целом же ЛФК - это система применения самых разнообразных средств физкультуры в целях профилактики, лечения и реабилитации. Обратите на очень широкий спектр: профилактика, лечение, реабилитация. Это значит, что занятия лечебной физкультурой могут, например, помочь в укреплении опорно-двигательного аппарата, то есть мышц, костей, суставов и связок с целью профилактики травм и заболеваний, могут обеспечить наиболее эффективный процесс лечения, если что-то все-таки случилось, и могут способствовать восстановлению всех его функций после того, как лечение закончено. Причем и в профилактике, и в лечении, и в реабилитации ЛФК действует и прямо, и опосредованно, одновременно оказывая положительное воздействие на многие другие системы и функции организма.

От других видов физкультуры ЛФК отличается так же, как они отличаются от спорта - не содержанием, а целью и мерой. И лечебная физкультура, и физкультура, и спорт используют для достижения своих целей одни и те же средства - физические упражнения. Разница в том, зачем и как это делается. Ведь все есть лекарство и все есть яд. А физические упражнения, к тому же, средство вообще не специфическое. То есть один и тот же вид физических упражнений может использоваться для профилактики, лечения и реабилитации различных заболеваний. Но физические упражнения могут не только лечить, но и калечить.

Раздел 1. Общие вопросы лечебной физической культуры

1.1 История ЛФК

Даже поверхностный взгляд на историю позволяет сделать вывод о существенном отличии двигательной деятельности различных народов в различные исторические отрезки времени. Одно дело китайский буддийский монах, который не имел необходимости работать, другое -- русский крестьянин, добывающий хлеб насущный тяжелым физическим трудом в холодных климатических условиях.

В первом случае дефицит движения восполнялся гимнастикой, которую китайцы довели до совершенства, а в другом -- мышечная усталость устранялась русской баней. И китайская гимнастика, и русская баня, говоря современным языком, являлись средствами лечебной физкультуры.

При травме или болезни человек инстинктивно ограничивает определенные движения и двигательную активность в целом. Первоочередная задача самых древних лекарей заключалась в том, чтобы определить, какие движения для пациента в настоящий момент вредны, а какие наоборот полезны. То есть двигательный режим необходимый на данном этапе лечения. Другая важная задача медицины определить полезные для больного естественные природные факторы. Этими вопросами занималась самая доступная и самая приближенная к простому человеку медицина -- народная медицина. Вопросы реабилитации и лечебной физкультуры были длительное время в ведении именно народной медицины.

1.2 ЛФК как медико-педагогическая дисциплина

Лечебная физическая культура (ЛФК) - научно-практическая, медико-педагогическая дисциплина, изучающая теоретические основы и практические пути использования средств физической культуры для профилактики, лечения и реабилитации различных заболеваний.

ЛФК, базируясь на современных достижениях физиологии, морфологии, биохимии, клинической медицины, изучает действие различных средств физической культуры (физических упражнений, подвижных и спортивных игр, закаливающих факторов, массажа) на организм ослабленного и больного человека. Она разрабатывает методику и способы применения специфических средств на различных этапах лечения и реабилитации. Отличительная особенность ЛФК по сравнению с другими методами оздоровления, лечения и реабилитации заключается в том, что она использует в качестве основного лечебного средства физические упражнения, представляющие собой разновидность естественного врожденного качества человека - двигательной активности, являющейся основным стимулятором процессов роста, развития и формирования организма.

Способствуя поддержанию здоровья, оздоровлению и реабилитации больного, ЛФК представляет собой одну из важнейших отраслей медицины. Воспитывая у человека сознательное отношение к применению физических упражнений и приобщая его к активному участию в лечебном и реабилитационном процессах, ЛФК является педагогическим процессом.

Объектом воздействия ЛФК является человек во всем многообразии его индивидуальных личностных качеств и текущего функционального состояния организма. Этим определяются индивидуальные особенности применяемых средств и методов ЛФК, а также дозировка физических нагрузок в практике ЛФК.

Применяемые в ЛФК физические упражнения являются неспецифическими раздражителями, которые вовлекают в ответную реакцию все функциональные системы организма. Но физические упражнения способны и избирательно влиять на различные функции, что очень важно при патологических проявлениях в отдельных системах и органах.

ЛФК - метод активной функциональной терапии. Регулярная и дозированная физическая тренировка стимулирует функциональную деятельность всех основных систем организма, способствуя функциональной адаптации больного к возрастающим физическим нагрузкам с повышением резервов его жизнеспособности и работоспособности.

ЛФК - метод первичной и вторичной профилактики. Первичная профилактика ориентирована на весь контингент детей и взрослых и ставит своей задачей улучшение состояния их здоровья на протяжении всего жизненного цикла. В этом отношении двигательная активность, являясь важнейшим условием формирования здорового образа жизни, представляет собой системообразующий фактор первичной профилактики. Вторичная медицинская профилактика занимается выявлением показателей конституциональной предрасположенности людей и факторов риска многих заболеваний, прогнозированием риска заболеваний по совокупности наследственных особенностей, анамнеза жизни и факторов внешней среды. Ее профилактическое значение определяется оздоровительным воздействием на организм человека. В этом отношении роль двигательной активности заключается в целенаправленном воздействии на наиболее уязвимые звенья организма данного человека с целью их тренировки и расширения функциональных возможностей.

ЛФК - важнейшее средство реабилитации. Реабилитация есть метод и процесс восстановления здоровья, функционального состояния, трудоспособности и социального статуса человека, нарушенных болезнями, травмами или другими биологическими, механическими, социальными и т.д. факторами. Именно благодаря постепенно усложняющимся физическим нагрузкам процесс реабилитации - медицинской, физической, психологической, профессиональной, социально-экономической и т.п. - протекает гораздо активнее как во времени, так и по интенсивности.

1.3 Показания и противопоказания к применению ЛФК

ЛФК показана почти при всех заболеваниях и травмах. Совершенствование методов лечения больных в последние годы расширяет возможности использования ЛФК и позволяет применять ее в более ранние сроки даже при тех заболеваниях, при которых она раньше не применялась. Этому способствует также разработка новых методик ЛФК.

Противопоказания к занятиям ЛФК подразделяют на абсолютные и относительные. Что касается абсолютных, то их круг чрезвычайно мал: совершенно нельзя применять ЛФК при злокачественных новообразованиях, при некоторых психических состояниях и пр. Что же касается относительных противопоказаний, то их, в свою очередь, подразделяют на временные и противопоказания по средствам. Временные противопоказания предполагают отказ от применения физических упражнений при определенных состояниях больного, когда нежелательно активизировать физиологические процессы в организме. Так, ЛФК нельзя применять в остром периоде заболевания, при общем тяжелом состоянии больного, при высокой температуре, при сильных болях, при опасности сильного кровотечения, при интоксикации, при резком снижении адаптационных возможностей организма и т.п. Что касается противопоказаний по средствам, то они предполагают отказ от использования определенных видов физических упражнений или режимов их применения, исходных положений при данном заболевании или травме.

Например, при деформациях опорно-двигательного аппарата при выполнении упражнений следует избегать исходных положений стоя и особенно сидя. При гипертонической болезни из применяемых средств ЛФК следует исключить упражнения скоростно-силового характера, с натуживанием и т.д.

1.4 Организация, оборудование, инвентарь

Использование в комплексной терапии больных ЛФК требует решения ряда организационных вопросов: наличия материальной базы, кадров, соответствующей документации по планированию, нормированию, учету эффективности, отчетности, повышению квалификации, санитарно-просветительной работы.

Занятия ЛФК проводят в специально оборудованных кабинетах (отделениях), на открытых физкультурных и спортивных площадках, мини-стадионах, дорожках для оздоровительной ходьбы и бега, в бассейнах для лечебного плавания, аэрариях санаториев и пансионатов.

Обычно, в отделении ЛФК занятия проводятся групповым, мало групповым, индивидуальным методом; используются от 7 до 15 средств ЛФК, от 10 до 40 методик лечебной гимнастики.

Кабинет ЛФК предназначен для малогрупповых и индивидуальных занятий с больными. Его площадь определяется из расчета 4 м2 на одного больного и составляет не менее 20 м2. Кабинет должен иметь достаточное естественное и искусственное освещение, окна, оборудованные фрамугами, пол с ковровым покрытием, одна из стен кабинета оснащается зеркалами.

Отделение ЛФК организуется в крупных больницах, врачебно-физкультурных диспансерах, реабилитационных центрах, санаториях.

Отделение включает: зал для групповых занятий площадью 60-100 м2; кабинеты ЛФК (1-2) для малогрупповых и индивидуальных занятий; кабинеты для массажа (1-2) с отдельными кабинетами; кабинеты (1-2) для трудовой и бытовой терапии; лабораторию функциональной диагностики; бассейн для лечебного плавания; кабинеты заведующего отделением, инструкторов и массажистов; душевые с санитарными узлами, раздельные раздевалки, подсобные помещения с кладовыми для спортивных снарядов и хозяйственного инвентаря; помещения для ожидания и отдыха больных. С развитием реабилитационного направления в здравоохранении на базе кабинетов (отделений) ЛФК, физиотерапии, иглорефлексотерапии, механотерапии, трудотерапии может быть организовано отделение восстановительного лечения. При этих отделениях на открытом воздухе развертывают физкультурные и спортивные площадки, мини-стадионы, дорожки для оздоровительной ходьбы (по маршрутам терренкура).

На территории санаториев, пансионатов оборудуют волейбольные, баскетбольные и теннисные площадки, площадки для игры в бадминтон, бассейны для лечебного плавания. Бассейны имеют размеры от 6-10 до 15-25 м.

Оборудование кабинетов и отделений ЛФК спортивным и другим инвентарем зависит от типа и профиля лечебного учреждения. К необходимому инвентарю относятся: гимнастические стенки, скамейки, гимнастические палки, кольца, булавы, гантели массой от 0,5 до 5 кг, медицинболы от 1 до 6 кг, полужесткие кушетки, наклонные плоскости, лестницы, ребристые доски, следовые дорожки, мячи волейбольные и баскетбольные, пружинные эспандеры, аппараты механотерапии, блоковые аппараты, набор различных тренажеров для туловища, верхних и нижних конечностей, велоэргометры, тредбаны, различные бытовые приборы, ковры, магнитофоны с записями комплексов упражнений, зеркала и др.

Кабинеты и отделения ЛФК оснащаются весами, ростомером, спирометром, сантиметровыми лентами, аппаратами для измерения АД, секундомерами, угломерами, динамометрами (ручными и становыми), электрокардиографами, пневмотахометрами, спирографом и др.

1.5 Движение и здоровье

Чем же обусловлено эффективное использование физических упражнений в клинической практике? Без всякого сомнения, тем, что сама двигательная активность является неотъемлемым атрибутом живого организма, его совершенствования и развития.

Эволюционные предпосылки двигательной активности

Анализ условий эволюции животного мира показывает, что основным среди них являлось изменение окружающей среды. При этом для выживания животным требовались все более совершенные формы движений. И это закономерно, так как именно движение оказывалось основным условием сохранения и обеспечения жизни: поддержания термостабильности, добычи пищи, защиты (пассивной или активной) от врагов и реализации инстинкта воспроизведения потомства (именно эти четыре аспекта жизнедеятельности составляют основу жизни животного). Естественно поэтому, что изменения окружающей среды обусловливали совершенствование адаптации животных организмов в эволюции именно через усложнение форм движений, а это, в свою очередь, вело к соответствующим изменениям в анатомии опорно-двигательного аппарата и в функциональных системах обеспечения двигательной активности. Так, появление на определенной стадии развития нашей планеты суши и выход рыб на нее затруднил условия их движения, что привело к появлению рычажных конечностей. Усложнившиеся формы движений потребовали более совершенной их нервной регуляции, что привело к резкому скачку в развитии переднего мозга; необходимость в более адекватном кровоснабжении обусловила возникновение трехкамерного сердца, а потребность в более высоком уровне газообмена - и появление легких... Именно так, по-видимому, и появились амфибии.

Таким образом, мышечная активность является одним из механизмов интеграции (объединения) функциональных систем организма, их «сонастраивания» на данный уровень активности. Нарушение же этого механизма ведет к функциональной переориентации, когда каждая из систем начинает работать преимущественно на обеспечение, компенсацию самого слабого звена в организме, которое в данный момент отличается наибольшим напряжением функции. Т.е. в этом случае регулятором жизнедеятельности организма становится не естественная активность человека, а доминирующий (в силу своей слабости работающий в наиболее напряженном режиме) морфофункциональный очаг. В больном организме и у человека, находящегося в «третьем состоянии» (т.е. переходном от здоровья к болезни), таким очагом должна быть патологически (или функционально) измененная система.

Возникшая в процессе эволюции ведущая роль движения закрепилась в механизмах онтогенетического развития. В исследованиях И.А. Аршавского было убедительно показано (1967), что в процессе внутриутробного развития закладка и становление функциональных систем, как и всего организма, предопределяются двигательной активностью плода, которая, в свою очередь, зависит от образа жизни беременной. И после рождения полноценное развитие генетической программы индивида прежде всего детерминируется его адекватным двигательным режимом.

Выживание в животном мире сопряжено с необходимостью постоянной борьбы за существование, требующей периодических, но систематических максимальных проявлений адаптационных резервов с соответствующим уровнем двигательной активности. Но для этого необходима сложнейшая координация всех функциональных систем, обеспечивающая деятельность организма как единого целого. Именно поэтому в животном мире выживает и дает наиболее жизнеспособное потомство сильнейший - тот, кто сильнее, ловчее, быстрее, т.е. тот, кто отличается более высокими физическими кондициями. Более того, сама борьба за существование предопределила, по мнению физиологов, некоторый уровень двигательной активности, который необходим животному для выживания (предполагается, что применительно к человеку массой 70 кг такой минимум составляет в сутки около 1600 ккал затрат энергии).

Возникшая в эволюции зависимость сохранения жизни от двигательной активности закрепилась в генетическом коде животного организма, в том числе и людей. Именно поэтому И.А. Аршавский отмечал, что «жизнью организма, его ростом и развитием правит двигательная активность». Вот почему в каждом возрастном периоде уровень физиологической активности и жизнеспособность организма определяются во многом текущей двигательной активностью и состоянием скелетной мускулатуры.

На протяжении подавляющего времени существования человека на Земле сами условия жизни требовали от него реализации генетически предопределенного требования к движению, так как для сохранения жизни ему приходилось набирать эволюционно обоснованную норму двигательной активности в поиске пищи, защите от врагов и т.д. В последние же десятилетия, особенно в период активного внедрения в производство и быт автоматов и механизмов, во все большей степени человек освобождает себя от необходимости двигаться.

За последние полтора столетия доля энергии мышц человека и животных в энергообеспечении технологических процессов снизилась до ничтожного уровня. Благоустроенные жилища, развитие сети транспортных коммуникаций и многие другие достижения цивилизации привели в конечном итоге к такому низкому уровню двигательной активности современного человека, что появилось основание называть его «деятельным бездельником»: он работает не своей мускульной энергией, а преимущественно силой своего ума.

Недостаток движения - гипокинезия - вызывает целый комплекс изменений в функционировании организма, который принято обозначать как гиподинамию. Причины гипокинезии могут быть как объективными (физиологическая, профессиональная, клиническая), так и субъективными (привычно-бытовая, учебная, отчасти - климатогеографическая). Но независимо от вида гипокинезии вызванные ею гиподинамические последствия вполне определенны и закономерны.

Таким образом, условия современной жизни ведут к тому, что в значительной степени выключается сформированное эволюцией основное условие обеспечения сохранности и поддержания жизни - движение. С другой стороны, многочисленными исследованиями было показано, что регулярные занятия физическими упражнениями не только позволяют достичь высокого уровня здоровья, но и способствуют заметному продлению здоровой жизни человека. Без сомнения, это связано с тем, что физическая культура обеспечивает выполнение обусловленного эволюционно требования об адекватной двигательной активности человека.

Раздел 2. Физиологические и патофизиологические основы ЛФК

2.1 Понятие о здоровье и болезни

В использовании любых профилактических и лечебных подходов, касающихся и применяемых средств, методов, очень важно выбрать корректные, правильные исходные посылки, определить базисные механизмы обеспечения здоровья - и уже от них отправляться в поисках средств, методов и форм организации оздоровительной работы. Прежде всего это касается определения понятий «здоровье» и «болезнь»: зная принципиальные различия между ними, можно целенаправленно работать по их устранению.

Несмотря на многовековые попытки изучения здоровья человека, оно до сих пор остается понятием идеальным, так как не имеет четких критериев оценки. Именно поэтому до сих пор нет четкого общепринятого понятия здоровья. Наиболее приемлемой рассматривается формулировка ВОЗ: здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Нетрудно видеть, что в этом определении здоровье рассматривается как противопоставление болезни: или человек здоров, или он находится в болезни (есть и промежуточные варианты, о которых будет сказано ниже, однако в любом случае предполагается, что каждое отклонение от здоровья - уже нездоровье). Но при таком подходе к здоровью и болезни возникает целый ряд трудностей в их определении и оценке.

Не вызывает сомнения, что здоровье должно отражать способность человека сохранять свой гомеостазис (постоянство внутренней среды организма) через совершенную адаптацию к меняющимся условиям среды, т.е. - активно сопротивляться таким изменениям с целью сохранения и продления жизни. Поэтому под здоровьем следует понимать такое состояние организма, которое дает человеку возможность в максимальной степени реализовать свою генетическую программу в конкретных условиях социокультурного бытия данного человека. При этом человек преимущественно использует те механизмы адаптации, которые выработала эволюция и основу которых составляет, как уже было отмечено выше, его двигательная активность. Не случайно поэтому эксперты ВОЗ считают наиболее информативным показателем уровня здоровья человека максимальное потребление кислорода (МПК), которое достигается в условиях чрезвычайно напряженной мышечной работы.

К сожалению, до настоящего времени нет единства взглядов на существование границ и характер перехода из здоровья (его называют первым состоянием) в болезнь (второе состояние), на ту грань, которая разделяет их. Вот почему основатель валеологии И.И. Брехман определил так называемое третье состояние как неполное здоровье, в котором организм может находиться длительное время и из которого он может перейти как в здоровье (первое состояние), так и в болезнь (второе). Третье состояние - это не обязательно угроза перехода в болезнь, а скорее подаренная человеку природой возможность, время, шанс для восстановления своих функциональных систем через определенную степень напряжения механизмов саморегуляции. Если первую из указанных характеристик зависимости - величину патологических изменений - можно определить с помощью медицинских диагностических методов, то вторую, функциональную, с точки зрения приведенных выше градаций «здоров - болен» установить достаточно сложно, потому что все они носят качественный характер и не имеют количественного выражения. Но на основании качественной оценки здоровья врач не может определить, за счет каких систем идет компенсация нарушенных функций, адаптация, каков функциональный резерв больного, а поэтому и не может прогнозировать состояние здоровья.

Таким образом, с точки зрения адаптации гораздо корректнее говорить не о «норме» здоровья (соответствующей средней для популяции, но имеющей довольно слабое отношение к данному человеку), а о его «уровне». Причем последний должен рассматриваться в динамике относительно исходных для данного этапа обследования показателей и только для данного конкретного человека. Разумеется, в этом случае должны учитываться возрастные его особенности, но главное - как (и за счет чего) произошло изменение состояния относительно предыдущего тестирования, т.е. насколько изменилось у него количество здоровья.

Речь, в конечном итоге, идет о том, чтобы, проставляя основной диагноз, врач мог оценить и уровень здоровья (а не только степень заболевания) - именно последний и должен стать отправной точкой оценки эффективности реабилитации. При таком подходе можно логично вывести методы и средства воздействия на гомеостаз, функциональные изменения которого и дадут расширение диапазона его колебаний, т.е. пределов адаптации.

Рассматриваемый подход заслуживает внимания прежде всего потому, что он не только оставляет больному (при любом уровне здоровья) и специалисту (врачу, специалисту ЛФК и др.) надежду на возможную полную реабилитацию, но и показывает стратегию такой реабилитации - через тренировку гомеостаза.

Оценка уровня здоровья. Количественный подход к оценке здоровья остро ставит вопрос о критериях, показателях оценки.

В настоящее время выделяют пять групп признаков, по которым должно оцениваться здоровье:

1. Уровень и гармоничность физического развития.

2. Резервные возможности основных функциональных систем и организма в целом.

3. Уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности организма.

4. Наличие или отсутствие хронического или врожденного заболевания или дефектов развития.

5. Уровень личностных характеристик, отражающих духовное и социальное благополучие и здоровье человека.

В настоящее время для оценки уровня здоровья предложено множество систем. Исходя из рекомендации ВОЗ считать основным критерием здоровья состояние резервных возможностей организма, основная часть таких систем берет за основу реакцию организма на физическую нагрузку. Так, в системе, разработанной известным специалистом в области космической медицины К. Купером, основным показателем уровня здоровья принимается состояние кислородтранспортных систем организма: чем оно выше, тем здоровее (в физическом отношении) человек.

Таким образом, коррекция уровня здоровья человека, в том числе и терапия заболевания, заключается в том, чтобы устранить те изменения в организме, с которыми связан этот уровень или сопровождают данное заболевание.

Но нельзя рассматривать указанные изменения как что-то неблагоприятное, потому что они отражают адаптационные перестройки в организме, т.е. именно благодаря им организм в этом состоянии работает в наиболее оптимальном режиме.

В таком случае коррекция или терапия должны заключаться в том, чтобы изменить условия жизнедеятельности, которые привели к наблюдаемым изменениям. Отметим, что если речь идет о критических состояниях, то внимание должно быть прежде всего обращено на активизацию резервных возможностей организма, а уже потом - на изменение условий. В любом случае не вызывает сомнения исключительная роль, которую в коррекции уровня здоровья или в терапии заболевания играет целенаправленная двигательная активность в форме ЛФК, что связано с ее многочисленными благоприятными влияниями на организм.

2.2 Средства ЛФК

лечебный физкультура болезнь здоровье

ЛФК представляет собой одну из ветвей физической культуры, поэтому и используемые ею средства в полной мере соответствуют применяемым в ней видам двигательной активности. В соответствии с таким подходом к основным средствам ЛФК, имеющим общеукрепляющее и оздоровительное значение, следует отнести упражнения гимнастические, спортивно-прикладные, игры и пр. Разумеется, их использование применительно к больному организму имеет определенные особенности, которые связаны с отмеченными уже противопоказаниями.

Кроме общих для физической культуры в целом средств в зависимости от периода и задач в ЛФК используются и средства, специфические для нее, хотя и относящиеся к существующей в теории физического воспитания классификации.

Гимнастические упражнения составляют значительную часть средств ЛФК. Среди их разновидностей следует упомянуть следующие.

1. Корригирующие упражнения в ЛФК наиболее широко используются для устранения деформаций опорно-двигательного аппарата. Их подразделяют на пассивные, при которых, собственно, непосредственной нагрузки мышцы не испытывают: выполнение движений в суставах за счет здоровых «посторонних» мышц или с помощью других людей, вытяжение на наклонной плоскости, ношение корсета, массаж и т.д. Без сочетания с активными упражнениями пассивные не останавливают развитие деформации, поэтому в терапевтических целях могут использоваться лишь ограниченно (например, у школьников при необходимости поддерживать длительно вынужденную позу во время учебной работы). Активные корригирующие упражнения ориентированы на тренировку (преимущественно на скоростно-силовую и силовую выносливость) тех групп мышц, от которых зависит состояние соответствующего отдела опорно-двигательного аппарата.

2. Упражнения в равновесии и на координацию движений преимущественно применяются для тренировки вестибулярного аппарата при заболеваниях или травмах, сопровождающихся его нарушением. Например, они незаменимы при нарушениях мозгового кровообращения, на определенном этапе реабилитации после травм головного мозга и пр.

3. Дыхательные упражнения широко используются при самых различных заболеваниях и нарушениях здоровья для нормализации функций сердечно-сосудистой, дыхательной, иммунной, пищеварительной, нервной и других систем организма. Их подразделяют на статические - без сопутствующих движений конечностями, динамические - в сочетании с движениями конечностями, дренажные - направленные на очистку дыхательных путей от экссудата и пр.

4. Изометрические (статические) упражнения чаще всего используются при иммобилизации или ограничении подвижности определенного сустава для предупреждения развития атрофии и нарушений обмена веществ. Основным механизмом их благоприятного влияния являются активизация процессов тканевого синтеза и интенсификация кровообращения в работающих мышцах.

5. Идеомоторные упражнения характеризуются мысленным (воображаемым) их выполнением. Осуществляемые по механизму условных рефлексов, они повышают тонус соответствующих мышц и стимулируют кровоток в них. Близкие к идеомоторным упражнения в посылке импульсов заключаются в мысленном отправлении импульсов к ограниченным в силе и подвижности мышцам (например, при их параличе или при полной иммобилизации). Часто посылку импульсов сочетают с пассивными движениями, выполняемыми либо с помощью специалиста, либо за счет здоровых групп мышц самим больным.

Закаливание как средство тренировки терморегуляции, иммунитета и общего укрепления организма занимает особое место среди средств ЛФК.

В проведении закаливания следует учитывать следующие правила:

Необходимость психологического настроя перед началом закаливающих процедур, для чего необходимо создание установки на здоровье, бодрость, удовольствие. Кроме того, человеку надо провести подготовительную работу, включающую беседы со специалистом, знакомство с литературой и т.д. В результате у него должно сформироваться представления о холоде - друге, а не о холоде - враге.

В закаливании необходима систематичность, для чего закаливающие процедуры следует использовать как можно чаще и без значительных перерывов, потому что каждая из процедур имеет лишь временный эффект. Для этого требуется внести определенные изменения и в образ жизни человека: в температурную обстановку жилища, одежду и др. - т.е. необходимо максимально увеличить время воздействия закаливающего фактора..

Каждому человеку важно найти приемлемое именно для него средство закаливания (вода, воздух, босохождение и т.д.), определить способ его применения и разработать программу самого закаливания.

Необходимо учитывать и те условия, которые снижают эффективность закаливания: алкоголь, курение, кофе, малоподвижность, недомогание и др.

Разумеется, закаливание не является абсолютной гарантией против простудных заболеваний, однако вероятность их возникновения у закаленных несомненно ниже, чем у людей, не тренирующих свою терморегуляцию.

Повседневный двигательный режим больного является важным специфическим средством ЛФК. Так как любое двигательное действие сопровождается соответствующими изменениями практически во всех функциональных системах организма, включая и ЦНС, то, правильно организуя и дозируя повседневную нагрузку, человек может добиться заметного полезного оздоровительного эффекта. К этому виду двигательных нагрузок можно отнести действия по самообслуживанию (умывание, одевание и др.), работу по дому (уборка квартиры, стирка и глажение белья), ходьба на работу и обратно и т.п. Однако все эти действия чаще всего носят эпизодический и не постоянный характер. Гораздо больший эффект дают целенаправленные регулярные занятия, включенные в режим дня. Среди них следует отметить следующие:

1. Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ), или утренняя зарядка как комплекс из 8 - 12 упражнений с 8 - 10 повторениями каждого, вопреки бытующему мнению, не является серьезным средством поддержания здоровья - для этого она ни по интенсивности, ни по длительности выполнения не соответствует требованиям функциональной тренировки. Однако включение ее в режим дня больного является обязательным, так как УГГ оказывается незаменимой в решении двух важных задач.

Во-первых, УГГ быстро снимает «сонное» торможение в ЦНС за счет значительного по объему и интенсивности потока импульсов, направляющегося в ЦНС от работающих мышц. Вот почему в УГГ включают упражнения обычно на всю скелетную мускулатуру человека. Это создает в мозгу больше очагов возбуждения, откуда оно иррадиирует на другие структуры мозга, вытесняя оттуда торможение. Благодаря этому человек быстрее просыпается и включается в активную деятельность. Во-вторых, УГГ дисциплинирует своей обязательностью выполнения. Возможно, именно с этого начнется приобщение больного к регулярным занятиям физическими упражнениями.

Совершенно не обязательно УГГ строить по классической схеме (потягивания - упражнения на плечевой пояс и т.д.). Это могут быть и занятия на тренажерах, и пробежка, и игра. При этом лучше использовать легкие и хорошо знакомые упражнения, доставляющие удовольствие и окрашенные в положительные эмоциональные оттенки.

2. Физкультурные паузы ставят целью компенсировать неблагоприятные влияния условий работы и проводятся приблизительно в середине первой и второй половин рабочего дня. В комплекс из пяти - восьми упражнений включают корригирующие осанку, активизирующие деятельность внутренних органов, влияющие на крупные мышечные группы, стимулирующие мозговой кровоток и т.д. Продолжительность - 10 - 15 мин.

3. Физкультминутки призваны оказать местное воздействие на наиболее утомленные части тела и группы мышц и проводятся непосредственно на рабочем месте через каждые 40 - 60 мин в течение 2 - 3 мин. Это могут быть вращения головой, плечами, смена позы, диафрагмальное дыхание, гимнастика для мышц зрительного аппарата, кистей и др.

4. В обеденный перерыв до приема пищи необходимо сменить обстановку, походить, а после приема пищи выполнить релаксирующие упражнения. Непосредственно перед возобновлением работы можно выполнить несколько легких упражнений типа вводной гимнастики.

5. В вечернее время правильно организованная двигательная активность (например, прогулка) будет способствовать хорошему качеству последующего сна и адекватному восстановлению мышечной работоспособности человека, связанной, в частности, с умственной профессиональной деятельностью.

Трудотерапия является близким по значению и механизмам действия к повседневным движениям. В процессе трудотерапии используются преимущественно двигательные действия, результатом которых является получение определенного продукта. Например, к трудотерапии можно отнести работу на приусадебном участке, столярные и другие виды работ по дому и пр.

Нетрадиционные средства в последние десятилетия приобретают в ЛФК все большее значение. В частности, все большее внимание привлекают различные виды восточных оздоровительных систем (йога, цигун и др.), аутотренинг, парадоксальная дыхательная гимнастика Г. Стрельниковой, метод волевого ликвидации глубокого дыхания Г. Бутейко и т.д.

2.3 Нагрузки в ЛФК

Для оказания терапевтического эффекта используемые в ЛФК физические нагрузки должны, с одной стороны, стимулировать тренировку резервных возможностей организма (и больного органа), а с другой - не нанести вреда выходом за свойственный данному состоянию организма диапазон адаптации.

Какими же должны быть эти нагрузки?

Фактором, ограничивающим физическую работоспособность человеческого организма, является сердце - именно оно ограничивает возможности потребления кислорода (при определенных степенях заболеваний ограничителем возможностей организма к адаптации может быть больная система). Поэтому чаще всего в оценке адекватности применяемых нагрузок ориентируются на состояние сердца.

Динамические нагрузки могут быть малой, средней и высокой интенсивности. При малой динамической нагрузке (например, при ходьбе) работающим мышцам требуется больше кислорода, поэтому сердце усиливает свои сокращения и учащает их. Сердечная мышца тренируется, в ней активируется обмен веществ, усиливаются восстановительные процессы; в организме усиливается сгорание углеводов, повышается усвоение мышцами кислорода, повышение АД будет незначительным, а вот реакция гипотензивных процессов, раз уж она началась, всегда идет достаточно интенсивно. Улучшаются свойства крови, уменьшается слипание тромбоцитов, повышается содержание липопротеидов высокой плотности, что способствует растворению холестерина при атеросклерозе. К тому же сосуды, проходящие в мышцах при ритмичной работе мышц, то сдавливаются, выталкивая кровь, то освобождаются от сдавливания, наполняясь кровью. Благодаря этому облегчается деятельность сердца, что особенно важно при его заболеваниях. При увеличении интенсивности выполняемой нагрузки потребности организма в энергетическом обеспечении резко повышаются, растет потребление кислорода. Если до этого источником энергии в основном было «сгорание» углеводов, то теперь в качестве источника энергии начинают выступать жиры, «сгорание» которых начинается примерно через 15-20 мин работы. Повышаются артериальное давление, частота пульса, содержание в крови адреналина и других активизирующих гормонов. Если подобная нагрузка продолжается не слишком долго (как долго - зависит от состояния здоровья, возраста, тренированности и т.д.), то сердце и весь организм получают хорошую тренирующую нагрузку. Более того, считается, что только такая нагрузка (предъявляющая повышенные требования к организму) и может развивать адаптирующие возможности организма. Раз за разом выходя на подобный режим работы, сердце все больше приспосабливается к этому режиму и вырабатывает все более экономичный и оптимальный вариант своей деятельности.

Дальнейшее увеличение нагрузки уже превышает возможности работоспособности сердца, и наступает момент, когда оно уже не состоянии обеспечить возросшие потребности в энергетических веществах, и в первую очередь в кислороде. Наступает «кислородный предел», за которым нагрузка начинает стремительно разрушать организм: идет повреждение мышечной системы, сердца, сосудов, головного мозга, нарушаются газовый, белковый, углеводный, жировой, гормональный и другие виды обмена веществ и т.д.

Исходя из сказанного, становится понятной важность оценки оптимальных для данного человека физических нагрузок. Для этого существуют различные способы, от самых простых и приблизительных до высокоточных, но сложных и требующих наличия специальной аппаратуры.

Самым простым способом дозирования нагрузок является определение максимального и субмаксимального пульса. Максимальным пульсом называется частота пульса, которая соответствует работе сердца, при которой достигается максимально возможное потребление кислорода (МПК) работающими мышцами. Есть специальные таблицы, определяющие максимальный пульс для каждого возраста, но существует и известная упрощенная формула: 220 - возраст (т.е. если больному 45 лет, то его максимально допустимый пульс равен 220 - 45 = 175). Субмаксимальный пульс рассчитывается как 75 (людям, имеющим проблемы с сердцем) или 85% (тренированным и практически здоровым) от максимального. Он соответствует тренирующим нагрузкам.

Таким образом, максимальный эффект для здоровья достигается при нагрузке, соответствующей субмаксимальному пульсу, и ни в коем случае нагрузка не должна давать пульс, превышающий максимально допустимый уровень.

Для оценки утомления при малой, средней и высокой нагрузках можно воспользоваться упрощенной, но вполне действенной схемой определения внешних признаков усталости.

Существуют и другие методы определения адекватности физических нагрузок, которые вполне доступны в повседневной деятельности специалиста ЛФК. Например, это может быть тест PWC170 (как вариант, используемый в клинической практике, - PWC150). В случае отсутствия необходимого оборудования для его проведения (велотренажер, тредмил, бегущая дорожка или др.), можно воспользоваться специально разработанным для лечебно-диагностических целей методом двойного произведения (ДП) - это частота сердечных сокращений (ЧСС) в одну минуту, помноженная на величину систолического артериального давления и разделенная на 100. Понятно, что чем выше пульс и давление, тем выше будет двойное произведение. Допустим, на высоте нагрузки артериальное давление (АД) достигло 180/100, а пульс - 120 уд./мин, тогда ДП будет равно 216. Считают, что для здорового человека ДП при субмаксимальной нагрузке должен быть в пределах 250 - 330, однако не стоит забывать и того, что этот показатель индивидуален для каждого человека и основное значение имеет его динамика - рост или снижение. Для самостоятельно занимающихся ЛФК больных вполне приемлем доступный практически в любых условиях метод - это подсчет пульса во время (или сразу после) выполнения физической нагрузки. Наиболее физиологическим будет режим тренировок, при котором «рабочий» пульс (т.е. во время выполнения работы) находится на уровне около 75% от максимального. Возможен и тот вариант, при котором ЧСС в это время находится в зоне аэробной работы, соответствующей пульсу 110 - 150 уд./мин. По мере повышения функциональной готовности больного (но не ранее трех - пяти месяцев с начала ЛФК) в выполнение нагрузки можно включать короткие, взрывные нагрузки, при которых пульс достигает 85 - 95%. Но такие «пиковые» нагрузки должны быть кратковременными (в начале - до нескольких секунд) и чередоваться с «плато» (т.е. более длительными монотонными нагрузками, при которых ЧСС находится в рабочем диапазоне). Общий подход здесь такой: по мере роста подготовленности вначале увеличивать продолжительность «плато», а уже затем увеличивать количество «пиков».

Отдельно следует остановиться на роли и месте статических нагрузок в ЛФК, при которых имеется напряжение мышц без их укорочения или удлинения. В этом случае в мышцах идет активный расход энергии и накопление продуктов этого распада, в первую очередь, молочной кислоты. Но поскольку динамического сокращения мышц не происходит, а кровеносные сосуды стиснуты напрягшимися мышцами, сердцу приходится проталкивать кровь через сосуды, длительно сдавленные напряженными мышцами, так что нагрузка на сердце резко и очень значительно возрастает. Ухудшается удаление вредных продуктов распада энергетических структур, жидкость застаивается в тканях и клетках, нарушая их естественный обмен веществ. Происходит выброс гормонов и гормоноподобных веществ, которые значительно повышают давление, что также увеличивает нагрузку на сердце.

Исходя из сказанного, становится понятным, почему изометрические нагрузки и работы, связанные с длительным статическим напряжением, категорически противопоказаны больным стенокардией, перенесшим инфаркт миокарда и воспалительные заболевания миокарда, а также лицам, имеющим признаки сердечной недостаточности. Да и другим людям не советуется выполнять изометрические упражнения более 4 - 5 мин и не более трех - пяти подходов за упражнение. Кроме того, подобные нагрузки включаются в комплекс упражнений не чаще трех раз в неделю и обязательно сочетаются с дыхательными и динамическими упражнениями.

Однако статические нагрузки обладают и положительным действием на организм. Так, в этих условиях развивается заметный тренирующий эффект на мышцы, что способствует быстрому наращиванию физической силы и выносливости. Кроме того, небольшие статические (вернее, изометрические) нагрузки способны активировать системы, понижающие АД, но в целом влияние статических нагрузок на сердечно-сосудистую систему нельзя признать благоприятным.

«Взрывные» силовые нагрузки по своему воздействию прежде всего на сердце являются самыми неблагоприятными, так как сочетают в себе как механизм статического напряжения, когда нарушается кровоток в напряженных мышцах, так и механизм динамического выполнения работы (штангу надо поднимать), когда усиленное сокращение мышц вызывает лавинообразный расход энергии и уменьшение содержания энергоаккумулирующих веществ.

Поэтому даже несмотря на кратковременность «взрывных» нагрузок серьезную перегрузку испытывает сердце (значительно повышается потребность сердца в кислороде при ухудшении коронарного кровотока,) происходит резкий выброс гормонов надпочечников (адреналина и др.), что при повторяющихся ситуациях способно привести к изменениям в надпочечниках, отмечается увеличение концентрации сахара и холестерина в крови; повышение артериального давления и избыточная нагрузка на сосуды при определенных условиях могут привести к разрыву того или иного кровеносного сосуда (и соответственно, к инфаркту, инсульту и т.д.). Как результат указанных изменений может произойти срыв адаптационных вегетативных механизмов, что способно вызывать помимо прочего и нарушение нормальной работы внутренних органов. Поэтому «взрывные» нагрузки категорически запрещаются людям, имеющим серьезные заболевания сердца и сосудов (ИБС, артериальная гипертензия, повышение холестерина), лицам, перенесшим воспалительные заболевания миокарда, а также сахарный диабет, повышение функции щитовидной железы и т.д.). Людям, не имеющим проблем с сердцем (и желающим, например, тренироваться в тяжелой атлетике на пределе своих возможностей), тем не менее рекомендуется соблюдать особую осторожность в подходе к режиму тренировок и структуре самой тренировки. Особую опасность для них составляют именно повторяющиеся предельные нагрузки взрывного характера, тогда как, скажем, для больного ИБС единственная нагрузка может стать последней.

2.4 Формы организации занятий ЛФК

Существуют две основных формы организации занятий ЛФК. Каждая из них имеет как свои достоинства, так и определенные ограничения и недостатки.

1. Организованные формы. Их особенностями являются:

Наличие квалифицированного руководителя;

Точный списочный состав группы;

Проведение занятий в соответствии с определенным графиком;

Наличие четкой программы занятий.

Организованные занятия являются основной формой применения ЛФК в любом лечебно-профилактическом учреждении. По своему построению они соответствуют всем основным принципам построения занятия по физическому воспитанию, а по содержанию - ведущим лечебным задачам для данного периода заболевания. При подготовке к занятиям врач и специалист ЛФК уточняют состав больных, обсуждают их особенности, устанавливают общие для всех больных и индивидуальные задачи. Основным документом, отражающим подготовительную к занятию работу и подбор средств ЛФК, является конспект.

Исходя из лечебных задач и состава больных, занятия можно проводить индивидуально, групповым или малогрупповым способом.

Индивидуальное занятие включает в определенном порядке и в соответствии с лечебными целями все показанные данному больному средства: массаж, гимнастические упражнения, игры. В зависимости от возможностей лечебного учреждения и характера патологического процесса оно может проводиться в палате, в специально оборудованном кабинете, на площадке и пр. Чаще всего индивидуально проводятся занятия в остром периоде заболеваний внутренних органов, при параличах и парезах.

Малогрупповые и групповые занятия проводятся при необходимости решения сходных лечебных задач с несколькими больными, находящимися на одинаковом режиме и в одном периоде заболевания. В некоторых случаях объединение больных в одной группе возможно, если у больных большая часть специальных и общих средств ЛФК совпадает. Следует учитывать, что и при занятиях с группой больных необходим индивидуальный подход, учитывающий особенности физической нагрузки, подбора некоторых упражнений, распределения ролей в подвижных играх и т.д. Групповые и малогрупповые занятия проводятся в специально оборудованном кабинете, на физкультурной площадке, в зале, в некоторых случаях в бассейне для лечебного плавания.

Малогрупповой и групповой способы проведения занятий наиболее эффективны, так как позволяют воздействовать сразу на большое количество больных, что позволяет рационально расходовать рабочее время специалиста ЛФК, а сами занятия приобретают эмоциональную и педагогическую насыщенность.

...

Подобные документы

    Основные задачи и противопоказания лечебной физической культуры. Лечебная физическая культура при острой пневмонии, при бронхиальной астме. Упражнения лечебной физкультуры. Снижение появления бронхоспазма. Противодействие возникновению ателектазов.

    презентация , добавлен 25.01.2016

    Анатомо-морфологические особенности женского организма. Этиопатогенез, клиника и классификация воспалительных заболеваний женских половых органов. Механизм лечебного действия физических упражнений. Задачи, средства, методика лечебной физической культуры.

    курсовая работа , добавлен 25.05.2012

    Общая клиническая характеристика гипертонической болезни I cтадии. Особенности лечения больных гипертонической болезнью, применение лечебной физической культуры на стационарном этапе. Задачи, средства, формы и методика занятий лечебной гимнастикой.

    курсовая работа , добавлен 25.05.2012

    Применение средств физической культуры с лечебной и профилактической целью. Лечебная физкультура, ее виды и формы. ЛФК для опорно-двигательного аппарата. Лечебной физкультуре для дыхательной системы по методу Стрельниковой. Комплекс ЛФК при ожирении.

    реферат , добавлен 15.03.2009

    Общая характеристика метода лечебной физической культуры. Цели, принципы и средства физической реабилитации больного. Клинико-физиологическое обоснование лечебного применения физических упражнений. Исследование способов дозирования физической нагрузки.

    презентация , добавлен 16.05.2016

    История лечебной физической культуры как системы применения ее средств для профилактики, лечения и реабилитации. Гимнастика для лечения в древности. Шведская система гимнастики Пэр-Генрих Линг. Наука о лечебном применении физических упражнений в России.

    реферат , добавлен 17.11.2010

    Понятие о лечебной физической культуре (ЛФК), ее цели, задачи, средства. История развития и становления ЛФК в России. Классификация и характеристика физических упражнений. Способы дозировки физической нагрузки. Особенности ЛФК при различных заболеваниях.

    шпаргалка , добавлен 18.12.2011

    Общие основы лечебной физкультуры. Классификация физических упражнений. Гимнастические, общеукрепляющие, специальные, спортивно-прикладные упражнения. Дозировка физической нагрузки. Формы и методы лечебной физкультуры. Перечень противопоказаний.

    реферат , добавлен 20.02.2009

    Строение костей кисти человека, исследование переломов пальцев кисти. Особенности лечебной физкультуры при переломах пальцев кисти. Характеристика лечебной гимнастики и физиотерапевтических процедур для реабилитации при переломах верхних конечностей.

    дипломная работа , добавлен 10.06.2010

    История возникновения и развития лечебно-физической культуры. Пожилые люди как объект социальной работы. Место и значение лечебной физической культуры в системе современной реабилитации. Разработка системы контроля за состоянием здоровья пожилых людей.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...