Специальные технические условия (СТУ). Специальные технические условия пожарной безопасности — примеры



Дополнительная информация по данной теме ЗДЕСЬ.

В состав ИРД входят распорядительные документы (Постановления, Распоряжения), разрешения, технические условия, материалы инженерных изысканий, согласования и утверждения, а также иные документы, полученные от уполномоченных государственных органов, и специализированных организаций для разработки, согласования проектной документации и строительства объекта недвижимости.

В полный комплект исходно-разрешительной документации включаются различные документы, которые отражают основные рекомендации и требования по размещению объекта строительства на местности, определяют границы земельного участка, технические и экономические показатели строительных объектов. К этим документам также относятся рекомендации и требования, которые были получены от различных согласующих органов для выполнения проектирования. В исходно-разрешительных условиях указываются возможности выполнения работ, которые учитывают экологические и санитарно-гигиенические нормы расположения объекта, предполагаемого назначения, особенности его использования, воздействия на окружающую среду.

Как правило, получение ИРД, необходимой для строительства, реконструкции, технического перевооружения и капитального ремонта зданий и сооружений, происходит параллельно с процессом их проектирования, и осуществляется инвестором (застройщиком), правообладателем земли либо действующим в его интересах лицом, называемым техническим заказчиком. Деятельность технического заказчика носит название сопровождения проектов или, более полно, правового сопровождения строительства зданий и сооружений, признанных на основании законодательства РФ «капитальными».

В отличие от проектной документации, ИРД не является продуктом творчества проектировщика, а, следовательно, и предметом авторского права, выдаётся заявителю специальным органом власти или уполномоченной организацией за фиксированную плату и в обязательном порядке (при условии соблюдения всех нормативных требований).

Случаи, когда разрешение на строительство не требуется, закреплены в (п. 17 ст. 51 ГрКРФ).

Разработка материалов предпроектных проработок и оформление комплекта исходно-разрешительной (ИРД) документации является начальной стадией инвестиционного процесса, основанием, в котором определяются качественные характеристики и финансово-экономические параметры будущего объекта недвижимости.
Исходно-разрешительная документация (ИРД) для оформления права на проектирование разрабатывается на основании утвержденной или согласованной в установленном порядке предпроектной градостроительной документации, в частности проекта планировки территории (ППТ) .
При отсутствии разработанной, утвержденной или согласованной в установленном порядке градостроительной документации на территорию планируемого строительства, Техническому заказчику необходимо организовать выполнение архитектурных предпроектных проработок, подготовить и согласовать градостроительное обоснование размещения объекта.

Таким образом, можно получить следующее определение, для дальнейшего его использования в договорах на проектирование, строительный подряд, выполнение функций Заказчика-Застройщика:

Исходно-разрешительная документация (ИРД) – документация, выдаваемая специальным органом власти или уполномоченной организацией за фиксированную плату (при необходимости) и в обязательном порядке (при условии соблюдения всех нормативных требований в отношении проектной и рабочей документации) в процессе проектирования и строительства Объекта, по запросу Застройщика (собственника или арендатора земельного участка), либо действующему в его интересах юридическому лицу.

В связи с тем, что вопросы градостроительной деятельности находятся в одновременном ведении Российской Федерации и ее субъектов, единого документа, который в полной мере регулирует порядок разработки и полный состав исходно-разрешительной документации не существует. Есть существенные различия в нормативно-правовых документах, которые приняты, например, в г. Москве (Законы г.Москвы, распоряжения Мэра, постановления Правительства Москвы); в Московской области - Законы МО, постановления Правительства МО, глав районных администраций МО), в городах Российской Федерации.


Основные документы ИРД :

  • (если требуется );
  • Технические условия на присоединение к сетям инженерного обеспечения (Договор);
  • Градостроительный план земельного участка (ГПЗУ);
  • Заключение государственной экспертизы проекта (на стадии «Проект», при особой сложности на стадии "Рабочий проект");
  • Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (обычно не относят к ИРД, так как их выполнение техзаказчик осуществляет после завершения строительства);
  • распорядительные документы, постановления и распоряжения различных органов исполнительной власти;
  • технические условия;
  • разрешения;
  • материалы инженерных изысканий;
  • согласования и утверждения;

и другие документы, выданные уполномоченными государственными органами и специализированными организациями для подготовки, согласования проектной документации и строительства различных объектов недвижимости.

Состав комплекта исходно-разрешительной документации (ИРД) содержит (Комплект документации, необходимый для разработки проекта планировки территории и на проведение градостроительной деятельности):

Данные о собственности:

  • Свидетельство о праве собственности (аренды) на участок;
  • Договор аренды участка (при аренде);
  • Акт выбора земельного участка (при аренде);
  • Кадастровый план участка;
  • Акты выбора трасс для внеплощадочных сетей, в т.ч. внеплощадочных сетей объектов;
  • Изменение вида разрешенного использования земельного участка: Постановление, Распоряжение, Кадастровый паспорт (если требуется );
  • Договор купли-продажи;
  • Инвестиционный контракт.

Утвержденная градостроительная документация:

Проведенные расчеты и подтверждения границ и видов разрешенного использования, расчеты и обоснования функционального назначения, технико-экономических показателей и посадки объекта недвижимости на данном земельном участке, а также подтверждение границ зон действия общественных сервитутов в границах данного земельного участка, другие доказательства, которые выполнены в соответствии с региональными нормативами и правилами использования земли и застройки необходимы для разработки градостроительного плана земельного участка, в том числе для осуществления благоустройства и озеленения участка территории.
  • Материалы территориального планирования населенного пункта;
  • Градостроительное заключение - Градзаключение (если размещаемый объект соответствует ранее определенному назначению территории);
  • Градостроительное обоснование - Градобоснование (при изменении категории земель или вида их разрешенного использования);
  • Градостроительное заключение в составе Эскиза № 1;
  • Заключения по обследованию объекта недвижимости (земельного участка - в случае нового строительства) либо здания, сооружения в случае его реконструкции либо технического перевооружения);
  • Ситуационного плана земельного участка по компенсационному озеленению в случаях необходимости уничтожения зеленых насаждений на земельном участке, отведенном для строительства;
  • Заключение о соответствии проектируемого объекта построенному, не выдается на руки Застройщику (обычно не относят к ИРД, так как их выполнение техзаказчик осуществляет после завершения строительства);

Решения Администрации:

  • Постановление о разрешении разработки проекта планировки территории;
  • Разрешение на снос зданий;
  • Разрешение на строительство;
  • Разрешение на вырубку зеленых насаждений;
  • Архитектурно-планировочное задание (градостроительное задание, задание на разработку проекта), утвержденное Главархитектурой;
  • Заключение органа по охране памятников (если строительство объекта планируется на исторических территориях);
  • Протокол рассмотрения Архитектурным советом (при органе по архитектуре и градостроительству) материалов предпроектных проработок;
  • Заключение по визуально-ландшафтному анализу (если строительство объекта планируется на исторических территориях)
  • Градостроительный план земельного участка (ГПЗУ)

Материалы инженерных изысканий:

Технические условия (ТУ) на подключение к инженерным сетям (выдаваемые техническими службами) с указанием на топографической съемке точек подключения к сетям; заключение по инженерному обеспечению объекта строительства (как правило, выполняется непосредственно по инициативе Заказчика-застройщика в целях получения предварительных технических условий присоединения к инженерным коммуникациям)
  • Отчет об инженерно-геодезических изысканиях;
  • Отчет об инженерно-геологических изысканиях;
  • Отчет об инженерно-экологических изысканиях;
  • Отчет об инженерно-гидрологических изысканиях;

Чертеж, составленный на основе топографического плана в масштабе 1:500, 1:2000, на котором отображаются в соответствующих границах:

  • Территории существующих, планируемых объектов капитального строительства федерального, регионального значения, иные застроенные и подлежащие застройке территории;
  • Территории линейных объектов;
  • Территории объектов культурного наследия;
  • Особо охраняемые природные территории, природные и озелененные территории;
  • Территории общего пользования;
  • Зоны с особыми условиями использования территорий;
  • Земельный участок, применительно к которому осуществляется подготовка градостроительного плана земельного участка и разработка соответствующего градостроительного обоснования;
  • Топографическая съемка в М 1:500 (на лавсане + электронная версия) с экспликацией подземных сооружений;

Акты и заключения надзорных служб:

Технические условия:

  • Водопровод;
  • Канализация бытовая;
  • Канализация ливневая;
  • Теплоснабжение;
  • Газоснабжение;
  • Электроснабжение;
  • Телефонизация и радиофикация;
  • Вывоз ТБО;
  • ГИБДД,РДУ/Мосавтодор/ФУАД/дороги;
Заключение по инженерному обеспечению объекта включает:
    • пояснительную записку;
    • предварительные технические условия эксплуатационных организаций;
    • расчетные данные технико-экономических показателей планируемого объекта недвижимости (ТЭП).

Дополнительные акты и заключения:

  • Согласование Роспотребнадзором места сброса очищенных стоков, анализ воды ВЗУ;
  • Акт обследования конструкций существующих зданий;
  • Согласование с владельцами граничащих земельных участков, согласование проектных решений с заинтересованными лицами в случае, при наличии сервитутов в их пользу;
  • Проект сокращения существующих или проектируемых СЗЗ, согласованный Роспотребнадзором;
  • Согласование Роспотребнадзором места расположения ВЗУ, очистных сооружений хозяйственно-бытового и дождевого стока;
  • ОВОС (Оценка воздействия на окружающую среду);
  • Заключение государственной экспертизы проекта (на стадии «Проект», при особой сложности на стадии "Рабочий проект");
  • Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (обычно не относят к ИРД, так как их выполнение техзаказчик осуществляет после завершения строительства);
  • Задание на проектирование, утвержденное Заказчиком и согласованное ГУ по делам ГО и ЧС
  • Планы ПИБ окружающей жилой или офисной застройки для расчета КЕО и инсоляции;
  • Технический паспорт на здание (в случае реконструкции/ капитального ремонта);
  • Обмерные чертежи (в случае реконструкции/ капитального ремонта);
  • Лицензии/допуск СРО сторонних подрядных организаций.

и другие необходимые согласования документы, выданные уполномоченными государственными органами и специализированными организациями для подготовки, согласования проектной документации и строительства различных объектов недвижимости.

В процессе оформления комплекта исходно-разрешительной документации (ИРД), в случае необходимости, может потребоваться разработка дополнительных предпроектных материалов и выполнение следующего комплекса работ:

  • корректировка существующего проекта планировки территории;
  • разработка предпроектных проработок на объект;
  • градостроительные обоснования размещения объекта;
  • разработка схем инженерного обеспечения;
  • расчет внеплощадочных сетей и сооружений на них;
  • разработка заключений по участку компенсационного озеленения;
  • расчет инженерного обеспечения с выделением физических объемов и стоимости городских сетей;
  • получение дополнительных согласований;
  • подготовка справочной, технической, информационной документации по требованию уполномоченных государственных органов.
Началу разработки проектно-сметной документации для строительства объекта недвижимости предшествует период предпроектной подготовки, состоящий из двух этапов:
    • прединвестиционного (разработка проекта планировки территории);
    • инвестиционного (разработка градостроительного обоснования размещения объекта строительства, подготовка исходно-разрешительной документации).

Проект планировки территории (из ст. 42 ГрК РФ)

Проект планировки территории (ППТ) - документ, устанавливающий на определенной территории зоны размещения и параметры существующих объектов и объектов, строительство которых может быть разрешено. Разрабатывается одновременно с проектом межевания территории, содержащим схему границ существующих земельных участков и земельных участков, формирование которых допустимо.

ППТ разрабатывается в развитие генеральных планов или при их отсутствии, как правило, - на территорию квартала или микрорайона, которые в градостроительном законодательстве называются элементами планировочной структуры. ППТ содержит основные показатели, необходимые для определения инвестиционной привлекательности территории – численность населения и возможные объемы нового строительства (жилищного, делового, социального, культурно-бытового, транспортного, инженерного), утверждается органом государственной или муниципальной власти с обязательным соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса РФ. Чертеж, разрабатываемый в составе ППТ, является базой для последующих видов проектных работ. ППТ - основа для формирования градостроительных планов земельных участков, необходимых для получения разрешения на строительство.

Необходимо понятие ППТ отличать от понятия "генеральный план". В отличие от генерального плана, являющегося документом с укрупненными ориентировочными показателями, ППТ - более подробный документ градостроительного регулирования, содержащий красные линии, объекты и инфраструктуру.Генеральный план поселения, в отличие от ППТ, не содержит необходимых данных для оценки возможности строительства. На основании утвержденного ППТ выдается градостроительный план земельного участка (ГПЗУ), необходимый для получения разрешения на строительства.

Подготавливается для: элементов планировочной структуры (например, для квартала)

Содержит: чертеж, включающий красные линии, дороги, улицы, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования, границы и характеристики зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности, параметрах застройки территории; материалы по обоснованию.

Градостроительный план земельного участка (ГПЗУ)

Градостроительный план земельного участка - вид документации по планировке территории. Подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.

Предоставляется застройщику органами власти и фактически является согласованием основных проектных решений, которое дает возможность проводить дальнейшие действия по реализации инвестиционного проекта.

Понятие градостроительного плана земельного участка введено Градостроительным кодексом РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ. Градостроительный кодекс РФ от 07.05.1998 N 73-ФЗ не предусматривал составление такого документа - согласование с органами власти или местного самоуправления проводилось уже после выполнения проектной документации.

Разработка проектной документации осуществлялась на основании архитектурно-планировочных решений, которые выдавались в соответствии с Федеральным законом от 17 ноября 1995 года N 169-ФЗ «Об архитектур/lifont face=leftной деятельности в Российской Федерации». В Москве в 2004-2008 годах документ аналогичного назначения носил название «акт разрешенного использования участка территории градостроительного объекта (земельного участка) для осуществления строительства, реконструкции».

Введение такого документа, как градостроительный план земельного участка, позволяет перенести основную часть согласований на предпроектную стадию, сократить сроки проектирования и продолжительность инвестиционного цикла. Вместе с тем согласования в строительстве всё ещё занимают 1,5-2 года и более; Уже Не Президент Д. А. Медведев намерен упростить эти процедуры и сократить сроки согласований до 3-4 месяцев.

Законодательством предусмотрены следующие виды документации по планировке территории:

  • проекты планировки территории;
  • проекты межевания территории;
  • градостроительные планы земельных участков.

Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа. Градостроительный план земельного участка как отдельный документ может выдаваться юридическим и физическим лицам по их заявлению.

Градостроительный план земельного участка используется для разработки проектной документации, разработки проекта границ застроенного (или подлежащего застройке) земельного участка, а в последующем - для выдачи разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Состав плана

Форма градостроительн2ого плана земельного участка утверждена Приказом Минрегиона Российской Федерации. Инструкция о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка опубликована Министерством регионального развития. В состав градостроительного плана земельного участка входит:

  • номер плана, кадастровый номер и наименование заявителя (преамбула);
  • чертёж градостроительного плана земельного участка;
  • информация о градостроительном регламенте земельного участка;
  • информация о разрешённом использовании земельного участка;
  • информация об объектах капитального строительства и культурного наследия;
  • информация о технических условиях подключения к сетям инженерно-технического обеспечения;
  • информация о возможности разделения участка.

Законодательством Москвы в определённых случаях предусматривается также разработка градостроительного обоснования, отсутствующего в федеральном законодательстве.

Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка

Подготовка градостроительного плана земельного участка для застраиваемых участков в составе проекта межевания может осуществляться только на основе документов территориального планирования. Подготовка градостроительного плана земельного участка в большинстве случаев может осуществляться заявителем, но утверждается всё равно органами власти.

В Градостроительном кодексе не указано, кому и на каком основании выдается Градостроительный план. Порядок выдачи определяется органами власти. Поэтому, как правило, градостроительный план земельного участка выдается только лицу, заинтересованному в строительстве или реконструкции объекта (застройщику), которое должно приготовить все основные документы.

Согласно законодательству выдача градостроительного плана земельного участка бесплатна для заявителя.

  • До 31 декабря 2013 года в отношении земельных участков, предназначенных для строительства, реконструкции линейных объектов, могут предоставляться градостроительные планы земельных участков в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации (Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ).
  • Об особенностях содержания состава градостроительного плана некоторых земельных участков см. Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ.
  1. Подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
  2. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
  3. В составе градостроительного плана земельного участка указываются:
    1. границы земельного участка;
    2. границы зон действия публичных сервитутов;
    3. минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
    4. информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
    5. информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
    6. информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
    7. информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия);
    8. границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
4. В состав градостроительного плана земельного участка может включаться информация о возможности или невозможности его разделения на несколько земельных участков.
5. Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Обследование зданий и сооружений

Обследование позволяет оценить техническое состояние несущих конструкций в зданиях и сооружениях, выявить прогибы, трещины, повреждения. Техническое обследование несущих конструкций дает оценку их состояния на текущий момент и позволяет выявить особенности работы в условиях эксплуатации и спрогнозировать их поведение в будущем.

Техническое обследование конструкций зданий и сооружений

Обследование конструкций и техническая экспертиза зданий подразумевает оценку технического состояния зданий и сооружений, оценку несущей способности строительных конструкций с использованием аналитических и численных методов расчета, неразрушающих методов обследования и разработку технической документации по результатам проведенной экспертизы.


Работы выполняемые при техническом обследовании:

  • техническое обследование фундаментов сооружений;
  • техническое обследование стен;
  • техническое обследование перекрытий;
  • техническое обследование кровли;
  • техническое обследование колонн;
  • техническое обследование железобетонных конструкций;
  • техническое обследование металлоконструкций.

Обследование несущих конструкций начинается с ознакомления с технической документацией, паспортами и сертификатами на материалы и визуальным и детальным обследованием конструкций.
В процессе детального обследования производятся испытание строительных конструкций неразрушающими методами. Испытания конструкций позволяют выявить причины появления дефектов, в период эксплуатации, которые проявляются в снижении прочности материалов, коррозии металлоконструкций и других повреждениях.

Схема разработки исходно-разрешительной документации в г. Москва


Перечень исходно-разрешительной документации и согласования проектно-сметной документации

(В соответствии с требованиями Градостроительного Кодекса РФ, Постановления Правительства РФ №145 от 05.03.2007, Постановления Правительства РФ №87 от 16.02.2008г проектная документация должна содержать следующие исходно-разрешительные документы согласно таблице, приведенной ниже)

1. Исходные данные (при отсутствии утвержденного и зарегистрированного в установленном порядке Градостроительного плана земельного участка) Перечень исходных данных, предоставляемых Заказчиком (согласно заданию на проектирования, договора)

1.1. Задание на проектирование, согласованное заказчиком и утвержденное инвестором (для бюджета Московской области – согласованное ГУ МО "Мособлгосэкспертиза") – представляется в обязательном порядке, также и в случае утвержденного градостроительного плана.
1.2. Договор аренды земельного участка.
1.3. Свидетельство на право собственности.
1.4. Договор купли-продажи.
1.5. Кадастровый план участка.
1.6. Инвестиционный контракт (копия).
1.7. Лицензии/допуск СРО сторонних подрядных организаций

Перечень исходных данных, предоставляемых Администрацией муниципального образования

1.8. Акт выбора земельного участка под размещение объекта строительства/протокол о результатах аукциона.
1.9. Акт выбора трасс (для линейных объектов, в т.ч. внеплощадочных сетей объектов).
1.10. Проект границ земельного участка.
1.11. Ситуационный план земельного участка/выкопировка из генплана ранее утвержденной градостроительной документации в соответствии с п. 2.12 АПЗ, заверенная гл.архитектором района (города) в соответствии с ТСН.
1.12. Постановление Администрации муниципального образования о предварительном согласовании места размещения объекта строительства/реконструкции.
1.13. Постановление Администрации муниципального образования об утверждении акта выбора и проекта границ земельного участка под строительство.
1.14. Решение Администрации области (города, района) о размещении, проектировании, строительстве данного объекта.
1.15. Распоряжение Главы города муниципального образования о сборе исходных данных и технических условий для разработки проектно-сметной документации на строительство объектов (муниципальные).
1.16. Акт обследования земельного участка под размещение объекта строительства.
1.17. Акт технического обследования участка под размещение объекта строительства.
1.18. Решение администрации о сносе строений/зелёных насаждений.

Перечень документов и проектных материалов проектов планировки территории, предоставляемых Заказчиком/Проектировщиком на рассмотрение в Градостроительный Совет при Главном архитекторе Московской области

(в соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 19.06.2006 г. №536/23 «Об утверждении состава и содержания проектов планировки территории, подготовка которых осуществляется на основании документов территориального планирования МО и на основании документов территориального планирования муниципальных образований Московской области»).

1.19. Градостроительная проработка размещения объекта.
1.20. Градостроительное заключение размещения объекта (форма 4,8).
1.21. Согласования заинтересованных служб района по выбору земельного участка.
1.22. Выписка из протокола Межведомственной комиссии по размещению объекта (при необходимости).
1.23. Письмо института ГУП МО «НИиПИ градостроительства» по размещению объекта.
1.24. Письмо Главархитектуры МО по размещению объекта.
1.25. Постановление администрации муниципального образования на проектирование.
1.26. АПЗ выданное главным архитектором муниципального образования и утвержденное Главным архитектором Московской области на проект строительства и проект планировки (выданное ранее 2009г.).
1.27. Материалы проведения общественных слушаний (постановление главы муниципального образования о назначении проведения общественных слушаний, копия газеты, протокол общественных слушаний, заключение – результат общественных слушаний).
1.28. Постановление администрации муниципального образования на разработку проекта планировки.
1.29. Задание на разработку проекта планировки, согласованное с Главархитектурой МО и утвержденного администрацией муниципального образования.
1.30. Постановление администрации муниципального образования об утверждении проекта планировки.
1.31. Технические условия (при необходимости).
1.32. Согласования и заключения по проекту служб государственного надзора и контроля в установленном порядке (министерство культуры, комитета по социальной защите, ГИБДД, МОБВУ и т.д., а также организаций, указанных в АПЗ).

Перечень исходно-разрешительной документации, представляемой Заказчиком/Проектировщиком на рассмотрение в Градостроительном Совете при Главном архитекторе Московской области.

1.33. Градостроительная проработка размещения объекта.
1.34. Письмо Главархитектуры по выбору участка.
1.35. Выписка из протокола Межведомственной комиссии (при необходимости).
1.36. Постановление администрации муниципального образования об утверждении ранее разработанной градостроительной документации, обосновывающей размещение объекта строительства.
1.37. Выкопировка из генплана ранее утвержденной градостроительной документации в соответствии с п. 2.12 АПЗ, заверенная гл.архитектором района (города) в соответствии с ТСН.

Перечень исходных данных по инженерно-техническому обеспечению, предоставляемых энергоснабжающими организациями по запросу Заказчика/Проектировщика.

1.38. Технические условия на подключение к сетям водоснабжения
1.39. Технические условия на подключение к сетям водоотведения (х/быт, ливневая канализация)
1.40. Технические условия на подключение к сетям теплоснабжения
1.41. Технические условия на подключение к сетям электроснабжения
1.42. Технические условия на организацию учета электропотребления (ОАО «Мосэнергосбыт»).
1.43. Технические условия на подключение к сетям связи (телеф./радиоф./диспетчер / ТВ)
1.44. Технические условия на подключение к системам видеонаблюдения, охранной сигнализации
1.45. Технические условия по инженерно-техническому обеспечению на период строительства для разработки раздела ПОС.
- ТУ на подключение к сетям электроснабжения;
- ТУ подключение к сетям водоснабжения, водоотведения;
- ТУ на слаботочные сети;
- ТУ на подключение к сетям теплоснабжения (при необходимости).
1.46. Разрешение на присоединение трансформаторной мощности (Заказчик).
1.47. Разрешение на отпуск газа (для котельной):
- письмо министерства ЖКХ МО «О согласовании строительства котельной»
- письмо ООО «Мострансгаз»
- письмо ООО «Мосрегионгаз»
- письмо ОАО «Газпром»
- письмо Топливно-энергетического комитета МО «О разрешении использования газа».
1.48. Технические условия на присоединение к дорожной / ж/д сети.
1.49. Технические условия на вынос инж. коммуникаций / сервитуты /(при необходимости).
1.50. Технические условия на разработку раздела ИТМ ГО ЧС, выданные Главным управлением МЧС России по МО. Приложение к техническим условиям: перечень исходных данных для разработки раздела ИТМ ГО ЧС и предупреждения ЧС природного и техногенного характера.
1.51. Специальные ТУ на проектирование объекта, утвержденные Росстроем (при отсутствии / отступлении от норм проектирования).
1.52. Утвержденный Роспотребнадзором проект сокращения СЗЗ.
1.53. Анализ исходной воды (для котельной / ВЗУ).

Материалы инженерных изысканий предоставляемых Заказчиком или разрабатываются Проектировщиком.

2. Согласования проектно-сметной документации:

2.1. Заказчиком.
2.2. Главным архитектором города (района)
2.4. Эксплуатирующей организацией на технологические разделы проекта
2.5. Эксплуатир. организациями, если требование содержится в технических условиях:
Водоканал / Газовый трест / Тепловые сети / Электрические сети / Телефон и радиофикация
2.6. Согласование сводного плана инженерных сетей со всеми заинтересованными организациями (в т.ч. с собственниками земельных участков, по которым проходят инженерные сети)
2.7. ГИБДД р-н / ГИБДД МО / ГИБДД РФ
2.8. Согласование с ГИБДД района, города (при примыкании проектируемых подъездных дорог к существующим)
2.9. Согласование с ГИБДД области (при примыкании проектируемых подъездных дорог к существующим)
2.10. РДУ / Мосавтодор / ФУАД "ЦР"
2.11. КСпН/ОМТУ ЦР ВТ / старшим авиационным начальником аэродрома
2.12. Мособлводхоз/рыбвод/МОБВУ
2.13. Геоцентр - Москва
2.14. Согласование проектных решений при размещении объекта в охранной зоне коммуникаций (МОЭСК, Мособлгаз, Ростелеком)
2.15. Министерство культуры МО / Росохранкультуры РФ
2.16. Комитетом социальной защиты
2.17. Протокол-согласование коллегии Минмособлстроя по повышенной этажности жилых зданий (выше 17-ти этажей)
2.18. Согласование проекта СЗЗ в установленном порядке (при необходимости)
2.19. Согласование разделов проекта с Роспотребнадзором (при необходимости)
2.20. Согласование разделов проекта с Ростехнадзором
2.21. Согласование Управлением архитектуры и градостроительства МО
2.22. Сопровождение экспертизы проекта в ГУ МО «Мособлгосэкспертиза»
2.23. Получение разрешения на строительство в местных органах власти

3.Стоимость ПИР – проектно-изыскательских работ (сметы)

Справочная литература

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 05.04.2013);
  • Интернет

Речь идет о документе, в котором содержатся технические нормы, разработанные на конкретный объект капитального строительства. В специальных технических условиях (СТУ) отображаются дополнительные особенности строительства, когда в ходе проектирования объектов самых разных типов нет возможности соблюсти все нормы и требования.

Все требования, которые будут указаны в СТУ, будут приоритетными в процессе проектирования и строительства на всей территории Российской Федерации. Иногда, необходимо России, если дополнительно есть часть обеспечения пожарной безопасности.
Вообще, на сегодняшний день существует сразу несколько разновидностей специальных технических условий. Определяется вид документации по характеру описанных требований в нем, а также сферой нормирования спец ТУ.

Когда требуется разработка и согласование специальных технических условий (СТУ) на объекты капитального строительства?


1. Если объект имеет проектные решения, имеющий отличия от нормативных требований законодательства РФ по пожарной безопасности.
2. Если нормативно-технической документацией не устанавливаются требования к объекту. Иными словами, объект отличается уникальностью и технической сложностью – речь идет про аэровокзальные комплексы, высотные здания, нефтедобывающие платформы.

Стоимость СТУ


Стоимость специальной технической документации зависит от вида здания и влияющий на его постройку факторов, например подземное или наземное сооружение. ?

Основанием для разработки и согласования является отсутствие основных норм проектирования для тех объектов, которые имеют особые уникальные параметры.



СТУ разрабатываются в соответствии с утвержденным приказом Минрегиона РФ от 01.04.2008 г. №36 .


И жилищно-коммунального хозяйства РФ. Деятельность по разработке СТУ на сегодняшний день не лицензируется.

Именно этот подход дает возможность инвесторам и проектировщикам эффективно использовать СТУ в качестве документа, который позволяет регулировать все несоответствия проекта требованиям противопожарной безопасности, сохраняя при этом, возможность применять важные для инвестора решения (техническая и экономическая целесообразность).

В зависимости от того, насколько планируемый к строительству объект соответствует действующим нормативным положениям, СТУ могут разрабатываться трех видов:

  • СТУ, содержащие технические требования на проектирование, строительство и эксплуатацию объектов, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), а также иных объектов, для проектирования которых недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативными техническими документами.

  • СТУ, содержащие технические требования на проектирование и строительство объектов в части обеспечения пожарной безопасности.

  • СТУ, содержащие технические требования по обеспечению сейсмической безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов на площадках сейсмичностью более 9 баллов для всех видов объектов.
  • Разработка и согласование Спец ТУ (СТУ) устанавливает максимально четкие требования для каждого конкретного объекта – это дает возможность значительно упрощать подготовку проектной документации, подготовив ее к успешному прохождению государственной экспертизы.

    Какие возможности открывает Спец ТУ?




    1. Регулирует различные спорные вопросы, связанные с расхождениями в нормативной документации.
    2. Определяет оптимальный перечень основных противопожарных мероприятий.
    3. Использование более эффективных проектных решений.

    Рекомендовано выполнять разработку проектной документации (а также специальные технические условия) параллельно в условиях очень тесного взаимодействия между проектировщиками. Именно это помогает внедрять в проект рациональные решения, сводя к минимуму риски возникновения лишних временных и финансовых затрат.

    "Утверждаю"

    Руководитель Департамента

    градостроительной политики

    развития и реконструкции

    города Москвы

    В.И. Ресин

    РАЗРАБОТАНО: Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы (Москомархитектурой) с участием Комитета города Москвы по государственной экспертизе проектов и ценообразования в строительстве (Мосгосэкспертизой), государственным учреждением города Москвы "Городской координационный экспертно-научный центр "Энлаком" (ГУ "Центр "Энлаком") и открытым акционерным обществом "Центральный научно-исследовательский и проектный институт жилых и общественных зданий (ОАО "ЦНИИЭП жилища") СОГЛАСОВАНО: Комитетом государственного строительного надзора города Москвы (Мосгосстройнадзором) УТВЕРЖДЕНО: Руководителем Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы В.И. РЕСИНЫМ 01 октября 2007 года ВВЕДЕНО В Впервые ДЕЙСТВИЕ: ОСНОВАНИЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ: Распоряжение Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы от 15 июня 2007 года "О разработке Положения о технических условиях на проектирование и строительство уникальных, высотных и других экспериментальных объектов капитального строительства в городе Москве"

    1. Область применения

    Настоящее Положение о технических условиях на проектирование и строительство уникальных, высотных и экспериментальных объектов капитального строительства в городе Москве устанавливает общие рекомендуемые правила их построения, изложения, оформления и порядок их согласования и утверждения до принятия соответствующих технических регламентов.

    Настоящее Положение о технических условиях на проектирование и строительство уникальных, высотных и экспериментальных объектов капитального строительства в городе Москве (далее - Положение) разработано в развитие Московских городских строительных норм "Временные нормы и правила проектирования многофункциональных высотных зданий и зданий-комплексов в городе Москве" (далее - МГСН 4.19-2005), утвержденных постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2005 г. N 1058-ПП.

    2. Основные положения

    2.1. Технические условия (далее - ТУ), содержащие требования безопасности, и разработанные в соответствии с требованиями настоящего Положения, законодательства Российской Федерации и действующих нормативных документов, после их согласования соответствующим федеральным органом исполнительной власти в установленной сфере деятельности, утверждения инвестором или заказчиком-застройщиком, являются нормативно-техническим документом для подготовки проектной документации на конкретный объект капитального строительства, включая конструкции фасадных систем.

    Указанные ТУ являются составной частью проектной документации на конкретный объект.

    2.2. Технические условия на проектирование и строительство уникальных, высотных и экспериментальных объектов капитального строительства в городе Москве, предназначены для использования проектными и строительными организациями, инвесторами и заказчиками-застройщиками.

    Виды уникальных, высотных и экспериментальных объектов капитального строительства, на которые распространяется действие настоящего Положения, приведены в .

    2.3. Основой для подготовки ТУ является утвержденное инвестором или заказчиком-застройщиком техническое задание (далее - ТЗ), учитывающее особенности конкретного объекта. Требования ТЗ должны отвечать МРР-2.2.13-06 "Пособие по составлению и оформлению заданий на разработку проектной документации для объектов гражданского и промышленного назначения, проектов застроек, инженерных сетей и дорожно-транспортных сооружений".

    2.4. ТУ должны содержать требования ко всем разделам проекта.

    В зависимости от особенностей конкретного объекта допускается разработка ТУ, содержащих один и более разделов.

    Перечень разделов ТУ приведен в настоящего Положения.

    2.5. Требования, установленные ТУ, не должны противоречить обязательным требованиям, установленным законодательством и правовыми актами Российской Федерации, и действующими нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, а также нормативам градостроительного проектирования города Москвы.

    Требования ТУ должны основываться на передовом опыте и на современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии.

    2.6. Если отдельные требования, установленные в действующих нормативно-технических документах в области строительства, распространяются на конкретную проектную продукцию для конкретного объекта, то в ТУ эти требования не повторяют, а в соответствующих разделах ТУ даются ссылки на данные нормативно-технические документы в соответствии с ГОСТ 2.105-79 "ЕСКД. Общие требования к текстовым документам".

    Взамен ГОСТ 2.105-79 постановлением Госстандарта РФ от 8 августа 1995 г. N 426 с 1 июля 1996 г. введен в действие ГОСТ 2.105-95

    2.7. Инвестор или заказчик-застройщик, до согласования и (или) до утверждения ТУ в установленном порядке, может получить заключение Научно-технического совета Москомархитектуры о соответствии проекта ТУ.

    Порядок согласования и утверждения ТУ приведен в настоящего Положения.

    2.8. Порядок организации и проведения научно-технической оценки ТУ приведен в настоящего Положения.

    2.9. Порядок учета, хранения согласованных и утвержденных ТУ, прошедших научно-техническую оценку, аналогичен порядку, принятому для проектной документации.

    3. Правила построения, изложения и оформления технических условий

    3.1. ТУ должны содержать вводную часть и следующие разделы, расположенные в последовательности:

    назначение и общая характеристика объекта капитального строительства;

    специальные технические требования, учитывающие особенности:

    архитектурно-планировочных решений,

    общих требований по организации строительства объекта,

    оснований, фундаментов и подземной части объекта,

    конструктивных решений надземной части объекта, включая конструкции фасадных систем с учетом требований по энергоэффективности;

    требования к инженерному обеспечению объекта, включающие требования:

    к тепловой защите объекта,

    к водопроводу, канализации и водостокам,

    к теплоснабжению, отоплению, вентиляции, кондиционированию и холодоснабжению,

    к лифтам, мусороудалению и пылеуборке,

    электроснабжению, электротехническим устройствам,

    электроосвещению,

    автоматизированным комплексам, связи и информации;

    требования по мониторингу инженерных систем и конструкций;

    требования по охране окружающей среды.

    Отдельными разделами определяются требования по безопасности, учитывающие санитарно-гигиенические требования, требования к конструктивной, пожарной, биологической, химической безопасности, включая антитеррористическую защищенность объекта и т.п., обеспечивающие комплекс мер по безопасности, в зависимости от специфики объекта.

    Конкретный состав разделов и полноту их содержания определяет разработчик ТУ в соответствии с требованиями ТЗ на проектирование объекта.

    3.2. Содержания перечисленных разделов, кроме разделов: "Назначение и общая характеристика объекта", "Нормативные ссылки", "Специальные технические требования", "Требования безопасности", "Требования по мониторингу инженерных систем и конструкций", "Требования по охране окружающей среды", должны отвечать требованиям МГСН 4.19-2005 и требованиям инвестора или заказчика-застройщика.

    3.3. Текст ТУ в соответствии с требованиями ГОСТ 2.114-95 "ЕСКД. Технические условия" должен быть кратким, точным, не допускающим различных толкований, логически последовательным и достаточным для использования в соответствии с заявленной областью применения.

    При изложении обязательных требований в тексте ТУ следует применять слова: "должен", "следует", "необходимо" и т.п.

    3.4. Текстовую часть ТУ оформляют на листах формата А4. Обозначение ТУ указывают на каждом листе в верхнем правом углу (при односторонней печати) или в левом углу четных страниц и правом углу нечетных страниц (при двусторонней печати).

    3.5. Схемы, чертежи и таблицы, иллюстрирующие отдельные положения ТУ, выполняют на листах форматов по ГОСТ 2.301-68 "ЕСКД. Форматы".

    3.6. Обозначение ТУ присваивает разработчик по согласованию с инвестором или заказчиком-застройщиком с учетом следующих положений:

    Пример обозначения ТУ:

    ТУ 001-38576343-2007 "Технические условия на противопожарную защиту..." - название объекта капитального строительства, где:

    001 - трехразрядный регистрационный номер, присваиваемый разработчиком ТУ;

    38576343 - код организации по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО) - владельца ТУ;

    2007 - год утверждения ТУ.

    При этом подписи лиц, предусмотренные в основной надписи по ГОСТ 2.104-68 "ЕСКД. Основные надписи", указывают на титульном листе.

    4. Порядок согласования и утверждения технических условий

    4.2. ТУ утверждаются без ограничения срока действия.

    4.3. Необходимость согласования с другими заинтересованными организациями при наличии требований, относящихся к их компетенции, определяет разработчик совместно с инвестором или застройщиком-заказчиком.

    4.4. Согласование ТУ оформляют в соответствии с ГОСТ 2.114-95 "ЕСКД. Технические условия".

    5. Научно-техническая оценка технических условий

    5.1. Основаниями для проведения научно-технической оценки проекта ТУ, предназначенных для подготовки проектной документации и строительства (реконструкции), уникальных, высотных и экспериментальных объектов капитального строительства городе Москве, являются:

    заявления, поданные инвесторами или заказчиками-застройщиками, или физическими лицами (далее - заявителями);

    распоряжения, приказы, поручения Мэра Москвы, подведомственных структур Правительства Москвы, предписания руководителей государственных органов надзора и экспертизы проектов;

    решения правоохранительных и судебных органов.

    5.2. Заявителем представляются на научно-техническую оценку НТС Москомархитектуры (далее - НТС) проект ТУ.

    5.3. Заключение НТС по результатам научно-технической оценки проекта ТУ выдается на основе заключений соответствующих Рабочих комиссий НТС и заключений организаций, внесенных Москомархитектурой в Реестр аккредитованных специализированных научно-исследовательских и иных организаций, осуществляющих проведение работ по научно-технической оценке проекта ТУ, и (или) заключений, привлекаемых специалистов-экспертов (далее - экспертов).

    5.4. Заключение НТС Москомархитектуры утверждается председателем НТС Москомархитектуры.

    5.5. При проведении научно-технической оценки проекта ТУ руководствуются техническими регламентами, межгосударственными (международными) и национальными стандартами, строительными нормами и правилами (СНиП), сводами правил (СП), нормами и нормативами органов государственного надзора, Московскими городскими строительными нормами (МГСН).

    5.6. Порядок выполнения научно-технической оценки проекта ТУ осуществляется в соответствии с Регламентом работы Научно-технического совета Архитектурного совета Москомархитектуры, утвержденного председателем Москомархитектуры 02.10.2006 г., и распоряжением Москомархитектуры от 10.07.2006 г. N 16 "О научно-технической оценке технических условий, применяемых для проектирования и строительства в городе Москве" в редакции распоряжения Москомархитектуры от 14.06.2007 г. N 53 "О внесении изменений и дополнений в распоряжение Москомархитектуры от 10.07.2007 г. N 16".

    5.7. Для проведения научно-технической оценки проекта ТУ заявитель представляет в Москомархитектуру следующие материалы:

    письмо (заявление, обращение) заявителя;

    техническое задание на проектирование объекта капитального строительства;

    проект ТУ.

    При необходимости Москомархитектурой могут быть дополнительно к указанным выше документам запрошены документы, подтверждающие обеспечение пожарной, конструктивной и иной безопасности объекта:

    заключения негосударственной экспертизы проектной документации, выданные аккредитованными организациями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (при их наличии);

    другие документы, подтверждающие безопасность применяемых материалов и конструкций (оборудования, инженерных сетей и т.п.).

    5.8. Срок проведения научно-технической оценки проекта ТУ с выдачей заключения НТС определяется в зависимости от вида и сложности объекта научно-технической оценки и не может превышать одного месяца.

    5.9. Проведение работ по научно-технической оценке проекта ТУ осуществляется на договорной основе между заявителем и привлекаемыми организациями и (или) экспертами.

    5.10. Разработка проектной документации инвестором или застройщиком-заказчиком осуществляется с учетом положительного заключения НТС Москомархитектуры по проекту ТУ на конкретный объект капитального строительства.

    5.11. ТУ, согласованные федеральными органами исполнительной власти в установленной сфере деятельности, прошедшие научно-техническую оценку НТС Москомархитектуры, утвержденные в установленном порядке инвестором или застройщиком-заказчиком, и проектная документация на конкретный объект капитального строительства, разработанная на основе указанных ТУ, направляются инвестором или застройщиком-заказчиком на государственную экспертизу.

    5.12. Принятые НТС Москомархитектуры решения по рассмотрению проекта ТУ являются рекомендательными.

    Приложение А

    к о технических условиях

    на проектирование и строительство

    уникальных, высотных и экспериментальных

    объектов капитального строительства

    руководителем Департамента

    градостроительной политики,

    развития и реконструкции

    города Москвы В.И. Ресиным

    Виды уникальных, высотных и экспериментальных объектов капитального строительства, на которые распространяется действие Положения о технических условиях на проектирование и строительство уникальных, высотных и экспериментальных объектов капитального строительства в городе Москве

    1. Аэропорты и иные объекты авиационной инфраструктуры.

    2. Объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

    3. Метрополитены.

    4. Автомобильные дороги общего городского пользования и относящиеся к ним транспортные инженерные сооружения.

    5. Экспериментальные и другие объекты, у которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:

    высота, которых более 75 метров;

    пролеты более чем 100 метров;

    консоли более 20 метров;

    заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 10 метров;

    конструкции фасадных систем;

    наличие конструкций конструктивных систем, в отношении которых применяются нестандартные методы расчета с учетом физических или геометрических нелинейных свойств либо разрабатываются специальные методы расчета.

    Приложение Б

    (справочное)

    к о технических

    условиях на проектирование

    и строительство уникальных, высотных

    и экспериментальных объектов

    капитального строительства

    в городе Москве, утвержденному

    руководителем Департамента

    градостроительной политики,

    развития и реконструкции

    города Москвы В.И. Ресиным

    Общие требования
    к содержанию раздела технических условий по конструктивным решениям фасадных систем

    В разделе ТУ по конструктивным решениям фасадных систем должны быть отражены нижеприведенные требования:

    к техническому обоснованию выбора фасадной системы;

    к несущей способности анкеров фасадной системы исходя из физико-механических характеристик основания несущих или ограждающих конструкций (элементов) зданий и сооружений;

    к теплотехническим характеристикам ограждающих конструкций Ro (приведенное сопротивление теплопередаче) с учетом относительной площади остекления бета и уровня высотности здания;

    к характеру и величине статических и ветровых нагрузок, принимаемых с учетом турбулентной составляющей, определяемой обдувом макета здания в аэродинамической трубе или методом математического моделирования;

    по долговечности фасадных конструкций и применяемых облицовочных материалов и лакокрасочных покрытий;

    по коррозионной стойкости несущих конструкций в соответствии с ГОСТ 9.401-91 не менее 50 лет;

    по усталостной прочности металлических конструкций с учетом воздействия кратковременных импульсных ветровых нагрузок по результатам их моделирования;

    к мероприятиям по безопасности фасадных конструкций;

    к мероприятиям по антитеррористической безопасности;

    к мероприятиям по пожарной безопасности фасадных конструкций;

    к мероприятиям по безопасной эвакуации людей;

    к мероприятиям по мониторингу фасадных конструкций, которые должны включать инструментальный и автоматизированный контроль в процессе строительства и эксплуатации, включая тепловизионный;

    к мероприятиям по эксплуатации фасадов, включающие техническое обеспечение ремонтопригодности систем, чистки, мытья светопрозрачных ограждений;

    к мероприятиям по акустике с параметрами, характеризующими внешнюю и внутреннюю шумоизоляцию фасадных конструкций.

    Положение о технических условиях на проектирование и строительство уникальных, высотных и экспериментальных объектов капитального строительства в городе Москве (утв. Департаментом градостроительной политики развития и реконструкции г. Москвы 1 октября 2007 г.)

    Технические условия на подключение инженерных коммуникаций - это технико-экономические характеристики подключения возводимых объектов к существующим инженерным коммуникациям, выдаваемые с учетом новой нагрузки от возводимого строения.

    В большинстве случаев собственник сетей или эксплуатирующая организация выдает только точку подключения к инженерным системам, технический регламент подключения и максимальную нагрузку, которую может обеспечить сеть в данной точке. Прокладка инженерных коммуникаций от данной точки до строящегося объекта - дело Инвестора или Застройщика.

    На предпроектной стадии выдаются технические условия, необходимые для предварительного расчета стоимости подключения объекта к инженерным коммуникациям (Заключение об инженерном обеспечении) для технико-экономического обоснования проекта.

    На стадии «П» или «РД» технические условия выдаются для проектирования на срок от года до трех лет.

    Получение предварительных технических условий (ТУ)

    В целях получения предварительных технических условий присоединения к инженерным коммуникациям выполняется заключение по инженерному обеспечению объекта строительства (электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, канализация, газ).

    Согласование и получение технических условий на подключение объекта к городским инженерным сетям

    Согласование и выдача технических условий, необходимых для подключения объекта к системам электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, осуществляется организацией по эксплуатации сетей инженерно-технического обеспечения.

    Готовые технические условия содержат данные о максимальной нагрузке в возможных точках подключения, сроках подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и сроках действия самих технических условий.

    Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (утв. постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006 г. N 83)

    1. Настоящие Правила регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее — технические условия), включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения.

    Настоящие Правила применяются также в случаях, когда в результате строительства (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения либо оборудования по производству ресурсов требуется подключение к технологически связанным сетям инженерно-технического обеспечения.

    2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

    "ресурсы" — холодная и горячая вода, сетевой газ, электрическая и тепловая энергия, используемые для предоставления услуг по электро-, тепло-, газо- и водоснабжению;

    "сети инженерно-технического обеспечения" — совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения. При подключении объектов капитального строительства непосредственно к оборудованию по производству ресурсов либо к системам водоотведения и очистки сточных вод при отсутствии у организации, осуществляющей эксплуатацию такого оборудования, сетевой инфраструктуры указанная организация является организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения в части предоставления технических условий и выполнения иных действий в соответствии с настоящими Правилами;

    "подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения" - процесс, дающий возможность осуществления подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также к оборудованию по производству ресурсов;

    "технологически связанные сети" - принадлежащие на праве собственности или ином законном основании организациям сети инженерно-технического обеспечения, имеющие взаимные точки присоединения и участвующие в единой технологической системе электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения;

    "точка подключения" - место соединения сетей инженерно-технического обеспечения с устройствами и сооружениями, необходимыми для присоединения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к системам электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.

    3. В случае если законом субъекта Российской Федерации - г. Москвы или г. Санкт-Петербурга полномочия в области градостроительной деятельности не отнесены к перечню вопросов местного значения, соответствующие действия, права и обязанности органов местного самоуправления осуществляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

    4. При подготовке градостроительного плана земельного участка , предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, подготавливает орган местного самоуправления на основании:

    • информации о разрешенном использовании земельного участка;
    • предельных параметров разрешенного строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, установленных в отношении данного земельного участка;
    • региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования;
    • схем существующего и планируемого размещения объектов капитального строительства (электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения) федерального, регионального и местного значения;
    • предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков.

    В случае, если обеспечение отдельными видами ресурсов возможно осуществлять различными способами, орган местного самоуправления при подготовке градостроительного плана земельного участка определяет технические условия для всех возможных способов.

    В отношении застроенного земельного участка, а также после определения правообладателя земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, в градостроительный план земельного участка включаются технические условия, выданные правообладателю земельного участка в соответствии с пунктами 5 - 12 настоящих Правил.

    5. Орган местного самоуправления не позднее чем за 30 дней до даты принятия решения о проведении торгов по продаже права собственности (аренды) земельного участка или о предоставлении для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия.

    Для получения технических условий, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения орган местного самоуправления в срок не позднее чем за 45 дней до даты принятия одного из указанных решений обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства.

    6. В случае если правообладатель земельного участка намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, а также если истек срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий.

    Если правообладатель земельного участка не имеет сведений об организации, выдающей технические условия, он обращается в орган местного самоуправления с запросом о представлении сведений о такой организации, а орган местного самоуправления представляет в течение 2 рабочих дней от даты обращения сведения о соответствующей организации, включая наименование, юридический и фактический адреса.

    7. Организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, в которую должен быть направлен запрос о получении технических условий, определяется органом местного самоуправления на основании схем существующего и планируемого размещения объектов капитального строительства в области электро-, тепло- газо-, водоснабжения и водоотведения федерального, регионального и местного значения, а также с учетом инвестиционных программ указанной организации, утверждаемых представительным органом местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а для сетей газоснабжения — на основании программ газификации, утверждаемых уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

    В случае если инвестиционная программа организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не утверждена, технические условия выдаются при предоставлении земельного участка для комплексного освоения с последующей передачей создаваемых сетей инженерно-технического обеспечения в государственную или муниципальную собственность либо при подключении к существующим сетям инженерно-технического обеспечения и выполнении указанной организацией за счет средств правообладателя земельного участка работ, необходимых для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения в точке подключения на границе существующих сетей. Это условие не распространяется на случаи, когда для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства не требуется создания (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения.

    Органам местного самоуправления (органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации - гг. Москвы и Санкт-Петербурга) рекомендуется принимать созданные за счет правообладателя земельного участка за пределами границ земельного участка сети инженерно-технического обеспечения в муниципальную (государственную) собственность.

    8. Запрос органа местного самоуправления либо правообладателя земельного участка о предоставлении технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения должен содержать:

    • наименование лица, направившего запрос, его местонахождение и почтовый адрес;
    • нотариально заверенные копии учредительных документов, а также документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего запрос;
    • правоустанавливающие документы на земельный участок (для правообладателя земельного участка);
    • информацию о границах земельного участка, на котором планируется осуществить строительство объекта капитального строительства или на котором расположен реконструируемый объект капитального строительства;
    • информацию о разрешенном использовании земельного участка;
    • информацию о предельных параметрах разрешенного строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, соответствующих данному земельному участку;
    • необходимые виды ресурсов, получаемых от сетей инженерно-технического обеспечения;
    • планируемый срок ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства (при наличии соответствующей информации);
    • планируемую величину необходимой подключаемой нагрузки (при наличии соответствующей информации).

    9. Организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения , обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 настоящих Правил запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. В целях проверки обоснованности отказа в выдаче технических условий правообладатель земельного участка вправе обратиться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по технологическому надзору за соответствующим заключением.

    Выдача технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется без взимания платы.

    10. Технические условия должны содержать следующие данные:

    • максимальная нагрузка в возможных точках подключения;
    • срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый, в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ;
    • срок действия технических условий, но не менее 2 лет с даты их выдачи. По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены.

    11. Информация о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения должна содержать:

    • данные о тарифе на подключение, утвержденном на момент выдачи технических условий в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
    • дату окончания срока действия указанного тарифа (если период действия этого тарифа истекает ранее окончания срока действия технических условий);
    • дату повторного обращения за информацией о плате за подключение (если на момент выдачи технических условий тариф на подключение на период их действия не установлен).

    Если для подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не требуется создания (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения, плата за подключение не взимается.

    Если у организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства, отсутствуют утвержденные инвестиционные программы, подключение осуществляется без взимания платы за подключение, а вместо информации о плате за подключение выдаются технические условия в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил.

    12. В случае обращения правообладателя земельного участка , который намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, если технические условия на его подключение отсутствовали, либо истек срок их действия, или в случае обращения органа местного самоуправления в целях получения информации о земельных участках, находящихся в границах застроенных территорий, организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, определяет технические условия:

    • на основе анализа резерва мощностей по производству соответствующих ресурсов и пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения, а в точках взаимного присоединения — совместно с организациями, осуществляющими эксплуатацию технологически связанных сетей инженерно-технического обеспечения с учетом указанного анализа;
    • с учетом оценки альтернативных вариантов подключения объектов капитального строительства к существующим сетям инженерно-технического обеспечения;
    • с учетом принятых такой организацией в соответствии с ранее выданными техническими условиями обязательств по обеспечению подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

    13. Возможность подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в случаях, указанных в пункте 12 настоящих Правил, существует:

    • при наличии резерва пропускной способности сетей, обеспечивающего передачу необходимого объема ресурса;
    • при наличии резерва мощности по производству соответствующего ресурса.

    Отсутствие на момент запроса указанных резервов является основанием для отказа в выдаче технических условий, за исключением случаев, когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.

    14. В целях подтверждения наличия резервов пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения , обеспечивающих передачу необходимого объема ресурса, и (или) резерва мощности по производству соответствующего ресурса организация, получившая запрос о выдаче технических условий, согласовывает технические условия с организациями, владеющими технологически связанными сетями инженерно-технического обеспечения и (или) объектами по производству данного ресурса. Соответствующие организации в течение 5 рабочих дней от даты обращения должны согласовать данную информацию либо представить письменный мотивированный отказ.

    15. Подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется на основании договора. Порядок заключения и исполнения указанного договора, существенные условия такого договора, права и обязанности сторон определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    16. Обязательства организации , выдавшей технические условия, по обеспечению подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с такими техническими условиями прекращаются в случае, если в течение 1 года с даты получения технических условий правообладатель земельного участка не определит необходимую ему подключаемую нагрузку и не обратится с заявлением о подключении объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

    17. В случае если подключение объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям инженерно-технического обеспечения , принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании лицу, которое является потребителем соответствующего вида ресурсов (далее - основной абонент), технические условия такого подключения могут быть выданы основным абонентом по согласованию с ресурсоснабжающей (сетевой) организацией, к чьим объектам присоединены принадлежащие основному абоненту сети инженерно-технического обеспечения. По соглашению между ресурсоснабжающей (сетевой) организацией и основным абонентом технические условия может разработать ресурсоснабжающая (сетевая) организация.

    Плата за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения определяется на основании тарифов, установленных органом местного самоуправления для подключения объекта капитального строительства к системам коммунальной инфраструктуры соответствующей ресурсоснабжающей (сетевой) организации.

    Договор о подключении объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения заключается с основным абонентом, который должен заключить с ресурсоснабжающей (сетевой) организацией договор о подключении к сетям инженерно-технического обеспечения для получения дополнительной мощности. Стороны могут заключить трехсторонний договор о подключении.

    18. При смене правообладателя земельного участка , которому были выданы технические условия, новый правообладатель вправе воспользоваться этими техническими условиями, уведомив организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, о смене правообладателя.

    Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

    Загрузка...